Домашние задания логопеда по лексической теме Транспорт

Практические задания и упражнения по лексической теме «Транспорт»

Материалы для педагогов и родителей

ЛЕКСИКА

1. Перечисли, на чём передвигались звери.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.

2. Назови только то, что относится к транспорту.

3. Зачем людям нужен транспорт?

4. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/

5. Какие легковые автомобили ты знаешь?

6. Какие грузовые автомобили ты знаешь?

7. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды. /

8. Чем отличается троллейбус от трамвая?

9. Ходят ли в нашем городе трамваи?

а/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе. /
б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме. /
в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/

11. Как называют человека, который:

а/ водит машину, автобус, троллейбус – . /водитель, шофёр/,
б/управляет самолётом – . /лётчик, пилот/,
в/управляет кораблём – . /капитан/,
г/ водит трамвай – . /вагоновожатый/,
д/ водит поезда – . /машинист/,
е/ водит велосипед – . /велосипедист/,
ж/ водит мотоцикл – . /мотоциклист/,
з/ следит за порядком на дороге, регулирует движение -. /регулировщик/

12. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/

13. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/

14. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/

15. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/

16. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/

17. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?

В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?

18. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

а/ дорога широкая, а тротуар – . /узкий/
троллейбус идет медленно, а такси – . /быстро/
б/ шина – это часть колеса, а колесо – . /часть машины/
колесо – часть машины, а машина – . /транспорт/

20. О чём /о ком/ можно сказать “плывёт”?

а/ корабль,
б/ облако,
в/ человек, рыба, лебедь, бревно…

21. Назови волшебный транспорт в сказке:

-«Старик Хоттабыч» /ковёр-самолет/
-«Золушка» /сапоги-скороходы/
-«По щучьему велению» /печка/

22. Знаешь ли ты «любимый транспорт» Бабы-Яги? /метла, ступа/

ГРАММАТИКА

1. Как можно назвать транспорт, который:

– перевозит грузы /какой?/ – . /грузовой/,
– перевозит пассажиров /какой?/ – . /пассажирский/,
– передвигается только по воде /какой?/ – . /водный/,
– передвигается только по воздуху /какой?/ – . /воздушный/,
– передвигается только по железной дороге – . /железнодорожный/,
– передвигается только под землёй /какой?/ – . /подземный/.

2. Как называется остановка:

а/ автобуса /какая?/ – . /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ – . в/ трамвая /какая?/ – .

3. Подбери слово по образцу: летать – полёт,
бежать – . /бег/, плавать – . /плавание/, прыгать – . /прыжок/, ходить – . /ходьба/, скакать – . /скачки/.

4. Измени слова по образцу: поезд – поезда, /много чего?/ – поездов,
трамвай – трамваи, /много чего?/ – . , велосипед – . /много чего?/ – . троллейбус – . /много чего?/ – . автобус – . /много чего?/ – . такси – такси, /много чего?/ – такси

Читайте также:
Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями

5. Вставь подходящее слово:

Машина стояла в гараже. А теперь она из гаража /что сделала?/ . /выехала/. Гараж кругом /что сделала?/ . /объехала/ и по дороге /что сделала?/ . /поехала/. К перекрёстку машина /что сделала?/ . /подъехала/ перекрёсток /что сделала?/ . /переехала/, за дом машина /что сделала?/ . /заехала/ и в гараж / что сделала?/ . /въехала, заехала/.

6. Вставь «маленькое слово» (предлог), которое «потерялось»

Мы спустились . (в) метро.
Мама садится . (в) трамвай.
Митя бежит . (по) дороге.
Автобус едет . (по) улице.
Поезда идут . (по) рельсам.
Дети поедут . (на) трамвае.
Никита любит ездить . (на) машине.
Миша пришел . (на) остановку.

7. Из каких слов состоит слово:

самолёт вертолёт
пароход луноход
самокат вездеход
самосвал автозавод

ЛОГИКА

1. Назови 4-й лишний предмет, объясни свой выбор:

а/ ракета, автобус, олень, метро.
б/ бабочка, самолёт, жук, птица.
2. Выбери правильное предложение:
а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин.
б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина.
3. Ответь на вопросы:
а/ Перед тем как сесть в поезд, я купил билет. Что я сделал сначала?
б/ После того, как загорелся зелёный сигнал светофора, пешеход перешел улицу. Что пешеход сделал сначала?
4. Может ли трамвай объехать машину? Почему? /нет, он идёт по рельсам/
5. Найди лишнее слово: машина, машет, машинист
6. Исправь:
а/ Машинист ведёт трамвай.
б/ Вагоновожатый ведёт поезд.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»

Расширяем словарный запас детей, учим использовать в речи существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, пароход, теплоход, яхта, телега, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт; прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный; глаголы: едет, мчится, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, тормозит, сигналит.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра с мячом «Одинмного»

Автобус — автобусы — автобусов

грузовик — поезд — машина —

«Скажи наоборот»:

«Подбери признак»

Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д.;

Автобус – быстрый, большой, блестящий, разноцветный…;

«Подобрать действия к предметам»

Поезд (что делает?) – …

самолет (что делает?) – …

пароход (что делает?) – ….

«Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)

Шина из резины – кабина из железа –

руль из пластмассы – сиденье из кожи –

кузов из дерева – фургон из брезента –

«Скажи правильно»:

машина (ехать); троллейбус (идти);

Читайте также:
Конспект открытого занятия по теме: Звуки М, Мь, Н, Нь

самолет (лететь); автобус (сигналить);

корабль (плыть); трамвай (звенеть).

«Составь слово из 2 слов»

Машина, которая убирает мусор (мусороуборочная)

Машина, которая грузы возит (грузовая)

«Сосчитай до 5» (ракета, трамвай, колесо)

Один автобус, два автобуса, ……, пять автобусов

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)

В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)

Они очень редко заходят сюда

Тексты для чтения и запоминания

Что в подарок нам привез?

– Я привез цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши.

ЖИЛ НА СВЕТЕ САМОСВАЛ

Жил на свете самосвал,

Он на стройке побывал,

Подкатил с утра к воротам.

Сторожа спросили: – Кто там?

Самосвал ответил так:

– Я привез отличный шлак.

Где он только не бывал!

Он кирпич возил и гравий,

Но, увы, застрял в канаве!

Буксовал он, буксовал.

Еле вылез самосвал.

Говорит: – Меня не троньте,

Я сегодня на ремонте.

У меня помята рама!

– Алексей! – сказала мама.-

Ты успел в канаву влезть?

Дело в том, что самосвалом

Был Алеша, славный малый.

Сколько лет ему? Лет шесть.

Самосвал сигналит громко:

– У меня сейчас поломка,

Но с утра я снова в путь.

– Хорошо, – сказала мама, –

Но пока Алешей будь!

Молока попьешь, и спать!

Что ж, пришлось Алешей стать.

Где Алеша? Спит уже.

Дома спит, не в гараже.

Пальчиковая гимнастика

Ракеты летают, Подушечки одноименных пальцев рук сомкнуть.

Ладошки немного округлить; движение сомкнутых рук вверх

Плывут корабли, Соединить руки соприкасаясь краями ладоней и мизинцев – «лодочка»; двигать руками из стороны в сторону.

И едут по трассе грузовики. Руки перед собой, согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки, имитировать управление рулем.

В метро под землей
Электрички гудят. Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.

По кругу спешат Соединить руки, развести их в стороны, описывая круг.

То вперед, то назад. Руки согнуть в локтях перед грудью, двигать руками вперед, затем назад.

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ “Транспорт”
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Детям логопедичкской группы очень важны задания учителя – логопеда. Каждую неделю логопед даёт родителям задания по различным лексическим темам. Представляю Вашему вниманию задания по лексической теме “Транспорт”

Скачать:

Вложение Размер
домашнее задания для родителей по лексической теме “Транспорт” 35 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Транспорт» Тема ТранспортПредметы: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, лодка, автомобиль, машина, велосипед, такси, грузовик, вертолет; кабина, кузов, салон, колеса мотор, фары, двери, руль, вагон, бензин, рельсы,; светофор, рельсы, улица, дорога, остановка, пристань, аэропорт, пассажир, водитель, шофер, пилот, матрос, бортпроводник, капитан, машинист. Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный, железнодорожный… Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать), заводить, выруливать, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить … Задания 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): автобус (какой?) — … 2. Подбери действия (не менее трех действий): самолет (что делает?) – … 3. Один – много (множественное число): машина – машины самолет — … корабль — … колесо – … вагон — … крыло — … капитан — … водитель — … летчик — … 4. Посчитай один самолет, два …, три…, четыре …, пять … одно колесо, два…, три…, четыре …, пять… одна машина, две…, три…, четыре…, пять… 5. Закончи предложение: Машинист – это тот, кто … Регулировщик – это… Шофер – это… Летчик – это… Пешеход – это… Пассажир – это… Кондуктор – это… Капитан – это… 6. Закончи предложение (подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от слова «ехать») Машина из гаража … Машина к дому … Машина от дома… Машина в ворота… Машина до дома… Машина с моста… 7. Выучи стихотворение. «Паровоз» Паровоз, паровоз, Что в подарок нам привез? – Я привез цветные книжки. Пусть читают ребятишки. Я привез карандаши, Пусть рисуют малыши. Е. Благинина 8. Нарисуй или вырежи картинки с изображением различных видов транспорта. Раздели их на три группы: наземный, водный, воздушный транспорт.

Дети должны усвоить: виды транспорта (пассажир-ский, грузовой, специальный), назначение разных видов транспорта; части автомобиля; кто управляет транспортом; правила дорожного движения.

Словарь ребенка должен включать слова: названия всех видов транспорта; руль, педали, рычаг передач; пилот, водитель, стюардесса, механик, капитан, контролер, радист, штурман; автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический.

1. «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных)
Иллюминатор из стекла – стеклянный.
Шины из резины – … Фара из стекла – …
Кабина из металла – … Кузов из железа – …

2. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна машина , две машины , пять машин .
(корабль, трактор, самолет, поезд, лодка, автобус, трамвай, троллейбус, самосвал, руль, педаль, крыло, багажник, колесо, мотор)

3. «Подбери слово» (подбор антонимов, усвоение глаголов с разными приставками)
Грузовик подъехал к дому, а потом …( отъехал )
Грузовик въехал на горку, а потом …( съехал )
Грузовик заехал в гараж, а потом …( выехал )
Грузовик укатил , а потом …( прикатил )
Грузовик уехал , а потом …( приехал )
Грузовик отъехал , а потом…( приехал )

4. «Закончи предложение» (образование сравнительной степени прилагательных)
Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

5. «Составь предложение» (составление предло-жений с предлогом « над » по двум опорным словам)
Самолет, лес. ( Самолет летит над лесом )
Вертолет, дом. Аэроплан, деревня.
Ракета, земля. Самолет, облака.
Аэробус, город. Вертолет, поле.
Лодка, волны. Ракета, Земля.

1. Составление рассказа о каком – либо виде транспорта по плану:
Что это?
Для чего используется?
Из каких частей состоит?
Кто им управляет?

2. Составление рассказа – сравнения о двух видах транспорта
(самолет и ракета, грузовой автомобиль и легковой автомобиль, корабль и лодка)
Чем похожи?
Чем отличаются?

Лексическая тема “Транспорт”

  • Лексические темы (старший дошкольный возраст) (1)
  • Домашние задания (Лексические темы) (30)
  • МалышОК (Клуб раннего развития) (1)
  • Видеоролики о лете; обогащение словарного запаса (4)
  • Бессмертный полк 2020 (1)
  • Интерактивные игры. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (3)
  • Пальчиковая гимнастика. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Развиваем фонематическое восприятие. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (7)
  • Делим на слоги. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Автоматизация звуков. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (5)
  • Занятия во время САМОИЗОЛЯЦИИ.Развиваем Лексико-грамматический строй речи (34)
  • Игры для детей младшего возраста (1)
  • Развитие графомоторных навыков (1)
  • Автоматизация звуков (6)
  • Изучаем мир вокруг (5)

Лексическая тема “Транспорт”

Рекомендации для родителей : закрепите обобщающее понятие “Транспорт”. Побеседуйте о различных видах транспорта (о частях и деталях), поговорите о профессиях, связанных с различными видами транспорта: водитель, летчик, машинист и т.д. Поиграйте с детьми в речевые игры. Периодически возвращайтесь к тем играм, которые вызвали затруднения у детей.

Примерный словарь

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, вертолёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палуба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — приземлиться, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять (якорь), отдать — убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Материал для рассказа может быть следующим.

Транспорт бывает: наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт — это грузовые и легковые машины, автобус, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички и др.

Легковые автомобили предназначены для перевозки людей, грузовые — для перевозки грузов. Основные части машины: кабина, кузов (салон), колёса, фары, мотор, руль, тормоза. Управляет автомобилем шофёр.

В общественном транспорте люди ездят на работу, в гости и по другим делам. В автобусах и троллейбусах в кабине за рулём сидит водитель, в трамвае — вагоновожатый. В каждой из этих машин есть салон с сиденьями и поручнями, за которые держатся пассажиры. Трамвай и троллейбус работают на электрическом токе; автобус — на топливе. У трамвая колёса железные, он ездит по рельсам; у троллейбуса и автобуса — колеса резиновые, ездят они по асфальту.

В общественном транспорте пассажиры платят за проезд, получая билет от кондуктора. В салонах во время поездки дети должны вести себя спокойно, не кричать, уступать место старшим.

В другие города можно поехать на поезде, электричке, предварительно взяв билет в кассе вокзала. Поезд состоит из нескольких вагонов, которые тянет за собой тепловоз или электровоз; ведёт состав машинист. Поезд на своём пути останавливается на железнодорожных станциях, где одни пассажиры выходят из вагонов, другие — входят (нельзя говорить: «залезают», «слезают»). Поезда и электрички ходят (не «ездят») по рельсам. В поезде в каждом вагоне есть проводник, который проверяет билеты, выдает постельное бельё пассажирам, подаёт чай и т. д.

Существует и специальный транспорт, например машины «Скорой помощи» и пожарной охраны.

Воздушный транспорт: самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер, сопло (у ракеты). Аэродром — огромное поле, где самолёты и вертолёты взлетают и садятся. Когда пассажиры поднимаются по трапу на борт самолёта, их встречает бортпроводница (стюардесса). Она помогает пассажирам найти своё место в салоне, пристегнуть ремни, приносит газеты и журналы. Управляет самолётом лётчик (пилот). Пассажиры перед полётом покупают билеты в кассах аэропорта.

Ракеты с космонавтами на борту стартуют с космодрома.

Водный транспорт: корабли, катера, яхты, лодки — подводные, моторные, парусные, вёсельные.

Части корабля: палуба, каюты, рубка и т. д. Управляет кораблём капитан, ему подчиняются матросы. Корабли причаливают к пристани, где бросают якорь. Когда же собираются отчалить, капитан даёт команду: «Поднять якорь!»

Подземный транспорт — метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. По ним ходят электропоезда, которыми управляют машинисты. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице — эскалатору. Метро — скоростной транспорт. Воспользовавшись им, пассажиры могут быстро добраться из одного конца города в другой.

Отвечаем на вопросы:

Зачем людям нужен транспорт?

1. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/

2. Какие легковые автомобили ты знаешь?

3. Какие грузовые автомобили ты знаешь?

4. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды. /

5. Чем отличается троллейбус от трамвая?

6. Ходят ли в нашем городе трамваи?

7. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/

8. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/

9. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/

10. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/

11. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/

12. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?

13.В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?

14. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

1. Игра “Назови”:

а/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе. / б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме. / в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/

2. Как называют человека, который:

а/ водит машину, автобус, троллейбус – . /водитель, шофёр/, б/управляет самолётом – . /лётчик, пилот/, в/управляет кораблём – . /капитан/, г/ водит трамвай – . /вагоновожатый/, д/ водит поезда – . /машинист/, е/ водит велосипед – . /велосипедист/, ж/ водит мотоцикл – . /мотоциклист/, з/ следит за порядком на дороге, регулирует движение -. /регулировщик/

2. Игра «Закончи предложение» – подбор слов с противоположным смыслом (антонимов)

дорога широкая, а тротуар – . /узкий/ троллейбус идет медленно, а такси – . /быстро/ шина – это часть колеса, а колесо – . /часть машины/ колесо – часть машины, а машина – . /транспорт/

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

О чём /о ком/ можно сказать “плывёт”?

а/ корабль, б/ облако, в/ человек, рыба, лебедь, бревно…

3. Игра «Назови транспорт» – образование относительных прилагательных

Как можно назвать транспорт, который:

– перевозит грузы /какой?/ – . /грузовой/, – перевозит пассажиров /какой?/ – . /пассажирский/, – передвигается только по воде /какой?/ – . /водный/, – передвигается только по воздуху /какой?/ – . /воздушный/, – передвигается только по железной дороге – . /железнодорожный/, – передвигается только под землёй /какой?/ – . /подземный/.

Как называется остановка:

а/ автобуса /какая?/ – . /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ – . в/ трамвая /какая?/ – .

4. Игра «Один -много» – образование существительных во множественном числе

поезд – поезда, /много чего?/ – поездов, трамвай – трамваи, /много чего?/ – . , велосипед – . /много чего?/ – . троллейбус – . /много чего?/ – . автобус – . /много чего?/ – . такси – такси, /много чего?/ – такси

5. Игра «Вставь подходящее слово»:

Машина стояла в гараже. А теперь она из гаража /что сделала?/ . /выехала/. Гараж кругом /что сделала?/ . /объехала/ и по дороге /что сделала?/ . /поехала/. К перекрёстку машина /что сделала?/ . /подъехала/ перекрёсток /что сделала?/ . /переехала/, за дом машина /что сделала?/ . /заехала/ и в гараж / что сделала?/ . /въехала, заехала/.

6. Игра «Вставь «маленькое слово» (предлог), которое «потерялось»

Мы спустились . (в) метро. Мама садится . (в) трамвай. Митя бежит . (по) дороге. Автобус едет . (по) улице. Поезда идут . (по) рельсам. Дети поедут . (на) трамвае.

Никита любит ездить . (на) машине. Миша пришел . (на) остановку.

7. Игра «Слово на ладошке» – образование сложных слов

Самолет – сам летает.

Вездеход – . Паровоз – . Пароход – .

Самосвал – . Самокат – . Мусоровоз – …

Пешеход – … Ледокол – … Луноход – …

Автогонщик – … Электровоз – … Молоковоз – …

8. Игра « 4-й лишний»

а/ ракета, автобус, олень, метро. б/ бабочка, самолёт, жук, птица. 2. Выбери правильное предложение: а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин. б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина.

9. Игра «Вопросы на засыпку?»

Ответь на вопросы: а/ Перед тем как сесть в поезд, я купил билет. Что я сделал сначала?

б/ После того, как загорелся зелёный сигнал светофора, пешеход перешел улицу. Что пешеход сделал сначала? – Может ли трамвай объехать машину? Почему? /нет, он идёт по рельсам/

– Найди лишнее слово: машина, машет, машинист

10. Игра «Сосчитай до пяти» – согласование числительных с существительными

Со словами: автобус, грузовик, самолет, велосипед, машина, лодка

11. Игра «Назови детали» – расширение словарного запаса

Назовите детали самолета: нос, корпус, хвост, иллюминаторы, шасси, крылья…

Детали корабля: нос, палуба, корма, штурвал …

12. Игра “Подбери действие к предмету” – расширение глагольного словаря

Поезд ( что делает?) – . едет, идет, мчится, гудит, везет, перевозит, останавливается …

Самолет (что делает?) – . взлетает, летит, перевозит, приземляется…

13. Игра “Какой? Какая? Какие?” – расширение словария прилагательных

подобрать слово – признак

14. Упражнение на развитие речевого слуха

Сели мы в машины,

И уехали …(трамваи).

Хочешь ехать – не зевай!

Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

Он отправиться в …(полет).

15. Упражнение “Подбери предмет к признаку”

16. Упражнение “Из чего – какой?” – на образование относительных прилагательных

Кабина из металла (какая?) – металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) – .

Сиденье, обшитое кожей (какое?) – .

Шины из резины (какие?) – . и т. п.

Задания на развитие фонематического слуха

Определить первый и последний звуки в названиях различного транспорта.

Задания на развитие зрительного восприятия и графомоторных навыков

Раскрасить все буквы “Н”

Раскрасить картинки и букву “Н”

Какой транспорт “спрятался” на картинке, раскрасить автомобиль

Домашнее задание для родителей по лексической теме “Транспорт”

Разделы: Логопедия

Примерный словарь.

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать-убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.

Задания

Задание 1.

Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.

Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.

Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.

Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.

Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.

Задание 2.

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

Задание 3. Дидактические игры

Подобрать действия к предметам

Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – …

«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).

«Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).

«Четвертый лишний» (развитие логического мышления).

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

  • Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
  • Пароход, лодка, самолет, парусник.
  • Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
  • Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

«Что общего?»

У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …

Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)

Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..

Домашнее логопедическое задание в подготовительной группе. Лексическая тема «Транспорт».

Медведева Надежда Юрьевна , Учитель – логопед
Амурская область, г. Благовещенск

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Лексическая тема «Транспорт»

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, автобус, такси, троллейбус, трамвай, метро, поезд, корабль, самолет, вертолет, грузовик, фургон, цистерна, контейнеровоз, платформа, самосвал, экскаватор, кран, трактор, комбайн’, грузовой, пассажирский, специальный, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный, скорый, пожарный’, ехать, везти, доставлять, убирать, строить, грузить). Закрепление понятий грузовой и пассажирский транспорт.

Беседа о транспорте.

– Назовите пассажирский транспорт. (троллейбус, автобус маршрутное такси, легковые автомобили, мотоцикл). Почему так назвали?

– Назовите грузовой транспорт. (грузовик, самосвал, фургон цистерна, рефрижератор, платформа с экскаватором). Почему так назвали?

-Где передвигается весь этот транспорт? (Этот транспорт передвигается по дороге).

– Поэтому его называют? (дорожным транспортом).

– Как называется транспорт, который передвигается в воздухе? (воздушный) Примеры.

– Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный) Примеры.

– Как называется транспорт, который передвигается по земле? (наземный) Примеры.

– Как называется транспорт, который передвигается по железной дороге? (железнодорожный). Примеры.

– Как называется транспорт, который передвигается под землей? подземный. Примеры.

Игра «Скажи наоборот». Я начинаю предложение, а ты заканчиваешь, подобрав слово – «наоборот».

Машина из гаража выезжает, a в гараж. въезжает.

Машина на мост заезжает, а с моста. съезжает.

Машина к магазину подъезжает, а от магазина. отъезжает.

Машина на дорожную разметку наезжает, а потом с нее. съезжает.

Автобус стоит выше, а легковая машина. ниже.

Фургон стоит ближе, а грузовик стоит. дальше.

Грузовая машина больше, а легковая машина. меньше.

У грузовика кузов шире, а у фургона. уже.

Игра «Что делает?» Я называю транспорт, а ты говорить, что транспорт делает.

Автобус (Перевозит пассажиров).

Мусоросборник. (Вывозит мусор).

Снегоуборочная машина. (Очищает проезжую часть от снега).

Гусеничный трактор. (Пашет и боронит землю).

Игра «Сложные слова». Я называю два слова, из которых ты образуешь сложное слово, название транспорта. Пр.: из слов молоко и возить образовано слово молоковоз.

Мусор и собирать ? (Мусоросборник). Контейнер и возить? (Контейнеровоз).

Автомобиль и возить? (Автовоз). Бетон и мешать? (Бетономешалка).

Игра «Что лишнее?» Я перечисляю названия транспорта, ты определяешь, что лишнее, и даешь объяснения.

Легковая машина, самосвал, автобус, троллейбус. (Лишний самосвал, так как это грузовой транспорт, а легковая машина, автобус и троллейбус — пассажирский транспорт).

Бульдозер, такси, экскаватор, подъемный кран. Что лишнее? (Лишнее такси, потому что это пассажирский транспорт, а бульдозер, экскаватор, подъемный кран — специальная строительная техника).

Игра «На заправочной станции». Вы видите, три автоматических заправочных станции, или АЗС. На каждой из них написана цифра, обозначающая количество слогов в названиях транспорта, который приедет заправляться бензином. Соедините машины со станцией и рассказывайте, что вы делаете.

Пр.: На первую заправочную станцию приехал подъемный кран, потому что в слове кран один слог. (кран, автобус, мопед, грузовик, такси, самосвал, мотоцикл, цистерна).

– Посмотри еще раз на транспорт, приехавший на АЗС. Назови грузовой транспорт, обведите в круг – синим карандашом. (Грузовик, самосвал, цистерна).

– Теперь перечислите названия пассажирского транспорта. (Мотоцикл, такси, мопед)

Обведите в круг – зеленым карандашом.

– Какую машину вы не назвали сейчас? (Кран).

– К какому виду транспорта можно его отнести? (Это специальный транспорт, который работает на стройке).

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Транспорт.

Назовите вместе с ребенком все виды транспорта, показанные на видео:
Итак, сегодня мы поговорим о транспорте.

Какие виды транспорта здесь есть?

Какой бывает транспорт?

Как называется транспорт, который плавает по воде?
Движется по железной дороге?
Передвигается по земле?
Под землей?
Летает по воздуху?

Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?


Какие виды машин ты знаешь? (
грузовая, легковая, военная).

Покажи и назови части машин?
(колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

Покажи и назови части лодки?
(мачта, парус, весла и т.д.).

Покажи и назови части корабля? самолета?




Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.?
(внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).

Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?


Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется . (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни . (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой . (велосипед)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю . (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит . (автомобиль)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в . (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый . (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это . (самолет)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в . (кабине)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился . (парашют)


А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.(трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

Д/и “Сделай из двух слов одно”:

Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.

Подбери предмет к признаку:

Старый – …
Новый – …
Грузовой – …
Быстроходный – …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: