Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

В статье представлены возможности сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности учителя-логопеда при преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Речевое развитие — процесс сложный, творческий, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Решая проблемы речедвигательных нарушений, наряду с традиционными, мы так же стараемся использовать современные интерактивные приемы и методы. Находкой для нас стала сенсорная комната.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы.

Дети в сенсорной комнате не подвергаются никаким давлениям извне и ощущают себя в защищенности и безопасности, что в свою очередь способствует развитию всех органов чувств, психических процессов, а также помогает снять психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, реализовать потребности в игре и движениях в приспособленной, безопасной среде. Ведь мы знаем, что речевые патологии у детей дошкольного возраста не является исключительно логопедической проблемой.

Имеющие нарушения речи у детей с ОВЗ ограничивают познавательные возможности, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость, что приводит к понижению работоспособности, которая связана с ограничением сенсорного потока.

Сенсорная комната оборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель-логопед?

Когда мы начинали деятельность по данному направлению, возникали конечно, и трудности в использовании сенсорной комнаты, а именно: какой элемент больше подойдет для работы учителя-логопеда, отсутствие и недостаточное количество методического обеспечения — занятий в сенсорной комнате для учителя-логопеда.

Огромная работа была нами проведена по изучению методической, специальной литературы. В настоящее время в учреждении продолжается работа по разработке картотеки игр и упражнений для коррекционно – логопедической работы учителя-логопеда в сенсорной комнате.

Из всего многообразия элементов и возможностей сенсорной комнаты учитель-логопед в своей коррекционно-логопедической деятельности может использовать следующие элементы:

Сухой бассейн

Можно использовать с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием, индивидуально или малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов.

Например: можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов». Игра проводится на этапе автоматизации звука.

Педагог приглашает детей подойти к сухому бассейну и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились проговаривать в словах (Р), а теперь предлагает называть слова с заданным звуком, за каждое правильно названное слово ребенок выбирает мячик определенного цвета, например: красного. В конце задания предлагаем пересчитать количество мячиков.

Цель данного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения.

Напольная сенсорная дорожка

Так же используем для индивидуальных или подгрупповых занятий с детьми с ФФНР, ЛГНР, ОНР. Данная работа направленна на совершенствование фонематических процессов, активизации словарного запаса, придумывание сказок, чистоговорок.

Например: Педагог приглашает детей погулять по волшебной лесной поляне, на которой очень хорошо у всех детей получается повторять и придумывать чистоговорки про лесных жителей, например при автоматизации звука «С», выбираем лису.

Дети, двигаясь вперед по сенсорной дорожке, на каждый шаг произносят слог –са,-са,-са остановились, произносят: в лесу бегает лиса: движения на месте имитируя бег. Шагают вперед произнося: су-су-су-. Останавливаются и произносят: я боюсь лису: и приседают на месте. Присев произносят: сы-сы-сы, радостно встают и подпрыгивают на месте произнося: нет уже лисы.

Цель: способствует развитию рецепторов стоп, тактильного восприятия, координации движений, автоматизации заданного звука.

Проектор направленного света, зеркальный шар

Например, разглядывая зеркальный шар, можно с детьми поиграть в игру: «Скажи какой?». Цель игры: активизация глагольного словаря, развитие общей моторики, стимуляция зрительного восприятия, развитие воображение.

Воспиатнники встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. (Одновременно работают проектор направленного света, зеркальный шар, возникает эффект бесконечного множества бликов, который напоминает падающий снег). Педагог называет слово и кидает мяч кому-либо извоспитанников. Дети передают мяч по кругу, называя при этом действия, которые может совершать предмет, названный ведущим (снег падает, идёт, хрустит, тает, искриться, сверкает).

Речевые упражнения с элементами сенсорной комнаты могут значительно усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности сенсомоторной деятельности, а значит, будут благотворно влиять на развитие зрительно – моторной и зрительно – слуховой координации, способствовать артикуляционной памяти.

Занятия с детьми с ОВЗ, в сенсорной комнате способствуют:

  • развитию умения входить в игровую ситуацию, действовать спонтанно и по заранее намеченному плану;
  • обогащению и совершенствованию словаря по изучаемым лексическим темам;
  • закреплению навыков грамматически правильной речи;
  • развитию диалогической формы речи.

Сенсорная комната может помочь ребенку запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления и знания об окружающем мире.

Романова Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МБУ д/с №27 «Лесовичок»,
город Тольятти

Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу

Ольга Леонова
Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу

Леонова О. А. учитель – логопед

высшей квалификационной категории, МКДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Новосибирск, 2018г.

Внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в коррекционно – логопедическую работу.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату

Читайте также:
Конспект урока (Формирование связного высказывания по теме Весна)

Одной из самых серьезных проблем в работе логопеда является избирательные нарушения речевой системы, тяжёлые нарушения речи у детей, которые обусловлены органическим поражением мозга.

Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.

За многолетний практический опыт работы 17 лет, из них 13,5 лет в ГБУЗ НСО «Куйбышевский специализированный дом ребёнка», с 2007 по 2014г. практическая работа в малой сенсорной комнате. Изучение и внедрение технологии малой сенсорной комнаты в коррекционно – логопедический процесс, позволила в дальнейшей работе МКДОУ «Детский сад №88» г. Новосибирска с детьми старшего дошкольного возраста с 2014 по 2018 г. усовершенствовать применение элементов оборудования сенсорной комнаты. Опираясь на рекомендации и труды ведущих педагогов дефектологов С. А. Мироновой, Е. Ф. Архиповой, Н. В. Нищевой, Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical М. 2001г, сделала вывод, что одной из центральных задач в нашей работе – это поиск путей эффективного обучения НОД.

Главная цель нашей работы – развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.

2. Нормализация психоэмоционального состояния.

3. Развитие слухового и зрительного восприятия.

4. Развитие дыхательных и голосовых функций.

5. Совершенствование общей и мелкой моторики

6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно – активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.

7. Совершенствование лексико – грамматического строя речи.

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С. к. – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

В нашем ДОУ в практике логопедической работы, оборудование «сенсорной комнаты» используется с 2014 года. Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо», т. е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета.Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы – Монтессори – материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки).

Элементы оборудования С. к. в ходе логопедического занятия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны,например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы».

На детей составляем индивидуальную программу реабилитации. В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС ребёнка (активация или релаксация) используем соответствующие функциональные блоки Сенсорной комнаты.

Для снятия психо- эмоционального напряжения используем оборудование релаксационного блока: мягкий диван пуфик, набор дисков релаксационной музыки, профессиональный генератор запахов, зеркальные панели, мягкие терапевтические маты, тактильные дощечки, песочный планшет без освещения.

Для развития коммуникативных навыков и внутренней активности применяем активационный блок, который включает всё оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями (звуко – световая панель, пузырьковая колонна, песочный планшет с подсветкой, светящийся аквариум с рыбками, пучок фибро – оптических волокон.)

Различные виды работы на тренажёрах объединяю каким – либо игровым сказочным сюжетом. Так например, зайчиха учит своих зайчат пробираться незаметно по лесу (водопад из светооптических волокон, сидеть неподвижно и неслышно в домике (мягкие терапевтические маты, согреть тёплым огоньком от костра зайчат (интерактивная звуко – световая панель…

Мы отметили, что внедрение технологии Сенсорной комнаты (зонирование логопедического кабинета) позволяет с лёгкостью переключать детей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и влияет на гармоничное развитие личности наших детей.

1. Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical М. 2001г.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия (АБВГД и Я – дружная компания)

2. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате М. 2010

3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении М. 2006.

4.. Крупенчук О. И Научите меня говорить правильно! – Санкт –Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 .

5.. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Под общ. ред. – Ростов – на –Дону: «Феникс», 2002. -352с.

6. Леонова О. А. «Внедрение технологии сенсорной комнаты в коррекционно – логопедическую работу», Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, г. Новосибирск, 22-23 марта 2011г, том 2, с. 176 – 180.

7. Леонова О. А. «Путешествие в сказочную страну ребят – снегурят». – Москва; Журнал «Дошкольное воспитание» – 2010. – № 12, с. 63-65. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

8. Леонова О. А. Использование оборудования в коррекционной работе. –Москва: журнал «Ребенок в детском саду», № 1, 2011г., с. 70- 72.

9. Леонова О. А. «Путешествие в сказочную страну ребят – снегурят» / Дошкольная педагогика. – 2011.- № 2

10. Леонова О. А. Консультация для родителей и педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»– Санкт –Петербург: журнал «Дошкольная педагогика», 2016.- № 6, с. 18 – 20, ООО «Издательство «Детство – пресс».

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты Выступление педагога-психолога на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений Заведующая детским садом №8 “Казачка” Алисова (Епифанова) Наталья Владимировна, занимающая свою должность с 1978 года, впервые в Апшеронском.

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями.

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты Цель: создание условий для снятия состояния эмоционального дискомфорта. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Способствовать.

Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для подростков «Я — уникальный!» Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для младших подростков «Я – уникальный!» Цель: содействие процессу.

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей» Семинар – практикум для педагогов Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей. Инструктор по физической.

Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии.

Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.

Интеграция технологии сенсорной комнаты в логопедическую работу как ключевой компонент успешности реализации образовательного процесса в ДОУ

Автор: О. А. Леонова,

учитель – логопед высшей квалификационной категории

Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. Сенсорная комната – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

One of the modern methods for the correction of disorders of the psychoverbal development in children is the use of the concept of the Sensory Room. The sensory room is a multifunctional complex, the use of which is able to significantly optimize the development of a child in all speech therapy areas. The equipment of the sensory room contains a powerful developing, preventive and correctional potential.

Ключевые слова: интеграция, технология Сенсорной комнаты, мотивация, ОВЗ, профилактика.

Keywords: integration, Sensor room technology, motivation, limited health, prevention

Инклюзивная система в образовании предоставляет педагогам возможность свободного выбора эффективных путей использования коррекционно – развивающих технологий для работы с детьми с ОВЗ.

Актуальные задачи в работе коррекционной службы нашего ДОУ- это профилактическая деятельность и своевременная психоречевая коррекция.

*Выявление детей группы риска, отслеживание тенденции к системному недоразвитию речи, задержке речевого развития, моторной алалии, проявления патологического звукопроизношения.

*Организация психолого – медико – педагогического сопровождение детей группы риска;

*Разработка мониторинговых мероприятий в рамках коррекционной деятельности;

*Выработка правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребёнка с нарушениями в развитии;

* Создание специальных образовательных условия для детей раннего и старшего дошкольного возраста;

* Создание преемственности в работе учителя – логопеда и воспитателей общеобразовательных групп;

*Своевременное привлечение родителей в коррекционно – педагогический процесс. Повышение компетентности родителей. Информирование родителей о проблемах речевого развития ребёнка и определения совместных путей их решения, сохраняя конфиденциальность сведений;

*Разработка для каждого ребёнка программу индивидуального образовательного маршрута;

* Систематическое проведение педагогами коррекционно – развивающих занятий;

*Повышение и развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, посредством формирования и закрепления правильных артикуляционных укладов, формирования воздушной струи, развития речевого дыхания и мимических мышц, обучения элементам самомассажа, с помощью современных здоровьесберегающих технологий уровень коммуникативной компетенции ребёнка.

Читайте также:
Речевая карта для логопункта

По определению коррекционной службы ДОУ субъектом её деятельности является ребенок с 2 до 5 и с 5 до 7 лет с речевой патологией.

– имеющие подтверждённое по нормативным шкалам отставание в развитии,

– входящие в группу биологического риска имеющие медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии,

а её объектом речь данного воспитанника.

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С.к. – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[1, с.80]

Целью моей работы является внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в логопедический процесс с детьми старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста для своевременного развития коммуникативных умений, речи (до возрастной нормы в пять лет или до уровня, не препятствующего полноценному освоению программы детского сада в старшем дошкольном возрасте), создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка.

Таким образом, главная цель нашей работы – развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

  1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.
  2. Нормализация психоэмоционального состояния.
  3. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  4. Развитие дыхательных и голосовых функций.
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики
  6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно – активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.
  7. Совершенствование лексико – грамматического строя речи.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по коррекции речи предполагает использование традиционного классического оборудования, ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что « так надо». Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием оборудования элементов сенсорной комнаты.

Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы – Монтессори – материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки…)

Элементы оборудования С.к. в ходе логопедического занятия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны, например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы» и т.д. [3, с.16]

Использование возможностей оборудования сенсорной комнаты в сочетании с элементами игротерапии и традиционными методами и приёмами обучения повышает эффективность работы по реабилитации детей. [2, с. 70]

Сенсорная комната в работе логопеда

автор: Аксёнова Татьяна Викторовна

Учитель-логопед МБДОУ «ДС КВ»Солнышко»

Сенсорная комната в работе логопеда

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» п.г.т. УРЕНГОЙ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Подготовила на заседание РМО

п.г.т. Уренгой Пуровскийрайон

учитель-логопед МБДОУ

«ДС КВ «Солнышко»

Аксёнова Т.В.

2019 г.

Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

Читайте также:
Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями

Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности — высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «чтобы не ругали», т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры.

Сенсорная комната оборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель — логопед?

Пуфик-кресло «Груша» с гранулами — удобное сидение, выполненное в форме «груши» и наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

Интерактивная светозвуковая панель “Лестница света”

Принцип работы этой светозвуковой панели интуитивно понятен и детям и взрослым — датчик реагирует на громкость звука в комнате и зажигает тем большее количество световых модулей, чем громче звук. Панель идеально подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, помогает выработать понимание причинно-следственных связей и просто поднимает настроение.

Фибероптическая занавесь

Панель способствует развитию тактильного, визуального восприятия; развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность. Панель предназначена для зрительной и тактильной стимуляции, также развивает осязательные навыки. Фибероптическая занавесь создает эффект мерцания при полном или частичном отсутствии освещения.

Воздушно-пузырьковая колонна. Используется с детьми с ФД на этапе постановки звуков. Ребенок садится на тумбу, зеркало используется для отработки артикуляционных упражнений, сама колонна с рыбками и подсветкой стимулирует зрительный нерв, успокаивает, способствует выработке концентрации внимания.

В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.

В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие и др.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Светильник с водой «Воздушно-пузырьковая панель»

Это прежде всего релаксация, организм отдыхает от всей внешней окружающей среды. Воздушные пузырьки, плавая внутри панели, стимулируют зрительный аппарат, а вибрация, ощущающаяся при прикосновении, развивает тактильные ощущения, Цвета плавно сменяют друг друга, освещая линии бегущего ручейка пузырьков. Всё это завораживает не только детей, но и взрослых.

Световое панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий, для расслабляющей гимнастики для глаз. Все это происходит под специальную релаксирующую музыку.
Оптоволоконный модуль «Звёздный дождь», «Светящиеся нити»
Используется для стимуляции зрительного восприятия,
концентрации внимания, развития творческого воображения,
мелкой моторики. Наблюдение за сменой цветов оказывает
стимулирующее и расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты. Оптоволокно совершенно безопасно, ребенок может перебирать пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывать их на пальчики, плести «косичку».

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков — это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей «Звёздный дождь» и «Светящиеся нити».

Зеркальная светящаяся панель «Весёлый свет» Используется для постановки и автоматизации звуков как обычное зеркало. Светящийся тоннель, уходящий в бесконечность, одновременно стимулирует глазной нерв и оказывает расслабляющее, релаксационное воздействие. Я использую этот модуль и для снятия страха речи (что часто свойственно детям-логопатам). Когда ребенок проговаривает звук, слог, слово или фразу в «Волшебный тоннель» у ребенка возникает ощущение волшебства, чуда и стимулирует правильное звукопроизношение. Проговаривая в «Волшебный тоннель» какие-то просьбы и желания, ребенку необходимо точно и правильно сформулировать фразу (иначе желание не сбудется), что в свою очередь способствует развитию связной речи.

Читайте также:
Мягкий знак - показатель мягкости, Разделительный мягкий знак - конспект занятия

Стол – планшет для рисования песком необходим для развития мелкой моторики и воображения. Здесь можно порисовать пальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают «мануальный интеллект» ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • С помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием оборудования СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.

Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении- М., АРКТИ, 2010г.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., ВЛАДОС, 1999г.
  3. Логопедия/под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение,1989г.
  4. Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций». М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. -с. 47 — 57.
  5. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. — с. 91-101.
  6. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате // В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. -с. 58 — 64.

Использование сенсорной комнаты в коррекционной-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование сенсорной комнаты в коррекционной- логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речевого развития. В специальной педагогике и психологии эта проблема входит в круг особо важных.

Учителя- логопеды «Щекинского детского сада для детей с ограниченны возможностями здоровья» целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения, в ходе коррекционно-развивающей работы проводят занятия в сенсорной ком­нате («Волшебной комнате»).

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие.

Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памя­ти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на кор­рекцию личностных особенно­стей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и дефектологом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эф­фективную и результативную работу.

В рамках сенсорной комнаты нами часто проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологии (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие).

Наблюдения за детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов (цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, конструктор, разнообразные игрушки) большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком. Заходя в «Волшебную комнату», дети сами просят: «Давайте поиграем в песочек и воду». Для детей это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Песко- и водотерапия – мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы, направленный на коррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию речевых нарушений).

С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы), активизация развития устной речи.

Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

Читайте также:
НОД по теме Звуки (C, C’)

Предлагаю несколько примеров использования песка и воды в коррекционной работе с детьми.

На развитие диафрагмального дыхания мы используем такие упражнения и игры на воде и песке:

– «Выровняй дорогу». Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.

– «Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

– «На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и

совершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.

На этапе формирования артикуляторной моторики, развития артикуляционных движений и постановки звука выполнение артикуляционной гимнастики сочетается с играми на песке и воде.

На этапе автоматизации звуков используются следующие упражнения:

– «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.

– «Горочка». Набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).

– «Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками и др.

Для развития фонематического слуха полезны следующие упражнения:

– «Прятки». Опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

– «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

– «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

– «Два моря». В оба контейнера рабочего стола наливается вода. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).

– «Искатель». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй) и раскладывает на две группы и др.

При совершенствовании лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т.д.

При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.

При рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.

– «Дорисуй картинку». Логопед рисует заданный предмет на песке, а ребенок дорисовывает песочную картинку и составляет по ней предложение или рассказ и др.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки для водо- и пескотерапии, пальчиковый театр, объемные лото-диорамы. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

Игры-драматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.

Логопедические игры с песком и водой на занятиях в рамках сенсорной комнаты с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.

В оборудование сенсорной комнаты входит музыкальное оборудование с подбором дисков с записями различной музыки, обладающей релаксационными и активизирующими свойствами, звуков природы, голосами животных и птиц. В зависимости от тематики логопедического занятия педагог подбирает музыкальный фон.

На логопедических занятиях в «Волшебной комнате» эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Цветное настроение». Использование данной технологии благотворно действует на нервную систему, стимулирует развитие психических процессов, создает хорошее настроение. Из различных по форме, цвету, размеру, текстуре, объему стеклянных элементов мозаики «Цветное настроение» учащиеся выкладывают отдельные предметы (буквы, цифры, символы, живые и неживые предметы и т.д.), сюжетные картины.

«Волшебная комната» – это необыкновенная сказка, создающая отличное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм ребенка, что делает ее необходимой в коррекционно-развивающей работе логопеда.

1. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. Учебно-методическое пособие/ Под. ред.С.В. Жолована. –СПб:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

2.Хоботова С.А. Из опыта работы с безречевыми детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники на базе сенсорной комнаты. // Логопед, №6, 2011 .

3.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. – М.: ЛОГОМАГ, отдано в печать (февраль 2012).

Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья одной из приоритетных задач в работе является формирование навыков коммуникации.

Стоит отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд специфических нарушений формирования и развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у

Нарушения развития речи у данной категории детей проявляется с самого раннего возраста. Часто ограничено понимание речи, отмечается скудный словарный запас, нарушено грамматическое оформление высказывания. Дети затрудняются использовать монолог и диалог, нарушена коммуникативная функция речи. Также стоит отметить, что выделяют несколько групп по критерию степени способности к овладению импрессивной и экспрессивной речи: дети, не владеющие только звучащей речью; дети, имеющие трудности в освоении языка; дети, имеющие трудности как в использовании устной речи, так и трудности коммуникации [1].

Включение детей с ограниченными возможностями в инклюзивную образовательную модель способствует более продуктивному обучению и социализации, тем не менее необходимо проводить ряд дополнительных специальных коррекционных мероприятий с целью коррекции речевых нарушений [2].

В связи с этим возникает необходимость выбора форм и методов коррекции речевых нарушений у данной категории детей.

Рядом исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др.) отмечено, что наглядный материал дети усваивают лучше вербального.

В литературе понятия «визуализация» и «наглядность» имеют синонимичное значение. Так, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин в словаре методических терминов и понятий дают следующее определение: «Визуализация (от лат. visualis – зрительный) – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия» [3].

Т.А. Сырина рассматривает в своей работе термин «наглядность» как опору в процессе обучения на дидактический принцип наглядности и как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа, технические средства обучения) [4].

В отечественной педагогике изучением применения наглядности занимались такие авторы, как П.П. Блонский, В.К. Воробьева, Л.В. Занков, Т.А. Ильина, П.Ф. Каптерев, А.М. Леушина, В.И. Маркин, Г.И. Щукина и др. Идеи наглядности в педагогике разрабатывались также в трудах И.Д. Песталоцци и К.Д. Ушинского.

С нашей точки зрения, визуализацию и наглядность можно считать синонимичными терминами, обозначающими способы более зримо представить учебный материал.

Визуализация в коррекционной педагогике не является инновацией, несмотря на это формы и методы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются: современные тенденции диктуют необходимость использования наглядных средств обучения, в том числе использование технических средств.

Исходя из анализа имеющихся в литературе визуальных средств в работе с детьми, можно выделить следующие формы: игры с предметами; моделирование ситуаций; работа с карточками, пиктограммами; использование видео роликов и гиф-анимации; тематические книги; календари событий ребенка; жетонная система; визуальное расписание; система «Да-нет»; система «Сначала – потом»; фиксация ребенка на занятии (фотография, рука, карточка с именем); видео-моделирование; моделирование естественных ситуаций; социальные истории; презентации; схемы.

Все средства визуальной поддержки могут быть использованы для решения задачи, поставленной для коррекции того или иного нарушения.

Одним из ярких примеров применения визуальных средств в педагогической практике при обучении связной речи у детей дошкольного возраста являются приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. [5]. Мнемотехника зачастую смешивается с моделированием, и её можно считать частью мнемотехники.

Мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и схематично их зарисовать.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели – это итог того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

В качестве условных заместителей элементов модели используются символы разнообразного характера: геометрические фигуры (различного размера и цвета); символические изображения предметов (силуэты, контуры); планы и условные обозначения, используемые в них; предметные картинки; силуэтные изображения; опорные рисунки (для обучения заучиванию стихотворений); мнемотаблицы (образования дополнительных ассоциаций) [6].

Условные заместители элементов модели являются графической аналогией. Графический образ – это метафора, раскрывающая свойства объекта. Обучаясь графической аналогии, дети учатся умению обозначать символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки (треугольник и круг над ним – это девочка и вообще персонаж женского рода; элементы – уши, хвост – это и мышка, и белка, и собака; волнистые линии – и река, и море, и тропинка).

Работа на занятиях по обучению рассказыванию с применением мнемотаблиц строится в три этапа:

  1. Рассматривание таблицы и анализ того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. На третьем этапе осуществляется пересказ сказки, рассказа, рассказывание стихотворения по заданной теме [5].

Для закрепления полученных знаний можно изготовить альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Применение графической системы записи смысловой программы позволяет наглядно показать детям, как приемы построения каждого отдельного предложения, так и приемы построения целого рассказа, способствует развитию операций синтеза и создает возможность наблюдения за правильной реализацией содержания предложения и в целом всего рассказа, развивая тем самым осознанный контроль за собственной речью [6].

В.К. Воробьева, используя методику моделирования, предлагала формировать навык фраз описательного характера с помощью опоры на графический план. Сенсорно-графическая программа наглядно показывает детям, что от перестановки порядка признаков последовательность предложения описательного характера не нарушается, в нем не возникает смысловых пробелов, какие возникают при перестановке частей повествовательного рассказа в целом. С этой целью логопед организует действия на перестановку элементов графического плана, убеждающие детей, что от изменения порядка слов при описании предмета фраза не «рассыпается». Хороший результат дает сравнение двух вариантов сообщения: фраза с неполным набором признаков и фраза с полным набором признаков, в результате чего дети подходят к выводу о том, что предмет можно узнать только тогда, когда в речи представлено большинство его характеристик [7].

Читайте также:
Cтановление слоговой структуры слова в детском возрасте

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды образовательных учреждений активно включились в процесс широкого использования информационных компьютерных технологий в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом [8].

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и речи дошкольников логопед использует обучающие компьютерные программы, предоставляющие реальные возможности для качественного, индивидуального обучения детей с ОВЗ. Это позитивно сказывается на мотивации детей, результативность и ускоряет процесс коррекции речи.

Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино, аудио и видео средств, компьютеров, телекоммуникационных сетей) позволяет перейти к деятельностному способу коррекционной работы. Положительный результат, от использования информационных компьютерный технологий, возможен только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий заключаются в том, что предлагаемая информация даётся в наглядной и привлекательной форме, это способствует тому, что у детей растет мотивация и интерес занятиям. Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным. Также значительно сокращается время на формирование речевых навыков [8].

Одним из удобных и эффектных способов представления информации являются мультимедийные презентации. Преимущества презентации: наглядность, удобство, простота, быстрота – способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Презентации можно использовать на подгрупповых, индивидуальных занятиях, исходя из поставленных задач и индивидуальных возможностей детей.

Для того чтобы оценить эффективность использования визуальных средств поддержки для коррекции речевых нарушений, мы провели эксперимент с группой детей, имеющих ограниченные особенности здоровья, в количестве 20 человек, имеющих нарушения речи.

В работе с данной группой детей по критерию владения ребенком речью мы выделили условно две группы: дети, владеющие звучащей речью («вербальная группа»); дети, не владеющие звучащей речью и/или имеющие нарушения понимания речи («невербальная группа»).

Стоит отметить, что основной задачей по работе с невербальной группой детей является формирование навыков звучащей речи, обучение альтернативной коммуникации для успешного взаимодействия с окружающими, а также развитие навыков чтения и письма.

Основной задачей в работе с детьми, владеющими звучащей речью, является обучение социально-приемлемым формам взаимодействия со сверстниками в процессе игры по очереди, по правилам, в сюжетно-ролевой игре, развитие навыков письменной речи и коррекция языковых компонентов (лексика, грамматика, фонетика).

Общей задачей для каждой из групп является – развитие навыка коммуникации доступным для ребенка способом, но при этом выбор целей коммуникативной программы по формированию коммуникации зависит от владения ребенком речи. В свою очередь, каждое из направлений связано с другим и позволяет работать с ребенком комплексно, так как все аспекты коммуникативного поведения взаимосвязаны [9].

В ходе диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья нами было выявлено, что вне зависимости от степени владения речью все дети показали высокие результаты владения навыками визуального восприятия. Самые низкие результаты были получены в результате тестирования таких навыков, как связная речь, коммуникация, диалог и монолог.

В ходе формирующего эксперимента нами была проведена коррекционная работа по коррекции нарушений речи с каждой группой детей по трем основным аспектам речевой деятельности, в каждой из которой свои цели и задачи, а также формы работы.

Мы выделили такие направления как: когнитивный аспект (понимание речи), сенсомоторный (работа над навыками звучащей речью) и коммуникативный (взаимодействие) (таблица).

Функции средств визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Харламова Ольга Ивановна

Организация: МБОУ СОШ № 2 г. Советский

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский

На сегодняшний день в России насчитывается 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями для успешного освоения обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития.

Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям школьников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями обучающихся с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются в трудности при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.

Параллельно со специфическими коррекционными технологиями активно внедряю в свою практику современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии. Считаю, что выбор данных технологий актуален и целесообразен в работе с обучающимися, имеющими статус ОВЗ и обоснован тем, что новые технологии открывают новые возможности, помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.

Читайте также:
Пособие 'Домик буквы'

Целью моей работы стало – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ средствами современных образовательных технологий.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты по вопросам использования современных технологий в логопедии.

2. Внедрить методы и приёмы современных технологий во всех направлениях коррекционно-развивающего процесса обучения детей-логопатов.

3. Определить результативность проделанной работы.

Ожидаемый результат работы: положительная динамика обучающихся в развитии всех речевых компонентов, адаптация и социализация ребенка-логопата, имеющего статус ОВЗ в образовательном пространстве.

Данная работа рассчитана на прохождение обучающихся двух направлений коррекционного курса: предупреждение трудностей формирования письма, коррекция нарушения письма.

Реализация коррекционно-педагогической деятельности предусматривает прохождение следующих этапов:

Ориентировочная продолжительность педагогической деятельности предполагает сроки реализации: 2016-2020 учебный год.

I этап педагогической деятельности предполагал работу по следующим направлениям:

1. Проведение и анализ результатов логопедического мониторинга.

2. Ознакомление с результатами психологической диагностики.

3. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

4. Выбор технологий.

На данном этапе реализации педагогической работы проведен мониторинг обучающихся 1-х классов с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 6 человек. Для мониторинга использовался стандартизированный диагностический материал обследования устной речи младших школьников Т.А. Фотековой “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” (2007). Результаты логопедического мониторинга показали, что у обучающихся отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: сенсомоторный уровень, лексико-грамматический строй речи, словарь и словообразование, связная речь (Приложение 1) Результаты психологического мониторинга выявили у обучающихся низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, слабое развитие зрительно-моторной координации, сниженный уровень мотивации. По результатам изучения мониторинга была определена “зона ближайшего развития” обучающихся.

Результат 1 этапа: проектирование индивидуальных программ коррекционного курса, являющихся частью АООП НОО с учётом ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, разработка индивидуального перспективного планирования по сопровождению обучающихся с ОВЗ с отражением используемых педагогических технологий.

II этап Внедренческий.

Данный этап предполагал реализацию индивидуальных программ логопедического курса. Основные задачи:

-предупреждение и преодоление трудностей речевой коммуникации,

-развитие и совершенствование познавательной деятельности,

-развитие психических функций,

-стимулирование речевого развития обучающихся,

-предупреждение негативных особенностей эмоционально-волевой сферы,

-развитие всех форм речи (устной и письменной),

-повышение интереса к коррекционным занятиям,

-преодоление коммуникативного барьера между педагогом и учеником.

Успешность коррекционного процесса обеспечивалась реализацией следующих принципов:

  • Системности.
  • Развития.
  • Комплексности.
  • Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
  • Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Обходного пути.
  • Поэтапного формирования умственных действий.
  • Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)

Весь процесс предполагал использование методов и приёмов:

-Наглядных (иллюстрации, наблюдения)

-Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)

-Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)

-Практических (практические задания, тренинги)

-Контрольно-коррекционных (устный, письменный)

Организация индивидуальных логопедических занятий осуществлялась с учётом особых образовательных потребностей.

Структура коррекционных занятий соответствовала этапу коррекционно-педагогической работы.

Построение логопедических занятий предполагало обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий:

Здоровьесбережение.

используемые приёмы (применялись на разных этапах занятий):

-артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,

-гимнастика для глаз,

-массаж кистей и пальцев рук с аппликатором Кузнецова,

-упражнения на релаксацию,

-общие двигательные упражнения.

Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, снятию напряжения и усталости, стимуляцию работы головного мозга, регулированию нервно-психических процессов, снятие мышечных зажимов, спазмов, активизации биологически активных точек, профилактику миопии, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического, психического благополучия обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Информационно-коммуникационные технологии.

Одной из дополнительных возможностей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе с обучающимися нашли интерактивные игры. Оснащение логопедического кабинета моноблоком с сенсорным экраном позволило использовать на практике развивающие логопедические интерактивные игры логопедического портала МЕРСИБО. В медиатеке подобраны игры, направленные на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, формирование фонематического слуха предупреждение и коррекцию устной и письменной речи, развитие психических функций.

Компьютерная игра подбирается для каждого обучающегося с учётом его физиологических, психологических возможностей, поставленных коррекционных задач. Работа за компьютером занимает небольшую часть, 1/5 от всего времени занятия и проводится фрагментарно, с соблюдением требований СанПинов.

Разработаны авторские презентации для коррекции звукопроизношения и дифференциацию звуков.

Игровые технологии.

Наиболее привычной и желанной формой деятельности у обучающихся с ОВЗ на первоначальном этапе остается игра, поэтому использование этой формы деятельности на коррекционных занятиях, считаю наиболее оптимальным. На каждом занятии (на разных этапах) использовались игры и игровые приёмы. При отборе игр и игровых приёмов, учитывались следующие требования:

1. Игровая форма занятия или создаётся при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей-логопатов к учебной деятельности;

2. Учёт структуры речевого дефекта обучающегося;

3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. Связь содержания игры с системой знаний обучающегося;

5. Соответствие коррекционной цели занятия;

6. Учёт принципа смены видов деятельности;

7. Использование пособий, игр, соответствующих гигиеническим требованиям, требованиям безопасности.

Все подобранные игры и игровые приёмы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций:

Читайте также:
Литературный праздник по произведениям К.И. Чуковского: В гостях у дедушки Корнея

Коррекция звукопроизношения: «Рыболов», «Зоводим моторчик” «Таинственная картинка», «Логопедическое лото»;

Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», «Пройди по лабиринту», «Закрой окошки в звуковом домике», «Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;

Коррекция зрительно-моторных представлений: “Рисуем шнурочками”, “Волшебные узоры”, «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;

Развитие и совершенствование словаря обучающихся: «Что растёт в огороде?», «Бюро находок», «Кто что делает?», «Доскажи словечко»;

Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево”, «Путаница», «Кто что потерял?», «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»;

Коррекция чтения: подвижная игра «Слоги на дороге», “Звуковая тропинка”, «Читаха-черепаха»

Развитие мыслительных процессов: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Найди пару».

Разработаны авторские дидактические игры: «Звуковой волчок», «Лабиринты», «Слоговые дорожки», “Цветик-семицветик”

Метод проектов.

Успешное применение в логопедической работе нашёл метод проектов. Считаю, что он актуален в работе с данной категорией детей-логопатов. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Работая в этом направлении, созданы и реализованы краткосрочные проекты: «Весёлый язычок», «Мы дружим с буквой Р» и один долгосрочный проект «Необычная азбука»

Результатом реализации проектов стало: закрепление произносительных навыков, совершенствование словарного запаса, развитие творческих способностей, навыков самоконтроля, повышение мотивации к занятиям, участие во Всероссийском конкурсе.

Нетрадиционные технологии.

Коррекционно-развивающий процесс включал элементы нетрадиционных технологий: творческая терапия, пескотерапия, акватерапия. На занятиях использовались приёмы акватерапии: “Поймай игрушку-назови звук”, “Что в ладошке?”, “Рыболов” «Посчитай рыбок»

Приёмы пескотерапии: рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков), собирание песка в комочки, заполнение песком трафаретов.

Творческая терапия предполагала изготовление поделок из пластилина, бумаги, солёного теста, подручных материалов. Выбор определенного вида работы зависел от индивидуальных, возрастных, психофизических, личностных особенностей ребёнка, его интересов, а также от развития зрительно-двигательных координаций школьника. Продукты творческой деятельности учащихся соответствовали лексической тематике, которая отражена в календарно-тематическом планировании индивидуальных логопедических занятий.

Творческая терапия, приёмы работы: выполнение поделок и аппликаций: “Деревья”, “Снегири”, “Рябиновая ветка”, “Варежка”, “Весенний кораблик”, “Пластилиновые буквы”

Считаю, что нетрадиционные технологии перспективны в работе со школьниками, имеющими особые возможности здоровья, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться обучающимся с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.

III этап Основные направления работы:

1. Проведение промежуточных мониторинга по обследованию устной речи обучающихся.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

3. Определение эффективности, применяемых технологий.

Анализ показателей уровня развития речи, после проведенной коррекционной работы за

период с 2016-2019 учебные года, показал положительную динамику компонентов речевой системы

обучающихся (Приложение). Оптимальность используемых педагогических технологий в

коррекционно-развивающем процессе подтвердил данный промежуточный мониторинг.

Освоение и систематическое использование представленных технологий положительно влияет на развитие всех компонентов речевого развития обучающихся. Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной работы с обучающимися, обеспечивают развитие речевой и познавательной активности, развитие психических функций, творческих способностей и помогают создать специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент продолжается работа с использованием представленных технологий. Обучающиеся находятся на этапе прохождения следующего этапа коррекционного курса.

В конце 2019-2020 года запланирован итоговый обобщающий этап мониторинга устной и письменной речи обучающихся.

Организация данной работы не трудоёмка при наличии необходимого материала, методической базы и подготовки самого учителя-логопеда. Для коррекционного сопровождения обучающихся с ОВЗ нужны наглядно-дидактические материалы, компьютерное оборудование, проектор, игровые пособия, CD-диски с мультимедийными играми, специализированные логопедические программы. Трудности могут возникнуть при проектированию и построению системы логопедических занятий с учётом индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.

2. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М.: Просвещение,2012.

3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. -М.: АРКТИ,2007.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1-4 классы. -М.: ВАКО, 2007.

5.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. –М.: Издательство РОСТ,2011.

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ 2016-2017 год.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня

60 %

30 %

37 %

34 %

(80 % и выше -норма)

Все показатели компонентов речевого развития не соответствуют нормативным результатам

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2017-2018 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

75 %

50 %

70 %

38 %

(Норма 80 % и выше)

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2018-2019 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

89 %

80 %

75 %

65 %

(Норма 80 % и выше)

Сравнительная таблица средних показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ.

(период с 2016-2019 учебные года)

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: