Серия книг «Библиотека логопеда»
Сапожникова Ольга Борисовна, Гарнова Елена Викторовна
В пособии раскрыта история вопроса, описаны этапы занятия песочной терапии, приводятся примерные планы-конспекты занятий, разработанные и апробированные в практике работы с детьми. Затронуты все.
С. А. Калиниченко
В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Продукты питания». Методическое пособие включает пояснительную записку;.
С. А. Калиниченко
В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Части тела и лица». Методическое пособие включает пояснительную записку;.
Тетрадь по обучению грамоте создана с учетом особенностей познавательной деятельности дошкольников, имеющих нарушения психического и/или речевого развития. В основе содержания и структуры пособия –.
Тетрадь по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи предназначена для работы с детьми с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида с целью.
В книгу включены перспективное планирование логоритмических занятий с элемента ОБЖ для детей 6 лет с ОНР и конспекты логоритмических занятий с элементами ОБЖ. Логоритмические занятия, приведенные в.
В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.
В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.
В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.
В пособии представлены занятия для детей 5–7 лет по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий русского языка на материале, связанном с русской природой и сезонными.
Сапожникова Ольга Борисовна
В данном пособии описаны возможности применения педагогической песочницы для развития и коррекции речи детей 5–7 лет, представлены занятия по художественным произведениям с использованием песочницы.
В книге даны психолого-педагогическая характеристика обучающихся с различными нарушениями, модели включения «особых» детей в среду нормально развивающихся сверстников в условиях инклюзии. Обобщен.
В методическое пособие включены разнообразные дидактические и логопедические игры, речевые задания и упражнения, загадки-добавлялки, веселые стихи, сказочные персонажи, способствующие развитию у.
В пособии обобщен опыт проведения интегрированных занятий по развитию речи детей с ОНР в разных возрастных группах. Предложены конспекты занятий, направленных на развитие связной речи, обогащение.
В пособии представлены организационно-методические, практические основы и диагностика уровня развития мелкой моторики, а также занятия по развитию мелкой моторики у детей 3–5 лет с элементами.
Трифонова Наталия Олеговна
В книге представлена система занятий по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня с использованием музыки. Занятия построены по принципам комплексно тематического и.
С. А. Калиниченко
В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Посуда». Методическое пособие включает пояснительную записку; задачи и.
С. А. Калиниченко
В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Грибы». Методическое пособие включает пояснительную записку; задачи и.
Методическое пособие предназначено для работы с детьми 2–5-х классов общеобразовательной школы, имеющих проблемы в овладении орфографическими навыками. Для успешного усвоения школьной программы по.
Ракитина Вера Александровна
Пособие направлено на речевое развитие детей: обогащение и уточнение словарного запаса, закрепление морфемного анализа, а также сложных форм фонематического анализа и синтеза, профилактику нарушений.
Ткаченко Татьяна Александровна
В пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению.
Ракитина Вера Александровна
Пособие направлено на речевое развитие детей: обогащение и уточнение словарного запаса, закрепление морфемного анализа, а также сложных форм фонематического анализа и синтеза, профилактику нарушений.
Вашему вниманию предлагается объёмный речевой материал по автоматизации звуков «р, рь». Несмотря на то что речевого материала по автоматизации этих звуков разработано достаточно, нередко встречаются.
Представленный в пособии речевой материал предназначен для закрепления в речи шипящих звуков, а также для развития логического мышления и зрительного восприятия. Пособие рекомендуется для логопедов.
Представленный в пособии речевой материал предназначен для закрепления в речи свистящих звуков, а также для развития логического мышления и зрительного восприятия. Пособие рекомендуется для.
С. А. Калиниченко
В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Мебель». Методическое пособие включает пояснительную записку; задачи и.
С. А. Калиниченко
Рабочая тетрадь является приложением к методическому пособию «Развитие речи детей 5–7 лет с ОНР. Лексико-грамматические занятия. Тема „Мебель“» С.А. Калиниченко. Подобранный в тетради материал.
Пособие направлено на речевое развитие детей: обогащение и уточнение словарного запаса, закрепление морфемного анализа, а также сложных форм фонематического анализа и синтеза, профилактику нарушений.
В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.
В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.
В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.
Ткаченко Татьяна Александровна
Пособие является частью учебно-методического комплекта Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно», в котором изложена авторская система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. В дневнике.
Ткаченко Татьяна Александровна
В пособии представлены методический материал, а также 16 картин с занимательными сюжетами, которые являются наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5—7 лет. Оригинальная.
В пособии даны конспекты логопедических занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Занятия направлены на развитие лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороны речи, а.
В учебном пособии рассматриваются нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и методы их устранения с целью привития правильного литературного произношения. В.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе учителя- логопеда
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне. Детям интересно всё, что связано с компьютером, таким образом, повышается учебная мотивация, повышается и речевая, познавательная активность ребёнка.
Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в образовательный процесс обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять» свои методические идеи:
– делать то, что без компьютера делать сложно;
– делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)
– по – новому и более качественно делать то, что делали раньше.
Компьютерные технологии представляют для нас, учителей – логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
В своей профессиональной деятельности самостоятельно апробирую и успешно применяю следующие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):
1 . Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
DVD, CD диски («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей», «Маруся и логопед », «Говорящий логопед», «Трудные звуки», «Весёлая логоритмика» Е. Железнова.
специальные компьютерные игры («Развитие речи, Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», «Баба – Яга учится читать», «Автоматизация согласных» ).
В своей практике я использую персональный компьютер:
– на подготовительно этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
– на этапе постановки, автоматизации и дифференциации и развития фонематического слуха;
– на этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи;
– на этапе развития лексико – грамматической стороны речи;
– на этапе развития связной речи.
Использование мультимедиа на логопедических мероприятиях повышает качество работы НОД, если материал представлен ярко с опорой на различные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у ребёнка затруднений. У ребёнка повышается самооценка, он перестаёт бояться, активно работает на занятиях, свободно общается в социуме.
Мероприятия с использованием компьютерных технологий провожу с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПИН:
– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
– проведение гимнастики для глаз:
– работа за компьютером не более 5-7 мин.
2 . Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
игры, презентации на сайтах.
Преимущество использования ИКТ для ребёнка:
– повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям:
– формирует у ребёнка активную позицию субъекта обучения;
– обучается элементарным действиям с компьютером.
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
4. Видеозапись НОД.
5. Использование информационных интернет – ресурсов.
обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
участие в on-line вебинарах. Являюсь постоянным участником онлайн – вебинаров портала Мерсибо для педагогических работников.
6. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.
7. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.
нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
8. Использование информационных интернет – ресурсов:
удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: , педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
создание своего электронного адреса, интернет-сайта.
Таким образом, я считаю, что использование в логопедической и коррекционной работе нетрадиционных методов и приёмов, например, мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немаловажно мне самой. Экран притягивает внимание, которого я порой не могу добиться при фронтальной работе с детьми, также я использую ИКТ, чтобы расширить осведомлённость родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи, повысить общий уровень психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития своих детей.
Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми с нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ
Наталья Шиляева
Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми с нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ
В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с речевыми нарушениями, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей. Поэтому организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода. Одной из главных задач в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях логопункта является мотивация воспитанников. Ведь, как правило, ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков [2].
С целью повышения мотивации детей к длительной и кропотливой логопедической работе, развитию познавательной активности и любознательности активно внедряю в коррекционный процесс электронные образовательные ресурсы. В своей профессиональной деятельности успешно применяю следующие виды электронных образовательных ресурсов:
1. DVD, CD диски,аудиокниги:
– «Говорящий логопед» К. Бухариной;
– «Учимся говорит правильно: трудные звуки» Г. В. Тютюнник;
– «Малуся и Рогопед» А. Усачева;
– «Веселая логоритмика» Е. Железновой;
– диски на автоматизацию звуков Резниченко Т. С. и Лариной О. Д.
Речевой материал данных пособий основан на рифмованных миниатюрах, максимально насыщен автоматизируемым звуком. Ежедневно повторяя веселые стихи и песни, ребенок научится красиво и правильно говорить, разовьет память и музыкальный слух.
2. Мультимедийные презентации и виртуальные экскурсии («Прогулка по осеннему лесу», «В зоопарке», «Подводный мир», «На фабрике игрушек», «Экскурсия в библиотеку», «Космодром»). Преимуществом данных форм работы является доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Виртуальная экскурсия сопровождается рассказом, в котором воспитанники слышат правильную литературно-грамотную речь, новые слова, узнают значения слов с научной точки зрения. При этом у детей формируется познавательный интерес, желание задавать вопросы, потребность в поиске ответов [4]. Такие формы работы применяю в процессе деятельности по обогащению и активизации словарного запаса детей с нарушениями речи, развитию грамматического строя и связной речи.
3. Интерактивные развивающие программы и игры, разработанные командой опытных специалистов в коррекционной педагогике портала mersibo.ru:
– «ЛогоБлиц» – программа для проведения речевой диагностики детей и фиксации результатов в элетронном виде, поможет провести обследование речи быстро и интересно;
– программа «Логостарт» окажет помощь в автоматизации «трудных» звуков и развитии словарного запаса;
– программа «В помощь логопеду» содержит игры для развития воздушной струи, тренировки артикуляционного аппарата, отработки поставленных звуков, формирования фонематических процессов, расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи и составления связного рассказа;
– программа «Конструктор картинок», с помощью которой педагог самостоятельно может создавать различные пособия для логопедических занятий.
Воспитанников привлекает звук, яркие изображения, анимация, мультипликация, что, в свою очередь, активизирует умственную деятельность, познавательные процессы, развивает у детей усидчивость, устойчивость внимания, любознательность. Все программы и игры соответствуют требованиям ФГОС ДО и подходят для индивидуальной и подгрупповой работы на логопункте ДОУ. Компьютерные развивающие игры применяются на логопедическом пункте не только в процессе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений, но и в процессе подготовки детей к участию в таких районных и городских конкурсах, как «Грамотейка», «Звездочки».
В результате применения информационных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, нами был создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные развивающие игры, мультимедийные презентации, видеоэкскурсии, аудиоматериал по направлениям работы:
– развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания;
– развитие фонематического слуха и навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности;
– формирование лексико-грамматических средств языка;
– развитие связной речи.
Кроме того, опыт применения электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе на логопункте был обобщён и представлен в районном проекте сетевого взаимодействия педагогов «Создание электронных образовательных ресурсов для поддержания инициативы и формирования познавательных интересов детей в различных видах деятельности».
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов в коррекционном процессе существенно повышает интерес воспитанников к логопедической работе, способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Однако, главной целью логопедической работы является коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми, поэтому основная часть коррекционного процесса должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. А гармоничное сочетание традиционных средств с применением электронных ресурсов позволит существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
1. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева//М. : УЦ Перспектива, 2011. – 208с.
2. Дроган И. В. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном прцессе/И. В. Дроган//[Электронный ресурс]/Режим доступа: https//nsportal.ru
3. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/под редакцией Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
4. Москвицова С. С. Развитие основ диалогического общения посредством виртуальных экскурсий/С. С. Москвицова//[Электронный ресурс]/Режим доступа: www.maam.ru
Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями Содержание: 1. Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста. 2. Развитие связной речи дошкольников.
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И. П. Павлов Уровень развития речи.
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Представляю материал вебинара для коллег.
Использование развивающих игр в работе с детьми с нарушениями речи Современный педагог должен ставить своей целью воспитание ребенка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем развития.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи 5–7 лет Использование здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками специальной (коррекционной) группы с нарушениями речи. Обобщение.
Нетрадиционные игровые пособия в работе с детьми с нарушениями речи Мастер-класс: «Нетрадиционные игровые пособия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи». Для организации процесса обучения в детском.
Организация индивидуальных логопедических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию.
Перечень электронных образовательных ресурсов ДОУ Образовательные сайты 1. http://dohcolonoc.ru/ Дошколенок. ру – портал для воспитателей и педагогов. Где им представляется возможность опубликовать.
Отчёт об использовании цифровых образовательных ресурсов в ходе работы по развитию речи детей Письменный отчёт о использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в ходе работы по развитию речи детей Современные научно-технические.
Кинезиология в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые.
Книги детям и логопедам
Степанова О.А. Логопедическая тетрадь воспитанника
Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ
Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда
Карельская Е. Г. Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев.
Материал книги может быть использован по развитию речи в детских садах, на уроках обучения грамоте, внеклассного чтения и русского языка в начальной школе. Он прекрасно подойдет для занятий с детьми, имеющими речевые проблемы. Автор книги — логопед. pdf
Кислякова, Ю. Н. Былино М.В. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения djvu
В пособии представлен практический материал в рамках 14 лексических тем к коррекцио нным занятиям «Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи» в соответствии с содержанием программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».
Комарова,Л.А. Автоматизация звука (Р, Рь, Л, Ль, Ж, Ш, Ц, ЧЩ, С, З) в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с. (10 книг) rar (doc) (яндекс.диск)
Ольга Новиковская. Домашний логопед. Стихи для развития речи. 4-7 лет pdf (яндекс.диск)
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В
Рабочая тетрадь. Я говорю! Упражнения с пиктограммами.
Ребенок и явления природы doc (яндекс.диск)
И. Светлова. Домашний логопед. pdf (яндекс.диск)
500 стишков для зарядки язычков. Агеева И.Д. 2010 pdf
В сборник вошли занимательные стихи, рифмовки, чистоговорки, частушки, направленные на развитие речи, автоматизацию и дифференциацию звуков в произношении детей. Разнообразие рифмованного юмористического материала порадует и подружит детей с труднопроизносимыми звуками.
Журавлева А, Федиенко В. Домашняя логопедия.
Современные отечественные и зарубежные методики.
Книга для родителей и детей
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки , Гном и Д, 2008
Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей. В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции. Пособие адресовано педагогам (логопедам, воспитателям логопедических групп, гувернерам) и родителям.
Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. Конфетка.
Методическое пособие «Чистоговорки в картинках» предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения произносительной стороны речи. Материал пособия поможет закрепить правильное произношение звуков у детей, научить их рифмовать, а также овладеть чтением слогов различных типов.
Пособие адресовано родителям, логопедам, учителям начальной школы, воспитателям дошкольных учреждений.
Рыжанкова Е.Н., Буланович Н.И. Произносим правильно звук Л. Рабочая тетрадь для дошкольников
В пособии представлены игры и упражнения, направленные на автоматизацию звука Л у детей дошкольного возраста. Рекомендуется воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, логопедам. Предлагаемый материал способствует закреплению в речи ребенка правильного произношения звука Л, а также развитию фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев, совершенствованию лексического, грамматического строя речи, развитию высших психических функций дошкольников.
Новикова Е.В. Логопедическая азбука. Книга 1. От звука к букве
Новикова Е.В. Логопедическая азбука. Книга 2. От слова к предложению
Электронный сборник в работе логопеда
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) прочно укрепились в отечественной педагогике. На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов является одной из главных задач в области информатизации образования в Российской Федерации. Изучением ЭОР активно занимаются ученые из разных научных сфер – это информатики, педагоги, психологи, экономисты, менеджеры. Результаты научных поисков предопределили появление достаточно значительного количества дефиниций данного феномена.
О.П. Осипова определяет ЭОР как совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и / или в сети. ЭОР – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства [7, с. 129]. Н.А. Брындикова подразумевает под ЭОР некое образовательное содержание, облеченное в электронную форму, для воспроизведения которого используются электронные устройства, представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [2, с. 69]. Е.Л. Азарина утверждает, что ЭОР в широком смысле – это все компьютерное и программное обеспечение, которое может быть применено педагогом и обучающимся в образовательном процессе для достижения целей обучения. Это компьютер и сопутствующая ему техника – интерактивная доска, планшет, сканер, принтер, камера, видеопроектор; средства коммуникации и связи (модем, сетевая карта, космический спутник и т.п.); необходимые программы (операционная система, системы промежуточного уровня и т.п.) [1, с. 137].
Сегодня наибольшее распространение получили термины «образовательные электронные издания и ресурсы» и «информационный ресурс образовательного назначения». «Электронное издание» в трактовке С.В. Вихровой представляет собой «совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети» [3, с. 21].
О.А. Карабанова уточняет, что каждый электронный образовательный ресурс, спроектированный на основе собственной научно-исследовательской и учебно-методической деятельности педагога, включает в себя теоретическое, методическое, экспериментальное исследования, например разработку авторского учебного материала, педагогического сценария, апробацию и коррекцию ЭОР в процессе обучения. Электронные образовательные продукты могут содержать в себе одно или несколько взаимосвязанных компьютерных средств, например отдельно электронный учебник и отдельно тестировщик, предполагают их распространение, то есть разработку рекламных материалов, гарантию качества, меры по обучению пользователей и сопровождению ЭОР [6, с. 47]. Е.В. Чебыкин констатирует, что процесс проектирования ЭОР может включать в себя разработку его программного обеспечения, элементы программирования, а может и не включать, так, ЭОР могут формироваться на основе линейного текста или из готовых библиотек, тогда программное обеспечение не разрабатывается вовсе, а ЭОР выполняются, например, с применением текстовых редакторов. Разработка же программного обеспечения, исходного кода программы может не предусматривать целого комплекса мероприятий по проектированию ЭОР, например подготовку сценариев интерактивности, планов активного включения обучающихся, взаимодействия между ними. Проектирование ЭОР включает в себя подготовку авторского учебного материала, что методически сходно с разработкой традиционных научно- и учебно-методических материалов, тем не менее имеется ряд отличий: предъявляются требования в плане систематизации учебной информации; в стиле учебного материала ЭОР преобладает краткость и лаконичность, практическая направленность изложения; формируется схема компьютерных модулей и связей между ними, которые, в отличие от традиционных, могут быть и нелинейными; разрабатывается система гиперссылок; мультимедийные эффекты [8, с. 39].
Г.Ю. Грифанова конкретизирует преимущества ЭОР по сравнению с бумажными и техническими средствами обучения: мультимедийность, обеспечивающая визуализацию целостного образа в удобном темпе, очередности и форме; индивидуализация обучения при наличии навигации, определяющей потенциальные пути решения задач, реализации контроля и оценки результатов поиска решения; производительность; моделинг, восполняющий нехватку оборудования и незаменимый при исследовании микро- и макромира, общественных процессов; интерактивность, обеспечивающая оперативную реакцию педагога и детерминирующая результативность процессов самообучения, индивидуального тренинга, контроля, объективного оценивания результатов обучения; коммуникативность, определяемая потенциалом сетевого взаимодействия разной модальности и уровня [4, с. 27].
Внедрение ЭОР в логопедическую практику набирает обороты. Всё больше детских садов приобретают компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, интерактивные столы, проекторы с экранами. Но наличие оборудования не обеспечивает повышения качества предоставляемых образовательных услуг без наличия соответствующего программного обеспечения. Поэтому вопрос о подборе ЭОР и программ для работы логопедов в настоящее время становится всё более актуальным для организации деятельности.
Применение ЭОР в работе логопедов имеет ряд очевидных достоинств, таких как наглядность (сочетание текста и мультимедиа), интерактивность, доступность в любое время, в любом месте (при использовании дистанционных технологий), гибкость и т.д. Во вводимом в настоящее время профессиональном стандарте учителя-логопеда в качестве одной из ключевых трудовых функций представлена такая функция, как «организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи», в свою очередь, предполагающая готовность учителей-логопедов к реализации конкретного трудового действия: «…применение в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (специализированных компьютерных программ) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи». Эта компетенция дает логопеду определенные преимущества: мобильность, востребованность и перспективы развития.
Была разработана и апробирована анкета для выявления особенностей использования электронных образовательных ресурсов.
Результаты анкетирования позволяют предположить, что ЭОР в работе учителя-логопеда стоит рассматривать в зависимости от направлений деятельности и ее видов. Особенно распространена информационная поддержка деятельности логопеда средствами сети Internet. Современное нормативно-правовое обеспечение деятельности логопедов можно найти на сайтах «Гарант», «Консультант+». В консультативной, культурно-просветительской и методической работе логопед может использовать информационные интернет-ресурсы для удобства хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации; оформления отчетной и текущей документации; использования сети Интернет для самообразования (нахождения электронных учебников, статей по необходимой тематике); создания электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям; создания, копирования, редактирования, тиражирования стимульного материала для занятий, бланков заданий; создания своего электронного адреса, блога, интернет-сайта. Может проводиться работа с электронными документами: планы работы / циклограммы деятельности, журналы учета / мониторинга, журналы рабочих контактов, отчеты, речевые карты и логопедические дневники.
При использовании образовательных порталов и сайтов учителя-логопеды знакомятся с инновациями в научном и методическом обеспечении, обмениваются опытом, подбирают дидактический материал. Такие действия возможны на следующих сайтах: «Игробуквотека», «Логопед.ru», «Логопедия для всех», «Логопункт», «Логопеды.ru», «Логопед-мастер», «Заикание.ru», «Логозаврия», «logopediya.com: Логопед», «Мерсибо».
В диагностической деятельности существуют специализированные программы «Видимая речь», «Технология экспресс-диагностики речевого развития старших дошкольников» Т.Л. Вербицкой. Последняя помогает автоматизировать сам процесс, обработки и учета полученных результатов с использованием программных средств пакета офисных документов Microsoft Office. Многие учителя-логопеды предпочитают создавать базы данных по итогам диагностики; которые позволяют проводить мониторинг работы; отслеживать динамику работы; составлять графики и диаграммы.
Наиболее популярными ЭОР в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда являются электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике: электронные книги (детские, энциклопедии, справочники); DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей»); специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры-раскраски). Многие логопеды используют видео- и звукозаписи речевой работы ребенка на занятии.
Многие педагоги адаптируют ЭОР для решения собственно логопедических задач: для работы над звукопроизношением, артикуляционной гимнастикой, автоматизацией звуков, дифференциацией звуков, для формирования навыков фонематического анализа и синтеза, для формирования лексико-грамматических категорий, наращивания словарного запаса, словоизменения, словообразования, для пересказов (составления) текстов с опорой на наглядность, для формирования зрительно-пространственных координаций.
Однако на настоящий момент эту сферу можно охарактеризовать как практически неизученную. При попытках использования электронных образовательных ресурсов логопеды сталкиваются со многими сложностями: степень наполнения электронных библиотек учебной, научной и методической литературой; необходимость проектирования для поддержки современных образовательных технологий массового электронного образовательного продукта; повышение требований к педагогическим кадрам в условиях обновления и нарастающей информатизации образования и уровнем компетентности педагогов в проектировании ЭОР, которые, как правило, данной компетентностью просто не обладают. Недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных организаций не дает логопедам возможности использовать имеющиеся электронные образовательные ресурсы, находящиеся в «закрытом» доступе. Многие электронные пособия невозможно приобрести без значимых финансовых вложений, средства на которые директора образовательных организаций не выделяют.
У практикующих логопедов отсутствуют знания в проектировании и создании электронных образовательных ресурсов. Многие получали образование еще до введения понятия «электронная образовательная среда», что лишает их возможности создавать собственные электронные продукты. Хотя многие педагоги и повышают свою квалификацию каждый год, на настоящий момент отсутствуют полноценные курсы, способные раскрыть особенности и научить создавать ЭОР именно в логопедической практике. Те из логопедов, кто пытается создать собственный ЭОР, сталкиваются с рядом трудностей. Многие образовательные организации не способны обеспечить логопедов с материально-технической стороны.
Результаты опытно-исследовательской работы предоставляют возможность дифференциации групп логопедов на основании учета степени сформированности компетенций использования ЭОР: первая группа логопедов свободно использует ЭОР в логопедической практике; у второй группы отмечается недостаточная степень сформированности компетенций – процесс использования ЭОР затруднен, однако логопеды обладают потенциальной готовностью к осуществлению данного трудового действия; логопедов третьей группы характеризует отсутствие мотивационной и технологической готовности к осуществлению данного трудового действия.
Для выхода логопедов первых двух групп на новый, качественно иной уровень использования ЭОР возможны два пути: самообразование и прохождение программ повышения квалификации в обозначенной сфере.
Таким образом, электронные образовательные ресурсы являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Вместе с тем пока в области электронных ресурсов в логопедии наблюдается недостаточная проработка вопросов организации, методики, программного обеспечения, такие проблемы, как:
– «ресурсный хаос»: учебной информации в сетях много, но она не организована, не структурирована, часто дублируется, единая образовательная среда не сформирована. Поиск адекватных образовательным целям ресурсов представляет большую проблему;
– многообразие форматов представления учебных ресурсов. Отсюда проблемы с переносимостью учебных ресурсов из одной среды в другую, с совместным использованием ресурсов, созданных с применением различных программных средств;
– внутренняя неструктурированность учебных ресурсов. Максимум, что позволяют общеупотребительные редакторы (например, Word, FrontPage) – графическая разметка текста, не связанная с его логической структурой;
– сложность технологий создания электронных ресурсов для педагогов; отсутствие развитого рынка электронного образования.
Один из путей решения вышеперечисленных проблем – создание специализированного программного обеспечения для разработки электронных образовательных ресурсов, которое позволит педагогам формировать автономные, переносимые, хорошо структурированные учебные объекты [5].
Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия.
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова. Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy.docx | 2.76 МБ |
Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецк» Оренбургская область.
Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза
Подготовила: Щуцкая Галина Алексеевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
«Угадай, чей голосок»
Цель : определить товарища по голосу.
Ход игры : водящий с закрытыми глазами на слух определяет , кто из играющих позвал его по имени.
Цель : определение местонахождения предмета или товарища.
Ход игры : играющие с закрытыми глазами определяют на слух , далеко или близко находится предмет (человек, издающий звук .
Цель : развитие слухового восприятия и внимания .
Ход игры : водящий с закрытыми глазами определяет, кто из играющих подал голос (пи-пи-пи, ко-ко-ко и т. д)
«Повтори за мной»
Цель : развитие слухового внимания и памяти .
Ход игры : играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)
Цель : развитие слухового внимания и памяти .
Ход игры : играющие должны без ошибок передать по цепочке набор слогов или слов (па – та – ма, кошка – мошка – ложка)
«Найди похожие слова»
Цель : развитие фонематического восприятия .
Оборудование : предметные картинки, названия которых отличаются одним звуком .
Ход игры : дети подбирают парные картинки (кошка – мошка, суп – зуб)
«Найди неправильное слово»
Цель : развитие слухового внимания .
Ход игры : педагог произносит цепочку слов, дети определяют «неправильное слово» (дочка – точка – вочка) .
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог называет слог или слово, дети заменяют один звук другим и получают новый слог или новое слово (са – за, коса – коза)
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог называет слово, дети придумывают к нему рифму (ложка – кошка, дом – ком) .
Цель : развитие слухового внимания .
Ход игры : педагог называет слова, в которых заменены звуки (вместо «жук» – «зук» , дети определяют ошибку и исправляют её.
Цель : развитие слухового внимания и памяти .
Ход игры : играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)
Цель : развитие слухового внимания .
Ход игры : педагог произносит цепочку слогов, дети находят «лишний» слог (па – па – па – та)
«Скажи мягко (твёрдо) »
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог произносит звук , слог или слово. Дети заменяют твёрдый (мягкий) звук на мягкий (твёрдый) звук (с – с’, са – ся, т’ – т, ать – ат,)
«Скажи звонко (глухо) »
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог произносит звук , слог или слово. Дети заменяют звонкий (глухой) звук на глухой (звонкий) звук (п – б, та – да, том – дом, ж – ш, за – са, жить – шить)
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог произносит звуки , слоги. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков или в слоге , хлопают.
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог произносит звуки , слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков , в слоге или слове, поднимают фишку.
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог произносит звуки , слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков , в слоге или слове, завязывают узелок.
«Что как звучит, кто как кричит»
Цель : развитие неречевого слуха .
Ход игры : играющие на слух определяют , кто или что издаёт звуки .
Цель : развитие фонематического восприятия .
Оборудование : символы гласного и согласного звуков .
Ход игры : педагог произносит ряд звуков . Дети показывают соответствующее обозначение.
Цель : развитие фонематического восприятия .
Оборудование : символы твёрдого и мягкого согласных звуков .
Ход игры : педагог произносит ряд звуков . Дети показывают соответствующее обозначение.
«Шипит, свистит, жужжит, звенит»
Цель : развитие фонематического восприятия .
Оборудование : предметные картинки.
Ход игры : педагог показывает картинку. Дети произносят тот звук , с которым ассоциируется объект, изображённый на картинке (гусь – «ш» , насос – «с» ).
Цель : развитие фонематического восприятия .
Оборудование : цветные карандаши (красные, синие, зелёные) .
Ход игры : каждый участник получает карандаш и придумывает 3 слова с тем звуком , на который начинается название цвета ( «к» , «с’» , «з’» ) или на звук , который обозначается данным цветом (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий) .
Цель : упражнять в делении слов на слоги.
Ход игры : дети прохлопывают слова, определяя количество слогов.
Цель : упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование : паровозик с 4-мя вагонами с кармашками, предметные картинки.
Ход игры : дети определяют количество слогов в названии картинок и вставляют в соответствующий кармашек (1 слог – 1ый вагон, 2 слога – 2ой вагон и т. д.)
Цель : упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование : пирамида с кармашками.
Ход игры : дети определяют количество слогов в слове, вставляют картинку в нужный кармашек.
Цель : упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование : предметные картинки.
Ход игры : дети называют картинки на заданное количество слогов.
Цель : упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование : мелкие игрушки.
Ход игры : дети находят игрушки, в названии которых заданное количество слогов.
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Оборудование : символы звуков .
Ход игры : дети получают символы звуков , выстраиваются в заданной последовательности.
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Оборудование : индивидуальные кассы с символами звуков .
Ход игры : педагог произносит несколько звуков , дети выкладывают символы. Проверяется, правильное ли количество фишек выложено.
«Какой последний звук ?»
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют последний звук , называют его, дают характеристику.
«Хлопни, если услышишь слово со звуком .»
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог называет слова, дети хлопают, услышав слово с заданным звуком .
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : дети называют слова, в которых есть заданный звук .
Цель : развитие фонематического восприятия .
Оборудование : предметные картинки.
Ход игры : дети называют те картинки, в названии которых есть заданный звук .
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог читает стихотворение или рассказ, дети запоминают слова, в которых есть заданный звук .
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Оборудование : предметные картинки.
Ход игры : дети выбирают те картинки, в названии которых нет заданного звука .
Цель : развитие фонематического восприятия .
Оборудование : две куклы.
Ход игры : дети придумывают имена для кукол на заданные звуки ( «с» – Соня, «з» – Зоя, и «дарят» им подарки – слова, в названии которых есть заданные звуки (Соне – собаку, Зое – зайца и т. д.)
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог читает двустишие или четверостишие, дети подсказывают недостающее слово с заданным звуком .
Цель : развитие фонематического восприятия .
Ход игры : педагог начинает фразу, а дети заканчивают, подбирая слово с заданным звуком .
«Какой первый звук ?»
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют первый звук , называют его, дают характеристику.
«Где спрятался звук ?»
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют заданный звук , определяют место звука в слове .
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Оборудование : предметные картинки.
Ход игры : дети называют только те картинки, в которых заданный звук
находится в начале (в середине, в конце) слова.
«Какой гласный звук ?»
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют гласный звук , называют его.
«Какой звук поётся ?»
Цель : формирование элементарных навыков звукового анализа .
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют гласный звук , называют его.
Цель : развитие фонематических представлений , простых форм фонематического анализа .
Оборудование : предметные картинки.
Ход игры : дети выбирают картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) на заданный звук .
Цель : упражнять в определении первого и последнего звуков в словах .
Ход игры : дети придумывают слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова .
«Кто в домике живёт»
Цель : закреплять умение находить по схеме картинку, упражнять в звуковом анализе .
Оборудование : домики с кармашками и схемой звукового анализа , предметные картинки.
Ход игры : дети подбирают картинки, подходящие к заданной схеме звукового анализа . Ставят картинки в кармашки.
Цель : развитие сложных форм фонематического анализа .
Оборудование : сюжетная картина.
Ход игры : дети находят предметы, изображённые на картине, на заданный звук .
Цель : развитие сложных форм фонематического анализа .
Оборудование : « Звуковичок » – бабочка с кармашками на крыльях.
Ход игры : дети определяют одинаковый звук в названиях картинок. Дают характеристику этому звуку , находят правильное обозначение, вставляют карточку в кармашек.
Цель : развитие сложных форм фонематического анализа , навыков деления слов на слоги.
Оборудование : мелкие игрушки.
Ход игры : дети находят игрушки, в названии которых есть заданный звук , или название которых состоит из 1, 2, 3х слогов.
«Какой звук загадала »
Цель : развитие фонематического анализа .
Оборудование : карточки с картинками и схемой, на которой обозначен определённый звук в слове .
Ход игры : получив карточки, дети должны определить, какой звук загадал педагог .
Цель : развитие сложных форм фонематического анализа .
Оборудование : кубик с разным количеством точек на сторонах (1, 2, 3, 4 точки)
Ход игры : педагог бросает кубик, дети придумывают слова, состоящие из 1, 2, 3, 4х слогов в зависимости от выпавших точек на кубике.
Цель : упражнять в определении количества звуков в словах .
Оборудование : пирамида с кармашками, предметные картинки.
Ход игры : дети получают картинки, определяют количество звуков в названии картинки , ставят в нужный кармашек.
Цель : упражнять в определении места звука в слове .
Оборудование : линейка с передвигающейся бусиной.
Ход игры : педагог называет слово, дети определяют место заданного звука в слове , передвигают бусину на нужную отметку на линейке.
«Составь слово из звуков »
Цель : упражнять в составлении слов из звуков .
Ход игры : педагог называет звуки , дети составляют слова ( «к» , «о» , «т» – «кот» )
«Найди общий звук »
Цель : развитие сложных форм фонематического анализа .
Оборудование : предметные картинки, в названии которых есть одинаковые звуки .
Ход игры : дети определяют одинаковый звук в названиях картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн.
СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Данная подборка игр и упражнений для развити фонематического восприятия у дошкольников не является авторской, но представляет собой систему работы по данному напралению. Будет полезна для исполь.
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия.
Цель приведенных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з.
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. .
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
Дети старшего дошкольного возраста уже могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, с – щ, л – р).
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Старшие дошкольники способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки С и Ц, С и Ш, Ш и Ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Цель приведенных ниже игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, с – щ, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.
Работу по формированию фонематического восприятия необходимо проводить и с детьми младшего возраста. В таких играх, как «Тихо-громко», «Театр настроений» формируют интонационную сторону речи.
Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука (змея, комар, жук), а дети воспроизводят необходимый звук (змея – Ш, комар – З, жук – Ж).
Еще одна игра для самых маленьких: «Песенка» – показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку.
Игра на выделение звука на фоне слова.
Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] – “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: взрослый предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.
КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук “ш”. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – “ж”; чайник, ключ, очки – “ч”; щетка, ящик, щавель – “щ”; коса, усы, нос – с; селедка, Сима, лось – “сь”; коза, замок, зуб – “з”; зима, зеркало, вазелин – “зь”; цветок, яйцо, курица – “ц”; лодка, стул, лампа – “л”; липа, лес, соль – “ль”; рыба, ковер, крыло – “р”; рис, крепость, букварь – “рь”.Взрослый следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Задание: играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ.
1) Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е, О,Л, В и т. д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К, Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д, В,И) в середине слова.
2) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…) Какое получится слово, если к “но” – прибавить один звук? (Нож, нос…) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука “м”. (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук “у”. (Бумага, дудочка, Буратино…)
1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.
2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой.
3) Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки напрмер со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.
Задание: “Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит – кот.
Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО
Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.
Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки.
ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА.
Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка – ложка, ушки – пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Нужно следить за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы).
В реке живет мак,
Его не поймаю никак (рак).
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
На пароходе повар – док
Приготовил вкусный сок (кок).
Очень ласковый был
Он хозяйку лизнул в лоб (кот).
По дороге шел (вол).
Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Своей козою славится (косой).
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот).
На поляне лесной
Вырос зуб молодой (дуб).
Под березами, где тень
Притаился старый день (пень).
Описание игры: взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.
Например выставляется предметная картинка с изображением вагона. Взрослый произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон.
Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и накрывают их жетонами.
Дети работают с сигнальными карточками. Определяют, какой звук они слышат: гласный (красный цвет) или согласный, твердый (синий цвет) или мягкий (зеленый цвет), глухой (без колокольчика) или звонкий (с колокольчиком).
Игры на выделение звука на фоне слова.
На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т. п.(в соответствии с лексической темой). Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синею, если заданный звук звучит твердо, в зеленую, если звук мягкий, в красную, если заданного звука в слове нет. Можно распределить картинки по первому или последнему звуку в слове – твердый, мягкий, гласный.
Вызывается группа детей по количеству звуков в слове. Им раздаются звуковые символы в соответствии со звуковой схемой заданного слова. «Было у нас слово каша (пир), но звуки живые, они все разбежались, давайте соберем их опять в слово» Дети строятся в нужном порядке, чтобы схема подходила к слову. Затем детям можно предложить придумать новые слова, к которым бы подходила данная схема.
Цель: обучение слоговому анализу слов. «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова, которые надо передавать по телеграфу. «А сейчас я вам передам слова по телеграфу – отстучу, не называя их. А вы должны придумать, какие это могут быть слова». Дети придумывают слова с заданным количеством слогов.
В мире звуков – дифференциация похожих по звучанию слов, выделение первого и последнего звука.
Логопедическое лото – определение позиции звуков.
Читаем сами – отбор картинок на звуки, подбор звуковых схем.
Готов ли ты к школе – сборник тестовых заданий.
Звонкий – глухой – определение характеристики звуков.
Логопедическая ромашка – дифференциация звуков.
Десять гласных подружек – работа с гласными звуками.
Мои первые буквы – выделение первого звука в слове.
Прочитай по первым буквам – выделение первого звука в слове.
Путешествие от А до Я – выделение первого звука в слове.