Домашние задания по лексической теме Зимующие птицы

Домашние задания для детей с ОНР по теме «Птицы»

Тема: «Зимующие птицы и их птенцы»

1. Вспомни каких зимующих птиц ты знаешь. (не менее 4). Объясни, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Раздели на слоги слова – названия зимующих птиц: СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА.
2. Назови ласково: СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ – ……, СНЕГИРЬ – ……., ВОРОБЕЙ – …….
3. Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы –
• У животных шерсть, а у птиц –
• У животных лапы, а у птиц –
4. Кто как разговаривает?
• Воробей – чирикает
• Ворона –
• Голубь –
• Сорока –

5. Составь предложения со словами СОРОКА, ВОРОНА, ПТИЦЫ и предлогами НА, ПОД, ОКОЛО, РЯДОМ. (Например: Около кормушки летели белобокая сорока и крикливая ворона.)

6. Прослушай текст, ответь на вопросы полным предложением,
подготовь пересказ.

СНЕГИРЬ.
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки крылья хорошо заметны на белом снегу.

• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц ты знаешь?

7. Объясни слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА

Тема: «Перелетные и водоплавающие птицы»

1. Вспомни и назови перелетных птиц, которых ты знаешь. (не менее 4 – 5). Объясни, почему их называют перелетными. Определи сколько слогов в словах: ласточка, скворец, журавль, стриж, лебедь.

2. Сосчитай до 5 правильно согласовывая слова: ЧЕРНЫЙ ГРАЧ. БЫСТРАЯ ЛАСТОЧКА.

3. «Чьи крылья? Чей клюв?»
• У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв
• У гуся –
• У утки –
• У грача –

4. Объясни словечко: ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ. Назови, каких водоплавающих перелетных птиц ты знаешь.

5. Назови птенцов:
• У журавля – журавлята
• У грача –
• У утки –
• У лебедя –
• У скворца –

6. Развитие логического мышления:

ЛАСТОЧКИ УЛЕТАЮТ НА ЮГ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЖУРАВЛИ. КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ? КАКИЕ – ВТОРЫМИ? КТО ЗА КЕМ?

7. Прослушай текст. Ответь на вопросы. Подготовь пересказ.

В ЗОЛОТЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ СОБРАЛИСЬ К ОТЛЕТУ ЖУРАВЛИ. ГОТОВЯСЬ В ДАЛЕКИЙ ПУТЬ, ПОКРУЖИЛИСЬ ОНИ НАД РЕКОЙ, НАД РОДНЫМ БОЛОТОМ. СОБРАЛИСЬ В СТРОЙНЫЕ КОСЯКИ И ПОТЯНУЛИСЬ В ДАЛЬНИЕ ТЕПЛЫЕ СТРАНЫ. ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ ПОЛЯ, ЧЕРЕЗ ШУМНЫЕ ГОРОДА ВЫСОКО В НЕБЕ ЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ. ДО СВИДАНИЯ, ЖУРАВЛИ! ДО РАДОСТНОЙ ВСТРЕЧИ ВЕСНОЙ!

• Куда и когда улетают журавли?
• Когда журавли прилетают обратно?
• Где летят журавли?

Тема: «Дикие птицы»

1. Отгадай загадку:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут, как тут! (снегирь)

Кто это? (Зимующая птица) Почему мы ее так называем? Каких зимующих птиц ты еще знаешь? (4 – 5)

Прослушай внимательно, повтори по памяти: ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, СИНИЦА, СОВА.
Определи количество слогов в этих словах.

2. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова (ВОРОНА, СОВА, СИНИЦА, СНЕГИРЬ.

3. Подбери слова – определения (2 – 3 слова): ворона (какая?) – черная, хитрая, ловкая; воробей (какой?)………….; синица (какая?) …………………………, снегирь (какой?) …………….

4. Кто как голос подает? ВОРОБЕЙ – ЧИРИКАЕТ, ВОРОНА – ……… (КАРКАЕТ), ГОЛУБЬ – …….. (ВОРКУЕТ), СОРОКА – …… (СТРЕКОЧЕТ), СОВА – ………… (УХАЕТ).

Читайте также:
Планирование работы логопедического кружка 'Речевичок'

5. Прослушай внимательно, кто лишний? Объясни почему: ВОРОНА, СОРОКА, ПЕТУХ, СИНИЦА.;
ВОРОНЕНОК, СОРОЧОНОК, СОВЕНОК, ГОЛУБЬ

6. Назови птенцов:

У вороны – ………….. (вороненок)
У совы – ………………(совенок)
У у сороки – …………..(сорочонок)

Тема: «Домашние птицы и их птенцы»

1. Послушай внимательно слова и повтори их по памяти: петух, курица, индюк.
• Кто это? (Домашние птицы). Почему мы называем домашними?. Вспомни и назови, каких домашних птиц ты еще знаешь? (гусь, утка).
• Отгадай загадку: Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки! (цыпленок).
• Отхлопай слово цып – ле – нок. Сколько слогов в этом слове?

2. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ПЕТУХ, КУРИЦА, УТКА.

3. Сравни!
• Цыпленка и курицу (Курица большая, а цыпленок маленький; курица белая, а цыпленок желтый; курица большая птица, а цыпленок – птенец)

4. Вспомни и назови птенцов: У курицы – цыпленок, у утки – ……., у гусыни – ………, у индюшки – …………

5. Послушай внимательно и исправь предложения по образцу:
• У утки цыплята? (Нет, у утки утята, а цыплята у курицы.)
• У гусыни утята?
• У курицы индюшата?

6. Кто как голос подает?
• Петух – …….. (кукарекает), курица – …….(кудахчет, квохчет), гусь – …….. (гогочет), утка – ……… (крякает), индюк – ……. (болбочет).

7. Назови всю семью:
• Гусь – гусыня – гусенок – гусята.
• Петух – ……………………………
• Индюк – …………………………..

Домашнее задание по лексической теме «Зимующие птицы»

Екатерина Бочкова
Домашнее задание по лексической теме «Зимующие птицы»

Уважаемые родители!

Тема текущей недели «Зимующие птицы»

Во время прогулки обратите внимание на птиц зимой, какие они? какие у птиц повадки? что птицы употребляют в пищу?

Дети должны знать: обобщающее понятие «зимующие птицы»; зимующими называют птиц, которые не улетают осенью в теплые края, а остаются у нас зимовать; названия основных зимующих птиц (воробей, ворона, голубь, дятел, снегирь, синица, сова); части тела птиц (голова, клюв, глаза, шея, тело, лапы, хвост) и чем они покрыты (перьями);чем питаются птицы зимой (семечками и семенами, зернами, ягодами, остатками пищи).

1. Вспомните вместе с ребёнком, как называют птиц, которые остаются зимовать у нас. Побеседуйте о том, чем можно покормить птиц зимой.

2. Игра «Один – много»

Воробей -…воробьи; дятел – …дятлы;

Ворона -…вороны ; синица -…синицы;

Голубь -…голуби; снегирь -…снегири;

3. Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

ворона – нет вороны перо –…

птица – … гнездо – …

4. Игра «Назови ласково»:

синица – синичка; сова – … ;

5. Игра «Посчитай-ка»:

Один воробей, два воробья, три, четыре, пять…

Одно перо, два, три, четыре, пять…

Одна сорока, две, три, четыре, пять…

6.Повторите чистоговорки четко проговаривая звуки:

Ицы-ицы-ицы – зимующие птицы,

Бей-бей-бей – шустрый воробей,

Рона-рона-рона – хитрая ворона,

Ница-ница-ница – желтогрудая синица,

Гирь-гирь-гирь – красногрудый снегирь,

Тел-тел-тел – дятел прилетел,

Ит-ит-ит – голубок летит,

Ушка-ушка-ушка – птиц спасет кормушка,

Ить-ить-ить – будем птичек мы кормить,

Ить-ить-ить – будем птичек мы любить.

Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» 2 неделя ноябряДомашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок,.

Домашнее задание для подготовительной группы по теме недели «Осень. Безопасное поведение в природе» Домашнее задание Месяц – сентябрь Тема недели: Осень. Безопасное поведение в природеЗадание 1. Рекомендуем повторить с детьми правила поведения.

Читайте также:
План-конспект речевого праздника: Путешествие в весенний лес

Домашнее задание по лексической теме «Зима. Зимняя одежда» Уважаемые родители! Тема текущей недели «Зима. Зимняя одежда» Чтобы эта тема стала ближе и понятнее Вашему ребенку, побеседуйте с ним.

Домашнее задание по теме «Полевые и садовые цветы» 1. «Загадки – отгадки» На лугу растёт кудряшка – Белая рубашка, Сердечко золотое Что это такое? (Ромашка) Солнце жжёт Мою макушку, Хочет.

Домашнее задание родителям «Фрукты» ФРУКТЫ 1. Назови 6-7 фруктов. 2. Назови фрукты ласково: Яблоко – яблочко Апельсин – Мандарин – Банан – Абрикос – Вишня – Черешня.

Фотоотчет по лексической теме «Перелетные птицы» Несмотря на то что за окном холодно и кое-где лежит снег, у нас в группе весна и прилетели перелетные птицы! Всю недели мы изучали жизнь,.

КВН «Современный воспитатель» (домашнее задание) КОМАНДА «Гламурные девчата» Девиз : Берегитесь дошколята, мы гламурные девчата, Не обидем, не побьем, всех вас чарами возьмем. Сценка «А.

Примерное планирование по лексической теме «Перелетные птицы» Лексическая тема: «Зимующие и перелетные птицы». Цель: уточнить и расширить представление детей о перелетных и зимующих птицах; уточнять.

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» Тема недели: «Зимующие птицы» Сыграйте с ребенком в следующие игры: 1. «Один – много» (образование множественного числа) Взрослый говорит:.

Рекомендации родителям по лексической теме «Зимующие птицы» Лексическая тема: Зимующие птицы. Родителям рекомендуется: 1. Понаблюдайте с ребёнком за птицами, которые встречаются зимой. – Рассмотрите.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, альбом 2, стр.26).


5. Упражнение “Скажи, когда много” на образование существительного множественного числа.
Ворона – вороны, синица – синицы и т.д.

6. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

7. Упражнение “Посчитай птиц” на согласование числительного с существительным.

8. Упражнение “Кто как голос подает?”
Ворона кар-кар – ворона каркает, воробей. голубь.

9. Упражнение “Узнай птицу по описанию”.
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение “Скажи одним словом”.
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
У вороны черные крылья, поэтому её называют .
У дятла длинный клюв, поэтому его называют .

11. Упражнение “Скажи наоборот” на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона .
У синицы хвост короткий, а у сороки .
Голубь тяжелый, а воробей .
У синицы клюв тонкий, а у вороны .

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

Читайте также:
Формирование фонематических функций

    Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома №2 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз – красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка – единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): “Назови ласково”, “Скажи, когда много”, “Посчитай”, “Кто как голос подает”, “Скажи одним словом”.

6. Упражнение “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

7. Упражнение “Подбери признак” на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?). Снегирь (какой?). клест (какой?).

8. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

    Кормушка.
    Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Для пересказа можно (желательно) использовать книгу “Пересказы круглый год” автора Т. Ю. Бардышевой из серии “Развитие речи. 4 книжки-малышки”. Книга выпущена издательством “Карапуз”, приобрести ее можно по подписке (подписной индекс 34227), на сайте издательского дома “Карапуз”. В Москве книгу можно купить в магазине “Библио-Глобус” (ул. Мясницкая, д.6).

Читайте также:
Использование ИКТ в практике логопеда

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу “Кормушка”. Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

Комментарии к статьям
Развитие речи. Январь.

24.01.2007, 12:09
Ольга

нам с доченькой очень нравятся ваши советы! спасибо! 24.01.2007, 12:22
Марика

Мы готовимся к школе, а ваши советы нам помогают составить план занятия. Спасибо большое! 02.02.2007, 16:35
Рамиля

Очень подробные занятия. Отлично использовать для логопедов в работе с родителями. 03.02.2007, 21:45
Ольга

Работаю логопедом в детском саду.Жаль, поздно нашла ваш сайт. Отличные рекомендации для родителей. Буду использовать в работе сама и порекомендую родителям! 18.02.2007, 16:51
Александра

Спасибо, хорошее методическое пособие для проведения занятий по подготовке к школе. 16.09.2007, 23:44
Алла Тафий

Очень хорошие методическое пособие!
я сразу стала по нему заниматься с сыном.
Мальчику очень нарвится заниматься. Спасибо! 11.01.2008, 12:07
ирина

спасибо 20.01.2008, 10:43
Маргарита и Даня

Огромное спасибо за помощь и прекрасные советы. 11.02.2008, 22:11
светлана

интересно читать о развитии речи но может быть будут новые уроки например о цветах сказках качествах людей это было бы неплохо с детьми я незанимаюсь читаю для себя 22.01.2009, 10:43
ольга

спасибо. очень нравится ваши занятия,занимаемся регулярно.но хотелось бы еще упражнения для развития фонетического слуха. 03.03.2009, 15:03
Бойко Ирина Леонидовна

Использую некоторые элементы на уроках с 1 классом. Интересно. Занимательно. 29.01.2011, 19:39
Лидия

Спасибо большое за материал и рекомендации.Начну заниматься с внучкой 4г8мес-ОНР 2йстепени Занимаемся 3раза в неделю с логопедом уже 2йгод Прогресс большой,но хочется побыстрее догнать 02.12.2011, 03:05
Татьяна

Огромное спасибо! 28.01.2012, 07:52
Ольга

Спасибо большое за ваш труд. 26.11.2012, 10:24
джафар

Рекомендации для родителей в выполнении домашнего задания по теме”Зимующие птицы”

Тема “Зимующие птицы”

Напомните ребенку, что птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам с севера, называются зимующими птицами.

Предложите ребенку назвать зимующих птиц: воробей, синица, сорока, дятел, голубь, снегирь, клест, свиристель, ворона.

Проговорите названия птиц по слогам, назовите первый звук в слове.

Найдите изображение птиц в книге, журнале, в раскраске, рассмотрите их. Помогите ребенку описать птицу.

Спросите ребенка, знает ли он, чем питаются птицы зимой, как человек помогает птицам.

Игра «Сосчитай птиц».

Дети считают птиц:

один воробей, два воробья, …., пять воробьев, ….

одна синица, две синицы. пять синиц, …..

один голубь, два голубя, ….. пять голубей. и т. д.

Игра «Большой — маленький»:

– острый клюв — остренький клювик

– длинная шея — длинненькая шейка

– тонкие лапы — тоненькие лапки

– короткий хвост — коротенький хвостик

– светлые перья — светленькие перышки и т. д.

Читайте также:
Диагностические работы для выявления несформированности процесса письма

Загадайте ребенку загадки:

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

– Желтогрудая, веселая, быстрая, умная -.

– Красноголовый, остроносый, лесной работник – ….

– Длиннохвостая, белобокая, суетливая, говорливая -…

Об авторе

Юнг Ирина Николаевна

Юнг Ирина Николаевна. Образование высшее. Учитель-логопед. Работаю в МБДОУ “Детский сад ” Капитошка” г. Абакана. Стаж педагогической деятельности 10 лет.

Новые записи автора
Комментарии

Новое в блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию
Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младш…
ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.
ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну…

В блогах

Проект

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный специалист, родители. Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный, краткосрочный (2 недели). Постановка проблемы: «Какие бывают цветы?» Цель.

ЭССЕ ” Моя профессия воспитатель”

Эссе “Я и моя профессия-воспитатель” Сколько нужно ласки и заботы Каждому помочь и каждого понять. Благодарна и трудна работа – Ежедневно маму заменять. Так что.

Музыкальные игры. 2 ч.

А как поет сова? Совушка сова, большая голова, На пеньке сидит, во все стороны глядит. Мы отправляемся в ночной лес.

Новое на сайте

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей различать и называть цвет. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Создать атмосферу эмоционального подъёма, заинтересованности, инициативности на занятии; Продолжать.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его семья» в рамках тематической недели “Домашние птицы”. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тип проекта: познавательно –.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в средней группе

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы удлиненной формы, слегка оттягивая конец пальцами, аккуратно обращаться с материалом. Расширять представление об овощах. Продолжать.

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети верят в чудеса. Поэтому атмосферу сказки и волшебства мы решили подарить через новогоднее оформление группового.

Советы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Зимующие птицы»

Для детей 4-5 лет

1. Гуляя вместе с ребенком на улице, в парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются зимующие птицы.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица).

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», альбом 2, стр.26) или сканированные страницы из данной книги в приложении.

5. Упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественого числа.
Ворона — вороны, синица — синицы (сорока, воробей, синица, клёст, дятел, свиристель, снегирь)

6. Упражнение «Назови ласково» на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

воробей — воробышек, воробьишко

7. Упражнение «Посчитай птиц» на согласование числительного с существительным.
Образец: одна синица, две синицы, …, пять синиц. (посчитайте воробьев, голубей, ворон, сорок)

Читайте также:
Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок Сутеева

8. Упражнение «Кто как голос подает?»
Ворона кар-кар — ворона каркает, воробей. голубь…

9. Упражнение «Узнай птицу по описанию».
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка красная, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
У вороны черные крылья, поэтому её называют .
У дятла длинный клюв, поэтому её называют…

11. Упражнение «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона .
У синицы хвост короткий, а у сороки .
Голубь тяжелый, а воробей .
У синицы клюв тонкий, а у вороны…

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома № 2 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н.Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Сойки, голуби, синицы;

Сжимать – разжимать пальцы.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы обеих рук.

Поднимать средние, указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены — «птичка», остальными пальцами

совершать колебательные движения.

Для детей 5-7 лет

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях, рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): «Назови ласково», «Скажи, когда много», «Посчитай», «Кто как голос подает», «Скажи одним словом».

Читайте также:
Логопедическая игра 'Бусы для ёлочки'

6. Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?)…

7. Упражнение «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)… Снегирь (какой?). клест (какой?)…

8. Упражнение «Назови действия»

Подобрать как можно больше действий к пред­мету:

Воробей (что делает?) — .

Ответьте на вопросы: Что умеют делать птицы? (летать, прыгать, порхать, клевать, вить гнезда, петь, щебетать, ворковать, чирикать.)

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу «Кормушка». Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

Советы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Зимующие птицы»

Для детей 4-5 лет

1. Гуляя вместе с ребенком на улице, в парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются зимующие птицы.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица).

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», альбом 2, стр.26) или сканированные страницы из данной книги в приложении.

5. Упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественого числа.
Ворона — вороны, синица — синицы (сорока, воробей, синица, клёст, дятел, свиристель, снегирь)

6. Упражнение «Назови ласково» на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

воробей — воробышек, воробьишко

Читайте также:
Индивидуальное логопедическое занятие 'Постановка звука (С)'

7. Упражнение «Посчитай птиц» на согласование числительного с существительным.
Образец: одна синица, две синицы, …, пять синиц. (посчитайте воробьев, голубей, ворон, сорок)

8. Упражнение «Кто как голос подает?»
Ворона кар-кар — ворона каркает, воробей. голубь…

9. Упражнение «Узнай птицу по описанию».
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка красная, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
У вороны черные крылья, поэтому её называют .
У дятла длинный клюв, поэтому её называют…

11. Упражнение «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона .
У синицы хвост короткий, а у сороки .
Голубь тяжелый, а воробей .
У синицы клюв тонкий, а у вороны…

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома № 2 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н.Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Сойки, голуби, синицы;

Сжимать – разжимать пальцы.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы обеих рук.

Поднимать средние, указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены — «птичка», остальными пальцами

совершать колебательные движения.

Для детей 5-7 лет

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях, рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

Читайте также:
Родительское собрание и презентация на тему: Связная речь

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): «Назови ласково», «Скажи, когда много», «Посчитай», «Кто как голос подает», «Скажи одним словом».

6. Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?)…

7. Упражнение «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)… Снегирь (какой?). клест (какой?)…

8. Упражнение «Назови действия»

Подобрать как можно больше действий к пред­мету:

Воробей (что делает?) — .

Ответьте на вопросы: Что умеют делать птицы? (летать, прыгать, порхать, клевать, вить гнезда, петь, щебетать, ворковать, чирикать.)

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу «Кормушка». Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

Лексическая тема «Зимующие птицы»

1.Развитие общей моторики

Скачет шустрая синица,

Прыжки на месте на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыжки на месте на левой ноге.

Прыжки на месте на правой ноге.

Завертелась, как волчок.

Кружимся на месте.

Вот присела на минутку,

Причесала клювом грудку,

Встали, наклоны головы влево-вправо.

И с дорожки – на плетень,

Прыжки вперед-назад на двух ногах.

2.Развитие мелкой моторики

Белка, сидя на тележке,

Катаем ладонями Су-джок шарик вперед-назад.

Раздает друзьям орешки:

Сжимаем шарик сначала левой рукой, потом – правой.

Держим шарик левой рукой и сжимаем его большим и указательным пальцами правой руки

Сжимаем шарик большим и средним пальцами.

Сжимаем шарик большим и безымянным пальцами.

Сжимаем шарик большим пальцем и мизинцем.

Лисичке в яркой шубке

Катаем ладонями Су-джок шарик круговыми движениями.

3.Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

(Шепотом) Пта-пта-пта, пто-пто-пто, пту-пту-пту, пты-пты-пты, птэ-птэ-птэ. (повторить 2-3 раза)

Упражнения для языка

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Дифференциация звуков Л и Р

«Горка» (под счёт до 10 – 3 раза)

«Дятел» (под счёт до 10 – 3 раза)

4.Развитие фонетико-фонематических процессов

  1. «Прохлопай ритм». Тэ, тэ, тэтэ, тэ. Дэдэ, дэдэ,дэ. Мэмэ, мэмэмэ, мэ.
  2. «Поймай гласные звуки» А, о, т, к, мь, у, сь, э, ы, а, дь, д, э, кь, у, в, ы…и т.д.
  3. «Где в слове звук [э]». (первый, в середине, последний) Эхо, поэт, дуэт, этаж, кафе, Эдик, аэропорт, пюре, эскимо, экскаватор, мэр, каратэ, многоэтажный, электричество, термос, энциклопедия.
  4. «Переставь звуки местами». По-оп, ка-ак, ту-ут, ым-мы, эс-сэ, нэ-эн, фы-ыф, лэ-эл, уш-шу, тэ-эт, он-но
  5. «Цепочка слов». Дети называют слова со звуком [э].

5.Развитие лексико-грамматических процессов

  1. «О ком можно так сказать». (сначала угадываем птицу, потом повторяем признаки) Серая, умная,
    громкоголосая-…, пёстрая, хищная, большеглазая-…, шустрая, белобокая, длиннохвостая-…,
    длинноклювый, пёстрый, красноголовый-…, маленький, красногрудый, черноголовый-…, маленькие,
    шумные, коричневые-…, желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая-…, краснопёрый, чернокрылый, с
    перекрещивающимся клювом-….
  2. «Назови ласково». Воробей – воробушек, синица – синичка и т.д.
    «Один – три – пять». Один снегирь – три снегиря – пять снегирей и т.д.
  3. «Кто как голос подаёт». Ворона: «кар-кар», она каркает; голубь воркует, сорока стрекочет, клест
    щелкает, воробей чирикает, синица тинькает, сова ухает, глухарь токует.
  4. «Какая птица?». У сороки белые бока – она белобокая; у синицы желтая грудь-она…; у снегиря красная
    грудь-он…; у ворона черные крылья-он…; у дятла острый клюв-он…; у совы большая голова-она…;
    у свиристели звонкий голос-она…; у сороки длинный хвост-она. ; у совы большие крылья-она…
  5. .«Закончи предложение». Голубел летел и в окно (что сделал?) –залетел; голубь из окна – … вылетел; голубь
    к дому – … подлетел; голубь от дома – … отлетел; голубь вокруг дерева – …облетел; голубь с дерева – … слетел; голубь через беседку – … перелетел, голубь высоко – … взлетел и далеко … улетел.

6.Вопросы для беседы

  • Почему зимой мало птиц? Куда пропали птицы? Почему они улетели? Чем они питаются?
  • Какие птицы не улетели в теплые страны? (назвать по картинкам) Почему эти птицы остаются зимовать?
  • Какие птицы прилетают к нам зимовать?
  • Расскажи, что общее у всех птиц?
  • Чем покрыто тело птиц? Для чего птицам перья и пух? Почему зимующие птицы не боятся мороза?
  • Зачем птицам клюв? Чем питаются зимой птицы? Как люди им помогают? Зачем они это делают?
  • Какой корм насыпают люди в кормушки? Почему нужно следить за кормушкой? Зачем у кормушки бортики?
  • Кого называют лесным доктором или санитаром? Почему?
  • Какая птица всегда селится возле человеческого жилья? (воробей) Почему его так назвали?
  • Какая птица может работать почтальоном?
  • Про кого так говорят: красногрудый; желтогрудая, красноголовый, почтовый, «мальчишка в сером армячишке», каркуша?
  • Вспомни, какую пользу приносят птицы?

7.Стихотворение для заучивания

Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Александр Яшин

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: