Дифференциация звуков (С) – (Ц) в слогах, словах, предложениях – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах”
план-конспект занятия на тему

Конспект логопедицеского занятия на тему “Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах” предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Скачать:

Вложение Размер
zvuki_s_-_ts.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах.

Конспект логопедического занятия во втором классе.

Цель: учить различать звуки с – ц

  1. Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  2. Упражнять в умении дифференцировать звуки с – ц на слух и буквы с,ц на письме.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику.

Оборудование: зеркала на каждого учащегося, предметные картинки, сигнальные карточки с буквами, слоги, запись голосов птиц, тетради.

  1. Организационный момент.

Логопед: Сядет то , кто скажет, какое сейчас время года, какой месяц, какое число.

Вы правильно сказали, что сейчас весна. А какие изменения в жизни птиц происходят весной? (прилетают из теплых стран)

Сегодня гостями нашего занятия будут птицы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Всю ночь летает, На одной ноге стоит

Мышей добывает В воду пристально глядит.

А станет светло Тычет клювом наугад

Спать летит в дупло (сова) Ищет в речке лягушат (цапля)

( На доску вывешиваются картинки птиц)

Логопед: Поспорили сова и цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и «цапля» начинаются с одного и того же звука, а цапля не согласна с ней. Целый день спорят, никто их не рассудит. Давайте поможем им. Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ( со звука [с]). А слово цапля ( со звука [ц]).

Произнесите эти звуки перед зеркалом. Чем похожи эти звуки.

Когда мы произносим эти звуки губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, по середине языка идёт воздушная струя. Но при произношении звука [с] воздушная струя плавная, а звука [ц] – отрывистая, воздух выходит толчками.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [с-ц ] в слогах и словах.

  1. Дифференциация звуков [с – ц]

Логопед: Давайте поиграем. Будем подносит палец к губам, если услышим звук [ц] ( «ребенок спит») и будем открывать кран с водой, если услышим звук [с].

Логопед произносит цепочку звуков.

  1. а)Дифференциация звуков [с – ц] в слогах.

Логопед: У вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами с и ц. Я буду произносит слоги, а вы поднимите карточку с нужной буквой.

б) Образование слогов.

Логопед: А теперь вы сами будете образовывать слоги и читать их.

Из букв разрезной азбуки дети образовывают прямые и обратные слоги и читают их.

в) Добавление слогов в слова.

Логопед: Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками, но по дороге слова рассыпались. Давайте поможем птицам их собрать. Добавим в слова выпавшие слоги, соберем слова, прочитаем их.

больни…, сини…, ко…. поло…,

бу…, ве…, леден…, паль….

коле…, ли…., коль…., про… .

  1. Дифференциация звуков [c-ц] в словах.

а) Распределение картинок.

Логопед: У вас на столах в конвертах лежат картинки. Давайте подарим их сове и цапле. Картинки, в названии которых есть звук [с] – сове, а картинки, в названии которых есть звук [ц] – цапле.

б) Составление слов из слогов, запись их в тетрадях.

Логопед: Наши птицы проголодались. Подумайте и скажите, чем мы их можем накормить (зерном, мошками). У вас на столах находятся коробочки с зернышками. Но эти зернышки необычные. Это слоги, из которых нужно составить слова. Получившиеся слова запишем в тетрадь, в два столбика: в первый столбик слова с буквой с, во второй – с буквой ц.

В лесу темно Лишь сова не спит.

Все спят давно. Совушка – сова, большая голова.

Все птицы спят На суку сидит, головой вертит

Лишь сова не спит. Во все стороны глядит.

в) Работа с деформированными словами. Логопед: Сова и цапля получили приглашение на бал и в нем был список приглашенных гостей. Но, когда они прочитали, кто приглашен на бал, они растерялись и решили, что на бал они не пойдут. Ведь никого из приглашенных они не знают (логопед читает деформированные слова: сини…а, …оловей, клее…т, скворе…, ла…точка и т.д.)

Давайте вставим в слова пропущенные буквы с и ц и узнаем, кто же идет на бал.

Давайте прочитаем слова, которые у вас получились. (Дети читают получившиеся слова, логопед вывешивает картинки с изображение птиц.)

  1. Расширение, обогащение словаря.

Логопед: Ребята, а ведь многие из этих птиц вам хорошо знакомы. Вы их встречали летом, могли видеть и зимой в парке или около дома. Как вы думаете, как можно назвать птиц, которые не улетают от нас на юг, а остаются зимовать? (зимующие)

Логопед: А как называются птицы, которые на зиму улетают от нас в тёплые края? (перелетные).

Дети повторяют новые слова : зимующие, перелетные.

  1. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много»

Логопед: Сова и цапля среди птиц нашли себе друзей. Была одна сова, а теперь их стало много и о них мы скажем « совы», одна – цапля, а много – цапли.

А теперь скажите вы. Один – соловей, а много – это …

Дети: ласточки и т.д.

  1. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята, а вы слышали когда – нибудь голоса совы и цапли? Давайте их послушаем. Как вы думаете, о чём они могут говорить (дети высказывают свои предположения)

А мне кажется, в их голосах слышится радость, оттого, что мы им помогли.

Давайте повторим еще раз, с каких звуков начинаются слова «сова» и «цапля».

Что было для вас самым интересным на нашем занятии.

Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях» (2 класс)

Аннотация: Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях» во 2 классе школы V вида. Лексическая тема: «Птицы».

Логопедическая тема : Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Лексическая тема : Птицы.

Грамматическая тема: Составление деформированного предложения.

  • Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.
  • Учить различать звуки [с] — [ц] в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
  • Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
  • Научить дифференцировать понятия «правый» — «левый».
  • Развитие конструктивной деятельности.
  • Становление графо-моторных навыков.
  • Развитие языкового анализа и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Птицы».
  • Развивать диафрагмальное дыхание.
  • Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.
  • Развитие навыка самоконтроля.
  • Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.
  • Воспитание вежливого отношения к товарищу.
  • Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением птиц, магнитные фишки синего цвета, буквы С — Ц (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы, презентация.

Организационный момент:

1. Психологический настрой.

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

– Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу и огорчения. Вдох – выдох, вдох – выдох.

2. Развитие временных представлений. Слайды о весне.

– А сейчас внимание на экран компьютера. После просмотра скажите, о каком времени года идёт речь.

– О каком времени года шла речь? (О весне) Картинка

– Назовите весенние месяцы по порядку? (Март, апрель, май)

– Назовите самый короткий месяц весны по названию? (Май)

– Назовите второй месяц весны? (Апрель)

Введение и сообщение темылогопедического занятия

Весна. Время возвращения птиц из тёплых стран, после продолжительной зимы, в свои родные места.

– Каких перелётных птиц вы знаете?

– О какой перелётной птице идёт речь в загадке?

На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как? (Скворец) Картинка.

– Верно. Скворцы — одни из первых птиц, которые возвращаются с юга.

– С какого звука начинается слово -СКВОРЕЦ? (Со звука[С])

– На какой звук заканчивается слово? (На звук [Ц])

– Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О различении звуков [С-Ц] и буквы, которые они обозначают)

Вывод: — Верно. Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [с] — [ц] и буквы, которые они обозначают.

– Для чего нам это нужно? (чтобы правильно читать и писать)

3. Артикуляционная гимнастика.

– Скворец поет красивые весенние песни, поднимая людям настроение. Предлагаю и вам спеть как скворец?

– Но сперва выполним артикуляционную гимнастику.

– Возьмите в руки зеркала, понаблюдаем за работой органов артикуляции.

Улыбка – Заборчик
Птенчик — Лопаточка
Чистим зубки – Часики
Качели – Прокати карандаш

4. Характеристика звуков[С] — [Ц].

– Гимнастику мы выполнили. А теперь произнесите правильно звук [С]. Для этого:

Губы вытяни в улыбочку.
Зубы сближены, но не сомкнуты
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Воздушная струя плавная, холодная.

– Произнесите звук [С].

– Голосовые связки отдыхают.

– Слышите свист? Поэтому звук называется «свистящим».

– Уточним произношение звука [Ц].

– Артикуляция губ, зубов, кончика языка такая же, как и у звука [С], но передняя спинка языка поднята к верхним деснам,
при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не включается).

– Звук «сложный», состоит из двух звуков т+с.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

– Произнесите звук [Ц].

Характеристика звука. Работа у доски (по схеме).

– По схеме дайте характеристику звуку [С].

Звук [С]- согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

– Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

– Выбери и прикрепи. Прикрепляем фишку.

– По схеме дай характеристику звуку [Ц].

Звук [Ц] – согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

– Какой фишкой мы обозначим звук [Ц]? (Синей).

– Выбери и прикрепи. Прикрепляем фишку.

5. «Графический диктант». Работа на листочках.

Скворцы оставляют на земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий, зарисуем этот узор.

– Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

– Звук [С] мы отметим длинной чертой, т.к произносится долго, протяжно.

– Звук [Ц] – короткой чертой, т.к произносится быстро, отрывисто.

Слова: птица, цапля,аист, ласточка, яйцо, сова

6. Дифференциация С -Ц в слогах, словах. Развитие фонематических процессов.

– Скворца называют пересмешником. Это значит, он может повторить услышанные звуки. Услышит какой — нибудь звук и точно его копирует.

– Попробуем и мы скопировать звуки.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ацАс-ас-ац
Ос-оц Ос-ос-оц
Ус-уц Ус-уц-ац
Ис-ицЦок-сок

7. Буквы С — Ц.

– Какой буквой на письме обозначается звук [С]?(Буквой эС).Прикрепляю написание буквы

– Какой буквой на письме обозначается звук [Ц]?(Буквой Це).Прикрепляю написание буквы

8. «Буквенная мозаика».

(Детям раздаются индивидуальные таблицы для мозаики)

Сейчас мы с вами будем фотоохотниками.

– Кто такие фотоохотники? (это люди, которые фотографируют животных)

– А мы с вами настроим глазки, сфотографируем ими буквы эС и Це и «Зачеркнём карандашом синего цвета все буквы эС, (Це), которые встретятся в задании». (по вариантам)

– Посмотрите, на какую цифру похож ваш рисунок? (на цифру 5).

– Я уверена, что все задания сегодня вы выполните на 5.

9. Дифференциация С – Ц на уровне слова.

(1) Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.

У скворца много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С и Ц.

– Хотите узнать, кто это?

Посмотрите на силуэты птиц, наложенных друг на друга.

Задание:Называем по очереди тех птиц, которых вы узнали. У того, у кого на парте изображение птицы, выходит к доске и прикрепляет справа или слева от нужной буквы, называя звук в этом слове.

Задание: Запишем слова на листочек в 2-а столбика. Слова с буквой эС и слова и бувой Це.

– Прочитайте слова первого столбика, прочитайте слова второго столбика.

сова, аист, ласточка, сорока, цапля

(2) Птицы, которых вы записали — проголодались.

– Подумайте, что мы им можем предложить? (мошек, лягушек, овес, крошки хлеба, пшеницу)

– Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зёрна: на них написаны слова.

Задание: Превратите каждое слово в другое, заменив букву эС на Це или наоборот.

Сок – … ок
Свет – цвет
Лиса – лица
Рассвет – расцвет

Объясните значение слов.

10.Формирование лексико-грамматического строя речи. Работа по грамматическому оформлению предложений.

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы … (Скворечник) Прикрепляю скворечник

– Что такое скворечник? (Домик для птиц)

Апрель — лучшее время, чтобы начать вешать скворечники. Вешать у жилья домики-скворечники — является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам, и радуют нас своим видом и пением.
Делая удобные скворечники, мы помогаем птицам обрести комфортное жильё, чтобы свить там уютное гнездо, и вырастить здоровых птенцов.

(1) Работа с деформированным предложением.

– На доске слова, прочитайте их:

скворец, из, вылетел, скворечника

– Как вы думаете, какое я хочу вам предложить задание?

– Составьте предложение из данных слов.

– Подчеркните грамматическую основу.

– Найдите родственные слова, выделите корень.

11. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня сравнивали? (С – Ц)

– Какие буквы они обозначают?

– Припомните названия птиц со звуками [с], [ц]?

– Какое задание вам понравилось выполнять?

12. Рефлексия.

– В заключении, я предлагаю вам заселить скворечник жильцами, который соответствовал бы вашему настроению на уроке.

– Если вам на занятии все понравилось, и вы не испытывали затруднений при выполнении заданий, то отсчитайте5 птиц из конверта и прикрепите к скворечнику.

– Если вам на занятии все понравилось, но возникали трудности при выполнении заданий, то прикрепите 4 птицы.

– Если ничего не понравилось, конверт не понадобится.

– Спасибо за работу!

Физкультминутка для глаз по слайду презентации.

Стая птиц летит на юг
Небо синее вокруг
Чтоб скорее прилетать
Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться
На поляне все садятся
Предстоит им долгий путь
Птичкам надо отдохнуть.

И опять пора в дорогу
Пролететь им надо много
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Брисюк Е.А.,
учитель начальных классов, логопед

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Елена Сторожинская
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Задачи:

1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ].

2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, развивать чувство ритма и языковое чутьё.

3. Учить выделять из предложения слова с заданным звуком.

4. Упражнять в словообразовании и словоизменении.

5. Повторить словарь по теме «посуда».

6. Тренировать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование и материалы:

2. картинки, в названии которых содержатся звуки [c],[ц].

3. картинки с изображением предметов посуды.

4. счётные палочки

5. карточки с буквами С и Ц.

6. кассы звуков и букв.

Ход занятия:

1. Дифференциация звуков [ c – ц ].

• На доске картинки: автобус, ананас, парус.

Логопед: каким одинаковым звуком заканчиваются эти слова? (с)

Огурец, колодец, палец (ц)

Логопед: звук [ c ] какой? Охарактеризуйте.

Дети: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: охарактеризуйте звук [ ц ], какой он?

Дети: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: чем отличаются звуки?

Дети: когда произносим [ c ], воздух идёт по центру языка, когда произносим [ ц ], язычок сначала «встречается» с верхними зубами, а затем между ними образуется щель, через которую идёт воздух.

2. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ c ]».

Логопед: С, Ц, Ц,С,С; СА, ЦА, ЦЫ, СУ, СЫ; АС, ОЦ, УЦ, ОС; САНКИ, ЦИРК, ОГУРЕЦ, НОС, СУП.

3. Упражнение «Скажи наоборот».

Логопед: если я произнесу слог со звуком [ c ], то вы должны произнести слог со звуком [ ц ], и наоборот:

СА – ЦА, СО – ЦО, СУ – ЦУ;

АС – АЦ, ОС – ОЦ, ИС – ИЦ;

ЦО – СО, ЦИ – СЫ, АС – АЦ, УЦ – УС.

4. Упражнение «Закончи слово».

Логопед: я произнесу начало слова, а вы подумайте какой слог надо поставить в конце и произнесите всё слово:

ЦА (СА): мельни, кузни, поло, умни, колба, актри…

ЦО (СО): коле, коль…

ЦЫ (СЫ): воло, огур…

5. Упражнение «найди лишнее слово».

Логопед: санки, цирк, суп, сок.

Логопед: правильно, почему?

Дети: это слово начинается со звука [ ц ], а остальные слова со звука [ c ].

Логопед: огурец, молодец, нос, палец.

Курица, мельница, лиса, лицо.

Логопед: ребята, давайте немного отдохнём и представим, что мы отправились на прогулку, а заодно вспомним, как надо переходить дорогу.

Дети встают около своих мест.

Я на дорогу выхожу (дети маршируют)

Сперва – налево погляжу (показывают рукой)

Потом – направо и вперёд (показывают рукой)

И ты – умелый пешеход (друг другу).

Ну вот прогулялись, проголодались, а дома нас ждёт обед. А что нам нужно, чтобы приготовить обед и красиво подать его на стол?

6. Дидактическая игра «Назови посуду».

Логопед показывает картинку с изображением предметов посуды, дети называют её, говорят, в каком слове слышам звук [c] или [ ц ] и где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Логопед: а теперь давайте назовём эти предметы, если их будет много:

Сахарница – сахарницы и т. д.

Логопед: а сейчас, давайте назовём эти предметы, если они будут маленького размера (напр. кастрюлька, сковородочка, стаканчик, блюдечко и т. д.)

7. Дидактическая игра «засели домик»

На доске изображения двух домиков с кармашками – вкладышами. Рядом на столе вперемешку картинки, в названии которых встречаются звуки [c],[ц].

Логопед: ребята, надо «заселить» картинки в домики. К доске вызываются два ребёнка. Один собирает картинки со звуком [c] и вставляет в кармашки соответствующего домика, др. собирает картинки со звуком [ц]. Когда дети готовы, проверяют все вместе. Ребёнок показывает картинку, называет её и говорит, где в слове находится звук (с, ц).

8. упражнение «найди в предложении слова со звуками [c],[ц]».

логопед читает предложения:

Лариса идёт на улицу.

У Сони тёплые рукавицы.

В лесу живут зайцы.

Саня поцарапал палец.

Соня купила яйца.

После каждого предложения дети называют слова с искомыми звуками, говорят, какой звук они услышали в данном слове и где в слове он находится (в начале, в середине или в конце).

9. Игры с буквами С и Ц.

• Выложить счётными палочками буквы С и Ц.

• Работа с карточками (у каждого ребёнка две карточки с буквами С, Ц). Логопед называет слово, дети поднимают карточку с соответствующей буквой.

Суп, цирк, цыган, сова.

• Звуко – слоговой анализ слов, чтение, составление из букв разрезной азбуки:

Суп, супы, цып, цыпа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: – дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане; – формировать навыки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Индивидуальное логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [Л-Р]. Цель: Дифференцировать звуки [Л-Р] в слогах, словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: продолжать учить ребенка различать на слух [Р].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН «Дифференциация [В]-[Ф]. Зимующие птицы» Тема: «Дифференциация звуков В-Ф, зимующие птицы» Цели :1. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики 2. Дифференциация звуков В.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группы Составила учитель-логопед МКДОУ ” Детский сад ” Колокольчик” Акчурина Ольга Александровна Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:1. Учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР «Дифференциация звуков [л]-[л`]» Цель: Учить дифференцировать звуки [л] – [л`] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; совершенствовать.

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Занятие №6 «Учим Петрушку говорить». Цели: • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект группового занятия по логопедии с учениками второго класса

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: – Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
– Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по – очереди повторяют:
СА – СА – ЦА
ЦА – СА – СА
СУ – ЦУ – ЦУ
ЦЫ – ЦЫ – СЫ
СО – СО – ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.

6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность ( свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по – очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва – …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С – одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов – синих, душистых – душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях»

автор: Абраева Евгения Сергеевна

учитель — логопед МБОУ «СОШ№1» города Пикалёво, Ленинградской области

Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях»

Конспект группового логопедического занятия

по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях»

(3 класс).

Учитель – логопед: Абраева Евгения Сергеевна

Лексическая тема: Весна.

Грамматическая тема: Составление деформированного предложения.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Образовательные :

— Учить различать звуки [с] — [ц] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные :

— Развитие зрительно-пространственных представлений.

— Развитие языкового анализа и синтеза.

— Развитие фонематического анализа и синтеза.

— Развитие словаря по лексической теме «Весна»

— Развитие диафрагмального дыхания.

— Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

— Развитие общей и мелкой моторики рук.

Воспитательные:

— Развитие навыка самоконтроля.

— Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

— Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением скворца, магнитные фишки синего цвета, буквы С — Ц (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы, зеркала.

  1. Психологический настрой.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Мы спокойны, добры и приветливы. Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть и доброту. А выдохнем через рот всё плохое. Вдох – выдох, вдох – выдох. — Начнём занятие!

  1. Развитие временных представлений.

Назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна)

Назовите весенние месяцы по порядку? (Март, апрель, май)

Назовите самый короткий месяц весны по названию ? (Май)

Назовите второй месяц весны? (Апрель)

Введение и сообщение темы логопедического занятия.

Весна — время возвращения птиц из тёплых стран, после продолжительной зимы, в свои родные края.

Каких перелётных птиц вы знаете? (скворец, журавль, аист, ласточка)

О какой перелётной птице идёт речь в загадке ?

На шесте дворец,

Во дворце – певец

А зовут его… Как? (Скворец)

— Скворцы — одни из первых птиц, которые возвращаются с юга.

С какого звука начинается слово — СКВОРЕЦ ? (Со звука[С])

На какой звук заканчивается слово ? (На звук [Ц])

Проблемный вопрос:

Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии ? (О различении звуков [С-Ц] и буквы, которые они обозначают)

Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [с] — [ц] и буквы, которые они обозначают.

Для чего нам это нужно? (чтобы правильно читать и писать)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Скворец поет красивые весенние песни, поднимая людям настроение. Предлагаю и вам спеть как скворец.

Но сначала выполним артикуляционную гимнастику.

Возьмите в руки зеркала, понаблюдаем за работой органов артикуляции. Выполняем упражнение «Улыбка», дальше делаем упражнение «Часики», и теперь выполняем упражнение «Качели»

  1. Характеристика звуков[С] — [Ц].

Гимнастику мы выполнили. А теперь произнесите правильно звук [С].

Для этого: Губы вытяни в улыбочку. Зубы сближены, но не сомкнуты Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя плавная, холодная.

— Произнесите звук [С]. — Голосовые связки отдыхают. — Слышите свист? Поэтому звук называется «свистящим».

– Уточним произношение звука [Ц].

Артикуляция губ, зубов, кончика языка такая же, как и у звука [С], но передняя спинка языка поднята к верхним деснам, при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не включается).

Произнесите звук [Ц].

Характеристика звука. Работа у доски (по схеме ).

Дайте характеристику звуку [С]. Звук [С]- согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

— Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

Выбери и прикрепи.

Дайте характеристику звуку [Ц]. Звук [Ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

— Какой фишкой мы обозначим звук [Ц]? (Синей).

— Выбери и прикрепи.

  1. «Графический диктант» (один ученик работает у доски).

Скворцы оставляют на земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий, зарисуем этот узор.

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

— Звук [С] мы отметим длинной чертой, т.к произносится долго, протяжно.

— Звук [Ц] – короткой чертой, т.к произносится быстро, отрывисто.

(Слова: птица, цапля, аист, ласточка, яйцо, сова, скворец, цесарка, сойка, колпица).

  1. Дифференциация С -Ц в слогах, слогах. Развитие фонематических процессов.

Скворца называют пересмешником. Это значит, он может повторить услышанные звуки. Услышит какой — нибудь звук и точно его копирует.

— Попробуем и мы скопировать звуки.

— Повторяем за мной хором, а затем по одному.

Воспроизведение слоговых рядов:

ЦА _ ЦА _ЦА, СА_СА_СА, АС _АС _ АС, УЦ_ УЦ_УЦ, УС_УС_УС

Физкультминутка. ( Послушайте пение скворца и весенних птиц. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в весеннем лесу).

  1. Дифференциация С – Ц на уровне слова.

Запишем слова в 2 столбика. Слова с буквой эС и слова и буквой Це.

Аист, ласточка, весна, цапля, яйцо, птицы, соловей, курица, скворец

— Проверяем. В каждом столбике должно получиться по 5 слов.

8.Формирование лексико-грамматического строя речи. Работа по грамматическому оформлению предложений.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы … (Скворечник)

— Что такое скворечник? (Домик для птиц)

Апрель — лучшее время, чтобы начать вешать скворечники. Вешать у жилья домики-скворечники — является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам, и радуют нас своим видом и пением. Делая удобные скворечники, мы помогаем птицам обрести комфортное жильё, чтобы свить там уютное гнездо, и вырастить здоровых птенцов.

Работа с деформированным предложением.

На доске слова, прочитайте их: скворец, из, вылетел, скворечника

— Как вы думаете, какое я хочу вам предложить задание?

— Составьте предложение из данных слов.

— Запишите предложение.

— Подчеркните грамматическую основу.

  1. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня сравнивали? (С – Ц)

Какие буквы они обозначают?

Припомните названия птиц со звуками [с], [ц]?

Какое задание вам понравилось выполнять?

  1. Рефлексия .

В заключении, я предлагаю вам обвести на ваших рабочих листах тот смайлик, который соответствовал бы вашему настроению на занятии.

Открытое занятие для педагогов по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе “Дифференциация звуков Ц-С”

  • ПРОЕКТЫ (1)
  • Технологии (6)
  • В помощь логодеду (41)
  • Информация для педагогов (17)
  • Информация для родителей (33)

Открытое занятие для педагогов по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе “Дифференциация звуков Ц-С”

Цели:

– закрепить знания о механизме образования звуков С-Ц с опорой на различные виды контроля;

– формировать навыки словообразования, расширять словарный запас;

-развивать фонематический слух и восприятие: учить дифференцировать звуки С и Ц в слогах, словах, предложениях;

развивать общую и мелкую моторику;

-развивать навыки звуко-буквенного анализа слов;

– выполнять упражнения по предупреждению дисграфических ошибок;

– учить координировать речь с движением;

– работать над голосом;

– воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью;

-воспитывать уважительные отношения друг к другу

1 Организационный момент.

Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

-Что бы начать наше занятие давайте немного разомнемся. Я буду называть слова относящиеся к мальчику, а вы к девочке.

Мальчик умник-девочка умница, певец, озорник, шутник, лыжник, проказник, затейник, фокусник, художник, модник, ленивец.

(дети называют слова)

-Молодцы вы готовы к занятию, и я приглашаю вас пройти за столы.

2 Введение в тему занятия.

В моей коробке лежат буквы, из которых может получиться слово. За каждое правильно выполненное задание я буду давать вам букву. Если по окончанию занятия у вас получится слово то вас ждет что интересное.

-Итак , сегодня мы будем сравнивать два звука. Я назову слова а вы определите, какой звук будет общий в них:

Москва, Россия, столица (звук С)

-Правильно это первый звук.

Слушайте другие слова : цыпленок, центр, конец. (звук Ц)

Итак мы будем работать со звуком С и Ц.

-Давайте дадим характеристику этим звукам.

Звук С- согласный глухой, бывает твердый, бывает мягкий.

Звук Ц- согласный глухой, твердый.

-Как произносятся эти звуки?

(При произнесении губы улыбаются , зубы сближены, язык в низу)

Хорошо . И вы получаете первую букву. (Р)

Развитие фонематических процессов.

-Следующим заданием хочу проверить ваше умение в замени одного звука другим. Если у меня будет звук С его нужно заменить на Ц и наоборот.

ас, ста, уск, цо, цла, уцн, цок, цел, бац, свет, сабля, светик, сели, лица, оца, цвет.

Нужно сказать слово до конца, добавляя или Ц или С. Хоровые ответы жду от вас.

Огурец конец ананас квас запас гонец поднос китаец отец кактус автобус кузнец

-Молодцы хорошо справились с этим заданием.

– А сейчас возьмите буквы С и Ц. А буду называть слова , а вам надо определить и показать какой звук в слове. Если вы услышите два звука и Ц и С , то нужно поднять две буквы.

Сокол, самокат, сахарница, хлебница, сахар, спица, стакан, скворец, станция, цифра, огурец, подсолнух, пуговица , солдаты, лиственница, санитар

– Молодцы слушали внимательно . Получаете букву. (Е)

Давайте немного отдохнем.

Шел цыпленок по дорожке

Прыгал он на левой ножке,

А потом на правой ножке

А еще кружился смело,

Лапками махал умело,

Он спешил к себе домой

К милой мамочке родной

Работа на листах.

Возьмите листы с заданиями. Ручкой заштрихуем наши буквы по заданию. Букву С вертикальными полосками, а Ц горизонтальными. Между полосками делайте маленькое расстояние.

Наши буквы стали красивыми и вы получаете букву. (Б)

Переходим к следующему заданию. Посмотрите на картинки. Найдите картинку, в слове которого есть два звука с и ц. (солнце)

А теперь определим в каких словах звук с , а в каких звук Ц. Обведем слова со звуком С в круг, а со звуком ц в прямоугольник.

Дети выполняют и объясняют.

Молодцы у вас все получилось, и вы получаете букву. (У)

Я вам прочитаю стих, а вы запомните слова со звуком С и со звуком Ц. кто хорошо умеет читать может следить за текстом . Он у вас на листе.

– Какие слова вы услышали со звуком С? (ответы детей)

– Какие слова вы услышали со звуком Ц ?(ответы детей)

Напишите на листах по два слова. (дети пишут)

Молодцы и вы зарабатываете еще одну букву.(С)

И последнее задание на сегодня . Нужно выложить звуковую схему слова солнышко

В слове два слога. Первый слог сол- второй –ныш- и третий -ко. (дети выкладывают звуки).

-Молодцы. И еще одна буква для вас.(Ы)

Выложите буквы по порядку. Прочитайте, что получилось (ребусы)

-Что такое ребусы? (загадки)

– Я хочу предложить вам игру, в которой есть ребусы, чтобы вы были находчивыми и смышлеными.

Вспомните задания, которые мы выполняли на занятии.

Читайте также:
НОД по формированию звукового анализа и синтеза для детей средней группы с ОНР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: