Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Организация дистанционной работы с родителями детей с ОВЗ

Ирина Сурова
Организация дистанционной работы с родителями детей с ОВЗ

Сегодня весь Мир, наша страна и все мы, оказались в нетипичной ситуации. И перед нами стоит задача: в новых условиях продолжить выполнять работу. Попробую изложить свой взгляд на то, как организовать дистанционную работу с родителями детей ОВЗ дошкольного возраста. Все мы знаем, дети ОВЗ нуждаются в систематической, непрерывной работе, только тогда количество и качество знаний будет увеличиваться.

Хочу подчеркнуть, это не методические рекомендации и не руководство к действию, это размышления педагога. Я совсем не претендую на полное принятие своих взглядов по данному направлению работы, пытаюсь обобщить свой опыт и продолжить качественно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.

У каждого педагога и специалиста, даже если мы работаем по единым программам, есть свой почерк. Кто-то любит использовать больше наглядности, кто-то использует практико-ориентированные подходы в работе, т. е. креативный, творческий подход не запрещен. Думаю, что каждый из нас уже нашел для себя удобный способ организации дистанционной работы или находится в активном поиске. Это могут быть различные платформы, социальные сети, интернет ресурсы и т. д.

Дети, родители и педагоги оказались в ситуации, когда все вышли из зоны комфорта. Изменился привычный ритм жизнедеятельности, родители больше времени проводят с детьми. Для кого-то это стало новым опытом и испытанием одновременно. Да и нам, педагогам, приходится снова учиться – учиться переводить работу из оффлайн в онлайн.

Попробую рассуждать, как это можно сделать в короткие сроки и с небольшим наглядно-информационным запасом. Ведь многие из нас уходя на недельный срок карантина, не забирали все книги с программами занятий и все презентации из компьютеров, не предполагая, что карантин продлиться больше месяца. Подчеркну, я за то, чтобы использовать минимум времени и сил в новых условиях, но не забывать про качество выполняемой работы и получение обратной связи.

Для организации дистанционной работы с родителями детей ОВЗ дошкольного возраста необходимо соблюдать несколько условий:

1. Взаимодействие всех участников образовательного процесса. А именно: наличие желания взаимодействовать не только у педагога, но и у родителей. Эмоциональная вовлеченность педагога в новый процесс. Позитивное отношение всех к новым формам взаимодействия.

2. Наличие технических возможностей. Педагог и родители должны иметь возможность удобного удаленного взаимодействия. Это подразумевает наличие гаджетов, интернета и заранее выбранной платформы или ресурса на котором будет проходить взаимодействие.

3. Систематизация материалов. Это кропотливое, но вполне выполнимое условие работы. Педагогу необходимо изучить запросы родителей, и обобщив, создать электронный кейс материалов. Это могут быть подборки книг, конспектов занятий, игр, упражнений, интересных публикаций и т. д.

4. Определение формы и времени взаимодействия. Это самый энергозатратный для педагога пункт работы. Крайне важно сохранить личностно-ориентированный подход, продумать формы взаимодействия – индивидуальное или малыми подгруппами. Не стоит одновременно всех обучать, нужно дифференцировать время и формы в зависимости от условий и потребностей участников.

Рассмотрев условия организации дистанционной работы с родителями, я хочу остановиться на этапах.

Я выделяю три основных этапа при переходе работы педагога из режима оффлайн в онлайн:

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Подготовительный этап. Итак, на первом подготовительном этапе, педагогу важно изучить опыт работы других специалистов. Не секрет, что в последнее время появилось много индивидуальных и корпоративных предложений по работе со школьниками и дошкольниками в дистанционном режиме. Необходимо обобщить этот опыт и выбрать оптимально комфортный и конструктивный вариант для Вас.

Определить направления работы исходя из запроса родителей. И тут важно не переусердствовать, не засыпать родителей потоком информации, и не усадить ребенка за компьютер, чтобы он делал много заданий. Во всем должна быть мера. Нужно помнить и понимать, что родители могут удаленно работать и у них не так много времени, что бы читать или слушать большие послания от педагога. Выбор направления взаимодействия должен быть удобен всем участникам.

Мотивирование всех участников на взаимодействие. Вот тут педагогу придется проявить свои креативные способности. И ограничений, пожалуй, по выбору форм, не так уж и много. Главное – делать интересно и с полной самоотдачей, а результат будет обязательно. Как вариант, хочу предложить анонсирование видов работы с указанием даты, времени эфира и ожидаемого результата. А если предусмотрена практическая деятельность, то стоит указать, какие подготовить материалы для ее осуществления.

Читайте также:
Словарный запас у учащихся с нарушением интеллекта

Основной этап работы строится на тех видах взаимодействия, которые участники выбрали. Это в первую очередь консультирование родителей по насущным и актуальным для них вопросам. На этом этапе педагог может осуществлять поддержку и оказывать информационно-практическую помощь родителям. Рассказывать о том, как организовать занятие с ребенком дома, в какие игры лучше поиграть и как не допустить пресыщения от общения друг с другом. Научить родителей контейнировать свои эмоции и сохранять себя в балансе. И многое другое. Важное условие этого этапа – поддержание желания взаимодействовать. Не получение разовой консультативной помощи от специалиста, а сохранение желания быть на связи.

И на конец, третий этап – итоговое сопровождение. Он является продолжением предыдущих двух. Основная роль этого этапа заключается в получении обратной связи от участников взаимодействия. Без обратной связи невозможно выстроить коммуникативное взаимодействие. В добавление, это усиливает эмоциональный отклик и закрепляет положительный результат проводимой работы. И еще, простраивание следующего взаимодействия должно осуществляться с опорой на результаты предыдущего. Так будет выполняться принцип преемственности и системности работы.

Основное при выборе формы дистанционной работы с родителями – учет индивидуальных возможностей и запроса каждой семьи. Понимание зоны активного восприятия и готовности к взаимодействию.

Ведущим и реально осуществимым в короткие сроки направлением работы считаю – консультации. Варианты консультативной работы педагога с родителями детей ОВЗ в дистанционном формате могут быть: беседы с родителям, ответы на вопросы, буклеты с интересной информацией, презентации по различным темам, видео консультации.

Видео консультации педагог может проводить в прямом эфире или делать запись и выкладывать ссылку для просмотра родителями. Это достаточно удобно. Родители могут в удобное для них время и с любого устройства просматривать видео консультации. Формат может быть различный от традиционно-делового до сказочно-аллегорического. Фантазия и возможности: технические и артистические, придутся только в помощь. После того, как запись консультации будет сделана, можно смонтировать ее с фотографиями, наложить музыку, чтобы видео консультация была похожа на маленькую историю, который педагог эмоционально и не нравоучительно рассказывает слушателю. По длительности такие консультации лучше не делать больше 15 минут. Иначе, тяжело запомнить все увиденное и услышанное. Если информации много, можно разделить ее на несколько частей и записать еще одну консультацию.

Такие консультации можно смотреть всей семьей. И всем будет интересно!

Желаю всем успехов!

«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба В нашем саду прошло очередное заседание родительского клуба «Мой малыш». Так как мероприятий для мам в 1 младшей группе не проводилось,.

Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

«Пока часы 12 бьют». Работы детей совместно с родителями Каждый год в декабре городской краеведческий музей устраивает выставку новогодних поделок из любого бросового и природного материала. Выставку.

«Зимнее чудо-снежинки» (работы детей совместно с родителями) Снежинки танцуют: летают, кружатся, на солнце в морозный денёк серебрятся. Ажурные платья, резные косынки. Волшебное зимнее чудо – снежинки.

Давайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУ В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно – методические модели развития личности ребенка. Одним из.

Организация среды для диалога с родителями Одним из важнейших условий реализации образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников: дети, воспитатели,.

Консультация для воспитателей «Организация беседы с родителями» Организация беседы. Особенности проведения бесед. Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления.

Читайте также:
Логопедическое развлечение для детей старшей и подготовительной группы

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.

Надомное обучение детей с ОВЗ

Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.

Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.

Семейное обучение детей с ОВЗ

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.

Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.

Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.

Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»

«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы. Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.

Как проходят занятия

Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.

Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.

Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.

Читайте также:
Всероссийский конкурс журналистских материалов «PRO Образование – 2020”

Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью

«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.

Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.

Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.

О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» ставит перед педагогическим сообществом задачу по обеспечению родителей, а также тех, кто только планирует ими стать, доступной и квалифицированной психолого-педагогической и консультативной помощью в вопросах воспитания и образования детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих дошкольное образование в семье.

Мы живем в эпоху масштабных изменений во всех сферах жизни человечества. Изменился мир, изменился сам человек и его образ жизни, претерпевают изменения его потребности в образовании. Дистанционные образовательные технологии стали сегодня реальностью. Это педагогические технологии, которые обеспечивают получение и передачу информации в удобное для ребенка время и в удобной для него форме, что особенно актуально для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Практика показывает, что дети с ОВЗ нуждаются в систематическом, непрерывном психолого – педагогическом сопровождении, и только тогда будет заметна положительная динамика в повышении уровня развития детей. Дошкольное домашнее обучение получают в большинстве случаев маломобильные дети, имеющие статус «ребенок с ОВЗ». Сегодня в условиях карантина и угрозы распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость дистанционного образования в рамках консультационного пункта ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ 63 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ

Дорогова Марина Владимировна, Зверева Ирина Валерьевна

(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка», г.Лесосибирск)

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» ставит перед педагогическим сообществом задачу по обеспечению родителей, а также тех, кто только планирует ими стать, доступной и квалифицированной психолого-педагогической и консультативной помощью в вопросах воспитания и образования детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих дошкольное образование в семье.

Мы живем в эпоху масштабных изменений во всех сферах жизни человечества. Изменился мир, изменился сам человек и его образ жизни, претерпевают изменения его потребности в образовании. Дистанционные образовательные технологии стали сегодня реальностью. Это педагогические технологии, которые обеспечивают получение и передачу информации в удобное для ребенка время и в удобной для него форме, что особенно актуально для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Практика показывает, что дети с ОВЗ нуждаются в систематическом, непрерывном психолого – педагогическом сопровождении, и только тогда будет заметна положительная динамика в повышении уровня развития детей. Дошкольное домашнее обучение получают в большинстве случаев маломобильные дети, имеющие статус «ребенок с ОВЗ». Сегодня в условиях карантина и угрозы распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость дистанционного образования в рамках консультационного пункта ДОУ.

Консультационный пункт на базе образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – Детский сад № 54 «Золушка» города Лесосибирска реализует задачи обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимся на дому. Основная категория родителей, обращающиеся в консультационный пункт – это родители, дети которых не посещают детский сад. Работа специалистов проходит в рамках консультационного пункта ДОУ.

Так, чаще всего к специалистам консультационного пункта обращаются родители детей раннего возраста, не посещающие ДОУ; родители детей 3-7 лет с ОВЗ (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, тяжелые нарушения речи).

От родителей, обратившихся в консультационный пункт ДОУ, поступают следующие запросы к специалистам консультационного пункта:

– запрос на проведение психолого – педагогической диагностики, с целью определения уровня актуального развития ребенка;

– запрос о том, как правильно организовать развивающую домашнюю среду для ребенка с ОВЗ, какие необходимы пособия и игрушки;

– вопросы организации занятий с ребенком дома, чему необходимо учить ребенка и как это делать правильно в том или ином случае, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка;

– запрос на проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистов консультационного пункта с ребенком с ОВЗ;

– личные и семейные проблемы родителей, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии.

Исходя из запросов родителей к специалистам консультационного пункта и учитывая современные условия (пандемию; низкую мобильность категории детей, получающих домашнее дошкольное образование; занятость специалистов и др.) используются представленные ниже формы дистанционной работы с семьями воспитанников.

1. На запрос родителей о проведении диагностического обследования ребенка проводится интервьюирование родителей в режиме телефонной связи . Вопросы специалисты задают, используя переработанную для понимания родителей анкету «Карта развития ребенка». В процессе проведения опроса, специалисты ориентировочно определяют зону актуального развития ребенка, с целью правильного планирования диагностики и подбора материалов для ее проведения.

Хотелось бы отметить, насколько важно в самом начале работы специалистов с ребенком, имеющим нарушения в развитии зафиксировать уровень его актуального развития! Сделать это можно в специальном дневнике наблюдений . В случае сомнений родителей или специалистов Пункта в том, есть ли положительная динамика в развитии ребенка, можно обратиться к дневнику и сравнить умения ребенка на начальном этапе и в данный момент сопровождения ребенка.

После проведения интервьюирования специалисты подбирают диагностику соответствующую индивидуальным особенностям ребёнка и возрасту. Проводится инструктаж родителей с применением видео-инструкции о том, как следует проводить диагностику ребенка, какие задания ему предлагать, как должны быть озвучены инструкции, какая может быть оказана помощь ребёнку, в какой последовательности, как фиксируются результаты того или иного задания. По необходимости, обратную связь от родителей специалисты просят записать в видео-формате , о том, как ребенок выполняет задания, предложенные специалистами Пункта.

2. В случае поступления запроса от родителей к специалистам Пункта о том, как правильно организовать развивающую домашнюю среду для ребенка с ОВЗ (организация рабочего места для проведения занятий; подбор пособий, развивающих игрушек). Специалисты Пункта выстраивают работу с родителями следующим образом:

а) Специалисты просят родителей прислать фото или видео домашней обстановки детской комнаты или детского уголка; фото и видео материал, который наглядно демонстрировал бы, детские игрушки и пособия (чем и как играет ребенок, как он использует имеющиеся пособия, игрушки, материалы). Специалисты заостряют внимание родителей на необходимости отразить особые предпочтения, интересы и привязанности ребенка к играм и игрушкам.

б) Специалисты оценивают возможности домашней среды для развития ребенка, и разрабатывают рекомендации для родителей (что необходимо изменить в среде, как организовать рабочую зону, для чего необходимы эти изменения); что необходимо конкретному этому ребенку для игр, занятий (по результатам диагностики ребенка). Хотелось бы отметить, что здесь важна ориентация на материальные возможности родителей.

в) Разработанные рекомендации родители получают в виде печатных файлов, схем по расстановке мебели и предметов, презентаций, мастер-классов по самостоятельному изготовлению пособий, игрушек для занятий и игр с ребенком.

г) Обратная связь от родителей поступает в режиме телефонного общения, обмена фото материалами или в режиме онлайн трансляции (как получилось трансформировать среду, есть ли эффект от трансформации, какие игрушки удалось приобрести и каким образом организуется игра ребёнка).

3. В случае поступления к специалистам запроса об организации домашних занятий и их содержании, специалисты Пункта обращают внимание родителей на следующие моменты:

– крайне важна регулярность занятий, адекватность частоты и продолжительность занятий в соответствии с возрастом и особенностям развития ребёнка;

– необходимо правильно организовать рабочее место ребенка ( стол расположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости расположить те материалы, которые будут использованы во время конкретного занятия, чтобы не отвлекать внимание ребенка);

– упражнения лучше подбирать так, чтобы была возможность усложнения задания, различных вариантов использования;

– тщательно, учитывая предпочтения ребёнка, подобрать систему поощрений для малыша в процессе домашних занятий;

– важным аспектом является фиксация результатов (для этого специалисты Пункта рекомендуют пользоваться специальными таблицами, в которых указывается упражнение, частота его использования, виды оказываемой помощи, степень самостоятельности проявленной ребёнком, другие особенности выполнения заданий).

Всей этой информацией специалисты делятся с родителями с помощью памяток .

4. На запрос родителей о проведении занятий ребёнка с ОВЗ со специалистами используется форма – опосредованных занятий специалиста с ребёнком, т.е. переориентация на занятие ребёнка с родителем , т.к. в силу возраста и особенностей детей с ОВЗ проведение занятий с ребёнком в онлайн режиме затруднено и требует больших временных затрат.

5. В случае обращения по личностным проблемам членов семьи, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, используются следующие формы взаимодействия:

– консультации по телефону, видео-чаты;

– применение специальных психологических техник адаптированных для использования в онлайн режиме («Идеальный ребенок», «Школьных оценок», «Терапия успехами», «Кресло идентичности», «Родительское сочинение» и др.);

– анкетирование родителей по разным вопросам (стили воспитания, взаимоотношения в семье, отношение других членов семьи к ребёнку с ОВЗ и т.д.);

– домашнее задание и обратная связь в режиме телефонной связи, видео чаты и др. (выполняет родитель, с целью изменения сложившейся ситуации в семье).

В процессе дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в рамках консультационного пункта ДОУ специалисты отмечают преимущества данной формы сопровождения:

– реализуется Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»;

– несмотря на условия пандемии и низкую мобильность дети с ОВЗ охвачены дошкольным образованием;

– родители получают квалифицированную методическую, консультативную, психолого-педагогическую помощь в вопросах воспитания детей с ОВЗ;

– формируется система обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в семье;

– родители получают личную психологическую помощь и поддержку;

– специалисты совершенствуют свою работу в области цифровизации дошкольного образования;

– при общении со специалистом по телефону родитель получает позитивное внимание, педагогическую помощь, поддержку и не испытывает страх быть «плохим родителем», «взрослым двоечником», «неудачником». Вследствие чего повышается уровень доверия родителей к специалистам;

– переориентация родителя из пассивной позиции (объекта психолого-педагогических воздействий), в активную позицию (субъекта, участника сопровождения своего ребенка);

– отсутствие строгой привязанности к месту и времени проведения занятия или консультирования.

Несмотря на ряд преимуществ дистанционных форм сопровождения семей, специалистами Пункта выделены особенности данных форм сопровождения, на которые следует обратить внимание:

– учитывать, что родители бывают неоткровенны. С одной стороны, они проявляют мягкость и направленность на помощь ребенку, с другой – часто испытывают раздражение, безучастность, равнодушие;

– высокий риск выгорания специалиста из-за невозможности сопровождать семью постоянно;

– сложности в ограничении продолжительности и частоты консультаций (проводятся редко – не возможно мобильно откликнуться на проблему, часто – родитель не может самостоятельно найти выход из ситуации, принять решение);

– родители чаще обращаются с проблемами ребёнка, а не с собственными трудностями (стиль воспитания; принятие ребёнка; взаимоотношения в семье, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ; профессиональная и другая занятость родителей; распределение обязанностей между членами семьи по отношению к ребёнку с ОВЗ; внимание родителей к другим членам семьи, другим детям, тяжелые переживания, стрессы, депрессия, ощущения потери смысла жизни, высокий уровень тревоги, нарушения здоровья);

– недостаточный эмоциональный контакт специалиста с родителями (возможности переключения, нет визуального контакта для контроля за эмоциональным состоянием собеседника);

– не достаточный уровень владения родителями ИКТ и низкая цифровая культура родителей;

– в условиях домашнего обучения и воспитания ребенок не социализируется.

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ создаёт возможности оказания помощи, служит альтернативой, когда крайне затруднительно использовать другие формы взаимодействия специалистов с родителями детей с ОВЗ, получающих дошкольное образование на дому. Д истанционные формы сопровождения предоставляют возможность родителям совершенствовать навыки взаимодействия с ребенком с особыми потребностями.

  1. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Учебное пособие. – Екатеринбург, АМБ, 2001 – 347с.
  2. Воронкова, В. В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – Ст. 40.
  3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии.

«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка.

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019 г.

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019г.

Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи

Работа с родителями.

“Рекомендации и советы родителям, имеющим детей – инвалидов” представлены в рамках консультационного пункта

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь&helli.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ (в рамках консультационного пункта)

Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что именно вы, родители, являетесь его самыми лучшими учителями.

Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Содействие становлению профессиональных, специальных компетенций педагогических работников.

Категория обучающихся

Педагогические работники и иные специалисты образовательных организаций, работающие с детьми с ОВЗ.

Результаты обучения

Направлены на совершенствование и актуализацию необходимых в деятельности педагогических работников следующих компетенций.

современные теории и методы консультирования;

основные подходы к определению специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ;

модели и технологии комплексного сопровождения субъектов инклюзивного образовательного процесса;

основные тенденции развития современного образования и правовые основы российского образования лиц с ОВЗ и РАС;

определить методы и приемы обучения различных категорий обучающихся;

ставить реальные цели и составлять индивидуальный маршрут работы с детьми с РАС;

приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье;

традиционными и инновационными технологиями обучения и воспитания детей с нарушениями развития;

навыками подбора и применения средств, применяемых в обучении детей с нарушениями развития;

базовыми методами и приемами психолого-педагогической работы детей с РАС.

Что входит в курс?

Программа курса

Программа курса 72 часа
Модуль 1. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 16
Модуль 2. Консультирование родителей, имеющих детей с особыми образовательными возможностями 30
Модуль 3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями, в которых есть дети с РАС 24
Итоговая аттестация 2
4 500 руб.
<
Программа курса 72 часа
Модуль 1. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 16
Модуль 2. Консультирование родителей, имеющих детей с особыми образовательными возможностями 30
Модуль 3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями, в которых есть дети с РАС 24
Итоговая аттестация 2
4 500 руб.
<

Отправить заявку на курс

После обработки заявки наши менеджеры свяжутся с вами для обсуждения деталей и предоставят полную информацию по обучению.

Вы можете оплатить прямо с сайта с помощью платёжных систем.

Отзывы

Я искала курсы фундаментальные для своих педработников в своём регионе в городе Якутске, но, к сожалению, имеющийся Институт повышения квалификации набор производит только один раз в год и подстраиваться под существующий график не очень удобно.

Я считаю, что институты и учебные центры должны идти в ногу со временем и отвечать требованиям на сегодняшний день.

Поэтому хотелось бы выразить благодарность учебному центру Каменный Город за эффективную, качественную и своевременную услугу по повышению качества образования по России в целом. И для таких отдаленных регионов, как Якутия, формат дистанционного обучения является оптимальным решением. Если рассматривать ценовой порядок, нас устроили цены с учетом корпоративной скидки.

И хотелось бы выразить большую благодарность менеджеру нашему, куратору, которая уже почти год работает с нами – Эвелине.
Спасибо большое ей за оперативную эффективную работу и доброжелательность.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ОВЗ

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку.

Сайт создан мамой незрячего ребёнка в помощь родителям, имеющим слепых детей. Представлена информация по всем аспектам детского развития и воспитания, приведены варианты развивающих игр, описания бытовых тифлопомощников, имеется библиотека аудиокниг, подборка ссылок на полезные ресурсы сети Интернет, функционирует блог, который предоставляет возможность общения и обмена личным родительским опытом.

Разделы сайта содержат советы, связанные с физическим и психо-эмоциональным развитием детей, с использованием в воспитательном процессе развивающих игр, творческих приёмов, выделена информация об образовательных учреждениях. Одно из направлений сайта – детская дефектология, где приведены рекомендации для родителей профильных специалистов – дефектолога, логопеда, психолога. Поделиться и обменяться личным опытом родители могут на форуме.

Это – блог, где собраны материалы, направленные на оказание помощи родителям при воспитании и обучении незрячего ребёнка – учебные программы, методическая литература, детские книги, развивающие игры для незрячих детей.

http://www.rodnulka.com/viewtopic.php?f=25&t=198 – форум для общения родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Родителям предоставлена возможность обмениваться опытом по вопросам ухода, воспитания, обучения детей с ОВЗ.

http://ru-happychild.livejournal.com – виртуальное сообщество родителей особых детей «Особые» дети – счастливые дети».

Виртуальная площадка позволяет родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, общаться, обмениваться советами по воспитанию, обучению, организации досуга детей, знакомиться с современными средствами реабилитации и получить консультацию профильных специалистов в режиме реального времени.

Ресурс содержит информацию для логопедов и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями. Представлена информация о речевом развитии детей, видах речевых нарушений, методах их преодоления, а также рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, подготовке к школе детей данной нозологии.

http://ovz.ipk74.ru – «Понимаем. Принимаем. Помогаем».

Информационный ресурс ориентирован на информирование родительской аудитории по вопросам правового регулирования обучения, воспитания «особых» детей, их социализации. В разделе «Мой ребёнок!» отражены психофизиологические особенности таких детей, особенности формирования среды их развития. В разделе «Учимся вместе» даны рекомендации поотбору программ обучения в образовательных организациях. Раздел «Решаем проблемы вместе» предоставляет возможность получить консультацию психолога и дефектолога. Имеется подборка тематических ссылок на ресурсы сети Интернет, которыми могут воспользоваться родители детей с ОВЗ.

http://specposobie.narod2.ru – «В помощь родителям незрячего ребёнка».

На сайте рассматриваются особенности развития детей в условиях тяжёлого зрительного дефекта, даются советы родителям по воспитанию детей дошкольного возраста в семье. Родителям предоставлена возможность познакомиться с современной методической литературой ипообщаться на форуме.

Ресурс посвящён вопросам развития детей с ОВЗ. Посетив данный сайт, родители могут узнать о возрастных нормах развития ребёнка, найти рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, познакомиться с развивающими играми, пообщаться на форуме с другими родителями и специалистами.

http://detiangeli.ru виртуальное сообщество родителей «особых» детей «Дети-ангелы».

На сайте собрана полезная информация о лечении ДЦП и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, справочная информация о клиниках, реабилитационных центрах. На сайте есть форум – ресурс психологической поддержки родителей, гдеможно получить консультацию профессионального психолога, логопеда, юриста и других специалистов.

http://www.osoboedetstvo.ru – «Особое детство»: помощь детям с нарушениями развития.

Портал предлагает различные формы общения (ленты, форумы, чаты) родителей и специалистов Центра лечебной педагогики (г. Москва) – педагогов, психологов, юристов. Родителям предоставляется возможность знакомства с законодательной основой защиты прав инвалидов, изданиями и публикациями тематической направленности, получения информации об организациях, работающих с инвалидами и их услугах.

http://voi-deti.ru/ – информационный сайт «Родительский клуб».

Сайт освещает последние новости, законы, касающиеся льгот, прав и обязанностей, подробную информацию о том, как оформить инвалидность. Представлена база данных, содержащая сведения о реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах, родительских организациях, образовательных учреждениях РФ, принимающих на обучение детей-инвалидов.

Портал создан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предоставляет возможность детям найти себе друзей по интересам, раскрыть свой талант путём размещения своих рисунков, стихов, фотографий. Отдельным разделом выделена информация для родителей, касающаяся правовых вопросов, воспитания, обучения, «особого» ребёнка в условиях семьи.

На сайте представлены различные материалы о детях с ограниченными возможностями здоровья: тексты книг, адресованных читателям всех возрастных групп, фильмы об инвалидах. Представлены творческие работы детей с особенностями развития.

Сайт создан мамой ребёнка, больного аутизмом. Ресурс освещает разноплановые материалы о проблеме раннего детского аутизма, представляет подборку Интернет-ресурсов организаций, оказывающих помощь детям с аутизмом и их семьям, представлена законодательная база, статьи об аутизме из российских и зарубежных периодических изданий, методики, учебные пособия, рекомендации для родителей и другая полезная информация.

Сайт создан и ведётся мамой ребёнка с синдромом Дауна. Ресурс призван изменить отношение окружающих к детям с синдромом Дауна, освещает проблемы, с которыми сталкиваются родители, возможные пути их решения, представляет творчество детей, подборку ссылок на полезные для родителей ресурсы и другую информацию.

Форум для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, слуха, речи и т. п. позволяет родителям делиться своими проблемами и опытом воспитания «особых» детей.

https://vk.com/club95416716 – Межрегиональный центр матерей «Жизнь с ДЦП» .

Сообщество родителей детей с ДЦП оказывает семьям комплексную поддержку, организует и проводит мероприятия для родителей по программе «Передышка», организует консультационные встречи со специалистами различных областей, проводит психологические тренинги, организует обучение волонтёров работе с детьми, имеющими ДЦП.

https://vk.com/club71486190 – группа для родителей детей-инвалидов «Мы – вместе!».

Виртуальное сообщество родителей, имеющих детей с нарушениями зрения организовано с целью объединения родителей, оказания им помощи в воспитании, обучении, реабилитации и адаптации детей-инвалидов по зрению, оказания им психологической поддержки и консультирования по различным вопросам.

http://ovz.zabedu.ru/ – информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый ребёнок».

Разделы Интернет-ресурса содержат советы о воспитании детей с различной категорией инвалидности и ограниченными возможностями здоровья, информацию о правах и льготах для детей-инвалидов и их семей, советы различных специалистов, перечень учреждений социальной защиты и реабилитации.

http://deti.nspu.ru/ovz/ – «Информационный ресурс для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов».

Ресурс содержит информацию о реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях, список методической литературы о проблемах детей с ОВЗ и путях их решения, рекомендации родителям и другую полезную информацию.

Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Лебединских Ирина Геннадьевна

Кузнецова Елена Анатольевна

Инструктор по физической культуре

Беляева Ольга Вениаминовна

Консультационный пункт на базе МБДОУ «Детский сад № 23 «Малышок»» работает в соответствии с планом работы, разработанном на 2021-2022 учебный год. Запись родителей на консультацию по телефону 2-74-63. Родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается время для посещения Консультационного пункта, исходя из заявленной тематики, администрация ДОУ привлекает к проведению консультации нужного специалиста ДОУ. Консультирование родителей проводится одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от причины обращения родителей (законных представителей) детей.

Примерное время одной консультации

Паспорт консультационного пункта

Консультационный пункт для родителей (законных представителей) детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детский сад на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23 «Малышок» города Рубцовска .

Обеспечение единства и преемственности семейного и обще­ственного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей)

Обеспечение доступности дошкольного образования, обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи и повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста на дому.

· Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

· повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;

· содействие в социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, не посещающих детский сад;

· информирование родителей (законных представителей), об учреждениях системы образования, которые оказывают квалифицированную помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Нормативно правовые основы создания консультационного пункта

· Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых законами РФ о поправках к Конститу­ции РФ от 30.12 2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ);

· Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223 – ФЗ (ред. От 02.07.2013);

· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

· Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56 ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

· Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края 18.06.2014 № 3552 «Об утверждении примерного положения о консультационном центре, оказывающем методическую, психолого — педагогическую, диагностическую помощь родителям (законным представителям), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного, в том числе обучающихся дошкольного возраста в дошкольных и общеобразовательных организациях.

Материально — техническое обеспечение

Рабочее место консультационного пункта оборудовано в кабинете педагога-психолога на втором этаже МБДОУ. Имеются стол, стулья, методические пособия для проведения консультаций, шкаф для хранения документации. Для проведения групповой работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения используется музыкальный зал, изостудия, спортивный зал, методический кабинет.

1. Расширение двусторонней связи «ДОУ – семья».

2. Обеспечение всестороннего развития ребёнка.

3. Выявление объективных данных о работе КП:

· – сбор информации у заказчиков (анкетирование, беседы, опросы и др.);

· – анализ собственной деятельности КП.

МБДОУ «Детский сад № 23 «Малышок»

1. Повышение педагогической компетентности родителей, (законных представителей) получивших методическую, психолого–педагогическую и консультативную помощь.

2. Удовлетворённость родителей (законных представителей) работой специалистов консультационного пункта.

3. Популяризация деятельности МБДОУ.

1. Многообразие консультативной поддержки в других центрах дополнительного образования, созданных на территории района, микрорайона.

2. Отсутствие должной заинтересованности у родителей (законных представителей) до­школьников.

Отчёты в МКУ «Управление образования» города Рубцовска и на сайте учреждения.

Документы, регламентирующие работу консультационного пункта

1. Приказ МБДОУ «Детский сад № 23 «Малышок» «Об открытии консультационного пункта».

2. Приказ «Об утверждении Положения о консультационном пункте».

3. Положение о консультационном пункте для родителей (законных представителей) детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детский сад на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23 «Малышок» города Рубцовска.

4. Журнал учета работы консультационного пункта.

5. Журнал регистрации родителей (законных представителей), посещающих консультационный пункт.

6. График работы специалистов консультационного пункта.

7. План работы консультационного пункта.

8. Ежегодные отчеты о деятельности консультационного пункта.

оказания помощи специалистами в дистанционной форме:

2. Отправить АНКЕТУ по электронному адресу malyshok .23@ yandex .ru .

3. После получения Вашей анкеты специалисты Консультационного пункта подготовят консультацию и отправят ее по адресу электронной почты, указанному в анкете.

Для получения очной консультации специалиста Консультационного пункта заявитель (родитель) должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность с подтверждением статуса родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребенка (паспорт гражданина РФ).

Коррекционная работа с семьями с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа с семьями с детьми с ОВЗ

Семья ребенка с органическими возможностями здоровья имеет свои особенности и нуждается в поддержке и помощи извне, которая должна быть направлена не только на преодоление проблем ребенка, но и на решение психологических проблем родителей.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

С точки зрения теории систем семья является живой сис¬темой и, как все живые системы, состоит из независимых ча¬стей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из отдельно взятых частей не обладает. Поэтому поведение и потребности членов семьи невозможно правиль¬но понять, если рассматривать их изолированно от окружаю¬щей среды.

Семья — это нечто большее, чем простая сумма ее составляю¬щих. Отдельные характеристики семьи можно понять, только изучив взаимоотношения между ее членами и взаимодействие ее различных параметров. (Коджаспирова Г.М. Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике.)

Основы психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, подробно рассмотрены в работах И.Ю. Левченко (2004), В.В. Ткачевой (1999, 2000, 2007), Е.А. Савиной и др. (2008).

Особая семья требует особого подхода. Семья ребенка с органическими возможностями здоровья имеет свои особенности и нуждается в поддержке и помощи извне, которая должна быть направлена не только на преодоление проблем ребенка, но и на решение психологических проблем родителей и повышение уровня их психолого-педагогической компетенции в общении со своими детьми.

Выделяют следующие особенности внутрисемейных отношений семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

  • Родители испытывают нервно-психологическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка.
  • Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неуверенность.
  • Семейные отношения нарушаются и искажаются.
  • Распространенные типы неправильного воспитания, такие как гиперопека и гипоопека.

Работа педагога-дефектолога проводится по двум направлениям. Первое направление это диагностика и изучение индивидуальных особенностей ребенка в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе направление работы это психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи, нормализация семейных взаимоотношений, обучения матери методам и приемам коррекционной работы с ребенком.

Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменения его взаимоотношения со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.

Главной задачей работы педагога-дефектолога с ро¬дителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым явля¬ется обучение родителей разнооб¬разным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.

В процессе целенаправленной, регулярной работы с родителями:­

  • уменьшается тревожность родителей;­
  • родители приобретают навыки конструктивного взаимодействия со своим ребенком;­
  • улучшаются отношения между супругами, перераспределяются в семье некоторые обязанности по воспитанию ребенка с интеллектуальной недостаточностью;­
  • снижается уровень агрессии и тревожности матери. В семьях стали преобладать внимание и понимание по отношению друг к другу;
  • ­­родители овладевают необходимыми приемами для занятий со своими детьми. Теперь они принимают проблемы своего ребенка и начинают активно, целенаправленно работать вместе со специалистами, помогающими их ребенку развиваться.

Активное включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, смягчить переживания родителей, изменить их позицию в отношении воспитания проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

Чем раньше будет начата работа с родителями, тем быстрее будут сформированы адекватные детско-родительские отношения, тем лучше будет налажена коррекционная работа с ребенком раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Требуется дальнейшая работа по созданию оптимальных программ помощи родителям, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: