Конспект занятия по дифференциации звуков [с]- [ш]
Содержимое публикации
Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]
Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш
– закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;
– установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.
– закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;
– уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;
– закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;
– развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;
– формирование навыков звукового анализа ;
– закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.
3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.
Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.
1. Организационный момент
1) Всю ночь летает –
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
– С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])
2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)
– Назовите первый звук в слове шарф .
– Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).
1. «Улыбка» – «Бублик»
3. «Вкусное варенье»
4. «Почистим зубки»
3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.
4. Проговаривание изолированного звука
– Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .
– Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.
– Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины
– А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)
– А теперь будь внимательными, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны посвистеть «ссс» , а если с изображением шины – пошипеть «шшш» .
5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :
– Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .
6. Характеристика звуков
– Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?
7. Связь звуков и букв :
– На что похожа буква С; Раскрась букву С
– На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш
8. Развитие фонематического слуха:
–Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].
9. Дифференциация в слогах – Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.
Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :
Затем со звуком , на который заменялся :
Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.
10.Физминутка
кто у нас живет в квартире?
(Дети топают на месте)
их могу я посчитать.
(ритмично хлопают в ладоши)
Мама, папа, брат, сестренка,
(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)
кошка Мурка, три котенка,
(наклоняются вправо – влево)
мой щенок, хомяк и я —
(делают повороты туловища в стороны)
это вся моя семья.
(широко расставляют руки).
11. Дифференциация звука в словах
– А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.
– Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.
– Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?
– Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?
(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .
12. Звуко-слоговой анализ
– Сколько частей в слове миска? (2) .
– Определи место звука [С] в слове .
– Сколько частей в слове мишка? (2).
– Определи место звука [Ш] в слове.
13. Домашнее задание
1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .
2. Выучить стихотворение :
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
14. Итог занятия
– Какие звуки мы учились различать?
– Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?
– А о звуке [Ш] ?
– Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?
– Что больше всего понравилось на занятии ?
Конспекты логопедических занятий.
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Конспект занятия “Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях”
Трофимова Н.Н.
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР – д/с № 116
Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.
-уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу.
– развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.
– воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.
-предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Игровое упражнение «Четвертый лишний»
Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка.
-Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?
-А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?
-Мне пришло письмо от Сони и Шурика. В своем письме они просят о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем?
2.Выделение первого звука в словах.
-Скажи, какой первый звук ты слышишь в словах «Соня» и «Шурик».
-Сегодня мы поучимся различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях.
3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш.
-Звуки С и Ш какие они?
[С] – согласный, твёрдый, глухой.
[Ш] – согласный, твёрдый, глухой.
4.Игровое упражнение «Повтори».
-Слушай внимательно, повторяй старательно.
5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.
-Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш.
-с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д.
6.Отгадывание слов с пропущенными звуками.
-На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.
(..апка,…уба. умка. ова. ахматы. каф.)
7.Деление слов на слоги.
-Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т.д.
(кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка).
8.Игровое упражнение «Найди пару».
-Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.
9.Игровое упражнение «Выдели слово».
-Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи фломастером .Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи фломастером эту картинку.
10.Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.
«У порога плачет, когти прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет». (Кошка).
-Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.)
-Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.)
11.Согласование существительных с прилагательными.
-Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки.(снег, одеяло, зайчики).
-Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны).
12.Анализ с синтез слов «суп», «шум».
-Все кошки любят молочный суп, составь схему слова «суп».
Раздор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.
-Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает ….
-Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М.(шум)
Анализ и синтез слова «шум».Разбор схемы слова.
13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту.
-Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.
«У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».
-Попробуй сама пересказать рассказ.
-Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Соне и Шурику. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы.
-Чары рассеяны мы справились!
-Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?
Конспект подгруппового коррекционного занятия «Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»
Елена Второва
Конспект подгруппового коррекционного занятия «Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»
Цель: Дифференциация звуков [с-ш] в фразовой речи, повтор в слогах и словах.
Коррекционно-образовательные:
-учить различать звуки с-ш на слух и в произношении;
-закреплять умения различать звуки с-ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
-учить определять позицию звуков в слове;
-закреплять навыки согласования прилагательных с существительными;
Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь;
-развивать звуко-слоговой анализ слов, речевой слух,все виды восприятия;
-развивать память, внимание, мышление, творческое воображение;
-развивать подвижность артикуляционного аппарата;
-уточнить представлении об артикуляционном укладе звуков с-ш;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью.
-воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность;
-формировать умение красиво и правильно говорить;
Виды детской деятельности, лежащей в основе организации занятия: коммуникативная
Форма организации: подгрупповая.
Материал и оборудование: картинки двух зайчиков, картинки с изображением машины, самолёта, сливы, груши, рубашки, сарафана, шкафа, стула, стакана, чашки, кошки, свиньи, совы, кукушки. сушки, мяч.
Предварительная деятельность с ребёнком: постановка звуков [с-ш], автоматизация изолированного звука [с-ш], автоматизация звука [с-ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, автоматизация звука [с-ш] в начале, в конце, середине слова.
П-шланируемый результат: соблюдают правильную артикуляцию звуков [с-ш]; формируются функции контроля за речью; выделяют из ряда слов слово с заданным звуком; дифференцируют звуки в речи.
Этапы занятия Деятельность учителя -логопеда Деятельность детей
1 часть вводная Цель: Создать у детей положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Организационный момент. Приход гостей и сообщение темы занятия. -Здравствуйте, ребята!
-Я сегодня шла на работу и встретила двух зайчат. Их зовут Степашка и Шустрик. Они передали вам загадки и попросили их отгадать, а еще они обещали пригласить нас в путешествие. Дети садятся за логопедический стол.
Мотивация детей на предстоящую деятельность. Отгадывание загадок.
Артикуляционный уклад звуков [с-ш]. -Послушайте первую загадку.
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён, но добродушен,
-Правильно слон! А какой первый звук в этом слове?
-Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
-Послушайте другую загадку.
Не ведая на ком.
Правильно, шапка, а какой первый звук в этом слове?
-Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [ш]?
-Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки, зайчата теперь обязательно с нами попутешествуют.
-Послушайте о них рассказ.
Звук [с].
Когда мы произносим звук [с] губы улыбаются, между зубами небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.
Звук [ш].
Губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью, язык поднят вверх, к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхнем коренным зубам, воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.
2 часть основная Цель: Закрепить умение произносить звуки [с-ш] в слогах, словах, словосочетаниях,предложениях.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми.
Развитие подвижности артикуляционного
аппарата,совершенствование артикуляционной моторики. -Жили были два зайчонка, Степашка и Шустрик. Они были очень весёлыми и выглядывали в окошечко. Зайчата были сладкоежками и любили пить чай из своих любимых чашечек.
-И обязательно с вкусным вареньем.
-Зайчата любили качаться на качелях.
-И перед сном обязательно чистили зубки.
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. «Лопаточка»-рот открыт. Язык спокойно лежит на нижней губе.
«Чашечка»-рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
«Вкусное варенье»-улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
«Качели»-улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз»-отпустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два»-поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
«Почистим зубы»-рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику.
Изолированное произношение звуков [c-ш].
– Зайчата приглашают нас на прогулку, Закройте глазки и представьте, что мы в лесу, где живут зайчата. Откройте глазки, покажите, какие там большие деревья.
Подул тёплый ветерок, ш-ш-ш-ш, зашелестели листья.
-Подул холодный ветер, закачались сосны, с-с-с-с.
-Давайте вспомним, как шумела листва от теплого ветерка.
-Как подул холодный ветер?
-Итак, какие звуки сегодня мы будем повторять?
Дети поднимают руки вверх.
Дети шевелят пальчиками и повторяют звук ш-ш-ш-ш.
Дети покачивают и машут руками, повторяют звук с-с-с-с.
Звуки [с-ш].
Проговаривание слогов и слоговых рядов.
Дидактическая игра, «Скажи наоборот». -Давай послушаем, о чём шепчутся зайчата на полянке.
-Я проговариваю цепочку слогов, ребята повторяют.
-А теперь поиграем с зайчатами в игру «Скажи наоборот».
-Я дарю вам слог со звуком [с], а кто получит мяч, должен вернуть его со звуком [ш].
-А теперь поиграем со словами.
Дети повторяют слоговые цепочки.
Развитие фонематического слуха. -В лесу, за деревцем, спрятались звуки, вы должны их отгадать. Хлопните в ладоши, если слышите слова со звуком [с].
-Салат, шапка, салют, песок, сумка, рубашка, сыр, шило.
-А теперь хлопните, если услышите слова со звуком [ш].
-Шум, сон, шутка, суп, шапка, салфетка, шило, сушка. шляпа, стекло, шмель.
Дети хлопают в ладоши в зависимости от названного звука.
Динамическая пауза – Вы наверное устали. Давайте поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Бежали по дорожке.
Друг дружку повстречали
Так друг дружку обнимали,
Что мы ели их разняли Дети встают, проговаривают текст и выполняют движения в соответствии с текстом.
Определение позиции звука в словах. -Вышли зайчата на полянку и нашли коробку с картинками. Чтобы никого не обидеть, решили картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмёт себе Степашка?
-А картинки с каким звуком возьмёт шустрик?
-Давайте поможем зайчатам определить позицию звуков в словах.
Ребята, а нам не встретились слова, чтобы звуки [с] и [ш] стояли в конце слова. Придумайте такие слова.
-Но играть вместе интереснее, поэтому зайчата стали раскладывать картинки парами. Давайте поможем им это сделать.
-Со звуком [с].
-Со звуком [ш].
-Дети называют картинки, определяя в них наличие звуков [с] или [ш]. И определяя позицию звуков. Начало, середина, конец.
Дети называют слова со звуками [с] и [ш] в конце слова.
-Душ, малыш, мышь, поднос, насос, пылесос.
Работа с уровнем обобщений.Перед детьми раскладываю картинки: машина, слива, рубашка, шкаф, стакан, кошка, сова, самолёт, груша, сарафан, стул, чашка, свинья, кукушка.
Дети раскалывают картинки парами, называя их и,отвечая на мой вопрос:
Что это? Или кто это?
Дети дают каждой паре слов обобщающее понятие:
Транспорт, фрукты и т. д
Дидактическая игра «Что изменилось».Развитие зрительного внимания. Отвлеклись зайчата, а проказник – ветер взял и перевернул некоторые картинки. Я переворачиваю один столбик картинок.
Рядом с машиной нет чего?
-Рядом с кошкой нет кого?
Правильно названные картинки переворачиваются. Таким образом восстанавливаются все пары.
Составление словосочетаний. -А теперь зайчата, наши выдумщики, решили поиграть с картинками. Придумайте признак к каждому слову. Слива какая? и т. д
Овальная, синяя, вкусная…
Составление предложений по картинкам. -А ещё зайчата любят придумывать предложения. Давайте им поможем составить предложения, не забывая правильно произносить звуки [с] и [ш]. Ребята составляют предложения, используя картинки.Например: я налила чай в стакан. По дороге едет машина.
Игра «Четвёртый лишний». Зайчата предлагают тебе поиграть в игру «Четвёртый лишний». Найди в каждом ряду лишнюю картинку и объясни выбор. Детям предлагаются ряды картинок.
Помидор, огурец, вишня, капуста
-Белка, заяц, ёж, кошка
-Стол, стул, поднос, кровать
-Собака, лиса, барсук, белка
Ребёнок находит в каждом ряду лишнюю картинку и объясняет свой выбор.
Работа с чистоговорками. -А теперь поиграем игру «Смешилки». Зайчата наши шутники и придумывают смешные предложения. Найдите и исправьте ошибки.
-Я читаю предложения.
Наша мышка поймала кошку.
Ландыши нашли Наташу.
Бусы носят Соню.
Пора зайчатам возвращаться домой, а чтобы им было не скучно, давайте вместе с ними повторим чистоговорки.
Ша-ша-ша мы шагаем не спеша.
Са-са-са голубые небеса.
Ши-ши-ши наши зайки хороши.
Ошка-ошка-ошка мама смотрит нам в окошко.
Дети озвучивают исправленные предложения.
Дети повторяют чистоговорки.
3 часть – заключительная.Цель: выход из деятельности, уход детей в группу.
Анализ выполнения заданий -Мама встретила зайчат. Каждого зайчонка гладит по голове и ласково говорит (я говорю слова одному из зайчат, ребёнок эти же слова повторяет другому).
Послушный, смешной, шустрый, пушистый.
Пора прощаться с зайчатами. А какие звуки помогали нам сегодня путешествовать с зайчатами?
-Чему мы сегодня учились на занятии? .
-Звуки [с] и [ш].
-Чётко и правильно произносить звуки [c] и [ш] и различать их на слух.
Создание у ребёнка ситуации успеха, поддержание интереса к последующим индивидуальным занятиям. На сегодня наше занятие окончено, а зайчата хотят вас угостить сушками. Дети берут сушки и идут в группу.
«Дифференциация согласных звуков в словах». Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи “Собери цветок” Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.
Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.
Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».
Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.
Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.
Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.
«Дифференциация звуков [с] – [ш]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.
Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.
Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Упражнять в пересказывании небольшого текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_fonetiko.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] (подготовительная группа).
- Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.
- Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.
- Учить определять позицию звука в слове.
- Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.
- Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
- Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
- Упражнять в пересказывании небольшого текста.
- Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
- Мячик.
- Игрушки: гномик Шумка и Самоделкин.
- Наборное полотно.
- Колокольчик.
- Слова, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш].
- Скороговорки.
- Слова – паронимы.
- Организационный момент.
– Здравствуйте ребята! Я сегодня шла к вам в сад и мне повстречались гномик Шумка и Самоделкин. Они передали вам загадки и просили отгадать их. И еще они пообещали прийти к вам в гости.
Когда апрель берет свое
И ручейки бегут, звенят
Я прыгаю через нее,
А она через меня
– Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.
Не ведая на ком.
– Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове – отгадке.
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силен, но добродушен,
Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.
Твой хвостик я в руке держу,
Ты полетишь – я побегу.
– Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.
– Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Шумка и Самоделкин будут очень довольны.
- Сообщение темы занятия.
– Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?
– Звук [с] и звук [ш].
– Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] – [ш] на слух и учиться правильно их произносить.
- Актуализация имеющихся знаний у детей.
– Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
– Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
– А при произнесении звука [ш]?
– Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.
– Что мы можем сказать про эти звуки?
– Они согласные, глухие, твердые.
– Правильно, звуки [с] – [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.
- Дидактическая игра «Поймай звук».
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.
ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.
– А теперь давайте также поиграем, только со словами.
ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.
- Дидактическая игра «Скажи наоборот».
– Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].
СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ
- «Речевая зарядка».
– У гномика Шумки очень хорошая память и он помнит все телефонные номера своих друзей. Ребята, я буду называть слоги, а вы повторяйте их за мной.
СА-ША-СА ШО-СО-ШО УС-УШ-УС АШ-ОС-УШ
ША-ША-ША – мама моет малыша.
ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – у Вовы Колесо.
- Пальчиковая гимнастика.
– Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Бежали по дорожке
Друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Что мы еле их разняли.
- Дидактическое упражнение «Измени слово».
– А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.
Сутки – шутки каска – кашка
Марс – марш миска – мишка
Басня – башня маска – Машка
- Отработка согласования прилагательных с существительными.
– А теперь подумайте, про что можно сказать…
ШЕРСТЯНОЙ (свитер, шарф);
ШЕРСТЯНЫЕ (носки, рукавицы);
ШЕРСТЯНАЯ (шаль, накидка);
ШЕРСТЯНОЕ (платье, одеяло).
СМЕШНОЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.
ДУШИСТЫЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.
- Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.
– Ребята, назовите профессию человека, который…
Играет в шахматы –
Играет в футбол –
Играет на пианино –
Играет в баскетбол –
Играет в хоккей –
- Физкультминутка.
– Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.
Мы по лесу шли – шли,
Только шишку нашли.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.
- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
– Шумка и Самоделкин очень любят превращать все слова в ласковые. И хотят поиграть вместе с вами. Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].
- Дидактическое упражнение «Отгадай слово».
– Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].
- Дидактическая игра «Подари картинки»
– Ребята, Шумке и Самоделкину друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?
– Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Самоделкину, а какие гномику Шумке, и почему?
– Самоделкин любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Самоделкин» слышится звук [с]. А гномик Шумка любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Шумка» слышится звук [ш].
- Дидактическая игра «Что изменилось?»
– Посмотрите внимательно на эти картинки, давайте их еще раз назовем (дети называют картинки). А теперь закройте глаза. Чего не стало? (дети отвечают). Еще раз закройте глаза. Какие картинки поменялись местами? (дети отвечают). Шумка и Самоделкин говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и говорят что придут к вам обязательно еще раз.
- Пересказ рассказа «Пушок и Машка».
– Когда Шумка и Самоделкин уходили, они оставили вам рассказ. Послушайте его внимательно.
«У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке».
– У Саши собака пушок.
– У Даши кошка Машка.
– Что любит Пушок?
– Что любит машка?
– Она любит мышек.
– Пушок спит у Сашиных ног.
– Машка спит на кушетке.
– Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Во что играли с Шумкой и Самоделкиным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.
конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.
Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия
Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»
Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.
Конспект фронтальных занятий по темам: ” Звук и буква А”, “Звук и буква У”, “Дифференциация звуков А-У”
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе для обучающихся с нарушением интеллекта по теме:
«Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»
Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.
1.Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].
2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.
3. Определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие фонематического слуха и слухового внимания.
Совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса обучающихся.
Стимулирование обучающихся к полным речевым высказываниям посредством различных упражнений.
Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.
Формирование контроля обучающихся за собственной речью.
Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: проектор, тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент:
– Здравствуйте! Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы.
Чтобы четко произносить звуки, надо потренировать свой язычок. Выполним артикуляционную гимнастику: ( Слайд 2)
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем…..
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
«Горка». «Киска сердится»
Превратился в кошку
Выгнул круто спинку –
И в постельку лёг.
Язык широкий положи,
А края приподними,
Чашку в рот мы занесём,
Её бока к зубам прижмём.
Красить потолок пора
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Наш маляр работе рад.
«Чистим зубки»
Не темнели чтоб они.
«Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Как лошадка пробегает,
язычок наш тоже знает.
Цок, цок, цок да цок –
Скачет, скачет язычок.
Дыхательная гимнастика:
А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
(упражнение глубокого вдоха через нос, а выдоха через рот).
Подготовка к введению в тему:
– Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он просит вашей помощи, помогите ему отгадать загадки и назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на занятии.
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
(сосулька)
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Выделение первого звука из слов – отгадок (слайд 3).
Определение темы занятия:
Сегодня на занятии мы будем различать «Звуки С-Ш», слышать и проговаривать эти звуки в слогах, в словах. (слайд 4).
Основная часть.
1.Возьмите зеркала и попробуем уточнить правильную артикуляцию звука С.
Давайте посмотрим, профиль звука «С» (слайд 5)
– Какое положение принимают губы при произнесении звука «С»? (губы в улыбке).
– При произнесении звука, где находится язык? (у нижних зубов).
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук «С», мы ощущаем?
(холодную воздушную струю).
А теперь про звук «Ш». (слайд 6). Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают.
2.- Давайте дадим им характеристику: согласный или гласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий (используя сигнальные карточки).
– Предлагаю прослушать звуки, которые издаются в окружающем мире: шуршат на дереве листы, насос свистит. Какие звуки они издают?
3. Игра «Шифровальщик». Незнайка принес телеграмму и просит вас, ребята, ее расшифровать. (слайд 7)
Стрелочка указывает вверх, что нужно произносить звук «ш», а вниз звук «с».
IV. Дифференциация звуков на уровне слога и слова. «Повторяй за мной». Чтение слоговых таблиц (слайд
Проговариваем чистоговорки хором:
СА-СА-СА – под сосной идёт лиса.
ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.
СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.
ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.
СО-СО-СО – у машины колесо.
ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.
СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку.
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
VI. Игра на развитие фонематического слуха. Игра «Не ошибись». Перед вами картинки, Обведите зеленым карандашом те картинки, в которых слышится звук «С».
А синим, в котором слышится звук «Ш».
Картинки: сани, мешок, парус, носок, шуба, колесо, машина, цыпленок, труба, мышь, подушка, сосна.
– Какие картинки лишние? (цыпленок, труба)
VII. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: (слайд 9)
VIII. Игра «Посчитаем». (слайд 10)
Незнайка предлагает посчитать предметы от 1 до 5.
1 шапка, 2 шапки и т.д.
1 карандаш, 2 карандаша и т.д.
1 мышь, 2 мыши и т.д.
IX. «Исправь ошибку». Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Танцует Миша в «машке»
Конфету дали «маске».
У тебя все получилось!
X. Итог занятия. Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали?
-Что вам понравилось на занятии?
-Как ты оценишь свою работу? С помощью смайликов. Если ты доволен работой подними – радостного, не совсем справился с заданиями – грустного.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»
Разделы: Логопедия
Цели:
- упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
- закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
- воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.
Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.
I. Организационный момент.
– Заходит ребёнок, здоровается!
– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?
II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)
– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).
Упражнение “Качели”
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.
Упражнение “Накажем непослушный язычок”.
– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.
Упражнение “Чашечка”.
Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.
III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)
– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.
IV. Введение в тему. (Слайд 4)
– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.
– Она сказала, что зовут её Фафа.
– Ты слышала когда – либо такое имя?
– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.
– Поможем ей в этом?
– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.
– И вот первое задание.
– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.
V. Сообщение темы занятия.
– Как зовут нашу гостью? (Саша).
– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?
– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.
– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].
– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)
Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.
– Сели в автобус. Садись на стульчик.
Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].
– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.
– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).
Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.
Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).
Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.
2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:
Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд
– Повторяй за мной.
Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.
Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.
Са –са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)
– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.
Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).
– Называй предметы, которые ты нашла.
4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)
Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.
– Замени звук [С] на звук [Ш].
Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.
Са – ша со – шо су – шу Сы – ши ста – шта спа – шпа Сма – шма сла – шла сна – шна
Сутки – шутки миска мишка Каска – кашка касса – каша Маска – Машка плюс – плюш
5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)
Мы остановились у магазина.
– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.
Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.
– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.
Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.
6. Динамическая пауза. (Слайд 12)
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)
Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)
– Необходимо выложить схему имени – Саша.
– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.
– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?
– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?
– Какие звуки во втором слоге?
8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.
Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)
Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).
Клоун – это …… У сосны огромный ………….. Кошка съела бедную …….. Снегурочка подарила Маше …… Малыш ест вкусную ……. У солдата большая ……..
9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.
Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)
– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.
– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.
– Назови звуки пропущенные в словах?
– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.
VI. Итог занятия. (Слайд 18)
– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.
Конспект логопедического занятия по теме: “Дифференциация согласных звуков [с]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях”
Разработка фронтального логопедического занятия для учащихся 1-х классов с ТНР (вариант 5.1.)
Содержимое разработки
Цели и задачи урока:
Учить различать согласные звуки и буквы, смешиваемые в устной речи и на письме.
Уточнить представление об артикуляционном укладе звуков С, Ш.
Развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Развивать психические функции (зрительную память, слуховое внимание).
Оборудование:
Предметные картинки к словам со звуками (С) и (Ш).
Проектор, интерактивная доска.
Ход занятия
– Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.
Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Поздоровайтесь.
Приготовьтесь выполнять сопряженную гимнастику! Но вначале давайте скажем, для чего нам нужно ее выполнять? (чтобы красиво и четко говорить, правильно произносить звуки)
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. Дыхательное упражнение «Свеча». Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.
3.« Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.
4.«Трубочка» — одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
5.Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук – И, У
6. «Часики» – руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
7.«Лошадка» — прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
8. «Ножницы» – “Дощечка” – “Кулачок”
«Ножницы – пальцы силой разведены
«Дощечка» – плотно прижаты друг к другу
«Кулачок» – пальцы с силой сжимаются в кулаки по команде логопеда, которые подаются в быстром темпе.
9. «Мир-окей»
Подготовка к восприятию нового материала.
– Сядет тот, кто назовет слово ласково:
Стих- стишок трус-
Смех – пастух –
Саша – солнце –
стекло – старуха –
– Попробуйте отгадать, с какими звуками мы будем сегодня работать.
Выделите 1-ый звук в кличке собаки? (Ш)
Назовите 6-ой звук в кличке кота? (С)
Объявление темы и целей занятия
– Кто догадался, какая тема нашего урока? (С-Ш)
Тема: «Различение звуков С – Ш» (открываю запись на доске)
– Что мы будем делать с этими звуками? (учиться правильно их произносить, выделять эти звуки в слогах, словах, сравнивать между собой, обозначать на письме буквами)
Задачи: учиться правильно произносить, выделять на слух в словах, различать, обозначать на письме (задачи вывешиваются на доске)
Артикуляционная характеристика звуков С-Ш
Сравнительный анализ звуков
Артикуляционная характеристика звука С.
Предлагаю спеть песенку ветра и произнести звук С. (Артикуляционный профиль на доске)
При произнесении звука С:
-зубы сближены «заборчик»,
– кончик языка упирается в нижние зубы,
– воздушная струя – узкая, холодная
– голосовые связки – не работают.
Артикуляционная характеристика звука Ш.
А сейчас спойте песенку змеи (Ш-ш-ш)
(Артикуляционный профиль на доске)
-Что заметили? (При произнесении звука Ш
– зубы сближены «заборчик»,
– язык поднимается вверх в форме «чашечки»,
– воздушная струя – широкая, теплая.
– голосовые связки – не работают.
Сравнительная характеристика звуков С-Ш
– Чем похожи, чем отличаются эти звуки?
Узнавание звука по условным обозначениям.
Упражнение «Звуковые дорожки»
Пройти звуковые дорожки по стрелкам, произнося звуки в соответствии с условными обозначениями (песенка ветра – песенка змеи, холодная и теплая возд.струя.)
Работа со скороговоркой
Речевая разминка
Шесть мышей несли 6 грошей
-Прочитаем скороговорку вместе.
– Произнесите с веселой (грустной) интонацией.
– Произнесите в ускоренном темпе.
– Скажите очень быстро.
Повтори слоги. Помогай себе ладошкой: на звук С –ладошка внизу, так же как и язычок, на звук Ш – ладошка вверху, так же как и язычок вверху!
Са-ша, ша-са, са-ша-са , ша-са-ша, са-ша-ша, са-са-ша,ша-са-са, ша-са-ша-са.
Помогите Шарику и Матроскину убраться в доме. В шкафу должны быть предметы, в названиях которых есть звук [Ш], а на столе предметы, в названиях которых есть звук [С]». Называем слово, выделяем дежурный звук и определяем позицию звука в слове.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Соотнесение звуков и букв
– Какими буквами на письме обозначаются дежурные звуки? Назовите их правильно. (Эс, Ша)(Вывешиваются на доску печатные буквы Сс Шш)
Ребята, ваши ассоциации, на что похожи обе буквы? (С – бублик, половинку буквы О, Ш – на расческу…
Кто может показать, где живут в алфавите дежурные буквы.
Показ прописных букв.
Нарисуйте эти буквы закрытыми глазами в воздухе.
Работа в тетради
Давайте запишем буквы С и Ш в тетрадь.
Тетрадь получит тот, кто ответит на мой вопрос
Какое сегодня число…?
Какой день недели…?
Какая часть суток…?
Какое время года…?
Назовите весенние месяцы…?
Сегодня вторник, а завтра будет…?
А вчера был какой день недели…?
Откройте тетради. Запишите число.
Расшифруйте запись на доске.
Запишите буквы С и Ш, опираясь на стрелки.
Игра «Лишний фрукт»
Найдите лишний фрукт, объясните свой выбор.
Груша (так как в остальных словах, слышится звук С)
Слива (так как она фиолетовая, остальные фрукты желтые)
Запишите слово в тетрадь, сделайте звуко-буквенный анализ ( 2 человека у доски)
Сколько в слове гласных?
-Сколько согласных?
-Назови 4 звук.
-Назови все звуки по – порядку.
-Назови количество слогов.
Сколько букв, звуков?
Сколько в слове гласных?
-Сколько согласных?
-Назови 1 звук.
-Назови все звуки по – порядку.
-Назови количество слогов.
Сколько букв, звуков?
Пальчиковая гимнастика (массаж)
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
Садимся на места. Продолжаем работать.
Работа в парах (на карточках)
Составьте словосочетания, соединив стрелочкой подходящие по смыслу слова. Вставьте пропущенные буквы С и Ш.
Запишите первые три словосочетания в тетрадь. Букву С подчеркните, букву Ш выделяем в кружок.
Итог занятия. Рефлексия.
– К сожалению, наше занятие заканчивается.
О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?
Какие задачи мы перед собой ставили?
– Что мы о них узнали?
Какую подсказку мы придумали, чтобы не путать эти звуки и буквы?-Что понравилось на уроке? Что было сложно?
«Я сегодня работал лучше, чем обычно»
«Я доволен своей работой»
«Я мог бы работать лучше»
– А мне понравилось, что вы старались и очень хорошо работали на уроке.
Матроскин и Шарик приготовили для вас сюрприз!(сладкий сюрприз)