Домашние задания по лексической теме Деревья для детей старшей логопедической группы

Логопедические задания по лексической теме «Деревья»

Алёна Антипина
Логопедические задания по лексической теме «Деревья»

1. Назови одним словом: берёза, дуб, ель, сосна, тополь.

2. Отгадай загадки:

Что за дерево – краса, ниже пояса коса?

Да волшебный, стройный стан, да белёный сарафан.

Да серёжки, словно слёзки, у красавицы… (берёзки)

Это дерево – трусишка, всё трясётся как зайчишка.

Листья – красные монетки целый день дрожат на ветке (осина)

Вот колючка, недотрога, лучше ты её не трогай!

Ой. Остры иголочки у зелёной …. (ёлочки)

Будто рыженькая свечка на холме стоит у речки.

Растрепалась ото сна иглах, в шишечках… (сосна)

3. Выучи стихотворение: «Белая берёза» А. С. Пушкина.

Белая берёза под моим окном.

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках, снежною каймой,

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А зоря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

4. Назови части у дерева: ствол, ветки, листья, корни.

Назови лиственные деревья и хвойные деревья. Чем они отличаются?

5. «Какие листья?» (образование относительных прилагательных)

у березы листья – березовые

6. «Какие деревья» (подбор признаков к предмету)

береза (какая) – красивая, изящная, белая, тонкая

7. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)

одна береза, две, три, четыре, пять берёз

один дуб, два, три…., четыре…., пять….

один пень, два, три, четыре, пять…

одно дерево, два, три, четыре, пять…

8. «Скажи ласково» (образование уменьшительно – ласкательных существительных)

9. «Один – много» (образование множественного числа существительных)

лист – листья ствол – ….

10. «Есть – нет» (образование родительного падежа существительных)

11. Раздели слова на слоги: деревья, ствол, корни, сосна, листья.

12. Послушай и перескажи рассказ А. Толстого «Старик и яблони»

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

13. Расскажи о ели, используя план ответа.

Для чего нужны домашние логопедические задания? Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. Л. С. Выготский писал: «Подготовить.

Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

Конспект занятия по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема: «Транспорт» Цели: Коррекционно – образовательные: – Создать условия для развития речевого общения детей со взрослыми.

Лингвистические игры по лексической теме «Овощи» Картотека лингвистических игр по лексической теме «Овощи» 1) «Что сажают в огороде» Задачи: учить детей классифицировать предметы по определенным.

Лэпбук по лексической теме «Овощи и фрукты» Лэпбук “ОВОЩИ и ФРУКТЫ” Лэпбук в переводе с английского – интерактивная папка. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.

Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель – В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.

Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи» Практические задания к семинару Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры. Задание№1 Прочитайте текст, и.

Презентация по лексической теме «Мебель» Проект «Мебель для кукольного домика» Проект по лексической теме «Мебель» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети.

Сценарий развлечения по лексической теме «Одежда» МКОУ «Детский дом-школа №95» Сценарий развлечения по лексической теме “Одежда” средняя группа Составила: Воспитатель Рябчикова И. А.

Уголок по лексической теме «Транспорт» Уголок традиционно играет важную роль в работе с дошкольниками. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт», расположенный.

Логопедическая игралочка по лексической теме “Деревья”

Дидактические игры и упражнения для родителей и воспитателей ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая игралочка по лексической теме “Деревья”»

Игротека по лексической теме «Деревья»

1. Расскажите детям о деревьях:

Клен – ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.

Береза-ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

Сосна— ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.

Рябина — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

Тополь—ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.

Дуб — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

Ива— ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.

Дерево состоит из трёх основных частей. Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы. Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке. Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Читайте также:
Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые – дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево – это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

2. Игра «Какой?» : покажите детям картинки с изображением листьев разных деревьев (см. выше)

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

3. ИГРА “ЧЬИ ПЛОДЫ?”

Жёлуди растут на … дубе;

Грозди рябины растут на – рябине;

Серёжки растут на – березе,

Круглая шишка на – сосне;

Длинная шишка на – ели.

4 . Игра «Назови ласково»:

5. Игра «Угадай, про какое дерево я говорю?”

Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)

Грустная, печальная, плакучая…(ива)

Стройная, зеленая, колючая…(ель)

Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

6. Игра «Посчитай»

одна береза, две…, три…, четыре…, пять …

один пень, два…, три…, четыре…, пять…

одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…

7. Игра «Один-много» и «Есть – нет?»

Клен — клены — кленов;

тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;

дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;

береза — березы — берез;

рябина — рябины — рябин;

елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;

яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов;

шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;

сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон;

макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней;

ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;

сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок;

лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леей — лесов;

чаща — чащи — чащ.

1. Зелена весь год, стройна,
Вся в иголочках она.
Мы на новый год зимой
Принесли её домой.

Радость всем она несёт,
Собирает в хоровод
Ангелочков и детей
В новогодний праздник .
(ель).
2. Хвойное дерево. Ветки лохматые,
Словно олени и лоси – рогатые.
В шишках – для белок и птиц семена.
Вечнозелёная это .
(Сосна).

3. Это дерево в серёжках.
Словно в беленьких сапожках.
По весне среди ветвей
Распевает соловей.

Осень – в золото нарядит,
И такой ей люди рады.
В серебре – зимой в морозы
Белоствольная .
(Береза)

4. Возле дома он растёт.
Листья, как моя ладошка.
Не цветами, но цветёт.
Посмотри-ка ты в окошко.
Ветер дунул – полетели,
Как на крыльях семена,
Словно маленький пропеллер,
Самолётик для меня.
Что за дерево? Кто он?
Это стройный русский .
(Клен)
5. Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная .
(Рябина)

9. Сказки о деревьях

«Сказка о двух березках»

В одной красивой и зеленой роще росли по соседству две березки подружки. С утра до вечера они веселились, наслаждаясь веселым пением птиц. Каждый день любовались окружающей красотой, и слушали журчание бежавшего рядом ручейка. Очень любили березки танцевать под музыку ветра. Ах. Как красиво шелестят их листики. Как плавно двигаются их веточки. Как приятно греет солнышко. Как хороши собой березки подружки.

Однажды пришел в их рощу охотник. Всех птиц распугал, всех зверушек разогнал. Палил со своего ружья во все стороны. Много живого тогда пострадало. Вот и одной из березок досталось. Повредил охотник её еще очень молодой и нежный ствол. Покосилась наша березка.

Время шло, березки подросли. Одна из березок превратилась в самую высокую лесную красавицу, да такую, что не было ей равных во всей роще. А вторая так и осталась с изогнутым стволом. Возгордилась красавица, стала потешаться над своей подругой, и над её горем. Загрустила наша березка. Обидно ей стало, что забыла подруга о дружбе детской. Смеется теперь с другими березами над её несчастьем. Но сколько слезы не лей, красоты не добавится.

Так и жили они, пока на рощу не налетел сильный ураган. Стал он крушить все вокруг, ветки ломать, листву обдирать. Больше всех досталось красавице. Из-за её высоты оказалась березка беззащитна перед сильным ветром, обломил он макушку красавицы. Заплакала березка над горем своим, а её подруги, которые еще недавно считали её самой красивой, стали смеяться над ней. Пожалела вторая березка свою подругу детства, заступилась за нее перед другими березами. Уж она-то знает, как бывает тяжело в такие минуты. И стали березки подружки дружить, как и прежде.

Читайте также:
Некоторые особенности усвоения якутскими детьми русских слов

«Сказка про дуб»

Однажды мне пришлось ехать по делам в старую, удалённую от всех дорог деревню. От станции, на которой я вышел, я свернул на тропинку, проходившую через красивую берёзовую рощу. Минут через пятнадцать я вышел на небольшую опушку, где увидел стоящий отдельно от всех деревьев дуб.

Но это был не просто дуб, а дуб-гигант. Крона его возвышалась над землёй метров на сорок. Кряжистый ствол дуба, покрытый грубой серо-коричневой корой с большими трещинами, толщиной был в несколько человеческих обхватов.

Насладившись красотой и могуществом лесного великана, я решил немного отдохнуть под его кроной. Я прилег и не заметил, как уснул. Во сне мне приснилось, что прилетела к этому дубу длиннохвостая сорока. Она села на нижнюю ветку и стала мне рассказывать «Сказку про дуб».

– Много веков тому назад на эту опушку упало несколько желудей. Один схватила сойка и унесла в своё гнездо. Один нашла белка и спрятала его в лесной подстилке. Один унёс бурундук в свою нору. И никто из них не увидел маленький коричневый комочек, который спрятался под опавшим берёзовым листком.

Это был жёлудь, который и дал жизнь могучему дубу. Но, прежде чем он стал таким, в первую весну из жёлудя появился маленький корешок, который стал пить воду и минеральные вещества из земли. Затем появился на свет небольшой, совсем не похожий на могучий дуб, стебелёк. Он радовался каждому восходу и заходу солнца, каждому дождику, который поливал его. Он радовался, что пробегавшие мимо дикие кабаны и олени не затоптали его тонкое тельце.

Проходили годы. Стебелёк вытянулся, и уже можно было видеть по его листьям и ветвям, что это растёт величественный и могучий дуб. Каждый год, когда наступал месяц май, дуб расцветал и становился всё краше и сильнее.

Он стал уже таким высоким, что ветер застревал в его кроне, а сквозь его густую листву едва-едва проглядывало жаркое летнее солнце. И хотя дуб рос совершенно один, ему никогда не было скучно. Ведь его окружали те лесные жители, для которых он стал и домом и столовой.

Дрозды и иволги, горлицы и грачи, сойки и зяблики защищали дуб от различных жучков и гусениц, а он давал им пристанище на всё лето. Дятел-красноголовик стучал, не умолкая весь день, разыскивая в коре дуба жуков-короедов.

Трудолюбивая белка собирала в дупло на зиму лесные орехи, жёлуди, грибы. Хорёк облюбовал нору в корнях дуба-великана, выходя каждую ночь на охоту. Иногда к дубу подбегала дикая кошка – рысь и пряталась от преследующих её волков на его нижних ветвях. А сколько вокруг дуба кружилось летом бабочек, мотыльков и разных мошек – и не сосчитать! Всех приютит старый дуб, всем даст еду и жильё. Так и жили они вместе. И это в природе называется симбиозом. После этих слов сорока встрепенулась и улетела, а я проснулся.

Посмотрел на могучий дуб, поблагодарил его за приют, за уведенную во сне сказку и пошёл своей дорогой. Шёл я и думал:

– Как хорошо, что в природе есть такие места, где можно отдохнуть, набраться сил, услышать интересную историю и увидеть мир другими глазами. И пусть таких мест на земле становится больше. Ведь это так нужно нам, людям!

«Сказка старого дуба» Дмитрий Чехов

В одном дремучем лесу жил мудрый и старый дуб. Его все уважали и называли царём леса.

Молодые ивы, берёзы и другие деревья любили послушать сказки старого дерева.

Вот раз дуб спросил деревьев:

— Дорогие деревья — липы, клёны, ивы и остальные! — Не хотите ли послушать сказку

— Хотим, хотим! — радостно закричали все молоденькие деревья.

— Ну, слушайте. — сказал дуб.

Мудрый дуб начал рассказывать:

— В нашем лесу, когда-то давно жил старый и гордый пень. Это дело было под осень. Раз пришла к нему бабушка с корзинкой, поклонилась ему и ушла. Через какое-то время приходит в лес дедушка с мешочком, тоже поклонился пню и ушёл оттуда. И так приходили люди с ведёрками и кланялись пню.

Возгордился пень тогда и говорит деревьям, стоявшим вокруг него:

— Кланяйтесь мне я ваш царь!

Но деревья не кланялись ему.

— У тебя прекрасное воображение! — сказала высокая Сосна.

— И дар играть в театре! — заявила дикая черешня.

— Я не шучу! — Сегодня приходили ко мне люди и кланялись мне — вы делайте тоже самое!

Но деревья стали уже возмущаться:

— Это как же так? — сказала дикая яблоня.

Читайте также:
Программа логопедической работы по коррекции письменной речи

И тут поднялся страшный переполох. Деревья возмущались, а старый пень всё ещё доказывал, что он царь.

Но тут среди этого переполоха прилетела быстрая синичка и села на пень. Она попросила рассказать, что случилось дикой черешне. Когда птичка всё узнала, она сказала:

— Старый пень! Тебе известно, что на дворе осень и что в лесу много грибов. Погляди вокруг себя.

И действительно, вокруг пня виднелись грибы: белые, маслята, лисички и другие.

— Я теперь понял, почему люди передо мной наклонялись! — сказал пень. — Они грибы

И старый пень больше не стал хвастаться, он начал уважать всех деревьев и лес.

Закончил рассказывать сказку мудрый дуб.

— Какая умная сказка! — сказала сова, которая тоже прилетела слушать историю.

— Действительно, и с нами также случается! — восхитилась молодая берёза.

Всем понравилась сказка мудрого дуба и так как дело было под вечер, все сладко заснули.

«Почему сосна и ель вечно зелёные?»

Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.

Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.

На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:

– Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.

– Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.

Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:

– Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.

– Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.

Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.

– Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит и ветлу бедная птаха.

– Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ветла.

Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.

Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.

– Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.

– Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.

– Как же не знаешь? – удивилась ель.

– Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.

– А что же ты со своими подругами не улетела?

– Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.

– Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.

Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.

– У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.

Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.

Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.

– Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.

Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:

Читайте также:
Презентация: Домашние животные

– Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?

Царь холода, Моров, сказал:

– С берёз, с вётел – со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.

Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.

«Спор деревьев» К.Д.Ушинский

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

— Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:

— Погодите, — говорит, — похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Подготовила: учитель – логопед Борисова Наталья Валерьевна

НОД на тему “Деревья” для детей старшей логопедической группы

Презентация к уроку

Цель: активизация знаний по теме “Деревья”.

Образовательные задачи:

– активизировать, пополнить словарный запас по теме “Деревья”;

– развивать умение образовывать притяжательные прилагательные;

– развивать умение подбирать слова с противоположным значением.

Коррекционные задачи:

– развивать слуховое внимание;

– развивать буквенный гнозис, праксис;

– развивать зрительно-пространственные представления;

– развивать навык чтения.

Воспитательные задачи:

– воспитывать умение слушать ответы других детей.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая.

Оборудование: предметные картинки (дуб, береза, осина, рябина, клен, каштан), листочки из цветной бумаги, макет “Части дерева”, игра “Расставь буквы по размеру”, мяч, презентация.

План и ход НОД

1. Орг.момент.

Под музыку дети входят в кабинет.

2. Сообщение темы.

– Посмотрите, кто это? (Нюша). Послушайте, куда она вас приглашает:

В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы листочки соберем?

Дети проходят на коврик, садятся полукругом напротив разложенных заранее листочков.

3. Развитие дыхания

Ветер северный подул:
“Ф-ф-ф” – и все листочки сдул.

Дети сидят на ковре, подбирают листочки и сдувают с ладони.

4. Активизация лексики. Загадки.

– А теперь давайте сядем за стол и отгадаем загадки.

Темной он покрыт корой, Русская красавица стоит на поляне,
Лист красивый, вырезной. В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (дуб)

На наборное полотно выставляются картинки.

– Какие еще деревья вы знаете? (по картинкам) (дуб, береза, осина, рябина, клен, каштан)

5. Назови листочек. Слайд №3

– Нюша набрала много листьев. Давайте назовем их.

  • У дуба листочек – . дубовый
  • У береза листочек – березовый
  • У осины листочек – осиновый
  • У рябины листочек – рябиновый
  • У клена листочек – кленовый
  • У каштана листочек – каштановый

6. Игры с буквами. (Слайды 4-7, 8-11)

– Оказывается Нюша собрала не простые листики, а листики с буквами. Давайте поиграем с ними.

Слайды 4-7 “Найди правильно написанную букву”

– Нюша спряталась под листочком с той буквой, которая написана неправильно.

– Где спряталась Нюша?

– Под березовым листочком.

(По щелчку неправильно написанная буква убирается)

Слайды 8-11 “Найди на листочке букву”

– Посмотрите внимательно на листочек, какая буква там “спряталась”?

(По щелчку появляется ответ)

7. Физминутка (речь с движением)

Вышел дождик на прогулку, (пальчики “идут” по столу)
Он бежит по переулку. (пальчики “бегут”)
Барабанит по окошку, (стучим пальцами по столу)
Напугал большую кошку. (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вымыл зонтики прохожим, (ладони сложить, делать круговые движения)
Крыши дождик вымыл тоже. (меняем руки местами)
Сразу город мокрым стал. (встряхиваем пальцы)
Дождик кончился, устал.
(Н.Нищева)
(разводим руки в стороны)

8. Части дерева. (Слайд 12)

– Возле какого дерева стоит Нюша? (дуб)

– Какие части есть у дерева? Чтобы это узнать, надо выполнить задание: расставить буквы по размеру и прочитать слова. (корни, ствол, ветки, крона) (Рис.1)

Дети составляют слова, собирается макет дерева.(рис.2)

9. Подбор антонимов (сопоставление дуба и березы) (с мячом)

Слайд 13

  • Дуб огромный, а береза . (стройная)
  • Ствол у дуба толстый, а у березы . (тонкий)
  • Кора у дуба темная, а у березы . (светлая)
  • Ветки у дуба толстые, а у березы . (тонкие)
  • Листья у дуба темно-зеленые, а у березы . (светло-зеленые)
  • Листья у дуба крупные, а у березы. (мелкие).
Читайте также:
Программа 'Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи' для учащихся 2 класса

10. Подведение итогов

– Какое дерево вам понравилось больше всего? Почему?

11. Организованное окончание НОД.

Конспект по лексической теме “Деревья” для старшей группы

Лексическая тема «Деревья»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представле­ний об изменениях, происходящих в природе осенью. Активизация словаря по теме «Деревья» Совершенствова­ние грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом , согласование прилага­тельных с существительными в роде и числе).

Коррекционно-развивающие цела. Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, игра «Разноцветные листья», контейнер с цветными карандашами, контейнер с перыш­ками.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Сядет тот кто назовёт дни недели.

II.Основная часть.

1. Игра «Разноцветные листья» . [Расширение и активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, со­гласование прилагательных с существительными в роде и числе).]

Логопед помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Логопед. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Пока­жите и назовите их.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками».

Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом и вспомнить, какой это листок.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый лис­ток.

3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки.

5-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.

6-й ребёнок. А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.

7-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

Логопед. С какого же дерева упал последний листок?

Логопед. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья де­ревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это — зеленые еловые иголки.

1-й ребенок. Красный кленовый листок.

2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.

4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.

5-й ребенок. Желтый лист каштана.

6-й ребёнок. Жёлтый берёзовый листок.

7-й ребёнок. Коричневый дубовый листок.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

2. Общая артикуляционная гимнастика .

Логопед приглашает детей к зеркалу и проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Логопед. Давайте сделаем упражнение «Пузырь». Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух? через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение.

Дети выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.

Дети вновь выполняют упражнение три раза. После каждого вы­полнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и про­глотить слюну.

Логопед. А теперь сделаем упражнение «Маятник».

Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не дви­галась нижняя челюсть. Посмотрите, как это упражнение делаю я.

Дети выполняют упражнение три раза под контролем логопеда. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Вы очень хорошо выполнили все упражнения. Молодцы!

3. Работа в тетрадях [Развитие тонкой моторики . Профи­лактика нарушений письменной речи. Активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные). Совершенство­вание грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе)]

Логопед раздает детям тетради. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Что вы видите?

Логопед. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять. Но сначала по­слушайте стихотворение.

Он до поздней осени

Весь стоит зеленый.

Значит, он выносливый.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. На дубе листья долго остаются зелеными.

Логопед. Обведите дубовый листок пальчиком.

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте листок.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.

Читайте также:
Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии (подготовительная к школе группа)

Логопед. А второй листок вы узнали?

Дети. Это кленовый листок.

Логопед. Каким он может быть осенью?

Логопед. Обведите кленовый листок красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой листок получился?

Дети. Красный кленовый листок.

Логопед. Хорошо. Закройте тетради.

Логопед убирает тетради и карандаши.

4. Подвижная игра «Листья». [Координация речи с движени­ем. Совершенствование умения прыгать с продвижением на нос­ках ног.]

Логопед приглашает детей на ковер, где лежит кольцо из веревки.

Логопед. Давайте представим, чтобы мы превратились в осен­ние листья. вспомним Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим синей веревочкой, на опушке леса.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в сто­роны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.

5. Упражнение «Лебединые перышки». [Развитие силы и дли­тельности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью]

Дети и логопед остаются стоять на ковре. Логопед достает контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни пере­летных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, по­гибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.

Логопед. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, проле­тела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку на­против рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружи­лись в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не наду­вайте щеки.

Упражнение проводится 3—4 раза, чтобы не спровоцировать го­ловокружение у детей.

6. Упражнение «Будь внимательным . ( Развитие речевого слуха, памяти, мышления).

Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько вы внима­тельны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запом­нить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осе­ни. Дождь, листопад, метель, гриб. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дети. Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.

Логопед. Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дети. Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.

Логопед. Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

Дети. Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.

Логопед. Вы были очень внимательными. Я горжусь вами.

7. Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и задает вопросы ученикам:

«Что изображено? (Предложение)

Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения — точкой)

Что обозначают первое и второе слова в этом предложении (Предмет, действие предмета)

8.Игра « Сосчитай» (проводится с мячом)

III. Окончание занятия. [Оценка работы детей] Логопед. Отлично. Вы выполнили все мои задания и пора­довали меня и предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались им интересными.

Автор: Пермякова Татьяна

Рекомендую прочесть:

  • Домашнее задание для родителей
  • Комплекс пальчиковой гимнастики №4
  • Конспект индивидуального логопедического занятия на формирование слоговой структуры слов
  • Компьютерная игра для Автоматизации звука Ш в начале слова
  • Конспект логопедического занятия по грамоте на звук [А]

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Хвойные деревья»

Конспект занятия по развитию речи

в старшей логопедической группе

по теме «Хвойные деревья»

Тема: «Хвойные деревья»
Цель: Формировать у детей представление о хвойных деревьях и развивать связную речь.
Задачи:
— создавать условия для развития способности дифференцировать хвойные деревьев по внешнему виду, определять названия деревьев по хвое и шишкам;
— расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, корень);
— способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности;
— обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
— воспитывать бережное отношение к природе.

— продолжать работу по составлению рассказа по схеме

Материалы к занятию:

— хвоя и шишки хвойных деревьев;

— иллюстрации деревьев и веточек хвойных деревьев.

Некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали, попробуйте отгадать.

Зимой и летом одним цветом!

— Как Вы думаете, зеленые «иголочки» с каких деревьев? (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать об иголочке, какая она? (Зеленая, острая, твердая короткие, темные и т. д.). Затем также рассматриваем и описываем «иголочку» сосны (длинные, светлые, …). Растут хвоинки парочкой (по две). Рассмотрите кедровые «иголочки».

Читайте также:
Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми

Воспитатель рассказывает детям о том, что «иголочки» ели, сосны, кедра — это их листочки, называются они «хвоя», а деревья с хвоей называются хвойными.

Обратить внимание на то, что хвоя – это листья, приспособленные к холодам зимой.

— Какие деревья вы еще знаете хвойные деревья? Есть дерево, у которого осенью хвоинки желтеют и опадают.

Затем рассматривают дети шишки хвойных деревьев. (Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками). Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Дидактическая игра «Найди названное дерево»

(Воспитатель на магнитной доске показывает иллюстрации хвойных деревьев.

Дети называют дерево).

Игра «С какой ветки детки?»

— Определи с какого дерева хвоя, шишка. (Отвечать полным предложением)

Игра «Назови шишку дерева»

Шишка сосны – сосновая, ели – …, кедра – …,

— Деревья все разные, но они состоят из одинаковых частей.
— Что есть у всех деревьев? (корень, ствол, ветки, хвоя).
— Для чего деревьям нужны корни?
— А можно ли сказать, что деревья живые? Да, потому что деревья растут, питаются, дышат, размножаются — значит, они живые. Их нужно беречь. И если бы деревья и цветы умели разговаривать, они бы сказали нам так:

«Нам по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор пинать не станет,
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».

— А зачем нужны деревья, какую пользу они приносят людям? (Очищают воздух, с них собирают урожай плодов (шишек), они радуют глаз, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, делают бумагу и т. д.)

Игра «Назови ласково».

Слова: дерево – деревце, ветка – веточка, хвоя – хвоинка, шишка – шишечка, корень – …, елка – ёлочка, сосна – …,

Игра «Скажи какое дерево»

Например, ель какая? (душистая, стройная, колючая, хвойная, зелёная и т. д.)

Дид. игра «Четвертый лишний»

Скажи какое слово лишнее и почему.

*Сосна, кедр, осина, ель.

*Тополь, береза, кедр, клен.

*Ель, лиственница, сосна, пихта.

Например, 1.Я хочу рассказать о …. (сосне).

Это дерево растет в лесу, в городе(в парке).

2.Рассказать об особенностях частей дерева (ствол, хвоя, шишки)

3.Какую пользу приносит дерево животным и людям.

Домашние задания по лексической теме Деревья для детей старшей логопедической группы

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей. К играм прилагается красочная презентация, чтобы детям было интересно и увлекательно играть!

Скачать красочную презентацию можно по ССЫЛКЕ. .

1.Введение в тему

Цель: обобщение и закрепление знаний о зиме

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

2.Игра « До – между – за»

Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, их последовательности

Какой месяц до января? .

Какой месяц после декабря.

Какой месяц до февраля.

Какой месяц между декабрем и февралем.

Какой месяц после января.

3. Приметы зимы

Цель: закрепить представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима»

Скажите мне, что переменилось в природе (ответы детей (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи

– А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы поиграем в игру «Зимние слова».

– Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

5. Игра « Один — много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Санки – санки – много санок

Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска – маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

6. Игра « Назови ласково»

Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

7. Игра « сосчитай» (1-2-5)

Цель: согласование числительных с существительными

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

Читайте также:
Конспект образовательной деятельности: Звук (К) в гостях у мебели

8. Игра «Нет чего?»

Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже

9. Игра «Скажи какой? (какая?)»

Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

Зима какая. ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой. ( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой. ( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

10. Игра «Какая зимой погода?»

Цель: упражнения в словообразовании

Ребята, скажите, какая может быть погода зимой?

(Если идет снег, то погода…)

11. Игра «Подбери слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

12.Упражнение «А что вчера?»

Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
Сегодня снег блестит, и вчера. (блестел)
Сегодня снег падает, и вчера .
Сегодня снег сверкает, и вчера .
Сегодня снег тает, и вчера .
Сегодня снег хрустит, и вчера .
Сегодня снег идет, и вчера .
Сегодня снег ложится, и вчера .
Сегодня снег кружится, и вчера ..

13. Игра «Что наделала зима?»

Цель: образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

14. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимы

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

15. Упражнение «Без чего не бывает зимы?».

Цель: подбор существительных и правильное согласование слов

Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

16. Игра «Доскажи словечко».

Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.

Закончите строчки подходящим по значению словом, образованным от слова «СНЕГ»

1.Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

17. Игра « 4 лишний»

Цель: формирование логического мышления, умения обосновывать свой выбор

(выбрать лишнюю картинку)

18.Упражнение «Снеговик»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения

Мы решили слепить … (снеговика)

-мы приделали нос-морковку …(снеговику)

-Мы показали соседям нашего …(снеговика)

-Мы долго играли со…(снеговиком)

-Мы рассказали маме о…(снеговике)

19. Игра «Чего не стало»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память . (по картинкам)

20. Игра «Что бывает зимой?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)

21. Игра « Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений

Я называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение

– кататься на санках

– кататься на велосипеде

– купаться в реке

– играть в снежки

– строить крепость из снега

– строить замок из песка

-кататься на роликах

22. Упражнение “Кому что нужно?”

Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.

Лыжи нужны ..(лыжнику)

клюшка нужна. (хоккеисту)

коньки нужны. (фигуристу)

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «8 Марта»

сноуборд нужен – . (сноубордисту)

санки нужны – . , (саночнику)

23. Упражнение «составь предложения по картинкам»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

Мальчик катается на лыжах.

Девочка катается на коньках.

Дети слепили снеговика.

Мальчики играют в снежки.

24.Пословицы и поговорки о зиме

Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме и их значениями.

Декабрь год заканчивает, зиму начинает.

В Феврале два друга – мороз и вьюга.

Январю – большие морозы, февралю – метель.

Зима не лето: в шубку одета.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

25. Игра « Мой рассказ о зиме»

Цель: составления рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса

Наступила морозная зима. Солнце светит, но не греет. На улице идет снег. Земля покрыта сугробами. Реки и озера покрыты льдом. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. Птицы улетели в теплые края. Медведь спит в берлоге. Ежик спит в норке. Лиса , белка, заяц поменяли шубки. Люди одели теплую одежду: меховые шапки, шубы, варежки.

У детей зимой много развлечений: катание на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

1. Повторите материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?

2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)



4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах.

7. Упражнение “Четвертый лишний” на развитие логического мышления.

    Использовать картинки:
    Картошка, лук, яблоко, помидор.
    Лимон, огурец, персик, груша.

8. Упражнение “Исправь ошибку”.

    Свекла растет на яблоне.
    Груша растет на грядке.
    Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

    – Повторить упражнения для пальчиков по темам “Фрукты”, “Овощи”
    – Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): “Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок”.

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

1. Рекомендую повторить материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?
– Что делают колхозники на полях осенью?

2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)
Читайте также:
Методическая разработка с презентацией: Логопедический праздник - Путешествие в Страну правильной речи

4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

7. Развитие связной устной речи.

    А) Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

– Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
– Когда они собирали урожай?
– Пересказ.

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?

Образец ответа. “Яблоко – это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок.”

8. Словарная работа.
Объяснить ребенку значение пословицы “Летний день год кормит”.

9. Упражнение “Послушай, запомни, назови”* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

    Посадила баба Фекла
    В огороде лук да свеклу.
    А любимый внук Антошка
    Посадил чеснок с картошкой,
    И морковку, и капусту,
    Чтобы борщ был летом вкусный.
    Не забыл про помидоры:
    Посадил их вдоль забора.
    Огурцы, укроп, петрушку –
    Чтоб любили все друг дружку.
    Витаминный огород
    Требует больших хлопот.
    Бабка Фекла в борщ кладет
    Все, что у нее растет.

* Текст взят из альбома “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

10. Развитие мелкой моторики.
Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.

Для занятий желательно использовать альбом № 1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь

12.09.2007, 18:15
Магдалина

Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара

Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна

Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана

Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user

случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина

Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана

Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя

СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга

Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна

Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна

Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия

большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: