Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Космос’

Лексическая тема “Космос”

Содержимое публикации

Лексическая тема: «День космонавтики».

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: Земля, Луна, Солнце, Марс, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита.

Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать.

Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

Наречия: быстро, медленно, темно, светло, близко, низко.

Расскажите детям о космосе.

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос . Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.

Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.

Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.

По порядку все планеты

Назовет любой из нас :

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Мы видим луну только ночью.

Кометами называют ледяные тела, выделяющие в пространство газ и пыль. Очень часто их называют «грязными снежками», обладающими шарообразной формой.

Если в ясную ночь поднять в небо глаза, то можно увидеть множество сверкающих, различных по размеру огоньков, которые словно россыпь бриллиантов, украшают небосвод. Эти огоньки называются звезды. Часть из них как будто собраны в скопления и при длительном рассматривании их можно разделить на определенные группы. Такие группы человек назвал «созвездия».Некоторые из них могут напоминать форму ковша или затейливые очертания животных, однако, во многом, это лишь плод воображения.

Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.

Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: “Человек в космосе!” Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Самолетом до космоса нельзя долететь. Юрий Гагарин летел на космическом корабле. Таких летчиком называют летчиками-космонавтами. Люди нашей страны гордятся тем, что в космос первым полетел наш человек. И первая фраза Юрия Гагарина стала крылатой и знаменитой на весь мир: «ПОЕХАЛИ!»

Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

– Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

Читайте также:
Речевая карта при отсутствии речи

– Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

– Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

– Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

– Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

– Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

– Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

– Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

– Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

Упражнение: «Построй ракету».

Цель: развивать воображение, смекалку, мелкую моторику.

Задание: предложите ребенку построить ракету из счетных палочек.

Упражнение «Четвертый лишний».

Цель: учить анализировать, находить родственные слова и исключать слова с другим значением.

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий.

А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).

4. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением

5. Игра «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

6. Дидактическая игра «Где какой?»

Цель: учить образовывать прилагательные.

На Земле – земной

На Луне – лунный

На Солнце – солнечный

На планете – планетный

Между звезд – межзвездный

Между планет – межпланетный

7.Предложите детям отгадатьзагадки:

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит…(солнце)

Светит, сверкает, всех согревает (Солнце)

Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)

Овцы не считаны,

Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц)

Ночью светит нам она,

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в. (телескоп)

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный . (спутник)

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной – . (комета)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам . (Луна)

8. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)

полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

9. Выучить стихотворение.
Цель: Развитие памяти, работа над четкостью речи.

Мы лети к другим планетам!
Объявляем всем об этом!
Весь игрушечный народ
C нами просится в полет.
Жмется Заинька к ракете:
– Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.
Мышки-крошки засмеялись:
– Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь.
И с Большой медведицей
В синем небе встретиться.

10. Упражнение:«Подбери слово-признак»

КОСМОНАВТ – выносливый, смелый, бесстрашный и т.д.

11. Упражнение«Сосчитай до пяти».

Цель: согласование числительных с существительным.

Читайте также:
Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

Один искусственный спутник, два искусственных …

Одна большая звезда, две большие звезды, …

Одно яркое созвездие, два ярких созвездия, …

Одна космическая станция, две космические станции, …

12. Пересказ.

Цель: Развитие слухового внимания, памяти.
Задание: Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить.

“Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду – Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. “Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!” – решил он.
“Что ты, что ты, – заскрипела карета, – мне не выдержать такого длинного путешествия – развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!”
Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: “Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не смогу!”
Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: “Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?”
– “10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве».

Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: “Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?”
Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. “

Вопросы после прочтения.

– Что наблюдал Звездочет ночью?

– Что он наблюдал днем?

– Куда решил полететь Звездочет?

– Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?

– Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?

– Сколько времени понадобилось солнечному лучу?

13. Рисование по представлению.

Цель:Развитие мелкой моторки.

Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему космоса.

Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Космос’

Лексическая тема: «Космос»

Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, Планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

далёкий — близкий тесный — .

  1. Игра«Сосчитай-ка»

Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).

Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, .

Одна быстрая ракета, .

Одна опытный космонавт, .

Одна далёкая планета, .

  1. Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

  1. Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа,

слогового анализа, зрительно-пространственные представления.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на

Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).

Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово

получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).

2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы

Читайте также:
Что такое артикуляционная гимнастика

под ними и только после этого читает получившееся слово.

  1. Игра «Портрет пришельца»

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

  1. Игра «Космические пазлы».

Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

  1. Игра «Что лишнее и почему?»

Солнце, Луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припозднится, приземлиться.

  1. Игра «Собери предложение.»
  • это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

  • вращаться, Земля, вокруг.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

  1. Игра «Скажи наоборот».

Далеко- близко.

Высоко – низко.

На Земле – земной.

На Луне – … лунный

На солнце – … солнечный.

  1. Игра «Один – много» Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т.д.

  1. Игра «Сосчитай». Согласование числительных с существительными.

Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными. Выработка правильного речевого дыхания.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят кружком. Логопед выкладывает картинку с транспортом. Мяч передаётся первому ребёнку.

Он говорит: – Одна ракета.

Третий – три ракеты и т.д..

  1. Игра «Ракета и космонавт». Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.

Игра «Ракета и космонавт»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов НА, С, В, ИЗ.

Оборудование: Педагог помещает на фланелеграф планеты, звёзды и ракету, к которой «привязан» космонавт.

Ход: педагог объясняет детям, что ракета будет совершать разные действия, а они будут рассказывать, где находится ракета. Один ребёнок выполняет различные действия с ракетой, а другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.

  1. Игра «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

  1. Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет.

Ход: логопед располагает на магнитной доске 5-6 картинок, просит внимательно посмотреть, назвать и запомнить предметы. Далее закрыть глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало.

  1. Игра «Подбери признак»

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»

Согласование существительного с прилагательным.

Ход: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на вопрос:

  1. Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Ход: дети сидят в кружочке. Ведущий задаёт слово и передаёт мяч ребёнку. Тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может подобрать слово, выбывает из круга.

Слова: воздух, взлёт, звёзды, луна и т.п.

Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

Отгадай загадки.

На корабле воздушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … ракете.

Она твоя, она моя,

И называется … земля

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … телескоп

В нем живут Вселенные,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. Космос.

Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

И глазом не видна,

Такая темно-темная …. Черная дыра

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия - Дифференциация звуков (К) - (Х)

Знает все наперечет

Звезды в небе … звездочет.

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. Гагарин.

Почти что со скоростью света

Осколок летит от планеты,

К Земле направляясь, летит и летит

Небесный космический … метеорит.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОСМОНАВТ

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Тексты для пересказа

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.

  • меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё

мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи?

Что рассказал о звёздах лягушонок?

Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой древности и почитали Солнце как божество.

Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Солнце в сотнм раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.

  1. Что такое Солнце?
  2. Что дает Солнце людям?
  3. Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

Космические станции.

В будующем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.

Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.

  1. Для чего нужны космические станции?
  2. Что сегодня делают на космических станциях?

Игры на развитие общей моторики.

«Космонавт»

  • Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
  • Три-четыре, скоро взлет. ( руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

  • Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

  • Ей передадим привет . руки вверх и машут)

Игра «Солнечная система»

Проведем опыт представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему.

– Солнцу помогает вечное движение.

– Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение. Послушайте, какое интересное стихотворение:

Читайте также:
Детский проект: Почему мы пишем буквами

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И солнце – звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.

Упражнение: «Чья ракета улетит дальше?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки ракет, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Ход: ракеты ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив ракеты. Педагог предупреждает, что продвигать ракету можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Марш» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья ракета дальше улетит (проскользит по столу).

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Рекомендую объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.

    Материал для рассказа может быть следующим.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: “Человек в космосе!” Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль “Восток” с первым космонавтом Земли? нашим соотечественником Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.

2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

3. Расскажите ребенку о первом космонавте – Юрии Гагарине.

4. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

5. Подберите однокоренные слова к слову “космос” (задание для детей 5-7 лет).

6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5.
1 ракета, 2 ракеты, 3. 4. 5.
1 космический корабль, 2. 3. 4. 5.
1 скафандр, 2. 3. 4. 5.

7. Упражнение “Один – много” на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт – много космонавтов.
Одна ракета – много ракет.
И так далее.

8. Составить предложение из слов.
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.

9. Развитие логического мышления (для детей 5-7 лет).

Лежит ковер, большой, большой, а не ступишь на него ногой.
(небо)

По голубому блюду золотое яблочко катится.
(небо и солнце)

10. Развитие слухового внимания, памяти.
Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить.

    “Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду – Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. “Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!” – решил он.

“Что ты, что ты, – заскрипела карета, – мне не выдержать такого длинного путешествия – развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!”

Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: “Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!”

Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: “Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?”

“10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве”.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: “Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?”

Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. ”

Вопросы после прочтения (детям 4-5 лет вопросы необходимо задать до чтения сказки).
– Что наблюдал Звездочет ночью?
– Что он наблюдал днем?
– Куда решил полететь Звездочет?
– Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
– Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
– Сколько времени понадобилось солнечному лучу?

11. Развитие памяти, работа над четкостью речи.

    Мы лети к другим планетам!
    Объявляем всем об этом!
    Весь игрушечный народ
    C нами просится в полет.
    Жмется Заинька к ракете:
    – Полечу я с вами, дети,
    На любую из планет,
    Где волков зубастых нет.
    Мышки-крошки засмеялись:
    – Мы летали, не боялись,
    Высота-красота,
    Ни единого кота!
    Даже плюшевый медведь
    Хочет к звездам полететь.
    И с Большой медведицей
    В синем небе встретиться.

(Г. Бойко)

12. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему космоса.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Апрель

06.04.2007, 09:32
галина

спасибо! хорошая подборка, просто и интересно детям. 20.03.2008, 17:37
Наташа

Очень полезные задания, большое спосибо 07.04.2008, 19:18
Елена

Предлагаю свою подборку на эту тему.
АПРЕЛЬ II НЕДЕЛЯ
Тема: «КОСМОС»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Невесомость»: и.п. – стоя на одной ноге, руки в стороны; медленно сделать вдох, выдох – руки вверх, с выносом прямой ноги в различных направлениях, смена ног, повторить 4-6 раз.
2. «Дышится легко»: и.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти сдвинуты вперед. После вдоха сделать медленный вдох, одновременно локти разведены в стороны и приподнять вверх вместе плечами. Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. Выдыхая, вернуться в и.п. Живот и середина груди остаются почти неподвижными. 5-6 раз
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Луноход»: упражнение для подушечек пальцев.
1. Посмотрите, луноход по луне легко идет. шагают пальцами по
Он шагает очень важно, в нем сидит герой отважный. столу
2. Чтоб мизинчик стал сильнее, надо пальчик упражнять. по тексту
Ставьте пальчики ровнее – начинаем нажимать!
3. Пальцы в парту упираем, потихоньку нажимаем,
Если же сильней нажмем, дырку в парте мы проткнем.
4. Эти пальцы много знают, только сил им не хватает,
И поэтому опять надо их тренировать.
5. Опираемся на пальцы, пальцам надо постараться.
Начинаем: раз, два, три – держат нас богатыри.
ЛОГОРИТМИКА
«БУДЕМ КОСМОНАВТАМИ»
Чтобы в космос полететь, шагают
Надо силу поиметь,
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Раз, два, три – присядем мы! приседают
Раз, два – руки согнуть, сгибание и разгибание
Три, четыре – разогнуть. рук к плечам, пальцы в кулаки
Много раз я отожмусь утром на зарядке отжимаются
И руками оттолкнусь, будет все в порядке.
Я, как лодочка, лежу, спинку напрягаю лежа на животе, руки в замке, поднимать руки и
И качаюсь на волнах,
Силы сохраняя. ноги, покачиваясь вперед-назад
«Летчик»
Быть шофером хорошо, дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль
А летчиком – лучше. бегут, расставив руки, как крылья
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
17.04.2008, 22:29
Лена

Большое спасибо за столь полезный и понятный материал! Мне он очень пригодился! 21.03.2011, 22:04
Татьяна

спасибо за материал! Жаль только нет готовой презентации.У нас маленькая скорость так что трудно найти хорошие картинки! А праздник приближается! И все же спасибо. 02.05.2011, 16:56
�������

Читайте также:
Логопедический досуг по теме Транспорт

Спасибо большое очень хорошие задания. 09.04.2014, 14:10
СВЕТЛАНА

Спасибо, у меня есть домашние задания для детей 5-6 лет по Нищевой, а 6-7 нет. Буду перепечатывать. Это тоже очень пригодится! 20.05.2014, 22:39
Ирина

Очень хороший содержательный сайт.Ничего лишнего.Хорошо подобраны упражнения.Спасибо!

Домашнее задание для родителей по лексической теме Космос

Лексическая тема «Космос»

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

– Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

– Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

– Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

– Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

– Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

– Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

– Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

– Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

– Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: Земля, Луна, Солнце, Марс, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита.

Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать.

Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

Наречия: быстро, медленно, темно, светло, близко, низко.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

«Сосчитай до пяти»

Один искусственный спутник, два искусственных …

Одна большая звезда, две большие звезды,…

Одно яркое созвездие, два ярких созвездия, …

Одна космическая станция, две космические станции, …

«Скажи наоборот»

«Где какой?»

На Земле – земной

На Луне – лунный

На Солнце – солнечный

На планете – планетный

Между звезд – межзвездный

Между планет – межпланетный

5. «Продолжи предложение»

В космосе много планет,…(спутников, звезд)

Согласование числительного с существительным:

1 ракета, 2 ракеты, 3 ракеты, 4 ракеты, 5 ракет;
1 космонавт, 2 космонавта, 3 космонавта, 4 космонавта, 5 космонавтов.

«Подбери слово-признак»

КОСМОНАВТ – выносливый, смелый, бесстрашный и т.д.

Выучить стихотворение:

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота.

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

ЗАГАДКИ:

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит…(солнце)

Светит, сверкает, всех согревает (Солнце)

Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)

Овцы не считаны,

Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц)

Ночью светит нам она,

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в. (телескоп)

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный . (спутник)

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной – . (комета)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам . (Луна)

Читайте также:
Постановка звуков в логопедии

материал подготовила и разместила на сайт Щеткова И.А.

Логопедические игры и упражнения по лексической теме «Космос»

Логопедические игры и упражнения по лексической теме «Космос»

Артикуляционная гимнастика «Планета»

— Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное уп­ражнение «Почистим зубки», или извест­ные всем логопедам упражнения «Маля­ры», «Вкусное варенье»); продуем турби­ны («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим под­готовку космонавтов (Упражнения из раз­ных комплексов). К полету готовы! Те­перь — в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубоч­ку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение — основа для постановки звука, над автома­тизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [. ] (Автомамизация звуков).

В небе ясном солнце светит, Потянуться – руки вверх
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля – Наклониться
Расстилается земля. Руки развести в стороны

Игра «Метеоритный дождь»

Логопед включает музыку. Дети произвольно гуляют по «Луне», «изучая» ее. Музыка смолкает, дети убегают на свои места — на корабли — и ждут, когда закончится метеоритный дождь. Логопед снова включает музыку, и игра возобновляется.

Игра «Почему бывают день и ночь»

Чему учится ребенок: находить общую часть родственных слов; образовывать новые слова; согласовывать прилагательные с существительными; образовывать слова при помо­щи суффиксов; усвоит конкретные пары слов-антонимов.

Оснащение: юла, предметные картинки (см. рис.).

Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огром­ную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макуш­ки” до „макушки”. На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображае­мая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».

Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потрениро­ваться в их подборе: восход — . (заход), север — . (юг), свет — . (тьма), холод — . (жара). Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.

Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.

Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — . (холодит); север — . (северный), ночь — . (ночной), пасмурно — . (пасмурный).

Спросите, каким может быть: утро. (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное. ); день, вечер, ночь?

Игра «Почему бывают зима и лето»

Чему учится ребенок: находить родственные слова; образовывать имена прилагатель­ные от существительных; усвоит конкретные пары слов-антонимов.

Оснащение: предметные картинки (см. рис.).

Ход игры: расскажите ребенку: «За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. В году 365 дней. Солнце освещает Землю по-разному». Предложите ребенку посмот­реть на картинку, где нарисован земной шар, «проткнутый» воображаемой осью. Скажи­те: «На концах оси находятся Северный и Южный полюсы. Если Северное полушарие обращено к Солнцу, то оно получает больше тепла и света и здесь лето. А в Южном полушарии в это время зима. Через полгода будет больше освещено Солнцем Южное полушарие и теперь здесь наступает лето, а в Северное полушарие приходит зима. Когда одинаково освещены оба полушария, то наступает весна или осень. В разных полушариях времена года всегда разные». Произнесите медленно и четко: «Полушарие». Спросите: «Как ты думаешь, что обозначает это слово? Как оно образовано?» (Полушарие — полови­на шара.) Объясните, что это сложное слово. Таких слов много, например: полнолуние — . (полная луна). Предложите ребенку прислушаться к словам: зима — лето. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Предложите найти слова, противоположные по смыслу: «Летом дни длинные, а зимой — короткие. Летом жарко, а зимой холодно. Поздней осенью грустно, а весной радостно.»

Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия

Предложите ребенку выбрать лишнее слово в ряду: холодок, холодец, холодильник; лето, летний, летать; жар, жарко, поджаристый. Предложите ребенку образовывать но­вые слова по образцу: лето — . (летний), весна — . (весенний), жара — . (жаркий).

Лексическая тема «Космос»

1. Родителям необходимо: объяснить детям, почему празднуют День космонавти­ки, что это за праздник;

Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;

Рассказать детям о первом космонавте — Ю.Гагарине.

Рассказать детям, для чего нужны космонавты.

2. Загадать загадки и найти отгадки

Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется…(Земля) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам…(Луна) Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. (космонавт)
Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает.(Солнце) Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный…(телескоп) В чёрном небе до зари Тускло светят Фонари. Фонари – Фонарики Меньше, чем комарики…(звёзды)
Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … .(Гагарин) Хвост ярким пламенем горит, Она по воздуху летит, Прощай любимая планета, На Марс везёт меня… (ракета) Космонавт, проверив трос, Что-то надевает, Та одежда припасет И тепло, и кислород .(скафандр)

3. Согласование существительных с числительными «Звездочёт»

Помоги звездочёту сосчитать все , что находится в небе, напиши в квадрате нужную цифру и назови сколько предметов увидел звездочёт? Пример: «Звездочёт увидел четыре звезды… и т.д.» (звезда, космонавт, спутник, ракета, комета)

4. Работа с деформированным предложением «Исправь ошибки Марсианина»

Руки моют Вову;

Рыба ловит лису;

Башня строит Ваню;

Цветок рисует девочку;

Чай пьет Аню;

Гриб нашёл ёжика.

5. Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов с существительными во множественном числе «Что видят Ваня и Маша из космоса?» Пример: «наземле ямы , а из космоса….ямки….» (деревья-деревца, реки-речки…кусты, цветы, лужи, дороги, тропы, горы, леса..)

6. Совершенствование слоговой структуры слова «Кому подарки?». Космонавт встретил в космосе инопланетян и подарил им подарки- одноглазому, те в названии которых один слог, двуглазому-два слога, трехглазому-три. Соедини предметы с нужными летающими тарелками

(1 слог-нож, мяч, торт; 2 слога-лей-ка, шап-ка, ар-буз; 3 слога- кон-фе-ты, ру-баш-ка, те-ле-фон)

7. Развитие логического мышления и внимания. Раскрась, те ракеты, которые летят направо- красным цветом, налево- синим, вверх- жёлтым, вниз- зелёным

8. Развитие чувства ритма . Незнайка полетел на Луну , помоги его друзьям передать ему радиограммы. Повтори движения (стукни, хлопни, топни) как указано в прямоугольниках.

9. Развитие связной речи. Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи, что запомнил.

«Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и стоит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе.

Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет.

На небе видны созвездия, можно найти Большую Медведицу и Малую Медведицу.

Человек всегда мечтал полететь к звездам.

Сначала на ракете отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.

Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.»

.

назови профессию человека, который летает в космос;
• назови имя и фамилию первого космонавта Земли;
• назови клички собак, которые первыми полетели в космос;
• расскажи, как древние люди представляли себе нашу планету?
• ответь: как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь?
• ответь: вокруг чего вращаются все планеты Солнечной системы?
• ответь, почему нашу Землю называют так: голубая планета;

Читайте также:
План-конспект НОД Улицы нашего города

Лексическая тема «Космос»

1. Родителям необходимо: объяснить детям, почему празднуют День космонавти­ки, что это за праздник;

Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;

Рассказать детям о первом космонавте — Ю.Гагарине.

Рассказать детям, для чего нужны космонавты.

2. Загадать загадки и найти отгадки

Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется…(Земля) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам…(Луна) Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. (космонавт)
Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает.(Солнце) Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный…(телескоп) В чёрном небе до зари Тускло светят Фонари. Фонари – Фонарики Меньше, чем комарики…(звёзды)
Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … .(Гагарин) Хвост ярким пламенем горит, Она по воздуху летит, Прощай любимая планета, На Марс везёт меня… (ракета) Космонавт, проверив трос, Что-то надевает, Та одежда припасет И тепло, и кислород .(скафандр)

3. Согласование существительных с числительными «Звездочёт»

Помоги звездочёту сосчитать все , что находится в небе, напиши в квадрате нужную цифру и назови сколько предметов увидел звездочёт? Пример: «Звездочёт увидел четыре звезды… и т.д.» (звезда, космонавт, спутник, ракета, комета)

4. Работа с деформированным предложением «Исправь ошибки Марсианина»

Руки моют Вову;

Рыба ловит лису;

Башня строит Ваню;

Цветок рисует девочку;

Чай пьет Аню;

Гриб нашёл ёжика.

5. Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов с существительными во множественном числе «Что видят Ваня и Маша из космоса?» Пример: «наземле ямы , а из космоса….ямки….» (деревья-деревца, реки-речки…кусты, цветы, лужи, дороги, тропы, горы, леса..)

6. Совершенствование слоговой структуры слова «Кому подарки?». Космонавт встретил в космосе инопланетян и подарил им подарки- одноглазому, те в названии которых один слог, двуглазому-два слога, трехглазому-три. Соедини предметы с нужными летающими тарелками

(1 слог-нож, мяч, торт; 2 слога-лей-ка, шап-ка, ар-буз; 3 слога- кон-фе-ты, ру-баш-ка, те-ле-фон)

7. Развитие логического мышления и внимания. Раскрась, те ракеты, которые летят направо- красным цветом, налево- синим, вверх- жёлтым, вниз- зелёным

8. Развитие чувства ритма . Незнайка полетел на Луну , помоги его друзьям передать ему радиограммы. Повтори движения (стукни, хлопни, топни) как указано в прямоугольниках.

9. Развитие связной речи. Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи, что запомнил.

«Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и стоит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе.

Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет.

На небе видны созвездия, можно найти Большую Медведицу и Малую Медведицу.

Человек всегда мечтал полететь к звездам.

Сначала на ракете отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.

Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.»

.

назови профессию человека, который летает в космос;
• назови имя и фамилию первого космонавта Земли;
• назови клички собак, которые первыми полетели в космос;
• расскажи, как древние люди представляли себе нашу планету?
• ответь: как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь?
• ответь: вокруг чего вращаются все планеты Солнечной системы?
• ответь, почему нашу Землю называют так: голубая планета;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: