Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Перелетные птицы’

Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Перелетные птицы’

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ “ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ”

«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.
Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.)
Сколько у кукушки крыльев?
Сколько у грача хвостов?
Сколько у журавля голов?
Сколько у цапли клювиков?
Сколько у птицы перышек?
Сколько у птицы глаз?

Назови птенца и птенцов

У грача – один грачонок, много грачат

У аиста – один … много …

У стрижа – один … много …

У журавля – один … много …

У кукушки – один … много …

У скворца – один … много

Игра «Скажи наоборот».

Аист большой, а соловей . .

У аиста длинная шея, а у кукушки . .

У соловья серая грудка, а у ласточки . .

Аист белый, а грач .

Игра «Нелепицы».

  • высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью.
  • яиц птиц вылупились крокодильчики. Птенцы строят гнезда.
  • сделали для аистов скворечники. Скворец живет в будке.

Игра «Доскажи словечко».

– Осенью перелетные птицы в теплые края … (улетают).

– Весной перелетные птицы обратно …(возвращаются).

– Птицы в гнездах яйца … (откладывают)

. – Птенцы из яиц … (вылупляются).

– Папа и мама птенцов червяками … (кормят).

– Папа и мама птенцов летать … (учат).

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

ИГРА «Исправь ошибку» (развитие пространственного восприятия).

У ласточки впереди хвост. Нет, у ласточки впереди голова.

У грача сзади клюв.

У утки вверху лапы.

У гуся внизу крылья.

У аиста сбоку хвост.

Игра «Подбери нужный по смыслу предлог»

Скворец летал ……. скворечником.

Скворец подлетел ……. скворечнику.

Скворец присел ……. ветку.

Скворец походил ……. ветке.

Скворец прыгнул ……. скворечник.

Скворец выглядывает ……. скворечника.

Игра «Путешествие ласточки».

Ласточка над дорогой (что делала?)…летела.

Ласточка к домику (что сделала?) …подлетела.

Ласточка в домик (что сделала?) …влетела.

Из домика (что сделала?)…вылетела.

Дальше (что сделала?)…полетела.

Закончи предложение

У синицы хвост короткий, а у трясогузки – … (длинный).

Ворона черная, а лебедь … (белый).

У журавля ноги длинные, а у утки … (короткие).

У цапли клюв длинный, а у воробья … (короткий).

У селезня оперенье яркое, а у утки … (блеклое).

У дятла клюв сильный, а у синички … (слабый).

«Как сказать иначе?»

Птица летит. Какая птица? (летящая птица)»

Птица клюет – клюющая птица

Птица идет – идущая птица

Птица сидит на ветке – сидящая на ветке птица

Утка плывет – плывущая утка

Орел парит – парящий орел

Игра «Назови птенца»

у грача – грачонок / грачата,

у аиста – аистёнок

у журавля – журавлёнок

Игра «Путешествие грача»

Грач вылетел…гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел…гнезду. Грач кружит…гнездом. Грач сел… ветку. Грач ходит … земле. Грач улетел …кошки

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

МАРТ
3-я и 4-я неделя

Лексико-грамматическая тема содержит очень много информативного материала, который ребенку необходимо усвоить и запомнить. Также грамматические задания достаточно объемны, и одной недели, как показывает практика, бывает недостаточно для ее усвоения. Целесообразно на третьей неделе дать информативный материал (п. 1-6), а на четвертой неделе выполнить грамматические задания.

1. Рекомендую познакомить ребенка с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком). Объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие “перелетные птицы”.

2. Рассмотреть изображение этих птиц на иллюстрациях, обсудить их отличительные признаки: внешний вид, повадки, особенности питания.

3. Рассказать, откуда прилетели птицы.

4. Во время прогулок учить ребенка узнавать грача и скворца.

5. Обратить внимание на сезонные изменения в природе.

6. Помочь запомнить информацию.

7. Упражнение “Улетает – не улетает”.
Взрослый называет ребенку птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.

Читайте также:
Примерная программа организации оказания дополнительной образовательной услуги в рамках кружка речевого развития Тимоша-говорун

8. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
скворец – скворушка, скворчик
соловей – соловушка
и т. д.

9. Упражнение “Назови птенцов” на образование супплетивных форм существительных.
У грача – грачата.
У скворца – скворчата.
И т. д.

10. Упражнение “Один – много” на употребление родительного падежа существительных во множественном числе.
Один грач – много грачей.
Один соловей – много соловьев.
И т.д.

11. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.
1 грач, 2 грача, 3 . 4 . 5 .
1 соловей, 2 соловья, 3 . 4 . 5 .
И т.д.

12. Упражнение “4-й лишний” на развитие логического мышления (по картинкам).
Например: жаворонок, воробей, грач, скворец.

13. Продолжаем учиться отгадывать загадки.

Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг.
(грач)

На шесте дворец,
А во дворце певец.
(скворец)

14. Развитие связной речи, обучение пересказыванию по вопросам.
Рассказ “Предвестники весны”.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: “Грачи прилетели! Грачи прилетели!”

Вопросы:
– Какая была зима?
– Что наступает после зимы?
– Как греет солнышко весной?
– Кто прилетел?
– Что увидели дети?
– Что они закричали?

Словарная работа: объяснить малышу выражение “Вестники весны”.

15. Упражнение “Птички” на развитие мелкой моторики.
Птички прилетали, крыльями махали.
Сели, посидели и дальше полетели.
(пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз)

16. Развитие слухового внимания и памяти.
Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору)

Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.

Ласточка
Ласточка – тивит – тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.

17. Ознакомление с произведениями художественной литературы.
Прочитать ребенку стихотворение и обсудить. Словарная работа: объяснить значение слова “сени”.

Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.

1. Рекомендую вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.

2. Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе.

3. Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.

4. По возможности во время прогулки понаблюдать за жизнью птиц весной.

5. Упражнение “Улетает – не улетает”.
Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица, зимующая или ведет оседлый образ жизни. (воробей, голубь, сорока, галка)

6. Упражнение “Назови ласково” на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Соловей – соловушка, журавль – журавушка и т.д.

7. Упражнение “Кто у кого” на образование супплетивных форм существительных.
У грача – грачонок и грачата.
У скворца – скворчонок и скворчата.
И так далее.

8. Упражнение “Один – много” на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач – много грачей, один скворец – много скворцов и т.д.

9. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным. 1 грач, 2 грача, 3 . 4 . 5 . и т.д.

10. Упражнение “Подбирай, называй” на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, .
Аист (какой?) важный, .
Ласточка (какая?) быстрокрылая, .
И т.д.

11. Упражнение “Кто что делает?” на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.

12. Упражнение “Скажи наоборот” (учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей – .
У аиста длинная шея, а у кукушки – .
Аист белый, а грач – .
У соловья серая грудка, а у ласточки – .

13. Учимся употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).
Грач вылетел (из) гнезда.
Грач прилетел . гнездо.
Грач подлетел . гнезду.
Грач кружит . гнездом.
Грач сел . гнездо.
Грач ходит . пашне.

14. Упражнение “Скажи одним словом” на образование сложных слов.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют . (звонкоголосым)
У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют . (длиннохвостой)

15. Упражнение “Закончи предложение” на развитие связной речи.
На дереве гнездо, а на деревьях – . (гнезда)
На ветке сук, а на ветках – .
В гнезде птенец, а в гнездах – .

16. Обучение пересказыванию.

А) Пересказ по вопросам.

Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.

Читайте также:
Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

– Какие птицы прилетают весной первыми?
– Что сразу начинают делать грачи?
– Где они вьют гнезда?
– Когда они выводят птенцов?
Словарная работа. Объяснить ребенку значение словосочетаний “предвестники весны”, “гнезда вить”, “вершина дерева”.

Б) Пересказ рассказа от первого лица.

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесил на дерево. Пусть у скворца будет хороший дом!

Словарная работа. Объяснить значение слова “скворечник”.

17. Развитие логического мышления.

А) Упражнение “4-й лишний” (без опоры на наглядность).
Ворона, воробей, стриж, голубь.
Скворец, грач, голубь, стриж.

Б) Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)

На шесте – веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец.
(скворец)

18. Развитие слуховой памяти, внимания, работа над выразительностью речи.
Выучить стихотворение (любое по выбору).

На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
“За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи –
Птицы работящие”.

Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел,
Первыми скворцами
На березы сел.

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
– Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Словарная работа. Объяснить значение слов “зардел”, “лазурь”.

19. Упражнения для пальчиков на развитие мелкой моторики.

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
– За морем бывала,
Весну добывала.
Несу весну,
Весну-красну.
(На каждую строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная, с указательного пальца, сначала на правой, потом на левой руке.)

20. Ознакомление с произведениями живописи.
Рассмотреть с ребенком иллюстрацию картины А. Саврасова “Грачи прилетели”. Обсудить ее содержание. Беседа может носить примерно такой план:

Эту картину написал известный русский художник Саврасов. Она очень красивая и висит в музее. На ней нарисован прилет грачей и грачовник. После прилета у грачей начинаются весенние хлопоты и заботы.

– Какие это заботы?
– Как ты думаешь, почему самка сама не может добывать корм?
– Какие весенние признаки изобразил художник?
– Краски, каких цветов использовал Саврасов для изображения неба, снега?

Комментарии к статьям
Развитие речи. Март

09.03.2008, 17:05
мария

спасибо, очень хорошо разработаны конспекты, занимаемся дома с удовольствием
Алена 4 года, Ваня 1 год 11.11.2008, 16:47
Аниса

Спасибо большое, нам очень понравились упражнения. Теперь будем чаще заходить на вашу страничку. 02.03.2009, 22:14
Елена.

Спасибо, нужно для моей работы. 22.03.2009, 21:05
Евгения

Долго мучились, вспоминая как же можно назвать птенчика ласточки))) а каково мнение автора и логопеда соответственно? 16.09.2009, 16:36
Юля

Спасибо вам огромное,очень умно подобраны темы,а стихи просто прелесть. 08.03.2010, 17:41
ИЗА

СПАСИБО 15.04.2010, 07:28
татьяна

спасио,всё точно и конкретноо 23.03.2011, 13:40
ирина

интересно,что например у вороны замечательная память и она узнает человека буквально в лицо.а гнезда вьет,заметьте, на тополях.очень умные птицы.а играют как!-по правилам! 20.07.2019, 21:04
Катя

Всё замечательно! 03.08.2019, 16:30
Денис

Перезвоните мне пожалуйста 8 (952) 364-04-10 Денис.

Логопедические домашние задания для детей по лексической теме «Перелётные птицы».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Логопедические домашние задания для детей и родителей по лексической теме «Перелётные птицы».

Скачать:

Вложение Размер
Речевые домашние задания для детей по лексической теме «Перелётные птицы». 14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Перелётные птицы»

  1. Попросите ребенка назвать перелётных птиц : лебеди, журавли, кулики, утки, гуси, скворцы, грачи, ласточки и др . Почему их так называют? В какое время года перелётные птицы улетают в тёплые края? (Поздней осенью.) В какое время года перелётные птицы прилетают к нам обратно? (Весной.)
  2. Составь предложения о том, что делают перелётные птицы; прохлопай каждое слово и посчитай, сколько слов в предложении ( не забудь, что предлоги и союзы – это тоже короткие слова ): Весной птицы прилетают к нам с юга. Прилетают грачи и начинают строить гнёзда. Скворец летает над дубом. Папа для скворцов построил скворечник.
  3. «Чей? Чья? Чьё?»:

– шея лебедя – чья шея? (лебединая шея)

– ноги журавля – чьи ноги? (журавлиные ноги)

– клюв утки – чей клюв? (утиный клюв)

– крыло гуся – чьё крыло? (гусиное крыло)

– песня соловья – чья песня? (соловьиная песня)

– У грача – … грачата.

– У скворца – … скворчата.

– У гуся – … гусята.

  1. «Послушай и подбери предлог»:

– Лебедь плавает … озеру. ( по )

– Журавль стоит … воде около берега. ( в )

– Ласточка поднялась высоко … небо. ( в )

– Грач сидит … берёзе. ( на )

  1. «Кто чем питается?»:

Ласточка ловит мелких насекомых.

Цапля питается лягушками.

Грач ищет земляных червей.

Скворец собирает гусениц с листьев берёзы.

  1. «Раздели слова на слоги»:

ле – бедь (2 слога) грач (1 слог) жу – равль (2 слога)

цап – ля (2 слога) гусь (1 слог) лас – точ – ка (3 слога)

  1. «Подбери семейку слов» (по наводящим вопросам) : скворец, скворчиха, скворчонок, скворчата, скворечник.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Тема “Фрукты”

На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обо­гащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются пси­хические процессы (внимание, п.

Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Тема “Овощи”

На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обо­гащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются пси­хические процессы (внимание, п.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: ФРУКТЫ-ОВОЩИ.

Домашнее задание для родителей по лексической теме «Перелетные птицы»

Домашнее задание для родителей .

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Перелётные птицы. Звуки [т], [т’]. Буква Т.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Перелётные птицы. Звуки [т], [т’]. Буква Т.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква Ы

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква Ы.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние птицы. Звуки [м], [м’]. Буква М.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние птицы. Звуки [м], [м’]. Буква М.

Домашние задания на неделю по лексическая теме «Перелетные птицы»

Ольга Бельская
Домашние задания на неделю по лексическая теме «Перелетные птицы»

Птицы в край летят родной, Будут гнёзда вить весной

Понедельник

1. Упражнение на дыхание:

– И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;

2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

2. Артикуляционная гимнастика

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Сонная птичка. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

Птичка проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.

Птенчики глотают пищу Жевательные движения, затем сглатывание слюны.

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

3. Пальчиковая гимнастика

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди

4. Рассмотрите вместе с детьми и расскажите им:

– названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц;

– понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);

– куда улетают птицы, почему;

– части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);

– голоса, повадки птиц, их жилье.

5. «Как улетают птицы?» нужно взять много

пуговиц (бусинок, других мелких предметов) и разложить их так, как улетают:

гуси, утки, лебеди – вереницей;

ласточки, грачи, скворцы – вереницей;

6. «Чем питаются птицы?» (полный ответ, составляем предложения)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

7. «Четвёртый – лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор)

Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это – птица, а остальные – животные)

Скворец, собака, кукушка, соловей.

Воробей, голубь, журавль, синица.

8. «Кого много в лесу? В поле?» (словоизменение)

В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка, цапля, стриж)

9. «Сосчитай 1, 2, 5» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек, (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль, цапля)

10. «Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):

Птица улетает, а птицы. (улетаЮТ)

(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

11. «Услышь последний звук в слове» (давай протянем голосом каждое слово, как-будто эхо провожает птиц и услышим последний звук в каждом слове. Какой это звук? Гласный или согласный? Почему? Слова: ПтицЫ, стрижИ, аистЫ, скворцЫ.

12. Игра «Закрась и назови». Различать насекомоядных, болотных и водоплавающих птиц.

Рассмотрите и назовите птиц. Закрасьте кружки цветными карандашами: возле насекомоядных птиц – зеленым цветом, возле водоплавающих – синим, возле болотных – желтым цветом.

Вторник

1. Упражнение на дыхание

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Подбери признаки (не менее трех признаков): ласточка (какая) – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная… (для трех птиц)

5. Подбери действия (не менее трех действий): ласточка (что делает) – летает, щебечет, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм… (для трех птиц)

6. Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая …; соловей – …; журавль – …; утка – …; птица – ….

7. Назови птенцов: грач – грачонок; утка – …; кукушка – …; скворец –

8. Один – много (множественное число): лебедь – лебеди, птица – … грач -, скворечник – …, журавль – …, соловей – …, перо – …, аист – …, клюв – …

9. Есть – нет (родительный падеж): лебедь – нет лебедя, птица – …, грач – …, скворечник -, журавль – …, соловей -, перо – …, аист -, клюв – …

10. Отгадайте загадки:

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … (скворец)

Среда

1. Упражнение на дыхание

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игра «Доскажи словечко»

У обочины дороги

Ходит аист длинноногий.

Самый лучший из отцов,

Ищет пищу для …. (птенцов)

Вот ещё одна подружка,

А зовут её – кукушка.

Сядет скромно на суку

У неё приметный вид:

Коль летает низко –

Значит дождик…. (близко)

Повелось так с самой древности:

Эти птицы – символ верности.

В отраженье своё глядя,

Вот скользят по водной глади,

Восхищая всех людей,

Двое белых …. (лебедей)

Птичка, внешне неприметна,

Запоёт среди ветвей

Так, что ахнем мы: – Ведь это

5. «Назови ласково»

голова – головка, головушка

гусь – гусек, гусенок

журавль – журавушка, журка,

6. Назови, обведи по точкам.

Четверг

1. Упражнение на дыхание

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Образуй новые слова по образцу: У журавля длинные ноги – длинноногий журавль.

5. Упражнение: «Подбери по аналогии»:

У людей дети, а у птиц ….

У человека нос, а у птиц ….

У животных шерсть, а у птиц …

У людей ногти, а у птиц …

6. Упражнения для пальцев (при назывании птицы – загибать пальцы на руке).

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка.

– Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Эта – зяблик, это – стриж, это – развеселый чиж.

Ну, а это – злой орлан. Птички, птички, по

домам! (Сжать пальчики в кулачки).

7. Узнай птицу по силуэту. Назови. Соедини линией с соответствующей картинкой.

Пятница

1. Упражнение на дыхание

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Составление описательного рассказа о птице (по схеме)

5. «Исправь ошибку». (Развитие пространственного восприятия).

У цапли впереди хвост.

У грача сзади клюв.

У ласточки вверху лапы.

У кукушки внизу крылья.

У утки сбоку хвост.

6. Разделить слова на слоги с помощью хлопков:

Хвост, крыло, гнездо, оперение, клюв, перелёт, кукушка, дрозд, цапля.

7. Игра «Улетает – не улетает».

Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она – перелётная или зимующая: воробей, ласточка, голубь, снегирь, аист, соловей, дятел, скворец, грач, глухарь, ворона, журавль, лебедь, кукушка, синица, утка…

8. Раскрась по цифрам

Игры на закрепление

1. Вспомни и назови перелетных птиц, которых ты знаешь. (не менее 4 – 5). Объясни, почему их называют перелетными. Определи сколько слогов в словах: ласточка, скворец, журавль, стриж, лебедь.

2. Сосчитай до 5 правильно согласовывая слова: ЧЕРНЫЙ ГРАЧ. БЫСТРАЯ ЛАСТОЧКА.

3. «Чьи крылья? Чей клюв?»

• У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв

4. Объясни словечко: ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ. Назови, каких водоплавающих перелетных птиц ты знаешь.

5. Назови птенцов:

• У журавля – журавлята

6. Развитие логического мышления:

ЛАСТОЧКИ УЛЕТАЮТ НА ЮГ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЖУРАВЛИ. КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ? КАКИЕ – ВТОРЫМИ? КТО ЗА КЕМ?

7. Выложи птичку из палочек (спичек).

Лэпбук «Перелетные птицы» Последовала Вашему примеру и решила собрать первый лепбук, что из этого получилось увидите и надеюсь дадите рекомендации и оценки данному.

Лэпбук «Домашние животные и домашние птицы» для детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию тематическую папку. Очень долго я изучала, что такое лэпбук и вообще нужен ли он нам воспитателям,.

Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья» Здравствуйте, милые коллеги и гости моей страницы! В прошлой своей публикации я рассказала о своем первом лэпбуке «Растительный мир Прибайкалья»,.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие “Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши”. Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Домашние птицы» Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Домашние птицы». Цели. Совершенствовать представления детей о домашних птицах.

Проект в средней группе «Перелетные птицы» Проект в средней группе «Солнышко» МКДОУ № 196 «Перелетные птицы» Авторы : воспитатели :Ожева Н. Н,Прилепко Е. А. Описание проекта: краткосрочный,.

Рекомендации для родителей по теме «Перелетные птицы» Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости сайта. В настоящее время мы все перешли на удаленную форму работы, но остаемся на связи с родителями.

Родительское собрание в 3 классе «Эти трудные домашние задания!» Учитель начальных классов: Щоголева Инна Евгеньевна. Школа: г. Керчь ГБОУРК «КУВКИ ЛИ» Класс: 3 Родительское собрание: «Эти трудные домашние.

Систематизация дидактического материала по теме «Перелетные птицы осенью» Тема: «Перелетные птицы» Сроки: 1-я неделя ноября. Итоговое событие: Выставка рисунков. Проект «Перелетные птицы нашего края» Задачи: Дать.

Викторина по теме «Перелетные птицы» Доброго времени суток,уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме “Перелетные птицы”, которую можно провести в старшей.

Лексическая тема “Перелётные птицы” взаимосвязь с воспитателем

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Физкультминутка

Цапля

Цапля ходит по воде
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Пальчиковая гимнастика

Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали

Аист, цапли, журавли

Машем руками

Ладонь «козырьком» ко лбу

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы

Дыхательная гимнастика

«Перышко» (дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…)

«Аист» Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина – прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и од­ну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытя­гиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш. ». Так же – с дру­гой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повто­рить 6-7 раз.

«Гуси летят» Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.

Развитие артикуляционной моторики.

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Упражнения для щек и губ. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка «Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие мимических мышц.

Осенью вы прощались с птицами, (Грустно). Изобразить голодных птиц в морозный день. Передать эмоциональное состояние, вы сочувствуете птицам, жалеете их. Грустное, жалостливое лицо). Скворец попался в лапы кошке. (Страх) Птицы вернулись из теплых стран. (Радость)

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Рассказ о птицах

В природе существует большое разнообразии птиц . Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду вы встретите птиц . Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются , то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там , где растут новые. Птицы живут в гнёздах . Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать .

Расскажите детям о перелетных птицах.

Перелетные птицы – это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно – лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед – до рыбешек птицам не добраться.

Побеседовать о том, какую пользу приносят перелётные птицы.

Существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, перо, крылья, клюв, голова, тело, лапы, глаза

Назвать и показать части тела птицы:

– Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением. У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.

У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

Назвать перелетных птиц: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка, гусь, дрозд, чиж, стриж.

Игра «Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ноги, а у птицы … лапки.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

Игра «Назови детёныша птицы»

грач – грачонок – грачата

аист – аистёнок – аистята

журавль – журавлёнок – журавлята

кукушка – кукушонок – кукушата

скворец – скворчонок – скворчата

утка — утенок – утята

гусь – гусёнок – гусята

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Упражнение «Назови ласково» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

– У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?

крыло – крылышко крылья – крылышки птенец – птенчик

перо – перышко голова – головка шея – шейка

ноги – ножки лапы – лапки клюв – клювик

глаз – глазик глаза – глазки, птенец – птенчик

хвост – хвостик гнездо – гнездышко кукушка – кукушечка

Упражнение «Один — много» ( на употребление существительных множественного числа в родительном падеже)

он грач – они грачи – много грачей

он стриж – они … – много …

он аист – они … – много аистов

он скворец они… – много…

она ласточка – они ласточки – много …ласточек

она кукушка – они … – много …кукушек

Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

лебедь – нет лебедя скворечник — … птица — … грач — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — …

Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

(аист, грач, журавль)

Игра «Закончи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях . (гнезда).

На ветке сук, а на ветках .

В гнезде птенец, а в гнездах — .

На дворе дерево, а в лесу — .

Упражнение «Нелепицы»

– Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Птенцы строят гнезда. Дети сделали для аистов скворечники. Скворец живет в будке.

Развитие логического мышления: Ласточки улетают на юг раньше, чем журавли. Какие птицы улетают первыми? Какие – вторыми? Кто за кем?

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Прилагательные: перелетная, длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.

Упражнение «Какая птица?» (подбор слов-признаков)

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

Игра «Чем питаются птицы» (образование формы творительного падежа существительных)

Перелётные птицы питаются (чем?) насекомыми (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами), червяками, ягодами;

Журавли, цапли, аисты питаются (чем?) лягушками, рыбой.

Игра «Из двух – одно» (образование сложных прилагательных).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – (длинноногая).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – (красноклювый)

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки длинный хвост. Она. (длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (длинношеей.)

Если у утки плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

Если у утки лапы с перепонками. Значит они. (перепончатые)

Игра «Чьи крылья?»

У журавля – журавлиные У гуся – …

У грача – … У соловья – …

Игра «Исправь ошибку». (развитие пространственного восприятия).

У цапли впереди хвост.
У грача сзади клюв.
У ласточки вверху лапы.

У кукушки внизу крылья.
У утки сбоку хвост.

Закончи предложение словами (длинноногий журавль)
В поле я увидел . (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за . (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный . (длинноногий журавль). Я хотел подойти к . (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе . (длинноногий журавль). Я рассказал маме о . (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать . (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к . (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за . (длинноногим журавлем).

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

Игра «Что может делать птица?»

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

Игра «Кого много в лесу?» (словоизменение)
– В лесу много скворцов. (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, жаворонок, кукушка)

Одна птица, а много… (птиц). Один птенец, а много (птенцов).

Одно гнездо, а много (гнёзд). Один грач, а много…(грачей).

Один лебедь, а много…(лебедей). Одна утка, а много…(уток).

Один жаворонок, а много… (жаворонков). Один гусь, а много…(гусей).

Один скворец, а много… (скворцов).

(Одна ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло).

Упражнение «Скажи правильно» (использование глаголов в единственном и множественном числе)

Птица улетает, а птицы . (улетаЮТ)

(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

Игра «4 лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор)

Ворона, воробей, ласточка, голубь

Скворец, грач, голубь, аист

Индюк, лебедь, петух, гусь.

Кукушка, соловей, грач, курица.

Игра «Что делает птица» ( на доске: гнездо, птица)

Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.

Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Игра «Улетает – не улетает».

Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, какая она – перелётная или зимующая: воробей, ласточка, голубь, снегирь, аист, соловей, дятел, скворец, грач, глухарь, ворона, журавль, лебедь, кукушка, синица, утка

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 1, 2, 5)

– Посмотри внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Ответь «Сколько птиц улетело? » Ответь полным предложением.

Образец: Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.

Улетел 1 лебедь, а потом еще 5 лебедей.

Игра «Найди гнездо каждой птицы» (развитие слоговой структуры слова)

«Отхлопать» название птицы, сосчитать количество слогов (1 слог : грач, гусь;

2 слога: чай-ка, ут-ка, а-ист, ле-бедь; 3 слога: ку-куш-ка, лас-точ-ка)

Прослушай текст. Ответь на вопросы.

Улетают журавли (И. С. Соколов—Микитов)

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко летели журавли.

Высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

• Куда и когда улетают журавли?
• Когда журавли прилетают обратно?
• Где летят журавли?

Составление описательного рассказа по образцу: – Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

Составление описательного рассказа по мнемотаблице:
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Отгадывание загадок по теме «Перелётные птицы»

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)

Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец.
Как зовут его? . (Скворец)

Хвостик – тонкие косицы,
Предсказать погоду может, –
Вам знакома эта птица. ( Ласточка )

В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали.
Кто скажите? . (Журавли)

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)

Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? – ..(Утка)

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких –
Красные ботинки. (Утенок)

В ледяной воде болота
Целый вечер бродит кто-то,
И не холодно ни капли
Долговязой грустной … (Цапле)

. Игра “Закрась и назови”. Различать насекомоядных, болотных и водоплавающих птиц.
Рассмотрите и назовите птиц. Закрасьте кружки цветными карандашами: возле насекомоядных птиц – зеленым цветом, возле водоплавающих – синим, возле болотных – желтым цветом.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: “Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.”

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

-У лебедя-… (лебедята).

5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

8. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: – Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

9. Итог занятия «Птицы улетают на юг».

Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.

– Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

Домашнее задание по лексической теме «Перелетные птицы» учебно-методический материал (старшая группа)

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).

Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Ласточка

В России гнездятся городской, полевой и береговой виды. Все перелетные. Птицы осенью улетают за 9 000-12 000 километров от родных мест. Среди воробьинообразных, к коим относятся и ласточки, это самые длинные перелеты.

На лету ласточки умудряются есть мушек, спать и даже пить. Для последнего приходиться снижаться над водоемами, молниеносно зачерпывая влагу клювами.

За свою историю ласточки стали символами надежды, легкости и даже символами стран, к примеру, Эстонии. В этом государстве выпущена платиновая монета номиналом 100 крон. Изображены на денежном знаке 3 ласточки. Они хватаются лапками за ветвь. Две птицы сидят спокойно, а третья расправляет крылья.

Кукушка

Вопрос «кукушка, сколько мне осталось жить» зимой неактуален. Птица улетает на юг Африки. Кукуют, кстати, только самцы. Самки вида издают низкочастотные звуки, неуловимые человеческим ухом.

В плане брачных отношений кукушки моногамны. Птицы меняют партнеров. Самец, к примеру, успевает оплодотворить за сутки 5-6 кукушек. Те своеобразно готовятся к спариванию, выбирая территорию с обилием гнезд других пернатых. В них кукушки подбрасывают свои яйца и вновь отправляются искать партнера.

Слушать голос обыкновенной кукушки

Зяблик

При длине в 16 сантиметров птица весит примерно 25 граммов. Соответственно, перья зяблика миниатюрны, но их стоит поискать. Так считали наши пращуры. Голубые и зеленые перья зябликов они подбирали в качестве оберегов домашнего очага.

Еще на теле птицы есть бежево-оранжевая краска. Ей «залиты» перья грудки зяблика. На голове, крыльях и хвосте есть черные вкрапления.

На крыльях птахи присутствуют белые полосы. Это отличительная особенность зябликов. В мире их более 400-от видов. В России птица считается одной из самых распространенных. Зимовать зяблики улетают в Африку. В путешествие пернатые отправляются небольшими стаями.

Летят перелетные птицы за гусеницами, жуками, личинками, мухами. В меню птах только насекомые. Правда, и самим зябликам угрожает опасность. Птица часто становится жертвой крупных хищников из-за неосмотрительности во время пения. Издавая трели, зяблики запрокидывают голову, переставая держать во внимании происходящее вокруг.

Слушать пение зяблика

Зяблик часто становится жертвой хищников именно во время пения, так как сильно отвлекается и закидывает голову назад

Лесная завирушка

Ее путают с лесным коньком, пеночкой, славкой. Завирушка из тех птиц, которых знают лишь орнитологи, хоть и распространена в лесах. Охотникам пернатое попадается вместе со щеглами и овсянками.

Внешность птицы неприметная. Оперение коричнево-серое. Размер небольшой. Масса тела завирушки не превышает 25-ти граммов. Многие путают птаху с воробьем. В этом есть доля правды. Завирушка относиться к отряду воробьинообразных.

Питается завирушка насекомыми. Это и побуждает пернатое улетать на юг. Впрочем, держится птаха до самых холодов и весной рано возвращается. Правда, это выходит завирушке «боком». Прилетев, птица тут же откладывает яйца. Растительности еще нет. Спрятать кладку не получается. Яйца съедают хищники. Птенцы вылупляются лишь из второй кладки.

Терпимость завирушки к холодам подкрепляется способностью сменить белковый рацион на растительный. Вместо насекомых птица может есть ягоды и семена. Поэтому в регионах с умеренным климатом завирушки не улетают вовсе. На юг устремляются пернатые из северных местностей страны.

Завирушку мало кто знает, она очень похожа на воробья, и ее часто путают с более знакомой птахой

Вальдшнеп

Это вид кулика. От сородичей отличается большими глазами, «вздернутыми» к затылку. Выделяется и длинный клюв. Внутри он полый, поэтому по факту легче чем кажется.

Длинный клюв нужен вальдшнепу для добычи червей, насекомых, лягушек и моллюсков. Птица извлекает их из земли, ила. Ища пропитание, пернатое большую часть времени проводит на земле.

Окраска у кулика пестрая, но в природных тонах. Преобладает коричневый. За счет оперения вальдшнеп легко маскируется на фоне подлеска, полей. Среди желающих поживиться куликом числится человек. У вальдшнепа диетическое, вкусное мясо.

В разговоре про перелетных птиц вальдшнеп упоминается заслужено. В сентябре российские просторы покидают все птицы популяции. Возвращаются кулики в середине апреля.

Из-за пестрой окраски вальдшнеп прекрасно маскируется в болотистой местности

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: