Дифференциация звуков (У) – (А)

Дифференциация звуков и букв «И», «У» в слогах и словах

Тема: Дифференциация звуков и букв «И», «У» в слогах и словах.

· развитие зрительной памяти, внимания,

· уточнение пространственной ориентировки;

· выработка слуховых и зрительных ориентировок;

· различение букв «И» и «У»;

· обогащение словарного запаса;

· совершенствование фонематического слуха, звуко – буквенного анализа;

· закрепить умение составлять словосочетания и предложение по данному слову;

· развитие техники чтения и грамотного письма.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительной памяти.

– Первым сядет тот, кто найдет различие на картинках, вывешенных на доске. (компьютер)

2. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами.

2. Графический диктант. ( компьютер)

Инструкция. Провести линию из правого нижнего угла в центр листа, затем в верхний правый угол, в левый верхний, в центр, в левый нижний, в левый верхний. Дорисовать 2 линии так, чтобы получился законченный рисунок.

– Что получилось? (конверт)

– В каких направлениях проводили линии?

3. Загадки ( при отгадывании загадок, демонстрируются картинки). (компьютер)

Удивительный ребенок: Всех на свете обшивает,

Только вышел из пеленок, Что сошьёт – не надевает.

Может плавать и нырять, (игла)

Как его родная мать.

4. – Назовите первые звуки в этих словах? (и, у)

– Посмотрите в зеркало, и скажите в каком положении находятся губы при произнесении звука «И», «У». (при произнесении звука «И» губы находятся в улыбке, при произнесении звука «У» – губы вытянуты вперед).

Дайте характеристику звуку «И». (Звук «И» – гласный, звонкий).

Дайте характеристику звуку «У». (Звук «У» – гласный, звонкий).

– Чем похожи и чем отличаются эти звуки по артикуляции?

Сходство в том, что оба звука гласные.

Различие: при произнесении звука «И» – улыбка, а при – «У» трубочка.

– В написании, чем эти буквы похожи? Какой элемент у них общий?

5. Конструирование букв из элементов: j, i, i, i. (один ребенок выкладывает на фланелеграфе, один – за компьютером, остальные за партой. На компьютере изображены элементы букв в разброс, ребенок движением мышки должен их собрать).

6. Работа с наждачными буквами.

– Возьмите наждачную бумагу. Пальчиком, сначала с открытыми глазами, потом 0 с закрытыми прописываем буквы «и» или «у». Когда будете прописывать, проговаривайте элементы букв. (Пишу букву «И» – два крючка; пишу букву «У» – крючок и большая петля ).

– Прослушайте звуки, слоги, слова, поднимите карточки с буквами «И» или «У», в зависимости, какой звук услышали.

1. п, а, у, и, щ, и, у, в, о, и, и.

2. по, пи, ту, ву, ви, ли, лу, жу, цу, чи.

3. липа – лупа кильки – кульки

тир – тур тип – туп

пить – путь лик – лук

мишка – мушка пила – пуля

Привлекать внимание к изменению слова от замены одного элемента.

– Составьте предложения со словами (выбираются любые), объясните смысл этих слов.

8. Работа с предметными картинками. ( компьютер)

– Я показываю картинку, вы определяете нужный звук «и» или «у» и записываете только букву.

(Картинки: утка, ива, угол, избы, уголь, иней, посуда, старик, капуста, магазин).

9. Графический диктант.

Инструкция. Зашифровать буквами «и» и «у» услышанные слова: кум, мир, рис, звук, спи, стук, клуб, низ, круп, приз, лук.

Проверка, исправление ошибок.

– Кто вспомнит слова, используя запись букв?

10. Физминутка.

(Дети читают стихи и выполняют действия).

Раз, два. Раз, два –

Инструкция. Найдите и исправьте ошибки в записи предложений (предложения на карточках ). (компьютер)

1ая карточка. Я выглянул на улуцу. В килаке жижжит жик.

2ая карточка. Шуроко раскинил свои ветки диб.

3я карточка. На улуце было дишно. Дризья кунились в води.

4ая карточка. Ширик посадул лик и каписту.

5ая. карточка. Прушла суровая зумишка.

Читайте также:
Формирование навыка правильного произношения звука Л

10. Досакжи словечко: (компьютер)

Инструкция. Отгадайте загадки и запишите отгадки 3 столбика. добавить

– Раз в театр на балет папа нам купил … (билет)

– Ловко делает Ахмед из цветов большой … (букет)

– Плавают моржи, ползают … (ужи)

Билет ужи букет.

11. Вставь пропущенные буквы «И», «У». (Карточки)

Занятие по обучению грамоте в старшей группе. «Дифференциация гласных звуков [У]—[А]»

Ольга Маракасова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе. «Дифференциация гласных звуков [У]—[А]»

Занятие по обучению грамоте в старшей группе.

«Дифференциация гласных звуков У—А»

– Учить детей дифференцировать звуки А, У изолированно, в слогах, в словах.

– Закреплять понятия «слово», «гласный звук»; звуко-буквенные связи;

– Развивать фонематические процессы;

– Совершенствовать умение детей определять место звуков А,У в словах (начало слова).

– Развитие графомоторных навыков.

– Воспитывать у детей усидчивость, умение сопереживать.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками А и У в начале слов, схема для характеристики звуков, буквенный конструктор, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буквы А и У, тетради, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Учитель-логопед: Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть!

Разогреем свои ладошки,

поздороваемся друг с другом ладошками.

2. Развитие артикуляционной моторики. (слайд 4)

Артикуляционная гимнастика. «Трубочка», «Улыбочка», «Блинчик», «Наказать не послушный язычок», «Вкусное варенье», «Лошадка».

3. Работа над развитием дыхания и голоса. (слайд 5)

Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука «У».Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А___».Резко развести руки и коротко произнести: «А».Резко развести руки и коротко произнести: «У».Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «У___».

4. Объявление темы занятия.

Учитель-логопед говорит, что на занятиек детям пришли две куклы: Аня и Уля. Ане нравится звук А, а Уле нравится звук У. Они спорят, какой звук лучше? Как вы думаете, почему Ане нравится звук А? (Её имя начинается на звук А.) Почему Уле нравится звук У? (Её имя начинается на звук У.) Давайте расскажем куклам об этих звуках, и они не будут больше спорить.

5. Акустико –артикуляционный образ звуков. (слайд 6) Дети вспоминают характеристики звуков, их символы, чем они похожи, а чем отличаются.

6. Развитие фонематического слуха. (слайд 7)

Игра «Хлопай, топай, не зевай».

Учитель-логопед произносит ряд звуков, слогов, слов. При произношении звука У учителем-логопедом, дети хлопают в ладоши, при звуке А – топают ногами.

Дифференциация звуков А,У:

– в ряду звуков (а, у, и, а, о, и, п, а, а, у, к, у, а.)

– в ряду слогов (ап, уп, ах, ат, ут, ам, ум,ту, ма, ха, пу, та, му)

– в ряду слов (астра, улитка, автомобиль, кот, арбуз, апельсин, уши, кит, Аня, удав)

7. Дифференциация звуков «А», «У». (слайд 8)

На столе картинки со звуками А,У в начале слова. Дети вспоминают, где могут “прятаться” звуки в словах, и вместе с учителем-логопедом выясняют, что в данных словах звуки А,У “спрятались” в начале слова. Учитель – логопед предлагает детям составить предложения с данными словами (У меня абрикос.) и подарить картинки куклам (Ане – картинки на звук А, Уле – картинки на звук У).

8. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. (слайд 9)

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка – кожура.

9. Связь звуков и букв. (слайд 10)

Учитель-логопед предлагает детям вспомнить: какими буквами обозначаются звуки А, У; на что похожи буквы А, У; стихотворения о буквах.

Читайте также:
Логопедическое сопровождение детей первого года жизни в условиях дневного стационара неврологического профиля

Дети выкладывают буквы из буквенного конструктора.

10. Графамоторные навыки.

Работа в тетради: обводим букву красным карандашом и разукрашиваем, простым карандашом пишем элементы буквы и саму букву.

11. Итог занятия.

Учитель-логопед спрашивает: О каких звуках говорили на занятии?

Кто приходил на занятие? Какой буквой обозначается звук А? Какой буквой обозначается звук У?

«Путешествие в страну гласных звуков». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Игровое занятие по обучению грамоте на закрепление материала в старшей группе «Подарки для гномов» На занятиях по обучению грамоте мы с ребятами не только уточняем понятия «звук», «буква», но и много играем и конечно путешествуем, выполняя.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе. Задачи: 1. Закрепить знание букв русского алфавита. 2. Развивать фонетическое восприятие.

Итоговое занятие за 1 квартал по обучению грамоте в подготовительной группе Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи (обучение грамоте) за 1 квартал. МБДОУ №34 «Колокольчик”. Воспитатель: Голодова.

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Конспект открытого занятия «Дифференциация А-У»

Шабалина Елена Игорьевна , учитель-логопед
Ленинградская область г. Гатчина

Развивать фонематические процессы , дифференцировать гласные звуки.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Тема: Дифференциация звуков [А], [У] «Фрукты-Овощи»

Цель: Развивать фонематические процессы , дифференцировать гласные звуки.

а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.

б) Развитие просодических компонентов речи.

в) Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

г) Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.

д) Обогащение пассивного словаря.

а) Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.

б) Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.

в) Развитие слухового внимания.

Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность и инициативность, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование и ТСО: предметные картинки; сюжетные картинки; символы звуков; «Звуки леса» ,флипчарт.

Инструкция: Ребята нам с Вами надо отнести бабушке корзинку с пирожками. Вокруг себя прокрутись во внука, внучку превратись. Корзинка есть, а вот пирожков в ней нет. По дороге мы пойдем, пирожки соберем, бабушке отнесем.

Закройте глаза и прислушайтесь. Откройте глаза. Ребята, что вы слышали? Звуки. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес).

Сообщение темы. Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У], учиться их различать.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Посмотрите, как мною здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Хомячок толстячок. Покажите, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки

Язычок в чащобе. Покажите, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Развитие слухового внимания.

А в лесу играет ветер с листвой. И мы с вами поиграем с листочками.

Читайте также:
Коррекционно-развивающее занятие для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН, скачать презентацию на тему Весна

Дыхательная гимнастика. «Подуй на листочек».

Ветер воет: у-у-у… Долго

Очень скучно одному -у-у-у… тихо

Песню я пою -у-у-у… громко

И деревья гну -у-у-у… коротко

А осень листву баюкает: а-а-а-а-а-а-а… (имитация движений)

Какую песенку пел ветер? Внимательные внуки скорее отвечайте.

Произнесите звук [У]. Что стало с вашими губами? Губы вытянулись трубочкой, их форма похожа на маленький круг. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.

Какую песенку пела осень, баюкая листву? Произнесите звук [А]. Что стало с вашим ртом? Рот открылся широко для воздуха. Форма губ похожа на большой круг. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный.

Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А- большой круг , У – маленький круг.)

III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно. Развитие слухового внимания.

Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти».

Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [У], поднимите маленький красный кружочек.

Логопед: Сколько звуков вы слышали ? (ДВА)

Закрепление звука в слогах.

Игра «Запомни – повтори» (с мячом)

Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто позвал?» У водящего повязка на глазах. Дети встают в круг. На кого покажет логопед, поет песенку АУ. Водящий должен отгадать, кто пел песенку.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

Игра «Угадай, сколько звуков?». Дети заблудились в лесу и кричит: «А-а-а-ау-у-у-у!» Сколько звуков они произнесли? Какой первый звук? Второй? Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове. Обозначьте звуки буквами. Прочитайте. Малыш плачет: «У-у-у-уа-а-а-а!» Сколько звуков вы услышали? Какой первый звук? Второй? Выложите их с помощью кружков. Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.

Закрепление звука в словах.

Игра «Посмотри и разложи».

Дети называют картинки на звуки А-У, выставленные на доске. Ребенок называет любую картинку и определяет первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он прикрепляет картинку на доску и возвращается на свое место.(арка, астра, улей, утка, аист, уши, удочка).

Физкультминутка.Дети произносят звук «А» — опускают руки вниз и разводят чуть в стороны. Произносят «У» – руки вперед. Хороводная игра: Мы по кругу пойдем, тихо (громко) «А» («У») произнесем. Чтение рисунка А-А-у-у-у-А-У

Игра «Посмотри и расскажи».

Инструкция: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [А], [У].

Картинки: Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте.

Ребята у нас с вами уже много пирожков, для бабушки, вы большие молодцы.

Смотрите, кто-то овощи и фрукты перепутал, давайте, их разложим.

Игра «Что в саду, что в огороде?». Предложить детям разложить овощи и фрукты в корзину и ящик. -Помидор — овощ. Он растет в огороде, на грядке. Я положу его в ящик. -Груша – фрукт. Она растет в саду, на дереве. Я положу ее в корзину. (Флипчарт)

А вот и домик бабушкин. Бабушка мы тебе пирожки принесли, спасибо, внуки мои золотые, а с чем пироги? Давайте посмотрим. (Игра, фонарик).

Овощи. Слушай сказку, не скучай да ошибки примечай. Любит овощи внучок: грушу, яблоко, лучок, и морковку и лимон,- с овощами дружит он.

– Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]

– Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…

Дифференциация звуков (У) – (А)

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

Читайте также:
Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:

‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

‒ этап дифференциации звуков.

Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его произнесение: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется тёплая струя воздуха, голосовые складки не дрожат. При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу.

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:

  1. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  2. Формирование умения определять наличие звука в слове.
  3. Выделение слов с данными звуками из предложения.
  4. Работа над текстом.

По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.

1. Дифференциация на уровне звуков

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].

2. Дифференциация на уровне слогов

Читайте также:
Постановка и автоматизация твердого звука (Л)

В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:

Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.

‒ «Запомни и повтори»

По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).

Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща) тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.

3. Дифференциация на уровне слов

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.

Логопед предлагает детям добавить слог:

ча или — ща: бороди. пи. све. гу. ку. да. ро. добы..;

чи или — щи: встре. зада. мя. пла. ре. ча..;

чик или — щик: бан. пла. кладов. паль. зай. пон. маль. сигналь…

Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?

Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.

Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).

Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).

‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»

Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.

— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.

Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 8808 раз

Библиографическое описание:

Косткина, М. А. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи / М. А. Косткина, А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12083/ (дата обращения: 18.01.2022).

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:

‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

Читайте также:
Конкурсы для логопедов в 2020 году — Конкурс научных работ в области образования

‒ этап дифференциации звуков.

Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его произнесение: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется тёплая струя воздуха, голосовые складки не дрожат. При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу.

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:

  1. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  2. Формирование умения определять наличие звука в слове.
  3. Выделение слов с данными звуками из предложения.
  4. Работа над текстом.

По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.

1. Дифференциация на уровне звуков

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].

2. Дифференциация на уровне слогов

В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:

Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.

‒ «Запомни и повтори»

По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).

Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща) тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.

Читайте также:
Организованная образовательная деятельность по грамоте

3. Дифференциация на уровне слов

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.

Логопед предлагает детям добавить слог:

ча или — ща: бороди. пи. све. гу. ку. да. ро. добы..;

чи или — щи: встре. зада. мя. пла. ре. ча..;

чик или — щик: бан. пла. кладов. паль. зай. пон. маль. сигналь…

Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?

Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.

Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).

Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).

‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»

Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.

— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.

Страничка учителя-логопеда

“В нашей профессии не избежать трудностей, которые способствуют ещё большему развитию и совершенствованию профессиональных навыков. Каждый ребёнок по своему уникален и нет стандарта с помощью, которого ты можешь работать.
Необходимо подобрать к каждому ребёнку свой индивидуальный ключик. Если ты вложишь максимум усилий, частичку своей души,то только тогда у тебя всё получится. Другой вариант с детьми не проходит.”

Часы работы: понедельник – пятница с 7.30-13.30

Рекомендации учителя-логопеда родителям в период самоизоляции

Уважаемые родители!

В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития. Весь учебный год велась работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики. За учебный год были разучены стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.

В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.

Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Как заниматься с ребенком летом

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

Читайте также:
Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

Надувать воздушные шарики;

Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

Собирать, перебирать ягоды;

Помогать взрослому полоть грядки;

Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

Вышивать (крупным крестиком);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

Жевать боковыми зубами;

Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.

Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка. »);

Переделать известную сказку;

Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

Придумать продолжение сказки;

«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) – помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

«Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

«Доскажи словечко» – взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.

Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход “по делам” или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

– какими словами, красками можно описать время года;

– назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

– расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

– что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;

«Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Читайте также:
Особенности и возможности социальной адаптации детей с синдромом Дауна

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Играйте в слова, где изменяется только один звук : почка – дочка – точка – кочка…

«Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве

Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» – размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из – под стола).

Закрепление произносительных умений и навыков.

Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!

РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Роль семьи в развитии речи ребенка

Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:

  • н а первом году
  • на втором году
  • на третьем году
  • на четвертом году
  • на пятом году
  • на шестом году
  • на седьмом году

Причины речевых нарушений:

Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи

Недостаточная подвижность артикуляторных органов

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи

Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна вашему ребенку?

  • Артикуляционная гимнастика

Автоматизируем поставленные звуки.

Трудный звук, ты наш друг:

Для чего необходимо развить мелкую моторику? Как эти упражнения способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления?

Развитие мелкой моторики

Что такое фонематические слух и для чего нужно его развивать?

Для чего необходимо развить речевое дыхание? Как эти упражнения способствуют развитию речи

  • Развитие речевого дыхания

Профилактика речевых нарушений

  • Первичная профилактика
  • Вторичная профилактика

  • Игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия

Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Екатерина Харламова
Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

«Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения»

1. Нормативные документы (должностные инструкции, положение о логопедическом пункте, инструкции по технике безопасности учителя-логопеда);

2. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем;

3. Расписание занятий учителя-логопеда;

4. Список детей, зачисленных на занятия, утвержденный приказом по детскому саду;

5. Речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий, с планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода;

6. Сетка занятий с детьми на логопункте, утвержденная руководителем;

7. Журнал обследования речи детей (с 3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение;

8. Журнал регистрации всех детей, нуждающихся в логопедической помощи;

9. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;

10. Перспективный план работы на год;

11. Календарный план индивидуальных занятий с детьми;

12. Индивидуальные тетради для занятий с детьми;

13. Журнал регистрации консультаций с родителями;

14. Журнал регистрации консультаций с педагогами;

15. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя;

16. Копии отчетов об эффективности коррекционной работы за учебный год (за последние 3 года);

17. Материалы для работы с воспитателями, специалистами, родителями (консультации семинары, направленные на профилактику речевых расстройств у детей);

18. Паспорт кабинета.

Прикреплённые файлы:
dokumentacija-logopeda_eb310.pptx | 307,99 Кб

Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно.

Документация воспитателя по организации образовательного процесса Документация по организации образовательного процесса • Календарно-тематический план (ежедневный) – планирование осуществляется по образовательным.

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Многолетний опыт работы показывает, что семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны,.

Материал для конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» Материал На районный этап профессионального конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – 2018» Березуцкой Татьяны Викторовны.

Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом С целью обогащения кругозора детей с учетом их возрастных особенностей творческой группой педагогов МБДОУ «Детский сад №8 «Тундровичок».

Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного.

Статья «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Тайм-менеджмент современного руководителя дошкольного образовательного учреждения Работая руководителем детского сада, необходимо быть всегда в форме и начеку. Режим постоянной готовности – основная черта руководителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: