Динамические паузы на уроках

Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе
методическая разработка

Скачать:

Вложение Размер
Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе 256 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе

Автор-составитель: Шумакова Надежда Александровна

Челябинский педагогический колледж №1

Динамические паузы для развития мелкой моторики

1. «Замочек». Дети складывают руки в «замок», переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачивают «замок»:

– На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в «замок»)

(Ритмичное постукивание основаниями ладоней друг о друга, пальцы не расцепляются)

(Потягивание одной руки к себе, другой – от себя (с поочерёдной сменой рук); пальцы не расцепляются)

(Потягивание рук в разные стороны с выпрямлением пальцев, но частичным сохранением фигуры «замка»)

(Резкое расцепление рук с разведением их в стороны)

2. «Ягодки». Дети приподнимают перед собой руку так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики также расслаблены, свисают вниз:

– С ветки ягодки снимаю

(Поглаживание каждого пальчика от основания до самого кончика пальцами другой руки, «как будто снимая воображаемую ягоду)

– И в лукошко собираю

(Обе ладошки складываются перед собой «чашечкой»)

– Будет полное лукошко

(Одна ладошка, сложенная «лодочкой», накрывается другой ладошкой)

– Я попробую немножко

– Я поем ещё чуть-чуть

(Одна ладошка имитирует лукошко, пальчики другой руки – щепотку)

– Лёгким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальцы каждой руки «бегут»)

3. «Барабанщики». Подушечки пальцев прижаты к столу; нужно попеременно постукивать ими по поверхности, воображая игру на пианино:

Раздаётся звонкий стук (звук)!

– Мы капусту рубим

(Ритмичные удары ребром ладоней по столу)

– Мы капусту трём

(Трение ладоней друг о друга)

– Мы капусту солим

(Трение указательного и среднего пальцев о большой)

– Мы капусту жмём

(Хватательные движения обеими руками)

– Мы капусту нарубили

(Ритмичные удары ребром каждой ладони по столу)

(Трение ладоней друг о друга)

(Трение указательного и среднего пальца о большой)

– И набили плотно в кадку

(Удары обеими руками по столу)

– Всё теперь у нас в порядке!

(Лёгкая встряска кистей рук)

– Вверх взлетает вертолёт –

Будь внимательным, пилот!

(Четыре пальца руки, кроме большого, сжимаются в кулак; большим пальцем, поднятым вверх, выполняются круговые движения)

Лопасти быстрей крути

(Пальцы (кроме указательного и большого) обеих рук скрепляются в положении «корзинки»; указательные пальцы выдвигаются вперёд и соединяются подушечками – получается «хвост вертолёта»)

6. «Лапки». Подушечки пальцев правой руки прижимаются к верхней части ладошки, большой палец прижимается к указательному. Затем то же самое проделывается второй рукой, в конце – двумя руками:

– Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовёт.

А лапки – цап-царапки!

7. «Щелчок». Кончик каждого пальца поочерёдно надавливает на подушечку большого пальца:

8. «Помощники». Движения пальцами выполняются в соответствии с содержанием стихотворения:

– Вот помощники мои,

Как их хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Но дадим им отдохнуть!

– Наши пальцы сжались тесно –

(Дети сжимают левую руку в кулак)

– Видно, им прохладно стало,

(Ладонь правой руки обхватывает кулак левой руки и сжимает его)

10. «Дружная семейка». Руки сжаты в кулаки; пальцы поочерёдно разгибаются (в соответствии со строчками стихотворения):

– Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(Сжимать-разжимать кулаки несколько раз)

Динамические паузы по математике

1. «Отдохни». Движения выполняются под ритмический счёт в соответствии со стихотворением:

– Раз, два, три , четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим!

2. «Посчитай-ка!». Физические упражнения выполняются в соответствии со стихотворением:

– Сколько видите кружков,

Столько сделайте прыжков.

Сколько ягод насчитаете,

Столько раз вы приседаете.

3. «Красная Королева». Нужно одновременно слушать стихотворение, выполнять физические упражнения, демонстрируемые учителем, и считать по заданию:

– Жила Королева Красная,

(Дети топают ногами)

– Было у неё семь слуг –

Украшали всё вокруг!

(Ритмичные хлопки ладонями в воздухе)

– Вдруг один вазон разбился –

Королева очень злится!

(Прыжки на месте)

– Одного слугу казнят.

Скольких миловать велят?

(Дети приседают и делают руки «домиком» над головой; после динамической паузы дают ответ – 6 слуг помилуют)

– Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – присесть и сразу встать.

А когда скажу я «семь» –

На места садиться всем!

5. «Спортивный счёт».

– Два плюс два – ответ каков?

Сколько надо здесь хлопков?

(дети хлопают 4 раза)

– Два плюс три, скажите мне,

Сколько прыгать на ноге?

(Дети прыгают на одной ноге 5 раз)

– Из пяти пять отниму –

Сколько метров пробегу? (Дети стоят на месте, т.к. ответ – 0 метров)

6. «Цифры». Нужно попытаться встать в позе, напоминающей цифру:

– Повторим за цифрой «два» – вся изогнута спина.

(Дети наклоняются вперёд, прогибаются как цифра 2)

– Повторим за единицей – выпрямимся словно спицы.

(Дети тянутся вверх)

– Цифра есть у нас «четыре» – и её мы повторили.

(Дети в полуприсяде (как будто садятся на стул), вытягивая руки вперёд)

– Повторим за цифрой семь и похлопаем мы всем!

(Дети выполняют наклоны в стороны, затем хлопают в ладоши)

7. «Семь гномов». Учитель показывает движения и читает стихотворение. Задача детей – повторить упражнения и дать верный ответ на вопрос:

– Было в сказочке семь гномов:

(Прыжки на месте)

– Грустных два и три весёлых,

(Наклоны в стороны)

– А один любил цветы.

– Скольких не назвали мы? (Махи руками; правильный ответ: 1)

8. «Примеры». Суть: дети встают около своих парт; учитель демонстрирует на слайде/доске математические примеры и называет ответы. Если ответ к очередному примеру правильный, дети подпрыгивают и хлопают в ладоши. Если ответ не правильный, дети приседают.

9. «Бабочки». Суть: ученики получают карточки – крылья бабочек. У учеников «половинки» с примерами, которые необходимо решить. По кабинету расклеены вторые «половинки» карточек с ответами к примерам. Ученикам необходимо собрать «бабочек». Ученики перемещаются по кабинету в поисках нужной карточки.

10. «Хлоп-топ». Суть: дети стоят около своих мест; учитель каждый раз устанавливает арифметический знак (пример на сложение/вычитание).
1 слагаемое/уменьшаемое – количество хлопков, 2 слагаемое/вычитаемое – количество топаний ногой. Ученики вычисляют значение заданного примера и выражают его количеством прыжков или наклонов.

Динамические паузы по русскому языку

1. «Вновь у нас физкультминутка».

– Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад)

– Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью)

– Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

2. «Буквы». Движения выполняются в соответствии со стихотворением:

– А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

(Дети должны стоять с широко расставленными ногами)

– В алфавите, в букваре,

Проживала буква Е.

(Хлопки в ладоши)

– Как-то раз она шагала,

Замечталась и упала,

(Чередование ходьбы на месте и приседаний)

– Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

3. «Мы по улице гуляем».

-Мы по улице гуляем,

(Дети шагают на месте)

– Сами вывески читаем.

(Наклоны головы влево-вправо)

– Это – «эс», а это – «ка»,

(Повороты туловища влево-вправо)

– «Ж» похожа на жука.

(Хлопок руками спереди-сзади)

– Мы читаем всё подряд:

Вывеска: «Торговый ряд»,

(Прыжки на месте)

– Рядом сладкие слова:

«Фрукты», «Пряники», «Халва».

(Дети шагают на месте)

(Три хлопка в ладоши)

– Печка очень горяча

(Три хлопка руками над головой)

– Печёт печка калачи!

(Четыре прыжка на месте)

5. «Игра со слогом «Ква»».

– Чьи там крики у пруда? (Наклоны в стороны)

– КВАсу, КВАсу нам сюда! (Хлопки в ладоши)

– КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши, (Дети топают ногами)

– Надоела нам вода! (Прыжки па месте)

– Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою:

(Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола: Тру- у-у, у- у- у)

– Ты, труба, труби, труби,

Отдыхать нас всех зови!

(Прыжки с поворотом туловища направо, затем налево)

7. «Большая буква». Суть: дети стоят около своих мест; учитель называет слова. Если названные слова надо писать с большой буквы, дети должны поднять руки вверх, если с маленькой – присесть. Слова: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака.

8. «Однокоренные слова». Суть: если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают ( маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику ).

9. «Фонетика». Суть: учитель даёт детям задание: «Приседайте столько раз, сколько звуков в слове «осень»; подпрыгивайте столько раз, сколькими буквами записано это слово».

10. «Как напишем?». Суть: условия – буква «о» (прыжок), буква «а» (присед), буква «е» (хлопок). Учитель диктует словарные слова, а дети
по-особому выражают, как напишут слово ( п..нал – пенал – хлопают в ладоши ).

Динамические паузы – упражнения для глаз

1. «Зелёный круг». Подготовка: необходимо заранее развесить по стенам (доске или жалюзи) кабинета картонные или бумажные круги (диаметром до 20см) зелёного цвета. Суть: ученики стоят около своих мест. Учитель даёт задание найти все круги глазами, не поворачивая при этом головы. Если ученик замечает круг в том или ином месте, он должен 10 секунд рассматривать его, а затем продолжить поиски.

2. «День-ночь». Суть: ученики сидят за партами. Даётся задание: посмотреть на своего соседа по парте. Затем учитель говорит «ночь», и дети «засыпают» – кладут головы на парты и закрывают глаза, расслабляются. Классу задаются вопросы: «Поднимите руку, у кого сосед сегодня пришёл в белой рубашке?», «У кого соседка по парте сегодня с косичками на голове?» Через некоторое время учитель произносит «день» – ребята открывают глаза и проверяют свои предположения.

3. «Громко тикают часы». Дети встают около своих мест; руки должны быть на поясе; поворачивать голову в стороны не нужно – все смотрят прямо на учителя и выполняют упражнения в соответствии со стихотворением:

– Громко тикают часы –

(Глазное яблоко двигается влево-вправо)

– Дружно отдыхаем мы,

(Глазное яблоко двигается вверх-вниз)

– Заниматься рано стали,

(Дети смотрят на свои учебники, учительские, на учебники соседа)

– Много нового узнали,

(Дети часто-часто моргают)

4. «Релаксация». Дети встают около своих мест, выполняют физминутку в соответствии с указаниями учителя и текстом стихотворения:

– Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте, что птицами вдруг полетели!

(Дети машут руками)

– Налево, направо, вокруг посмотрели,

(Открывают глаза, смотрят по сторонам)

– Затем потянулись, тихонечко сели!

5. «Бабочка». Суть: на слайд выводится подвижная картинка – бабочка, которая перемещается по всему экрану, «вырисовывая» перевёрнутую цифру 8 (знак «бесконечность»). Задача всех учащихся – следить за бабочкой, не двигая при этом головой.

– Рисуй восьмёрку вертикально –

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

За каждой линией следи.

Теперь следи горизонтально,

А в центре здесь остановись;

Зажмурься крепко, не ленись.

И поморгай же, наконец.

Глаза открой. Ты молодец!

– Мы глазами поколдуем:

Круг огромный нарисуем!

(Дети «рисуют» глазами круг, не поворачивая головы)

– Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз и глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

– И вдруг проснулся,

– Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх. Посмотреть на руки)

(Руки согнуты, в стороны)

– Ну а класс за парты сел!

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево, сесть на место)

9. «Зоркие глазки».

– Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

10. «Гимнастика для глаз». Комплекс упражнений выполняется по специальной карточке:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамическая пауза на уроках в начальной школе

Физминутка, движения повторяются за героями анимацииПросмотреть и скачать можно здесь http://www.rusedu.ru/detail_16345.html.

Применение динамических пауз в учебное время.

Выступление на областном семинаре.

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.

Доклад на тему “Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе”

Доклад на тему “Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе”.

Статья “Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе”.
Динамическая пауза, как необходимость на уроках английского языка в начальной школе

Подводя итоги на моих уроках английского языка в начальной школе, многие дети говорят, что «Don’t stop!” (Не стой! Не останавливайся! Не прекращай! Продолжай!), именно так звучит начало моих физкульту.

социально- психологический климат во время уроков в начальной школе

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла.

Игры и упражнения для проведения динамических пауз

Татьяна Петренко
Игры и упражнения для проведения динамических пауз

Комплекс игр и упражнений

для проведения динамических пауз (в помещении и на улице)

«Движение — это жизнь» – эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

Динамическая пауза – это вид активного отдыха. Проводится она тогда, когда дети утомились.Признаки усталости выражаются по-разному: ребята начинают двигаться, говорить о том, что не имеет отношения к занятию, теряют интерес, внимание у них рассеивается, снижается работоспособность, затрудняются процессы запоминания и мышления.

Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня:

Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой “бабушкин клубок”. Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например, “Руки вверх!”. Тот, кто выполняет “запрещенное” движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.

Образуется два круга: внешний и внутренний с одинаковым количеством игроков. Один человек из внутреннего круга и один из внешнего образуют пару (каждый должен запомнить своего партнёра). По команде ведущего внешний круг начинает бежать по часовой стрелке, а внутренний против. Ведущий будет подавать команды, которые должна выполнить каждая пара, причём очень быстро. Пара, которая окажется последней – выходит из игры.

Например,если ведущий выкрикивает: спина к спине! значит, пары должны соединиться именно этими частями тела. Пара, которая последней сделает это, выходит из игры. Побеждает пара, которая дойдет до конца.

Команды ведущего могут быть следующие:

– ладонь к ладони; ухо к плечу;

– колено к ладони; пятка к пятке;

– колено к плечу; локоть к пятке;

– спина к спине; пятка к носу и т. д.

Играющие строятся в две колонны (парами, впереди — водящий).Все хором произносят:

Гори, гори ясно, Птички летят.

Чтобы не погасло. Колокольчики звенят!

Глянь на небо — Раз, два, три — беги!

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонн – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удастся это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Пальчиковые игры

Этот пальчик хочет спать (ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, Этот пальчик лег в кровать, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибает безымянный пальчик)

Этот сразу же уснул. (загибает средний пальчик)

Этот крепко-крепко спит (загибает указательный пальчик)

и тихонечко сопит. (загибает большой пальчик)

Солнце красное взойдет, (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

утро ясное придет,

Будут птички щебетать, Повторить то же самое с правой рукой.

будут пальчики вставать!

Я хочу построить дом, Руки над головой “домиком”.

Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в “окошко

Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял. Одна рука “пёс”, мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл, “Стряхивающие” движения

И тюльпан в саду расцвёл Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

Игроки выстраиваются парами, как. У первой пары в руках гимнастический обруч, а перед командами – предмет (набивной мяч, флажок, городок, который надо обегать. По сигналу два первых игрока в командах продвигаются вперед внутри обруча, держа его двумя руками. Обежав предмет, первая пара вручает обруч следующей паре, а сама встает в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда упражнение выполнили все игроки и обруч снова оказался в руках у первой пары.

В этой эстафетной игре принимают участие команды, каждая из которых выстраивается в колонну по одному. У старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. Впереди каждой команды, на расстоянии 5-7 метров, кладут обруч. Задача участников эстафеты – поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча – “нарисовать солнышко”. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

Упражнения для формирования правильной осанки

1. Ходьба 2. Котик

– на месте; Лучик котика коснулся.

– на носках, руки вверх; Котик сладко потянулся.

– на пятках, руки за голову.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Построиться в колонну.

Раз – посмотреть налево;

два — посмотреть направо.

Подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас,

А осанка — высший класс!

4. Зимняя зарядка

Следить за положением туловища и рук.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой — бросок!

Прямо в цель летит снежок.

Упражнения на релаксацию

Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения.Можно подсказать детям образ: руки — висят, как веревочки.

Исходное положение — руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

Упражнения для снятия общего или локального утомления

1. Мы писали 2. Листопад

Мы писали, рисовали, Под ногами листопад,

А теперь мы дружно встали. Листья желтые лежат,

Ручками похлопали. Листья желтые лежат,

Ножками потопали. А под листьями шуршат

Чуть покружимся бочком, Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

Сядем и писать начнем. Папа, мама и листенок.

а) мышонок крадется (движение на цыпочках);

б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);

в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).

4. На морозе 5. Буратино

Ручки вверх, ручки вниз. Буратино потянулся,

На носочках подтянись. Раз — нагнулся, Два — нагнулся,

Ручки ставим на бочок, Три — нагнулся.

На носочках скок-скок-скок. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел.

А затем поприседаем, Чтобы ключик нам достать,

Никогда не замерзаем. Нужно на носочки встать.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Упражнения дыхательной гимнастики

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т. д.)

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

Упражнения для глаз

1. Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед – влево – вправо -вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран.Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

4. Расширение поля зрения

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою,причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым —левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их.и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

– Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто вы опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10 – 15 сек. – и стало жарко. Повторить 3 раза и во рту станет влажно.

– Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно – так, чтобы было приятно. 10 -15 сек.

– Разотрите мочки ушей, уши целиком – вверх, вниз, взад, вперед ладонями 15 – 20 сек. При этом поцокайте «лошадкой» (языком).

– Звуки «Кар!» протяжно. Поднять как можно выше мягкое нёбо и языком – 6 раз. Попробуйте беззвучно и с закрытым ртом.

– Дотянитесь языком до подбородка. Еще дальше. 6 раз.

– С усилием скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать с закрытым ртом, увеличивая темп. 10 – 15 сек.

– Большими пальцами рук мягко поглаживать на шее, под челюстями.

– Раздвинуть указательный и средний пальцы и захватить ушные раковины. С силой растирать кожу.

– Возвышениями больших пальцев растирать быстро – быстро крылья носа. Дышать носом.

– Тремя пальцами – третий глаз.

Быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем,крепко зажмуриваем глаза и сжимаем кулаки: Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь! (вслух или про себя).

Закиньте голову назад, подбородок выдвиньте, чтобы кожа натянулась. Затаите дыхание (Тихо, тише, еще.) Посидеть около минуты. Потянитесь и.

Успешность применения физкультминуток на занятиях и уроках зависит от их разнообразия и качественных характеристик. Креативность и педагогическое мастерство воспитателей и учителей, умелый подбор и неоднократное включение в структуру учебной деятельности соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса детей к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье.

Организация динамической паузы и других режимных моментов в процессе обучения первоклассников

Класс: 1

Ключевые слова: первоклассники , динамическая пауза , физкультурные минутки

Одной из проблем современного школьного образования является то, что дети мало двигаются. Именно потому уже в начальной школе у детей катастрофически ухудшается осанка.

Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.

Динамическая пауза – активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.
Динамические паузы выполняют следующие функции:

  1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;
  2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;
  3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;
  4. Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки;
  5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.

Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты. Сегодня можно встретить в сети Интернет форумы, на которых высказываются мнения «за» и «против » динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.

Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников. Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе. Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста. И, наверное, мы, работая в школе, можем проводить эту паузу именно с пользой для здоровья детей.

Значение и роль физминуток на уроке.

Восприятие информации на протяжении длительного периода требует интенсивной мыслительной деятельности, статического напряжения, высокой концентрации внимания. Для усвоения нового материала ребенок прилагает невероятные усилия, что отрицательно влияет на его психологическое и физическое состояние. А ведь состояние ребенка – ресурс его успеха в учебе.

Первые признаки усталости на занятии проявляются в том, что у школьника начинает «проседать» осанка, он часто отвечает не по существу, не может выделить главное, погружен в собственные переживания, а при неожиданном вопросе учителя часто теряется, хотя, если дать время подумать, может ответить хорошо. Если подобные симптомы наблюдаются часто и, кроме того, школьник с трудом настраивается на занятия и требует к себе постоянного внимания со стороны педагога, то это говорит о переутомлении.

Замечаниями, призывами добиться повышения работоспособности практически нельзя. Для этого существуют другие способы.

Для снятия статической нагрузки, поддержания и восстановления работоспособности традиционно рекомендуются физкультминутки, которых на уроке должно быть не менее двух. Физкультурные минутки для снятия локального утомления и физкультурные минутки общего воздействия – кратковременные перерывы на занятиях занимают 1–3 минуты.

Кроме того, физминутки помогают:

  • переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);
  • настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз-таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);
  • дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования), глазам (на занятиях чтению), а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);
  • расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в план урока, тогда и уровень усвоения материала будет выше);
  • поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).

Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.

На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-й минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-й, 15-й, 20-й минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4-5 раз. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.

В качестве второй минутки отдыха можно использовать «спокойную минутку»: закроем глаза, представим море… Волны катятся и с шумом разбиваются о берег, а затем медленно отходят назад… Можно использовать спокойную красивую музыку.

Физминутки можно сочетать с другими этапами урока. Например, с закреплением. На уроке необходима минутка отдыха для глаз, в которую входят простые упражнения:

  • зажмуриться, открыть глаза;
  • посмотреть за окно;
  • посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;

Правильный режим дня для школьника — требование не случайное. Если ребёнок соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей, что помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Кроме этого, чёткий режим помогает правильно сбалансировать работу и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.

Ну, и конечно же, на письменных уроках необходима физминутка для пальчиков. Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Очень важно сделать руку ребёнка тренированной, умелой. Для этого используются штриховки, работа с пластилином, пуговицами. Физминутка для пальчиков также способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6–8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Физминутка поможет сделать нам наших учеников жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний будет более лёгким и радостным.

Другие режимные моменты в 1 классе.

  • учебная неделя – 5 дней;
  • сентябрь-октябрь – адаптационный период (по три основных урока:
  • обучение грамоте, письмо, математика);
  • уроки по 35 минут;
  • дополнительные каникулы в феврале;
  • окончание учебного года – 25 мая;
  • безотметочное обучение;
  • один день в неделю (понедельник или пятница) разгрузочный – отсутствуют сложные предметы;
  • ведущий вид деятельности на уроках – дидактическая игра;
  • частая смена деятельности и динамических поз на уроке;
  • организация горячих завтраков после второго урока.

Систематическая и грамотная организация динамических пауз не только способствует сохранению их здоровья и формированию у них культуры ЗОЖ, но и учит детей правильной организации труда.

Комплекс динамических пауз для младших школьников

Комплекс динамических пауз для школьников

Просмотр содержимого документа
«Комплекс динамических пауз для младших школьников»

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали. Глазки у ребят устали.

(Посмотреть влево – вправо.) Ах, как солнце высоко.

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим – на парту гляди.

Игра «Буратино».

Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» – мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» – повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. «Дерево» – наклоны вперед – назад, носом «рисуем» дерево.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.

Комплекс разминки для глаз 1

Сидеть с закрытыми глазами расслабив мышцы лица 10-15 сек

Выполнить движение глазными яблоками: вправо-вверх, влево –вверх, вправо-вниз, влево-вниз.

Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами лёгкие круговые поглаживающие движения от носа наружу.

Комплекс разминки для глаз 2

Сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15 сек

Не открывая глаз, выполнить круговые движения глазными яблоками, по 2-3 раза в каждую сторону.

С напряжением зажмурить глаза, раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 3-5 раз.

Комплекс для разминки глаз 3

Смотреть вдаль 2-3 сек., перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см и смотреть на него 3-5 сек. Повторить 10-12 раз

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6 раз

Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 сек.

Быстрые моргания в течение 15-20 сек.

Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два, три,четыре.

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз, два, три, четыре,

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда – сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Наклоняемся с хлопком.

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямитьсяхлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех’?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз – присели, два – присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Вверх и в стороны.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.

Упражнение «Зёрнышко»

И.п.- сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище.

Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.

Руки через стороны опустить вниз.

Упражнение «Собачка»

И.п. – сесть на пятки. Руки в упоре сзади, параллельно бокам. Пальцы рук обращены в противоположную от тела в сторону.

Выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться в данном положении.

Вернуться в Исх. п.

Упражнение «Колечко»

И.п. – встать на колени, руки сзади(«полочкой»)

Медленно наклониться назад, пока голова не коснётся ног. Задержаться.

Вернуться в исх. пол.

Упражнение «Рыбка»

И.п.- лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч.

Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться.

Вернуться в исх. пол.

Упражнение «Кошечка»

И.п.- встать на колени, прямые руки поставить на пол на уровне плеч (четвереньки)

Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая кошечка)

Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая кошечка)

Упражнение «Птица»

И.п. – сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуты. Руки соединить за спиной за локти (полочкой)

Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.

Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до носка.

Вернуться в исх. пол.

То же повторить в левую сторону.

Вернуться в исх. пол.

Упражнение «Веточка»

И.п.- лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз.

Не сгибая ног в коленях, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться.

Медленно вернуться в исх. пол.

Упражнение «Морская звезда»

И. п. – встать прямо, ноги поставить чуть шире плеч, руки развести в стороны на уровне плеч ладонями вниз.

Медленно наклониться вправо. Не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться.

Вернуться в исх. пол.

3, 4 Повторить всё в левую сторону.

Упражнение «Маятник»

И.п. – лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. Руки в стороны, ладонями вниз.

Поднять прямую правую ногу в вертикальное положение.

Наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в 90%

Вернуться в вертикальное положение

Вернуться в исх. пол.

То же проделать с другой ногой.

Упражнение «Хлопушка»

И.п. –сесть в позу прямого угла, руки в упоре за спиной. Согнуть ноги в коленях, прикасаясь пятками к ягодицам.

Поднять вверх правую прямую ногу, вытягивая носок. Правой рукой взять носок правой ноги. Задержаться.

Вернуться в исх. пол.

Пальчиковая гимнастика

Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок, указательный

Перец, томат, кабачок, средний

Тыква, капуста, картошка, безымянный

Лук и немножко горошка, мизинец

Овощи мы собирали, сжимание и разжимание

Ими друзей угощали. пальцев на обеих руках.

Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

Но купили мы арбуз – большие

Это самый вкусный груз! все пальцы сжимаются и разжимаются

Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги:

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

«Слоненок» Средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

«Зайка и барабан» Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

«Семья» Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять -.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -.

В домик спрятались опять.

«В гости» (Выставляем вверх большие пальцы.)

В гости к пальчику большому

(Соединяем под углом кончики пальцев.)

Приходили прямо к дому

(Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.)

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

(Кулачки стучат друг о дружку.)

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

(Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.)

Меж еловых мягких лап

(Поглаживаем подушечками пальцев поверхность стола)

(Стучим пальцами по столу)

Где сучок давно засох серый мох, мох, мох.

(Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.)

Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.

(Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко)

Кто нашёл его, друзья?

(Указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки.)

(Сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его.)

Физминутки в учебном процессе

Физминутки на уроке

Осипович Л.В., учитель начальных классов

Одна из основных задач образовательного процесса в нашей коррекционной школе, соблюдение здоровьясберегающей технологии. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность (в нашей школе учатся дети, имеющие разные степени умственной отсталости), неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время с негативное влияние на здоровье детей оказывают и школьные факторы.

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья школьников является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школы. С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся и в учебное время. Для этого важно уделить особое внимание проведению физкультминуток на уроках.

Физкультурная минутка или «весёлая минутка» представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение учащихся. Даже небольшие двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять напряжение.

Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

В моём классе учатся дети с нарушения интеллекта и задержкой физического развития, поэтому я провожу физкультминутки не один, а два раза за урок с учётом всех особенностей класса. Это позволяет быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности. В состав динамических пауз и физкультминуток включаю комплексы, состоящие из 3-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища.

Использую разные формы проведения упражнений: с помощью интерактивной доски, магнитофонной записи, стихотворного текста. Во время проведения физкультминуток и динамических пауз учащиеся могут сидеть за партой или стоять около её, находиться в проходах между партами, стоять в кругу.

в работе воспитателя коррекционной школы»

Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Учащиеся быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное место педагоги школы-интерната уделяют проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Первые признаки утомления во время воспитательных мероприятий, самоподготовки в группе служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на занятии как условия успешного обучения. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Рекомендуется использовать следующие виды физминуток:

1. Оздоровительно- гигиенические.

2. Двигательно – речевые.

6. Тематические физминутки .

Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.

Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Требования к проведению физкультминуток:

§ комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

§ физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

§ предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

§ для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.

Большое значение для снятия напряжения имеет зрительная гимнастика. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

1) игровая коррекционная физминутка;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Электронные зрительные физминутки

Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Предложенный вариант электронных физминуток можно использовать на любом уроке для снятия зрительного перенапряжения. Можно предварять их стихами, объясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим – на стол погляди.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее.

И снова рисуем. Немного еще.

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

1. «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

2. «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).

3. «Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5–10 раз.

Корригирующая гимнастика для глаз

· Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):

Моргайте на каждый вдох и выдох.

Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

· «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):

Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

· «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

· «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

· «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Гимнастика для глаз «Весёлая неделька»

– Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

– В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

– Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

– В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

– По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

– В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

– Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

– В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

– Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

ответственный за ведение сайта: Анна Герберг

Соглашение о сотрудничестве между организациями

Соглашение о сотрудничестве между организациями имеют право подписывать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели: Роспотребнадзор, библиотеки, консалтинговые организации и т.д. Это достаточно удобно, так как для объединения усилий, капиталов, технического оснащения нет необходимости прибегать к созданию новой структуры подразделений, регистрации нового юрлица (что подразумевает большие затраты) и пр.

Предмет соглашения обычно тщательно обговаривается всеми сторонами. Целью соглашения могут быть какие-либо действия, которые компании решили предпринимать совместно. Причем на практике чаще встречается ситуация, когда выгодна такая сделка обеим организациям. Они совместно могут:

  • Оказывать разнообразные услуги населению.
  • Осуществлять техническое обеспечение.
  • Оказывать помощь в критических ситуациях (как финансовую, так и техническую, юридическую либо другого характера).
  • Оказывать взаимные услуги.
  • Принимать участие в каком-либо совместном проекте или ряде проектов.
  • Обмениваться принципиально важной, полезной информацией.
  • Обмениваться товарами.
  • Организовывать совместные предприятия.
  • Заказывать или осуществлять маркетинговые услуги и пр.

Этот перечень операций, которые организации могут осуществлять совместно, далеко не полный. Зачем и когда объединяться, организации или ИП решают в каждом конкретном случае самостоятельно. Перед объединением неизменно присутствует этап переговоров.

Составные части соглашения

Установленной формы этого документа нет и не предвидится, так как его содержимое напрямую будет зависеть от конкретных условий заключения соглашения и целей каждой из сторон. Их может быть и не две, а три и более. И все они должны быть согласны с условиями, которые прописаны в бумаге.

Элементов в прилагаемом образце соглашения несколько:

  • Шапка.
  • Предмет соглашения.
  • Ответственность сторон.
  • Порядок расчетов.
  • Форс-мажорные обстоятельства. Прочие условия. Каким образом стороны улаживают возможные споры.
  • Срок действия соглашения. В приведенном образце он составляет 5 лет.
  • Общие положения. Типовая для всех соглашений часть.
  • Заключение.

Вводная часть

В самом верху по порядку должно быть указано:

  • Наименование соглашения, его номер.
  • Дата и город подписания документа. Обычно эти данные располагаются в левой и правой части листа.
  • ФИО представителя, название организации, которые заключают соглашения.
  • На каком основании действуют представители (устав, положение, доверенность и пр.).
  • Кто получает в соглашении наименование «сторона 1», а кто «сторона 2». Это очень важно, так как дальнейший текст соглашения может предполагать определенные действия либо предоставление чего-либо одной из сторон.

Предмет соглашения

В этой части должны быть перечислены все сферы взаимодействия, в которые обе стороны готовы вступить. Это может быть какая-то одна сфера, например, финансовая. Тогда стороны договариваются о ссудах, кредитах на определенных условиях и пр.

Две стороны могут описать в предмете договора практически все сферы. Сотрудничество при этом приобретает характер слияния двух организаций, но не является им. Кроме того, соглашение не подразумевает заключение никаких последующих договором. В этой части как раз и говорится, в каких сферах могут быть друг другу полезны организации.

Возможно, одна из сторон оказывает помощь другой в одной сфере, а вторая – в другой. Тогда в предмете соглашения должны быть указаны обе эти сферы.

Ответственность сторон

В этом пункте соглашения стороны договариваются о том, что не будут разглашать, к примеру, коммерческие тайны друг друга, а также оговаривается возможность оказания помощи в определенных сферах деятельности (маркетинг, получение патентов и пр.).

Порядок расчетов

Конкретных цифр в этом пункте обычно не приводится. Формулировка предполагает заключение насчет финансовой стороны вопроса других договоров. Если это возможно, то приводятся ссылки. Но в большинстве случаев организации ограничиваются общей фразой о том, что прибыть от сделок распределяется после достижения в этом вопросе согласия.

Профессионалы советуют составлять соглашение о сотрудничестве после каждого крупного распределения прибыли. Так порядок расчетов будет сразу понятен, не будет путаницы с датами.

Форс-мажорные обстоятельства

Оговаривается, какие обстоятельства являются форс-мажорными. Как при этом могут меняться условия достигнутых соглашений. Но основной момент этого пункта — в какой срок одна сторона обязана уведомлять другую о случившемся (и о невозможности выполнить прописанные в документе обязательства).

Заключение

После того как соглашение о сотрудничестве между организациями согласовано, в него внесены необходимые правки, на нем все участники оставляют свои реквизиты, подписи, печати, расшифровку подписей. Нелишним будет указать должности подписывающих сотрудников (в большинстве случаев – руководителей организаций), особенно если они упомянуты в начале документа.

Нюансы

Помимо общих интересов, одна организация может оказать помощь другой: финансовую, с техническим обеспечением и пр. В соглашении четко прописываются границы этой помощи, условия, при которых она оказывается. Важный момент – сроки заключения соглашения.

Важно, чтобы документ был оформлен юридически грамотно, иначе может случиться недопонимание между партнерами либо злоупотребление одним из участников соглашения своими правами.

Сколько экземпляров подписывать

Что же касается количества экземпляров соглашения о сотрудничестве между организациями, то минимальное количество – два. Если сторон три, то составляется минимум три экземпляра. Кроме того, для бухгалтерского отдела каждой организации может потребоваться оригинал или заверенная копия.

Словом, количество подписанных соглашений о сотрудничестве между организациями должно соотноситься с количеством сторон, которое его заключают. Количество экземпляров бумаги прописывается в нижней ее части.

Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности

  • Основные моменты соглашения о сотрудничестве
  • Порядок заключения соглашения о совместной деятельности
  • Предмет договора и конфиденциальность
  • Участники соглашения о сотрудничестве
  • Особенности соглашения
  • Порядок подписания

Юридические лица вправе вступать в соглашения в целях получения коммерческой прибыли. Для того, что бы юридически оформить намерения к совместным действиям необходимо составить соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности.

Основные моменты соглашения о сотрудничестве

В типовом бланке соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности должно обязательно быть указанно следующее:

  • Стороны действуют в совместных интересах без образования юридического лица (ГК РФ Статья 1041 п.1);
  • В соглашении должны быть указаны номера ЕГРНИП/ЕГРНЮР и паспортные данные ответственных лиц, так как документ предполагает соглашение между юридическими лицами (ГК РФ Статья 1041 п.2);
  • Необходимо указать объём инвестиций или вклад в каждого из участников;
  • Предмет соглашения. Это могут быть услуги предоставления юридической, технической помощи и т.д (Статья 1042 п. 1);
  • Составление соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности предполагает указание границ использования коммерческой тайны каждой из сторон.

ВАЖНО! При заполнении бланка в пункте ответственности сторон и разрешении споров необходимо указать не только арбитражный суд, но и суд общей юрисдикции.

Порядок заключения соглашения о совместной деятельности

В большинстве ситуаций процедуре подписания соглашения предшествует этап переговоров, который может занимать довольно большое количество времени вплоть до нескольких месяцев. Особенно щепетильно к этому периоду подходят при соглашениях о сотрудничестве между крупными организациями.

После этапа переговоров одна из сторон формирует проект соглашения, на основании которого разрабатывается текст самого документа. После согласования и утверждения всех нюансов работ и ведения общей деятельности на соглашении ставят подписи.

Предмет договора и конфиденциальность

В тексте соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности обязательно необходимо указать предмет договора. В частности, им может быть те виды деятельности, которые стороны решили проводить совместно. Это может быть:

  • Оказание услуг;
  • Какая-либо помощь;
  • Техническое обеспечение;
  • Маркетинг и другое.

При заключении соглашения в первую очередь нужно обратить пристальное внимание на блок с конфиденциальной информацией. Ей могут быть определённые уникальные технологии, ноу-хау, которые применяются одной из сторон. В тексте документа необходимо перечислить области, попадающие под разряд конфиденциальной информации, и предусмотреть меры ответственности за её разглашение. При заключении соглашения о совместной деятельности не стоит забывать и про возможные налоговые обязательства, т.к. в результате общих усилий стороны получают прибыль, которая подлежит налогообложению. В тексте документа укажите порядок расчёта и выплаты налогов.

Участники соглашения о сотрудничестве

Кто может выступать в качестве сторон соглашения о сотрудничестве? Участниками (сторонами) договора могут являться коммерческие организации или индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимаются предпринимательством в соответствии с действующим законодательством.

Особенности соглашения

Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности может касаться и инвестиционной деятельности, в этих случаях руководствуются ФЗ от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 21.07.2014) “Об инвестиционном товариществе”. Данный документ, предполагает ряд специфических особенностей, так:

  • Стороны не имеют права привлекать новых инвесторов и размещать рекламу инвестиционной деятельности (ФЗ от 28.11.2011 N 335-ФЗ. П. 7);
  • В соглашении необходимо указывать совместное имущество;

ВАЖНО: В договоре обязательно нужно казать на долю и размер полученной, в результате соглашения прибыли. Обычно прибыль рассчитывается исходя из вклада каждого участника. (ГК Статья 1047, глава 55, п.1)

В договоре обязательно указывается основание для прекращения действия соглашения. Законом предусмотрены следующие причины для расторжения документа: ликвидация юридического лица по причине банкротства или по иному поводу, истечение срока давности договора.

Порядок подписания

Соглашение подписывают обе стороны с указанием реквизитов, юридических адресов, номеров ЕГРНИП/ЕГРНЮР всех заинтересованных сторон. Обязательно проставляются печати. Экземпляры соглашения должны быть предоставлены всем участникам.

Вы можете скачать образец в любом удобном вам формате: pdf, doc, png а также распечатать для дальнейшего заполнения.

Скачать в PDF Скачать В Word Печать Просмотр

Читайте также:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: