Домашние задания логопеда по лексической теме Новый год

Лексическая тема “Новый год”

Словарь

Существительные: праздник, маски, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год,шар, подарок, ёлка, хлопушка, мишура, конфетти, танец, пляска, хоровод.

Прилагательные: игрушечный, любимый, маленький, большой,стеклянный, пластмассовый, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, новогодний, весёлый, смешной, добрый, сердитый.

Глаголы: танцевать, плясать, украшать, праздновать, дарить, благодарить, наряжать.

Наречия: интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно.

«Назови ласково»

Шар – шарик, шарики.

Звезда – звёздочка, звездочки.

Бусина – бусинка, бусинки.

Фонарь – фонарик, фонарики.

«Скажи какие?»

Игрушки для украшения елки – какие? – . (елочные)

Шары из стекла – какие? – . (стеклянные)

Флажки из бумаги – какие? – .

Зайцы из пластмассы – какие? – .

Флажки разных цветов – какие? – .

«Узнай словечко»

Белый, пушистый, искрящийся . (снег)

Колючая, мохнатая, зеленая . (ёлка)

Сладкое, холодное, сливочное . (мороженое)

Ледяная, тающая, остроконечная . (сосулька)

Уходящий, старый, новый . (год)

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:

елочные игрушки (какие?) — .

Дед Мороз (какой?) — .

Пересказать рассказ «Елка».

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

— Кто меня разбудил?

— Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

Выложить фигурку из спичек по образцу.

Елочка зеленая выросла в лесу.

Елочку на праздник я домой принесу.

«Что лишнее и почему?»

Лыжи, санки, коньки, василек.

Зима, весна, декабрь, осень.

позёмка, горнолыжник, подледная (рыбалка), снеговик.

“Добавлялки”

Кто подарки нам принёс?

Ну конечно…(Дед Мороз)

Возле ёлки в Новый год

Дети водят . (хоровод)

Очень звонкие игрушки –

Мы берём картон и краски –

К карнавалу будут. (маски)

Сшит костюм цыганский Вале,

Чтоб блеснуть на . (карнавале) /span

Если стужа на дворе,

Все деревья в серебре,

Огнями елочка цветет,

Значит скоро . (Новый год).

Всегда и в любую погоду

Мы рады . (Новому году).

Бородой седой зарос

Старый, добрый . (Дед Мороз)

Смотри: он весел и ярок

И что-то несет нам в . (подарок).

Собирайтесь в хоровод

И встречайте . (Новый год).

Ведь подарки нам принес

Наш веселый . (Дед Мороз).

Наш веселый Дед Мороз!

У него красный . (нос),

Шуба длинная, до пят.

Веселит он всех . (ребят).

«Отгадай загадки». Объясни, что тебе помогло их отгадать.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я главная. (ёлка)

Она с дедушкой пришла,

Смех веселье принесла.

Привела к нам Новый год. (Снегурочка)

На ёлочке висят,

В темноте сверкают,

И ярко так блестят. (дождик)

Какая игрушка стреляет,

Как пушка? (хлопушка)

Сам дней не знает,

А другим указывает. (календарь)

На праздник важный,

Цветной, бумажный. (конфетти)

Две новые, кленовые

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги. (Лыжи)

Есть, ребята, у меня

Два конёчка, два конька.

Спят все лето напролет,

Любят кони только лед. (Коньки)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

За веревку вожу. (Санки)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем ёлку украшать:

Бусы, шарики, игрушки,

Дождик, звездочки, хлопушки.

Ель в сиянии огней –

Можно приглашать гостей!

Пальчиковая гимнастика

«Ёлочка»

Перед нами елочка: Пальцы рук, переплетены, из больших

пальцев – верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки. Кулачки, указательные пальчики выставлены

Шарики, фонарики «Шарики» из пальцев вверх и вниз.

Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего пальцев;

обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.

«На ёлке»

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз Дети «шагают» средним и

Нам подарки преподнес. указательными пальцами обеих рук.

Нам большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же – вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними, начиная с большого.

«Подарки»

Дед Мороз принес подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки, На каждое произнесенное название

Кукол, мишек и машины, подарка загибают по одному пальчику

Попугая и пингвина, сначала на правой, потом на левой руке.

И пушистого щенка! Делают из пальчиков приавой рук

Гав! Гав! мордочку щенка.

Выучите с ребёнком стихотворение. Поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

Новогоднее

Наступает Новый год.

Что он людям принесет?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанья сбудутся,

Чего б он ни хотел.

Строитель хочет строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым.

О чем мечтает садовод?

В его мечтах, весь мир цветет,

И люди, глядя на цветы,

Пусть эти славные мечты

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой ёлке.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия по сказке Сутеева Под грибом

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет ёлка,

Пусть горит всегда. А. Барто

Новый год у ворот,

Ребятишек ёлка ждёт. Я. Аким

Здравствуй праздник новогодний,

Праздник ёлки и зимы!

Всех друзей своих сегодня

Позовём на ёлку мы.

Стихи для автоматизации поставленных звуков

Подарок

В Новый год под яркой елкой

Я нашла подарок свой.

В старой обувной коробке

Спал котенок золотой.

Носик кнопкой, хвостик кистью,

Лапки в белых башмачках,

А усищи-то, усищи!

И полоски на боках.

Заберу его в кроватку.

Тихо песенку спою,

Чтобы спал он сладко-сладко,

Сказку на ночь расскажу! С. Суворова

Короткие стихи для малышей про Новый год

Снег идёт, снег идёт
Значит скоро Новый Год
Дед Мороз к нам придёт
Всем подарки принесёт!

Елка наряжается –
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.

В.Петрова
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках – снежок!

Рысью мчится Новый Год.

Рысью мчится Новый Год,
В дом спешит, стучится;
На озёрах белый лёд
Глаз слепит, искрится.
Клён, ольху обняв, стоит –
Так теплее вместе;
Что-то тихо говорит
Ей, своей невесте.
Солнце скоро упадёт
Весело за горку;
Забуянит, запоёт
Лес пургою звонкой.
Снег запляшет хоровод,
Вихрем закружится;
Скоро, скоро Новый Год!
Рысью в гости мчится.

По сугробам напрямик,
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!

Наша ёлка высока.

Выше папы, выше мамы.

Достает до потолка.

Снова пахнет свежей смолкой

Мы у ёлки собрались
Нарядилась наша елка
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски,
Тут и там мелькают маски.
Ты – медведь. А я – лиса!
Вот такие чудеса!
Вместе встанем в хоровод.
Здравствуй, здравствуй Новый год!

Это что за дед мороз,
Что за щечки, что за нос,
Борода то борода,
А на шапочке звезда.
На носу то крапинки,
А глаза то папины!

Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали на нём,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас!
Кролик белый, как живой,
И с хвостом, и с головой!
За усы не тяни – из соломинок они!
Длинные, блестящие, словно настоящие!

Какого цвета Новый Год?
Веселого – как рыжий кот,
Он серебристый как снежок,
И разноцветный как мешок,
С подарками прекрасными –
Машины, куклы, красками,
Он солнечного цвета,
Как будущее лето!

Добрый дедушка Мороз
Мне щенка в мешке принес,
Но какой-то странный дед,
В шубу мамину одет,
А глаза его большие
Как у папы голубые.
Это папа, я молчу,
Втихомолку хохочу,
Пусть позабавляются,
Может сам признается.

Зайчик умывается,
На елку собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик,
Стал он франтик.

Выпал снег, настал мороз,
Кошка лапой моет нос,
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки!

Синий бархат неба вышит,
Словно в сказке серебром,
Ожиданьем чуда дышит
В этот праздник все кругом!

***
Пусть в окошко постучится
В полночь добрый Новый год,
Всем мечтам поможет сбыться,
Счастье, радость принесёт!

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Ольга Меленцова
Мерзнут щеки, мерзнет нос,
Мерзнут наши ручки.
Ой мороз, мороз, мороз
Брось ты эти штучки!
Перестань мороз шалить,
Перестань кусаться,
Дай немножко поиграть,
С горки покататься!

Что за чудо, чудо-ёлка
Все зелёные иголки,
В бусинках и шариках,
В жёлтеньких фонариках!

***
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй Новый год,
Ты такой хороший.

К празднику я кошке,
надела сапожки,
причесала ей усы,
сшила новые трусы.
Только как их надевать?

– Хвостик некуда девать!

***
Вышла девочка на лыжах,
а за ней котенок рыжий,
он бежать не устает,
добежал до горки – ждет!
Прокати, Аленка, рыжего котенка!

***
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют – двенадцать раз!

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: «Новый год»
картотека по логопедии

Данные игры способствуют совершенствованию грамматического строя речи, пополнению словарного запаса детей, развитию связной речи, расширяют кругозор, помогают в решении вопросов умственного развития детей, активизируют внимание, память, мышление, наблюдательность.

Скачать:

Вложение Размер
Речевые игры “Новый год” 195.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения

по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи

по лексической теме: «Новый год»

Подготовила: Пьянзина Е.В.,

СП «Детский сад №17

Данные игры способствуют совершенствованию грамматического строя речи, пополнению словарного запаса детей, развитию связной речи, расширяют кругозор, помогают в решении вопросов умственного развития детей, активизируют внимание, память, мышление, наблюдательность.

1. «Подскажи словечко»

Цель: Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память, воображение.

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Ёлка)

Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня … (Хлопушка)

У гирлянды есть сосед.

Он в хвойной зелени сверкает

И новогодней встречи свет

Стеклянным боком отражает. (Шар)

Я сегодня спать не буду!

В эту ночь случится чудо! –

Дед Мороз ко мне придёт,

И, конечно, принесёт,

В упаковке яркой

И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Расписные цепи эти

Из бумаги клеят дети. (Гирлянда)

Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? . (Коньки)

Появился во дворе

Он в холодном декабре!

Неуклюжий и смешной.

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель. (Снеговик)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы. (Санки)

Он и добрый, он и строгий,

Бородою весь зарос,

К нам спешит сейчас на праздник,

Кто же это? . (Дед Мороз)

Если лес укрыт снегами.

Если пахнет пирогами.

Если ёлка в дом идет,

Что за праздник? . (Новый год)

2. «Назови ласково»

Цель: развивать навык образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Цель: развивать навык образования множественного числа имён существительных.

4. «Чего не стало?»

Цель: развивать навык образования родительного падежа имён существительных.

Не стало гирлянды.

Не стало звезды.

Не стало мишуры.

Не стало подарка.

5. «Подбери признаки»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Дед Мороз (какой?) – добрый, волшебный, седой …

Снегурочка (какая?) – красивая, молодая, стройная …

Шар (какой?) – блестящий, стеклянный, разноцветный …

Ёлка (какая?) – зелёная, колючая, нарядная…

Праздник (какой?) – веселый, шумный, новогодний…

Подарок (какой?) – щедрый, новогодний, приятный…

Игрушка (какая?) – елочная,красивая, стеклянная …

Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый…

Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…

Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая…

Цель: закрепить умение согласовывать имя существительное с числительным.

Один подарок, два подарка, …., пять подарков.

Один шар, два шара,… , пять шаров, семь шаров.

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

-Назовите подарки, которые принёс Дед Мороз? (Дед Мороз принёс куклу, мяч, машинку, пирамидку.)

-Какой подарок забрал серый волк? (Серый волк забрал куклу.)

-Какой подарок забрал серый волк? (Серый волк забрал мяч.)

-Какой подарок забрал серый волк? (Серый волк забрал машинку.)

-Какой подарок забрал серый волк? (Серый волк забрал пирамидку.)

-Какие ещё появились подарки? (Появились мишка и лошадка.)

8. «Длинный – короткий»

Цель: учить различать величину предметов; правильно ее называть (длинный, короткий); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

Ход игры: покажите ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).

Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите малыша назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы – короткие бусы, длинная цепочка – короткая цепочка, длинная гирлянда – короткая гирлянда).

Предложите малышу помочь Снегурочке – провести линию цветным карандашом от длинных елочных украшений к высокой елке, а от коротких елочных украшений – к низенькой елочке.

9. «Волшебные слова»

Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры: логопед предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

10. «В лесу родилась елочка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная елка.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка – это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые). Покажи нижние ветки, верхние. Где растет елка?» .

11. «Что на елке, а что (кто) пол елкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов «на» и «под», активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход игры: Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

12. «Исправь предложение»

Цель: развивать умение составлять предложения, развивать внимание, логическое мышление.

Маска любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.

13. «Составь рассказ»

Цель: развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине; активизировать словарный запас.

Дети рассматривают сюжетную картинку и составляют рассказ. Если дети затрудняются, педагог задаёт вопросы .

Цель: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед предлагает детям украсить ёлку игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо на ковролине) , в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на ветках посередине – в середине слова, на нижних – в которых звук [н] в конце слова.

Картинки: конфета, носорог, гномик, слон, машина, телефон, нота.

15. Пальчиковые игры

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Мы на елке веселились, ( Ритмичные хлопки в ладоши)

Мы плясали и резвились. ( Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз ( «Шагают» средним и указательным

Нам подарки принес. пальцами по столу)

Дал большущие пакеты, ( «Рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы: ( Ритмичные хлопки)

Конфеты в бумажках синих, ( Загибают на обеих руках по одному

Орешки рядом с ними, пальчику, начиная с большого)

Груша, яблоко, один

Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы.

Повращайте кистями рук.

На глазах у детворы

На ветвях качаются.

Сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки — получится «бантик».

Бантики на елочке блесками горят ,

Радуют взрослых, веселят ребят.

Соедините большой и указательный пальцы каждой руки колечком. Соедините колечки, словно это звенья цепочки. Затем разомкните «кольца» и измените положение кистей рук повернув их на 90°, вновь соедините «звенья» цепочки. Повторите несколько раз.

Наступает Новый год! ( хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. ( руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, ( поочередно соединяем пальцы на двух руках,
Светятся фонарики. образуя шар)
Вот сверкают льдинки, ( сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям )
Всем подарки он несет. ( трем друг об друга ладони )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи

Данный материал будет полезен при подготовке конспектов занятий по некоторым лексическим темам логопедам, воспитателям. Также может применяться родителями в занятиях с детьми и студентами педагогическ.

Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи

Данные игры могут использовать учителя – логопеды, воспитатели, родители в целях закрепления лексических тем, тем самым обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и.

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически .

Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Домашние животные».

Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп ДОУ.

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР по лексической теме «Фрукты. Сад»

Материал для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ.

Совместная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушениями речи компенсирующей направленности. Тема: « Прогулка по осеннему лесу».

Игра-путешествие: “Прогулка по осеннему лесу” с использования нетрадиционных приёмов рисования (отпечатками сухих листьев). Совместная деятельность воспитателя и учителя – логопеда по расшир.

«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа.

Лексико-грамматические задания для детей с ОНР «Новый год»

Светлана Игнатьева
Лексико-грамматические задания для детей с ОНР «Новый год»

Обычно в конце изучения лексической темы логопеды планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки знаний и умений детей. Однако опыт показал, что необходим комплекс разнообразных средств. Так родилась идея разработки презентаций с грамматическими заданиями по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе PowerPoint по лексическим темам в соответствии с задачами коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаю вариант компьютерной презентации «Новый год». Задания и игровые упражнения данной презентации можно применять на индивидуальном и фронтальном занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня.

Цель: развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме «Новый год».

Задачи:

– уточнение, расширение и активизация словаря;

– развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;

– развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

– развитие навыка образования р. п. имён существительных;

– развитие навыка образования мн. ч. имён существительных;

– развитие навыка пересказа небольшого текста;

– развитие навыка составления предложений, рассказа (по сюжетным картинкам);

– развитие внимания, мышления, памяти.

1. «Отгадай загадку»

Задачи:

– уточнение и активизация словарного запаса.

– развитие чувства рифмы.

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок.

(Новый год)

2. «Из истории»

Задача: уточнение, расширение и активизация словаря.

Новый год – первый день года, один из главных праздников у многих народов. В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году. Новый год – это один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом еловой хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками. А кто их приносит? Конечно, Дед Мороз и Снегурочка. Правда «настоящих» Деда Мороза и Снегурочку никто не видел. На то они и волшебники! Появляются в новогоднюю ночь, когда все уснут. А утром дети находят подарки.

В разных странах новогодние сюрпризы преподносят детям самые разные волшебники. Но все они желают мира, здоровья и счастья!

3. «Отгадай загадки»

Задачи:

– расширение, уточнение и активизация словарного запаса;

– развитие чувства рифмы;

– развитие воображения, мышления.

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она?

Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю, точно пушка.

У гирлянды есть сосед.

Он в хвойной зелени сверкает

И новогодней встречи свет

Стеклянным боком отражает.

Я сегодня спать не буду!

В эту ночь случится чудо! –

Дед Мороз ко мне придёт,

И, конечно, принесёт,

В упаковке яркой

И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Расписные цепи эти

Из бумаги клеят дети.

4. «Назови ласково»

Задача: развитие навыка образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. «Один – много»

Задача: развитие навыка образования множественного числа имён существительных.

6. «Чего не стало?»

Задача: развитие навыка образования родительного падежа имён существительных.

Не стало гирлянды.

Не стало звезды.

Не стало мишуры.

Не стало подарка.

7. «Подбери признаки»

Задачи:

– активизация словаря признаков;

– развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;

– развитие зрительного восприятия, внимания.

Дед Мороз (какой) – добрый, волшебный, седой, …

Шар (Какой) – блестящий, стеклянный, разноцветный, …

Снегурочка (Какая) – красивая, молодая, стройная, …

Ёлка (Какая) – зелёная, колючая, нарядная, …

8. «Посчитай…»

Задача: практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.

Один подарок, два подарка, …. пять подарков.

Один шар, два шара,, , пять шаров,, семь шаров.

9. «Составь предложения»

Задачи:

– развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

– расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

Дети составляют предложения по сюжетным картинкам.

10. «Составь рассказ»

Задачи:

– развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине;

– активизация словарного запаса.

Дети рассматривают сюжетную картинку и составляют рассказ.

Если дети затрудняются, педагог задаёт вопросы.

11. Новогодние пожелания Деда Мороза.

Целый год здоровым быть,

Никаких лекарств не пить.

Утром вовремя вставать,

В детский сад скорей бежать.

Ссоры, драки позабыть,

И царапин не лечить.

Маму слушаться всегда,

С ней не спорить никогда.

И тогда весь этот год

Очень весело пройдёт!

1. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

Спасибо авторам фонов и картинок!

Прикреплённые файлы:
novyi-god-prez_smejr.pptx | 10828,54 Кб

Применение современных образовательных технологий в практике логопеда ДОО Применение современных образовательных технологий в логопедической практике СП «Детский сад «Сказка» Презентация для педагогов ДОО В.

Итоговая викторина с использованием электронно-образовательных техник «Мы очень любим город свой…» Викторина – это итоговое мероприятие, служит для завершения лексической темы “Наш город” для детей подготовительной группы. С помощью викторины.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

ДЕКАБРЬ
3-я и 4-я неделя

Новый год. Елочные игрушки

1. Рекомендую родителям побеседовать о том, какой праздник отмечают, что он означает. Для детей 5-6(7) лет желательно рассказать и помочь запомнить историю Деда Мороза. Рассказ может быть примерно следующего содержания:

    Еще в языческие времена силы природы на Руси наделяли именами и характерной внешностью. Не был обойден вниманием и повелитель холода, бурана, метели. В сказаниях и былинах его называют Мороз, Морозко или Мороз Морозович. Древние земледельцы его боялись и одновременно почитали. Он представлялся людям в виде сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой можно закрутить пургу, вьюгу. Подарков он тогда не дарил.

Когда Петр I ввел новую дату празднования Нового года, и в Россию стали проникать европейские обычаи, связанные с этим праздником, постепенно начал складываться образ доброго (для нерадивых детей – строгого) старика, приносящего новогодние подарки. Этому способствовал и распространенный в Европе у многих народов сказочный персонаж – святой Николай, который в день своего праздника (6, а по новому стилю 19 декабря) также одаривал подарками детей и взрослых. Попав на русскую землю, образ святого Николая – Санта-Клауса – слился с образом Мороза Морозовича и постепенно превратился во всем нам известного Деда Мороза.

Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, – один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения – девятнадцатое столетие. Именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом. Позже появилась Снегурочка. Совсем недавно наш Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг, которому насчитывается почти 800 лет, и стоит тот город на левом берегу реки Сухона, против впадения в нее реки Юг (поселение было названо по устью реки Юга: Усть-Юг, Устюг).”

Об обычаях праздновать Новый год в других странах рассказ может быть следующего содержания:

    В разных странах мира существуют свои обычаи встречи Нового года В странах, где распространено христианство, празднование Нового года практически сливаются с рождественскими днями.

На новогодних столах венгров не бывает гусей, уток, кур. По народному обычаю птицу в этот вечер есть никак нельзя – улетит счастье.

В Румынии пекут пироги с сюрпризами: в них запекают мелкие монетки, фигурки, кольца, стручки горького перца.

В Германии Новогодние празднования обязательно включают шествия, маскарады, фейерверки. Всё это отголоски старых поверий, будто таким образом можно отпугнуть демонов и злых духов.

В Англии дома по традиции украшают ветками омелы – символа жизни, здоровья, плодородия. Ложась спать, английский ребёнок оставляет на спинке кровати чулок, чтобы Санта-Клаус положил туда подарки.

Шведский Дед Мороз похож на гнома. Он тащит новогоднюю ёлку и подарки, творит добрые дела, разговаривает с животными и людьми, благословляет птицу и напитки, молодожёнов и новорождённых.

Дед Мороз в Монголии появляется в виде Петуха. У него в руке бич, а ещё несёт он огниво, огонь и табакерку. Когда-то эти вещи были неизменными спутниками кочевника в его одиноких странствиях.

Много стран на свете, везде встречают Новый год по-своему, но во всех странах этот праздник является самым любимым и у взрослых, и у детей.



2. Рассмотреть елку и рассказать, какими игрушками она украшена.

3. Попросить ребенка нарисовать в альбоме елочные игрушки: синие шары, разноцветные флажки.
Ответить на вопросы:

    Что? – . (синие шары, бумажные флажки)
    Нет чего? – . (синих шаров, бумажных флажков)
    Радуешься чему? – . (синим шарам, бумажным флажкам)
    Видишь что? – . (синие шары, бумажные флажки)
    Доволен чем? – . (синими шарами, бумажными флажками)
    Говоришь о чем? – . (о синих шарах, о бумажных флажках)

4. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

    В коробке один шар, а на елке шары.
    В коробке звезда, а на елке звезды.
    И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.

5. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Шар – шарик, шарики.
    Звезда – звездочка, звездочки.
    Бусина – бусинка, бусинки.
    Фонарь – фонарик, фонарики.
    И т.д.

6. Упражнение на образование прилагательных.
Предложить ребенку ответить на вопросы:

    Игрушки для украшения елки – какие? – . (елочные)
    Шары из стекла – какие? – . (стеклянные)
    Флажки из бумаги – какие? – .
    Зайцы из пластмассы -какие? – .
    Флажки разных цветов – какие? – .

7. Упражнение “Узнай словечко” на активизацию словаря.

    Белый, пушистый, искрящийся . (снег) Колючая, мохнатая, зеленая . (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное . (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная . (сосулька) Уходящий, старый, новый . (год)

8. Упражнение “Отгадай загадку”.
Стихотворения-загадки:

    Надежда Калекина
    1. Где родился наш Спаситель?
    Место вам известно всем,
    Ну скорее назовите,
    Это город . (Вифлеем)

Александр Савченко
2. К малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну)

3. Спасенье даром Он даёт,
Слезу отчаянья сотрет,
За нас на смерть Себя отдал
И на кресте за нас страдал;
За нас Он умер и воскрес,
Потом вознесся в синь небес.
Теперь к вам, дети, мой вопрос:
Зовут Спасителя . (Христос)

9. Выучить стихотворения.

    Новый год
    Он на резвой тройке мчится,
    Сам пока что маленький.
    Громко в двери к нам стучится,
    Снег сметая с валенок.
    Новый год! Новый год!
    У дверей, у ворот!
    Он пришел к тебе, ко мне
    И ко всей большой стране.

Наша елка велика,
Наша елка высока,
Выше папы, выше мамы,
Достает до потолка.
А на ней игрушки,
Бусы да хлопушки.

Новый год
(С. Маршак)

Дети спать пораньше лягут
В день последний декабря,
А проснуться старше на год
В первый день календаря.
И не в полночь – утром белым
Год начнется для ребят.
За окном оледенелым
Будет слышен скрип лопат.
Год начнется тишиною
Нам знакомых с прошлых зим.
Шум за рамою двойной
Еле-еле уловим.
Но ребят зовет наружу
Зимний день сквозь лед стекла
В освежающую стужу
Из домашнего тепла.
Мы покинем кров домашний,
Чтоб на стрелки поглядеть.
Чуть взойдет над Спасской башней
Солнце красное, как медь.

10. Пересказать рассказ (учимся связной речи).

    Ёлка
    Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, конфеты, шары. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам.

11. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

    Перед нами елочка
    (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка “елочки”)

Шишечки, иголочки
(кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики
(шарики из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки
(ушки из указательного и среднего пальцев: обе ладони сложены)

Звезды, человечки
(ладони сложены, пальцы расправлены;
средний и указательный пальцы стоят на столе)

12. Формирование графо-моторных навыков.
Нарисовать в альбоме две елки: большую – с большими игрушками-шишками, желтыми и красными шарами, маленькую елочку – с маленькими игрушками.

13. Ознакомление с художественной литературой.
Почитать ребенку в рождественские вечера.

– Костя, куда это ты бежишь с этой маленькой елочкой? – спросил Дима своего школьного товарища.

– А, здравствуй, Дима! Видишь ли, мы пригласили на нашу ёлку Илюшу – маленького сына ночного сторожа, но он не может прийти к нам, так как заболел и вторую неделю не встаёт с постели. Отец дал мне денег на гостинцы, мама ещё добавила. И вот я на эти деньги купил ёлочку, шесть свечек с подсвечником и два больших яблока и всё это несу больному Илюше.

– Если ты ничего не имеешь против, я пойду с тобой, – сказал Дима. – У меня тоже есть немного денег. Скажи, что я мог бы купить маленькому больному?

– Знаешь, – воскликнул Костя, – купи большую блестящую звезду и пару сладких апельсинов: больным полезно есть фрукты.

Дима купил звезду и апельсины, и они направились к дому, где жил сторож. Ещё в коридоре мальчики повесили на ёлочку свечки, прикрепили звезду. Запасливый Костя достал спички. Они постучали в дверь после того, как зажгли все свечи. Им открыла дверь жена сторожа. От радостного восторга она всплеснула руками. Ёлочку поставили на столик перед больным, который дремал. При виде ёлочки его лицо прояснилось и глаза засверкали. Он протянул мальчикам исхудалые ручонки и сказал:

– Как я рад! Спасибо!

Отец Илюши горячо благодарил добрых детей, и мать со слезами пожелала им, чтобы Сам Господь наградил их. Мальчики вышли взволнованные.

– Спасибо тебе. Костя, что ты позволил мне пойти с тобою. – сказал Дима, протягивая Косте руку.

– И подумать только, – удивлялся Костя, – вместо шоколада можно столько радости доставить себе и другим!

Комментарии к статьям
Развитие речи. Декабрь

08.12.2007, 18:41
вера

Оксана, большое вам спасибо. волей судьбы поменяла работу. знаний вагон, а опыта работы с дошкольниками – ноль. ваши домашние задания – настоящая находка. есть на что опереться и творить дальше. успехов. 09.12.2007, 15:50
Валерия

Спасибо большое за все логопедические занятия. У меня была небольшая проблема: когда я выходила со своей дочкой гулять абсолютно не знала, что делать (детская площадка, какие знаки по форме, какие машины по цвету-это всё уже “устарело”). Теперь же я каждое Ваше занятие переписываю в небольшой блокнотик, коротко, только пункты, и занимаюсь прямо на улице. Учёба происходит незаметно для ребенка в игровой форме и знания закрепляются на практике (темы о временах года, о птицах, деревьях. ).Может, кому-то пригодится и моя форма Ваших занятий. 09.12.2007, 16:27
Оксана Сергеевна

Спасибо,Валерия за отзыв и идею занятий.Это интересно,действенно в работе. 03.06.2010, 16:48
таня

просто здорово! только сталкнулась с тем, что нет картинок с птицами, а дочке на пальцах показать не вдохновило,если есть, Оксаночка, что – нибудь поделитесь, пожалуйста,в электроном виде 30.11.2011, 15:29
Наталья

Спасибо большое.Материал использую на занятиях с дошкольниками.Мне есть от чего оттолкнуться и детям интересно. 10.10.2016, 09:45
Ирина

Оксана Сергеевна, спасибо за подборку домашних заданий, за работу с детьми с Ринолалией. В этом году к нам в детский сад поступила девочка с Ринолалией, послеоперационный период, никогда с такими детьми раньше не работала. Ваша статья очень интересна и пригодится в работе.

Лексическая тема “Новый год”

  • Лексические темы (старший дошкольный возраст) (1)
  • Домашние задания (Лексические темы) (30)
  • МалышОК (Клуб раннего развития) (1)
  • Видеоролики о лете; обогащение словарного запаса (4)
  • Бессмертный полк 2020 (1)
  • Интерактивные игры. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (3)
  • Пальчиковая гимнастика. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Развиваем фонематическое восприятие. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (7)
  • Делим на слоги. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Автоматизация звуков. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (5)
  • Занятия во время САМОИЗОЛЯЦИИ.Развиваем Лексико-грамматический строй речи (34)
  • Игры для детей младшего возраста (1)
  • Развитие графомоторных навыков (1)
  • Автоматизация звуков (6)
  • Изучаем мир вокруг (5)

Лексическая тема “Новый год”

Рекомендации для родителей: побеседуйте с детьми о новогоднем празднике, о традиции его отмечать. Поиграйте в речевые игры.

Примерный словарь:

Предметы: Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки: новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный. Действия: украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Что же это за праздник Новый год?

В новогоднюю ночь зажигаются разноцветные огни на прекрасной лесной красавице елке, сверкают елочные игрушки, а под елкой сам Дедушка Мороз оставляет разные, ожидаемые подарки. Но если спросить у Деда Мороза, почему под Новый год он появляется в каждом доме и устраивает такой чудесный праздник всем нам и нашим деткам, то он расскажет вот такую историю:

Все страны на Земле один раз в году отмечают этот сказочный праздник, и все дети без исключения любят и очень ждут его. Оказывается, Новый год приходит в разные страны не в одно и то же время: где-то летом или осенью, а где-то зимой, как у нас в России.

Новогодний праздник – это праздник солнцестояния и берет свое начало из древнейших времен, когда считалось солнце главным божеством, дающим жизнь растениям, животным и человеку.

Когда наступали самые короткие дни в году, и солнце едва поднималось над горизонтом, люди боялись. Что солнышко уйдет и больше не вернется. Поэтому они стали зажигать огни, факелы, костры, крутить горящие смоляные бочки, подражая движению солнца по небу, считая, что придают солнцу новые силы, удваивают его энергию для возвращения к людям. Так появились различные обряды встречи Нового года, рожденные поверьями и легендами разных стран мира.

В России когда-то Новый год отмечали дважды – первого марта по церковному календарю и первого сентября по светскому. Но однажды царь Петр I издал указ от 15 декабря 1699 года, в котором всем было приказано считать праздник Нового года с первого января. С этого времени появился первый общий зимний праздник в России.

В новогоднюю ночь палили из пушек, катались на тройках, жгли на площадях смоленые факелы и бочки, а дома и ворота украшали еловыми и можжевеловыми ветками. «А в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом» – приказал Петр I. Всем понравился этот красивый и веселый праздник.

Прошло много времени, и он украсился исконными славянскими образами: Деда Мороза и Снегурочки, потешными клоунами-скоморохами, а в каждом доме появилась елочка-красавица. Украшение Новогодней елки – это радостный и хлопотный для родителей и детей обряд.

Считается, что Дед Мороз живет в ледяной избушке и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонек, а к послушным деткам, он тихо приходит в дом, ночью. Как? Это секрет! Главное, он оставляет подарки под елкой, под подушкой, или прячет в туфельку. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка – милая, веселая девушка, которая помогает ему развлекать детей. В России верят, что как Новогоднюю ночь встретишь, так ее и проведешь. Поэтому в Новый год принято веселиться и дарить подарки. Пусть Новый год принесет мир и счастье всем.

1. Ответить на вопросы:

· Какой праздник приближается? (Приближается Новый год)

· Кто придет в гости к детям в этот праздник?

· Что наряжают на этот праздник?

· Вокруг чего дети будут водить хоровод?

2. Ответь по образцу: (образование относительных прилагательных)

· Игрушки для украшения елки – какие – елочные.

· Шары из стекла – какие? – ………….. (стеклянные)

· Флажки из бумаги – какие? – ………….(бумажные)

· Зайцы из пластмассы – какие? – ……..(пластмассовые)

· Флажки разных цветов – какие? – …….(разноцветные)

3. Развитие логического мышления:

ЛЫЖНИК ПЕРЕГНАЛ ПЕШЕХОДА. КТО ОТСТАЛ? КТО ВПЕРЕДИ?

4. Закончи предложения, употребив слово в нужной форме:

· Мы решили слепить снеговика.

· Мы приделали нос – морковку нашему …………..

· Мы показали соседям нашего ……………………

5. Образуй новые глаголы от слова «Летать» при помощи приставок:

· Синица в кормушку …………..

· С ветки на ветку …………………

6. “Один – много”: (именительный падеж множественного числа):

7. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

8. “Сосчитай до пяти”: согласование числительных с существительными

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …;

одна елка, две … , три …, четыре …, пять… .

одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять … и т.п. с другими словами новогодней тематики

9. “Назови ласково” – образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Шар – шарик, звезда – звёздочка

Ёлка – ёлочка, хлопушка – хлопушечка

10. Отгадай загадку – развитие логического мышления

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Ёлка)

Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня. (Хлопушка)

У гирлянды есть сосед.

Он в хвойной зелени сверкает

И новогодней встречи свет

Стеклянным боком отражает. (Шар)

Я сегодня спать не буду!

В эту ночь случится чудо! –

Дед Мороз ко мне придёт,

И, конечно, принесёт,

В упаковке яркой

И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Расписные цепи эти

Из бумаги клеят дети. (Гирлянда)

Задания на развитие графомоторных навыков

Предложите детям раскрасить картинки (все, или любую понравившуюся, соблюдая контуры. Следите за тем. чтобы дети во время раскрашивания не поворачивали лист на столе, должна двигаться только рука!

Материалы для развития речи Вероники Смирновой

Лексическая тема “Новый год” в старшей группе

Гуськова Татьяна Александровна

МАДОУ детский сад № 186 города Тюмени

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник»(ёлка, украшение, подарок, Дед Мороз, праздничный, новогодний, радостный, долгожданный, удивительный, волшебный, чудесный, великолепный, украшать , дарить, получать, вешать ). Совершенствование навыков слухового внимания, грамматического строя речи, связной речи.

Коррекционно–развивающие цели:

Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, мышления , артикуляционной , тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Магнитная доска, объёмный картонный домик, ёлочка, фигурка Деда Мороза, фигурки детей, магнитофон, USB накопитель с инструментальной музыкой, еловые ветки, тарелочка с очищенным мандарином, индивидуальные альбомы детей ,контейнер с карандашами, контейнер с заготовками для моделирования ёлочной игрушки, тематические картинки.

Предварительная работа:

Экскурсия с родителями на новогодний базар, украшение группового помещения и кабинета логопеда к празднику, изготовление новогодних подарков, разучивание пальчиковой гимнастики «На ёлке».

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона , атмосферы сказочности и таинственности. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Новогодний праздник».

Логопед приглашает детей в кабинет к столу. В кабинете выключен свет, а на столе стоит маленький объёмный картонный домик. Через большие окна видна украшенная елочка, сверкающая огнями. У окна стоят фигурки детей, а за дверью-фигурка Деда Мороза. Звучит тихая музыка. Пахнут елкой и мандарином. Логопед читает стихотворение Е.Благениной

Снег морозный, колкий.

На пушистой ёлке.

Шар качнулся расписной,

Пахнет свежестью лесной

От смолистой ели.

Что вы видите, слышите, чувствуете! Расскажите о своих впечатлениях.

Дети рассказывают о своих впечатлениях. Логопед выключает гирлянду на ёлочке, убирает домик, включает свет.

И логопед читает:

Вьюга по двору гуляет,

В доме ёлочка сверкает.

Дети водят хоровод,

Что за праздник. (Новый год)

Логопед: Правильно ребята. Приближается новогодний праздник. Сегодня мы будем готовиться к празднику, и говорить о нем.

2. Развитие речевого дыхания.

Логопед ставит на стол тарелочку с очищенным мандарином.

Логопед: Вы сказали, что сегодня в кабинете вкусно пахнет ёлкой и мандаринами.

Говорят, что запах ёлки и мандаринов – это запах Нового года.

Давайте понюхаем мандарины вот так.

Логопед берёт в руки тарелочку и подносит её к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимай плечи, на выдохе произносит фразу: «Ах как вкусно пахнет!»

Итак ребята, вот мы и почувствовали запах Нового года .

Новый год приходит к нам зимой, значит это праздник?

Логопед: Если Новый год это зимний праздник значит, и гость сегодня у нас будет зимний. Нашего гостя зовут . Он очень любит Новый год, приходит только зимой, и поэтому, чтобы мы смогли его увидеть, нам нужно собрать эти части, ответив на вопросы, во всех ответах, которые мы будем произносить, обязательно будет прятаться имя нашего гостя.

Посмотрели мы в окошко,

Все в снегу уже дорожки,

Значит, праздник к нам прейдёт,

Он зовётся…(Новый год)

А какой он Новый год?

Если радость он несёт- Дети- радостНЫЙ

Если долго- долго ждут – Дети -долгожданНЫЙ.

Удивляет всех ребят –Дети – удивительНЫЙ.

Волшебство во всех домах – Дети волшебНЫЙ.

Чудеса подарят детям – Дети– чудесНЫЙ.

И конечно великолепНЫЙ.

Сколько много слов мы с вами назвали, а во всех ли словах слышаться имя нашего гостя? Давайте вспомним и произнесём все слова, выделяя голосом имя нашего гостя.

Логопед и дети вспоминают слова, при произнесении складывают пазлы.

Дети: радостный долгожданный удивительный волшебный чудесный великолепный.

Логопед: Ребята, «НЫЙ »принёс нам подарок, но чтобы его открыть, нужно поиграть.

Вы называете какой может быть подарок. Если в слове спряталось имя нашего гостя («НЫЙ») значит загорается зелёный фонарик, если это слово не подходит то фонарик не загорается .

Дети( предполагаемые ответы) : Вкусный, интересный, долгожданный, приятный, прекрасный, увлекательный.

Открывается занавес играет музыка и говорит ёлочка…

«Я росла в лесу дремучем, поднималась к синим тучам, но теперь меня срубили и в игрушки не нарядили . Плачет …»

Логопед : Подожди краса – девица, ты не плачь и не тужи . Мы с ребятами нарядим и украсим, развеселим.

Логопед: Ребята давайте нарядим нашу ёлочку. У кого из вас есть ёлочные игрушки?

Дети : ( варианты ответов) у меня нет….

Логопед: Не беда у меня есть волшебный сундучок, в нём игрушки, но открыть его не просто, нужно разгадать загадки.

А чтобы мы говорили чётко правильно и понятно давайте сделаем зарядку для язычка

3. Артикуляционная гимнастика.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко, Потянулся высоко.
Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

Наклонился низко, к подбородку близко.
Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.
Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет.
Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.
Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

Язычок остановился. В гриб на ножке превратился.
Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас.
Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.

А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся.
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.
Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М., 2006

Логопед – теперь мы готовы отгадывать загадки

На ёлке всё, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые … (шары).

Таять может , да не лёд.

Не фонарь , а свет даёт

Есть у ёлочки макушка,

Там красавица- игрушка

Наверху она всегда

Освещают ночь огнём

Было, чтоб светло как днём,

От зари и до зари

Светят ярко…( фонари)

В ярких фантиках одеты

С неба падает зимой

Не возьмёшь её домой… ( снежинка)

Логопед ставит сундучок, дети отгадывают загадки и наряжают ёлочку .

4. Физическая и эмоциональная разгрузка (физические движения под музыку)

5. Игра « Чего не стало?» ( Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия).

Логопед просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек на ёлке, дети должны ответить чего не стало.

1. ребёнок – не стало звезды

2. ребёнок – не стало фонарика

3. ребёнок – не стало снежинки

4. ребёнок – не стало свечи

5. ребёнок – не стало шарика

6. ребёнок- не стало конфетки

5.1. Игра «Вспомни и наряди свою ёлочку»(развитие пространственной ориентировки) дети по памяти раскладывают ёлочные игрушке на макете ёлки в том порядке в котором была украшена ёлка на доске

Логопед – Молодцы ребята . Вы научились наряжать ёлочку поэтому я думаю что сегодня мы сможем, приблизим праздник новый год , порадуем нашего гостя и нарядим настоящую ёлочку . Каждый из вас сейчас станет фантазером и сделает замечательную игрушку для нашей ёлочки. Чтобы наши пальчики работали давайте сделаем разминку .

6. Пальчиковая гимнастика « На ёлке» ( развитие тонкой и мелкой моторики)

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным

Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук.

Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же — вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши.

Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках, начиная с больших

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Логопед выдаёт детям контейнеры с заготовками для моделирования ёлочной игрушки . Дети делают игрушку . готовые игрушки вешают на ёлочку.

Логопед- молодцы, мы нарядили ёлочку !

Праздник мы встречаем,

Ёлка наряжается, праздник приближается!

1. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)»

2. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах».

3. Интернет ресурсы

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005322

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Новогодние логопедические задания для детей дошкольников

Автор: Сидорова Мария Сергеевна, воспитатель МКДОУ №18 (филиал), г.Миасс
Краткое описание: Серия логопедических игр на дифференциацию звуков “с- ц”, “т-д”, “к-г”, “з-ж” и на развитие фонематического восприятия. Определение места звуков в слове.
Обязательно: Разрезать карточки между собой!
Назначение материала: Игра может быть использована воспитателем, учителем – логопедом и родителями.
Оборудование: Заламинированные поля: Четыре игры, в каждой из игр по 5 полей. Одно поле для заполнения с пустыми ячейками. Другие 4 поля с картинками на определенный звук.
Цель:Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков “с-ц”, “т-д”, “з -ж”, “к-г”, обогащение словарного запаса.
Задачи:
*формирование навыка различения звуков;
*закреплять правильное произношение звуков в словах;
*развивать навык звукового анализа.

1. “Снеговик Почтовик”
Цель: Дифференциация звуков “т-д”, определение места звука в слове.
Правила игры: Взрослый или педагог выкладывает перед ребенком пустое поле и карточки вперемешку писем с изображениями на звук “т” и “д”.
Ход игры: Ребёнку предлагают помочь снеговику распределить письма со звуком “т” в начале слова ( звуком “д” в начале слова). Затем ребенок ищет изображения, где звук “т” находится в середине и конце слова (тоже самое проделывает со звуком “д”), выкладывая карточки на пустые ячейки. За всем следит взрослый или педагог, исправляя ошибки.

Звук “Т” в начале слова.
1.тазик
2.торт
3.туфли
4.тюльпаны
5.телефон

Звук “Т” в середине или конце слова.
1.улитка
2.ветка
3.котлеты
4.кофта
5.молоток

Звук “Д” в начале слова.
1.дом
2.дверь
3.диван
4.дерево
5.дракон

Звук “Д” в середине или конце слова.
1.мёд
2.вода
3.лебедь
4.медуза
5.медаль

2. “Новогодние подарки”
Цель: Дифференциация звуков “з-ж”, определение места звука в слове.
Правила игры: Взрослый или педагог выкладывает перед ребенком пустое поле и карточки вперемешку подарков с изображениями на звук “з” и “ж”.
Ход игры: Ребёнку предлагают помочь Снегурочке собрать подарки со звуком “з” в начале слова ( звуком “ж” в начале слова). Затем ребенок ищет изображения, где звук “з” находится в середине и конце слова (тоже самое проделывает со звуком “ж”), выкладывая карточки на пустые ячейки.

Звук “Ж” в начале слова.
1.жаба
2.жук
3.жемчужина
4.жираф
5.жёлудь

Звук “Ж” в середине или конце слова.
1.ружье
2.ежевика
3.крыжовник
4.ножницы
5.мороженое

Звук “З” в начале слова.
1.замок (ударение на последний слог)
2.заяц
3.змея
4.звезда
5.замок (ударение на первый слог)

Звук “З” в середине или конце слова.
1.роза
2.коза
3.гвоздь
4.глаза
5.берёза

3. “Запряги сани”
Цель: Дифференциация звуков “к-г”, определение места звука в слове.
Правила игры: Взрослый или педагог выкладывает перед ребенком пустое поле и карточки вперемешку саней с изображениями на звук “к” и “г”.
Ход игры: Ребёнку предлагают помочь оленю запречь сани, и найти изображения со звуком “к” в начале слова ( звуком “г” в начале слова). Затем ребенок ищет изображения, где звук “к” находится в середине и конце слова (тоже самое проделывает со звуком “г”), выкладывая карточки на пустые ячейки. За всем следит взрослый или педагог, исправляя ошибки.

Звук “К” в начале слова.
1.колокол
2.кошка
3.кролик
4.крокодил
5.карандаш

Звук “К” в середине и конце слова.
1.собака
2.сундук
3.яблоко
4.лук
5.рак

Звук “Г” в начале слова.
1.голубь
2.горох
3.гроза
4.гном
5.гриб

Звук “Г” в середине и конце слова.
1.вагон
2.пирог
3.бумага
4.снеговик
5.магнитофон

4. “Морозные узоры”
Цель: Дифференциация звуков “с-ц”, определение места звука в слове.
Правила игры: Взрослый или педагог выкладывает перед ребенком пустое поле и карточки вперемешку морозных узоров с изображениями на звук “с” и “ц”.
Ход игры: Ребёнку предлагаю посмотреть на морозные узоры и найти карточки с изображениями на звук “с” в начале слова ( звуком “ц” в начале слова). Затем ребенок ищет изображения, где звук “с” находится в середине и конце слова (тоже самое проделывает со звуком “ц”), выкладывая карточки на пустые ячейки.

Звук “С” в начале слова.
1.солнце
2.светофор
3.слива
4.слон
5.сумка

Звук “С” в середине или конце слова.
1.кресло
2.пылесос
3.паста
4.кустарник
5.маска

Звук “Ц” в начале слова.
1.цветы
2.цыплёнок
3.цирк
4.цапля
5.цепь

Звук “Ц” в середине или конце слова.
1.колодец
2.заяц
3.мельница
4.полотенце
5.птица

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: