Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”
Откуда хлеб пришел
1. Рассказать ребенку, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб. Помочь запомнить информацию.
2. Сформировать обобщающее понятие “злаки”: овес, пшеница, рожь.
3. В булочной обратить внимание, какие продаются хлебобулочные изделия.
4. Обратить внимание ребенка при покупке хлеба на его вкус, запах. Рассказать, из чего пекут хлеб.
5. Рассмотреть зерно (по возможности), муку.
6. С детьми 5-7 лет поговорить о труде колхозников, выращивающих хлеб.
7. Словарная работа.
Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, молотить, сеять, косить, убирать, жать, молоть, печь.
8. Упражнение “Подбери признак” на подбор и согласование существительных с прилагательными.
-
Хлеб (какой?) – .
Булка (какая?) – .
9. Детей 5-7 лет упражнять в подборе однокоренных слов.
Подобрать слова, похожие на слово “хлеб” (хлебушко, хлебница, хлебный).
10. Упражнение в падежном согласовании “Вставь вместо паузы слово “хлеб”.
-
Я знаю пословицу о .
Мама купила пшеничный.
Дети едят суп с.
Ваня пошел в магазин за.
Я не люблю, есть суп без.
У меня дома нет.
11. Развитие связной устной речи (для детей 5-7 лет).
- Составить предложения из слов: хлеб, печь, мука, из.
- Составить рассказ по плану рисунку.
На листе бумаги схематично нарисовать: колос, затем мешок с мукой, затем хлеб. Предложить ребенку рассказать, откуда хлеб пришел.
12. Развитие логического мышления.
Учимсять отгадывать загадки.
-
Без рук, без ног, а в гору лезет.
(тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
В поле вырос дом, полон дом зерном.
(колос)
13. Детей 5-7 лет познакомить с пословицей о хлебе “Хлеб – всему голова”.
Объяснить ее значение и помочь ее запомнить.
14. Для проверки полученных знаний ребенку задать вопросы:
-
– Откуда появляется хлеб на нашем столе?
– А в магазин как попал?
– Что делают в пекарне?
– Из чего мука?
– Откуда зерно?
– Какие злаки знаешь?
– Кто выращивает зерно?
15. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение.
-
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
16. Словарная работа (для детей 4-5 лет).
Объяснить выражение “Люди хлеб в полях лелеют”.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь
12.09.2007, 18:15
Магдалина
Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ
СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара
Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна
Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана
Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user
случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина
Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана
Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя
СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга
Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна
Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна
Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия
большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе «Откуда хлеб пришел»
Татьяна Пак
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе «Откуда хлеб пришел»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и с производством хлеба.
Задача: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека. Дать представления о том, как хлеб пришел к нам на стол, обратить внимание на содержание труда детей на их сложность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Ввести в словарь детей новые слова.
Оборудование: Презентация о хлебе, картинки, тарелка с мукой, тесто.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, колосья, хлебозавод, сеялка,комбайнер, пекарь, пахарь, булочник, тракторист, пахать, молоть, рожь, пшеница, буханка, булка.
Ход занятия
Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?
(Молочная каша, булка, чай)
(Омлет, булка с маслом, кофе)
А что было на обед?
(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? А поможет нам мяч, как только мяч окажется у вас в руках, вы называете каким может быть хлеб. (Дети стоят в кругу, передают по кругу мяч и называют определения, например хлеб румяный).
В: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет память, нервную систему, улучшает пищеварение. Ребята а кто знает откуда к нам хлеб пришёл?
(Мама купила в магазине)
В: А, как он в магазин попал, хотите расскажу? Но сначала, скажите мне кто знает из чего делают хлеб?
В: А из чего получают муку?
В: Правильно из зерен получают муку. Слайд 1.
Выращивать и убирать людям хлеб помогаю сильные машины. Весной лишь только оттает и подсохнет земля в поле выходит трактор. А кто его ведет? Тракторист. Слайд 2
В: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Слайд 3.
В : И вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Слайд4.,5 В: Я вам предлагаю представить себя зернышками, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зернышко попало».
В землю зернышко попало (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, и росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (покружиться)
В: Ну вот зерна созрели. Начинается жатва (Дети повторяют хором и индивидуально). И на поле выходят комбайны. А на комбайне работают комбайнеры. Комбайны срезают колосья и вымолачивают из них зерна и через специальный рукав высыпают в грузовые машины. Слайд6,7.
В: Далее машины везут зерно на элеватор- специальное сооружение для хранения зерна. Слайд8.
В: А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? На мельницу правильно. Слайд9.
Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь?
А потом муку отправляют на хлебозавод или в пекарню. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают хлеб для теста. Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Слайд10.
Ребята, а что ещё пекут из муки?
Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).
В: Наши повара для нас приготовили тесто для пирожков, и я вам предлагаю побыть немножко пекарями и слепить из теста крендельки. Мы с вами их испечем в маленькой хлебопечке. А чтобы у нас получилось все хорошо сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили: (показываем как лепим пироги) Пирожки и плюшки,
(поочерёдно сгибаем пальцы) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (хлопаем в ладоши) Очень вкусно!
(вытягиваем руки вперёд)
Пока наши крендельки пекутся мы с вами вспомним как же хлеб попадает к нам на стол.
Дидактическая игра: Расположи по порядку
Цель: расположить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает.»
В: Какие вы молодцы. Вот видите ребята как нужно много труда затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб наше богатство. Слайд 11.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Откуда пришел хлеб» в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 215 “Детский сад комбинированного вида” Воспитатель Кучева А. А Формирование.
Конспект беседы «Откуда хлеб к нам пришел на стол» Конспект беседы На тему «откуда хлеб к нам пришел на стол» «Провели в МАДОУ Д/С9 группа №3 “Ивушка” Программное содержание: – расширить.
Конспект логопедического занятия «Откуда хлеб пришел?» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?» Занятие 1. Коррекционно-образовательные.
Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?» Конспект НОД по познавательному развитию старший дошкольный возраст Тема: ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ? Организационный момент: Дети входят в зал.
Конспект занятия «Откуда к нам хлеб пришел?» Конспект занятия «Откуда к нам хлеб пришел?» Журавлёва И. В. Программное содержание: Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу; Познакомить.
Конспект занятия по экологии «Откуда хлеб пришел» в старшей группе Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей, знаний о ценности хлеба. Задачи: 1. Расширить знания у детей о значении.
Конспект занятия в логопедической группе «Откуда хлеб пришел» Конспект занятия в логопедической группе НА ТЕМУ «Откуда хлеб пришел». Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о.
Конспект НОД «Откуда пришел хлеб» для детей подготовительной группы Методическая разработка НОД в подготовительной группе «Солнышко» по теме: «Откуда – хлеб пришел» Автор конспекта НОД: Иванова Любовь Владимировна,.
Конспект занятия «Откуда хлеб пришел» в подготовительной к школе группе Программные задачи: Расширять знания детей о сельскохозяйственном труде хлебороба; Закрепить знания детей о производстве хлеба, о том, что.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Откуда хлеб на стол пришел» с использованием ИКТ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Откуда хлеб на стол пришел с использованием ИКТ».
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Хлеб»
1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей, просит их встать вокруг него и предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Логопед. Ребята, сейчас вы будите по очереди опускать руку в мешочек, ощупывать один из предметов который там находится, и отгадывать его название. Скажите, по каким признакам вы догадались об этом. Когда вы назовете все предметы, мы узнаем, о чем сегодня будем говорить на занятии.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают по каким признакам они узнали, что это за предмет.
Ребёнок. Я нащупал бублик. Он круглый и большой.
Ребёнок. Я нащупал сухарик. Он овальный и твердый.
Ребёнок. Я нащупал сушку. Она круглая и маленькая.
Ребёнок. Я нащупал печенье. Оно квадратное и тонкое.
Логопед. Молодцы, ребята, вы отлично угадали все предметы и подробно рассказали, как это сделали. Подумайте, из чего испекли все эти хлебные изделия?
Дети. Из муки.
Логопед. Правильно. Из чего её делают?
Дети. Из зёрен пшеницы.
Логопед. Хорошо. Сегодня мы поговорим о том, как собирают урожай хлеба в поле.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
2. Загадывание загадок.
Логопед.
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
Дети. Колосок.
Логопед.
Стоит стеной,
Шумит волной,
Волна золотая,
Не видно края.
Дети. Это поле ржи.
Логопед. Всё правильно! Я не случайно загадала вам загадки о колоске и о поле ржи. Сейчас мы рассмотрим картину «Золотая рожь» и составим по ней рассказ.
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Логопед помещает на мольберт картину и ведет по ней беседу.
Логопед. Ребята, художник назвал свою картину «Золотая рожь». Как вы думаете, почему.
Дети. Потому, что на картине нарисовано поле ржи. Она созрела, стала, как золотая.
Логопед. Правильно. Какие краски использует художник, чтобы показать «золотую рожь»?
Дети. Художник использует ярко – желтую краску.
Логопед. Хорошо. Что вы можете сказать о поле?
Дети. Оно большое, широкое, «золотое».
Логопед. Правильно! А какое мы видим небо над полем?
Дети. Высокое, голубое, чистое. По небу плывут белые облака.
Логопед. Дети, а что мы видим между полем и небом?
Логопед показывает линию горизонта.
Дети. Мы видим зеленый лес вдали.
Логопед. Если лес пока еще зелёный. Как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Дети. Лето.
Логопед. Верно. Лето пока не закончилось, идет август, последний месяц лета. Хлеборобы начали убирать урожай с полей. Какая техника помогает убирать рожь?
Дети. Комбайн и самосвал.
Логопед. Опишите. Какие они и что делают.
Дети. Большой красный комбайн срезает колоски ржи и через специальную трубу высыпает зёрнышки в кузов самосвала. Самосвал голубого цвета. Он подъехал близко к комбайну, чтобы зерна ржи не просыпались на землю.
Логопед. Правильно, ребята. Когда начинается уборка с полей урожая хлеба все хлеборобы работают с раннего утра до поздней ночи, т.к. нужно убрать урожай до дождей в сухую погоду. И в эту пору на поле выезжает много комбайнов и много самосвалов. Вам понравилась эта картина?
Дети. Да, нам картина понравилась. На ней изображена красивая природа яркими красками и работающие люди.
Логопед. Вы тоже хорошо работали на занятии, предлагаю отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Золотая рожь».
4. Физкультминутка.
Логопед приглашает всех на ковер и предлагает выполнить упражнения.
Колоски стоят качаясь в поле золотом.
(Дети с поднятыми руками стоят и качаются в разные стороны).
Хлеборобы засыпают кузова зерном.
(Дети идут по кругу, руки впереди сложены «чашечкой», переворачивают «чашечку» в круг.)
5. Сообщение педагогом плана рассказа по картине.
Логопед приглашает детей сесть на стульчики.
Логопед. Ребята, предлагаю вам рассказать рассказ по плану. Сначала вы расскажите о поле, потом о небе, лесе вдали. Затем о машинах, изображенным на картине. В конце скажите, чем вам понравилась эта картина.
Дети рассказывают рассказ по частям. Затем один ребёнок рассказывает весь рассказ целиком.
6. Окончание занятия.
Логопед оценивает работу детей, предлагает им вспомнить, чем занимались на занятии. Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб? Уточняет, что это очень трудная и нужная работа.
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему “Откуда хлеб пришел?”
Программное содержание
Задачи на развитие познавательных способностей:
- Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья – хлебом, его красотой, с разнообразием хлебных изделий.
- Познакомить детей с тем, как выращивают хлеб.
- Довести до сознания детей, что хлеб- это итог большой работы многих людей.
Задачи на развитие связной речи.
- Составлять простое описание предмета.
- Закреплять навыки построения простого предложения.
Задачи на развитие внимания и памяти.
- Развивать внимание, слуховое восприятие. Накопление словаря, развитие памяти.
Задачи на развитие координации движения.
- Учить выполнять движения в определенном темпо-ритме согласованно со словами педагога.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал:
- Хлеб черный и белый.
- Колосья пшеницы и ржи (картинки).
- Мучные изделия.
- Репродукция И. Шишкина “Золотая рожь”.
Предварительная работа:
- Накануне прочитать детям сказку колосок.
Ход занятия
На столе лежит хлеб:
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый золотистый
Словно солнцем налитой!
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Педагог предлагает детям понюхать ароматный хлеб:
– Ребята, хлеб – это наше богатство. Это главное сокровище жизни!
– Хлеб дает здоровье и силу людям.
– Ребята, а, как и откуда пришел хлеб к нам на стол?
– Вспомните сказку “Колосок”. С чего она начинается?
– Петушок нашел колосок. А как появился колосок?
Отгадайте загадку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем, таких как я,
Будет целая семья. (Семя)
– О чем эта загадка? О семени.
Из зернышка, из семени вырастают колоски. А в каждом колоске много зерен, а колосков так мною растет целое большое поле. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, желтеют, становятся золотыми, Дождик их поливает, и от воды колоски растут высокими, а земля – матушка дает им силы – колосья становятся крепкими, наливаются соком и поспевают.
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Физ. минутка:
– Представьте, что вы – зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик прошел, и на поле появились первые всходы, (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
Работа по репродукции И.Шишкина “Золотая рожь”.
– Посмотрите на картину художника Шишкина “Золотая рожь”. Какое огромное поле колосьев на ней изображено, чтобы такое поле колосьев вырастить, мною людей старались, трудились, ухаживали, оберегали ноле, охраняли его.
– Давайте посмотрим, как растет рожь в поле.
– Как стоят колоски в поле? (Рядом, близко, колосок к колоску).
– Почему колоски нагнулись? (Ветер их качает).
Гимнастика для глаз и рук:
– Ребята встаньте рядом ровно, как колоски в поле. Руки, словно колоски, тянутся к солнышку, главки смотрят вверх на колоски. Если нет ветра – колоски стоят ровно. Подул ветер, стал гнуть колоски к земле, они стоят и качаются, не хотят упасть. Глазки следят за колосками, смотрят, то вправо, то влево.
– И вот в конце лета созрели зерна в колосьях. Привезли их на мельницу, обмололи в муку. И стали из муки выпекать разные хлебные изделия. Какие хлебные продукты вы знаете? (ответы детей)
– Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких хлебных продуктах в нем говорится.
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чаи с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и шербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка.
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
– Какие хлебные продукты есть в этой булочной?
Игра “Мукомол”
Мукомол, мукомол! Ты нам зерна молол!
(круговыми движениями рук перед собой показывает мельницу, где перемалывают зерна в муку.)
А теперь из муки
(“Сыплет” руками муку сверху вниз, быстро перебирая пальцами.)
Все, что хочешь пеки!
Мишке пышке;
(показывает руками пышную круглую булочку.“Пышка” – пышная высокая, сдобная булочка, меняя руки правая вверху, левая внизу, и наоборот.)
Зайке сапки;
(показывает перед собой длинные тонкие булочки округлой формы.“Сайки” – булочки, которые напоминают длинные ушки зайчика.)
Для ежа отличные бублики пшеничные
(педагог описывает в воздухе указательными пальцами круговые движения от кисти, изображая бублик.)
– Помните, чем закончилась сказка “Колосок”? Петушок не пустил мышат за стол.
– Почему? (ответы детей)
– Потому что “кто не работает, тот не ест”. А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: “Не трудиться – хлеба не добиться”. И еще говорят: “Хочешь, есть калачи не сиди на печи”.
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Запомните ребята, не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Хлеб ржаной.
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в, полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют.
Педагог разламывает хлеб и дает всем детям попробовать.
В нем-земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем!
Итог занятия.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили.
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб)
– Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь. О каких продуктах мы сегодня говорили? Что вы узнали о хлебных продуктах? В какие игры играли?
Домашние задания по лексической теме Откуда хлеб пришел? для детей старшей логопедической группы
Дата публикации: 19.05.2020
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение:
Населенный пункт: Владимирская область, г.Александров
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект фронтального логопедического занятия
с детьми подготовительной группы
на тему: « Откуда хлеб пришёл»
Подготовила : учитель-логопед МБДОУ№27
закрепление и расширение знаний детей о профессиях и технике по теме;
образование существительных во множественном числе Родит.падежа;
закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий; подбор прилагательных к существительному; обучение детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.
развивать у детей память, внимание, монологическую речь.
воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей, к результатам их труда.
поднос, свежие батон и буханка, мультимедийная презентация «Как хлеб на стол попал», серия сюжетных картин, мяч.
1. Организационный момент.
Логопед вносит поднос со свежим хлебом, накрытым чистым полотенцам.
– Как вы думаете? Что там может лежать? А как вы догадались?
Конечно, такой аромат может идти только от хлеба.
Чтение стихотворения С. Погореловского:
– Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
в нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
2. Объявление темы занятия.
– Сегодня мы будем говорить о хлебе.
– Какой бывает хлеб? (мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный).- Где мы покупаем хлеб?
-Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Сегодня мы узнаем, кто и как выращивает хлеб.
3. Просмотр мультимедийной презентации «Как хлеб на стол попал».
4. Работа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел».
– Рассмотрите картинки; расставьте их по порядку.
– Какое время года изображено на первой картинке? Докажите. Где работает трактор? Какую работу он выполняет? Как называется профессия человека, который на нем работает? Какое приспособление прицеплено к трактору?
– Что делает трактор на второй картинке? Зачем это нужно? Как называется это приспособление?
– Как называется техника, которую вы видите на следующей картинке? Какую работу выполняет сеялка? Зачем сеют зерно?
– Что произошло с полем на четвертой картинке? Кто появился на поле? Что делают насекомые – вредители? Какую работу выполняет самолет? Зачем это нужно? Кто летает на самолете?
– Когда зерно созрело? С помощью чего убирают урожай? Как называется профессия человека, который работает на комбайне? Куда сыпется зерно? Кто работает на грузовике? Что дальше нужно будет сделать с зерном, чтобы из него могли испечь хлеб?
– Куда везет зерно грузовик на следующей картинке? Кто работает на мукомольном заводе? Что они делают?
– Наконец мука готова. Куда ее везут дальше? Кто работает в пекарне? Какую работу они выполняют?
– Куда затем везут хлеб? Как называется этот магазин? Кто нам продает хлеб?
5. Игра «Чего много в хлебном магазине?» (с мячом).
– В хлебном магазине много баранок. В хлебном магазине много булок…
Физкультурная разминка “Калачи”:
6. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Наступила весна. Растаял снег. На поле вышли трактора с плугом. Они вспахали землю. Затем к тракторам прицепили борону, и они взрыхлили землю, чтобы земля стала мягкой и зерна засевались лучше. Потом рабочие засыпали в сеялки зерно и сеялки стали рассеивать зерно по полю. Наконец зерно взошло. На поле появились насекомые вредители, которые стали обгрызать молодые ростки. Тогда в небо поднялся самолет. Летчик рассыпал над полем удобрения и вредные насекомые погибли. В конце лета зерно поспело. Вышли на поле комбайны. Они собрали зерно в грузовики, а грузовики повезли его на мукомольный завод. Там зерно перемололи и получилась мука. Муку в больших мешках отправили в пекарню, где пекари испекли из нее хлеб. Из пекарни хлеб доставили в хлебный магазин. Там его купили люди.
7. Беседа о бережном отношении к хлебу. Закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий.
– Разные люди принимали участие в выращивании и производстве хлеба: работает на тракторе – …тракторист, сеет зерно – …сеятель, выращивает хлеб – …хлебороб, печет хлеб – …пекарь. Все они очень долго и много работали, чтобы на ваших столах появились эти ароматные батоны и буханки.
– Как же нужно относиться к хлебу? Почему? Об уважении к нелегкому труду хлеборобов говорит и это стихотворение Я. Аким:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Объяснение значения слова «лелеют».
Заучивание стихотворения хором.
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
– Помните, чем закончилась сказка “Колосок”? Петушок не пустил мышат за стол.
– Почему? (ответы детей)
– Потому что “кто не работает, тот не ест”. А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: “Не трудиться – хлеба не добиться”. И еще говорят: “Хочешь, есть калачи не сиди на печи”.
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Запомните ребята, не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Рос сперва на воле в поле. Летом цвел и колосился,А когда обмолотили. Он в зерно вдруг превратилсяИз зерна – в муку и тесто,В магазине занял место.(Хлеб)
– Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь. О каких продуктах мы сегодня говорили? Что вы узнали о хлебных продуктах? В какие игры играли?
Давайте постараемся проговорить чистоговорку. Чистоговорка «Ч»: Чу –Чу –Чу — я зерно молочу ( дети стучат кулаками друг о друга ) Чу –Чу –Чу — жернова кручу ( потирают ладони друг о друга вращательными движениями ) Чу –Чу –Чу — муку получу ( щёлкают пальчиками ) Ач –Ач –Ач — испеку калач ( «пекут пирожки» — то одна рука сверху, то другая ) Чо –Чо –Чо — в печке горячо ( то вытягивают руки вперёд, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди ) Ачики –Ачики — вкусные калачики ( хлопают в ладоши )
Физкультминутка ( пальчиковая гимнастика )
Из пшеничной из муки Испекли мы пироги ( пекут ) Плюшки, пряники, печенье Кексы, торты, калачи ( загибают пальчики ) Булки, бублики, баранки ( произносят медленно ) И достали из печи ( одновременно протягивают обе руки ) Вот румяный каравай ( соединяют руки в каравай ) Приходите к нам на чай ( поклон от груди
Но хлеб – это не только еда. В нём труд многих людей. Люди, которые взращивают хлеб называются хлеборобами . Родится хлебный каравай на широком поле.
Выращивать хлеб помогают сильные машины. Сначала по полю пройдёт трактор с плугом. ( Слайд ) Что трактор делает с землёй?
Д: Трактор землю пашет, боронит. ( Слайд )
В: Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
Д: На тракторе работает тракторист.
В: Вот земля стала мягкой, рыхлой. Теперь можно что делать?
Д: Когда землю вспахали, можно сеять.
В: В старину это было так: к этому событию готовились. Мылись в бане. Надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером слева направо. ( Слайд )
В: Давайте представим себе, что мы сеятели. Как вы думаете, какая должна быть погода?
Д: Погода должна быть хорошая, безветренная.
Д: Чтобы семена не относило в одну сторону.
В: Вот и надеялись люди на хорошую погоду, что солнце и дождь в меру и песенку пели:
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Это было раньше так.
В: А сейчас что цепляют к трактору?
Д: К трактору цепляют сеялку.
В: И в земляные борозды ровными рядами упадут зёрна.
В землю зёрнышко упало (приседают )
Прорастать на солнце стало ( руки над головой ладошки вместе )
Дождик землю поливал ( встряхивание кистями рук )
И росточек подрастал ( медленно встают )
К свету и теплу тянулся ( встать на носочки )
И красавец обернулся ( руки на пояс, повороты вправо влево ).
В: Всё лето зёрна созревают в колосьях. Поле в это время очень красивое, золотое. ( Слайд )
Расскажи о колоске.
Котик: Колосок, мои друзья
Он усатенький, как я.
Работы детей, которые они сделали после чтения и драматизации «Колосок».
В: Пришло время убирать хлеб с поля. Раньше это делали так: мужчины брали косы, женщины серпы. Колосья срезали вручную и собирали в снопы. Когда снопы высыхали, начиналась молотьба.
В: Не гром грохочет, не пальба
Идёт грохочет молотьба.
Давайте постараемся проговорить чистоговорку.
Чу –Чу –Чу — я зерно молочу ( дети стучат кулаками друг о друга )
Чу –Чу –Чу — жернова кручу ( потирают ладони друг о друга вращательными движениями )
Чу –Чу –Чу — муку получу ( щёлкают пальчиками )
Ач –Ач –Ач — испеку калач ( «пекут пирожки» — то одна рука сверху, то другая )
Чо –Чо –Чо — в печке горячо ( то вытягивают руки вперёд, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди )
Ачики –Ачики — вкусные калачики ( хлопают в ладоши )
В: Так было раньше, а в наше время, какая техника выходит на поля убирать урожай?
Д: Убирать урожай на поля выходит зерноуборочные комбайны. ( Слайд )
В: Кто работает на комбайнах?
Д: На комбайнах работают комбайнёры.
В: Комбайны срежут стебли, отделят зёрна от колосков. На поле останутся копны жёлтой соломы, а зерно погрузят в машины и увезут на элеватор, где сушат и очищают семян сорняков.
В: Потом зерно попадает куда?
Д: Зерно попадает на мельницу или на мукомольный комбинат. ( Слайд )
В: Кто там работает?
Д: Там работает мельник или мукомол. ( Слайд )
В: Там из зерна мелют муку. Какую?
Из пшеницы — пшеничную
Из овса — овсяную
Из ячменя — ячменную
Из кукурузы — кукурузную
Из гречи — гречневую
В: Куда дальше повезут муку?
Д: Муку повезут на хлебозавод.
В: Давайте поиграем в игру « Не ошибись». По заданной схеме, нужно доехать до места назначения, а место назначения «Хлебозавод». Кто желает, пожалуйста. (руль ). 3 схемы. Музыка.
В: Муку вывезли на хлебозавод, где испекут много разнообразной продукции. Давайте и мы поможем печь.
В: Послушайте внимательно текст и назовите слова – родственники, слова –звучащие одинаково.
Я у мамы не нахлебник, в магазин схожу за хлебом.
Захвачу и хлебный квас, два пакета про запас.
В хлебницу весь хлеб сложу, затем маму подожду.
Хлебушка кусок отрежу, маму чаем угощу.
Д: Нахлебник, хлеб, хлебный, хлебница, хлебушек.
В: Какие слова – родственники вы ещё можете назвать?
Д: Хлебороб, хлебопечь, хлебозавод, хлеборезка, хлебосольный, хлебобулочные, хлебоуборочный.
В: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?
Д: Он пахнет полем, печкой, небом, а главное работой пахнет, хлебом.
В: Вот какой долгий и трудный путь хлеба к нашему столу. Поэтому нам надо очень бережно относиться к хлебу. С древних времён к хлебу относились по особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью.
От слова «ЖИТЬ» народ произвёл название ржи и пшеницы — ЖИТО.
Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба
А какие пословицы о хлебе знаете вы?
Хлеб на стол, так и стол – престол.
Хлеба ни куска, так и стол — доска.
Худ обед, если хлеба нет.
Гречневая каша – матушка наша.
Хлебушек ржаной – наш отец родной.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Хлеб кушай и добрых людей слушай.
Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори.
Лексическая тема: «Откуда хлеб пришёл?»
(старшая группа)
Подготовила: учитель–логопед Свиридова Е.В.
Дата: 27.04.2020г
Загадайте загадки про теме
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.
Временем рассеваю,
Временем собираю,
Сам сыт бываю,
И людей кормлю.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(рожь, стебли, колосья)
Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет –
Урожай соберет.
Был я сыпучим,
Потом – тягучим,
В огонь попал –
Мягким стал.
Прочитайте рассказ о хлебе
– Ребята, сегодня к нам в группу прибежала мышка Соня. Она жила все лето в поле и вот что она нам расскажет сейчас.
Мышка (мягкая игрушка):
– Здравствуйте ребята! Я прибежала к вам в гости, чтоб поделиться тем, что увидела в поле этой осенью. В прошлом году в поле люди вскопали и посеяли зернышки. Зернышки были разные. Посмотрите, я принесла их показать (показывает зерна пшеницы, овса, ржи). Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля зеленой поросли. Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски. А там спрятаны были такие же зернышки, как я вам показала. Посмотрите на колоски, я принесла их (показывает колоски).
Потом зернышки в колосках за лето созрели, и все поле стало словно золотое. Вот и наступила эта осень. В поле появились машины. Они называются комбайны. И стали собирать зерно. Повезли его в элеватор. Это огромный дом, где при специальной температуре храниться зерно долгое время, чтоб не испортилось. Оттуда понемногу зерна возят молоть на мельницы. Вот тогда из зерна получается мука. Потом муку везут в хлебопекарню и пекут разные вкусные булочки, пирожки и главное – хлеб. А еще муку развозят по магазинам, чтоб люди тоже могли испечь то, что захочется. Когда душистый хлеб готов, его везут в магазин. Там люди покупают его и несут домой.
Хлеб это очень важный продукт. Он нужен каждый день. Его очень сложно вырастить и потом испечь. Поэтому хлеб нужно ценить. А тех, кто его вырастил и донес вам на стол, нужно уважать. Труд очень тяжелый, но очень нужный.
(по ходу рассказа мышки покажите картинки с поэтапным выращиванием хлеба).
– Правильно ты сказала, мышка Соня, хлеб очень тяжело вырастить и выпечь. Спасибо тебе за рассказ.
Послушайте, какие у русского народа пословицы о хлебе:
(по ходу пояснение значения)
- «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
- «Береги хлеб для еды, а деньги для беды
- «Всяк на себя хлеб добывает»
- «Хлеб – батюшка, вода – матушка»
- «Хлеб хлебу брат»
- «Худ обед, когда хлеба нет»
- «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»
- «Хлеб да вода – мужицкая еда»
- «Хлебушко – калач дедушка»
- «Хлеба нет – корочка в честь»
- «Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь»
- «Человек хлебом живет, а не промыслом»
Образование относительных прилагательных.
Покажите, на тарелочке разный хлеб, сделанный изо ржи, пшеницы, овса. Попробуйте его на вкус.
(Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице).
- Хлеб, сделанный из пшеницы, называется как?
- Хлеб из ржаной муки?
- Из овсяной муки?
- Поле с рожью — ржаное;
- Поле с пшеницей — пшеничное;
- Поле с овсом — овсяное;
- Поле с ячменём — ячменное;
- Поле с кукурузой — кукурузное;
- Поле с гречихой — гречишное;
- Поле с просом — просяное.
- Масло изо льна — льняное;
- Масло из подсолнечника.
- Масло из кукурузы — кукурузное;
- Хлеб изо ржи — ржаной;
- Хлеб из пшеницы — пшеничный.
- Каша из пшена — пшённая;
- Каша из овса — овсяная;
- Каша из ячменя — ячневая;
- Каша из кукурузы — кукурузная;
- Каша из гречихи — гречневая.
Согласование числительного с существительным – игра «Посчитай парами».
Два зерна, четыре зерна, шесть зёрен, восемь зёрен, десять зёрен — десять зёрен, восемь зёрен, шесть зёрен, четыре зерна, два зерна.
То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепёшка, пышка, сухарь.
Повторите чистоговорки, поиграйте с пальчиками
Жок-жок-жок – это пирожок.
Шки-шки-шки – мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки – мы любим пирожки.
Жок-жок-жок – кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач – вот калач.
Чи-чи-чи – пекутся в печке калачи.
Чи-чи-чи – мы любим калачи.
Чи-чи-чи – на праздник будут калачи.
Образование существительных в родительном падеже – игра «Назови со словом “нет”»
- Подсолнечник — нет подсолнечника,
- рожь — нет ржи,
- зерно — нет зерна,
- пшеница — нет пшеницы,
- колос — нет колоса,
- овес — нет овса,
- колосья — нет колосьев,
- ячмень — нет ячменя,
- сеялка — нет сеялки,
- кукуруза — нет кукурузы,
- комбайн — нет комбайна,
- гречиха — нет гречихи,
- каравай — нет каравая,
- просо — нет проса,
- лен — нет льна.
Образование простых причастий – игра «Назови по образцу»
- Убирать — убранный,
- печь — печеный,
- выращивать — выращенный,
- косить — кошенный,
- резать — резанный.
Для проверки полученных знаний ребенку задать вопросы:
- Откуда появляется хлеб на нашем столе?
- А в магазин как попал?
- Что делают в пекарне?
- Из чего мука?
- Откуда зерно?
- Какие злаки знаешь?
- Кто выращивает зерно?
Конспект НОД «Откуда хлеб пришел?» для детей 6-7 лет
Цель: закрепление представлений детей старшего дошкольного возраста о значении хлеба в жизни человека.
- Формировать представления детей о том, кто и как выращивает хлеб;
- Расширять представления о многообразии хлебных продуктов;
- Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения;
- Уточнить представления о составе чисел 4, 5, 6;
- Обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;
- Совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества;
- Совершенствовать навыки конструктивной деятельности.
- Развивать творческое воображение, умение решать проблемные ситуации;
- Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
- Формировать опыт работы в подгруппе, выполнять действия по алгоритму;
- Развивать у детей самостоятельность и инициативу, творческие способности.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду работников сельского хозяйства.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
- Игровая (игра с пособием круги Луллия);
- Двигательная (игра с мячом);
- Коммуникативная (свободное общение);
- Познавательная (рассматривание, беседа).
Формы организации совместной деятельности:
Беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, игра с мячом.
Методы и приемы:
- Словесные – беседа, объяснение, вопросы, образец;
- Наглядные – демонстрация иллюстраций, схем;
- Практические – игра с кругами Луллия, лепка изделий из соленого теста.
Предварительная работа: беседы: «Откуда хлеб пришел?», «Как растет хлеб?», «От колоска до хлеба»; чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о хлебе; рассматривание плакатов, иллюстраций; просмотр презентации «Откуда хлеб пришел?»; составление «паутинки» по теме; разучивание пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «Каравай»; строительство техники и хранилищ из разных видов конструктора; дидактические игры: «Назови профессию», «Что из какой муки пекли?», «Что сначала, что потом?».
Материалы и оборудование:
Центр литературы и грамотности: картинки с героями сказок, готовая обложка для книжки-малышки, листы бумаги для записи сказок, степлер, ручка, пособие круги Луллия.
Центр математики: схемы для ориентировки на листе, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), клей, белые листы бумаги, карточки на состав чисел (4, 5, 6), простые карандаши, листы бумаги в крупную клетку.
Центр искусства: соленое тесто, вода, кисточки, материал для украшения (кунжут, посыпка, мак), схемы для лепки хлебобулочных изделий, скалки, дощечки.
Центр строительства: наборы конструктора с механизмом «Юниор», схемы постройки мельницы.
Утренний сбор: иллюстрации по теме, мяч.
Словарная работа: тракторист, комбайнер, сеяльщик, борона, агроном, пекарь, кондитер, злаки, элеватор, хлеборобы, мелиораторы, колосья, колхозники.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой на весь день; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; учить принимать самостоятельное решение относительно собственной занятости, направленности деятельности, места её реализации.
По звуковому сигналу (колокольчика) дети собираются в круг и садятся на ковёр.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Пусть это утро будет добрым для всех нас (дети берутся за руки и улыбаются друг другу).
Цель: активизировать словарь по теме «Хлеб – всему голова».
Воспитатель: Чтобы вы догадались, о чем мы поведем разговор, я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно (Воспитатель загадывает загадку).
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
Воспитатель: Что это?
Воспитатель: Да, верно, сегодня мы поговорим о самом главном богатстве – это про хлеб. Хлеб – самый главный на столе. Ребята, вы наверно слышали такое выражение «Хлеб – всему голова». Как вы понимаете это выражение? (Выслушиваются все предложения детей – самый главный продукт, в хлебе много полезных веществ, без хлеба нет жизни, его выращивают много людей.)
Воспитатель: Сегодня ребята подготовили для вас интересные сообщения, давайте их послушаем. Ксюша расскажет детям, как тяжело было с хлебом в военные годы (демонстрация маленького кусочка хлеба с нормой в ВОВ, из чего делали хлеб в военные годы, про хлебные карточки). Кирилл поделится с ребятами интересными фактами про хлеб (что дает хлеб организму, какие витамины содержит).
Дети делятся информацией, а воспитатель пускает по кругу мешочек с фишками (кому достается фишка со знаком вопроса – тот будет задавать вопрос, у кого фишка с восклицательным знаком – тот комментирует сообщение).
Дети передают мешочек друг другу и достают фишки, кому достались фишки со знаком вопроса и с восклицательным знаком, те дети будут задавать вопросы и комментировать.
Вопросы: Из чего делали хлеб в военные годы? Что такое хлебные карточки? Чем полезен хлеб? Какие витамины содержит?
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, откуда хлеб пришел?
Игра с мячом «Откуда хлеб пришел?»
Цель: систематизировать знания детей о том, как выращивают хлеб.
Откуда хлеб пришел? – из магазина
А в магазин как попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего пекут хлеб? – из муки.
Из чего мука? – из зерен.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – колхозники.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда пришёл хлеб.
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, учить устанавливать причинно–следственные связи.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а из одного зернышка можно получить хлеб? (Дети высказывают свои предположения, активно участвуют в обсуждении). Из одного зернышка нет, но если его посадить, то вырастет колосок, в нем будет уже больше зерен. Эти зерна снова посадить, вырастет еще больше колосков. Эти колоски собрать, обмолотить и будет мука, а из муки – хлеб.
Воспитатель: Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Ведь хлеб – всему голова. А кто из вас знает пословицы и поговорки про хлеб?
Дети: Худ обед, когда хлеба нет. Много снега – много хлеба. Хлеб да вода – богатырская еда. Нет хлеба, так и нет обеда. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Воспитатель: Молодцы ребята, я уверена, что вы будете еще бережнее и уважительнее относиться к хлебу и к труду хлеборобов. А теперь я предлагаю подойти к «Доске выбора».
Работа с доской выбора
Цель: учить определяться с выбором Центров по интересам, формировать умение договариваться.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие центры у нас сегодня работают?
Дети перечисляют центры (Центр Математики, Центр Грамотности, Центр Искусства, Центр Конструирования), а затем определяют по числовым карточкам сколько человек будет работать в каждом центре.
Воспитатель: Сейчас я расскажу, какие задания вас ждут в центрах, а вы послушайте и сделайте свой выбор центра.
Предоставление информации о материалах в центрах активности
Воспитатель: В Центре Математики нужно будет разгадать секретный код, и в соответствии с кодом выложить фигуры; а так же нужно заполнить колоски цифрами (состав чисел 2, 3, 4); отгадать загадку, нарисовать отгадку (графический диктант – трактор). Если хотите, я могу вам помочь разгадать код и заполнить колоски.
В Центре Грамматики и Литературы вы будите изготавливать книжки–малышки для родителей своими руками. А поможет вам в этом, наш волшебный круг (ТРИЗ-технология круги Луллия). Помогать вам будет в изготовлении книжек – малышек Анастасия Петровна (учитель – логопед).
Что же интересного вас ждет в Центре Строительства? Отгадайте загадку, и вы узнаете, что вы будите конструировать. «Машет крыльями – не птица, любит только ветер. Крутит жернова девица, целый день и вечер. И мукою славится, девица-красавица. Девица–умелица, ветряная (мельница). Воспитатель: Правильно ребята, это мельница. Сегодня вы будите конструкторами, и вам нужно будет собрать мельницы и привести их в движение (конструктор с механизмом «Юниор»).
А в Центре Искусства вас ждет необычная работа. Малыши сделали вам заказ, налепить из соленого теста хлебобулочных изделий для сюжетной игры «Магазин», они еще маленькие и не умеют лепить. А помогать вам будет в этой работе родитель.
Дети делают выбор и расходятся по центрам.
Центр Литературы и Грамотности
Игра с кругами Луллия «Сочиняй-ка»
Цель: совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества.
Работу в центре проводит учитель-логопед. На 1 круге картинки с изображением мест действий из различных сказок: болото, леса, комнаты, деревни, чудесный сад. 2 круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев: черепаха Тортилла, гуси – лебеди, Иван –царевич, Колобок, Дюймовочка. Дети выбирают сказочного героя, раскручивают круг и куда укажет стрелка, выбирают новое место обитания героя, придумывают новую сказку, с новым сюжетом. Дети по очереди раскручивают круг и придумывают свои сказки. А логопед в это время записывает за каждым ребенком текст и по окончании сказок они совместно изготавливают книжку – малышку, при этом ребенок делает зарисовки сюжета своей сказки.
Дети с помощью педагога скрепляют листы, подписывают свое имя и название сказки.
Индивидуальная работа: Тем детям, которые затрудняются в придумывании новых сказок, предлагается помощь в виде мнемотаблиц по сюжету сказок.
Цель: сформировать опыт работы в подгруппе, выполнять действия по алгоритму; уточнять пространственные представления на листе бумаги (левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол); закреплять умения ориентироваться на плоскости листа (клетка, строка), умение действовать по схеме; уточнить представления о составе чисел 4, 5, 6.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в центре нас встречает Карандаш. У него для вас есть конверты с очень интересными заданиями.
Конверт № 1. Нужно расшифровать секретный код. У вас есть схемы–алгоритмы (технология ТРИЗ), вы внимательно их изучаете и выполняете задание.
Дети выбирают геометрическую фигуру нужного цвета, количество и место ее расположения и найдя ей место, приклеивают на лист бумаги.
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы можете проверить выполненные задания друг у друга и оценить.
Дети проверяют задание сидящего рядом сверстника и обсуждают выявленные ошибки.
Воспитатель: Конверт № 2. Карандаш подготовил вам загадку, а вы отгадку нарисуете по клеточкам.
Загадка: Это сельский акробат,
Лучше лошади в сто крат.
Не проста у парня доля,
Днем и ночью пашет поле,
Тарахтит как очумелый,
Дым с трубы выходит серый (трактор).
Воспитатель: У вас есть карточки с направлениями движений карандаша, вы внимательно смотрите и выполняете задание.
Дети выполняют графический диктант). Закончив диктант, дети проверяют друг у друга выполнение и дорисовывают мелкие детали.
Воспитатель: Конверт №3. Посмотрите, у вас есть колоски, но они не простые, а математические. Подул ветер, и все цифры с колосков разлетелись. Что же делать?
Дети: Нужно вписать цифры.
Воспитатель: Правильно ребята (дети, справившиеся быстрее с заданием, помогают другим детям).
Индивидуальная работа: Тем детям, которые затрудняются в выполнении заданий на состав чисел, карточки даются только на 2 числа (4 и 5).
Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Цель: создавать условия для раскрытия творческого потенциала для каждого ребенка, обучать приемам лепки из соленого теста (кренделя, косички, булочки).
В данном центре находится родитель и вспоминает с детьми, какие они знают изделия из теста (хлеб, пирожки, каравай, блины и т.д.), рассматривают иллюстрации. Дети вспоминают способы лепки с опорой на схемы, выбирают понравившийся вид изделия и начинают лепить. После лепки дети украшают свои кренделя и косички семенами кунжута, посыпкой, маком и выкладывают их на разнос.
Родитель: Ребята, когда изделия высохнут, вы можете отнести их малышам для игры «Магазин».
Индивидуальная работа: детям, затрудняющимся в лепке кренделей и косичек предложить образцы, схемы лепки.
Цель: совершенствовать навыки конструктивной деятельности; развивать творческие способности детей.
Конструирование мельницы по схеме из конструктора с механизмами «Юниор». Подгрупповая работа.
Работу в центре проводит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, в Центре нас встречает Самоделкин. Он решил собрать мельницу, а как ее собирать, не знает. Очень сложная схема. Что же делать?
Дети: Надо ему помочь.
Вместе с воспитателем дети рассматривают схемы постройки мельницы. Дети рассуждают, договариваются, и выбирают, какие детали нужны для конструирования.
Цель: подвести итоги совместной деятельности детей и взрослых по данной теме.
Звучит колокольчик, дети собираются на ковре в круг.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие задания вам понравились в Центрах? Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий и как вы с ними справились? Что в результате у вас получилось?
Воспитатель предлагает высказаться детям, работавшим в разных центрах. Один ребенок из центра рассказывает о проделанной работе, а остальные дополняют высказывание.
Рефлексия. Игра «Пожелания»
Цель: учить детей дружелюбию, взаимопониманию и поддержке.
Воспитатель: А сейчас мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье,
Мы подарим пожеланья.
Дети напоминают друг другу правила бережного отношения к хлебу (никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол, нельзя играть хлебом и т.д.).
Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали свои знания, умения и старания! Ребята, все центры будут открыты в течение сегодняшнего дня. Кого заинтересовала работа в Центре, который вы не посещали сегодня, можете посетить его в течение дня и сделать то, что вам интересно. Спасибо за ваш труд!