Дополнительная образовательная программа ‘Звукомир’

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоша»

Содержимое публикации

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом творчества «Вектор»

654025, г. Новокузнецк, ул. Емельяновская, 1, тел. 31-04-59; эл.почта: ddt 3- nkz @ yandex . ru

__________ О. Л. Коваленко

Директор МБУ ДО ДТ «Вектор»

МБУ ДО ДТ «Вектор»

Протокол № ____, от «____»_____________20___г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

Возраст учащихся: 4-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик:

Нестерова Дарья Николаевна,

педагог дополнительного образования

Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоша» имеетсоциально-педагогическую направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе и формирования общей культуры учащихся.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей «ключевой характеристикой программы является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность». Содержание программы ориентировано на устранение речевых недостатков у учащихся.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. Поэтомуактуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Логоша» определяется запросом со стороны родителей с детьми, у которых есть речевые недостатки речи.

Основной базой рабочей программы являются:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

2. Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Отличительные особенности программы «Логоша» в том, что данная программа позволит наиболее рационально организовать работу для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), сэкономить время родителей на подготовку к школе, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

При организации работы с детьми не используется традиционные методы речевого развития учащихся: логопедические тетради, большое зеркало, альбом для рисования, цветные и простой карандаши и пр. При реализации программы нетрадиционные методы постановки звуков: занятия проходят в положения учащегося лежа на диване, используется маленькое зеркало для индивидуальной корректировки звукопроизношения и при помощи ватной палочкой корректируется правильное положение языка во рту.

Программа «Логоша» имеет «стартовый» уровень сложности содержания, так как направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков дошкольников и младших школьников, а также на оказание помощи детям с различными нарушениями устной речи.

Адресат программы . Программа рассчитана на детей 4-9 лет, которые имеют речевые нарушения и испытывают затруднения при овладении устной и письменной речи. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального образования общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебой деятельностью. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

Объем программы . Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа .

Срок освоения программы. Для достижения планируемых результатов, заявленных в программе, необходимо 36 учебных недель (1 год). Но возможна реализация программы в формате индивидуального образовательного маршрута в зависимости от характера нарушений, конкретных задач и этапов коррекции, а также индивидуальных особенностей ребенка, связанных со скоростью усвоения программы.

Режим занятий. Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность индивидуального занятия – 30 мин.

Формы обучения: индивидуальные занятия с педагогом на занятиях, выполнение заданий с родителями дома

Педагог дополнительного образования:

индивидуальные коррекционные занятия

Родители:

игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

выполнение рекомендаций педагога.

Цель программы :

Организация коррекционной-развивающей работы для устранения речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Задачи:

1. Обучающие

познакомить с буквами и звуками;

научить дифференциации букв и звуков;

научить звукобуквенному и звуко-слоговому анализу;

научить преобразовать слоги и слова;

формировать умение отвечать на вопросы;

ставить вопросы, пересказывать прочитанное;

научить правилам письма предложения;

дать понятие об обозначение мягкости на письме;

способствовать формированию грамматических средств языка и навыков словообразования;

способствовать формированию правильного произношения звуков.

2. Развивающие:

развивать слуховое и зрительное восприятие;

развивать фонетический слух;

развивать психические процессы: память, внимание мышление, волевые качества личности;

развивать графические навыки;

развивать артикуляционную моторику;

развивать лексико-грамматический строй речи;

развивать словарь ребенка;

совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании загадок;

способствовать правильному развитию речи.

3. Воспитывающие:

воспитывать внимание к звуковой стороне речи;

воспитывать чувство уважения к сверстникам и взрослым;

воспитывать адекватную с самооценку.

Содержание программы

В программе выделены следующие разделы:

Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.

Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.

Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.

Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

Образовательная подпрограмма дополнительного образования детей “Звуковая мозаика”

Образовательная подпрограмма дополнительного образования детей “Звуковая мозаика” решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и косвенно ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Читайте также:
Сценарий итогового мероприятия в ДОУ по теме недели 'Семья'

Просмотр содержимого документа
«Образовательная подпрограмма дополнительного образования детей “Звуковая мозаика” »

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Звуковая мозаика»

Автор программы: учитель-логопед МАОУ «Гимназия №2» Великого Новгорода Тирон Т.И., 2014 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Звуковая мозаика» имеет развивающую направленность и разработана на основе программы «Преемственность». Программа «Преемственность» доработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в 2012 году. Авторы программы Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. Данная программа рекомендована Министерством образования России.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной образовательной программы.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Одной из важных задач подготовки детей к школе является необходимость формирования прочной базы для успешного обучения детей чтению и письму.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают достаточно большое количество детей с трудностями формирования письма и чтения и их нарушениями. Одной из причин этого является недостаточная сформированность фонематического слуха у школьников начальных классов. В связи с этим необходимо уделять особое внимание совершенствованию звуковой стороны речи дошкольников и формировать прочную базу для успешного обучения детей чтению и письму.

Курс «Звуковая мозаика» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и косвенно ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного курса является осуществление тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи с подготовкой к обучению письму.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: счётных палочек, фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

Таким образом, программа «Звуковая мозаика» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует звуковую сторону их речи.

Цель программы: создание предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнения в дифференциации звуков на слух, произнесение слов согласно орфографическим нормам литературного языка, укрепление и развитие артикуляции. Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске. Разучивание скороговорок, небольших стихотворений; пересказ сказок с опорой на иллюстрации. Знакомство детей с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Сформировать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей.

Читайте также:
Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

Сформировать звуковой и языковой анализ и синтез.

Сформировать слоговую структуру слова, чёткую и фонетически правильную речь.

Освоить понятия слово, слог, ударение.

Освоить понятия предложения, текст.

Освоить элементарные знания, умения и навыки в обучении грамоте.

Сформировать у детей мотивацию к обучению чтению и письму.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать умения наблюдать, планировать и запоминать услышанное и увиденное.

Развивать способности к преобразованию, восстановлению слов.

Развить предпосылки логического мышления.

Развить мелкую моторику.

Развитие навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе,

Воспитывающие:

Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими.

Воспитывать аккуратность.

Воспитывать интерес к звуковой стороне языка.

Воспитывать коллективизм, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптированная к условиям образовательного процесса гимназии. В рамках модификации выделен отдельный курс «Звуковая мозаика», формирующий звуковую сторону речи дошкольников.

Данные изменения обусловлены необходимостью введения в образовательный процесс работы по развитию звуковой стороны речи дошкольников. Многолетние наблюдения говорят о недостаточном уровне подготовки детей к звуковому анализу, способности различать звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, выделению гласных звуков из слияния.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой стороной речи: если ребенок не может правильно произносить звуки, различать их, выделять из речевого потока, подбирать слова с определенным звуком, устанавливать последовательность звуков в слове – то и процесс овладения грамотой будет затруднён.

Для совершенствования звуковой стороны речи, фонематических процессов дошкольников необходимо использовать игровые методы и приемы, так как игра является для них основным видом деятельности. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6-7 лет.

Срок реализации образовательной программы – 1 год обучения.

Занятия по подготовке к школе проводятся для детей, посещающих подготовительные группы детских дошкольных образовательных учреждений, а также для детей, не посещающих их.

Подготовка детей к школе начинается 1 октября и длится до 30 апреля.
Форма и режим занятий. Занятия проводят с группой детей до 20 человек. Продолжительность занятий 25 минут. Периодичность – 1 раз в две недели.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав остаётся постоянным. Однако состав группы может меняться по следующим причинам:

Смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Формы проведения занятий

Ведущей формой обучения является групповая.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

сочетание всех элементов на одном уроке.

Основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

системность и плановость;

уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

контакт с родителями: организация консультаций по интересующим их проблемам

вариативность содержания и форм проведения занятий;

Прогнозируемые результаты и формы контроля

По окончании дошкольник должен знать:

понятие «звук» и «буква» и дифференцировать их;

понятия «слово», «слог», «предложение»;

понятия «гласные» и «согласные» звуки и буквы; твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

как выделяется предложение на письме, что слова должны писаться отдельно;

что обращаться к собеседнику можно тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

правила поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное, и т. д.;

культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

В результате обучения по программе «Звуковая мозаика» ребёнок должен уметь:

отчётливо и ясно произносить слова; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

выделять из слов звуки;

находить слова с определённым звуком;

определять место звука в слове, его соседей;

делить простые слова на слоги;

определять ударный слог;

соблюдать орфоэпические нормы произношения;

составлять предложения на заданную тему по опорным словам:

ориентироваться на странице;

печатать основные буквы;

штриховать, раскрашивать узоры и различные элементы.

Способами определения результативности реализации данной программы являются:

– наблюдение за речью детей

– диагностика состояния звукового анализа по методике определения готовности к школьному обучению детей;

– наблюдение за работой на занятии.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

успешное овладение грамотой в начальной школе;

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы звукозаписи№

Нормативная база…………………………………………..…………..….3 Пояснительная записка………………………………………..……….….3 Цель, задачи………………………………………………….…4 Организация образовательного процесса…………………. 5 Прогнозируемый результат………………………………..….6 Содержание…………………………………………………………………….8 Литература………………………………………………………………….…11 Мониторинговая программа………………………………………………….13

– Федеральный закон от 01.01.01 года «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. );

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.01.01 г. N 1008;

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”;

– Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества и методического обеспечения».

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Основы звукозаписи» (далее Программа) относится к технической направленности, так как способствует получению учащимися знаний и практических навыков работы в области информационных технологий, что является составным элементом общей информационной культуры современного человека.

На сегодняшний день одним из самых распространенных видов искусства является музыка. Музыкальные произведения, в том или ином их проявлении, слушают все.

В Центре создана вокально-эстрадная студия «Мечта», программа которой разработана с целью обеспечения оптимальных условий для развития ребенка, наделенного способностями и тягой к творчеству, развитию его вокальных возможностей, а также самореализации в творчестве.

Обучение по программе дает возможность самовыражения ребенка через сольное и ансамблевое пение.

Лучшая реклама для коллектива – это массовая аудитория. В современном обществе лучше всего этому способствует интернет. Это размещение своих композиций в социальных сетях. Записей с телефона или видеокамеры недостаточно, так как такие записи низкого качества, в них много посторонних шумов, помех, они не передают весь диапазон частот.

Именно поэтому актуально создание программы «Основы звукозаписи», где учащиеся смогут изучить техническое и программное обеспечение для качественной записи и обработки своего музыкального материала, а также материала исполнителей ВЭС «Мечта». Использование данного музыкального материала на разных концертных площадках.

Компьютер, оснащённый всем необходимым для создания и обработки музыки, открывает колоссальные возможности для детского творчества.

Программа призвана удовлетворить интерес учащихся к музыкальным возможностям компьютера и помочь им проявить свои музыкальные способности на новом уровне, с использованием музыкальных возможностей современной техники и современных информационных технологий. Именно в этом заключается ее актуальность.

Программа является новой для учреждения.

формирование знаний, умений и навыков для самостоятельной работы со звуковым оборудованием и программным обеспечением, создание собственных информационных ресурсов, позволяющих сохранить для себя и других музыкальный материал.

– дать знания о использование звукового оборудования;

– дать знания о программном обеспечении редактирования звуковых файлов;

-формировать умения позволяющие записывать звук, обрабатывать его и форматировать аудиофайлы;

– развивать внимание, память, музыкальный и эстетический вкус;

– развивать коммуникативные навыки путем освоения приемов межличностного общения «ученик-педагог», «ученик – ученик», «отдельный исполнитель-коллектив»;

-формировать личностные качества: внимательность, отзывчивость, пунктуальность, ответственность, терпимость и т. д.;

– воспитывать уважительное отношение к членам коллектива;

– воспитывать культуру поведения и общения.

Организация образовательного процесса

Срок реализации программы– 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу.

Программа состоит из двух относительно самостоятельных модулей.

Первый модуль – первое полугодие (17 часов).

Второй блок – второе полугодие (19 часов).

Возраст детей– 10–17 лет.

Состав группы–10-15 человек.

Формы обучения– групповая, индивидуальная.

словесные (беседа, рассказ, инструктаж);

наглядные (демонстрация, иллюстрация);

практические (упражнения, работа с музыкальным материалом

самостоятельная работа (работа по образцу, по алгоритму).

2. Проблемно-развивающие методы:

– создание проблемных ситуаций и разрешение их,

– постановка проблемы и побуждение к самостоятельному ее решению.

3. Интерактивные методы:

4. Игровые методы:

– создание игровой ситуации.

В основу программы положены следующие принципы обучения:

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание, формы и методы работы подбираются с учётом возраста и особенностей детей.

Принцип доступности и посильности – реализуется в подборе учебного материала, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.

Принцип развивающего обучения. Подбор содержания материала, форм и методов работы, способствующих развитию способностей каждого ребёнка.

Принцип связи теории и практики – новые теоретические знания отрабатываются и закрепляются при выполнении упражнения различного характера.

Принцип систематичности и последовательности – только система и последовательность в обучении дают целостное знание.

Принцип проблемности обучения – при столкновении с проблемой, вопросами и задачами учащиеся включаются в познавательный процесс, проявляют мыслительную активность.

Принцип наглядности обучения – мышление детей развивается от конкретного к абстрактному, наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким.

Педагогические технологи, применяемы в рамках занятий по данной программе:

– технологии развивающего обучения;

– личностно – ориентированные технологии.

По окончанию обучения по программе студии у обучающихся должны сформироваться универсальные учебные действия:

– наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению;

– понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей;

– понимание причин успеха в учебной деятельности;

– формирование музыкальных потребностей, выражающихся в творческой деятельности в вокальном искусстве;

– формирование эстетических чувств и художественного вкуса через знакомство с музыкальными произведениями разных жанров.

– устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей музыки в ее связях с другими видами искусства;

– усвоение словаря музыкальных терминов и понятий

– применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, в самостоятельной творческой деятельности;

– умение анализировать музыкальное произведение по заданным критериям.

– формирование умения слушать и слышать музыкальный текст;

– формирование умения выражать эмоциональные чувства через исполнение музыкального произведения;

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Читайте также:
Звуковой анализ и синтез

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи

– умение взаимодействовать в группе, в паре – слушать и слышать друг друга, допускать другую точку зрения, приходить к согласию, в том числе в столкновении интересов.

– формулировать учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с ней;

– сотрудничать с другими при выполнении учебной задачи

– уметь делать выбор и самостоятельно принимать решение (выбор музыкального произведения в соответствии со своими возможностями);

– отвечать за свои поступки и понимать нравственный смысл ответственности за них;

– проявлять настойчивость и доводить начатое дело до конца

– осуществлять самоконтроль за своей деятельностью, адекватно воспринимать оценку своего выступления педагогом и сверстниками (стремление исправить свои ошибки, критически оценивать свои возможности, уважительно относится к способностям других, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения).

Знать специфику работы современного звукорежиссера.

Знать современное звукотехническое оборудование студий, принципы акустических процессов.

Знать основные принципы устройства и работы современных звуковых электронных приборов, используемых для записи и воспроизведения звука;

Знание различных форматов аудиофайлов, основ работы в аудиоредакторах;

Уметь подключать и настраивать звукотехническую аппаратуру перед записью.

Владеть начальными навыками сведения вокальных партий, микширования аудиотреков.

Уметь пользоваться основными современными аудиоредакторами, конвертировать, импортировать и экспортировать звуковые файлы различных форматов;.

Владеть навыками записи и редактирования звука.

Дополнительная общеобразовательная программа по коррекции звукопроизношения

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА)

«Звуковой калейдоскоп»

(коррекция звукопроизношения)
Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Шурыгина С.Н.
учитель – логопед

Саранск, 2018 – 2019 уч. год

Цели и задачи Программы

Формы, методы и приемы

Условия реализации Программы

Проектирование дополнительного образовательного процесса

Учебно – тематический план

Календарно – тематический план

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной Программы

План работы с родителями

Паспорт программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Звуковой калейдоскоп»

МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 2»

г.о. Саранск, ул. Мордовская, д.1

коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, не посещающих группы компенсирующей направленности

Срок реализации программы

Уровень реализации программы

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

правильное произношение звуков в речи в различных фонетических позициях и формах речи; четкая дифференциация изученных звуков; называть последовательность звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком,

определять место звука в слове;

различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.

Пояснительная записка

На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во взрослую жизнь.

Актуальность. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов – практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка мотивации к учебе и качества школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования ФГОС к программам начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.

В связи с этим, перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача подготовки ребенка к школьному обучению, его готовности к общению со сверстниками на новом уровне. Решение этой задачи связано с формированием общей готовности детей к школе, одной из сторон которой является речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи.

Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников.

Все выше изложенное явилось основой в разработке программы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста для успешной социальной и школьной адаптации. Программа по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности, разработана на основе Программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи».

Возрастные особенности

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

На протяжении периода от 4 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же временизаканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Читайте также:
Игры для развития фонематического восприятия

В тоже время речь детей может отличаться недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения у детей являются следующие: согласные звуки произносятся смягченно; не произносятся шипящие фонемы Ш, Ж, Ч, Щ, или заменяются обычно свистящими; не произносится звук Р или заменяется другими звуками (Л, Л’, В, Й); звук Л не произносится или чаще всего смягчается; могут отсутствовать или заменяться звуки Г, К, Х.

Количество занятий общее, количество занятий в неделю

Занятия проводятся с группой детей 5-7 лет 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 30 минут. Общее количество занятий: 64.

Для эффективности коррекционной работы чрезвычайно важна роль регулярных занятий. На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это – важные предпосылки будущей деятельности, т.е. самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности.

Цели и задачи Программы

Цель: коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, не посещающих группы компенсирующей направленности.

Постановка, автоматизация звуков.

Развитие фонематического слуха и звукового анализа.

Развитие слоговой структуры слова.

Планируемые результаты

Ожидаемые конечные результаты программы:

правильное произношение звуков в речи в различных фонетических позициях и формах речи;

четкая дифференциация изученных звуков;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

производить элементарный звуковой анализ и синтез;

овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Предлагаемая организация процесса коррекции звукопроизношения является эффективной и оптимальной, так как она способствует исправлению нарушенного звукопроизношения, а также развитию у детей коммуникативных навыков и навыков общения в новой среде, с новыми детьми, позволяет устранить такие нарушения в психике, которые часто сопутствуют речевым нарушениям. Таким образом, сохраняется здоровье детей, происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития ребенка и оптимальная подготовка детей к школьному обучению.

Нормативно-правовая документация

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Сан ПиН 2.4.1.3049-13;

Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Содержание Программы

С целью профилактики речевых нарушений у дошкольников старшего возраста, не посещающих логопедическую группу, в ДОО организованы платные дополнительные услуги по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Звуковой калейдоскоп», основная цель которого – предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха дошкольников.

Отношения между МАДОУ и родителями регулируется договором, заключенным в уставном порядке.

Содержание коррекционного процесса дополнительной образовательной услуги определяется методическими рекомендациями по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.С. Гомзяк.

Коррекционный процесс включает логопедические технологии, обеспечивающие индивидуальный подход к нарушениям речи детей.

Данная работа направлена на реализацию:

– обеспечение благоприятных условий для социальной адаптации детей через коррекцию звукопроизношения;

– развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;

– логопедическая пропаганда среди педагогов;

– педагогическое просвещение родителей.

Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:

– развитие артикуляционной моторики;

– развитие мелкой моторики руки;

– развитие фонематического слуха;

– развитие и коррекция произносительной стороны речи;

– развитие слоговой структуры слова;

– развитие лексико – грамматических категорий;

– развитие связной речи.

Структура коррекционных занятий:

Каждое занятие включает следующие разделы:

Продолжительность

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Формирование лексико – грамматического строя речи

Развитие мелкой моторики

Содержание коррекционной деятельности составлено с учетом речевого дефекта, возрастных особенностей детей, систематического и планомерного обучения.

Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в дошкольном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации звукопроизношения у детей на освободившиеся места зачисляются дети, нуждающиеся в логопедической помощи.

Читайте также:
План работы с молодым специалистом

Работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников включает в себя несколько блоков.

1. Блок логопедического обследования реализует функцию сбора материала о состоянии звукопроизношения у дошкольников. Она включает: выполнение диагностического обследования, беседу с родителями, педагогами группы.

2. Блок логопедической коррекции направлен на развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения.

3. Блок работы с родителями выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам логопедической работы). Работа с родителями может проводиться параллельно занятиям с детьми, а также предлагаются консультации и памятки по речевому развитию воспитанников.

4. Блок работы с педагогами дошкольного учреждения заключается в ознакомлении с результатами обследования, с организационными и содержательными подходами к организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, по профилактике речевых расстройств у воспитанников.

Формы, методы и приемы

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими методами и приёмами коррекции. При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

1 способ – основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вербальными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий. В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике.

2 способ – состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая сходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.

3 способ – смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.
При постановке звуков широко используется опора на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.
По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Целесообразно развивать у ребенка слуховой самоконтроль (привлечение внимания ребенка к неправильному произношению звука и предлагается сравнить его с правильным). На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового контроля.

Условия реализации Программы

Организация коррекционной работы предусматривает создание условий для успешной коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом степени тяжести дефекта и индивидуальных возможностей самих детей. Комплектование группы детей проводится по результатам логопедической диагностики, возрастному принципу, запросу родителей.

Предоставляет дополнительные образовательные услуги по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности, учитель-логопед.

Место проведения – логопедический кабинет ДОУ, в котором созданы специальные условия для успешной коррекционной работы с соблюдением всех норм.

Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования детей.

Материально-техническое и методическое обеспечение Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы Звукозаписи»

Программа расчитана на 1 год обучения основам звукозаписи детей возраста 16-18 лет.

Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Решением педагогического совета

от « ___» ______________20___г.

Приказом № ____от _______ 20__г.

Директор ГБПОУ «ПК №4»

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы Звукозаписи»

Возраст обучающихся: 16-18 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Щелконогов Андрей Игоревич,

Пояснительная записка ………………………. ……………. ….…………….стр.3

Календарный учебный график ………………. ..…………………………..…..стр.6

Оценочные и методические материалы…………………………………..……стр.12

Пояснительная записка.

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 №617-р; Устава государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»; лицензии ГБПОУ ПК №4 на образовательную деятельность и др. локальных актов учреждения.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

Программа «Основы звукозаписи» имеет техническую направленность.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полету воображения; музыка придает жизнь и

веселье всему существующему… Ее можно назвать

воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.»

На сегодняшний день одним из самых распространенных видов искусства является музыка. Музыкальные произведения, в том или ином их проявлении, слушаю все. Музыка сама вкладывает в души людей мысли, переживания, эмоции. Но и люди могут брать от нее те чувства, которые им необходимы. Это связано с тем, что существует очень много музыкальных жанров, стилей, направлений, которые зависят от времени написания произведения, от эпохи, от музыкального инструмента и от многих других немаловажных факторов.

Одним из таких факторов является исполнитель или исполнители. Большинство профессиональных музыкантов начинали свой путь с музыкальных школ, консерваторий и других музыкальных образовательных учреждений. Но некоторые знаменитые исполнители начинали с того, что в юношеском возрасте создали музыкальные коллективы, группы в школах, колледжах, ВУЗах. Они развивали свой талант частным образом, индивидуальными уроками, постоянными репетициями. Среди таких музыкантов «выстреливали» единицы, но достойны «выстрелить» много большие. Не хватало раскрутки, рекламы. А лучшая реклама для небольших коллективов – это массовая аудитория. Чем больше людей их услышит, чем большим это понравится, тем больше шансов связать свою жизнь с музыкой и стать профессионалом. А аудитории образовательного учреждения, пусть даже в тысячу человек, недостаточно.

Так как же добиться массовости аудитории? В современном обществе лучше всего этому способствует интернет. То есть размещение своих композиций в социальных сетях и на музыкальных порталах. Так же немалый вклад может сделать распространение дисков среди своих друзей и знакомых. Но записей с телефона, диктофона или видеокамеры недостаточно. Такие записи низкого качества, в них много посторонних шумов, помех, они не передают весь диапазон частот. Именно поэтому актуально создание объединения «Основы звукозаписи», где обучающиеся смогут изучить техническое и программное обеспечение для качественной записи и обработки того музыкального материала, который им предоставят исполнители. Полученные знания, умения и навыки помогут в будущем самостоятельно коррегировать звук во время массовых мероприятий, концертов (техническое обеспечение, звуковое оборудование) и обрабатывать музыкальные файлы (программное обеспечение) добиваясь наилучшего звучания.

Данная программа дополнительного образования учитывает возможность ее реализации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов с учетом создания для них специальных условий, а также с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Цель дополнительного образовательного процесса: формирование знаний, умений и навыков для самостоятельной работы с музыкальными коллективами, звуковым оборудованием и программным обеспечением.

образовательные – дать знания о техническом обеспечении массовых мероприятий с использованием звукового оборудования, о программном обеспечении редактирования звуковых файлов, прививать интерес и вкус к качественному звучанию, формировать умения позволяющие «снимать» звук, обрабатывать его и записывать аудиофайлы.

развивающие – развивать внимание, память, координацию, эстетический вкус.

воспитательные – привить навыки работы в музыкальном (творческом) коллективе, воспитывать чувство долга за общее (коллективное) дело.

Направления деятельности:

просветительская деятельность: освоение информации об особенностях обработки звука разными типами устройств, техник и приемов обработки звука, сравнение технических и программных способов работы со звуком, обучение работы со звукозаписывающими программами

сценическая деятельность: самореализация студентов в проведении мероприятий и записи музыкальных композиций, взаимопонимание среди членов коллектива, приобретение навыков слаженности.

Ожидаемые педагогические результаты:

общекультурные – способность демонстрировать свои навыки в проведении массовых мероприятий, как в коллективе, так и самостоятельно, теоретические и практические знания о обработке звука, применение полученных знаний в практической деятельности и профессиональной деятельности в дальнейшем.

личностные – готовность к преодолению стрессовых ситуаций, формирование адекватной самооценки и оценки качества звука.

общепрофессиональные – работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнёрами, ставить цели, мотивировать деятельность, осуществлять контроль за деятельностью товарищей, принимать на себя ответственность за качество образовательного процесса.

Кадровое обеспечение реализации программы: наличие руководителя, выполняющего функции педагога дополнительного образования, аранжировщик, музыкальный коллектив или сольный исполнитель.

Условия набора: для обучения по данной программе принимаются все желающие, согласно уставу учреждения и соответствующим локальным актам. Зачисление осуществляется на основе собеседования и тестирования на выявление степени сформированности интересов к данной предметной области. Принимаются лица в возрасте от 16 до 18 лет и студенты более старшего возраста. Формируется группа в количестве не менее 15 человек.

Сроки реализации программы. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Основы звукозаписи» рассчитана на один год обучения.

Программа имеет общекультурный (базовый) уровень.

Учебно-игровое логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе «Путешествие в Город мастеров»

Учебно-игровое логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе

«Путешествие в Город мастеров»

Форма проведения: Занятие – путешествие.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Активизировать словарь по теме «Инструменты». Познакомить детей со старинными инструментами, учить находить в них отличия от современных. Активизировать в словаре понятия «старинный», «современный». Продолжать учить узнавать в силуэтном изображении музыкальные инструменты, соотносить их с предметной картинкой. Формировать умение строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру. Совершенствовать навык образования существительных множественного числа родительного падежа. Продолжать учить образовывать профессии людей от названия музыкальных инструментов.

Совершенствовать навык проведения звукового и слогового анализа слов. Развивать фонематическое восприятие на неречевых звуках. Развивать логическое мышление, внимание. Совершенствовать координацию речи с движением, зрительное восприятие.

Читайте также:
Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

Формировать положительную установку на участие в занятии; умение слушать сверстников и педагога; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в подгруппе, парой; желание помочь.

Оборудование: Загадки об инструментах, картинки с изображением инструментов, 2 мольберта, фонограмма шумовых звуков, простые карандаши по числу детей, домики мастеров, фишки для звукового анализа, мяч, картинка с наложенными изображениями музыкальных инструментов, картинки с изображением музыкальных инструментов, электронная презентация.

– Ребята, вы в группах часто выполняете разные творческие работы, мастерите поделки. А вы хотели бы сегодня очутиться в необычном городе мастеров?

– Тогда давайте сегодня и отправимся в Город мастеров, в котором живут люди разных профессий, и каждый из них является мастером своего дела.

– Кого называют «мастером»? (Мастером называют человека, который умеет хорошо делать свою работу, свое дело.)

– Как вы понимаете пословицу «Дело мастера боится»? (Хорошему мастеру любое дело под силу, мастер не боится выполнять любое дело).

2. «Загадки». Чтобы попасть в Город мастеров нам нужно отгадать загадки. С помощью загадок мы сможем узнать, что необходимо мастерам для работы. Если загадку отгадаете правильно, я на доске переверну картинку. Встаньте парами и внимательно слушайте:

-Железная сестрица зубаста и остра,

Ее и клен боится, и тополь и сосна…

И даже дуб боится попасть под зуб сестрицы. (Пила)

– Из пластмассы тучка, есть у тучки ручка.

Эта тучка по порядку обойдет за грядкой грядку. ( Лейка.)

– Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом,

И ребятам помогаю, делать горку, строить дом. ( Лопата.)

– Сам деревянный, а голова железная (Молоток).

– Скручена, связана, на кол посажена, по двору пляшет. (Метла).

– У конька, у горбунка

У него из-под копыт

Стружка белая бежит. (Рубанок)

-Ну вот, ребята, мы с вами и отгадали все загадки. Скажите, о чем были все загадки. (Об инструментах)

Инструменты – это самые важные предметы для мастеров.

3. Развитие фонематического слуха на неречевых звуках. Игра «Угадай, что звучит?»

– Теперь мы можем отправляться дальше. Слышите, уже раздаются звуки из Города мастеров. Давайте послушаем, что мы услышим? (Включается фонограмма: стучит молоток, рубит топор, режут ножницы, метет метла и т. д.)

4.Деление слов на слоги.

– Вот мы и пришли в Город мастеров. Для того чтобы вам было интересно путешествовать по городу, мы немного поиграем.

– Каждому из вас я дам карточку с инструментом, вам необходимо определить, сколько слогов в названии инструмента. На обратной стороне карточки записать цифрой количество слогов, которое вы определили. Кто уже определил, подойдите к столу и запишите простым карандашом.

(Детям раздаются картинки со швейными инструментами, садовыми, столярными).

– Давайте проверять, что у вас получилось. Назовите свои слова те, у кого получилось 2 слога, 3 слога.

5. «Улица мастеров»

– Вот мы наконец-то и попали на улицу Мастеров. Сейчас мы с вами пройдем к домикам и посмотрим, какие мастера там живут. (Садовник, столяр, швея)

– Вам нужно определить, какому мастеру необходим инструмент на вашей картинке, и к кому вы зайдете в гости. (Садовник: лопата, лейка, коса, грабли. Столяр: пила, топор, рубанок, клещи, молоток, отвертка. Швея: игла, наперсток, ножницы)

(Таким образом дети делятся на подгруппы)

– Расскажите хозяину дома, для чего ему нужен этот инструмент. Составьте предложение:

– Лопата нужна садовнику для того, чтобы копать землю. И т. п.

– А теперь обратите внимание, что у кого-то из ребят картинка на цветной бумаге. Вам нужно подгруппой выложить из фишек схему слова, которое на цветной бумаге.

(Слова: Лопата, пила, топор, игла)

– Решите между собой, кто будет отвечать на мои вопросы по схеме?

(Сколько звуков в слове, сколько согласных звуков, почему рядом две синие фишки, почему у вас первая фишка зеленая?)

– Раз мы задание выполнили, можем немного погулять по городу. В каждом городе обязательно есть музей.

– Ребята, а что такое музей? Для чего он нужен? (Это помещение, место, где хранятся старинные вещи, очень ценные для людей и их истории).

– Сейчас мы с вами сядем на стульчики, посмотрим старинные инструменты, возможно, вы их узнаете.

– Назовите одно отличие старинного инструмента и современного.

(Дети садятся на стульчики перед экраном и рассматривают старинные инструменты, сравнивают их с современными.)

– А теперь давайте встанем в круг и расскажем об инструментах:

У жителей города или села
Всегда неотложные дома дела.
Работа везде по хозяйству найдется:
То кран потечет, то рубашка порвется.
То крепкий скворечник пора смастерить,
Шуруп завернуть и гвоздик забить
Разрезать бумагу, заштопать носок,
Покрасить окно, побелить потолок…
Немало у нас с урожаем хлопот!
Сначала придется вскопать огород,
Старательно комья земли разрыхлить,
Дрова нарубить и траву накосить.
Поэтому нам инструменты даны;
Они для различной работы нужны.

8. Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа родительного падежа)

– Раз мы сказали, что инструментов очень много, давайте поиграем в игру «Один инструмент – много инструментов» (В кругу с мячом)

Один молоток — много молотков.

Одна лопата — много лопат.

Одна иголка — много иголок.

9. «Улица музыкантов»

– А сейчас я вас приглашаю еще на одну особенную улицу. Там живут музыканты – мастера музыки. У них тоже есть инструменты. Сейчас нам предстоит разгадать зашифрованную картинку. У меня есть две картинки, значит, нам нужно разделиться на две подгруппы. Вам нужно определить какие инструменты здесь зашифрованы и подобрать подходящую картинку с музыкальным инструментом, прикрепить ее на мольберт. (Инструменты: скрипка, балалайка, барабан, труба, пианино, гитара)

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ

– Давайте назовем, какие музыканты играют на этих инструментах:

на скрипке – скрипач, на барабане – барабанщик, и т. п.

– Ребята, вот мы и совершили путешествие в Город мастеров, пора возвращаться в детский сад. Скажите, что нового вы сегодня узнали из нашего путешествия? Что было самым интересным? Какое-то задание было для вас трудным? Каким инструментом вы бы хотели научиться работать как настоящий мастер?

Логопедический досуг «Город мастеров»

Аннотация: Для детей с ОВЗ очень важны встречи со сверстниками во внеурочной деятельности, в форме тематических занятий, кружков, досугов. Такое общение помогает ребёнку с ОВЗ социализироваться в образовательном учреждении, почувствовать причастность к общему делу и уверенность в себе.

3.Технология формирования благоприятного психологического климата.

4. Обучение в сотрудничестве.

«Ой, качи, качи, качи…»

I. Организационный момент.

Дети входят в зал. При входе они получают фрагменты мозаики, с изображением определенной профессии (повар, врач, художник, музыкант).

Собирая мозаику, участники игры формируют команды и рассаживаются за столами. Команды составлены из детей и родителей. Каждой команде предлагается придумать название и подготовить приветствие.
Из числа родителей выбирается жюри (3 человека).

II. Приветствие команд (Оценка жюри – 1-2 балла).

III. Основная часть игры.

– Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Поздравляю Вас с открытием «Города Мастеров»!

В сегодняшней игре участвуют два третьих класса. Вы все хорошо знаете друг друга, ребята, потому что учитесь в соседних кабинетах. И внешне все вы разные, и возможности у вас разные, но каждый из вас хорош по-своему, потому что умеет делать то, что, может быть, не получается у другого. И этим вы нужны, полезны и интересны друг другу.

2. А говорить сегодня мы будем о профессиях современных и старинных, о ремеслах русского народа, которые зародились и до сих пор живут на нашей русской земле. Для начала поиграем в «Игру в различия».

2) Упражнение «ИГРА В РАЗЛИЧИЯ»

В течение 1 минуты участники команд должны найти три различия между собой. Например: глаза, волосы, одежда, привычки, увлечения. «Вероника, я отличаюсь от тебя тем, что у тебя волосы светлые, а у меня – темные», «Вадим, я отличаюсь от тебя тем, что ты любишь играть в компьютерные игры, а я люблю играть в футбол» и т.

– Вы лучше узнали друг друга. А сейчас предлагаю вашему вниманию задание «НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ».

Каждый из вас играл когда-то в игру «В города». По правилам игры, первый участник называет город, следующий участник, называет город на последнюю букву предыдущего названия. Сегодня мы тоже поиграем в игру, похожую на игру «В города». Только вместо городов вы будете называть профессии.

Команды по очереди называют профессию, каждая следующая команда называет профессию на последнюю букву предыдущего слова. (Учитель — лесоруб — бондарь — режиссер…)

Жюри оценивает каждый ответ 1 баллом. Члены жюри следят за правильностью ответов (правила поднятой руки) и предоставляют право ответа следующей команде.

– Постоянно на земле исчезают старые и возникают новые профессии. Сейчас их насчитывается более 40 тысяч в мире и более 7 тысяч в нашей стране. По данным анкетирования среди самых популярных профессий у детей родителей и педагогов оказались профессии врача и учителя.

– Названия профессий вы знаете. Прежде, чем я объявлю следующее задание, ответьте мне на вопрос: Среди военных специальностей, есть специальность шифровальщик. Как вы думаете, для чего военным такая специальность?

– Я предлагаю вам освоить эту профессию. Перед вами зашифрованы названия профессий. Вы должны их расшифровать и держать в секрете, чтобы ваши соперники о ней не узнали.

На расшифровку слова дается 3 минуты. Члены жюри подходят к каждой команде и узнают, какое слово было зашифровано. За правильное и вовремя выполненное задание команда получает 3 балла. Зашифрованными словами могут быть различные названия профессий. Для данного мероприятия были зашифрованы профессии: кузнец, пахарь, кучер, ткачиха.

– Вы расшифровали название профессии. Сейчас вам предстоит показать эту профессию в пантомиме. Кто из вас знает, что такое пантомима?

Подумайте, как показать профессию пантомимой для своих соперников.

Команды показывают профессию всем участникам игры. Команда, первая отгадавшая профессию, получает право на свое выступление. Жюри оценивает конкурс в 5 баллов.

– Для подведения итогов первых конкурсов, слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги первых трёх туров.

7. Музыкальная пауза – физминутка «Ой, качи, качи, качи…»

– Какие вы знаете старинные профессии, которые нужны и важны и в современной жизни?

– По данным анкетирования самыми старыми профессиями считаются строитель, парикмахер и хлебороб. Ребята прочтут стихи поэтов Сергея Черткова и Бориса Заходера.

Дайте повару продукты,
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель и тогда
Ждёт вас вкусная еда.

Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.

Мастер, мастер,
Помоги-
Прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости.

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!

Читайте также:
Логопедическое занятие по лексической теме Осень

– Множество профессий существует на земле, есть профессии совсем молодые, а есть совсем старые, есть героические, а есть очень редкие. Одна из редких профессий — это профессия переворачивателя пингвинов. В далекой Арктике, когда садится вертолет, пингвины от сильного ветра переворачиваются и встать не могут. Специальный человек ходит и ставит их на лапы. Существует добрая и очень важная профессия переворачивателя пингвинов.

– Труд человека ценен во все времена. Сложно назвать профессию, которая важнее всех других. Самое главное, за какое дело ты бы не взялся, старайся выполнять его добросовестно. Наши предки были мудрыми людьми, и эта истина им была известна. Наверное, поэтому так много пословиц о труде ими создано. Какие пословицы знаете вы, мы сейчас выясним. Участники команд называют пословицы о труде. Конкурс заканчивается, когда больше нет пословиц.

На подготовку командам дается 3 минуты. Выигрывает та команда, которая назвала последнюю пословицу — 5 баллов. Остальные команды получают по 3 балла.

– Издавна земля наша умельцами славилась. Богат талантами русский народ. И сегодня в «Город Мастеров» прибыли гости, чтобы рассказать, чем знаменита земля русская, и познакомить с творением мастеров великих.
На сцену приглашается ученик, который читает стихотворение — загадку.

Как две радуги брови,
Губы — маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевые щеки горят.
(матрешка)

– Узнали? Это наша матрешка. А началось все вот как. В конце 18 века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, и в ней находились еще несколько фигур. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. По-разному расписывают игрушки художники, но радость они доставляют огромную.

ТАНЕЦ МАТРЕШЕК. Группа девочек танцует русский народный танец под музыку «Во поле береза стояла»

– Старинный русский промысел по изготовлению посуды — знаменитый гжельский фарфор. Он появился в конце XVIII века в подмосковном селе Гжель. Стоил он очень дорого и был в чести у купцов и дворян. С тем же благоговением к гжельским вещицам относились и в советские времена. Секретом этого тонкого производства в период зарождения владели буквально единицы. Мастера, опасаясь конкуренции со стороны местных гончаров, строго хранили свои секреты. Хозяин завода даже специально нанял немого мастера, чтобы тот не мог выдать тайны на сторону. Крестьяне же просто напоили мастера, и тот из тщеславия показал им весь процесс производства.

Дети читают стихи.

1.Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.

2. Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье — Гжель.

3. Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.

4. Ее трава шелковая
Ее цветы весенние —
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.

Звучит песня Н. Филатова «Незабудковая гжель» в исполнении учащихся.

11. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ПО СХЕМЕ.

– Важную роль в жизни простого народа занимала традиционная русская кукла. Она сопровождала человека в течение всей его жизни: во время рождения, свадьбы и смерти. Кукла присутствовала на праздниках, она оберегала человека от злого глаза и болезней, помогала справиться с несчастьем и приносила удачу.

Сегодня мы научимся мастерить обрядовую куклу «Веснянку». Такую куклу изготавливали молодые девушки на приход весны в праздник дня весеннего равноденствия, она — оберег молодости и красоты. Кукла изготавливалась без режущих инструментов и иголки. Считалось, что если резать ткань или нитку, то судьба у человека будет порезана.

(Каждый ребенок делает куклу своими руками, взрослые помогают детям.
Когда работа будет завершена, учитель приглашает каждую команду с изготовленными игрушками на сцену. Жюри оценивает работу в 5 баллов).

IV.Выставка рукодельных работ родителей.

– Вы побывали в роли народных мастеров, изготовили такую замечательную куклу, которая станет оберегом для всей вашей семьи. Будет хранить спокойствие, добро, счастье и благополучие в вашем доме.

А еще я хочу обратить ваше внимание на нашу выставку, давайте пройдем к стендам и полюбуемся всеми теми замечательными вещами, которые умеют делать наши взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки.

Все участники игры получают возможность познакомиться с выставкой рукодельных изделий. Где происходит общение между родителями и детьми, обмен мнениями и впечатлениями.

V. Итог

– Пришло время подводить итог нашей встречи. Слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги, награждает победителей медалями «Золотой мастер», а все остальные участники получают грамоту «Мастеровой».

– Многим вы удивили нас сегодня. Вспомнили известные профессии. Поиграли и сами изготовили замечательную куклу. Хорошо узнали друг друга и помогали друг другу. Настало время прощаться. Давайте все сядем в один большой круг. Я зажигаю эту свечу: символ тепла и благодати, и передаю ее вам со словами: «Мира и любви!»

Все сидящие в кругу передают друг другу свечу и говорят при этом слова — пожелания и благодарности друг другу.

Логопед:
– Мы очень рады, что вы нашли возможность побывать на нашем празднике. Счастья вашим семьям! Берегите и любите друг друга!

Домрачева Надежда Валентиновна,
учитель-логопед,
Тюменская область, г.Сургут

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: