Домашние задания по лексической теме Одежда, обувь

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “Одежда”

Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

Игровое упражнение «Что я загадала?» – она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.

Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»

платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …

шуба из меха – … сарафан из ситца — …

перчатки их кожи — … свитер из шерсти – ….

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.

– У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.

– Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

– Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

– Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

– Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

– Пальто из драпа (какое?) – драповое.

– Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один – много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,

– У мамы одно платье, а у Тани много платьев.

– У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:

– О чём можно сказать два?

– Два платья, два пальто, два плаща…

– О чём можно сказать две?

– Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

Упражнение “Назови и покажи” (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;

Упражнение «Скажи ласково»

Шуба – шубка пальто – куртка –

Пиджак – блуза – рубашка –

Футболка – майка – брюки –

Шорты – костюм – юбка –

Платье – носки – колготки –

перчатки – варежки – шарф –

комбинезон – рукав – карман –

Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок – Таниной, причём называет его ласково, например,

– У мамы платье, а у Тани … платьице.

– У мамы кофта, а у Тани … .

– У мамы брюки, а у Тани … .

– У мамы куртка, а у Тани …

«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)

Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;

один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….

Упражнения для развития навыков звукового анализа

Упражнение “Назови первый звук в слове”

Упражнение “Какой звук в слове последний?”

Упражнение “В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)

Подвижные игры

Платье

Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Читайте также:
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.

Пальчиковая гимнастика для детей средних групп

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

Пальчиковая гимнастика для детей старших групп

Гномики-прачки

Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,

Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.

Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.

Их стирать мы тоже будем.

Загадки про одежду

Вы внимательны, как прежде,

И загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом –

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте –

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Колготки, брюки)

По рубашке бежит –

На груди лежит. (Галстук)

Что сейчас наденем смело,

Чтоб горло не болело? (Шарф)

Чтобы ушки не замерзли,

Голова в тепле была,

Натянуть ее нам нужно

До затылка и до лба? (Шапка)

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба)

Я как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

Стихотворения для автоматизации в речи звуков

Пижама ( звуки Ж, Л)

Мама мне купила.

А на ней жирафы,

Ежи и крокодилы.

Жирафы шею тянут —

Вот-вот листок достанут.

Будут листики жевать —

Как же мне в пижаме спать?

Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)

Брюки из вельвета

Есть карманы, поясок,

Сверху модный ремешок.

Ой, как Петя извозился —

Два часа в песке трудился!

О вельветовые брюки

Часто вытирал он руки.

Юбка (звуки С, Ш, Ж)

Катя шепчет: — Наряжусь

И в новой юбке покружусь.

Платье (звуки Л, Р)

Платьице у Кати —

Есть на новом платье

Бантики и рюшки.

Ахнут все подружки.

Не бывает лучше.

Брюки — мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души —

Так рубашки хороши.

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тепленькими были.

Куртка — теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»

Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)

Домашнее задание тема «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь. Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и стихотворном тексте

•Скажи наоборот

Летняя — зимняя. Тёплая — легкая. Глаженая — мятая.

Грязная – – чистая (постиранная). Большая — маленькая.

Старая — новая. Длинные — короткие.

Парадная – – повседневная. Легкие — тяжёлые.

Белая – – чёрная. Модная — обычная.

Сарафан сестры (чей?) — сестрин. Пальто тёти (чьё?) – – тётино. Шорты Вовы (чьи?) —Вовины Футболка Ани (чья?) — Анина.

Платье мамы (чьё?) – – мамино. Рубашка папы (чья?) – папина.

Брюки сына (чьи?) — сыновьи. Плащ дедушки (чей?) – – дедушкин.

Закончи предложение

Шапку надеваем на. Носки надеваем на.

Рукавицы надеваем на. Перчатки надеваем на.

Кепку надеваем на.

• Измени по образцу

Юбка из шерсти — шерстяная юбка. Халат из ситца — .

Платье из шелка — . Рубашка из фланели –

Подбери признак

Расхвали одежду (подбери как можно больше определений).

Рукавички — новые, красивые, шерстяные, вязаные.

Что лишнее?

Шапка, косынка, волосы, кепка. Платье, юбка, брюки, сарафан. Шорты, шуба, футболка, сарафан.

Колготки, носки, гольфы, тапки. Тапки, тапки, тапки, шапки. Обувь, обруч, обувь, обувь.

Валенки, сандалии, босоножки, туфли

Измени по образцу

Ботинки — ботинок. Сапоги — . Валенки — .

• Какое слово самое короткое?

Кроссовки, сапоги, туфли, ботинки

•Собери предложение

Чистит, Паша, щеткой, ботинки. Любе, новые, мама, купила, туфли.

В, малыш, шлепает, лужам, по, сапогах

Хитрые вопросы

Кому нужно больше тапочек: человеку или слону?

Какую обувь не носят взрослые?

Что лишнее? Объясни почему

Подумай, какая обувь нужна на разную погоду. Соедини стрелочками

Повтори рисунки по клеточкам

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь. Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

•Скажи наоборот

Летняя — зимняя. Тёплая — легкая. Глаженая — мятая.

Грязная – – чистая (постиранная). Большая — маленькая.

Старая — новая. Длинные — короткие.

Парадная – – повседневная. Легкие — тяжёлые.

Белая – – чёрная. Модная — обычная.

Сарафан сестры (чей?) — сестрин. Пальто тёти (чьё?) – – тётино. Шорты Вовы (чьи?) — Футболка Ани (чья?) — Анина.

Платье мамы (чьё?) – – мамино. Рубашка папы (чья?) – папина.

Брюки сына (чьи?) — сыновьи. Плащ дедушки (чей?) – – дедушкин.

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : “Одежда. Обувь. Головные уборы” ( для детей 4-5, 5-7 лет)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: “Одежда. Обувь. Головные уборы” представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направлениям речевого развития: лексики, грамматики, связной речи, данные игровые упражнения можно использовать для детей от 4 до 7 лет. Желаю успеха в совместной деятельности с ребёнком!

Читайте также:
Игры с песком в логопедии

Скачать:

Вложение Размер
domashnyaya_logoteka._odezhda._obuv._golovnye_ubory.docx 445.78 КБ
Теремкова Н.Е Домашние логопедические задания. Альбом №2 1.8 МБ

Предварительный просмотр:

от учителя – логопеда Лисянской С.Ю.

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  1. Игровое упражнение : «Какая? Какое? Какие?» Подбор прилагательных к существительным.

Кофта (какая?) — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная;

Пальто (какое?) – тёплое, зимнее, синее, длинное

сапоги — резиновые, новые, синие, красивые;

шапка — меховая, вязаная, зимняя и т.д.

  1. Игровое упражнение : «Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам:

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли и т. Д.

  1. Игровое упражнение : «Что делает?» « Один — много» :

рубашка — рубашки и т.д.

  1. Игровое упражнение : «Скажи наоборот» Усвоение антонимов: большой —маленький, детский — взрослый, короткий — длинный, чистый — грязный, сухой —мокрый и т.д.

«Виталик и Лена делали всё наоборот» (слова – антонимы). Виталик обулся – Лена разулась, Виталик завязал шнурки – Лена развязала шнурки, Виталик оделся – лена разделась и т. д.

  1. Игровое упражнение : «Исправь ошибку». Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.
  2. Игровое упражнение : «Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»:

платье, кукла, шарф, шапка;

шуба, пальто, санки, штаны.

  1. Игровое упражнение : «Для кого одежда?» Усвоение словаря по теме. Различие одежды для мальчика и девочки. Практическое употребление в речи предлога для.

Взрослый показывает детям различные предметы одежды и спрашивает: «Для кого эта одежда — для мальчика или для девочки?» Ребёнок отвечает: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д.

  1. Игровое упражнение : «Куда наденем?» Практическое употребление в речи предлога на.

Рукавицы наденем на. (руки).

Шарф наденем на. (шею).

Шапку наденем на. (голову).

Сапожки наденем на. (ножки).

Перчатки наденем на. (руки).

Носки наденем на. (ножки).

Кепку наденем на. (голову).

РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ

  1. Игровое упражнение: «Повтори потешки».

У Машеньки на ножках новые сапожки. Танечка нарядится в новенькое платьице. У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки. Вот слетели брюки прямо Пете в руки.

  1. Игровое упражнение : «Постучи карандашом».

Отстучать карандашом по столу количество слогов в словах: брюки, пижама, юбка, платье, панама, носок, шуба, шапка, шарф, сапоги, бант.

РАЗВИТИЕ РИТМИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

1. Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

2. Речевая подвижная игра «Идем на прогулку». Импровизация движений.

Мы снимаем тапки,

Готовы для прогулки!

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

В таз воды я наливаю. (сжимают и разжимают кулачки)

Свои вещи достаю. (хватательные движения руками)

Их сама я постираю (потереть кулачок о кулачок)

И в порядок приведу. (стряхивают «воду» с рук)

Мама очень удивится, (развести руки)

Будет мной она гордиться. (поднять вверх большие пальцы обеих рук)

2.«Это чья рубашка?»

Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?

Бабушка старалась, («шьют» иголкой)

Шила для Наташеньки.

В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу)

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

Жили-были в домике (сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. (загибают пальцы, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять – (разгибают пальцы, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать. (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, (загибают пальцы по одному пальцу)

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (укладывают руки на стол)

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого)

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

А козленок маленький

А сыночек Вовка –

Вот так, вот так, («шагают» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения «Мой мишка».

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

2. Составление описательного рассказа

  1. Примерный план ответа

Практические задания воспитателям по лексической теме “Одежда, обувь, головные уборы”.

  • Коррекционно-развивающие технологии в работе с дошкольниками (М.Ф. Фомичёва, Е.А. Дьякова) (13)
  • Технология формирования лексико-грамматической стороны речи ( О.С. Гомзяк, Н.Э.Теремкова) (16)
  • Игровые технологии в коррекционной работе логопеда ( Е.А.Екжанова, О.А.Фроликова), (8)
  • Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе с дошкольниками (Белая К.Ю.) (3)
  • Технология готовности ребенка к началу школьного обучения (Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко; Е.А.Екжанова) (3)
  • Технология эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада. (14)
  • Технология организации взаимодействия родителей и педагогов в условиях образовательной организации. (6)

Практические задания воспитателям по лексической теме “Одежда, обувь, головные уборы”.

Практический материал воспитателям по лексической теме “Одежда, обувь, головные уборы”.

Существительные:

пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф, шапка, брюки, кофта, свитер, джемпер, юбка, джинсы, берет, кепка, перчатки, воротник, рукава, карман, молния, пуговицы, шнурки.

Глаголы:

надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать, штопать, стирать, полоскать, чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать, ухаживать.

Прилагательные:

кожаная, меховая, ситцевая, шёлковая, шерстяная, фланелевая, мокрый, сухой, тёплый, лёгкий короткий, длинный, чистый, грязный.

Пальчиковая гимнастика

СТО ОДЁЖЕК

На подкладке платьице,

Что за шарик катится?

Слово вымолвить не

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!

пальцы на обеих руках

одновременно на каждое

(Ритмично сжимают- разжимают пальцы обеих рук.)

(Похлопывают себя по плечам.)

(Руки от груди, через середину

Скороговорки

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.

Рукав не дошила.

Вот и весь Мишутка.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

ШАПКА

— Шапка, шапка, где была?

— Что ж ты, шапка, видела?

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

— Шапка, шапка, где была?

— Что ж ты в цирке видела?

— Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки —

Все, что было в раздевалке.

Игра «Правильно ли мы одеваемся?»

Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.

Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности. Дети находят ошибку в высказывании.

Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.

Игра «Запомни и назови»

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и выложить соответствующие предметные картинки.

Воспитатель: Кофта, платье, пальто.

Ребёнок: Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в названном порядке).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам.

Ход игры. Воспитатель называет детям прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы к прилагательным.

чистый — грязный длинный — короткий

мокрый — сухой толстый — тонкий

большой — маленький новый — старый

Игра «Раскрась-ка»

Цели: активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, детали одежды».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать, из каких деталей состоит одежда. В книжках-раскрасках дети по заданию воспитателя раскрашивают детали одежды определенным цветом.

Например: воротничок — жёлтым, поясок — синим и т. д.

Игра «Кто подберет больше слов?»

Цели: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать

предметы или картинки.

— Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку и т. д. )

— Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

— Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т. д.)

— Что можно «надвинуть» на голову? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Игра «Кто что делает?»

Цели: активизировать словарный запас глаголов.

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.

Бабушка спицами шарф (что делает?) .

Маша на полотенце узор . Мама пуговицу к пальто . Даша новую юбку .

Игра «Закончи предложение»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке».

Ход игры. Воспитатель читает сказку, пропуская слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке. После того, как дети выполнят задания, воспитатель задаёт вопросы по тексту, читает текст второй раз с установкой на запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке».

ЗАЙЧИШКИНО ПАЛЬТО

Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе лапы в одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зайка. Тут пришёл старший братец. Он объяснил, как правильно надевать брюки. Стал братец надевать на малыша. (пальто). Смотрит, оторвана пуговица у. (пальто). Старший брат при-шил пуговицу к. (пальто). Малыш надел. (пальто). Он теперь доволен своим. (пальто). Но

что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Игра «Один — много»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры. Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч, называют родительный падеж существительного во множественном числе.

У меня одна шапка. — У меня много шапок.

Игра «Будь внимателен»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и разложить по двум коробкам.

1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.).

2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.).

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Ход игры. Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч воспитателю.

Игра «На швейной фабрике»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились на швейной фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита, какая она.

из меха — меховая

из шерсти — шерстяная

из шелка — шелковая

из ситца — ситцевая

из кожи — кожаная

из джинсы —джинсовая

из фланели — фланелевая

из драпа — драповая

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога. Выигрывает тот, кто нарисовал больше.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта, носки.

Игра «Сколько звуков?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

  • назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
  • назвать звук перед или после заданного;
  • назвать звук между заданными.

Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КАЛОША

Для резиновой калоши

Настоящая беда, Если день —

сухой, хороший, Если высохла

вода. Ей всего на свете хуже В

чистой комнате стоять: То ли

дело шлёпать в луже, Через

Текст для пересказа

ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ

Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.

А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.

Лексическая работа по теме «Одежда, обувь»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме «Одежда, обувь»

-познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов;

– закрепить знания о назначении одежды;

– провести связь одежды с временами года;

– дать представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов;

– активизировать творческое воображение;

– развивать мелкую моторику рук детей, память, мышление и речь;

– повышать познавательный интерес детей;

– воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.

Словарь: летняя одежда, зимняя одежда, осеннее – весенняя одежда, рукав, воротник, петелька, застежка и др., надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослая, детская, мужская, женская, праздничная, рабочая; короткий, меховой, шерстяной и т. д.

Какая одежда?

Летом, в жаркие часы –

Только майка и трусы.

А зимою нам нужны:

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Я запутался, друзья!

(Сандалии – летняя обувь)

На сафьяновых сапожках

И задорный каблучок

Отбивает – чок, чок, чок!

Ох, сапожки хороши,

Так и просят – попляши!

Мама, бабушка смотрите

Подарил мне папа свитер.

Чтоб носить его всегда

и не мерзнуть никогда.

Безрукавка – мой жилетик

безрукавку любят дети.

В ней и вечером и утром

В ней приятно и уютно.

Шапка с шарфиком сейчас

Нам подходят в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть.

Считалка с башмачком

Раз! Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Раз! Два! Три! Четыре!

Шуба, серая обновка,

В шубе двигаться неловко.

У Ивана грустный вид –

На полу Иван сидит.

Приводил себя в порядок –

Повалился в шубе на бок.

Не подняться самому –

Помогла сестра ему.

Мальчик топает к дверям:

– Так и знайте, будет стужа –

Шубку зайке я отдам!

Я сам себя в пальто одел

И рукавом свой нос задел.

Решил пальто я наказать

И без пальто пошел гулять.

Пальчиковая игра «Наша обувь»

Посчитаем в первый раз,

сколько обуви у нас:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Туфли, тапочки, сапожки,

для Наташи и Сережки,

(загибают поочередно все пальчики)

Да еще ботинки для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

Пальчиковая игра “Рукавички”

Рукавички новые, теплые, пуховые.

(сжимают и разжимают пальчики)

Мне их бабушка связала,подарила и сказала:

(делают движения, как будто вяжут)

«Вот теперь у внучки – не озябнут ручки!»

(сжимают и разжимают пальчики)

Дидактическая игра «Из каких частей состоит одежда»

Цель. Закрепить название частей одежды и обуви.

Материал. Картинки с изображением одежды, обуви.

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на картинки, назвать части одежды и обуви.

Одежда – капюшон, пояс, карман, рукав, оборка, пуговица, молния…

Обувь – мысок, пятка, подошва, каблук, голенище, молния, застежка, ремешок, шнурок…

Дидактическая игра «Слушаем внимательно, думаем старательно»

Цель. Побуждать детей, самостоятельно определять принцип классификации предметов, находить предмет, не соответствующий этому принципу. Закрепить название одежды и обуви. Развивать внимание, память.

Ход игры: воспитатель называет слова, просит детей найти лишнее слово в этой группе слов и объяснить свой выбор. Далее дети еще раз перечисляют предметы, которые объединили в группу.

• Кофта, рубашка, свитер, брюки.

• Плащ, пальто, куртка, сарафан.

• Сарафан, шорты, шуба, футболка.

• Платье, сапоги, туфли, тапочки.

• Шуба, валенки, шарф, туфли.

• Ботинки, колготки, сапоги, валенки.

«Опиши свою одежду и обувь» (подбор прилагательных к существительным

Кофта (какая) – вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т. д. (сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф)

«Что у куклы?» (образование существительных в уменьшительной форме)

У меня шапка, а у куклы – шапочка.

(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, рукавицы, тапки, футболка, носки, кроссовки, валенки, пижама, рубашка, костюм)

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

платье (какое) – …

сапоги (какие) — …

2. Какой по материалу?

платье из шелка – шелковое,

пальто из шерсти — …

сапоги из резины — …

сарафан из ситца — …

перчатки их кожи —

5. Один – много (множественное число).

6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

платье – нет платья

Одна рубашка, две, три, четыре, пять… ;

одно платье, два, три, четыре, пять… ;

один шарф, два, три, четыре, пять…

8. Поиграйте в игру «Скажи наоборот»

Плащ длинный, а куртка — (короткая).

Джинсы грязные, а комбинезон (чистый).

Футболка светлая, а рубашка (темная).

Высокий каблук — (низкий)

9. Ответь на вопросы.

-Кто шьет одежду и где? (Шьет одежду швея на швейной фабрике.)

-Где продается одежда? (В магазине «Одежда».)

-Кто и где шьет обувь? (На обувной фабрике обувщик.)

-Где можно починить обувь? обувной мастерской.)

-Кто чинит обувь? (Сапожник.)

Дай полный ответ на вопросы:

• Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги? (Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что….

• Почему летом ты не носишь шубу?

• Почему зимой ты не ходишь гулять в босоножках?

Ответь на вопросы:

Кофта из шерсти- какая?—

Шарф из шерсти – какой?—

Пальто из шерсти – какое?—

Рукавички из шерсти – какие?—

Игра «Четвертый лишний». (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)

Платье, кукла, шарф, шапка.

Шуба, пальто, санки, штаны

Валенки, лыжи, сапоги, ботинки

Куртка, майка, туфли, юбка.

Кроссовки, носки, чешки, босоножки.

Шляпа, шапка, кепка, шарф.

Взаимодействие с родителями

– объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать одежду и головные уборы, определить их назначение;

– во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди;

-в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду и головные уборы.

Поиграйте в игры,которые развивают речь детей:

«Расскажи о своей одежде»

Внимательно рассмотреть верхнюю одежду И назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава, манжеты,.).

«Один – много»

«Большой – маленький»

«Загадайте загадки про одежду»

Дождик, посильнее плачь.

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

Информация для родителей по лексической теме «Головные уборы. Одежда. Обувь» Уважаемые родители! На этой неделе образовательный процесс в нашей группе строится по следующей теме «Головные уборы. Одежда. Обувь». Лексический.

Итоговое мероприятие в подготовительной группе «Одежда. Обувь» (фотоотчет) Итоговое мероприятие в подготовительной группе по теме: “Одежда. Обувь. ” Экскурсия в обувную мастерскую (фотоотчет) Тема нашей недели.

Конспект занятия «Зимняя одежда, обувь, головные уборы» Тема: «Зимняя одежда, обувь, головные уборы» Программные задачи: • повторить времена года, зимние месяцы, • познакомить с зимней одеждой,.

Конспект НОД в форме КВН по теме «Одежда. Головные уборы. Обувь» в старшей группе Авторы: Андреева Татьяна Александровна, Свердлова Марина Геннадьевна Цель: Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда, обувь,.

Конспект образовательной деятельности на тему: «Одежда и обувь» Тема: Одежда и обувь. Для чего нужны одежда и обувь. Цель: Учить классифицировать одежду и обувь. Задачи: 1. Формировать у детей представления.

Конспект занятия для 1 младшей группы «Одежда и обувь» ЦЕЛЬ:Учить классифицировать одежду и обувь. ЗАДАЧИ: 1. Обучающие: Продолжать знакомить детей с предметами одежды и обуви, различать их по.

Одежда и обувь для прогулок в детском саду. Одежда и обувь для детского сада, для прогулок. Одежда для прогулок должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог одеться с минимальной.

Перспективный план тема: «Одежда, обувь» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Что нас согревает по дороге в детский сад» Инд. работа по ознакомлению с окружающим.

Работа с родителями. Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» По ФГОСС обучение детей строится по темам недели, что бы облегчить вам работу, я предлагаю вашему вниманию работу с родителями в виде домашних.

Творческая деятельность детей по теме «Одежда и обувь». Фотоотчёт. Изучая лексические темы в старшей логопедической группе, мы стараемся подобрать для воспитанников различные задания, игровые упражнения,.

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Словарная работа.

Шуба, пальто, плащ, полушубок, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, костюм, джинсы, трусы, свитер, сарафан, платье, юбка, шорты, фартук, халат, пижама, плавки, чулки, колготки, носки, гольфы, перчатки, жилет, шарф, платок, шаль, майка, брюки — одежда;

Панама, шапка, ушанка, шляпа – головные уборы;

Рукав, карман, капюшон, воротник, спинка, петли, манжеты, застёжка – части одежды;

Тапки, босоножки, сандалии, кеды, кроссовки, сапоги, валенки, туфли, ботинки – обувь; Подошва, каблук, голенище, шнурки, носок, язычок – части обуви;

Швея, портной, сапожник, модельер, закройщик – профессии.

Шерстяной, шёлковый, кожаный, меховой, пуховый, вязаный, тёплый, удобный, лёгкий, домашний, сменный, резиновый, спортивный, нарядный, модный, мягкий, зимний, демисезонный, летняя, осенний.

Шить, пришивать, ремонтировать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстёгивать, застёгивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, шнуровать, зашивать, штопать, вышивать, обувать.

Тепло, удобно, легко, мягко, нарядно, модно.

В, на, под, за, из, из-за, из-под, над.

Лексико – грамматические игры

Платье – какое? – новое, нарядное, летнее …
Шуба – какая? — меховая, зимняя, тёплая …
Блуза – какая? – шёлковая, разноцветная, лёгкая …
Куртка – какая? – осенняя, удобная, лёгкая …
Свитер – какой? – тёплый, вязаный, шерстяной …
Кеды – какие? – спортивные, модные, мягкие …
Сапоги – какие? – меховые, кожаные, удобные …

Шуба – шубка
Пальто – пальтишко
Шапка –
Плащ — плащик
Платье – платьице
Шляпка –
Рубашка –
Футболка –
Тапки –
Сарафан –
Халат –
Кроссовки –
Юбка –
Шорты –
Сапоги –
Колготки –
Носки –
Валенки –
Шарф –
Платок –
Туфли –
Майка –
Брюки –
Ботинки –

Пришивать – отрезать
Яркий – бледный
Снимать – надевать
Толстый – тонкий
Вешать – снимать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Дорогой – дешёвый
Чистить – пачкать
Длинный – короткий
Шнуровать – развязывать
Твёрдый – мягкий
Найти – потерять
Чистый – грязный
Покупать – продавать
Старый – новый
Намочить – высушить
Узкий – широкий
Высокие – низкие
Много – мало
Детский – взрослый

«Посчитай до 5 и обратно»

1 платье
2 платья
3 платья
4 платья
5 платьев

(пальто, рубашка, шуба, платок, шапка, пара сапог)

Шарф – Викин шарф
Рубашка – Мишина рубашка
Платье – Юлино платье
и т.д.

Из шёлка – шёлковая
Из меха – меховая
Из шерсти – шерстяная
Из пуха – пуховая
Из резины – резиновые
Из кожи – кожаные
Для сменки – сменная
Для дома – домашняя

«Где шарф?» (действие с предметом)

На полу
Подняла с пола
В шкафу
Достала из шкафа
Под столом
Достала из-под стола

Развитие связной речи

• Что у кого? (составление сложносочинённых предложений по двум картинкам или по двум детям)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

• Составить описательный рассказ о рубашке, платье, шубе, сапогах, туфлях.

1) Что это?
2) Когда их носят?
3) Части.

Развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия.

Прохлопай названия одежды, обуви.

Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.
Повтори цепочку слов, пропустив лишнее:

Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны.

Артикуляционная гимнастика

Грибок, Лошадка, Маляр, Индюк, Болтушка, Дятел, Грузовик.

Дыхательная гимнастика

Поставить широкий язык на бугорки за верхние зубы и потянуть звук [Т] (машина остановилась)

Пальчиковая гимнастика

Новые кроссовки
Как у нашей кошки (Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с больших)
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки
А козлёнок маленький
Обувает валенки
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так, («Шагают» по столу указательными и средними пальцами)
Новые кроссовки.

Координация речи с движением.

Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево)
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба)
Наклонились. (Снова полощут)
Хорошо мы потрудились. (Вытирают руку о руку)

Учитель-логопед Бузмакова Анастасия Фёдоровна
Учитель-логопед Бугрова Елена Геннадьевна
город Пермь

Домашние задания по лексической теме Одежда, обувь

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “ОДЕЖДА”

Упражнения содержат задания, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи:

– пополнение словарного запаса детей различными частями речи- существительными, прилагательными, глаголами и др.;

– формированию различных способов словообразования и словоизменения;

– построение предложений разных типов и составление рассказов по плану, схеме.

– развитие логического мышления, внимания, памяти.

Закрепить понятие:

Упражнение «Назови какую одежду ты знаешь».

Цель: Развитие памяти, связной речи.

Куртка, платье, брюки. — это ОДЕЖДА.

Майка, трусы — это БЕЛЬЁ.

Расскажи, какая одежда для чего нужна?

Вспомни, где хранят одежду и бельё?

Упражнение: «Назови ласково».

Подумай, какая одежда для мамы, а какая — для дочки Цель: образование уменьшительной формы существительных.

Упражнение «Какой? какая? Какие?».

Цель: Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы (подбор признаков к предметам):

Упражнение «Мой, моя, моё, мои»:

Цель: согласование существительных с притяжательными местоимениями:

Про что можно сказать мой, моя, моё, мои

моя юбка, мои носки, мой плащ, моё пальто. ):

Упражнение «Определи, кто из детей что наденет?»:

Цель: употребление винительного падежа существительных:

Витя наденет футболку шорты. ;

Маша наденет кофту, куртку..):

Вася наденет рубашку, брюки. ;

Даша наденет кофту куртку…):

Упражнение «Назови, со словом много»:

Цель: образование родительного падежа существительных

во множественном числе: Много курток. Много брюк. Много юбок. Много платьев.

Упражнение «Посчитай предметы»

Цель: согласование количественных числительных с существительными:

одна куртка — две куртки — . — . — пять курток).

Упражнение «Назови предметы одежды и их цвет»

Цель: согласование прилагательных с существительными жёлтая куртка — жёлтый фартук — жёлтое бельё — жёлтые брюки и т.д.):

Упражнение «Расскажи, из каких материалов шьют одежду».

Цель: образование относительных прилагательных.

Одежда из ситца — ситцевая

Пиджак сшили из шерсти. Он какой? (шерстяной).

Платье сшили из шёлка. Оно какое? (шелковое).

Футболку сшили из трикотажа. Она какая? (трикотажная).

Куртку сшили из кожи. Она какая? (кожаная).

Плащ сшили из кожи. Он какой? (кожаный).

Пальто из драпа. Оно какое? (драповое пальто).

Упражнение «Какой, какая?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Пальто для зимы. Оно какое? (зимнее).

Куртка для осени. Она какая? (осенняя).

Халат для дома. Он какой (домашний).

Блуза для женщин. Она какая? (женская).

Сарафан для лета. Он какой? (летний).

Плащ для весны. Он какой? (весенний).

Майка для детей. Она какая? (детская).

Брюки для мужчин. Они какие? (мужские).

Упражнение «Скажи иначе»

Цель: Использование слов – антонимов:

большой – маленький (размер)

высокий – низкий (каблук)

новая – старая (обувь)

Упражнение «Подбери предметы к признакам»

Цель: закреплять умение подбирать к словам-признакам – слово-предмет.

(вязаный: -ая, -ое, -ые; бархатный: … ; шерстяной: … ; ситцевый: … ; полотняный: … ; джинсовый: … .)

Упражнение «Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: какой?

Цель: образование отглагольных прилагательных:

надеть — надетый, сложить — сложенный. ):

Надеть — . снять — . одеть — .

раздеть — . сложить — . сшить — .

распороть — . вязать — . подшивать — .

заштопать — . расстегнуть — . застегнуть — .

вдеть — . зашнуровать — . завязать — .

Упражнение «Сравни по образцу»

Цель: подбор антонимов:

Брюки длинные, а шорты КОРОТКИЕ.

Пояс узкий, а шарф . .

Панама летняя, а шапка .

Куртка короткая, а плащ…

Сарафан ситцевый, а шуба .

Кофта вязаная, а рубашка

Бельё нижнее, а платье .

Упражнение «Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что?»

Цель: образование существительных от глаголов: одеть — одежда):

Упражнение «Подбери как можно больше слов к действиям»

Цель: подбор предметов к действиям;

закрепление формы винительного падежа существительных):

Что можно сшить?

Что можно связать?

Что можно заштопать?

Что можно подшить?

Что можно завязать?

Что можно надеть?

Что можно обуть?

Что можно чистить?

Что можно стирать?

Что можно гладить?

Упражнение «Измени слова с помощью приставок»

Цель: образование приставочных глаголов совершенного вида):

ПРИ- ПЕРЕ- ЗА- У- ВЫ- В- ПОД- ПРО- НА- ПО- (пришить, перешить, зашить, ушить, вышить, вшить, подшить, прошить, нашить, пошить)

С – ПЕРЕ- ЗА- РАЗ- ВЫ- ОТ- ПОД- ПРО- НА- ПЕРЕ-ЗА-ПОД-ПРО-

ПО- ПЕРЕ- ЗА- ВЫ- ОТ- ПОД- НА- ПЕРЕ-ПОД-РАЗ-ПРИ-

Упражнение «Измени предложения так, чтобы можно было спросить: что делает?»

Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Саша пришил пуговицу. — Саша пришивает пуговицу):

Бабушка заштопала шерстяные носки. —

Марина надела пальто. —

Дима помог раздеться братишке. —

Даша постирала бельё. —

Катюша связала кофту для куклы. —

Папа подшил новые брюки. —

Маша примерила праздничное платье. —

Упражнение «Закончи предложения по образцу»

Цель: образование сравнительной степени прилагательных):

Шнурок длинный, а пояс ещё . (длиннее).

Пиджак плотный, а куртка ещё . .

Пальто тёплое, а шуба ещё .

Ботинки тяжёлые, а сапоги ещё .

Платье лёгкое, а сарафан ещё . .

Костюм нарядный, а платье ещё . .

Кофта мягкая, а халат ещё .

Юбка короткая, а шорты ещё .

Колготки тонкие, а чулки ещё .

Кроссовки чистые, а туфли ещё .

Шапка маленькая, а берет ещё .

Валенки высокие, а сапоги ещё .

Упражнение «Измени словосочетания»

Цель: закрепление падежных форм существительных и прилагательных во множественном числе):

Меховая шуба — меховые шубы

Видим меховую шубу —

Нет меховой шубы —

Довольны меховой шубой —

Рады меховой шубе —

Говорим о меховой шубе —

По образцу изменить: спортивный костюм, нарядная юбка, тёплое пальто.

Упражнение «Закончи предложения, подбирая предметы».

Цель: закрепление косвенных падежей существительных):

Портниха шьет красивые (платья).

Маша дома ходит в махровом (халате)

У Светы есть несколько (кофт, юбок, рубашек)

Коля пришивает пуговицу к (к рубашке, к брюкам, к кофте, к пальто)

Бабушка штопает шерстяные (носки)

Мама пришла в магазин за новым (пальто, плащом, платьем, пиджаком)

Мама стирает (рубашку, брюки, платье, юбку)

Летом ребята гуляют в легких (шортах)

Упражнение «Закончи предложения со словом ПЛАТЬЕ»

Цель: закрепление косвенных падежей существительных.

Тамара в магазине увидела красивое .

Девочка долго любовалась . и решила его купить.

Дома Тамара примерила . , приколола к . большую брошь.

Тамара была очень довольна своим новым .

Мама подарила Рите яркую

В новой . Рита пошла гулять.

На улице девочка зацепилась . за гвоздь.

Вечером Рита сама зашила дырку на .

Бабушка связала Косте на зиму шерстяную .

Внуку . очень понравилась.

Каждый день Костя надевает тёплую .

Когда зима закончится, Костя уберёт свою . в шкаф.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: