Дифференциация звуков Ж-З – конспект логопедического занятия

Конспект урока на тему: «Дифференциация звуков Ж и З» для учащихся 2 класса

Цель: научить различать звуки [ Ж ] и [ З ] в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
•Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 – Ж;
•Развитие навыка словообразования;
•Закрепление правописания жи -ши ;
•Формирование навыка чтения.
2.Коррекционно – развивающие:
•Развитие внимания и памяти;
•Совершенствовать фонематическое восприятие;
•Совершенствование мелкой моторики рук.
•Улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.
3. Коррекционно – воспитательные:
•Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
•Создание эмоционального контакта между учениками.
Оборудование:предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, , слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы. Фишки (за правильный ответ).
Ход урока.
Организационный момент.
Дети стоят возле стульев.
– Присядут на стулья те дети, которые правильно назовут первый звук в словах, которые я произнесу.Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, яма, доктор, калина, юбка, яблоко. Молодцы!
Разминка. Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.

А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.

Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

Сообщение темы занятия.
– Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц)

Сижу – молчу,
Ползу – молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)

– Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
Сопоставление звуков по артикуляции.
Работа с индивидуальными зеркалами.
а) сходство: эти звуки звонкие;
б) различие: место образования
Язык – при звуке [ З ] кончик языка в нижнем положении (за нижними зубами). При звуке [ Ж ] кончик языка в верхнем положении “Чашечка”
Губы – при звуке з губы улыбаются.

При звуке ж губы круглые, вытянуты вперед.
Воздушная струя – при звуке з – холодная.
При звуке ж – тёплая.
Чтение слоговой таблицы.
Фишки раздаются детям – за правильный ответ.
Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] – карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Дифференциация в слогах.
(Фишки – за правильный ответ).
Речевая зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное задание.
– Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

– Вспомним правило. Жи – Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Дифференциация в словах.
(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука з язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык поднимается вверх, за верхние зубы.
Фишки – за правильный ответ).

Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК – ПРЫЖОК

Игра «Измени слово».
Фишки – за правильный ответ.
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал

Читайте также:
Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

Игра «Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Рог – ….
Берег – ….
Утюг – ….
Снег – ….
Круг – …..

ФИЗМИНУТКА.

Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.

Дифференциация в предложениях.
– Посмотрите упражнения 2.
Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.

Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

– Молодцы! И последнее упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Волк у____асно ра____ъярён –
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Итог урока.
– Какие два звука сегодня сравнивали? Какие это звуки? Какое правило есть с буквой Ж? Подсчитаем фишки. У кого большее количество фишек, соответственно 5 баллов.
Домашнее задание выучить стихотворение “Про волка и ежа”.

Задания для учеников. (лежат у каждого на столе заранее)
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.

Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён –
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Дифференциация звуков и букв “З-Ж”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дифференциация звуков и букв “З-Ж”

Скачать:

Вложение Размер
differentsiatsiya_z-zh.docx 25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Дифференциация звуков З-Ж, буквы З-Ж. Слог. Слово.»

Цель: Различение звуков «з – ж» и букв з – ж.

  1. Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;
  2. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
  3. Закрепление умения делить слова на слоги,
  4. Составление слов из разрезной азбуки;
  5. Составление предложений и схем к ним;
  6. Активизация словаря детей.
  1. Развитие умения отгадывать загадки;
  2. Развитие координации речи с движением;
  3. Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти.
  4. Развитие зрительного восприятия.
  1. Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.
  2. Самоконтроль за плавностью речи.

Методы и приемы:

Дидактические игры «Мяч по кругу я катаю», «Отгадай и назови, букву в слове напиши », «Большой – маленький», «Раздели на слоги», « Два прихлопа – три притопа», «Доскажи словечко», « Звук в словах замени, слово новое назови», «Буквы перепутались»

Рассматривание буквы, картинок.

беседа, рассуждения, стихотворения о буквах и жуке.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением животных: жираф, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; жук, еж; индивидуальные зеркала, карточки для игр, карандаши, разрезные буквы. Кукла Буратино, письмо с заданиями для детей и призами; карточки с изображением букв Ж, З; кружки для звукового анализа (синего, красного и зелёного цвета); предметные картинки: зонт, коза, замок, жук, дождик, жаба, зубр; схемы предложений ; 3 загона и буквы из разрезной азбуки, мяч, маски медвежат, клубок ниток.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие: несколько заданий мы выполним в детском саду, а затем сходим с вами в зоопарк.

Раздаётся стук в дверь, учитель-логопед приглашает героя (куклу) зайти на занятие.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Кто это?

(дети отвечают – это Буратино)

-Здравствуй, Буратино, наши дети сегодня пришли учиться, хочешь с ними?

– Конечно, ребята, у меня есть задания, с которыми я не смог справиться! Я только ещё учусь, а вы много уже знаете и умеете! Помогите мне, пожалуйста!

– Итак, первое задание Буратино: «Отгадай и назови, букву в слове напиши»

-Ребята, конечно же мы поможем!

Но сначала давайте разомнём наши руки. В этом нам помогут мячики су-джок.

Упражнение 1. (массаж пальцев рук мячиками су-джок)

Мяч по кругу я катаю,

Назад – вперёд его гоняю!

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка!

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

Упражнение 2. игра « Отгадай и назови, букву в слове напиши »

Вот и первое задание Буратино:

-На слова вы посмотрите,

Верно букву допишите.

Слова: …адина, …онт, …ук, …амок, . аба, …акат.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, какие буквы вы вставили? Верно. Сегодня мы будем различать звуки и буквы З-Ж в словах.

-Ребята, ответьте, какие органы артикуляции нам помогают произносить слова?

– Губы, зубы и язык.

-Верно, мы с вами и с Буратино отправимся в зоопарк и там сделаем зарядку для язычка и губ, чтобы все звуки говорить красиво и правильно. А помогут нам животные.

Проводится артикуляционная зарядка с использованием индивидуальных зеркал:

  1. Чередование «Улыбка» – «Хоботок» – « Двери открываются»

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Губку верхнюю поджав,

Замер зайчик, зубки сжав.

На нижнюю губку положен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит он назад – вперёд,

Как же он не устаёт?

4. Основная часть.

Упражнение 3. Характеристика звуков Ж и З

– Мы с вами сделали гимнастику, и я предлагаю вам отправиться по зоопарку дальше.

Отгадаете загадки и узнаете, кого мы сейчас с вами увидим.

Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.

Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт.
— Пусть меня найдут ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт?

Он ходит голову задрав,

Не потому что важный граф,

А потому что он …. (жираф)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит мне …(жираф)

– С какого звука начинается это слово? (Со звука [Ж])

– Что вы знаете об этом звуке?

(Звук [Ж] –согласный, звонкий, всегда твёрдый)

– Как мы его произносим?

(Зубы сомкнуты, губы широкой «трубочкой», язык «чашечкой» поднят вверх, идёт тёплая воздушная струя, приложите руку, произнесите)

– На что похожа буква Ж?

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

Молодцы! Отгадайте другие загадки:

Хитрый след плести стараясь,

по сугробам прыгал … (заяц)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это. (Зайка)

– А какой первый звук в этих словах?

– Какой буквой обозначаем этот звук?

Прочтите стихотворение об этой букве.

Буква «З» как змея,

– Вспомните, что вы знаете о звуке [З]?

(Звук [З] – согласный, звонкий, твёрдый .)

Как мы его произносим?

(губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, идёт холодная струя воздуха, произнесём и проверим).

– Сравните звуки [Ж] и [ З]. Что общего? В чём разница?

Общее – согласные, звонкие.

Разница- в артикуляционном укладе;

звук Ж всегда твёрдый и непарный.

– По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.

Упражнение 4. Игра «Два прихлопа – три притопа»

Ход игры . Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из дифференцируемых звуков и топнуть, услышав другой.

На звук Ж – хлопаем. На звук З – топаем.

(усложнение для детей, педагог закрыл рот рукой, дети должны на слух определить звук)

Слоги :за, жа, жу, зы, жи, зу, зо, жо; слова: жадина, забор, железо, жакет,

завод, зонт, жезл, загадка.

Упражнение 5. Игра « Звук в словах замени, слово новое назови» (с использованием мяча)

Упражнение 6. «Буквы перепутались» .

Загадки, анализ слов, предложений, составление из букв слов.

— Буратино приготовил вам и другие загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, педагог выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

  1. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

  1. Висит над крылечком,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

  1. Себя он раскрывает.

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет,

Сделает наоборот. (Зонт)

  1. Длинна, а не нитка

Зла, а не ведьма.

Черна, а не ворон. (Змея)

  1. В болоте живёт,

Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

  1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик)

  1. Шесть ног без копыт,

Упадёт – землю роет. (Жук)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

— Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.

Сделайте звуковой анализ своих слов.

– Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.

А сейчас мы с вами продолжим прогулку по зоопарку! И посмотрим….(логопед показывает картинку, дети договаривают: …медвежат)

Мы немножко покружились,

В медвежат мы превратились.

Дети надевают маски (ободки) медвежат и имитируют их игру.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили,

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

Упражнение 7.Слого-звуко-буквенный анализ слов. Работа у доски .

– Пока вы делали зарядку, животные вышли из клеток и теперь свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места.

– Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.

Логопед выставляет картинки животных, дети называют их.

– В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

– Первый звук [З], а последний – [Р]. (Зубр)

– В названии этих животных есть такие буквы: Ё, Ж; М, О, Р, Ж.

– А здесь слоги перепутались: ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.

Упражнение 8 «Всех животных разыщи, в свой загон определи»

– Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны и клетки.

Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище) .

Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. А кто вспомнит, что такое «слог»?

Итак, если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.

Дети выполняют задание.

Упражнение 9. Игра на дифференциацию Ж и З.

Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:

“По дорожке (Имя ) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

ты слова на (заданный звук) скажи,

Нашу нитку не порви”.

Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

– Молодцы! Я вами горжусь! Вы очень хорошо выполняли все задания, помогли Буратино.

Скажите, что вам понравилось делать больше всего? А что было самым трудным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Конспект фронтальных занятий по темам: ” Звук и буква А”, “Звук и буква У”, “Дифференциация звуков А-У”

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков Ж-З”

Развитие фонематического восприятия

Тема. Дифференциация звуков [З] – [Ж]

Задачи:

  • Закрепить навык различения звуков [З] – [Ж] в слогах, словах и предложениях;
  • Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  • Учить составлению предложения по опорным схемам;
  • Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: предметные картинки: жук, зонт, комар, подберезовик, гнездо, жаворонок, лес, береза, Женя, Зоя, зонт, сигнал звука.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Какие слова спрятались на картинках? (жук, зонт)

Назови первый и второй звуки в словах. ([Ж]. [У], [З], [О])

Звукоподражание

Жук поет песенку жжжжжжжж.

Комар поет песенку зззззззззз.

Артикуляция звука [Ж]: При произнесении звука [Ж] губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью, язык чашечкой чуть больше, чем при [Ш] приподнят вверх (к твердому небу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция звука [З]: при произнесении звука [З] губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью, язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, направленная вниз по средине языка (по желобку), голосовые складки вибрируют.

Характеристика звуков.

Характеристика звука [Ж]: согласный, твердый, звонкий.

Сигнал звука [Ж]: синий круг с колокольчиком.

Характеристика звука [З]: согласный, твердый, звонкий.

Сигнал звука [З]: синий круг с колокольчиком.

Игра «Чем похожи, чем отличаются».

Сигнал звуков? (синий круг с колокольчиком).

Характеристика звуков? (согласный, твердый, звонкий).

Положение языка? (Язык чашечкой – [Ж]. широкий, расслабленный – [З])

Воздушная струя? (воздушная струя направлена вверх, теплая – [Ж])

(воздушная струя направлена вниз, холодная – [З]),

Выделение в ряду звуков. Игра «Комар-жук»: З Ж З З Ж З Ж Ж З Ж З З Ж

Речевая зарядка: дети поднимают флажок на звук [Ж], опускают флажок на звук [З]: жа-за, жо-зо, жи-зы, зу-жу, аж-аз, ож-оз, из-иж, уз-уж, здо-ждо;

Игровое упражнение «Запомни и повтори»:

Зайка – жаба – замок – жук

зонт – пижама – заноза – ножи

жук – гвоздик – дождик –таз

ваза – ежевика – музыка – ужи

лужок – зубы – флажок – возок

язык – пожар – закат – прыжок

Дидактическая игра «Измени слово»: Замени в слове звук [З] на звук [Ж]:

залей – жалей, называть – наживать, зевать – жевать, разок – рожок, коза – кожа, зал – жал

Физ. минутка

Игра «Нос, пол, потолок».

Дидактическая игра «Вспомни слово. Назови ударный звук».

Называю по очереди слоги: за, жа, зы, жи. Дети придумывают слова и называют ударный звук:

за — ваза, роза, коза, медуза, береза

жа — лужа, кожа, жаба, пижама, ежата

зы — розы, козы, берёзы, морозы, медузы

жи — ужи, ежи, ножи, лыжи, моржи

Припоминание детьми слов, включающих звуки [Ж]-[3]. к схемам: СГСГ

Составление детьми предложений. Составление сюжетного рассказа по следующим картинкам: подберёзовик, гнездо, жаворонок, лес, берёза, жуки, Женя, Зоя, зонт.

Женя и Зоя пошли гулять в лес. В лесу росло много деревьев. Женя и Зоя услышали жужжание жука и пение жаворонка. Они стали искать жаворонка и увидели на березе гнездо.

Развитие мелкой моторики.

Выложить из палочек зонт, жука, назвать первый звук в слове.

Подведение итога занятия

С какими звуками мы сегодня играли?

Назови два слова, одно со звуком [Ж], другое с [З].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Елена Вдовина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.

Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать любовь к родному языку.

Орг. момент. Сегодня к нам в гости пришел зайчик-попрыгайчик. Он знает много сказок. Вот одна из них.Жили-были два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук — жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку комар выходил с зеленым зонтом, а жук — в желтом жилете. И развлекались они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше.

Задание 1. Игра «Кто поет?»

Цель: различение звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.

Педагог произносит звуки, слоги, слова, а ребенок должен стукнуть ладошкой по столу один раз, если услышит звук [з], два раза — если услышит звук [ж].Как вариант: можно под-нимать картинку с изображением комара (жука).

Звуки: [н], [л], [з], [к], [ж], [м], [в], [ж], [п], [з], [т], [д], [ж], [л], [з].

Слоги: но — жо — лу — ку — зу — во — зо — кы — жи — ны — зы — ла — за.

Слова: лыжи, носок, кукла, зонтик, снег, пижама, зубы, чайник, музыка, коза, книга, животное.

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [з] и [ж].

Педагог. Как звенит комар?

Ребенок.Комар звенит: «З-з-з.»

Педагог. Как жужжит жук?

Ребенок.Жук жужжит: «Ж-ж-ж.»

Педагог. Чем похожи эти звуки?

Ребенок. Они согласные твердые.

Педагог. Положи ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з| и [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.

Давай посмотрим, чем отличаются эти звуки?

Звук [з]: губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине идет холодная воздушная струя.

Звук [ж]: губы — в улыбке, широкий кончик языка — за верхними зубами, посередине языка идет теплая воздушная струя.

) — звук [ж]: язык поднимется за верхние зубы;

) — звука [з]: язык опускается за нижние зубы.

Задание 3. Показ звуков [з] и [ж]с опорой на кисть руки:

звук [ж] — пальцы поднять вверх;

звук [з] — опустить пальцы вниз.

Задание 3. Игра «Собери слова».

Цель: различение звуков [з] и [ж] в слогах.

Как всегда, спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Помоги друзьям собрать слова,добавляя слоги:

-за или -жа: ко., ро., лу., мимо., ва., са., бере., сту., гла., зано., гро., неве. ;

-зы или -жи: парово., моро., лу., но., е., у., ко., арбу., та., лы., ука., тара. ;

-зу или -жу (глаголы): поло., пока., вле., попол., завя., нама., заве., гля.

Задание 4. Игра «Песенки».

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в слогах.

Давай споем песенки и комара, и жука,чтобы они не спорили:

ша — жа — ша жа — ша — жа

шу — жу — шу жу — шу — жу

шо — жо — шо жо — шо — жо

ши — жи — ши жи — ши — жи

Задание 5. Игра «Помоги собрать вещи».

Цель: различение звуков [з] и [ж] в словах.

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу.Помни: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку — вещи, в названии которых есть звук [ж].

Слова со звуком [з]: зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.

Слова со звуком [ж]: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь.

Задание 6. Многократное произнесение слов с четким проговариванием звуков [з] и [ж]: жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задолжать, заслужить.

Задание 7. Повторение словосочетаний. Постепенно ускорять темп, контролировать правильное произношение звуков [з] и [ж]: змеиная кожа, желтый зонт, зимняя стужа, зеленая жаба, зеленая жилетка, важное задание.

Задание 8. Повторение предложений с четким произнесением звуков [з] и [ж].

Зоя ухаживает за животными.

На зеленый лужок выбежал ежик.

На елке зажглась золотая звезда.

Зеленая жаба сидит в луже.

Зоя купила свежую зелень к ужину.

Лиза лежит на желтом песке.

Коза жует незабудки.

У Жени — лыжи, у Лизы и Зои — санки.

Завизжала железная пила.

Задание 9. Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков:

за — за — за — на лугу коза;

жа — жа — жа — есть иголки у ежа;

зу — зу — зу — мыли ноги мы в тазу;

жу — жу — жу — молока дадим ежу;

зы — зы — зы — есть козлята у козы;

жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.

Задание 10. Повторение скороговорок с контролем артикуляции звуков [з] и [ж].

Что лезвие кинжала.

Жук жужжит, звонок звенит.

Звонок звенит, жук жужжит.

Живут Зоя и Зина

Возле книжного магазина.

Заседали в полдень зайки

Возле лужи на лужайке.

Задание 11. Повторение стихотворных текстов с произнесением звуков [з] и [ж].

У Зины много забот —

Заболел у зайки живот.

Купила Жене мама

И везде замочки.

Дождик звонко застучал,

Он нам очень нужен.

Будем бегать босиком

Мы по этим лужам.

Жанна ежика нашла

И домой его взяла.

Ну а ежик заскучал

И к ежатам убежал.

На жабу глядела.

Желтый, желтый, желтый змей,

Желтый змей бумажный.

Он взлетает высоко,

Желтый змей отважный.

Задание 12. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [з] и [ж].

К Жене гости прибежали. Пальцы «бегут» по столу.

Все друг другу руки жали. Рукопожатия, попеременно то правая,

то левая рука сверху.

—Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди «здороваются»

— Здравствуй, Жанна! с большими пальцами обеих рук.

— Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить «пирожок».

Может, коржик? Показать раскрытые ладошки.

Иль рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку. Постучать по ладони кончиками

пальцев другой руки.

Все берите понемножку. Двумя пальцами (большим и указательным,

большим и средним и т. д.) брать с ладошки.

С ручек все стряхнули крошки Энергично встряхнуть кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

Итог занятия. Какие звуки учились различать?

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков л-ль «Полёт на Луну» Цели:1. Закреплять навыки правильного произношения звуков Л Ль в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать фонематический слух. 3. Упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект логопедического фронтального занятия «В гостях у Дина и Дона». Дифференциация звуков [з]-[з’]. Тема: «В гостях у Дона и Дина». Дифференциация звуков з-зь. Цели: закреплять знания о характеристике звуков «З»- «ЗЬ», тренировать детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: – совершенствование навыков дифференциации.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.

Фронтальное логопедическое занятие на тему “Звуки З-Ж”. Конспект для старшей логопедической группы

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды – команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая – КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.

2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З – упирается в нижние зубы. Далее – по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: “Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?”

4. Связь звука и букв.

Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.

5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
– Жаба, жук, зуб, жадина.
– Заяц, зоопарк, журнал, забор.
– Замок, зонтик, загадка, журавль.
– Желуди, жираф, заколка, жало.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.

7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра “Скажи наоборот”
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за – .
Зу-зу-зу – .
Зы-зы-зы – . и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи – .
Жо-жо-жо – .
Жэ-жэ-жэ – . и т. д.

8. Закрепление звука в словах.
Игра “Четвертый лишний”
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
– Коза, зуб, жук, береза.
– Журнал, пожар, жираф, зонт.
– Замок, желудь, крыжовник, пижама.
– Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.

После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с “лишним” словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.

9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
– В, живет, Африке, жираф.
– Растет, в, кудрявая, поле, береза.

После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.

10. Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за – у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.

11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

Логопедическое занятие в 1-м классе “Дифференциация звуков [з]-[з’]-[ж]”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в сравнении звуков по артикуляции;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • учить соотнесению звуков [з], [з’], [ж] с буквами З-Ж;
  • учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • упражнять в звуковом анализе слогов и слов;
  • упражнять в слоговом синтезе;
  • упражнять в словообразовании относительных прилагательных;
  • упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе;
  • учить составлению предложений по схеме;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать ВПФ: память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: зеркала, веера, стилизованные печатные буквы Ж, З, таблица слогов, карточки со слогами, словами для словосочетаний, схема предложения, презентации, предметные картинки – жираф, забор; мяч.

– Сядет тот, кто найдёт отличие в картинках.

II. Основная часть

1. Знакомство с темой занятия.

Жужжит, звенит,
Гудит, ревёт,
Усами водит грозно:
Пугает праведный народ –
А ну, покиньте огород,
Пока не стало поздно!
Но нет испуганных вокруг,
Не страшен людям майский … (Жук)

– Выделение первого звука, характеристика [ж], обозначение буквой Ж.

Сторож он известный,
Сторож он чудесный.
Молча он, а не крича,
В дом не пустит без ключа. (Замок)

– Выделение первого звука, характеристика [з].

Наверное, в жаркой далёкой стране
Она прислонилась к ограде.
Полоски теперь у неё на спине,
Как строчки кривые в тетради. (Зебра)

– Выделение первого звука, характеристика [з’], обозначение буквой З.

2. Запись даты и темы занятия в тетрадь.

3. Развитие фонематического восприятия.

– Угадайте звук и поднимите соответствующую букву (беззвучная артикуляция). [Ж], [з ], [ж] …

– Послушайте слоги и поднимите соответствующую букву.

Жа, жу, зо, жи, за, зе, зя.

4. Звуковой анализ слов.

– Соедините картинку с нужной буквой.

Картинки: верблюжонок, заяц, жираф, зебра, ножницы, коза.

– Назовите лишнюю картинку. Почему вы так считаете?

5. Чтение слогов (карточка).

– Назовите слоги, отличающиеся только согласной.

– Какой слог остался без пары? (Зи) Назовите пару для этого слога. (Жи)

Какое правило о написании ЖИ нам известно?

6. Слоговой синтез.

– Составьте слова из слогов.

Карточки со слогами крепятся на доске.

Жасмин, берёза, коза, заяц, ежи, моржи.

– На какие ещё группы можно разделить эти предметы? (Растения, животные)

Обведите слова, обозначающие растения, простым карандашом в овал.

7. Физминутка с мячом.

Упражнение в словообразовании относительных прилагательных.

– Измени по образцу: боль, зуб – больной зуб.

Змея, яд; бензин, бак; зима, день; звезда, путь; кожа, пиджак; бумага, пакет; пляж, костюм; багаж, квитанция.

8. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

На доске – слова на карточках.

– Прочитайте слова на карточках. Соедините слова, подходящие по смыслу, линией .

Важный зима
Морозная розы
Нежные пижама
Розовая жираф

9. Работа над предложением.

На доске – схема предложения. Над первым словом картинка “жираф”, над четвёртым – “забор”.

Жираф стоит за забором.

– Составьте предложение по схеме. Запишите предложение в тетрадь. Назовите слова с буквами занятия. Какой звук обозначает буква…? Каким цветом нужно подчеркнуть букву …?

III. Итог занятия.

– О каких звуках мы говорили сегодня? Какими буквами обозначаем их?

Пароль на выход: Назовите слово со звуком [ж], [з’], [з].

Сказка «Репка» (на новый лад)

Дед: Я из сказки добрый дед,

Ещё не старый, средних лет.

И, как в сказке говорится,

Весной я грядку здесь вскопал,

Семена сажал, урожай поджидал.

А что уродилось, ещё не видал!

(подходит к репке)

Дед: Листочки открою, ой, что здесь такое?

Репка: Я замечательная репка,

Сижу на грядке крепко.

Дед: Ай, да, репка, просто диво!

И растёт-то как красиво!

Репка: Дед, скорей меня тяни,

От земли освободи.

Дед: Да, лето промчалось, пора убирать!

Да силы не те – родню нужно звать.

Жёнущка – бабка, репка поспела,

Принимается за дело.

Бабка: Ну, дед! С тобой просто беда!

Сейчас в моде другая еда –

Пицца, чипсы, «Мажитель»

Видишь, я стала, как супер – модель!

Дед: Внученька, милая, помоги,

Ты уж меня не подведи.

Помоги репку тянуть.

Внучка: Дед мой добрый, не сердись

Со мною рядышком садись.

Угощайся, вот «Сникерса» батончик,

А вот еще и «Скелетончик».

Дед (испуганно): Что? Уже едят скелеты?

Не слыхал еще про это.

Дед: Жучка, верный мой дружок,

Помоги репку тянуть.

Жучка: Эх, дедуля, огородник милый,

Зачем расходовать мне силы?

Что ты на репку запал?

Поешь со мной «Педигрипал».

Как в рекламе говориться,

Шерстка от него лоснится.

Дед: Но ведь сказка на лад не идет,

Может Мурка на помощь придет?

Кошка: Мур-мур-мур, меня не беспокой,

Может «Китикет» покушаешь со мной?

Эту еду я очень люблю,

Вот даже мышек не ловлю!

Дед: Тьфу-ты, все одно и тоже,

Думаю, мышка мне поможет.

Мышка: Я скажу тебе без спешки,

Угощайся, грызи «Кириешки»,

Твоей сказке, дед, сто лет,

Да, когда-то из репки был вкусный обед!

Телевизор ты включаешь,

А ничего не понимаешь!

Не зови на помощь, не дергай сам!

Оставь в подарок колорадским жукам!

Репка: Нет, во мне нитратов, нет,

Можешь смело есть в обед,

Сил всея я прибавляя,

От болезней защищаю.

Дед: Репка, не обижайся,

Здесь на грядке оставайся,

Дай мне долечку одну-

Не люблю я иностранную еду!

(Выходят звери, все перевязаны бинтами.)

Бабка: Что-то ноет поясница,

Знать к магнитной буре.

Внучка: А мне что-то плохо спится –

Жучка: Моя шерстка стала тусклой,

Кошка: Стало больно мне мяукать,

Мышка: Стали ушки плохо слышать,

Стали глазки плохо видеть.

Репка: Иностранная еда – лишь красивые картинки,

Нет ни одной полезной витаминки,

Вот, дед, кусочек репки съел,

И ничем не заболел.

Хотите и вас вылечу?

Все: Хотим! Хотим! Репку вытянем и всю съедим!

Тянут, потянут, вытянули.

Репка: Кириешки, чупа-чупсы, «Скилетоны»,

Пусть едят их только хилые персоны.

А кто хочет, чтоб здоровье было крепким –

Фрукты – овощи нужны,

Нужна всем репка!

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы.

Интегрированное занятие, посвящённое Дню космонавтики

Интегрированное занятие, посвящённое Дню космонавтики В преддверии Дня космонавтики представляю сценарий интегрированного занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий для детей старшего дошкольного.

Технологическая карта НОД по образовательной области «Физическое развитие» подготовительная группа…

Технологическая карта НОД по образовательной области «Физическое развитие» подготовительная группа «Путешествие в космос»

Ознакомление с православной культурой «Знакомство с христианским праздником – Пасха»

Ознакомление с православной культурой «Знакомство с христианским праздником – Пасха» Введение Фольклор — это древний пласт культуры, является огромным потенциалом в этнокультурном.

Комментарии

  • Ирина

В блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования – тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать.

Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младшей группы

Содержания Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4 1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4 1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4 Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5 2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5 2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8 Глава 3. Организационный.

ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Тема «Компот из ягод» Нетрадиционная техника рисования : рисование пальчиком. Цель: Закреплять знание названий ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; Закреплять умение различать и называть цвета; Продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным в роде; Закреплять.

ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну”

Тема: Игровая ситуация «Оденем куклу Инну» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности (д/и «Оденем куклу») Задачи: Обеспечить условия для: развития речевого слуха; выражения детьми своих мыслей, чувств, мнения, побуждения детей к речевой активности; упражнения в правильном произношении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: