Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Картотека домашних заданий “Автоматизация звука С”
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Данный материал предназначен для работы родителей с детьми в домашних условиях по закреплению правильного произношения звука “С”,начиная со слогов и заканчивая связным текстом. Картотека может быть использованна учителем – логопедом на подгрупповых занятиях.

Скачать:

Вложение Размер
kak.docx 710.61 КБ

Предварительный просмотр:

Правильное положение органов артикуляции при произношении звука « с » – губы растянуты в «улыбку», зубы «заборчиком» со щелью, язык упирается в нижние зубы, воздух теплый, струя направлена посередине языка: С – С – С – С – С – С………….. ( длительно, течёт водичка из крана).

Задание 1:Хлопни в ладоши , если услышишь звук «С»: Р, С, Ш, М, З, С,Л,П, Ш, С.

Задание 2: Выкладывать фигурки из палочек и произносить звук «С» столько раз, сколько палочек в фигурке, затем произносим слоги (са, со, су, сы):

Задание 3: Четко произносить прямые слоги (следить за тем, чтобы звук «С» произносился утрированно, протяжно). Проговаривать многократно.

Са- Са-Са Са- Со – Со – Сы

Со- Со-Со Сы – Су – Са – Со

Су- Су-Су Су – Со – Сы – Са

Сы- Сы- Сы Со – Су – Са – Сы

Задание 4: Четкое проговаривание слогов и слов за взрослым:

Са-са-са—— сани са-са-са—– самолёт

са-са-са—– сад са-са-са—– салют

Задание 5: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев (по образцу) –

самолёт, сапог, сад. Например: один сад, два сада, три сада и т. д. до 10.

Задание 6: Деление слов на слоги(са – ни, са-лют, сад ), в каком слоге находится звук «С»в первом или во втором, произнеси этот слог.

Задание 7 : нарисовать в тетрадке картинки (или приклеить готовые), в названии которых слышится звук «С»

Задание1 : Длительное произношение звука «С» ( течёт вода из крана ) С С С С С

Задание 2 :Выкладывать фигурки из палочек и произносить слоги: «Са», «Су», «Сы», «Со»:

Задание 3: Проговаривание слоговых рядов за взрослым:

Задание 4 : Игра «Добавь слог» « СА» : кас…., ли…, колба…, плак…, мас…, кляк…, ко…, о…, колё… .

Задание 5: Четко произносить слова с ударением на слоге «Са»: сабля, сад, сайка, сальто, сало, сани, гусак, колбаса, писать, посадка, небеса.

«СО»: совы, соки, сон, соль, колесо, лесок, носок, волосок, босой, сода, поясок.

Задание 6: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев : лиса, кусок, сокол.

Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки или приклеить готовые : лиса, оса, сани, колбаса.

Задание 8: назови картинки, изображённые на карточке.

Ответь на вопрос полным предложением, выделяя звук «С»: Кого слепил Саня?

(Саня с лепит с неговика)

Из чего Саня слепил снеговика?

( С аня с лепил с неговика из с нега)

Задание 1: Игра « Добавь слог «СУ» – не…, па…. выне…., пута……, выне….

«СЫ» – бу…., ве…., воло…, какту…. кляк…. ли…. поло…., уку……, фоку……

Задание 2: Чёткое проговаривание слов с ударением на слоге «СУ» – суд, сумка, сутки, посуда, косуля, досуг, сумма, путассу.

Задание 3: Счёт слов от 1 до 10 с выкладыванием счётных палочек: с умка, кляк с а, фоку с . Например : одна сумка, две сумки, три сумки и т. д. до 10. – ПОЯ С

Задание 4: Чётко произнеси слова тройками за взрослым :

С ок – с ом – с он Но с ок – пе с ок – ку с ок ВЕ С НА –

С тол – с ток – с топ Ве с ы – но с ы – у с ы

О с а – ли с а – ко с а Воло с ы – фоку с ы – уку с ы

Задание 5: Повтори за взрослым чистоговорки, чётко выделяя звук «С»

С а – са –са – в саду оса С о – со – со –оса пьёт сок

С у – су – су – Соня видит осу С ы – сы – сы – у осы усы

С ы – сы – сы – с саду нет осы С а – са – са – укусила в нос оса

С АД – Задание 6: Нарисуй в тетрадке картинки, в названии которых слышится звук «с»

Задание №1 : Четкое проговаривание слов без ударения на слоге: «СА» : с ады, с адовник, с адовод, с алат, с алон, с алют, с амокат, с амолёт, с апог, ка сс а, ма сс а, плак с а.

«СО»: собака, сова, совет, солонка, солёный, солома, мясо . – КО С Ы

«СУ» : суббота, судьба, судак, сундук, сухой, суфле, вынесу.

«СЫ» : сынок, бусы, осы, косы, волосы, фокусы, насыпь, насыпать.

Задание 2: Повтори за взрослым чистоговорки, выделяя голосом звук «С»:

С а- са – са – у стены стоит коса С у – су – су – холодно в лесу

С о – со – со – сломалось колесо С а – са – са- зеленеют все леса

С ы- сы – сы- на столе стоят весы С у – су – су – сумку маме я несу

Задание № 3: Игра «Я начну, а ты закончи» :

Я стою со стаканом сметаны Она стоит со стаканом сметаны

Ты стоишь со таканом Мы стоим со стакном сметаны

Он стоит со стаканом сметаны Вы стоите со стаканом сметаны

Они стоят со стаканом сметаны

Задание № 4 : Счёт слов с выкладыванием пуговиц : ку с ок, мо с т, капу с та, аи с т.

Задание № 5: Повтори каждые три слова за взрослым. Назови 5 слов по памяти самостоятельно .

С ад – сок – сом С ыпать – сытый – сытны и т.д

Задание № 1 : Чётко произносить слоговые ряды за взрослым:

С ва – сво – сву – свы С ма- смо – сму – смы

С ка – ско – ску – скы С на – сно – сну – сны

С ла – сло – слу – слы С па – спо – спу – спы

С та – сто – сту – сты С ва- Ска – Сла – Сма

Задание № 2: Подобрать родственные слова к слову: С ТРЕКОЗА-

САД – с адик, с адовник, с адовый, с адовод, по с адка.

ЛЕС – ле с ок, ле с ной, ле с ник, ле с овик. ( знать наизусть эти слова).

Задание № 3: Чёткое проговаривание слов за взрослым: с ват, с вобода, с вод, с водка;

с кала, с какалка, с какун, с камья, с кобка, с камейка, с камья, с кула;

с лог, с лой, с лон, с лух, с лучай;

Задание № 4: Деление слов на слоги под хлопки (см. задание № 3 ), например:

Сво – бо – да – ( 3 слога) и т. д. со всеми словами .

Задание № 5 : Какой предмет лишний? Почему?

( лишний стол, потому что он относится к мебели, а всё остальное посуда)

Задание № 6: Выучить наизусть чистоговорку «Усатый сом»

С ы – сы – сы – у сома усы

С ы – сы – сы – длинные усы

С ов – сов – сов – не бывает сомов без усов

Задание № 1 : Четко произноси обратные слоги за взрослым:

А с – ос – ус – ыс Яс- ес – юс – ис

О с – ус – ыс – ас Е с – юс – ис – ёс

У с – ыс – ас – ос Ю с – ис – ес- яс

Ы с – ас – ос – ус И с – юс – яс – ес

Задание №2: Четко произносить слова с ударением на слоге

«АС»: бас, квас, погас, ласка, каска, маска, паста, колбаска, ласточка, ананас, класс;

«ОС»: нос, воск, тост, пост, доски, кокос, поднос, хвост, полоска;

«УС»: куст, вкус, пусто, вкусно, капуста, вкусный, укус;

«ЕС»: лес, место, тесно, навес, невеста, тесто, плеск.

Задание № 3: Измени предложения по образцу:

У С ани собака ——————-это Санина с обака

У С они сумка ——————–это Сонина с умка

У С веты совок ——————это Светин с овок

У С лавы носки —————–это Славины но с ки

Задание № 4: Какой предмет лишний? Почему?

Задание №1: Четко произносить слова с ударением на слоге :

ИС: бис, лист, кислый, баянист, танкист, киска, восход, Денис, диск;

Задание № 2 : Взрослый произносит слова тройками, ребёнок слушает и повторяет в том же порядке (звук «С» произносить отчётливо):

Фоку с – фику с – мину с

Ма с ка – ка с ка – пля с ка

Коко с – поко с – насо с ГАЛ С ТУК –

Коло с – голо с – воло с

Ку с ты – гу с ты – пу с ты

Ве с на – де с на – бле с на

Задание № 3 :Чётко произносить чистоговорок за взрослым (звук «С» произносить отчётливо):

А с – а с – а с ————–ма с ло, па с та, анана с .

Ис – ис – ис————- кипарис, Борис, ирис.

Ос – ос – ос————- нос, колос, абрикос.

Ус – ус – ус————–вкус, автобус, карапуз.

Ас – ас – ас————–у нас дома квас.

Ас – ас – ас————–у нас свет погас.

Задание № 4: Счёт слов с выкладыванием пуговиц: автобу с , анана с , па с та, наве с .

Например: один автобус

три автобуса и т. д до 10

Задание № 5: Выучить наизусть стихотворение:

Ест ки с ка с уп из ми с ки. КАПУ С ТА –

С ыта ки с ка, пу с та ми с ка.

Задание № 6: Нарисовать к стихотворению картинку.

Задание № 1: Проговаривание слогов со стечением согласных(звук «С» произносить чётко):

а с м- о с м – у с м – ы с м

осм – усм – ысм – асм

усм – ысм – асм – осм

асн – осн –усн – ысн

усн – ысн – асн – осн

ысн – асн – осн – усн ПО С УДА –

Задание № 2: Проговаривание сточек слов за взрослым со стечением согласных (после каждой строчки попросить ребёнка назвать слова, которые он запомнил):

стая, стадо, станок, стакан, стадион, скакун, ставни;

стук, стон, ступа, скелет, скука, скупой;

стукнуть, студент, скобка, скот, скотовод, скованный;

стыд, стыковка, стыдно, свадьба, свобода, свой.

Задание № 3 :Игра «Один – много» (взрослый называет один предмет, а ребёнок множество таки предметов):

киска – киски маска – пастух – гимнаст –

миска – миски скамейка – хвост- невеста –

каска – спутник – аист – хвастун –

Задание № 4: Счёт словосочетаниё от 1 до 10 с загибанием пальцев: О С А –

( с такан с метаны, вы с окий с тадион, с ломанный с тул)

Например: один с такан с метаны

два с такана с метаны

три с такана с метаны и т. д. до 10 со всеми словосочетаниями.

Задание № 5: Выучить наизусть .

С етку я с плела с ама для у с атого с ома.

Задание № 1 : Проговаривание столбиков слов за взрослым (после чтения каждого столбика попросить ребёнка повторить слова, которые он запомнил)

па с та ме с то па с тух опа с но мо с т

баста густо хвастун вкусный хвост

хвастун пусто поступок опасный пост

капуста пустой восток тесный пианист

невеста густой вкусно уснуть баянист

тесто устать тесно успех куст

Задание № 2: Игра « Я начну, а ты закончи»

Я стою со стаканом сметаны Я ставлю стул

Ты стоишь со стаканом сметаны Ты_____________

Он__________________________ Он_____________ С УП –

Задание № 3: Чёткое проговаривание словосочетаний за взрослым.

С анки у С ани, у с атый с ом, ле с ная с ова , с уп с с алом, с ытный с уп, с о с новая с мола, с олёное с ало, ма сс а с оветов, гу с той ле с , по с тная колба с а, с ытая с обака, с ломанный с ук, пу с той с такан, с олёная капу с та, по с тное мя с о, с ухой ли с т, вку с ный ква с , с онный С аня. С АХАРНИЦА –

Задание № 4: Деление слов на слоги ( РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ ВАГОНЧИКАМИ) , посчитай количество слогов в названии картинок. Для этого положи ладонь под нижнюю челюсть и считай её движение. Затем помести картинку в подходящий слоговой «вагончик».

све – ча (2 слога), ка – пус – та(3 слога), стул (1 слог), сум – ка, ко –ле –со, са –мо-лёт,

бу-сы, сыр, о-сы, лист, ве-сы, спич-ки, мост, лиса, нос-ки, гу-си, ав-то-бус, сум-ка.

Задание № 5: Выучить наизусть чистоговорку «КАПУСТА»:

Пу с та-пу с та-пу с та——-у на с есть капу с та

Пу с ту-пу с ту-пу с ту——-по с адили мы капу с ту

Пу с ту- пу с ту- пу с туПу с те- пу с те-пу с те——–витамины есть в капу с те

Задание № 6: (нарисовать к чистоговорке картинку)

Задание № 1: Чёткое проговаривание предложений за взрослым (следить за произношением звука «С»). Задаём вопросы по предложению.

Например: С аня идёт в с ад – Кто идёт в сад?

и так далее по каждому предложению.

С с аду летают о с ы, высоко в небе самолёт, Саня и Соня летят на самолёте, Сане купят новый самокат, садовник посадил сад, собаке дали кусок мяса, в саду сухой песок, сосулька упала в снег, на обед салат, суп и мясо, в субботу Соне купят посуду, высоко на суку сидит сова, Алиса моет посуду, в сумке судак, у тёти Светы новые бусы, под кустом стоит петух, на столе стаканы с соком, водитель остановил автобус у моста.

Задание № 2: Послушай предложения. Исправь их.

С ахар ку с ает С оню. Стол постелили на скатерть. Стену поставили к стулу. На следах остался снег. На посуду поставили стол. Сапоги надели Соню. Бусы нося Соню.

Задание № 3: Закончи предложение, а затем ответь на вопрос:

Хлеб высушили, получился……( с ухарь) – Сухарь какой? ( с ухой)

Бельё высушили, бельё стало….( с ухим) – Какое бельё? ( с ухое)

Стаканы высушили, стаканы стали….( с ухими) – Какие стаканы? ( с ухие)

Задание № 4: Игра «Чего не стало на столе» (положить перед ребёнком 4 картинки содержащие звук «С» и попросить их запомнить. Просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну картинку. Ребёнок, открыв глаза должен назвать чего не стало на столе). ПРИЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИ

Задание № 5: Выучить наизусть стихотворение

С колько вку с ных, с ладких ягод

Летом я найду в ле с у,

Их наемся я и на год

Витаминов з апа с у.

Задание № 6: Нарисуй фрукты и ягоды, в названии которых слышится звук «С»

( слива, смородина, персик, ананас).

Задание № 1: Возьми картинки мальчика и девочки. Дай им имена со звуком «С». Распредели между ними картинки как считаешь нужным. Расскажи, что у кого есть. ПРИЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИ

НАПРИМЕР: У С они с умка ЛИ С ТОЧКИ –

У С ани с амолёт

( и так далее со всеми картинками)

Задание № 2: Чёткое проговаривание слов с двумя звуками «С»

Ко с мо с , насос, пылесос, самосвал, сосны, солист, состав, сосуд, сосулька, соус, спасатель, способ, спуск, суслик, уксус, состояние.

Задание № 3: Счёт слов от 1 до 10 с выкладыванием счётных палочек

насос, сосуд, сосулька, спасатель.

Задание № 4: Проговаривание за взрослым стихотворения , содержащее множество звуков «С»

Из ки с киной ми с ки пё с

Вку с ный «Ви с ка с » унё с ,

А ки с ка у п с а из ми с ки ЛЕ С

Ест с аппетитом с о с и с ки.

(попросить ребёнка назвать слова из стихотворения со звуком «С»)

Задание № 5: Прочитать текст ребёнку. Попросить его пересказать.

У дома с ад. В с аду растёт с о с на. Под с о с ной с тоит с камейка. На с камейке с идит С оня. У с камейки с идит с обака. С оня даёт с обаке с очные с о с и с ки.

Задание № 6 : Нарисовать к рассказу картинку.

Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Автор публикации Байрамгулова Лилия Салаватовна
учитель-логопед 2 квалификационной категории
МБДОУ дс общеразвивающего вида «Солнышко»,
Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский р-н, г.п. Федоровский

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация изолированного звука [С]

Артикуляционный уклад звука “С”

· губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
· кончик языка упирается в нижние резцы,
· передняя часть спинки языка выгнута,
· боковые края языка прижаты к коренным зубам,
· вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
· между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
· сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
· голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: С, А, М, Ш, С, О, И, З, К, М, Ж,С, Р, Д, В, И, Г, С, Л, С и т.д.
Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т.д.
Слова: слон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т.д.

Отгадай загадку.
Из горячего колодца
Через носик пар свистит и вьётся. (чайник)
Пар свистит вот так: «С-с-с». Попробуй повторить.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в слогах

В прямых слогах:
Повтори за мамой:
са-са-са со-со-со са-сы-со-су
сы-сы-сы су-су-су сы-со-су-са
сэ-сэ-сэ со-су-са-сы
су-са-сы-со
сад, сын, сок, сук, суп, сом, суд, сон, сыпь.

В обратных слогах:
Повтори за мамой:
ас-ас-ас ыс-ыс-ыс ас-ос-ус-ыс
ос-ос-ос ис-ис-ис ос-ус-ыс-ас
ус-ус-ус ус-ыс-ас-ос
ыс-ас-ос-ус
бас, квас, нос, вкус, мыс, вас, нас, пас, бис, пес.

Пар свистит вот так: «С-с-с». Повтори за мамой.
Нарисуй по точкам петлеобразные линии. Веди карандаш, не отрывая от листа бумаги

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах
Повтори за мамой:
сани, сумма, сало, салют, сода, сумка, сыплет, сойка, судак, сытый, соты, сапог, сыпать, совы, судно, совет, сундук
Повторить несколько раз.

Повтори за мамой:
салат, сессия, сухо, погас, поднос, укус, кумыс, навес, ананас, покос, фокус, компас, космос, кактус, повис, утес.
Повторить несколько раз.

Назови профессии (ребенок называет мама пишет):
фокус — фокусник пианино — __________________
хоккей -__________________ танк — __________________
баян – __________________ сад — __________________

Соедини с буквой С только те предметы, названия которых начинаются со звука С. Раскрась картинки.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах
со стечением согласных
Повтори за мамой:
сваха смокинг скакун скука свой смутно паста достать тесто пастух вкусно уснуть баста доставка место хвастун густо пестун опасно оспа капуста густой поступок опасный успеть невеста устать пустой восток тесный успокоить
Повторить несколько раз.

Повтори за мамой:
стая стой ступня стыд снова стадо стойка студень стык сноп станок стон стукнуть стынуть спутник стакан стук, стадион ступа стыдить спокойный скамейка скобка свадьба сматывать скакать скит скок свобода смахнуть скатка скифы скот

Игра «1-2-5» (согласование числит. с существит.) со словами: сом, сад, сани, сокол.
сом — один сом, два сома, пять сомов
сад_______________________________________________________________
сани___________________________________________________________
сокол_______________________________________________________

Дорисуй половинку предмета. Что у тебя получилось? Раскрась картинку.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах

В слогах со стечением согласных:
Повтори за мамой:
ска-ско-ску-скы спа-спо-спы-спу
аск-оск-уск-ыск спы-спу-спо-спа
уск-ыск-аск асп-осп-усп-ысп

В словах со стечением согласных:
Повтори за мамой:
масло, весна, смахнул, смола, стог, снова, сладкий, слабый, небосвод, станция, стакан, пристань, ступеньки, стул, стужа, станция, кислый, пустой, славный, смелый, ствол, пенистый, встать

Выучи стихотворение:
Гусаки.
Идут леском
Гусак за гусаком
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

Заштрихуй по образцу

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в предложении
Повтори за мамой:
Санки стояли у стены. У Сани сафьяновые сапоги. Кактусы на песке. Сухие листья. Около сосны был сухой песок. Сахар насыпали в стакан. Бокс — спорт смелых. Собаки охраняли сон солдат. В салатнике вкусный салат. У нас сухой климат.

Повтори чистоговорки, потешки и скороговорки на С:
Са-са-са — Соня идет в сад, Ас-ас-ас — покупаем ананас,
Са-са-са — в саду оса, Ас-ас-ас — какой вкусный ананас!
Со-со-со — оса пьет сок, Ос-ос-ос — в детском саду много ос,
Су-су-су — Соня видит осу, Ас-ас-ас — съедят осы ананас,
Сы-сы-сы — у осы усы, Ус-ус-ус — у ананаса дивный вкус,
Сы-сы-сы — в саду нет осы. Ис-ис-ис — ананасы ест Денис.

Выучи стихорворение:
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска, пуста миска.

Повтори несколько раз: «Скок, скок — сорока, скок, скок — белобока» Проведи линии по точкам. Проговаривай слова: «Скок, скок, поскок…».
Раскрась рисунок.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в предложении
Повтори за мамой: Выучи стихотворение:
На кокосы, на кокосы Мы видим на суку совят,
Налетели мы, как осы, Совята вместе там сидят.
А кокосы высоко, Когда не спят, они едят,
Высоко и далеко. Когда едят, они не спят.

Образование именительного и родительного падежа мн. числа сушествителъных
мост — мосты — много мостов фикус — _________________________
куст — ________________________ автобус — _______________________
аист — ________________________ поднос — ________________________
хвост — _______________________ стакан — ________________________
лист — ________________________ скамейка — _______________________

Посмотри, какие разные у животных хвосты. Назови всех животных. У кого из них в названии спрятался звук [С]? Дорисуй животным хвостики, проговаривая: «Хвост, хвостик…».
Раскрась картинку.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в тексте
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

Автобусная остановка (цепной текст)

Слава стоит на остановке. К остановке подъехал автобус. В автобус сел Слава. Слава поехал в сосновый лес. В сосновом лесу полезный воздух.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в речи

Рассмотри картинку, прослушай внимательно рассказ и перескажи его.
В лесу (пересказ по сюжетной картинке)

За мостом лес, в лесу стоит сосна. На сосне сухой сук, на суку спит сова. Слева от сосны куст, за кустом стоит лиса. Лиса не сводит глаз с совы.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в речи
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
Сом и сазан

Слава поймал сома.
У сома длинные усы.
Усы есть у пескаря и сазана.
У сазана усы короче, чем у сома.
Сому усы помогают искать еду.

Автоматизация звука [С]

Упражнения по автоматизации звука [C]. C__ – длительное произношение звука [C].

1) Произносить (читать) слоги С__А, С__О, С__У, С__Ы, С__Э

Звук [С] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [C] в начале

3) Произносить (читать) слова со звуком [C] в середине

4) Произносить (читать) слоги АС__, ОС__, УС__, ЫС__, ЭС__, ИС__, ЕС__, ЁС__, ЮС__, ЯС__

Звук [С] произносится длительно

5) Произносить (читать) слова со звуком [C] в конце

6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [C] в середине

7) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [С] в начале

8) Произносить (читать) словосочетания

  • Солёное масло.
  • Солёная капуста.
  • Сладкий арбуз.
  • Кисло-сладкий квас.
  • Спелый абрикос.
  • Салат из редиски.
  • Колбаса с чесноком.
  • Миска с рисом.
  • Высокая берёзка.
  • Густые леса.
  • Пустой сарай.
  • Пёстрая собака.
  • Старый костюм.
  • Узкие сапоги.
  • Чистая посуда.
  • Вкусный суп.
  • Соня устала.
  • Слава в кустах.
  • Саня уснул.
  • У Ларисы коляска.
  • Сыпь песок, Настя.

9) Проспрягать предложения

  • Я спилил(а) на сосну.
  • Я поставил(а) суп на стол.
  • Я съел(а) стакан сметаны.
  • Я сломал(а) сук с куста.
  • Я спал(-а) на софе.
  • Ты спал(-а) на софе.
  • Он (она) спал(-а) на софе.
  • Мы спали на софе.
  • Вы спали на софе.
  • Они спали на софе.

10) Произносить (читать) предложения

Образец: У С__они с__умка.

  • В лесу лиса.
  • На осоке сидит оса.
  • На полке посуда.
  • В лесу высокие сосны.
  • У Стаса светлые волосы.
  • Неси песок совком.
  • Собака своих не кусает.
  • Я упал из санок в кусты.
  • На письменном столе стойкие солдаты.
  • Судно встало у скалы.
  • Самолет летит высоко над лесом.
  • Собака видит на суку сову и лает.
  • Осока сохнет на солнце.
  • Неси для ослика сухую солому.
  • В саду сладкие сливы.
  • На улице сыро, надевай сапоги.
  • Соня, смотри – сом!
  • У сома усы.
  • В буфете сайка, сахар, сыр, сало.
  • Соня смахнула соль со стола.
  • Стас ест колбасу с чесноком.
  • Лось сломал сук сосны.
  • У вас вкусный квас.
  • Слава съел весь ананас.
  • В кустах кто-то пискнул.

11) Произносить (читать) скороговорки

  • У Сони и Сани в сетях сом с усами.
  • Сенокос, сенокос, луг остался без волос.
  • Спит спокойно сытый слон, смотрит сладко сотый сон.
  • Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех!
  • Слоны спокойны и сильны.
  • Я несу суп, суп, а кому, псу, псу.
  • У маленького Сани сани едут сами.
  • Съел Слава сало, да сала было мало.
  • Топают гуськом гусак за гусаком, глядит свысока гусак на гусака.
  • Оса боса и без пояса.

12) Произносить (читать) и пересказывать текст

В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

13) Произносить (читать) стихотворения

На санках

На санках Саня с Соней
Едут, санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соню бух в сугроб.

Гусаки

Идут леском
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

14) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Спят спокойно Соня, Саня,
Пес и кот во сне сопят,
Засыпает сом с усами,
На суку совята спят.

Автоматизация звука С

Упражнения для автоматизации звука C: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука С, начинается с самых легких заданий для малыша.

1. Спой «песенку насоса».

Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…

2. Повтори прямые слоги со звуком С:
3. Повтори обратные слоги со звуком С.
4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

Аса-асо-асу-асы
уса-усо-усу-усы
оса-осо-осу-осы
ыса-ысо-ысу-ысы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Ста-сто-сту-сты
спа-спо-спу-спы
сма-смо-сму-смы
ска-ско-ску-скы
сна-сно-сну-сны
сва-сво-сву-свы

6. Повтори обратные слоги со стечение согласных.

Аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст
аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск
асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп
асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм
асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги сауна, сабо, садок, Савва, событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.
Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка соты, сонный.
Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.
Сы:
сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.
Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.
Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.
Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.
Су: несу, пасу, посуда.
Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.
Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.
Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.
Ыс: выступ, выставка.
Ес: место, тесто, тесно, теснота, весна.
Юс: бюст.
Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.
Ос: нос, покос, поднос, кокос.
Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.
Ыс: мыс, кумыс.
Ис: Денис.
Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.
Ес: навес. Яс: пояс.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стас, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

Вкусный суп
навесной мост
мамины бусы

усатый сом
сосновый сук
мягкий воск

высокая сосна
сухая косынка
высокий утёс

сонная киска
искусный фокусник
сафьяновые сапоги
тенистый сад
пустой автобус
автобусная остановка

12. Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стас и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.

Шесть слов: В субботу Стас идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

( по книге Е.Н. Спивак, Автоматизация звука С)

Автоматизация звука С

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука [С:

– губы растянуты в улыбке;

– зубы сомкнуты и обнажены («заборчиком»);

– кончик языка за нижними зубами;

– воздушная струя холодная (следим за тем, чтобы воздух выходил посередине)

После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.

Автоматизация звука С в слогах

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

СА – СА – СЫ СО – СУ – СО СУ – СА – СЫ

СЫ – СО – СА СУ – СЭ – СО СА – СЫ – СУ

АС – АС – АС ОС – ОС – ОС ЯС – ЯС – ЯС ЮС – ЮС – ЮС

УС – УС – УС ЁС – ЁС – ЁС ИС – ИС – ИС ЕС – ЕС – ЕС

Упражнение “Послушай, запомни, повтори”

СА – СА – СО АС – УС – АС ИС – ЯС – АС

СО – СО – СУ ОС – ОС – УС ЕС – ЮС – ЮС

СА – СУ – СУ ОС – УС – УС ИС – ЁС – ЁС

СО – СЫ – СЫ ЯС – ИС – ИС ЁС – ЕС – ЕС

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ

СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ и т.д.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова

Повторять слова, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: мыс, ку-мыс.
ИС: Де-нис.
ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: вес, лес, на-вес.
ЯС: по-яс.

Звук С в конце слова в ряду слов

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос,
кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас, матрос,
кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус спелый абрикос

высокий утёс пустой автобус

серый пёс мясной соус

Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва;
СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;
СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;
СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

Звук С в начале слова в ряду слов

Перечень слов: сок, собака, сумка, сода,
суп, судак, сырок, суббота.

Перечень слов: санки, самолет, салат,
сапоги, совенок, сад.

Повтори словосочетания:

сани у Сани сосновая смола

суп с салом сытный суп

ствол сосны сытая собака

сломанный сук пустой стакан

сафьяновые сапоги сладкие соты

сытный студень сухая солома

старый судья соленое сало

соленое масло смолистая сосна

Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

Звук С в сочетаниях СТА, СКА в ряду слов

Перечень слов: стая, стол, станок, скамейка,
скатерть, старичок, ступенька.

Перечень слов: сковородка, стадо, слон,
скалка, слоги, ступа, склон.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;
АС: пас-та, пас-тух, нас-та-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;
СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;
ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;
СУ: не-су, па-су, по-су-да;
УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;

СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;
ЫС: выс-туп, вы-став-ка;
ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;
ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;
ЮС: бюст;
ЯС: яс-ный.

Звук С в середине слова в ряду слов

Перечень слов: паста, каска, колбаса,
носорог, носок, лиса.

Автоматизация звука [с] в словосочетаниях

Вкусный суп опасный выступ

искусный фокусник пустая миска

сосновый сук усатый сом

сухая косынка синие бусы

сатиновый поясок усатый сом

густой сок тенистый сад

ананасовый сок толстое сукно

лесная сова быстрые самолеты

Сдобное тесто высокий мост

постная колбаса ананасное суфле

высокая сосна соленая треска

наваристый суп густой лес

сонная киска автобусная остановка

густой кустарник красные сандалии

солист ансамбля сырой песок

парусный спорт солёная капуста

миска с рисом вкусный салат

масса советов пёстрая собака

Четко произносить предложения со звуком С.

Саня идет в сад. В саду оса.

У самого носа оса. Оса полосатая.

Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете.

Самолет идет на посадку. Саня и Соня выходят из самолета.

Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами.

У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях.

Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги.

Садовник посадил сад. Бориса покусала собака.

Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает.

На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса.

Четко произносить предложения.

Дайте Сане сок и ананаса кусок. Соня кусает сахар.

В сотах мёд. Песок в совке.

Соль в солонке. Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды. Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе. Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку. В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу. Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу. На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок. Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег. Высоко на суку сова.

Четко произносить предложения.

В субботу Соне купят посуду. Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет. На ёлке сухой сук.

В сумке судак. В лесу лиса.

В лесу высокие сосны. У сома усы.

У осы усы. В саду осы.

Сане купили весы. У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка. У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар. Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы. У Сони русые косы.

У Сони густые волосы. У Сани полосатые носки.

Тексты для пересказа

Рассказы для прослушивания и пересказа.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.

Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.

Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного веселее!

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт со¬баке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без сандалий и босой ногой наступила на осу.

От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу. Соня успокоилась и засмеялась.

Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замахнулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

«Люся, да ты смелая стала — гусака не испугалась!» — весело сказал папа.

Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно наблюдал за хозяйкой.

Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди осталась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему Вискас.

У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит.

Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня.

Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел Сеня — никто на его стул не садится. Странно ему стало.

На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюхнулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

Хотел Сеня повеселиться — вот и повеселился!

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений.

Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

Автоматизация звука С. Речевой материал

Цель: автоматизация звука “С” в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука “С” в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука “С”. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук “С” я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра “Эхо”).
Например: взрослый – “Укусила нас оса”, ребенок – “Са-са-са”
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант – это конкурс “Чтецов” – 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру “Кто быстрее?” – берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, “СУ”, а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Со-со-со – у Сони колесо.
Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су – лесу увидели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.
Сэ-сэ-сэ – рядом с садом есть шоссе.
Со-со-со – сдулось колесо.
Са-са-са – у Сони коса.
Са-са-са – в лесу оса.
Сы-сы-сы – у Сани бусы.
Сы-сы-сы – тикают часы.
Су-су-су – видел я осу.
Су-су-су – сумку я несу.
Су-су-су – ягоды в лесу.
Са-са-са – под кустом сидит лиса.
Су-су-су – грибы выросли в лесу.
Сы-сы-сы – на стене висят часы.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Ус-ус-ус – мы несем домой арбуз.
Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.
Ыс-ыс-ыс – мы пошли гулять на мыс.
Ас-ас-ас – у Сони ананас.
Ас-ас-ас – у нас дома квас.
Ус-ус-ус – у Сони кактус.
Ус-ус-ус – у Сони много бус.
Ус-ус-ус – у Сани новый автобус.
Ис-ис-ис – в лесу много лис.
Ас-ас-ас – мы пили квас у нас.
Ос-ос-ос – у Сани пес.
Ост-ост-ост – синий мост.
Аска-аска-аска – Сонина маска.
Сты-сты-сты – новые мосты.
Ост-ост-ост – пушистый хвост.
Сту-сту-сту – Соня на мосту.
Сты-сты-сты – красивые кусты.
Сно-сно-сно – все очень вкусно.
Сну-сну-сну – встречай весну.
Сна-сна-сна – высокая сосна.
Аска-аска-аска – интересная сказка.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ОСА
Са-са-са – полосатая оса.
Су-су-су – не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы – есть ли у осы усы?

ЛИСА
Са-са-са – будет в доме жить лиса.
Сы-сы-сы – дом просторны у лисы.
Су-су-су – дом порадует лису.

РОСА
Са-са-са – на траве блестит роса.
Су-су-су – пьет жучок в саду росу.
Сы-сы-сы – вышло солнце – нет росы.

АНАНАС
Ас-ас-ас – купил Саня ананас.
Ус-ус-ус – сладок ананас на вкус.
Ос-ос-ос – прилетела сотня ос.

СМОРОДИНА
Сна-сна-сна – в саду ягода красна.
Сна-сна-сна – как смородина вкусна.
Сну-сну-сну – вот наемся и усну.
Сны-сны-сны – снятся сладкие мне сны.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук “С”. На данном материале потом проводится конкурс “Чтецов”. Вот некоторые из них.

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Тарас поехал на покос,
Оттуда вез он сена воз.

Слава съел салат капустный,
Был салат капустный вкусный.

Пес Барбос совсем раскис,
Дам ему ирис “Кис-кис”.

Идут леском
Гусак с гусаком.
Глядят свысока
Гусак на гусака.

Соня, погляди в окно,
Сколько снегу нанесло!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели – все в снегу.

На санках Соня с Саней,
Едут санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соня бух в сугроб.

Сидел сугроб в лесу на пне
И грустно думал о весне:
– Весна наступит, а весной
Сугроб становится одой.

Сто столичных мастеров
Смастерили сто столов.
Сто столов сосновых
Для семи столовых.

На листке блестит роса,
Словно грустная слеза.
Здесь с утра оса грустила
И слезинку позабыла.

В сумке я сухарь несу.
Я несу сухарик псу.
Пес сухарик покусает
И со мною поиграет.

На сосне сидит сова,
Говорит сова слова:
“Со стола совенок слез”,
Все слова не букву “ЭС”.

Домашние задания по автоматизации звука [С]

Предлагаю вам материал по автоматизации звука [С] в слогах. Данные упражнения предназначены в качестве домашнего задания (используются как вклейка в тетрадь ученика) по автоматизации звука [С] во всех слоговых позициях. Логопед из списка слов на отработку звука выбирает только те слова, которые состоят из звуков не нарушенных в произношении у ребенка.

Родителям и ребенку удобно пользоваться данной вклейкой, так как звук отрабатывается, начиная от слогов и заканчивая предложением.

В качестве дополнительного и самостоятельного задания ребенку предлагается раскрасить и назвать (подписать) картинки на данную слоговую позицию звука [С].

Слог СА

Произносить (читать) слоги:

са — со — су — сы
сы — су — со — са
са — сы — со — су
су — са — сы — со
со — су — са — сы
со — су — са — сы

Произносить слова, предложения:

Сабля, сад, садик, сайка, сайра, сальто, сало, сам,сани, санки, Саня, сахар, коса, колбаса, кусать, леса, лиса, оса, писать, полоса, роса, сады, садовник, салат, салон, салют, салфетка, самокат, самолет, сандалии, санитар, сапог, сарай, сарафан, касса, масса, колеса, плакса.

Саня идет в сад. В саду оса. У самого носа оса. Оса полосатая. Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете. Самолет идет на посадку. Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами. У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях. Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги. Садовник посадил сад.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СО

Произнеси слова, предложения:

Соболь, совы, сода, сокол, соль, Соня, сом, сон, босой, висок, волосок, высокий, колесо, кусок, носок, песок, фасоль, собака, совет, соловей, солома, мясо.

Бориса покусала собака. Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает. На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса. Дайте Сани сок и ананаса кусок. Песок в совке. Соль в солонке. Сонный сом на дне. Соня спала на соломе. Соня, купи маме соды.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СУ

Произнеси слова, предложения:

Суд, суп, сук, сумка, сумма, сутки, сухо, барсук, несу, пасу, посуда, рисунок, суббота, сугроб, сундук, сухой, вынесу.

Суп стынет. У мамы новая сумка. В лесу сухо. Барсук готовится к зиме. Несу сумку. На столе стоит посуда. Соня нарисовала рисунок. В сундуке лежит посуда. За сутки намело сугроб.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СЫ

СА-со-су-сы
Со-са-сы-су
Сы-су-са-со
Су-сы-су-са

Произнеси слова, предложения:

Сыр, сыпь, сыреть, сырник, сыро, сырой, сырок, сырость, сырьё, сыворотка, сыграть, сын, сыпать, сытый, Волосы, косы, носы, усы, рельсы, посылка, косынка, курносый,

Волосы заплели в косы. Посылка была сырой. От сыра у Сани соскочила сыпь. Сырники очень сытные. У мамы сын курносый. Из сыворотки делают сыр. На улице сыро.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог АС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка.

Астра распустилась. Что одеть каску или маску? Масло попало в квас. Ласточка вьет гнездо. Погас красный фонарь. Колбаса из пасты.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ОС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, остров, острый, Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска.

Нос на морозе красный. На острове растут абрикосы. Барбос побежал со мной на покос. Хочу полететь в космос. Острая полоска бумаги. Мост над рекой. У меня высокий рост.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог УС – ЮС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Ус, вкус, куст, пуск, густо, пусто, вкусно, капуста, грустный, тру, укус, плюс, пустыня, минус, парус, глобус, фокус, кактус, автобус, куски, уснул, устал.

В огороде густо выросла капуста. Семь плюс пять. Нажали кнопку пуск. Плывет парус. Саня устал и уснул. На окне кактус. В автобусе едет трус.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ЫС-ИС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения.

выслать, выставка, лис, диск, лист, писк, киска, миска, денис, баянист, искра, кислый.

Нужно быстро выслать лист. На выставке были денис и борис. В миске рис. Под ногами хоккеиста искры.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слоги со стечением согласных:

СВА-СВО-СВУ-СВЫ
СКА-СКО-СКУ-СКЫ
СЛА-СЛО-СЛУ-СЛЫ
СМА-СМО-СМУ-СМЫ
СНА-СНО-СНУ-СНЫ
СПА-СПО-СПУ-СПЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ

Произнеси слова, предложения:

Скамейка, скакать, скакун; скобка, скомкать, скука,скупой маска, миска, киска, каска.

Слава встал и стал смотреть на сосну. Света, собери сор совком. Бокс — спорт смелых. Толстый сурок застрял в норе. Из костра вылетела искра. Смола проступила сквозь кору сливы. Поставь стул на свое место! Уснул лес под сказку сна.

Василовская Зинаида Викторовна,
учитель-логопед,
Ачинская коррекционная школа-интернат VIII вида

Читайте также:
Образовательная программа по дополнительному образованию детей: Развитие связной речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: