Договор о сотрудничестве (типовой)

Партнерский договор

о сотрудничестве и совместной деятельности

«04» января 2019 г.

ИП Пуказов Ярослав Геннадьевич (далее именуемое “Компания”, “Заказчик”, “Сторона 1”,“honeymarketing”, “мы”, “нас” и “наш”), действующий(ая) на основании свидетельства о государственной регистрации №317623400035978 от 6 сентября 2017 г., выданного Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области, адресует настоящий Договор-оферту (далее по тексту – Договор/Партнерский договор/Договор о сотрудничестве) любому лицу (неопределенному кругу лиц) (далее — Исполнитель/Сторона 2/Партнер), чья воля будет выражена им лично либо через уполномоченного представителя (ст. 182, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации), выразившему готовность настоящий договор.

Договор, согласно п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, является публичным договором, принятием условий (акцептом) которой является совершения действий, предусмотренных Договором.

Моментом полного и безоговорочного принятия Партнером предложения Компании заключить Партнерский договор считается факт подписания соответвующего Соглашения, который является неотъемлемой частью данного Договора.

Текст настоящего Партнерского договора расположен по адресу: https://honeymarketing.ru/contract_partner/text/

1. Общие положения

1.1. Путем подписания Соглашения к данному Договору Стороны подтверждают, что интересам каждой из них соответствует совместное и согласованное сотрудничество в сфере указанной в Соглашении.

1.2. Стороны обязуются осуществлять совместные действия в указанной сфере с целью реализации общих интересов и достижения совместных целей.

1.3. Стороны осуществляют совместные действия в порядке и на условиях данного Договора, а также отдельных соглашений, заключенных между Сторонами.

1.4. В процессе достижения поставленных целей и реализации общих интересов Стороны обязуются строить свои взаимоотношения на основе равноправности, честного и добросовестного партнерства, а также защиты интересов друг друга.

1.5. Для обеспечения наиболее быстрого и эффективного достижения общих целей Стороны обязуются обмениваться имеющейся в их распоряжении информацией относительно их совместных интересов, а также проводить совместные консультации в случае необходимости.

1.6. Стороны обязуются принимать все необходимые меры для сохранения конфиденциальной информации, полученной ими друг от друга в процессе осуществления сотрудничества, согласно условиям данного договора.

1.7. Конкретные виды и формы сотрудничества Сторон, а также возможное привлечение ресурсов для достижения совместных целей и реализации общих интересов оговариваются Сторонами отдельно, путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

1.8. Доходы, полученные в результате осуществления совместной деятельности и делового сотрудничества Сторон, распределяются в каждом конкретном случае согласно отдельной договоренности Сторон.

1.9. Стороны удостоверяют факт того, что настоящий договор не является предварительным договором и не возлагает на Стороны никаких юридических обязательств относительно заключения в будущем каких-либо договоров.

2. Предмет договора

2.1. Заказчик (Партнер) поручает, а Партнер (Заказчик) принимает на себя обязательства по оказанию услуг и поставки товаров Клиентам Заказчика (Партнера) , на условиях и за вознаграждение, предусмотренных настоящим Договором, в соответствии с Соглашением, являющийся неотъемлемой частью Договора.

2.2. Услуги считаются выполненными после фактического совершения сделки между Заказчиком и Клиентом.

2.3. Акцепт Договора производится Партнером путем подписания Соглашения, являющийся неотъемлемой частью Договора.

2.4. Предметом настоящего договора является взаимное сотрудничество Сторон с целью расширения сбыта продукции и услуг, а так же увеличения клиентской базы.

2.5. Стороны могут оказывать друг другу дилерские услуги, в том числе рекламу и сбыт производимой продукции (услуг), предпродажную проверку, комплектование и тестирование, гарантийное и послегарантийное обслуживание, изучение рынка сбыта.

2.6. Стороны могут делегировать друг другу право предоставлять свои коммерческие интересы во всех указанных выше видах операций со сторонними юридическими и физическими лицами.

2.7. Стороны могут оказывать друг другу все виды финансовой, технической и организаторской помощи на взаимосогласных условиях.

2.8. Стороны производят приоритетный взаимообмен коммерческой, технической и иной информацией, если это не противоречит ранее принятым обязательствам.

2.9. Стороны могут организовывать совместные предприятия или производства, действующие в соответствии с существующим законодательством.

2.10. Стороны имеют право отказываться от предложений, если предлагаемые сделки экономически невыгодны, или если сторона не имеет возможности выполнить данное поручение надлежащим образом.

3. Права и обязанности Сторон

3.1. Стороны обязуются не разглашать конфиденциальные сведения производственного и коммерческого порядка, которые стали известны в процессе совместной деятельности.

3.2. Стороны оказывают друг другу помощь в охране патентов, других исключительных прав и в защите от недобросовестной конкуренции со стороны третьих лиц.

3.3. Стороны обязуются рекламировать деятельность друг друга, и обеспечивать в форме и объёмах, согласованных друг с другом.

3.4. Стороны обязуются передавать друг другу все материалы, необходимые для рекламы и продажи своих товаров, каталоги, проспекты, чертежи, техническую документацию, фотографии, слайды, рекламные образцы и т. д.

3.5. Стороны имеют право скрывать информацию о своих Клиентах, кроме тех случаев, когда Клиент привлечён Партнером Заказчику или Заказчиком Партнеру

Читайте также:
Выработка воздушной струи - конспект логопедического занятия

3.6. Партнер обязуется:

3.6.1. Принимать меры по поиску и привлечению потенциальных Клиентов Заказчика, юридических или физических лиц, и предоставить им возможность оформлять заявки на услуги (соглашение о намерениях), представляемые Заказчиком.

3.6.2. При оказании услуг пользоваться исключительно информацией размещенной на сайте Заказчика или полученной в письменном, либо электронном виде от уполномоченного представителя Заказчика.

3.6.3. В соответствии с Регламентом разместить на Интернет-ресурсе Партнера гиперссылки, баннеры или поисковые формы (как в комбинации, так и по отдельности), для представления услуг Заказчика.

3.6.4. Обеспечить регулярное обновление информации об услугах «Заказчика », полученной через Партнерские инструменты.

3.6.5. Нести ответственность за искажение на Интернет-ресурсах материалов, изображений и текстов, далее «Материалов», переданных для использования согласно данному Договору.

3.6.6. В случае окончания действия или досрочного расторжения Договора Партнер обязуется прекратить размещение Материалов, и в течение 10 (десяти) календарных дней вернуть Заказчику все полученное для цели исполнения Договора, в частности, но не ограничиваясь: удалить с Интернет-ресурсов Партнера описания товаров, услуг, рецензии и другие материалы, полученные от Заказчика согласно данному Договору.

3.6.7. Сообщать Заказчику об изменениях на Интернет-ресурсе Партнера: закрытии сайта, длительном (месяц и более) перерыве в работе сайта, изменении URL, e-mail, других существенных для исполнения Договора изменениях в течение 3-х календарных дней с момента их появления или заблаговременно.

3.7. Исполнитель имеет право:

3.7.1. Для учёта произведённых им по настоящему Договору действий формировать базу данных о Клиентах, привлечённых им для сотрудничества с Заказчиком.

3.7.2. Получать информацию от Заказчика и/или Клиента о прохождении сделки Заказчика и Клиента, привлечённого Партнёром.

3.8. Заказчик обязуется:

3.8.1. Предоставлять услуги Клиентам, привлеченных Партнером, точно так же, как и прочим клиентам Заказчика.

3.8.2. Принимать меры по поиску и привлечению потенциальных Клиентов Партнера – юридического или физического лица, и предоставить им возможность оформлять заявки на услуги (соглашение о намерениях), представляемые Партнером.

3.8.3. Обеспечивать процедуру оформления Сделки, прием оплаты Сделки, выполнение Сделки, процедуру отмены Сделки Клиентом, поддержку других процедур.

3.8.4. Обеспечить контроль над учётом Клиентов, привлекаемых Партнеру и привлеченным Партнером, а так же причитающимся Партнеру вознаграждением.

3.8.5. Сообщать Партнеру об изменениях в Регламенте по электронной почте не менее, чем за 5-ть дней до размещения на сайте соответствующих изменений.

3.8.6. Выплачивать Партнеру вознаграждение в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Договором.

3.8.7. При получении от Партнера, подписанного Клиентом соглашения о намерениях и отчёта по поиску и привлечению клиента, и при условии заключения договора на приобретение услуг между Заказчиком и Клиентом, выслать в течение 5-ти рабочих дней Партнёру подписанный со своей стороны, а ранее подписанный Партнёром, отчёт по поиску и привлечению клиента.

3.8.8. Предоставлять по требованию Партнёра информацию о состоянии сделки, с привлечённым им Клиентом.

3.8.9. Разместить на сайте информацию о Партнёре, в том числе с указанием ссылки на сайт Партнёра.

3.9. Заказчик имеет право:

3.9.1. В любое время проверять ход и качество работы, выполняемой Партнёром по настоящему Договору, не вмешиваясь в его деятельность.

3.9.2. Отказаться от исполнения договора в случае, если Клиент отказывается от услуг и/или условий Заказчика, предъявляемых Клиенту. При этом вознаграждение Партнеру не выплачивается.

4. Срок действия договора

4.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня подписания Соглашения обеими сторонами и действует до конца текущего календарного года. Действие настоящего Договора пролонгируется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявила о желании его расторгнуть.

4.2. Заказчик имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом Партнера за 10 (десять) дней до даты расторжения Договора.

4.3. Партнер имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом Заказчика за 10 (десять) дней до даты расторжения Договора.

4.4. Прекращение действия настоящего Договора не может являться основанием для отказа от завершения расчетов по нему.

5. Порядок изменения и расторжения договора

5.1. Изменение, дополнение и расторжение данного договора допускаются по взаимному согласию Сторон, а в случаях, установленных законом или данным договором, данный договор может быть прекращен или расторгнут в ином порядке.

5.2. Также данный договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе одной из Сторон путем направления письменного уведомления не менее чем за 10 (десять) до даты его расторжения.

5.3. Изменения и дополнения данного договора оформляются отдельным письменным соглашением, если такое изменение или дополнение осуществляется по взаимному согласию Сторон.

5.4. Документ, который вносит изменения в данный договор, подписывается уполномоченными представителями Сторон.

Читайте также:
Викторина 'Звездный час' (для детей средней группы)

6. Размер и порядок расчетов

6.1. Заказчик обязуется в течение 5 (пяти) банковских дней, после завершения взаиморасчетов по сделке с Клиентом, выплатить Партнеру вознаграждение из расчёта предусмотренном в Соглашении к настоящему договору. Вознаграждение включает в себя все необходимые налоги и сборы, предусмотренные действующим законодательством РФ.

6.2. Подтверждением оказанных Партнером услуг Заказчику, является оформленное Партнёром с Клиентом соглашение о намерениях и подписанный Сторонами отчёт. Основанием для выплаты вознаграждения – завершение взаиморасчетов по сделке Заказчика и Клиента, предоставленного Партнёром.

6.3. Обязательства по выплате вознаграждения считаются исполненными с момента списания денежных средств с расчетного счета Заказчика в пользу Партнёра в полном объёме.

6.4. Все расчёты между Сторонами осуществляются за конкретно выполняемые работы и взаимные услуги.

6.5. Прибыль от совместной коммерческой деятельности, указанной в настоящем Договоре распределяется после достижения взаимного соглашения и подписания соответствующего документа.

СОГЛАШЕНИЕ

к партнерскому договору о сотрудничестве

ИП Пуказов Ярослав Геннадьевич (далее именуемое “Компания”, “Заказчик”, “Сторона 1”,“honeymarketing”, “мы”, “нас” и “наш”), действующий(ая) на основании свидетельства о государственной регистрации №317623400035978 от 6 сентября 2017 г., выданного Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области с одной стороны, и ____________________________________________ в лице , действующего на основании , именуемый(ая) в дальнейшем Исполнитель/Сторона 2/Партнер, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, а индивидуально – Сторона, заключили между собой настоящее соглашение о нижеследующем:

Договор для совместного бизнеса с физлицом: как правильно оформить

Партнёры решают сделать проще: один оформляет ИП, а второй работает как физлицо с льготным налогом для самозанятых. Или другой вариант: оба работают как самозанятые. А между собой заключают договор о сотрудничестве.

Как заключить договор на сотрудничество ИП и физлицу или двум физлицам — читайте в нашей статье.

Договор на сотрудничество с физлицом

Партнёры со статусом ИП ведут общий бизнес по договору простого товарищества. Для такого договора есть правила из главы 55 Гражданского кодекса. Если предприниматели рассорятся, суд разберётся по правилам из закона и условий договора.

Физлицам нельзя заключать договоры простого товарищества — ни между собой, ни с ИП. А специального договора в Гражданском кодексе нет. Но для подобных случаев есть палочка-выручалочка — непоименованный договор из ч. 2 ст. 421 ГК РФ.

Непоименованный договор — это договор, условия которого стороны полностью придумывают сами, а обязательных правил в законе нет.

Нашим партнёрам с идеей про дизайнерские балконы придётся сочинить договор для сотрудничества с нуля. И прописать все нужные условия: что будут делать, как скидываются деньгами, распределяют обязанности, платят друг другу штрафы за нарушения и делят прибыль, кому на счёт будет платить клиенты. Шаблон такого договора вряд ли найдётся в интернете, для составления понадобится юрист.

Договор о сотрудничестве действует только между партнёрами. С заказчиками партнёры будут заключать отдельный договор подряда с двумя исполнителями на стороне подрядчика.

Налоги от сотрудничества каждый партнёр будет платить сам за себя со своей прибыли по своей системе налогообложения.

Договор о сотрудничестве физлиц и ИП — это самый настоящий договор. Если один партнёр нарушит условия, второй может подать в суд и взыскать убытки, неустойку или вообще расторгнуть договор из-за серьезного нарушения. Считается, что стороны подписались под гражданско-правовым обязательством, и съехать с него просто так нельзя — ст. 309 ГК РФ.

Спор между партнёрами будет решаться по условиям договора, который они же и придумали.

Вот реальный пример такого спора:

ИП и физлицо заключили договор о сотрудничестве для запуска студии печати. Вклады в общее дело распределили так: первый партнёр оформляет ООО и покупает оборудование, второй даёт деньги — полтора миллиона рублей. Партнёры свои обязанности выполнили, студию запустили, но бизнес не выстрелил. Второй партнёр решил забрать свои полтора миллиона, и спор дошёл до суда. Но суд сказал, что договор о сотрудничестве исполнен, и возвращать вклад на общее дело первый партнёр не обязан — дело № 2-159/2019.

Если договором о сотрудничестве один из партнёров сильно ущемлён в правах, суд может применить правила для договора простого товарищества. Например, когда прибыль делят поровну, но за качество перед клиентами отвечает только один. В таком случае суд может решить, что платить за плохую работу обязаны оба. Основание — п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 16.

Есть ещё три варианта договоров для ведения общих дел

В общем деле обязанности и ответственность могут быть разделены по-разному. И иногда партнёрам подойдут другие договоры.

Читайте также:
Речевая карта для логопункта

Договор субподряда из главы 37 ГК РФ

Сотрудничество между партнёрами можно оформить договором субподряда. Вариант подходит, когда заказы от клиентов берет один партнёр и часть работы отдаёт второму. Например, мастер по ремонту заключает с клиентом договор на дизайнерский ремонт балкона. Ремонт сделает сам, а на дизайн заключит договор субподряда с дизайнером.

Деньги от клиентов будет получать подрядчик и оговоренную часть платить партнёру-субподрядчику. Отвечать перед клиентом за недостатки будет подрядчик. А субподрядчик за качество и сроки будет отвечать перед подрядчиком. Налоги каждый за себя платит сам.

Договор субподряда не подойдёт, если партнёры хотят скинуться деньгами на запуск общего дела.

Договор займа из главы 42 ГК РФ

По договору займа первый партнёр даст второму деньги под оговоренный процент на запуск общего дела. Вариант подходит, если партнёрство заключается только в инвестировании: один занимается делом, а второй только даёт деньги и получает часть прибыли в виде процентов. Налоги каждый платит за себя.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Агентский договор из главы 52 ГК РФ

В агентском договоре первый партнёр будет принципалом, а второй агентом. Брать заказы у клиентов и заключать договоры могут оба. Но первый будет работать от себя лично, а второй от имени партнёра как агент. Агентский договор подойдет, когда у первого партнёра уже есть клиентская база или раскрученный бренд.

Партнёр-агент будет получать агентское вознаграждение от принципала — это и будет его часть прибыли. Налоги каждый платит сам за себя.

Договор не подойдёт, если агент платит налог для самозанятых — для них такая деятельность запрещена.

Статья актуальна на 30.09.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Договор о сотрудничестве (типовой)

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией экспертов в области трудового права Российской Федерации

Поиск профсоюзных структур, входящих в ФНПР

Председатель комиссии

Корчагин Александр Викторович

председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

  • Социальное партнёрство

  • Социальное партнёрство

  • Социальное партнёрство

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Полякова Ольга Васильевна

председатель союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Брянской области»

Телефон: +7 (483) 274-24-93

Секретарь комиссии

Богданова Евгения Александровна

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

  • Гендерная политика

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

  • Коллективные действия

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

  • Профсоюзное образование

  • Профсоюзное образование

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений, планов мероприятий и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Ветчинников Максим Александрович

управляющий профсоюзным имуществом – заведующий административно-хозяйственным отделом, Председатель Молодёжного совета Ассоциация территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, председатель Молодёжного совета Территориального союза организаций профсоюзов “Федерация профсоюзов Орловской области”

Читайте также:
Факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Договор о совместной деятельности – объединить усилия и достичь общих целей!

Чтобы объединить финансовые и иные возможности для достижения общих целей, заинтересованные стороны заключают договор о сотрудничестве и совместной деятельности. В чем преимущество данного документа, когда и как он заключается, вы сможете узнать далее.

Законодательная база

Договор о совместной деятельности регламентируется ст. 1041-1054 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 180 и ст. 278 Налогового кодекса РФ. Согласно данным статьям, стороны заключают между собой соглашение, на основании которого договариваются объединить свои вклады для совместной деятельности, извлечения прибыли или достижения цели, которая не идет в разрез с законом.

Подписание такого договора позволяет избежать создания нового юридического лица, что всегда влечет за собой дополнительные финансовые расходы. Это означает, что контрагенты по этому договору извлекают двойную пользу – избегают расходов на регистрацию нового юр. лица и получают дивиденды от партнерства.

Сторон соглашения может быть два и более, причем они являются субъектами предпринимательства. Это могут быть следующие лица:

  • Индивидуальные предприниматели. Подробнее о том, как самостоятельно открыть ИП – читать тут.
  • Юридические лица, например, коммерческие организации.

Они заключают договор на основании предмета, в качестве которого выступают виды деятельности, которые стороны будут осуществлять общими усилиями. Это может быть оказание тех или иных услуг, технические обеспечение, предоставление помощи и проч.

Согласно ст. 1042 ГК РФ, один из ключевых условий договора – внесение вклада в общее дело. Он может быть представлен в виде денежных средств, иного имущества, профессиональных навыков и умений, деловой репутации и связей. Стороны могут заранее определить стоимость вкладов и указать ее в самом договоре. Если этого не сделать, то автоматически предполагается, что вклады сторон равнозначны, то есть имеют одинаковую стоимость.

Когда заключается договор о сотрудничестве?

Чтобы более точно определить суть сотрудничества при коммерческой деятельности и необходимость заключения подобного договора, стоит рассмотреть пример:

  • Два бизнесмена желают организовать отельный бизнес отдельно друг от друга, при этом первый имеет соответствующее помещение, а второй – необходимый денежный капитал. Читайте о том, как открыть ИП на двоих.
  • Конечно, возможен простой вариант аренды помещения, но более эффективным можно считать заключение партнерства – первая сторона представляет ресурс в виде помещения, а вторая – несет ответственность за финансовую часть.
  • В конечном итоге, полученную прибыль партнеры поделят соответственно своему вложению в общий проект.

Важно отметить, что цель подобного сотрудничества необязательно имеет коммерческий характер. Так, это может:

  • Общее спонсирование единого проекта для его создания, внедрения, развития и проч.
  • Объединение деятельности научно-технической направленности для улучшения достигаемых результатов.
  • Оказание любого вида взаимопомощи.
  • Партнерство на взаимовыгодных условиях.

Порядок составления договора

Как правило, документ составляется в двух экземплярах, но если сторон-участников больше, то составляется с тем учетом, что каждый из них должен получить свой экземпляр.

Стоит отметить, что нет единой формы договора о совместной деятельности, но в нем обязательно нужно предусмотреть реквизиты, без которых договор будет недействительным. Так, чтобы ничего не упустить, рекомендуем оформлять договор в таком порядке:

  • Название. Документ начинается с того, что сверху в центральной части листа A4 указывается его наименование и порядковый номер, то есть «Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности №1». Далее прописывается дата заключения договора и полные имена сторон.
  • Предмет договора. Вся суть документа кроется именно в этом пункте, поэтому он идет первым. Так, здесь прописывается, какие усилия будут объединять контрагенты для достижения общей цели. Желательна максимальная конкретизация. Например, стороны могут объединить кредиты, ссуды, технику или технологии, услуги, обмен опытом, взаимные поставки различных товаров и проч.
  • Обязанности. Детально прописываются, какие именно обязанности распределяют между собой стороны. Например, к таковым можно отнести: внесение денежных вкладов, выполнение определенной работы, содержание технической базы, ведение документации или покрытие убытков, которые может понести другая сторона в результате общей деятельности.
  • Ответственность. Этот пункт тесно переплетается с предыдущим, ведь если имеются обязанности, значит, должна быть ответственность, которая последует при их невыполнении. В договоре следует четко указать, какие виды и размеры ответственности. Как правило, это штрафные санкции – пеня или неустойка. При этом стоит указать, в какой валюте они выплачиваются, в какой период и проч.
  • Порядок расчета. При совместной деятельности одна сторона передает второй определенную помощь. В этом разделе указывается, в каком виде она предоставляется и как должна быть использована. Например, это может быть предоставление финансовой помощи, техники, промышленного оборудования, специальных инструментов и проч. Так, необходимо оформить факт передачи, указав все характеристики оказываемой помощи.
  • Размер вклада. В этом пункте детально расписывается, что является вкладом сторон, а также расписываются точные характеристики вклада. Например, если это оборудование, пишется точное его наименование, серия, модель и количество.
  • Форс-мажоры. Это желательный пункт, в котором контрагенты отмечают, как будут поступать в случае непредвиденных обстоятельств. Например, таковыми могут являться пожары, изменение законодательных условий, стихийные бедствия и проч.
  • Получение прибыли. В этом пункте отмечается порядок, по которому стороны-участники будут распределять между собой прибыль, получаемую в результате совмещения усилий.
  • Сроки действия договора. Он может быть двух типов – срочным и бессрочным. Договор о совместной деятельности является срочным, поэтому в нем прописываются сроки, в течение которых он будет оставаться активным. То есть точно указывается, когда он вступает в силу и когда его действие признается оконченным. Как правило, документ начинает действовать с момента, когда все стороны его подписывают, а завершается, когда стороны достигают заданных целей.
  • Общие положения. В этом пункте вносятся дополнительные условия сотрудничества. Например, в каком порядке стороны будут решать конфликты – через суд или внутренние переговоры. Также стоит определить порядок, согласно которому в документ могут вноситься те или иные изменения.
  • Реквизиты сторон. Здесь указывается информация о каждой стороне, ставятся подписи и дата заключения договора.
Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Откуда хлеб пришел? для детей старшей логопедической группы

Договор о добровольном безвозмездном сотрудничестве

Из названия очевидно, что такой договор заключают стороны, которые желают сотрудничать на добровольной безвозмездной основе, чтобы достичь единых целей. Как правило, в этом случае обязанности сторон выглядят следующим образом:

  • соблюдение конфиденциальности и неразглашение секретной информации;
  • бережное отношение к совместному имуществу;
  • добровольно совершать работу или оказывать услуги на безвозмездной основе;
  • ответственность при невыполнении работы или неоказании услуги;
  • соблюдение правил, указанных в программе.

Как правило, подобные договора могут расторгаться по желанию одной из сторон.

Договор о совместной деятельности простого товарищества

Такой документ имеет возмездный характер, поскольку заключается между заинтересованными сторонами, которые объединяют свои вклады и пользуются общим имуществом.

При заключении такого договора внимание стоит уделить следующим моментами:

  • в какие сроки, и какие суммы вносят стороны-участники простого товарищества;
  • какие обязательства берут на себя стороны;
  • каковы условия объединения усилий;
  • каковы условия расторжения документа.

Договор о коммерческом сотрудничестве

Тип документа: Договор о совместной деятельности

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 12,5 кб

Этот договор имеет коммерческую основу и подписывается между двумя участниками, именуемыми как партнер 1 и 2. Подписание договора начинается с шапки, куда прописываются данные действующих сторон, ставится дата и вписывается город, в котором происходит оформление документа.

Как и другие виды договоров, этот документ состоит из основных его пунктов, которые характеризуют цель и объект предполагаемого сотрудничества. Кроме того, что в нем описаны обязательства, которые должны выполнять участники сделки, условия произведения взаиморасчетов, порядок расторжения сотрудничества и длительность данной договоренности, в нем еще, и прописаны пункты прав каждого участника.

Права партнеров

Как правило, в сделке участвуют два партнера, которые имеют права:

  • второй партнер получает возможность осуществлять все необходимые мероприятия, которые будут направлены на продвижение услуг и товаров первого партнера;
  • искать потенциальных клиентов на услуги первого партера;
  • первый партнер, в свою очередь, имеет право на получение информации о потенциальных клиентах от первого партнера;
  • партнер 1 имеет право передавать документацию, связанную с продажей недвижимости и другими услугами, второму партнеру.

Бланк договора о коммерческом сотрудничестве

Образец договора о коммерческом сотрудничестве (заполненный бланк)

Скачать Договор о коммерческом сотрудничестве

ДОГОВОР о коммерческом сотрудничестве №
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего Договора является взаимовыгодное сотрудничество сторон в сфере поиска Клиентов и размещении рекламы объектов недвижимости , выставленных на продажу по цене продавца.

1.2. «Клиентом» является лицо, найденное Партнером II или обратившееся к нему, с целью приобретения недвижимости в .

1.2. В случае приобретения Клиентом объекта недвижимости, Партнер I обязуется выплатить Партнеру II вознаграждение в размере % от комиссии стоимости реализуемого объекта недвижимости.

1.3. Прием выполненных работ по данному договору оформляется двухсторонним актом или протоколом по каждому факту приобретения Клиентом недвижимости.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ «ПАРТНЕРА II»

Партнер II имеет право:

2.1. Проводить за свой счет и по своему усмотрению рекламные кампании, направленные на продвижение предлагаемых Партнером I товаров и услуг (объекты недвижимости в ) на рынке России.

2.2. Осуществлять поиск потенциальных Клиентов и направлять их в для ознакомления с объектами недвижимости, предлагаемыми Партнером I. Партнер II принимает следующие обязательства:

Читайте также:
Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях

2.3. Разместить в своем офисе, в том числе на своем сайте в Интернете, рекламную информацию по проектам недвижимости, предоставленную Партнером I.

2.4. Оперативно информировать Партнера I относительно сроков и способа направления в клиента для просмотра или приобретения им объекта недвижимости.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ «ПАРТНЕРА I»

Партнер I имеет право:

3.1. Получать от Партнера II; оперативную информацию о найденных и обратившихся Клиентах. Партнер I принимает следующие обязательства:

3.2. Предоставлять Партнеру II планы и проекты выставляемых на продажу объектов недвижимости, Договоры купли-продажи, а также правовую и юридическую документацию и прочую необходимую, по своему усмотрению, информацию для выполнения Партнером II обязательств, указанных в п.2.3 настоящего Договора.

3.3. Информировать Партнера II о факте приобретения и оплаты Клиентом объекта недвижимости.

3.4. Предоставлять Партнеру II достоверную информацию.

4. ПОРЯДОК ВЗАИМОРАСЧЕТОВ

4.1. За предоставление услуг по поиску и привлечению клиентов, которые приобретут в собственность недвижимость, Партнер I обязуется выплатить Партнеру II вознаграждение в размере % от комиссии стоимости реализуемого объекта недвижимости.

4.2. Выплата вознаграждения производится Партнером I путем перечисления денежных средств на расчетный счет Партнера II.

4.3. Партнер I производит выплаты вознаграждения Партнеру II согласно п.4.1, п.4.2 настоящего Договора в течении рабочих дней с момента завершения сделки по продаже объекта и получения комиссии.

4.4. Выплаты вознаграждения производятся в евро.

5. РАСТОРЖЕНИЕ И СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует в течение месяца(ев). Стороны имеют право за дней, до истечения срока Договора, сообщить другой стороне о расторжении договора. В случае, если уведомление о расторжении договора не поступило, данный Договор пролонгируется на следующие месяца(ев).

5.2. Стороны имеют право расторгнуть Договор в одностороннем порядке в период его действия, предупредив об этом другую сторону за дней до даты расторжения Договора.

6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Все расходы, связанные с поездкой в для просмотра объектов недвижимости (проживание, питание и пр.) оплачиваются клиентом.

6.2. Расходы по предоставлению консультаций независимых юристов оплачиваются клиентом.

6.3. Стороны приложат все усилия для разрешения споров путем переговоров, в случае если нет возможности достижения соглашения, споры рассматриваются в соответствии с законодательством страны.

6.4. Любые вопросы, не оговоренные отдельно настоящим Договором, решаются сторонами, путем составления дополнительного соглашения к данному договору.

6.5. Каждая из сторон обязуется соблюдать полную конфиденциальность относительно деловых и финансовых источников и сделок противоположной стороны, а также сделок по приобретению Клиентом объектов недвижимости в . Любая информация подлежит оглашению только после специального письменного разрешения соответствующей стороны.

6.6. Данные сторонами обязательства по сохранению конфиденциальности информации, полученной в рамках настоящего Договора, сохраняют свою силу в течение 10 лет после истечения срока действия или расторжения настоящего Договора.

6.7. Все изменения и дополнения к настоящему Договору производятся при обоюдном согласии сторон, оформляются в письменном виде и являются неотъемлемой частью Договора.

6.8. Настоящий Договор составлен на русском языке в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

6.9. Настоящий Договор регулируется правом государства.

6.10. Подписание Договора производится путем обмена экземплярами Договора по факсу с подписями сторон и печатями сторон, с последующим направлением друг другу подлинников настоящего Договора для подписания.

Особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия

Изучение проблемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи освящено в работах Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др.

Учитывая необходимость и важность овладения ребенком фонематическим слухом, фонематическим восприятием, анализом и синтезом в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу о важности изучения проблемы комплексной логопедической работы с целью формирования фонематического восприятия речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Актуальность проведения коррекционной работы обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи и поиском новых путей преодоления ее недостатков.

Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Главной особенностью фонетико-фонематического недоразвития (нарушения развития фонематических процессов) является низкая способность к анализу и синтезу звуков, что влияет на восприятие фонемного состава языка.

Именно поэтому, в данной статье будет предложена система коррекционной работы, направленной на формирование фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Этапы формирования фонематического восприятия

В работе Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов.

Читайте также:
Снижение памяти у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения

Эти этапы были взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Приемы развития фонематического восприятия

Рассмотрим подробнее, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

1 этап — «Узнавание неречевых звуков».
  • ​ Звуки окружающего мира.
  • ​ Звучащие игрушки.
  • ​ Воспроизведение ритма.
  • Изолированные удары.
  • ​ Серия простых ударов.
  • ​ Серия акцентированных ударов.

Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уло​вит характер звука.

Целесообразно использовать упражнения, которые направлены на воспроиз​ведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Рит​мический рисунок можно изобразить графически. Если звук длительный — обозна​чим знаком О, короткий — +.

В результате появляется таблица:

+ + +
+ +
+ +

Упражнение «Снеговик».

Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга- «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.

2 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»

Упражнение «Учёный медведь и воробышек».

Большой медведь — низкие, тяжёлые звуки дети поют — Э-Э-Э, воробышек — высокие звуки — чик- чирик.

Упражнение «Кукушка и часы».

Дети изображают, как тикают часы — тик- так — показывая движение маятника руками, и как кукует кукушка — ку-ку, делая взмахи руками.

3 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».

Можно предложить детям взять два кружка: желтый и синий и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное — синий:

  • баман-панам-банан-ваван-даван-баван-ванан;
  • тлетка-кветка-квекта-клетка-клетта.

Усложняя работу, можно предложить такой вид работы: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.

-​ Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:

  • Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ). Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д.

-​ Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов:

  • От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).
4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».

Предлагается использовать следующие виды упражнений:

  • Воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА;
  • Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;
  • Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА;
  • Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА;
  • Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;
  • Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;
  • Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
  • Воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.
5 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».

На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно с дифференциации гласных.

1. «Найди пару».

Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда.

Взрослый называет гласный первого ряда, а ребенок гласную второго ряда и наоборот. ( А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И)

2. «Вставь букву».

Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда.

Ребенку надо вставить пропущенную гласную ( на каждую пару дается отдельное упражнение).

Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко.

Затем с согласных.

Цель: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные .

Взрослый показывает картинки с изображением предметов ( из любой настольной игры типа лото).Ребенок должен разложить эти картинки по две кучки : слова, которые начинаются с твердого согласного и слова, которые начинаются с мягкого согласного.

На этом этапе можно поиграть вот в такие игры:

«Исправь ошибки».

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

Мячик выронив из рук,
Коля мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук
С длинными усами. (жук)

Читайте также:
Цветы и насекомые - конспект логопедического занятия

«Ритмы»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: ведущий отстукивает различные ритмы

(— —, — — —, — — — и т. д.), а дети повторяют за ним.

«Определи на слух самое короткое (самое длинное) слово»

Кенгуру, кот, корова, черепаха;

Трамвай, автобус, велосипед, поезд и т.д.

6 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.

«Назови звук»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: взрослый произносит 3 – 4 слова, ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех словах.

Шуба, маШина, малыШ, суШка

командиР, тРуба, кРот, Рысь и т.д.

Предлагаемая система заданий для развития фонематического слуха может являться основой для планирования логопедической коррекционной работы в разных возрастных группах ДОУ.

Системой заданий по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза могут пользоваться педагоги дошкольного учреждения. Для этого необходимо определить уровень развития фонематического слуха и начинать работу с подходящего этапа, учитывая возрастные особенности детей.

Особенностью данной системы является то, что формирование фонематического восприятия проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе воспитателя. Воспитатель, используя игры, рекомендуемые логопедом, закрепляет результаты, достигнутые на подгрупповых логопедических занятиях. Поэтому система заданий создана таким образом, чтобы воспитателю любой группы дошкольного учреждения было легко сориентироваться в заданиях.

Таким образом, разработанная система заданий является универсальной и может использоваться не только педагогами, но и родителями. Она позволяет организовать непрерывное взаимодействие всех категорий педагогов, в том числе музыкальных работников и инструктора по физическому воспитанию, так как все перечисленные категории людей могут пользоваться данными заданиями, использовать игры, и, следовательно, развивать фонематическое восприятие детей с ФФН систематически.

Решетняк Ольга Валерьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида №27 «Лесовичок»
городского округа Тольятти

Приемы формирования фонематического восприятия

Частым нарушением речи у детей выступает фонетико-фонематическое недоразвитие.

Бесплатные занятия с логопедом

Частым нарушением речи у детей выступает фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Это целый комплекс фонетико-фонематических нарушений, включающий нарушения:

Фонетико-фонематическое недоразвитие является базой для возникновения дисграфии и дислексии – стойкого отставания в умении писать и читать.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух помогает отличать одни речевые звуки от других (ж-ш), (б-п), (з-с), различать на слух слоги и слова, отличающиеся только одним звуком (са-ся) (жи-ши), благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком-бочка-почка-удочка-уточка-крыса-крыша.

Развитие фонематического слуха происходит очень рано и опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок «не слышит» окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да), сложно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком в названиях (мишка-мышка, бочка-почка).

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко при обучении письму и чтению.

Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Cамая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется:

При письме в искажениях структуры слова и предложения. Особенно распространенными при этом будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «торпа», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «катан»).

При чтении в специфических ошибках:

пропуски согласных звуков при стечении (марка – «мака», бочка – «бока»),

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме Игрушки, старший дошкольный возраст

вставки гласных между согласными при их стечении (пасла –«пасала», девочка – «девочека»),

перестановки звуков (утка – «тука», крупа – «курпа»)

пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове (молоко – «молко», малина – «маалина»).

Для правильного овладения процессами письма и чтения очень важна сформированность фонематического анализа.

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по одному, с паузами между ними).

Пропуски и перестановки букв, добавление лишних букв при письме зачастую являются свидетельством несформированности фонематического синтеза. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет на должном уровне овладеть письмом.

Фонематическое восприятие — специальные умственные действия пи дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

Обычно дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. У них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом, у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) – леса (мн. число слова «лес»).

В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Применение специальных методик по развитию фонематических процессов приводит к тому, что дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов.

Для полноценного овладения чтением и пись­мом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ус­тойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках — ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.

Недоразвитие фонематических представлений приводит к трудностям в овладении процессом чтения и письма, специфическим стойким ошибкам при чтении и письме, и, следовательно, к неуспеваемости в школе, ряду поведенческих и психологических проблем.

Сформировать соответствующие фонематические представления можно только с помощью специальных коррекционных методик.

Читайте также:
Ходилки-бродилки - авторская методика автоматизации звука

Не только у детей с ФФН наблюдается недоразвитие фонематического слуха и восприятия, но и у детей с ОНР I-IV уровня, при дизартрии, дислалии, алалии, дисграфии, дислексии.

Следует отметить, что фонематическое восприятие в процессе онтогенеза происходит определенные стадии:

Полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;

Становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребёнок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;

Ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится искаженное, неправильно произнесённое слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового.

Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребёнка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения.

В своей работе с детьми я применяю специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия.

В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Примерные игры и упражнения, которые я использую в работе:

Например, при работе над узнаванием неречевых звуков я использую компьютерную методику «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет (Акименко В.М.)» для развития слухового внимания, различения неречевых звуков (игра «Что звучит?»), также использую различные игрушки и предметы для игры «Отгадай, что звучит» (для игры используются предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, барабан, бумага, дудка, ключи и т.п.)

Игра «Какое слово отличается?»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава—канава—какао—канава, ком—ком—кот—ком, утёнок—утёнок—утёнок—котёнок, будка—буква—будка—будка, винт—винт—бинт—винт, минута—монета—минута—минута буфет—букет—буфет—буфет, билет—балет—балет—балет, дудка—будка—будка—будка.

Упражнение «Назови первый звук в словах» (А, О, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Упражнение «Назови последний звук в словах» (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Упражнение «Назови все звуки по порядку»

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

При автоматизации звуков я всегда включаю задания на определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце). Особенно дети любят игру с поездом (1 вагон – звук «спрятался» в начале слова, 2 вагон – в середине слова, 3 вагон – в конце слова).

На многих занятиях мы с детьми придумываем слова с заданными звуками: в начале, в середине, в конце слова.

Если ребенок безошибочно выполняет все задания на всех этапах, усваивает понятия «звук, слог, слово», то мы переходим к наиболее сложным заданиям, например, к составлению схем слов. Ребенок учится давать характеристику звукам (гласные, согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие) и рисовать схемы слов.

Таким образом, мы видим, что фонематические процессы формируются у ребенка постепенно. Фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности и его необходимо развивать.

Список литературы:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2005.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: