Дифференциация звуков Щ — Ш

Дифференциация звуков Щ — Ш

Отрошко Г.В., tc ” Отрошко Г.В.,” учитель-логопед смешанного детского дома № 1, г. Ярославль

Смешение букв ш и щ в письменных работах детей и при чтении встречается очень часто. Во-первых, его можно отнести к группе фонематических, так как звуки [ш] и [щ] сходны по акустическим признакам, или артикуляторных – артикулемы этих звуков также сходны. Во-вторых, это смешение можно квалифицировать как оптическое, поскольку графемы ш и щ также сходны (как рукописные, так и печатные варианты). В-третьих, такое смешение может рассматриваться как кинетическое.
У детей с задержкой психического развития отмечаются не только несформированность фонематического восприятия, но и дефицитарность зрительного гнозиса, тонких дифференцировок движений руки. Детей затрудняет правильное прочтение слогов ше, ши, шё, которые часто читаются как ще, щи, щё.
Поэтому, работая над дифференциацией букв ш и щ, необходимо учесть все проблемы ребенка и подходить к данной проблеме комплексно.
Комплексная работа по дифференциации смешения ш-щ позволяет получить устойчивые результаты, уменьшить количество ошибок, допускаемых детьми с задержкой психического развития на письме и при чтении. Используемые задания способствуют развитию фонематических процессов, зрительного гнозиса, моторных компонентов.
Задания и упражнения
Уточнение произношения звуков ш и щ
Произношение уточняется сначала по отдельности, затем дифференцированно. Внимание детей обращается на акустические признаки звуков и артикуляционные уклады.
Формирование представления
о фонемах [ш] и [щ]
Дети рассматривают картинки, называют, придумывают слова, предложения и истории из слов с каждым из этих звуков, работают на уровнях фразы и текста. Интересна для детей работа с контурными картинками. Полезны упражнения на раскрашивание, так как они помогают задействовать моторику руки (рис. 1, 2).

  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Раскрасьте только предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [щ].
  • Раскрастье только предметы, в названиях которых есть звук [щ].

Дифференцирование фонем [ш] и [щ]
Дети на уровне изолированного произношения слогов, слов, фраз, текста учатся различать звуки на слух. Проводится работа с контурными картинками (рис. 3, 4).

  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [ш].
  • Соедините картинки с буквой ш (буква пишется вверху картинки).
  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].
  • Соедините картинки с буквой ш и щ.
  • Вырежьте и наклейте картинки с буквами на два подноса (на две полки, в два круга и т.д.). Придумайте предложение, в котором были бы 2-3 названия предметов с картинки и т.п.

Рассматривание букв ш и щ
Дети рассматривают буквы сначала по отдельности, затем дифференцированно. Уточняют поэлементное строение каждой буквы, их сходство и различие. Соотносят букву с образами, рас крашивают их двумя цветами (рис. 5).
Также дети лепят буквы из пластилина, изготавливают из проволоки, соотносят печатную и письменную буквы, ищут букву на ощупь в «Чудесном мешочке», упражняются в поиске букв ш и щ на сюжетной картинке (рис. 6).

  • Найдите буквы и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ифференцированный поиск букв ш и щ

  • Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения.

ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш щ ш ш ш щ ш щ ш ш ш щ щ ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш
ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ ш щ щ
ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ щ щ ш ш ш щ щ щ щ ш ш ш ш ш щ щ щ ш ш ш ш щ

  • Отметьте разными карандашами буквы ш, щ, ч, ц.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц
ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш
ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ
п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у
ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц
ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п
щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш
ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш
ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш
щ ш н п и щ ш щ ш ц ч щ
ц л щ ш и ш л ц л щ и м ц
л ч щ и ы м ц л ч п и ч ш
м л щ п ц ш и ш ц ч и л л
л к ч ц и п ц л м ш ц щ м
и ц м щ л ч щ ш у и щ м л
ц ц ч щ ч ц ч ц щ ц ц у у ч
щ и ч ш ч ц у щ у ч п к м ш
щ ч ц ц ц ч и г ц ш ч ш щ ц
щ ш ч ц п ц и ч ш щ ч ч ц
ч м ц п щ ш ч ш ц ч ц щ ц ч
Дифференцированное написание
букв ш и щ

  • Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).
  • Пропишите ряды букв и найдите закономерности их расположения.
  • Продолжите строчки карандашами соответствующих цветов.
Читайте также:
НОД по теме Автоматизация звука (Л)

ш ш щ щ ш ш щ щ
ш щ щ ш щ щ
ш щ ш ш щ щ
Чтение слогов с буквами ш, щ

  • Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що шу-щу
аш-ащ ош-ощ уш-ущ
ши-щи ше-ще шё-щё
иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ
Чтение и письмо букв ш и щ в словах

  • Прочитайте слова парами, столбиками, столбиками попарно, строчками.
  • Найдите слова в рядах, выделяя буквы ш и щ разными карандашами.

щеткашовхорошопищалкащука
тащитьпушистыйрощицавершинакамышимышка
вещицатощийгущакрушиначерем
шазащитащупальцамешочекпрошит
кашащегол
щегольброшкакартошказащитная
всполошилисьнакрошилщитокхрящ

  • Напишите «буквенные диктанты», вписывая в схемы прочитанных слов буквы ш и щ, с обозначением их позиции по отношению к началу, середине, концу слова.
  • Запишите слова с ш и щ в два столбика.

..ука ..елчок кув..ин
пры..ик бро..ка кро..ит
..орох ..епка ..епотка
пи..ит ка..а пла..
горо..ина гру..у вра..ать
..ёлк за..итник вер..ина
Преобразование слов, выбор части слова из двух предлагаемых

  • Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – …
шляпа – …
шалаш – …
штора – …
шайба – …
карандаш – …
швабра – …
плащ – …
клещ – …

  • В данных словах первую букву замените буквой ш или щ. Какие слова получатся?

тапка – …
чашка – …
тётка – …
майка – …
споры – …
жаль – …
фланг – …
спала – …
детина – …
венок – …
мишка – …
виток – …
мель – …
тик – …
река – …
рука – …

  • Добавьте в слова слоги ше или ще. Напишите слова в два столбика.

Чудови. луч. учили. полотни. ти. голоси. кра. вы. сокрови. хранили.. .

  • Добавьте в слова слоги шик или щик. Напишите слова в два столбика.

Танцов. зимов. каранда. набор. шала. кладов…, чистиль. за-
крой. часов.. .
Работа с предложением

  • Составьте предложения. Запишите их.

ищет, вещи, сыщик, Тощий, наши, пропавшие.
тщательно, Пищу, хорошо, и, пережевывать, надо.
роще, в, Лучший, щавель, нашей.
пищит, Крошечный, ящике, в, щенок, Шарик.

  • Впишите пропущенные слова и слоги ши или щи.

Мы ели … .
Кислые … чудо как хоро.. !
В я..ке пи..т пу..стый щенок.
У на..х за..тников крепкие ..ты и хоро..е мечи.
абота с коротким текстом

  • Распутайте загадки букв ш и щ.

Все словечки поменялись,
Буквы перепутались.
Мы слова с тобой читали,
Ш и щ распутали.
Лес густой за речкой – … (чаша).
Ваза есть в музее – … (чаща).
Услыхали громко – … (шелк)!
Это разорвался… (щелк).
В речке плещется… (Шуренок).
Шуру мать зовет… (щуренок).
Я прощения… (прощу)
И сама тебя… (прошу).

  • Впишите пропущенные слоги ши или щи.
Читайте также:
Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Ти..на! Не Шур..те, мы. Не пле.. те ле.. и ер. Не тре..те в ти..не лесной ча.. стрекотуньи – сороки. Слы.. те, запели в ло..не около ро..цы малы.. – соловушки!

  • Впишите пропущенные буквы ш и щ. Выучите, напишите по памяти.

Мы..онок Пу..ок
Ста..ил поро..ок,
Зубную ..етку,
П..ена ..епотку,
..ей пло..ку,
Ча..ку горо..ку,
Из ..етки ..етинку,
С пла..а пылинку.
Та..ит в ..елку не спе..а
С ми..ки плю..евого ..арф,
Та..ит перы..ко ..егла,
Та..ит ..епку из угла.
Всё накрыл засох..ей коркой –
Обеспеченная норка!

План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ

План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ.

Ошибки употребления звуков и букв Ш, Щ являются проявлением двух видов дисграфии: акустической и оптической. Занятию по дифференциации звуков и букв Ш-Щ предшествуют занятия по уточнению произношения звуков Ш, Щ и закреплению графических образов соответствующих букв (по 1-2 занятия на каждый звук-букву). Работа проводится на основе полисенсорного восприятия: дети воспринимают учебный материал не только посредством зрения и слуха, но также с привлечением кожного анализатора и тактильно-вибрационного чувства.

Тема: «Дифференциация Ш-Щ»

  • Развитие фонематического слуха на восприятие и различение звуков Ш и Щ в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Различение букв Ш-Щ. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • расширить и уточнить лексический запас;
  • закреплять умение составлять словосочетания и предложения.
  • развивать зрительную и слуховую память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • закрепить умение различать звуки ш-щ и буквы Ш, Щ.
  • развивать навыки работы в группе;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу.
  • слоговые таблицы, индивидуальные зеркала, предметные картинки, ситуативные картинки, кассы букв (с красными, синими и зелёными квадратиками), буквы-фигурки, отрезки проволоки, счётные палочки или спички, разноцветные карандаши;
  • таблички со словами «шифровальщики», «спешащий», «шипящий», «дышащая», «шагающая», «шуршащая», «большущий»;
  • раздаточные карточки с текстом «Даша и щенок Шарик».

1. Организационный момент.

– Запомните и повторите слова: шапка, машина, камыш. Что общего у этих слов? (В этих словах есть звук [Ш]).

– Послушайте чистоговорку. Назовите повторяющийся звук. Ща-ща-ща – в реке поймали леща. (Часто повторяется звук Щ).

– Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [Ш]-[Щ] и буквы Ш, Щ.

2. Уточнение и сравнение артикуляции (перед зеркалом).

Логопед поясняет, что наблюдаем за «работой» губ, а «работу» языка увидеть не можем, так как зубы стиснуты при произнесении обоих звуков, но можем почувствовать изменение положения языка. Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука Ш губы округляются и слегка выпячиваются вперед, язык (поднят) в форме чашечки за сомкнутыми зубами. При произнесении звука Щ язык опускается вниз, уголки губ плотно сжимаются.

Упражнение «Узнайте звук».

Логопед беззвучно произносит звуки Ш, Щ, а дети, ориентируясь на положение губ, угадывают произнесённый педагогом звук.

3. Сравнительная характеристика звуков Ш и Щ.

Обязательно обращается внимание детей на то, что звук Ш – всегда твёрдый, в схеме всегда обозначаем синим квадратиком; звук Щ – всегда мягкий, всегда обозначаем его зелёным квадратиком. Оба звука глухие и «протяжные» (произносятся длительно).

4. Сравнение букв Ш и Щ:

а) складывание из спичек;

б) сгибание из проволоки;

в) «написание» в воздухе, друг у друга на спине («Какую букву написали?»);

г) угадывание на ощупь (используются буквы-фигурки).

4. Чтение слоговых таблиц.

Попутно вспоминаем правила: ЧА-ЩА пишем с буквой А; ЧУ-ЩУ пишем с буквой У; ЖИ-ШИ пишем с буквой И. Логопед даёт задания: «Прочитайте слоги с буквой Ш», «Прочитайте слоги с буквой Щ», «Прочитайте слоги парами»:

ША — ЩА АШ — АЩ АША – АША АРЩА — АРША

ШО –ЩО ОШ – ОЩ ОШО – ОЩО АНЩА — АНША

ШУ – ЩУ УШ — УЩ УШУ — УЩУ АЩНА — АШНА

ШЕ – ЩЕ ИШ — ИЩ ЕШЕ — ЕЩЕ

ШЁ (ШО) – ЩЁ ЕШ — ЕЩ ЕШЁ (ЕШО) – ЕЩЁ (слово)

ШИ – ЩИ ИШИ – ИЩИ (слово)

6. Чтение слов.

Логопед поручает детям прочитать слова с буквой Ш, потом – с буквой Щ, затем дети читают слова парами (уточняется значение слов).

Читайте также:
Конспект коррекционного занятия с элементами Су-Джок терапии

7. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов ШУБА, ЩУКА.

Предварительно уточняется значение слов (шуба – зимняя одежда из меха, щука – хищная рыба), даются картинки. Обращается внимание на разницу в схемах. Дается задание придумать предложения с этими словами.

8. «Сортировка».

На доске (или на наборном полотне) картинки и буквы Ш, Щ. Сначала надо назвать картинки со звуком Ш и разместить их под/вокруг буквы Ш, потом дети называют картинки со звуком Щ и прикрепляют картинки под/вокруг буквы Щ). Картинки: щётка, шапка, щит, щепка, шар, щавель, каша, роща, ящерица, камыш, калоши, овощи, клещи, уши, плющ, душ.

9. Физминутка.

Логопед предлагает детям вспомнить движения фонетической ритмики на звуки-буквы Ш и Щ.

Ш – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук совершаем слегка дрожащие движения из стороны в сторону с одновременным небольшим продвижением вверх. Логопед поясняет: «Представьте себе, что мы чистим зеркало газетой. Бумага шуршит: Ш______».

Щ – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук «пишем» элемент буквы Щ – вертикальную линию с петелькой. Логопед: «Представьте себе, что мы клеим обои, разглаживаем «морщинки»: Щ_____».

Проговаривание слогов и коротких слов с сопровождением фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики: ЩА, ША, ОШ, УЩ, ЩИТ, ШУМ.

8. Игровое упражнение «Составь слово».

Первый вариант упражнения. Логопед «пишет» на спине (спина является проекцией листа бумаги) буквы задуманного слова вразброс, а каждый из учащихся угадывает написанную букву и выкладывает на стол букву-фигурку или букву из кассы. Затем из букв дети складывают слово.

Второй вариант упражнения.

Слова: щётка, шарик.

9. «Закончите слово».

К данным слогам добавьте слоги ША или ЩА, назовите получившееся слово:

ПИ… (ЩА) РО… (ЩА) ГУ… (ЩА)

КА… (ША) НО… (ША) МА… (ША)

10. «Шифровальщики». Ш – квадрат, Щ – треугольник.

.ёки, .ипы, .етина, ве.и, ме.ок, ово.и, гало.и, кле.и, ло.адь.

11. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?».

Логопед показывает картинки и задаёт вопросы:

«Этот человек спешит на работу. Какой он? (Спешащий.) Звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся с шипением. Значит, какие они? (Шипящие.) Ткань с переплетением, чтобы кожа «дышала». Ткань какая? (Дышащая). Кукла, которая умеет шагать (ходить). Какая кукла? (Шагающая.). Бумага, которая шуршит. (Шуршащая бумага.) Самый большой … (плод, дом и т.д.) Какой … ? (Большущий.)

12. Предложения для анализа и записи.

Объясняется значение слов, даются картинки.

У малыша пухлые щёки. Папа принёс мешок овощей. Для ремонта машины нужны клещи. Маша пощупала острые шипы. Миша зашёл в воду по щиколотки.

Подчеркните Ш – синим карандашом, а Щ – зелёным карандашом.

13. Вставить пропущенные буквы Ш, Щ.

Прочитайте рассказ, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.

Выпишите слова с Ш, Щ.

Даше подарили .енка. Она назвала его .арик. .арик подрос, и Даша стала его учить. Он тащил за Дашей портфель. Щенок мог вытащить из воды палку. Даша прятала школьные вещи, а он их находил. Однажды Даша потеряла кошелёк. .арик нашёл его и притащил Даше.

Ответьте на вопросы.

а) Как Даша назвала щенка?

б) Что умел делать Шарик?

в) Как Шарик помог Даше?

12. Подведение итога занятия, рефлексия.

– Какие звуки и буквы мы учились различать?

– Чем отличается звук Ш от звука Щ? (Ш – всегда твёрдый, Щ – всегда мягкий).

– Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? (У обеих букв три «зубца» — этим они похожи, но у буквы Щ есть петелька – этим она отличается от буквы Ш).

– Вы сегодня хорошо потрудились — молодцы, возьмите на память наклейки с картинками на Ш, Щ.

  • Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, V и VII видов. Москва, Просвещение, 2010. С. 194-200.
  • Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва, Просвещение, 2005. С. 217-218.

Полезные материалы

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал)

Беляева Е.Н.
учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с №13 Теремок, г.Климовск

Различение звуков [ш-щ] на дошкольном логопункте проводится, как правило, на последнем этапе коррекционной работы. К этому времени дети овладевают навыками звукового анализа, послогового чтения, словообразования, достаточным уровнем развития связной речи. Но тема эта сложна как для дошкольников, так и для младших школьников, поскольку эти звуки//буквы имеют как акустико-артикуляционное, так и графическое сходство.

Читайте также:
Презентация: Автоматизация звука (Ш) в слогах и словах

В свое время, при подготовке к занятиям, я столкнулась с нехваткой речевого материала по этой теме, поэтому пришлось по крупицам собирать или сочинять материал.

Данный речевой материал составлен для старших дошкольников и младших школьников и использовался на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в качестве домашних заданий для детей и родителей.

• обязательно проводится предварительная работа по дифференциации[Ш – Щ] на уровне звука, буквы и слога.

• необходима углубленная словарная работа.

• хороший результат даёт проговаривание слов с одновременным показом символа звука или буквы.

2.Проговаривай: (с показом букв)

3. Сравни смысл слов:

Пиши-пищи, чаша-чаща, плюш-плющ, шёлк-щелк, прощу-прошу, распушу-распущу, замешу-замещу, грущу-грушу.

4. Что сначала? (проговаривать с показом букв)

Тащишь, пишущий, щипаешь, ищешь, блещешь, страшилище, дышащий, шалящий, шкафище, пляшущий, машущий, шипящий, щекочешь, спешащий щупаешь, шелестящий, шьющий, щеголяешь.

(а) Что делаешь? ДАЁШЬ – (какой)ДАЮЩИЙ. Поёшь – поющий,

льёшь, пьёшь, гладишь, моешь, бьёшь, рвёшь, шьёшь, вьёшь, идёшь, обещаешь, врёшь, гнёшь.

Я ищу ландыши.ТЫ (ищешь ландыши). МЫ (ищем ландыши).

ОНИ . (пошёл на площадь, мешаю щи и кашу, вытащил из ящика щипцы, ищу клещи)

6. «Много – один»: шалаши – 1 шалаш, ..

Лещи, мыши, овощи, ковши, туши, клещи, голыши, вещи, хрящи, товарищи, камыши, ерши, хвощи, борщи, помощи, плащи, ландыши.

7. «Увеличь» слова: таракан – ТАРАКАНИЩЕ .

Волк, глаза, жильё, кот, медведь, чудо, страшила, рука, шмель, шляпа, машина, шкаф, дом, ковш, нога, сапог, утюг.

8. Назови профессии:(кто чем занимается?)точит – ТОЧИЛЬЩИК,

Пилит, носит, ныряет, дрессирует, моет, чистит, чинит часы, участвует в гонках,строит из камня, шифрует, делает обувь.

(пильщик, носильщик, ныряльщик, дрессировщик, мойщик, чистильщик, часовщик, гонщик, каменщик, шифровальщик, обувщик)

9. Читай и составляй словосочетания по смыслу: (соедини слова из двух столбцов карандашом)

10. Внимательно! Составь предложения верно:

Лещ и большая щука поймали на крючок Мишу. Мы вытащили клещи гвоздями. Ящик с вещами тащит щенка Черныша. В огороде щавель выращивает бабушку. Кошка страшится пищащих щеглов.

11. Внимательно! Под диктовку выпиши буквы Ш и Щ из предложений:

(а) На площади башня. На щенке ошейник. У Шуры длиннющий плащ. Саша зашёл за товарищем. Дедушка обещал поймать настоящую щуку. Хвощ мешал растущим овощам.

(б) По мощёной площади шли тощие лошади. Старушка тащила большущий ящик с пищащим щенком. В запущенном саду поют щеглы, таращат глаза лягушки.

12. Не спеша, чётко проговаривай:

* Ша-ща-ша – щука очень хороша.

Ще-ше-ще – треснуло удилище.

Щу-шу-щу – щуку я не упущу!

* Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком.

Дошли мы вместе до ворот, но вдруг щенок пошёл вперёд.

Уж – шипящий, лещ – молчащий,

Щегол – поющий, а клещ – грызущий.

Шмели все жужжащие, мышата – пищащие;

Тушканчик – прыгающий и в нору шмыгающий.

Ещё мартышки кричащие, да ребятишки шалящие!!

13. Перескажи рассказ: Хищница.

Кошка сощурила глаза и притворилась спящей. Но она слышала щебет. Это воробьишки клевали крошки. Вот самый младший воробушек сел рядом с кошкой. Хищница схватила и утащила малыша.

14. Опиши, как выглядит и ведёт себя тушканчик. Нарисуй зверька.

В жарких степях и пустынях живут тушканчики. Это небольшие зверьки, своим видом напоминающие зайчонка, мышонка и кенгурёнка. На зайчонка они похожи размером и мордочкой, на мышонка – шёрсткой и длиннющим хвостом. А кенгурёнка они напоминают своими прыгучими лапками.

Хвостище у тушканчика гораздо длиннее туловища. Хвост у него как руль, помогающий быстро поворачивать на скаку. Скачущий тушканчик может обогнать даже машину. Каждый прыжок у него достигает трёх метров!

Иногда хищнику удаётся догнать тушканчика и схватить его за хвост. Но во рту у него остается только кисточка. Тушканчик сбрасывает кожу с конца хвоста и таким образом спасает себе жизнь. Прыгающего тушканчика не догонишь!

Конспект логопедического занятия по теме “«Дифференциация букв Ш – Щ».

Конспект логопедического занятия будет интересен учителя-логопедам, работающим в массовых школах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме “«Дифференциация букв Ш – Щ».»

Тема: «Дифференциация букв Ш – Щ».

Читайте также:
Интегрированная и коррекционная деятельность инструктора по физической культуре с детьми и родителями средней группы

Цель: дифференциация букв Ш – Щ в словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

– закрепить зрительный образ букв Ш – Щ, учить различать на письме;

– учить конструировать буквы Ш, Щ;

– формировать умения дифференцировать звуки Ш – Щ в словах и предложениях;

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственное представление;

– развивать конструктивную деятельность;

– развивать умение составлять предложения;

– развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навык самоконтроля, положительной учебной мотивации;

Оборудование: предметные картинки со звуками Ш, Щ; элементы букв Ш, Щ на каждого ученика; карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Эмоциональный настрой.

Кто хочет разговаривать,

Тот дожжен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно!

-упражнения на дыхание;

2. Сообщение темы.

На столах карточки.

Логопед: Сядет тот, кто найдет правильно написанное слово на карточке. Ответы детей…

Логопед: Какие похожие буквы есть в этих словах?

Ответы детей: Буквы Ш и Щ.

Логопед: значит, о каких буквах и звуках мы сегодня будем говорить?

(после ответа детей педагог на доску выставляются буквы Ш и Щ).

II. Основная часть.

1.Сказка «Буквы – путешественницы».

Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба стех пор стала называться «щука». На берегу в это время стояли две буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в реку и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща…

2. Работа с элементами букв Ш, Щ.

Логопед: Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? Ответы детей…

Логопед: Выложите из элементов буквы, которые пишутся в словах: шина, щит, щука, шум, бабушка.

Дети выкладывают буквы.

3. Дифференциация в словах. Работа в тетрадях.

Логопед: Внимание на доску. На одной строке запишите слова, в которых есть буква Ш, а на следующей строке запишите слова с буквой Щ. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.

Малыш, щетка, шахтер, вещь, плащ, шапка.

4. Зрительная гимнастика.

Вот окошко распахнулось Широко открывают глаза.

Кошка вышла на карниз. Часто моргают глазами.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «мух» от левого

Плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза быстро отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

5. Дифференциация в предложениях. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: Составьте предложения, изменяя слова по смыслу. Получившиеся предложения запишите в тетрадь. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.

Щенок, звать, Шарик.

Кошка, у, красивый, ушки.

Щенок, из, пить, плошки.

6. Динамическая пауза.

Имитация движений в воздухе.

Пальцы сжали в кулачок,

А теперь, давай, дружок,

Разогни два пальца.

И подумай не спеша,

Что за буква? Ясно – «Ш».

7. Дифференциация в тексте. Работа с доской.

Логопед: Читайте по одному предложению, вставляя пропущенные буквы Ш или Щ.

_енка поместили в поме_ении, в передней,между _кафом и боль_им я_иком, положили Ми_ино _ерстяное пальто. Постелька вы_ла теплая.

Логопед: Запишите слова с пропущенными буквами в тетрадь.

8. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: Исправьте допущенные ошибки на карточках. Запишите исправленные слова в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось.

Кощелек, роша, шесть, плаш, плошадь, лощадь.

Читайте также:
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

III. Подведение итогов.

Логопед: О каких буквах мы сегодня говорили?

Расскажите, что у каждого из вас получилось лучше всего, а что еще осталось непонятным, в чем нужна помощь?

Вот разрешением ваших проблем мы и займемся с вами на следующем занятии. А сегодня всем спасибо за работу.

Дифференциация звуков и букв “ш—щ”в слогах, словах

Цели:

Учит различать звуки “ш-щ” в слогах, словах.

Воспитывать орфографическую зоркость.

Развивать внимание, память, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование.

Картинки с изображением тучи, солнышка и его лучей.

Картинки с изображением героев сказок.

Таблицы со словами.

Карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Чтение слоговой таблицы.

а) Слоговая работа.

ша_ща щу-шу ша-ща щу-шу
що_-шо ящ-аш шо-ще ющ-юш
аш-ящ ещ-еш иш-ищ ещ-еш

Какие звуки и какие буквы повторяются в этих слогах? Какие звуки и буквы мы будем сравнивать? Что общего в этих звуках? (Согласные, шипящие).

3. Прочитать слова, четко произнести.

Шар, шуба, щит, щепка, лещ, товарищ, шашки, щука, шел, щи, шкаф, плющ, пища, шило, щека.

Как вы думаете, в чем отличие звуков “ш” “щ”? (“ш” – всегда твердый, “щ” – всегда мягкий).

(Какой бы гласный не стоял за звуком “ш”, он всегда будет твердым. Звук ”щ” всегда мягкий, какой бы гласный за ним не стоял. )

4. Сегодня на занятии мы будем тренироваться в различении звуков “ш”, “щ” и правильном написании букв “ша”, “ща”. А помогут нам герои сказок. Назовите звуки, из которых состоят их имена.

“Не садись на пенек, не ешь пирожок,
Ну-ка вспомни сказку, друг.

Кто умнее был, ответь, в сказке: “Маша и медведь”.

Удивляется народ, едет печка, дым идет.
А Емеля на печи ест большие калачи.
Чай сам наливается по его хотенью.
А сказка называется “По щучьему веленью”.

Дайте кличку попугаю, чтобы был звук “ш”. (Попугай Кеша). Собрались наши герои на поляне. Деревья вокруг, бабочки порхают. Солнышко светит. Вдруг налетела туча, закрыла солнышко. Стало темно. Помогали туче темные силы леса во главе с Кощеем Бессмертным . Мы поможем сказочным героям вернуть солнышко, если будем правильно выполнять задания. Я прошу вас быть внимательными и активными, помогать мне. Ваша помощь -это участие в уроке . А оценивать мне поможет солнышко. Вернее его лучи . Если правильный ответ, солнышко светит ярче, и у него появляется новый лучик. Ответ не правильный солнышко прячется за тучу.

5. Прослушайте слова. Найдите звук “ш”-“щ”. Запишите соответствующую букву.

В середине слова:

решето, морщины, мишень, вещание, горошина, ищейка;

Проверим. Появился первый лучик. Солнышко показалось из-за тучи.

6. Составить и прочитать шесть слов из двух слогов, четыре слова из трех слогов.

ще ши щел лы
шап ка щеп ве
щу на мал ма

Проверяем. щелка, шапка, щука, шина, щелка, щепка, малыши, машина, навещу, вешалка.

Еще один лучик появился у солнышка.

7. Записать слова в два столбика. В первый столбик слова со звуком “ш”, во второй со звуком “щ”:

шило, щель, шары, щетка, шея, плащ шарик, щеки, Маша, товарищ, груша, чаща.

Проверяем. Кто выполнил правильно, прикрепляет луч к солнышку.

8. Нам на помощь пришли волшебные матрешки. На обратной стороне напечатан текст. Ручкой синего цвета вписать пропущенный согласный “ш”, а ручкой зеленого цвета “щ”.

…ирока площадь. Поло. . . у в воде …ерстяное и шелковое платья . Боль…ой кипя…ий котел. Выра…иваю и ку…аю ово…и.

Проверить, присоединить лучик к солнышку.

9. Прочитать слова, написанные на карточках. Найти разницу в произношении, написании и значении этих слов.

чаша чаща
помещать помешать
защита зашито
шелк щелк
прощу прошу
укрощать украшать
пишу пищу

Придумать предложения с этими словами и записать.

Проверить и присоединить лучик к солнышку.

10. Физминутка.

  • Звук “ш” протяжно звучит, (руками раздувать шар.)
  • А “щ” – прерваться спешит (шар лопнул).
  • Звук “ш” можно тянуть (руки тянуть, как гармошку).
  • Звук “щ” спешит улизнуть (руки опустить).

11. Дописать слоги ша-ща.

Дописать слоги шу-щу.

Проверить, присоединить лучик к солнышку.

12. Ответить на вопрос одним словом. Записать.

Где жили первобытные люди? Чем покрыта кожа свиньи? Как по-другому называются огурцы, помидоры, свекла, лук? Кто ведет поезд? Чем покрыто тело кошки, собаки? Как по-другому называются маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? Как называется дорога, по которой едут машины?

Читайте также:
Памятка о звуках для родителей и педагогов

Проверить. Присоединить лучик к солнышку.

Итог занятия.

Посмотрите, как светло стало в классе. Сколько лучей у солнца. Это правильно выполненные задания. Земля освещается солнцем, а человек знаниями. Вспомним, чему учились на уроке? (Различать звуки и буквы “ш”-“щ”).

Какой звук”ш”?

  • Всегда твердый.
  • Какой звук “щ”?
  • Всегда мягкий.

Подберите по одному слову со звуком “ш”. Со звуком “щ”. Придумайте предложение, где бы были звуки “ш”-“щ”.

Щеки красные у Саши, ел он много щей и каши. Назвать слова со звуком “ш”-“щ”.

Дифференциация звуков Ж-Ш для дошкольников. Речевой материал

Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ш-Ж в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ш-Ж. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Пальчиковая игра “Пальчики-колечки”
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Пальцы в колечки будем сгибать,
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
Будут пальцы помогать
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Слова и слоги называть!
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
ША-ЖА-ША
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ШАРИК-ЖАБА-И ЛАПША,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
Жа-ШИ-ЖА,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ЖАР-МАШИНА-И МЕЖА,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
УШИ-ЛЫЖИ-МАЛЫШИ,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
НОЖИК-ШИНА-ЭТАЖИ.
Делаем аналогично с пальцами левой руки.

“Угадай-ка”
Взрослый предлагает ребенку отгадать какой звук слышится в слове – Ж или Ш. Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву – Ж или Ш. Если ребенок еще не знает букв, то их можно заменить на картинки Змейки (Ш) и Жука (Ж).

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

– животное, школа, мороженное, машина, шар, жаба, прибежали, лыжи, швея, бабушка, нашел, желтый, положил, лежал, Шура, журавль, мышка, жирный.

“Закончи слово в предложении”
Необходимо добавить слог ШИ или ЖИ в конце предложения.
В садик ходят малы. (ШИ).
У мамы острые но. (ЖИ).
В лесу бегают е. (ЖИ).
От дождя на дорогах лу. (ЖИ).
У зайца длинные у. (ШИ).
В подвале живут мы. (ШИ).
Мы зимой берем санки и лы. (ЖИ).
У башен красивые кры. (ШИ).

Необходимо добавить слог ШУ или ЖУ в конце предложения.

Я быстро хо. (ЖУ).
Я на дереве си. (ЖУ).
Я свет ту. (ШУ).
Я листики в саду нахо. (ЖУ).
Я письмо пи. (ШУ).
Я птицу на дереве ви. (ЖУ).
Я утром братика бу. (ЖУ).
Я маме рукой ма. (ШУ).

“Отгадай загадки”
Ищет в лесу шишки
Косолапый . (мишка)

Он на дереве сидит,
“Жу-жу-жу” всегда твердит . (жук)

Кошку боится,
В норку стремится
Серенький зверек.
Угадать его ты смог? (мышка)

Бежит колючий клубок,
Колючками на елку он похож.
Ну, конечно, это – . (еж)

Хвост с узорами,
Ноги со шпорами,
Борода и гребешок.
Кто же это? (петушок)

Длинные ноги, длинная шея,
Мы не видали зверя длиннее,
Ходит он, голову сильно задрав,
С длинною шеей пятнистый . (жираф)

Живет на болоте зверушка,
Кругленькое брюшко.
Съест зверушка
И комара, и мушку . (лягушка, жаба)

Пальчиковая игра “День рождения Наташи”
Женя, Жанна, Маша, Даша –
Загибают пальчики на одной руке.
Поздравляли все Наташу.
Женин подарок – большущая книжка,
Загибаем пальчики на другой руке при назывании подарков.
Жаннин подарок – смешная мартышка,
Машин подарок – большой медвежонок,
Дашин подарок – рыжий котенок.
Как же рада наша Наташа
Подаркам Жени, Жанны, Маши и Даши!

Читайте также:
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Пальчиковая игра “”Грибы”
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики “идут” по столу.
Миша гриб нашел.
Имитируем гриб – ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Белый гриб на толстой ножке
Миша положил в лукошко.
Изображаем лукошко полусогнутыми пальчиками ладошки; имитируем как кладем гриб в лукошко.
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики “идут” по столу.
Снова гриб нашел.
Имитируем гриб – ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Красная шляпка в белый горошек,
Делаем хмурое лицо.
Миша раздавит этот гриб ножкой.
Имитирует, как “раздавит” – давим указательным пальчиком по столу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж

1. Повтори изолированные звуки Ш — Ж.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ш — Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: Ш – змея, Ж – жук.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ш – Ж.

ша – жа шо – жо шу – жу ши – жи

жа – ша жо – шо жу – шу жи – ши

3. Повтори слоги, где звуки Ш – Ж находятся между глас-

аша – ажа оша – ожа уша – ужа иша – ижа

ашо — ажо ошо – ожо ушо – ужо ишо – ижо

ашу – ажу ошу – ожу ушу – ужу ишу – ижу

аши – ажи оши – ожи уши – ужи иши – ижи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

шна – жна шно – жно шну – жну шны – жны

шни – жни шне – жне шнё – жнё шня – жня

шма — жма шмо – жмо шму – жму шмы – жмы

шми – жми шме – жме шмё – жнё шмя – жня

шва – жва шво – жво шву – жву швы – жвы

шви – жви шве – жве швё – жвё швя – жвя

5. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в начале слова.

шито – жито шутка – жутко шить – жить

шитьё – житьё шесть – жесть шар – жар

шаль – жаль шалить – жалить шалость – жалость

шесток – жесток шарь – жарь шила – жила

6. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в середине
слова.

уши – ужи машет – мажет тушить – тужить

паши – пажи нашить – нажить вышивать – выживать

каша – кожа крушить – кружить нашивка – наживка

брошу – брожу машешь – мажешь пышный – книжный
сушу – сужу прошил – прожил перешить – пережить

7. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в одном слове.

Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждёшь, живёшь, жуёшь, покажешь, обижаешь, можешь, убежишь, жуж­жишь, ожидаешь, поможешь, нажмёшь, жнёшь, ужина­ешь, поджидаешь; режешь, лижешь, жалишь, журчишь, жалеешь, держишь, дрожишь, уложишь.

8. Повтори словосочетания.

книжный шкаф бабушкин жакет жидкая каша

нижний этаж бумажный мешок кожаный башмак

вышитый манжет важный петушок Женина шапка

кожаные башмаки жадный Гоша Машина пижама

кожаные сапожки ушастый ёжик душистый жасмин

свежая пышка тяжёлый мешок большой жук

дружные ребятишки жёлтый карандаш шёлковая пижама

тяжёлая кадушка прилежная швея железный жбан

9. Повтори пословицы и поговорки.

Лёжа хлеба не добудешь.

Кто ходит больше, тот живёт дольше.

10. Повтори предложения.

Три слова. Даша кушает ежевику. Женя подшивает ман­жеты. На опушке пижма. Маша шьет пижаму. Детё­ныш ежа – ежонок. Даша утюжит капюшон.

Четыре слова. Я хожу по опушке. У Жени мешок пше­на. Бабушка вяжет дедушке жакет. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. За окош­ком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу. Бабушка вышивает нежные сне­жинки.

Пять слов. На ужин каша и ежевика. В книжном шкафу много книг. Миша ждёт Жанну у дома. Кожаный жа­кет вешают в шкаф.

Читайте также:
Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Семь слов. У Маши и Жени книжка о ежах. Маша и Женя живут на шестом этаже.

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков III — Ж

11. Повтори и отгадай загадку. Одежды не шью, а ткань тку. (Паук) 12. Повтори стихи и чистоговорки*.

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ш – Ж. Перескажи рассказы. Диалог – На каком ты живёшь этаже, Маша? – На пятом. – А ты на каком живёшь этаже, Даша? – На девятом. Кошка Маша Кошка Маша тихо идёт к вишне. Она видит на ветке жука. Жук жужжит: «Жу-жу-жу». Жанна шутит: «Маша, тоже умеешь жужжать?» «Мяу!» – важно мяукает кошка.

* Автор всех стихотворений, чистоговорок и рассказов, приведенных в разделах 10-13, – А. Хмелёва.

Кушай жито, петушок! У меня его мешок.

Жу-жи-жи, жу-жи-жи, От ежей «бегут» ужи. Жу-жи-жи, жу-жи-жи, Не догонят их ежи.

Бежит ёжик, бежит ёжик, Мне не видно его ножек. – Ножки, ёжик, покажи! Бежит ёжик в камыши.

Кто шумит в камышах?

Кто шумит в камышах? Не пойму я никак. Может, там шумит мышонок? Может, там шумит ежонок? Нет мышонка в камышах. Нет ежонка в камышах. Кто шумит в камышах? Не пойму я никак.

Под дождём квакушка Моет шею и ушки.

На машинке новой шьём Мышкам мы штанишки. Медвежатам мы нашьём Новые манишки.

У GJK3. GJK3.TQ.J

У мышки – мышата,

У кошки – котята.

Кто шумит? Кто жужжит?

Камыш шумит Шу-шу-шу, А жук жужжит Жу-жу-жу. Камыш шумит, Шумит, шумит, А жук жужжит, Жужжит, жужжит.

Разговор

– Твоя мама ежиха?

– А моя мама мышка.

– Мама ждёт меня на ужин. Побегу, мне ужин нужен.

Кукла Женя

У Жанны бумажная кукла Женя. У Жени бумажная шубка, штанишки и шапка. Жанна надевает на Женю эту одежду. А Мишутке Жанна шьёт одежду на машинке. Ей помогает Mania.

Почему квакушка любит дождь?

Бегут животные от дождя – кто куда. Еж бежит под ши­повник, мышка под вишню, жук под камешек. Одна квакуш­ка под дождём квакает: «ква-ква-ква». Поквакает, поквака-ет, отдохнёт и опять: «ква-ква-ква». Ведь дождь квакушке как душ, вот и напевает она: «ква-ква-ква, да ква-ква-ква».

Повтори скороговорки.

Однажды шёл дождик дважды.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке. (А. Хмелёва)

Кошка жадная тушёнку У жита пташка,

Не даёт коту, котёнку. У жита и мышка.

А. Хмелёва А. Хмелёва

Маша живёт этажом выше, Пообедаешь у бабушки,

Жанна живёт этажом ниже. Побежишь к дедушке
А. Хмелёва И поужинаешь.

Ежедневно Маша Нам готовит кашу

Нам готовит кашу. Ежедневно Маша.

24 Дифференциация звуков

Дифференциация звуков С – Ш 25

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СШ

1. Повтори изолированные звуки.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С — Ш, рекомендуется использовать картинки-символы: С – насос, Ш – змея.

2. Повтори прямые слоги со звуками С – Ш.

са – ша со – шо су – шу сы – ши

ша – са шо – со шу – су ши – сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С – Ш.

аш — ас ош – ос уш – ус иш – ис

еш – ее ёш – ёс юш – юс яш – яс

4. Повтори слоги, где звуки С-Ш находятся между глас­
ными.

аса – аша оса – оша уса – уша ыса – ыша

асо – ашо осо – ошо усо – ушо ысо – ышо

асу – ашу осу – ошу усу – ушу ысу – ышу

асы – аши осы – оши усы – уши ысы – ыши

5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас­
ными С – Ш.

саш – шас сош – шос суш – шус сыш – шис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна – шна сма – шма сва – шва ска – шка

сно – шно смо – шмо сво – шво ско – шко

сну – шну ему – шму сву – шву ску – шку

сны – шны смы – шмы свы – швы скы – шкы

Читайте также:
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст – ашт аск – ашк ост – ошт оск – ошк

уст – ушт уск – ушк ыст – ышт ыск – ышк

ист – ишт иск – ишк ест — ешт еск – ешк

ёст – ёшт ёск – ёшк юст – юшт юск – юшк

8. Повтори слова, где звуки С – Ш находятся в начале слова.

сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
стык – штык сытый – шитый сайка – шайка

суд – шут сов – шов спит – шипит

споры – шпоры стиль – штиль соли – шали

9. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в середине слова.

ириска – Иришка миска – мишка киски – кишки посол – пошел

усы – уши маска – Машка масса – Маша

пески – пешки усат – ушат

басенка – башенка каска – кашка

басня – башня пасу – пашу

носить – нашить миска – мышка

пасли – пошли просить – прошить просо – Проша

10. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в конце слова.

нас – наш кис – кыш мыс – мышь

вас – ваш брось – брошь плюс – плюш

11. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в одном слове.

Сушка, Саша, пушистый, шоссе, машинист, шахматист, пастушка, пастушок, сушу, Сашенька, стишок, сынишка, скошу, душистый, сушёный, шествие, пустышка, смешная, шанс, шест, шествие, шесток, суша, сушить, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешка, спешить, веснушки, Сашка, путе­шествие; солнышко, сошёл, послушный, распушил, шелест,. старушка, расшумелся, сплошной.

пушистая кошка высокая башня сухие штанишки пастушья сумка бабушкин сундук мышиный писк квашеная капуста косолапый мишка острый шип
смешная шутка шахматная доска сытый мишка вишнёвый сок смешная маска пустой мешок сухой капюшон школьная доска смешные потешки

12. Повтори словосочетания.

сосновая шишка сонная кошка Сонина шуба высокий шест Яшины сани душистый куст пышное тесто душистое сено шёлковая косынка

13. Повтори предложения.

Три слова. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шиш­ки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вы­тягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Четыре слова. У Наташи сын Саша. Саша спешит к ба­бушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт анана-

26 Дифференциация звуков

совый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из мис­ки. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косын­ку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Пять слов. Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стае насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под вы­соким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кош­ка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шес­те. Саша спешит к автобусной остановке.

Шесть слов. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба вес­ной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высо­кой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Семь слов. У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: