Дислексия – болезнь или дар?

ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР? 10

Оригинал на сайте kleo.ru
Ваш ребенок плохо читает, путает буквы, пропускает слова, переставляет слоги, а то и вовсе «зеркалит» при письме? Отвлекается на уроках? Числится в отстающих? Не спешите с выводами, не предрекайте, что если он будет приносить двойки, то кроме как в дворники его никуда не возьмут, и тем более не наказывайте ребенка. Возможно, к нему нужен особый подход.

Раньше таких детей причисляли к лентяям и неисправимым двоечникам и упрекали родителей за то, что они мало занимаются ребенком. Но как показывает практика, никакие занятия с репетиторами и зубрежка из-под палки не дают результатов, если у вашего ребенка дислексия.

Первыми эту особенность восприятия информации диагностировали и изучили на Западе. В этом смысле дислексики, живущие за границей, находятся в гораздо более выгодном положении. Там знают, как работать с детьми с дислексией, организованы классы и даже специальные школы, более того, разработаны особые законы, защищающие людей с дислексией. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов США.

Интересы дислексиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО представляет Европейская ассоциация дислексии, основанная в 1987 году в Брюсселе. У нас же пока нет не то что законодательной базы или специальных классов, но даже достоверная информация о дислексии не распространена широко, хотя, согласно проведенным исследованиям, каждый десятый житель планеты — дислексик и эта проблема касается огромного количества людей.

ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР?

Дислексия, согласно Википедии, — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. А вот Роналд Дейвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме, дал ей поистине поэтическое определение, назвав «даром, который всегда с тобой».

Еще ее называют болезнью творческих людей и даже гениев, ведь среди дислексиков немало знаменитых имен. Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. Джейми Оливер, двоечник из британской глубинки, ставший знаменитым поваром. Ричард Бренсон, выгнанный из школы в 16 лет, что не помешало ему написать 9 мотивационных книг. Том Круз, звезда Голливуда, до сих пор читающий контракты по слогам.

И Леонардо да Винчи, и Андерсен, и Эдисон, и Эйнштейн, обогатившие человечество гениальными открытиями и шедеврами, были дислексиками.

Но дислексия — это не болезнь, а особое восприятие мира, которое позволяет нестандартно мыслить, видеть, воспринимать и анализировать информацию.

Если обычный человек мыслит в первую очередь словами, то дислексик воспринимает мир преимущественно образами, причем с разных ракурсов: ему легче нарисовать, чем написать букву или слово.

Отсюда и возникают проблемы с чтением: глядя на букву, дислексик представляет ее с разных сторон, то есть в динамике. Попробуйте прочитать текст, если буквы разбегаются в разные стороны!

Иными словами, если обычный человек запоминает этот мир, то дислексик его воображает. Это помогает дислексику искать новые решения там, где обычный человек предпочитает старые методы. Креативность и изобретательность — обратная сторона дислексии, это своего рода природный механизм. Ведь на планете нужны оба типа людей: те, кто придумывает новое, и те, кто это новое методично внедряет в жизнь.

ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ

У дислексии много проявлений. Это касается и чтения, и письма, и произнесения звуков.

Обратите внимание на следующие признаки, которые могут быть у вашего ребенка:

  • Ребенок очень быстро устает.
  • Очень низко наклоняется над книгой.
  • Трет глаза.
  • Жалуется на головную боль после чтения.
  • При чтении пропускает слова и отдельные фрагменты текста.
  • Пишет буквы в зеркальном отображении.
  • При решении арифметических задач переставляет цифры местами.
  • Под любым предлогом уклоняется от выполнения домашнего задания.

123RF/ Hanna Bondar

Если вы заметили такие признаки, необходимо незамедлительно обратиться к нейропсихологу или логопеду и провести диагностику. Тем самым вы поможете и ребенку, и себе, а также решите многие проблемы, связанные с обучением в школе.

Не отмахивайтесь от диагноза и не закрывайте на него глаза. Подумайте о том, что, как это ни парадоксально, вам повезло и у вашего ребенка особые творческие способности. Возможно, он станет знаменитым художником, писателем или артистом? Но чтобы ребенок с дислексией в полной мере смог проявить свои таланты, изменения должны коснуться в первую очередь системы образования.

ГДЕ ПОМОГУТ

Осенью 2016 года стараниями Марии Пиотровской, дочери директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, была создана Ассоциация родителей и детей с дислексией. «Мы обнаружили, что люди ничего не знают про дислексию, — рассказывает Пиотровская о целях Ассоциации. — И поняли, что основной нашей задачей должно стать информирование. Чтобы люди привыкли к слову «дислексия», понимали, что это не болезнь, а особенность восприятия, которая требует особого педагогического подхода. Ведь чем раньше будет диагностирована дислексия, тем лучше». Цель Ассоциации — дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За время работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В штаб-квартире Ассоциации на Гоголевском бульваре работает центр «Клуб Интеллект 135», где можно пройти диагностику и получить рекомендации, какие занятия нужны ребенку. Здесь вас всегда ждет хорошая новость: «Неуспеваемость — излечима!»

Читайте также:
Методы и приемы восстановления речевой функции у больных с акустико-мнестической афазией

Оставьте комментарий Отменить ответ

10 мыслей про “ ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР? ”

Здравствуйте, меня зовут Ангелина, моему сыну 10 лет, учится в 3 классе, мальчик умный, как гоаррят некоторые педагоги, но проблемы, то что описано про дислексиков, все в нем присутствует, мы Симферополе живем, куда можно обратиться с диагностикой? С обычнной школы я сына забрала в 2 классе, мы учились в 2015 школе на Яузе в Москве, т к очень плохо осваивал письмо и чтение, учительница хвалила сына, говорила умный, но до сих пор проблемы, теперь мы в Наших Пенатах числимся пока, нам нужна помощь

Добрый день. Вы написали что ребенок учился в Яузе в Москве, это что такое и где находится?

Скажите, пожалуйста, а может человек быть дислексиком в большей или меньшей степени?

Информация очень интересна и полезна. Огромное Вам спасибо. Эта проблема у моего внука. Жаль, что учитель оказался, не знающим про таких детей! Кроме того, внук ещё и «левша». Ему итак было неудобно писать в прописях для «правши», да ещё и отзеркаливал цифры. Вчера ему исполнилось 8 лет. Как быть, что делать, кроме того, что обратиться к нейропсихологу.

Решайте несомненно и незамедлительно, иначе будет совсем не так, как может быть при диагностике

Добрый день,
есть ли в Москве частные школы, специализирующиеся на обучении дислексиков? Стандартный вариант государственных школ «для тупых» выглядит малопривлекательным обычную не тянем

Здравствуйте, сегодня я видела индийский фильм «Звёздочка» и сразу же искала по интернету дислекцию.
Моему дочери 9 лет и у неё тоже есть такие симптомы. Когда эму было 3 года на голову упала телевизор. Была травма на голове. Но сейчас все хорошо.
Сейчас учится на третьем классе, ручки держит не обычно. Получает не плохие оценки. Она думает по другому, говорить что то не обычное зделает. Очень умная. Хорошо рисует и что то придумает из бумаги.
Подскажите как обращаться с ним дольнейшем.

Саламатсызбы Зинакул. Менин да кызым 7де, тамга цифраларды зеркально жазат и сабак окута албай эсим оойт, жакында уже 1-класска барат,толком тамгаларды билбейт и 20га чейин эле санайт. Каякка корсотсок болот,сиз барган врачты айтып коёсузбу? Но мындай акылдуу ойлонуусу

Здравствуйте.У меня дочь дислексик и дисграфик.Еще в конце 1 класса нам об этом сказала логопед.Послали на комиссию ЦПМПК и до конца 4 класса по решению комиссии с дочкой занимались логопед(подтягивала по русскому языку) и деффектолог (по математике).Все контрольные по математике писали только на «2»,а потом на «3» переписывали. Хорошо,что учителя знали о проблеме и не пытались её «гнобить»,шли навстречу и начальную школу мы закончили с одной «3» по математике.Сейчас дочка в «6» классе, в комиссииЦПМПК нам отказали,сославшись на запрос из школы,что отметки нормальные.Хотя на комиссии педагоги удивились,что она не знает таблицы умножения,не может решить задачи для 3 класса,не может пересказать и прочитать текст.На мои обьяснения,что с пандемией Ковида ,дети в школе на удаленке,практически не учатся и все ,что помнила ,она уже забыла,представители комисии только пожали плечами.Как дожить до 9 класса дислексикам и сдать экзамен,вообще непонятно. Это головная боль для родителей,особенно если нет денег на платное обучение.Посоветуйте как добиться облегчения экзаменов в школе.

Это-дар, и 30лет я с ним жыву)
Лишь пару лет назад узнала этому определение.
Но даже незная, я часто говорила фразу:
-Кто-то пользуеться технологиейа кто-то ее придумывает.
Находя в сложных вещах,простые решения,и в простых не видя связь…
В детстве было сложно…В обществе,в котором все твердят-что ты Дура…
И ненормальный,если не такой, как все…
Это не БОЛЕЗНЬ! Это инное восприятие.
И можно жить,присобиться,что никто не замечает разницу, но мало тех, кто с этим в одиночку справляеться.
Не руште то чего не понимаете, в детстве вы нас притупляете,внушая,что мы де*лы и больны.
Увы больны не мы *Д*,а ваше *верное* восприятие.
Гением не Становишься,им Рождаешься.
И только окружающая среда, воспитание,может взростить к достижениям или срубить все концы

Дислексия – болезнь гениев или просто болезнь?

Екатерина Яценко, доктор медицинских наук, невролог, директор клиники «Неврологическая клиника доктора Яценко»

Читайте также:
Дислалия у детей

Дислексия – нарушение способности к чтению и письму. Дислексию еще называют словесной слепотой. А также болезнью гениев.

Многие талантливые и успешные люди страдали и продолжают страдать дислексией – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Том Круз, Киану Ривз, Мерилин Монро, Кира Найтли, Квентин Тарантино и др.

Дислексики не умеют читать или делают это с трудом. Зачастую в паре с дислексией часто идет и дисграфия – трудности с письмом.

Так что это – поцелуй Бога, идущий в нагрузку к таланту, или же все-таки тяжелое заболевание, резко ограничивающее развитие и социализацию человека?

Давайте попробуем разобраться в данной ситуации.

Одной из теорий развития дислексии была генетическая – по каким-то причинам происходит поломка в генетическом наборе ребенка, вследствие чего мы и получаем данную проблему. Исходя из данной теории, помочь ребенку с дислексией мы не можем (не научилась медицина пока исправлять генофонд родившегося человека).

И что нам остается? Смириться с данной ситуацией, занять позицию пассивного созерцателя? Или, пытаясь бороться с фатумом, будем фанатически заполнять день ребенка бесконечными изматывающими занятиями с педагогами?

Слава Богу, генетическая теория не выдерживает критики, даже основываясь на результатах моей клинической практики. Дети, попадая к нам в клинику с этой проблемой, избавляются о нее после нескольких курсов лечения. Получается, что мы – «Боги», научившиеся менять генетические карты человека.

Ученые все-таки нашли реальную причину возникновения дислексии и дисграфии у детей. Выяснилось, что за распознавание текста отвечают две области мозга. Одна из них реагирует на форму слова — расположенная в левом полушарии зона VWFA, а другая на механику его написания — зона Экснера (журнал «Proceedings of the National Academy of Sciences»). Поражение этих зон, вызванное разными (чаще перинатальными – внутриутробными) проблемами, приводит к развитию дислексии и дизграфии.

А теперь давайте вместе логически поразмышляем. Представим ситуацию: у спортсмена сломана нога. Мы решаем не лечить его ногу, а дать спортсмену лучшего тренера, — пусть его научит, как правильно бежать. Как вы думаете, сработает эта стратегия? Уверена, что нет. «Почините» ногу и только потом приставляйте супертренера.

Так и в случае с ребенком: никогда он не сможет научиться читать или писать только при наличии педагогической помощи. Наша задача — найти причину возникновения данного дефекта, устранить ее и только потом обращаться за помощью к учителю.

Вывод 1: в случае с дислексией у нас в мозге есть «сломанные ноги», которые нужно «починить»!

Также успехи в чтении зависят от того, насколько эффективно работают нейронные связи между затылочной корой и такими древними участками мозга, как таламус и ствол головного мозга. Эти структуры помогают зрительной коре отфильтровывать важную информацию из потока визуальных сигналов. Чем больше человек читает, тем синхроннее работают нейронные цепи в этом «бермудском треугольнике».

Вывод 2: читать все-таки нужно!

Это исследование не только проливает свет на работу механизма чтения, но и поможет миллионам людей, страдающих дислексией, несмотря на их высокий уровень интеллекта.

Вывод 3: только учитель (тренер) никогда не решит проблему дислексии!

И теперь самый главный вопрос: к кому идти с данной проблемой? Ответ: к неврологу. Это специалист, который «чинит» мозг. Только проведя комплекс терапевтических мероприятий под его руководством, мы сможем победить эту мнимо прекрасную «звездную» болезнь, разрушающую социальную активность ребенка и, в дальнейшем, взрослого человека.

Я не хочу видеть глаза мамы, наполненные слезами, когда она мне рассказывает о том, что СМС от ее 11-летнего ребенка она не может прочитать, так как там абракадабра из хаотично набранных букв. Я не желаю слышать от плачущей мамы, что ее мальчик читает одно написанное слово в течение 10 минут. У меня нет возможности сохранять пассивное спокойствие (смиритесь, — это судьба!) в отношении прекрасно интеллектуально развитого мальчика, который производит математические действия в пределах десятка, загибая при этом пальцы, и учась в четвертом классе обычной школы.

Я этого не хочу! И не позволяю этому продолжаться!

Вывод 4: выход всегда есть! Путь к победе тернист и сложен, но он всегда ведет к победе!

Это я говорю с абсолютной уверенностью, радостно созерцая маленьких друзей нашей клиники (и их родителей), которым мы вернули радость полноценной жизни!

И напоследок, моя искренняя рекомендация вам, дорогие друзья!

Если ваш ребенок не заговорил в ДВА! года, срочно обращайтесь к грамотным специалистам-неврологам с этой проблемой. Потому что это – уже проблема!

Забудьте, пожалуйста, о:

  • семейных преданиях об «Илье Муромце» – «наш троюродный дедушка молчал-молчал до 7 лет, а потом заговорил сразу стихами…»
  • уговорах логопеда (логопед – педагог, не врач!) – «ждите 3-4-5… лет – заговорит»
  • увещеваниях педиатра – «да что вы цепляетесь к своему ребенку, у него все нормально, посмотрите, какие глазки умненькие…»
Читайте также:
Логопедическое обследование безречевых детей

Чем раньше мы начинаем работать с малышом, у которого возникли речевые проблемы, — тем на более хороший результат (вплоть до возвращения к норме) мы можем рассчитывать.

Надеюсь, мои советы оказались полезными для вас. Будьте здоровы!

«Никакой он не дурак». Что такое дислексия и почему дети не могут читать

Каждый третий ребенок в России с трудом учится читать и писать. У каждого десятого — дислексия. Ее часто называют болезнью гениев, самый известный дислексик — Альберт Эйнштейн. Но чтобы каждый ребенок с дислексией мог проявить свои таланты, система образования должна сильно измениться. «Сноб» разбирался в ситуации вместе с родителями, детьми и учеными

Поделиться:

«Не может даже списать нормально»

В два года Александра не говорила ни слова. В четыре ей поставили диагноз «дислексия». В 12 диагностировали дискалькулию и дисграфию. В 19 лет она выиграла олимпиаду по истории и поступила в МГУ без экзаменов.

— Я знаю правила, но все равно пишу с ошибками, — рассказывает Александра. — Могу не увидеть заглавную букву или перепутать буквы. Например, «е» и «и»: едем или едим? Вот мои родители никогда не знают, ем я или еду.

На практике дисграфия выглядит так: Александра пишет текст. Проверяет — ошибок нет. Сдает работу учителю — учитель находит ошибки. «”Я даже проверять не стану. Здесь сплошные ошибки. “Два”, — учитель возвращает листочек обратно. “Вот дура, — слышится с задней парты. — Не может даже списать нормально!” От обиды в горле встает ком. Как же так! Ведь все было правильно. Где ошибки? Неужели я и в самом деле дура?» — так Александра описывает детство в одном из своих рассказов. Его опубликовали в группе Ассоциации родителей и детей с дислексией в фейсбуке. Сейчас в этой группе каждый день появляются посты о том, что такое дислексия и как ее скорректировать. Когда Александра училась в школе, ассоциации еще не было.

— Учителя в школах не хотели вникать в ситуацию. Им это неудобно, неинтересно и не нужно, — рассказывает Анна, Сашина мама. — Когда Александра пошла в первый класс, мне позвонили через месяц. Потребовали отдать ее в школу для недоразвитых детей. Для государства мы не существовали. Нам сказали: «Вам нужно заниматься с логопедом. Но логопед в поликлинике вами заниматься не будет».

На проблемы с письмом накладывалась дискалькулия — проблемы со счетом: пять плюс три у Александры может быть восемь, десять или двенадцать. Ей пришлось сменить три школы, два раза пройти четвертый класс, заниматься с репетитором-дефектологом и поднимать самооценку на занятиях с психологом.

Фото: Татьяна Хессо для Сноб Александра Шишмарева

Когда Александре было 12, она занималась с петербургским психологом Еленой Чесноковой, которая одной из первых в России стала применять американские методики коррекции дислексии. Для Александры она разработала индивидуальную программу. На коррекцию дисграфии ушло около десяти дней. На занятиях Александра, в числе прочего, лепила алфавит из пластилина, тренировала навыки чтения и делала упражнения на координацию движений.

— В том возрасте, в котором хорошо бы диагностировать дислексию, ребенок ничего не может сделать сам. Он не понимает, что у других может быть по-другому. Мне даже в голову не приходило, что мой сосед по парте может не делать ошибки, которые делала я, — вспоминает Александра.

Диспраксия скорректировалась сама. Чтение автоматизировалось во время учебы в школе. На семейном совете решили не тратить время на коррекцию дискалькулии — это отнимет слишком много сил, проще ходить с калькулятором. Последние два школьных года Сашу готовили к ЕГЭ. Она сдала экзамен по русскому на пятерку, но дисграфия до сих пор остается ее главной проблемой: чтобы написать СМС, Александре нужно приложить больше усилий, чем большинству людей.

— Мне кажется, что дислексия — не болезнь, а дар. Он связан с определенными трудностями в обучении, но в нем есть и положительные стороны. Например, у меня хорошая память. В основном краткосрочная, но тем не менее я могу запоминать большой объем информации.

Первую сессию Александра сдала на пятерки с одной четверкой. Преподаватели в МГУ не знают о ее особенности.

«Заставь одноногого прыгать»

Саше 13 лет. В шесть ему диагностировали дизартрию, которую удалось преодолеть при помощи логопеда. Эта же логопед скрыла от Сашиных родителей, что у него дислексия.

— Полагаю, не говорили, поскольку не знали, что с этим сделать. Потому что, если ты поставил диагноз, нужно предложить решение, а его у этих людей не было, — рассказывает Сашина мама, Светлана Дорофеева.

Читайте также:
Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР

Трудности в обучении с приставкой дис- (дислексия, дискалькулия, дисграфия) не связаны с проблемами умственного развития. Но они часто сопровождаются нарушениями пространственного восприятия, что приводит к плохому почерку. Дети не отличают заглавную «З» от заглавной «Е», пары б/п и д/т и даже после сотого объяснения пишут «Классная радота».

Еще два года назад Саша, несмотря на всю свою сообразительность, не мог написать без ошибки ни одного слова. Учителя и родители думали, что он ленится или делает назло, и ругали его за это.

— Но это все равно что заставлять прыгать человека со сломанной ногой, — объясняет Светлана. — К четвертому классу проблема была уже очень большой. Он не хотел идти в школу, заболевал и не хотел выздоравливать. Одноклассники начали травить его. Это было просто чудовищно!

Светлана занималась с сыном часами, но все без толку. В конце концов одна из учительниц сказала ключевое слово: дислексия. Светлана начала искать информацию.

Что такое дислексия у детей?

ПРЕДНОВОГОДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Предлагаю пройти дистанционный курс коррекции дислексии со скидкой 40%! Поспешите! Количество свободных дат ограничено!

Дислексия – это трудность в обучении, проявляющаяся в проблемах с чтением. Замена звуков и слов, пропуск букв, чтение по слогам. Отсутствие осмысления прочитанного – яркие признаки дислексии. Часто она сопровождается дисграфией – нарушением письма. Но незаурядные дети порой становятся выдающимися личностями, как, например, известные всему миру дислектики Владимир Маяковский, Стив Джобс, Чарли Чаплин и другие, при условии, что ее симптомы будут своевременно скорректированны в правильном направлении.

Симптомы дислексии у детей

Многие родители задаются вопросом: «Дислексия – что же это за болезнь?». Спешу Вас заверить, что дислексия ни в коем случае не означает какие-то отклонения в психическом развитии ребёнка. Даже напротив – особенности восприятия и мышления часто рождают выраженные таланты, например, к рисованию, рукоделию, танцам или любому другому виду творчества.

Термин «дислексия» в дословном переводе означает «нарушение речи». Причины дислексии могут быть различными, но, существует мнение, что часто это связано с наследственностью, в результате чего у ребёнка обнаруживаются и неспособность к обучению чтению и письму. Он может путать буквы, менять их местами, читать по слогам или буквам, не понимать смысла слов и неправильно их писать. При этом стандартные схемы обучения – постоянное повторение и заучивание – не срабатывают.

Методика Дейвиса по коррекции дислексии у детей и взрослых основана на использовании ряда инструментов, которые призваны развить самоконтроль, а также на выполнении специальных упражнений. Я осуществляю практику этого уникального и действенного способа, получив сертификат DDAI – Международной Ассоциацией Дейвиса (США, www.dyslexia.com) и являясь членом DLF – Британской Ассоциации Дейвиса (www.davislearningfoundation.org.uk)

Задача данной методики по устранению дислексии – это не только освоение дислектиком инструмента для самостоятельного контроля за своим состоянием, но и последующее закрепление этого навыка.

Вы можете самостоятельно определить, что у ребёнка дислексия, пройдя тест.

Признаки и характеристики дислексии

  • пропускает буквы или слова при чтении
  • меняет местами или путает буквы
  • Меняет последовательность слов в предложении
  • пропускает строчку при чтении
  • отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания
  • запинается или останавливается
  • ускоряется или замедляется при чтении
  • игнорирует знаки препинания
  • хмурится или выглядит рассеянным
  • теребит уголок страницы
  • слишком старается, концентрируется во время чтения
  • меняется в голосе
  • взгляд становится туманным или блуждающим
  • краснеет или бледнеет
  • трясёт или раскачивает ногой

Классификация и основные формы дислексии

Нужно иметь ввиду, что у ребёнка может быть выражена как одна характеристика дислексии, так и несколько одновременно. Также полезно будет знать, что в России существует классификация дислексии. Вам, возможно, придётся столкнуться с тем, что дефектологи выделяют следующие виды дислексии: семантическая, оптическая, мнестическая, фонематическая, аграмматическая.

В любом случае, уникальность и действенность курса по методу Р.Дейвиса в том, что он позволяет корректировать ЛЮБОЙ вид дислексии, в любом возрасте, за 5 дней!

Дислексия – что это за “болезнь”?

Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка.

Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. У любого человека доминирует лишь одно из полушарий. Это не значит, что функционирует только левое или только правое. Речь о том, что какое-то работает больше.

Читайте также:
Можно ли остановить заикание?

Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.

Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.

Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.

У 90% людей доминантным является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим правым полушарием адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию. Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому. И если им показать и научить их, КАК можно усвоить материал, то проблемы с обучением исчезают, и они могут учиться наравне с левополушарными детьми.

Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Эффективность её уже давно замечена логопедами, педагогами и родителями – метод Дейвиса для дислектиков широко применяется во всем мире. Важное его отличие в том, что Рональд сам страдал от данного расстройства, и много лет его считали умственно отсталым. Но, путем проб и ошибок, он сумел найти инструменты для контроля собственного сознания, благодаря которым состояние заметно улучшилось, а способности к обучению чтению, письму и грамотной речи повысились.

Отличие метода Дейвиса

Система коррекции по Дейвису основана на нюансах восприятия дислектиков: данное нарушение не является болезнью или умственным отклонением, поэтому дислексия не требует медикаментозного лечения. Неспособность к обучению в данном случае имеет в основе особенности думать и воспринимать информацию образами, картинками, а не словами. У дислектиков сильно развито творческое мышление, которое может выражаться в самых разных областях:

  • рисовании;
  • музыке;
  • рукоделии;
  • рисовании;
  • проектировании;
  • актерском мастерстве;
  • ораторстве;
  • конструировании;
  • и так далее.

Сложности у дислектиков проявляются в неспособности действовать последовательно: им трудно мысленно разбить слово на звуки и прочитать правильно. Такие люди не могут запомнить те слова и определения, которые не полностью понимают, и даже многочасовое заучивание не помогает. У них возникает состояние дезориентации, которое мешает дислектику сконцентрироваться на чтении или письме.

Метод Дейвиса по коррекции дислексии главной целью имеет возможность дать человеку инструменты для самостоятельного контроля за своим состоянием. Это помогает бороться с искажением во время чтения и письма, быстро и заметно повышая успехи в обучении. Суть методики Дейвиса — перевод буквенных символов в образы для облегчения понимания, а также развитие навыка борьбы с состоянием дезориентации

Рональд Дейвис – кто он?

В 1980, в 38 лет, Рональд Делл Дэйвис преодолел собственную дислексию в тяжелой форме: он нашел способ быстро устранять искажения своего восприятия (или дезориентацию). Впервые в жизни он мог читать и наслаждаться книгой, а не «бороться» с ней! К его удивлению и восхищению, он вскоре обнаружил, что простое умственное решение, которое он открыл для себя, оказалось, имело такой же положительный эффект и у других, неспособных к чтению взрослых.

Вскоре Р. Дейвис понял, что одного только исправления восприятия (устранения дезориентации) было недостаточно. Нужно было также убрать причины, которые вызывали дезориентацию. Для этого нужно было найти способ, который позволил бы выработать способность к пониманию и распознаванию слов.
После независимого клинического исследования и работы с экспертами во многих областях, Рон Дэйвис усовершенствовал свою программу коррекции дислексии для взрослых и детей. В 1982 Рон и доктор философии Фатима Али открыли Центр по исследованию проблем чтения при Центре Коррекции Дислексии в Калифорнии, где достигли успеха у 97% клиентов с проблемами в обучении.

Читайте также:
Логопедическая работа при моторной афазии грубой степени выраженности

В 1994 была издана первая книга «Дар дислексии». В течение года она была переведена на несколько языков. Также была основана Международная Ассоциация Дейвиса (www.dyslexia.com) для обучения профессионалов, которые бы предоставляли программу коррекции по всему миру.

Почему пластилин помогает при коррекции дислексии?

Дислектики изучают только те вещи, которые сами создают. Если они создают что-либо в форме запоминания, то в итоге имеют что-то заученное. Если они создают что-либо в форме осмысления, именно это они и имеют – осмысление. Однако если они создают что-либо путем освоения или мастерства, это становится частью них самих, это становиться частью их интеллекта. Когда дислектики что-либо осваивают, это становиться частью их мыслительного процесса.

Когда мы запоминаем или понимаем что-либо, мы создаем это мысленно. Другими словами, мы создаем мысленные образы или мысленного звучание этой вещи. Когда что-то осваивается, оно уже не просто создано в уме; оно также создано в реальном мире. Создание чего-либо мысленно (внутри себя) – это лучшее, что мы можем ожидать, это понимание этих вещей; овладение же чем-либо требует создание этого вне нас.

Независимо от того, насколько хорошо мы понимаем, как следует управлять велосипедом, это понимание не убережет нас от падений, когда мы впервые сядем на велосипед. Для овладения ездой на велосипеде необходимо сесть на него и поехать. Чтобы освоить езду, мы должны создать ее в реальном мире.

Когда мы создаем концепцию слова с помощью пластилина, то тем самым мы создаем данную концепцию в реальном мире.

Дислексия – болезнь или дар?

Да, есть понятие «образовательная система», которая подразумевает передачу информации по той или иной схеме. Но если вы понимаете, что методы общеобразовательной школы не подходят вашему ребенку, это вовсе не означает, что на человеке можно ставить крест. Вы же видите, что ребенок неглупый. Имейте смелость положиться на его врожденный интеллект и отправиться на поиски другой системы, в которой ребенку будет комфортно и удобно. Кто знает, возможно, в вашей семье растет гений, а вы упреками и угрозами просто сломите его в очень раннем возрасте.

«Я благодарна России за то, что здесь есть возможность домашнего обучения для детей, закрепленная на законодательном уровне. Система образования не справляется с большим многообразием особенностей и разновидностей детей. Есть единственный экзамен на сегодняшний день, который подтверждает готовность человека ко взрослой жизни (хотя я тоже с ним не согласна, но пусть он будет). Это ЕГЭ (ОГЭ). Перед подготовкой к этому экзамену родители нанимают своим детям репетиторов, школа увеличивает часы тех или иных предметов, чтобы ребенок сдал экзамен и имел возможность поступить в вуз. Так зачем же сейчас насильно корректировать своего ребенка с целью подготовки его к тому важному экзамену, который ждет его в 16 лет? У вас в запасе есть девять лет на то, чтобы совершенно не спеша, в своем ритме образовываться вместе со своим ребенком. В качестве альтернативы средней школе можно рассматривать онлайн-образование. На сегодняшний день существует масса бесплатных и недорогих программ, по которым ребенок в интересной игровой манере может обучаться всему самостоятельно. Кроме того, если дислексия сильно выражена, то в школе ребенок неминуемо столкнется с буллингом».

На сегодняшний день много специалистов начали корректировать дислексиков. Для начала хочу отметить совершенную неприемлемость самого термина «коррекция». Как вообще в современном мире один мозг может корректировать другой? Кто определяет, какой мозг правильный, а какой — нет? Как по мне, это совершенно невозможно. Даже слово «помощь» не подходит в данном случае, потому что все, в чем нуждается ребенок с дислексией, — это доверие и внимание. Просто постараться доносить информацию до него не шаблонно, расшифровывать ее путем собственных ассоциаций и мнения по тому или иному вопросу. Ребенок, в свою очередь, примет информацию от вас и будет формировать свои ассоциации и понимание.

Дислексия — это не синоним слову «тупой». Просто информацию из мира консерваторов и правил ребенок не может вложить в свою память как должное. Ему нужно понять и разобраться во всем, а на это требуется время. Когда он разберется, выстроит определенную логику в своей хаотичной голове, тогда он выдаст вам в ответ информацию, которую понял, а не ту, которую запомнил. Это важно! Его память действует как набор образов. Поэтому сухие правила, не подтвержденные примерами, ему очень сложны для запоминания.

Читайте также:
Формирование фонетических средств языка у дошкольников с ОНР

В современном мире, где каждый человек — это бренд и может стать успешным благодаря тому, что просто остается собой и делает то, что нравится, как по мне, просто глупо запускать ребенка в душный класс и заставлять изучать правила по некрасивым учебникам. Которые, как доподлинно известно большинству взрослых, на 85% никогда ему не пригодятся. А для общего развития в мире существует куча других интересных вещей.

Мы вместе с моим сыном познаем мир, я показываю ему и простым языком объясняю все бытовые моменты. Мы готовим еду, ходим платить за воду и электричество, выполняем работу по дому. Он абсолютно адаптирован, знает все бытовые тонкости и прекрасно понимает, где и с какими трудностями он может столкнуться. А иногда даже в каких-то вещах он может меня чему-то научить. Совсем недавно мы начали жить в своем доме и сейчас вместе с ним изучаем и осваиваем жизнь в деревне рядом с лесом, а это же все непрерывное познание.

То свободное время, которое он не тратит в школе, он может посвятить своему любимому делу. Заниматься тем, чем ему хочется. У нас семья путешественников. Считаю, лучшее, что я могу дать своему сыну, — это возможность увидеть мир. Мы окунаемся в жизнь различных народов и изучаем особенности проживания в той или иной стране. Так зачем же мне подсовывать ему тусклые картинки с изображениями стран при изучении географии, если он всё видит своими глазами и в итоге будет знать ее лучше любого отличника. Ребенку надо дать правильное общество, в котором у него мог бы возникнуть интерес к математике, физике, изобразительному искусству или чему угодно. Главное — показать ему всё многообразие красок, которые представлены в мире, а он уже сам выберет, каким цветом и что ему нарисовать. Нужно возбуждать и поддерживать желание любознательности, а не убивать естественный интерес грубой формулировкой «ты должен».

Мой сын очень свободный, он общается с моими близкими друзьями и знакомыми. И они готовы принимать его у себя в гостях. А быть в гостях и принимать гостей — это тоже очень познавательно. Гостеприимство (я сама коуч гостеприимства) — это высшая степень познания мира. Моя задача — не дать ему теорию по верхам, чтобы просто ЕГЭ написать, а приблизить его к чувству самодостаточности. Он должен уметь меняться в зависимости от ситуации и места, в котором он оказывается. Человек должен меняться всегда, его присутствие в любом моменте жизни должно быть наполнено радостью. Но тем не менее раз в год мы проходим аттестацию, чтобы все равно поддерживать уровень образованности и в пределах установленной системы тоже.

Комплексный метод преодоления дизартрии
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

В методическом пособии изложен алгоритм преодоления дизартрических расстройств у детей.

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnyy_metod_preodoleniya_dizartrii.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный метод преодоления дизартрии.

I блок – медицинский.

Его курирует врач-невролог. Невролог может порекомендовать медикаментозную, физиотерапию, лечебный массаж, лечебную физ-ру, рефлексотерапию.

II блок – психолого-педагогический.

Его осуществляют следующие участники (при условии, что они есть в саду):

Развитие сенсорной функции : развитие зрительного/слухового/тактильно-кинестетического восприятия и дифференцировок.

Развитие тонкой моторики и графо-моторных навыков .

Развитие пространственного представления (дети пишут справа налево, не на той строчке, на географич карте не могут найти объект и т.п.)

Развитие стереогноза . Стереогноз – умение наощупь без зрительного контроля распознавать предмет по форме, величине, фактуре.

III блок – логопедический.

Коррекция произносительной стороны проводится на индивидуальном занятии.

Этапы и содержание логопедической работы при стертой дизартрии

Цели логопедической работы ставятся разные, в зависимости от степени дизартрии.

  1. Если дизартрия I степени, то цель – выработать некоторые языковые средства коммуникации.
  2. При II степени дизартрии – выработать языковые ср-ва общения, понятные для окружающих.
  3. Если III степень дизартрии, то корректировать языковые ср-ва общения.
  4. При легкой степени дизартрии – нормализация произносительной стороны речи.
  1. Подготовительный этап

(в этот период подготавливается артикуляционная база для коррекции):

  1. Нормализация мышечного тонуса.

С этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж в структуре индивидуального занятия. Цель логомассажа- создать положительные кинестезии (ощущения, память в мышцах). Приемы массажа выбирают в зависимости от выявленного тонуса. Логопедический массаж проводится всегда в начале занятия и по времени он краткий. Условно – до 1,5 минут. Для массажа необходимо выбрать адекватную позу и для логопеда, и для ребенка. Массаж проводится кратко, но обязательно регулярно (дать маме карточки, чтобы они повторяли дома).

К массажу есть противопоказания:

– во время массажа с ребенком не разговаривать;

– он не должен отвлекаться от ощущений, вызываемых логомассажем;

Всего 3 комплекса логомассажа: 1) расслабляющий, если у ребенка высокий тонус; 2) расслабляющий, если у ребенка гиперкинезы; 3) укрепляющий, если тонус снижен. При логомассаже все движения должны быть только расслабленной кистью, целенаправленными, всегда начинать с массажа шеи.

  1. Нормализация моторики органов артикуляции – артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой. Проводится сразу же после массажа, кратко (дети устают), но с нагрузкой. Меньше минуты!
  2. Нормализация моторики рук (пальцевая гимнастика).
  3. Нормализация голоса (голосовая гимнастика).
  4. Нормализация речевого дыхания (дыхательная гимнастика).
  5. Нормализация просодики : а) выработка слухового внимания и слуховых дифференцировок, учим различать тембр, интонацию, логическое ударение; б) подражание разным модуляциям голоса.

II этап – выработка новых произносительных умений и навыков.

2.1. Развитие фонематического слуха.

2.2. Определение комплекса артикуляционных упражнений для конкретного звука (из 20 упражнений – 4 комплекса: свистящие, шипящие, Р, Л). Последовательность определяется индивидуально. Комплекс упражнений отрабатывает только те позы, кот. Вырабатывают нужную артикуляцию.

2.3. Постановка звука (распечатка по дислалии):

– механический, с помощью инструментов;

– от опорного звука;

Последовательность постановки звуков у детей со стертой дизартрией индивидуальна, по мере созревания артикуляторной базы.

2.4. Автоматизация или закрепление.

Звук закрепляется изолированно или в слоговых конструкциях (модулях). Особенностью работы со стертой дизартрией явл. автоматизация с использованием тактильно- кинестетической стимуляции рук. Автоматизация должна быть в словах разной слоговой структуры (13 классов слоговой структуры слов по Марковой).

2.4.1 .Автоматизация проводится как только звук вызван (по подражанию или механически). Автоматизацию надо проводить по определенной системе, т.к. классический способ автоматизации как при дислалии не дает результата и поставленный звук в речь не вводится. Система характеризуется утрированным артикулированием гласных, в основе – 20 артикуляционных упражнений.

2.4.2. Затем включаем поставленный звук в слоги разной конструкции: открытый, закрытый, со стечением, интервокальный (между 2мя гласными).

2.4.3. Отрабатываем по модулям – таблицам по вертикали, горизонтали, диагонали. Модуль – будущая часть слова, фрагмент слова (это не слоги, это стык 2х слогов). Модули затем включаются в слова, короткие предложения, содержащие эти слова, со 2-3 модуля включается тактильно-кинестетическая стимуляция – подключение руки с использованием шершавых и гладких ковриков.

2.5. Дифференциация поставленного звука с оппозиционными фонемами – свистящие с шипящими, твердые с мягкими, глухие со звонкими и др.

III Этап – выработка коммуникативных умений и навыков

(за пределами учебной ситуации, без присутствия логопеда)

3.1. Выработка навыков самоконтроля – сложный этап, логопед выступает в роли психолога.

3.2. Введение в спонтанную речь ребенка правильного звукопроизношения (его должны контролировать родители, воспитатели)

3.3. Введение в спонтанную речь ребенка правильного звукопроизношения просодики.

IV Этап – предупреждение (преодоление) вторичных нарушений

Предупреждение (преодоление) вторичных нарушений возможно, если ребенок рано обследуется, рано выявляются предпосылки нарушения и рано проводится коррекционная работа.

Структура индивидуального занятия.

Длительность индивидуального занятия регламентируется типом дошкольного учреждения (2-3 года – 10 мин, 3-7 лет – 15 минут, школа – 10 минут, подростки 35-45 минут, взрослые – 40 минут).

Индивидуальное занятие в группах от 3 до 7 лет.

I блок – подготовительный, 7-8 минут:

1) логомассаж, длительность 1,5 минут максимально;

2) артикуляционная гимнастика с нагрузкой 1 минута макс;

3) дыхательная гимнастика 2-3 движения (выдох с напряжением). ! Не брать никаких инновационных методов гимнастики (ни Стрельникова, ни др.), т.к. может вызвать слабость, головокружение;

4) пальцевая гимнастика, необходимы качественные движения, напр., на медленный ритм «раз колечко, два колечко». Сами дети не сопровождают пальцевую гимнастику своей речью. Логопед читает стихи, а дети меняют положение рук (летят птицы, на дереве свили гнездо, отложили яички 1-2-3 и т.п.)

5) голосовая классическая гимнастика, 1 минута. Гласные звуки по диапазону, по эхо;

6) просодика – воспроизведение за логопедом разных интонаций. голосовые модуляции.

Без фиксации на том, что ребенок делает неправильно. Поощрение – обязательно («Лучше, чем вчера»).

II блок – основной, оставшиеся 7-8 минут:

1) выбор комплекса артикуляционных движений для конкретного звука, т.е. решаем, с какого звука начать.

2) уточнение или развитие фонемат слуха (Ткаченко «Азбука логоработы»).

! До 3-4 лет не стимулируем звуки, особенно Р (может быть горловой). Логопед в этом возрасте проверяет только фонем слух и словарь.

3) постановка звуков;

4) автоматизация по модулям с тактильно-кинестетической стимуляцией;

5) дифференциация по модулям с тактильно-кинестетической стимуляцией;

6) отработка слов разной слоговой структуры, напр., часовщик. Диагностическая фраза по подражанию: «Весело журчат весенние ручьи»

7) включение правильного звука и просодики в речь.

Что не включается в индивидуальное занятие (относится к групповому):

– развитие лексики, словообразования, словоизменения;

– развитие грамматического строя;

– развитие связной речи;

– развитие графо-моторных навыков;

– не работать над конструктивной деятельностью – обводка, вырезание, завязывание узелков, складывание палочек.

III блок – домашнее задание (по новому СанПину домашнее задание запрещено, но для тяжелых детей это необходимо. Заставлять и требовать нельзя, но давать обязательно. Можно сделать в электронном виде, в виде папок карточки для мамы, чтобы она контролировала. Также можно дать маме карточки с логомассажем).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста.

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания

Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»(слайд № 1)В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь нега.

Выступление на Круглом столе (НМЦ ЮВОУО) в 2011году: “Коррекционно – логопедическая работа по преодолению дизартрии в ДОУ” (актуальные проблемы).

Постоянно растёт число детей, страдающих дизартрией. Медицина часто бессильно разводит руками, не хочет и не может помочь такому ребёнку. Поднимая эту проблему, размышляю о путях и способах выхода из .

Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн.

Инновационные методы преодоления дизартрии

Рассказано о методах преодоления дизартрии й дошкольников с тяжелым нарушением речи. Представлен личный опыт в преодолении речевого нарушения .

Логопедический массаж, как способ преодоления дизартрии.

Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе при дизартрии, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, не.

Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.

Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии.

Комплексный подход при дизартрии

  • Подготовка детей к обучению грамоте (11)
  • Работа над лексико-грамматическими категориями (4)
  • Коррекция звукопроизношения (5)
  • Развитие связной речи (11)
  • Информационно-компьютерные технологии в логопедии (4)
  • Игровые технологии в логопедии (7)

Комплексный подход при дизартрии

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок – психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

Первый этап работы – подготовительный, содержит следующие направления:

1) Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качеств артикуляционных движений.
3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
4) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.
5) Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
6) Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

1)Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
2)Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.
Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например: альвеолярной позиции – р , р, а свистящие корригировать будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).
3) Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.
4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится так – же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).
5) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.
6) Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.
1)Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.
2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).
3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

Четвёртый этап логопедической работы носит название – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. – М., 2006.

Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, – М., 1982.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: