Дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях – конспект занятия

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]- [ш]

Содержимое публикации

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]

Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш

– закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;

– установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.

– закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;

– уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;

– закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;

– развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;

– формирование навыков звукового анализа ;

– закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.

3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.

Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.

1. Организационный момент

1) Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

– С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])

2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)

– Назовите первый звук в слове шарф .

– Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).

1. «Улыбка»«Бублик»

3. «Вкусное варенье»

4. «Почистим зубки»

3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.

4. Проговаривание изолированного звука

– Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .

– Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.

– Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины

– А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)

– А теперь будь внимательными, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны посвистеть «ссс» , а если с изображением шины – пошипеть «шшш» .

5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :

– Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .

6. Характеристика звуков

– Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?

7. Связь звуков и букв :

– На что похожа буква С; Раскрась букву С

– На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш

8. Развитие фонематического слуха:

Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].

9. Дифференциация в слогах – Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.

Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :

Затем со звуком , на который заменялся :

Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.

10.Физминутка

кто у нас живет в квартире?

(Дети топают на месте)

их могу я посчитать.

(ритмично хлопают в ладоши)

Мама, папа, брат, сестренка,

(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)

кошка Мурка, три котенка,

(наклоняются вправо – влево)

мой щенок, хомяк и я —

(делают повороты туловища в стороны)

это вся моя семья.

(широко расставляют руки).

11. Дифференциация звука в словах

– А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.

– Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.

– Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?

– Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?

(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .

12. Звуко-слоговой анализ

– Сколько частей в слове миска? (2) .

– Определи место звука [С] в слове .

– Сколько частей в слове мишка? (2).

– Определи место звука [Ш] в слове.

13. Домашнее задание

1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .

2. Выучить стихотворение :

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

14. Итог занятия

– Какие звуки мы учились различать?

– Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?

– А о звуке [Ш] ?

– Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?

Читайте также:
Словесные игры в работе логопеда

– Что больше всего понравилось на занятии ?

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия “Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях”

Трофимова Н.Н.
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР – д/с № 116

Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.

-уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу.

– развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

– воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.

-предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка.

-Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?

-А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?

-Мне пришло письмо от Сони и Шурика. В своем письме они просят о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем?

2.Выделение первого звука в словах.

-Скажи, какой первый звук ты слышишь в словах «Соня» и «Шурик».

-Сегодня мы поучимся различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях.

3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш.

-Звуки С и Ш какие они?

[С] – согласный, твёрдый, глухой.

[Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

4.Игровое упражнение «Повтори».

-Слушай внимательно, повторяй старательно.

5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.

-Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш.

-с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д.

6.Отгадывание слов с пропущенными звуками.

-На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.

(..апка,…уба. умка. ова. ахматы. каф.)

7.Деление слов на слоги.

-Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т.д.

(кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка).

8.Игровое упражнение «Найди пару».

-Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.

9.Игровое упражнение «Выдели слово».

-Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи фломастером .Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи фломастером эту картинку.

10.Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.

«У порога плачет, когти прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет». (Кошка).

-Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.)

-Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.)

11.Согласование существительных с прилагательными.

-Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки.(снег, одеяло, зайчики).

-Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны).

12.Анализ с синтез слов «суп», «шум».

-Все кошки любят молочный суп, составь схему слова «суп».

Раздор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.

-Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает ….

-Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М.(шум)

Анализ и синтез слова «шум».Разбор схемы слова.

13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту.

-Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.

«У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».

-Попробуй сама пересказать рассказ.

-Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Соне и Шурику. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы.

-Чары рассеяны мы справились!

-Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?

Конспект подгруппового коррекционного занятия «Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Елена Второва
Конспект подгруппового коррекционного занятия «Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Читайте также:
Путешествие в Цветочную Сказку - конспект логопедического занятия

Цель: Дифференциация звуков [с-ш] в фразовой речи, повтор в слогах и словах.

Коррекционно-образовательные:

-учить различать звуки с-ш на слух и в произношении;

-закреплять умения различать звуки с-ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

-учить определять позицию звуков в слове;

-закреплять навыки согласования прилагательных с существительными;

Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь;

-развивать звуко-слоговой анализ слов, речевой слух,все виды восприятия;

-развивать память, внимание, мышление, творческое воображение;

-развивать подвижность артикуляционного аппарата;

-уточнить представлении об артикуляционном укладе звуков с-ш;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать самоконтроль за речью.

-воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность;

-формировать умение красиво и правильно говорить;

Виды детской деятельности, лежащей в основе организации занятия: коммуникативная

Форма организации: подгрупповая.

Материал и оборудование: картинки двух зайчиков, картинки с изображением машины, самолёта, сливы, груши, рубашки, сарафана, шкафа, стула, стакана, чашки, кошки, свиньи, совы, кукушки. сушки, мяч.

Предварительная деятельность с ребёнком: постановка звуков [с-ш], автоматизация изолированного звука [с-ш], автоматизация звука [с-ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, автоматизация звука [с-ш] в начале, в конце, середине слова.

П-шланируемый результат: соблюдают правильную артикуляцию звуков [с-ш]; формируются функции контроля за речью; выделяют из ряда слов слово с заданным звуком; дифференцируют звуки в речи.

Этапы занятия Деятельность учителя -логопеда Деятельность детей

1 часть вводная Цель: Создать у детей положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Организационный момент. Приход гостей и сообщение темы занятия. -Здравствуйте, ребята!

-Я сегодня шла на работу и встретила двух зайчат. Их зовут Степашка и Шустрик. Они передали вам загадки и попросили их отгадать, а еще они обещали пригласить нас в путешествие. Дети садятся за логопедический стол.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Отгадывание загадок.

Артикуляционный уклад звуков [с-ш]. -Послушайте первую загадку.

У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силён, но добродушен,

-Правильно слон! А какой первый звук в этом слове?

-Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?

-Послушайте другую загадку.

Не ведая на ком.

Правильно, шапка, а какой первый звук в этом слове?

-Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [ш]?

-Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки, зайчата теперь обязательно с нами попутешествуют.

-Послушайте о них рассказ.

Звук [с].

Когда мы произносим звук [с] губы улыбаются, между зубами небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.

Звук [ш].

Губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью, язык поднят вверх, к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхнем коренным зубам, воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.

2 часть основная Цель: Закрепить умение произносить звуки [с-ш] в слогах, словах, словосочетаниях,предложениях.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми.

Развитие подвижности артикуляционного

аппарата,совершенствование артикуляционной моторики. -Жили были два зайчонка, Степашка и Шустрик. Они были очень весёлыми и выглядывали в окошечко. Зайчата были сладкоежками и любили пить чай из своих любимых чашечек.

-И обязательно с вкусным вареньем.

-Зайчата любили качаться на качелях.

-И перед сном обязательно чистили зубки.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. «Лопаточка»-рот открыт. Язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка»-рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.

«Вкусное варенье»-улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

«Качели»-улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз»-отпустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два»-поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

«Почистим зубы»-рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику.

Изолированное произношение звуков [c-ш].

– Зайчата приглашают нас на прогулку, Закройте глазки и представьте, что мы в лесу, где живут зайчата. Откройте глазки, покажите, какие там большие деревья.

Подул тёплый ветерок, ш-ш-ш-ш, зашелестели листья.

-Подул холодный ветер, закачались сосны, с-с-с-с.

-Давайте вспомним, как шумела листва от теплого ветерка.

-Как подул холодный ветер?

-Итак, какие звуки сегодня мы будем повторять?

Дети поднимают руки вверх.

Дети шевелят пальчиками и повторяют звук ш-ш-ш-ш.

Дети покачивают и машут руками, повторяют звук с-с-с-с.

Звуки [с-ш].

Проговаривание слогов и слоговых рядов.

Дидактическая игра, «Скажи наоборот». -Давай послушаем, о чём шепчутся зайчата на полянке.

-Я проговариваю цепочку слогов, ребята повторяют.

-А теперь поиграем с зайчатами в игру «Скажи наоборот».

Читайте также:
Педагогический проект: Игрушка, Игра, Социальный опыт

-Я дарю вам слог со звуком [с], а кто получит мяч, должен вернуть его со звуком [ш].

-А теперь поиграем со словами.

Дети повторяют слоговые цепочки.

Развитие фонематического слуха. -В лесу, за деревцем, спрятались звуки, вы должны их отгадать. Хлопните в ладоши, если слышите слова со звуком [с].

-Салат, шапка, салют, песок, сумка, рубашка, сыр, шило.

-А теперь хлопните, если услышите слова со звуком [ш].

-Шум, сон, шутка, суп, шапка, салфетка, шило, сушка. шляпа, стекло, шмель.

Дети хлопают в ладоши в зависимости от названного звука.

Динамическая пауза – Вы наверное устали. Давайте поиграем. Игра называется «Две сороконожки».

Бежали по дорожке.

Друг дружку повстречали

Так друг дружку обнимали,

Что мы ели их разняли Дети встают, проговаривают текст и выполняют движения в соответствии с текстом.

Определение позиции звука в словах. -Вышли зайчата на полянку и нашли коробку с картинками. Чтобы никого не обидеть, решили картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмёт себе Степашка?

-А картинки с каким звуком возьмёт шустрик?

-Давайте поможем зайчатам определить позицию звуков в словах.

Ребята, а нам не встретились слова, чтобы звуки [с] и [ш] стояли в конце слова. Придумайте такие слова.

-Но играть вместе интереснее, поэтому зайчата стали раскладывать картинки парами. Давайте поможем им это сделать.

-Со звуком [с].

-Со звуком [ш].

-Дети называют картинки, определяя в них наличие звуков [с] или [ш]. И определяя позицию звуков. Начало, середина, конец.

Дети называют слова со звуками [с] и [ш] в конце слова.

-Душ, малыш, мышь, поднос, насос, пылесос.

Работа с уровнем обобщений.Перед детьми раскладываю картинки: машина, слива, рубашка, шкаф, стакан, кошка, сова, самолёт, груша, сарафан, стул, чашка, свинья, кукушка.

Дети раскалывают картинки парами, называя их и,отвечая на мой вопрос:

Что это? Или кто это?

Дети дают каждой паре слов обобщающее понятие:

Транспорт, фрукты и т. д

Дидактическая игра «Что изменилось».Развитие зрительного внимания. Отвлеклись зайчата, а проказник – ветер взял и перевернул некоторые картинки. Я переворачиваю один столбик картинок.

Рядом с машиной нет чего?

-Рядом с кошкой нет кого?

Правильно названные картинки переворачиваются. Таким образом восстанавливаются все пары.

Составление словосочетаний. -А теперь зайчата, наши выдумщики, решили поиграть с картинками. Придумайте признак к каждому слову. Слива какая? и т. д

Овальная, синяя, вкусная…

Составление предложений по картинкам. -А ещё зайчата любят придумывать предложения. Давайте им поможем составить предложения, не забывая правильно произносить звуки [с] и [ш]. Ребята составляют предложения, используя картинки.Например: я налила чай в стакан. По дороге едет машина.

Игра «Четвёртый лишний». Зайчата предлагают тебе поиграть в игру «Четвёртый лишний». Найди в каждом ряду лишнюю картинку и объясни выбор. Детям предлагаются ряды картинок.

Помидор, огурец, вишня, капуста

-Белка, заяц, ёж, кошка

-Стол, стул, поднос, кровать

-Собака, лиса, барсук, белка

Ребёнок находит в каждом ряду лишнюю картинку и объясняет свой выбор.

Работа с чистоговорками. -А теперь поиграем игру «Смешилки». Зайчата наши шутники и придумывают смешные предложения. Найдите и исправьте ошибки.

-Я читаю предложения.

Наша мышка поймала кошку.

Ландыши нашли Наташу.

Бусы носят Соню.

Пора зайчатам возвращаться домой, а чтобы им было не скучно, давайте вместе с ними повторим чистоговорки.

Ша-ша-ша мы шагаем не спеша.

Са-са-са голубые небеса.

Ши-ши-ши наши зайки хороши.

Ошка-ошка-ошка мама смотрит нам в окошко.

Дети озвучивают исправленные предложения.

Дети повторяют чистоговорки.

3 часть – заключительная.Цель: выход из деятельности, уход детей в группу.

Анализ выполнения заданий -Мама встретила зайчат. Каждого зайчонка гладит по голове и ласково говорит (я говорю слова одному из зайчат, ребёнок эти же слова повторяет другому).

Послушный, смешной, шустрый, пушистый.

Пора прощаться с зайчатами. А какие звуки помогали нам сегодня путешествовать с зайчатами?

-Чему мы сегодня учились на занятии? .

-Звуки [с] и [ш].

-Чётко и правильно произносить звуки [c] и [ш] и различать их на слух.

Создание у ребёнка ситуации успеха, поддержание интереса к последующим индивидуальным занятиям. На сегодня наше занятие окончено, а зайчата хотят вас угостить сушками. Дети берут сушки и идут в группу.

«Дифференциация согласных звуков в словах». Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи “Собери цветок” Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Читайте также:
Конспект занятия 'Путешествие по Москве'

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

«Дифференциация звуков [с] – [ш]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.

Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.

Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Упражнять в пересказывании небольшого текста.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_fonetiko.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] (подготовительная группа).

  1. Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.
  2. Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.
  3. Учить определять позицию звука в слове.
  4. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.
  5. Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
  6. Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  8. Упражнять в пересказывании небольшого текста.
  1. Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
  2. Мячик.
  3. Игрушки: гномик Шумка и Самоделкин.
  4. Наборное полотно.
  5. Колокольчик.
  1. Слова, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш].
  2. Скороговорки.
  3. Слова – паронимы.
  1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята! Я сегодня шла к вам в сад и мне повстречались гномик Шумка и Самоделкин. Они передали вам загадки и просили отгадать их. И еще они пообещали прийти к вам в гости.

Когда апрель берет свое

И ручейки бегут, звенят

Я прыгаю через нее,

А она через меня

– Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.

Не ведая на ком.

– Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове – отгадке.

У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.

Твой хвостик я в руке держу,

Ты полетишь – я побегу.

– Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.

– Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Шумка и Самоделкин будут очень довольны.

  1. Сообщение темы занятия.

– Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?

– Звук [с] и звук [ш].

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] – [ш] на слух и учиться правильно их произносить.

  1. Актуализация имеющихся знаний у детей.

– Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?

– Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

– А при произнесении звука [ш]?

– Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.

– Что мы можем сказать про эти звуки?

– Они согласные, глухие, твердые.

– Правильно, звуки [с] – [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.

  1. Дидактическая игра «Поймай звук».

– Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.

ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.

– А теперь давайте также поиграем, только со словами.

ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

– Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].

СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ

  1. «Речевая зарядка».

– У гномика Шумки очень хорошая память и он помнит все телефонные номера своих друзей. Ребята, я буду называть слоги, а вы повторяйте их за мной.

СА-ША-СА ШО-СО-ШО УС-УШ-УС АШ-ОС-УШ

ША-ША-ША – мама моет малыша.

ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СО-СО-СО – у Вовы Колесо.

  1. Пальчиковая гимнастика.

– Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».

Бежали по дорожке

Друг друга повстречали

Так друг друга обнимали,

Что мы еле их разняли.

  1. Дидактическое упражнение «Измени слово».

– А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.

Сутки – шутки каска – кашка

Марс – марш миска – мишка

Басня – башня маска – Машка

  1. Отработка согласования прилагательных с существительными.

– А теперь подумайте, про что можно сказать…

ШЕРСТЯНОЙ (свитер, шарф);

ШЕРСТЯНЫЕ (носки, рукавицы);

ШЕРСТЯНАЯ (шаль, накидка);

ШЕРСТЯНОЕ (платье, одеяло).

СМЕШНОЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.

ДУШИСТЫЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.

  1. Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.

– Ребята, назовите профессию человека, который…

Играет в шахматы –

Играет в футбол –

Играет на пианино –

Играет в баскетбол –

Играет в хоккей –

  1. Физкультминутка.

– Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.

Мы по лесу шли – шли,

Только шишку нашли.

Дети дальше побежали

И лягушку повстречали.

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки.

  1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

– Шумка и Самоделкин очень любят превращать все слова в ласковые. И хотят поиграть вместе с вами. Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].

  1. Дидактическое упражнение «Отгадай слово».

– Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].

  1. Дидактическая игра «Подари картинки»

– Ребята, Шумке и Самоделкину друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?

– Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Самоделкину, а какие гномику Шумке, и почему?

– Самоделкин любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Самоделкин» слышится звук [с]. А гномик Шумка любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Шумка» слышится звук [ш].

  1. Дидактическая игра «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на эти картинки, давайте их еще раз назовем (дети называют картинки). А теперь закройте глаза. Чего не стало? (дети отвечают). Еще раз закройте глаза. Какие картинки поменялись местами? (дети отвечают). Шумка и Самоделкин говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и говорят что придут к вам обязательно еще раз.

  1. Пересказ рассказа «Пушок и Машка».

– Когда Шумка и Самоделкин уходили, они оставили вам рассказ. Послушайте его внимательно.

«У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке».

– У Саши собака пушок.

– У Даши кошка Машка.

– Что любит Пушок?

– Что любит машка?

– Она любит мышек.

– Пушок спит у Сашиных ног.

– Машка спит на кушетке.

– Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Во что играли с Шумкой и Самоделкиным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Конспект фронтальных занятий по темам: ” Звук и буква А”, “Звук и буква У”, “Дифференциация звуков А-У”

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе для обучающихся с нарушением интеллекта по теме:

«Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»

Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.

1.Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].

2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.

3. Определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса обучающихся.

Стимулирование обучающихся к полным речевым высказываниям посредством различных упражнений.

Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.

Формирование контроля обучающихся за собственной речью.

Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: проектор, тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент:

– Здравствуйте! Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок.

Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы.

Чтобы четко произносить звуки, надо потренировать свой язычок. Выполним артикуляционную гимнастику: ( Слайд 2)

Зубы ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем…..

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Горка». «Киска сердится»

Превратился в кошку

Выгнул круто спинку –

И в постельку лёг.

Язык широкий положи,

А края приподними,

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.

Красить потолок пора

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Наш маляр работе рад.

«Чистим зубки»

Не темнели чтоб они.

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Как лошадка пробегает,

язычок наш тоже знает.

Цок, цок, цок да цок –

Скачет, скачет язычок.

Дыхательная гимнастика:

А теперь мы не спеша

Будем правильно дышать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

(упражнение глубокого вдоха через нос, а выдоха через рот).

Подготовка к введению в тему:

– Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он просит вашей помощи, помогите ему отгадать загадки и назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на занятии.

Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
(сосулька)

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Выделение первого звука из слов – отгадок (слайд 3).

Определение темы занятия:

Сегодня на занятии мы будем различать «Звуки С-Ш», слышать и проговаривать эти звуки в слогах, в словах. (слайд 4).

Основная часть.

1.Возьмите зеркала и попробуем уточнить правильную артикуляцию звука С.

Давайте посмотрим, профиль звука «С» (слайд 5)

– Какое положение принимают губы при произнесении звука «С»? (губы в улыбке).

– При произнесении звука, где находится язык? (у нижних зубов).

– Если поднести ладони ко рту и произносить звук «С», мы ощущаем?

(холодную воздушную струю).

А теперь про звук «Ш». (слайд 6). Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

2.- Давайте дадим им характеристику: согласный или гласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий (используя сигнальные карточки).

– Предлагаю прослушать звуки, которые издаются в окружающем мире: шуршат на дереве листы, насос свистит. Какие звуки они издают?

3. Игра «Шифровальщик». Незнайка принес телеграмму и просит вас, ребята, ее расшифровать. (слайд 7)

Стрелочка указывает вверх, что нужно произносить звук «ш», а вниз звук «с».

IV. Дифференциация звуков на уровне слога и слова. «Повторяй за мной». Чтение слоговых таблиц (слайд 8)

Проговариваем чистоговорки хором:

СА-СА-СА – под сосной идёт лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

VI. Игра на развитие фонематического слуха. Игра «Не ошибись». Перед вами картинки, Обведите зеленым карандашом те картинки, в которых слышится звук «С».

А синим, в котором слышится звук «Ш».

Картинки: сани, мешок, парус, носок, шуба, колесо, машина, цыпленок, труба, мышь, подушка, сосна.

– Какие картинки лишние? (цыпленок, труба)

VII. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: (слайд 9)

VIII. Игра «Посчитаем». (слайд 10)

Незнайка предлагает посчитать предметы от 1 до 5.

1 шапка, 2 шапки и т.д.

1 карандаш, 2 карандаша и т.д.

1 мышь, 2 мыши и т.д.

IX. «Исправь ошибку». Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

X. Итог занятия. Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали?

-Что вам понравилось на занятии?

-Как ты оценишь свою работу? С помощью смайликов. Если ты доволен работой подними – радостного, не совсем справился с заданиями – грустного.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

I. Организационный момент.

– Заходит ребёнок, здоровается!

– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.

– Она сказала, что зовут её Фафа.

– Ты слышала когда – либо такое имя?

– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

– Поможем ей в этом?

– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

– И вот первое задание.

– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? (Саша).

– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

– Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

– Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

– Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.

– Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

Са – ша со – шо су – шу
Сы – ши ста – шта спа – шпа
Сма – шма сла – шла сна – шна
Сутки – шутки миска мишка
Каска – кашка касса – каша
Маска – Машка плюс – плюш

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

– Необходимо выложить схему имени – Саша.

– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

– Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

Клоун – это …… У сосны огромный …………..
Кошка съела бедную …….. Снегурочка подарила Маше ……
Малыш ест вкусную ……. У солдата большая ……..

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

– Назови звуки пропущенные в словах?

– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Конспект логопедического занятия по теме: “Дифференциация согласных звуков [с]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях”

Разработка фронтального логопедического занятия для учащихся 1-х классов с ТНР (вариант 5.1.)

Содержимое разработки

Цели и задачи урока:

Учить различать согласные звуки и буквы, смешиваемые в устной речи и на письме.

Уточнить представление об артикуляционном укладе звуков С, Ш.

Развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Развивать психические функции (зрительную память, слуховое внимание).

Оборудование:

Предметные картинки к словам со звуками (С) и (Ш).

Проектор, интерактивная доска.

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Поздоровайтесь.

Приготовьтесь выполнять сопряженную гимнастику! Но вначале давайте скажем, для чего нам нужно ее выполнять? (чтобы красиво и четко говорить, правильно произносить звуки)

1. Дыхательное упражнение «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав ды­хание.

Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт вы­доху опускаются вниз через стороны.

2. Дыхательное упражнение «Свеча». Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

3.« Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ла­донями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

4.«Трубочка» — одновременно с длительным и протяж­ным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубоч­кой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в сто­роны.

5.Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук – И, У

6. «Часики» – руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

7.«Лошадка» — прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимают­ся и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

8. «Ножницы» – “Дощечка” – “Кулачок”

«Ножницы – пальцы силой разведены

«Дощечка» – плотно прижаты друг к другу

«Кулачок» – пальцы с силой сжимаются в кулаки по команде логопеда, которые подаются в быстром темпе.

9. «Мир-окей»

Подготовка к восприятию нового материала.

– Сядет тот, кто назовет слово ласково:

Стих- стишок трус-

Смех – пастух –

Саша – солнце –

стекло – старуха –

– Попробуйте отгадать, с какими звуками мы будем сегодня работать.

Выделите 1-ый звук в кличке собаки? (Ш)

Назовите 6-ой звук в кличке кота? (С)

Объявление темы и целей занятия

– Кто догадался, какая тема нашего урока? (С-Ш)

Тема: «Различение звуков С – Ш» (открываю запись на доске)

– Что мы будем делать с этими звуками? (учиться правильно их произносить, выделять эти звуки в слогах, словах, сравнивать между собой, обозначать на письме буквами)

Задачи: учиться правильно произносить, выделять на слух в словах, различать, обозначать на письме (задачи вывешиваются на доске)

Артикуляционная характеристика звуков С-Ш

Сравнительный анализ звуков

Артикуляционная характеристика звука С.

Предлагаю спеть песенку ветра и произнести звук С. (Артикуляционный профиль на доске)

При произнесении звука С:

-зубы сближены «заборчик»,

– кончик языка упирается в нижние зубы,

– воздушная струя – узкая, холодная

– голосовые связки – не работают.

Артикуляционная характеристика звука Ш.

А сейчас спойте песенку змеи (Ш-ш-ш)

(Артикуляционный профиль на доске)

-Что заметили? (При произнесении звука Ш

– зубы сближены «заборчик»,

– язык поднимается вверх в форме «чашечки»,

– воздушная струя – широкая, теплая.

– голосовые связки – не работают.

Сравнительная характеристика звуков С-Ш

– Чем похожи, чем отличаются эти звуки?

Узнавание звука по условным обозначениям.

Упражнение «Звуковые дорожки»

Пройти звуковые дорожки по стрелкам, произнося звуки в соответствии с условными обозначениями (песенка ветра – песенка змеи, холодная и теплая возд.струя.)

Работа со скороговоркой

Речевая разминка

Шесть мышей несли 6 грошей

-Прочитаем скороговорку вместе.

– Произнесите с веселой (грустной) интонацией.

– Произнесите в ускоренном темпе.

– Скажите очень быстро.

Повтори слоги. Помогай себе ладошкой: на звук С –ладошка внизу, так же как и язычок, на звук Ш – ладошка вверху, так же как и язычок вверху!

Са-ша, ша-са, са-ша-са , ша-са-ша, са-ша-ша, са-са-ша,ша-са-са, ша-са-ша-са.

Помогите Шарику и Матроскину убраться в доме. В шкафу должны быть предметы, в названиях которых есть звук [Ш], а на столе предметы, в названиях которых есть звук [С]». Называем слово, выделяем дежурный звук и определяем позицию звука в слове.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Соотнесение звуков и букв

– Какими буквами на письме обозначаются дежурные звуки? Назовите их правильно. (Эс, Ша)(Вывешиваются на доску печатные буквы Сс Шш)

Ребята, ваши ассоциации, на что похожи обе буквы? (С – бублик, половинку буквы О, Ш – на расческу…

Кто может показать, где живут в алфавите дежурные буквы.

Показ прописных букв.

Нарисуйте эти буквы закрытыми глазами в воздухе.

Работа в тетради

Давайте запишем буквы С и Ш в тетрадь.

Тетрадь получит тот, кто ответит на мой вопрос

Какое сегодня число…?

Какой день недели…?

Какая часть суток…?

Какое время года…?

Назовите весенние месяцы…?

Сегодня вторник, а завтра будет…?

А вчера был какой день недели…?

Откройте тетради. Запишите число.

Расшифруйте запись на доске.

Запишите буквы С и Ш, опираясь на стрелки.

Игра «Лишний фрукт»

Найдите лишний фрукт, объясните свой выбор.

Груша (так как в остальных словах, слышится звук С)

Слива (так как она фиолетовая, остальные фрукты желтые)

Запишите слово в тетрадь, сделайте звуко-буквенный анализ ( 2 человека у доски)

Сколько в слове гласных?

-Сколько согласных?

-Назови 4 звук.

-Назови все звуки по – порядку.

-Назови количество слогов.

Сколько букв, звуков?

Сколько в слове гласных?

-Сколько согласных?

-Назови 1 звук.

-Назови все звуки по – порядку.

-Назови количество слогов.

Сколько букв, звуков?

Пальчиковая гимнастика (массаж)

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

Садимся на места. Продолжаем работать.

Работа в парах (на карточках)

Составьте словосочетания, соединив стрелочкой подходящие по смыслу слова. Вставьте пропущенные буквы С и Ш.

Запишите первые три словосочетания в тетрадь. Букву С подчеркните, букву Ш выделяем в кружок.

Итог занятия. Рефлексия.

– К сожалению, наше занятие заканчивается.

О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

Какие задачи мы перед собой ставили?
– Что мы о них узнали?
Какую подсказку мы придумали, чтобы не путать эти звуки и буквы?

-Что понравилось на уроке? Что было сложно?

«Я сегодня работал лучше, чем обычно»

«Я доволен своей работой»

«Я мог бы работать лучше»

– А мне понравилось, что вы старались и очень хорошо работали на уроке.

Матроскин и Шарик приготовили для вас сюрприз!(сладкий сюрприз)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: