Дифференциация звуков (З)-(С) – конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Дифференциация букв и звуков С-З”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект открытого интегрированного занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы

Скачать:

Вложение Размер
differentsiatsiya_bukv_i_zvukov_s-z.doc 27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Дифференциация звуков [С] и [З].

Тема занятия: Дифференциация звуков и букв «С-З».

Цель: 1. Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.

-развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;

-развивать фонематическое восприятие; фонематический слух, дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах;

-работать над развитием фразовой речи;

– формирование навыков звукового анализа: давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;

– закрепление умения отличать правильный графический образ букв С и 3 от их зеркального отображения.

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.

-воспитывать организованное поведение на занятии;

-формировать активность и самостоятельность на занятии;

-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Индивидуальные зеркала; Схемы характеристики звука [с] и звука [з]; Предметные картинки (содержащие звуки С и З); Схемы для определения места звука [с] и [з] в слове: начало, середина, конец слова; Индивидуальный раздаточный материал (для выкладывания звуковых схем слов); Поощрительные призы (звёздочки и солнышки); Листы и простые карандаши на каждого ребёнка; Мяч.

Презентация с заданиями.

1) Организационный момент:

– К нам в гости пришли Слоненок и Зайчонок. Какой первый звук в слове

«слоненок», «зайчонок»? ([с], [з]). Мы будем говорить о звуках [с] и [з].

2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:

Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с]: губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] – то же самое + включение голоса).

Упражнения воздушной струи.

-«Фокус» – сдувание кусочка ваты с кончика носа — дутье на кончик языка.

Упражнения для губ.

Упражнения для языка.

-«Накажем непослушный язычок».

Что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой) — картинки с характеристикой звука.

Что вы знаете о звуке [з]? (согласный, твёрдый, звонкий).

3) «Какой звук спрятался?»

Логопед предлагает две схемы характеристики звуков ([с] и [з]).

Посмотрите на схемы и догадайтесь, где какой звук «спрятался» (на первой схеме — зачёркнутый колокольчик – [с], на второй схеме – звенящий колокольчик – [з])

Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)

Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).

4) «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).

Дети сидят на стульчиках. Логопед произносит слоги и слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з]: сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус.

Сейчас мы с тобой поиграем. Смотри у меня есть 2 серединки от цветка. Посмотри какие буквы ты видишь? Молодец, правильно «С – З». Вот лепестки. Давай соберём цветки. В картинках, которых есть звук «С» – ты положишь к серединке «С», а со звуком «З» – к серединке с «З».

6) «Буквы шутят» (презентация Слайды 5-11).

Логопед называет слоги и слова с глухим согласным [с], а дети меняют звук [с] на

[з] и называют слоги и слова со звонким согласным [з]:

Са – за, со – зо, су – зу

Гимнастика для глаз.

7) Игра с мячом «Добавлялки» (упражнение на слоговой синтез слов).

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало слова. Ребенок должен выбрать подходящий слог (ЗЫ или СЫ), чтобы получилось слово. Называя получившееся слово, бросает мяч логопеду:

8) Повторение скороговорок:

– Кто правильно повторит скороговорку, получит картинку от Зайчонка и

Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
Сеня – незнайка, а Зоя – зазнайка.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Злая оса боса без пояса.

У кого болит зуб, тот не может есть суп.
Захар сахар запасал.
На базаре спозаранку купил Назар козе баранку.

Сеня-везеня везёт Соню на сене.

За каждый ответ дети получают по одной картинке (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза). На доске схемы для определения места звука в словах.

– Определите, какой звук слышится в вашем слове? К какой схеме подойдёт ваше слово (дети ставят картинки на схемы, объясняя свой выбор)?

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

11) «Найди правильно букву»

На доске два панно с правильным графическим образом буквы С и буквы 3 и их зеркальным отображением.

– Слоненок и Зайчонок очень любят играть с буквами, но здесь они написаны по-разному. Вам нужно помочь найти правильные буквы.

Дети обводят правильные буквы.

12) Работа с разрезной азбукой. Нужно составить слово «СЛЕЗА».

А теперь угадайте загадку:
Капает водица соленая на вкус. (Слеза).

Кто лук раздевает, тот это проливает. (Слезы).

– Садитесь за столы и составьте слово из букв, лежащих на вашем столе

– Что нарисовано на картинке? (слеза) Выложите схему слова «слеза». Слайд 12.

Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных, синих и зеленых кружков звуковую схему слова «слеза».

– Сколько звуков в этом слове? (пять). Назовите.

– Сколько согласных? Назовите.

– Сколько гласных? Назовите.

– Сколько слогов? (два) Почему? (два гласных: [е], [а]). Слайд 14.

– составьте предложение с этим словом;

– сколько слов в предложении?

13) Подведение итогов и оценка работы детей:

– О каких звуках говорили? Чему учились? (оценка работы детей)

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Дифференциация звуков [З]-[С]»

Аннотация: Материал из опыта работы по обучению грамоте детей с ОНР.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: «Дифференциация звуков [З]-[С]»

Цель : закрепление навыка дифференциации звуков [З]-[С], букв З-С.

  1. уточнение понятия «звонкие и глухие согласные»;
  2. развитие фонематического слуха и восприятия;
  3. выделение заданного звука на слух;
  4. учить различать звуки [С]-[З] изолированно, на фоне слога, слова, предложения;
  5. уточнение характеристик звуков;
  6. определение местонахождения звуков в словах;
  7. употребление в речи простых и сложных предложений;
  8. составлять предложение по схеме, закрепить умение выполнять звуковой анализ слов в предложении;
  9. учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
  • развивать фонематическое восприятие,
  • зрительное внимание память, мышление;
  1. воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • предметные картинки; картина «Девочка кормит козу», кассы букв, схемы слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят около логопеда.

Л — послушайте внимательно загадки, которые я сегодня для вас приготовила. (Отгадки-картинки логопед размещает на доске).

Кто приносит на хвосте,
Много разных новостей.
Всем расскажет все до срока,
Белобокая (СОРОКА)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета (Заяц)

Л-молодцы, А теперь скажите, с какого звука начинается слово СОРОКА.

Дети — со звука [С]

Л — что вы можете рассказать про этот звук?

Д — согласный, твердый, глухой.

Л — правильно, а с какого звука начинается слово ЗАЯЦ?

Л — молодцы, а что вы можете рассказать про звук [З].

Д- согласный, твердый, глухой.

Л- правильно. Сегодня на занятии мы будем сравнивать два звука [С] и [З].

I. Дифференциация звуков [C] [З].

1. Характеристика звуков.

Л-Послушайте как звучат эти звуки, а теперь сравним их. Звуки [] [] согласные, твердые, только звук [С]-глухой, а звук [З] звонкий.

2. Л- а сейчас поиграем в игру «Хлопни-топни». Я буду называть звуки, когда услышите звонкий [З] хлопните в ладоши, услышите глухой [С]- топните.

3. Л- молодцы. Посмотрите на доске у меня карточки с картинками. Давайте сыграем в игру «4 –й лишний».

Дети называют предметы в каждом ряду, выделяют лишний. Объясняют, почему выбрали этот предмет.

4. Л- а теперь вставайте в круг и выполним упражнение «Повтори, не ошибись».

Игра с мячом- логопед проговаривает слоговую цепочку [за-са-за…] и кидает мяч ребенку. Ребенок повторят и возвращает мяч.

Дети садятся за столы.

5. Л- перед вами схемы слогов и картинки с предметами.

Подберите слово к каждой схеме. Положите картинку под схему с нужным количеством слогов.

Физкультминутка. (выполнение движений с проговариванием текста)

II. Работа с буквами С-З.

1. Л-дети, я приготовила для вас слоги, а вы постарайтесь из слогов собрать слова.

Игра «Собери словечко».

Пред выкладыванием слов, логопед предлагает прочитать слоги с буквой [С], а затем с буквой [З]. далее дети выходят к доске и соединяют слоги в слова.

2. Работа в кассах.

На доске картина «Девочка кормит козы». Логопед предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы: кто изображен на картине? Чем занимаются дети? Что делает девочка?

Л- девочек на картине зовут Саша и Лиза. Дети пришли в сарай, чтобы покормить козу.

Саша кормит козу травой.

Логопед предлагает детям составить предложение по схеме. Определить количество слов в предложении.

4. Выкладывание в кассах предложения «Саша кормит козу».

Дети выкладывают предложение, проводят звуковой анализ слов.

Л- назовите слово в котором есть звук [С], слово в котором есть звук [З].

III. Итог занятия.

Учитель-логопед: — Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что нового узнали? Какое настроение у вас? Как вы считаете, вы хорошо поработали?

1. Смирнова Л.Н.-Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи, Пособие для логопедов, дефектологов м воспитателей- М.: Мозаика-Синтез, 2005

2..Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, — М.,

4. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.— 112 с.26. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2013.

Табанова Марина Алексеевна,
учитель-логопед

Звуки [С]-[З], [Сь]-[Зь]. Буквы С-З

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе

Составитель:

Вокина Анна Александровна,

учитель-логопед,

МБДОУ № 32 г. Пскова

Цель: дифференциация звуков С-З, Сь-Зь в словах.

Задачи:

1) образовательные:

  • закреплять понятия «звук», «слог», «слово»;
  • дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
  • упражнять детей в дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
  • формировать у детей умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков;
  • закреплять произношение дифференцируемых звуков в составе слов;
  • совершенствовать умение определять место звука в слове, соотносить его с соответствующей буквой;
  • формировать навыки слогового синтеза слов;
  • упражнять в употреблении простых распространенных предложений;
  • закреплять представления детей о новогоднем празднике;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;
  • способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок, общей и мелкой моторики;

3) воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Оборудование: письмо от зайчика, дуб, сундук, заяц, утка, яйцо, опорная схема для характеристики звуков, буквы С и З, тарелки с манкой для каждого ребенка, сюжетная картина «Зимний лес ночью», написанные на небольших листках самоклеющейся бумаги буквы С и З, индивидуальные таблицы с картинками, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога), буквы разного размера, составляющие слово «СКАЗКА», ноутбук, отрывок из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Ход занятия:

  1. I.Организационный момент

В группу вносят письмо.

– Ребята, почтальон принес письмо. Отгадайте, от кого оно:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

И в серой шубке летом. (Заяц.)

– Послушайте, что пишет заяц. (Логопед открывает письмо и читает его.)

– Вы, ребята, помогите,

Снегурочку от злого Кощея спасите!

– Дело в том, что Кощей Бессмертный украл Снегурочку. Захотел для своей нечисти Новый год устроить. Он знает, что Снегурочка только к добрым людям приходит. Вот он и спрятал ее в своем подземелье. Как же быть, ребята? (Ответы детей.)

– Если мы найдем яйцо и разобьем его, то сможем освободить Снегурочку. Но сначала надо найти дерево, на котором висит сундук, зайца и утку.

Дети подходят к дубу, на котором висит «сундук» (фотография настоящего сундука).

– А вот и дуб. Но сундук висит высоко. Чтобы его достать, надо выполнить задания.

  1. II. Актуализация опорных знаний
  1. Произнесение звуков с наблюдением за артикуляцией

– Давайте вспомним, что мы знаем о звуках. (Звуки мы слышим и произносим.)

– Какой первый звук в слове «сундук»? (В слове «сундук» первый звук С.)

– Возьмите зеркала. Произнесите звук С. Что делают губы? (Губы растягиваются в улыбке.)

– Где находится кончик языка? (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.)

– На что похож язык? (Язык похож на горочку.)

– Давайте покажем ладошкой горочку. Воздушная струя идет по середине языка. Какая она, теплая или холодная? (Холодная.)

– Горлышко работает? (Нет.)

– Какой первый звук в слове «заяц»? (В слове «заяц» первый звук З.)

– Посмотрите в зеркала и произнесите звук З. Звук З мы произносим так же, как и звук С, только в чем отличие? (Работает горлышко.)

Дети прикладывают руку к области голосовых связок и ощущают вибрацию.

– Ребята, какой праздник отмечают зимой? (Зимой отмечают
Новый год.)

– А в Новый год Дед Мороз и Снегурочка готовят для детей много сюрпризов. Какой первый звук в слове «сюрприз»? (В слове сюрприз первый звук Сь.)

– Какой первый звук в слове «зима»? (В слове «зима» первый звук Зь.)

– А вы помните, что звуки Сь и Зь произносятся так же, как звуки С и З, только спинка языка поднимается выше (показывают с помощью рук.)

  1. Сравнительная характеристика звуков С-Сь, З-Зь

Логопед приглашает детей подойти к мольберту, на котором висят опорные схемы для характеристики звуков.

– Дайте характеристику звука С. (Звук С – согласный, твердый, глухой.)

– Выберите обозначение для звука С (Дети выбирают синий квадрат без колокольчика.)

– Дайте характеристику звука З. (Звук З – согласный, твердый, звонкий.)

– Как мы обозначим звук З? (Дети выбирают синий квадрат с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки С и З? (Они оба согласные и твердые.)

– Чем эти звуки отличаются? (Звук С – глухой, а звук З – звонкий.)

– Молодцы. А теперь выберите обозначение для звуков Сь и Зь и скажите, чем похожи звуки Сь и Зь и чем они отличаются. (Ответы детей.)

В этот момент логопед незаметно достает спрятанный возле дуба настоящий сундук.

– Сундук мы нашли, но его никак не открыть. Тогда поиграем в игру «Наоборот».

III. Основная часть

  1. Игра «Наоборот»

Сейчас я буду называть слова, а вы меняйте звук С на звук З и наоборот, чтобы получились новые слова:

зуб – суп забрать – собрать
забор – собор зуд – суд
соя – Зоя коса – коза
слой – злой загнуть – согнуть
залить – солить казаться – касаться

– А теперь измените звук Зь на звук Сь и наоборот:

Дети открывают сундук и достают из него зайца.

– Нашли зайца, теперь кого нужно найти? (Утку.)

  1. Соотнесение звуков с буквами

Логопед предлагает детям сесть за столы.

– Мы сейчас говорили о звуках, а теперь вспомните, что такое буквы. (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

– Ребята, какой буквой обозначают звуки С и Сь? (Звуки С и Сь обозначают буквой С.)

Логопед вывешивает на доску одновременно две буквы: С и З.

– Где находится буква С? (Буква С находится в левом верхнем углу.)

– Из скольких частей состоит буква С? (Буква С состоит из одной части.)

– Правильно, буква С состоит из одного полуовала.

– В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо.)

– На что похожа буква С? (Ответы детей.)

– Какой буквой обозначают звуки З и Зь? (Звуки З и Зь обозначают буквой З.)

– В каком углу находится буква З? (Буква З в правом верхнем углу.)

– Из скольких элементов состоит буква З? (Буква З состоит из двух элементов.)

– Правильно, буква З состоит из двух полукругов.

– В какую сторону она смотрит? (В левую сторону.)

– А на что похожа буква З? (Ответы детей.)

  1. Дети пишут буквы С и З пальчиком по манке

– Метель рассыпала снежок. Напишите на снегу буквы С и З. В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо).

– В какую сторону смотрит буква З? (Буква З смотрит влево.)

Дети пишут пальчиком по манке буквы С и З.

Раздается звук «кряканье утки».

– Где она? (Дети осматриваются и находят утку на подоконнике.)

– Утка прилетела, но как же нам достать яйцо? (Ответы детей.)

– Наверное, нужно выполнить еще задание. А утка пусть пока здесь посидит, посмотрит на вас. (Логопед сажает утку на гнездо.)

  1. Игра «Дополни слово нужным слогом»

Логопед раздает каждому ребенку таблицу. В таблице по две картинки, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога).

– Ребята, Кощей Бессмертный со злости откусил в каждом слове последний слог, чтобы вы не догадались, какие слова были написаны. Сможем исправить проделки Кощея? (Ответы детей.)

– Сначала нужно прочитать, какие слоги потерялись. Прочитайте, какой слог находится в левом верхнем углу? (СЫ)

– Прочитайте слог в правом верхнем углу? (ЗЫ)

– А теперь будьте очень внимательны. Посмотрите на свои картинки, прочитайте начало слова и подберите нужный слог СЫ или ЗЫ. (Дети отклеивают слоги СЫ и ЗЫ и приклеивают их к нужному слову.)

После этого каждый ребенок читает получившиеся пары слов (косы – козы, усы – вазы, осы – тазы, бусы – розы, ананасы – арбузы).

Снова раздается кряканье утки.

– Давайте проверим, нашли ли мы яйцо? (Дети снимают с гнезда утку и обнаруживают в гнезде яйцо, пробуют его разбить – не получается.)

– Кто же поможет нам разбить яйцо, может быть, снеговик? Вставайте скорей в кружок, будем лепить снеговика.

  1. Физкультминутка
  1. Работа с сюжетной картиной

Логопед приглашает детей подойти к доске, на которую вывешивает сюжетную картину.

– А вот и наш Снеговик. Он поможет нам разбить яйцо и спасти Снегурочку, но и вам нужно постараться.

– Посмотрите на эту картину и подумайте, в каких словах нужно писать букву С, а в каких – букву З. Но сначала давайте вспомним, что если мы в слове мы слышим звук С или Сь, то в этом слове напишем букву С, а если в слове слышим звук З или Зь, то напишем букву З. А сейчас вы называйте слова и приклеивайте на эту картинку нужную букву С или З. (Дети самостоятельно находят на сюжетной картине картинки, в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, и приклеивают на картинку соответствующую букву С или З. На сюжетной картине изображен зимний лес ночью: снег, месяц, звезды, снеговик, лиса, белка, заяц, совы, санки, сосна, березы.)

  1. Определение места звука в слове и соотнесение его с соответствующей буквой

– Ребята, посмотрите еще раз на картину. В каких словах мы напишем букву С в начале слова? (Дети смотрят на картину и называют слова: «снег», «санки», «совы», «снеговик».)

– Назовите слова, в которых напишем букву З в начале слова («заяц», «зима», «звезды»), в середине? («березы»)

– В каком слове напишем две буквы З? («звезды»)

– А в слове «лиса» где нужно писать букву С: в начале, в середине или в конце слова?

– В каком слове напишем букву С в самом конце? («лес»)

  1. IV. Заключительная часть
  1. Составление слова «СКАЗКА» из букв разного размера

Слышится звук бьющегося яйца, и логопед сообщает детям, что теперь можно попробовать разбить яйцо. Дети «разбивают» (открывают) яйцо, внутри которого находятся буквы разного размера.

– Ребята, посмотрите, в яйце какое-то слово, но оно рассыпалось. Как же мы сможем его прочитать? (Ответы детей.)

Дети раскладывают буквы по высоте, от самой высокой к самой низкой и читают получившееся слово «СКАЗКА».

Логопед приглашает детей подойти к волшебному экрану (ноутбуку), громко произнести волшебное слово «СКАЗКА» и посмотреть, смогли ли они победить Кощея и освободить Снегурочку.

Логопед включает ноутбук, и дети видят музыкальный фрагмент из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» об освобождении Снегурочки. В конце фрагмента Снегурочка говорит: «Я спаслась из Кощеева плена, и теперь Новый год к нам придет непременно!».

  1. Подведение итогов

– Ребята, смогли мы победить Кощея и освободить Снегурочку? (Ответы детей.)

– А что мы для этого делали? Какие задания выполняли? (Ответы детей.)

– Что вам больше всего понравилось? (Логопед выслушивает каждого ребенка.)

  1. Организованное окончание занятия

Конспект фронтального логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [З], [С]”

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Закрепить навыки четкого произношения звуков.
  2. Различение звуков в слогах, словах, предложениях, фразах.
  3. Учить слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.
  4. Упражнять в подборе антонимов
  5. Работать над предложением.
  6. Формировать навыки составления рассказа по картинке.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет явление, которое по времени было раньше того, что я назову.

День, весна, птица, лед.

2. Введение в тему.

Найдите среди картинок «лишнюю». Почему?

Часы, холодильник, коза, матрешки.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

Отгадайте слово, которое начинается на согласный всегда мягкий звук, а заканчивается на гласный, который никогда не стоит в начале слов.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?

– Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [з] и [с].

3. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Голосовые сладки – не работают.

Воздушная струя – холодная.

– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Глухой (голосовые связки не работают).

Бывает мягким и твердым.

Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)

– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?

– На что похожа буква ЭС?

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

– На что похожа буква ЗЭ?

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!

4. Развитие фонематического восприятия.

Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.

Чей в лесу поет смычок?
Музыканта звать сверчок!

Проверим – С С З З С.

А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.

5. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.

А) Работаем со слоговыми таблицами. Читаем слоги со звонким согласным звуком. С глухим.

2-я строчка сверху первой таблицы

2-й столбик второй таблицы

Б) Запишите слоги в названии картинок.

В первую строчку слоги со звуком [с].

Во вторую – со звуком [з].

Зубы, сушка, коса, ваза, колесо, бизоны, часы, розы.

Проверим. Читаем слоги со звонким согласным [з]. С глухим согласным [с].

6. Дифференциация звуков в словах.

Ребята, давайте устроим небольшой зоопарк. Я раздам картинки с изображением животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку в зоопарк.

Лиса, зубр, слон, зайцы.

Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.) Молодцы. Замечательный получился зоопарк.

Сейчас, работаем в тетради. Запишите название животных в два столбика: со звуком [с] – в первый, со звуком [з] – во второй.

  • У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.
  • Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.
  • Животное, в названии которого есть гласный звук [у].
  • Огромное животное, которое панически боится мышей.

7. Динамическая пауза.

Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали.
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Нет, уж лучше поиграть.

Проводится игра «Наоборот»

Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].

  • Трусливый – смелый
  • Добрый – злой
  • Горькое – сладкое
  • Открытый – закрытый
  • Пасмурный – солнечный
  • Глухой – звонкий
  • Неизвестный – знаменитый
  • Сильный – слабый
  • Соль – сахар
  • Мокрый – сухой

8. Дифференциация звуков в предложениях.

Каждому я раздам картинку, внизу – предложение, в котором слова все перепутались. Задание: восстановить порядок слов в предложении.

сливы саду в поспели
капустой зайцев Света корм
на гнезда дрозды построили березах
Лиза фасоль и Соня сажают

Сейчас один человек у доски, а остальные в тетрадях запишем схематически ваши предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.

9. Дифференциация звуков во фразовой речи.

– Отправимся с вами на прекрасную лесную поляну.

– Звуки [с] и [з] помогут нам рассказать о том, что было в солнечный летний день.

– Однажды двое детей отправились отдохнуть в лес.

– Подумайте, как зовут наших путешественников? (ЛИЗА, САША.)

– Каких зверей повстречали дети на поляне? (КОЗУ, БАРСУКОВ, ЛИСУ, ЗАЙЦА.)

– Что делала коза? (ЩИПАЛА ЛИСТЫ КУСТИКА.)

– Что делали на поляне барсуки? (РЕЗВО ИГРАЛИ ПОД БЕРЕЗОЙ.)

– А лиса с зайцем? (ВСТРЕТИЛИСЬ НА ПОЛЯНЕ.)

– А знаете ли вы птиц, которых увидели дети? (СОВА.)

– Название этой птицы я подскажу. Это лучший певец среди пернатых. (СОЛОВЕЙ.)

– Как вы думаете, что он делает? (КОРМИТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.)

– На каком дереве сорока? (НА БЕРЕЗЕ.)

– Как называются эти грибы? (ПОДБЕРЕЗОВИКИ.)

– Любопытное насекомое привлек стол. Как называется это насекомое? (СТРЕКОЗА.)

– Перечислите продукты, которые дети принесли с собой.

– Какие предметы еще взяли с собой Лиза и Саша? (ЗОНТ, САЧОК.)

– Зачем им эти предметы?

– Давайте теперь составим красивый рассказ по этой картине. Начинает о детях Настя.

– О животных, за которыми наблюдали дети – Игорь.

– О птицах – Света.

– О том, что взяли на природу ребята – Артем.

– Заканчиваем рассказ. Какими бы словами вы описали настроение друзей? (Хорошо отдохнув, Саша и Лиза отправились домой, настроение у них было прекрасное.)

10. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Это гласные или согласные звуки?

– Что вам особенно запомнилось на занятии?

11. Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся.

– Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе?

– Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, несколько удивительных минут общения. Этот отрезок времени я обозначила линией. Посмотрите, чем выше по линии, тем лучше у вас настроение, чем ниже, тем неуютнее вам было сегодня со мной. Я предлагаю вам прикрепить сердечко там, где линия соответствует вашему настроению. Я благодарю вас за работу.

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Задачи:

  • закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;
  • упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.
  • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
  • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
  • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему занятия.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

9. Дифференциация в предложениях.

10. Итог занятия.

11. Оценка деятельности детей.

12. Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

Дети поочередно произносят слоги.

3. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

в) Упражнение «Слушай внимательно».

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

а) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

7. Пальчиковая гимнастика.

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.

Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

8. Дифференциация в словах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.

– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с]-[з]»

Галина Вяткина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с]-[з]»

Тема: “Дифференциация звуков [с] – [з].”

1. Закрепление правильного произношения звуков [с] и [з] изолированно, в слогах, словах, в предложениях; уточнение их артикуляции.

2.Развитие фонематического слуха: дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах.

3. Формирование навыков звукового анализа:

давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга;

определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в

слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов.

4. Закрепление умения отличать правильный графический образ букв С и 3 от их зеркального отображения.

1. Развитие зрительного гнозиса, зрительного и слухового внимания, памяти и мышления.

2. Развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.

1. Воспитывать организованное поведение на занятии.

2. Формировать активность и самостоятельность на занятии.

3. Прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

1.Две мягкие игрушки: Слон и Заяц.

2. Индивидуальные зеркала.

3. Схемы характеристики звука [с] и звука [з].

4. Предметные картинки (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза).

5. Схемы для определения места звука [с] и [з] в слове: начало, середина, конец слова.

6. Два панно (плоскостные изображения ёлок из бархатной бумаги).

7. Маленькие предметные картинки в виде ёлочных игрушек (самовар, свеча, снежинка, маска, ласточка, зонт, змейка, избушка, азбука, звезда).

8. Три коробочки для определения количества слогов в словах.

9. Два панно с наклеенными буквами С и 3 (правильно написанные и зеркально отображённые – из бархатной бумаги).

10. «Снежки» (из синтепона).

11. Предметная картинка – «козы».

12. Индивидуальный раздаточный материал (коробочки с красными и синими квадратами и поля для выкладывания звуковых схем слов).

13)Карточки с изображением: зайчонка за сугробом, зайчонка за кустом, зайчонка за рюкзаком, слонёнка за берёзой, слонёнка за забором, слонёнка за зонтом.

14) Поощрительные призы (звёздочки и солнышки).

15) Листы и простые карандаши на каждого ребёнка.

Ход занятия:

-Ребята, отгадайте мои загадки и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран,

Всех крупней на суше.

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

– К нам в гости пришли Слонёнок и Зайчонок. Какой первый звук в слове

«слонёнок», «зайчонок»? ([с], [з]). Мы будем говорить о звуках [с] и [з].

2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:

Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с]: губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] – то же самое + включение голоса).

• Что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой)

• Что вы знаете о звуке [з]? (согласный, твёрдый, звонкий)

3) «Какой звук спрятался

Логопед предлагает две схемы характеристики звуков ([с] и [з])

Посмотрите на схемы и догадайтесь, где какой звук «спрятался» (на первой схеме — зачёркнутый колокольчик – [с], на второй схеме – звенящий колокольчик – [з])

• Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)

• Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).

4) «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).

Дети сидят на стульчиках. Логопед произносит слоги и слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з]: сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус.

5) «Измени звук»

Логопед называет слоги и слова с глухим согласным [с], а дети меняют звук [с] на [з] и называют слоги и слова со звонким согласным [з]:

Са (за, со (зо, су (зу, сы (зы);

суп (зуб) смей (змей)

соя (зоя) собор (зобор)

росы (розы) сайка (зайка)

лиса (Лиза) слить (злить)

6) «В слове слог договори и слово снова повтори».

Логопед произносит начало слова, а дети договаривают его, добавляя слог сы или зы

бу (сы) ве (сы) ча (сы) рель (сы)

та (зы) берё(зы) моро (зы) алма (зы)

– Кто правильно повторит чистоговорку, получит картинку от Зайчонка и

Са-са-са – в лесу бегает лиса,

За-за-за – уходи домой, коза,

Со-со-со – у Сани колесо,

Зу-зу-зу – моем Зою мы в тазу,

Су-су-су – было холодно в лесу,

Зы-зы-зы – у Зои нет козы.

За каждый ответ дети получают по одной картинке (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза). На доске схемы для определения места звука в словах.

– Определите, какой звук слышится в вашем слове? К какой схеме подойдёт ваше слово (дети ставят картинки на схемы, объясняя свой выбор?

8) «Украсим ёлку».

– Зайчонок и Слонёнок очень любят весёлый праздник – Новый год и любят наряжать ёлку. У каждого из них своя ёлка. Давайте украсим ёлку и Зайчонка и Слонёнка игрушками. А игрушки не простые, а со словами. Выходите и выбирайте, какие игрушки вы повесите на ёлку Слонёнка, а какие – на ёлку Зайчонка.

У логопеда в руках коробочка с «игрушками», а на доске две ёлки. Каждый берёт по одной

игрушке и определяет, на чью ёлку её повесить (Зонтик – Зайчонку, Снежинку – Слонёнку).

9) «Уберём игрушки» (деление слов на слоги).

– Какие нарядные ёлки получились! Но празднование Нового года закончилось и нужно убрать игрушки до следующего Нового года в эти три коробки. В коробку с одним квадратиком сложите игрушки, в названии которых один слог, а с двумя квадратиками – два слога, с тремя квадратиками – три слога (на столе рядом с ёлками – три коробки с наклеенными квадратами (один, два и три квадрата)

10)Физкультминутка: игра с мячом.

Дети встают в круг, логопед с мячом – в центре. Логопед называет слово со звуками [с] и [з], дети бросают мяч обратно, образуя слово с уменьшительно-ласкательным значением (коза, зуб, сын, миска, сумка и др.).

11) «Игра в снежки»

На доске два панно с правильным графическим образом буквы С и буквы 3 и их зеркальным отображением.

– Слонёнок и Зайчонок очень любят играть в снежки и предлагают вам сыграть с ними. Закройте снежками все буквы С, которые написаны правильно. У логопеда в руках коробка со «снежками», дети берут по одному снежку и закрывают буквы. В итоге получается большая, написанная из снежков, буква С. Аналогичная работа проводится со вторым панно (буква 3).

12) Печатание буквы С, буквы 3, слова «козы».

– Садитесь за столы и напишите на листочках букву С, потом рядом с ней – букву 3 (у логопеда в руках картинка с изображением коз).

– Что нарисовано на картинке? (козы) Выложите схему слова «козы».

Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных и синих квадратов звуковую схему слова «козы».

– Сколько звуков в этом слове? (четыре) Назовите.

– Сколько согласных? Назовите.

– Сколько гласных? Назовите.

– Сколько слогов? (два) Почему? (два гласных: [о], [ы])

– Напишите это слово у себя на листочках. Теперь зачеркните букву 3 и сверху напишите букву С. Какое слово получилось? (косы) У кого бывают косы? (у девочек)

13)Подведение итогов и оценка работы детей:

– О каких звуках говорили? Чему учились? (оценка работы детей)

-Детям вручаются поощрительные призы (звёздочки и солнышки).

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:”ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ”М” ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: – Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Грамотеи» Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: – закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С’», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». – учить детей.

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте «Звездный час» в подготовительной к школе группе Захарова Н. В Программное содержание: Образовательные: – обобщить и систематизировать знания детей о звуках, звуковом составе слова;.

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие “Дифференциация звуков [c] – [з], букв с – з”

Содержимое публикации

Тема: Дифференциация звуков [ c ] – [з], букв с – з.

Цель: учить дифференцировать звуки и буквы с – з.

Коррекционно-образовательные:

закреплять знания о звуках с-з;

учить различать звуки и буквы с-з на слух и на письме;

закреплять правильное произношение звуков с, з;

уточнение, сравнение артикуляции звуков с-з;

учить сравнивать характеристики звуков с-з.

Коррекционно-развивающие:

развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти;

развитие артикуляционной моторики;

развитие фонетико-фонематических слуха;

развитие навыка звукового анализа;

обогащение словаря, развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание положительной мотивации к учению;

прививать интерес к логопедическим занятиям;

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:картинки (насос, комар), картинки – символы артикуляционного упражнения, карточки с рисунками, белые и черные фишки, компьютер, компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I . Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся гостям и подарим им наше хорошее настроение, а они порадуются за наши успехи.

-Я желаю вам сохранить такое же хорошее настроение до конца нашего занятия.

И давайте вспомним, чем мы должны заниматься на занятиях?

Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:

Очень любим мы учиться – …

И, конечно же, лениться – …

Выполняем все задания – …

Очень любим опоздания – …

Читаем, пишем, рассуждаем – …

Дисциплину нарушаем – …

Всем успехов пожелаем – …

И занятие мы начинаем!

II . Введение в тему занятия. Постановка учебной проблемы.

-А теперь загадаю вам загадки. Будьте внимательны. Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего занятия. Отвечать – не кричать, только руку поднимать.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много, много звездочек,

Тонких, как стекло,

Звездочки холодные,

А земле – тепло. (Снег)

– Какой первый звук в слове – снег ?

Есть защитник от дождя

У тебя и у меня,

В сумочке катается,

Лишь в дождик раскрывается. (Зонт)

-Скажи, какой звук слышится в начале слова – зонт?

-Догадались, какие звуки будем повторять? Сможете определить тему нашего занятия?

-Сегодня мы будем учиться различать звуки «с-з» в слогах, словах.

III . Артикуляционная разминка.

Чтобы правильно произносить эти звуки, сделаем зарядку для языка.

Упражнения: «Заборчик», «Чищу зубы», «Лопатка», «Горка», …

IV . Характеристика звуков с-з.

-Посмотрите на эти картинки (показывает картинки комарика и насоса). Давайте вспомним и пропоем песенку наших помощников – комара и насоса, которые вы хорошо знаете. Звук [с] мы будем сравнивать при произношении с песенкой «насоса», а звук [з] – с песенкой «комарика».

– Как звенит комарик? (з-з-з-з)

-Как работает насос? (с-с-с-с)

-Дадим характеристику звукам. Какие они?

– с – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

-з – согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

V . Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук з – с».

-А сейчас поиграем в игру. Будьте внимательны. Я произнесу слова, если вы услышите звук з, вы поднимаете «комарика», если – звук с, поднимаете «насос».

Слон, зебра, зеленый, заяц, зонтик, сад, собака, стул.

Упражнение «Подвижные ладоши».

– Теперь прохлопаем наши слова. Сколько же слогов в наших словах?

Сл о н, з е б-р а , с о а а , ст у л.

Игра «Назови лишний слог».

-Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговорить слоги, и должны определить лишний слог:

Работа с рисунками.

– У меня есть загадочные картинки. Давайте рассмотрим, что там нарисована? И назовите какая из них «лишняя»? Почему?

Заяц (В этом слове есть звук з).

– А теперь еще раз посмотрите на картинки, и закройте карточки. Назовите, не подглядывая, те картинки, которые вы запомнили. (1 рис. – сапоги, санки, сумка, заяц , самокат, сом; 2 рис. – зонт, зубы, сумка, заяц, забор, замок).

Физкультминутка « Как живешь?».

– Давайте сделаем физкультминутку.

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (ходьба на месте)

– А бежишь? – Вот так (бег на месте)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

Игра «Подскажи словечко».

-Наши герои – помощники сочинили для вас стихи, и хотят, чтобы вы помогли придумать последнее слово. Поможем?

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? … (зайчик)

Р асписанье соблюдает,

В школе нас предупреждает,

Что окончен наш урок,

И звенит тогда … (звонок)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная. (задача)

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее. (Сорока)

-Вы любите играть футбол?

-Вот смотрите, какой у меня красивый мяч, но не футбольный. На нем нарисованы картинки. И вы должны превратить этот мяч – в футбольный мячик. Надо класть на каждый рисунок белые и черные фишки. Там, где слово со звуком з – белую фишку. Там, где слово со звуком с – черную фишку. Назови слово и клади:

Замок, самокат, ваза, лиса, зонт, собака, сумка, змея, самолет, гусеница, зебра, коза, заяц.

-Что получилось? (футбольный мяч) Значит, ты хороший футболист.

Упражнение «Слушай внимательно».

–Немного поиграем в игру «Учимся говорить правильно». Я помещаю наших помощников на доску.

–А вам необходимо правильно расставить картинки под ними: если картинка со звуком [с] – она будет под «насосом», если со звуком [з], то под «комариком».

VI . Итог занятия.

Какие звуки мы учились сегодня различать?

-Скажите, какое задание было самым интересным?

VII . Оценка деятельности учащихся.

-А как ваше настроение?

VIII . Домашние задание.

(Учащимся раздаются индивидуальные карточки)

-Вам надо будет выучить скороговорку:

Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ЧУДЕСА НА РОЖДЕСТВО »

Международный творческий конкурс к Дню детской книги «КНИЖНОЕ ДЕТСТВО »

Международный конкурс декоративно-прикладного искусства «ВОЛШЕБНАЯ ИГОЛКА »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Читайте также:
План-конспект речевого праздника на тему: Стихотворения Агнии Барто
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: