Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Комнатные растения’

Лексическая тема: “Комнатные растения”
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Методическая разработва для логопедических групп.

Скачать:

Вложение Размер
tema_nedeli_komnatnye_rasteniya.docx 140.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Комнатные растения».

Цель: Формирование знаний по теме комнатные растения и по уходу за ними.

Дети должны знать:

  • уметь использовать в своей речи названия комнатных растений;
  • показывать их по просьбе, узнавать на изображениях;
  • различать их по внешнему виду, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки;
  • отличать части растения (корень, стебель . );
  • знать о пользе комнатных растений, для чего их разводят;
  • знать о том, как надо за ними ухаживать;

иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями . )

Расширение словарного запаса детей:

названия: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник;

признаки: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий;

действия: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнет.

Дидактические игры и упражнения

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

«Назови ласково»
Фиалка — фиалочка

лист — листок (листик),

вода — водичка (водица),

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»

Фиалка — фиалки — фиалок,

  • фикус — фикусы — фикусов,
  • фуксия — фуксии — фуксий,
  • кактус — кактусы — кактусов,
  • папоротник — папоротники — папоротников,
  • свет — много света,
  • корень — корни — корней,
  • стебель — стебли — стеблей,
  • лист — листья — листьев,
  • бутон — бутоны — бутонов,
  • лепесток — лепестки — лепестков,
  • цветок — цветки — цветков,
  • рассада — много рассады,
  • вода — воды — много воды (вод),
  • подоконник — подоконники — подоконников.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай один — два — пять»

Фиалка — две фиалки — пять фиалок.

Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.

Лексический строй речи

Подбери признаки (не менее трёх признаков):

Подбери действия (не менее трёх действий):

герань (что делает?) – …

Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

цветок – нет цветка

Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (описывая его строение, уход за ним и способ размножения)

Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухаживать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием.

Вот растёт бегония –

Красотой своей она

Во всем мире славится.

Меня фиалкою зовут.

Так называй меня и ты.

Пусть на окне твоём растут

Мои весёлые цветы.

На окне цветок колючий

(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль»из ладошек)

Вы его не троньте лучше

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок,

(сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка,

(сложить ладошки. растопырить пальцы , «нарисовать» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду,

(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках.

(Уколоть пальчиком ладошку)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план работы в старшей логопедической группе на неделю. (Лексическая тема “Комнатные растения”)

В плане на нелелю представлена лексическая тема логопедической группы “Комнатные растения”. Работаем по методике Гомзяк, используем Планирование образовательной деятельности «От рождения д.

Конспект занятия по лексической теме: «Комнатные растения».

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительным.

картинки по лексической теме “Комнатные растения”

Очень удобная подача материала по теме в виде презентации, более 30 слайдов с различными видами комнатных растений.

методические рекомендации для родителей по лексической теме “Комнатные растения”

лексико-грамматические упражнения по лексической теме “Комнатные растения”.

домашнее задание по лексической теме “Комнатные растения”

домашнее задание по лексической теме “Комнатные растения” для детей подготовительной группы.

Лексическая тема “Комнатные растения”

Комнатные растения создают благоприятный микроклимат в квартире, хорошее настроение, да и просто украшают квартиру. Однако, не стоит превращать жилую комнату в оранжерею. На подоконниках хороши невысо.

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:”Речевое развитие”, “Познавательное развитие”,,Художественно-эстетическое развитие”.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Лексическая тема «Комнатные растения» (старшая группа)

света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Лексическая тема «Комнатные растения» (старшая группа)

Тема «Комнатные растения»

Пальчиковая гимнастика «ЦВЕТЫ»

Будут пальчики играть,

Цветочки смогут показать. (пошевелить пальцами обеих рук)

Наши алые цветки распускают лепестки. (плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (помахать руками перед собой)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки. (плавно сжать пальцы)

Головой качают (плавно опустить их на колени)

Физминутка «Говорит цветку цветок»

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка. (наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (хлопки руками)

Лексико-грамматические игры и упражнения

Рассмотрите вместе с детьми комнатные растения, в уголке природы. Расскажите, для чего они нужны, как за ними надо ухаживать. Объясните, что комнатные растения украшают группу, дом, помещение делают их более уютными, очищают воздух, но для того чтобы комнатные растения хорошо росли, их нужно поливать, опрыскивать, рыхлить землю в горшках, «подкармливать» растения удобрениями.

Фикус — фикусы — фикусов.

Кактус — кактусы — кактусов.

Стебель — стебли — стеблей.

Бутон — бутоны — бутонов.

Цветок — цветки — цветков.

Вода — много воды.

Корень — корни — корней.

Лист — листья — листьев.

Лепесток — лепестки — лепестков.

Рассада — много рассады.

Подоконник — подоконники — подоконников.

Свет — много света.

Сосчитай до пяти слова

одна фиалка, две фиалки, три фиалки и т. д.

(цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток)

«СКАЖИ ЛАСКОВО»

Лист – листочек и т. д. (стебель, лепесток, цветок, фиалка).

Расскажи о фиалке, кактусе, бегонии.

– Сначала назови растение, потом скажи, комнатное оно или садовое, опиши его части, расскажи об уходе за ним.

Например: Это герань. Герань – комнатное растение. У нее прочные стебли, округлые волнистые листья и нежные розовые цветы. Герань нужно поливать, опрыскивать, она хорошо растет на светлом месте у окна.

1. Как называется растение?

2. Оно комнатное или садовое?

3. Какие части есть у растения? Их особенности.

4. Как за ним следует ухаживать?

1. Игра «Скажи по образцу»: «Я… Ты… Он…»

Пример: Я – Поливаю Ты – Поливаешь Он – Поливает

4. Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).

Настя цветы поливает. Рома цветы поливает. Настя и Рома цветы поливают.

Настя цветы поливала. Рома цветы поливал. Настя и Рома цветы поливали.

Настя будет поливать цветы. Рома будет поливать цветы. Настя и Рома будут поливать цветы.

5. Упражнение «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?».

Воспитатель читает детям стихотворение «В нашей группе на окне» и, выставляет на наборное полотно картинки с изображением (любых комнатных растений, дети уточняют какие цветы, далее воспитатель убирает 1 картинку с цветком и спрашивает, картинки с изображением какого комнатного растения не хватает.

«В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья»

1.Упражнения на дыхание:

«Цветочек распускается».

И. п. – руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох. Возвратиться в И. п. – выдох (выполнять в медленном темпе). Повторить 4-6 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Цветы»

Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам,

Выросли цветы – гладим щеки сверху – вниз,

К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз,

Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями,

Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам.

2. Упражнения для язычка.На подоконнике росло много красивых цветов: фиалки, кактусы, фикусы, колеусы. Язычок подошел к любимым цветочкам,наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы закивали головками (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно рыхлить земельку в горшочках возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Потом Язычок взял маленькую лопатку и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны).

Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попро-сили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3).

Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»).

Поднялись цветы и раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз).

Фотоотчет по проекту «Комнатные растения», вторая младшая группа В рамках краткосрочного проекта «Комнатные растения» мы оформили папку «Мои комнатные растения». Родителям была объявлена тема недели: «Комнатные.

Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй» Выставка творческих работ в детском саду является очень важным мероприятием не только для детей, но и для педагогов, а также родителей.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: – уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; – учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

«Мои друзья — зеленые растения». Домашнее занятие в период самоизоляции по теме «Комнатные растения» Период самоизоляции – время, которое нужно провести с пользой, получить новый опыт общения, обучения и воспитания всем участникам образовательного.

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Сидим дома. Тема недели «Весна» в период самоизоляции (старшая-подготовительная группа) Тема недели «Весна» Понедельник 1. Игры на активизацию словаря: Игра «Кто или что может это делать?» Взрослый называет действие, а ребенок.

Тема «Путешествие со снежинкой — Балеринкой». Возрастная группа: старшая группа Непрерывная образовательная деятельность воспитателя совместно с детьми старшей группы. Открытое занятие. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ СО СНЕЖИНКОЙ.

Лексическая тема “Комнатные растения”

Просмотр содержимого документа
«Лексическая тема “Комнатные растения”»

Лексическая тема «Комнатные растения»

Предметы: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегония, герань, глоксиния, кактус сансевьева, традесканция, фиалка, фикус, хлорофитум…

Действия: удобрять, пересадить, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться; растет, цветет, распускаются, вянет, засыхает…

Признаки: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистая, красивая, нежные, капризные, сочный, хрупкий, влажный…

Задания 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): герань (какая?) – …

2. Подбери действия (не менее трех действий): герань (что делает?) – …

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

цветок – нет цветка

4. Почитай: один цветок, два цветка, три…, четыре…, пять …;

одна ветка, две ветки, три…, четыре…, пять…

5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». — Кактус).

6. Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).

Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.

Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.

Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.

7. Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА,

• Назови одним словом, что это. (растения, цветы)

• Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?

• Перечисли растения, которые растут у тебя дома (2 – 3 растения)

• Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять,

рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков

8. Расскажи, что есть у всех растений? (корень, стебель, листья, бутоны,

цветы). Расскажи, для чего растению нужны корень и листья?

9. Скажи по образцу:

• 1 лист – 5 ……. (листьев)

10 Скажи по образцу:

• Я поливаю – ты ……поливаешь – он …… поливает

• Я вытираю – ты – ……………. он – ………………

• Я опрыскиваю – ты – ………….. он – ……………..

• Я пересаживаю – ты – …………. он – ……

Пальчиковая гимнастика «Цветок»:

Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)

Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (движение пальцами)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки (ладошка закрывается)

Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)

И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке)

Упражнение «На окне в горшочках»

Координация речи с движением

На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг,

Поднялись цветочки. медленно встают).

К солнцу потянулись, (тянуться на носочках, руки вверх,

Солнцу улыбнулись широко в стороны).

К солнышку листочки (ладони развёрнуты вверх).

Развернут бутоны, (руки соединить над головой, медленно

В солнышке утонут. развести в стороны). И. Нищева

ДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»

лист — листок (листик),

вода — водичка (водица),

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»

Фиалка — фиалки — фиалок,

фикус — фикусы — фикусов,

фуксия — фуксии — фуксий,

кактус — кактусы — кактусов,

папоротник — папоротники — папоротников,

свет — много света,

корень — корни — корней,

стебель — стебли — стеблей,

лист — листья — листьев,

бутон — бутоны — бутонов,

лепесток — лепестки — лепестков,

цветок — цветки — цветков,

рассада — много рассады,

вода — воды — много воды (вод),

подоконник — подоконники — подоконников.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай один — два — пять»

Фиалка — две фиалки — пять фиалок. Один колючий кактус – два колючих кактуса – пять колючих кактусов.

Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.

Лексический строй речи

Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (описывая его строение, уход за ним и способ размножения)

Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухажи­вать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием.

МИНУТКА ОТДЫХА

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду горят огоньки.

Его поливаю, его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

Е Благинина

Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей моторики, регуляция мышечного тонуса.]

Предложить детям пройти на ковер и встать свободно.

Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

Вос-ль показывает упражнения для регуляции мышечного тону­са и проводит с детьми игру.

Упражнение «Закончи предложение». [Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.]

Я начи­наю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающую­ся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.

Комнатные растения необходимо поливать.

1 -й р е б е н о к. для того, чтобы они не завяли. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Листья на комнатных растениях нужно протирать.

2-й ребенок. .для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Комнатным растениям нужен солнечный свет.

3-й ребенок. . для того, чтобы они могли хорошо расти. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Комнатные растения нужны человеку.

4-й ребенок. . для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Отгадай загадки. Придумай со словами – отгадками предложения.

Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон)

Лист – горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час

(Столетник или алоэ)

Куст оконный и балконный,

Лист пушистый и душистый.

А цветы в окне – словно шапка в огне!

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Я повешу шторочку,

На белую распорочку,

Не крючком плетеную —

Живую и зеленую. (Традесканция)

Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их всех удержать.

Вот так и висят те пучки-малолетки.

На нитях – зелёные растения-детки. (Хлорофитум)

Лексическая тема «Комнатные растения»

1.Развитие общей моторики

Говорит цветку цветок:

Руки на поясе, повороты в сторону.

Подними-ка свой листок.

Поднять правую руку вверх ладошкой

Выйди на дорожку

Маршируют на месте

Да притопни ножкой.

Топают правой ногой

Да головкой покачай –

Наклоны головы влево-вправо

Утром солнышко встречай!

Руки вверх с растопыренными пальчиками

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

Прыжки на месте

2.Развитие мелкой моторики

Ну-ка, фикус, похвались –

Вот какой огромный лист!

Катаем су-джок шарик между ладонями вперед-назад

Сделан будто бы из кожи,

Фикус, мы тебе поможем:

Сжимаем шарик поочередно то правой, то левой рукой

Каждый толстенький твой лист

Правой рукой берем шарик и гладим левую ладонь и наоборот

Катаем шарик круговыми движениями

Ростом с воспитателя!

Зажимаем шарик в ладошках и поднимаем их вверх

3.Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

«Расчесываем» губы зубами.

Упражнения для языка

«Уколоть щечку» (под счёт до 10 – 3 раза)

«Листик» (под счёт до 10 – 3 раза)

4.Развитие фонетико-фонематических процессов

  1. «Назови первый слог в слове». Фикус, герань, фиалка, кактус, папоротник, толстянка, хлорофитум, бегония, растение, корень, стебель, лист, бутон, цветок, лепесток, колючки, лейка.
  2. «Назови первый и последний звук в слове». Фикус, герань, фиалка, кактус, папоротник, толстянка, хлорофитум, бегония, растение, корень, стебель, лист, бутон, цветок, лепесток, колючки, лейка.
  3. «Повторяй-ка». (Повторять слоги, выделяя голосом ударный) ЛЁ-лё-лё, тё-тё-ТЁ, нё-НЁ-нё, мё-мё-МЁ, Вё-вё-вё.
  4. «Где в слове буква Ё? Ёж, ружьё, лёд, клён, клей, ёлка, ель, ёрш, бельё, питьё, свёкла, ёжик, орёл, жильё
  5. «Назови слова». Дети называют слова, в которых есть буква Ё.

5.Развитие лексико-грамматических процессов

  1. «Назови ласково». Герани, фиалки, кактусы, папоротники, толстянки, растения, корни, стебли, листья, бутоны, цветы, лепестки, колючки, отростки, лейки, горшки…
  2. «Четвертый лишний». Герань, фиалка, одуванчик, бегония; корень, кактус, фикус, фиалка; корень, лист, стебель, щучий хвост; подснежник, фикус, мать-и-мачеха, одуванчик.
  3. «Какие бывают растения?». Растения, у которых широкие листья – широколистные, любят влагу-…,
    устойчивы к засухе-…, любят тень-…, с узкими листьями-…, выносят тень-…, любят свет-….
  4. «Измени слово». Поливать – поливающий, подрастать – …, сажать-…, удобрять-…, пересаживать-…,
    рыхлить-…, протирать-…, ухаживать-…, подкармливать-…, мыть-…, опрыскивать-…, любить-….
  5. «Подбери слова-родственники». Растение – расту, прорастать, вырастет, растительный, растущий.
    цветок – цвет, цветочек, цветочный, цветущий, цветет, расцветает….

6.Вопросы для беседы

  • Есть ли у тебя дома комнатные растения? Как они называются? Почему их назвали комнатными?
  • Что есть у комнатных растений? Откуда они появились? Чем они отличаются от других цветов?
  • Для чего нужны комнатные растения? Иметь много комнатных растений – хорошо? Почему? Иметь много комнатных растений – плохо? Почему?
  • Как надо ухаживать за комнатными растениями? Как можно узнать, что растению не хватает влаги?
  • Как можно узнать, что растению не хватает света? Тепла?
  • Как можно узнать, что растению недостаточно питательных веществ? (опускаются, бледнеют, вянут листья)
  • Для чего нужно рыхлить, поливать, удобрять, стирать пыль с листьев?
  • Почему одни листья протирают влажной тряпочкой, а другие чистят щёточкой?
  • Почему одни растения поливают каждый день, а другие редко? Почему нельзя заливать растения?
  • Какая главная часть растения, без которой оно не сможет жить?
  • Почему одни растения нужно поворачивать к солнцу, а другие ставить в тень?
  • Как можно назвать растения, которые любят свет? Влагу? Тень?
  • Почему весной растения «просыпаются»? А зимой «засыпают»?
  • Как размножаются растения?
  • Зачем пересаживают растения? Когда?
  • За что вы любите комнатные растения?

7.Стихотворение для заучивания

Зимний сад
Мороз на стёклах кружева рисует,
На улице метель и снегопад,
А на окне вовсю весна бушует,
И расцветает здесь волшебный сад.

Вот фикус, словно дерево большое,
А здесь фиалка, красный бальзамин,
Герань и традесканция, алоэ,
Толстянки две и кактус, но один.

За окнами шумит и воет вьюга,
А в комнате уютно и тепло…
Зима и лето смотрят друг на друга
Через двойное тонкое стекло.
Валерий Нищев

Лексическая тема: «Комнатные растения»

Лексическая тема: «Комнатные растения»

Лексическая тема: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Обогащение словаря: Предметы: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; герань, хлорофитум, традесканция, толстянка, бальзамин, глоксиния сансевьева, кактус, фикус, фиалка, аспарагус, алоэ, бегония. Действия: удобрять, пересадить, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться; растет, цветет, распускаются, вянет, засыхает… Признаки: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистая, красивая, нежные, капризные, сочный, хрупкий, влажный…

Прослушай внимательно, повтори по памяти: кактус, фиалка, бегония, герань.

Назови одним словом, что это? (растения, цветы)

Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?

Вспомни и назови, какие комнатные растения ты знаешь.

Определи количество слогов в данных словах, обозначь цифрой:

Хлорофитум, традесканция, бальзамин, бегония, папоротник,

глоксиния, аспарагус, фикус, фиалка, каланхоэ,

герань, сансевьева, алоэ, кактус, толстянка.

«Жадина». Ответь на вопрос «Чей хлорофитум?» Пр.: Это мой хлорофитум.

Названия цветов смотрите в задании 2.

Назови части растений, объясни, для чего они нужны. (корень, стебель, лист (листья), цветок, (бутоны)). Ответы должны быть полными.

Скажи по образцу:
1 лист – 5 … (листьев), 1 корень – 2…, 1 стебель – 3 …, 1 цветок – 4 ….

5. «Назови ласково»: стебель – …, корень – …, цветок – …, лист – …, бутон – …

6. Как мы должны ухаживать за растениями?

Скажи по образцу:
Я сажаю цветок, ты ……… сажаешь цветок, он ………сажает цветок

Я поливаю растение, ты ……поливаешьрастение, он …… поливаетрастение
Я удобряю землю– ты – ……………. он – ………………

Я рыхлю почву– ты – ……………. он – ………………
Я опрыскиваю растение – ты – ………….. он – ……………..
Я вытираю пыль с листочков– ты – ……………. он – ………………
Я пересаживаю цветок– ты – …………. он – ……………..

7. «Один – много»: ветка – ветки

цветок – нет цветка бутон — …,

9. Придумай предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО и словами: ГЕРАНЬ, ФИАЛКА.

10.«Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». — Кактус).

11. Составление рассказа-описания по схеме.

Как называется растение?

Оно комнатное или садовое?

Какие части есть у растения? Их особенности.

Звуковичок. Блог учителя-логопеда Каракай Елизаветы Николаевны

Страницы

  • Главная страница
  • Сказка о Веселом Язычке. Гимнастика для язычка.
  • РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
  • Лексические темы. Задания, игры, упражнения.
  • Тренируем пальчики-развиваем речь. Тексты для развития речи
  • Играем, повторяем-звуки закрепляем
  • Играем-мышление развиваем
  • Учимся, играем, четко говорим
  • Стихотворения
  • Рассказы
  • Сказки
  • ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ
  • Обо мне. Обзор блога.

Лексическая тема “Комнатные растения”

Комнатные растения

Задания, игры, упражнения.

(Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)
Взрослый начинает предложение, а дети сочиняют вторую его часть, и начинают свой ответ со слов для того чтобы.
-Комнатные растения необходимо поливать…
1-…..для того, чтобы они не завяли.
-Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-…..для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-…для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-…для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

2. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
( Предметные картинки с комнатными растениями и цифры 2 и 5.)
Представьте, что на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

-У меня два кактуса и пять кактусов.
– У меня две герани и пять гераней.
– У меня две традесканции и пять традесканций
– У меня две бегонии и пять бегоний.
-У меня две фиалки и пять фиалок
-У меня две камнеломки и пять камнеломок.

3. Упражнение «Угадай слово»(Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)

  • найти растение по первому и последнему звуку.

Вопросы задаёт взрослый
Угадайте комнатное растение
-первый звук [к], последний [с]? (Кактус.)
-первый звук [б’], последний – [я]? (Бегония.)
-первый звук [к], последний – [а]? (Камнеломка.)

  • «Рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а.]

Какое слово можно из них составить? (Фиалка).

4. Упражнение “Раздели слова на слоги”.
Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге….(рань), тра…..(десканция).
Сколько слогов в этих словах?

5. Игра «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)
Проговаривание с имитацией движений.

Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх .
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Качание руками влево-вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Присели, спрятались .
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.

6. Упражнение «Божья коровка».(Автоматизация звука [р] в предложении.)
– Божья коровка сидит на горшке с геранью.
-Божья коровка летает над геранью.
-Божья коровка спряталась под листок герани.
-Божья коровка летает вокруг герани.
-Божья коровка сидит около герани.
-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.

7. «Подбери цветку горшок». (Ориентировка на плоскости.)

Домашнее задание логопеда цветы

Сегодня мы подготовили самую полную информацию на тему: “Домашнее задание логопеда цветы” с профессиональными комментариями и ссылками на полезную литературу. Если у вас возникнут вопросы вы можете задать их в комментариях.

1. Побеседовать с детьми о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами; вспомнить, какие цветы появляются в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов;нарисовать подснежник, мать – и – мачеху, одуванчик (по выбору).

2. Выучить стихотворение:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова) 3. Д/И «Назови ласково»:

Ромашка – ромашечка, гвоздика – гвоздичка, цветок – цветочек, лист – листочек …
4. Д/И «Скажи про один – скажи про много»: Ландыш – ландыши, незабудка – . ромашка – …, василек – …, гвоздика – …, колокольчик – …, одуванчик –…, подснежник — …

5.Д/И «Подбери признак»: Одуванчик (какой?) – желтый, крупный, яркий…Цветы мать – и – мачехи (какие?) – мелкие, желтые, …Цветы незабудки (какие?) – голубые, красивые, нежные …
6. Д/И « Какой, какие?»: Цветок растет в лесу – лесной, в саду – садовый, в поле – полевой, на лугу — луговой;

Расцветают цветы весной – весенние, летом – летние, осенью – осенние.
7.Составление описательного рассказа о первоцветах (по плану).

— какие цветки (по цвету, размеру, форме)- какие листья (по форме, размеру)- где растет- отличительная особенность По материалам книги Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.

1. Побеседовать с детьми о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами; вспомнить, какие цветы появляются в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов;нарисовать подснежник, мать – и – мачеху, одуванчик (по выбору).

2. Выучить стихотворение:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова) 3. Д/И «Назови ласково»:

Ромашка – ромашечка, гвоздика – гвоздичка, цветок – цветочек, лист – листочек …
4. Д/И «Скажи про один – скажи про много»: Ландыш – ландыши, незабудка – . ромашка – …, василек – …, гвоздика – …, колокольчик – …, одуванчик –…, подснежник — …

5.Д/И «Подбери признак»: Одуванчик (какой?) – желтый, крупный, яркий…Цветы мать – и – мачехи (какие?) – мелкие, желтые, …Цветы незабудки (какие?) – голубые, красивые, нежные …
6. Д/И « Какой, какие?»: Цветок растет в лесу – лесной, в саду – садовый, в поле – полевой, на лугу — луговой;

Расцветают цветы весной – весенние, летом – летние, осенью – осенние.
7.Составление описательного рассказа о первоцветах (по плану).

— какие цветки (по цвету, размеру, форме)- какие листья (по форме, размеру)- где растет- отличительная особенность По материалам книги Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.

Домашнее задание по лексической теме

Видео (кликните для воспроизведения).

для детей 5 лет ( II подгруппа)

  1. Назови комнатные растения, которые ты знаешь. Почему они так называются: «комнатные растения»?
  1. Назови части растения

У растения есть корень, …

  1. Игра «Один – много»

фикус – фикусы – много фикусов фиалка – … много … корень – … много … ствол – … много … лист – … много … бутон – … много …

  1. «Сосчитай до пяти»

Одна фиалка, две … три … четыре … пять … Один фикус, два … три … четыре … пять …

  1. Игра «Великан и Гномик»

У Великана цветок, а у Гномика … (цветочек) У Великана корень, а у Гномика … У Великана лист, а у Гномика … У Великана бутон, а у Гномика … У Великана фиалка, а у Гномика …

  1. Отгадай загадку, раскрась отгадку (карточка)

«Ёжик странный у Егорки –

День и ночь он дремлет,

Май, 4 неделя. Обогащение и уточнение словаря по теме «Цветы. Растения»

2. Глагольный словарь: цветет, растет, сажать, поливать, рыхлить, полоть, ухаживать, выращивать, беречь…

3. Словарь признаков: красивый, яркий, белый, красный, голубой, синий, розовый, лиловый, зеленый, молодой (побег).

4. Антонимы: маленький — большой (бутон, цветок), высокий — низкий (тюльпан, мак), быстро — медленно (растет), вредный (сорняк) — полезный (цветок).

Презентация детям «Как растет цветок»

На сайте для умных родителей

Вы сможете абсолютно бесплатно скачать детскую презентацию, которая познакомит ребенка с этапами превращения

семечка в цветок.

Посмотри, какой необычный пазл!

Необходимо подобрать нужный фрагмент картинки для каждого из девяти квадратиков. Щёлкай мышкой по кусочкам пазла до тех пор, пока у тебя не получится готовая картинка

с изображением девочки, которая поливает прекрасные тюльпаны!

Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными

(один тюльпан, два тюльпана, пять тюльпанов).

Согласование имен существительных с прилагательными

Читайте также:
Особенности направления логопедической работы при ДЦП
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: