Домашние задания на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков

Упражнения для дифференциации свистящих и шипящих звуков

Дементьева Маргарита
Упражнения для дифференциации свистящих и шипящих звуков

После, того как ребенок научиться правильно произносить свистящие и шипящие звуки, родители замечают, что ребенок их путает. Поэтому необходимо научить ребенка их дифференцировать, т. е. различать.

На этапе дифференциации необходимо соблюдать определенную последовательность.

• Начинать нужно с самого простого с дифференциации на уровне слога. Рассмотрим упражнения,которые можно использовать на этом этапе:

Упражнение: «Игра в мяч»

Необходимо произносить слоги со звуками [с] и [ш], если ребенок произносит правильно слог, то взрослый бросает ему мяч.

Упражнение: «Слоговое домино».

Взрослый произносит слоги, если ребенок правильно его повторяет, то получает домино.

• Следующий этап дифференциации – различение свистящих и шипящих на уровне слова.

Упражнение: «Похожие слова»

Упражнение: «Подари подарки Шуре и Соне»

Перед ребенком выкладываются картинки, в названиях которых есть шипящие или свистящие, а ребенок пытается разложить картинки. (Шуре картинки в названиях, которых есть шипящие, а Соне в названиях, которых есть свистящие).

Шишка, сова, мишка, машина, сабля, самокат, самолет, шоколад, сахар, шшки, шалаш, собака, сумка, автобус.

Упражнение: «что за слово?»

Взрослый произносит слова,при этом пропускает шипящий или свистящий звук, а ребенку нужно отгадать слово.

.апка, .ова,. ми. ка, кА. ка, казка, кола, утка, па. та, .орты.

• Следующий этап дифференциации –различение звуков в словосочетании.

Упражнение: «Веселые картинки»

Перед ребенком выкладывают картинки, а ребенок должен рассказать что он видит, при этом необходимо просить ребенка подбирать прилагательное.

Например, перед ребенком картинка на которой кошка.

Спросите у ребенка какая она (смешная, пушистая).

Потом берем следующую картинку – малыш (послушный, смешной, непослушный)

• Далее этап – дифференциация в предложениях и текстах. Для этого необходимо выбирать стихи, предложения, тексты, в которых есть свистящие или шипящие.

Ша – са – ша наша Маша хороша

Са – ша – СА укусила нос оса

Ши – сы – ши наши ушки хороши

Сы – ши – сы у осы усы, усы

Иш – ис – ыш беги сюда мылыш

Аш – ос – аш у нас большой шалаш

Аш – ос – иш вокруг такая тишь!

Ос – ош – ос над кустами много ос

Ош – ош – ос и над вишней много ос

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины.

У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

Сонина кошка сидит на окошке.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки – смешные штанишки.

Шестые шутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

• Учить проговаривать скороговорки

У Сони – шишки, а у Сани – шашки.

Сшила Саша шапку Маше.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне – сосновые шишки.

Занятия стоит проводить по 5-10 минут каждый день, до того пока ребенок не научится произносить звуки без ошибок.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш” Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука – это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Индивидуальное занятие по постановке и дифференциации звука [С] Тема: “Звук [С]”. Цели: 1. Постановка и автоматизация звука [С]. 2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект НОД по дифференциации звуков [Ш] и [ Ж] «Белоснежка и гномы спешат на помощь!» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов содержащих звук –Ж и Ж Развивать фонематический слух Автоматизировать и дифференцировать.

Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня» Цель: – закреплять правильное произношения свистящих звуков. Задачи: – закреплять произношение свистящих звуков в чистоговорках, предложениях,.

Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Дифференциация звуков «С» — «Ш» в стихах

Дифференциация звуков «С» — «Ш» в стихах при помощи картинок помогает научить малышей различать и правильно произносить данные звуки в речи.

Читайте также:
Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

Данные стихи можно изучать детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Для того, чтобы малышам было интереснее заучивать стихотворные тексты к ним подобраны иллюстрации. Поэтому перед изучением рассмотрите картинку, проведите беседу по ней.

Так что такое дифференциация звуков «С» — «Ш»? Если говорить простым языком, то это различение и правильное произношение звуков. Все это необходимо не только для красивой правильной речи, но и для грамотного письма и чтения.

Развивая фонематический слух ребенка, вы помогаете ему хорошо учиться в школе. Ведь грамотность и быстрое чтение это уже 90 процентов успеха.

Занимаясь, все слова с данными звуками нужно произносить четко, правильно проговаривая звуки. Сначала в медленном темпе, затем ускоряясь. Обязательно необходимо объяснять малышу непонятные для него слова и выражения.

Дифференциацию звуков «С» — «Ш» в стихотворениях проводят после дифференциации в слогах, словах , словосочетаниях. На сайте Вы также найдете презентацию на дифференциацию звуков С — Ш.

Дифференциация звуков «С» — «Ш» в стихах при помощи картинок — отличный способ для развития связной речи. Используйте данный материал в своей работе.

Стихотворения на звук «С» — «Ш»:

Мышь с мышонком
Зашептала тихо мышь:
« Что ж, сыночек, ты не спишь?»
« Я дрожу,- сказал он мыши,-
Шум в лесу я страшный слышу».
« Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик»,- шепчет мышь.

Совы
На макушке старой ели,
На сухом суку сидели
Две подружки, две совы,
Две большие головы.

Ежик
Жил на опушке лесной
Ежик под старой сосной.
Шишки ходил собирать,
Что бы с ежонком играть.

Про мышей
В тишине шептали мышки,
Что мышата больше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке,
А не бегать за мышами,
Не шуршать бы камышами.
Но от шепота мышей
Вся у кошки встала шерсть.
Шевелит она ушами:
«Не пора ли за мышами?»
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.

Три старушки
Вышел мишка на опушку,
Там волшебная избушка,
Три веселые старушки
В ней с утра пекут ватрушки.
Тут из леса вышли лоси-
Угостить ватрушкой просят,
А за ними волк с лисой,
Ежик, белка и косой.
И у всех лесных зверюшек
По гостинцу для старушек.
Еж – лукошечко волнушек,
Белка им грибочки сушит,
Мишка — дров, бересты — лось,
Волк с лисой – пушнины воз,
А зайчишка — серый хвост-
Шерстяную шаль принес.
В шаль старушка нарядилась-
И в девчушку превратилась.

Пушок и снежок

Кот Пушок и пес Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пес -на солнышке лежал.

Дождливый день
Мокрая кошка на кресле лежит.
В будке промокшая Жучка дрожит.
Дождик, скорее все слезки пролей.
С солнышком нам и светлей и теплей.

Дождик
Шлепал дождь по свежим лужам,
И сейчас сидит простужен.
Дождик ножки посуши
Где-нибудь в лесной глуши.

Кошка у кассы
Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочек творожный.

Котенок
Котенок – чуть больше наперстка,
На брюшке — пушистая шерстка,
И рыжие с черным полоски
Со спинки уходят на хвостик.

Смешинка
Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Все-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то не беда.

Желтый жук
Желтый жук жужжит, бедняжка,
Что ему живется тяжко;
На березке, на осинке –
Западни из паутинки.

Лягушка Маша
Еж с еженком Пашей
В гости шел к лягушке,
А лягушка Маша
Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ежиков встречает.

Лягушкино брюшко

В камыше желтело брюшко
У лягушки у квакушки.
В шестером решили мушки
Жить под носом у старушки.
Доживали эти мушки
В желтом брюшке у лягушки.

Пастушок
Саша – лучший пастушок.
Он берет с собой рожок
Сумку из рогожки
С миской, сушкой, ложкой.

Нож ежа
Затупился нож ежа,
Плачет ежик без ножа.
Поточить ежовый нож
Попросил колючий еж
Заточили старый ножик,
Очень радовался ежик.

Жук и лягушка
Жук купил лягушке
Желтые подушки,
А жуку лягушка
Подарила сушки.
Спит теперь лягушка
На больших подушках,
А жучек и мушка
С медом съели сушки

Зайка
Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Не нашел он ни волнушки,
Ни горькушки ни серушки,
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.

Сороконожка
В «Пассаже» босоножки
Брала сороконожка-
На каждую на ножку
По желтой босоножке.
Еще взяла застежки
Детишкам на сапожки.
А нашей кошке Пушке –
Пуховые подушки.

Усы
У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?

Читайте также:
НОД по теме ‘Знакомство с республикой Армения’

Кошки
На окошке свесив ножки,
Целый день болтали кошки,
Что у рыжих ,у котов
Больше пышных нет хвостов;
Что ушли куда-то мыши,
А куда- никто не слышал;
Что с утра на лужах лед-
Позже солнышко встает;
И что ножки бедных кошек
Очень мерзнут без колошек.
Тяжела кошачья жизнь-
Спи, мурлыкай , ешь, лежи.

Лягушка

Весною лягушка сидит в камышах,
За мошкою смотрит она ,чуть дыша.
И только кувшинки в озерной глуши
Лягушкины вздохи услышат втиши.

Щенок и птичка
Щебечет птичка для щенка.
И черный нос дрожит, пока
Звенит пичужкин голосок,
Так нежен, чист и так высок!
Щенок в восторге: для него
Звучит такое волшебство!
О, никогда не сможет он
Нарушить песни этой звон.
И птичка рада: повстречала
Она любителя вокала.

Детский сад
Листья кружат, листопад.
В сад сестру приводит брат.
И в дожди и в снегопад
Мамы в сад с детьми спешат.

Весна в пути
Весна уж в пути – лежебока — снежок
Об солнечный лучик снежинки обжог.
От боли заплакал, ручьем убежал,
Подснежникам нежным он путь указал.
Весна уже ближе, уж скоро жара.
Ежихе с ежом вылезать уж пора.
Согрелся на солнце живот у ужа,
Жуки на лужайке жужжат и кружат.

Ежик
Спят и зайцы, спят и лисы,
Только ежик в лес пошел.
Красну ягодку и листик
На дорожке он нашел.
Дальше видит — что такое?-
В луже звездочка лежит.
Что за чудо голубое?
Надо листиком прикрыть.
Только утром под листочком
Ежик солнышко нашел.
Ничего-то он не понял,
Рассмеялся и ушел.

Ужи и жабы
Три доверчивых ужа
Пили чай у старых жаб.
Меж собой шептались жабы:
«Кабы съесть бы нам ужа бы!
Долго б сыты были мы,
И под кроною сосны
Мы б толстели, хорошели
И в густой траве кишели».
Их услышал старый уж
И подумал: « Что за чушь?
Мы б давно всех жаб поели,
Если б дружбы не жалели
И обиделись ужи,
И отдельно стали жить.
Жабы долго извинялись,
Но ужи не возвращались.

Дифференциация звуков «С» — «Ш» в стихах при помощи картинок помогает научить малышей различать и правильно произносить данные звуки в речи.

Слово педагога

Автор: Буровцева Екатерина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: авторская разработка
Тема: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для дифференциации свистящих и шипящих звуков в уcтной речи детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование

для дифференциации свистящих и

шипящих звуков в уcтной речи детей

старшего дошкольного возраста.

Учитель-логопед Буровцева Е.А.

Предисловие

Для уверенного, четкого, правильного произношения, а впоследствии и

грамотного письма, каждый вновь формируемый звук речи ребенок

должен отличать от близких по звучанию и артикуляции звуков. Таким

образом, помимо постановки и автоматизации звуков часто необходимы

упражнения на различение (дифференциацию) тех из них, которые

наиболее часто смешиваются детьми.

Смешение звуков может быть обусловлено:

– трудностями поиска и удержания необходимой для произнесения звука

– неверным восприятием на слух близких по звучанию звуков (при

отсутствии физического снижения слуха).

Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и

произнесения фонем необходимо уметь различать их на слух. В то же

время произношение влияет на слуховое восприятие звуков. Таким

произношения звуков и умения различать их на слух.

Часто смешиваются уже поставленные и отработанные звуки, поэтому

дифференциация звуков является необходимым этапом логопедических

звукобуквенного состава слов, формируют мыслительные операции

противопоставления и помогают контролировать свою речь.

Данное пособие представляет собой сборник заданий для

дифференциации звуков, смешиваемых детьми, выполнение которых

может проводиться как на коррекционном занятии с логопедом так и дома

с родителями. Комплект состоит из четырех сборников:

«УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Р-Л-Рь-Ль». Рабочая тетрадь для

дифференциации сонорных звуков в уcтной речи детей старшего

«УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ С-Ш-З-Ж». Рабочая тетрадь для

дифференциации свистящих и шипящих звуков в уcтной речи детей

старшего дошкольного возраста.

«УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Б-П, Д-Т». Рабочая тетрадь для

дифференциации звонких и глухих согласных звуков в уcтной речи детей

старшего дошкольного возраста.

Преимущество данных тетрадей заключается в том, что они

представляют собой готовый комплект игр и упражнений для закрепления

правильного произношения смешиваемых в речи звуков. Родителям и

логопеду не нужно переписывать задания, подбирать и наклеивать

картинки. Таким образом, цель данного пособия – помочь логопеду

спланировать коррекционную работу и привлечь родителей к выполнению

полученные на логопедических занятиях навыки. Представленный речевой

и картинный материал ориентирован на детей 6-8 лет.

Материал пособий подобран с соблюдением дидактических принципов

доступности, небольшого объема и наглядности и учетом традиционного

порядка автоматизации и дифференциации звуков: последовательно, «от

простого к сложному».

Каждое задание – набор упражнений и игр для закрепления правильного

произношения звуков в речи:

– Речевой материал для отраженного проговаривания ребенком вслед за

Читайте также:
Логопедическая работа над повествовательным предложением

– Речевые игры, способствующая развитию фонематического восприятия

и/или совершенствованию лексико-грамматических компетенций.

– Скороговорки, чистоговорки, рифмовки, четверостишия, доступные для

ребенка на данном этапе коррекционной работы.

В каждом задании предлагается картинный материал, который не только

несет функцию наглядности и повышает интерес ребенка к занятиям, но и

способствует развитию графомоторных навыков.

Задания пронумерованы. Однако учитель-логопед, исходя из

возможностей ребенка и этапа логопедической работы, может выбирать

задание, не придерживаясь порядка нумерации.

Комплект рабочих логопедических тетрадей предназначен для

логопедов и родителей, чьи дети занимаются с логопедом.

Дифференциация С-Ш

Игра «Качели» (повтори звуки парами):

С (язык вниз, рука вниз) – Ш (язык вверх, рука вверх)

Ш (язык вверх, рука вверх) – С (язык вниз, рука вниз)

Игра «Путаница» (повтори цепочки слогов):

Материал на различение шипящих и свистящих звуков ш – ж, ш – с, ж – з, ч- с, ч-ц, ч-щ, щ-с (сь)

Различение звуков ш—ж

• Предложите ребенку повторить слоги: ша—жа, шо—жо, шу—жу, ши—жи, ше—же, аша—ажа, ашо—ажо, ашу—ежу, аши—ажи, аше—аже.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ш] и [ж] в начале и середине слова: шайба—жаба, жук—шуба, ужи—уши, кошка—ежик и др. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, чередуя произнесение слов со звуками [ш] и [ж]. Обратите внимание на правильность произнесения звуков.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

жа-жа-жа — прилетели два чижа,

жа-жа-жа—у нас нет ножа,

шу-шу-шу—я значок ношу,

шу-шу-шу—свежим воздухом дышу,

жу-жу-жу—я жука в руке держу,

ше-ше-ше—живем мы в шалаше,

же-же-же — света нет на этаже,

ша-ша-ша— поймали мы мыша,

жи-жи-жи—у нас живут чижи.

• Предложите ребенку повторить чистоговорки, пословицы, поговорки; отгадать загадки, выучите с ним стихотворение.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Обожгли мошки об огонь ножки.

Кто ходит больше, тот живет дольше.

Лежа хлеба не добудешь.

Шуба лежит, а шкура дрожит.

Нам нужны иголки для шитья.

А кому для житья?

Шагаешь — впереди лежит.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Различение звуков ш—с

• Предложите ребенку повторить слоги: ша —са, шо — со, шу — су, ши — си, ше —се, аш —ас, ош —ос, уш —ус, иш — ис, еш —ес, аша —аса, ашо —асо, ашу—асу,аши—аси, аше —асе, оша —оса, ошо —осо, ошу —осу, оши —оси, оше — осе, уша — уса.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] и [ш] в начале, середине и в конце слова: санки —школа, кукушка —колесо, нос —мышь; солнышко, сушки, старушка, шесть. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [с] и [ш]. Обратите внимание на правильность произношения звуков.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ша-ша-ша —купаем голыша,

аш-аш-аш—в лесу стоит шалаш,

ас-ас-ас — мы пьем холодный квас,

шо-шо-шо—поют дети хорошо,

со-со-со—на дороге колесо,

ош-ош-ош —Буратино дали грош,

шу-шу-шу—я письмо пишу,

ос-ос-ос — починили пылесос, с

уш-уш-уш — в саду много груш,

ус-ус-ус — на ленте много бус,

си-си-си—мы ехали в такси,

ыш-ыш-ыш—крепко спит малыш,

ше-ше-ше — собака в шалаше,

се-се-се—машина на шоссе,

ис-ис-ис—хорошо поет Борис.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

кто водит машину? (Шофер.)

Кто шьет сапоги? (Сапожник.)

Кто водит электропоезда? (Машинист.)

Кто прыгает с самолета на парашюте? (Парашютист.)

Кто играет в шахматы (в шашки)? (Шахматист, шашист.)

• Попросите ребенка повторить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, отгадать загадки, выучите с ним стихи:

Мишки собирают шишки.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Слишком много ножек у сороконожек.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Палкой Саша шишки сшиб.

Купили Саше сушку?

Купили Саше сушку.

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Без косы и сена не накосишь.

Маслом кашу не испортишь.

Знай, кошка, свое лукошко.

Кошке игрушки, а мышке слезки.

Как постелешь, так и поспишь.

Суши сено, пока солнце светит.

Скажешь—не воротишь, напишешь—не сотрешь, отрубишь—не приставишь.

Сидит на крыше всех выше.

Не смотрел в окошко —

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко —

Там второй Антошка!

Что это за окошко?

Куда смотрел Антошка?

Сидит на ложке, свесивши ножки.

В тесной избушке Ткут холст старушки.

А в угол спать ходит.

Паровоз Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

Самого не видно,

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Шишки-мышки

Жили-были на сосне две серьезных шишки;

Жили-были под сосной две веселых мышки.

И кричали мышки: «Эй, спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас только понаслышке!»

Удивлялись шишки: «Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть здесь, на нашей вышке?

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД

Лучше мы вас пригласим,

Пудель

Не спеша идет старушка.

Рядом с ней шагают стружки.

Да, охапка черных стружек,

Только это лишь снаружи.

А попробуй тронь старушку:

Вот тогда узнают люди,

Черепаха

• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Старшая сестра

У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа

катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолеты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.

Вопросы: как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

Различение звуков ж—з

• Предложите ребенку повторить слоги: жа —за, жо —зо, жу — зу, жи — зи, же — зе, ажа —аза, ажо —азо, ажу —азу, ажи — ази, аже — азе, ожа — оза, ожо — озо.

• Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [ж] и [з] ([з’]) в начале и середине слова: журнал—звездочка, козленок—медвежонок; зеленые желуди. Предложите ребенку назвать предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуком [ж] и звуком [з] ([з’]). Обратите внимание на правильность произнесения звуков.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

жа-жа-жа—иголки у ежа,

жа-жа-жа — на льдине два моржа,

жу-жу-жу—в садик я хожу,

зу-зу-зу—купаемся в тазу,

жу-жу-жу—по лесу брожу,

же-же-же—мы выросли уже,

зу-зу-зу—мы живем внизу,

зе-зе-зе—дай воды козе,

жи-жи-жи — ползают ужи,

зи-зи-зи—на повороте тормози,

зы-зы-зы—спрятались мы от грозы.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

как называют человека, который разводит животных? (Животновод.)

Как называют человека, который работает на железной дороге? (Железнодорожник.)

• Предложите ребенку повторить чистоговорки, поговорки, отгадайте загадки. Выучите с ним стихотворение:

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Железный замок заржавел, заржавел железный замок.

На живом все заживет.

Конь бежит, земля дрожит.

Зимой на земле лежал,

Весной в реку побежал.

Говорит без языка,

Никто его не видит,

Кто его раздевает —

От жалости слезы проливает.

Я с трудом Его поймала.

Быть хозяйкой Нелегко!

• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Ежик и змея

Жил в лесу ежик с ежихой и ежатами. Летом они ловили мошек, жуков и букашек. На зиму ежик заготовлял еду и прятал ее под старую корягу. Однажды в жилище к ежу заползла ядовитая змея. Ежик решил прогнать змею. Змея попыталась укусить ежика, но ежик ловко схватил ее за горло и загрыз.

Вопросы: с кем жил в лесу ежик? Что делали ежик, ежиха и ежата летом? Что заготовлял ежик на зиму? Куда заползла змея? Что решил сделать ежик? Кого хотела укусить змея? Что сделал ежик со змеей?

Различение звуков ч—щ

• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ща, чу—щу, чи—щи, че—ще, ач—ащ, уч—ущ, ич — ищ, еч—ещ, ача—аща, ачу—ащу, ачи—ащи, аче—аще, уча—уща.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ч’] и [щ’] в начале, середине и в конце слова: Чебурашка — щит, щепка —чемодан, ящик—ключи, меч —плащ; почтовый ящик. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [ч’] и [щ’]. Обратите внимание на правильность их произношения.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ча-ча-ча—Кате вызвали врача,

чи-чи-чи—огонь горит в печи,

ща-ща-ща—тащи скорей леща,

чу-чу-чу—я на коне скачу,

ач-ач-ач—девочка, не плачь,

щу-щу-щу—трещоткой я трещу,

ащ-ащ-ащ—у Коли новый плащ,

че-че-че — ворона на плече,

еч-еч-еч—надо сад беречь,

ще-ще-ще — нам тепло в плаще,

ещ-ещ-ещ—укусил нас клещ.

• Предложите ребенку ответить на вопросы: кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто точит ножи и ножницы? (Точильщик.)

Кто чистит обувь? (Чистильщик.)

Различение звуков ч—с (сь)

• Попросите ребенка повторить слоги: ча —са, чо — со, чу—су, чи—си, че—се, ач—ас, оч—ос, уч—ус, ич—ис, еч—ес, ача—аса, ачо—асо, ачу—асу, ачи—оси, аче—асе, оча—оса, очу—осу.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч], и звук [с] ([с’]), например: часы, сачок, ласточка, песочница, косичка, расческа, синичка. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения этих звуков, на чистоту произнесения слов.

• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:

ча-ча-ча —не горит свеча,

че-че-че — грач на каланче,

са-са-са—у норы лиса,

се-се-се—мы едем по шоссе,

чо-чо-чо — вывихнул плечо,

ач-ач-ач — спит на сосне грач,

со-со-со — сломали колесо,

ас-ас-ас — продается квас,

чу-чу-чу—я по столу стучу,

оч-оч-оч — наступила ночь,

су-су-су—сова кричит в лесу,

ос-ос-ос —на веранде много ос,

чи-чи-чи—на дубу грачи,

ич-ич-ич—разбили мы кирпич,

си-си-си — свет скорей гаси,

Читайте также:
Литературная викторина по сказкам русских писателей

ис-ис-ис — купила мама рис.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

кто носит почту? (Почтальон.)

Кто выращивает цветы? (Садовник.)

Кто чистит трубы? (Трубочист.)

• Попросите ребенка повторить скороговорку, пословицы, поговорки, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Слышу, лиса, про твои чудеса.

Чистые сапоги быстрее ходят.

У врача лечись, у умного учись.

Час от часу не легче.

Хочешь есть калачи —так не сиди на печи.

Нет в ней ни сучочка.

Ключик, ключик, родничок,

Чей-то круглый кулачок Звонко бьет со дна.

Ухнул филин — и молчок.

Ночь в лесу давно.

Только светит светлячок

Всем, кому темно.

Интересней нет усов,

Чем у часиков-часов.

Посмотри —один короче,

А другой длинней чуть-чуть,

Друг за другом дни и ночи

Совершают долгий путь.

• Прочтите ребенку рассказ и предложите сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

Часовщик

К часовщику принесли старые часы. Часовщик осмотрел их, затем смазал механизм часов маслом, почистил циферблат щеточкой. Пинцетом он вынул испорченную пружину и заменил ее новой. После ремонта часы точно показывали время.

Вопросы: к кому принесли часы? Что сделал часовщик с механизмом часов и циферблатом? Что сделал часовщик с испорченной пружиной? Как показывали часы время после ремонта?

Различение звуков ч—ц

• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ца, чо—цо, чу—цу, чи —ци, че —це, ач —ац, оч —оц, уч —уц, ич —иц, еч—ец, ача—аца, ачо —ацо, ачу—ацу, ачи—аци, аче —аце, оча — оца, очо — оцо.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч’], и звук [ц], например, волчица, цепочка, учительница. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения звуков и слов.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ча-ча-ча — каша горяча,

цу-цу-цу—зерен дай птенцу,

ца-ца-ца—мы видели скворца,

чи-чи-чи — играют скрипачи,

чо-чо-чо—я ушиб плечо,

цы-цы-цы —в сумке огурцы,

цо-цо-цо — новое кольцо,

еч-еч-еч — затопили печь,

ец-ец-ец—Андрей у нас борец.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

кто учит детей в школе? (Учительница.)

Кто ухаживает за птицей? (Птичница.)

• Предложите ребенку повторить чистоговорку, скороговорку, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

Два братца через дорожку живут,

А никогда не видятся.

Под одной шляпкой стоят.

Пчела

Свой рабочий день пчела.

Облетела все цветы,

Чтобы мед отведал ты.

Одуванчик

В беленькое платьице —

Различение звуков щ—с (сь)

• Предложите ребенку повторить слоги: ща—са, щу—су, щи—си, ще—се, ща—ся, щу—сю, ащ—ас, ощ—ос, ущ—ус, ищ —ис, ещ—ос, ащ—ась, ощ—ось, ущ—усь, ищ—цсь, ещ—есь, аща—аса, аща—ася, ащу—асю, ащи—аси.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [щ’] и [с] ([с’]) в начале, середине и в конце слова: щетка—селедка, беседка—прищепка, гусь—лещ. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [щ’] и [с] ([с’]). Обратите внимание на правильность их произношения.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ща-ща-ща — не боимся мы клеща,

щи-щи-щи — собери щавель на щи,

си-си-си —вещи выноси,

ся-ся-ся — поймали карася,

ащ-ащ-ащ — носим мы весною плащ,

щу-щу-щу—щуку я тащу,

ас-ас-ас — идем мы в первый класс,

сю-сю-сю — мы съели кашу всю,

ще-ще-ще — сметаны нет в борще,

ещ-ещ-ещ—попался в сети лещ,

се-се-се— прищемили хвост лисе,

есь-есь-есь — обед мы съели весь.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

кто вставляет стекла? (Стекольщик.)

Кто помогает носить вещи на вокзале? (Носильщик.)

• Предложите ребенку повторить пословицы, поговорку. Выучите с ним загадки, стихотворение:

Всякому овощу свое время.

Всякой вещи свое место.

Лес рубят—щепки летят.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище.

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

. Под лавкой скулит

Он очень грустит,

Он совсем одинок;

С Наташей гулять,

Он лает и скачет,

Щенка не узнать.

Дифференциация звуков С-Ш.

Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков

Подберите упражнения , необходимые для постановки “ р “.

1. Под языком быстрыми колебательными движениями двигать ватной палочкой, ребёнок при этом произносит да или тж.

2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

3 «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

4. Постановка Р из межзубного положения.

• Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

Читайте также:
Организация и содержание работы по развитию лексической сочетаемости слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

5. “Автомат”: губы в улыбке, зубы соединены, часто произносить Д-Д-Д.

6. “Протолкни язычок”: то же положение, только язык проталкивать сквозь сомкнутые зубы с усилием. 5-7 раз.

7. «Пылесос»- пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

8. Упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

дыдыдыдыдыды. адыдыадыды. тыдытыдытыды.

дыдадыдадыда. адыдаадыда. тыдытыдытыды.

дыдодыдодыдо. адыдоадыдо. тыдотыдотыдо.

9. “Болтушка (или “Индюк”): высунутый широкий язык на звуке А выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу . В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации Р. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

10. Ребенок произносит звук Ж, длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончк языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

11. Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу (“Грибок”)

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша ша-са са-ша-ша

сы-ши ши-сы СЫ-ши-ШИ

сэ-ше ше-сэ сэ-ше-ше

со-шо шо-со со-шо-шо

су-шу шу-су су-шу-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный. Писать — решать Коса — каша

Лиса — Миша Шалаш — салат

Кусок мешок Сила —шило

Носок —пушок Каска— кашка

Сумка —шутка Маска —Машка

Крыса— крыша Миска— мишка

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

На лугу горошек, кашка,

А кувшинки у реки,

Вдоль дорог цветут ромашки,

А на поле — васильки.

Колокольчик на опушке

Мне кивает головой.

Колокольчик на опушке

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла

Не смотрите, что мала.

Я песком посыплю густо

Всю дорожку у ворот,

А ещё ступеньки, спуски,

Потому что — гололёд.

Дед Мороз принёс подарки:

Шашки, шахматы и марки,

Кукол, мишек и машины,

Две хлопушки и пингвина,

И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

Намою ладошку лист похож у клёна,

Осенью — оранжевый, летом он зелёный.

Словно перышки, листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана — словно опахала,

Было листьев очень много летом,

Осенью их очень мало стало.

Самый первый день весны,

На опушке, у сосны,

Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

Рукав не дошила.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

БЕЛКА СМЕЛКА Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки

Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на носочках.

Шишки сбила, шишки ела Поочерёдно подносят руки ко рту.

Шишки ела, нам велела.

А мы шишек не едим, Бегут по кругу.

Белке смелке отдадим. Останавливаются, делают бросательные движения.

Вот на ветках, посмотри По четыре хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири по четыре наклона головы. Распушили перышки, На первое слово частые потряхивания руками,

Читайте также:
Развитие зрительного восприятия образа буквы А

Греются на солнышке. — Головой вертят, на второе – хлопок по бокам

Улететь хотят! По два поворота головы на каждую строку

Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками

За метелью! За метелью!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3]-[Ж]

Проговаривать слоги, учиться различать звуки [3], [Ж].

за-жа жа –за за-жа-жа

зы-жи жи -зы зы-жи-жи

зе-же же-зэ зе-же-же

зо-жо жо-зо зо-жо-жо

зу-жу жу-зу зу-жу-жу

Проговаривать слова, учиться различать звуки [3], [Ж].

Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать Звук — жук Зал — пожар

Роза — рожа Коза — кожа

Лиза — лыжа Гроза — дрожать

Лизать — держать Тазы — ужи

Сказать — бежать Корзинка —пружинка

Разный — бумажный Резвый — нежный

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [3], [Ж].

Возле лужи — зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

Выучить стихотворение, учиться различать звуки [3], [Ж]

К нам приходите,

Ближе к подушке.

Тихий и кроткий.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [3]-[Ж].

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

Отработав произношение звуков [3] и [Ж] в словах, провести подвижную игру.

Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.

Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.

Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.

Зря в окошко не стучи Четыре прыжка на левой ноге.

Брызни в поле пуще: Четыре прыжка на правой ноге.

Станет травка гуще!. Потянуться , руки вверх.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[3]-[Ш]-[Ж]

Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].

са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша

сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши

сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше

со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо

су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].

Сани — залы — шарик — жало

Суп — зуб — шут — жук

Сом — зонт — шов — жор

Лиса — Лиза — Луша—лыжа

Пасу — козу — укушу — вяжу

Носок — возок — мешок — снежок

Учимся различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж] в предложениях.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж]в словах.

Носит красный гребешок,

На сапожках шпоры,

На хвосте узоры.

Вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

Петушок в сапожках

Курочка в серёжках

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж] в словах.

Кукует кукушка в лесу, на опушке,

В болоте, за кочкою спорят лягушки,

В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

В ночном возле речки заржал жеребёнок.

В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

Сынишке поёт колыбельную мама.

И глазки закрыл непослушный сынишка,

И выпал из рук его плюшевый мишка.

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Тёмный лес что шапкой

И заснул под нею

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы.

И зима настала. (И.Суриков)

На что похожи лёгкие снежинки?

Ответить сложно, я скажу вам прямо.

На звёздочки, на искорки, на льдинки

И на салфетку, что связала мама.

Не пускают в гости Настю.

На дворе с утра ненастье.

Дождь косой стучит в окно,

Даже днём уже темно.

На газонах грязь и лужи,

Ветер в лужах листья кружит.

За зимой весна, за летом осень,

Отзвенит капель, придёт жара,

А потом деревья листья сбросят,

И наступит снежная пора.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж].

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок. (по В.Бианки)

Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали. (по Г. Скребицкому)

Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна — в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,— сказала Жанна.

Читайте также:
Автоматизация звука (Щ) - конспект

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.

Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,

Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.

Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,

5. Какие виды работ возможны для развития фонематического восприятия?

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

*На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау – 1ый а; 2ой – у).

*Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

*Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.

*Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

*Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

*Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

Речь ребёнка: постановка свистящих и шипящих звуков

Один из частых случаев нарушения речи у детей – это недостаток произношения свистящих и шипящих звуков. Как помочь ребёнку превратить Сасу в Сашу, а Шоню в Соню – читайте в статье. Бонусом – 10 полезных книг для автоматизации звуков.

В иктор Драгунский написал забавный рассказ «Заколдованная буква». Трое друзей Алёнка, Мишка и автор (в детстве) увидели, как грузовик привёз во двор ёлку. Девочка восторженно воскликнула: «Смотрите, а на ёлке сыски висят». Мальчишки засмеялись – Алёнка обиделась, стала оправдываться, что зуб вывалился, поэтому она и говорит «сыски». На что Мишка ей ответил: «У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!» Ребята стали спорить до слёз, кто прав.

Автор рассказа, глядя на них, долго смеялся. По дороге домой он думал: почему друзья спорили, ведь слово простое: «Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки

Ребята, конечно, правильно говорили, просто перепутали некоторые звуки. Пожалуй, многие родители тоже замечали, что их малыши заменяют свистящие на шипящие (шанки – санки) и наоборот (сыски – шишки). Такой недостаток произношения свистящих (С-С’, З-З’, Ц) и шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизм.

Обе группы звуков появляются к 4-5 годам. Шипящие считаются более сложными по артикуляции звуками, и ставятся после свистящих. Исправлением произношения занимается логопед. Но любые занятия со специалистом подкрепляются дома. В этой статье мы расскажем о важных шагах, которые помогут ребёнку быстрее расколдовать С и Ш.

Свистящие звуки: с чего начать постановку

Обычно постановка звуков начинается с фонемы С. Первый этап подготовительный. Ребёнку нужно показать картинку со звуком. Можно нарисовать эту фонему, слепить, смастерить из подручных материалов. Объяснить, как язык располагается во время произношения С (кончик упирается в нижние зубы). Желательно не говорить, что вы учите именно звук С, лучше называть фонему, например, «холодный ветер». Дальше проводится артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков (упражнения Л.А. Комаровой)

  1. «Улыбка» – растянуть губы в улыбке и удерживать в таком положении. Зубы не видны.
  2. «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Зафиксировать положение губ на несколько секунд.
  3. «Птенчик» – широко открыть рот. Язык лежит во рту спокойно.
  4. «Наказать непослушный язычок» – приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить «пя-пя-пя…».
  5. «Лопатка» – расслабленный язык положить на нижнюю губу. Заносить «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
  6. «Трубочка» – высунуть язык и постараться загнуть его края вверх, чтобы получилась «трубочка». Подуть в «трубочку».
  7. «Варенье» – медленно облизать языком верхнюю губу, потом нижнюю по кругу.
  8. «Чистим зубы» – кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны (слева направо, сверху вниз). Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
  9. «Часики» – открыть рот, уголки растянуты. Кончик языка перемещается вправо – влево.
  10. «Змейка» – узким языком пытаться «укусить» ладонь, подставленную перед ртом. Язык выдвигается вперёд и убирается обратно. Важно не касаться губ и зубов.
  11. «Конфета» – губы сомкнуты. Язык упирается по очереди то в левую щёку изнутри, то в правую.
  12. «Футбол» – на столе соорудить ворота из кубиков, положить ватный шарик перед ребёнком. Широкий язык лежит на нижней губе. Со звуком Ф подуть на язык, стараясь сдвинуть ватный шарик. Следить, чтобы щёки не надувались.
Читайте также:
Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Способы постановки звука С

Хорошо поставленный звук С позволяет быстро исправить произношение З и Ц, а также шипящих фонем. Чтобы получить С, нужно упереться кончиком языка в нижние зубы, губы растянуть в улыбке и подуть. Если приблизить ладонь тыльной стороной ко рту, то чувствуется холодный поток воздуха («холодный ветер»).

Первый способ постановки звука – по подражанию. Перед зеркалом предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы («заборчик») и подуть на «заборчик». Язычок лежит внизу. Также можно представить, что вы качаете насосом колёса машины. Изображайте вместе с ребёнком будто качаете шины и произносите «с-с-с».

Если по подражанию не удаётся поставить звук, то пробуем механический способ. Тут поможет палочка для роллов, ватная палочка или палец ребёнка (естественно, заранее нужно помыть руки). Просим малыша открыть рот. Обратите внимание на язык: иногда спинка выгнута вверх. Аккуратно придавите язычок палочкой или пальцем малыша, чтобы получился желобок, через который должен проходить воздух. Малыш прикрывает рот, при этом сохраняет губы в улыбке, старается дуть. Получается «с-с-с». Какое-то время ребёнок может придавливать язык пальцем, пока не научится удерживать правильную артикуляционную позу.

Автоматизация С

После закрепления отдельного звука С, начинается этап автоматизации фонемы в речи ребёнка. Для всех звуков автоматизация идёт по одной схеме:

  • в прямых слогах (са, со, су);
  • в интервокальной позиции (аса, осо, усу);
  • в обратных слогах (ас, ос, ус);
  • со стечением согласных (ста, сто, сту);
  • в словах (звук в начале слова, в середине и в конце: сад, оса, пас);
  • в предложениях (Соня катается на санках);
  • в стихах и чистоговорках (Са-са-са – вот летит оса);
  • в спонтанной речи (пересказ текста, описание картинки).

При успешной постановке С, получить звук З несложно: нужно «подключить» связки. Предложите ребёнку «позвенеть» как комарик. Поднимите указательный палец вверх, делайте вращательные движения и издавайте звон «з-з-з». Важно показать малышу отличие С и З. Прислоните ладонь ребёнка к своему горлу и произнесите «с-с-с» – горло спокойное. А теперь скажите «з-з-з» – горло дрожит. Пусть ребёнок проделает то же самое на себе.

Для звука Ц нужны две фонемы Т и С. Для начала просим малыша говорить «т-с, т-с, т-с» и постепенно наращивать скорость произнесения, пока не получится Ц.

Каждый поставленный звук отрабатывается по схеме, описанной выше. После учим ребёнка произносить мягкие фонемы (С’, З’). Когда свистящие закрепились в речи малыша, приступаем к постановке шипящих.

Шипящие звуки: с чего начать постановку

Показываем ребёнку карточку со звуком Ш, рисуем фонему, объясняем, как располагается язычок: теперь он находится вверху, края плотно прижимаются к коренным зубам. Вместо фразы «звук Ш» лучше говорить «тёплый ветер», «змейка шипит», «надуваем шарик».

  1. «Чашечка» – рот открыт. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Среднюю часть языка прогнуть, а боковые края загнуть кверху. Получается чашечка. Заносим «чашечку» во внутрь и выносим обратно. Так несколько раз.
  2. «Лошадка» – «приклеить» язычок к нёбу. Таким образом подъязычная уздечка растягивается. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. С щелчком «отклеиваем» язычок – «лошадка» цокает.
  3. «Грибок» – «приклеить» язык к нёбу, широко раскрыть рот. Удерживать такое положение несколько секунд.
  4. «Гармошка» – сделать «грибок». Только теперь открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Язык держать «приклеенным» к нёбу, губы – в улыбке.
  5. «Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. «Погреем ладошки» – представьте, что руки замёрзли на морозе. Рот открыть, губы вытянуть вперёд, выдыхать «х-х-х», согревая ладони.
  6. «Бублик» – рот приоткрыт, вытянуть губы немного вперёд и округлить.

Способы постановки звука Ш

Перед зеркалом просим малыша подуть на ладонь холодным ветром. Теперь предложите ребёнку поднять язык «чашечкой» за верхние зубы на альвеолы и снова попробовать сказать «с-с-с». В таком положении языка послышится «ш-ш-ш». Если не выходит, то можно зажать зубами палочку для роллов (язык должен лежать на палочке, а не под ней) и подуть. Или чистым пальцем придерживать язык наверху. Важно объяснить малышу, что широкий язык должен быть за верхними зубками – тогда «змейка зашипит».

После успешного закрепления Ш, звук Ж получаем так же, как и фонему З. Кладём ладонь на горло и просим ребёнка сравнить шипение и жужжание: «ш-ш-ш» – горло спокойно, «ж-ж-ж» – горло дрожит.

Чтобы получить Ч, попросите малыша произносить мягкий «т’-т’-т’» и аккуратно отведите его язык немного вглубь рта с помощью ложки/ватной палочки/чистого пальца. Звук Щ должен появиться автоматически. Закрепляем каждую фонему по схеме, учим ребёнка не путать свистящие и шипящие. Для этого подойдёт разучивание стихов, где встречаются оба вида звуков, и игры на дифференциацию фонем.

Читайте также:
Звук и буква С - конспект для детей с ФФНР

10 книг для автоматизации звуков

  • «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи», Н.С. Жукова.
  • «Альбом дошкольника. Автоматизация звуков в игровых упражнениях», Л.А. Комарова.
  • «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Е.А. Азова, О.О. Чернова.
  • «Правильно произносим звуки. Логопедический альбом для детей 4-8 лет», Т.А. Ткаченко.
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», Ю.Б. Жихарева-Норкина.
  • «Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет», З.Т. Бобылева.
  • «Говорю правильно», дидактический материал О.Е. Громовой.
  • «Говорим правильно. Игры на развитие речи», Э.М. Курицына, Л.А. Тараева.
  • «Альбом для автоматизации произношения звука», О.И. Лазаренко.
  • «Логопедический альбом. Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина

Полезные материалы

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Материал для автоматизации свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Медведкова Н.Г., учитель-логопед, МБДОУ “Детский сад №1 “Пчелка”.

Материал объединен в удобные для работы карточки, которые могут быть использованы на индивидуальном занятии по коррекции звукопроизношения, как домашние задания для закрепления материала. Материал собран из различных источников. Спасибо авторам.

  1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
  2. Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно)
  3. Автоматизация звука С в слогах.

СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СА-СЫ

СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СА-СЫ-СА

СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СА-СА

Автоматизация звука С в словах.

СА-СА-СА- сад, сам, сады, сало, сани, Саня, сапоги, салат, сайка, самокат, салют, сабля, сальто, самолет, салфетка, колеса, оса, коса, лиса, досада, касса, масса, писать, кусать, усатый, полоса, колбаса.

СЫ-СЫ-СЫ- сын, сыпь, сытый, сынок, сыпать, сыт, сыч, усы, осы, бусы, косы, полосы, весы, носы, босые, косынка, посылка, посылать, выписывать.

  • Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
  • СА-СА-СА – вот летит оса.

    СА-СА-СА – в кустах лиса.

    СЫ-СЫ-СЫ – нет осы.

    СЫ-СЫ-СЫ – вот автобусы.

    6. Назови картинки, в названии которых слышится звук С.

    «Картинки для автоматизации звука [с].»
    Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

    1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).

    1. Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно)
    2. Автоматизация звука С в слогах.

    СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СА-СО-СУ-СЫ

    СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СО-СУ-СЫ-СА

    СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СУ-СЫ-СА-СО

    Автоматизация звука С в словах.

    СО-СО-СО – сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, песок, волосок.

    СУ-СУ-СУ – суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, сумма, сукно, суметь, сундук, несу, вынесу, досуг, косуля, пасу, посуда, несут, плясун.

    Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

    СО-СО-СО – вот колесо.

    СО-СО-СО – у Сони колесо.

    СУ-СУ-СУ – вижу я осу.

    СУ-СУ-СУ – книгу я несу.

  • Домашнее задание:
  • – наклей картинки (или нарисуй) и назови их:

    Лиса, коса, оса, самокат, сани.

    Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода.

    Носы, весы, косы, автобусы.

    1. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: в 9 вып.: вып.7. Звуки Ш, Ж — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
    2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. — СПб.: Издательство “Лань”, 1999.— 112 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература)
    3. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 64 с: ил. — (Программа “Я—человек”). — (“Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу “Воспитание школьников”; Вып. 134)
    4. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 240 с.
    5. Смирнова Л.Н. Логопедия.Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей / Смирнова,Людмила Николаевна. – М. : Мозаика-синтез, 2004. – 56 с. – (Библиотека воспитателя)
    6. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
    7. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ] : логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб. : Каро, 2006. – 95 с
    8. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.-М.: “Гном-Пресс”,1999.-136с.
    9. Косинова Е.М. Домашний логопед.-М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”,2009.-120с
    10. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2008. — 248 с.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: