Дифференциация звуков Т-К – конспект занятия по логопедии

Индивидуальное логопедическое занятие. Дифференциация звуков К- Т в словах и фразах
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект содержит материал по работе над звуками К и Т(этап дифференциации)

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_k-t.docx 18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»,

ГО «Поселок «Агинское», Забайкальский край

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: Тема: Дифференциация звуков т-к.

Этап: Дифференциация звуков К- Т в словах и фразах

Цель: формирование умения различать звуки т-к по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

уточнить различие артикуляционного уклада звуков К-Т

учить слышать и различать звуки К-Т в слогах, словах и фразах

способствовать формированию лексико-грамматического строя речи( актуализация словаря по теме осень, детеныши животных. Мн.ч сущ И.п, Р.п)

Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата. (подготовка к постановке шипящих звуков)

Продолжать формировать фонематический слух и восприятие.

Развивать мышление, внимание, память,

Развивать диалогическую и монологическую речь.(ответы на вопросы, составление предложений и текста).

Развивать координацию речи и движений рук.

Формировать положительную мотивацию, желание научиться правильно произносить звук [к] и дифференцировать звуки [к – т].

Воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Формировать умение слушать и выполнять инструкцию педагога

Оборудование: предметные картинки -огурец, помидор, морковь, лист; игрушки- белка, ежик;

1.Орг.момент . Посмотри на картинки. Что ты заметила, какая лишняя? Почему?

Огурец, помидор, морковь, листик. (листик)

Почему? (огурец, помидор, морковь – овощи).

2 . Основная часть . Беседа про осень, белку, ежа.

Посмотри, сколько листьев на полу. Наверное, окно было открыто, и листья залетели в кабинет. Какого они цвета, почему? Разного цвета -разноцветные. Какое время года наступило? Почему осень? (холодно, дует ветер, листья желтеют и опадают…).

На улице листопад. Что такое листопад? (если не сможет- сама поясню)

Кто-то спрятался под листьями.

Загадка: Что же это за зверек?

Ничего он сам не шьет,

А в иголках круглый год! (ежик) Какой он? (маленький, колючий,смешной)

Он пришел с подругой. Кто это?(белка) Какая она? (маленькая, быстрая, шустрая, рыжая)

Где они живут? Какие это животные?

Белка и ежик хотят рассказать тебе о себе. А ты слушай и выполняй гимнастику для язычка.

Рыжий огонек по веткам скок да скок («Качели»)

В дупле белка живет и орешки там грызет («Орешки»)

Ежик в гости зовет («Накажем язычок») Чай с белочкой пьет.(«Чашка»)

Сладкое варенье -просто объеденье. («Вкусное варенье)

Ежик в норку бежит, листьями шуршит- ш-ш-ш-ш…

Где живет белка, ежик? Назови детеныша (бельчонок- бельчата, ежонок -ежата)

3. Характеристика звуков. Белка и ежик спрашивают- одинаковые или разные звуки: К-Т?

Сравнение и характеристика. Т- губы приоткрыты, зубы разомкнуты. Кончик языка упирается в верхние зубки. Язык отскакивает от зубов, воздух выходит сильными толчками. К- язык не виден, кончик опустился и отодвинулся от нижних зубов, язык встал горкой.

Определить по беззвучной артикуляции.

4 . Игры и упражнения .

-«Повтори- не ошибись: КА – КО – КУ – КЫ

ТА – ТО – ТУ – ТЫ КА – ТА КО – ТО

КУ – ТУ ТА – КА ТУ – КУ

ТО – КО – ТО ТЫ – КЫ – ТЫ

-Если услышишь к- покажи картинку-символ горку, т-картинку-символ молоток: кузнечик, коза, колесо, туча, таз, торт, топор. Камень, каша. Косы. Крокодил, лук, билет, точка

Белка просит: «ежик, еж, (двумя ладонями подзывать жестом к себе)

Ты мне платьице сошьешь?» (имитация шитья)

Еж ответил из-под елки: (упр.»Ежик». «елочка»)

«Ниток нет -одни иголки» (вращать указательными пальцами вокруг друг друга, затем выставить вперед. Остальные пальцы сжаты в кулак)

«Ежик»- кулак правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить, остальные пальцы левой руки раздвинуть.

«Елочка»- развернув ладони к себе, переплести пальцы так, чтобы оказались на ладонях.

6. Игра Угадай-ка»

-Угадай. Что за слово? Добавь звук к или т: паке. песо. бегемо. пау. самоле. вени. куби. компо. замо. щено. биле..; носо. флажо…

7. Белка и ежик просят тебя помочь им. Собери белке шишки, ежику -грибы. (на грибах и шишках-слова, содержащие оба звука-Т и К: конфета, кофта, утка, тыква, танк, кот, тачка, точка, куртка, молоток.

8. Работа по картинкам.

– Покажи где мак-мат, кок-кот, кот-ток, ком-том.

Объясняю при необходимости значение.

-Белка и еж хотят , чтобы ты рассказала о себе. Как тебя зовут, сколько лет? В какой садик ходишь? Хорошо, интересно ли в детском саду? Давай расскажем ежику и белке, что дети делают в саду.

Рис. мальчика, который строит дом. Девочка купает куклу в тазу, дети рисуют. Предметные картинки-краски. Карандаши, кисточка.

Придумай имя девочкам. Чтобы был звук к-Катя, Клава. Мальчики-Коля, Костя.

Кто это? Что делает? Что у Коли и т.д

Дети ходят в детский сад. У коли кубики, он строит дом. У Кати кукла, она купает куклу в тазу. У Кости и Клавы-карандаши, краски, кисточки, они рисуют.

5 . Итог. Я слышу поднялся ветер, зашумели листья-Ш-ш-ш-ш… Белке и ежику пора в лес. А мы пойдем в группу. Посмотри, что рисовали дети? Кто это? (ежик, белка). Чего не хватает у ежика, белки?(у белки хвоста, у ежика-колючек). Дорисуешь и раскрасишь в группе.

Давай вспомним, какие звуки мы сегодня повторяли? Одинаковы ли они? Вспомни слова с этими звуками.

В середине занятия физминутка по времени.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях”

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения “Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях”. Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте.

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука “Л”, используя ПК в виде логопедической игры-презентации.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ с ] в словах» в старшей группе

Игра, игровые упражнения, целесообразно включенные в обучение, придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют на решение пост.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р в словах”

Занятие включает в себя презентацию.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука «С» во фразах и связной речи».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука “С” во фразах и связной речи, материал для развития тонкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, слуховой памяти, связной .

индивидуальное логопедическое занятие. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях. «Космическое путешествие».

итоговое индивидуальное занятие.

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Картотека упражнений на дифференциацию звуков К – Т

1. Повторить звуки /К/ – /Т/ парами 10 раз.

2. Рассказать, чем отличаются звуки /К/ – /Т/:

Кончик языка внизу

Кончик языка вверху

Кончик языка лежит у нижних зубов, но не касается их.

Кончик языка толкает верхние зубы (десенки)

3. Повторить слоги по 3 раза.

ку-ту-ту, на мосту

Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

Повторить слова парами по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку:

кучка – тучка

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить слова парами по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

кочка – точка

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить слова по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Отгадка, коготок, танк, тыква, канат, утка, ткань, кот, кто, ток, кант, пакт, факт, акт, контакт, папка, поток, букет, пакет, каток, пикет, компот, табак, тайком, метка, комета, моток, крякает, квакает, клюет,.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить слова по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Копыто, комната, кофта, катание, диктант, нитка, контата, ветка, пинетки, банкетка, компакт, , турок, капитан, копыто, , каток, платок, сеточка, цветок, кнут, куст, ткани, ткач, ткачиха, стычка, капуста, куплет.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить слова по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Нитка, метко, метко, палатка, подкова, акт, укладка, клад, клетка, капает, молоток , кушает, катает, укрывает, скачет, макает, покрывает, накладывает, красит, указывает, скажет, икает, покупает, конфеты.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить словосочетания по 3 раза, к выделенным словосочетаниям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

Куст калины, маленькая палатка, молотый кофе, сладкая конфета, Толин костюм, кулек конфет, вкусный компот, пирог с капустой, лаковые туфли, пустая лейка, хвостатая комета, увесистый кулак, острая коса, мятные капли, дикая утка, тонкая нитка.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить словосочетания по 3 раза, к выделенным словосочетаниям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Байковая кофта, моток ниток, толстый канат, трудный диктант, букет ноготков,крупный кот, шелковый платок, Томина комната, Катина кофта, тонкая ветка, шоколадные конфеты, стакан компота, школьники на катке, покупает тыкву.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить предложения. К выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Коля катает Катю в коляске. Толя выкатывает игрушечный танк. Узкая тропка ведет к калитке. Коля тянет канат. Таня покупает шоколадные конфеты. Кузнец подковывает копыта. Ткач ткет тонкую ткань. У Наты конфеты. Таня и Катя идут на каток. Капитан ведет корабль в порт.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить предложения. К выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Толя несет молоток. Костя кушает тыкву. В траве поет кузнечик. В комнате открыли окно. Клава подарила Коле конфеты. Коля споткнулся о корень. Капли воды сверкают на камне. Клава в кухне варит кофе. Толина куртка висит на вешалке.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить предложения. К выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Антон стукнул кулаком по колену. Около скамьи стоит корзина с яблоками. Тоня катала кукольную коляску. Дворник посыпает тропинку песком. В степи ковыль кланяется ветру. Катя перекладывает клубнику в тарелку. Бабушка Таня печет пирог с капустой.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить предложения. К выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Послушай предложения, исправь их. К выделенным предложениям нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Кулек конфет покупает Катю. Такси едет на Оксане. Компот пьет Костю. Молоток несет Тоню. Репка тянет деда. Мятная конфета ест Колю. Вискас ест кота Кузю. Пирог с картошкой разрезает Тому. Птичка поймала кота Тома. Молоко пьет Катиного кота из пластиковой миски.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Стасику купили букварь. Но он читать не умеет. Посмотрел Стасик картинки и бросил букварь.

– Книги – наши друзья. Нельзя их кидать, – сказала Тоня. И она стала учить Стасика читать по букварю.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Юный Том кидает ком,

Метко ком кидает Том.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Коля читал Толе сказки. Там были и драконы, и волшебник, и царевна-лягушка.

– А сейчас драконы и волшебники бывают? – спросил Толя.

– Нет, драконы и волшебники бывают только в сказках, – сказал Коля.

– Драконов, может быть, и нет, – сказал Толя. – А волшебники есть. Они показывают фокусы в цирке.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Коля колет, Варя варит,

Поля полет, Жора жарит,

Лиля лейкой Петя песенки поет.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

После прогулки Толя раскидал свои вещи по всей квартире. А утром он никак не мог найти ни куртку, ни штаны, ни шарфик. Куртку мама нашла в кухне на табуретке, бабушка штаны – у вешалки. Шарфик папа достал со шкафа. Кое-как собрали Толю в детский сад.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Опускается туман На дома и на сады,
На мосты и на кусты, Тут не видно далеко,
Опускается туман Заблудиться так легко

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги – все покрыто снегом. Река покрыта льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Вот на стуле кот сидит,
Вот за бантом он следит.
Когда бантик двинется,
Он на бантик кинется!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Щипал теленок травку возле забора. Подошел к нему петушок и принялся рядышком в траве зернышки искать. Вдруг он увидел капустный листок.

– Ко! – удивился петушок и клюнул его.

Не понравился ему листок. Позвал он теленка:

А теленок не понял, в чем дело, и спрашивает: – Му-у?

– Ко! – говорит петушок и показывает клювом на капустный листок.

– Му-у? – не понимает теленок.

Так и стоят они около капустного листка и разговаривают:

Услышала это коза и как заблеет:

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

И Анюток, и Тамар —
Любит всех кусать КОМАР!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Что ж ты, друг, не слышишь СТУКА?
Без тебя такая СКУКА!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Открывай скорее, друг!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

К Тобику
За косточкой
Шёл Трезорка
С тросточкой!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.
Доктор дал
Креветке
Мятные таблетки!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.
Коротышка под кроватку
Спрятал торт и шоколадку,
И картошку, и котлетку,
И капустку, и конфетку.
Ты постой-ка, коротышка!
Завтрак твой утащит мышка!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.
Налей-ка, кот, для кашалота
Стаканчик сладкого компота!
Ведь сладкоежка-кашалот
Так любит сладкий пить компот!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.
Лом ломает толстый лед,
Лом ломать не устает.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Вот так домик!
Вот так дом!
В доме том одно окно,
В том окне идет кино.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

– Тук! Тук! Тук!
– Это кто тут?
– Это я, коток,
Тонкий коготок.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Всё готово для хоккея:
И коньки и капитаны,
На катке стоят команды,
Ждут свистка, как кот сметаны!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

-Я иду куда?
– Туда.
– Я пойду от кого?
– От того.
– Будет там кто?
– Не будет там никого.
– Не пойду туда,
Буду дома я тогда!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

День и ночь мечтает ТОМ.
Угадайте-ка, о КОМ?

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Смотрит кот из-за КУСТА:
Нет ли вкусного КУСКА.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

На Красном стуле — КОЛЕНЬКА,
На жёлтом стуле — ТОЛЕНЬКА!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

В реке живёт КАРАСИК.
Поймай его, ТАРАСИК.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

К плотнику за СТРУЖКОЙ
Шла Танюшка С КРУЖКОЙ!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

По канату ходит КОТ!
Этот КОТ — не то, что ТОТ!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

Приснилось ночью ТОНЕ:
По полю мчатся КОНИ.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

В тарелку косточку кладу —
Тотошку завтракать веду!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

Хвастал гномик перед ТРОЛЛЕМ:
Я умею плавать КРОЛЕМ!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

У папы плащ из КОЖИ!
У дяди Коли — ТОЖЕ!

Конспект логопедического (группового) занятия: “Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях”

Цель:

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т.

Задачи:

  • учить детей дифференцировать звуки,обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза; закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков). Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д;
  • предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
  • карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

“Лягушка и слоненок”

– Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

– Сколько звуков в этих словах? (6 звуков.)

– Это очень похожие слова уточка-удочка.

– А чем они различаются? (Второй звук т, в слове уточка.)

– В слове удочка второй звук д.

– Какой второй звук в слове уточка? (Звук т.)

– А какой второй звук в слове удочка? (Звук д.)

На доску вывешивается слова, уточка – удочка.

– Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово.

– Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для того, чтобы на письме их не путать.

4. Сравнительная характеристика звуков.

– Дайте характеристику нашим звукам.

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково.)

– Как произносим эти звуки? (Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.)

– Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? (Дрожит.)

– С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.)

– А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит.)

– Значит, звук произносится без голоса.

– Какой вывод можем сделать?

Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, а звук т произносится без голоса, он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы

– Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами.)

– Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы, тэ, дэ.

– Скажите, если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог.)

6. Дифференциация звуков в слогах

– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

– А что образуется из слогов? (Слова.)

– Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

7. Дифференциация звуков в словах

– Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1.)

– Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

– Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.

– Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул.)

– Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Дыня.)

– Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш.)

– Что находится между карандашом и стулом? (Дом.)

– Что находится под тарелкой? (Ведро.)

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения.)

8. Дифференциация звуков в предложении

– Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тема, был, у, дедушки.

– Прочитайте, что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши.

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ.)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки.

– Придумайте продолжение нашему рассказу.

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тема любит отдыхать летом в деревне.

Дедушка подарил Теме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

– Как можно озаглавить наш текст.

9. Итог занятия

– Какие звуки учились различать на занятии? (Т, д.)

– Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.)

– Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Дифференциация звуков д – т.

Цель: учить детей различать звуки д-т изолированно, в слогах, словах.

Задачи:

  • Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звуков д-т с опорой на различные виды контроля.
    Закреплять умение детей составлять полные предложения с предлогом «за».
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.
  • Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове.
    Развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.
  • Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в старшей группе. Дифференциация звуков д – т.»

Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Дифференциация звуков д – т.

Цель: учить детей различать звуки д-т изолированно, в слогах, словах.

Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звуков д-т с опорой на различные виды контроля.
Закреплять умение детей составлять полные предложения с предлогом «за».

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.

Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове.
Развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.

Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.

Оборудование: презентация, бусины, шнурок, предметные картинки со звуками т, д., логодиски, прищепки, формы с крупой.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. К вам сегодня пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им. А теперь все внимание на меня.

Соберемся дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте познакомимся, Я – Оксана Юрьевна, а вас как зовут. Назовите ласково свое имя. Тихонечко присядем, и я вам расскажу, почему пришла именно к вам.

А ведь у меня случилась беда. Я шла к малышам, чтобы почитать им сказку, но в пути обнаружила, что герои поменялись местами, а значит и рассказать ее я не смогу. А мне сказали, что вы умные и хорошие ребята и уже многое знаете. Это так?

Логопед: Тогда я уверена, что вы сможете мне помочь. Отгадайте, какую

сказку я хотела почитать малышам?

Бабка, дед, да с ними внучка,

Мышка, кошка, еще Жучка.

Вместе все ее смогли

Вытянуть из-под земли.

Логопед: Вы поможете мне вернуть героев сказки «Репка» на свои места?

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Чтобы поскорее вернуться на место и вытянуть репку наши герои должны быть трудолюбивыми и дружными.
– С какого звука начинается слово дружные?
Дети: со звука д.
Логопед: С какого звука начинается слово трудолюбивые?
Дети: со звука т.
Логопед: Играя со звуками Т-Д мы поможем героям сказки вернуться на свои места.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте пройдем и сядем на стульчики, спины подравняли, ноги поставили на пол. Герои очень любят, когда ребята говорят красиво, давайте договоримся с вами отвечать полными предложениями и правильно произносить все звуки. А в этом нам поможет гимнастика для нашего язычка. Повторяйте упражнения, которые услышите в стихотворении.
Вот и сказка началась
Улыбнемся ей сейчас. («Улыбка»)
Впереди забор стоит
Очень крепкий он на вид. («Заборчик»)
Вот лопаточка у нас
Вскопаем грядки тот же час. (Лопаточка)
Молоточком тук да тук только слышен тихий звук. («Молоточек»)

4. Работа по теме занятия:

Логопед: Вспомните ребята, кто первый герой в сказке «Репка». Посмотрите на экран, кому будем помогать?
Дети: Будем помогать дедушке.
– Акустическая и артикуляционная характеристика звуков:
Логопед: Чтобы дедушка вернулся на место нужно рассказать все, что вы знаете о звуках т-д.
Давайте вместе произнесем звук Т. На что он похож?.

Дети (произносят звук т): Он похож на стук молотка.
Логопед: Произнесите еще раз его. Где находится язычок?
Дети: Он стучит по верхним зубам.
Логопед: Произнесем вместе звук Д. На что похож этот звук?
Дети: Он похож на то, как стучит дятел своим клювом.

Логопед: Обратите внимание на экран, дедушка немного прошел и остановился, наверное, мы не все рассказали об этих звуках. Скажите, какие звуки бывают?
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Логопед: Дайте характеристику звука Т по этой схеме.
Дети: звук т – согласный, глухой, твердый.
Логопед: а теперь дадим характеристику звука Д.
Дети: звук Д – согласный, звонкий, твердый.

Логопед: Эти звуки согласные и твердые – и этим они похожи, а чем они отличаются друг от друга?
Дети: звук д – звонкий, а звук т-глухой.
Логопед: Давайте посмотрим, какое же следующее испытание нам предстоит пройти. Поможем дедушке произнести дорожку из звуков. когда увидим молоточек, произносим звук т и тихо ударяем кулачками, когда увидим дятла – произносим звук д и ударяем ладонями по коленкам. Внимание на экран. А теперь повторим дорожку быстрее.

– Развитие фонематического слуха:

Логопед: А еще дедушка очень любит игру «Поймай звук». А вы хотите в неё поиграть?
Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук д, топните 1 раз .когда услышите звук т.
А-у-д-и-т-п-н-т-т-д-в-д.
Молодцы, вы были очень внимательными. Посмотрим на экран, помогли ли мы дедушке встать на свое место? За что взялся дедушка?
Дети: Дедушка взялся за репку. Отлично продолжаем дальше.
Логопед: Кому будем помогать дальше?
Дети: Будем помогать бабушке.

Логопед: Бабушка очень любит сочинять стихи, и она предлагает вам закончить свои чистоговорки одним словом, в котором есть наши звуки.
Ду-ду-ду – к деду я иду
Ды – ды – ды – много здесь воды
Ост – ост – ост – я построю мост.

Дети: (Хоровое и индивидуальное произнесение чистоговорок)
Логопед: Бабушка встанет на свое место, если мы поможем ей построить мост. Встаньте на своих местах, я назову слог, а вы замените в нем звук т на звук д. Произнесите слоги вместе, маршируя на месте.
Та – да
То – до
Ту – ду
Ты – ды
Тэ –дэ.
Логопед: Отлично и с этими испытаниями вы справились. И бабушка очень рада, что вернулась на свое место. За кем стоит бабушка?
Дети: Бабушка стоит за дедушкой.
Логопед: Назовите следующего героя, которому мы поможем.
Дети: Следующий герой внучка.

Логопед: Внучка любит наряжаться, но она рассыпала свои любимые бусы. Поможем собрать их? На экране вы увидите картинку. Назовите ее, определите какой звук есть, и где он находится, и наденьте бусинку на шнурок. Послушайте, как нужно говорить: Это кадушка. В этом слове есть звук Д, он находится в середине слова.
Дети: По очереди отвечают, опираясь на презентацию. И надевают бусинки.
Логопед: Хорошо, и внучка встала на свое место. За кем она стоит?
Дети: Внучка стоит за бабушкой.

Логопед: А следующий герой это собака Жучка ,она очень любит резвиться да и мы с вами отдохнем. Повторяйте за мной движения.
«Физпауза»
Чем топтать без толку грядки,
Становитесь на зарядку.
Занимается рассвет.
На крылечко вышел дед.
Видит репку в огороде.
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки,
Репка выше кепки.
Жучка прыгает, резвится,
Ей без дела не сидится.
Нужно ей на место встать,
Чтобы деду помогать.

Логопед: отлично отдохнули, посмотрите на экран, и ответь полным предложением за кем стоит Жучка.
Дети: Жучка стоит за внучкой.
Логопед: А кто вспомнит следующего героя сказки?
Дети: Следующий герой сказки – кошка.

Логопед: Сейчас мы разделимся на две команды, девочки подойдут к первому столу, а мальчики ко второму.
Посмотрите, перед вами лежат картинки в названии которых есть наши звуки д, т. Каждый из вас возьмет по одной картинке и прицепит ее при помощи прищепки на круг. Но будьте внимательны, девочки выбирают картинки в названии которых есть звук д, а мальчики картинки в названии которых есть звук т. Приступайте, а потом мы проверим, правильно ли вы справились с этим испытанием.

Дети: Каждый ребенок называет ту картинку, которую он прикрепил и сравнивает ее с картинкой на экране.
Логопед: У вас все отлично получается, и вот мы помогли кошке. За кем она встанет?
Дети: Кошка встанет за собакой Жучкой.
Логопед: Ребята, а кто же остался из героев, кому еще не помогли?
Дети: Мы не помогли мышке.
Логопед: А хотите узнать, как зовут мышку, соберите ее имя из звуков, которые я вам назову: т..о..м..а.
Дети: Тома.

Логопед: Пройдите вместе со мной к столу и послушайте, как мы ей можем помочь, ведь она заблудилась и не может найти дорогу.
Дома баба, дома дед
Только Томы дома нет
Где же наша Тома?
Она стоит у дома.

Как вы думаете, какой из этих домов принадлежит нашей Томе? Какой первый звук в ее имени?
Дети: Дом, на котором изображен молоток.
Логопед: Проведите пальчиком дорожку от мышки к ее дому. А теперь двумя пальчиками пройдем по этой дорожке, произнося наши звуки д-т.
Вот и мышка оказалась на своем месте. За кем она встала?
Дети: Она встала за кошкой.

Логопед: Давайте посмотрим на экран, все ли герои вернулись на свои места? А какие звуки помогали нам.
Дети: нам помогали звуки д, т.

Оценивание работы детей на занятии.
Вспомните ребята, в конце сказки герои вытащили репку, и я принесла ее вам, а давайте посмотрим репка то необычная, а с сюрпризом. Герои говорят вам спасибо за то, что вы помогли их вернуть на место и чтобы вы не забывали о нашей встречи, они дарят вам раскраски. А я хочу вам сказать спасибо, ведь теперь я смогу пойти к малышам и прочитать им сказку!

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект занятия “Звуки П, Т, К” (для детей 5-6 лет)

Тема: «Звуки П, Т, К».

Программное содержание:

¾ научить детей различать звуки П – Т – К по акустическим и артикуляционным признакам.

¾ формировать фонематическое восприятие.

¾ упражнять детей в делении слов на слоги;

¾ упражнять в договаривании слов, употреблении предлогов НА и ПОД;

¾ упражнять в выделении звуков из слов;

¾ закреплять умение проводить анализ обратных и прямых слогов.

¾ воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Оборудование: Предметные картинки: туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфеты, венок, мак; тополь, тахта, подоконник.

Наборы для составления схем. 2 панно.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психогимнастика:

Изобразите домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.

Развитие мимических мышц:

Передать эмоции: радость, удивление, восхище­ние и печаль.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка», «Лопатка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр», «Индюк», «Накажем непослушный язычок».

2. Сообщение темы.

Логопед: Мы будем учиться различать сегодня на занятии звуки П, Т, К.

3. Характеристика звуков П, Т, К по артикуляционным и акустическим признакам.

Дети дают характеристику звукам П, Т, К -каждому в отдельности.

Затем говорят, чем они по­хожи(согласные, твердые), чем отличаются.

Отгадывание звуков П, Т, К по артикуляционной позе.

Повторение звуков П, Т, К: произнесение, сопоставление, характеристика.

4. Развитие мелкой моторики.

ГУСЬ.

Где ладошка? Тут?

На ладошке пруд?

Это гусь молодой.

Средний – гуся ощипал.

Этот палец – суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда – в живот! Вот!

5. Развитие фонематического слуха.

Д/игра «Хлопай – топай, не зевай».

На звук П дети хлопают в ладоши, а на звук Т- топают ногами, а на звук К – молчат.

(Поляна, кот, курица, торт, кукла, щенок, телефон, полка, плита, корабль, книга, туфли, куртка и т.д.)

6. Дифференциация звуков в слогах.

Воспроизведение слоговых рядов:

то же с гласнымиО, У, Ы.

Д/игра «Живые звуки» .

(по результатам звукового анализа обратных и прямых слогов)

АТ АП ОК ОТ УП УК КУ ТА ПО

7. Физкультминутка.

(Изображаем утят: шагаем вперевалочку, спотыкаемся, показываем, как им больно. Мама-утка успокаивает утят.)

Уточка с утятами

Вдруг один утеночек

Наступил на палочку.

И горько заплакал.

8. Дифференциация звука в словах.

Из картинок, выставленных на доске, дети отби­рают сначала те, в которых первый звук П, затем – первый звук Т, затем – первый звук К.

Различение звуков П—Т—К в произношении по картинкам (картинки дети уносят на столы).

Д/Игра «Эхо» – припоминание картинок, слов на звуки П, Т, К.

9. Развитие грамматического строя речи.

Д/игра «Назови ласково».

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Д/и «Составь новое слово из двух».

Птица, ферма – птицеферма.

Птица, фабрика – птицефабрика.

Вода, плавать – водоплавающие.

Д/игра «Закончи слово»— договаривание слов звуками П, Т, К.

компо(т) като(к) лиф(т)

тулу(п) вено(к) биле(т)

топо(т) хло(п) кло(п)

мос(т) лис(т) кусо(к)

10. Работа с предложением.

Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам с использовани­ем предлогов НА, ПОД.

На панно у логопеда: У детей на столах:

подоконник туфли, кот, конь, попугай, павлин,

тахта тыква, панамы, батон, книга,

тополь венок, конфеты, мак

а) дети по очереди подбирают к своей картинке подходящую по смыслу картинку на панно;

б) затем выставляют их рядом;

в) составляют предложение с предлогом НА или ПОД;

г) задают вопросы к составленному предложению.

11. Подготовка руки к письму.

Работа в тетрадях.

12. Итог.

Скачать файл: kospekt_zanyatiya.docx 20.13 КБ

Конспект занятия по фонематическому восприятию в старшей логопедической группе
Тема занятия: Звуки [К] – [Кь]

Программное содержание

1 . Познакомить детей со звуками [К]-[Кь].

2. Развивать фонематические представления (определять место звука в слове (начало, середина, конец); дифференцировать звуки [К] – [Кь] на слух и в произношении).

3. Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»

4. Развивать синтаксическую сторону речи (составление предложений).

5. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед.числе, Р.п.; употребление в речи Д.п. существительных).

Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мимической моторики,

речевого слуха, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Предметные картинки с изображением животных (лось, белка, заяц, олень, медведь, ёж, лиса) и их детёнышей.

2. Предметные картинки для определения места звука в слове (сумка, носок, щенок, конфета, капуста, мак, стакан, веник)

3. Символы звуков [ К ]-[ Кь ] .

4. Магнитная доска.

5. Фонограмма записи «Звуки леса»

Раздаточный материал:

1. Схема слова (начало, середина, конец).

2. Флажки (зелёные и синие).

Предварительная работа:

1. Знакомство с лексической темой «Дикие животные».

2. Дыхательные упражнения по методу Стрельниковой.

Ход занятия

Логопед: Ребята, прежде чем начнём занятия давайте вспомним правило.

Наши ушки внимательно слушают,

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

(Дети рассаживаются за столы)

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец!

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

(Дети договаривают слово, педагог выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного)

1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко

Ну, конечно, это… (белка)

2. Шубка – иголки.

Свернётся – он колкий,

Рукой не возьмёшь.

3. Стройный, быстрый.

Пасётся весь день.

Кто же это. (олень)

4. Он всю зиму в шубе спал

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной …(медведь)

5. Замер серый на тропинке.

Уши вытянул вдоль спинки.

Сумку я раскрыл: «Влезай-ка!»

Вмиг в кусты метнулся …(зайка)

6. Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил …(лось)

7. Зверь хитрющий в шубке модной

Рыщет по лесу голодный.

Не найдёт еды в лесу –

Жди в курятнике …(лису)

Логопед: (показывает на животных, на фланелеграфе). Кого вы видите? Как можно их назвать, одним словом?

Дети: Это животные.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто у кого?». Вы должны вспомнить, как называется детёныш у каждого из этих животных. Не забывайте отвечать полным ответом. Например:

У мамы зайчихи – зайчонок.

У мамы медведицы – ….

(Логопед выставляет на фланелеграф изображение детёнышей животных)

Логопед: Какой одинаковый звук вы слышите в конце всех образованных слов?

Дети: Звук К

Логопед: Давайте произнесём этот звук все вместе (потом спрашивает индивидуально несколько ребят)

– что делают губы когда мы произносим этот звук? (В улыбке, свободны)

– что делает кончик языка? (Опущен вниз)

– спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук. А если мы его не можем петь, значит мы называем его…

Дети: согласным звуком.

– а теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук К, что делает горлышко? (Молчит)

– если горлышко молчит, тогда мы называем этот звук -…(глухим)

– а теперь дайте полную характеристику звука К (спрашивает несколько детей)

Дети: Звук К – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком без колокольчика. (Логопед выставляет фишку)

Логопед: Звук К напоминает нам песенку сильного дождя (показывает символ звука). Когда идёт сильный дождь, то капли стучат громко и часто. Давайте изобразим его (дети выполняют хором и индивидуально, логопед хвалит ребят).

Логопед: А сейчас вы закрывайте глазки, приготовьтесь внимательно слушать.

Я буду произносить звуки, слоги, слова, вы должны будите хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук К.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

К, м, п, к, г, а, к, т, в, к, к, ка, мы, па, ку, ха, кы, ка, кот, рука, резина, стук, мак, шум, рука, сон, крот

Логопед (выставляет на наборное полотно картинки просит детей назвать их выделяя голосом звук К)

Сумка, мак, стакан, веник, носок, капуста, конфета, щенок

Логопед: Что общего во всех этих словах?

Дети: Во всех словах есть звук К.

Дидактическая игра «Определи место звука в слове»

Дети определяют место звука в словах, с помощью схемы слова.

Логопед: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Самый внимательный»

Я буду называть слова, когда вы услышите слова, в которых есть звук К – вы должны будите загнуть пальчик. А потом скажите, сколько пальчиков вы загнули, так мы узнаем, кто из вас самый внимательный (логопед произносит слова) Кот, море, рука, мак, дым, бык

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

(Логопед называет слова, дети должны определить лишнее слово)

– корова, клумба, крыса, мак

Дети: лишнее слово мак, потому, что звук К стоит в конце слов

– капуста, кит, комар, каша

Дети: лишнее слово кит, потому, что так стоит звук Кь

Логопед: У согласного, твёрдого, глухого звука К, есть младший братец звук Кь.

– Скажите, чем похожи звуки К и Кь? (Они согласные, твёрдые, глухие)

– Чем отличаются звуки К и Кь? (Звук К твёрдый, а звук Кь мягкий)

– Значит Кь будем обозначать зеленой фишкой без колокольчика (выставляет фишку).

Звук К ь– это звук тихого дождя, капли капают редко. Давайте покажем, как он идёт (дети тихо, медленно произносят звук Кь)

Логопед: Давайте покажем, как дождь начинается, значит, он будет какой? (Тихий, медленный), затем идёт сильный (громкий, частый), помогут вам в этом картинки (работа над темпом и ритмом речи)

Логопед: Сейчас мы с вами будем учиться различать эти звуки. (Работа с флажками)

Дидактическая игра «Дифференциация звуков К-Кь»

Кино, курица, кепка, букет, капуста, лак, кисть, рука, комната, кость, кит

Логопед: Вы замечательно справились с заданием, а сейчас послушайте и отгадайте загадку:

День и ночь по лесу рыщет.

День и ночь добычу ищет

Ходит – бродит он молчком.

Уши серые торчком. (Волк)

Физкульминутка

Логопед: Что значит, рыщет? (Рыскать – торопливо бегать в поисках добычи)

Покажите, как волк бежит по лесу, озирается (озираться – значит бросать взгляд) по сторонам (дети бегут на месте, поворачивая голову вправо – влево)

Логопед: Остановился волк принюхался (дыхательные упражнения по методу Стрельниковой) сглотнул волк слюну

Нет рядом добычи, рассердился волк (мимическое упражнение)

Показал свой свирепый оскал (артикуляционное упражнение «Заборчик») и завыл (артикуляционное упражнение «Трубочка) повторить несколько раз.

И побежал дальше в лес.

На полянке в лесу играли лисёнок, медвежонок, бельчонок, ежонок, оленёнок, лосёнок, зайчонок. Вдруг они услышали волчий вой. Испугались малыши побежали к своим мамам (употребление Дательного падежа существительных)

Лисенок к лисице;

Успокоили мамы своих малышей. Перестали они боятся, ведь рядом с мамой всегда спокойно. Куда побежали малыши.

Дети: К мамам.

Упражнение «Представлялки» .

Наши лесные друзья приглашают вас в гости. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу. К чему можно подойти в лесу? (Звучит фонограмма «Звуки леса») (ответы детей)

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Т: способы, правильная артикуляция, автоматизация и дифференциация

Постановка звука Т требуется, когда ребенку исполнилось 5 лет, но нормальное произношение так и не сформировалось. Логопеды отмечают тенденцию появления ранее не встречавшихся видов дефектного звукопроизношения, в том числе касающегося фонем Т и Д. Родители обязаны контролировать речь ребенка с первых дней обретения им речевых навыков, не смеяться при кажущихся забавными дефектах, а незамедлительно исправлять их у логопеда.

Артикуляция звука Т

Главная причина дефектного произношения Т – недостаточная мышечная сила артикуляционных органов.

Когда проговаривание Т правильное:

  • форма губ изменена так, как положено при произношении идущего за Т слогового гласного звука;
  • края верхних и нижних зубов приближены друг к другу, но не соединены;
  • передняя часть поверхности языка при образовании слогов «то», «та», «ту», «ты» прижимается к зубным альвеолам, формирует преграду, с силой преодолеваемую выдыхаемым воздушным потоком;
  • поднятое и прижатое к задней глоточной стенке мягкое небо становится преградой из ротовой в носовую полость;
  • поток воздуха движется через ротовую полость;
  • голосовые связки расслабленные, не участвуют в формировании звука.

Правильное произношение звука Т

Неправильная артикуляция обычно связана с нарушениями работы речевого аппарата, недостаточной подвижностью нижнего лицевого отдела, патологиями слуха.

Иногда причиной дефекта становится подражание взрослым, которые сами неправильно произносят звук.

Какие ошибки наиболее часто допускают дошкольники, произнося звук Т:

  • заменяют Т, формируемый передней частью языка, на К, образуемый задней частью;
  • смешивают переднеязычный Т с заднеязычным К;
  • смягчают Т, подставляя П либо К;
  • сливают в слове Т и Ц, Т и Ч.

Диагностику и занятия по постановке звука проводит логопед, а задача родителей – в домашних условиях применять рекомендованные специалистом упражнения.

Подготовительный этап

Если языковые и нижние лицевые мышцы недостаточно крепкие для успешной постановки звука, перед началом логопедических занятий ребенок обязательно выполняет укрепляющие и тонизирующие упражнения.

Для подготовки артикуляционной мускулатуры применяют следующие упражнения:

  • На первом этапе логопед учит дошкольника, как изменить форму губ и положение языка, чтобы получился звук Т. Объясняет на примере фраз «Капля капнула» и «Торт стоит», что в образовании Т участвует концевая часть языка, а формировании К – корневая.

  • Чтобы образовался звук Т, выходящий поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдут упражнения «Воздушный шарик», «Снежинки летают», «Мыльные пузыри».

  • Дальше подготовка включает артикуляционную гимнастику: зубы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке (удерживать 7 секунд); быстрые движения языком вправо-влево вдоль верхней губы; язык расслаблен, лежит на нижней губе; язык высунут, стуча по нему верхней губой, необходимо проговаривать «пя-пя-пя».

На каждом занятии по постановке звука следует добавлять артикуляционные упражнения, их можно отыскать в логопедических методичках. Так ребенку будет интереснее заниматься.

Постановка звука Т

Логопеды применяют 3 способа постановки звука Т:

  • подражательный;
  • механический;
  • от других фонем.

В процессе постановки обязательна артикуляционная гимнастика, выполняющая вспомогательную функцию.

Желательно, чтобы дошкольник выполнял гимнастику не только на логопедических сеансах, но и дома, занимаясь с родителями.

Постановка звука Т твердого

Рассмотрим способы получения фонемы:

  1. Подражательный способ подразумевает образование межзубной твердой фонемы в результате плевания. Необходимо сделать достаточно широкую улыбку, обнажив зубы, чуть выставив кончик языка, и сделать плевок. После отработки навыка следует перейти к постановке при сжатых зубах.
  2. Звук [т] можно поставить от [п]. Для этого необходимо проговаривать «па-па-па-па», при этом расслабленный язык должен лежать на нижней губе, а верхняя губа – бить по поверхности языка. Затем следует широко улыбнуться, это приведет к преобразованию слогов в «та-та-та-та».
  3. Чтобы поставить [т] от [с], необходимо в быстром темпе сжимать и разжимать передние зубы, прикусывая ими выставленный язык.
  4. Механический способ подразумевает использование для вспоможения шпателя. Когда ребенок пытается проговорить слог «та», необходимо поднять инструментом верхнюю губу. Язык отреагирует на это действие, прижмется к задней стороне верхнего зубного ряда.

Постановка звука Т от Ть

Возможна постановка и [т’] от [т], и наоборот.

Для формирования мягкой фонемы необходимо:

  • попросить ребенка проговорить «та-та-та»;
  • в процессе проговаривания, используя шпатель, опустить кончик языка, получатся слоги «тя-тя-тя»;
  • звук [т’] можно образовать, щелкая кончиком языка при сомкнутых зубных рядах.

Бывает, что ребенок хорошо произносит [т’], но твердый звук не получается. Отличие [т’] от [т] в том, что при проговаривании второй фонемы кончик языка находится ближе к краю верхнего зубного ряда. Когда ребенок выговаривает [т’], нужно попросить его придвинуть кончик языка ближе к задней стенке верхних зубов.

Постановка звука Т при замене на К

Дошкольника необходимо научить дифференцировать эти фонемы. Можно работать с карточками, изображающими предметы, начинающиеся на Т и К, проговаривать эти слова четко вслух. Попросить ребенка разбить картинки на две группы по наличию изучаемых фонем.

Хороший результат дает упражнение «Поймай слог». Логопед проговаривает несколько слогов, а дошкольник хлопает, когда слышит изучаемый звук. Например:

  • для К – ба-ва-ко-со; мо-но-ка-да; ку-сы-ле-де; жу-мо-ре-ке;
  • для Т – ру-бу-со-то; не-те-до-шо; ту-жу-са-бо; фе-ра-та-ша.

Артикуляционная гимнастика для звука Т

Цель применения гимнастики на занятиях по постановке звуков – укрепление и тонизирование речевой мускулатуры, повышение гибкости языка и челюстного аппарата, улучшение навыка управления речевыми органами.

Применимы следующие упражнения на артикуляцию:

  • «Вкусное варенье». Открыть рот в улыбке. Облизывать верхнюю губу, при этом не поддерживая язык нижней губой. Сделать движения 4-6 раз.

  • «Слон». Зубы сжать, губы соединить и, прикладывая напряжение, выставить трубочкой вперед. Держать в таком положении, считая до 5-ти.

  • «Почистим зубки». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать вправо-влево по задней стороне сначала нижнего зубного ряда (7-8 раз), затем верхнего ряда, продолжая держать рот открытым.

  • «Едем на лошадке». Рот открыть в улыбке. Несжатый язык прижать всей поверхностью к небу, чтобы он как бы присосался. При этом не помогать языку нижней челюстью. Затем отнять с прищелкиванием.

  • «Индюк». Приоткрыв рот, приложить несжатый язык к верхней губе и, не отрывая его, двигать вперед-назад. Постепенно ускоряться, затем добавить проговаривание «бл-бл-бл-бл».

  • «Часики». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать из правого уголка губ в левый, и обратно (5-10 раз), удерживая нижнюю челюсть неподвижной.

Автоматизация звука Т

Когда постановка завершена, начинается автоматизация и дифференциация звука Т. Работа заключается в формировании у дошкольника навыка определения на слух и четкого произношения слогов, слов и словосочетаний, содержащих фонему.

Логопедическая задача – добиться, чтобы ребенок свободно выговаривал Т в повседневной речи.

На этапе автоматизации нельзя забывать об артикуляционной гимнастике.

В слогах

Логопеды работают над автоматизацией звуков по принципу от простого к сложному, то есть сначала идет проработка в слогах и словах, затем в предложениях.

Первый этап работы – повторение и чередование слогов: «та», «ту», «то», «ты». И обратных: «ат», «ут», «ыт», «от». Например: «та-та-та», «от-от-от», «та-то-ты», «ат-ут-ыт».

В словах

Работа по автоматизации звука Т в словах проводится в 3 этапа.

Сначала идет отработка слов, в которых фонема формирует первый слог:

  • точка, тучка, тачка;
  • Таня, Тоня, Тома;
  • ток, тик, так;
  • тянуть, топать, таять;
  • таз, туз, там, том;
  • торт, такси, треск.

Далее отрабатываются слова, в которых Т образует средний слог:

  • сто, кто, это;
  • лето, нота, сито;
  • аптека, сметана, гитара;
  • матрас, летчик, цветок;
  • Наташа, Никита, Костя;
  • веточка, косточка, ленточка;
  • шорты, штаны, пальто.

Затем идет отработка слов, где Т стоит в конце:

  • рот, кот, кит;
  • кнут, плут, жгут;
  • молот, топот, рокот;
  • компот, вертолет, квадрат;
  • бежит, свистит, думает;
  • пишет, машет, колышет.

В предложении

Далее следуют занятия по автоматизации звука Т в речи. При произношении предложений ребенок должен четко выговаривать Т. Примеры словосочетаний:

  • Тоня несет букет;
  • Никита ест конфеты;
  • строитель стучит молотком;
  • на столе тарелка;
  • Толик стучит топором;
  • Тома растит тыкву;
  • в аэропорт прилетел самолет;
  • турист едет в такси;
  • Таня носит пальто;
  • Антон идет на каток;
  • Марат пишет за столом;
  • Петя едет на трамвае.

Дифференциация звука Т

Когда ребенок начал свободно выговаривать Т, можно приступать к дифференциации – навыку отличать фонему от схожих. Работа проводится аналогично автоматизации – в 3 этапа: в слогах, в словах, в словосочетаниях.

Наиболее часто дошкольники затрудняются различать близкие по артикуляционным и акустическим свойствам звуки Т, Д, К.

Приведем задания для автоматизации звука Т, Д и К.

Логопед произносит в ряд слоги, а ребенок хлопает, только когда слышит заданный звук Т. Например:

  • Д и Т – «да-та-да-та», «до-то-до-до», «ди-ти-ти-ди», «де-те-де-те»;
  • К и Т – «ка-та-та-ка», «ко-то-то-ко», «ки-ти-ти-ки», «ке-те-ке-ке»;
  • аналогично – «док-ток», «дом-том», «кот-код», «дак-так».

Задание – проговорить парные слова 3 раза, к каждой паре подобрать соответствующие картинки:

  • копать-топать;
  • бот-бок;
  • сода-сота;
  • дом-том;
  • туча-куча;
  • удочка-уточка;
  • плод-плот;
  • кот-код;
  • молот-молод;
  • табак-кабак;
  • точка-дочка.

Словосочетания, включающие фонемы Т, Д, К, для четкого проговаривания:

  • по комнате летает комар;
  • Даша спит в постели;
  • тетя берет помаду;
  • Катя несет торт;
  • Таня и Коля играют в лото;
  • Тоня идет в кофте;
  • на окне стоит кактус;
  • старик несет тыкву;
  • Тома идет по мосту;
  • дед везет на телеге дрова;
  • кот гуляет в саду;
  • капитан ведет корабль;
  • Катя купила вату в аптеке;
  • Таня ставит на стол букет;
  • тетя надела платок;
  • конфеты лежат на тарелке.

Родители должны постоянно заниматься с ребенком. Постановка звуков – процесс продолжительный, требующий терпения, систематических тренировок. Применение артикуляционной гимнастики, логопедических упражнений и игр приблизит итог формирования четкой и грамотной речи у дошкольника.

Читайте также:
Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с ФФНР и ФНР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: