Дифференциация звуков (С, Ш) – конспект логопедического занятия

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия “Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях”

Трофимова Н.Н.
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР – д/с № 116

Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.

-уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу.

– развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

– воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.

-предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка.

-Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?

-А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?

-Мне пришло письмо от Сони и Шурика. В своем письме они просят о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем?

2.Выделение первого звука в словах.

-Скажи, какой первый звук ты слышишь в словах «Соня» и «Шурик».

-Сегодня мы поучимся различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях.

3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш.

-Звуки С и Ш какие они?

[С] – согласный, твёрдый, глухой.

[Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

4.Игровое упражнение «Повтори».

-Слушай внимательно, повторяй старательно.

5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.

-Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш.

-с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д.

6.Отгадывание слов с пропущенными звуками.

-На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.

(..апка,…уба. умка. ова. ахматы. каф.)

7.Деление слов на слоги.

-Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т.д.

(кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка).

8.Игровое упражнение «Найди пару».

-Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.

9.Игровое упражнение «Выдели слово».

-Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи фломастером .Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи фломастером эту картинку.

10.Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.

«У порога плачет, когти прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет». (Кошка).

-Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.)

-Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.)

11.Согласование существительных с прилагательными.

-Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки.(снег, одеяло, зайчики).

-Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны).

12.Анализ с синтез слов «суп», «шум».

-Все кошки любят молочный суп, составь схему слова «суп».

Раздор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.

-Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает ….

-Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М.(шум)

Читайте также:
Развитие фонематических процессов у дошкольников

Анализ и синтез слова «шум».Разбор схемы слова.

13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту.

-Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.

«У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».

-Попробуй сама пересказать рассказ.

-Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Соне и Шурику. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы.

-Чары рассеяны мы справились!

-Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?

«Дифференциация звуков [с] – [ш]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.

Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.

Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Упражнять в пересказывании небольшого текста.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_fonetiko.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] (подготовительная группа).

  1. Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.
  2. Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.
  3. Учить определять позицию звука в слове.
  4. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.
  5. Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
  6. Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  8. Упражнять в пересказывании небольшого текста.
  1. Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
  2. Мячик.
  3. Игрушки: гномик Шумка и Самоделкин.
  4. Наборное полотно.
  5. Колокольчик.
  1. Слова, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш].
  2. Скороговорки.
  3. Слова – паронимы.
  1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята! Я сегодня шла к вам в сад и мне повстречались гномик Шумка и Самоделкин. Они передали вам загадки и просили отгадать их. И еще они пообещали прийти к вам в гости.

Когда апрель берет свое

И ручейки бегут, звенят

Я прыгаю через нее,

А она через меня

– Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.

Не ведая на ком.

– Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове – отгадке.

У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.

Твой хвостик я в руке держу,

Ты полетишь – я побегу.

– Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.

– Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Шумка и Самоделкин будут очень довольны.

  1. Сообщение темы занятия.

– Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?

– Звук [с] и звук [ш].

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] – [ш] на слух и учиться правильно их произносить.

  1. Актуализация имеющихся знаний у детей.

– Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?

– Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

– А при произнесении звука [ш]?

– Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.

– Что мы можем сказать про эти звуки?

– Они согласные, глухие, твердые.

– Правильно, звуки [с] – [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.

  1. Дидактическая игра «Поймай звук».

– Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.

ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.

– А теперь давайте также поиграем, только со словами.

ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

– Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].

СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ

  1. «Речевая зарядка».

– У гномика Шумки очень хорошая память и он помнит все телефонные номера своих друзей. Ребята, я буду называть слоги, а вы повторяйте их за мной.

СА-ША-СА ШО-СО-ШО УС-УШ-УС АШ-ОС-УШ

ША-ША-ША – мама моет малыша.

ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СО-СО-СО – у Вовы Колесо.

  1. Пальчиковая гимнастика.

– Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».

Бежали по дорожке

Друг друга повстречали

Так друг друга обнимали,

Что мы еле их разняли.

  1. Дидактическое упражнение «Измени слово».

– А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.

Сутки – шутки каска – кашка

Марс – марш миска – мишка

Басня – башня маска – Машка

  1. Отработка согласования прилагательных с существительными.

– А теперь подумайте, про что можно сказать…

ШЕРСТЯНОЙ (свитер, шарф);

ШЕРСТЯНЫЕ (носки, рукавицы);

ШЕРСТЯНАЯ (шаль, накидка);

ШЕРСТЯНОЕ (платье, одеяло).

СМЕШНОЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.

ДУШИСТЫЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.

  1. Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.

– Ребята, назовите профессию человека, который…

Играет в шахматы –

Играет в футбол –

Играет на пианино –

Играет в баскетбол –

Играет в хоккей –

  1. Физкультминутка.

– Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.

Мы по лесу шли – шли,

Только шишку нашли.

Дети дальше побежали

И лягушку повстречали.

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки.

  1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

– Шумка и Самоделкин очень любят превращать все слова в ласковые. И хотят поиграть вместе с вами. Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].

  1. Дидактическое упражнение «Отгадай слово».

– Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].

  1. Дидактическая игра «Подари картинки»

– Ребята, Шумке и Самоделкину друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?

– Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Самоделкину, а какие гномику Шумке, и почему?

– Самоделкин любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Самоделкин» слышится звук [с]. А гномик Шумка любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Шумка» слышится звук [ш].

  1. Дидактическая игра «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на эти картинки, давайте их еще раз назовем (дети называют картинки). А теперь закройте глаза. Чего не стало? (дети отвечают). Еще раз закройте глаза. Какие картинки поменялись местами? (дети отвечают). Шумка и Самоделкин говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и говорят что придут к вам обязательно еще раз.

  1. Пересказ рассказа «Пушок и Машка».

– Когда Шумка и Самоделкин уходили, они оставили вам рассказ. Послушайте его внимательно.

«У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке».

– У Саши собака пушок.

– У Даши кошка Машка.

– Что любит Пушок?

– Что любит машка?

– Она любит мышек.

– Пушок спит у Сашиных ног.

– Машка спит на кушетке.

– Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Во что играли с Шумкой и Самоделкиным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Конспект фронтальных занятий по темам: ” Звук и буква А”, “Звук и буква У”, “Дифференциация звуков А-У”

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе для обучающихся с нарушением интеллекта по теме:

«Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»

Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.

1.Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].

2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.

3. Определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса обучающихся.

Стимулирование обучающихся к полным речевым высказываниям посредством различных упражнений.

Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.

Формирование контроля обучающихся за собственной речью.

Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: проектор, тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент:

– Здравствуйте! Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок.

Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы.

Чтобы четко произносить звуки, надо потренировать свой язычок. Выполним артикуляционную гимнастику: ( Слайд 2)

Зубы ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем…..

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Горка». «Киска сердится»

Превратился в кошку

Выгнул круто спинку –

И в постельку лёг.

Язык широкий положи,

А края приподними,

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.

Красить потолок пора

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Наш маляр работе рад.

«Чистим зубки»

Не темнели чтоб они.

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Как лошадка пробегает,

язычок наш тоже знает.

Цок, цок, цок да цок –

Скачет, скачет язычок.

Дыхательная гимнастика:

А теперь мы не спеша

Будем правильно дышать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

(упражнение глубокого вдоха через нос, а выдоха через рот).

Подготовка к введению в тему:

– Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он просит вашей помощи, помогите ему отгадать загадки и назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на занятии.

Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
(сосулька)

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Выделение первого звука из слов – отгадок (слайд 3).

Определение темы занятия:

Сегодня на занятии мы будем различать «Звуки С-Ш», слышать и проговаривать эти звуки в слогах, в словах. (слайд 4).

Основная часть.

1.Возьмите зеркала и попробуем уточнить правильную артикуляцию звука С.

Давайте посмотрим, профиль звука «С» (слайд 5)

– Какое положение принимают губы при произнесении звука «С»? (губы в улыбке).

– При произнесении звука, где находится язык? (у нижних зубов).

– Если поднести ладони ко рту и произносить звук «С», мы ощущаем?

(холодную воздушную струю).

А теперь про звук «Ш». (слайд 6). Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

2.- Давайте дадим им характеристику: согласный или гласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий (используя сигнальные карточки).

– Предлагаю прослушать звуки, которые издаются в окружающем мире: шуршат на дереве листы, насос свистит. Какие звуки они издают?

3. Игра «Шифровальщик». Незнайка принес телеграмму и просит вас, ребята, ее расшифровать. (слайд 7)

Стрелочка указывает вверх, что нужно произносить звук «ш», а вниз звук «с».

IV. Дифференциация звуков на уровне слога и слова. «Повторяй за мной». Чтение слоговых таблиц (слайд 8)

Проговариваем чистоговорки хором:

СА-СА-СА – под сосной идёт лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

VI. Игра на развитие фонематического слуха. Игра «Не ошибись». Перед вами картинки, Обведите зеленым карандашом те картинки, в которых слышится звук «С».

А синим, в котором слышится звук «Ш».

Картинки: сани, мешок, парус, носок, шуба, колесо, машина, цыпленок, труба, мышь, подушка, сосна.

– Какие картинки лишние? (цыпленок, труба)

VII. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: (слайд 9)

VIII. Игра «Посчитаем». (слайд 10)

Незнайка предлагает посчитать предметы от 1 до 5.

1 шапка, 2 шапки и т.д.

1 карандаш, 2 карандаша и т.д.

1 мышь, 2 мыши и т.д.

IX. «Исправь ошибку». Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

X. Итог занятия. Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали?

-Что вам понравилось на занятии?

-Как ты оценишь свою работу? С помощью смайликов. Если ты доволен работой подними – радостного, не совсем справился с заданиями – грустного.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”

Конспект лоопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ш”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”»

Тема: Дифференциация звуков [С]- [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. («Путешествие в сосновый лес»).

Цель: закрепить правильное произношение слов, словосочетаний и предложений со звуками [С] – [Ш] .

1. Коррекционно – обучающие:

– развитие умения выделять звуки [С], [Ш] на фоне слова, словосочетания, предложения;

– совершенствование навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

– формирование грамматического строя речи.

2. Коррекционно – развивающие:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

– развитие речевого дыхания;

– развитие чувства ритма, зрительно-пространственной ориентации;

3. Коррекционно – воспитательные:

– формирование положительной мотивации к занятиям;

– воспитание умения выполнять задание по инструкции;

– воспитание самоконтроль за речью.

Оборудование: массажный шарик «Су-Джок» предметные картинки со звуками [С], [Ш], табличка с текстом, шишки для счета, куклы Миша и Соня.

работа со скороговорками

II. Сообщение темы занятия

соотнесение звука и буквы

IV Работа с ритмизованной строкой

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

VI Игра «Посчитай-ка»

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Ход занятия:

I. Оргмомент

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли две куклы. Их имена ты узнаешь, разгадав ребусы. Чтобы приступить к нашему занятию, нужно поработать со скороговорками. (Логопед предлагает повторить скороговорки и назвать наиболее часто повторяющиеся в них звуки)

работа со скороговорками

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Логопед: Давай вспомним, какие звуки часто повторялись в скороговорках.

Ребёнок: Часто повторяющиеся звуки в скороговорках [С] и [Ш].

Логопед: Молодец! Осталось узнать имена наших гостей.

решение ребусов

Логопед: Решаем ребусы. Выделяем первый звук из названия картинок.

Шишка, утка, рак, арбуз – Шура

Слон, ослик, нитки, автобус – Соня

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как ты думаешь, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Ребёнок: Мы сегодня будем учиться различать звуки [С] и [Ш].

Логопед: Давай вспомним характеристику звуков.

[С] – согласный, глухой, твёрдый.

[Ш]- согласный, глухой, твёрдый.

2) соотнесение звука и буквы

III Физминутка

Логопед: Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

(быстро – быстро шевелит пальчиками)

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

(покачивается и машет руками)

Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

IV Работа с ритмизованной строкой

Логопед: Сначала громко произносятся слоги, тихо – слова. Потом наоборот.

ша-ша-ша – наша Маша хороша

шо-шо-шо – как мне хорошо

шу-шу-шу – в школу я спешу

ши-ши-ши – вот какие малыши

са-са-са – прилетела к нам оса

со-со-со- вот какое колесо

су-су-су – сумку я несу

сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Логопед даёт образец, а ребёнок повторяет.

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

Логопед: Что же здесь случилось? Соня и Шура придумали слова со звуками [С] и [Ш], но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем ребятам вернуть звуки на место и разделить слова на слоги и поставить ударение.

Игра «Четвёртый лишний»

. ишка, .ум, о.а, мы.ка

. ова, ма.ина, . орока, .урок

ти.ина, .ук, .о.на, .умка.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему?

VI Игра «Посчитай-ка» (Умение согласовывать числительное с существительным)

Одна шишка, две шишки….

Одна сумка, две сумки…..

VII Физминутка

Су-Джок терапия (массаж пальцев эластичным кольцом) поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

Логопед: А теперь, чтобы нам прийти на лесную опушку, надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –

Понес мешок с песком.

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Логопед: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!

(картина с изображением соснового леса)

Послушай текст и назови слова, в которых встречаются звуки [С] и [Ш].

Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.

Соня и Миша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

X Итог занятия

Логопед: Вот мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой возьми сосновую шишку.

XI Рефлексия

Логопед: Всё ли у тебя получилось? Какое задание тебе больше всего понравилось? Ты молодец!

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш].

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) – (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

1. Организационный момент.

Л – д: – Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: – Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) – (ш) в изолированном звучании.

Л – д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс .

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш .

а) Игра: «Солнышко – ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л – д: – Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш . )

Как в роще ручей журчит? (Ссс . )

Как оса в саду жужжит? (Сссс . )

Как шумят у птицы крылья? (Шшш . )

В море синем паруса (шшшш . )

И пшениченька шумит (шшшш . )

И листочек шелестит (шшшш . )

И оса кусается (сссс . )

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л – д: – Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Кончик языка – за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко – отдыхает, спит.

Губы – круглые как калачик.

Язык – круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Л – д: – Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л – д: – Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) – шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л – д: – Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) – зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Прыг – скок, прыг – скок,

Не поймаешь паучок.

Л – д: – Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) – синим,

Звук (ш) – зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л – д: – Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

Са – сани Ша – шапка

Со – сова Шо – шорты

Это – серп Ши – шило

Сы – сыр Ша – шарф

Л – д: – Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) – синяя фишка, звук (ш) – зеленая фишка,

Громкие звуки – красная фишка.

я – са аш – ас аша – аса шпа – спа

что – со ош – ос ошо – осо шпу – вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л – д: – Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л – д: – Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

кашка – каска каша – касса

нас – наш вам – ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш . ), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс . ). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л – д: – У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л – д: – Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Дополните предложения, подобрав правильное слово

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

галина кузина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

ЦЕЛЬ. Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С, (Ш) в слогах, в словах, во фразах.

• развитие фонематического восприятия;

• развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

• формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

• формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• стимулирование детей к речевым высказыванием;

• воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование: игрушки (кошка, собачка, картинки со звуками (С-Ш, пособия для дыхательной гимнастики

Ход занятия.

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки).

Подул теплый ветерок : Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.

(Дети быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)

Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны

(Дети покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.

(Дети расслабляются)

Снова подул ветер.

(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

2. Сообщение темы занятия.

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

Как подул холодный ветер? (С-С-С)

Сегодня мы будем повторять звуки С-Ш. К нам пришли гости,отгадайте кто:

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу» (Собачка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.» (Кошка)

Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? (Ответы детей)

Собачка и кошка хотят с вами поиграть. Давайте разомнемся.

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

4. Дыхательная гимнастика

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.

5. Произношение звуков С-Ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори»

СА-СА-ША СО-СО-ШО АША – АСА- АША

ШИ-СЫ-ШИ СУ-ШУ-СУ АШИ-АСЫ-АСЫ

АШ-АШ-АС УС-УШ-УС АШ-АС-АС

6. Произношение звуков С-Ш в словах

Игра «Наоборот»

САШКА-ШАШКА ШОК-СОК ШУТ-СУД

ШУТКИ-СУТКИ ВАШ – ВАС УШИ-УСЫ

ПОШЕЛ – ПОСОЛ ШИФОН-СИФОН ШКАЛА-СКАЛА

КАШКА-КАСКА МИШКА-МИСКА БАСНЯ-БАШНЯ

Игра «Подарим картинки собачке и кошке»

(Набор картинок со звуками (С) (Ш).)

7. Физминутка «Кошка»

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»

8. Произношение звуков в чистоговорках

Давайте вспомним чистоговорку про кошку.

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка ушла с окошка»

А сегодня мы выучим новую чистоговорку

«Мы купили кошке к празднику сапожки,

Причесали ей усы, сшили новые штаны»

9. Словообразование. Рифмовки-путаницы.

Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку». Саша ела «каску»

На виду у детворы Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»

10 Произношение звуков с, ш в предложениях.

Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах.

1. Кто ведёт поезд? машинист

2. Что светит днём? солнышко

3. Как называется человек, который пасёт стадо? пастушок

4. Чем покрыто тело кошки, собаки? шерстью

5. Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? сушки

6. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

7. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

8. Как называется дорога, по которой едут машины? шоссе

11. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук (С, поднимите руку, если услышите звук (Ш).

Называются слова: мишка, маска, сын, сабля. машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки

12 Итог занятия

Ребята, кошке и собачке очень понравилось, как вы с ними играли, они еще придут к вам в гости. А вам в какие игры понравилось играть? (Ответы детей)

Вы сегодня проговаривали слоги и слова, подбирали подходящие слова к стихотворениям, учили чистоговорки, играли в разные игры.

Зачем мы это всё делали?

Дети: «Мы учились различать звуки С и Ш

Все молодцы, очень постарались.

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет. Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха. Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Развивающая игра «Чудесный мешочек» Цели: Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях; Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]–[ш] в слогах, словах и фразах» в общеобразовательной школе с младшими школьниками

Класс: 1

Задачи:

  • активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление;
  • закреплять навык дифференциации звуков [с]-[ш] в слогах, словах и фразах, навыки чтения слогов и составления из них слов;
  • воспитывать аккуратность.

Оборудование: зеркало, игрушка мальчика, игрушка девочки, игрушки в которых есть звуки [с]-[ш], картинки для артикуляционной гимнастики, распечатанное задание на листочке со слогами и картинками, цветные карандаши, картинки-символы, обозначающие звуки [с]-[ш], картинка к рассказу «После школы».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Посмотри, кто пришел к нам сегодня в гости? (Логопед показывает кукол).

– Это Света и Миша. Они будут сегодня с нами заниматься и играть.

II. Основная часть

1. Уточнение артикуляции звуков [с]-[ш]

– Давай вспомним, как правильно произносить звуки [с]-[ш].

(Логопед показывает картинки):

– В каком положении находятся губы, зубы и язычок при произношении звука [с]? (Ребенок вместе с логопедом отвечает и показывает, что губы в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя прохладная). Свистим как ветерок (С-с-с).

– А в каком положении находятся губы, зубы и язычок при произношении звука [ш]? (Ребенок вместе с логопедом отвечает и показывает, что губы округлены и выдвинуты вперед, язычок «Чашечкой», воздушная струя теплая). Пошипим как змейка (Ш-ш-ш).

2. Развитие фонематического слуха

– Давай теперь послушаем, какие звуки занятия мы услышим у наших гостей? (Логопед четко произносит имена гостей, ребенок определяет звуки [с]-[ш]). Молодец, всё верно!

– Ой, посмотри, наши гости загрустили! Они принесли с собой игрушки.

(Логопед раскладывает на столе игрушки, в названиях которых есть звуки [с]-[ш]), но никак не могут их поделить. Давай поможем нашим гостям. Игрушки в названиях которых слышим звук [ш] положим рядом с Мишей, а игрушки в которых слышим звук [с] положим рядом со Светой. (Ребенок подходит к столу и распределяет игрушки).

– Спасибо! Ты молодец! Теперь наши гости не будут грустить!

3. Пальчиковая гимнастика « Дружные ребята».

– Давай, пока Света и Миша играют со своими игрушками, мы поиграем с пальчиками.

Движения пальцев рук иллюстрируют стихотворные строки.

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются
в «замок» и разъединяются.)

Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками
пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять…
(Поочередно соединяем одноименные пальцы:
большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

4. Артикуляционная гимнастика

– Пальчики размялись, пора размять наш язычок! Давай покажем нашим гостям, как мы играем с язычком! (Логопед садится с ребенком перед зеркалом).

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка. («Улыбка».)
А теперь комарик я,
Хоботок есть у меня. («Трубочка».)
На лист кувшинки сели,
Друг на друга поглядели. («Лопаточка».)
Налили в чашки чай,
Его ты пей и не скучай. («Чашечка».)
И вкусное варенье
Дадим на угощенье. («Вкусное варенье».)
На качелях мы качались
И друг другу улыбались. («Качели».)
Покатаем шарик дружно,
Делать всем зарядку нужно. («Катание шарика».)

5. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах

– А ты знаешь, что Света и Миша приготовили для вас интересное задание? Они с удовольствием посмотрят, как ты справишься с ним. (Логопед дает ребенку листочек с заданием). Прочитай все слоги и подбери соответствующие картинки.

– Молодец! Света и Миша очень рады, что ты справился(ась) с их заданием!

6. Дифференциация звуков [с]-[ш] в чистоговорках

– А теперь мы покажем нашим гостям как мы умеем играть в «Повторялки».

– «Включаем ушки», (Ребенок дотрагивается указательными пальцами до ушей имитируя «включение»), внимательно слушай и повторяй за мной.

Шу-шу-су – наточил старик косу.
Су-шу-шу – я косой траву кошу.
Са-ша-ша – спит мышонок в камышах.
Шо-со-со – у Степана колесо.
Сы-сы -ши – пошли утки в камыши.
– Очень хорошо! Молодец!

7. Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах и фразах

– Послушай рассказ, который называется «После школы». (Логопед вешает на доску картинку к рассказу.

Пришла Маша из школы. Дома были бабушка и младший братишка Степа. Бабушка накормила Машу обедом. После этого Маша нашла книжку со сказками и почитала её бабушке и братишке. Сказку бабушка и Степа слушали внимательно. Хорошая была сказка! Да и читала Маша хорошо: быстро и без ошибок.

(Логопед задает вопросы по рассказу и напоминает ребенку, что отвечаем полным ответом.)

Вопросы:

1) Откуда пришла Маша?
2) Кто был дома?
3) Как звали братишку?
4) Что сделала бабушка?
5) Кому Маша читала книжку со сказками?
6) Как слушали Машу бабушка и братишка?
7) Как читала Маша?

– Хорошо, расскажи, а что ты делаешь после школы?

III. Заключительная часть

– Сегодня у нас в гостях были Света и Миша, когда мы с ними играли, какие звуки ты старался(ась) правильно произносить?

Домашнее задание.

1. Выучить стишок.

Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот.
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.

2. Закончи слово нужным звуком [с] или [ш]. Соедини слова с картинками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: