Домашние задания логопеда по лексической теме: Дом, Строительство

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Дом и его части

ДЕТИ ДОЛЖНЫ :
Ориентироваться в доме.
Знать и называть расположение основных его частей.
Уметь сказать, кто на каком этаже живет.
Знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго.
Знать, какие бывают дома.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш;

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный;

ГЛАГОЛЫ: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

Повторение слоговых цепочек:

сма-сма-сам; смау-смау-смы;
амта-амта-амт; мша-мшо-мшу;
амду-амду-омд; амб-амб-амба.

Выделение начального согласного в словах:

мак, мама, маска, мышка, мыло, мост, мошка, муха, Мурка.

Выделение конечного согласного в словах:

сом, ком, дом, лом, ум, ум, изюм.

Повтори слова:

сом-ком-дом; ум-шум-кум;
бом-лом- том; сам-нам-вам.

Повтори чистоговороки:

ама-ама-мама; ома-ома-Рома;
ума-ума-дума; има-има-Дима.

Хлопни, когда услышишь “Т”, топни, когда услышишь “Д”
Амп, дум, том, эмт, дим, по, об, да, да-ди, мак, так, тод.

Отгадай загадку!

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь.)

Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути

Сами пассажиры. (Лифт.)

Дома бывают:

Для людей — жилой дом.
Для машин — гараж.
Для собак — конура, будка.
Для коней — конюшня.
Для свиней — свинарник.
Для коров — коровник.
Для птиц — скворечник, гнездо.
Для кур — курятник и т.д.

Назови ласково:

Окно — окошко, окошечко.
Рама — рамка, рамочка.
Комната — комнатка, комнатушка.
Стена — стенка, стеночка.
Дверь — дверка, дверца.
Балкон — балкончик.
Бревно — бревнышко.
Лестница — лесенка.
Звонок — звоночек.
Крыша — крышка, крышечка.
Порог — порожек.

Пол — полы — много полов.
Рама — рамы — много рам.
Комната — комнаты — много комнат.
Стена — стены — стен.
Этаж — этажи — много этажей (многоэтажный).
Подъезд — подъезды — много подъездов.
Балкон — балконы — балконов.
Бревно — бревна — бревен.
Окно — окна — много окон.
Форточка — форточки — форточек.
Лестница — лестницы — много лестниц.
Дверь — двери — дверей.
Звонок — звонки — звонков.
Крыша — крыши — много крыш.
Труба — трубы — много труб.
Антенна — антенны — много антенн.
Подвал — подвалы — подвалов.
Замок — замки — замков.

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».
Импровизация движений:

На поляне дом стоит,
Ну а путь к нему открыт,
Мы ворота открываем —
В этот домик приглашаем.

Речевая подвижная игра «Строим дом».

Дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу, затем медленно встают, руками изображая пилу:

Стук-стук молотком,
Строим, строим новый дом.
Ты, пила, пили быстрей,
Домик строим для людей.

Мы считаем:

Одна комната — две комнаты — пять комнат.
Одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат.
Один дом — два дома — пять домов.
Один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов.
Одно окно — два окна — пять окон и т.д.

Если в доме два этажа, то он.

Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.
Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.
Два этажа — дом . (двухэтажный).
Три этажа — дом . (трехэтажный).
Пять этажей — дом . (пятиэтажный).
Десять этажей — дом . (десятиэтажный).

Читайте также:
Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР

Назови, какой?

Дом из соломы — соломенный.
Дом из кирпича — кирпичный.
Дом из камня — каменный.
Дом из дерева — деревянный.
Дом из брёвен — бревенчатый.
Крыша из железа — железная.
Окна из стекла — стеклянные.
Фундамент из цемента — цементный.
Труба из кирпича — кирпичная.
Пол из дерева — деревянный.

Опиши свой дом:

Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.

Расскажи по схеме:

Стихи для заучивания:

На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте,
Я построил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом.
Домик мой хотя и мал,
Но недолго пустовал:
Поселились в нем жильцы —
Голосистые скворцы.
Г. Ладонщиков

Решили как-то дети построить куклам дом.
Над речкой серебристой, на берегу крутом.
Фундамент заложили из камушков с реки,
Утрамбовали землю ребячьи каблуки.
С песком и кирпичами возился весь наш двор.
Просеивали известь, готовили раствор.
Потом рубанком доски строгали целый день.
Сложили крепко стены, сплели густой плетень.
Покрыли черепицей — и встал для кукол дом
Над серебристой речкой, на берегу крутом.
К. Гогиашвили

Задания воспитателю по лексической теме “Стройка. Профессии на стройке”
картотека по логопедии (старшая группа)

Материал содержит набор речевых игр и упражнений для развития лексико – грамматического строя речи, темпо – ритмической стороны речи, а также загадки и стихотворения в рамках лексической темы. Позволит воспитателю занимательно и с пользой организовать логопедические пятиминутки в группах для детей с нарушениями речи.

Скачать:

Вложение Размер
professii_na_stroyke.docx 269.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стройка. Профессии строителей

Игра «Новый дом» (Координация речи с движением)

Пальчиковая игра «Строители»

Лексико – грамматические игры и упражнения

Игра «Из чего – какой дом?»

Дом из камня – … (каменный), из дерева – …(деревянный), из бетона – … (бетонный), из стекла – … (стеклянный), из кирпича – … (кирпичный), из пеноблоков – … (пеноблочный).

Игра «Сколько этажей?»

Цель: учить образовывать составные прилагательные.

Ход: задаем вопрос: «Как назвать дом, в котором один этаж?» Ребенок должен ответить: «Одноэтажный».

«Как назвать дом, в котором два этажа?» Ребенок должен ответить: «Двухэтажный». И так далее с любым числом и в конце спросить:

«Как назвать дом, в котором много этажей?» Ребенок должен ответить: «Многоэтажный».

Игра «Кто где работает?»

(формирование навыка словообразования)

На тракторе работает . тракторист. На поезде работает . На машине работает . На бульдозере работает … На экскаваторе работает . На кране работает .

Кем работает человек, который:

Вставляет стёкла – стекольщик;

Управляет подъёмным краном – …

Делает двери, перила, оконные рамы – …

Грузит разные грузы – …

Крановщик, подниматься, в, свой, кабина.

Экскаватор, рыть, земля, огромный, ковш.

Каменщик, кирпич, строить, стена, из.

От каких профессий произошли фамилии:

Столяров, Гончаров, Плотников, Портнов, Поваров, Кузнецов, Сапожников, Конюхов.

Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет.

Задание «Что для кого»

Я называю вам профессию, а вы быстро должны назвать, что для человека этой профессии нужно.

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Плотнику – топор, пила, гвозди, доска, рубанок.

Каменщик – кирпичи, цемент, дверь, рама

Маляру – краски, кисти, валик,

Сантехник – раковины, трубы, унитазы, разводной ключ, труборезы.

Дидактическая игра «Угадай профессию по описанию»

Ход: Ведущий описывает представителя какой-либо профессии, остальные называют данную профессию. – Человек этой профессии привозит строительные материалы на стройку (водитель).

– Человек этой профессии работает на тракторе (тракторист). – Этот мастер возводит стены дома из кирпича (каменщик). – Этот человек красит стены нового дома краской (маляр). – Этот мастер прокладывает в строящемся доме трубы, устанавливает раковины, ванны, батареи (сантехник)…

Дидактическая игра «Кому без них не обойтись»

Ход: ведущий называет различные инструменты или материалы. А дети называют профессию того человека, которому необходим данный инструмент для труда. Проговаривая трудовое действие, выполняемое с помощью данного инструмента. -Кисть необходима маляру, чтобы красить стены.

-Раствор необходим маляру-штукатуру, чтобы штукатурить стены дома. -Гаечный ключ необходим сантехнику, чтобы ремонтировать кран.

– автокран необходим крановщику, чтобы поднимать строительные материалы на высоту.

Игра с мячом “Что будет, если… ”

– Сейчас, когда мы живѐм в большом городе, требуется труд людей разных профессий, для того, чтобы в городе было всѐ в порядке. Взрослый бросает мяч и задает вопрос, а ребенок должен мяч поймать и постараться ответить правильно.

Если бы не было строителей, то…

Если бы не было водителей, то…

Если бы не было маляров, то…

Если бы не было сантехников, то…

Если бы не было электриков, то…

Если бы не было стекольщиков, то…

– Значит, можно сделать вывод:

Все профессии нужны, все профессии важны!

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

Под фундамент котлован

Чтобы вырос на нем дом

Ровный весь и прочный (Экскаваторщик.)

Он бревно отешет ловко,

Рамы сделает, навес.

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес. (Плотник)

Крашу стены, потолки,

И обои так наклею,

Что и стыки не видны. (Маляр.)

Принимаю я бетон,

Им фундамент заливаю.

Чтобы дом стоял сто лет,

Как фундамент сделать, знаю. (Бетонщик.)

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо люди жили в нем. (Строители)

Ведь наша забота –

По утрам на работу. (Шофер)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я – … (Шофер)

Мой лучший друг.

Поднимет он тяжелый груз.

Им управлять легко смогу,

Плиту, бетон перенесу. (Крановщик.)

Выстрою я стены

В девять этажей.

Кирпичи по уровню

Чтобы стены дома

Вкривь и вкось не шли,

Прежде все углы (Каменщик)

Без меня не включат воду,

Вы не сможете помыться.

Отопление не подключат,

Унитаз не пригодится. (Сантехник.)

Чтобы было всем тепло,

Вставлю в рамы я стекло.

Застеклить могу балкон,

Чтоб тепло вам было в нем. (Стекольщик.)

Стихотворения для чтения и заучивания наизусть

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока
Этот домик из песка!
(Б. Заходер)

Будущий строитель
Не дарите мне игрушек:
Зайцев, мишек, безделушек.
Мне совсем-совсем не надо
Ни конфет, ни шоколада.

Я люблю пилить, строгать,
Гвозди ловко забивать.
Стану взрослым я когда,
Буду строить города!

А пока не вырос, братцы,
Надо мне тренироваться.
Подарите мне набор:
Молоток, пилу, топор.

Строители в детском саду

Барабанит дождь по крышам.
Не пускает нас гулять.
Но скучать нам не придётся,
Будем весело играть.

Мы строителями станем
И построим новый дом.
Первым делом подойдите,
Ознакомьтесь с чертежом.

Подгоните самосвалы,
Загружайте кирпичи.
Ими кубики побудут.
– Начинайте, силачи!

А теперь возводим стены
Выше роста своего.
Кран подъёмный вызываем,
Пусть поставит нам окно.

Под конец положим крышу…
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра.

Точно в срок построит он:
Небоскрёб и стадион.
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу.
Даже дом, скажу вам я,
Где живет моя семья,
(и другие жители)
Строили – строители!

Новый дом
Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
(Л. Рашковский)

Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
(И. Демьянов)

Крановщик
Парень низенького роста
И не очень-то силён,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых.

Сварщик
Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно
Бьётся она!
Вот смолкла,
Затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся её
Проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!

Звёздочка
Маму видит вся столица.
Мама строит новый дом,
Да такой,
Что поселиться
Полрайона может в нем.
Дом заметно вырастает
Каждый день
И каждый час,
Будто небо подпирает
Металлический каркас.
И над самой верхней балкой,
Где подъемный кран стоит,
Огонек электросварки
Яркой звездочкой горит.
Это мама –
Сварщик смелый –
Держит звездочку в руках,
А над нею
Стайкой белой
Проплывают облака.

Плотник
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Плотник
Плотник думал топором.
Выдумал из брёвен
Ароматный светлый дом,
Дом, как терем, стройный.

Кровельщик
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.

Штукатуры
Вы видали штукатура?
Приходил он к нам во двор
И, поглядывая хмуро,
Он размешивал раствор.

Что-то сеял через сито,
Головой качал сердито,

Был он чем-то озабочен,
В ящик воду подливал,
В пиджаке своем рабочем
Над раствором колдовал.

Наконец повеселел он,
Подмигнул: – Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.

А потом дошкольник Шура
Вслед за ним пришел во двор
И, поглядывая хмуро,
На скамейке что-то тер.

Что-то сеял через сито,
В банку воду подливал,
Головой качал сердито,
Над раствором колдовал,

Был он чем-то озабочен –
Ведь не просто быть рабочим!

Наконец повеселел он,
Подмигнул: – Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.

Конспект логопедического занятия по развитию речи «Дом. Строительство» в подготовительной группе

ольга ноздрачева
Конспект логопедического занятия по развитию речи «Дом. Строительство» в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия по развитию речи

в подготовительной группе на тему «Дом. Строительство»

Учитель-логопед Ноздрачева О. В.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №72» г. Курск

Тема: «Дом. Строительство»

Коррекционно-образовательные: актуализировать словарь по теме, уточнить значения слов (части дома, виды домов по материалу и кол-ву этажей, строительные профессии и техника, этапность в построении дома, учить подбирать родственные слова к слову «дом».

Коррекционно-развивающие: продолжать учить образовывать относит. прил. (кирпичный, сл. прил. (одноэтажный, пристав. гл. (к словам ехать, сыпать, красить, думать, составлять предложения с пристав. гл.

Коррекционно-воспитательные: продолжать воспитывать умения отвечать на вопросы полным предложением, выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: предметные картинки домов из разных материалов, с разным количеством этажей, разрезные картинки или пазлы разных домов, предметные картинки частей дома из разных материалов, предметные картинки со строительными профессиями, предметные картинки со строительной техникой, геометрические фигуры из картона, пластика, веточки, камушки, кубики, конструктор и др. материал для постройки дома.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Учитель-логопед здоровается с детьми, обращает их внимание на магнитную доску, где находятся предметные картинки домов из различных материалов, с разным количеством этажей, и предлагает построить свой собственный дом.

2. Учитель-логопед ведет детей к игровой зоне, где расположен различный материал для постройки домов (части дома из картона, кубики или кирпичики, камушки, веточки, солома, панели, конструктор и др.). Дети строят дома.

Учитель-логопед: «Ребята, расскажите, какой у вас получился дом, исходя из материала (картонный, каменный, кирпичный, соломенный, панельный и т. д.) и количества этажей (одно-, двух-, многоэтажный)».

Ответы детей: «У меня получился одноэтажный каменный дом», «Я построил двухэтажный кирпичный дом» и т. д.

Учитель-логопед: «Каким будет дом из бревен, дерева, бетона, блоков, камня, панелей, соломы, глины, льда, снега?»

Ответы детей: «Дом из бревен называется бревенчатый» и т. д.

Учитель-логопед раздает каждому ребенку пазлы или разрезные картинки разных домов, дети собирают.

Учитель-логопед: «Из каких частей состоит любой дом?»

Ответы детей: «У всех домов есть фундамент, стены, крыша, а также окна и двери».

Учитель-логопед: «А как будет называться крыша, если она сделана из железа, черепицы, досок, шифера?».

Ответы детей: «Крыша из железа будет называться железная» и т. д.

Учитель-логопед: «Назовите слова из семьи «дом».

Ответы детей: «домик – домишко – домашний – домовой – домосед – домохозяйка».

3. Динамическая пауза.

Учитель-логопед: «Мы старательно строили наши дома и устали. Давайте отдохнем».

1,2,3,4,5 будем строить и играть //прыгать

Дом большой высокий строим //встать на носочки

Окна ставим, крышу кроим //руками показать окно, крышу

Вот какой красивый дом //руками показать ОК

Будет жить в нем старый гном //приседать

Я хочу построить дом //показать крышу ладонями

Чтоб окошко было в нем //показать пальчиками окно

Чтобы в доме дверь была //ладошки вместе прижаты

Чтоб в саду сосна росла //одна рука прямо, другая над ней с

Чтоб вокруг забор стол //две ладошки вместе плашмя

Пес ворота охранял //одна рука – все пальцы прижаты к большому,

Солнце было, дождик шел //раскрыты ладони и пальцы, затем стряхивания

И в саду тюльпан расцвел //бутон руками

4. Учитель-логопед: «Что нужно, чтобы построить дом

Ответы детей: «Нужны люди – строители и строительная техника, а также строительные материалы».

Учитель-логопед: «Вот так называются профессии людей, занимающихся строительством домов: архитектор (придумывает план здания, делает чертеж на бумаге, инженер (показывает как строить, плотник (работает с деревом, строит деревянные дома, каменщик (работает с камнем, строит каменные дома, маляр (красит стены построенного дома).

По мере объяснения выставлять предметные картинки соответствующих профессий.

Учитель-логопед: «Водители управляют сложной строительной техникой – подъемным краном, экскаватором, бульдозером, бетономешалкой, самосвалом».

По мере объяснения выставлять предметные картинки соответствующей техники.

5. Учитель-логопед: «Как вы думаете,что делают сначала: фундамент или стены, стены или крышу?»

Ответы детей: «Сначала заливают фундамент, затем ставят стены, в самом конце – крышу».

6. Учитель-логопед предлагает детям составить предложения с приставочными глаголами,используя слова:

1) «подъемный кран» и «ехать»:

Ответы детей: «Подъемный кран приехал на стройку». «Подъемный кран подъехал к дому и поднял блок». «Подъемный кран отъехал от дома, освободив место другой машине». «Подъемный кран объехал вырытую яму». «Подъемный кран уехал со стройки на стоянку».

2) «самосвал» и «сыпать»:

Ответы детей: «Самосвал насыпал песок в кузов». «Самосвал высыпал нагруженный песок». «Самосвал пересыпал песок в другое место». «Песок ссыпался с самосвала, так как его было очень много».

3) «маляр» и «красить»:

Ответы детей: «Маляр красит стену». «Маляр покрасил стену в синий цвет». «Маляр закрасил пятно на стене». «Маляр перекрасил стену в красный цвет».

4) «архитектор» и «думать»:

Ответы детей: «Архитектор задумал построить дом». «Архитектор придумал план дома». «Архитектор додумывает детали крыши и стен». «Архитектор задумался, а все ли он правильно сделал?». «Еще долго думал архитектор над своим проектом».

Учитель-логопед хвалит детей за проделанный труд и уточняет, что они узнали нового, что им больше всего понравилось, какие задания вызвали затруднения, какие строительные профессии они запомнили.

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «По дорогам знаний» Программное содержание: Образовательные задачи: Выявить полученные знания, представления, умения детей Совершенствовать умение находить.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки». Цель: развитие диалогической речи. Задачи: – развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, правильно строить.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе “ПОДСОЛНУХ” Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята” Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом» Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима – волшебница». Цель: Формирование навыков связной.

Лексическая тема «Мой дом»

1. /Лексическая тема Мой Дом.doc Лексическая тема «Мой дом»

Лексическая тема «Мой дом»

Словарь ребёнка должен включать слова: дом, этаж, лифт, лестница, ступенька, крыша, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; кухня, ванная, спальня, гостиная; вход/выход; большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, деревянный, каменный, новый, многоэтажный, красивый и т.д.

Дети должны усвоить : названия основных частей дома; свой домашний адрес; на каком этаже они живут; городской, загородный дом ( если есть); знать и уметь называть части дома: стены, пол, потолок, окна, балкон, крыша, подъезд, лестница, квартира, дверь, замок, комната, ванная, кухня, коридор, туалет.

Во время прогулки с ребёнком родителям рекомендуется обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные). Объяснить, для чего нужны дома. Кто и для кого строит дома. Выучить с ребёнком свой домашний адрес. Учить ориентироваться в своей квартире, называть комнаты в квартире и их назначение: прихожая нужна для того, чтобы в ней снимать верхнюю одежду и обувь.

Задания для повторения

1 «Какой – какая?»

Дом из брёвен. Какой? . Бревенчатый
Дом из камня. Какой? .
Дом из кирпича. Какой? .
Крыша из железа. Какая? .
Окна из стекла. Какие? .
Пол из дерева Какой? .
Труба из кирпича. Какая? .
Фундамент из бетона. Какой? .

2. «Сколько их?»

Одна дверь , две двери , пять дверей .
(комната, квартира, окно, стена, крыша, балкон, лоджия, ступенька, труба, подъезд, подвал, лифт)

3. «Дом. С чем?»

Дом + крыша = дом с крышей.
Дом + потолок = дом с потолком.
Дом + стены = дом со стенами.
Дом + пол = дом с полом.
Дом + двери = дом с дверями
Дом + комнаты = дом с комнатами.
Дом + этажи = дом с этажами.
Дом + окна = дом с окнами
Дом + подъезды = дом с подъездами.
Дом + ступеньки = дом со ступеньками.

4. Игра «Кто больше?».

Взрослый и ребёнок по очереди называют слова, которые

относятся к теме «Дом». Кто последний назовёт слово, тот и выигрывает.

(Этаж, балкон, лоджия, панель, окно, рама, форточка, подъезд, лестница, двери,

лифт, крыша, труба, , ступеньки, порог, потолок, пол, стены, перила; кухня, спальня,

прихожая, детская, гостиная, ванная комната, туалет

5. Игра «Какой – какая» . Следить, чтобы ребёнок отвечал полным предложением.

Дом из брёвен. Какой? (бревенчатый).

Дом из камня. Какой? – ….

Дом из кирпича. Какой? – …

Крыша из железа. Какая? – …

Окна из стекла. Какие? – …

Пол из дерева. Какой? – …

Труба из кирпича. Какая? – …

6. Игра «Что есть в доме?»

(комнаты, окна, стены и т.д.).

7. Игра «Какой дом?»

Если в доме один этаж, то это одноэтажный дом.

Если в доме два этажа, то это

Если в доме три этажа, то это

Если в доме четыре этажа, то это

Если в доме пять этажей, то это

Если в доме девять этажей, то это

Если в доме много этажей, то это

8. Игра «Назови ласково»

Например: Дом – домик

Окно, комната, стена, дверь, балкон, лестница, звонок, крыша, спальня и т.д.

9. Игра «Что не так?»

В пятиэтажном доме шесть этажей. В ванной комнате стоит газовая плита. Одноэтажный дом выше пятиэтажного. Кирпичный дом построен из дерева.

10. «Составь предложение»

Самолёт, лес. (Самолёт летит над лесом)
Вертолёт, дом. Аэроплан, деревня.
Ракета, земля. Самолёт, облака.
Аэробус, город. Вертолёт, поле.
Лодка, волны. Ракета, Земля.

11. Игра «Чего нет?» Предложить ребёнку нарисовать дома без определённых частей. (Ребёнок рисует и проговаривает, чего нет у дома?)

12.Игра «Что мы делаем?».

В различных бытовых ситуациях учим употреблять приставочные глаголы:

входить, выходить, заходить, уходить, шагать (по ступенькам), перешагивать (через ступеньку).

13. Игра «Где котёнок?»

Составление предложений с предлогами в, за, под, над, около. (Взрослый записывает предложения в тетрадь).

14. Составление рассказа на тему «Дом, в котором я живу» по плану.

Записать рассказ в тетрадь. Дом нарисовать

1). Назови свой адрес.
2). Сколько этажей в твоём доме?
3). Сколько подъездов в доме?
4). Из какого строительного материала построен дом?
5). На каком этаже ты живёшь?
6). Сколько комнат в квартире (доме)?
7). Назови все комнаты и специальные помещения
8). Твоё отношение к своему дому.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТРАТУРА

Прочтите сказку «Три поросЁнка».

Спросите, из какого материала поросята строили свои дома (Поросята строили дома из камня, из дерева, из соломы) Значит, какие были дома у поросят? (У поросят были деревянный, каменный и соломенный дома).

Прочтите сказку С. Маршака «Кошкин дом».

Выучите стихотворение

Молотком и топором

Строим, строим новый дом.

Для весёлых малышей

В доме много этажей.

На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь открыт,
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

12.Найди одинаковые домики. Поставь (+).

13.Нарисуй свой дом в тетради

14. Разучите с ребёнком весёлую гимнастику.

Шли по крыше три кота, три кота Василия (ходьба),

Поднимали три хвоста прямо в небо синее (руки поднять вверх).

Сели киски на карниз (присесть на корточки),

Посмотрели вверх и вниз (поднять, опустить голову).

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я (Повороты туловища влево-вправо.)

Лексическая тема «Мой дом» для развития речи (2,5-3 года)

1. Объяснить и обсудить, что такое дом, для чего он нужен, какие в нём есть комнаты, объяснить их назначение.

Показать, описать внешний вид и объяснить, для чего нужны забор, крыльцо, крыша, труба, окна, балкон, батареи, лестница, перила, ступеньки, двери, замок, ключ, порог.

Рассказать, из чего состоит окно и назначение этих частей (рама, стекло, ручка, подоконник).

Объяснить, что такое этаж, стены, пол, потолок.

Во время прогулки обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), на машины, с помощью которых строят дома (экскаватор, бульдозер, подъемный кран), на рабочих, строящих дома.

Рассказать, из чего строят дом (пол и стены из дерева/кирпича/камня, крышу из железа, окна из стекла).

Рассмотреть вместе изображения домов на картинках в книжках.

2. Подбор прилагательных к существительному (задавать вопрос «какой?» по каждой составной части дома)

3. Подбор существительных к глаголу

Что идёт из трубы? (дым)

Что открывают/закрывают? (окна, двери, замок)

Что течёт в батареях? (вода)

4. Подбор глаголов к существительному

Строители дом… (строят)

Чтобы войти в дом, двери надо… (открыть)

Чтобы проветрить комнату, окно надо…(открыть)

5. Употребление глаголов в прошедшем времени (мы сейчас дом строим, а вчера…строили; сейчас мы по лестнице поднимаемся, а вчера…)

6. Задавать другие вопросы по теме

Что есть в доме?

Откуда идёт дым?

Как подняться на второй этаж?

Для чего нужна крыша/окно/балкон/дверь/замок/лестница?

Чем открывают замок?

Что нужно делать, чтобы не упасть с лестницы?

Куда мы наступаем, когда поднимаемся по лестнице?

Зачем в доме нужны батареи?

7. Назвать ласково (дом…домик, забор, стена, окно, балкон, дверь, замок, порог)

8. Сказать наоборот

9. Пальчиковая гимнастика

На поляне дом стоит (соединить пальцы обеих рук, локти разведены — «крыша»)

Ну, а к дому путь закрыт (повернуть руки ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются большие пальцы вверх — «ворота»)

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем («Крыша»)

На поляне теремок (ладони «домиком»)

Дверь закрыта на замок (пальцы в «замок»)

Из трубы идёт дымок (сомкнуть пальцы в «колечки»)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить)

Чтобы не забрался вор (пощёлкать пальцами)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (развести руки в стороны, затем одной ладонью «пожать» другую)

Болтали две сороки, сороки-белобоки (чередовать хлопки в ладоши и хлопки по коленям)

Про то (вытянуть вперёд одну руку ладонью вверх)

Про сё (другую руку)

Про Якова (перевернуть обе ладони тыльной стороной вверх)

Про Якова, про всякого! (махнуть руками)

Про дым из трубы (покрутить «фонарики»)

Про забор у избы (сомкнуть расправленные пальцы и ладони обеих рук)

Про лужу на дороге (соединить кисти рук ладонями вверх)

Про шавку на пороге (сложить ладони вместе горизонтально и хлопать, не разъединяя запястий)

Болтали день до вечера (чередовать хлопки в ладоши и хлопки по коленям)

Делать-то им нечего! (развести руки)

10. Рассказать и обсудить или обыграть (игрушками или с помощью пластилина) сказку «Теремок»

11. Стих про дом

Есть у каждого свой дом:

В будке дремлет пёсик Том,

Спит в курятнике наседка,

В норке – мышь, её соседка.

Своими словами описать понятия (дом и его части).

Загадки в стихах:

В нём живёт моя родня, мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, тёплый.

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает (дверь)

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь)

В нашем доме под окошком есть горячая гармошка: не поет и не играет — она дом обогревает (батарея).

Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)

Домашние задания логопеда по лексической теме: Дом, Строительство

Подготовила учитель-логопед

Сигодина Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

Лексическая тема:

Дом. Приглашение на новоселье.

Грамматическая тема:

Словообразование. Согласование существительного с прилагательным.

Цель: Обогащение словаря по теме «Наш дом».

Коррекционно-образовательные цели:

  • Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, формирование практических навыков подбора признаков, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Наш дом»;
  • Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).
  • Закрепление практических навыков согласования имени существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Совершенствовать умение слогового и звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие связной речи, слухового внимания; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.
  • Развивать логическое мышление и долговременную память;
  • Развивать умение находить пути решения проблемной ситуации.
  • Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, сложные формы фонематического анализа.
    Развивать моторику и координацию движений.
    Развивать пространственно-временные представления учащихся.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование внимания к языковым явлениям речевой производительности, коммуникативных навыков;
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
  • Воспитывать аккуратность, навыки культурного поведения в доме;
  • Формировать мотивацию успеха.
    Формировать умение слушать ответы товарищей и выполнять учебные действия по инструкции логопеда.

Материалы к занятию: Рабочие листы, картинки по лексической теме, презентация, карточки слов.

Индивидуальная работа. Предварительная работа: Фронтальная беседа с детьми об их доме, работа с пословицами «о доме», рисунок своего дома.

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

1.1. Психологический настрой «Цепочка дружбы».

– Ребята по очереди называют свой адрес и занимают свои места.

2. Основная часть занятия

– Ребята, послушайте три слова и их первых звуков составьте название темы нашего занятия.

Дерево Очки Машина ДОМ (слайд 3)

– Правильно, мы сегодня продолжаем говорить о доме.

1. задание « Пантомима»

– Что можно делать в доме? (Покажи всему классу!)

Примеры слов: спать, кушать, смотреть телевизор, читать, убираться, веселиться и т.п.

(Закрепляется навык употребление правильной формы глагола)

Например: Мадина спит дома. Я сплю.

– А ещё можно встречать гостей. Наш знакомый «Домовёнок Кузя» оставил для вас ПРИГЛАШЕНИЕ. (слайд 6)

Приглашаю вас к себе домой на новоселье.

С уважением Домовёнок Кузя

Толкование слова «новоселье».

Новосе́лье — праздник, в честь обновления (ремонта) или покупки нового жилого помещения (квартира, дача, дом). В России одна из самых распространённых «вечеринок». Обычно новоселье – это застолье с домашним угощением и подарками для хозяев нового дома.

– Ребята, а как вы думаете, мы можем отправиться в гости? Нет.

– Чего мы не знаем? (Адреса- улицу, номер дома, номер квартиры)

– Что бы узнать, надо выполнить задание.

2. задание «Дом» (рисование двумя руками)

На доске дети по очереди рисуют элементы дома. Называют части дома, согласуя существительное с числительным.

Например: одна крыша, два окна, четыре стены и т.д.

Дети получают табличку с названием улицы «Школьная»

3. задание «Родственники в доме». (слайд 5)

Подбери родственные слова к слову «дом».

– Где живет человек? (В доме)

– Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

– О большом доме? (домище)

– Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

– Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

– Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка, домофон, домовитый – это семья слов, слова-родственники.

(Карточки со словами на доске) Приложение 1

Дети получают табличку с номером дома №30

4. задание Дидактическая игра с мячом «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы – из бумаги –

из металла – изо льда –

из глины — из стекла –

Дети получают табличку с номером квартиры 5

– Ну вот теперь можно идти в гости.

5. задание (ориентация в пространстве) (слайд 9-10)

– Перед вами план города, много улиц и много домов. Возьмите карандаш и проложите путь к дому «Домовёнка Кузи» по схеме. (Приложение 2)

– В каком доме живёт «Домовёнок Кузя»? (многоэтажном)

6. задание «Подарок» (согласование существительного с глаголом).

– Есть такая традиция, на новоселье дарить хозяину в дом, что-то полезное.

– Что вы подарите?

(Силуэты из белой бумаги. Дети узнаю, подбирают прилагательное и составляют предложение: «Я подарю ……стеклянную вазу» и т.д.)

Примеры словосочетаний: Мягкое кресло, письменный стол, книжную полку, пушистый ковёр, настольную лампу, красивую картину….

3. Рефлексия

– «Домовёнок Кузя» благодарит вас за работу и замечательные подарки.

– Он передал вам сладкий привет! (Угощение от Кузи)

-Что нового вы узнали сегодня? Что было интересно, сложно?

– У каждого из вас лежит слово. Составьте из них вместе пословицу.

«В гостях хорошо, а дома лучше». (слайд 11)

лексическая тема Дом и его части

Тема: «Дом и его части»
Цели:
продолжать расширять словарный запас по теме;
продолжать упражнять детей в образовании относительных прилагательных, согласовании числительного с существительным в роде, числе;
тренировать детей в правильном употреблении предлогов «на», «в», «за», «к», «у», «около», «из»;
продолжать учить составлять простые предложения по серии картин;
развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки по теме, картинный материал для работы над предлогами: «на», «в», «за», «к», «у», «около», «из», счетные палочки, образцы для выкладывания фигурок из счетных палочек, счетные палочки, мяч, панно, игрушка Гном.

Сядет тот, кто назовёт части дома или кто назовёт свой домашний адрес.

2.Сообщение темы занятия
Отгадайте загадку.
«В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый… (ДОМ)»

Сегодня мы поговорим о домах.

3. Беседа по теме (повторение)
Из каких частей состоит дом? (Крыша, труба, стены, пол, потолок,
дверь, окно, лестница, балкон и др.)
Что есть в каждом доме? (В доме есть прихожая, кухня, спальня, зал, ванная комната ит.д.)
Кто строит дома? (Строители).
Что можно делать с домом? (Строить, красить, открывать, закрывать,
стучать, выходить, входить, ремонтировать и т.д.).
Какие бывают дома? (Одноэтажные, многоэтажные, новые, старые, большие, деревянные, каменные, высокие, низкие).

4. Д/и «Какой дом?»
Из чего строят дома? (Из дерева, кирпичей, камня, плит).
Дом из дерева (какой?) – деревянный
Дом из кирпичей – кирпичный.
Дом из камня – каменный.
Дом из плит – панельный.

А если дом из снега, льда, бумаги, из стекла, из соломы.

5.Пальчиковая гимнастика
«Строим дом»
Тук да тук – раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)
На двери висит замок,
(руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли.
Отворяем ворота,
Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны).

6. Д/и «Подбери признак» (картинки одноэтажного и многоэтажного дома)
Дом (какой?)-…

7.Физкультминутка
“Строим дом”
Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом,
Будем жить мы в нем.

8. Д/и «Посчитай от 1 до 5»
Дом, стена, крыша, труба.

9. Работа над предлогами (по картинкам).

10.Составление рассказа «Опиши дом».

Что это? Это одноэтажный дом.
Части дома. У дома есть стены, крыша, окна, дверь, труба, крыльцо и т.д.
Что есть в доме? В доме есть кухня, спальня, зал, ванная комната и т.д.
Какой дом? Дом-красивый, высокий, новый, деревянный, большой.

11. Игры с палочк

Тема: «Дом и его части»

продолжать расширять словарный запас по теме;

продолжать упражнять детей в образовании относительных прилагательных, согласовании числительного с существительным в роде, числе;

тренировать детей в правильном употреблении предлогов «на», «в», «за», «к», «у», «около», «из»;

продолжать учить составлять простые предложения по серии картин ;

развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование:предметные картинки по теме, картинный материал для работы над предлогами: «на», «в», «за», «к», «у», «около», «из», счетные палочки, образцы для выкладывания фигурок из счетных палочек, счетные палочки, мяч, панно, игрушка Гном.

Ход занятия

1.Орг. момент

Сядет тот, кто назовёт части дома или кто назовёт свой домашний адрес.

2.Сообщение темы занятия

«В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый… (ДОМ)»

Сегодня мы поговорим о домах.

3. Беседа по теме (повторение)

Из каких частей состоит дом? (Крыша, труба, стены, пол, потолок,

дверь, окно, лестница, балкон и др.)

Что есть в каждом доме? (В доме есть прихожая, кухня, спальня, зал, ванная комната ит.д.)

Кто строит дома? (Строители).

Что можно делать с домом? (Строить, красить, открывать, закрывать,

стучать, выходить, входить, ремонтировать и т.д.).

Какие бывают дома? (Одноэтажные, многоэтажные, новые, старые, большие, деревянные, каменные, высокие, низкие).

4. Д/и «Какой дом?»

Из чего строят дома? (Из дерева, кирпичей, камня, плит).

Дом из дерева (какой?) – деревянный

Дом из кирпичей – кирпичный.

Дом из камня – каменный.

Дом из плит – панельный.

А если дом из снега, льда, бумаги, из стекла, из соломы.

5.Пальчиковая гимнастика

Тук да тук – раздается всюду стук

(стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой

(показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой,

(складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок,

(движениями губ показываем дым)

На двери висит замок,

(руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(соответственно словам выполняем движения руками)

Постучали и открыли.

Проходите все сюда.

(разводим ладони рук в стороны).

6. Д/и «Подбери признак» (картинки одноэтажного и многоэтажного дома)

7.Физкультминутка

Строим дом”

Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом,
Будем жить мы в нем.

8. Д/и «Посчитай от 1 до 5»

Дом, стена, крыша, труба.

9. Работа над предлогами (по картинкам).

10.Составление рассказа «Опиши дом».

Что это? Это одноэтажный дом.

Части дома. У дома есть стены, крыша, окна, дверь, труба, крыльцо и т.д.

Что есть в доме? В доме есть кухня, спальня, зал, ванная комната и т.д.

Какой дом? Дом-красивый, высокий, новый, деревянный, большой.

11. Игры с палочками «Построим дом для Гнома» (по образцу)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: