Домашние задания по лексической теме Осень для детей старшей логопедической группы

Задания логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме «Осень»

Наталья Бажитова
Задания логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме «Осень»

Сентябрь – 4 неделя.

Тема недели: «Краски осени».

Лексическая тема: «Осень».

(Старшая группа.)

Программное содержание: Уточнить представление об осени и ее приметах, расширить и активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи, развивать длительный плавный выдох, развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Ввести в активную речь.

Существительные: Осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клен, ольха, ива, лиственница, каштан, ель, сосна.

Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный.

Глаголы: Желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить.

Групповые задания.

1.Артикуляционная гимнастика: комплекс №2.

2. Пальчиковая гимнастика.

Ветер северный подул:

«С-с-с-с-с», все листья с липы сдул…

(Пошевелить пальцами и подуть на них.)

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!».

(Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

(Постучать кулаком по столу.)

Снег потом припорошил,

(Плавные движения кистями рук вперед-назад.)

Одеялом их накрыл.

(Ладони крепко прижать к столу.)

3.Дыхательная гимнастика: комплекс №2.

4. Общая моторика (физ. минутка):

Осенью.

Вдруг закрыли небо тучи,

(Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.)

Начал капать дождь колючий.

(Совершаем прыжки на носочках, держа руки на поясе.)

Долго дождик будет плакать,

Развезет повсюду слякоть.

(Приседаем, держа руки на поясе.)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

(Идем по кругу с высоким подниманием колена.)

5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия.

Взрослый тихо говорит ребенку названия трех деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему и т. д.

«Какое слово отличается от других?»

Осень, осень, носим, осень.

6. Задания по развитию лексико-грамматического строя речи.

• Упражнение «К нам пришла осень» (употребление падежных окончаний).

Мы ждали … (осень).

Долго не было … (осени).

Мы рады … (осени).

Мы одеваемся тепло … (осенью).

Мы любим … (осень).

• Упражнение «Сосчитай листочки».

Один дубовый листочек, два дубовых листочка, три дубовых листочка, четыре дубовых листочка, пять дубовых листочков.

Один липовый листочек, два липовых листочка, три липовых листочка, четыре липовых листочка, пять липовых листочков.

Один тополиный листочек, два тополиных листочка, три тополиных листочка, четыре тополиных листочка, пять тополиных листочков.

Один березовый листочек, два березовых листочка, три березовых листочка, четыре березовых листочка, пять березовых листочков.

Один кленовый листочек, два кленовых листочка, три кленовых листочка, четыре кленовых листочка, пять кленовых листочков.

Один рябиновый листочек, два рябиновых листочка, три рябиновых листочка, четыре рябиновых листочка, пять рябиновых листочков.

• Упражнение «Продолжи предложение».

Осенью сбрасывают листья дубы … (клены, тополя, ивы).

Всю зиму остаются зелеными сосны … (пихты, ели, кедры).

7. Задания по развитию связной речи.

• Упражнение «Что бывает осенью (расширение лексического запаса по изучаемой теме).

Беседа об осени, демонстрация предметных и сюжетных картинок.

• Отгадывание загадок по теме.

• Чтение художественной литературы по теме.

К. Бальмонт «Осень»;

А. Барто «Осенью»;

И. Бунин «Листопад»;

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»;

Э. Мошковская «Плакали ночью желтые клены…»;

А. Плещеев «Осень наступила…»;

М. Пришвин «Разговор деревьев»;

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа в стихах «Евгений Онегин»);

И. Соколов-Микитов «От весны до весны»: рассказ «Золотая осень»;

А. Твардовский «Лес осенью»;

К. Ушинский «Спор деревьев».

1. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5 –7 лет: блочно-тематическое планирование/авт. -сост. Э. Ф. Курмаева. –Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.

Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

Из опыта работы со старшими дошкольниками логопедической группы по лексической теме «Домашние животные» Из опыта работы со старшими дошкольниками логопедической группы по лексической теме «Домашние животные». В ходе предварительной работы по.

Конспект НОД для детей старшей группы по лексической теме «Профессия» Цель: развитие физических качеств. Задачи: Научить детей отбивать мяч от пола двумя руками. Закрепить навык энергичного отталкивания и приземления.

Читайте также:
Одежда, Обувь - рекомендации логопеда для родителей

Конспект подгрупповой логопедической НОД для детей старшей группы по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель» Задачи: Приоритетная область – речевое развитие: • Обогащение и активизация словаря по теме «Мебель». • Активизация глагольного.

Конспект занятия в логопедической группе по лексической теме «Сад. Фрукты» Конспект занятия в логопедической группе Лексическая тема «Сад. Фрукты». Тема: предлог С/СО Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Новый год» Учитель-логопед: Вострикова Ю. А. Цель: расширить представления детей о новогоднем празднике. Задачи: Коррекционно-образовательные: Активизация.

Коррекционный час в старшей логопедической группе по лексической теме «Посуда» Коррекционный час в старшей логопедической группе. Лексическая тема: «Посуда». Задачи: Развитие мелкой моторики: игра «Золушка». Автоматизация.

Логопедические задания по лексической теме «Цветы» 1. Что это? Назови одним словом: розы, ромашки, васильки, тюльпаны… 2. Выучи стихотворение: Золотой и молодой за неделю стал седой. А.

Логопедические задания по лексической теме «Деревья» 1. Назови одним словом: берёза, дуб, ель, сосна, тополь. 2. Отгадай загадки: Что за дерево – краса, ниже пояса коса? Да волшебный,.

Логопедические задания по лексической теме «Ягоды» 1. Что это? Назови одним словом: малина, клубника, черника, брусника 2. Отгадай загадки: Эту ягодку найдете ее в саду, а на болоте. Круглая,.

Картотека игр и упражнений по лексической теме «Осень».
картотека по логопедии (старшая группа)

Данный материал поможет педагогам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в работе по лексической теме “Осень”.

Скачать:

Вложение Размер
Картотека игр и упражнений по лексической теме “Осень”. 452.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Осень

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — . ;
школьники идут с портфелями (куда?) — . ;
листья на деревьях стали (какими?) — . ;
цветы на клумбах (что сделали?) — . ;
птицы улетают (куда?) — . ;
звери делают на зиму (что?) — . ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
“Осень”

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
– Листик, листик, ты откуда?
– Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Раз, два, три, четыре, пять, – загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. – сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, – загибаем пальчики, начиная с большого

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

И. Левитан «Октябрь»

И. Бродский «Упавшие листья»

Ф. Васильев «Перед дождем»

Л. Афремов “Осень”

В. Куприянов “Осень”

И.Левитан “В лесу осенью”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме “Осень” для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя.

Картотека игр и упражнений по лексической теме “Весна”

Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Картотека игр и упражнений по лексической теме “Мамин праздник”

Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов по лексической теме “Мамин праздник&quot.

Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».

Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».

Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Картотека игр и упражнений по лексической теме НАСЕКОМЫЕ

Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме “Насекомые” для старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений по лексической теме РЫБЫ

Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме “Рыбы” для старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме «Осень»

Лексическая тема «Осень. Дары осени».

  • приметы осени;
  • название осенних месяцев;
  • название 10 деревьев.

Игра «Посчитай листья» (Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев. Такжесчитаем листья дуба, березы, тополя, осины, рябины)
Игра «Что лишнее?».(объяснить, почему?)

Дуб, рябина, ромашка, береза; Осина, трава, тополь, клен; Туча, лед, дождь, ветер; Грибы, урожай, листопад, подснежник; Зонт, сапоги, шорты, куртка.
Осень наступила.
(пересказ рассказа) Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. С каждым днем становится холодней. Желтеют на деревьях листья и падают на землю. Земля похожа на красивый ковер. Птицы собираются в дальний путь.
Осенние листья (выучить)
Опустел скворечник, Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Все летят, летят… Видно, тоже в Африку. Улететь хотят.
Обучение грамоте «Звук И. Буква И»
· Знать характеристику звука И. · Назвать 5 имен, начинающихся со звука И. · Напечатать в тетради строчку заглавной буквы
И
(2 кл. – высота, 1 кл. – ширина, промежуток 2 кл.), одну строчку прописной буквы
и
(1 кл. – высота, 1 кл. – ширина, промежуток – 2 клетки). · Напечатать под диктовку прописными буквами в строчку: иа аи уииуауииуауаи (развиваем слуховое внимание) · Закончи предложение (устно): 1) Наступила осень и … 2) Дети пошли в осенний лес и … 3) Перелетные птицы собираются в стаи и … 4) Часто идут затяжные дожди и … 5) Люди собирают урожай и … · Выполнить задание на распечатках.

Лексическая тема Осень [рекомендации для родителей]

Черникова Нина Геннадиевна, учитель-логопед

Рекомендации для родителей по лексической теме «Осень» можно разместить в группе в уголке для родителей.

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

— Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

— Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое. — А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. — Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые. — А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. — Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают. — Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

— Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Птицы улетают, Собралися в стаи. Листья улетают, Ветер их уносит. Все это бывает, Если с нами… (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

ЛОГОПЕД.РУ: Материалы к лексической теме «Осень».

Материалы к лексической теме «Осень».

Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

Дети должны знать.

Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлёт, урожай, сад, деревья, кусты, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.
Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

*подчеркнутые слова для детей подготовительной группы.

Дети должны уметь.
Подбирать признаки.

Осень (какая?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная… Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный… Деревья(какие?), Погода(какая?), Небо(какое?)…

Подбирать действия.

Осень – приходит, наступает, наводит грусть… Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает… Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

Подбирать предметы к признакам.

Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес… Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость… Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье… Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…

Вместе с ребенком.
Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану.
  • После какого времени года наступает осень?
  • Назовите осенние месяцы.
  • Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
  • Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
  • Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
  • Какие праздники отмечают осенью?
Прочтите ребёнку стихи об осени.

А.С.Пушкин, «унылая пора! Очей очарованье…». «уж небо осенью дышало…». Ф.И.Тютчев, «есть в осени первоначальной…». А.Н.Плещеев, «осень наступила, высохли цветы…». А.А.Фет, «осыпал лес свои вершины…». А.К.Толстой, «осень! Обсыпается весь наш бедный сад…».

Отгадайте загадки об осени.

Пусты поля, мокнет земля Дождь поливает. Когда это бывает?
Краса по лесу гуляет И деревья раздевает.

Все деревья облетели, Зеленеют только ели, Днём и ночью дождик льёт Грязь и лужи у ворот.

Скачать архив с материалами к лексической теме «Осень» в формате Word(1,3Mb).

Желаем успехов!

Домашнее задание по лексической теме: «Осень»

Лексика

Словарь ребёнка должен включать слова: время года, осень, сезон, урожай, грибы (3-4 названия), листопад, сентябрь, октябрь, ноябрь; жёлтый, золотой, красный, багряный, жёлто — коричневый; ветер — пронзительный, холодный; птицы — перелётные; лить, светить, падать, улететь, моросить, собирать) Вспомни и расскажи, что происходит осенью в природе с погодой растениями листьями насекомыми птицами

Грамматический строй речи

1. «Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах)

Что делает? (дует)
ВЕТЕР Что сделает? (подует)
Что делал? (дул)

(дождь льет, небо темнеет, листья желтеют, птицы улетают, трава вянет)

2. «Один — много» (словоизменение) Ветер дует, а ветры дуют Птица улетает, а … Лист желтеет, а … Дождь моросит, а … Цветок увядает, а … Холод наступает, а … Лист падает, а …. Урожай созревает, а …

3. «Большой — маленький» (словообразование) Лист — листочек. (гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

4. «Осенние картинки» (образование относительных прилагательных) День с солнцем — солнечный день. День с дождём — … Лист берёзы — … Ствол ели- …. Голоса птиц — … Небо без облаков- …. День с ветром- …

5. «Составь предложение» (работа с деформированными предложениями) Дует, осень, ветер, холодный. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь. Земля, трава, на, увядает. Желтеют, на, листья, деревья.

Связная речь

Составь связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении; перескажи:

Прошло лето и наступила …

Дни стали… Подул… Стало… Люди одеваются… На деревьях… На землю… Моросит…

вядает… На юг… Люди собирают… Скоро наступит …

Также домашнее задание по лексической теме:

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей дошкольников с ОНР.

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать глагольный словарь по данной теме;
  • продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • продолжать учить согласовывать движения с речью.
  • развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
  • продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
  • воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: презентация, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осенних месяцах.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка».

– Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

– Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи?

– Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

  • Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
  • Дует злой северный ветер.
  • Часто идет холодный дождь.
  • Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
  • Листья покрывают землю разноцветным ковром.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Люди собирают урожай.
  • В лесу появились грибы и ягоды.

3. Игра «Подбери действие».

– Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

– Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Дыхательная гимнастика

– Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки.

Выполняем дыхательную гимнастику.

Вот какой листопад у нас с вами получился.

5. Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками)
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол)
И летят, летят, летят…

6. Пальчиковая игра “Осенний букет”.

– Ребята, давайте соберём осенний букет.

Дети произносят хором:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

7. Пересказ рассказа по картинкам.

– Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

8. Релаксационная минутка.

– А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.

Звучит спокойная музыка.

– Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: – образовывать множественное число существительных;
– учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– подбирать прилагательные к существительному;
– учить подбирать слова- антонимы;
– согласование существительных с числительными;
– развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой – маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один – много”
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья лужа – лужи
Дождь – дожди ветка – ветки
Сук- сучья туча – тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

6 . Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

9 . Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: – учить распространять предложения прилагательными;
– учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
– учить образовывать существительные род. падежа;
– учить подбирать слова- антонимы;
– развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Осень

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
старшей и подготовительной групп

Лексическая тема “Осень”
Автор: Арефьева Л.Н.

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — . ;
школьники идут с портфелями (куда?) — . ;
листья на деревьях стали (какими?) — . ;
цветы на клумбах (что сделали?) — . ;
птицы улетают (куда?) — . ;
звери делают на зиму (что?) — . ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
“Осень”

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
– Листик, листик, ты откуда?
– Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

1 неделя ОКТЯБРЯ: Лексическая тема “Осень”

  • Артикуляционная гимнастика (3)
  • Еженедельные тематические занятия в СТАРШЕЙ логопедической группе (18)
  • Еженедельные занятия по развитию фонетико-фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте (12)
  • Перескажем и расскажем: развиваем связную речь (14)
  • Веселые речевые минутки в СТАРШЕЙ ГРУППЕ (пальчиковая гимнастика, считалки и потешки) (16)
  • Учимся говорить грамотно (3)
  • У нас в гостях: вот как мы умеем! (1)

1 неделя ОКТЯБРЯ: Лексическая тема “Осень”

ОСЕНЬ

1. Побеседуйте о том, какое сейчас время года.

Обратите внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

Сравните погоду летом и осенью.

Также сравните погоду ранней и поздней осенью.

2. Обратите внимание на сезонные изменения в жизни растений:

завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

Перечислить как можно больше признаков осени.

3. Вспомните названия перелетных птиц (см. тему “Перелетные птицы”), почему они так называются.

4. Во время прогулки обратите внимание на то, как одеты люди осенью.

5.Уточните знание названий осенних месяцев и их признаков.

Пополните знания детей дополнительной информацией.

Материал для рассказа может быть таким:

Сентябрь – первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вязов, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.

Октябрь – второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.

И последний месяц осени – предзимье – ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

6. Упражнение “Подбирай, называй, запоминай” на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) – .

Ветер осенью (какой?) – .

Дождь осенью (какой?) – . Листья осенью (какие?) – .

Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) – .

Осенью солнце (что делает?) – .

Осенью птицы (что делаю?) – .

Уточните у ребенка, знает ли он значение слова “листопад”. От каких двух слов оно произошло?

8.Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Туча -тучка. Солнце – .

9.Упражнение “Закончи предложение” на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Дождь идет, дожди . (идут)

Лист падает, листья .

Цветок вянет, цветы .

Птица улетает, птицы .

Ветер дует, ветры .

Дожди идут, дождь . (идет)

Листья падают, лист .

Цветы вянут, цветок .

Птицы улетают, птица .

Ветры дуют, ветер .

10.Упражнение “Ответь на вопросы” в образовании прилагательных от существительных.

День, когда идет дождь, какой? – . (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? – .

Дождик, который идет осенью, какой? – .

Погода, когда часто идут дожди, какая? – ..

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? – .

Погода, которая бывает осенью, какая? – .

11. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным.

1 лужа, 2 лужи, 3. 4. 5 луж.

1 лист, 2 . 3. 4. 5.

1 туча, 2 . 3. 4. 5.

12. Упражнение “Найди ошибки” на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Набухают почки, распускаются листья.

Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение “Скажи наоборот” на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью .

Летом небо светлое, а осенью .

Летом день длинный, а осенью .

Летом тучи ходят высоко, а осенью .

Летом люди растят урожай, а осенью. Летом деревья стоят одетые, а осенью.

14. Словарная работа. Знакомство пословицами. Объяснить значение пословиц.

Лето – со снопами, осень- с пирогами.

В ноябре зима с осенью борется.

– Холоден сентябрь, да сыт.

15. Упражнение “Найди ошибки” на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Набухают почки, распускаются листья.

Люди собирают урожай овощей и фруктов.

-Дикие животные не делают запасы корма.

16. Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят.

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Дождик так и льется,

Что ты рано, осень,

Вв гости к нам пришла?

Еще просит сердце света

И тепла. (А. Плещеев)

17. Развитие логического мышления.

А) Учимся отгадывать загадки.

-Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

-Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

-Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

-И бормочет и поет, убаюкивает? (Дождь)

Б) Упражнение “Правильно – неправильно” на развитие понимания причинно- следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь.

Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.

Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

18. Развитие связной устной речи.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

Какая погода осенью?

Какой идет дождик осенью?

Где завяли цветы?

Листья опадают откуда?

Какие птицы улетели? Куда?

Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.

Как светит солнце?

Какие стали дни, а какие ночи?

Что происходит с листьями?

Что делают люди осенью в садах и на огородах?

Куда улетают перелетные птицы?

З.АГРАНОВИЧ “Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: