Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

В апреле 1994 года я пришла в МДОУ «Теремок» работать воспитателем. На тот момент, я и подумать не могла, что когда-нибудь стану учителем-дефектологом. Но благодаря моему непосредственному начальнику, которому огромное спасибо, я закончила институт и получила специальность логопед-дефектолог. Спустя 14 лет работы и практики, это для меня не то что профессия, это дело всей моей жизни.

В данной статье я хочу рассказать о преимуществе экскурсий. Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая психические процессы и обогащает речь.

Экскурсия — это один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и трудовой деятельностью людей. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

В чем заключается преимущество экскурсий перед другими видами деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром? Преимущество экскурсий-занятий в том, что дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств.

И .П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с окружающим и с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов окружающей действительности и явлений природы на их организмы и чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее.

Расскажи мне — и я забуду!
Покажи мне – я запомню!
Дай мне сделать самому – и я всё пойму!
(К. Ушинский)

Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалестическое понимание мира.

Экскурсия в лес, в поле, на берега рек и озёр привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством взрослого разнообразный материал для последующих наблюдений и работы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы и объектам труда людей. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к родному городу.

Виды экскурсий по содержанию:

1. Природоведческие экскурсии — в парк, в лес, на реку, на луг и т.д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны).

2. Экскурсии, связанные с трудом человека (на стройплощадку, в поле, сад, огород, магазин и т.д.)

3. Экскурсии в музей, на выставку, с целью воспитания эстетических чувств.

4. Ознакомительные экскурсии по улицам города.

Экскурсии, как форму занятия, я использую с детьми старшего и подготовительного возраста. Для каждой экскурсии определяю программное содержание, по обязательное для усвоения всеми детьми.

Особенности проведения экскурсий с детьми

Природоведческие экскурсии провожу по определённой системе. Организовываю их на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Например, в осенний сезон с детьми старшего возраста я провожу три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий — знакомить детей с весенними изменениями (набухли почки, лопнули, появились зелёные клейкие листочки, вкусно пахнут и т. д) и понимать причину происходящего в природе, а также обогащаем словарь.

Сельскохозяйственные экскурсии провожу для ознакомления с отдельными видами труда, профессиями, орудиями труда (инструментами).

Экскурсии в музей, по городу провожу с целью ознакомления с достопримечательностями города и знакомства с его историей.

Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе. Успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Планируя экскурсию, точно определяю тему и цель экскурсии, конкретизируя программное содержание, намечаю объекты экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяла место экскурсии, учитывала физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте маршрута договаривалась с людьми, которые 3-5 минут расскажут про свою работу и продукты труда. Уточняла маршрут, находила нужные объекты. После этого намечала последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливала, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и придумать приёмы его проведения. Чтобы экскурсия была интересной, я заранее подбираю стихи, загадки ,пословицы, использую в работе.

За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии, сообщаю её цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно собрать.

Первая тема была проведена «Осень-неживая природа». Сначала я привлекала внимание детей подготовленной выставкой «Золотая осень» с подобранными картинами, иллюстрациями, пыталась заинтересовать детей. Читала различные художественные произведения, вносила сюрпризные моменты «Волшебная веточка» с красивыми листочками, «Старичок -лесовичок» и т.д. Старалась, чтобы внимание детей всегда было задействовано. Дети учились различать неживую природу (небо, ветер, снег, дождь, земля и т .д) и живую (растения, животные,человек). Затем была проведена тема «Осень – живая природа» (о растениях) с подобранным материалом.

Для обобщения знаний провела экскурсии в парк, к Ладожскому озеру, на Прохоровские дачи и т.д.

Читайте также:
Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Золотая осень

Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминала цель занятия, давала им осмотреться, затем дети приступали к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решала основные програмные задачи занятия. Помогала детям подметить и основать характерные признаки, действия предметов и явлений. Это достигала различными приёмами. Дополняла своими рассказами и пояснениями.

Большое внимание в наблюдении уделяла вопросам — заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, трогать, сравнивать, находить сходство и отличие, устанавливать связь между явлениями природы. В процессе наблюдения использовала произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращалась к поэзии естественно, ненавязчиво. Содержание и удельный вес каждого видоизменяла в зависимости от цели и содержания экскурсии.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами, запоминают название растений и их частей. С удовольствием дети играли: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя ветка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» И другие игры.

Провела ряд экскурсий сельскохозяйственных: на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в парники, птичник и другие. Эти экскурсии дали наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, животных. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями, обогащали словарный запас, развивали речь, психические процессы, волевые качества.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдали деятельность человека и природу, на которую он воздействует, как выращивает растения, животных, оберегает, охраняет. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями, некоторые выполняли сами.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдали деятельность человека и природу, на которую он воздействует. Я показывала детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда. При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям прежде всего сама знакомилась с объектом наблюдения, получала разрешение на проведение экскурсии, договаривалась о времени посещения, об участии детей в труде, определяла содержание беседы детей с рабочими.

Педагогическая работа после проведения экскурсий

Знания, полученные на экскурсиях, расширяла и закрепляла на занятиях и в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесёнными объектами. Через 1-2 дня проводила после экскурсии занятия с использованием раздаточного материала, дидактические игры, читала художественную литературу, заслушивала рассказы детей о том, где были и что видели. В заключении проводила обобщающую беседу.

Планируя беседу после экскурсии, ставила вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и в воспитательном отношении моменты, подводила их к установлению связи между явлениями. Также проводила целевые прогулки, как часть занятия по темам «Профессии».

Например, ходили с детьми на стройку. Смотрели строительные профессии. Крановщик детям рассказывал о работе. У детей экскурсия произвела большое впечатление. Дети с удовольствием рассказали о своём путешествии, называли строительные профессии, орудия труда.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. На эту тему провела ряд открытых занятий для коллег и родителей на тему «Строительство», «Зима — неживая природа», «Музей игрушек» и т. д. Занятия были итоговыми, дети усвоили хорошо эти темы (по лексике, грамматике, грамоте). После проведённой работы ещё раз продиагностировала детей (по психологическим процессам и по видам деятельности). Продолжительность занятий выросла, дети стали меньше истощаемы, у всех детей внимание стало более устойчивым, улучшилась память. У самых тяжёлых детей Серёжи Ш. и Вали К. появилась положительная динамика. Если Серёжа раньше отказывался заниматься, капризничал, то теперь занимается 10-15 минут. У Вали появилась попытка к речевой активности (диагноз алалия), отдельные фразы. Девочка с моей помощью разучивает и рассказывает маленькие стихи, с удовольствием занимается.

Работу также планировала во второй половине дня (совместно с воспитателем) — педагоги играли с детьми в дидактические и сюжетно-ролевые игры. В процессе игр у детей развивала умственные процессы: умение наблюдать, обобщать, сравнивать. Через дидактические игры у детей развивалось восприятие, память, мышление. Сначала дети играли с моей помощью, а позже с заданиями справлялись сами. Особенно нравится детям игра «Чудесный мешочек». Детям нравится тайна, фантазия, волшебство. Им кажется из такого красивого мешочка можно достать что-то необыкновенное, сказочное. Эту игру использовала по всем темам на развитие речи и ознакомление с окружающим. В него можно положить и плоды осени, домашних, диких животных, игрушки, орудия труда и т.д.

Дети после проведённых экскурсий с удовольствием играли в группе в сюжетно-ролевые игры: «Поезд», «Цирк», «Зоопарк» «Магазин», «Больница», «Школа» и так далее. Всё увиденное они показывали в игре. С помощью наглядности в экскурсиях, рассказов взрослых ,возможности исследовать объекты с помощью всех органов чувств формировала у детей связную речь,активный и пассивный словарь, память и, следовательно, активизировалась мыслительная деятельность.

Использование перечисленных приёмов и средств коррекционной работы особенно необходимы в связи с тем, что при поступлении в группу у многих детей отмечалась несбалансированность нейропсихических процессов, незрелость эмоциональной сферы и волевых процессов, они не были уверены в своих силах, с трудом могли управлять своим поведением,устанавливать контакт со взрослыми, сверстниками. Опыт показал, что в ходе длительного целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети учатся упорядочить свои поступки, поведение, у них появляется осознанность в выполнении заданий, уверенность в себе. У них отмечается положительная динамика развития психических процессов эмоционально-волевой сферы, значительное улучшение звуковой и смысловой сторон речи.

На основе проделанного сделала вывод, что в работе с детьми с ОНР, ЗПР лучше всего использовать наглядные методы работы, сюрпризные моменты, занятия-игры. Так как во время экскурсий, занятия-игры больше всего можно удержать внимание ребёнка и следовательно добиться большего результата в обучении и воспитании.

Васильева Галина Владимировна,
логопед-дефектолог МДОУ »Тремок»,
Лен. обл. Кировский р-н, г. Шлиссельбург

Читайте также:
Формирование точных движений органов артикуляции

Сообщение из личного опыта: “Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста”
презентация для интерактивной доски по развитию речи на тему

Экскурсия, как метод развития речи детей, дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursii_kak_sredstvo_poznavatelno.doc 40.5 КБ
prezentatsiya_ekskursii_-_kopiya.ppt 2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются первоначальные представления об окружающем мире. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно – иллюстрированным методом обучения, педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, а также экскурсии и целевые прогулки.
Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми, преимуществом которой является то, что дети могут в естественной обстановке наблюдать и изучать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Это способствует формированию представлений о взаимосвязях в природе. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи, речевое общение – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частичных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Экскурсии эффективно решают эти задачи. Наряду с расширением представлений об окружающем мире, развитием любознательности и наблюдательности, экскурсии способствуют уточнению и обогащению активного и пассивного словарного запаса детей, развитию связной речи.

Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников: совместная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях Выполнение различных заданий (сбор шишек, листьев) развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

Первые экскурсии начинаются с группы, с участка, к цветнику. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, аптека, библиотека, школьный двор. Для каждой экскурсии определяют программное содержание. Поэтому по характеру решаемых педагогических задач их можно выделить в четыре разновидности: природоведческая, экологическая, на объекты (хозяйственные, культурные, учебные заведения, памятные места), экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода взаимосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и растения не могут жить без насекомых, так как опыляются ими.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погрузились в волшебный мир прекрасного)

Экскурсии на объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Очень часто для проведения экскурсии требуется транспорт, поэтому одновременно с этим дети познакомились с такими видами профессий как водитель автобуса, кондуктор, а также на практике с детьми закрепили правила поведения в общественном транспорте.

Организовать экскурсию значительно труднее, чем деятельность в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Поэтому, в первую очередь, воспитатель, планируя экскурсию, точно должен определить тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры, которые затем использует в работе. Во-вторых, важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. В-третьих, воспитатель должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель, а также знакомит с правилами дорожного движения, с правилами поведения на природе, с правилами поведения в общественном транспорте и. т. д. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят и как себя вести. В-четвертых, во время экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения, например, сбор природного материала. И в заключении в конце экскурсии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Васильева Галина
Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР.

Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и трудовой деятельностью людей. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

Преимущество экскурсий-занятий в том, что, дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств. И. П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового,кожного,обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует,что в основе ознакомления детей с окружающим и с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов окружающей действительности и явлений природы на их организмы и чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать,понюхать,ощутить их тяжесть и т. д.

«Расскажи мне – и я забуду!

Покажи мне – я запомню!

Дай мне сделать самому – и я всё пойму!

Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях,существующих в природе, материалестическое понимание мира.

Экскурсия в лес,в поле, на берега рек и озёр привлекают внимание детей,предоставляют возможность под руководством взрослого разнообразный материал для последующих наблюдений и работы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность,интерес к изучению природы и объектам труда людей. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания,неизгладимые впечатления,способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к родному городу.

По содержанию экскурсии делятся на виды:

1. Природоведческие- в парк,в лес,на реку,на луг и т. д, а также в зоопарк,ботанический сад (они проводятся в разные сезоны).

2. Экскурсии связанные с трудом человека (на стройплощадку,в поле,сад,огород,магазин и т. д.)

3. Экскурсии в музей,на выставку, с целью воспитания эстетических чувств.

4. Ознакомительные экскурсии по улицам города,памятники.

Экскурсии как форму занятия использую с детьми старшего и подготовительного возраста. Для каждой экскурсии определяю программное содержание, по обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие экскурсии провожу по определённой системе. Организовываю их на одни и те же объекты в разные времена года,с тем, чтобы показать детям сезонные изменения,которые происходят в природе.

НАПРИМЕР: в осенний сезон с детьми старшего возраста я провожу три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий-знакомить с весенними изменениями (набухли почки,лопнули,появились зелёные клейкие листочки,вкусно пахнут и т. д) и понимать причину происходящего в природе,а также обогащаем словарь.

Сельскохозяйственные экскурсии провожу для ознакомления с отдельными видами труда,профессиями,орудиями труда (инструментами).

Экскурсии в музей,по городу провожу с целью ознакомления с достопримечательностями города и знакомства с его историей.

Организовать экскурсию значительно труднее,чем занятие в группе и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Планируя экскурсию,точно определяю тему и цель экскурсии, конкретизируя программное содержание,намечаю объекты экскурсии. Важно выбрать дорогу до места,которая не была бы утомительной,не отвлекала детей от намеченной цели. Определяла место экскурсии,учитывала физические возможности детей,а также сезон,особенности дороги. состояние погоды. Заранее побывав на месте маршрута договаривалась с людьми,которые 3-5 минут расскажут про свою работу и продукты труда. уточняла маршрут, находила нужные объекты. После этого намечала последовательность наблюдений,содержание и объём тех знаний,которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливала,где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план,но и придумать приёмы его проведения. Чтобы экскурсия была интересной, я заранее подбираю стихи, загадки,пословицы, использую в работе.

За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу,с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию,оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии, сообщаю её цель. Дети должны знать,куда пойдут,зачем, что нужно собрать.

Первая тема была проведена «Осень-неживая природа». Сначала я привлекала внимание детей подготовленной выставкой «Золотая осень» с подобранными картинам,иллюстрациями, пыталась заинтересовать детей. Читала различные художественные произведения, вносила сюрпризные моменты «Волшебная веточка» с красивыми листочками,»Старичок- лесовичок» и т. д. Старалась,чтобы внимание детей всегда было задействовано. Дети учились различать неживую природу (небо, ветер,снег,дождь,земля и т. д) и живую (растения, животные,человек).Затем была проведена тема «Осень – живая природа»(о растениях)с подобранным материалом.

Для обобщения знаний провела экскурсии в парк,к Ладожскому озеру,на Прохоровские дачи и т. д.

Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминала цель занятия,давала им осмотреться,затем дети приступали к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решала основные програмные задачи занятия. Помогала детям подметить и основать характерные признаки, действия предметов и явлений. Это достигала различными приёмами. Дополняла своими рассказами и пояснениями.

Большое внимание в наблюдении уделяла вопросам – заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, трогать, сравнивать,находить сходство и отличие,устанавливать связь между явлениями природы. В процессе наблюдения использовала произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращалась к поэзии естественно, ненавязчиво. Содержание и удельный вес каждого видоизменяла в зависимости от цели и содержания экскурсии.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами,запоминают название растений и их частей.С удовольствием дети играли :»Узнай по запаху «,

«Угадай по описанию»,»Ветка, ветка, где твоя ветка?»,»Раз, два, три-к ясеню (липе)беги! И др.

Провела ряд экскурсийсельскохозяйственных : на луг (выпас скота,уборка сена,в сад,на огород, в парники, птичник и т. д. Эти экскурсии дали наглядно показать,как человек воздействует на природу,как выращивает растения,животных. Здесь дети знакомились с основыми трудовыми операциями,обогащали словарный запас,развивали речь,психические процессы,волевые качества.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том,что дети наблюдали деятельность человека и природу,на которую он воздействует,как выращивает растения,животных,оберегает, охраняет. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями,некоторые выполняли сами.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том,что дети наблюдали деятельность человека и природу,на которую он воздействует. Я показывала детям,что и для какой цели делают люди,какие машины используются,как относятся к труду,как строят,заботятся о хороших взаимотношениях,результатах труда. При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям прежде всего сама знакомилась с объектом наблюдения,получала разрешение на проведение экскурсии,договаривалась о времени посещения,об участии детей в труде,определяла содержание беседы детей с рабочими.

Знания,полученные на экскурсиях,расширяла и закрепляла на занятиях и в играх,в наблюдениях в уголке природы за принесёнными объектами. Через 1-2 дня проводила после экскурсии занятия с использованием раздаточного материала,дидактические игры,читала художественную литературу,заслушивала рассказы детей о том,где были и что видели. В заключении проводила обобщающую беседу.

Планируя беседу после экскурсии,ставила вопросы так,чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии,подчеркнуть наиболее важные в образовательном и в воспитательном отношении

моменты, подводила их к установлению связи между явлениями. Также проводила целевые прогулки,как часть занятия по темам «Профессии».

Например: Ходили с детьми на стройку. Смотрели строительные профессии. Крановщик детям рассказывал о работе. У детей экскурсия произвела большое впечатление. Дети с удовольствием рассказали о своём путешествии,называли строительные профессии,орудия труда.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. На эту тему провела ряд открытых занятий для коллег и родителей на тему «Строительство» ,»Зима-неживая природа»,»Музей игрушек» и т. д. Занятия были итоговыми, дети усвоили хорошо эти темы (по лексике,грамматике,грамоте).После проведённой работы ещё раз продиагностировала детей (по психологическим процессам и по видам деятельности).Продолжительность занятий выросла,дети стали меньше истощаемы,у всех детей внимание стало более устойчивым,улучшилась память. У самых тяжёлых детей Серёжи Ш. и Вали К. появилась положительная динамика. Если Серёжа раньше отказывался заниматься,капризничал,то теперь занимается 10-15 минут. У Вали появилась попытка к речевой активности (диагноз алалия, отдельные фразы. Девочка с моей помощью разучивает и рассказывает маленькие стихи, с удовольствием занимается.

Работу также планировала во второй половине дня (совместно с воспитателем)-педагоги играли с детьми в дидактические и сюжетно-ролевые игры. В процессе игр у детей развивала умственные процессы: Умение наблюдать, обобщать,сравнивать. Через дидактические игры у детей развивалось восприятие,память, мышление. Сначала дети играли с моей помощью,а позже с заданиями справлялись сами. Особенно нравится детям игра «Чудесный мешочек». Детям нравится тайна,фантазия,волшебство. Им кажется из такого красивого мешочка можно достать что-то необыкновенное,сказочное. Эту игру использовала по всем темам на развитие речи и ознакомление с окружающим. В него можно положить и плоды осени,домашних,диких животных,игрушки,орудия труда и т. д.

Дети после проведённых экскурсийс удовольствием играли в группе в сюжетно-ролевые игры :»Поезд»,»Цирк»,»Зоопарк» «Магазин» ,»Больница «, «Школа» и т. д. Всё увиденное они показывали в игре. С помощью наглядности в экскурсиях, рассказов взрослых,возможности исследовать объекты с помощью всех органов чувств формировала у детей связную речь,активный и пассивный словарь, память и, следовательно, активизировалась мыслительная деятельность.

Использование перечисленных приёмов и средств коррекционной работы особенно необходимы в связи с тем,что при поступлении в группу у многих детей отмечалась несбалансированность нейропсихических процессов,незрелость эмоциональной сферы и волевых процессов,они не были уверены в своих силах,с трудом могли управлять своим поведением,устанавливать контакт со взрослыми,сверстниками. Опыт показал, что в ходе длительного целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети учатся упорядочить свои поступки,поведение, у них появляется осознанность в выполнении заданий,уверенность в себе. У них отмечается положительная динамика развития психических процессов эмоционально-волевой сферы, значительное улучшение звуковой и смысловой сторон речи.

На основе проделанного сделала вывод, что в работе с детьми с ОНР, ЗПР лучше всего использовать наглядные методы работы, сюрпризные моменты, занятия – игры. Так как во время

экскурсий, занятия-игры больше всего можно удержать внимание ребёнка и следовательно добиться большего результата в обучении и воспитании.

Дидактическая игра-как метод развития интереса детей младшего дошкольного возраста к различным видам деятельности. Именно через игру дети познают и воспринимают все богатство окружающего мира, через игру развивается ум. Со временем ребенок научится управлять.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования.

Игра как главный метод развития детей раннего возраста Играя дети развиваются, общаются. Играя в сюжетно-отобразительные игры дети моей группы учатся: укладывать куклу спать, кормить её, причёсывать,.

Игра — как метод развития детей раннего возраста. Играя дети развиваются, общаются. Играя в сюжетно-отобразительные игры дети моей группы учатся: укладывать куклу спать, кормить её, причёсывать,.

Конспект занятия для детей с ЗПР в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Фрукты» Конспект занятия для детей с задержкой психического развития в подготовительной группе, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР Образовательные области: • социально коммуникативное развитие (социализация). • познавательное развитие (коммуникация, познание, чтение.

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 114” (МБ ДОУ “Детский сад № 114”) Моделирование как метод.

Моделирование как метод в развитии связной монологической речи детей 5–6 лет Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения.

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду». Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир,.

Экскурсия как метод работы с родителями Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного.

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 23.10.2017

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Т. И. Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром / Т. И. Петрова, Н. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13126/ (дата обращения: 18.01.2022).

В какой бы среде человек ни находился, каким бы видом деятельности ни занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение изменений, происходящих в окружающей действительности.

Нарушение в развитии ощущений и восприятий у детей с ЗПР затрудняют формирование представлений о сезонных изменениях в природе. У детей с трудом вырабатываются новые условные связи, а возникнув, они оказываются непрочными, а главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Приобретённые знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Поэтому необходимо хорошо изучить состав учащихся, знать причины ЗПР каждого ученика, особенности его поведения, потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу.

При изучении тем природа рассматривается как единое целое, в котором компоненты живой и неживой природы взаимосвязаны, взаимозависимы и влияют друг на друга. Взаимосвязи имеют разнообразный характер: пространственно-временной зависимости (осадкам предшествует облачность), причинно-следственной зависимости (весной снег растаял, потому что стало тепло). Живой организм рассматривается в единстве со средой обитания. Поэтому характеристики образа жизни животных, особенности роста и развития растений непременно включают знакомство с приспособительными особенностями живых организмов к изменениям природных условий в разные времена года. При изучении домашних животных, культурных растений подчеркивается соответствие условий их содержания или выращивания биологическим особенностям организмов.

Необходимо рассмотреть вопрос о формировании природоведческих понятий, имеющий первостепенное значение. Общие, обозначающие группу понятия, вводятся одновременно с конкретными. Понятие не даётся в готовом виде, оно формируется постепенно, по мере включения его в общение, постоянно сопутствующее процессу изучения учебного материала. Ученик постоянно возвращается к одному и тому же понятию по мере накопления новых фактов всё более приближаясь к осознанию ведущих признаков в основе обобщения. Новые понятия постоянно соотносятся с уже имеющимися, включаясь в единую систему знаний.

При построении процесса изучения сезонных изменений в природе учитель ориентируется на возможности детей и обеспечивает усвоение лексики и фразового материала доступных им. На уроках наиболее употребительны выражения, содержащие сообщение о свойствах и признаках предмета или природного процесса (погода пасмурная), о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит (идёт дождь), о временной и целевой связи явлений (пришла зима и стало холодно), о причинно-следственной зависимости (сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками), о признаках сходства и различия объектов природы (снег и дождь — это осадки). Из этого неполного перечня видно, как необходима и важна специальная работа по развитию речи детей.

Успешное изучение сезонных изменений в природе в значительной мере зависит от оснащённости учебного процесса средствами наглядности и правильного их подбора с учётом темы и задач каждого урока. Наглядные пособия призваны формировать конкретные представления. Различные формы наглядности –натуральные предметы природы, их изображения в виде муляжей, макетов, таблицы, экранные пособия содержат информацию о различных сторонах природных объектов. Одни пособия позволяют ознакомиться со строением объекта. Это муляжи, гербарии, чучела. Другие используются при знакомстве учащихся с природными процессами — демонстрация опыта, использование экранных средств, наблюдение за живым объектом. Первоначальное знакомство детей с предметом или явлением природы целесообразно начинать с непосредственного контакта с ним. Работа над речью, над значением слов и выражений протекает с опорой на наглядность и предполагает тесную связь слова с наглядным представлением, соответствующим его значению. Созданию отчётливых представлений способствует использование в учебном процессе табличек со словами и фразами, соответствующими изучаемому материалу. Это помогает сконцентрировать внимание ребёнка и позволит эффективно работать по развитию восприятия обращённой речи на протяжении всего занятия.

Переход от наглядных представлений к образным происходит через слово. Этим определяется большое значение словесных методов в обучении. Наряду с наглядными и практическими методами в учебном процессе широко используется беседа и рассказ-объяснение, предполагающие анализ и обобщение учебного материала.

Изучение сезонных изменений в природе происходит в процессе активной познавательной деятельности с использованием ежедневных наблюдений, которые находят своё отражение в рисунках детей, фиксируется в дневниках и календарях природы, в сводных таблицах о погоде определённого месяца, в описаниях погоды и явлений, наблюдавшихся в природе в течение одного дня, недели.

Знакомство с сезонными изменениями в природе начинается осенью. Организация и содержание работы во многом повторяется при изучении других времён года. От темы к теме происходит усложнение требований к самостоятельности детей в ведении и фиксации своих наблюдений, в обобщении данных наблюдений и составлении описания погоды текущего и прошедшего дней в сравнении друг с другом.

Работа по изучению любого времени года может строиться по следующей схеме:

‒ обзорная экскурсия в природу, на которой учащиеся наблюдают за растениями, животными, погодой, занятиями людей;

‒ работа с календарём природы на уроке;

‒ еженедельные наблюдения за природой, цель которых- накопление фактических знаний о данном времени года;

‒ ежемесячный итог наблюдений и составление описания природы прошедшего месяца.

Первая экскурсия по ознакомлению с природой проходит в сентябре. На ней организуется наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.

На основе наблюдений и экскурсий дети сначала усваивают порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних, летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать их. В последующие годы ставится задача расширять круг представлений о сезонных изменениях в природе и уметь выделять определённые закономерности в жизни природы, самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять небольшие рассказы, опираясь на план.

При изучении сезонных изменений в природе детьми с ЗПР необходимо обратить особое внимание на подбор изучаемого материала, в котором должна учитываться его доступность и практическая значимость. Поэтому предметом изучения должны быть знакомые детям объекты, явления и состояния природы, сведения о которых расширяются и углубляются посредством наблюдений и простейших опытных действий, предполагающих установление причинно-следственных и временных связей. Так же нужно обратить внимание на концентричность расположения материала, позволяющую из отдельных фрагментов знаний последовательно формировать целостное представление об окружающей действительности.

Программами обучения и воспитания детей с ЗПР предусмотрено решение коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач.

  1. Соломина Е. Н., Тушева Е. С. «Изучение сезонных изменений в природе в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта», М.,2005 г.
  2. Титова М. Ф. «Изучение природы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», М.,2004 г.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание», М.,2005г.

Похожие статьи

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.

Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через.

В процессе ознакомления детей с природой реализуются образовательные и

У детей стали образовываться причинноследственные связи; тепло, светло — на ветках из почек

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  склонен наблюдать, экспериментировать

Формирование элементарных экологических представлений.

Экология природы положительно влияет на «экологию» человеческой души: человек

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во время экскурсий.

календари погоды и природы, – наглядный иллюстративный материал

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале.

Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле.

 формирование представлений детей об изменениях в живой и не живой природе, умений устанавливать причинноследственные связи.

Экологическое воспитание как способ развития психических.

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, суждений.

При последовательно организованных наблюдений в природе, использование динамических моделей экосистем дети среднего дошкольного.

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как.

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, детский сад, окружающий мир, знание, наблюдение.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе.

Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы

– развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинноследственные связи

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и.

Формирование экологических представлений у детей старшего.

В результате целенаправленной работы дети овладели новыми знаниями о природе в осенний период, активно включились в процесс наблюдения, научились размышлять, сравнивать, сопоставлять, искать ответы на поставленные вопросы, освоили причинноследственные.

Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР и предложить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников данной категории.
Объект: особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет: содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников с ЗПР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической литературе…………..…………………………………..………………………..6
1.1. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………………….6
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………. 14
1.3. 1.3. Специфика коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………………. 22
Вывод по первой главе………………….…………………………………30
Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития………….. ……..……………………………………….…………….31
2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире………………………………………………………………31
2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………. 37
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………38
Заключение…………..…………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………….…………41

Файлы: 1 файл

Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.doc

Воспитатели специализированных детских садов при ознакомлении детей с окружающим всегда должны обогащать сенсорный опыт детей. Так, например, процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых и т. д. следует организовывать с учетом доступности для их восприятия [24].

Поскольку дети с ЗПР должны представлять и конкретно действовать с различными предметами, знать назначение, способы действия и применения их, понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром, тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Так, например, в программе рекомендуются наблюдения за строительством дома. Дети с ЗПР не смогут представить работу подъемного крана, а также каменщиков. Во время экскурсии на такие объекты целесообразно обращать внимание детей. Можно показать иллюстрации, презентации на эту тему. На экскурсии воспитатель показывает то, что доступно детям для восприятия, что можно ощутить через все анализаторы: зрение, слух, осязание и т. д. Например, можно показать детям, какой строительный материал привозят (кирпич, панели, раствор), или предложить послушать, как шумит подъемный кран и т. д. Таким образом, при наблюдении воспитатель привлекает все сенсорные функции к ознакомлению с объектами. Перед экскурсией надо продумать, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сложилось правильное представление. Например, наблюдая за движущимся транспортом, дети могут послушать с закрытыми глазами шум машин, что дополнит их представления. В лесу, сквере дети рассматривают деревья, листья, обследуют кору, находят общие и отличительные признаки, прислушиваются к шелесту листвы разных деревьев (осины, березы и др.). Все это создает более полную картину о наблюдаемых объектах[24].

Н.Ю. Борякова пишет, что процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Дополнительная информация получается за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с ЗПР более полную и точную информацию[3].

Т.Д. Пускаева отмечает, что в работе по ознакомлению с окружающим большое значение придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает, правильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопоставлять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам (для чего служат, как используются и т. д.). На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим используется различный иллюстративный материал: картины, мульмедио, видеоматериалы, реальные предметы и т. д.[15] При их использовании надо всегда помнить о доступности их для восприятия. Изображение на картинках не должно быть перенасыщенно объектами. Воспитатель широко использует индивидуальный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы. Для развития грамматически правильной речи необходимо давать предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они выполняют какие-либо действия, дается задание рассказать, кто это, в чем одет, что делает. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

В подготовительной к школе группе с подобными иллюстрациями можно дать задание составить предложение из двух-трех слов. Хорошо использовать игрушки, которые получает каждый ребенок: куклы, мишки, матрешки, мячики, машины и т. д. Им предлагается описать игрушку: какая она? Какого цвета? Какой формы, величины? В чем одета? И т. д. Такие нацеленные описания учат детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать.

Художественная литература используется в детском саду с целью воспитания и всестороннего развития личности ребенка. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литературных героев. Иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Лучше всего иллюстрации рассмотреть после чтения книги. Для этого нужно иметь на каждого ребенка иллюстрации к этой книге. Если иллюстрация одна, то ее надо поднести поближе к детям, давая возможность каждому рассмотреть ее [13].

При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, картины, предметы, игрушки, мультимедиа и др. Например, на занятии «Беседа о зиме» воспитатель может показать иллюстрации, диафильм, спеть песни. Можно принести снег, лед и понаблюдать с детьми, как он тает. На занятии «Беседа об осени» дети рассматривают овощи, фрукты, разноцветные осенние листья и цветы. В течение беседы воспитатель подкрепляет разговор показом даров осени, иллюстраций осеннего пейзажа, может сделать весенний букет из листьев или цветов[13].

Дидактические игры и упражнения следует широко использовать на занятиях и в повседневной жизни, так как они помогают закреплять, обобщать знания и представления детей[16].

Анализ программы обучения и воспитания по изучаемому разделу, позволил выявить, что на 1-м и 2-м годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

На 3-м и 4-м годах обучения наряду с этой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определенных связях общественноведческих, природоведческих, математических и эстетических знаний. Основными методами и средствами являются наблюдения, обследование, экскурсии, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами или их изображениями, просмотр мультимедио или видеофрагментов, рассматривание различных видов наглядности (картинки, игрушки, муляжи, чучела животных и др.), слушание грамзаписей, применение магнитофонных записей и т.п.

На более поздних периодах обучения начинают применяться беседы об увиденном, но ведущим остается использование конкретного материала, активно воспринимаемого детьми [27].

Значительная часть программного материала по развитию зрительного восприятия ведется учителем-дефектологом, так как он формирует у детей способы чувственного познания, учит их правильно обследовать предметы с помощью различных анализаторов. При этом он решает данные задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР. Воспитатель проводит только те занятия, на которых идет закрепление пройденного материала.

На начальных этапах формирования учитель-дефектолог, кроме фронтально-групповых занятий, проводит индивидуальные занятия с детьми. Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционной работы с лечебно-профилактическим процессом. Педагоги учитывают рекомендации врача-невропатолога по организации нагрузки и охранительного режим.

В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей занятий по ознакомлению с окружающим миром с занятиями по художественному чтению, трудового обучения, физического воспитания и других предметов. В процессе ознакомления с окружающим миром также широко применяются разнообразные виды продуктивной деятельности – аппликация, конструирование, лепка, работа с природным материалом, рисование. Реализация этих возможностей поможет педагогу добиться более осознанного и прочного усвоения детьми изучаемого материала [13].

Таким образом, современная педагогическая наука считает ознакомление детей с предметным миром основой всестороннего развития ребенка. Это особенно актуально для детей с задержкой психического развития. Именно занятия по ознакомлению с окружающим миром могут обеспечить развитие всех потребностей дошкольников данной категории детей в эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в познании действительности.

Вывод по первой главе

Таким образом, ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место в образовательно-воспитательном процессе дошкольников как в норме, так и у сверстников с ЗПР. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. Анализ психолого-педагогической литературы посвященной изучению развития представлений об окружающей действительности у детей ЗПР показал, что без специального обучения у данной категории дошкольников возникают определенные трудности: имеющиеся представления у детей не совсем точные, неполные, не взаимосвязаны, отличаются статичностью.

В исследованиях показано, что недостатки психического развития детей с ЗПР обусловливают у них наличие характерных особенностей представлений об окружающем мире. У детей данной категории отсутствует необходимый запас знаний о родной природе, растительном и животном мире, представлений о ближайшем окружении. Значительные недостатки обнаруживаются и в области практических обобщений. У детей с ЗПР преобладают в основном разрозненные знания, связанные с конкретной ситуацией. Вместе с тем понятия, которыми пользуются эти дети, очень бедны по содержанию, неадекватно осмысливаются. Они в недостаточной степени владеют операциями анализа и сравнения, необходимыми для формирования системы представлений об окружающем мире.

Формирование представлений об окружающей действительности у дошкольников с ЗПР требует разработки системы коррекционно-развивающей работы, которая включает определённое содержание, методы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с ЗПР с объектами окружающего.

Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития

Цель: формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

1.Разработать коррекционно- педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире

2. Разработать методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

3. Разработать методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире

В ходе разработки методических рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире, нами представлено:

В-первых, тематическое планирование совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога по разделам образовательной программы «Ознакомление с окружающим миром» и коррекционной программы С.Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР» что позволяет на практике раскрыть взаимосвязь работы педагогов – воспитателей и учителей-дефектологов специализированного ДОУ. Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» и задачами специализированных дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития. Разработанный комплекс коррекционных мероприятий, основанный на положениях Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; методических рекомендаций по проведению коррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, разработанные НИИ дефектологии и Институтом коррекционной педагогики РАО; методических разработках по организации образовательного процесса с детьми с ЗПР Н.Ю Боряковой, Г.М. Капустиной, С.Г.Шевченко и др., допущенных Министерством образования Российской Федерации; понимании особенностей индивидуального развития детей с ЗПР и потребностями родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

В перспективном плане представлены изучаемые лексические темы на каждую неделю и решаемые образовательные и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана позволяет проследить комплексность всей проводимой образовательно-коррекционной работы в детском саду, решить задачи воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, учитывая специфический режим работы (см. Таблицу 1). План представлен в Таблице 1 в Приложении 1.

Распределения материала по разделам программы

Особенности формирования представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития

Коррекционно-педагогическую работу по ознакомлению с окружающим миром в группе для детей с задержкой психического развития проводит педагог-дефектолог (олигофренопедагог), так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности данной категории детей, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.

Формы и содержание образовательного процесса в группе для детей с задержкой психического развития определяется специальной (коррекционной) программой с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, структуры нарушения, уровня интеллектуального, и психофизического развития и т.п.).

При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), важное место занимают фронтальныезанятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Воспитательно-образовательная работа, направленная на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы и общества, осуществляется в повседневной жизни воспитателем.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села).

Особое место в программе занимает тема «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве», основная цель которой — формирование у детей обобщенных представлений о цвете, форме, размере предметов, основных вариантах расположения предметов в пространстве.

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладетьследующимиумениями и навыками:

· проводить наблюдения за изучаемыми объектами;

• осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;

• сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;

• распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;

• называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;

• устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе видов деятельности детей.

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Первоначальные представления об изучаемых предметах и явлениях дети получают посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок.

К шести годам нормально развивающийся ребенок, осваивая продуктивные виды деятельности, привыкает с помощью сенсорных эталонов определять цвет, форму, величину предметов. Дети с ЗПР в связи с низким уровнем сенсорного и умственного развития не могут сравнивать предметы по определенным признакам, группировать и классифицировать их. В связи с этим необходимо проводить специальные занятия, направленные на формирование обобщенных представлений о цвете, форме, величине, расположении предметов в пространстве.

К концу года в первой подготовительной группе следует научить 5-6-летних детей делать обобщения: «Эти предметы разного цвета, но одинаковой формы», «Предметы одинакового цвета», «Предметы разные (одинаковые) по высоте, ширине, длине» и т.п.

Важную роль в формировании у детей этих умений играют дидактические игры.Необходимо подбирать такие игры или включать такие игровые элементы, которые будут направлены на решение учебной задачи. В ином случае игра не выступает как средство обучения. Так, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать дидактические игры и упражнения «Уточним цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет».

Словесные дидактические игры (типа игры «Угадай по описанию») позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря детей.

Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр «Зоологическое лото», «Парные картинки». Посредством дидактических игр и заданий «4-й лишний», «Перепутаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.

Систематически выполняя указанные задания, дети учатся пользоваться приобретенными знаниями, т.е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.

Правильная организация деятельности детей шестого-седьмого года жизни (вторая подготовительная группа) состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить их к выполнению учебных заданий. По мере того как у детей формируются познавательные интересы и они овладевают элементами учебной деятельности, доля игрового метода обучения должна уменьшаться.

Дидактические игры, проводимые на занятиях воспитателем или педагогом-дефектологом, подготавливают детей к творческим сюжетно-ролевым играм.

Система работы по ознакомлению детей с окружающим миром, осуществляемая в указанных направлениях (непосредственные систематические наблюдения, предметно-практическая деятельность детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры), способствует обогащению словаря данной категории детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.

Необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка и следить за его развитием. С детьми, которые не усвоили материал на занятии, полезно проводить дидактические игры, ориентируясь на учебную задачу. Так, если трое-четверо ребят долго не могут запомнить слова, выражающие пространственные отношения между предметами, с этой группой можно ежедневно проводить игру «Угадай, что изменилось?», увеличивая количество объектов и заменяя их на новые. Полезны словесно-дидактические игры «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Угадай, что мы задумали?» (на словесное описание предметов), «Кто (что) это?» (на классификацию предметов), «Кто (что) лишнее?», «Похожи — не похожи» (на сравнение предметов).

Очень важное значение имеет работа по развитию связной речи детей и воспитанию навыков культурного общения. Детей необходимо научить выслушивать высказывания воспитателя и своих товарищей, не перебивая их, обдумывать собственные высказывания, избегать торопливости и многословности.

Вопросы и задания по теме для самоконтроля

1. Какой педагог проводит коррекционно-педагогическую работу по ознакомлению с окружающим миром детей с задержкой психического развития в условияхдошкольного образовательного учреждения?

2. Какие формы коррекционно-педагогической работы используются для ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития в условияхдошкольного образовательного учреждения?

3. Раскройте специфику коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

«Ознакомление дошкольников с ООП(ЗПР) с окружающим миром»

Абрамова Ирина Павловна

учитель — дефектолог, учитель — логопед ГБОУ «Школа № 1596»

Колывагина Елена Васильевна

учитель — дефектолог, учитель — логопед ГБОУ «Школа № 1596»

«Ознакомление дошкольников с ООП(ЗПР) с окружающим миром»

«Ознакомление дошкольников с ООП(ЗПР) с окружающим миром»

учитель-дефектолог, учитель-логопед: Абрамова Ирина Павловна

учитель-дефектолог, учитель-логопед:Колывагина Елена Васильевна

Но хотелось бы обратить Ваше внимание, что в нашем дошкольном отделении имеются группы для дошкольников с ОВЗ, а конкретно с ЗПР.

Проблема обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем при поступлении в школу и дальнейшем обучении.

Известно, что дети с ЗПР имеют следующие особенности: нарушение внимания, плохая память, фрагментарное восприятие, своеобразие мыслительной деятельности, преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, трудности установления причинно-следственных связей; недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения речи.

Существует 4 вида задержки психического развития, классификация представлена на слайде.

*ЗПР соматогенного генеза

*ЗПР конституционального генеза;

*ЗПР психогенного генеза;

Имеют более благоприятный прогноз, если вовремя диагностировать и начать коррекционную работу.

*ЗПР церебрально-органического генеза, на фоне поражения ЦНС(это пограничное состояние меду ЗПР и умственной отсталостью.

У этих детей, как правило прогноз менее благоприятный, этим детям необходимо создание образовательных условий (занятия с учителем –дефектологом, учителем-логопедом и психологом)

Педагоги находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями.

Ознакомление с окружающим в группах коррекционно-развивающего обучения состоит из следующих разделов .

*Ознакомление с социальным миром;

*Ознакомление с предметным окружением;

*Сезонные изменения в природе и труде;

Для того чтобы у детей сформировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой.

Основными задачами по ознакомлению с окружающим миром являются:
-Обогащение детей с ОВЗ разнообразными знаниями об окружающем мире;
-Развитие наблюдательности и опыта практического обобщения;
-формирование умений самостоятельно добывать знания и пользоваться ими;
Ознакомление дошкольников с окружающим мы реализуется через системно-деятельностный подход, который реализуется с помощью метода поискового обучения, в основе которого лежит деятельность.
При которой ребёнок не получает знания в готовом виде,а добывает их сам.
И через основной вид деятельности дошкольника игру.

Структура непосредственной-образовательной деятельности с позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем:

— педагог создает проблемную ситуацию;

— ребенок принимает проблемную ситуацию;

— вместе выявляют проблему;

— педагог управляет поисковой деятельностью;

— ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

— совместное обсуждение результатов.

Таким образом мы вовлекаем воспитанников в экспериментальную деятельность.

Во всех группах у нас оборудованы зоны экспериментальной деятельности, детские «Мини лаборатории»

Разнообразные приборы и оборудование. Все в них доступно детям.

Ребенок любого возраста может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) — нет;

*познать свойства песка, (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого);

*отделить фасоль от гороха, сравнивать их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации;

*сравнить, как ведут себя на воде пластмассовые и деревянные и шарики.

*Очень дети любят в группе экспериментировать со снегом и льдом.

*Исследовать свойства воздуха.

С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений — «Огород на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами: луком, морковью, свеклой; наблюдают, сравнивают, делают выводы. Продлевают жизнь растениям.

Наблюдают за всходами луковичных растений, которые дети посадили осенью, и с любовью ухаживают за своими всходами.

В поисках эффективных методов формирования знаний об окружающем мире, мы остановились на проектной деятельности.

Большой плюс, что в проектной деятельности задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители.

Дети старшей и подготовительной групп составляют проекты сами (с помощью педагога, как партнера).

«Моя Москва» « Родные истоки» «Мир профессий».«У Лукоморья». «В гостях у дедушки Корнея». «Эти удивительные сказки».«Все мы разные, но все равно мы равные»

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию, в процессе собственной деятельности (через игры, через экскурсии, художественную литературу, опыты, наблюдения, где у детей имеется возможность сравнивать, делать самостоятельные выводы.)

Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку.

В процессе проектной деятельности дети получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся .

Какие изумительные макеты сделали дети совместно с педагогами и родителями(см презентацию)

«Наш любимый русский край».«Любимые сказки Пушкина».«Федорино горе».

Также педагоги должны помнить одним из главных условий реализации системно-деятельностного подхода является организация предметно-пространственная среда.

Все, что окружает ребенка — помогает ему развиваться.

Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности .

Сложные для детского восприятия представления , о мире профессии, о правилах дорожного движения, о семье, о распределении обязанностей в семье, дети в непринужденной форме самостоятельно осваивают через игру.

Применение системно-деятельностного подхода помогает нам и нашим детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, способствует развитию дошкольников, помогает сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: