Дикие животные’ – рекомендации учителя-логопеда для воспитателей в группе ЗПР

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей, работающих в группе для детей с ЗПР 5 – 7 лет, по лексической теме «Дикие животные»

Краткая аннотация: Представлены рекомендации учителя-логопеда для воспитателей, работающих в группе для детей с ЗПР 5 – 7 лет по лексической теме «Дикие животные». Основная цель: закрепление с детьми во время «коррекционного часа» знаний, полученных на занятии учителя-логопеда. Материал адресован педагогам компенсирующих групп, учителям-логопедам, работающим с детьми с ЗПР, ОНР, включая работу в инклюзивной группе.

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей, работающих в группе для детей с ЗПР 5 – 7 лет, по лексической теме «Дикие животные»

Дети с низким уровнем

– Покажи, где лиса, волк, заяц, белка, медведь, ежик.

Назови кто это, повтори за мной слова: лиса, волк, заяц, белка, медведь, ежик.

Покажи и назови части тела животных: лапа, хвост, голова, ноги, усы, когти и т.д.

Составление предложений из 2 слов. (Медведь спит. Волк воет и т.д.)

Дети со средним уровнем

Словарная работа

  • Животное, зверь, хищник, лес, волк, лиса, медведь, лось, заяц, белка, ёж;
  • Голова, туловище, ноги, лапы, хвост, морда, уши, нос, глаза, пасть, шерсть, мех, детёныш;
  • Берлога, логово, нора, дупло;
  • Корм, мыши, зайцы, рыба, орехи, ягоды, кора, трава;
  • Дикое, большое, маленький, длинный, короткий, белый, рыжий, серый, бурый, коричневый, колючий, мягкий, пушистый, лохматый, трусливый, смелый, голодный, хитрый, умный, сильный, мощный, гордый, могучий, быстрый, шустрый, заботливый, зубастый, неуклюжий, косолапый, толстопятый, хищный;
  • Бегать, прыгать, переваливаться, скакать, прятаться, путать (следы), искать, грызть, догонять, убегать, есть, пить, выть, рычать, реветь, лаять, тявкать, фыркать, охотиться, добывать, нападать, спать, подкрадываться, притаиться, учить;
  • Громко, быстро, ловко;
  • За, под, над, перед.

Пальчиковая гимнастика

Мальчик с пальчик, 4 раза сгибать большой палец
Где ты был? левой руки,
Долго по лесу бродил! правой, руки.

Встретил я медведя, волка, Большой палец поочерёдно
Зайку, ёжика в иголках. соприкасается с остальными
Встретил белочку, синичку, пальцами.
Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил, 4 пальца последовательно
Всяк меня благодарил. сгибаются, кланяются.

Артикуляционная гимнастика

Надувание щёк, сначала обе, затем поочерёдно;
Чашечка
Грибок
Гармошка.

Дыхательная гимнастика

Зайке холодно в лесочке,
Свяжем серому носочки.

Речевая подвижная игра

Дети по лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте,
Волк за ёлкой – убегайте!

Слоговая структура

Прохлопать слоги (дикие животные, детёныши)

Лексико-грамматические игры

• Рассмотреть животных
• Загадки
• Части тела
• Кто как голос подаёт?
• Чем питаются?
• Кто где живёт?
• Детёныши
• Какой? Какая? (подбор прилагательных)
• Кто что делает?

Ежонок будет ежом.
Лисёнок
Волчонок
Медвежонок
Зайчонок
Лосёнок
Бельчонок

Угадай и повтори

Злой, голодный, серый … (волк).
Трусливый, длинноухий, серый … (заяц).
Хитрая, рыжая, хищная … (лиса).
Рыжая, маленькая, быстрая … (белка).
Большой, бурый, неуклюжий … (медведь).
Рогатый, высокий, могучий … (лось).
Колючий, маленький, быстрый … (ёж)

Медвежонок – медвежата
Волчонок –
Ежонок –
Бельчонок –
Лисёнок –
Лосёнок –
Зайчонок –

Посчитаем зверей (детёнышей)

1 медвежонок, 2 медвежонка, 5 медвежат;
1 белка, … и т.д.

Про кого можно сказать?

Охотится –
Кусается –
Крадётся –
Пугается –
Воет –
Скачет –
Переваливается –
Хитрит –
Выслеживает –
Прыгает –
Катится –
Свернулся –

У лисы – лисий
У зайца – заячий
У медведя — медвежий
У волка – волчий
У лося – лосиный
У ежа – ежиный
У белки – беличий

В лесу живёт много волков … (зайцев, лис …)
Мы можем встретиться в лесу с ежом … (с лосем, с лисой )
Буду охотиться за … (зайцем, волком, медведем …)

Развитие связной речи

Сравни. Что общего и чем отличаются?

Белка и кошка
Ёж и заяц
Лиса и медведь
Лиса и волк

Дети с уровнем выше среднего

Закрепляется тот же лексический материал, что со средним уровнем, только с усложнением.

Развитие слоговой структуры

Повторение слоговых цепочек

Ап – та – ква Уп – ту – кву
Ла – па – дма Га – ту – квы
Оп – то – кво Ып – ты – квы
Да – на – ква Ба – па – па

Развитие связной речи

Чтение и ответы на вопросы, пересказ

В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.

– Аня, не трогай их, — сказал Егор, — ежата совсем ещё маленькие.

– Я только поглажу ежат, — ответила Аня.

На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ужат в другое, безопасное место.

1. Где жила семья ежей?
2. Почему ежата оставались часто одни и как себя вели?
3. Кто нашёл ежат?
4. Что случилось на следующий день?

Фуртаева Ольга Михайловна,
учитель-логопед,
г. Пермь

Взаимосвязь работы учителя- логопеда групп детей с ЗПР с воспитателями по теме “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Взаимосвязь работы учителя- логопеда групп детей с ЗПР с воспитателями по теме “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”

Скачать:

Вложение Размер
Развитие лексико- грамматическмх компонентов речи и общих речевых навыков по теме “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ” 14.58 КБ
dikie_zhivotnye.docx 14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

Данный материал предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений, включает в себя задания по развитию лексико- грамматической стороны речи, общих речевых навыков по теме “Дикие животные”.

Взаимосвязь работы учителя- логопеда с воспитателями, средняя группа детей с ЗПР

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”.

Развитие общих речевых навыков.

Упражнение ” Воет волк ” (далеко- близко)

Цели: преодоление твердой атаки гласных, развитие умения регулировать силу голоса.

Упражнение «Как животных нам назвать?»

Цель: развитие координации речи и движений.

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

Шагают на месте.

С людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются.

Хлопают в ладоши.

По картинкам всяк их знает

Складывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц.

Считают, загибая пальцы.

Дом их- заросли густые

Изображают крышу дома.

Они- дикие, лесные.

Поднимают руки вверх, растопыривая пальцы, изображают деревья.

Формирование лексико- грамматических компонентов, связной речи.

Загадки. Развитие выразительности, четкости речи.

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберётся в куст и спит,

Кочерыжку съест – и сыт. (заяц)

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Белый на белом написал,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (медведь)

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Потом вдруг убежала.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

С ветки на ветку скок- скок,

Да орешки щёлк- щёлк. (белка)

Рыжая плутовка кур ворует ловко. (лиса)

Бежит с горушки, прижав ушки.

Прыгает ловко, грызёт морковку. (заяц)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (ёж)

Летом – ульи ворошит.

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Телят, овец ищет.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Д/и “Назови ласково” Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова суффиксальным способом.

Д/и “Кому что дадим” Цель: активизация лексики, развитие умения согласовывать слова в предложении, закрепление формы Дат. Падежа существительных.

Д/и “Назови детенышей” Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова с помощью суффиксов – онок, – енок.

” Медведь «Это медведь. Он бурый. Медведь спит в берлоге. Он сосёт лапу. Медведь любит малину. Медведь большой (огромный).

Пересказ текста «Лиса «Это лиса. Она рыжая. У лисы есть пушистый хвост.

Лиса живёт в норе. Она ловит мышей, зайцев (охотится на ..) Лиса хитрая.

Д/и ” Чей, чья, Чьи”. Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные

Д/ и ” Считаем животных”

Цель: развитие умения согласовывать числительные и существительные. -Один заяц, два. пять зайцев.

Д/ и ” Кто где живёт?”

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительных, активизация лексики по теме.

Лиса живет в норе. Медведь зимует в. Волк живет в . Белка живет в …. Ежик живет в .

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Закрепление в речи простых предлогов НА ПОД ЗА У. Сложных предлогов- из-за, из-под.

Развитие высших психических функций.

Д/и “Сложи картинку” – Складывание разрезных картинок. Цель: развитие зрительного восприятия.

Д/и “Цепочки слов” Цель: развитие слуховой памяти.

– Я встретил в лесу. (перечисление животных, каждый ребенок повторяет уже названных и добавляет своё).

Развитие мелкой моторики. ” Обведи по точкам”

Развитие общей моторики.

По сухой лесной дорожке

Топ- топ- топ- топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

И.П.: стоя, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки.

Ищет ягоды, грибочки

Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» – кончики пальцев соединяются, «Срывают ягоды».

Физминутка «В лесу»

Дети берут в обе руки по шишке или мячу и выполняют движения сжатия и разжатия кулачка с одновременным проговариванием текста.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А у ёлки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Работа над звуковой культурой речи.

Скок от беды, путает следы,

Лес и кусты – всё позади,

Ну-ка, охотник, найди!

Сто загадок, сто затей.

Созывает всех весной

Он в свой домик под сосной.

– А чему ты, заяц, рад?

– Рад, что зубы не болят!

Формирование фонетико- фонематической стороны. Подготовка к обучению грамоте.

Предварительный просмотр:

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

Данный материал предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений, включает в себя задания по развитию лексико- грамматической стороны речи, общих речевых навыков по теме “Дикие животные”.

Взаимосвязь работы учителя- логопеда с воспитателями, средняя группа детей с ЗПР

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”.

Развитие общих речевых навыков.

Упражнение ” Воет волк ” (далеко- близко)

Цели: преодоление твердой атаки гласных, развитие умения регулировать силу голоса.

Упражнение «Как животных нам назвать?»

Цель: развитие координации речи и движений.

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

Шагают на месте.

С людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются.

Хлопают в ладоши.

По картинкам всяк их знает

Складывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц.

Считают, загибая пальцы.

Дом их- заросли густые

Изображают крышу дома.

Они- дикие, лесные.

Поднимают руки вверх, растопыривая пальцы, изображают деревья.

Формирование лексико- грамматических компонентов, связной речи.

Загадки. Развитие выразительности, четкости речи.

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберётся в куст и спит,

Кочерыжку съест – и сыт. (заяц)

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Белый на белом написал,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (медведь)

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Потом вдруг убежала.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

С ветки на ветку скок- скок,

Да орешки щёлк- щёлк. (белка)

Рыжая плутовка кур ворует ловко. (лиса)

Бежит с горушки, прижав ушки.

Прыгает ловко, грызёт морковку. (заяц)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (ёж)

Летом – ульи ворошит.

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Телят, овец ищет.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Д/и “Назови ласково” Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова суффиксальным способом.

Д/и “Кому что дадим” Цель: активизация лексики, развитие умения согласовывать слова в предложении, закрепление формы Дат. Падежа существительных.

Д/и “Назови детенышей” Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова с помощью суффиксов – онок, – енок.

” Медведь «Это медведь. Он бурый. Медведь спит в берлоге. Он сосёт лапу. Медведь любит малину. Медведь большой (огромный).

Пересказ текста «Лиса «Это лиса. Она рыжая. У лисы есть пушистый хвост.

Лиса живёт в норе. Она ловит мышей, зайцев (охотится на ..) Лиса хитрая.

Д/и ” Чей, чья, Чьи”. Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные

Д/ и ” Считаем животных”

Цель: развитие умения согласовывать числительные и существительные. -Один заяц, два. пять зайцев.

Д/ и ” Кто где живёт?”

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительных, активизация лексики по теме.

Лиса живет в норе. Медведь зимует в. Волк живет в . Белка живет в …. Ежик живет в .

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Закрепление в речи простых предлогов НА ПОД ЗА У. Сложных предлогов- из-за, из-под.

Развитие высших психических функций.

Д/и “Сложи картинку” – Складывание разрезных картинок. Цель: развитие зрительного восприятия.

Д/и “Цепочки слов” Цель: развитие слуховой памяти.

– Я встретил в лесу. (перечисление животных, каждый ребенок повторяет уже названных и добавляет своё).

Развитие мелкой моторики. ” Обведи по точкам”

Развитие общей моторики.

По сухой лесной дорожке

Топ- топ- топ- топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

И.П.: стоя, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки.

Ищет ягоды, грибочки

Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» – кончики пальцев соединяются, «Срывают ягоды».

Физминутка «В лесу»

Дети берут в обе руки по шишке или мячу и выполняют движения сжатия и разжатия кулачка с одновременным проговариванием текста.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А у ёлки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Работа над звуковой культурой речи.

Скок от беды, путает следы,

Лес и кусты – всё позади,

Ну-ка, охотник, найди!

Сто загадок, сто затей.

Созывает всех весной

Он в свой домик под сосной.

– А чему ты, заяц, рад?

– Рад, что зубы не болят!

Формирование фонетико- фонематической стороны. Подготовка к обучению грамоте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

Сообщение на педсовете” Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности”

В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе.

Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Особенности работы воспитателей с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей “Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.&quot.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя

Основные виды организации совместной деятельности учителя логопеда и воспитателя•1. Совместное изучение содержания программы ДОУ и составление совместного плана работы•2. Обсуждение результа.

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате.

Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР ( по рекомендации ЦПМПК)

МОУ Бурмакинская СОШ №2

Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР

( по рекомендации ЦПМПК)

Пояснительная записка

Данное сопровождение составлено на основе адаптированной образовательной программе МОУ Бурмакинской СОШ№2. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Логопедическое сопровождение разработано на основе научно- методических пособий, программ:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011 Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 1. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 2. – М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

Цель : организация коррекционно-развивающей работы с воспитанником с ЗПР, имеющей нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности. Устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи.

Развивать артикуляционную моторику.

Корректировать нарушенные звуки, автоматизировать и дифференцировать их.

Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.

Развивать пространственно-временные представления.

Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:

Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности .

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Особенности сопровождения детей с ЗПР

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• формирование морфологической и синтаксической системы языка;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Алгоритм логопедического сопровождения ребенка с ЗПР

Обследование ребенка, анализ результатов, заполнение речевой карты.

Работа с воспитателями.

Знакомства воспитателей с результатами обследования.

3.Работа с родителями.

3.1 Индивидуальные беседы, консультации.

Знакомство родителей с результатами обследования.

4.Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.

5. Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.

Содержание работы

1 этап: Подготовительный.

Цель работы: Формирование артикуляционной базы речи.

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

4. Формирование и развитие мелкой моторики.

Постановка звуков в последовательности:

– свистящие с, з, сь, зь

Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.

3. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.

4. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

1. Оценка результативности коррекционной работы.

2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Формы и средства контроля

Основная цель контроля – проверка знания изученного материала

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться, правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи, уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.

Учебно-методические средства обучения:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011

4.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 1. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

5.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 2. – М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.

6.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

8. Наглядно – дидактические пособия издательство «Сфера», «Мозаика- синтез» ( автоматизация звуков, дифференциация звуков, развитие связной речи, развитие словаря и др.)

Перспективный план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения

Темы занятий

Цели занятий

Кол-во занятий

Оборудование

упражнения (артикуляционная гимнастика)

Развитие фонематического слуха .

Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов.

Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;

Развитие мелкой моторики рук;

Развивать фонематический слух;

Формировать правильную воздушную струю;

Отработка опорных звуков.

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ –по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)

2 способ – смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух, память, мышление.

Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

Картинки игры на разв. мелкой моторики и др.

а) автоматизация в прямых слогах

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

Зеркало, таблица слогов

б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука.

в) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука

г) автоматизация в словах ( в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игры .

д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

Зеркало, серия картинок , игры .

е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях)

Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото» и др.

ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок , Игра « Умный телефон», «Лото» и др.

4. Автоматизация звука в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :

Развивать мелкую моторику рук.

Пополнять словарный запас.

Развивать речь ребенка.

Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, Игра « Умный телефон», «Лото».

а) автоматизация во фразовой речи

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

Зеркало , игра «Лото», Умный телефон»

б) автоматизация звука в простом предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

Зеркало, серия картинок, игры.

в) автоматизация звука в простом распространенном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас.

Зеркало, серия картинок, игры

г) автоматизация в сложном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами ( а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

Зеркало, серия картинок, игры

5. Автоматизиция звука :

Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

народное творчество» серия картинок, игры

6. Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок.

серия картинок, игры.

7.Автоматизация в рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

8. Автоматизация в разговорной речи.

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию речевой деятельности «Звуки [М], [М’]. Дикие животные»

Наталья Мамаева
Рекомендации учителя-логопеда по планированию речевой деятельности «Звуки [М], [М’]. Дикие животные»

(педагогам общеразвивающих групп) Ноябрь

Тема «Дикие животные». Звуки М,Мь.

Цель: познакомить и закрепить артикуляцию звуков М,Мь. Выделение звука из конца и начала слова (дом, мал). Анализ прямого и обратного слогов со сзвуком М (АМ, МА)

Словарь: закрепить обобщающие понятие, словаря предметов, признаков и действий)и действий.

Развитие лексико –грамматических категорий:

– Подбор прилагательных – определений к существительным (Заяц какой).

-Согласование числительных с существительными и образование множественного числа существительных.

– Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного. Закрепление названия детенышей животных.

-образование относительных прилагательных (Чья нора).

Связная речь: составление простых предложений. Беседа по картине. Составление короткого описательного рассказа.

Познавательное: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Рисование: 2Дикие животные» – по замыслу.

Конструирование: «Лесные жители» из природного материала.

Аппликация: «Животные нашего леса» – коллективная работа.

Драматизация: «Колобок», «Теремок».

Логоритмика: речедвигательное упражнение «Звериная зарядка», «Повернись и в животных превратись».

Тема «Домашние животные». Звуки К, Кь.

Цель: познакомить и закрепить артикуляцию звуков К, Кь. Выделение разных позиций звука в слове. Анализ прямого и обратного слога.

Словарь: закрепить обобщающее понятие «Домашние животные». Закрепление словаря предметов, признаков, действий. Закрепление основных и оттеночных цветов.

Развитие лексико –грамматических категорий:

— Подбор прилагательных – определений к существительным (Пес какой).

-Согласование числительных с существительными и образование множественного числа существительных.

– Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного. Закрепление названия детенышей животных.

-Образование относительных прилагательных (Чья шкура).

– Изменение глагола с существительным в единственном и множественном числе.

– Образование формы окончания вопросительного слова и прилагательного (рогатая корова – рогатые коровы)

– Работа с предлогами В, На, Из.

Связная речь: распространение предложении. Беседа по картине. Составление короткого описательного рассказа.

Познавательное: «Как человек заботится о домашних животных».

Аппликация: «Три поросенка».

Лепка «Усатый полосатый».

Рисование «Пропала собака по кличке.».

Драматизация В. Сутеев «Кто сказал «Мяу».

Конструирование «Собака» – оригами. «Мой друг» – из природного материала. «Конура для Дружка» – из строительного материала.

Логоритмика: ритмическое движение «Кто на крышу вышел»

Тема «Зимующие птицы». Звуки Г, Гь.

Цель: закрепить артикуляцию звуков Г, Гь. Выделение звука из разных позиций в словах. Анализ прямого и обратного слога.

Словарь: закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы». Закрепление словаря предметов, признаков, действий. Закрепление основных и оттеночных цветов.

Развитие лексико –грамматических категорий:

— Подбор прилагательных – определений к существительным (снегирь какой)

Образование глаголов с помощью приставок (летать – перелетать, прилетать).

-Согласование числительных с существительными и образование множественного числа существительных.

– Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного. Закрепление названия птенцов.

– Изменение глагола с существительным в единственном и множественном числе (один снегирь летит – два снегиря летят).

– Согласование существительных и прилагательных во множественном числе (красивый снегирь – красивые снегири).

– Словообразование (красные бока – краснобокий).

Связная речь: распространение предложений. Составление рассказа по теме с использованием предлогов В, На, Под, Между.

Познавательное: «Животный мир Хакасии».

Рисование: «Как розовые яблоки на ветках снегири».

Аппликация «Лесной доктор».

Драматизация «Трехэтажная столовая».

Логоритмика: ритмическое упражнение «Хороша наша кормушка» – перевоплощение.

Тема: «Ах, ты, зимушка – зима» (Зима, зимние забавы). Звуки Х,Хь.

Цель: познакомить и закрепить артикуляцию звуков. Выделение звуков из разных позиций в словах. Анализ прямого и обратного слога.

Словарь: закрепление обобщающего понятия «Зима». Закрепление словаря предметов, признаков, действий. Закрепление основных и оттеночных цветов.

Развитие лексико –грамматических категорий:

— Подбор однородных прилагательных.

– Образование прилагательных от существительных (зима – зимний).

— Согласование числительных с существительными и образование множественного числа существительных.

– Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного.

– Подбор однокоренных слов (снег – снежинка – снеговик).

– Словообразование (снег падает – снегопад).

– Употребление глаголов во временных формах (лепят – лепили – будут лепить)

Связная речь: распространение предложений с помощью однородных слов. Беседа по картинке.

Познавательное: «Что такое снег, или как перенести воду в решете».

Конструирование: «Санки» – оригами.

Лепка: «Девочка в зимней шубке».

Рисование «Дети играют в хоккей».

Аппликация: «Дети лепят снеговика»

Драматизация: «На горке» рассказ Н. Носова.

Логоритмика: речедвигательное упражнение «Как на горке снег, снег…»

Конспект совместной познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе «Дикие и домашние животные» Конспект совместной, познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе по окружающему миру Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: – коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы. Познавательное развитие: Систематизировать представления.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы. ” Цель: Продолжать формировать.

Конспект образовательной деятельности «Дикие и домашние животные» для детей средней группы детского сада “Дикие и домашние животные” Цель – систематизировать знания о диких и домашних животных Задачи – образовательные – закрепить полученные.

Конспект образовательной деятельности «Дикие и домашние животные». Для второй младшей группы Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста: в области «Познавательное развитие». Для второй младшей группы. По.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо – дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации к презентации «Дикие животные нашего леса» Презентация – «Дикие животные нашего леса». В рамках всероссийского конкурса была подготовлена презентация в номинации – Экологическая игра.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Речевой материал для детей по теме «Дикие животные» Уважаемые друзья и коллеги, недавно у нас в группе прошла тематическая неделя «Дикие животные». Мои малыши очень любят короткие стихи.

Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 05.12.2013

Статья просмотрена: 3492 раза

Библиографическое описание:

Токарева, Е. А. Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР / Е. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4577/ (дата обращения: 18.01.2022).

В настоящее время неуклонно растет число детей с проблемами в развитии. По этой причине растет значимость образовательных учреждений компенсирующего вида. Детский сад компенсирующего типа (с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции) опирается на компенсирующее обучение, т. е. на создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Компенсирующее обучение — это, в первую очередь, индивидуальное обучение.

Понятие ЗПР («задержка психического развития») употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

Основной целью коррекционного детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Деятельность учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида организуется с учетом особенностей детей с ЗПР и опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В своей работе педагог должен учитывать структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР, информацию о здоровье ребенка, условия жизни и воспитания в семье, возраст ребенка на момент поступления в детский сад, длительность пребывания ребенка в детском саду компенсирующего вида. Свою педагогическую деятельность учитель-логопед строит на диагностической основе.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации того процесса. Основными задачами обследования детей являются:

– изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

– выявление уровня обучаемости, то есть степени овладения знаниями, умениями, навыками, в соответствии с возрастными возможностями;

– определение характера динамики развития и обучаемости;

– дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

– определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.

Диагностическая работа специалистов в коррекционном детском саду строится на основе психолого-дидактических принципов, раскрытых в трудах Л.С, Выготского, А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, Д. Б. Эльконина и других. При обследовании используют апробированные методики и диагностические комплексы С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е.А, Стребелевой, О. Н. Усановой, Л. А. Вегнера и других.

Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума специального детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.

Диагностическая работа специалистов должна быть комплексной, а значит включать работу врачей, психолога, педагогов. Диагностическая работа начинается с изучения медицинской документации, т. к. это дает возможность выявить причины и характер ЗПР, определить стратегии психолого-педагогического воздействия.

Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-логопеда в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Учитель-логопед (совместно с учителем-дефектологом и психологом) исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. В ходе этого исследования выявляется уровень «обученности» каждого ребенка, т. е. сформированности знаний, умений и навыков. Содержание диагностической работы определяется «Образовательной программой» детского сада и «Учебным планом». Задачи обследования речи решают совместно учитель-логопед и дефектолог. Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами. Также логопед обследует состояние связной речи, т. к. при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.

Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На основании полученных данных составляется психолого-педагогическое заключение и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в специальном детском саду включает в себя развитие речи и коммуникативных способностей и является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер, поэтому в процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эту работу учитель-логопед осуществляет совместно с учителем-дефектологом и психологом. Развитие диалогической и монологической речи осуществляется с помощью специальных игровых приемов, упражнений, театрализованных и дидактических игр, специально спланированных бесед и совместных обсуждений. Учитель-логопед в своей педагогической работе способствует формированию у детей с ЗПР навыков языкового анализа и синтеза, развитию тонкой и мелкой моторики и подготовке руки к письму. Подготовка к обучению грамоте учителем-логопедом осуществляется на специальных занятиях.

Реализация коррекционно-развивающих задач в условиях специального детского сада осуществляется интегрировано. Например, на занятии по «Развитию речи», помимо основных, могут решаться задачи: формирование мыслительных операций, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия; ознакомление с окружающим миром.

Таким образом, в условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе.

В своей коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ЗПР учитель-логопед учитывает закономерности формирования высших психических функций и закономерности развития личности в онтогенезе. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса для развития высших психических функций. На последующих этапах приоритетным направлением работы логопеда становится развитие речи и коммуникативной деятельности.

Развитие речи и коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагают:

– формирование функций речи (особенно регулирующей планирующей);

– создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

– формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

– стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения.

Свою коррекционно-развивающую работу учитель-логопед проводит в тесном взаимодействии с учителем-дефектологом и психологом. Задачи работы всех специалистов перекликаются практически на всех занятиях. Помимо коррекционно-образовательной работы, перед учителем-логопедом встают задачи оптимального взаимодействия с семьями детей. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы зависит от грамотно построенной социально-педагогической деятельности с семьями воспитанников.

1. Борякова Н. Ю., Косицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект).- М.: Секачев, 2008. — 78 с.

Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью. Эти рекомендации помогут ребенку в исправлении дефектов речи.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»

Рекомендации логопеда

для родителей, учителей, воспитателей

по работе с детьми с задержкой психического развития

учитель – логопед Н.М. Тетенова

МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности учащегося.

Учитель является партнером для ученика в познании мира, и его задача дать ребенку знания так чтобы ему было интересно их как получать, так и самостоятельно их добывать. Учащегося необходимо заинтересовать, дать мотивацию к размышлению и к поиску знаний.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью.

Виды нарушений

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитного написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, появляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Фонетико – фонематическое нарушение речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Для устранения этих проблем в школе работает логопунк, где учащиеся получают квалифицированную помощь. Работа направлена на:

Направления работы

Чтобы осуществить комплексный подход к выявлению и коррекции речевых нарушений с целью оказания своевременной действенной помощи и обеспечения преемственности в работе необходимо осуществлять взаимосвязь с:

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Логопед должен вместе с родителями решать проблемы ребенка. Им предлагаются индивидуальные консультации, рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Пример задания:

Определить количество звуков в словах – ус, дом, роза.

Определить первый ударный гласный звук- Оля, Аня, уши, осы

Определить последний согласный звук в словах- кот, сыр, стакан.

Пример задания по постановке шипящих звуков [ш] – [ж]:

Предложить ребенку на сильном активном выдохе произнести звук [с]

На сильном активном выдохе произнести звук [с], но губы при этом вытянуты вперед. Слышим звук [ш – ш – ш]. обратите внимание на воздушную струю- она должна быть теплой.

Короткое произнесение звука [ш – ш – ш]

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

-Уточнение знаний имеющихся у учащихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Пример задания:

Назови одним словом:

Свитер, пальто, шорты –

Сапоги, туфли, валенки –

Блюдце, сковорода, чайник –

Помидор, капуста, свекла –

Кошка, слон, волк –

Автобус, электричка, самолёт –

Образование существительных в именительном и родительных падежах многозначного числа

Что это? Стол – столы

Ответь на вопросы:

Где лежит карандаш? (в коробке)

А теперь (на столе)

Откуда я достал карандаш (из коробки)

Откуда упал карандаш? (со стола)

А теперь где лежит карандаш? (за коробкой)

Формирование связной речи

– Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

– Установление логики (связной, последовательной), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки)

Пример заданий:

Составь рассказ по сюжетной картинке

Составь рассказ по серии сюжетных картинок

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

– наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

– способности к запоминанию;

– способности к переключению;

– навыков и приемов самоконтроля;

– произвольности общения и поведения

Пример заданий:

Произнеси слоги и слова отраженно

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы

За-за-за- уходи домой коза

Ра-ра-ра- Кате спать пора

Послушай внимательно и повтори скороговорку:

Растет крупный виноград.

В аквариуме у Харитона

Четыре рака и три тритона.

Формирование полноценных учебных умений

– планирование своей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного; существенного в учебном материале определение путей и средств достижения учебной цели);

– контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

– работать в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; сравнение, сопоставление);

– применение знаний в новых ситуациях;

Пример заданий:

Назови заштрихованные буквы

Прочитать слово, найти его изображение на картинке

Картинки: капуста, морковь, бабочка, птичка, помидоры

Записать прямые слоги: па,ба,са,ко,лу,шо,чи,мя,нё,лю

Диктант слов различной слоговой структуры: куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

– умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкции;

– умения понять и принять учебную задачу, поставленную в устной форме;

– умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия.

Пример заданий:

Прочти предложение и выполни соответствующее действие

Встань со стула.

Посмотри в окно.

Определи правильно и неправильно написанные буквы

Формирование коммуникативных умений и навыков учебной деятельности

– ответы на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

– ответы на вопросы по ходу учебной работы;

– ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирование связного высказывания);

– применение инструкции при подготовке развернутого высказывания;

– употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

– обращение к учителю – логопеду или товарищам по группе за разъяснением;

– пояснение инструкции с использованием новой терминологии;

– развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итого занятия;

– формирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

– соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог);

– составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)

Пример заданий:

Сравни пары сюжетных картинок и составь по ним предложения

Кошка сидит на стуле. – Кошка сидит под стулом.

Мяч лежит на столе. – Мяч лежит под столом.

Белка сидит на елка.- Белка сидит под елкой.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок, один начинает рассказ, второй учащийся продолжает

На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и ловит рыбу…

Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе для детей с нарушениями речи определяется продуманной системой, которая пронизывает весь учебно-воспитательный процесса.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей, в результате которой выделяются следующие основные направления:

  • коррекционно-воспитательное;
  • общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

• Закрепление навыков чтения и письма.

• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерние логопедические занятия приглашается 5-7 детей.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • повторение стихотворений, рассказов;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление,
  • фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы .

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Мы предлагаем детям шарики Су-джок, со стихотворным сопровождением.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

( катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения .б. пальца)

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Разнообразят работу с детьми камушки марблс и кинетический песок.

Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Так же положительно влияет на развитие мелкой моторики и закрепление речевого материала сухой бассейн с различными наполнителями ( фасоль , горох .орехи и т.д.), игры с прищепками, карандашами, зубными щетками, пробками.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре — также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.А так же возможность проконтролировать поставленные звуки на этапе автоматизации их в спонтанной речи.

Основываясь на все сказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
  2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
  3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
  4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
  5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
  6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед
г. Ярославль

Читайте также:
Педагогическая программа Символ-помощник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: