Если ребенок не хочет читать

Приучаем ребенка читать книги: 10 полезных советов

Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

  • Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
  • Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
  • Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей.

Они не понимают значения слов в обычном тексте.

  • Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
  • Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
  • У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
  • Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали.
  • Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
  • Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
  • Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем.

    На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.

    Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка

    Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

    Обычно дети отвечают так:

    «Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

    Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

    «Рассказы, повести — это скукота»

    Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.

    Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора.

    ..», а не «Алису в Стране чудес».

    «Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

    Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.

    Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.

    Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.

    Консультация для родителей «Ребёнок не хочет читать. Что делать?»

    Волжанина Елена
    Консультация для родителей «Ребёнок не хочет читать. Что делать?»

    МАДОУ «Детский сад «Электроник»

    Учитель-логопед 1 категории Волжанина Елена Владимировна.

    Консультация для родителей

    «Ребенок не хочет читать. Что делать

    «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дидро.

    Эта статья представлена как консультация для родителей на тему о нежелании детей дошкольного возраста читать и о помощи родителям и детям.

    Часто можно слышать от родителей сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встает проблема детского чтения.

    Цель статьи: познакомить родителей с различными методами, приёмами, которые помогут заинтересовать детей в желании читать.

    «Садимся читать, строчку прочтет с горе пополам,а потом говорит: «Не хочу, у меня не получается, почитай ты», – расстроенно рассказывает мама шестилетнего Пети. Вижу, что ему трудно, даже жалко становится, но ведь должен же он сам когда-нибудь начать читать.

    Подобные ситуации довольно часто происходят с детьми старшего дошкольного возраста. Однако причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознает ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает,зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех детей в группе, чтобы получить наконец обещанный родителями велосипед или все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания. Иногда родители требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. А интерес сам появиться не может.

    Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят за телевизором или компьютером.

    Конечно, есть другие семьи,в которых разговоры о значении книг просто не нужны: ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги.

    Раньше об обучении дошкольников чтению не было и речи. Буквы изучали в первом классе, постепенно учились читать.

    Но время изменилось, школы используют развивающие программы обучения. На собеседованиях при поступлении в школу детей просят прочитать тексты. И записывают в школу или гимназию только тех, кто умеет читать.

    Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, предпоссылок учебной деятельности. (Закон «Об образовании в РФ» 2013, ст. 64).

    Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?

    Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя.На первых порах помогает прием совместного чтения: одно слово читает взрослый, другое – ребенок.Другой прием: взрослый читает, ребенок следит глазами. Заранее договариваются, что как только взрослый сожмет руку ребенка, слово читать будет он. Можно договориться читать по-другому: ребенок – первое и последнее слова в строке, а взрослый – середину. Родители читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте – нет времени. Способов чтения вдвоем можно придумать множество. На следующий день предоставьте инициативу ребенку самому придумать, как они будут читать.

    А как сделать чтение для ребенка увлекательным и интересным? Для начала

    надо выбрать книгу для чтения с крупным шрифтом, красочно иллюстрированную, слова должны быть разделены на слоги. Рассказ для чтения надо выбирать небольшой, из нескольких предложений, чтобы ребенок увидел результат и смог рассказать о прочитанном.

    Можно читать не только книги, а записки, письма, объявления. Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится. На следующее утро еще письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он оставил ему билеты в цирк. С каждым днем письма всё длиннее, а читаются быстрее. У ребёнка же с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

    Взрослым обязательно стоит помнить, как много зависит от их отношения к чтению. Обязательно поговорите с ребенком о прочитанном, пусть малыш почувствует ваш интерес. Похвалите, даже если не очень получалось. Радуйтесь каждому пpoчитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

    А свои замечания лучше высказывать с уверенностью, что в следующий раз сын (дочь) будет более внимательным и все получится лучше.

    Не забывайте, что первое чтение – это обязательно чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что читает. Это не только обеспечивает эффективное освоение чтения, способствует развитию устной речи, но и позволяет выявить, что малыш неправильно прочитал, не понял.

    И еще о выборе книг. Результаты опроса показали, что научно-познавательная литература, сказки занимают довольно скромное место среди читаемых книг (14,7%, а 21,3% назвали любимыми книжками комиксы. Родители, покупая ребенку комиксы, не задумываются о развивающем значении книг.

    Сейчас много появилось книг в магазинах. Но, многие специалисты считают, что даже при наличии в семье хорошей библиотеки сформировать полноценный круг чтения ребенка можно только при активном посещении библиотеки. У ребенка появляется новая роль – он читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. Но если выбрал, то обязан прочитать в указанный срок и вернуть в хорошем состоянии. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге.

    Памятка для родителей по приобщению дошкольников

    1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.

    2.Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.

    3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными.

    Хороший тренажер перед началом серьезного чтения –

    4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны

    ему: про животных, об игрушках.

    5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны

    быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.

    6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом.

    Пусть он подходит и отходит.

    7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста

    сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание

    малыша на картинки.

    Памятка для родителей

    1. Читайте вслух с ребенком не менее

    10-15 минут в день.

    2. Перед чтением уберите со стола

    отвлекающие предметы, проветрите комнату.

    3. Если ребенок устал, проведите

    4. Во время чтения книги выясняйте значения

    трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

    5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит

    книга, что нового ребенок узнал.

    6. Предложите ребенку нарисовать картинку к

    самому интересному отрывку из книги или

    выучить его наизусть.

    7. Предлагайте ребенку для самостоятельного

    чтения специальную литературу

    из серии «Читаем сами».

    Что делать, если ребёнок не хочет делиться своими игрушками? Общаясь с ребёнком, необходимо учитывать его возможности. Учёные утверждают, что в 2 года ребёнок не готов, искренне, делиться своими игрушками.

    Консультация «Что нужно делать, если ребёнок заикается?» Заикание — это проблема с ритмом речи, когда человек точно знает, что он/она хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных.

    Консультация для родителей «Что читать детям по правилам дорожного движения» Что читать детям по правилам дорожного движения С каждым годом все оживленнее становиться движение на улицах больших городов и маленьких.

    Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», “Нет, не бери, это моё!” На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.

    Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?» Каждый ребенок хочет радовать своих родителей, выступая на празднике в детском саду. Детские утренники – хороший повод для родителей.

    Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает» Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.

    Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?» Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент своей жизни их ребёнок стал использовать в своей речи бранные слова.

    Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.

    Консультация для родителей «Ребёнок плохо ест. Что делать?» Что делать если ребенок плохо ест! Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей Как правило, всем родителям хочется, чтобы.

    Консультация для взрослых «Что делать, если ребёнок кусает других детей» «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК КУСАЕТ ДРУГИХ ДЕТЕЙ» Многие родители и воспитатели жалуются, что малыши часто кусают и сверстников, и взрослых.

    «Мой ребёнок не читает»: 16 способов изменить ситуацию

    Мы часто делаем подборки классных книг для детей разных возрастов, но вы их не покупаете, потому что ваш ребёнок не читает? Может, купить ему комикс про супергероев? Наш блогер, HR-менеджер Юлия Рих, поделилась своими советами, как привить детям любовь к чтению (про выбор книжек тоже есть советы).

    В эпоху активного родительства основная проблема современных мам и пап — заставить ребёнка читать. Можно сказать более культурно — привить ребёнку любовь к чтению, но смысл тот же: хочу видеть своего ребёнка с книгой в руках (красиво одетым, вежливым и с двумя языками). Хотелось бы также, чтобы он сам тянул в книжный, просил книгу на день рождения, с упоением рассказывал о прочитанном, ходил в библиотеку как на праздник, просился на литературные лекции и выйти наконец из мира мам, дети которых не читают.

    Где мы видим читающих детей сегодня?

    • В транспорте? Почти все — в телефонах, кроме хиппующих подростков и студентов-филологов.
    • С фонариком под одеялом? Если в семье случилось такое счастье, мама обязательно напишет об этом в фейсбуке — чтобы остальные обрыдались от зависти.
    • На уроках с книгой на коленках? Учителя не жалуются, хотя единичные случаи наверняка встречаются.
    • В долгой дороге в самолете, автобусе, поезде? Как правило, родители заранее закачивают игры и фильмы, чтобы не мешал.
    • В библиотеках? В Москве сейчас работают отличные библиотеки, с арт- пространствами и лекционными залами, хорошим оснащением, и дети там точно появляются. Но в регионах это картинка из прошлого века, старенько, бедненько, с тетушками, которые лучше знают, что читать современным детям. Я бы пока своих младших детей одних туда не отпускала. Заклюют.
    • На скамейках, в парках, на траве? Чаще побеждают сахарная вата и спорт.
    • Больше всего детей около книг или с ними можно встретить в книжных магазинах. В основном с родителями, которые выбирают книги сами, а ребёнок в это время скучает рядом, потому что мама лучше знает.
    • Иногда с электронной читалкой — тут, считай, повезло.

    Желание родителя понятно: сами мы выросли в стране читающей, где чтение было культом, домашняя библиотека — священным местом в квартире, а книга — лучшим подарком. Есть мнение, что читающими мы стали от изоляции и бедности в целом. Не было путешествий, развлечений, интернета, даже телевизор был не у всех. Кроме кружков по интересам, надо было куда-то девать свободное время. Его в детстве прорва. Где было получать новый опыт? Только погружаясь в мир литературы, где случались и путешествия, и впечатления, и возможность вообразить себя в нереальных обстоятельствах.

    Книги заменяли собой мир довольно долго. Вплоть до мобильного интернета и соцсетей. Теперь же мир изменился, дети — результат другой культуры мышления, а мы остались теми же. Наши ценности, что естественно, тянутся из прошлого. Мы сами по-другому думать не умеем и считаем, что отличный от нашего способ получения информации точно хуже. Ребёнок с книжкой — это совсем не то, что ребёнок с телефоном, и точка. И это правда. Чтение, безусловно, формирует новые реальности. Развивает воображение и способствует грамотности. Чтение даёт возможность не прыгать между фактами, а, не переключаясь, погружаться в повествование, вместе с ним проживая события и судьбу героев.

    10 простых советов, как научиться понимать книги и читать с толком

    Книги нельзя заменить гаджетами и белым шумом, сколь бы интересными они ни были. Каждый из потоков информации формирует что-то своё в интеллекте и развитии человека, и мир без книг кажется страшно ограниченным. Но ребёнок, как правило, отражает реальность. Какую реальность он видит? Родители постоянно в сети. Сеть у каждого своя. У кого-то — интеллектуальная лента в фейсбуке, у кого-то — фото звёзд из инстаграма, кто-то слушает подкасты NASA, читает статьи о современном искусстве, а кто-то смотрит интервью со звёздами и видео, как сделать мейкап. Ребёнок этой разницы не понимает. Он просто видит родителя и телефон. Учителя и телефон. Педагога в телефоне и тренера на тренировке в вотсапе. Да что там, даже водители маршруток постоянно смотрят в телефон.

    Мы хотим насадить старое, когда все живут по-новому. Это как, не объясняя, зачем им латынь, всячески на ней настаивать

    Надежда всё-таки есть. Несколько лайфхаков могут помочь привить культуру чтения и по возможности приоткрыть ребёнку мир книги. Попробуем разобраться, что и как работает в мире литературы. Это наверняка потребует родительского усилия и денег, но если цель поставлена, можно и постараться.

    1. Читать вслух

    Многие сходятся во мнении, что это очень помогает культуре чтения. Читать вслух следует не только малышам, а буквально до тех пор, пока ребёнок не откажется сам. Это утомительно, долго, своих дел полно, но результат будет. Леонид Парфенов, например, рассказывал, что читал своим детям, когда они были уже практически взрослые.

    2. Читать самому

    Это сложно сделать, если вы читать не любите. Но если в доме взрослые регулярно читают, ребёнку трудно выпасть из этой ролевой модели. Для него именно это и будет нормой. Если же вы не читаете совсем, тогда и к своему ребёнку будьте снисходительны.

    3. Регулярный книжный шопинг

    Заводите ребёнка в книжный магазин так же часто, как и поесть. Пусть это станет ритуалом, причём как можно раньше. Ему год? Заезжайте с коляской, пусть привыкает к атмосфере. Со временем оставляйте в детском отделе одного, а сами отходите. Ему десять, и вы только начали? Отлично, вот магазин, вот книги, сориентируйся, пока я выберу себе что-то. Выбирать себе книги, находить среди них что-то интересное и важное — навык, который можно развить, только тренируясь. Обязательно проведите там время, за которое можно успеть рассмотреть, изучить и почитать.

    4. Хочет — купи!

    Если в книжном магазине ребёнок что-то захотел, постарайтесь это купить, а гамбургер купите в следующий раз. Да, книги — дорого, да, возможно, он выбрал ерунду. Но у вас же высокая цель — привить любовь к чтению, идите к ней. Идеально, если в результате каждого похода в книжный ребёнок приносит домой книгу, которую он выбрал самостоятельно.

    Просто закройте глаза и купите, что бы это ни было. Это будет отличный опыт. Комиксы так комиксы, «Гарри Поттер» так «Гарри Поттер»

    Одно время дети в моём окружении зачитывались детскими детективами Кати Матюшкиной. Боже, какой это был стыд. Плохая бумага, плохие сюжеты, всё пресно, скучно, стоило как хорошая книга. Не знаю, что там был за 25-й кадр, но вся серия была затёрта детьми до дыр. Это время прошло, а Катю Матюшкину я вспоминаю с большой благодарностью. Следует помнить, что вкус специфичен, ваша задача — чтобы ребёнок читал, а не именно и только высокую советскую классику. Кстати, аргументы в духе «у меня квартира маленькая, съёмная, книги уже ставить негде» отбросьте. Хотите, чтобы ребёнок читал, — подвиньте гардероб, купите больше книжных полок.

    5. Не куплю, но выкручусь

    Не можете купить — возьмите эти книги в библиотеке. Или зайдите в книжный и проведите там полчаса, пусть почитает то, что хотел купить, и удовлетворит своё любопытство.

    6. Правильный книжный магазин

    Выберите место, где персонал не дергает покупателей, где стоят удобные кресла, можно посидеть, полистать, потрогать, выбрать. Поначалу дети не поймут, что им делать. Подайте пример. Вот я читаю, и ты себя чем-нибудь займи. Мы здесь на полчаса. В книжном выбор огромный, что-то обязательно его увлечёт. В нашей семье, пока один ребёнок запоем читает то, что ему нравится, и умоляет остаться подольше, второй тоскливо перебирает какую-то музыкальную ерунду, нажимает кнопочки и рассматривает канцтовары. Каждому своё. Ритуал даст свои плоды. Пусть в выбранном вами книжном персонал не стоит за спиной, не торопит, не косится на детей. Пусть это будет настоящее удовольствие.

    7. Журналы — тоже про чтение

    Выделите ежемесячный бюджет на журналы и газеты. В детском поле очень трудно найти что-то приличное, познавательное и с минимумом рекламы, но оно всё-таки есть. Могу порекомендовать исторический журнал «Дилетант» (для взрослых, но легко читается детьми разных возрастов, даже младшими школьниками), журнал «Популярная механика» (взрослый, много рекламы, но единственное издание про технику и технологии для широкого круга читателей), журнал «Футбол. Хоккей» для фанатов, математический журнал «Квантик» (кроме математических задач, довольно много познавательных рассказов). Изучите вопрос, полистайте, посмотрите, что зайдёт ребёнку, и регулярно покупайте.

    8. Рекомендации работают

    Читайте обзоры хороших литературных критиков, спрашивайте у друзей, у других детей, у продавцов. Иногда мне давали прекрасные советы даже на пляже, а не только в хорошем московском книжном. Рынок детской литературы огромный и дорогой. Растеряться там несложно. Не стесняйтесь спрашивать.

    9. Если подарок, то с книгой

    Подкладывайте к любому подарку хотя бы одну книгу. Пусть это станет привычкой: есть подарок, есть и книга. Дарите то, что входит в интересы ребёнка: например, он давно хочет энциклопедию человечков лего, но это дорого. Отличный получится долгожданный подарок, а бабушки со своими энциклопедиями пусть сами их и читают.

    10. Не заставлять, не ругать

    Настанет момент, и ваш ребёнок принесёт домой обязательный список литературы на лето. Бабушка тут же пороется в архивах и найдёт пыльную старую книгу о том, что ребёнок даже не знает, написанную теми словами, которых он даже не слышал. Эти списки — часто хвост из прошлого советской школы. Они как бы снимают с вас ответственность и необходимость погрузиться в тему. Вот уже ведь всё готово, кто-то заранее составил список нужного, вперёд. Но современному ребёнку это читать часто совершенно неинтересно. Непонятно. Неактуально.

    «Читать сложнее, чем открыть видос на YouTube или включить сериал». Почему подростки ненавидят «Бедную Лизу»

    Например, надо прочесть «Подвиг о настоящем человеке», а он хочет, допустим, за вами прочесть «Цветы для Элджернона», или биографию Стива Джобса, или Катю Матюшкину. Он свой опыт чтения при этом получит. За неосвоенный список не ругайте, достаточно ему будет порицания учителя.

    11. Книга и чтение — это удовольствие высшей пробы

    Это как в первый раз смотреть с высоты воздушного шара на землю, как экзотическое путешествие на край земли или путешествие в прошлое. Совершенно новый опыт, фантазии, погружение в другую реальность. Исключите из этого мира выражение «обязательно к прочтению». Школьная система от этого не рухнет, а отношения с ребёнком вы не испортите.

    12. Что хочу, то и читаю

    Не запрещать, в идеале ничего. Ваши книги, книги ваших друзей, книги, которые кажутся вам глупыми или даже неприятными. Вы не знаете, что у ребёнка в голове, что его сейчас волнует, что ему важно компенсировать, узнать, в чём раствориться. Он сам интуитивно чувствует, ищет ответы и стремится к ним изо всех сил. Книги не алкоголь, пусть читает что хочет. Хоть учебник анатомии (есть такие примеры из детства гениальных врачей).

    13. Регулярность

    Шопинг, книжные магазины, библиотеки, книги в подарок — попробуйте делать это в течение года, двух лет. Не отчаивайтесь, не опускайте руки, не приводите в пример других читающих детей, не срывайтесь. Вода камень точит.

    14. Электронные книги — те же книги, только сбоку

    Если это поможет чтению, прекрасно, в итоге даже выйдет дешевле. С маленькими можно сыграть на тщеславии и моде. Новый гаджет, только книжный.

    15. Литературные лекции и семинары

    Дети, как я слышала, после лекций Дмитрия Быкова выходят буквально потрясённые. Это дорого; может быть, логистически неудобно, но есть и онлайн-версии, и если поставить цель, варианты можно найти. Даже при региональных скромных библиотеках проходят различные встречи и чтения, где можно встретить увлечённых взрослых и круг по интересам.

    16. Статьи

    Поймали интересную ребёнку тему — распечатайте по ней статьи. Спорт ли это, какой-то герой, рассказ о том, как создавались любимые персонажи, — в топку идёт всё, что его увлекает.

    Если же по каким-то причинам (даже с прилагаемыми с вашей стороны усилиями) ребёнок всё-таки не читает, любите его таким некнижным. Возможно, он вас ещё удивит. Возможно, он потребляет информацию другим способом, присмотритесь и работайте уже в этом направлении. Вы тоже, в конце концов, иногда просто смотрите фоточки, а не только научпоп изучаете.

    Вот видео из проекта «10 глупых вопросов» — небольшое интервью с библиотекарем. Возможно, такие работают буквально рядом с вашим домом.

    Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Если ребенок не хочет читать

    Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

    1. Внесите элемент игры

    Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.


    Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

    2. Пусть ребенок читает то, что нравится

    Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


    Автор фото: Алия Гимранова, — источник

    Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

    3. Заведите дома большую библиотеку

    Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


    Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

    Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

    4. Не заставляйте дочитывать до конца

    Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


    От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

    5. Покажите, что удивительного в книгах

    Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


    Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

    6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

    Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

    7. Не ставьте условий

    Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


    А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

    8. Выбирайте красивые книги

    Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


    Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

    9. Оставляйте книги на видном месте

    Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

    10. Читайте вместе с ребенком

    Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


    И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

    И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

    Как заставить ребенка читать?

    Можно ли убе­дить ребенка читать? Стоит ли тра­тить время на раз­го­воры о пользе чте­ния или лучше жестко при­нуж­дать к нему? Что делать роди­телю, кото­рый в отча­я­нии опус­кает руки, потому что ребе­нок не читает, и в школе за ним закре­пи­лась репу­та­ция лен­тяя? О мифах, сте­рео­ти­пах и ошиб­ках роди­те­лей гово­рим с дет­ским ней­ро­пси­хо­ло­гом Марией Чибисовой.

    В пер­вом классе ребе­нок плохо читал, с тру­дом скла­ды­вал буквы в слова. Со вре­ме­нем выра­бо­тался навык чте­ния, однако ни в десять, ни в четыр­на­дцать лет ребе­нок так и не имеет при­вычки читать. При этом у всех в семье выс­шее обра­зо­ва­ние, все много читают и счи­тают чте­ние неис­чер­па­е­мым ресур­сом и чрез­вы­чайно важ­ным уме­нием. Что делать?

    Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забы­вать и учи­ты­вать время, в кото­ром живем. Сего­дня инфор­ма­ция вос­при­ни­ма­ется спо­со­бом, отлич­ным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и жур­налы — это был основ­ной спо­соб полу­че­ния инфор­ма­ции. Сего­дня мы полу­чаем ее через ком­пью­тер и из интер­нета. Поэтому тре­бо­ва­ния пап и мам отно­си­тельно чте­ния часто не совсем адек­ватны и не учи­ты­вают совре­мен­ный кон­текст. Это во-первых.

    Во-вто­рых, нередко роди­тели слиш­ком эмо­ци­о­нальны в своих ожи­да­ниях. В доку­ча­ю­щих и стро­гих раз­го­во­рах могут про­скаль­зы­вать выра­же­ния: «не будешь читать, вырас­тешь двор­ни­ком…». Силами роди­те­лей про­ис­хо­дит под­мена смыс­лов. Вме­сто «читать — это инте­ресно и боль­шое удо­воль­ствие», полу­чаем: «читать — это пра­вильно, нужно».

    Такого рода ожи­да­ния от род­ствен­ни­ков вызы­вают у ребенка прежде всего напря­же­ние, кото­рое рож­дает ком­плекс «соот­вет­ствия ожи­да­ниям». Сам факт чте­ния пере­стает быть для него про­цес­сом и пре­вра­ща­ется в «пунк­тик». Чте­ние же ста­но­виться нагруз­кой, напря­же­нием и на выходе вызы­вает протест.

    Именно поэтому очень мно­гие роди­тели стал­ки­ва­ются с тем, что у совре­мен­ных детей вообще нет инте­реса к кни­гам, они их не воспринимают.

    Но есть же и дру­гая сто­рона. Дети испы­ты­вают слож­но­сти с чте­нием, легко утом­ля­ются. Разве не нужно их насильно застав­лять читать, чтобы через регу­ляр­ность выра­бо­та­лась привычка?

    «Как заста­вить читать?» — такой фор­му­ли­ровки вовсе не должно быть. В этом сло­во­упо­треб­ле­нии сразу слы­шен нега­тив­ный под­текст: чте­ние — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

    На самом деле, чте­ние — это один из навы­ков ребенка, кото­рый может при­но­сить удо­воль­ствие и явля­ется поло­жи­тель­ным момен­том в его жизни.

    В послед­нее время вообще наблю­да­ется тен­ден­ция нагне­та­ния обста­новки не только вокруг чте­ния, но в целом вокруг обу­че­ния детей, под­го­товки их к школе. Обу­че­ние стало зани­мать черес­чур много вре­мени в жизни ребенка, по срав­не­нию с тем, как это было раньше. Так же воз­росли эмо­ции роди­те­лей в этом отно­ше­нии. Эмо­ции совер­шенно кон­крет­ные, кото­рые навя­зы­ва­ются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отлич­ни­ком. Регу­лярно роди­тели пере­но­сят на ребенка соб­ствен­ный школь­ный опыт, часто нега­тив­ный. Про­цесс школь­ного обу­че­ния таким обра­зом ста­но­вится очень напря­жен­ным. И чте­ние здесь самый пока­за­тель­ный пример.

    Мно­гие роди­тели наивно пола­гают, что если мой ребе­нок умеет читать, к школе он готов. Это огром­ная ошибка. И это абсо­лютно не так.

    Чте­ние и письмо —это послед­ние вещи, кото­рые дол­жен уметь делать дошколь­ник. Пер­вич­ным явля­ется уро­вень раз­ви­тия выс­ших позна­ва­тель­ных функ­ций: спо­со­бен ли он кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние, как раз­виты у него само­кон­троль и моти­ва­ция. Речь уже не об игро­вой моти­ва­ции, кото­рая к школе еще оста­ется в активе любого ребенка, а о позна­ва­тель­ной. Спо­со­бен ли ребе­нок без вся­кого дав­ле­ния со сто­роны, по соб­ствен­ной ини­ци­а­тиве и с есте­ствен­ным инте­ре­сом, сидеть и что-то изу­чать? Хва­тает ли у него на это сил?

    Очень часто (до пер­вого года жизни) роди­тели пока­зы­вают мла­денцу буквы на кар­точ­ках, рас­счи­ты­вая научить его читать: «такой малень­кий, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для роди­те­лей это больше удо­вле­тво­ре­ние своих амби­ций, чем есте­ствен­ных потреб­но­стей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физио­ло­ги­че­ски в годо­ва­лом воз­расте еще не сфор­ми­ро­ваны отделы голов­ного мозга, отве­ча­ю­щие за раз­ли­че­ние зна­ков, их удер­жа­ние и вос­про­из­ве­де­ние. В луч­шем слу­чае, если что-то и удастся, так это выра­бо­тать услов­ный рефлекс.

    Если ребе­нок гар­мо­нично раз­ви­ва­ется с пер­вых лет жизни, если роди­тели вни­ма­тельны к ходу про­цесса его раз­ви­тия, вни­ма­тельны к его потреб­но­стям в этом раз­ви­тии и дают ребенку то, что в каж­дый кон­крет­ный период жизни ему нужно и важно, тогда чте­ние появится само собой и про­блем с ним не возникнет.

    Как много при­ме­ров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно —это про­ис­хо­дит в пять-шесть лет, ино­гда даже в четыре. Они начи­нают про­яв­лять инте­рес к бук­вам, к над­пи­сями на улице, быстро схва­ты­вают и запо­ми­нают. И для этого вовсе не нужно орга­ни­зо­вы­вать какой-то спе­ци­аль­ный про­цесс. Воз­ник­но­ве­ние этого инте­реса — при­знак физио­ло­ги­че­ской сфор­ми­ро­ван­но­сти мозга, под­го­тов­лен­но­сти к вос­при­я­тию дан­ной инфор­ма­ции. Но ни в коем слу­чае не нужно тут же нагру­жать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каж­дый день, как уроки. Чте­ние не должно пре­вра­щаться в «обя­за­ловку». Оно должно быть при­ят­ным вре­мя­пре­про­вож­де­нием, в кото­ром ребе­нок дости­гает успе­хов, увле­ка­тель­ной игрой. Задачи, кото­рые роди­тель ста­вит перед ребен­ком, должны быть осно­ваны не на ожи­да­ниях, а на возможностях.

    Застав­лять ребенка читать насильно нельзя тем более. Вся­кое наси­лие все­гда имеет послед­ствия. Как мини­мум, чте­ние не будет доб­ро­воль­ным и есте­ствен­ным про­цес­сом. В вопросе чте­ния одно­значно должна быть сво­бода. Ребенку должно нра­виться читать. Ведь чте­ние это заня­тие, кото­рое по опре­де­ле­нию не может не нра­виться. Мы должны про­бу­дить инте­рес к этому про­цессу, под­дер­жать, помочь пре­одо­леть труд­но­сти. Глав­ный вопрос, кото­рый дол­жен сто­ять перед роди­те­лями: не «как заста­вить?», а «как помочь в чтении?»

    Суще­ствует мне­ние, что если ребе­нок будет видеть роди­теля с кни­гой, то он непре­менно зачитает.

    Не то, чтобы непре­менно, но доля веро­ят­но­сти дей­стви­тельно повы­ша­ется. Если ребе­нок с ран­него воз­раста видит, что книга — обыч­ный и нуж­ный пред­мет в доме, ею поль­зу­ются все, что посред­ством книги он сам полу­чает поло­жи­тель­ные эмо­ции, веро­ят­ность того, что и дальше он захо­чет полу­чать эти эмо­ции — очень велика.

    Если в семье никто не читает, а роди­тели тре­буют от ребенка того, что не делают сами, то чте­ние может стать полем сопро­тив­ле­ния и войны между ребен­ком и взрос­лыми. Отно­ше­ние к чте­нию должно быть нор­маль­ное, не сильно эмо­ци­о­нально заря­жен­ное и ско­рее пози­тивно окрашенное.

    Если роди­тели зани­ма­ются соб­ствен­ным раз­ви­тием, и ребе­нок наблю­дает это, если он видит, что папа и мама сами много чем инте­ре­су­ются, в том числе читают, чте­ние для них не напря­жен­ный труд, а лег­кий и при­ят­ный досуг, то дети под­пи­ты­ва­ются от этого эмоционально.

    Когда ребе­нок малень­кий, мы готовы быть снис­хо­ди­тель­ными к отсут­ствию инте­реса к чте­нию. Но хоте­лось бы, чтобы дости­гая опре­де­лен­ного воз­раста, 10–14 лет, ребе­нок все-таки читал и ини­ци­а­тива исхо­дила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-раз­ному. От одного ребенка ини­ци­а­тива не исхо­дит, а от дру­гого исхо­дит, но пред­по­чте­ние отда­ется лите­ра­туре не по воз­расту: вме­сто романа — комиксы. С чем это может связано?

    Давайте нач­нем с тех, кто постарше. Четыр­на­дцать лет — это под­рост­ко­вый воз­раст, когда моти­ва­ция у чело­века уже совсем не позна­ва­тель­ная. В этом воз­расте дети обычно начи­нают хуже учиться и терять инте­рес к учебе. Это нор­мально. Не нужно рас­счи­ты­вать, что инте­рес к кни­гам у ребенка будет больше и искрен­нее, чем к обще­нию. Если ребе­нок раз­ви­ва­ется нор­мально, то кни­гам он пред­по­чтет обще­ние со сверст­ни­ками. А вот если в четыр­на­дцать лет он сидит с книж­кой, то это ско­рее гово­рит о том, что он ухо­дит в свой мир и, воз­можно, неком­пе­тен­тен среди сверст­ни­ков и в коммуникациях.

    Дети 8–11 лет — совер­шенно дру­гая исто­рия. Это как раз самый позна­ва­тель­ный воз­раст. Веду­щая дея­тель­ность, то есть обу­че­ние, у них должно быть в норме. А тут роди­тели хотят, чтобы ребе­нок читал серьез­ные книги. О чем это гово­рит? Только об их соб­ствен­ных амби­циях: посмот­рите, какой у нас раз­ви­той ребе­нок, какая у нас обра­зо­ван­ная и интел­ли­гент­ная семья.

    В комик­сах ничего пло­хого нет. С одной сто­роны, это модно и при­нято среди сверст­ни­ков, с дру­гой, — это про­сто: круп­ный текст, кра­соч­ные кар­тинки, не нужно при­ла­гать усилий.

    Конечно же не послед­нюю роль в чте­нии (и инте­ресе к про­стому про­смат­ри­ва­нию комик­сов) играют труд­но­сти физио­ло­ги­че­ского харак­тера. Сей­час у очень мно­гих детей мы наблю­даем именно функ­ци­о­наль­ные труд­но­сти. Как пра­вило они явля­ются след­ствием и дефи­цита вни­ма­ния, и силь­ной утом­ля­е­мо­сти, и труд­но­стями усво­е­ния дви­га­тель­ной программы.

    У детей, кото­рые не пол­зали до года, или пол­зали мало, со вре­ме­нем обна­ру­жи­ва­ются слож­но­сти письма и чте­ния. Во время пол­за­ния (дви­га­тель­ного раз­ви­тия) усва­и­ва­ется дви­га­тель­ная про­грамма, когда мы науча­емся малень­кие эле­менты скла­ды­вать в более круп­ные. Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в пред­ло­же­ния. В основе этого про­цесса лежит усво­е­ние дви­га­тель­ной программы.

    Также стали рас­про­стра­нены рече­вые труд­но­сти: дети поздно и плохо гово­рят. А пло­хое зву­ко­про­из­но­ше­ние часто пере­хо­дит в дислек­сию, дис­гра­фию. Когда ребенку сам про­цесс сло­вес­но­сти дается трудно, это сиг­нал. . Почему это так? Ответ должны найти роди­тели. Если не зани­маться ребен­ком, не ком­пен­си­ро­вать слож­но­сти, зани­маться недо­ста­точно, то веро­ят­ность обна­ру­же­ния впо­след­ствии труд­но­стей при чте­нии — 100%. Чте­ние — это такой же про­цесс, что и речь, только более слож­ный. Во время чте­ния мы не про­сто усва­и­ваем слу­хо­вые образы, но свя­зы­ваем слу­хо­вые образы и зри­тельно-бук­вен­ные. И не муд­рено, что дети отка­зы­ва­ются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, инте­ресно и достав­ляет удо­воль­ствие, при­но­сит ребенку какую-то свою дет­скую пользу — поло­жи­тельно закреп­ля­ется в созна­нии. Ребе­нок готов к этому воз­вра­щаться. Бес­по­лезно гово­рить: это при­го­дится, это полезно. Можно, конечно, это гово­рить, но наде­яться, что это повли­яет и пере­строит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребе­нок реально не полу­чат от этого выгоды и пользы (своей дет­ской), он не пой­мет все пре­иму­ще­ства чте­ния. Именно поэтому важно, чтобы про­цесс чте­ния был пози­тивно окра­шен. Будьте уве­ренны, что тогда ребе­нок пред­по­чтет вновь вос­поль­зо­ваться этим спо­со­бом полу­че­ния информации.

    А если не физио­ло­гия, то с чем еще может быть свя­зан отказ от чте­ния детьми, напри­мер, поэ­зии, объ­ем­ных романов?

    Мы с вами живем в эру ком­пью­тера и теле­ви­зора. Инфор­ма­ция дается и полу­ча­ется в при­ми­тив­ной и лег­кой форме. Такой спо­соб вос­при­я­тия инфор­ма­ции — спо­соб пас­сив­ный. Чело­веку все и сразу предо­став­ля­ется в раз­же­ван­ном виде. От него не тре­бу­ется ника­кого допол­ни­тель­ного напря­же­ния. Вни­май и все. Мозг быстро науча­ется рабо­тать на сни­жен­ной энер­го­за­трат­но­сти, не пере­на­пря­гаться. Чте­ние — это про­цесс, во время кото­рого чело­век задей­ствует много выс­ших пси­хи­че­ских функций.

    Но кате­го­ри­че­ски отме­тать все: ком­пью­тер, интер­нет, теле­ви­зор нельзя, потому что рано или поздно при­дется столк­нуться с тем, что «запрет­ный плод сла­док». Неудо­вле­тво­рен­ность из-за запре­тов, неком­пе­тент­ность среди сверст­ни­ков может вызвать уже новые про­блемы. Роди­тели должны уметь быть гиб­кими и пони­мать, что вольны здесь под­ска­зы­вать и направ­лять ребенка, пред­ла­гая, напри­мер, раз­ви­ва­ю­щие ком­пью­тер­ные игры.

    То есть мы деградируем?

    Ну не в этом смысле. Но то, что ком­пью­тер или теле­ви­зор утом­ляет и пере­воз­буж­дает нерв­ную систему, но при этом не раз­ви­вает ее и мозг —это факт.

    Если гово­рить о языке, то дей­стви­тельно он упро­стился. И детям все слож­нее вос­при­ни­мать стихи. К тому же рит­ми­че­ская орга­ни­за­ция играет не послед­нюю роль. Если, напри­мер, ребенку мало читали сти­хов в дет­стве, то инте­реса к ним у ребенка не воз­ник­нет, ему будет сложно вос­при­ни­мать этот жанр и в сред­нем возрасте.

    Поэтому как можно раньше начи­найте читать ребенку хоро­шие стихи, чтобы у него про­сы­па­лось удо­воль­ствие от зву­ча­ния слов, рифмы, их пони­ма­ния. Зани­май­тесь его позна­ва­тель­ным раз­ви­тием. Играйте в игры на вни­ма­ние, реак­цию, запо­ми­на­ние, раз­ви­ва­ю­щие про­стран­ствен­ное мыш­ле­ние, мел­кую и круп­ную мото­рику и т.д. Раз­ви­вайте выс­шие пси­хи­че­ские функ­ции у ребенка. Это и будет луч­шей под­го­тов­кой к чте­нию и помо­щью в осво­е­нии чте­ния и письма.

    К раз­ви­тию ребенка нужно под­хо­дить с раз­ных сто­рон. Одно­значно нужно вме­сте читать, так же как при­вле­кать к куль­туре: ходить в театры, слу­шать вме­сте клас­си­че­скую музыку. Ребенка важно куль­турно раз­ви­вать. Если вся семья посе­щает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так при­нято», а потому что это вызы­вает много поло­жи­тель­ных эмо­ций, то без­условно это про­бу­дит инте­рес и к чте­нию. Ком­пью­тер и теле­ви­зор должны вызы­вать тре­вогу роди­те­лей, когда они зани­мают все место и время в жизни ребенка, и при­во­дят в целом к неже­ла­нию раз­ви­ваться в пол­но­цен­ным смысле этого слова.

    Читайте детям с ран­него воз­раста, под­би­рая книги по воз­расту, потреб­но­стям, а глав­ное инте­ресу. Не живите соб­ствен­ными амби­ци­ями или навя­зан­ными пред­став­ле­ни­ями о ребенке, ори­ен­ти­руй­тесь на него самого и ско­рее всего в буду­щем чте­ние не будет вызы­вать у вашего ребенка сложностей.

    Как правильно учить ребенка читать и в каком возрасте начинать?

    Все родители стремятся развить в своем ребенке умение читать как можно раньше. Процесс чтения – это крайне важный навык, который необходим для полноценного обучения в школе. Это то умение, которое позволяет всем нам получать необходимую информацию об окружающем мире, различных явлениях и событиях.

    Естественно, родители хотят сделать так, чтобы у их ребенка уже была какая-то начальная база перед поступлением в первый класс. В интернете можно встретить множество советов, многие из которых прямо противоположны друг другу: одни рекомендуют начать учить ребенка читать как можно раньше, а другие советуют не вмешиваться в этот процесс, полностью доверив его педагогам.

    По этой причине очень важно знать, в каком возрасте учить ребенка читать, а также какие есть способы, позволяющие ему освоить данный навык, а также прочитать первые в его жизни слова.

    Во сколько лет можно начинать учить чтению

    Можно услышать разные мнения по поводу раннего обучения детей чтению. При том некоторые родители в этом вопросе доходят до абсурда, отдавая ребенка в студии раннего развития, где детей учат читать с первых лет жизни. Многие из них изучают популярные методики, занимаются с годовалым ребенком, показывая ему слова, записанные на карточках по методике Г. Домана, играют с ним в кубики Зайцева и т.д.

    Сразу стоит отметить, что многие специалисты среди дипломированных психологов и логопедов высказываются против раннего обучения чтению. Дело в том, что с самого рождения ребенок начинает активно познавать окружающий его мир. Его развитие происходит поэтапно, поэтому дети младше 5 лет мыслят образами и картинками, т.е. им еще сложно воспринимать информацию в виде букв.

    Академик РАО Марьяна Безруких объясняет стремительный рост безграмотности учеников старших классов ошибками в преподавании. «В начале 90-х годов интенсивность обучения резко возросла. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребёнок должен был читать со скоростью 120 – 140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребёнка, а главное – особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни больше приходится читать про себя, но вот этому в школе как раз и не учат!». Важно помнить, что механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребёнка не раньше, чем к 5-6 годам.

    Вот еще несколько аргументов в пользу того, что младший возраст (до 5 лет) – это не самый удачный период для овладения навыком чтения:

    • Могут возникнуть проблемы со здоровьем, потому что ребенок в процессе обучения чтению испытывает сильное умственное напряжение. Нельзя забывать и о вреде для глаз ребенка, которые еще не приспособлены к длительному зрительному напряжению.
    • Если ребенок начала рано учиться читать, то ему зачастую трудно влиться в детский коллектив. Здесь речь не о том, что он более интеллектуально развит, чем его сверстники. Тут дело в другом – у него элементарно не развиты навыки общения, потому что, когда они должны были развиваться, мозг ребенка был занят другим (он учился читать).
    • Дети, которые научились читать слишком рано, зачастую не понимают смысла прочитанного. Кроме того, они могут говорить хуже сверстников, они неправильно изменяют слова, им сложно даются самостоятельные рассказы и т.д. Страдает и образное мышление, потому что при раннем обучении чтению больше всего развивается левое полушарие (отвечает за речь, анализ и логику), а правое, которое отвечает за эмоциональную сферу и воображение, отстает в своем развитии.

    В связи с этим психологи не рекомендуют учить детей младше 5 лет чтению. Но это общая рекомендация, потому что всегда нужно исходить из реального развития ребенка: кто-то уже в 3-4 года спрашивает, какая эта буква и что написано на картинке, а у кого-то чтение не вызывает интереса и в 5-6 лет.

    Как и когда правильно учить ребенка читать?

    Содержание

    1. В каком возрасте надо начинать учить ребёнка читать
    2. Как понять, что ребёнок готов к обучению
    3. Какие проблемы существуют при обучении детей
    4. Какие методики обучения существуют

    Чтение — один из необходимых навыков, без которого невозможно полноценно существовать в обществе. Как правильно учить ребёнка читать и с чего следует начать, рассказываем в этом материале.

    В каком возрасте надо начинать учить ребёнка читать

    Родителям часто кажется, что чем раньше малыш научится читать, тем лучше. Но стоит понимать, что главная цель — не научить малыша читать как можно скорее, а сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Ведь если ещё до школы учёба у ребёнка будет ассоциироваться с негативом, то пользы этот навык приносить не будет.

    Научить читать — задача школы. Если он придёт в 1 класс и будет читать слишком хорошо, то учиться ему будет неинтересно, это может отбить мотивацию на все будущие годы обучения. Поэтому учить читать с 2 лет не нужно.

    Как понять, что ребёнок готов к обучению

    Перед тем, как начать учить ребёнка читать, следует понять, готов он к обучению или нет. Есть несколько признаков, по которым можно это определить:

    • Ребёнок понимает всё сказанное и говорит свободно.
    • У него развит фонематический слух — он умеет различать звуки на слух и легко понимает, где лук и дом, а где — люк и том.
    • У него нет логопедических проблем, и он произносит все звуки.
    • Он умеет различать направления: лево — право, верх — низ. Это важно при обучении чтению, чтобы он мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

    Какие проблемы существуют при обучении детей

    Первое, с чего начинается тренировка навыка чтения, — алфавит. Распространённая ошибка родителей — учить алфавит именно по названию букв: «А, Б (бэ), В (вэ), Г (гэ)». Если изучать алфавит таким образом, то у ребёнка в дальнейшем будут проблемы с чтением. Например, слово «папа» он будет читать как «пэ-а-пэ-а». Поэтому важно учить именно звуки.

    Существует определённый алгоритм изучения алфавита:

    1. Сначала запомнить буквы А, О, У, Ы, Э, Н, М, В, Ш, С, Л, Ф, З, Х.
    2. Так как они разные, их сложно перепутать. Эти гласные тянутся, с ними легче научиться читать открытый слог, а согласные обозначают твёрдость.
    3. Затем переходить к согласным Р, Ж, Ц, Д, К, Б, П, Г, Т. Их тоже легко отличить друг от друга. Учить их следует после того, как ребёнок освоит принцип чтения открытого слога.
    4. Ч, Щ читаются нетипично (ча, ща), поэтому проходить их следует после предыдущих.
    5. И проходите перед тем, как учиться читать мягкие согласные.
    6. Ь проходите после И.
    7. Потом беритесь за йотированные гласные: Е, Ё, Я, Ю.
    8. Потом — Ъ.
    9. Й следует учить последней, когда малыш уже научился читать слова с йотированными гласными, включающими в произношение Й.

    Учить буквы удобно через карточки. На карточке напишите заглавные буквы, например: гласные — красным цветом, согласные — чёрным. На обороте укажите звуки, которые надо произносить. Следите за произношением и, если ребёнок забывает, как произносить звук, подсказывайте ему. Так он поймёт, какие звуки можно тянуть, а какие нет.

    Сначала возьмите 3–4 карточки и доведите их произношение до автоматизма. Важно, чтобы сначала малыш указывал на букву, не произнося её. Например, вы называете букву, а он показывает на соответствующую карточку. Наблюдайте за тем, как он справляется с задачей: если он указывает на правильные карточки без ошибок, можно переходить к следующему этапу — говорить вслух. Таким образом за неделю можно выучить все буквы и звуки.

    После этого можно браться за слоги. Двигайтесь от простого к сложному: сначала двухбуквенные, потом трёхбуквенные. Первое время лучше брать открытые слоги: «по-па-пу-ро». Напишите их в столбик и объясните, как их читать, попросите повторить. Затем перемешайте, и пусть он прочитает их снова.

    Главное в этом упражнении, чтобы ребёнок читал столбики много раз, доводя произношение до автоматизма. Важно не количество разных столбиков — можно взять даже 2–3 — а качество прочтения, чтобы произношение крепко фиксировалось в памяти.

    Только после того, как малыш понял произношение слогов, можете переходить к следующему этапу — коротким словам. Также напишите в столбик слова (например: кот, пот, ток, бок) и попросите прочитать их. Главное, доводить каждый этап до автоматизма, чтобы он научился читать без запинок все слова целиком, не развивая слоговое чтение.

    Помните, что чтение слогов — важный этап, его нужно хорошо закрепить. Это может занять много времени, но не нужно спешить и переходить на слова.

    Чтобы малышу было проще и интереснее изучать слоги, попробуйте добавить в занятия несколько упражнений.

    1. Восприятие слогов целиком.

    Кладите буквы на расстоянии, пусть он читает их, переводя взгляд, а затем кладите вплотную. Заменяйте гласные, потом согласные — так будут появляться новые варианты.

    Положите согласные и гласные вразброс. Спросите у ребёнка, какие буквосочетания он хочет прочитать. Пусть выбирает буквы сам. Он может переставлять их и класть рядом или водить указкой от одной буквы к другой.

    Распечатайте слоги или напишите их на вертикальной поверхности — в дальнейшем это поможет с лёгкостью читать слова со школьной доски.

    2. Соотнесение читаемого слога со слышимым.

    Разрежьте азбуку. Называйте один слог и просите ребёнка сложить его из букв.

    3. Чтение слогов про себя.

    Попросите малыша прочитать слоги про себя, затем повторить их вслух. Можно также попросить его слегка шевелить губами при чтении, чтобы вы смогли угадать, что он прочёл. Иногда ошибайтесь, чтобы он вас поправлял.

    4. Чтение «осмысленных» слогов.

    Придавайте слогам смысл, будто словам. Читайте ребёнку предложения, в которых есть слова-слоги. Используйте звукоподражания и усечённые слова. Помещайте их в конец предложения, тогда прочитать их поможет смысловая догадка. Затем помещайте слоги в начало и середину предложения, чтобы ребёнок читал внимательнее.

    Я и ты — это МЫ. Мальчик зовёт бабушку: «БА». Змея шипит: «Шу!» МА — так кто-то зовёт маму. «ЛА-ЛА-ЛА», — так поёт девочка. «ДА», — ответил мальчик. Девочка сказала: «НА!» — и дала собачке косточку. Корабль плывёт ПО морю.

    Чтобы обучение было эффективным, ребёнку оно должно нравиться. Так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игры, добавьте их в процесс обучения.

    Примеры игр

    • Покажите ребёнку букву О и попросите найти её среди четырёх-пяти похожих: С, Ф, Э, Ю. Букву называть не надо, надо просто показать её. Можно выполнять задание на скорость.
    • То же самое делайте с буквами, отличающимися расположением частей в пространстве: Е и Ш, Э и С. Пишите их правильно и зеркально или вверх ногами. Попросите ребёнка показать правильные изображения.
    • Слегка заштрихуйте буквы и попросите малыша показать нужную, смотря на образец.
    • Нарисуйте несколько букв друг на друге и попросите ребёнка опознать, какие из них он видит на рисунке.
    • Научите малыша дорисовывать буквы: Г можно превратить в П, Н — в П. Сначала он изменяет букву, смотря на образец, потом по памяти.

    При выполнении заданий называйте буквы сами, не требуйте этого от ребёнка. Пока он не запомнил буквы глазами, нет смыла соотносить их со звуками.

    Какие методики обучения существуют

    Существует много действенных методик, помогающих малышу освоить чтение. Рассмотрим самые популярные из них.

    Методика «Занять высоту»

    Суть в том, чтобы поставить навык чтения на небольшом подмножестве букв. Выберите 3 буквы, например согласные К, Т, П и гласные О, А. Затем с помощью карточек выучите эти буквы, доведите до автоматизма, а потом составьте из них слоги: «по», «ка», «та», «то». Начинать лучше с открытых слогов и не брать гласные, которые смягчают согласные.

    Когда ребёнок научится их читать, дайте ему короткие слова: пот, ток, кот. Так малыш может научиться читать даже за один день. Будучи в восторге от своих достижений, в дальнейшем он будет с радостью учить все остальные буквы. Обязательно подкрепите его старания положительной мотивацией, сказав: «Смотри, как всё легко! Буковок осталось 25–30 штук. Ты их выучишь и будешь так же прекрасно читать».

    Главная задача родителей — не гнаться за быстрым результатом, особенно на этапе чтения открытых слогов, а постепенно усложнять задачу: переходить к слогам только тогда, когда малыш идеально знает все звуки. Когда он поймёт, как произносятся слоги, берите короткие слова. А когда уже и они будут даваться ребёнку легко, переходите к чтению несложных предложений.

    Данная методика помогает ребёнку освоить и буквы, и слоги, а также понять, в чём различие гласных и согласных, глухих и звонких звуков. Отличительная особенность методики — 52 кубика разных цветов и размеров, на каждом из которых изображены сочетания согласной и гласной буквы. На больших кубиках изображены твёрдые сочетания, на маленьких — мягкие. Вам необходимо самостоятельно пропевать эти сочетания, чтобы ребёнок лучше их запоминал. Так занятия будут проходить быстрее и эффективнее.

    Карточки Домана

    Этот метод помогает ребёнку запоминать слова целиком: от простых (мама, папа) до сложных (арбуз, яблоко). Для начала покажите ребёнку первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Затем попросите повторить. Когда он освоит карточки, можно переходить к составлению словосочетаний. Плюс этой методики в том, что она не только помогает запоминать много слов, но и хорошо развивает память.

    Методика Марии Монтессори

    Суть методики в том, что ребёнку необходимо сначала нарисовать букву и только потом произнести её. Вырежьте буквы и наклейте их на картонные таблички. Затем попросите ребёнка пальцем обвести их контур и назвать звук. После того как малыш выучит согласные и гласные звуки, можно переходить к словам и несложным фразам. Таким образом он не только научиться читать, но и будет развивать мелкую моторику и логику.

    Методика Ольги Соболевой

    Данная методика рассчитана на детей 5–5,5 лет. В этом возрасте дети уже умеют удерживать внимание на строчке текста. Суть метода в том, чтобы малыш запоминал буквы с помощью стихотворений, рисунков или лепки. Важно учитывать, как вашему ребёнку легче воспринимать информацию: визуально, аудиально или кинестетически. Плюс в том, что вместе с обучением чтению у ребёнка развивается фантазия, память и внимание.

    В дошкольном возрасте самый эффективный способ обучения — игра, а не обычные занятия, на которых родитель выступает в роли строгого учителя. Любознательность ребёнка — ваш главный помощник в обучении. Превратив занятия в игры и сделав их постоянными, вы добьётесь нужного результата.

    Читайте также:
    Давайте поиграем! (памятка логопеда для родителей)
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: