Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе для обучающихся с нарушением интеллекта по теме:
«Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»
Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.
1.Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].
2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.
3. Определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие фонематического слуха и слухового внимания.
Совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса обучающихся.
Стимулирование обучающихся к полным речевым высказываниям посредством различных упражнений.
Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.
Формирование контроля обучающихся за собственной речью.
Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: проектор, тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент:
– Здравствуйте! Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы.
Чтобы четко произносить звуки, надо потренировать свой язычок. Выполним артикуляционную гимнастику: ( Слайд 2)
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем…..
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
«Горка». «Киска сердится»
Превратился в кошку
Выгнул круто спинку –
И в постельку лёг.
Язык широкий положи,
А края приподними,
Чашку в рот мы занесём,
Её бока к зубам прижмём.
Красить потолок пора
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Наш маляр работе рад.
«Чистим зубки»
Не темнели чтоб они.
«Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Как лошадка пробегает,
язычок наш тоже знает.
Цок, цок, цок да цок –
Скачет, скачет язычок.
Дыхательная гимнастика:
А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
(упражнение глубокого вдоха через нос, а выдоха через рот).
Подготовка к введению в тему:
– Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он просит вашей помощи, помогите ему отгадать загадки и назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на занятии.
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
(сосулька)
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Выделение первого звука из слов – отгадок (слайд 3).
Определение темы занятия:
Сегодня на занятии мы будем различать «Звуки С-Ш», слышать и проговаривать эти звуки в слогах, в словах. (слайд 4).
Основная часть.
1.Возьмите зеркала и попробуем уточнить правильную артикуляцию звука С.
Давайте посмотрим, профиль звука «С» (слайд 5)
– Какое положение принимают губы при произнесении звука «С»? (губы в улыбке).
– При произнесении звука, где находится язык? (у нижних зубов).
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук «С», мы ощущаем?
(холодную воздушную струю).
А теперь про звук «Ш». (слайд 6). Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают.
2.- Давайте дадим им характеристику: согласный или гласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий (используя сигнальные карточки).
– Предлагаю прослушать звуки, которые издаются в окружающем мире: шуршат на дереве листы, насос свистит. Какие звуки они издают?
3. Игра «Шифровальщик». Незнайка принес телеграмму и просит вас, ребята, ее расшифровать. (слайд 7)
Стрелочка указывает вверх, что нужно произносить звук «ш», а вниз звук «с».
IV. Дифференциация звуков на уровне слога и слова. «Повторяй за мной». Чтение слоговых таблиц (слайд
Проговариваем чистоговорки хором:
СА-СА-СА – под сосной идёт лиса.
ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.
СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.
ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.
СО-СО-СО – у машины колесо.
ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.
СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку.
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
VI. Игра на развитие фонематического слуха. Игра «Не ошибись». Перед вами картинки, Обведите зеленым карандашом те картинки, в которых слышится звук «С».
А синим, в котором слышится звук «Ш».
Картинки: сани, мешок, парус, носок, шуба, колесо, машина, цыпленок, труба, мышь, подушка, сосна.
– Какие картинки лишние? (цыпленок, труба)
VII. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: (слайд 9)
VIII. Игра «Посчитаем». (слайд 10)
Незнайка предлагает посчитать предметы от 1 до 5.
1 шапка, 2 шапки и т.д.
1 карандаш, 2 карандаша и т.д.
1 мышь, 2 мыши и т.д.
IX. «Исправь ошибку». Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Танцует Миша в «машке»
Конфету дали «маске».
У тебя все получилось!
X. Итог занятия. Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали?
-Что вам понравилось на занятии?
-Как ты оценишь свою работу? С помощью смайликов. Если ты доволен работой подними – радостного, не совсем справился с заданиями – грустного.
«Дифференциация звуков [с] – [ш]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.
Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.
Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Упражнять в пересказывании небольшого текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_fonetiko.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] (подготовительная группа).
- Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.
- Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.
- Учить определять позицию звука в слове.
- Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.
- Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
- Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
- Упражнять в пересказывании небольшого текста.
- Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
- Мячик.
- Игрушки: гномик Шумка и Самоделкин.
- Наборное полотно.
- Колокольчик.
- Слова, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш].
- Скороговорки.
- Слова – паронимы.
- Организационный момент.
– Здравствуйте ребята! Я сегодня шла к вам в сад и мне повстречались гномик Шумка и Самоделкин. Они передали вам загадки и просили отгадать их. И еще они пообещали прийти к вам в гости.
Когда апрель берет свое
И ручейки бегут, звенят
Я прыгаю через нее,
А она через меня
– Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.
Не ведая на ком.
– Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове – отгадке.
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силен, но добродушен,
Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.
Твой хвостик я в руке держу,
Ты полетишь – я побегу.
– Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.
– Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Шумка и Самоделкин будут очень довольны.
- Сообщение темы занятия.
– Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?
– Звук [с] и звук [ш].
– Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] – [ш] на слух и учиться правильно их произносить.
- Актуализация имеющихся знаний у детей.
– Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
– Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
– А при произнесении звука [ш]?
– Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.
– Что мы можем сказать про эти звуки?
– Они согласные, глухие, твердые.
– Правильно, звуки [с] – [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.
- Дидактическая игра «Поймай звук».
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.
ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.
– А теперь давайте также поиграем, только со словами.
ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.
- Дидактическая игра «Скажи наоборот».
– Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].
СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ
- «Речевая зарядка».
– У гномика Шумки очень хорошая память и он помнит все телефонные номера своих друзей. Ребята, я буду называть слоги, а вы повторяйте их за мной.
СА-ША-СА ШО-СО-ШО УС-УШ-УС АШ-ОС-УШ
ША-ША-ША – мама моет малыша.
ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – у Вовы Колесо.
- Пальчиковая гимнастика.
– Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Бежали по дорожке
Друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Что мы еле их разняли.
- Дидактическое упражнение «Измени слово».
– А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.
Сутки – шутки каска – кашка
Марс – марш миска – мишка
Басня – башня маска – Машка
- Отработка согласования прилагательных с существительными.
– А теперь подумайте, про что можно сказать…
ШЕРСТЯНОЙ (свитер, шарф);
ШЕРСТЯНЫЕ (носки, рукавицы);
ШЕРСТЯНАЯ (шаль, накидка);
ШЕРСТЯНОЕ (платье, одеяло).
СМЕШНОЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.
ДУШИСТЫЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.
- Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.
– Ребята, назовите профессию человека, который…
Играет в шахматы –
Играет в футбол –
Играет на пианино –
Играет в баскетбол –
Играет в хоккей –
- Физкультминутка.
– Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.
Мы по лесу шли – шли,
Только шишку нашли.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.
- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
– Шумка и Самоделкин очень любят превращать все слова в ласковые. И хотят поиграть вместе с вами. Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].
- Дидактическое упражнение «Отгадай слово».
– Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].
- Дидактическая игра «Подари картинки»
– Ребята, Шумке и Самоделкину друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?
– Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Самоделкину, а какие гномику Шумке, и почему?
– Самоделкин любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Самоделкин» слышится звук [с]. А гномик Шумка любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Шумка» слышится звук [ш].
- Дидактическая игра «Что изменилось?»
– Посмотрите внимательно на эти картинки, давайте их еще раз назовем (дети называют картинки). А теперь закройте глаза. Чего не стало? (дети отвечают). Еще раз закройте глаза. Какие картинки поменялись местами? (дети отвечают). Шумка и Самоделкин говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и говорят что придут к вам обязательно еще раз.
- Пересказ рассказа «Пушок и Машка».
– Когда Шумка и Самоделкин уходили, они оставили вам рассказ. Послушайте его внимательно.
«У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке».
– У Саши собака пушок.
– У Даши кошка Машка.
– Что любит Пушок?
– Что любит машка?
– Она любит мышек.
– Пушок спит у Сашиных ног.
– Машка спит на кушетке.
– Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Во что играли с Шумкой и Самоделкиным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.
конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.
Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия
Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»
Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.
Конспект фронтальных занятий по темам: ” Звук и буква А”, “Звук и буква У”, “Дифференциация звуков А-У”
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]- [ш]
Содержимое публикации
Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]
Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш
– закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;
– установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.
– закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;
– уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;
– закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;
– развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;
– формирование навыков звукового анализа ;
– закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.
3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.
Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.
1. Организационный момент
1) Всю ночь летает –
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
– С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])
2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)
– Назовите первый звук в слове шарф .
– Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).
1. «Улыбка» – «Бублик»
3. «Вкусное варенье»
4. «Почистим зубки»
3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.
4. Проговаривание изолированного звука
– Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .
– Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.
– Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины
– А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)
– А теперь будь внимательными, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны посвистеть «ссс» , а если с изображением шины – пошипеть «шшш» .
5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :
– Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .
6. Характеристика звуков
– Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?
7. Связь звуков и букв :
– На что похожа буква С; Раскрась букву С
– На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш
8. Развитие фонематического слуха:
–Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].
9. Дифференциация в слогах – Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.
Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :
Затем со звуком , на который заменялся :
Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.
10.Физминутка
кто у нас живет в квартире?
(Дети топают на месте)
их могу я посчитать.
(ритмично хлопают в ладоши)
Мама, папа, брат, сестренка,
(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)
кошка Мурка, три котенка,
(наклоняются вправо – влево)
мой щенок, хомяк и я —
(делают повороты туловища в стороны)
это вся моя семья.
(широко расставляют руки).
11. Дифференциация звука в словах
– А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.
– Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.
– Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?
– Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?
(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .
12. Звуко-слоговой анализ
– Сколько частей в слове миска? (2) .
– Определи место звука [С] в слове .
– Сколько частей в слове мишка? (2).
– Определи место звука [Ш] в слове.
13. Домашнее задание
1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .
2. Выучить стихотворение :
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
14. Итог занятия
– Какие звуки мы учились различать?
– Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?
– А о звуке [Ш] ?
– Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?
– Что больше всего понравилось на занятии ?
Конспект логопедического занятия по теме: “Дифференциация согласных звуков [с]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях”
Разработка фронтального логопедического занятия для учащихся 1-х классов с ТНР (вариант 5.1.)
Содержимое разработки
Цели и задачи урока:
Учить различать согласные звуки и буквы, смешиваемые в устной речи и на письме.
Уточнить представление об артикуляционном укладе звуков С, Ш.
Развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Развивать психические функции (зрительную память, слуховое внимание).
Оборудование:
Предметные картинки к словам со звуками (С) и (Ш).
Проектор, интерактивная доска.
Ход занятия
– Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.
Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Поздоровайтесь.
Приготовьтесь выполнять сопряженную гимнастику! Но вначале давайте скажем, для чего нам нужно ее выполнять? (чтобы красиво и четко говорить, правильно произносить звуки)
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. Дыхательное упражнение «Свеча». Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.
3.« Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.
4.«Трубочка» — одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
5.Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук – И, У
6. «Часики» – руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
7.«Лошадка» — прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
8. «Ножницы» – “Дощечка” – “Кулачок”
«Ножницы – пальцы силой разведены
«Дощечка» – плотно прижаты друг к другу
«Кулачок» – пальцы с силой сжимаются в кулаки по команде логопеда, которые подаются в быстром темпе.
9. «Мир-окей»
Подготовка к восприятию нового материала.
– Сядет тот, кто назовет слово ласково:
Стих- стишок трус-
Смех – пастух –
Саша – солнце –
стекло – старуха –
– Попробуйте отгадать, с какими звуками мы будем сегодня работать.
Выделите 1-ый звук в кличке собаки? (Ш)
Назовите 6-ой звук в кличке кота? (С)
Объявление темы и целей занятия
– Кто догадался, какая тема нашего урока? (С-Ш)
Тема: «Различение звуков С – Ш» (открываю запись на доске)
– Что мы будем делать с этими звуками? (учиться правильно их произносить, выделять эти звуки в слогах, словах, сравнивать между собой, обозначать на письме буквами)
Задачи: учиться правильно произносить, выделять на слух в словах, различать, обозначать на письме (задачи вывешиваются на доске)
Артикуляционная характеристика звуков С-Ш
Сравнительный анализ звуков
Артикуляционная характеристика звука С.
Предлагаю спеть песенку ветра и произнести звук С. (Артикуляционный профиль на доске)
При произнесении звука С:
-зубы сближены «заборчик»,
– кончик языка упирается в нижние зубы,
– воздушная струя – узкая, холодная
– голосовые связки – не работают.
Артикуляционная характеристика звука Ш.
А сейчас спойте песенку змеи (Ш-ш-ш)
(Артикуляционный профиль на доске)
-Что заметили? (При произнесении звука Ш
– зубы сближены «заборчик»,
– язык поднимается вверх в форме «чашечки»,
– воздушная струя – широкая, теплая.
– голосовые связки – не работают.
Сравнительная характеристика звуков С-Ш
– Чем похожи, чем отличаются эти звуки?
Узнавание звука по условным обозначениям.
Упражнение «Звуковые дорожки»
Пройти звуковые дорожки по стрелкам, произнося звуки в соответствии с условными обозначениями (песенка ветра – песенка змеи, холодная и теплая возд.струя.)
Работа со скороговоркой
Речевая разминка
Шесть мышей несли 6 грошей
-Прочитаем скороговорку вместе.
– Произнесите с веселой (грустной) интонацией.
– Произнесите в ускоренном темпе.
– Скажите очень быстро.
Повтори слоги. Помогай себе ладошкой: на звук С –ладошка внизу, так же как и язычок, на звук Ш – ладошка вверху, так же как и язычок вверху!
Са-ша, ша-са, са-ша-са , ша-са-ша, са-ша-ша, са-са-ша,ша-са-са, ша-са-ша-са.
Помогите Шарику и Матроскину убраться в доме. В шкафу должны быть предметы, в названиях которых есть звук [Ш], а на столе предметы, в названиях которых есть звук [С]». Называем слово, выделяем дежурный звук и определяем позицию звука в слове.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Соотнесение звуков и букв
– Какими буквами на письме обозначаются дежурные звуки? Назовите их правильно. (Эс, Ша)(Вывешиваются на доску печатные буквы Сс Шш)
Ребята, ваши ассоциации, на что похожи обе буквы? (С – бублик, половинку буквы О, Ш – на расческу…
Кто может показать, где живут в алфавите дежурные буквы.
Показ прописных букв.
Нарисуйте эти буквы закрытыми глазами в воздухе.
Работа в тетради
Давайте запишем буквы С и Ш в тетрадь.
Тетрадь получит тот, кто ответит на мой вопрос
Какое сегодня число…?
Какой день недели…?
Какая часть суток…?
Какое время года…?
Назовите весенние месяцы…?
Сегодня вторник, а завтра будет…?
А вчера был какой день недели…?
Откройте тетради. Запишите число.
Расшифруйте запись на доске.
Запишите буквы С и Ш, опираясь на стрелки.
Игра «Лишний фрукт»
Найдите лишний фрукт, объясните свой выбор.
Груша (так как в остальных словах, слышится звук С)
Слива (так как она фиолетовая, остальные фрукты желтые)
Запишите слово в тетрадь, сделайте звуко-буквенный анализ ( 2 человека у доски)
Сколько в слове гласных?
-Сколько согласных?
-Назови 4 звук.
-Назови все звуки по – порядку.
-Назови количество слогов.
Сколько букв, звуков?
Сколько в слове гласных?
-Сколько согласных?
-Назови 1 звук.
-Назови все звуки по – порядку.
-Назови количество слогов.
Сколько букв, звуков?
Пальчиковая гимнастика (массаж)
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
Садимся на места. Продолжаем работать.
Работа в парах (на карточках)
Составьте словосочетания, соединив стрелочкой подходящие по смыслу слова. Вставьте пропущенные буквы С и Ш.
Запишите первые три словосочетания в тетрадь. Букву С подчеркните, букву Ш выделяем в кружок.
Итог занятия. Рефлексия.
– К сожалению, наше занятие заканчивается.
О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?
Какие задачи мы перед собой ставили?
– Что мы о них узнали?
Какую подсказку мы придумали, чтобы не путать эти звуки и буквы?
-Что понравилось на уроке? Что было сложно?
«Я сегодня работал лучше, чем обычно»
«Я доволен своей работой»
«Я мог бы работать лучше»
– А мне понравилось, что вы старались и очень хорошо работали на уроке.
Матроскин и Шарик приготовили для вас сюрприз!(сладкий сюрприз)
Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”
Конспект лоопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ш”
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”»
Тема: Дифференциация звуков [С]- [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. («Путешествие в сосновый лес»).
Цель: закрепить правильное произношение слов, словосочетаний и предложений со звуками [С] – [Ш] .
1. Коррекционно – обучающие:
– развитие умения выделять звуки [С], [Ш] на фоне слова, словосочетания, предложения;
– совершенствование навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
– формирование грамматического строя речи.
2. Коррекционно – развивающие:
– развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
– развитие речевого дыхания;
– развитие чувства ритма, зрительно-пространственной ориентации;
3. Коррекционно – воспитательные:
– формирование положительной мотивации к занятиям;
– воспитание умения выполнять задание по инструкции;
– воспитание самоконтроль за речью.
Оборудование: массажный шарик «Су-Джок» предметные картинки со звуками [С], [Ш], табличка с текстом, шишки для счета, куклы Миша и Соня.
работа со скороговорками
II. Сообщение темы занятия
соотнесение звука и буквы
IV Работа с ритмизованной строкой
V Дифференциация [С], [Ш] в словах
VI Игра «Посчитай-ка»
VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках
IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте
Ход занятия:
I. Оргмомент
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли две куклы. Их имена ты узнаешь, разгадав ребусы. Чтобы приступить к нашему занятию, нужно поработать со скороговорками. (Логопед предлагает повторить скороговорки и назвать наиболее часто повторяющиеся в них звуки)
работа со скороговорками
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Логопед: Давай вспомним, какие звуки часто повторялись в скороговорках.
Ребёнок: Часто повторяющиеся звуки в скороговорках [С] и [Ш].
Логопед: Молодец! Осталось узнать имена наших гостей.
решение ребусов
Логопед: Решаем ребусы. Выделяем первый звук из названия картинок.
Шишка, утка, рак, арбуз – Шура
Слон, ослик, нитки, автобус – Соня
II. Сообщение темы занятия
Логопед: Как ты думаешь, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Ребёнок: Мы сегодня будем учиться различать звуки [С] и [Ш].
Логопед: Давай вспомним характеристику звуков.
[С] – согласный, глухой, твёрдый.
[Ш]- согласный, глухой, твёрдый.
2) соотнесение звука и буквы
III Физминутка
Логопед: Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажи, какие там большие деревья.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
(быстро – быстро шевелит пальчиками)
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
(покачивается и машет руками)
Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
IV Работа с ритмизованной строкой
Логопед: Сначала громко произносятся слоги, тихо – слова. Потом наоборот.
ша-ша-ша – наша Маша хороша
шо-шо-шо – как мне хорошо
шу-шу-шу – в школу я спешу
ши-ши-ши – вот какие малыши
са-са-са – прилетела к нам оса
со-со-со- вот какое колесо
су-су-су – сумку я несу
сы-сы-сы – не боимся мы лисы
Логопед даёт образец, а ребёнок повторяет.
V Дифференциация [С], [Ш] в словах
Логопед: Что же здесь случилось? Соня и Шура придумали слова со звуками [С] и [Ш], но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем ребятам вернуть звуки на место и разделить слова на слоги и поставить ударение.
Игра «Четвёртый лишний»
. ишка, .ум, о.а, мы.ка
. ова, ма.ина, . орока, .урок
ти.ина, .ук, .о.на, .умка.
Логопед: Какое слово лишнее? Почему?
VI Игра «Посчитай-ка» (Умение согласовывать числительное с существительным)
Одна шишка, две шишки….
Одна сумка, две сумки…..
VII Физминутка
Су-Джок терапия (массаж пальцев эластичным кольцом) поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках
Логопед: А теперь, чтобы нам прийти на лесную опушку, надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.
IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте
Логопед: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!
(картина с изображением соснового леса)
Послушай текст и назови слова, в которых встречаются звуки [С] и [Ш].
Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Соня и Миша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.
X Итог занятия
Логопед: Вот мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой возьми сосновую шишку.
XI Рефлексия
Логопед: Всё ли у тебя получилось? Какое задание тебе больше всего понравилось? Ты молодец!
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме “Дифференциация звуков и букв С-Ш”
Разделы: Логопедия
- Коррекционно-образовательные:
- формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
- активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
- составлять предложения с данными словосочетаниями.
- Коррекционно-развивающие:
- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
- улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим
Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (. апка, . ипы, ква. насо. , . анки, . ина, . уба, шала. . утки, . ова, . ода, . умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.
I. Организационный момент.
Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.
Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.
– Меня зовут Фафа.
– Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?
– Я не умею произносить только некоторые звуки.
– Но как мы узнаем твоё имя?
– Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.
II. Сообщение темы занятия.
– Как зовут нашу гостью? Саша.
– Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?
– Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.
– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать
Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.
– Сели в автобус. Садитесь на стульчики.
Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков.
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.
– Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.
Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).
Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.
Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)
Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка
2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.
Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.
Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)
Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)
Какая разница в произношении звуков С и Ш?
3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:
Первая остановка «Чистоговоркино»
Повторяйте за мной.
Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.
са—ша—са шо—со—шо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.
Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.
Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).
– Говорите, что вы видите.
5. Дидактическая игра «Измени слово»:
Следующая остановка «Заменяй-ка».
– Замените звук С на звук Ш.
Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.
миска — мишка
каска — кашка
касса — каша
маска — Машка
6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.
Остановка «Магазин. Покупай-ка».
Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).
Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).
– Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.
7. Подбор предметов к признакам.
Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:
Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.
Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки
А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.
Составьте с этими словами предложения.
Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.
Методическая разработка: Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР
Методическая разработка: Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР (второй год обучения).
Тема: «Путешествие в страну Грамоты»
- Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах- предметах, словах-действиях, словах- признаках и предложениях.
- Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.
- Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слов и слогов.
- Продолжать учить составлять предложения с заданным количеством слов.
- Закрепить понятие « слово- предмет», « слово-действие», «слово- признак».
- Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
- Картина страны «Грамоты»,«шифровки», карточки со словами, простые карандаши, цветные карандаши, карточки с буквами, цветные наклейки (формы), Наклейки (цветные геометрические фигуры) предварительно прикрепляются на одежду детей.
Ход занятия
Л: Ребята, сегодня мы отправляемся в волшебную страну Грамоты.( Показ картины сказочной страны Грамоты). Чтобы попасть в неё, нам нужно открыть волшебный замок. Для того, чтобы подойти к замку, я буду каждому задавать вопрос. Мы будем работать в команде и будем помогать друг другу.
Игра с мячом
Логопед кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос.
Какие буквы не обозначают звуки?(Ь, Ъ).
С какой буквы пишется начало предложения? (С заглавной буквы)
С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
Какой знак ставится в конце предложения? (Точка)
Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
Какие звуки самые протяжные, певучие? (Гласные)
Как определить количество слогов в слове?
Л: Молодцы! Все справились с заданием. Сейчас мы ключом откроем ворта в страну Грамоты.
Пальчиковая гимнастика «Ключик»
На двери замок- чудак. (Показ « замка» кистями рук.
Не открыть его никак! ( Несколько раз с силой пытаться покрутить и раскрыть пальцы рук).
Вынул связку я ключей ( встряхивание кистями рук).
Ну-ка ключик поскорей! ( Поочерёдное прокручивание пальца одной руки в кулачке другой, затем смена рук).
Дверка, поскорей откройся! ( Руки расцепить). Входите пожалуйста!
Л: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Грамоты.
А вот и первое задание. Занимайте свои места за столом.
Задание называется «Шифровальщик».У каждого из вас карточка с запутанным словом, вам нужно его распутать и напечатать в своей тетради.
КЧОЩЕЕН — щеночек. (Рядом с каждым словом подсказка-картинка).
Затем даётся задание нарисовать цветную звуко-буквенную схему слова.
Л: Умницы! Сейчас мы выйдем на поляну предложений. Ко мне подойдут дети, которые справятся с таким заданием:
- Придумайте слово из трёх звуков.
- Придумайте слово из четырёх слогов.
- Придумайте предложение из пяти слов.
- Назовите два слова- действия.
- Назовите два слова- признака.
- Составьте предложение из двух слов.
Дети, ответив на вопрос, выходят из-за стола, подходят к логопеду.
Л: Вот и новое задание. Мы с вами на поляне предложений. Вам нужно будет прочитать слова и составить из них предложение. Работать вы будете по парам. Подумайте, как можно объединится.
(Логопед предлагает найти пару по одинаковому цвету наклеек).
Дети составляют предложения и читают их. (Каждой паре детей даются карточки со словами. Дети их читают и составляют предложение.
и, Катя, Ваня, в, гуляли, лесу, зелёном.———
Катя и Ваня гуляли в зелёном лесу).
Физминутка
Л: Сейчас мы вспомним с каких звуков начинаются наши имена ( фамилии) и изобразим буквы обозначающие эти звуки.
(Дети изображают буквы: Ж, К, Р, Ф,Ч. И т. д.)
Л: Ребята, вас ждёт ещё одно задание. Найдите себе пару, мы объединяемся по форме. Посмотрите на карточки, посоветуйтесь и найдите лишнюю букву, объясните свой выбор.
А И Э П О Р Л К Н З В Ф Ц Ъ А Ж Щ Ч Й
Л: Вы хорошо поработали!Вот и подошло к концу наше путешествие. Будем возвращаться. Помогут нам в этом волшебные слова.
Игра «Живые слова»
Каждому ребёнку даётся карточка с изображённой на ней буквой. Логопед произносит слово ( 5-6 звуков). Дети составляют слово. Проводится звуко-буквенный анализ полученных слов.
Л: Понравилось вам путешествие? Вы справились со всеми заданиями! Скоро вы идёте в школу и путешествовать в страну Грамоты будете очень часто. Хочется пожелать вам успехов!
Карушкина Алена Александровна,
учитель-логопед