Дислалия у детей

Дислалия: виды, причины, диагностика и коррекция

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.

Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.

Основная характеристика дислалии

Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.

Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.

В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.

Основная классификация дислалии

Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:

  1. Моторная. Моторная дислалия возникает по причине нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звуки ребенок подбирает правильно.
  2. Сенсорная. Характеризуется теми же нарушениями, но в речеслуховом анализаторе. Ребенок испытывает проблемы в слуховом различении звуков, которые схожи по произношению: шипящие и свистящие, твердые и мягкие, глухие и звонкие.
  3. Сенсомоторная. В этом случае присутствует оба варианта нарушений, т.е. происходят искажения и замены звуков.

От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:

  • Акустико-фонематическая дислалия. Ребенок не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносятся правильно, но встречаются либо пропуски, либо замены звуков.
  • Артикуляторно-фонематическая дислалия. Наблюдается нарушение фонематического слуха, поэтому ребенок использует «неправильные» звуки при произношении.
  • Артикуляторно-фонетическая дислалия. Характеризуется нарушениями звукового оформления речи из-за неправильно сложившихся артикуляторных позиций. При этом ребенок правильно воспринимает звуки на слух.

Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.

В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:

  • Ротацизм – проблемы со звуком Р и Р’.
  • Ламбдацизм – Л и Л’.
  • Йотацизм – проблемы со звуком Й.
  • Сигматизм – проблемы с произношением и свистящих, и шипящих звуков.
  • Каппацизм – К и К’.
  • Гаммацизм – Г и Г’.
  • Хиттизм – проблемы с Х.

Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:

  • Короткая уздечка языка.
  • Нарушенная зубочелюстная система. Сюда могут быть включены различные патологии: неправильный прикус, слишком развития верхняя челюсть по сравнению с нижней, большой промежуток при смыкании челюстей и т.д.
  • Слишком массивный язык (макроглоссия) или, напротив, слишком узкий и маленький (микроглоссия).
  • Утолщенные губы с ограничением их подвижности.
  • Неправильно сформированное нёбо (узкое, плоское, высокое)

Дислалия ( Косноязычие )

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

МКБ-10

  • Причины
    • Причины механической дислалии
    • Причины функциональной дислалии
  • Классификация
  • Симптомы дислалии
  • Диагностика
    • Дифференциальная диагностика
  • Коррекция дислалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Читайте также:
Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с ОНР

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм – недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука – его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков – ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
Читайте также:
ОНР - общее недоразвитие речи

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях – изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии – от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата у пациентов с нормальным слухом и с присутствием подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

  • Классификация
  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Коррекция
  • Прогноз

Классификация

В настоящее время выделяют две формы дислалии:

  • органическую или по другому называемую механическую,
  • функциональную.

Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного звукообразующего аппарата.

Функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.

Причины

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

Среди аномалий артикуляционного аппарата, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы;
  • макроглоссия — массивный, язык;
  • микроглоссия — узкий, маленький язык;
  • толстые, малоподвижные губы;
  • неправильный прикус: глубокий, перекрестный, открытый;
  • аномалии зубных рядов: диастемы, редко расположенные или мелкие;
  • высокое узкое или низкое плоское верхнее нёбо.
Читайте также:
Логопедическая работа при моторной афазии грубой степени выраженности

Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.

В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы:

  • педагогическая запущенность;
  • «сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • косноязычная, торопливая речь окружающих;
  • билингвизм в окружении;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • общая физическая слабость.

Симптомы

Четыре вида дефектов звукопроизношения при дислалии: пропуски, замены, смешения и искажения звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, в середине либо в конце слова.

Замена звука — стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.

О смешении звуков говорят, если постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребление их то уместно, то неуместно.

Искажение звуков — ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка. Например велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и другие. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии — группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Диагностика

Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.

В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.

При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Коррекция

Коррекцию дислалии обычно делят на три этапа:

  • Подготовительный этап. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате: ортодонтическое лечение, пластика уздечки. При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов.
  • Формирование первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.
  • Формирование коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика.

Прогноз

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции . Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, регулярностью занятий.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины дислалии, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным.

Дислалия у детей

Дислалия у детей – расстройство речи, которое характеризуется неправильным воспроизведением отдельных звуков во время разговора при отсутствии проблем со слухом или иннервацией артикуляционного аппарата. При таком нарушении ребенок постоянно меняет, искажает, смешивает или совсем пропускает одни и те же определенные звуки.

Общие сведения

Нарушения воспроизведения звуков считается наиболее распространенной проблемой в логопедии. Поставленный диагноз «дислалия» не значит, что у ребенка имеются патологии центральной нервной системы или психические заболевания, чаще всего это расстройство связано с особенностями строения носоглотки, аномалиями развития полости рта и речевого аппарата.

Дислалия у детей дошкольного и младшего школьного возраста препятствует нормальному обучению и при отсутствии должной терапии в дальнейшем способна привести к стойкой дисграфии (расстройству письменной речи) и дислексии (расстройству чтения).

Причины возникновения дислалии у малышей

Специалисты выделяют механические и функциональные факторы, способствующие развитию заболевания. К механическим относятся органические нарушения артикуляционного аппарата. В их число входят:

  • укороченная уздечка языка или верхней губы;
  • слишком массивный или маленький язык;
  • утолщенные, малоподвижные губы;
  • аномалии развития губ;
  • патологии зубочелюстного аппарата (аномальный прикус, уплощенное небо, диастема, мелкие и/или разреженные зубы).

Механические причины могут быть как врожденными, когда патология обусловлена индивидуальными особенностями развития организма, так и приобретенными в результате перенесенных инфекционных заболеваний или травм лица и головы.

Читайте также:
Восстановление речи после инсульта на раннем сроке

Функциональные факторы обусловлены негативными социальными и биологическими обстоятельствами, при этом нарушений со стороны артикуляционного аппарата не наблюдается. К функциональным биологическим причинам дислалии у детей относятся:

  • общее физическое истощение организма вследствие длительных заболеваний, тяжелого протекания инфекционных патологий, дефицита физического развития;
  • минимальная мозговая дисфункция, когда у ребенка имеется комплекс психоэмоциональных нарушений (задержка психического развития, СДВГ, социальная дезадаптация);
  • несформированность фонематического слуха.

Социальными предпосылками становятся:

  • билингвизм, когда в ближайшем окружении малыша говорят на двух или более разных языках;
  • косноязычие родителей и близких родственников, которому ребенок начинает подражать;
  • постоянное сюсюканье с малышами;
  • недостаток живого речевого общения;
  • педагогическая запущенность.

Нередко признаки дислалии появляются у детей, родители которых говорят быстро, неразборчиво, проглатывая окончания и другие части слова, используя различные сокращения и сленговые обозначения. Специалисты настоятельно рекомендуют общаться с малышами просто, но доходчиво, употребляя полные формы слов без искажения.

Классификация

С учетом основных причин возникновения логопеды-дефектологи выделяют у детей механическую дислалию, когда нарушения вызваны аномалиями артикуляционного аппарата, и функциональную дислалию, что связано с социальными факторами или нейродинамическими сдвигами. В свою очередь функциональная форма патологии подразделяется на три подвида:

  • моторную дислалию, когда у детей из-за нейродинамических нарушений язык с губами двигаются и работают неправильно, что отражается на качестве произношения звуков;
  • сенсорную дислалию, когда из-за проблем со слуховым восприятием ребенок неточно слышит звуки, с трудом различая схожие по звучанию фонемы, и переносит это на разговорную или письменную речь;
  • сенсомоторную дислалию, когда имеется комплекс нарушений со стороны нейродинамических процессов и сенсорного восприятия.

Каждый фонетический дефект имеет свое специфическое название. Например, трудности с выговариваем буквы «Р» именуются ротацизмом, а проблемы с произношением твердой или мягкой «Л» называются ламбдацизмом. В случае, когда у детей наблюдаются нарушения произношения сразу нескольких звуков, специалисты говорят о сложной комбинированной дислалии.

Симптомы

Речь ребенка с дислалией сопровождается разнообразными пропусками, заменами букв, искажением и реже смешением звуков. Родителей должны насторожить следующие признаки:

  • полное выпадение определенных букв из начала, середины или конца слова;
  • замена одного звука другим, схожим фонетически или по принципу «твердый-мягкий», «звонкий-глухой»;
  • употребление правильно произносимых букв, но не к месту;
  • использование правильных звуков, но с искаженным произношением, например, межзубные «з» и «с», велярное произнесение буквы «р».

Характерное отличие этой патологии от других речевых нарушений – достаточно развитая лексико-грамматическая база. Дети с симптомами дислалии знают, что такое правила русского языка, успешно ими пользуются, правильно употребляют склонения, падежи, окончания, имеют обширный словарный запас и не испытывают трудностей с чтением. Ребята с расстройством звукопроизношения общаются вполне грамотно построенными распространенными предложениями, связно отвечают на вопросы, способны воспроизводить письменную речь без ошибок.

Диагностика

Обследование детей с дислалией начинают с подробного выяснения особенностей протекания беременности у матери и первых лет жизни малыша. Большое значение в диагностике имеет анамнез: как протекали роды, как рано ребенка начали обучать буквам, какие он перенес заболевания, имелись ли аналогичные проблемы у ближайших родственников – все это помогает специалистам точно определить причину патологии и подобрать соответствующую терапию.

Кроме общего психолого-логопедического осмотра и специфических упражнений на звуковое подражание проводят оценку:

  • психомоторного развития;
  • работы органов зрения и слуха;
  • строения и подвижности артикуляционного аппарата;
  • состояния опорно-двигательного и зубочелюстного аппарата.

В некоторых случаях может понадобиться консультация неврологов, ЛОР-врачей, стоматологов-хирургов и ортодонтов.

Коррекция дислалии

Цель всех методов коррекции дислалии у детей – максимально полное устранение ее симптоматики и постановка правильного воспроизведения звуков. Ребенок в процессе терапии должен научиться распознавать фонемы, не путая, не смешивая и не заменяя их другими звуками.

Коррекция происходит по определенным этапам:

  • подготовка, в рамках которой специалисты устраняют анатомические и физиологические дефекты артикуляционного аппарата, развивают слуховое восприятие, мелкую и речевую моторику, проводят занятия по правильному речевому дыханию;
  • формирование первичных навыков произношения, в процессе которого логопеды с применением различных техник и механических приспособлений (зондов) устанавливают автоматизацию звуков при воспроизведении слогов, слов и предложений;
  • развитие коммуникативных навыков, в ходе которого дефектологи многократно прорабатывают с детьми безошибочное употребление правильных фонем в различных жизненных ситуациях.

Основной принцип успешного лечения дислалии у ребенка – систематичность. Занятия должны проходить регулярно с периодичностью не менее 2–3 раз в неделю, при этом большое значение имеют домашние самостоятельные упражнения и артикуляционная гимнастика. Длительность коррекции зависит от формы расстройства и выраженности симптомов: сложная дислалия займет не менее 3–5 месяцев, простая – от 1 до 3 месяцев.

Профилактика

Предотвратить развитие патологии помогут:

  • своевременная коррекция стоматологических дефектов, аномалий артикуляционного аппарата;
  • адекватное речевое общение с ребенком без употребления искаженных слов, обилия уменьшительно-ласкательных форм, использования сленга;
  • недопущение билингвизма в ближайшем окружении;
  • развитие мелкой моторики рук и пальцев с помощью игр, бытовых упражнений (завязывание и развязывание узелков, шнурков, плетение нитей, застегивание маленьких пуговиц);
  • ограничение употребления малышом мягких продуктов, которые не требуют длительного пережевывания (обилие мягкой пищи приводит к деформации прикуса и, как следствие, к речевым нарушениям);
  • контроль сроков прорезывания зубов;
  • слежение за «чистотой» речи в окружении малыша, четкое проговаривание звуков с правильной артикуляцией при общении.
Читайте также:
Особенности коррекционной работы по устранению заикания у дошкольников и младших школьников

Очень важно регулярно проходить логопедическое обследование в дошкольном возрасте и не отказываться от занятий с логопедом в детском саду или начальной школе.

Узнать больше о патологии, причинах развития расстройства и методиках коррекции речевых нарушений можно у специалистов клиники «СМ-Доктор». Записывайтесь на консультацию через сайт или по телефону, чтобы начать своевременное лечение дислалии и предотвратить вероятные проблемы с речью ребенка в будущем.

Дислалия (нарушение звукопроизношения)

Классификация, диагностика и методы коррекции дислалии

В логопедии к дефектам звукопроизношения принято относить: дизартрию, ринолалию, дислалию. О последнем диагнозе, часто встречающемся на практике, и пойдёт речь в данной статье.

Дислалия (косноязычие) – это нарушение нормального звукопроизношения, не являющееся следствием повреждений или заболеваний органов физического слуха и центральной нервной системы (ЦНС).

Диагноз может лежать в основе общего недоразвития речи.

При дислалии ребёнок может пропускать звуки, заменять, искажать либо смешивать их.

Имеется общепризнанная терминология при неверном произношении звуков:

сигматизм – при свистящих С, З и шипящих Ж, Ш, Щ, Ч;

ламбдацизм присонорной Л;

ротацизм (картавость) присонорной Р;

гаммацизм, каппацизм, хитизм призаднеязычных Г, К, Х;

йотацизм при Й.

При этом лексика, грамматика, уровень связной речи, словарь активных слов соответствуют возрастной норме.

Классификация дислалии

В зависимости от причин нарушения произношения звуков, дислалия подразделяется на две формы: органическую (механическую) и функциональную.

Об органической формеговорят, если в строении органов артикуляционного аппарата имеется патология.

Функциональная форма связана с временным нарушением в коре головного мозга или негативными социальными причинами, при отсутствии аномалий артикуляционного аппарата.

В органической форме, в свою очередь, выделяют следующие виды:

сенсорная, связанная с трудностями слухового различения звуков, похожих по акустике (звонкие-глухие, твёрдые-мягкие);

моторная, обусловленная искажениями в артикуляции звуков.

Если сенсорный и моторный вид присутствуют одновременно, то диагноз звучит как сенсомоторная дислалия.

Функциональная форма имеет три вида:

акустико-фонематическая (когда недоразвит речевой слух);

артикуляторно-фонетическая (когда неправильно усвоены артикуляционные позиции);

артикуляторно-фонематическая (в случае произношения звуков с неверным положением языка, ставшем привычкой).

По характерной степени нарушения известна ещё одна классификация дислалии:

простая (мономорфная), когда имеются проблемы с произношением одной группы звуков (например, свистящие или шипящие);

сложная (полиморфная), в случае неправильного произношения звуков из двух и более групп.

Существует физиологическая (возрастная) дислалия из-за недоразвитости органов артикуляции, не связанная с их патологиями. Она проходит самостоятельно к 5 годам.

Причины дислалии

Причиной органической формы дислалии являются дефекты строения таких органов артикуляции, как язык, губы, челюсти, зубы.

Они бывают наследственного, врождённого или приобретённого (травмы, болезни зубочелюстной системы) происхождения.

Например, неправильный прикус, короткая уздечка языка, малоподвижные губы, аномальные особенности строения зубов, нёба, размера языка.

Причины функциональной формы:

К ним относятся: ослабленность организма как следствие частых или хронических заболеваний, нарушения в коре головного мозга или ЦНС (минимальная мозговая дисфункция), недоразвитость фонематического слуха.

Сюда входят: двуязычие в семье, подражание дефектной речи взрослых, дефицит общения, не исправление родителями речевых ошибок детей.

Диагностика

При подозрении на дислалию проводится тщательное логопедическое обследование с привлечением для консультации врачей: невролога, лор-врача, стоматолога (хирурга, ортодонта).

Проводится опрос родителей обо всех этапах жизни ребёнка, начиная с внутриутробного этапа. Выясняется, какие заболевания он перенёс, какая симптоматика сопровождала его с логопедической точки зрения.

Всё это помогает понять причину нарушения.

Затем логопедом выполняется визуальный осмотр ребёнка на наличие дефектов строения речевого аппарата, состояние артикуляционных мышц.

Далее идёт тестирование. Необходимо исключить дизартрию стёртой формы.

Ребёнку предлагается выполнить специальные задания для выяснения формы и вида дислалии, которые будут указаны в заключении. Это нужно для назначения соответствующих методов коррекции.

Методы коррекции

Коррекция дислалии делится на 3 этапа:

2. формирование первичных навыков произношения;

3. развитие навыков коммуникации

1 этап предполагает устранение нарушений в строении органов речи (подрезание уздечки языка, лечение у ортодонта, пластика верхней губы) – при органической дислалии.

При функциональной дислалии (моторной) проводятся занятия по артикуляционной гимнастике, логопедическому массажу, при сенсорном виде – развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания.

Все формы дислалии нуждаются в развитии мелкой моторики.

2 этап включает в себя постановку звуков, автоматизацию их в речи, а в случае смешения звуков – работу по их разделению (различению).

3 этап направлен на выработкунавыков применения отработанных звуков при свободном общении, самоконтроля речи.

По продолжительности коррекционный период занимает до полугода, в зависимости от тяжести нарушения.

Большое внимание уделяется работе дома с родителями. Логопед даёт задания по закреплению материала занятий, показывает артикуляционные упражнения.

Читайте также:
Дидактический раздаточный материал по теме: Дифференциация п – б в словах

Несмотря на то, что дислалия поддаётся коррекции, лучше своевременно обращать внимание на речевые проблемы малыша.

Профилактика дислалии

Она заключается в раннем выявлении дефектов строения органов речи.

Взрослые должны показывать пример правильной речи с чёткой дикцией, постоянно контролировать физическое и умственное развитие ребёнка, посвящать ему много времени, проводя его с пользой.

Подборка частых вопросов. Перейти

Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Читайте также:
Лечение заикания с помощью иппотерапии

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

Читайте также:
Особенности психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  • контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Читайте также:
Восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.
Читайте также:
Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: