Дифференциация звуков П, Пь – конспект занятия

Дифференциация звуков “П” – “Пь”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект фронтального занятия для детей с ОНР

Скачать:

Вложение Размер
differentsiatsiya_zvukov_p-_p.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков «П» – «Пь»

Цель : закрепить умение детей дифференцировать на слух и в произношении

задачи: – закрепить произношение и различение звуков «П» – «Пь»; – продолжать учить детей определять количество слогов в слове; – формирование навыка звукового анализа и синтеза; – упражнять детей в образовании приставочных глаголов мн. числа будущего и

времени; – развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

II. Подведение к теме занятия .

Сегодня у нас занятие по звукопроизношению Чему мы учимся на занятиях по звукопроизношению? (учимся слушать, различать звуки, слоги, слава)

– Какие бывают звуки? (речевые и неречевые).

– Какие речевые звуки вы знаете? (гласные и согласные, согласные – мягкие и твердые, глухие и звонкие).

III. Знакомство с темой .

Сегодня к нам придут два гостя. В имени одного из них мы услышим твердый согласный звук, а в имени другого – мягкий согласный звук. А какие это звуки вы сейчас догадаетесь сами.

– Послушайте и скажите, одинаковые или разные слова я произнесу: «Пылить – пилить».

– Эти слова разные.

– Это слова – близнецы. Они очень похожи, но не одинаковые. Чем отличаются эти слова? (В слове «пылить» – в начале слове звук «П», а в слове «пилить» – звук «Пь»)

– Кто догадался, какие звуки мы услышим в именах наших гостей?

Характеристика звуков « П», «Пь»: «П» – согласный, глухой, твердый; «Пь» – согласный, глухой, мягкий.

IV. Закрепление материала

Сегодня к нам в гости пришли еще два близнеца – два гномика: Пин и Пон. (Выставляются картинки с изображениями гномиков: один в синем костюме, другой – в зеленом) Это добрые гномики из страны слов. Они принесли нам подарок. Но получить его мы сможем только тогда, когда выполним задания, которые приготовили гости.

1. Различение звуков П-Пь на слух. Упражнение «Покажи рукой»

Мы находимся в стране звуков. Как вы думаете, звуки мы слышим или видим? Слышим.

– Приготовьтесь внимательно слушать слоги, слова. Как только вы услышите звук «П» – покажите ладошки с широко расставленными напряженными ( твердыми) пальцами. А когда услышите звук «Пь» – покажите ладошку, сложенные в мягкую щепотку (кисть вниз).

Па, пи, пя, по, пы, пу, апь, оп, опь, пу…

Пыль, пять, топ, пить, парта, паук, петух, пятка, письмо, пароход…

2. Игра «Дразнилки»

Па – пя пу – пю па – ап ип – ипь

По – пё пы –пи уп – упь оп – опь

3. Дифференциация звуков «П» – «Пь» в произношении по картинкам

3.1. Расселить слова (картинки) в соответствующие домики.

Гномики построили домики и предлагают нам поселить в них картинки, в названии которых есть звуки «П», «Пь». А вот какая картинка, в каком доме будет жить вы должны догадаться сами.

Детям предлагается рассмотреть картинки, выбрать одну из них, определить в ее названии наличие звука «П» или «Пь», определить количество слогов в слове и «поселить» его в соответствующий домик. Например, в слове пальма слышим звук «П» в начале слова; в этом слове два слога, значит, поселим слово в домике с синей крышей с двумя окошками.

3.2. Употребление глаголов мн. ч. будущего времени с приставкой по-

Игра с мячом. «Скажи сначала по »

– Я вам буду говорить, что гномики делают сейчас, а вы скажите, что наши друзья сделают потом.

Бегут – по бегут, едут -, занимаются -, моют -, кричат -, тащат -, танцуют -,

Поют -, пьют -, скачут -, несут – …

3.3. Упражнение «Четвертый лишний»

Посмотрите, не принесли два конверта от Пина и от Пона. Давайте посмотрим, что там лежит.

1-й конверт от Пона: пеликан , парусник, подоконник, пальто.

-Ребята, что перепутал гномик? (в свой конверт положил картинку, в названии которого есть звук «Пь»)

2-й конверт от Пина: пять, попугай, пень, пятк и

-Что перепутал гномик? (положил в конверт, в названии которого есть звук «П»)

3.4. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение «Отгадай слово»

Наши друзья приготовили еще одно задание. Посмотрите на картинки. По первым звукам в названии каждой картинки отгадайте задуманное слово. Если отгадаете, то появится картинка.

  1. Пингвины, индюк, ослик, ноты – пион . (Выставляется картинка) – Кому подарим эту картинку? Почему?
  2. Пони, апельсин, укроп, кеды, изба – пауки. (Выставляется картинка) – Кому подарим эту картинку? Почему?

V. Итог. – Ребята, нашим гостям очень понравилось, как вы занимаетесь. Они

убедились в том, что вы хорошо умеете различать звуки. А для того чтобы вы

так же хорошо знали буквы и умели читать гномики дарят нам азбуку. На

прощанье давайте еще раз вспомним слова со звуком «П», и со звуком «Пь».

Конспект логопедического занятия по теме “Звуки п и пь. Буква П”; 2 класс (недостатки чтения и письма, обуслов. ОНР)

Павлютина Надежда Николаевна

МБОУ СОШ№3 с.Арзгир

2 класс (недостатки чтения и письма, обусловл.ОНР)

Тема : « Звуки п и п , . Буква П.»

Цели: – познакомить детей с правильной артикуляцией звуков п и п , ;

– учить дифференцировать звуки п и п , изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте;

– развивать навыки фонематического анализа и синтеза, зрительное восприятие;

– развивать логическое мышление, связную речь;

– учить работать на уровне текста;

– проводить профилактику оптических нарушений.

Оборудование: стилизованная буква П , карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, слова для прочтения в конвертах, звуковые линейки, таблица с буквами, презентация.

Ход занятия.

– Говорим всегда красиво, громко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Работа по теме.

Знакомство с темой.

– Сегодня мы отгадаем загадки, ответим на вопросы и узнаем тему нашего занятия.

Нахлобучил старичок ярко-красный колпачок. Колпачок красив на вид, только горечью набит. ( перец) слайд№1

Повернулось к солнцу золотое донце.( подсолнух) слайд№1

Ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб. (пила) слайд№1

– Какое слово получится, если заменить 1 букву в слове мальчик на «П».

– Назовите слово, которое получится, если в слове «шпионы» отбросить 1 букву.

2) Сообщение темы занятия.

– Какой 1 звук в словах-отгадках?

– Одинаковы ли первые звуки в этих словах?

– Чем они отличаются? (твердый, мягкий)

– Кто догадался, как называется тема нашего занятия? слайд№2

– Будем учиться различать на слух согласные п и п и обозначать твердость и мягкость соответствующими буквами гласных звуков.

3) Артикуляционная гимнастика.

– Для того, чтобы звук получался красиво и правильно нужно подготовить наши органы речи. Сделаем артикуляционную гимнастику.

Сказка «У дедушки с бабушкой».

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Поцеловать они всех потянулись (губы в трубочку)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим (широкий язык за нижними зубами)

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек)

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху)

На нос подули – чай остудили.

Чаю попили – никто не обижен.

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

4) Показ правильной артикуляции звука « П».

– Произнесите звук. Что служит преградой на пути прохождения воздуха? В каком положении находятся губы? Голосовые связки вибрируют или нет?

Губы: сжаты. слайд№3

Воздушная струя: через рот.

Голосовые связки: не вибрируют.

5) Характеристика звука « П».

– Значит, звук « П» какой? Согласный или гласный? Глухой или звонкий?

6) Связь с буквой.

– Написать в воздухе заглавную букву П.

7) Найти букву П среди предметов.

– А на что похожа печатная буква П (предметные картинки) .

8) Зачеркнуть букву П в ряду букв(карточки).

Н Г П Р Т Л П Ц Т П К Е П Г П Л Д П Т М П

Т П Л Ш П Н Ц П Р П Т И М П Ц П Г Н П Ш

П Т П Л Р Н Е П Ч Ц Ш П Т И П Н Р П Г Т П

п т и м п л п р н п ш п ц п р п м и п ч т п л п т п

9) Фонетическая пятиминутка:

1. Прочитать слоговую таблицу (хором, индивидуально) слайд№6

– Назвать номер строчки, где звук «п» звучал твердо (мягко).

– Какие гласные являлись показателем твердости (мягкости)?

2. Счет слов от 1 до 6. слайд№7

10) Автоматизация звука в слогах. Отгадать слоги и записать.

– Подчеркните твердую согласную синим карандашом, а мягкую – зеленым.

Пю, пи, пэ, па, пе, пя, пу, пы, пё, по.

11 ) Определить место звука в слове.

Слова: палка, плита, сапоги, лопата, степь, суп, прополка. (звуковая линейка :красный-начало слова, зеленый-середина слова, желтый- конец слова)

– Вспомнить слова, которые я называла.

Встали на носочки,

И за парты тихо сели.

12) Записать слова по порядку, используя таблицу.

Слова: сапоги, тулуп, пилотка, степь, плакать, завод, попугай, флаг (записаны на доске).

13) Прочитать предложения. Исправить ошибки.

Паутина плетет паука.

Петушок рисует Машу.

Собака бросила палку Пете.

Полянка порхает над белой бабочкой.

Ботинки поставили Петю под стол.

14 ) Составить предложения из слов.

Детям раздаются конверты с напечатанными словами. Собрать из слов предложение и проверить на экране.

На, подняли, парус, лодке.

По, гуляет, павлин, важный, поляне.

реке, По, горной, плывет, плот.

В, живет, зоопарке, красивый, павлин.

Паша, бумажный, пароходик, смастерил.

Итог занятия.

С какими звуками мы работали на занятии?

– Чем похожи (отличаются) звуки?

– Вспомнить слова со звуками п и п , .

И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос,1995.

Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С.Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И допол. – М.: ИКЦ, МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект логопедического урока в 1-м классе компенсирующего обучения. Тема: “Дифференциация звуков [п], [п’]”

Разделы: Логопедия

Цели и задачи: познакомить детей со звуками П-П*, с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки П и П* изолировано, в словах, в слогах и предложениях и текст; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить профилактику оптических нарушений; развивать логическое мышление, связную речь (обучать составлению рассказа на заданную тему); учить работать на уровне текста; развивать мелкую моторику.

Оборудование: слоговая таблица предметные картинки со звуком П, зеркало, муляжи “овощи”, сюжетные картинки, карточки с буквами, магнитные буквы, сюжетные картинки “Помощники”.

1) Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Ребята, послушайте, стихотворение и отгадайте о какой букве идёт речь.

Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали
Влез на букву озорник
Он решил, что та турник!

2) Сформулировать и записать на доске тему занятия.

II. Основная часть

1) Логопед: Вспомните, как пыхтит каша, когда вариться (п-п-п)

– Произнесите звук П перед зеркалом

– Расскажите о положении губ ,зубов, языка о голосовых связках и струе воздуха.

  • Губы – сжимаются;
  • Зубы – раскрыты;
  • Язык – лежит спокойно;
  • Связки не работают;
  • Струя воздуха – тёплая, короткая

2) Сравнительная характеристика звуков занятия (по таблице)

П – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.

Пь – согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

3) Дифференциация звуков П и Пь в слогах.

Логопед: Прочитайте слоги (карточки на столе) и запишите их. Укажите наличие звуков П и Пь

Слоги: па, пу, пи, пе.

4) Игровое задание.

Хлопните, “услышав” в слоге звук П:

па, ма, на, ва, по, но, лы, вы, пы, бо, то, пу, бы, ка, на, пи.

5) Работа на уровне слова

Игра “Закончи слово”

пу- пух, пушка, пуговица.

пи- пирог, пила, письмо..

2. Словесная игра “Доскажи словечко”

Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый. ( пирог)

Если всё ты будешь знать
То получишь в школе . (пять)

Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нём учебник, тетрадь и . (пенал)

3. Дидактическая игра “Прятки”

Инструкция : найдите и покажите предметы на картинках в которых звук П

– в середине слова

4. Развитие звукового анализа

Сказка “Про овощи”

Логопед: Решил однажды Синьор Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему все овощи: горох капуста, огурец, лук, репа, патиссон, картофель и другие. И сказал помидор: “Много желающих оказалось вас, чтобы служить в моём войске, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско пойдут те лишь овощи, в названии которых есть звук П”.

Назовите их, ребята ,и попробуйте определить место звука П в слове.

Логопед: Составьте звуковую схему слова: репа, перец (работа с цветными картами за столом); слова :помидор, капуста, петрушка (работа у доски)

5. Физкультминутка . “Петух” (игра в кругу)

Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Дима, не зевай,
Кто петух у нас, узнай!

6. Дифференциация звуков П- Пь в предложениях

Логопед: Дополните предложения словами, в которых есть звук П.

  • На огороде выросли красные. (помидоры)
  • В саду распустились красивые . (пионы)
  • Мальчик отправил бабушке . (письмо ,посылку)
  • Полина пришла из школы и сняла . (пальто, плащ, платье)
  • Липу пилили . (пилой)
  • На полку поставили . (посуду)
  • Во время жары на голову надо надевать . (панаму)
  • Бананы растут на . (пальме)

Логопед: Ребята, а теперь составьте самостоятельно предложения со словосочетаниями:

Дидактическая игра “Слово рассыпалось”

Из букв ПУТШЕКО составить слово.

Встанет на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок,
Кто же это? (Петушок)

Составление предложения с данным словом.

Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру “Звёздный час”.

Инструкция :из букв слова КРАПИВА составить другие слова (парк, пар, пир, вар, кипа, рак, икра, пара. )

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Логопед: Рассмотрите картинки и составьте по ней рассказ.

(Дети раскладывают сюжетные картинки “Помощники”).

– Составление рассказа при помощи вопросов.

III. Итог занятия

Логопед:

  • Чем мы сегодня занимались на занятии?
  • Что особенно понравилось?

Конспект НОД в старшей логопедической группе.Тема: «Путешествие в страну звуков»

Конспект НОД в старшей логопедической группе.

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Цель: Дифференциация звуков «П», «Пь».

  • закрепить произношение звуков «П», «Пь» изолированно, в слогах, в словах, предложениях;
  • формировать умение дифференцировать эти звуки;
  • учить определять место звука в слове.
  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
  • развивать способность сосредотачивать своё внимание на выполнении действий.
  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: Театральная ширма, театральные куклы — «Сказочная птица» король Твёрдыш и король Мякиш, изображение солнца, пособие «Звуковые замки», письмо, названия станций. Магнитная доска, фишки синего и зелёного цвета, предметные картинки, 2 шкатулки, дидактическое пособие «Поезд». Пластиковые тарелочки с пластилиновым покрытием, природный материал (фасоль,косточки). Музыкальное сопровождение. Картинка-раскраска «Звуковички» (на каждого ребёнка).

Ход занятия:

Дети входят в зал под спокойную музыку, после обращения логопеда к детям звучит тревожная мелодия и появляется из-за ширмы «Сказочная птица» с конвертом в клюве.

Логопед: Дети, вы слышите, какая звучит тревожная мелодия? Наверное, что-то случилось? Посмотрите, к нам прилетела «Сказочная птица», она что-то держит в клюве. Как вы думаете, что это?

Логопед: А вы хотите узнать, что в этом конверте?

Логопед подходит и берёт у «Сказочной птицы» конверт. Достаёт из него письмо с фотографиями королей «Твёрдыша» и «Мякиша», читает его:

«Дорогие дети! Очень вас просим, помогите. Когда мы возвращались из вашего детского сада в свои замки, то по дороге Злой Волшебник похитил наши звуки «П», «Пь» и заколдовал дорогу, по которой мы к вам добирались.

Если вы согласитесь нам помочь, то будьте готовы к испытаниям и трудным заданиям, которые встретят вас в пути. А если вы преодолеете весь путь то, колдовство Злого Волшебника перестанет действовать.

Логопед: Дети, а вы узнали, кто просит вас о помощи?

Дети: Да, это «Твёрдыш» и «Мякиш»

Логопед:А кто они?

Дети: Короли «Звуковых замков».

Логопед: В каком замке живёт «Твёрдыш»?

Логопед: А кто ещё живёт с «Твёрдышем» в его замке?

Дети: Все согласные твёрдые звуки.

Логопед: В каком замке живёт «Мякиш»?

Логопед: А кто живёт с «Мякишем»?

Дети: Все согласные мягкие звуки.

Логопед: Дети, вы запомнили какие звуки похитил Злой Волшебник?

Логопед: Вспомните и назовите какие звуки «П» «,Пь», их сходство и отличие?

Логопед: Дети, вы готовы прийти на помощь нашим друзьям?

Логопед: Путь в Сказочную страну звуков нелёгкий и долгий. Давайте встанем в круг и попросим силы у нашего Солнышка, чтобы оно нас согревало и оберегало в пути.

Самомассаж пальчиков и лицевых мышц «Солнышко»:

Ладошка — это солнышко, пальчики — лучики.

Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой по левой лодони).
Поделись своею силою! (поглаживающие движения наоборот). Просыпайтесь лучики! (поочерёдный массаж пальчиков).
Согревайтесь, рученьки! Солнышко проснулось, лобика коснулось,
Лучиками провело и погладило (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей).
Солнышко проснулось, к щёчке прикоснулось! (поглаживание от носа к средней части ушей).
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело. (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей).
Наши рученьки потянулись, Наши губки улыбнулось!

Логопед: Вот и силы прибавились! Пора в дорогу в Сказочную страну. А на чём же мы поедем в сказочную страну?

Логопед: Дети, не забывайте, что короли Твёрдыш и Мякиш живут в Сказочных замках. И транспорт, на котором мы сможем добраться тоже должен быть сказочным. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку:

Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, ведёт всех за собой!

(Ответы детей: поезд).

Логопед: С какого звука начинается слово «поезд»? Какой это звук?

Логопед: Ребята, встаньте ровно, красиво, друг за другом, как паровозик с вагончиками. А чтобы по дороге нам было не скучно, повторяйте слова:

Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш непростой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути
Ну-ка, дружно выходи!

Логопед: Мы прибыли на станцию «ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ».

Игра «Скажи наоборот»:

па -пя пу -пю
по -пё пы -пи

Игра «Запомни и повтори»:

па-по-пу пы-пы-пи по-по-пё
па-па-пя пу-пу-пю

Игра «Четвёртый лишний»:

пенёк, пенал,печка, палка.

Логопед: Молодцы, вы справились с заданиями. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «СИГНАЛЬНАЯ».

а) Я буду называть звуки «П — Пь», а вы как услышите твёрдый звук — просигнальте синей фишкой, если мягкий — зелёной:

П, Пь, П, Пь, П, П, П, Пь.

б) Теперь я буду называть слоги, а вы определите и просигнальте соответствующей фишкой:

ПА, ПО, ПИ, ПЯ, ПУ, ПЫ, ПИ

в) Молодцы! Следующее задание усложняется: вы должны услышать звуки «П-ПЬ» в словах и правильно просигналить.

Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ».

Дети, это сундучки Твёрдыша и Мякиша, похоже они перепутали свои вещи. Давайте им поможем разложить картинки по сундучкам.

(Дети раскладывают картинки по сундучкам со звуками «П» и «Пь»).Логопед: Дети, посмотрите у нас на пути паровозик, а, чтобы он нас пропустил, мы должны разложить груз по вагончикам:

– в первом вагончике поедут картинки, в названии которых звук «П» или «Пь» слышится в начале слова;

– во втором вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в середине слова;

– в третьем вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в конце слова.

Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились! Строимся и едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».

Дети, вы хорошо справились с трудностями и нашли пропавшие звуки «П» и «Пь», давайте подарим им букву.

(Дети под спокойную музыку выкладывают на пластиковых тарелочках с пластилиновым покрытием букву «П» из природного материала).

Логопед: Дети, чем отличается буква от звука.

Логопед: Молодцы, вы справились со всеми испытаниями на нашем пути, и поэтому колдовство Злого Волшебника перестало действовать.

Звучит музыка, дети быстро строятся и отправляются дальше в путь

Логопед: Мы прибыли на станцию «СКАЗОЧНЫЕ ЗАМКИ». Вот мы и
добрались до Сказочных замков. А вот и наши друзья.

(На ширме появляются король Твёрдыш и король Мякиш, и обращаются к детям с благодарностью).

Король Твёрдыш: Спасибо, вам дети, что откликнулись на нашу просьбу. Король Мякиш: Вернули нам пропавшие звуки и расколдовали дорогу. Теперь мы снова сможем приезжать к вам в гости.

Король Твёрдыш: Дорогие ребята, в знак нашей дружбы мы дарим вам на
память «Звуковичков».

Оба короля: До свидания, до новых встреч!

Логопед: Дети, нам пора возвращаться в детский сад, строимся паровозиком с вагончиками. Дети прощаются с королями, звучит музыка.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»» для детей старшего дошкольного возраста

МБ ДОУ ТР детский сад №2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (развитию речи)

тему: Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»

для детей старшего дошкольного возраста.

Составила учитель-логопед: Корнева Ирина Юрьевна

1.Создание условий для развития умения различать звуки «п», «пь» от звуков «б», «бь» посредством игровой деятельности.

Корекционно-обучающие задачи:

1.создать условия для детской инициативы, для развития способности совместно решать поставленную задачу (социально-коммуникативное развитие);

2.Создать условия для развития у детей навыков межличностного взаимодействия, умения договариваться (социально-коммуникативное развитие);

3.Создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития способности логично оформлять собственное высказывание (речевое развитие);

4.Создать условия для развития мышления (познавательное развитие);

5.Создать условия для развития нравственных качеств;

6.Создать условия для развития умения различать звуки «п», «пь» и «б», «бь» (коррекционная задача).

Корекционно-развивающие задачи:

закрепить знания детей по дифференциации звуков «п», «пь» и «б», «бь»,

учить различать звуки «п», «пь» и «б», «бь», в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.

Формировать умение правильно выполнять задания предложенные логопедом.

развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, словарь детей, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корекционно-воспитательные задачи:

1.воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

2.Воспитывать организованность, контроль и взаимоконтроль, темп.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мяч; предметные картинки персонажей (Бегимотик Плюх, Бурундук. Белочка, Бармалей, поросёнок Пак, собачка Булька, доктор Айболит и Пилюлькин), Картинка с изображением леса. замок Бармалея,план-схема к замку Бармалея, зеркала, чупа-чупс;

Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед: Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие.

Повторение пройденного материала.

Логопед: Ребята, давайте вспомним какие звуки, мы изучали на прошлом занятии?

Дети: Мы изучали звук «Б».

Логопед: Давайте придумаем слова на этот звук.

Дети придумывают слова и говорят, где спрятался (в начале, середине, конце) слова.

Логопед: Молодцы. Дети, я получила письмо. Давайте его прочитаем и узнаем, кто нам написал. Логопед вскрывает конверт и читает: «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Поросёнок Пак и собачка Булька.» Сегодня мы пойдём выручать из плена Пака и Бульку, но сначала скажите какие первые звуки, вы слышите в их именах?

Дети: звуки «П» и звук «Б».

Логопед: Верно. Но перед тем как мы с вами отправимся выручать наших друзей из беды, давайте выясним, чем эти звуки отличаются друг от друга.

Дети: Один звук глухой- это звук «п», потомучто мы его произносим без голоса, а другой звук «Б» – звонкий, потому что мы его произносим с голосом.

Логопед: Правильно, ну я чем они похожи?

Дети: Оба звука согласных, потому что их нельзя пропеть, протянуть струя воздуха встречает преграду.

Логопед: Что нам мешает их пропеть?

Дети: Губки. Они плотно сжимаются и под напором воздуха разжимаются, (работа с зеркалами)

Логопед: Молодцы. Вот перед вами план, по которому мы должны пройти. Куда показывает стрелка.

Дети: Прямо

Картинка с изображением леса.

Логопед: Пойдёмте. Ой, я слышу чью-то песенку:

Логопед: Давайте повторим. (Сначала хором, потом по одному). Это песенка зверька, в названии которого первый звук «Бь», а последний звук «А». Отгадайте кто это?

Дети: Белка.

Логопед: Как называют её детёнышей?

Дети: Бельчата

Логопед: Какой первый звук слышится в этих словах?

Дети: Звук «бь», братец звука «Б».

Логопед: Верно, а где живут бельчата?

Дети: В дупле.

Логопед: Какой изучаемый звук слышим в слове «дупло»

Дети: Звук «п» в середине слова.

Логопед: Давайте у белочки спросим, где живёт Бармалей.

– Белочка ты нам не подскажешь, где живёт Бармалей?

Белочка: Постараюсь помочь, но сначала поиграйте со мной в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).

Белочка: Вы молодцы, я не знаю, где живёт Бармалей, но знаю, кто может вам помочь. Это Бурундук. Идите налево там его и увидите.

Дети: Спасибо.

Логопед: Вот и он. Здравствуй, Бурундук. Наши друзья попали в плен к Бармалею, ты не подскажешь нам дорогу.

Бурундук: Подскажу, если вы выполните мое задание. Я буду вам кидать мяч и говорить слово, а вы должны первый звук заменить на «Б» или «Бь», чтобы у вас получилось новое слово.

Бочка- почка. В магазине (Бочки). На ветках (почки).

Пел бел Чижик звонко (пел). Голубь мира (бел).

Пить бить Мы хотим (пить). Собаку не надо (бить).

Пашня-башня Трактор стоит на (пашне). Пожарные дежурят на (башне)

Бурундук: Молодцы! Вы выполнили моё задание. Слушайте внимательно. Направо пойдёте до болота дойдёте – там живёт бегимотик Плюх, он вам покажет дорогу.

Логопед: А вот и сам бегимотик. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, бегимотик Плюх. Мы ищем дорогу к замку Бармалея, помоги нам, пожалуйста.

Бегимотик Плюх: Помогу, но только сначала помогите мне разобраться со звуками «П» и «Б», а, то я их путаю.

Дети: Хорошо, мы тебе поможем.

Игра «Узнай, звук» (если в словах слышится звук «п» хлопаем в ладоши, если звук «Б», то поднимаем руку).

Боты, паук, бант, будка, пастух, буквы, снопы, блузка, бузина, поезд, бумага, пила, платье, брат, блин, баба, папа, пыль, буря, пуля.

Бегимотик Плюх: Спасибо, друзья, теперь я эти звуки не перепутаю. А теперь я расскажу, как найти дорогу к замку Бармалея. Болото обойдёте, направо пойдёте. Потом увидите забор. За забором живут два доктора – Пилюлькин и Айболит. Они вам покажут, куда идти дальше.

Дети: Спасибо.

Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуйте. У нас к вам большая просьба, помогите нам выручить наших друзей. Они в замке у Бармалея.

Доктора: Хорошо. Только у нас одна просьба к вам, поможете нам исправить некоторые слова в двустишье?

Дети: С удовольствием.

Доктора: Ну, слушайте:

Вода бежит в прохладной печке

Поленья полыхают в речке.

Все уселись мы на песенку

И поём мы дружно лесенку.

Я нажимаю на медали,

Чтоб первым получать педали.

На пляже тёпленький лесок

Вдали берёзовый песок.

Далеко идти мне пень

Лучше сяду я на лень.

Лечит от болезней пекарь

Хлеб печёт умелый лекарь.

Доктора: Умницы, ну а теперь идите прямо, там увидите замок, где живёт Бармалей. И будьте осторожнее.

Дети: Хорошо.

Логопед: Вот и замок Бармалея. Здравствуй, Бармалей. Долго мы тебя искали, освободи наших друзей, пожалуйста. Ты же не такой злой, как кажешься.

Бармалей: Здравствуйте, если вы хотите, чтоб я подобрел и отпустил поросёнка Пака и собачку Бульку, вы должны научить меня сочинять чистоговорки и стихи.

Дети: Мы попробуем.

Во дворе стоит … (петух)

С тополей слетает …(Пух)

Вот и всё…(стихотворенье).

Закрой калитку на …(запор)

Не лезь больше на …(забор)

Так сказала бабушка Полина,

Собирая в кузовок…(малину).

Бармалей: Спасибо, ребята. Я теперь совсем добрым стал. Забирайте своих друзей и на меня не обижайтесь. А в знак своей доброты я хочу вас угостить всех чупа-чупсами.

Дети: Спасибо.

Логопед: Дети Что же мы сегодня сделали?

Дети: Выручили наших друзей из беды. Помогли Белки, бегимотику, докторам, самому Бармалею различать звук «П» от звука «б».

Поросёнок Пак и собака Булька: Спасибо, вам ребята, что выручили нас из беды. Мы вас никогда не забудем. Удачи вам во всех ваших делах. До свидания.

Конспект открытого занятия учителя – логопеда Забродиной Анны Юрьевны «Звуки П и Пь, буква П. Продукты питания.»

Конспект открытого занятия учителя – логопеда Забродиной Анны Юрьевны «Звуки П и Пь,

буква П. Продукты питания.»

Расширение словаря и обобщение понятий

Дифференциация понятий звук – буква;

Дифференциация ; П и Пь;

Буква п; профилактика оптической дисграфии ;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие фонематического слуха;

развитие пространственных представлений;

1. Орг. момент:

А: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения

Б: сядут те, у кого стрелочки вправо, затем влево.

2. Введение в тему (развитие слухового восприятия)

– бутылочки с крупой (пшено, горох, рис, манка, песок) – дети определяют на слух

– (исключение лишнего) Л: ребята, а что здесь отличается от остальных, лишнее? Д: песок, он не съедобный.

3. Изучение темы занятия:

1. Л: ребята, а как мы назовем пшено, горох, рис, манку одним словом?

Л: правильно, продукты питания.

2. Л: ребята, а какой первый звук мы слышим в слове продукты? Правильно звук П.

Давайте произнесем этот звук перед зеркалами? что делают губки? Смыкаются.

А воздух идет плавно или толчками? Можем его петь? Нет, значит это согласный. Положим ручку на горлышко –звенит? Нет – значит звук глухой. Твердый или мягкий? – твердый, сожмем кулачки.

Дети повторяют с опорой на картинку-символ: звук П – согласный, глухой, твердый.

3. Л: ребята, продукты питания, в слове «питания» какой первый звук

Л: произнесем этот звук перед зеркалом, губки сжались плотней, лицо подобрело, руку на горло – не звенит, звук глухой, мягкий, покажем мягкие ладошки.

Характеристика звука Пь с опорой на картинку-символ: согласный, глухой мягкий.

4. Дифференциация П, Пь: если слышите твердый звук сжимаете кулачки, мягкий – мягкие ладошки(ряд звуков, ряд слогов),

6. Потренировались? Усложним задание: я бросаю вам мяч и произношу звук, я – твердый, вы – мягкий, и наоборот; затем слоги та-тя, ти-ты.

Л: ребята, давайте поищем эти звуки, если услышите их среди других поднимаем синий квадратик – звук П, зеленый – звук Пь (м, р, д, п, нь, в,гь, дь, пь)

в слогах( ра, ла, ба, па, гя, ря, пя)

А сейчас составим звуковые схемы слогов. Из цветных фишек выложите слог АБ. Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Сколько всего звуков в слоге АБ (Аналогичная работа проходит со слогом БИ)

8. Развитие мелкой моторики Л: ребята, подойдите ко мне. А что мы сварим с вами из этих продуктов? Правильно кашу. Как она пыхтит, когда варится? Пых-пых. Варим кашу. (дети поочередно каждым пальчиком мешают крупу в стаканчиках сначала правой рукой, затем левой и произнося пых-пых). (просмотр слайдов презентации)

Л: молодцы: какую кашу варили? Гречневую, пшенную, овсяную, манную, гороховую, рисовую, перловая

Л: мы звуки п и пь искали среди других звукв, в слогах, а теперь в словах:

Ребята, в названии какой каши есть звуки – гости нашего занятия (пшенная –п, перловая –пь), но уходить с пустыми руками грустно, выберите себе продукты питания в названиях которых есть звуки п или пь, но их нужно угадать:

1.Красный вкусный, хоть не сладкий. Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних порВсе зовут его: «Синьор»!
2. Капуста Сто одежек – Все без застежек

3. С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин – Это спелый. апельсин

4. Он бывает с толокном, Рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают. А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! – По кусочку все съедят. (пирог)

5.Может разбиться, Может и вариться, Если хочешь — в птицу может превратиться. (яйцо)

Жёлтый шар, слегка горчит.
Летом жажду утолит.

Л: Давайте пройдем на свои места, на столе вы найдете домики звуков, у каждого картинка, в названии которой есть звук п или пь, возьмите зеленый или синий квадрат, поставьте его в первое окошко, если звук вначале слова, во второе окошко – если в середине слова, в третье – в конце слова

Деление слов на слоги: (слог кусочек слова, в котором есть гласный): пше-но, пер-лов-ка, по-ми-дор, ка-пус-та, а-пель-син, грейп-фрут

Л: ребята посмотрите, какие продукты питания на наших картинках (на слайде картинки:

Составить по первым буквам слово и узнаем, какой сказочный персонаж пришел к нам на занятие: патиссон, огурец, нектарины, чеснок, изюм, кальмар (какое слово лишнее? Кальмар- животное, остальные растут):

Л: игра чего нее стало? (убираютя 1-2 картинки – развитие зрительного восприятия и памяти)

Л: почему его так прозвали?

Д: был толстый, много ел.

Л: а чьим другом он был?

Л. Какой первый звук в его имени?

Л: ребята, а почему мы только говорим про звуки и не пишем ничего? Звук можно написать?

Л: Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Л: выставляется буква П, на что похожа буква П? (дети предполагают, рассматривают рисунки), давайте мы напишем ее на ладошке, волшебной кисточкой (на носике кисточка, пишем на потолке), глазками, из фасоли выложить

Игра «Живые буквы»

Раз, два, три, четыре, пять – выходи в кружок играть..Пончик рассыпал свои монетки. На обратной стороне каждой монетки написана буква. Вам нужно будет разбиться на пары и составить из этих букв слоги. Вокруг себя обернись, в живую букву превратись. (Дети составляют из букв прямые слоги и преобразуют их в обратные слоги) Вокруг себя обернись, вновь в ребенка превратись и на место свое садись.

Игра «Живые буквы»

Раз, два, три, четыре, пять – выходи в кружок играть..Буратино рассыпал все свои монетки. На обратной стороне каждой монетки написана буква. Вам нужно будет разбиться на пары и составить из этих букв слоги. Вокруг себя обернись, в живую букву превратись. (Дети составляют из букв прямые слоги и преобразуют их в обратные слоги) Вокруг себя обернись, вновь в ребенка превратись и на место свое садись.

Л: пончик приготовил нам несколько заданий: у вас листочки, а на них буквы, обведите все буквы п

Л: след. задание от пончика: у вас карточки, на них сломанные буквы, починим? (можно на доске маркерной)

Л: таблица: посчитайте сколько букв п в первой строке, втором столбике и т. д

НОД по формированию грамматического строя речи в средней группе “Овощи”

Валько Лариса Владимировна , Воспитатель
Челябинская обл. г. Чебаркуль

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

Детский сад №4 «Ягодка»

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в средней группе «Овощи»

Воспитатель: Валько Л.В.

Цель: формирования грамматического строя речи.

Совершенствовать грамматический строй речи;

Учить составлять предложения с однородными членами;

Учить образовывать слова с помощью суффиксов.

Развивать связную речь мышление;

Продолжать формировать навык потребления слов единственном и множественном числе.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа: учить составлять прилагательные из существительных; преобразовывать слова с помощью суффиксов.

Материалы и оборудование: картинки с изображением овощей, сюжетная картинка по теме «Сбор урожая», наборное полотно, муляжи овощей, мяч.

– Доброе утро! Ребята, послушайте, что я вам сейчас расскажу. Сегодня утром зазвонил телефон, оказалось это Копатыч, с криками «Караул!». Все-таки мне удалось выяснить, что случилось. Оказалось у него на грядках все перепуталось, выросло непонятно что. Я успокоила нашего Копатыча и сказала, что ребята с удовольствием помогут! Правильно? (-Да).

Росла в темнице

Люди в руки брали, Косы срывали. (Морковь)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и зелёный

Вкусный и сырой

Кто же я такой? (Огурец)

Сочные и крупные,

Вот такие круглые,

А потом краснеют. (Помидор)

– Как можно это назвать одним словом? (Овощи)

– какие ещё овощи вы знаете?

– Где растут овощи? (- На грядке.)

– Значит у Копатыча что растет на грядках? (- Овощи).

1. Игра «Подбери признак»

– Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него, какой он. Только у меня есть ещё одно условие: вы будете не просто перечислять, а постараетесь выстроить предложение. Например:

Морковь (свёкла, репа, капуста) выросла- (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок,) – (какой?)- вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

Игра «Чего не стало?»

– Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, какой овощ исчез.

– А сейчас давайте встанем в круг и поиграем в игру « Назови ласково»

1. Игра «Назови ласково» (с мячом).

– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор- помидорчик; морковь- морковочка;

Огурец- огурчик; тыква- тыковка;

Лук- лучок; свекла- свеколка;

Чеснок- чесночок; капуста- капустка;

Горох- горошек; картошка- картошечка;

Какие вы молодцы, а теперь давайте присядем, за столы, перед вами лежат, картинки. Задание такое вам буду называть один овощ, а вы выберете ту картинку, где много овощей и назовете их.

Игра «Один- много»

– Славна подружились мы, а сейчас предлагаю в огород, навестить Копатыча

В огород пойдём, урожай соберем, « Маршируют.»

Мы морковки натаскаем «Таскают.»

И картошки накопаем, « Копают».

Срежем мы кочан капусты,

Очень вкусный, «Показывают круг руками 3 раза»

Щавеля нарвем немножко «Рвут.»

И вернёмся по дорожке.«Маршируют.»

Копатыч:- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, вы знаете, всё умеете, но вот это незадача, подскажите мне пожалуйста, как я могу назвать блюда из овощей.

– Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

1. Игра «Назови сок, салат»

Сок из моркови-морковный Суп из гороха-гороховый

Сок из капусты-капустный Суп из картофеля- картофельный

Сок из свеклы-свекольный

Салат из огурцов-огуречный.

Копатыч: – Мой друг, Бараш, очень любит сочинять стихи, но на этот раз они у него получились какие-то странные. Может быть вы послушаете и скажете, чего не хватает?

– Конечно, Копатыч, ребята с удовольствием помогут тебе.

Читайте также:
Конспект занятия по РЭМП в подготовительной группе
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: