Дифференциация звуков (Ш) – (Ж)

Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]

Ирина Гурова
Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]

Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является обучение дифференциации звуков [ж] и [ш], которые имеют артикуляционно-акустическое сходство. Логопедическая работа по дифференциации глухих и звонких звуков является очень важной, т. к. большинство детей с общим недоразвитием речи имеют нарушение слухового различения фонем. Так, в устной речи этот недостаток ведёт к заменам и смешениям звуков, в письменной может проявиться в смешении соответствующих букв при письме («шук», «ложадь», «мажина»). Поэтому занятия по формированию умений дифференциации звуков занимают значительное место в системе логопедической работы.

Материал предназаначен для использования в подготовительной к школе группе.

• Игра «Телефон» («Не ошибись»)

Дифференциация изучаемых звуков в слогах.

Оборудование: телефон.

Детям предлагается воспроизводить ряды слогов. Варианты могут быть различны в зависимости от речевых возможностей ребёнка:

• «Логопедические распевки»

Дифференциация звуков в произношении.

Дети сначала слушают небольшие распевки (Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб. : КАРО, 2006. – 64 с., разучивают их, затем пропевают. Используются распевки «Жуки», «Мишка», «Жираф».

• Игра «Домики».

Дифференциация звуков на слух в словах, развитие слуховой памяти, количественных представлений.

Оборудование: домики из бумаги синего цвета, один из них – с колокольчиком, стаканчики с фасолью.

Дети слушают слова. Услышав слово со звуком [ж], кладут зёрнышко фасоли в синий домик с колокольчиком, услышав слово со звуком [ш] – в домик без колокольчика: шина, жук, жаба, кошка, мыши, железо, жёлудь, лыжник, машина, дирижабль… После этого подсчитывается количество слов с каждым звуком, припоминаются слова с дифференцируемыми звуками.

• Игра «Дарим игрушки» с тренажёром «Пальчиковый бассейн» (из фасоли).

Развитие фонематических представлений.

Оборудование: «Пальчиковый бассейн» (фасолевый, мелкие игрушки.

Детям предлагается найти в «Пальчиковом бассейне» игрушки, в названии которых встречаются звуки [ш] и [ж], разложить их на две группы (подарить Мишке Шалуну и вороне Жуне).

• Игровое упражнение «Соедини картинки с буквами»

Развитие фонематических представлений.

Оборудование: карточки с заданием, карандаш.

Детям предлагается соединить картинки с соответствующими буквами линиями, лишнюю картинку зачеркнуть.

• Игра «Четвёртый лишний»

Различение звуков в словах, работа над словарём.

Оборудование: предметные картинки. В дальнейшем возможно проведение аналогичной игры и без опоры на картинки (на слух).

Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [ж] и [ш].

– кошка, жираф, журавль, жужелица;

– джинсы, жакет, шапка, жилет;

– пирожное, ежевика, каша, мороженое;

– жеребёнок, мышонок, ежонок, медвежонок.

• Игровое упражнение «Наоборот»

Преобразование сначала слогов, затем слов.

Логопед бросает ребёнку мяч и произносит слог или слово со звуком [ш] ([ж]). Ребёнок возвращает мяч, заменяя [ш] на [ж] или наоборот.

Дифференциация гласных Ж-Ш
методическая разработка по логопедии на тему

Цели: – учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях; – совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов; – развивать зрительное и слуховое внимание.

Скачать:

Вложение Размер
differentsiatsiya_glasnyh_zh-sh.docx 27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация ж — ш в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие и место в этих словах звуков ж, ш. Запишите соответствующие буквы.

а) шум, жук, жаба, жила, шила, шапка, шуба, шаг, жал, шаги, шумел, журчал, шпагат, штанга, шлак, жнейка, шалун, ждал, штаны, жалел

б) кошка, мошка, лужа, лыжи, кожа, межа, мешал, мешок, кожаный, крошка, стрижи, сторожил, пешеход, кружил

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

шар — жар шито — жито жили — шили шарить — жарить

шаль—жаль шить—жить жали—шали крушить—кружить

шила — жила шалить — жалить уши — ужи Луша — лужа

3. Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков ж, ш в названиях картинок.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, этажи, галоши, крыжовник.

4. Прослушайте слова. Определите в них наличие и место звуков ж, ш. Составьте схемы слов. Запишите буквы ж, ш над соответствующим слогом.

школа, лыжник, стужа, крыша, калоша, машина, жираф, рыжие, мешок, воробышек, жеребенок, каждый, важный, пушинка, гребешок

5. Аналогичное задание по картинкам. (Логопед не произносит название картинки, а только ее показывает. Используются картинки предыдущих заданий.)

6. Послушайте слова, запишите слоги с буквой ж или ш.

жало, шило, жили, шили, шали, шарик, жуки, шары, жевать, шагать, живой, Женя, шея, жара, ножи, ноша, хороши, хороша, бужу, ношу, вожу, лыжи, Маша, груши, ландыши, хорошо, машина, мешочек, ежиха, вешали, абажуры, медвежонок, ежевика, мышиная, дюжина, ножики, уважение, мешанина, умножение, движение, желток, журнал, штопка, жатва, штопанье, жабры, школа, штука, жирный, жернова, штучка

7. Прослушайте слова. Назовите слоги с ж, ш. Запишите слоги в две строчки: в одну — с буквой ж, в другую — с буквой ш. (Используются слова предыдущих задании.)

8. Вставьте в слова недостающий слог ша или жа. Запишите эти слова.

ка. Ми. лап. мы. та

9. Вставьте в слова недостающий слог жи или ши. Запишите эти слова.

мы. кры. поло. ма. на

лы. вож. дока. дю. на

но… ска… напи… лу…ца

лу… сло… эта… поло…ла

ма… стри… клави… ма…нист

10. Вставьте в слова недостающий слог жу или шу. Запишите эти слова.

ви. сту. воро. ми. ра

но. гля. поло. на. мел

пи. про. нака. пи. щая

си. ска. напи. вя. щая

ре. спе. дока. . мели

ле. сло… удер. . равли

11. Закончите слово, добавив слог жок или шок. Произнесите слово целиком, запишите.

ме. пу. пры. лу. малы. пиро. утю. вер. творо. лапу. сто. сапо. сне. пету. коре. сти. пасту. кру. фла.

12. Измените слова по образцу: водил — вожу, писал — пишу.

водил—. кружил—. сказал— .

писал— . махал— . спешил— .

носил— . служил— . возил— .

сидел— . положил— . сушил— .

13. Выпишите слова в три столбика: в первый — с буквой ж, во второй — с буквой ш, в третий — с буквами ж, ш.

лежит, пишет, кружит, машет, положишь, жалеешь, жакет, дружно, живешь, калоша, кружева, ужинаешь, катушка, крыжовник, окошко, душ, держишь, режешь, журавль, душно, лошадь, должна, ждешь, лужайка, жуки, лукошко, окошко

14. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните букву ж желтым карандашом, ш — черным.

а) . уба, . ук, . ум, кра. а, . ивой, ви. ня, вра. да, ли. ний, булы. ник, умно. ение, ве. алка, пе. ка, сло. ение, дви. ение, дол. ен, ти. е, бли. е, творо. ники, . ирный, бума. ный, . поры, . палы, кры. овник, эта. ерка

б) . а. ки, мо. е. ь, . ур. ал, . иве. ь, ле. и. ь, . тани. ки, . ари. ь, ма. е. ь, . ме. ь, . ур. ит

15. Измените слово так, чтобы после согласных ж. ш появился гласный. Назовите и подчеркните последний слог. Вспомните правило «Оглушение звонких согласных в конце слова».

Образец: малыш — малы ш и.

багаж—. голыш—. уж—. стриж— .

этаж— . нож— . ковш— . мышь— .

сутаж— . ёж— . морж— . пляж— .

шалаш — . чиж — . мираж — . витраж — .

16. Измените слово так, чтобы после согласных ж, ш появился гласный. Вспомните правило «Оглушение звонких согласных в середине слова». Подчеркните гласную после букв ж, ш.

Образец: кружка — кружечка.

подушка— . матрешка— … ложка—. плошка—.

подружка— . рогожка— … мошка—. стежка—.

лягушка— . старушка— . стружка—. мушка—.

кошка— . стрижка— . крышка—. пышка—.

пробежка— . кружка— . окошко—. катушка—.

17. Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, стоящую после буквы ж или ш, в проверочных словах.

поду. ка, подру. ка, доро. ка, моро. ка, но. ка, луко. ко, ов…ра. ки, ладо. ки, сере. ки, кро. ки, бума. ка, руба. ка, сторо. ка, кры. ка, избу. ка, рома. ка, варе. ка, лепе. ка, сапо. ки, игру. ки, пиро. ки

18. Прослушайте начало стихотворения, ответьте на вопрос: что еще было в кармашке у Жени? Названные слова пишите по слогам. (Логопед требует называть слова с ж или ш. При затруднении детей логопед может предложить картинки.)

Чего только нет у Жени в кармашке?

Винтики, гвоздики, нитки, бумажки.

Приблизительный перечень картинок: желудь, катушка, железка, шпулька, карандаш, ножик, машинка.

19. Ответьте на вопросы одним словом. Ответы запишите. Подчеркните буквы ж, ш. Трудные слова пишите по слогам.

Кто написал «Сказку о золотой рыбке»?

Какая ягода растет на колючих кустах?

Что вешают на елку?

Кто боится кошки?

Кого боится мышка?

Что вяжет кружевница?

Кто квакает в болоте?

20. Отгадайте загадки, запишите отгадки, подчеркните буквы ж, ш. Выпишите из текста загадки слова с буквами ж, ш.

Методические указания. Логопед может написать загадки на доске или на индивидуальных карточках. У каждого учащегося должно быть по две загадки.

Бегут по дорожке

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Под соснами, под елками

Лежит клубок с иголками.

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

А с водой не знается.

Что копали из земли, Держась рукой за тросточку,

Жарили, варили? Тебя давно я жду.

Что в золе мы испекли, Ты съешь меня, а косточку

Ели и хвалили? Зарой в своем саду.

Отгадки: лыжи, ежик, матрешка, плюшевый мишка, кошка, дождь, картошка, вишня.

Методические указания. Логопед предлагает ученикам: а) начертить графическую схему услышанного слова и надписать букву ж или ш над соответствующим слогом; б) писать слова, деля их на слоги; в) писать слова, проговаривая их по слогам.

а) крышка, журавли, игрушки, лужайка, окрошка, железный, жеребенок, шалунишка, пружина, верхушка, хлопушка, кружили, шалили, бежали

б) осторожно, штанишки, горошина, лужайка, рубашка, карандаш, шумный, медвежий, бережно, бережок, горбушка, сторожка, старушка

в) подушка, машина, коршун, ждали, жадный, каждый, шкура, кружка, лапша, стужа, шуршать, жажда, шашки

Методическое указание. Логопед пишет три-четыре слова на доске. Ученики читают эти слова. Слова закрывают. Ученики пишут их по памяти. Затем логопед открывает слова, написанные на доске, и предлагает ученикам проверить выполненную работу.

Приблизительный перечень слов: кружева, багаж, ландыш, уж, этаж, шалаш, камыш, дедушка, пирожки, ложка, бабушка, ромашка, дорожки, рубашки, воробушки.

Запись слов по картинкам

(Логопед показывает картинки, не называя их, ученики записывают их название.)

Перечень картинок: лыжи, лягушка, флажки, шапка, подушка, ежик, шишка, кружок, жеребенок, журавль, жираф, шарф, прожектор.

Дифференциация ж — ш в предложениях

1. Запишите предложения, изменяя слова по образцу.

а) я жду — ты ждешь; я покажу — ты покажешь; я лежу — ты лежишь

я жду—. я покажу—. я режу—. я жарю—.

я жму — . я мажу — . я уважаю — . я лежу — .

я жую — . я жалею — . я держу — . я дежурю — .

б) ты режешь — я режу

ты режешь — . ты жаришь — . ты ужинаешь — .

ты мажешь — . ты лежишь — . ты сидишь — .

ты жалеешь—. ты держишь—. ты глядишь—.

2. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.

3. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся предложения. Подчеркните буквы ж, ш разными карандашами.

б) жнейка шуршат

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите получившиеся предложения.

Мама купила новую . .

Нам . расставаться с летом.

У зайца длинные . .

. совсем не опасны.

. -были старик со старухой у самого синего моря.

К новогоднему балу ребята сами . себе костюмы.

Женя . на уроках.

После дождя большая . .

. надела шерстяную шапку.

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложение. Подчеркнуть буквы ж, ш разными карандашами.

большой мешок жадный медвежонок крошечный мышонок

свежий творожок жёлтый кружок кожаная шапка

шустрый жеребенок живой уголок небольшой снежок

страшное сражение жирное жаркое нужные машины

6. Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках. Подчеркните буквы ж, ш.

Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.

7. Закончите предложения по картинкам. Запишите получившееся четверостишие.

И во ржи — ни души.

Картинки: мыши, ежи, камыши.

8. Спишите пословицы и поговорки, деля слова на слоги. Подчеркните буквы ж, ш..

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Как поживешь, так и прослывешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Лежа хлеба не добудешь.

Раз обожжешься, второй остережешься.

(Логопед объясняет смысл пословиц и поговорок. Затем предлагает ученикам выучить и записать по памяти любую пословицу.)

9. Вставьте в предложения пропущенные слова. Запищите получившиеся предложения целиком.

Весь день лил проливной . . Я на камушке сижу и в руках блокнот . . Я пришью ему новые . , он опять побежит по . . Тише, . кот сидит на нашей . . Эти ребята не ссорятся, они всегда играют . . Октябрята— . ребята.

10. Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами ж или ш. Проверьте согласные ж, ш в середине слова.

В болоте квакала . . Маша и Жанна — хорошие . . Миша пил молоко из . . Бабушка печет вкусные . . Кошка ловит . . Мышка боится . . Суп едят . .У портнихи ровная . . Забавная игрушка — . . Туристы воду носят во . .

Слова для справок: лягушка, подружки, кружки, пирожки, мышку, кошки, ложкой, стежка, матрешка, фляжке.

11. Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш.

Ребяти. ки побе. али к ма. ине. . еня вя. ет деду. ке . акет. Ко. ка ле. ит на ле. анке. В . ивом уголке . ивут мы. и. . ура . ивет около . колы. По. арные поту. или по. ар. Ма. ина бабу. ка . ивет на втором эта. е. Ребяти. ки бе. али по лу. айке.

На теле. ке ле. али ме. ки. Ми. а поло. ил кни. ку в . каф. Бабу. ка набрала луко. ко кры. овника. . еня . ьет Ната. е ме. ок для кало. . . кольники дол. ны . ить дру..но. . анна и Сере. а поло. или е. а в . апку. Да. а уронила фла. ок в лу. у.

12. Вставьте в слова пропущенные буквы ж, ш. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните проверочную гласную.

На столе стоит кру…ка. В глаз попала мо. ка. На теле. ке я во. у траву. Деду. ка . ивет в сторо. ке. Сторо. ка стоит на опу. ке леса. Вот и верба нарядилась в белые сере. ки. Далеко на озере квакает лягу. ка. Петя сделал . есть фла. ков. Метель заметает доро. ки. Сбросили рома. ки белые руба. ки.

13. Составьте из данных слов предложения. Подчеркните в них буквы ж, ш.

Чижик, в, Маша, у, клетка. В, ужи, трава, шуршат. На, выбежали, школьники, дорожка, беговая. Гриша, желтого, жука, нашел, дорожка, на. По, жеребенок, лужайке, бежал, рыженький. Каникулы, школьные, приближаются, уже.

Шарик, уши, вдруг, насторожить. Он, слышать, чужого, шаги. У, Маша, живут, ежи. Намокла, дождя, от, одежда. Мы, и, желуди, нашли, в, положили, мешок. Женя, желтым, раскрашивает, карандаш, кружок.

14. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите свои ответы.

Как называют кошку, лошадь, собаку?

Что кладут в книжный шкаф?

Чем режут бумагу?

У какого животного самая длинная шея?

Какие птицы курлычат?

Как называется верхняя часть одежды у мальчика?

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме “Дифференциация звуков (Ш)–(Ж)”

ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.

  • Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж.

1. Организационный момент и повторение пройденного материала.

Игра “Пятый – лишний” (слова написаны на доске, дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово; 2 варианта ответов):

(З)еркало, обе(з)ьяна, ка(с)ета, га(з)ета, кор(з)ина.

2. Знакомство с новым материалом.

Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]

– А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).

В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.

“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ – ЖЕ!”

Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука – звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!)

Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.

Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!

Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!

Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Звуки [ш) и [ж] и буквы ш и ж.

Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш! А справа на строке рисуем портрет Жука, каким цветом? А лапки у жука – как у буквы ж! Под рисунком пишем характеристики звуков.

Отличия заключаются в красную рамку. Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.

Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.

На доске слоговая таблица

а) Работа со слоговыми таблицами.

Давайте еще раз прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?

Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО – ШЁ; ЖО – ЖЁ

Слоги ШИ – ЖИ пиши с буквой И.

Слоги ШЕ – ЖЕ пиши с буквой Е.

У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша – жа; шо – жо…

А теперь наоборот: жа – ша …

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги в этой таблице слева – направо и справа – налево.

шаш – жаш шва – жва
шош – жош шпо – жбо
шуш – жуш шку – жгу
шиш – жиш шты – жды
шеш – жеш шмэ – жмэ

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

Ша – (жа), шо – …, жу – …, ша, жа – (жа, ша), жи, ши – …, шар – (жар), жить – …, шаль – …, жест – …, шесть – …, шарит – …, машет – …, наживка – …

Дифференциация [ш] – [ж] в словах.

а) Игра “Кто внимательный?”

Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребенок, шимпанзе, шипохвост…

Далее идет слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение.

… ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик, пеструшка желтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошерстая.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка, –
Очень уж душа легка
У него весельчака!

б) Развитие мелкой моторики.

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.

“Заводные машинки”

Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.

в) Глазодвигательные упражнения.

г) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Хлопчатобумажный, слепыш, широкоушка, жонглерша, шантажист, жесткошерстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, тяжеловооруженный.

д) Составить словосочетания и записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.

– Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много

всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.

Е(ж)евичный (ж)еле
Пы(ш)ные гру(ш)
Возду(ш)ные дю(ш)ес
(Ж)елтые пиро(ж)ные
Су(ш)еный д(ж)ем
(Ш)ипучий моро(ж)еное
(Ш)околадное плю(ш)ки
Ви(ш)невое ин(ж)ир

Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях.

Анализ и синтез предложения.

Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по сверточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.

Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, и по памяти записывает в тетрадь.

3. Итог занятия.

  1. Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  2. Чем они похожи и чем отличаются?
  3. В чем особенность этих звуков?

Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах и словосочетаниях

Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах,

словах и словосочетаниях.

Учитель-логопед I категории

ГБОУ РСКШИ 8 вида

Цели: 1. Дифференциация парных согласных Ш-Ж в устной и письменной речи на базе слогов, слов и словосочетаний.

2. Коррекция фонематических процессов восприятия и слуха, обогащение словаря.

3. Активизировать у учащихся наблюдательность, навыки самоконтроля, формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

4. Развитие тонкой и мелкой моторики.

Оборудование: интерактивная, классная и магнитная доски, мел, предметные картинки, мяч, цветные карандаши, тетради, конверты с заданиями, грач.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Я хороший, умный мальчик

Не сижу, сложа и руки

На уроках отвечаю

Ясно, четко и внятно.

– Какое сегодня число?

– Какое время года?

– Внимательно послушайте и скажите, когда это бывает?

В дом свой улей-пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто скажет,

Когда это бывает? (весной)

– Правильно. Прилетели грачи из теплых стран и принесли много писем на зеленных конвертиках.

– А почему, именно, в зеленных конвертиках, ребята?

– Потому, что весна. Весной все зеленеет.

II. Сообщение темы и цели.

1. Выделение звука.

Есть у белки, есть у мишки,

У лисички, у зайчишки.

И в холодный день зимы

В ней гулять выходим мы (шуба).

Не жужжу, когда сижу

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь (жук).

– Назовите первый звук в слове «шуба» (Ш).

– Назовите первый звук в слове «жук» (Ж).

– Какие звуки мы выделили? (Ш-Ж).

– А теперь, догадались, какие звуки и буквы мы будем различать?

2. Сообщение цели.

– Мы будем различать звуки и буквы Ш-Ж в слогах, словах и словосочетаниях.

– Запишем тему занятия. Различение [Ш-Ж].

3. Характеристика звуков.

– Дайте характеристику звука Ш (Ж).

Ш – согласный, глухой, парный, твердый.

Ж – согласный, звонкий, парный, твердый.

– В чем сходство этих звуков.

– Оба они согласные, парные, и всегда твердые.

– Звук [Ш] – глухой, [Ж] – звонкий.

– Проверим: приложим руки к гортани.

4. Соотнесение с буквой.

– Какой буквой обозначается звук [Ш]? (буквой «ша»).

– А какой буквой – [Ж]? (буквой «же»).

5. Различение в слогах.

6. Различение в словах. Игра «Добавь слог» ( с мячом).

– Добавьте тот слог, который вы слышите.

– Запишите эти слова в тетради и подчеркните звуки [Ш-Ж].

– Читай первое слово, где находится звук, который мы различаем? Какую букву подчеркнул? (с остальными словами работать также).

7. Различение в словосочетаниях.

– Теперь посмотрите, какие слова подходят каждому слову.

– Составим словосочетания их данных слов.

– Запишите словосочетания в тетрадь и подчеркните звуки [Ш-Ж].

– Какую букву подчеркнул в слове ежи? (ж).

Буква «Ж» жужжит, как жук.

Встаньте дети, встаньте в круг.

8. Физминутка. Подвижная игра «Веснянка».

Солнышко, солнышко. Идут по кругу, взявшись за руки.

Чтобы не погасло.

Побежал в сад ручей Бегут по кругу друг за другом на носочках.

Прилетели сто грачей. Взмахивают руками.

А сугробы тают, тают. Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся вверх на носочках.

9. Работа по картинке.

– Посмотрите на картинки и назовите их (ежик, мышка, медведь, уж).

– После зимней спячки они просыпаются весной.

– Давайте поиграем в игру «Животные и их детеныши». Исключение «Четвертого лишнего».

У мышки – мышата.

У медведицы – медведи.

– Запишите только название детенышей животных в тетради. Подчеркнем [Ш-Ж].

Ужата, мышата, медвежата, ежата (исключение четвертого лишнего).

10. Различение в скороговорке.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать.

И будем выговаривать.

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Не живут ужи, где живут ежи.

Не шуршат мышки, где живут кошки.

Игра «Прожорливые гусеницы». Найди слова со слогами жи-ши, съеденные гусеницами, закрась их красным карандашом.

11. Итог занятия.

– Какие звуки мы различали на занятии.

Конструирование букв «Ш-Ж» (со спичками или с счетными палочками).

Автоматизация Ш и Ж

После этапа постановки звука переходят к его закреплению в связной речи. Это один из самых сложных этапов, потому что нужно научить ребенка навыкам самоконтроля за речью. Чем дольше закреплялось неправильное произношение, тем сложнее будет сформировать правильный артикуляционный уклад. Автоматизация звуков Ш и Ж и других фонем, имеющих схожие признаки, проводится по отдельности. Это делается для того, чтобы не происходило их смешение.

  • Работа со звуком в слогах
  • Примеры заданий
  • Работа в словах
  • Примеры упражнений
  • Работа с предложениями и текстом
  • Примеры заданий
  • Закрепление в связной речи

К этапу автоматизации стоит переходить только после того, как у ребенка получилось произнести нужный звук правильно изолированно. После постановки произношения переходят к его отработке в слогах. Вся работа по закреплению звука в связной речи основывается на принципе постепенного усложнения речевого материала.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

При автоматизации определенной фонемы, особенно на данном этапе, старайтесь не использовать слова, в которых есть звук со схожими признаками. После того как ребенок правильно произносит Ш и Ж в слогах, речевой материал усложняется и начинается этап закрепления в словах.

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

  • Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний:
    • На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
    • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.

Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом. Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления.

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Закрепление в связной речи

Главная задача логопеда – это закрепить детский навык самоконтроля за речью, то есть произнесение звука без повторов за взрослым и поправок. На этом этапе материал не должен быть насыщен шипящими – его делают максимально приближенным к обычной речи.

Взрослый, читая сказку или рассказ, задает вопросы по прочитанному. Он обращает внимание не только на произносительную сторону речи. Если во время ответа допущена ошибка, логопед говорит об этом, но не поправляет. Ребенок исправляет себя самостоятельно и становится внимательнее к своей речи.

Логопед начинает рассказывать историю и предлагает придумать, что случилось с героями дальше. Лучше использовать наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы не только повысить интерес, но и немного упростить задание.

Эффективное упражнение – самостоятельно составить историю по сюжетной картинке. Чтобы у ребенка не возникало больших затруднений, составляют план или задают наводящие вопросы. Во время этого задания логопед обращает внимание на соблюдение грамматических норм при построении предложений.

Во время подгрупповых и групповых занятий полезно для закрепления звука разыгрывать театрализованные представления или сюжетно-ролевые сценки («В магазине», «Доброе утро» и т. д.); использовать «пальчиковый» театр. На таких занятиях эффективнее всего закреплять правильное произношение в связной речи.

В начале работы по автоматизации звука обязательно просят «пошипеть» или «пожужжать», потому что правильный образ фонемы еще закрепляется в детской речи. Кроме артикуляционной гимнастики, логопед проговаривает, какое положение занимают губы и язык. Этот этап – самый сложный и долгий, специалист должен объяснить родителям важность выполнения всех рекомендаций и контроля за речью ребенка в начале.

Если малыша поправляет только логопед, он не будет произносить правильный звук еще долго (у некоторых это может длиться год и более). Особенно если у него сложное речевое нарушение. Автоматизация звуков Ш, Ж считается пройденной, когда ребенок свободно, без подсказок, употребляет их в словах любой сложности и не смешивает с фонемами, имеющими схожие признаки.

Дифференциация звуков А – У. Буквы А -У.

Содержимое публикации

апиши в клеточку букву, с которой начинается слово.

Тема: Звуки и буквы А – У

Коррекционно-образовательные:

– з акрепить правильное произнесение звуков «А», «У», образ букв А, У.

– формировать понятие «гласный звук».

– формировать навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний «АУ», «УА».

– формировать графические навыки.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую и артикуляторную моторику, речевой выдох, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные:

Воспитывать умение дослушивать инструкцию педагога и ответы товарищей.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, игрушка или изоб­ражение Незнайки, изображение девочек, буквы, кассы букв, тет­ради логопедических заданий, красные ручки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

Угадайте по артикуляции звуки «А», «У».

2.Игра «Где Аня? Где Уля?».

К нам пришли в гости сестренки Аня и Уля. Угадайте, где Аня? Где Уля?

Угадать по артикуляции звука «А» или «У» на картинках имена се­стренок (Аня, Уля).

3.Артикуляционная гимнастика перед зеркалами (см. Прило­жение):

4.Упражнение «Звуки ,,А”, „У”».

Уточнить с детьми артикуляцию звуков, их характеристику.

Предложить ответить на вопросы и выполнить задания:

Как можно произносить звук «А» («У»)? (Долго, коротко, гром­ко, тихо.)

Произнесите звуки по инструкции.

Что можно делать с этими звуками? (Их можно петь.)

Спойте звук «А» («У»),

Какой это звук – «А» («У»)?

Вывод: звуки, которые можно петь, называются гласными.

Дети произносят звук «А» — поднимают руки вверх и разводят чуть . в стороны.

Произносят «У» – руки вперед.

Мы по кругу пойдем, тихо (громко) «А» («У») произнесем.

6.Упражнение «Угадай, сколько звуков?».

Аня заблудилась в лесу и кричит: «А-а-а-ау-у-у-у!»

Сколько звуков она произнесла? Какой первый звук? Второй?

Малыш плачет: «У-у-у-уа-а-а-а!»

Сколько звуков вы услышали? Какой первый звук? Второй?

7.Игра «Составь вместе».

Аня и Уля играют. Сначала Аня произносит «А», а потом Уля произносит «У». Что у них получится вместе? («АУ».) Теперь Уля сначала произносит «У», а потом Аня произносит «А». Что у них по­лучилось вместе? («УА».)

8.Упражнение «Прочитай».

Строчку букв: АаУаУу ааАУ аууу.

Сочетания букв: Ау! Уа!

9.Игра «Поправь Незнайку».

На доске картинки: «Девочка (мальчик), которая(ый) кричит влесу „Ау!”», «Плачущий младенец».

Под картинками карточки: под первой – «Уа!», под второй – «Ау!».

Предложить детям прочитать подписи, которые сделал Незнайка, и исправить его ошибки.

10.Работа с кассой букв.

Предложить детям выложить в кассах Ау, Уа. Прочитать их.

11.Пальчиковая гимнастика для подготовки к письму.

12.Упражнение «Пишем воздушные буквы».

Проверить правильное удержание ручки пальцами и «написать» буквы в воздухе.

13.Работа в тетради логопедических заданий.

Предложить детям обвести красной ручкой первую строчку Ау!, первую строчку Уа.

14. «Четвертый лишний» Найди лишнюю картинку (аист, астры, ангел, утка ). (Удочка, улица, уголь, африка)

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ЧУДЕСА НА РОЖДЕСТВО »

Международный конкурс художественного слова, посвященный женскому дню – 8 Марта «В ЧЕСТЬ ПРЕКРАСНЫХ ДАМ »

Всероссийский творческий конкурс для детей с ОВЗ «МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Логопедическое занятие “Дифференциация звуков [А], [У]”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Логопедическое занятие “Дифференциация звуков [А], [У]”

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.

в) Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

а) Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.

в) Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

г) Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.

д) Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.

е) Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.

ё) Обогащение пассивного словаря.

а) Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.

в) Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.

г) Развитие слухового внимания.

д) Развитие крупной и мелкой моторики.

Оборудование и ТСО:

  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • символы звуков;
  • конверты для игры «Почтальон»;
  • цветные полоски;
  • картиночный план;
  • кассета «Звуки леса»;
  • кассета «Азбука-потешка»;
  • магнитофон.

Лексический материал: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум, Антон, удочка, Аня, улица, уж, асфальт.

I. Организационный момент.

Инструкция: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес). Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.

II. Сообщение темы.

Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково? (Улиточка, помоги пожалуйста.) Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук [У]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.

Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. (Аистёнок помоги нам пожалуйста.) Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»? (Звук [А]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А-воротца большие, У-воротца маленькие.) Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.

III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно.

Развитие слухового внимания.

1. Игра «Какой звук [А]». (С применением мультимедийного проектора)

Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [А] по разному.

Со мною вместе пойте, -А!
Пошире рот откройте, -А!
Споём мы высоко, -А!
Теперь протянем низко, -А!
Как будто далеко, -А…
А теперь близко, -А…
Шепнём слегка, -А…
И крикнем звонко, -А!
Тихонько, -А.
Так громко, -А!
Теперь мы будем знать,
Как «А» может звучать.

2. Игра «Подудим, погудим».

Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [У].

Мы в дудочку дудим, -У…
Как поезд мы гудим, -У!
Вперёд потянем губки, -У.
И выдыхаем в трубку, -У…

3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»

Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [У], поднимите маленький красный кружочек.

Молодцы! Положите кружочки на край стола. Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная полоска).

IV. Дифференциация звуков [А], [У] в слогах.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

1. Игра «Слог поймай и измени, [А] на [У] перемени».

Инструкция: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [А], [У]. Если вы услышите слог со звуком [А], замените его на [У]. Если вы услышите слог со звуком [У], замените его на [А]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА».

Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма.

Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая полоска).

2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

Игра «Потерялись в лесу».

  • Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили? (Звук [А]).Какой звук был после звука [А]? (Звук [У]) Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [А]-(большой красный кружочек), потом звук [У]-(маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.
  • Послушайте, в далеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали? (Звук [У]). Какой звук был после звука [У]? (Звук [А]). Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [У]- (маленький красный кружочек), потом звук [А]- (большой красный кружочек).

Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая полоска).

V. Дифференциация звуков [А],[У] в словах, выделение первого звука.

1. Игра «Посмотри и разложи».

Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [А], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [У], к маленькому красному кружку.

Картинки: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.

Инструкция: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [А]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [У]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная полоска).

Аист, аист длинноногий, – Дети попеременно топают ногами
Покажи скорей дорогу.
Топай правою ногой,
После левою ногой,
Снова правою ногой,
После левою ногой.
И тогда придёшь домой.
Уля, милая улитка, – Дети складывают руки в виде «улитки»,высовывают «рожки»
Дом найти нам помоги-ка.
Высунь рожки покажись.
Помоги, не откажись.

VI. Дифференциация звуков [А],[У] в предложениях.

1. Игра «Исправь ошибку».

Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.

Антон ловит удочку рыбой.
Аня гладит утюг рубашкой.
Аквариум сидит а улитке.
Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
Улица едет по автобусу.
Папа Анатолий отрастил длинные уши.

Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая полоска).

2. Игра «Посмотри и расскажи».

Инструкция: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [А], [У].

Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя полоска).

VIII. Дифференциация звуков [А], [У] в связной речи.

1. Потешка «Аты-баты».

Инструкция: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке? (Звук [А]). Давайте её споём.

Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар.

Инструкция: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [У] вы услышали в этой потешке?

Давайте её споём.
Раз, два, три, четыре,
Утки жили на квартире.
Чай пили, чашки били,
«Ути-ути» говорили.

3. Стихотворение «Апельсин».

Инструкция: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.

Мы дели апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для ужа.
Эта долька для бельчат.
Эта долька для утят.
Долечка для кабана.
А для волка кожура.

Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).

Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая полоска).

Инструкция: Посмотрите внимательно, что у нас получилось? (радуга). Пойдёмте по осеннему лесу собирать листья, искать цвета радуги и они нас приведут к дому.

Красный – Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]

Оранжевый – Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…

Жёлтый – Как плачет маленький ребёнок?– Уа, уа…

Зелёный – Назовите слова со звуком [А].

Голубой – Назовите слова со звуком [У].

Синий – Кто нам помогал найти дорогу домой? – Аист,

Какой первый звук в этом слове? – Улитка

Фиолетовый – Вот наш дом. Давайте громко крикнем Ура!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе “Звук и буква Щ”

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований .

Конспект фронтального логопедического занятия: Звук [Ы]. Буква Ы. в старшей логопедической группе с детьми ОНР

Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы.

Логопедический проект “Звуки, звуки, мы вас знаем”

Развитие фонематического восприятия и элементарных навыков звукового анализа и синтеза у детей средне-старшей логопедической группы с ОНР.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях.

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе “ЗВУКИ «К – Кь». БУКВА «К».”

ЗВУКИ «К – Кь». БУКВА «К». ЦЕЛЬ: Закрепить навыки четкого различения .

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе “ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».

ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».ЦЕЛЬ: Закрепить н.

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе “ЗВУКИ «К – Х.”

ЗВУКИ «К – Х».ЦЕЛЬ: Закрепить навыки различения и произношения этих звуков; развивать фонема.

Читайте также:
Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: