Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Домашние птицы’

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме «Домашние птицы»

света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме «Домашние птицы»

Лексическая тема: Домашние птицы

Развитие общей и мелкой моторики 1. Речь с движением “Птичий двор”

– Бл-бл-бл, бл-бл-бл! Дети идут по кругу.

Наши уточки с утра:

– Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Дети идут “утиным” шагом.

Наши гуси у пруда:

– Га-га-га, га-га-га! Дети вытягивают шеи и машут руками, как крыльями.

А наш Петя-петушок

Нам споёт: Ку-ка-ре-ку! Дети идут, высоко поднимая колени.

2. Пальчиковая гимнастика “Утята”

первый, второй – шли утята,

Три, четыре – за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А десятый напугал:

Мы тут рядом, поищи. (Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).

Развитие лексико-грамматического строя и связной речи Актуализация словаря. Выясните, помнят ли дети, каких птиц называют домашними, какую пользу они приносят, как человек ухаживает за ними, чем их кормит и где содержит.

2. Показать на картинках части тела птиц. Чем покрыто тело птиц?

3. “Назови птичью семью” – назвать маму, папу и птенцов.

4. “Кто как голос подаёт?”

Индюк болбочет: бл-бл-бл.Курица кудахчет: ко-ко-ко, куд-куда. И т. д.

5. “Скажи наоборот”:закончи предложения:

Утка большая, а утенок —. У гуся шея длинная, а у курицы —. Цыпленок молодой, а петух —. У курицы лапы без перепонок, а у утки —.

6. “Считай и называй» – согласование числительных от 1 до 5 с названиями птиц: 1 петух, 2 петуха, 3 петуха, 4 петуха, 5 петухов. 1 утёнок, 2 утёнка,. 5 утят и т. д. с другими птицами.

7. “Назови птиц ласково“:

Утенок — утеночек, Утка —. , утки —. Цыпленок —. , Петух —. , Курица —. , куры —.

8. Составление рассказов-описаний о домашних птицах по плану: – Кто это?

– Дикая или домашняя птица?

– Описать внешний вид (части тела, цвет оперения).

– Кто у этой птицы птенцы?

– Какую пользу птица приносит человеку?

– Какие рассказы, стихи, сказки знаете об этой птице?

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Хоть часов не завожу!

(Петух) По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Утка) Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(Цыплёнок) Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

– Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня. индюк.

Игра «Измени слово: был один, а стало много»

Ход игры:предложите ребенку изменять слова по образцу: «Я вижу цыпленка — я вижу цыплят».

Я вижу курицу — я вижу. (куриц).

Я вижу петуха — я вижу. (петухов).

Я вижу гуся — я вижу. (гусей).

Я вижу утку — я вижу. (уток).

Я вижу индюка— я вижу. (индюков).

Я вижу яйцо— я вижу. (яйца).

Я кормлю уток. (булкой).

Я ухаживаю за. (цыплятами).

Игра «Слова-антонимы»

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением. Например, жарко — холодно,

Яйца чистые— яйца. (грязные).

Курица белая— курица. (черная).

Хвост длинный —. (короткий).

Петух старый —. (молодой).

Кормушка новая —. (старая).

Птицы сытые —. (голодные).

Индюк слева, гусь—. (справа);

Петух тяжелый, цыпленок—. (легкий).

Игра «Лишнее слово» объяснив при этом свой выбор.

Гусенок — утенок— цыпленок— петух. Индюк — петух — курочка — гусь. Индюшка — курочка— утка— гусенок.

Игра «Продолжи предложение»

Ход игры: произнесите предложение. Попросите ребенка его продолжить, правильно подбирая определения.

На заборе сидел петух. Какой забор? Какой петух? Теперь скажи все вместе.

(На деревянном заборе сидел большой петух.)

У Оли цыпленок. Какой цыпленок? (У Оли маленький пушистый желтый цыпленок.)

Мама купила курочку. Какую курочку? (Мама купила маленькую пестренькую курочку.)

По двору ходит индюк. По какому двору? Какой индюк? (По нашему двору ходит огромный сердитый индюк.)

Развитие артикуляц. и дыхательн. аппарата 1.Артикуляционная гимнастика:

Упражнение на дыхание «Гуси шипят»: И. п. : о. с. 1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом;2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

Вдохнуть,а на выдохе произносить разными голосами:Курица: Ко-ко-ко.Цыплята: пи-пи-пи. Опять вдохнули.Курица: Куд-куда, куд-куда, вы откуда и куда? Опять вдохнули.Утка: Кря-кря-кря-кря, где же где же здесь вода?

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для мышц шеи

«Цыплята пьют водичку». Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.

Читайте также:
Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

«Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали». Вытягивать вперед шею, а затем возвращать в исходную позицию.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Цыплята клюют зёрнышки». Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

Упражнения для губ и щек

«Индюк». Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.

Упражнения для языка

«Клювы домашних птиц». Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.

Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л-л-л-л.

«Индюк из города идет, индюшку за собой ведет». Быстро высовывать «широкий»язык изо рта и произносить: бл-бл-бл-бл-бл».

Индюки «болбочут». Положение языка, как в предыдущем упражнении. Сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: – коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Игровые технологии по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе Цель: Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышах. Дидактические игры:«Отгадай, что за животное»Цель:.

Конспект занятия по развитию речи по лексической «Одежда» ко Всемирному Дню логопеда Конспект занятия по развитию речи по лексической теме: «Одежда», ко Всемирному дню логопеда. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.

Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй» Выставка творческих работ в детском саду является очень важным мероприятием не только для детей, но и для педагогов, а также родителей.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс по ручному труду «Барашек» Конструирование из бумажных полос к лексической теме «Домашние животные» Доброе время суток, коллеги, и гости моей странички. Сегодня вашему вниманию представляю простой мастер- класс по конструированию из бумажных.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы В публикации «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» я уже писала о большом значении ребусов для речевого и умственного.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям по теме «Домашние птицы» для детей 4–6 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

ДЕКАБРЬ
1-я и 2-я неделя

1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
Петух – курица – цыпленок.
Гусь – гусыня – гусенок.
Селезень – утка – утенок.
Индюк – индюшка – индюшонок.

2. Объяснить малышу, что этих птиц называют домашними, почему они так называются. Помочь запомнить информацию.

3. Рассмотреть строение тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Обратить внимание, чем покрыто тело птиц.

4. Рассказать, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.

5. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.

6. Упражнение “Кто как разговаривает?” на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).

    Утка – “кря-кря” – крякает.
    Гусь – “га-га”- гогочет.
    И т. д.



7. Упражнение “Кто у кого?” на образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.

    У утки – утенок (утята).
    У гусыни – гусенок (гусята).
    И т. д.

8. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью суффиксов.

    Петух- петушок.
    Утка – уточка.
    И т. д.

9. Упражнение “Один – много” на употребление существительного родительного падежа во множественном числе.

    Одна утка – много уток.
    Один селезень – много селезней.
    Один утенок – много утят.
    И т.д.

10. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным.

    1 утка, 2 утки, 3. 4. 5.
    1 утенок, 2. 3. 4. 5.
    1 селезень, 2. 3. 4. 5.

11. Упражнение “Кто как передвигается?” на подбор глаголов к существительному.

    Утка (что делает?) – плавает, ходит, летает.
    Индюшка (что делает?) – .
    Курица (что делает?) – .
    Петух (что делает?) – .
Читайте также:
Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе

12. Развитие логического мышления. Упражнение “Исправь ошибку”.

    У утки – гусята.
    У индюшки – цыплята.
    У курицы – цыплята.
    У гусыни – индюшата.

13. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

    Первый, второй – шли утята,
    Третий, четвертый – за водой.
    А за ними плелся пятый,
    Позади бежал шестой.
    А седьмой от них отстал,
    А восьмой уже устал.
    А девятый всех догнал,
    А десятый испугался,
    Громко- громко запищал:
    “Пи-пи-пи!”- “Не пищи,
    Мы тут рядом, поищи!”

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

14. Развитие слухового внимания, памяти. Выучить стихотворение.

    Курицы на улице
    (А. Прокофьев)

– Ку-ка-ре-ку! Курицы,
Хорошо ль на улице?
Ку-ка-ре-ку! Десятый раз,
Беспокоюсь я за вас.
Беспокоюсь, хлопочу,
Громко крыльями стучу.
Я горланю во весь дух,
Потому что я петух.
Брось горланить! Ко-ко-ко.
Все мы здесь. Недалеко.

15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать малышу русскую народную сказку “Гуси-лебеди” и сказку Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”.

1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
Петух – курица – цыпленок.
Гусь – гусыня – гусенок.
Селезень – утка – утенок.
Индюк – индюшка – индюшонок.

2. Уточнить у ребенка, как этих птиц называют (домашними), почему они так называются.

3. Расспросить ребенка о строении тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Уточнить, чем покрыто тело птиц.

4. Уточнить, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.

5. Рассказать о профессии птичницы.

6. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.

7. Упражнение “Кто как разговаривает?” на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).

    Утка – “кря-кря” – крякает.
    Гусь – “га-га” – гогочет.
    И т.д.

8. Упражнение “Кто у кого?” на образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.

    У утки – утенок (утята).
    У гусыни – гусенок (гусята).
    И т.д.

9. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью суффиксов.

    Петух – петушок.
    Утка – уточка.
    И т.д.

10. Упражнение “Один – много” на употребление существительного родительного падежа во множественном числе.

    Одна утка – много уток.
    Один селезень – много селезней.
    Один утенок – много утят.
    И т.д.

11. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным.

    1 утка, 2 утки, 3. 4. 5.
    1 утенок, 2. 3. 4. 5.
    1 селезень, 2. 3. 4. 5.
    И т.д.

12. Упражнение “Кто как передвигается?” на подбор глаголов к существительному.

    Утка (что делает?) – плавает, ходит, летает.
    Индюшка (что делает?) – .
    Курица (что делает?) – .
    Петух (что делает?) – .

13. Упражнение “Чей клюв, чьи лапы?” на образование притяжательных прилагательных.

    Клюв утки – утиный клюв.
    Лапы утки – утиные лапы.
    И т. д.

14. Упражнение “Скажи наоборот” на подбор антонимов.

    Утка большая, а утенок – маленький.
    Цыпленок молодой, а петух – .
    У гуся шея длинная, а у курицы – .
    У курицы лапы без перепонок, а у утки – .

15. Продолжать знакомить ребенка с крылатыми выражениями (начало см. в теме “Домашние животные”).
Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре:


    – Как с гуся вода. (Все ему нипочем.)
    – Курам на смех. (Ничего не может быть смешнее.)

16. Упражнение “Отгадай загадку” на развитие логического мышления.

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек.
    Ходит вразвалочку,
    Спотыкалочку (Утка)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он – забияка,
Поутру – часы
(Петух)

17. Развитие слухового внимания.
Взрослый говорит ребенку: “Прочту рассказ только один раз, а затем тебе нужно будет ответить на вопросы. Будь внимателен.”

    “Тебе нужно войти во двор дома №16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать 4-ю клетку справа. В ней будет сидеть черный петух по кличку Роджер. Ты должен передать ему привет от его троюродного брата белого петуха Рекса.”

Вопросы:
– Назови номер дома.
– С какой стороны нужно обойти дом?
– С левой или с правой стороны ты будешь отсчитывать клетки?
– Третья или пятая клетка тебе нужна?
– Какого цвета Роджер?
– Как зовут троюродного брата Роджера?

18. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

    Шла уточка бережочком,
    Шла серая по крутому.
    (“идут” двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
    Вела детей за собой
    И малого и большого
    (загибают безымянный палец, большой палец)
    И среднего, и меньшего
    (загибают средний палец, мизинец)
    И самого любимого
    (загибают указательный палец)
Читайте также:
Гласные звуки и буквы - конспект занятия в старшей логопедической группе

19. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать малышу сказки:
– “Гуси-лебеди”
– “Гадкий утенок” (Г. Х. Андерсен)
– “Серая шейка” (Мамин-Сибиряк)

Если Ваш ребенок знаком с этими произведениями, предложите ему маленькую викторину: “Я читаю тебе отрывок, а ты отгадай, из какого произведения!”

– До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя…
(Лебедь из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”)
– Отправила нас Баба Яга в погоню за девочкой и ее братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой, да печкой, но никого не нашли.
(Гуси-лебеди из одноименной сказки)

Хорошим подспорьем для занятий по этой теме будет Альбом №3 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова. Стр.9-12.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Декабрь

08.12.2007, 18:41
вера

Оксана, большое вам спасибо. волей судьбы поменяла работу. знаний вагон, а опыта работы с дошкольниками – ноль. ваши домашние задания – настоящая находка. есть на что опереться и творить дальше. успехов. 09.12.2007, 15:50
Валерия

Спасибо большое за все логопедические занятия. У меня была небольшая проблема: когда я выходила со своей дочкой гулять абсолютно не знала, что делать (детская площадка, какие знаки по форме, какие машины по цвету-это всё уже “устарело”). Теперь же я каждое Ваше занятие переписываю в небольшой блокнотик, коротко, только пункты, и занимаюсь прямо на улице. Учёба происходит незаметно для ребенка в игровой форме и знания закрепляются на практике (темы о временах года, о птицах, деревьях. ).Может, кому-то пригодится и моя форма Ваших занятий. 09.12.2007, 16:27
Оксана Сергеевна

Спасибо,Валерия за отзыв и идею занятий.Это интересно,действенно в работе. 03.06.2010, 16:48
таня

просто здорово! только сталкнулась с тем, что нет картинок с птицами, а дочке на пальцах показать не вдохновило,если есть, Оксаночка, что – нибудь поделитесь, пожалуйста,в электроном виде 30.11.2011, 15:29
Наталья

Спасибо большое.Материал использую на занятиях с дошкольниками.Мне есть от чего оттолкнуться и детям интересно. 10.10.2016, 09:45
Ирина

Оксана Сергеевна, спасибо за подборку домашних заданий, за работу с детьми с Ринолалией. В этом году к нам в детский сад поступила девочка с Ринолалией, послеоперационный период, никогда с такими детьми раньше не работала. Ваша статья очень интересна и пригодится в работе.

Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Домашние птицы’

Автор: Даутова Миляуша Салаватовна

Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Дети должны знать:

– понятие «домашние птицы»;

– как называется помещение, где живут домашние птицы;

– чем эти птицы питаются;

– название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

– о пользе домашних птиц для человека;

– для чего люди разводят домашних птиц;

Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:

Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.

  1. Игра«Собери семью»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.

Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.

Логопед говорит: “Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?” Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.

у утки – утенок, у гусыни – . у индюшки – . у курицы – . .

  1. Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
    Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
    Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
    Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
  2. Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

у человека – дети, а у птиц – птенцы.

Читайте также:
Конспект по развитию речи: Магазины города, речевой этикет

у человека – нос, а у птицы – . . .

у животных – шерсть, а у птиц – . . .

у кошки – лапы, а у птиц – . . .

  1. Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
    Гусь — гогочет,
    утка — крякает,
    курица — кудахчет,
    петух — кукарекает,
    цыпленок — пищит,
    индюк — балаболит.
  2. Игра «Назовите родителей»
    У цыпленка — курица, петух;
    у индюшонка — индюшка, индюк;
    у утенка — утка, селезень;
    у гусенка — гусыня, гусак.
  3. Игра «Назови, какой и какая птица?»
    Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
    И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
  4. Игра«Один — много»
    Гусь — гуси — много гусей,
    утка — утки — уток,
    петух — петухи — петухов,
    курица — куры — кур,
    селезень — селезни — селезней,
    гусенок — гусята — гусят,
    гусыня — гусыни — гусынь,
    утенок — утята — утят,
    индюк — индюки — индюков,
    индюшка — индюшки — индюшек,
    индюшонок — индюшата — индюшат.
  5. Игра «Назови ласково»
    Петух — петушок — петушки,
    зерно — зернышко — зернышки,
    курица — курочка — курочки,
    цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
    утка — уточка — уточки,
    гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
    гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
    утенок — утеночек — утятки,
    индюшка — индюшечка — индюшечки,
    индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
    яйцо — яичко — яички,
    крыло — крылышко — крылышки.
  6. Игра «Сравни и назови по образцу»
    Красивый — красивее, мягкий — мягче,
    твердый — тверже, длинный — длиннее,
    корокий — короче, добрый — добрее,
    злой — злее, сильный — сильнее,
    слабый — слабее, высокий — выше,
    низкий — ниже, толстый — толще,
    тонкий — тоньше.
  7. Игра «Кого не стало?».

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.

Гусь – гусыня – гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»

  1. Игра «Какое слово не подходит?»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.

  1. Упражнение «Кто лишний?»

Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.

Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.

Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.

Индюк, утка, клёст, гусыня.

Синица, утка, индюк, петух.

Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.

Перо, крыло, клюв, утка.

  1. Упражнение «Запомни слова»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.

Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.

Петушок, курица, цыпленок, цыплята..

Гусь, индюк, петух, утка.

  1. Игра «Исправь ошибку»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления

Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки – гусята, у индюшки – цыплята,

у курицы – утята, у гусыни – индюшата.

  1. Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.

Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».

– Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?

– У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?

– У неё крылья Заострённые? Закруглённые?

После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.

  1. Игра «Угадай кто это?»

Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать

загадки по опорным словам.

Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Кудах-тах-тах – снеслась в кустах. (курица).

Ку-ка-ре-ку – стерегу! (петух).

Пить-пить-пить – воды попить! (цыпленок)

Кря-кря- ищу червя! (утка).

  1. Игра «Какая домашняя птица?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры: Кудахчет – . кукарекает- . крякает – . гогочет – .

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: “Кто как передвигается?

Утка (что делает?) – ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…

Развитие общих речевых навыков.

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”

Наши уточки с утра –

Читайте также:
Дифференциация звуков Ж-З - конспект логопедического занятия

Кря -кря -кря! Кря – кря – кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда –

Га – га – га ! Га – га – га !(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)

Наши курочки в окно-

Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя – петушок

Ранним – рано поутру

Нам споет : ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Диалог «Курочка-рябушка»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

– Курочка-рябушка, куда ты идёшь?

– Курочка-рябушка, за чем идёшь?

– Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

– Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

– Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали? Что вы видали?

– Мы видали волка: Унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого.

– Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.

Пальчиковая гимнастика.

Первый, второй – шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,

Третий, четвёртый – за водой. начиная с большого , а со слов

А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать

Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал:

« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Игра “Гусь”

(кумыкская народная песенка)

– Где ладошка? Тут?

– На ладошке пруд?

Это гусь молодой.

Средний – гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда – в живот!

Игра “УТОЧКА”

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,( Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого.( Загибают указательный палец.)

Игра «Сколько было утят в стае?»

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Первый среди них – вожак.

Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»

У трёх других утят

Спинки жёлтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Ещё двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Загадки.

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы – ребёнок, а зовут меня . (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

Каков внешний вид?

Кто у этой птицы детёныши?

Какую пользу приносит?

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.

Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.

Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:

– Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:

Но споткнулся и шлепнулся в лужу.

В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:

– Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!

Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.

– Про кого была сказка?

– Какого цвета был кот?

– Кого потом увидел цыпленок?

– Что кричал петух?

– А как кричал цыпленок?

– Что лягушка сказала?

Кто пожалел цыпленка?

Опубликовано: 10.06.2015
Сертификат за вебинар

Сертификат о публикации

Диплом участника конкурса

Бумажный диплом

Каталог сайтов

© 2010-2022 Всероссийский электронный журнал «Педмастерство».
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-57332 от 17.03.2014 г.
Редакция журнала: [email protected]

Читайте также:
Самоанализ логопедического занятия во 2 классе: Звуки (Ж) и (Ш) и буквы Ж, Ш

Домашние птицы

Обогащаем и активизируем словарный запас детей существительными: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперение, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло; прилагательными: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый; глаголами: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Игры и упражнения

Упражнение «Один — много». Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах

Гусь — гуси — много гусей, утка — утки — уток,

петух — петухи — петухов, курица — куры — кур,

селезень — селезни — селезней, гусенок — гусята — гусят,

Упражнение «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкатель-ными суффиксами в единственном и множественном числе

Петух — петушок — петушки,

зерно — зернышко — зернышки,

курица — курочка — курочки,

цыпленок — цыпленочек — цыплятки,

утка — уточка — уточки,

гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки)

гусыня — гусыни — гусынь,

гусыня — гусынюшка — гусынюшки,

утенок — утеночек — утятки,

индюшка — индюшечка — индюшечки,

индюшонок — индюшоночек — индюшатки,

яйцо — яичко — яички,

крыло — крылышко — крылышки.

утенок — утята — утят,

ииндюк — индюки — индюков,

индюшка — индюшки — индюшек,

индюшонок — индюшата — индюшат.

Упражнение «Сравни и назови по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных

Красивый — красивее, мягкий — мягче,

твердый — тверже, длинный — длиннее,

корокий — короче, добрый — добрее,

злой — злее, сильный — сильнее,

слабый — слабее, высокий — выше,

низкий — ниже, толстый — толще,

Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»

Гусь — гогочет, утка — крякает,

курица — кудахчет, петух — кукарекает,

цыпленок — пищит, индюк — балаболит, болбочет.

Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»

У цыпленка — курица, петух;

у индюшонка — индюшка, индюк;

у утенка — утка, селезень;

у гусенка — гусыня, гусак.

Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»

Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинствен¬ный, разноцветный, большой.

И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.

Подвижная игра

«Домашние птицы»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности

Наши уточки с утра — (Идут по кругу вперевалочку,

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда — (Идут по кругу, вытянув шеи вперед

Га-га-га! Га-га-га! и отставив руки-«крылья» назад.)

Наши курочки в окно — (Останавливаются, встают лицом

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! в круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя-петушок (Встают спиной в круг, вытягивают

Раным-рано поутру шею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Нам споет: ку-ка-ре-ку

Пальчиковая гимнастика

«Уточка»

Шла уточка бережочком. («Идут» двумя пальчиками по столу,

Шла серая по крутому. переваливаясь.)

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого. (Загибают указательный палец)

Пальчиковая гимнастика.

Домашние птицы

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Показывают пальчики, играя ими.

Отгадай загадки. Объясни, какие слова помогли тебе отгадать загадки.

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух.)

Пестрая крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку — спотыкалочку. (Утка.)

по-чудному лопотать. (Индюк.)

Явился в желтой шубке:

прощайте две скорлупки! (Цыпленок.)

Квохчет, квохчет — детей созывает,

всех под крыло собирает. (Курица.)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. (Курица.)

Может и разбиться, может и свариться.

Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)

только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

как его родная мать. (Утенок.)

Стихотворения для автоматизации поставленных звуков

Гуси-гусенята (звуки сь, с, ш, ц, р, )

Гуси-гусенята на ножки

Красные надели сапожки

И пошли гуськом, вереницей,

Чтоб воды в корыте напиться.

Напились воды десять братцев,

Начали в корыте купаться.

Хорошо купаться в корыте!

Цыплята (звуки ш, л, р, )

Пищат живые шарики,

Пшено клюют с руки.

Не знаю, где тут курочки,

А где тут петушки.

Кудахчет громко курица,

Наверно, детям маленьким

Нельзя давать пшена.

Петух (звуки ш, ж, р, ч)

Гордой поступью хожу,

За собой подруг вожу.

А усядусь на забор –

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме: Дом, Строительство

Вижу сразу целый двор.

Часто песенку свою

Звонким голосом пою.

Шпору шпорой поточу,

На цыпляток поворчу.

Распущу свой гребешок.

Вот какой я, петушок!

Всей известно детворе

Я – хозяин во дворе!

Курица с цыплятами (звуки к, сь )

Ну-ка, ну-ка, все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло? В.Берестов

Петушок (звуки с, ш, л, р, )

Петя, Петя – петушок

Чистый, звонкий голосок.

Утром рано на заре

Поет Петя во дворе.

Взлетит Петя высоко,

Слышно Петю далеко.

На себя он взял заботу

Утром будит на работу.

Он разбудит утром рано

И корову, и барана,

И соседей, и хозяйку,

И собаку нашу, лайку.

Играйте вместе (звуки х, ш, р)

Из-за хлебной крошки

И какой-то шелухи

– Я советую, как друг, –

Петушкам сказал индюк, –

В драку зря не лезьте,

Зелёные цыплятки (звуки з, ль, ш, р)

Во дворе цыплят зеленкой.

Удивился меньший брат:

– Что, их крылышки болят?

Пояснила так Алена:

– Вот теперь в траве зеленой

Не заметит их ворона.

Не заметит, не найдет,

И у нас не украдет.

К уточкам (звуки р, рь, ч)

Встану ранним утречком –

И на речку, к уточкам.

Пусть дорога не легка,

Отнесу им червяка.

Скажут уточки: «Кря-кря,

Ты пришел сюда не зря».

Как кого зовут (звуки к, ц, с)

Как зовут цыпленка?

Как зовут утенка?

Как зовут котенка?

Ну, а как ребенка?

Валюша, Ванюша, Лена,

Алеша, Тит, Ипполит!

Как дочку зовут?

Как сыночка зовут?

Курицы на улице (звуки р, рь, с, ц)

Хорошо ль на улице?

Ку-ка-ре-ку! Десять раз

Беспокоюсь я за вас.

Громко крыльями стучу.

Я горланю во весь дух,

Потому что я петух.

– Брось горланить! Ко-ко-ко…

Все мы здесь… Недалеко …

Петух (звуки к, з)

Хозяйку вовремя поднимает.

Крикнет несколько раз:

И на ногах весь дом.

Вот какая… (звуки рь, л)

Вот к березке за лапку

Не водила на грядку.

А хохлатка кудахчет:

– Вот ведь, вот я какая!

Ко-ко-ко! Я березку

В огород не пускаю!

Гусь (звуки г, сь)

– Га-га-га! – гогочет гусь. –

Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу – не нагляжусь.

Горластый петух (звуки с, ш, р)

Петушок в ранний час

Пробудил нынче нас.

Петя очень горласт –

Никому поспать не даст.

На заборе распоется –

Даже солнышко проснется.

Первое купание (звуки с, р, рь)

Меж высокой лебеды,

Чинно выстроились в ряд

Восемь жёлтеньких утят.

Их давненько утка-мать

Но трусливый все народ:

Все стоят, разинув рот,

Ни один не хочет плыть,

Слышно только: “Пить-пить-пить”.

И смеются камыши:

“Ишь, как трусят малыши. “

Первый урок (звук р)

На пруду идет урок:

Не видать в воде утят –

Только хвостики торчат.

Петушок (звук рь, р)

Он кричит: «ку – ка – ре – ку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

Петушок (звуки ш, р)

Петя – Петя, Петушок

Целый день учил стишок,

А запомнил он строку

Лишь одну: «Кукареку-уу!»

Самостоятельный цыплёнок (звук ш, ль, р)

Задания логопеда по лексической теме «Домашние птицы» для детей 5–6 лет

Презентация к уроку

Рекомендуемый возраст детей: 5–6 лет.

Дети должны знать:

  • понятие “домашние птицы”;
  • как называется помещение, где живут домашние птицы;
  • чем эти птицы питаются;
  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
  • о пользе домашних птиц для человека;
  • для чего люди разводят домашних птиц.

Расширение словарного запаса детей:

  • Названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
  • Признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;
  • Действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Задание “Кто это?”

Покажите изображения домашних птиц ребенку и скажите: “Здесь нарисованы домашние птицы: петух, курица, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка.

Вопросы:

– Покажи, где утка, курица, гусь, селезень и т.д.

– Покажи в том порядке, как я скажу: селезень, индюк, курица; петух, утка, гусь.

Задание “Какую пользу приносят домашние птицы?”

Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят человеку.

Задание “Кто как голос подает?”

Расскажите и дайте послушать ребенку, кто как голос подает:

  • “Петух – “ку-ка-ре-ку” – кукарекает.
  • Курица –“ко-ко-ко” – кудахчет.
  • Гусь – “га-га-га” – гогочет.
  • Индюк – “бл-бл-бл” – болобочет.
  • Утка – “кря-кря-кря” – крякает.
Читайте также:
Конспект занятия для детей старшей группы на тему Зима

– Покажи, кто кричит “ко-ко-ко”, “кря-кря-кря”, “га-га-га” и т.д.

– Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?

– Продолжи: “Утка – . (крякает)”, “Гусь – . ”, “Петух – . ”, “Индюк – . ”, “Курица – . ” и т.д.

Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.

– Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где индюшонок?

– Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки – утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.

Задание “Родители птенцов”

Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка мама – индюшка, папа – индюк.

– Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.

– Назови “родителей” всех птенцов:

  • у гусенка мама – . (гусыня), папа – .
  • у утенка мама – . папа- .
  • у цыпленка мама – . папа – .
  • у индюшонка мама – . папа – .

Задание “Части тела домашних птиц”.

Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.

Например:

  • “Вот петух. У него есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги. Тело покрыто перьями. На голове красный гребешок и бородка. На ногах – острые шпоры. ”
  • “Вот гусь. У него две лапы. На лапках – перепонки между пальцами, чтобы плавать. Клюв у гуся широкий и овальный, как совочек. ”

– Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д. Такая работа проводится с изображениями всех птиц.

– Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у остальных птиц.

– “Правда или нет?”. Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.

Например:

  • “У утки на голове есть красивый красный гребешок”.
  • “У петуха три лапы”.
  • “У курицы на ногах перепонки”.
  • “Гусь не умеет плавать”.
  • “Петух – это водоплавающая птица”.

– “Чем птицы отличаются от животных?” Рассмотреть схему.

Задание “Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?”

– По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.

– Курица ходит по земле, она не умеет плавать.

– Петух ходит по земле, он не умеет плавать.

– Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.

Задание “Что сначала, что потом?”

– Расскажи, что происходит сначала, что потом?

– Сначала курица сносит яичко. Из него появляется цыпленок. Цыпленок вырастает и становится петушком или курочкой.

Задание “Чьи перья?”

Рассмотрите с ребенком иллюстрации и расскажите ему, какие перья каким птицам принадлежат.

Например:

  • “Это перо – утиное. Его потеряла утка.”
  • “Это перо – индюшиное. Его потерял индюк.”
  • “Это перо – петушиное. Его потерял петух.”

Задание “Найди лишнюю картинку”.

Определите, какая картинка лишняя и почему.

  • “Лишняя ворона, потому что это дикая птица, а все остальные птицы – домашние.”

Задание “Прав ли Незнайка?”

– “Орёл, петух, гусь – это домашние птицы.”

(Нет, не прав. Петух и гусь – это домашние птицы, а орёл – дикая птица.)

– “Курица, голубь, индюк – это домашние птицы.”

(Нет, Незнайка сказал неправильно. Курица и индюк – это домашние птицы, а голубь – дикая птица.)

Задание “Отгадай загадку”.

– Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это? (Утка)

– Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это? (Гусыня).

Задание “Придумай загадку сам”.

Придумай загадку сам по плану:

План:

  1. Как выглядит эта птица? (опиши её)
  2. Что она умеет делать?
  3. Как называется ее детёныш?
  4. Кто это?

Задание “Рассмотри картинку, посчитай птиц”.

Один индюк, две индюшки, три индюшонка.

Один петух, две курицы, три цыпленка.

Литература.

  1. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев “Хочу все знать. Часть 1. Мир вокруг нас”. Москва, “Владос”, 2003 г.
  2. Е.М. Косинова “Моя первая книга знаний. Упражнения для развития речи”. Москва, “Эксмо”, 2004 г.

Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Домашние птицы’

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

Есть свой авторский материал? – опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство ! ( подробнее ).

№ 2766 “Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в старшей группе для детей с нарушением речи по теме “Домашние птицы”.

Милашевская Надежда Валерьевна
учитель-логопед МБДОУ № 172 г. Иркутск

“Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в старшей группе для детей с нарушением речи по теме “Домашние птицы”.

Лексическая тема: Домашние птицы.

1.Развитие общей моторики, речь с движением.

«Наши уточки с утра “кря-кря-кря”-идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Наши гуси у пруда-“га-га-га”-идут по кругу, вытянув шеи вперед и выставив руки -крылья назад.

Наши курочки в окно “ко-ко-ко”-останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

Читайте также:
Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

А как Петя –петушок рано, рано поутру нам споет “кукареку”—встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочках».

2.Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Курочка», «Петушок», «Гнездо», «Птенчики в гнезде»,

3. Развитие артикуляционной моторики.

“Индюшонок”- Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук -л-.

“Индюки”. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл ».

4.Развитие мимических мышц, речевого дыхания, голоса.

«Перекатывание шаров» – воздуха из щеки в щеку.

«Худенький Петя»- надуть-сдуть щеки.

Мимические упражнения: Показать:

Как отважная курица защищает своих цыплят от коршуна.

Как трусливый гусенок боится плавать.

Как петух готовится петь.

5.Развитие фонетико-фонематических процессов,

слоговой структуры слова.

Определение гласного звука в односложном слове типа мак -мааааак- звук-а-

Слова: мак, лак, дом, пир, суп, сок, дуб, кит, кот, сад, ток.

Подбор слов с согласным звуком -н-, -нь-.

Повторы слоговых рядов со стечением согласных.

ква-квы-кво; пта-пту-пто; сва-сву-свы; кто-кту-кты.

Анализ и синтез прямого слога.

Определение первого звука в слове, например машина (м), стол (с).

6 .Лексико-грамматические упражнения.

Словарь предметный: птицы, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, курятник, птичник, хозяйка, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, перепонки, птицефабрика, птенцы, корм, наседка, несушка, двор.

Словарь действий: клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, высиживать, кудахтать, болботать, высиживать, пить, махать вылупляться, оберегать, кукарекать, заботиться.

Словарь признаков: крупный, мелкий, белый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный, резвый, бойкий, ловкий, смелый, разноцветный, домашний, водоплавающий, летающий, нелетающий, желторотый, рябой.

Словарь наречий: быстро, медленно, легко, жалобно.

1. Беседа по вопросам на тему.

– Чей это дом? (Домашних птиц)

– Как еще называют их дом? (Птицеферма)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– А что делают птичницы? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

что есть у петуха (голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра “Кто как разговаривает?”

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,

4. Дидактическая игра “У кого кто в семье?”.

петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;

5. Дидактическая игра “Один – много”.

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата.

6. Дидактическая игра с мячом “Подбери признак”.

петух (какой?) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая?) – красноклювая,
утята (какие?) – шустрые.

7. Дидактическая игра “У кого что?”.

у петуха (что есть?) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

8. Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”.

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусенок,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

9. Дидактическая игра “Считай-ка”:

один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

10. Дидактическая игра “Чья, чей, чье?”.

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья

11. Дидактическая игра “Хвастуны”.

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,

у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

7. Развитие связной речи.

Составление предложений по картинам по теме.

Составление предложений со словом.

8.Развитие неречевых процессов, подвижные игры.

1.Отгадывание загадок по теме.

Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать (утенок)

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу (курица)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь)

Читайте также:
Дикие животные весной - конспект НОД

Жёлтый одуванчик
По двору идёт.
Жёлтый одуванчик
Зёрнышки клюёт (цыпленок)

2. Д/и «Кого не стало», «4 лишний», «У кого кто?», «Кто как кричит?» «Найди маму».

Лексическая тема “Домашние птицы”

  • Лексические темы (старший дошкольный возраст) (1)
  • Домашние задания (Лексические темы) (30)
  • МалышОК (Клуб раннего развития) (1)
  • Видеоролики о лете; обогащение словарного запаса (4)
  • Бессмертный полк 2020 (1)
  • Интерактивные игры. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (3)
  • Пальчиковая гимнастика. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Развиваем фонематическое восприятие. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (7)
  • Делим на слоги. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Автоматизация звуков. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (5)
  • Занятия во время САМОИЗОЛЯЦИИ.Развиваем Лексико-грамматический строй речи (34)
  • Игры для детей младшего возраста (1)
  • Развитие графомоторных навыков (1)
  • Автоматизация звуков (6)
  • Изучаем мир вокруг (5)

Лексическая тема “Домашние птицы”

Рекомендации для родителей: побеседуйте с детьми о домашних птицах, об особенностях их внешнего вида, рассмотрите их изображения. Уделите внимание названиям детенышей домашних птиц (многие дети этого не знают). Поиграйте в речевые игры, выбирая две -три игры в день. В течение выходных дней, по возможности, поиграйте во все предложенные игры. В этой лексической теме также уделите внимание игре на образование притяжательных прилагательных (Чей? Чья? Чьи?”).

Обратите внимание на то, что канарейки и попугаи экзотические (декоративные) птицы. Многие дети называли этих птиц домашними. Столкнулась с тем, что дети не знают глаголы кудахчут (куры), гогочут (гуси), а индюк болбочет, повторите эти слова еще раз. Кукарекать и крякать называли, но их тоже можно повторить.

1. Упражнение «Один – много» – образование множественного числа существительных и со словом «много»

Утка – утки – много уток; индюк – . гусь – .

Курица – . петух – . цыпленок – . гусенок – . утенок – . индюшонок – …

Крыло . хвост – . лапка – . перо – …

2. Упражнение «Назови ласково» – образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме

Утка – уточка, утенок – . утята – .

Гусь – гусик, гусенок – . гусята – .

Петух – . индюшонок – . крыло – . перо – . шея – . хвост – …

3. Упражнение «Есть – нет» – родительный падеж единственного числа

гусь – нет гуся, индюшонок — … клюв — … перо – … крыло — … утка — . петух -. курица – . цыпленок – . индюк – . индюшка – . гусыня – . яйцо – . хвост – …

4. Игра «Какое слово не подходит?» – развитие слухового внимания.

Назвать лишнее слово, объяснить – почему

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.

5. Игра «Чей? Чье? Чья? Чьи?» – образование притяжательных прилагательных

Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…

Хвост (чей?) – куриный, гусиный….

Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…

крылья (чьи?) – утиные, гусиные, …

6. Упражнение «Кто лишний?» – к лассификация понятий, развитие слухового внимания, связной речи, мышления. Определить, какое слово лишнее, объяснить почему

Курица, снегирь, гусь, петух.

Индюк, утка, клёст, гусыня.

Синица, утка, индюк, петух.

Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.

Перо, крыло, клюв, утка.

7. Игра «Исправь ошибку» – р азвивать слуховое внимания, логическое мышление найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки – гусята, у индюшки – цыплята,

у курицы – утята, у гусыни – индюшата.

8. Упражнение «Сосчитай до пяти» – согласование числительных с прилагательными и существительными по теме «Домашние птицы»

желтый цыпленок, молодая курица, красивый петух, большой индюк, маленький утенок, белый гусь, толстая гусыня, неуклюжая утка.

9. Упражнение «Кто как голос подает» употребление глаголов в единственном и множественном числе:

курица — кудахчет, петух — кукарекает, ц ыплёнок – пищит, утка — крякает, гусь — гогочет, индюк – (бл-бл-бл) – болбочет. Т.о. и во множественном числе.

10. “Родители птенцов”

У цыпленка мама – курица, папа – петух;

у гусенка мама – гусыня, папа – гусь;

у индюшонка – мама – индюшка, папа – индюк.

у утенка мама – . папа- .

Задания на развитие графомоторных навыков

Назвать всех домашних птиц, которые “спрятались” на картинке, раскрасить 2-3 по желанию детей или по заданию взрослого.

Соединить мам с детенышами (нарисовать дорожки)

Найти и раскрасить петушка

Задание на развитие фонематического слуха

Рекомендации для родителей: предложите детям рассмотреть картинку и назвать слова, в которых есть звуки [А]. Затем можно продолжить игру и предложить детям еще назвать слова с этим же звуком.

Попросите назвать детей первый и последний звуки в названиях домашних птиц

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: