Домашние задания логопеда по лексической теме: Ягоды, лес, сад

Логопедические задания по лексической теме «Ягоды»

Алёна Антипина
Логопедические задания по лексической теме «Ягоды»

1. Что это? Назови одним словом: малина, клубника, черника, брусника

2. Отгадай загадки:

Эту ягодку найдете ее в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка, красненькая. (Клюква)

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

3. Выучи стихотворение:

Я знаю, бывает смородина разной.

Черной бывает, и белой, и красной.

Крыжовник колючий и полосатый.

Но кто-нибудь ягоду видел усатой?

Трудно поверить в подобную чушь,

Только вдруг мама Сказала: ” Илюш!

Ножницы где? Подстригать помоги-ка.

Видишь, Усы отрастила клубника!”

4. «Назови блюда» (образование относительных прилагательных)

Сок из смородины – смородиновый сок

Варенье из клюквы – клюквенное варенье

Начинка для пирога из клубники – клубничная начинка

Пюре из брусники – брусничное пюре

Повидло из черники – черничное повидло

Джем из земляники – земляничный джем

Компот из малины – малиновый компот

Мусс из ежевики – ежевичный мусс

5. «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных существительных)

6. «Четвёртый лишний» (объясни почему)

-малина, мухомор, черника, клубника

-маслята, опята, грузди, ежевика

-виноград, слива, клубника, абрикос

7. Составь предложения, используя картинки и слова.

собирает, девочка, и, корзинку, в, ягоды, грибы

у, грядке, на, выросла, бабушка, клубника

Мальчик, сладкую, ест, малина

из, компот, сварила, и., ягоды, мама

8. «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)

Земля (земляника, землица, земляной, земелька, землянка)

Чёрный (черника, чернеть, чернота, черныш)

9. Послушай рассказ. Перескажи его. В лесу.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

10. Составь описательный рассказ о клюкве, или чернике.

Это черника. Она чёрного цвета. По размеру она маленькая. Черника запаха не имеет. Цветёт черника в мае, в начале июня. Растение черники состоит из: стебля, листьев, ягод, корней. Растёт черника в лесу. Из черники можно приготовить: варенье, компот, повидло, джем.

11. Составь рассказ – сравнение про ягоды: малина – ежевика, или клубника –земляника (на выбор) (сходство – отличия)

Образец рассказа о клубнике и земляники

Это клубника и земляника. Они похожи тем, что это ягоды. Эти ягоды красного цвета. Ещё они похожи тем, что они вкусные, сладкие. У этих ягод одинаковое строение растения: есть стебель, листья, ягоды, цветы, корни.

Отличаются они тем, что клубника большая, а земляника маленькая. Ещё они отличаются тем, что клубника растёт в саду, у человека. Её выращивает человек. Земляника растёт в лесу.

Для чего нужны домашние логопедические задания? Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. Л. С. Выготский писал: «Подготовить.

Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

Изготовление своими руками наглядного материала к теме «Ягоды» Цель: создание доступных для понимания и эстетически привлекательных образов для более качественного освоения материла детьми дошкольного.

Подборка загадок по лексической теме «Космос» *** Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин) *** Звездолет — стальная птица,.

Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель – В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.

Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи» Практические задания к семинару Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры. Задание№1 Прочитайте текст, и.

Презентация по лексической теме «Мебель» Проект «Мебель для кукольного домика» Проект по лексической теме «Мебель» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети.

Проект «Вкусное лето» по теме «Ягоды» Проект «ВКУСНОЕ ЛЕТО» Паспорт проекта Актуальность: В ходе бесед с детьми о садовых ягодах выяснилось, что некоторые дети в недостаточной.

Читайте также:
Конспект НОД по логоритмике

Сценарий развлечения по лексической теме «Одежда» МКОУ «Детский дом-школа №95» Сценарий развлечения по лексической теме “Одежда” средняя группа Составила: Воспитатель Рябчикова И. А.

Уголок по лексической теме «Транспорт» Уголок традиционно играет важную роль в работе с дошкольниками. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт», расположенный.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “Лес. Грибы. Ягоды.”

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: – образовывать множественное число существительных;
– учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;

1 . Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

2. Введение в тему . Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.

4 . Игра “Один- много”
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).

8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).

9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке ).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: – учить образовывать существительные род. падежа;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;
– обучение пересказу;
– развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:

1 . Орг. момент. Игра “Подскажи словечко ”.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)

Читайте также:
Автоматизация звука Р' - конспект интегрированного логопедического занятия

3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4 . Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
– Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
– Бабушка, давай меняться лукошками!
– Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
– Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
– Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Логопедическое занятие в старшей группе на лексическую тему “Ягоды”

Ключевые слова: дошкольники , загадки , лес , сад , ягоды

Программные задачи:

  • Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде;
  • Уточнить и закрепить представление об их произрастании;
  • Развивать умение образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа;
  • Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Необходимый материал:

  • Демонстрационный материал «Ягоды»;
  • Раскраски «Ягоды»;
  • Карандаши;
  • Фломастеры;
  • Картинки – приготовим «Ягодное варенье»;
  • Картинки: «Лес», «Сад»;
  • Разрезные картинки.

Логопед: Ребята, отгадайте пожалуйста мою загадку:

Мишка решил стать похожим на тучку:
С шариком мишки, ну, очень летучи.
Мёда отведать толстяк захотел,
Только он пчёл обмануть не сумел.
Как его звали? Считаю до двух…
Это весёлый медведь (Винни-Пух)

– Молодцы, отгадали мою загадку, а он нам в садик прислал письмо, сейчас я вам его прочту.

– Привет, ребята! Вы знаете что наступила осень а это значит, что скоро я впаду в спячку и просплю до самой весны. А мне так хотелось бы перед этим полакомиться ягодками, или ягодным вареньем которое я просто обожаю. Пожалуйста соберите для меня вкусных ягод.

Воспитатель: Ребята, поможем нашему Вини-Пуху?

Воспитатель: Но для этого нам придется познакомится поближе с ягодами.

Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?

Дети: Лесные растут в лесу, а садовые – в саду.

Логопед: – Послушайте мои загадки:

В лес она нас позвала,
А сама там спряталась.
Ты под листья загляни-ка
Ждет тебя там. (земляника)

Лето дарит мяч футбольный,
Он поспеет – все довольны.
Сладкий, сладкий он на вкус,
Мы зовем его . (арбуз)

Лето, лето-пора ягод.
Нам их очень много надо.
Для варенья посмотри-ка,
Выросла давно . (клубника)

Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок ты сорви-ка.
Что за кустик?
(Ежевика)

Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками. (малина)

Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —. (черника)

На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это? (Смородина)

В красных платьицах сестрички
Прицепились за косички.
Летом в сад зайдите здешний —
Созревают там. (черешни)

Ягоды на тонкой ветке —
Все лозы родные детки.
Съешь всю гроздь и будешь рад.
Это — сладкий. (виноград)

На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела. (облепиха)

Читайте также:
Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Логопед: Верно. Все ягоды вы отгадали,а теперь нам надо распределить – что растет в лесу, а что – в саду (предлагаются картинки ягод и картинки «лес» и «сад»).

Логопед: Молодцы! С этим заданием вы справились, а сумеете ли вы сказать наоборот:

Клубника крупная, а малина .
Крыжовник твёрдый, а черника .
Ежевика сладкая, а смородина .
Рябина горькая, а клубника .
Земляника красная, а черника….
Арбуз большой, а облепиха…

– Ну вот мы и познакомились с ягодами, а теперь нам предстоит выполнить еще одну просьбу Вини-Пуха, это сварить ему ягодное варенье

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
И поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать

Логопед. А что можно приготовить из ягод?

Дети. Из ягод можно приготовить варенье, джем, повидло. Можно сделать сок, компот, морс, сироп.

Логопед. Если мы сделаем сок из малины, то какой это будет сок?

Дети. Малиновый сок.

Логопед. Если приготовим джем из ежевики?

Дети. Ежевичный джем.

Логопед. Если сделаем сироп из брусники?

Дети. Брусничный сироп.

Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, у вас на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно собрать их.

Игра «Сложи картинку»

Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду. Работа проводится по подгруппам.

Воспитатель: Ну а теперь, когда мы вспомнили названия всех ягод, уточнили их внешний вид начнем варить наше варенье из ягод для Винни-Пуха.(под музыку).

Дети выкладывают подходящие карточки – что необходимо, для того, чтобы приготовить варенье.

Логопед. Молодцы! Сейчас мы с вами из брусничного сиропа сделаем брусничный морс уже для нас. Для этого нам нужна кипяченая вода и брусничный сироп.

В воду наливаем немного брусничного сиропа, аккуратно перемешиваем и у нас получается брусничный морс. Наливаем в стаканы. Пробуем. Ну как?

Дети. Очень вкусно.

Логопед. Ребята, морс не только очень вкусный, но и очень полезный, так как в ягодах много витаминов необходимых нашему организму.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

1. Повторите материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?

2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)



4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .
Читайте также:
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах.

7. Упражнение “Четвертый лишний” на развитие логического мышления.

    Использовать картинки:
    Картошка, лук, яблоко, помидор.
    Лимон, огурец, персик, груша.

8. Упражнение “Исправь ошибку”.

    Свекла растет на яблоне.
    Груша растет на грядке.
    Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

    – Повторить упражнения для пальчиков по темам “Фрукты”, “Овощи”
    – Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): “Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок”.

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

1. Рекомендую повторить материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?
– Что делают колхозники на полях осенью?

2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)

4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

7. Развитие связной устной речи.

    А) Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

– Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
– Когда они собирали урожай?
– Пересказ.

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?

Образец ответа. “Яблоко – это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок.”

8. Словарная работа.
Объяснить ребенку значение пословицы “Летний день год кормит”.

9. Упражнение “Послушай, запомни, назови”* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

    Посадила баба Фекла
    В огороде лук да свеклу.
    А любимый внук Антошка
    Посадил чеснок с картошкой,
    И морковку, и капусту,
    Чтобы борщ был летом вкусный.
    Не забыл про помидоры:
    Посадил их вдоль забора.
    Огурцы, укроп, петрушку –
    Чтоб любили все друг дружку.
    Витаминный огород
    Требует больших хлопот.
    Бабка Фекла в борщ кладет
    Все, что у нее растет.

* Текст взят из альбома “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

10. Развитие мелкой моторики.
Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.

Для занятий желательно использовать альбом № 1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь

12.09.2007, 18:15
Магдалина

Читайте также:
Тематическое планирование в рамках реализации ФГТ

Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара

Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна

Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана

Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user

случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина

Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана

Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя

СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга

Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна

Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна

Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия

большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

Лексическая тема «Ягоды»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: малина, черника, земляника, клубника, калина, брусника, голубика, крыжовник, смородина, рябина, шиповник, трава, корзина, туесок; прилагательных: сладкая, спелая, сочная, яркая, мелкая, крупная, вкусная, полезная, кислая; глаголов: собирать, искать, заметить, мелькнуть, варить, мочить, морозить, хранить, перебирать; прячется, синеет, краснеет, алеет, зреет; наречий: быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов: на, под, из-под, из-за, возле, между, около.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет)
Малина – малины – много малины
Клубника – клубника – много клубники
Рябина – рябина – много рябины

Упражнение «На зови ласково» (детям от 4 лет)

Малина – малинка
Черника – черничка
Земляника – земляничка

Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 4 лет)
Клюква кислая, а малина … сладкая.

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из малины – малиновый сок
Сок из клубники – клубничный сок

Игра «Жадина». Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительными
моя калина
мой крыжовник
мой шиповник и т.д.

«Что где росло? Где собрали?» Практическое употребление в речи предлогов: НА, В, С, ИЗ. Составление простого распространенного предложения с обстоятельством места.

Земляника росла под кустом.
Мы сорвали землянику с кустика.
Мы собрали землянику под кустом.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые гимнастики.

«В лес за ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с больших пальцев
В лес идем погулять. обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу
За черникой, загибать пальчики, начиная с большого
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник, Указательным пальцем
Клюква, черника, брусника, одной руки пересчитывают,
Малина, клубника, шиповник, сгибая, пальцы
Смородина и земляника. на другой руке.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.
Я – молодец!

За малиной в лес пойдём, Идут в хороводе, взявшись за руки.
в лес пойдём.
Спелых ягод наберём, Идут по кругу, обеими руками собирая
наберём. воображаемые ягоды.
Солнышко высоко. Встают лицом в круг, тянутся руками
А в лесу тропинка. вверх; потом пальчиками достают
«тропинку», сделав наклон.
Сладкая ты моя, Бегают по кругу, взявшись за руки.
Ягодка – малинка.

Отгадай загадки
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки:

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия 'Поездка в цирк'

В алом сарафане
Куколка-матрешка.
Сорвет ее Таня,
Положит в лукошко. (Малина)

Что за ягодка лесная,
Будто небо, голубая? (Голубика)

Ягодка алая
В туесок попала,
Ее едят моченой
И с сахаром толченой. (Брусника)

На моховой кочке
Посреди болот
В аленьком платочке
Ягодка растет
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила. (Клюква)

Из него варенье —
Словно изумруд.
Виноградом северным
Ягоды зовут. (Крыжовник)

К земле никнет стебелек,
Ягодка, как огонек. (Земляника)

Это вкусное варенье
Применяют для леченья —
Если кашель и бронхит,
Если горлышко болит. (Малиновое варенье)

Она бывает разной:
Черной, белой, красной.
Из нее для ребят
Готовят мусс и мармелад. (Смородина)

Послушайте стихотворения о ягодах. Выучите понравившееся стихотворение.

Ягоды. Какие они?
Ягодки, как шарики,
Россыпями бус.
Яркие фонарики,
Сочные на вкус.
Ягодки все разные:
Голубые, красные,
Кислые и сладкие,
Ворсистые и гладкие.
Соком ягоды полны.
И целебны, и вкусны!

Брусника
У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
А. Богдарин

В лес по ягоды
Корзина малины
В руках у Аленушки.
А у Танюши в корзине –
На донышке.
Вздохнула Танюша
И маме сказала:
«Малину я в рот
По ошибке бросала»
Т. Дмитриев

Ежевика, ежевика!
Ой, как много!
Посмотри-ка!
Не стесняйся,
Ешь, малыш,
После маму угостишь.
Ф. Бобылев

Земляника
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Ю. Кушак

Земляника
Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
А. Богдарин

Клубника
Клубника поспела!
Вся грядка горит,
Так сладко к себе
Ароматом манит.
– Бабуля!
Я буду тебе помогать!
Но ты разреши
Хоть клубничку сорвать.
В. Каризна

Клюква
Как в сахарной пудре,
В мелком снегу
Найти тебя в тундре
Не сразу смогу.
Любишь понежиться,
Выждать свой срок…
Прыгай, подснежница,
В мой туесок.
Л. Татьяничева

Малина
Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке –
Дело продвигается,
Ягод убавляется…
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного.
Н. Саконская

Ну все, пожалуй, я рискну:
Попробую клубничку.
Себе одну, еще одну,
Быть может, для сестрички.
Две ягодки – такой пустяк,
Никто и не заметит.
Но получилось все не так,
Теперь я на диете.
А вышло так – как ни крути,
От правды, братцы, не уйти.
Не мыл я ягоды, и вот
От грязи заболел живот.
Е. Стеквашова

Хитренькая ягодка
Земляничка-бусинка
Нежится на грядке,
У малютки-ягодки
Хитрые повадки,
Хитрые повадки –
Прятать чубик сладкий.
Бурым листиком прикрылась,
Невидимкой претворилась,
Мол, иди меня найди…
Ну, шалунья, погоди!
И. Мельничук

Туесок брусники
Гибкий стебель повилики
Ствол обвил, как поясок.
Алой ягоды брусники
Набрала я туесок.
Хоть она и горьковата,
Но моченая — вкусна!
Мхов и хвои ароматов
Эта ягода полна.

Голубая ягодка
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке
Укрывается листочком.
— Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
—Я, Ванюша, голубика!

День рожденья
Вьет венок в лесу июнь,
Распевают птицы,
Одуванчик, только дунь —
Тотчас разлетится.
В молодой траве густой
Солнечные блики,
Нынче день рожденья мой,
Мой и земляники!

Клубника румянится
Аленушка, племянница!
Пойдем-ка в огород!
Клубника там румянится
И нас с тобой зовет.
Смотри, какие ягодки —
Крупны, сочны, вкусны.
Душистые и яркие,
И сладостью полны!
Мы ягодки незрелые
Не станем собирать,
Оставим их на солнышке
Расти и дозревать!

Нарисую ягодки
С клубникой свежей вазу
Поставили на стол.
Ее заметил сразу,
Лишь в комнату вошел.
Есть клубнику я не стану —
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки —
Влажные и яркие,
В каплях-бусинах росы
Удивительной красы!

Читайте также:
Последовательность постановки и дифференциации звуков

Жаркая калина
Холодом веют
Осенние леса,
Лишь одна алеет
Ягода-краса.
Кисти раскалила
И горит огнем
Жаркая калина
Хмурым серым днем.
Видно куст калины
Далеко окрест,
Он теплом последним
Согревает лес.

Журавлиная ягода
Полыхает клюква на болотах
Россыпью багряною огней.
И уже готовится к отлету
Стая серебристых журавлей.
Все темнее и туманней ночи,
И вода в озерах — будто лед.
Бродит стая журавлей меж кочек,
Ягоду за ягодкой клюет.
— Скоро в путь!
Лишь поклюем немного
Ягодку, что силу нам дает,
И тогда отправимся в дорогу —
В долгий и нелегкий перелет.

Крыжовник
Замечательный крыжовник
Посадил в саду садовник —
Крупный, будто виноград,
Сладкий, словно рафинад”.

У медведя во бору
(Шутка)
У медведя во бору
Сладких ягод наберу.
Спит хозяин на печи,
Не аукай, не кричи,
Ты на цыпочках ходи,
Да его не разбуди!
Наберу малины
Полную корзину.
Как товар-то мой хорош!
Я продам его за грош.
Куплю волку кафтан,
А лисичке — сарафан,
Белочке — сережки,
Заиньке — сапожки.

Малиновое варенье
Полную корзину
Ягодок малины
Принесу домой.
Наварю варенья,
Будет угощенье
Для друзей зимой!

Ягоды смородины
Ягоды смородины
Черны, как агаты*.
Соберем смородины
Урожай богатый.
Круглые да гладкие
Сочные на вкус.
Будут очень сладкими
Сок, кисель и мусс.
Есть рецепт старинный,
Как варить компот,
Чтобы витамины
Были круглый год.

Гроздья красной бузины
Налились и созревают
Гроздья красной бузины,
Но никто их не срывает.
Да кому они нужны?
Тонкой кожицей покрыты,
Словно бусины горят,
Но горьки и ядовиты —
Это знает стар и млад!
—Так зачем, — скажи, садовник, —
В толк никак я не возьму,
Где смородина, крыжовник,
Посадил ты бузину?
—Ярки клевера головки,
Соком ягода полна,.
Потому что от огневки
Сад спасает бузина!

Черничный компот
Я спросил у Васи:
— Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
— Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот!

Слова помеченные * нужно объяснить ребёнку.

Лексическая тема «Лес. Деревья, грибы, ягоды»

1.Развитие общей моторики

Ветер тихо клен качает,

Ноги на ширине плеч, руки вверху, раскачивания.

Вправо, влево наклоняет.

Руки на поясе, повороты влево-вправо.

Вперёд наклон, назад наклон.

Руки на поясе, наклоны вперёд-назад.

Зашумел листвою клен.

Руки в стороны-вверх, потрясти кистями рук.

2.Развитие мелкой моторики

«Шагают» указательными и средними пальчиками.

Хлопают в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять,

«Пальчики здороваются», начиная с большого.

Мы идем искать опять.

«Шагают» указательными и средними пальчиками.

3.Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

Движение губ хоботком влево, вправо

Упражнения для языка

«Грибок» (удерживаем язык под счёт до 10 – 3 раза)

«Вкусное варенье» (под счёт до 10 – 3 раза)

4.Развитие фонетико-фонематических процессов

  1. Игра «Слушайте мой звук». Дети издают неречевые звуки (стучат, хлопают, топают, дуют, шелестят и т.п.)
  2. Игра «Угадай музыкальный инструмент». Сначала дети смотрят и слушают, как звучат инструменты, потом за ширмой звучат барабан, бубен, металлофон, …, дети называют или показывают инструмент, который звучал.
  3. Игра «Угадай кто сказал?» (Ребёнок отворачивается, кто-то называет по картинке дерево, гриб, ягоду, надо угадать – кто сказал)
  4. Игра «Разговор шёпотом». Произносим словосочетания шёпотом, а ребёнок повторяет: белая берёза,ветка дуба, сладкая земляника, высокая сосна, грибной суп, красивый клён, рябиновая ветка…
  5. Игра «Повторяй-ка». (Шлёпаем ладошками по ногам и повторяем) А-у, и-о, у-и, о-а, а-и.

5.Развитие лексико-грамматических процессов

  1. Игра «Большие и маленькие». (отвечать словосочетанием) Большой гриб – маленький грибок, грибочек, большая ягода – маленькая ягодка, большая корзина – маленькая корзинка, корзиночка, большое дерево – маленькое деревце, большая ветка – маленькая веточка, большой лист – маленький листик, листочек, большая ёлка – маленькая ёлочка, большой дуб – маленький дубок, дубочек, большая берёза – маленькая берёзка, берёзонька, большая рябина – маленькая рябинка.
  2. Игра «Один – много». Один гриб – много грибов, одна ягода – много ягод, одна корзина – много корзин, одно дерево – много деревьев, одна ветка – много веток, один лист – много листьев, одна берёза – много берёз, один дуб – много дубов, одна рябина – много рябин, одна ёлка – много ёлок, … и т.д.
  3. Упражнение «Подбери слово-действие». (отвечать полным предложением) Грибы можно (что делать?)искать, собирать, срезать, чистить, мыть, резать, варить, жарить, солить, сушить, есть….
  4. Игра «Какой лист, какая ветка?»Ветка упала с берёзы – какая это ветка? – берёзовая ветка; ветка упала с ели – …, лист упал с рябины – …, лист упал с клёна – …, ветка упала с дуба – …, лист упал с берёзы – …, ветка упала с сосны – …, лист упал с дуба -…, ветка упала с клёна – ….
  5. Упражнение «Подбери признак». (отвечать словосочетанием) Берёза (какая?) – высокая берёза, дуб (какой?) – толстый дуб, лист (какой?) – жёлтый лист, ягода (какая?) – сладкая ягода и т.д. можно по 2-3 признака подбирать.
Читайте также:
Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей группе детей с ОНР

6.Вопросы для беседы

  • Какое сейчас время года? Как вы узнали, что наступила осень?
  • Ёлка, берёза, сосна – это что такое? Какие ещё деревья вы знаете?
  • Покажите и назовите части дерева? (корень, ствол, ветки, листья)
  • Где растёт много деревьев?
  • А что ещё растёт в лесу? (кусты, травы, цветы, грибы, ягоды)
  • Что люди собирают в лесу?
  • Где растут грибы? (под деревьями, под листвой, под кустом, на пеньках, в траве…)
  • Где растут ягоды? (на полянке, на кусте, в траве…)
  • Какие вы знаете грибы?
  • Какие вы знаете ягоды?
  • Все ли грибы и ягоды можно есть?
  • Какие ядовитые (несъедобные) грибы (ягоды) вы знаете?
  • Что можно приготовить из грибов (ягод)?
  • Как ягоды (грибы) заготавливают на зиму?

7.Стихотворение для заучивания

Грибок
Мы в лесок пойдём,
Мы грибок найдём.
В шапочке нарядной,
Тёмно-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
Елена Благинина

Задания логопеда для воспитателей старшей логопедической группы по лексическим темам

Задания логопеда воспитателям по лексическим темам:
“Овощи”, “Фрукты”, “Грибы”, “Ягоды”, “Деревья”, “Перелетные птицы”, “Осень”.

Просмотр содержимого документа
«Задания логопеда для воспитателей старшей логопедической группы по лексическим темам»

ОВОЩИ

Учить называть и узнавать овощи

Измени по образцу:

Один огурец- много огурцов,

3. Назови ласково:

4. Какой сок?

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! .. (хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы на руках)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

Ох. (хлопок в ладоши)

Хозяйка тем временем (раскрытой ладонью, поставленной на ребро,

ножик взяла делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки)

И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох. (хлопок в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак – в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка, капуста, мрковка,горох,

Петрушка и свёкла.

Ох. (хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)

Артикуляционная гимнастика

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

Дыхательная гимнастика

Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес».

Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем,

Читайте также:
Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки».

Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в».

(тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют.

Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога:

«Пришли в лес. Набрали много ягод. Собрались идти обратно.

Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» – педагог громко и длительно

произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Физкультминутка

В огород пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают

И картошки накопаем, копают

Срежем мы кочан капусты срезают

Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками

Щавеля нарвем немножко «рвут»

И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки

ФРУКТЫ

1. Назови ласково:

2. Измени по образцу:

Одно красное яблоко– много красных яблок,

Один желтый лимон-…,

Одна спелая слива-…,

Одна сладкая груша-… .

3. Какой сок?

Сок из абрикосов– абрикосовый, из лимонов-…,

из ананасов-…, из граната-…, из мандаринов-…,

из апельсинов-…, из персиков-… .

Варенье из яблок– яблочное, слив-…,

4.Продолжи предложения:

В магазине продают яблоки, апельсины,… .

Варенье можно сварить из слив, абрикосов,… .

Взрослые и дети любят фруктовые соки: яблочный, гранатовый,… .

5. Употреби слово в нужной форме:

Мы любим что? – Фрукты.

В магазине нет чего? .

Дети спели песенку о чем.

Нас угощали чем.

6.Что не так?

На яблоне растут груши.

Апельсины, яблоки и сливы – это овощи.

Из персиков варят абрикосовое варенье.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком», пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).

Общие речевые навыки

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход: Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).

Физминутка «Яблочко»

На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

Как румян осенний сад! (легкие хлопки по щекам)
Всюду яблоки висят. (руки поднять вверх)
Краснобоки, краснощеки, (руки на поясе)
На ветвях своих высоких (руки поднять вверх)
Точно солнышки горят! (соединить руки в круг – «солнышко»)

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Опята»

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой дру­гой руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша

Две руки вместе ладонями вверх.

Есть у каждого своя.

«Крыша» из ладошек.

Физминутка «За грибами»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз – грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед,

пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Развитие лексико-грамматических процессов

1. Назови ласково:

Гриб- грибы- много грибов

3.Почему так называется?

Мухомор, подберезовик, сыроежка.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.

2. Выделить начальный звук в словах: утка, уши, удав, Уля, улей и т.д.

3. Учить давать характеристику звука У, с опорой на различные виды контроля: звук

У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка),

обозначаем его красным квадратиком.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Окошко» Удержать рот открытым под счет до 5

«Рыбки» Беззвучное открывание и закрывание рта

Упражнение для губ «Улыбка» «Трубочка»

Упражнения для языка «Блинчик» (удержание языка под счет до десяти).

Ягоды

Артикуляционная гимнастика:

Игра «Один-много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Что с чем рядом? »

На доске картинки с изображением ягод.

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект открытого логопедического занятия

«Что рядом с малиной (клубникой, смородиной, крыжовником, ежевикой) ?

Дети отвечают: «Рядом с малиной клубника и смородина. И т. д.

2. Игра «Составь предложение» .

На доске –картинки с изображением ягод.

Вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку? » Дети отвечают.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.

3. Физминутка.

Мы с друзьями в лес пойдем,
Ягоды, грибы найдём,
Их в корзинки соберём
И домой мы принесём
Мы кричим в лесу: «АУ» !
Эхо там живёт в бору.

Дети импровизируют движения в такт стихотворению.

4. Игра «Подбери слово» .

«Что можно делать с ягодами? »

(Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т. д. )

Развитие фонетико-фонематических процессов

– «Выдели звук».

Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д., дать ему

характеристику: гласный, обозначаем красным цветом. Закрепить: почему гласный

(воздух выходит свободно, не встречает преграды, получается песенка).

– «Поймай звук»

Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А.

– Определить место звука в словах:

Аня, акула, арбуз, акробат и т.д.

Закрепить ответ: звук находится в начале слова.

Деревья

Существительные: шиповник, смородина, малина, барбарис, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня,

ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

Прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

Глаголы: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

1. Упражнение «Один-много»

2. «С какого дерева лист?»

Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

3. Назови ласково:

4. Сосчитай до пяти:

Один могучий дуб-…,

Одна плакучая ива-…,

Одно высокое дерево-…,

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

листики дуба мы соберём (загибают пальчики, начиная с большого)

маме осенний букет принесём. (шагают по столу средним и указательным пальчиками).

5. Игра «Выдели звук».

Выделять начальные звуки в словах: утка, апельсин, ананас, утро, улитка, Аня и т.д.

Давать им характеристику: эти звуки гласные (потому что воздух выходит свободно и не встречает преграду), обозначаем их красным цветом.

6. Обозначение места звуков в схеме.

7. Какое слово отличается от других?

Дуб, дуб, зуб, дуб.

Осень, носим, осень, осень.

Малиновый, рябиновый, рябиновый, рябиновый.

Ветка, ветка, ветка, пипетка.

8. Какое слово не подходит?

Золото, золотистый, зола, позолота.

Ива, ивовый, криво, ивняк.

Листья, листочек, лист, лес.

Береза, березовый, березняк, подберезовик.

9. Что не так?

Под дубом дети собирали шишки.

На клене желтеют березовые листья.

Деревья закачались и подул ветер.

Осенью на деревьях появляются почки.

Зимой на деревьях зеленеют листья.

Сосна, кедр, ель сбрасывают иголки осенью.

10. Артикуляционная гимнастика

«Качели» – рот открыт, кончиком языка доставать до верхней и нижней губы.

«Часики» – рот открыт, язык за пределами рта движется из стороны в сторону.

«Чашечка» – рот открыт, края языка загнуты вверх.

«Вкусное варенье» – рот открыт, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.

«Лошадка» – щелкать кончиком языка.

«Маляр» – рот открыт, кончиком языка водить по небу вперед-назад.

«Горка» – рот открыт, кончик языка за нижними зубами, спинка языка выгнута вперед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: