Экспресс-диагностика детей 4 – 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Логопедическое обследование устной речи дошкольника

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки – шашки, вечер – ветер, глаза – гроза, коза – коса, чеснок – щенок, миска – мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи – палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж – какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим недоразвитием речи

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 17.03.2021 2021-03-17

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Мельникова, О. Н. Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим недоразвитием речи / О. Н. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77595/ (дата обращения: 18.01.2022).

Читайте также:
Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях.

Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Её эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в неё компонентов. В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. В ходе исследования речи ребенка учителю-логопеду необходимо последовательно решить следующие задачи:

1. Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка.

2. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

3. Установить уровень речевого развития.

Это, в совокупности с данными оценки познавательной деятельности и обучаемости, позволяет сформулировать логопедическое заключение.

По ряду причин объективная оценка при дифференциальной диагностике дошкольников бывает затруднена. Для получения объективных данных необходимо, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал, а взрослый, проводящий обследование, обладал достаточным опытом, наблюдательностью, умелым подходом к ребенку. Часто работа учителя-логопеда проходит в условиях жесткого ограничения времени. Как минимизировать способы оценки речевой деятельности, но при этом не потерять значимой информации? Как быстро собрать информацию? Как её сохранить? И как потом воспроизвести, т. е. быстро дать характеристику ребенку (с примерами)?

В решении этих проблем могут помочь карты экспресс-обследования речи детей, которые предназначены для учителей-логопедов ДОУ (рис.1-3).

Рис. 1. Карта экспресс-обследования речи ребенка 4 лет

Рис. 2. Карта экспресс-обследования речи ребенка 5 лет

Рис. 3. Карта экспресс-обследования речи ребенка 6 лет

Карты экспресс-обследования для мониторинга общего и речевого развития детей с ОНР позволят учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ребенка стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.

В основе карты экспресс-обследования я использовала методику проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет Н. В. Нищевой [1, с. 268] и схему исследования речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет) [1, с. 233].

Опираясь на разработки учебных карт обследования речи Е. П. Фуреевой и Е. В. Шипиловой [5,с. 37], я попыталась обобщить и систематизировать материал, чтобы он был удобен, доступен, легок в применении.

Карта экспресс-обследования — это средство для быстроты фиксирования результатов обследования. Она предназначена для:

– Определения уровня речевого развития детей четырех, пяти, шестилетнего возраста;

– Выявления отклонений в речевом развитии;

– Подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.

По таким картам легко дать характеристику (устную, письменную), приводя примеры правильных речевых высказываний ребенка и обозначая слабые стороны. Данная карта, по сравнению с известными речевыми картами обследования речи, имеет ряд преимуществ:

– Удобное расположение информации (на одном листе для каждого возраста), облегчающее ввод, обработку и извлечение необходимых данных.

– Индивидуально ориентированная процедура обследования для детей четырёх, пяти и шестилетнего возраста.

В качестве наглядно-дидактического обеспечения используется «Картинный материал к речевой карте ребенка 4–7 лет» Н. В. Нищевой. [2]

Обследование проводится на протяжении нескольких дней. На каждое исследование затрачивается не более 10 минут (ребенку 4 года); 15 мин. (ребенку 5 лет) или 20 мин (ребенку 6 лет) [5, с. 4].

Во время взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком создается положительный эмоциональный фон. Ребенок заинтересовывается выполнением заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребенок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.

Учитель-логопед может предлагать ребёнку задания не из всего предложенного материала, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их.

Содержание карт экспресс-обследования изменяется по возрастным группам с учетом речевых возможностей детей и в целом направлено на выявление следующих характеристик речевого развития детей:

– общее развитие ребенка: знает или не знает свое имя, возраст, родственные отношения, временные представления; (для 5 лет — времена года, для 6 лет — дни недели и части суток);

– зрительно-пространственный гнозис и праксис;

Читайте также:
Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

– строение и подвижность артикуляционных органов;

– воспроизведение звуко-слоговой структуры слова;

– состояние фонематического анализа и синтеза; (в 5 лет дети выделяют первый ударный начальный гласный; в 6 лет могут назвать начальный и конечный согласный в слове, определить последовательность и количество звуков в слове);

– активный словарь: номинативный, предикативный, атрибутивный (в 6 лет дети подбирают слова-антонимы);

– состояние словоизменения (употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, употребление имен существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными единственного числа, употребление предложно-падежных конструкций, употребление числительных два и пять с существительными);

– состояние словообразования: употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; (в 6лет ребенок может назвать относительные и притяжательные прилагательные);

– состояние связной речи (в 4 года дети рассказывают по картинке, им доступен пересказ из 4 предложений; в 5 лет пересказывают рассказ; в 6 лет составляют рассказ по серии картинок).

Данное обследование может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития речевых компонентов у детей, а также в ходе обучения для того, чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми.

Результаты, полученные в ходе обследования, фиксируются в речевой карте ребенка. Такая организация работы значительно сокращает время проведения обследования. На основе анализа полученных фактов составляются характеристики речи детей, определяются уровни развития и намечается программа дальнейшей педагогической работы.

Эта работа была представлена на заседании городского методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Волжского Волгоградской области, где было принято решение считать карты экспресс — обследования актуальными и рекомендовать их к использованию в работе.

  1. Нищева Н. В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб., «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 3–7 с.
  2. Нищева Н. В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)»: Наглядно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-16 с.+ цв.вкл.
  3. Фуреева Е. П., Шипилова Е. В. «Учебные карты обследования речи». Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Логопедия» Волгоград «Перемена», 2004.
  4. Нищева Н. В. Речевая карта с ОНР от 4 до 7 лет. СПб., «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  5. Быховская А. М., Казова Н. А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012–32с.

Методическая разработка: Экспресс-диагностика детей 4 — 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Методическая разработка «Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

Речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием психических функций человека. Многочисленные наблюдения исследователей разных направлений (медицинского, психологического, педагогического), изучавших процесс становления психики в онтогенезе, убедительно доказали, что различные виды речевых нарушений в той или иной мере отражаются на динамике психического развития ребенка. Установлено, что расстройства речи отрицательно сказываются на состоянии либо всей психики, либо ее отдельных звеньев.

Известно, что в ряде случаев за схожими проявлениями дефекта скрывается разная природа отклонений в развитии речи. Это касается в первую очередь наиболее распространенного недостатка – нарушения звукопроизношения (что прежде всего волнует родителей и воспитателей такого ребенка). Аномалии произношения могут выступать в качестве относительно самостоятельного нарушения или быть симптомом более тяжелых отклонений, затрагивающих лексику и грамматический строй языка, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). Это, как правило, неблагоприятно влияет на развитие ребенка в целом.

Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьезные препятствия для успешного усвоения программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Логопеду недостаточно знать признаки того или иного дефекта. Особую важность приобретает умение определить, на какие стороны психики повлияют нарушения, особенно в тот период, когда у детей складываются и развиваются все компоненты языка — лексика, грамматический строй, представления о звуковом составе слова. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у ребенка, тем выше ее результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков. Поэтому особое внимание логопедам массовых ДОУ приходится уделять детям 4–5 лет.

Читайте также:
Специфика работы логопеда в 1 классе

Согласно положению о логопедических группах при массовых детских садах логопед впервые знакомится с детьми, имеющими ту или иную речевую патологию, при обследовании средней группы и таким образом определяет, кто из них нуждается в логопедической помощи.

Выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа. Первый – массовое обследование в обычной обстановке, второй – более углубленное обследование в логопедическом кабинете при поступлении детей в логопедическую группу.

К сожалению, первичное массовое обследование в большинстве случаев осуществляется скоростными методами: из расчета 10–15 минут на одного ребенка. Практически на знакомство с ребенком, вступление с ним в контакт и установление у него того или иного речевого дефекта в распоряжении логопеда имеются одна-две минуты.

Отсюда в логопедической практике при направлении на ПМПК нередко случаются диагностические ошибки, так как логопедическое обследование сводится лишь к констатации того или иного дефекта и не может фиксировать состояние всей речевой деятельности и уровень сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй).

Многие логопеды и на втором этапе пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно.

Во-первых, не всегда удается быстро установить контакт с ребенком и, следовательно, получить полную и точную картину имеющихся у него речевых нарушений.

Кроме того, проводя индивидуальное обследование в форме диалога (вопрос – ответ), логопед получает односложные ответы, что также не позволяет выявить степень речевых нарушений.

Во-вторых, такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.

Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.

Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.

1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.

2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.

Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

3. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств ребенка (что позволит выяснить, охватывает ли дефект основные компоненты его речевой системы – звуковой и лексико-грамматический строй языка) и степени тяжести выявленных нарушений.

Методика экспресс-оценки состояния речевого развития поступивших в логопедическую группу детей отрабатывалась в период с 1999 г. по настоящее время в МДОУ «Детский сад№ 85» г. Саранска. Ее использование позволяет эффективно и качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую методику коррекционного воздействия.

Читайте также:
Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе

Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.

Первый этап.

Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно получить с помощью анкетирования родителей. Анкеты раздаются на первом родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие, наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее время.

Второй этап.

На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются 3–4 человека из группы. Большое значение для проведения обследования имеют непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя более раскованно, могли свободно общаться с логопедом и между собой. Само обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых приемов, в которых задействованы все дети. В качестве наглядного материала используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей, поддерживают у них интерес, активность, желание говорить на протяжении всего занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и диагностические карты каждого ребенка.

Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу диагностировать у них наличие той или иной речевой патологии и своевременно определить принципиальные направления коррекционного воздействия.

Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы
(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».

  • Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.
  • Игрушка: попугай Петруша
  • Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;
  • разрезные картинки (на каждого ребенка);
  • карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);
  • игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);
  • Игра «Классификация».
  • Предметные картинки из пособия Т.Б.Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).
  • Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова»
  • Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения

I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

  • Знание своих имени и фамилии;
  • С кем пришел в детский сад;
  • Знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия:

  • Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови )
  • Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки

  • Из 2-х частей;
  • Из 4-х частей.

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

1) Игра «4-й лишний»;

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Овощи – фрукты
  • Игрушки
  • Посуда
  • Одежда – обувь
  • Мебель

2) Предикативный словарь (глагольный словарь):

  • Что делает мальчик? (ест)
  • Что делает девочка? (спит)
  • Что делают дети? (играют)
  • Что делает птица? (летит)
  • Что делают рыбки? (плавают)
  • Что делают машины? (едут)

3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

  • Красный мяч
  • Синий шар.
  • Желтое ведро

4) Употребление предложно – падежных конструкций

(ответить на вопросы по картинкам)

  • Где стоит ваза? (на столе)
  • Где лежат фрукты? В корзине)
  • Где летает бабочка? (над цветком)
  • Где спряталась мышка? (под грибком)

VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

  • Кувшин – кувшинчик
  • Стакан — стаканчик
  • Звезда — звёздочка
  • Цветок – цветочек
  • Стул – стульчик
  • Шапка – шапочка
Читайте также:
Звук (И) - конспект занятия

2) Образование множественного числа существительных

  • Замок – замки
  • Шляпы – шляпы
  • Катушка – катушки
  • Паук – пауки
  • Конфеты – конфеты
  • Лошадь – лошади
  • Гусеница – гусеницы
  • Птенец – птенцы

3) Образование названий детенышей животных

  • У кошки – котенок
  • У лисы — лисенок
  • У медведя –
  • У козы –
  • У волка –
  • У собаки –
  • У ежа –

4) Предложно – падежные конструкции.

Вопрос: Где лежит? Где стоит?

V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.

(счёт и счётные операции)

  • Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число;
  • Показать круг с одинаковым количеством предметов.

VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

1) Изолированные слова:

  • кот
  • вода
  • стук
  • мост
  • спина
  • банка
  • фантик
  • тропинка

2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:

  • мотоциклист
  • велосипедист
  • перекресток
  • грузовик
  • светофор
  • автобусная остановка

VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним:

  • ауио
  • оуиа
  • па –ба
  • та – да – та
  • га –ка – га
  • ма – мя
  • ны – ни – ны
  • ви – вы – ви
  • пух – мех – мох
  • кот – кит – ток
  • дом – дам – дым
  • бак – бык – бок

Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.

  • Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С.-Петербург, 1993.
  • Филичева Т.Б. ,Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение,1987.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения:
  • СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Иншакова О.Б.Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 1998.

1) Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск
2) Кевбрина Лидия Ивановна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск

Протоколы обследования речи детей 4-5 и 6-7 лет (экспресс диагностики)
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Этим бланком пользуюсь последние 3 года. Составила его из нескольких бланков взятых из просторов сети)) под себя! Удобно.

Скачать:

Вложение Размер
protokol_obsledovaniya_rechi_4-5_letekspress_diagnostika.docx 25.53 КБ
protokol_obsledovaniya_rechi_6-7_letekspress_diagnostika.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи . (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА) 4-5 лет

Ф.И. _________________________________________________ дата рождения________________

Дата обследования: 1) _________________ 2)__________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) га-ка ка-га 3) да-та та-да

4) ма-ба ба-ма 5) на-ня ня-на

Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка

4) «Маятник» 5) «Качели»

Проба 3 . Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор река-варенье

4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й , другие дефекты)

Проба 4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) вода 2) спина 3) банка 4) фантик 5) ступенька

Проба 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1 . Употребление предложно-падежных конструкций: ответить на вопросы по картинкам

1)Где черный кот?

2)Где сидит серый кот?

3)Откуда выглядывает рыжий?

2. Употребление числительных с именами существительными: один-много

2) Две машины-(пять?)

3) Два мячика-(пять?)

3. Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа:

3) синее полотенце

4 . Понимание предлогов: покажи где

1) Кот идет к дому 2) Кот за домом

3) Кот в доме 4) Кот на крыше

5) Кот перед домом

5. Образование существительных множественного числа в И.п..

1)один – стол, а много это -… Без чего?

2) кот Дает корм кому?

3) дом Мальчик нарисовал кого?

4) кукла Работает чем?

5) рука Мечтает о чем?

Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…

2 . Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Проба 7 . ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

1 . Составление рассказа по картинке. «Котенок»: опиши котенка, какой он?

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения задания:

2. Пересказ прослушанного текста: «У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей»

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения:

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:

1. Фонематическое восприятие: Всего за тест:

2. Артикуляционная моторика:

3. Звукопроизношение:

4. Звуко-слоговая структура: Уровень успешности:

5. Грамматический строй речи:

6. Словообразование:

7. Связная речь:

Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи . (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА)5-6 лет

Ф.И. _________________________________________________ дата рождения________________

Дата обследования: 1) _________________ 2)__________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа

4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла

Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка

4) «Маятник» 5)»Улыбка»-«Трубочка»

Проба 3 . Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор река-варенье

4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й , другие дефекты)

Проба 4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр

Проба 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1 . Повторение предложений: повтори точнее

1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок

3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

2. Верификация предложений: найди ошибку и назови

1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль.

3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом.

5) Над большим деревом была глубокая яма.

3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови

1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка

3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для

5) Петя, купить, шар, красный, мама

4 . Добавление предлогов в предложение: вставь и назови

1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях.

3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры.

5) Щенок спрятался…крыльцом.

5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.

(один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов)

1)один – стол, а много это -… 6) один стол, а много чего – …

4) звезда 9) звезда

Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…

1) козы 2) собаки 3)волка

4) утки 5) лисы 6) курицы

7) свиньи 8) коровы 9) льва 10) овцы

2 . Образование прилагательных от существительных:

а) Относительных: (из бумаги – бумажный)

1) шляпка из соломы – 2) кисель из клюквы –

3) горка изо льда – 4) салат из моркови –

5) варенье из вишни – 6) суп из грибов –

7) варенье из яблок – 8) лист дуба –

9) варенье из сливы – 10) лист осины –

б) Качественных: (жара – жаркий)

1) мороз – 2) солнце – 3) снег –

4) ветер – 5) дождь –

в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья)

1) у кошки – 2) у волка – 3) у льва –

4) у медведя – 5) у лисы –

Проба 7 . ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

1 . Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения задания:

2. Пересказ прослушанного текста:

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения:

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:

1. Фонематическое восприятие: Всего за тест:

2. Артикуляционная моторика:

4. Звуко-слоговая структура: Уровень успешности:

5. Грамматический строй речи:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол обследования речи . (экспресс диагностика) по методике Т.А Фотековой.

Протокол обследования речи дошкольников по методике Т.А. Фотековой. (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА).

Протокол обследования речи детей 3 – 4-х лет

Бланк протокола обследования речи детей 3-4-х лет.

Протокол обследования речи детей 4 – 5-х лет

Протокол обследования речевого развития детей 4-5 лет.

Протокол обследования речи детей 5 – 6ти лет

Протокол обследования речевого развития детей 5 – 6ти лет.

Протокол обследования речи детей 6 – 7 лет

Протокол обследования речевого развития детей 6-7 лет.

Протокол обследования речи детей 1й год обучения,2й год обучения.

Протокол обследования речи детей 1й год обучения,2й год обучения.

Муниципальное бюджетное учреждение
Городской центр экспертизы, мониторнинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА»

Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста в условиях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

Е.С. Завалейкова, О.С. Поликина

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия муниципального образования «Город Архангельск» муниципального бюджетного учреждения «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда», г. Архангельск

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос экспресс-диагностики речевого развития детей дошкольного возраста в условиях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Перечислены авторы методических рекомендаций, методик и технологий логопедического обследования. Выделены требования к дидактическому материалу, к созданию комфортной для ребёнка обстановки во время обследования, описаны методы и приёмы логопедического обследования. Особое внимание уделено последовательности речевого обследования детей, обозначены диагностируемые компоненты речевой системы.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогическая комиссия, экспресс-диагностика, компоненты речевой системы, дидактический материал, общее недоразвитие речи.

Актуальность данной темы заключается в том, что обследование речевого развития детей дошкольного возраста в условиях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) должно быть разносторонним, полным, качественным, при этом в достаточно ограниченный промежуток времени.

Методики и технологии обследования речевого развития детей дошкольного возраста предлагают Г.А. Волкова, О.Е. Грибова, С.Д. Забрамная, И.Д. Коненкова, и др. Существуют различные методические рекомендации к диагностике нарушений речи у детей [1;2], в помощь учителям-логопедам выпущены логопедические альбомы обследования Г.А. Волковой, О.Б. Иншаковой, В.В Коноваленко, И.Д. Коненковой и др.

При анализе речевых нарушений у детей дошкольного возраста специалисты ПМПК рассматривают речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обуславливают друг друга [3]. Необходимо уметь выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь проанализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают [4].

В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги, альбомы и проч. [5].

Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследовать несколько классов или категорий языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова).

Обследование речевого развития ребёнка специалистами базируется на установлении запроса родителей и сборе амнестических данных. Затем идёт установление контакта с ребёнком, в результате чего учитель-логопед выясняет для себя некоторые особенности коммуникативного поведения, характерные для обследуемого ребёнка, и вносит уточнения в тактику обследования и набор дидактического материала [5].

Обследованию ребёнка в условиях ПМПК необходимо придать непринуждённую форму. Игровой характер предъявления заданий исключает страх, напряжение и позволяет выполнять необходимую деятельность по обследованию речи.. Начинать надо с тех заданий, которые заведомо посильны ребёнку. Он должен с самого начала почувствовать ситуацию успеха. После этого переходить к заданиям более сложным, соответствующим возрасту и учебной программе.

В ходе беседы с ребёнком специалист определяет уровень речевого развития, на основании чего строится дальнейшее обследование. Если ребёнок имеет ЗРР или ОНР I уровня, то логично начать диагностику на невербальном уровне, предъявляя дидактический материал для обследования лексико-грамматической стороны речи: предметный и глагольный словарь, словарь признаков, понимание падежей, простых предлогов, рода, числа и т.д. Можно обследовать слуховое внимание, используя парные картинки слов, близких по звучанию (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза)[6]. Затем выявляются вербальные возможности ребёнка: способность обозначать слова звуковыми комплексами, звукоподражаниями и аморфными словами.

Если ребёнок имеет высокую речевую активность, у него присутствует фразовая речь, искажённая в фонетическом и грамматическом отношении[7], то для обследования всех компонентов языка активно предлагаются задания на вербальном уровне. Ускорить данный процесс позволит, например, беседа по сюжетной картине, где с помощью наводящих вопросов мы определяем, какими типами предложений пользуется ребёнок, наличие аграмматизмов в речи, соответствует ли возрасту словарный запас, отмечаем сохранность звуконаполняемости и слоговой структуры слов, трудности произношения отдельных звуков. Дополнительно обследуется фонематическое восприятие на словах-парах, слоговых рядах и во фразовой речи. Фиксируем наличие или отсутствие жестов.

Для дифференциации ОНР III и IV уровней можно предложить ребёнку серию сюжетных картинок. Составление рассказа самостоятельно или с помощью наводящих вопросов позволяет выявить лексико-грамматические и фонетические отклонения. Отмечается неточное знание и употребление слов, возможные ошибки в согласовании и управлении слов, звуконаполняемость и нарушения слоговой структуры слов, отсутствие или наличие в речи сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Для уточнения остаточных проявлений лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи, ребёнку предлагается дополнительный иллюстративный материал, который позволяет максимально в рамках одного пособия обследовать, например, грамматический строй речи (согласование в роде, числе, падеже; согласование числительных с существительными, использование простых и сложных предлогов), слоговую структуру слов (подборка картинок по уровням А.К.Марковой), или звукопроизношение (подборка картинок на разные группы звуков).

Таким образом, в результате комплексного всестороннего обследования речи логопед формирует своё логопедическое заключение, которое ложится в основу коллегиального решения ПМПК, и даёт рекомендации по определению дальнейшего образовательного маршрута.

1.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

2.Кузнецова О.О. Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. // Логопед. 2005. №5.

3.Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., «Просвещение», 1967.

5.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

6.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

7. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Экспресс-диагностика детей 4 – 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;

3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.

По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).

М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.

По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми [5].

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.

О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять [1].

Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение [3].

К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития [2].

Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми [4].

Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.

Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста

Экспресс-обследование детей средней группы 4–5 летнего возраста с проблемами речевого развития по методике Филичевой Т. Б

Галина Грабина
Экспресс-обследование детей средней группы 4–5 летнего возраста с проблемами речевого развития по методике Филичевой Т. Б

Цель: Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексика –грамматического недоразвития речи нуждающихся в логопедической помощи.

Оборудование: Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка; разрезные картинки (на каждого ребенка); карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка); игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка); Игра «Классификация». Предметные картинки из пособия Т. Б. Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка). Сюжетные картинки, картинки для обследования звукопроизношения «слоговая структура слова» .

Ход ОБСЛЕДОВАНИЯ

I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Знание своего имени и фамилии. Знание состава семьи.Исследование зрительного восприятия: Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови) Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник). Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки из 2-х частей; из 4-х частей.

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Игра «4-й лишний»;

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1)Обобщение: Овощи – фрукты. Игрушки. Посуда. Одежда – обувь. Мебель.

2) Предикативный словарь (глагольный словарь): Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут) 3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Красный мяч Синий шар. Желтое ведро 4) Употребление предложно – падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? В корзине) Где летает бабочка? (над цветком) Где спряталась мышка? (под грибком)

VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) Кувшин – кувшинчик Стакан — стаканчик Звезда — звёздочка Цветок – цветочек Стул – стульчик Шапка – шапочка 2) Образование множественного числа существительных Замок – замки Шляпы – шляпы Катушка – катушки Паук – пауки Конфеты – конфеты Лошадь – лошади Гусеница – гусеницы Птенец – птенцы 3) Образование названий детенышей животных У кошки – котенок У лисы — лисенок У медведя – У козы – У волка – У собаки – У ежа – 4) Предложно – падежные конструкции.Вопрос: Где лежит? Где стоит?

V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ. (счёт и счётные операции) Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число; Показать круг с одинаковым количеством предметов.

VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

1)Изолированные слова: кот вода стук мост спина банка фантик тропинка 2)Назвать самостоятельно или повторить за взрослым: мотоциклист велосипедист перекресток грузовик светофор автобусная остановка

VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша. 1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка,и повторите за ним: ауио оуиа па –ба та – да – та га –ка – га ма – мя ны – ни – ны ви – вы – ви пух – мех – мох кот – кит – ток дом – дам – дым бак – бык – бок

VIII.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

Строение и подвижность артикуляторного аппарата

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: