Дифференциация звуков (Щ) – (С`) в слогах, словах

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах»

Аннотация: Занятие учит детей дифференцировать согласные звуки [Щ] — [С`] в слогах и словах. Расширять словарный запас. Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Данное занятие предназначено для детей с нарушениями речи 2- 3 класса.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах».

Тема: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах».

  • уточнение артикуляции звуков [Щ] — [С`]
  • учить дифференцировать согласные звуки [Щ] — [С`] с опорой на артикуляцию.
  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • развитие речевого дыхания;
  • расширение словарного запаса.
  • воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение помогать друг другу.

Оборудование: зеркала, бумажные листья, предметные картинки, карточки с заданием.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Какое сейчас время года? (осень)

– Ребята, а какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Сейчас какой месяц? (ноябрь)

– Чтобы начать наше занятие, произнесите цепочку слов:

щенок, сетка, щит, щавель, сюрприз, щи, сила.

– Ребята, что вы заметили в эти словах?

– Какие звуки чаще всего встречались в словах?

– Правильно, звуки [Щ] — [С`].

II. Основная часть

Сегодня, мы более подробно узнаем о данных звуках и научимся различать их в слогах и словах.

1.​ Характеристика звуков [Щ] — [С`].

Работа перед зеркалом (у каждого на парте)

– Буква Щ дает нам какой звук? ([Щ])

– Но мы с вами остановимся на звуке [С`]

– При произношении звука [Щ] какое положение принимает язычок? (вверх)

– А при звуке [С`]? (↓- вниз)

– Какое положение принимают губы при звуке [Щ]? ( О – округлые)

– А при звуке [С`]? ( в улыбке)

– Какой звук [Щ] по глухости и звонкости? (глухой)

– А при звуке [С`]? (глухой)

– Ребята, а по мягкости и твердости какой звук [Щ]? ( всегда мягкий)

– А звук [С`]? (мягкий)

2.​ Развитие фонематического слуха

– Я буду произносить цепочку звуков, если вы услышите звук [Щ] — хлопните один раз, а звук [С`]- хлопните два раза.

Щ, С, Ц, К, Ш, Щ, Сь, Зь, Ж, Ч, Сь, Щ и т.д.

– Подними одну руку, если услышите слог со звуком [Щ] и две руки со звуком [С`]

Ща, ша, щи, зи, са, си, се, цо и т.д.

3.​ Дыхательные упражнения

1)​ Вдох через нос, выдох через рот

2)​ «Листопад» глубокий вдох носом, выдох через рот дуем на листок, лежащий на ладони.

4.​ Игра «Найди звуки»

– Я буду показывать вам картинки, а вы должны выбрать, те картинки в которых есть звуки [Щ] — [С`]

– Распределите в два столбика

Щенок Сеть
Щука Сережка
Плащ Месяц
Роща Лось

– Запись в тетрадь

5.​ Физминутка

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Яма! Все перепрыгнули, никто не попал?
Пошли дальше!

Читайте также:
Конспект итогового открытого занятия в логопедической группе: Развитие графических навыков

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Лес! Деревья гнутся, ветки шуршат!
Дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
А тут море! Зашумело море, волны, волны побежали!
Хорошо! Пошли дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Стоп! Потянули ручки вверх!
Хорошо! Дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Встретили солнышко! Машем, машем ручками!

6.​ Работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы Щ-Сь

– Запись в тетрадь

III. Итог занятия

– с какими звуками мы сегодня работали?

– что вам больше всего понравилось на занятии?

Дифференциация звуков СЬ — Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

ся-щу ща-сю ся-щу-си щи-сю-ще

си-ще щи-се ще-сю-ща се-ще-си

се-щи ще-ся се-ща-сю щю-си-ща

Дифференциация звуков СЬ — Щ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками СЬ и Щ в названиях из Приложений 6 и 12, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Бери кар­тинки по одной и клади рядом с символом. Назови звук СЬ или Щ, который спрятала в каждом слове.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в словосочетаниях-скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук СЬ или Щ, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Чистящие средства. Ликующие учащиеся. Вытащить беспомощного. Защищать слабого. Осиновая роща. Мыслящее существо. Летящая сова. Мощная спина. Работающий носильщик. Тощие лосята. Ящик с семенами. Синий плащ. Васины кле­щи. Вырастить щавель. Зеленеющие селенья. Сверкающий светильник. Мощная стена. Ощущение счастья. Смущенный студент. Скулящий щенок. Смелый купаль­щик. Щучья пасть. Лисий хвостище. Осиновая роща. Щеглы на ясене. Повесить вещи.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в одном слове

Четко проговори за взрослым каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Ее ли по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 в быстром темпе.

Восхищение. Красильщик. Настоящий. Носильщик. Освещение. Обществен­ность. Светящийся. Сверкающая. Сгущенный. Сияющий. Скучающий. Смещение, Смеющийся. Спешащий. Стекольщик. Стремящийся. Счастье 1 . Усищи. Учащийся. Хвостище. Чистильщик. Щурился. Щедрость. Щитоносец.

1 Сочетание СЧ произносится как Щ.

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ – Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков СЬ — Щ в предложениях, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними интересные предложения.

Например: Сеня взял одежную щетку и почистил свой плащ.

Сеня — щетка. Осина — щеглы. Осень — овощи. Степан — лещи. Щука — карась. Костер — щепки. Щенок — постель. Краснодеревщик — клещи. Поселок — пло­щадь. Угостить — щи. Ищейка — просека. Щенок — сено.

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Дифференциация звуков СЬ — Щ в рассказах, составленных по предметным картинкам

Представь, что ты попал в сказочное царство Кощея Бессмертного. Мысленно объ­едини объекты, изображенные на рисунке, придумай и расскажи смешные истории о злом, жадном Кощее.

Например: Кощей, гусь, щит, плащ. Как-то раз Кощей Бессмертный со свитой шел мимо своего дворца. Он был в длинном сером плаще, а в руках нес большущий щит. Вдруг позади себя Кощей услышал странное шипение. Испугался Кощей, при­сел и закрылся большущим щитом. Свита Кощея не могла удержаться от смеха, потому что Кощей испугался. гуся.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром тем­пе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки за­учи.

Сима, ищи щавель на щи!

Хищник ищет в сосняке пищу.

Веселый пес щетку принес.

У лисы — сила, у лисищи — силища.

Я лошадку не хлещу, вкусной сайкой угощу.

Не вырастишь овощей — не сваришь щей.

Не накажем мы щенка — несмышленый он пока.

Не было бы счастья, да помогло несчастье 1 .

Семен щепки превращал в прищепки.

Соберу овощей, угощу товарищей.

Щенка в поселке я ищу, его сгущенкой угощу.

Хищная щука по днищу рыщет, себе пищу ищет.

Есть у Сильвии сынок — серый маленький щенок.

Не боюсь дождя вообще, если я хожу в плаще.

Щенок дощатый ящик к себе под кресло тащит.

Из доски достанем с вами гвоздик маленький клещами.

Простынку повесим на леску, и крепко простынку на леске удержит

Боюсь, щенка не дотащу, еще боюсь, что выпущу.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.

Краснощекие щеглы веселы, шустры, милы, щебетать щеглам не лень,

песни слышатся весь день.

Песик Моська всех тощее, тоще тощего Кощея.

ФОРМИРОВАНИЕ

ВТОРИЧНО ПРОИЗВОДНОГО

ЗВУКАЧ

Согласный звук Ч является вторично произ­водным от первично производного звука Щ. Формирование вторично производного звука в речи ребенка требует заметно меньше време­ни и усилий, чем сходных по артикуляции базо­вого (Ш) или первично производного (Щ) звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ч

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ч.

Губы круглые, вытянуты вперед.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая дорожка».

Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро!

Дифференциация звуков (Щ) – (С`) в слогах, словах

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ (С) – Щ

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Спеть песню Щетки: щ-щ-щ-щ-щ……..

Спеть песню маленького Насосика:сь-сь-сь-сь……

3. Повтори прямые слоги со звуками Сь (С) – Щ.

си – щи се – ще сю – щу ся – ща

щи – си ще – се щу – сю ща – ся

Читайте также:
Занятие по логоритмике 'Веселые овощи'

4. Повтори обратные слоги со звуками Сь (С) – Щ.

ась – ащ ось – ощ усь – ущ ись – ищ

есь – ещ ёсь – ёщ юсь – ющ ясь – ящ

ащ – ась ощ – ось ущ – усь ищ – ись

ещ – есь ёщ – ёсь ющ – юсь ящ – ясь

5. Проговаривай слоги и различай:

6. Проговаривай пары слов (определи чья песенка звучит в каждом слове):

Сеня — щетка. Осина — щеглы. Осень — овощи. Степан — лещи. Щенок — постель. Сито— клещи. Поселок — площадь. Угостить — щи. Ищейка — беседка. Щенок — сено.

7. Проговаривай рифмовки:

• Сима, ищи щавель на щи!

• Хищник ищет в сосняке пищу.

• Веселый пес щетку унес.

• Я лошадку не хлещу, вкусной сайкой угощу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ (С) – Щ

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Спеть песню Щетки: щ-щ-щ-щ-щ……..

Спеть песню маленького Насосика:сь-сь-сь-сь……

3. Игра «Наоборот»:

Ся-ся-ся – ща-ща-ща ащ-ащ-ащ – ась-ась-ась

4. Повтори слоги, где звуки Сь-Щ находятся между гласными.

аси – ащи асе – аще асю – ащу ася — аща

оси – ощи осе – още осю – ощу ося – оща

уси – у щи усе – уще усю – ущу уся – уща

ыси – ыщи ысе – ыще ысю – ыщу ыся – ыща

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

мси — мщи мсе — мще мсю — мщу мся — мща

кси – кщи ксе – кще ксю – кщу кся – кща

6. Запомни и повтори цепочку слов:

Хвостище – усище – носище

Усище – носище – хвостище

Носище – хвостище – усище

7. Проговаривай слова:

Восхищение. Настоящий. Носильщик. Освещение. Общественность. Светящийся. Сгущенка. Сияющий. Скучающий. Смещение. Смеющийся. Спешащий. Стекольщик. Счастье. Усищи. Учащийся. Хвостище. Чистильщик. Щитоносец.

8. Проговаривай рифмовки:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ (С) – Щ

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Спеть песню Щетки: щ-щ-щ-щ-щ……..

Спеть песню маленького Насосика:сь-сь-сь-сь……

3. Повтори слоги, где звуки Сь-Щ находятся между гласными.

аси – ащи асе – аще асю – ащу ася — аща

оси – ощи осе – още осю – ощу ося – оща

уси – у щи усе – уще усю – ущу уся – уща

ыси – ыщи ысе – ыще ысю – ыщу ыся – ыща

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

мси — мщи мсе — мще мсю — мщу мся — мща

кси – кщи ксе – кще ксю – кщу кся – кща

5. Повтори слова, где звуки Сь (С) – Щ находятся в начале слова.

суп – щуп сели – щели

6. Повтори слова, где звуки С – Щ находятся в середине слова.

писать – пищать роса – роща

7. Повтори слова, где звуки Сь (С) — Щ находятся в конце слова .

Читайте также:
Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

весь – вещь лес – лещ плюс – плющ

8. Повтори слова, где звуки Сь (С) – Щ находятся в одном

Пастбище, посещать, совещание, освещение, сообщение, освещать, сгущенка, сгущённый, смущать, посвящать, восхищать, смещать, совещаться, носище, хвостище, усищи; стекольщик, расщелина, носильщик, следующий.

9. Повтори словосочетания.

вкусная сгущёнка спящий щенок овощной суп

свиная щетина синий щит семь ящиков

степной хищник сосновая щепка Сенины вещи

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ (С) – Щ

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Спеть песню Щетки: щ-щ-щ-щ-щ……..

Спеть песню маленького Насосика:сь-сь-сь-сь……

3. Запомни и повтори цепочку слогов:

Ся-ся-ща ась –ащ-ащ

4. Проговаривай словосочетания:

Ликующие учащиеся. Вытащить беспомощного. Защищать слабого. Мыслящее существо. Летящая сова. Мощная спина. Тощие лосята. Ящик с семенами. Синий плащ. Васины клещи. Нести щавель. Мощная стена. Ощущение счастья. Смущенный студент. Скулящий щенок. Щучья пасть. Лисий хвостище. Щеглы на ясене. Повесить вещи.

5. Проговаривай рифмовки:

  • Боюсь, щенка не дотащу, еще боюсь, что выпущу.
  • Песик Моська всех тощее, тоще тощего Кощея.
  • Не накажем мы щенка — несмышленый он пока

6. Игра «Изменяй по образцу»:

Угостить щенка сгущенкой

Образец : Я угощу щенка сгущенкой

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ (С) – Щ

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Спеть песню Щетки: щ-щ-щ-щ-щ……..

Спеть песню маленького Насосика: сь-сь-сь-сь……

3. Повтори пословицы и поговорки.

Всякой вещи своё место.

Где щи, тут и нас ищи.

Щетинки у свинки, чешуя у щучки.

4. Повтори предложения.

Три слова. Семен несёт вещи. У свиньи щетина. Щенок тащит сосиску. Овощные соки вкусные. Собака тащит щётку.

Четыре слова. Семины вещи в ящике. Сегодня Симе купят щенка. Щенок пищит под софой. Гусята пищат в ящике. В ящике спящий щенок. Соня ест вкусную сгущёнку. Ася готовит овощные щи. Щенок сидит у ящика. В сосновом ящике щепки. У Светы новая щётка. Щенок спит в ящике. Щенок ест овощной суп. Сима обещает помыть миску. Свеча освещает мою комнату.

5. Повтори и отгадай загадки.

Глазищи, усищи, хвостище, когтище,

А моется всех чище. (Кошка)

Хвостик – из кости,

А на спинке – щетинки. (Зубная щетка)

6. Повтори стихи и чистоговорки.

Это щётка не моя, Ест щенок у миски

Это щётка не твоя, Васькины сосиски.

Это щётка щенка, Кот у миски щенка

  • мы ему бока. Ест овощи и судака.

7. Послушай рассказы*. Назови слова со звуками Сь (С) –

Щ. Перескажи рассказы.

Жадный щенок

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ (С) – Щ

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Спеть песню Щетки: щ-щ-щ-щ-щ……..

Спеть песню маленького Насосика:сь-сь-сь-сь……

3. Повтори предложения.

Пять слов. У Сани в сетях щука. Щенок тащит сосновую щепку. У нас щи из овощей. У собаки Соньки семь щенков. Сонины вещи вытащу из ящика. У свинки на спинке щетинка. Светин щенок ест кусок мяса.

Шесть слов. Надо найти в сундуке вещи Семёна. Сенин щенок пищит в пустой комнате. Сеня кинул письмо в почтовый ящик.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия Смягчающий и разделительный мягкий знак (лексическая тема Дикие животные)

Семь слов . Стёпа идёт в гости по мощёной мостовой. У пса нос, а у щенка – носик.

4. Повтори стихи и чистоговорки.

Си-си-си, щи-щи-щи, У кота усищи,

  • ты за хвост тащи. У кота глазищи,

Ще-ще-ще, се-се-се, У кота хвостище –

  • Стае идут ко мне. Вот какой котище!

Си-си-си, щи-щи-щи, Обещает кот хвостом

  • в ящике ищи. Поймать щуку под мостом.

Сит-сит-сит, щит-щит-щит, Идёт кот от моста

  • в ящике пищит. Без щуки и хвоста.

5. Послушай рассказы*. Назови слова со звуками Сь (С) –

Щ. Перескажи рассказы.

Подходит к миске киска Ася со своим котёнком. А щенок на них: «тяв, тяв, тяв».

«Ну погоди, – думает киска, – вот будет у нас в миске еда, не пищи и не подходи».

Под высоким мостом в водоёме сом. Этот сом – всем сомам

сом. У сома не усы, а усищи. Таких усов во всех водоемах не

Дифференциация звуков Щ-С`
картотека по логопедии

Материал для дифференциации звуков.

Скачать:

Вложение Размер
shch-s.docx 21.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [щ]–[с], [с’]

I. Четко произносить слоги парами.

II. Четко произносить слова.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущённый, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся, висящий, колосящийся, растущий, священник, вещество, существо, сообщение, совещание, посещение, просвещение, спящий, строящий, сыщик, дрессировщик.

III. Четко произносить словосочетания.

IV. Четко произносить предложения.

На стене синий плащ.

Гусёнок щиплет траву.

В сенях пищит щенок.

Повесь эту вещь в шкаф.

В пруду лещи и караси.

Возле села роща.

На осинах щеглы.

Овощи созревают летом и осенью.

Вася рвет щавель на щи.

В норе пищат лисята.

Люся ищет васильки.

Товарищи сидят вместе.

Рысью волки ищут и добычу ищут.

Костер освещал ряды сосен.

Плещет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

Досталось карасям от щуки.

В ящике клещи и стамеска.

Носильщик несёт вещи.

Стёкла вставляет стекольщик.

Сеня щурился от солнца.

Стекольщик вставил стекло.

Пролетел сверкающий самолёт.

Соня собирает в роще щавель.

Мороз щиплет нос и щёки.

Щенку постелили в ящике сено.

В роще защёлкал голосистый соловей.

На скамейке стоит ящик с овощами.

Лещи, щуки и караси попались в сеть.

У Моськи слепые щенята.

У Аси светло-синий плащ.

У лисят хвостики, а у лисы хвостище.

В роще заросли сирени.

Клюв клеста напоминает клещи.

Щеглы и клесты – зимующие птицы.

Люся посолила овощной суп.

На катке блестящий лёд.

На ветках сверкающий иней.

Мы с товарищем посещаем бассейн.

V. Четко произносить пословицы. Выучить на выбор.

На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Гостю щей не жалей, а погуще лей.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Всякому овощу своё время.

VI. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

Тащу не дотащу, боюсь, что выпущу.

Плавниками трепеща, и зубаста, и тоща, пищи для себя ища, ходит щука вкруг леща.

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Посыпались из ящика

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен – не щен, а пёс –

Максим и Вася – товарищи. У них есть сети. Они поставили сети на леща и щуку. Много щук и лещей попалось в сети. Вытащат сети Максим и Вася, будут угощать соседей. Вкусен суп из щуки и леща!

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнющие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

– У меня руки не двигаются, замерзли, – говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Конспект занятия «Дифференциация звуков Щ— СЬ»

Алена Владимировна
Конспект занятия «Дифференциация звуков Щ— СЬ»

Тема. Дифференциация звуков Щ— СЬ

Цель: Закрепление навыка различения звуков Щ, СЬ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

-Учить различать звуки Щ – Сь на слух и в письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

-совершенствовать навыки звуко -буквенного анализа;

-активизировать словарный запас.

Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Воспитывать усидчивость и внимательность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот кто назовет слова со звуком Щ или Сь в начале слова. Ребята вы догадались с какими звуками мы будем сегодня работать?

1. Давайте повторим правильную артикуляцию звуков Щ, С’.

При Щ язык вверху, поднят за верхние зубы.

При Сь язык внизу, опущен за нижние зубы.

Установление различия и сходства между звуками. (Сь- свистящий,

Щ-шипящий.) Оба звука мягкие.

2. Проговаривание чистоговорок на звуки Щ, Сь

ща—ся—ся сю—сю—щу ос—ощ—ось

Ся-ща-ся — мы поймали карася.

Щу-сю-щу — я товарища ищу.

3. Дидактическая игра «Большое ухо»(Развитие фонематического слуха) Дифференциация звуков в словах.

У детей на столах карточки с написанными буквами.

– Сейчас я буду произносить слова, а вы, как только услышите, звук [ с’, щ’]. Поднимите соответствующую букву.

Щетка, ящик, плащ, ящерица, стол, синий, карась, сварщик, месяц.

4. Разбор слов на звуки. (Звуко-буквенный анализ слов). На доске.

5. Дидактическое упражнение.

На звук Щ надо называть слова, обозначающие предметы (Щетка, ящик щетина)

а на С’ — слова, обозначающие признаки или действия. (Сидеть, синий, скакать).

Этой щеткой чищу зубы, – одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;

Этой щеткой – башмаки – наклон туловища вниз «чистим башмаки»;

Этой щеткой чищу брюки – наклоны туловища в стороны ;

Все три щетки мне нужны – руки в стороны, вверх, перед собой,

прижать к груди, перед собой.

7. Работа с учебником. (Стр 227)

Синий щит, сильный щенок, дощатый мостик, повесь плащ, веселые песни щегла, свист щегла, свежие овощи, вьющийся плющ, спящий щенок, сядь на ящик, тащат сети, осиновая роща, щедрый Сеня.

Вставить пропущенную букву Щ, Сь. (Стр 227).

….авель,. етка,. ито, …нег,. етина,. епка, … ёлка, о. ень, та. у,. ипцы,. и.

9. Графический диктант предложений. Работа у доски.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик.В тетради будет следующая запись: V C щ.

Сима варит щи. У Васи клещи.

Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Пальчиковая гимнастика.

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

1-4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».

5-6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

11. Работа в тетрадях.

1. Вставь в слова пропущенные буквы С’ – Щ.

__егол, товари__ ,та__ил__, по__е__ал, о__енний.

2. Вставь словосочетания пропущенные буквы С’-Щ.

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С’-Щ.

В о__иновой ро__е пи__али __еглята.

Скуля__ий __енок __идел у ве__ей.

VI. Подведение итога занятия.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по звуковой культуре речи с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности «Дифференциация.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ц]» 1. Повтори прямые слоги со звуками С – Ц. са – ца со – цо су – цу ца – са цо – со цу – су 2. Повтори обратные слоги со звуками С – Ц. ас.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] – [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]» Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)». Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях,.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация звуков [б] — [п] в слогах, словах, предложениях» Конспект логопедического занятия 3 класс: Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, предложениях. Цель: формирование умения различать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[В] в слогах и словах» Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Л-В в слогах и словах. Программные задачи: 1. Уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» (2018 год) Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект.

Картотека упражнений на дифференциацию звуков Щ, СЬ

1.Повторить звуки /Щ/ – /СЬ/ парами 10 раз.

2.Рассказать, чем различаются звуки /Щ/ – /СЬ/.

Губы выполняют упражнение «Бублик»

Кончик языка вверху

Кончик языка внизу

3.Повторить слоги и слова:

1.Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ-1.

2.Повторить слова парами, к выделенной паре слов подобрать подходящие по смыслу картинки:

щетка – сети

щит – сито

1. Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ-1.

2.Повторить слова, к выделенной паре слов подобрать подходящие по смыслу картинки:

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

1. Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ-1.

3.Повторить предложения. К выделенным предложениям подобрать подходящую по смыслу картинку.

У Сени ящик. На стене висит синий плащ. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Симы щетка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща.

1. Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ-1.

4.Повторить предложения. К выделенным предложениям подобрать подходящую по смыслу картинку.

В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью. Арсений рвет щавель на щи. В роще живут синицы. Сима приготовила леща в сметане. Семен с товарищами ищет подосиновики.

1.Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ-1.

2.Послушай предложения, исправь их. К выделенным предложениям подобрать подходящую по смыслу картинку.

Щи варят Симу. Трава щиплет гусенка. Щи едят Сеню. Щука поймала Сему. Синий плащ носит Василия. Вкусный борщ сварил Люсю. Осенью плащ носит Настю. Вещи кладут Асю в ящик.

1.Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ — 1.

2.Повторить по предложению. Подобрать подходящую по смыслу картинку.

Дядя Семен и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семен поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семен еще удит.

1.Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ — 1.

2.Повторить по строчке. Выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

Щами угощала Маша

Симу, Соню и Наташу.

1.Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ — 1.

2.Повторить по предложению. Подобрать подходящую по смыслу картинку.

В мороз береги щеки и нос.

Вася и и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щеки и нос. Вася тер щеки, а Сеня не тер. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

– У меня руки не двигаются, замерзли, – говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щеку варежкой. И щека покраснела.

1.Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ — 1.

2.Повторить по строчке. Выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами накормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Еще бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен не щен, а пес –

1.Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ — 1.

2.Повторить по предложению. Подобрать подходящую по смыслу картинку.

Приехал к дедушке внук Семен. Купил ему дедушка клетку со щеглом. Понравился щегол внуку. Давал Семен щеглу подсолнух. Щегол щелкал семечки, но скорлупа была твердой. Щегол сердился. Кот Васька пытался поймать щегла. Но щегла защищала клетка. Потом кот Васька свыкся со щеглом, а щегол перестал обращать на Ваську внимание. Все любили слушать щебет щегла.

1.Повторить задание № 1,2,3 из Щ/СЬ — 1.

2.Повторить по строчке. Выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

Логопедическое занятие на тему “Дифференциация С’ – Щ” (в устной и письменной речи)

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

– Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

– Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

– А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:

5. Актуализация опорных знаний по теме.

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

– Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

– Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

– ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

– Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков [C’], [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

– Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: