Дифференциация звуков и букв Б-П – конспект логопедического занятия

Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б — П. (подготовительная группа)

Ольга Ершова
Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б — П. (подготовительная группа)

Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П.

Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П.

– закрепить понятие о звонких – глухих согласных звуках;

– учить различать звуки [Б]-[П] изолированно, на фоне слога, слова, предложения;

– закрепить навык чтения слогов и слов;

– закрепить навык слогового анализа и синтеза;

– закрепить навык образования и употребления слов-паронимов;

– развивать фонематические процессы;

– развивать память, внимание, мышление;

– развивать мелкую и общую моторику;

– развивать координацию речи с движением;

– воспитывать интерес к языковым явлениям;

– воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

– формировать такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, доброжелательность.

– иллюстрации из сказок (Буратино, три поросенка, старик со старухой);

– символы звонких и глухих согласных звуков;

– карточки «4-й лишний»;

– 2 детских ведерка с символами звуков;

– предметные картинки (капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка);

– карточки с цепочкой слогов;

– карточки со слогами для составления слов в виде рыбки (слова: зубы, пони, батут, рыба, паук, почта);

буквы Б, П.

– чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», беседа по сказке;

– словарная работа (объяснение значения слов: пашня, башня, запор, балка, плещут, блещут, быль).

Ход занятия:

Л. Ребята, подойдите ко мне. Давайте поздороваемся (здороваются). Проходите к доске и садитесь на стульчики.

Л. Ребята, а вы любите сказки?

– Какие сказки вы любите? (ответы детей).

Л. Посмотрите на доску. Героев каких сказок вы видите?

– это Буратино из сказки «Золотой ключик» и поросята из сказки «Три поросенка».

2. Введение в тему занятия.

1) Л. Правильно.Послушайте внимательно: Буратино. Какой 1-й звук мы слышим?

звук Б.

Л. Поросенок. Какой 1-й звук мы слышим?

звук П.

Л. Молодцы. Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

– мы будем говорить о звуках Б и П.

Л. Правильно. Что мы знаем о звуке Б – какой он?

– согласный, звонкий, твердый.

Л. Что мы знаем о звуке П – какой он?

– согласный, глухой, твердый.

Л. Чем они похожи?

– эти звуки согласные, твердые.

Л. Чем они различаются?

звук Б – звонкий, а звук П – глухой.

3. Дифференциация звуков [Б]-[П].

2) Введение сказочного сюжета.

Л. Молодцы. Ребята, отгадайте, а эти слова из какой сказки?

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

– это сказка «О Золотой рыбке».

Л. Правильно. Сегодня мы отправимся в гости к героям этой сказки.

3) Игра «Наоборот».

Л. Долгими вечерами старик со старухой играли в слова со звуками – старуха называла слова со звуком [П], а старик менял в словах звук [П] на звук [Б].

Л. Давайте и мы с ними поиграем.

4. Игра «4-й лишний»

Л. Сердитой была старуха. Каждый день давала старику сложные задания. Кто помогал старику в сказке?

Л. Правильно, золотая рыбка.

«Пойди, говорит старуха, отыщи лишнюю картинку в каждом ряду». Ребята, давайте поможем старику – найдите лишнюю картинку в своей карточке.

(дети называют картинки, называют лишнюю,объясняют выбор:

баран, банан, бочка, помидор. Лишний помидор, т. к во всех остальных словах мы слышим звук [Б], а в этом слове – звук [П]).

5. Игра «Улов»

Л. Молодцы, ребята, помогли старику.Старуха дает старику новое задание: «Ступай, говорит, к синему морю, да налови рыбы на обед».

Закинул старик невод в море,вот с чем пришел невод: капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка (логопед называет картинки).

Л. Посмотрите, ребята, у старика есть 2 ведра с символами звуков. Никак старик не может разложить улов по ведрам. Давайте ему поможем?

Символ какого звука на ведре? (звука [Б], [П])

Как вы догадались?

– символы с колокольчиком, без колокольчика.

Л. Давайте разложим улов по ведрам – в одно ведро картинки со звуком [Б], в другое – со звуком [П].

(дети по очереди выбирают картинку, называют, кладут в ведро с символом, соответствующим звуку в слове).

Л. Мы с вами знаем, что звук [Б] обозначается буквой Б, звук [П] обозначается буквой П. (на доску рядом с ведрами вывешиваются соответствующие буквы)

6. Пальчиковая гимнастика.

Л. Молодцы, ребята, помогли старику. Давайте отдохнем и поиграем с рыбками на берегу моря.

Становитесь в круг, и возьмите рыбок в правую руку.

(читаем стихотворение, выполняем движения руками)

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде (взять рыбку в правую руку, выполнять волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):

То сожмутся (вытянуть руку с рыбкой в центр круга,

Разожмутся (оттянуть руку с рыбкой назад,

То зароются в песке (вращательные движения рукой с рыбкой вниз, как будто раскапываем песок).

Читайте также:
Инклюзия в образовании - Эссе на тему Мир без барьеров и границ

Приседаем столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас (посчитал, сколько рыбок в руках у детей, присели).

4. Дифференциация букв Б – П.

7. Чтение цепочки слогов, воспроизведение их по памяти.

Л. Ребята,старуха опять бранится и дает старику задание: «Прочитай, говорит, цепочку слогов, да повтори их потом». А старик не может справиться с этим заданием. Поможем ему?

Л. Садитесь за парты. Прочитайте цепочку слогов.

А теперь переверните карточку и повторите, что вы прочитали.

(дети читают цепочки слогов: БА-ПА-ПА, БО-ПУ-ПО, ПА-БЫ-БО и т. д, а затем воспроизводят их по памяти).

8. Игра «Собери слово».

Л: Молодцы, ребята.А старуха опять дает старику задание: «Составь, говорит, слоги рядышком. Да будь внимателен – выбери нужный слог, чтобы получилось слово».

Л. Ребята, поможем старику?

Л. Перед вами 3 слога. Составьте их так, чтобы получилось слово.

(детям предлагаются 3 слога: РЫ-БА-ПА, слог ПА – лишний).

(слоги написаны на разрезных картинках-рыбках, при составлении слова складывается фигурка рыбки)

9. Игра «Путаница».

Л. Молодцы, ребята, помогли старику выполнить задание. Старуха опять бранится и хочет старика запутать. «Распутай, говорит, мои предложения».

Л. Ребята, поможем старику? Исправьте ошибки в предложениях.

Капусту вытащили из Почки.

Листья распустились из Бочки.

Старик опирался на Балку.

Крыша опирается на Палку.

На двери хороший заБор.

Вокруг дома построен заПор.

В синем море волны Блещут.

В синем небе звёзды Плещут.

Грачи ходят по Башне.

Мы в Кремле видели Пашню.

За медом полез Винни-Бух.

Я упал со стула – Пух.

5. Итог занятия.

Л. Ребята, вы молодцы, помогли старику справиться со всеми заданиями старухи. А какие звуки мы научились различать?

Л. Старик благодарит вас, и дарит вам за работу рыбок для штриховки. Он будет вспоминать вас добрым словом.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность : Учитель – логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад “Березка”п. Новая Игирма.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект логопедического фронтального занятия по дифференции гласных и согласных звуков «Один день из жизни насекомых» Конспект открытого занятия для детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по звуковой культуре речи «Один день из жизни.

Конспект логопедического фронтального занятия «В гостях у Дина и Дона». Дифференциация звуков [з]-[з’]. Тема: «В гостях у Дона и Дина». Дифференциация звуков з-зь. Цели: закреплять знания о характеристике звуков «З»- «ЗЬ», тренировать детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]» Цель: – профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; – развитие фонематического.

Конспект открытого логопедического занятия с применением инновационных технологий «Дифференциация звуков [c] — [ш]» Цель:закрепить артикуляционные уклады звуков; закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках; учить.

Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв [Р]-[Л]. Дикие животные» Цель занятия: Дифференцировать звуки Р – Л, на материале лексической темы «Дикие животные». Задачи: 1. Обучающие задачи. •Закреплять знания.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)

Тема логопедического занятия: Дифференциация звуков [П]-[Б]

Логопедическое занятие разработала

высшей квалификационной категории

«СОШ №24» ЭМР Саратовской области

Склярова Инесса Васильевна

Тип логопедического занятия: тренировочное

Речевое заключение: ОНР III уровня, НВ ОНР, ФФНР

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель: Учить детей различать звуки [П]-[Б] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме

– Формирование умения различать звуки [П]-[Б] (на слух, по артикуляции, написанию)

– Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

– Уточнение и обогащение словарного запаса детей

– Развитие фонематического восприятия

– Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

– Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

– Расширение представления об окружающем мире

– Воспитание познавательного интереса

– Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

– Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

– Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Регулятивные:

– выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

– осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

– самостоятельное формулирование познавательной цели

– умение структурировать знания

– выбор наиболее эффективных способов решения задач

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

– рефлексия способов действия

Читайте также:
Карточки для автоматизации звуков

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

– Дифференциация понятия звук и буква

– Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух, по артикуляции, написанию

– Развитие умения подчиняться разным правилам

– Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Оборудование: компьютер, экран, зеркала, предметные картинки в названиях которых есть звуки [П] и [Б], таблички с буквами П п – Б б, карточки-символы с буквами П-Б, таблица «Характеристика звуков», карточки с элементами букв П-Б, слоговая таблица, мяч, фигурка бобра и домика из брёвен, сигнальные карточки, цифровые линейки с буквами П-Б, карточки со словами-паронимами, фигурки лодок с парусами (2 шт.) и слова с пропущенными буквами П-Б, карточки с текстом для самостоятельной работы учащихся.

I Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

Звучит музыка «Журавли». Учитель-логопед под музыку зачитывает стихотворение:

«Вот уж осень готова проститься

Хмурой тучей, холодным дождём.

Скоро в окна зима постучится

Поприветствует первым снежком».

-Природа уже подготовилась к приходу зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, многие животные подготовили свои жилища к наступлению холодов и лишь гость, который пришёл к нам на урок, не успел построить себе домик.

Посмотрите, кто это? (бобер). А знаете ли вы, что жилище бобра называется «хатка» и строят её бобры на реках из толстых палок и веток, а из стволов деревьев бобры строят плотины. Плотина нужна для того, чтобы вход в хатку бобра всегда находился под водой и тогда никакой другой зверь не сможет в неё попасть. Готовая плотина настолько прочна, что человек может свободно перейти по ней с одного берега на другой. Бобры пользуются своими крепкими передними зубами, чтобы подгрызать деревья и даже могут таскать в своих зубах брёвна. Сейчас у нас в стране эти звери охраняются законом.

-Ребята, я предлагаю построить на нашем занятии хатку для бобра. Мы должны помочь гостю подготовиться к зиме, но для этого вам необходимо выполнить ряд заданий.

II . Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [П]:

– Посмотрите на картинки, назовите одинаковый звук в словах [П].

– Какой буквой обозначается этот звук? (пэ).

Вывешивается табличка с буквами П п.

«На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле».

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой П.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [Б]:

– Назовите одинаковый звук в этих словах [Б].

– Какой буквой обозначается этот звук? (бэ).

Вывешивается табличка с буквами Б б.

«Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком».

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой Б.

– Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Б])

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Б])

Установить различие ….(между звуками [П]-[Б])

Упражняться в написании…(букв П-Б)

– Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Б], будем упражняться в правильном написании букв П-Б.

– Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели что нужно делать на уроке? (быть внимательными, старательными, активными)

III . Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Работа с индивидуальными зеркалами

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

– Посмотрите в зеркала, произнесите звук [П], дайте ему характеристику.

– согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы), – твёрдый,

– глухой (произносится без голоса).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

– Посмотрите в зеркала, произнесите звук [Б], дайте ему характеристику.

– согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы),

– звонкий (произносится с голосом).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

-Скажите, чем похожи эти звуки. (Оба согласные, твёрдые, у них одинаковая преграда – губы.)

– Скажите, чем они отличаются друг от друга?

( звук [П] – глухой, звук [Б] – звонкий).

– Напомните, как можно проверить звонкость-глухость звуков.

(двумя способами: 1- руку на горло, 2-закрыть уши).

– Ребята, вы правильно определили сходство и различие между звуками [П]-[Б]

Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

«Глухие звуки звучат глухо,

Голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: ПУГАТЬСЯ, ПУСКАТЬ-

Здесь голоса нет в звуке П,

А в слове БОРОТЬСЯ и в слове БРОСАТЬ

Слышится звонкий Б.

П – это капают капли дождя,

Б – барабанов бой.

Можно все звонкие прокричать,

Глухие лишь прошептать».

-Вы справились с заданием, положим первое брёвнышко и начнём строить хатку бобра.

– А, кстати, какие изучаемые звуки и сколько их в словах «бобёр», «плотина». ( Бобёр- 2 звука [Б], плотина- 1 звук [ П])

-Запишите характеристику звуков [П]-[Б] в тетрадь, отличия подчеркните.

-Допишите в карточке с элементами букв буквы П-Б.

IV . Дифференциация звуков [П]-[Б] в слогах.

Читайте также:
Дикие животные' - рекомендации учителя-логопеда для воспитателей в группе ЗПР

Чтение слогов с буквами П-Б

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов

4.1.Учитель-логопед предъявляет слоговую таблицу и предлагает поиграть в игру «Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!»

па – ба пап – бап пфа – бва

по – бо поп – боп пко – бго

пу – бу пуп – буп пшу – бжу

пэ – бэ пэп – бэп пфэ – бвэ

пы – бы пып – бып пты – бды

Дети читают слоги.

4.2. Игра с мячом «Доскажи словечко»

Учитель-логопед называет начало слова, бросает мяч ученику. Тот договаривает слово, выбрав нужный слог «па» или «ба» и возвращает мяч. Слово должно звучать правильно.

Слова: Шу…ба, тро…па, гу…ба, кру…па, сдо…ба, ли…па, кол…ба, ла…па, сто…па, клум…ба, тру…ба, па…па, про…ба, жа…ба, плом….ба, тол…па, вер…ба, глы…ба, лам…па, ры…ба.

– Сели все ровненько.

V . Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия

5.1. Учитель-логопед произносит слова со звуками [П]-[Б].

Дети поднимают сигнальные карточки с соответствующими буквами.

Слова: Бумага, помощь, банка, добро, тополь, суп, собака, сапоги,

5.2. Детям молча предъявляются картинки, в названиях которых

есть звуки [П]-[Б], они поднимают соответствующую букву.

5.3. На доску вывешивается 4 предметные картинки.

(В названии 2-х картинок есть звук [П], 2-е остальные картинки – со звуком [Б])

Дети отчётливо называют, что изображено на картинках, запоминают слова.

Картинки убираются, ученики называют, что они увидели, определяют наличие звуков [П]-[Б] в словах.

5.4. а) Предлагается картинка с изображением полушубка.

– Назовите, что изображено на картинке.

– Чем интересно это слово? (есть оба звука [П]-[Б])

– Покажите на цифровой линейке, какое место в слове занимает звук [П], звук [Б]. (Дети закрывают цифру нужной буквой).

б) Учитель-логопед произносит слова:

-букет, забор, грибы;

-пакет, лопата, тулуп.

Дети определяют по цифровым линейкам место звуков [П]-[Б]

в словах. (Каждое слово проверяется учителем-логопедом совместно с детьми).

– Вы справились с очередным заданием, добавим брёвнышко в домик бобра.

VI . Анализ слов-паронимов

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова, развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

– А сейчас поиграем в игру «У кого похожее слово?»

Учитель-логопед раздаёт детям по 2-е карточки со словами паронимами.

– Вы должны прочитать слово. Тому, кто прочитает слово, должен откликнуться тот, у кого есть слово, отличающееся одним звуком.

почка – бочка (устанавливается сходство и различие между словами),

порт – борт (устанавливается сходство и различие между словами),

пашня – башня (с каждым словом составляется предложение),

папочка – бабочка (с каждым словом составляется предложение, устанавливается количество звуков [П]–[Б] в каждом слове).

– Итак, сейчас мы увидели, как звуки [П]–[Б] влияют не только на звучание слова, но и на его смысл.

VII .Физминутка

Цель: развитие общей и мелкой моторики, развитие слуховой памяти и внимания

7.1 Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

«Бобёр в бору затеял бал, Дети маршируют в такт стихотворения.

Бобёр на бал гостей позвал. Приглашающее движение руками к себе.

Паучки во флейты дуют, Изображение игры на флейте.

Польку бабочки танцуют. Взмахи руками, подобно крыльям бабоч ки.

Даже тихий барсучок Маршировка на носочках, руки на пояс.

Каблучками цок да цок». Маршировка на пяточках, руки на пояс.

– Назовите слова из скороговорки со звуком [П] (Позвал, паучки, полька).

– А теперь вспомните слова со звуком [Б] (Бобёр, бор, бал, бабочки, барсучок, каблучки).

7.2 Развитие мелкой моторики

Изображение пальцами букв.

– Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально. Зажмите между указательным и средним пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).

Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? (Б).

– Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками указательного и среднего пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? (П).

– Вы справились со следующим заданием, добавим брёвнышко в хатку бобра.

VIII . Дифференциация звуков (П-Б) в словах.

Проведение игры «Куда причалят лодки?»

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова

8.1 Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

« Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Своё внимание к словам».

На доске – 2 плоские фигурки лодок с парусами. На парусах – кармашки, в кармашках – буквы П-Б. На доске столбиком записаны слова с пропущенными буквами. Дети по порядку выходят к доске и выбирают нужную букву, подставляя её к данному слову.

Учитель-логопед сообщает, что лодки могут причалить только к

своим словам (в зависимости от написания букв П-Б).

-К каким словам причалят лодки?

-Запишем слова в 2-е колонки, в зависимости от наличия букв П-Б.

-Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

8.2. Учитель-логопед просит детей ответить на вопросы.

– Ответьте на мой вопрос одним словом, определите в названных вами словах наличие звуков [П] – [Б] и продолжите запись слов в две колонки.

Читайте также:
Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны

– Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

– Кого ловят рыболовы? (рыба).

– Какой день начинает рабочую неделю? (понедельник).

– Какой день наступает после пятницы? (суббота).

– О каком овоще говорят: «Сто одёжек, а все без застёжек?» (капуста).

-Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это…? (посуда).

– Где растут клюква и брусника? (болото).

– Вы справились с новым заданием, добавим очередное брёвнышко в домик бобра.

IX Дифференциация звуков [П-Б] в предложениях

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне предложения

– А сейчас проведём графический диктант.

Учитель-логопед зачитывает предложения, совместно с детьми подсчитывается количество слов в предложении, уточняется наличие звуков [П]–[Б]. По одному дети выходят к доске для записи предложения, остальные выполняют записи в тетрадях.

«Бобры построили большую плотину». б б п б п .

«Бобры использовали брёвна, палки». б б п б п .

«Плотина бобров прочна». п бб п .

-Итак, вы вновь справились с заданием, добавим новое бревнышко в домик бобра.

X . Дифференциация звуков (П-Б) в текстах.

Самостоятельная работа детей

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне текста, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

– Прочитайте текст (по перфокартам), подставьте в слова нужную букву.

П ришёл п оследний месяц осени – ноя б рь. П огода п асмурная. П одул п орывистый ветер. С деревьев п олетели б урые листья. В лесу можно на б людать листо п ад. Улетели п оследние п тицы. Всё в п рироде готово к насту п лению зимы.

Проводится проверка выполненной работы. Дети по цепочке зачитывают предложения, уточняя наличие букв П-Б.

– Назовите, какой месяц наступит после ноября. (Декабрь).

– Определите, какой из изучаемых нами звуков есть в этом слове. [Б].

– Вы в очередной раз справились с заданием и достроили хатку для бобра. Бобёр очень доволен и говорит вам: «Ребята, спасибо».

– А знаете ли вы, что размер хаток у бобров различен. Они служат бобрам многие годы, ежегодно ремонтируются, достраиваются и иногда достигают огромных размеров.

Так, в Воронежской области есть хатка, высота которой 2,5 м, а ширина её – 12 м. А самая большая бобровая плотина находится в Северной Америке. Её длина – 625 м, ширина – 7 м, а высота –

XI . Подведение итога занятия. Рефлексия

Цель: рефлексия способов действия

– Итак, подведем итог урока. Вспомним цели занятия. Мы их достигли? (да)

– Чем мы занимались на занятии? (Устанавливали сходство и различие между звуками [П]-[Б]).

– Что общего между звуками [П]-[Б]? (согласные, твёрдые, одинаковая преграда во рту – губы).

– Чем отличаются звуки друг от друга? ( звук [П] – глухой,

звук [Б] – звонкий).

XII . Оценивание работы учащихся

Цель: организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке, осознание учащимися того, что ими усвоено, а что нет

– Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось на уроке… быть внимательным,

все задания выполнить без ошибок

Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность

Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок

– Сегодня на уроке хорошо работали… Урок окончен.

Предъявляются картинки с изображением осенних пейзажей

Показ картинки с изображением бобра. Под картинкой бобра – осенние листья клена с написанными слогами

Предъявляются слова «хатка» и «плотина»

Работа с предметными картинками

Работа по табличкам с буквами П п, Б б

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация П – Б в словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

– учить дифференцировать б – п по глухости и звонкости в словах, словосочетаниях и предложениях;

– развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

– воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

– обогащать словарный запас и грамматические формы речи.

Оборудование: презентация, демонстрационные таблицы с буквами П – Б, массажные шарики СУ-Джок, карточки под пленкой.

1. Организационный момент.

– Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно?

– варежки из пластилина;

– телефон из кожи;

2. Сообщение темы занятия, запись числа.

– Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [п] – [б], [п`] – [б`] в словах и предложениях.

Послушаем вместе: “пугаться”, “пускать”,

Здесь голоса нет в звуке “п”,

А в слове “бороться” и в слове “бежать”

Слышится звонкий “б”…

– Вспомните, какие приемы облегчат вам различить звонкие и глухие звуки? (С помощью кинестетических ощущений.)

– Какие звуки сегодня “дежурят” на занятии? (Слайд 1. Презентация)

3. Тренировочные упражнения в дифференциации П – Б.

– Отгадайте, какое слово я задумала?

Белка, бегемот, бобр, буйвол – это….

– Что общего в звучании этих слов? (Первый звук б или б`, которые мы обозначаем буквой Б.)

Пирожки, пирожное, пряники, печенье – это …

– Что общего в звучании этих слов? (Первый звук п или п`, которые мы обозначаем буквой П.)

Борзая, бульдог, болонка, боксер – это …

– Что общего в звучании этих слов? (Первый звук б или б`, которые мы обозначаем буквой Б.)

Читайте также:
Открытое занятие в подготовительной логопедической группе

б) Игра “Слоговая арифметика”.

Детям раздаются карточки с “первым слагаемым”, “вторые слагаемые” лежат на столе у логопеда надписями вниз. Беру карточку, читаю слово, дети смотрят на свои слова. Тот, чье слово в “сумме” с названным дает новое слов, говорит “мое”, получает карточку, составляет слово, читает его.

в) Дифференциация [п] – [п`], [б] – [б`] в словах.

Поднимите букву, если услышите соответствующий “дежурный” звук. (Начинаем со знакомых слов, затем включаем незнакомые или редко употребляемые слова.)

Башня, колобок, пулемет, кабина, компьютер, палка, клубок.

А теперь работаем с нагрузкой. Вы по-прежнему показываете буквы, но при этом топаете ногами.

Коробок, бетономешалка, каблучок, комплимент, нелепица, велосипед, робототехника, забивать, забастовка, работодатель.

Теперь я не называю слова, вы смотрите на картинки и показываете соответствующие буквы. (Слайды 2-11)

Пальчиковая гимнастика (с массажными шариками СУ-Джок).

4. Письменные упражнения по дифференциации букв П – Б.

а) Составьте слова из букв, объясните, чем похожи и чем различаются слова (работа у доски).

Льпы (пыль), льбы (быль), шабня (башня), пшаня (пашня).

б) Исправь ошибки. (Работа на пластиковых карточках.)

В дубле живет белка. Пришла весна, и на перёзе распустились бочки. Вода пежыт в прохладной речке. Лечит от полезней врач. Хлеп печёт умелый бекарь.

Коллективная проверка, объяснение орфограмм.

в) Зашифруй слова буквами Б и П. (Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.) (Слайды 13–19)

Хатка бобра. Чья хатка? Бобровая (бб).

Мед пчелы. Чей мед? Пчелиный (п).

Нора барсука. Чья нора? Барсучья (б).

Хвост павлина. Чей хвост? Павлиний (п).

Гудок парохода. Чей гудок? Пароходный (п).

Гроздья рябины. Какие гроздья? Рябиновые (б).

Шпоры петуха. Чьи шпоры? Петушиные (п).

Лист капусты. Какой лист? Капустный (п).

– Придумайте предложение со словами: капустный, пчелиный

г) Прочитать пословицы, списать, вставляя пропущенные буквы П или Б. Объяснить смысл пословиц. (Слайд 20)

Говори с другими .оменьше, а с со.ой .о.ольше.

Учись до.рому, так худое на ум не .ойдет.

– Что общего между звуками [п] и [б]?

– Чем различаются звуки [п] и [б]?

– Какие способы проверки звонкости-глухости вы знаете?

Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв Б-П»

Цели:

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [п] и [б];
  2. Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками [п] и [б];
  3. Упражняться в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе букв;
  4. Формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
  5. Нормализация речевого дыхания, уточнение и расширение словаря.

Оборудование:

У логопеда: предметные картинки, изображения 2-х мальчиков, элементы букв П и Б, магнитная доска.

У детей: предметные картинки с изображением колокольчиков, элементы букв П и Б, наборы цветных ручек, зеркала.

Предварительная работа:

Дети вместе с логопедом пишут письмо «Королеве правильной речи».

Ход занятия.

1. Qpг. момент

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, но занятие у нас обычное. Давайте покажем, что мы умеем.

2. Артикулярная гимнастика.

-Сначала я предлагаю отправиться в путешествие с веселым язычком. И по ходу его прогулки вместе с ним будем делать все упражнения. Итак, зеркальца перед собой, приготовились.

1) Жил — был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика, затем вторую. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широкий положи
И спокойно подержи.

2) Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика и посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он как маятник старинных часов: вправо, влево. Покачался (2 р) и в домик спрятался.

3) Через минуту непоседа выглянул опять. Увидел, как девочка на качелях качается вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

4) Посмотрел Язычок, а под ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять
По ступенечкам шагать.

Прыгнул он сначала на 1 — ю ступеньку, затем на 2 — ю, на 3 — ю. На 3 — й весело попрыгал: д-д-д.

5) Любопытный был язычок: заглянул в окошко и увидел, как там девочка собралась чистить зубы. Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубки почистить. Чистил он их старательно. Вычистил добела. В это время девочка умылась и ушла. Загрустил язычок, но ненадолго.

6) Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?

Красить комнаты пора
Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем
Маляру мы помогаем.

7) Хорошо потрудился Язычок, увидел он лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка-
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта. Овса поела
И снова за дело.

-Ну вот, ребята, мы вместе с язычком совершили целое путешествие. Вам понравилось? Теперь ваш язычок стал послушным и ловким, но…..

3. Дыхательная гимнастика.

Чтобы речь звучала плавно, Мы дышать умеем правильно: Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом…
Руками хлоп (2 р).
Громко хлопнем: хлоп (3 р).
Руками хлоп (2 р)
Тихо хлопнем: хлоп (3 р).

Читайте также:
Животные Казахстана - конспект открытого занятия

-Молодцы ребята, после такой разминки хорошо пойдет вся дальнейшая работа.

4. Введение в сюжет занятия.

— Ой, ребята, я чуть не забыла. Помните, мы с вами отправили письмо королеве правильной речи? Так вот сегодня нам пришло ответное письмо, да еще с посылкой. Послушайте, я вам прочитаю: «Здравствуйте ребята. В нашей стране случилась беда. Злая фея похитила и заколдовала звуки [п] и [б]. Теперь жители нашей страны не могут правильно произносить слова с этими звуками. Помогите нам выполнить задания злой феи, чтобы расколдовать звуки [п] и [б]».

5. Беседа по картинкам.

  • Как же трудно обходится без звуков [п] и [б].
  • Давайте поможем жителям страны «Правильной речи».
  • Послушайте, я произнесу 2 разных слова: 1-е слово: … .очка.
  • Что вы услышали?
  • Что мои губки сделали в самом начале? (сомкнулись).
  • 2-е слово: … .очка.
  • Что вы услышали?
  • Что мои губки сделали в самом начале? (сомкнулись)
  • Поняли слова?
  • Помогут вам узнать слова картинки, которые нам прислала королева.
  • Назовите картинки.
  • Назовите 1 -й звук в слове «почка».
  • Произнесите все звук [п] перед зеркальцем.
  • Что делают губки, когда мы произносим звук [п]? (сжимаются, смыкаются).
  • А теперь произнесите звук [п] и ладошкой проверьте звенит ли горлышко? (не звенит) Значит звук [п] глухой.
  • Назовите первый звук в слове «бочка».
  • Произнесите звук [б] перед зеркальцем. Что делают губки? (сжимаются, смыкаются).
  • А теперь произнесите звук и ладошкой проверьте звенит ли горлышко? (звенит) Значит звук [б] — звонкий.

Ребята, какие звуки надо поставить в эти слова? Значит я произносила слова «почка» и «бочка».

  • Вот какие важные эти звуки. Без них наша речь становится непонятной.

6. Упражнение со значками.
Ребята, королева нам прислала для этих звуков значки (каждому ребенку предлагаются две картинки с изображением колокольчиков, один из которых перечеркнут). Сейчас вы их получите. Первое задание злой феи будет связано с этими значками. Я буду называть слова. Если в слове звук [п], какой значок вы покажете?

А если звук [б]? Правильно, звук [п] — глухой, колокольчик не звенит, звук [б]-звонкий, колокольчик звенит. Итак, приготовились (воспитатель называет слова, дети показывают значки).

Молодцы, ребята, какие вы внимательные и сообразительные, справились с таким трудным заданием.

7. Игра «Чьи вещи».
Ребята, королева прислала еще одно задание злой феи.

Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа — Боря. Мальчики перепутали свои вещи. Давайте поможем им разобраться. Названия вещей Павла содержат звук [п], а вещей Бори — звук [б]. Сейчас я вам раздам эти картинки, и вы будете по очереди выходить к доске, называть свои картинки и класть их в корзинку Бори или Павла.

Молодцы, и снова все выполнили задания злой феи.

8. Физкультминутка.
Ребята, вы, наверное, устали после такой работы. Давайте немного отдохнем и покажем нашу разминку. (физкультминутка «Шалтай-Болтай»)

9. Игра «Какая картинка лишняя».
Ну вот отдохнули, пора и за дело приняться. Ведь это еще не все. Злая фея постаралась и еще придумала задание, да какое сложное. Давайте попробуем его выполнить.

  • Назовите эти картинки (бабочка, банан, баран, паук, банка)
  • Какая картинка лишняя?
  • Почему?
  • Давайте еще раз назовем картинки.
  • Молодцы, и с этим заданием вы справились.

10. Конструирование букв из элементов
Нам осталось последнее, самое сложное задание. Если вы правильно его выполните, чары злой феи рассеются и звуки [п] и [б] вернуться назад. Давайте мы попробуем выполнить это задание, но для этого нужно пальчики приготовить к работе.

«Кулачки мы вместе сложим».

Злая фея спрятала на карточках буквы П и Б. Вы должны найти все буквы П и Б на своей карточке и обвести. Но сначала, чтобы не ошибиться давайте вспомним из каких элементов состоят буквы П и Б. У каждого на парте лежат элементы букв. Элементы П — красные, элементы Б — зеленые. Сложите эти буквы у себя на парте, а я на доске. Молодцы.

11. Обведение букв.
Возьмите ручки зеленую и красную и обведите все буквы П — красным цветом, и все буквы Б — зеленым цветом. Будьте очень внимательными, не пропустите ни одной буквы.

А теперь, ребята, подойдите все сюда и давайте вместе посчитаем сколько получилось букв. Всего должно быть 5 букв П, и 6 букв Б.

Молодцы, ребята! Вы справились с самым сложным заданием злой феи. Вы были очень внимательными и сообразительными, старательными и поэтому выполнили все задания злой феи. И если она вздумает и наши звуки похитить, теперь нам не страшны ее чары.

12. Итог.
Давайте на следующем занятии напишем ответное письмо «Королеве правильной речи». В нём расскажем ей как мы справились с заданиями злой феи, а в подарок ей пошлем наше поздравление к Новому году. Я думаю, она будет очень рада и снова нам пришлет письмо.

Занятие закончено. Можете идти.

Карчевцева Елена Сергеевна
учитель-логопед ГБОУ «Школа 2120»
г. Москва

Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия предназначен для учителей-логопедов, которые работают над дифференциацией звуков и букв П-Б в словах, предложениях, текстах при работе с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.

Читайте также:
Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.»

Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 2-го класса, имеющих нарушения письма и чтения.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 7 г. Макеевки

Животова В.И.

Логопедическая: развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале

Лексическая: Весна.

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов.

развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях, тексте;

формировать сложные формы фонематического анализа;

развивать речеслуховую память;

обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;

закрепление навыков словоизменения и словообразования;

автоматизация правил правописания звонких и глухих в конце слова.

Оборудование: профили артикуляции П-Б, сюжетная картинка «Весна», предметные картинки, схемы препятствий с текстами для чтения о препятствиях на обороте, изображение горы П и горы Б, аудио записи птичьих голосов, речевой материал на П-Б, буквы для составления слова «апрель».

План и ход занятия

Организационный момент.

Сообщение логопедической темы. На доске выставлены картинки (подснежники, птицы, половодье). Логопед просит назвать картинки и определить первый звук в этих словах («П»).

На доске выставляются следующие картинки: букет, бабочка, бутон.

Дети называют картинки, определяют первый звук в названиях этих картинок («Б»).

Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П-Б. Откройте тетради, запишите число и тему: «Различай П – Б».

Уточнение связи буквы и звука.

Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук. Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.

Сравнение звуков П и Б по артикуляции.

а) Определение общего в артикуляции звуков П-Б.

б) Определение отличий в артикуляции П-Б.

3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.

Какой буквой обозначается звук П? Звук Б?

На что похожи буквы П и Б?

Клоун вышел на арену,

Будто музыкант на сцену

И играет на трубе.

Сел как йог, стал буквой Б.

Зарядку делать кот привык

На букве П, ведь П — турник.

Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

1. Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.

Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают (горло не дрожит). Если работают только губы – это звук П.

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки, горло дрожит? (звук Б)

Повторение ряда слогов со звуками П и Б.

ПА – БА – ПА БА – БА – ПА – БА – БА …..

Знакомство с лексической темой «Весна».

Игра «Шифровальщик». Шифрование слов буквами П и Б.

Откройте тетради. Сейчас вы будете шифровать слова буквами П и Б, цифрой указывая их место в слове.

Логопед называет слова: ПОЛОВОДЬЕ, АПРЕЛЬ, ОБЛАКА, ЯБЛОНЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ЗАБАВЫ, КОРАБЛИКИ.

Дети «шифруют» в тетрадях: П1 П2 Б2 Б2 Б1 Б3 Б5

Вспомните слова, которые вы шифровали.

О каком времени года они напомнили вам? (О весне)

Краткий рассказ логопеда по сюжетной картинке «Весна».

Наступила весна. Солнце припекает всё сильнее. Снег растаял. Побежали быстрые ручейки. Небо ярко-голубое. Сквозь землю пробивается зелёная молодая травка. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся зелёные листочки.

Дети пускают в ручейках кораблики.

(Работа по вопросам к картине).

Выделение слов со звуками П и Б

из ряда других (показ картинок).

Выделение слов со звуком П.

Из ряда слов запомните и

назовите только те, в которых

слышится звук «П»:

СКВОРЕЧНИК ПТЕНЦЫ ГРОЗА ПОЧКИ ПРОТАЛИНЫ РУЧЬИ КАПАЮТ

Какой по счету звук «П» в этих словах?

б) Выделение слов со звуком Б из ряда других.

Из ряда слов запомните и назовите только те, в которых услышите звук «Б»: НАБУХАЮТ, ЦВЕТУТ, ЛЕДОХОД, ВЕРБА, БУТОН.

Какой по счету звук «Б» в этих словах?

О чём напоминают вам эти слова? (О весне)

Сообщение лексической темы «Весна»

Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

В названии какого месяца слышится звук П? (Апрель)

Между какими месяцами апрель? (Между мартом и маем.)

Развитие внимания и слуховой памяти.

Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа просыпается. Повсюду слышно пение птиц. Что это за птицы? (Это перелётные птицы).

Слушание голосов птиц.

Послушаем голоса птиц (аудио запись). Отгадайте, чей голос звучал?

Повторение ритма песен птиц.

Попробуйте повторить ритм песен птиц (предлагаются различные ритмические рисунки).

Отгадывание картинок по ритму.

На доске выставляются картинки:

небо стрекоза пчела грибы дупло

Сейчас мы будем узнавать, название какой картинки пропела птица. Пропойте ритм по очереди.

Условие: один короткий звук – согласный, два звука с коротким интервалом – гласный.

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда СОШ

Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают. По ходу работы проводится анализ слов по следующему плану:

В этом слове П или Б?

На каком по счету месте этот звук?

Перед звуком П (Б) какой слышится звук?

После звука П (Б) какой слышится звук?

Развитие звуко-буквенного анализа.

Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран) Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На доске схема препятствий, которые встречают птиц на их пути:

На одной стороне дидактического пособия – картинка с изображением препятствия, на обратной стороне – текст с описанием этого препятствия.

Беседа о первом препятствии.

Прочитаем о первом препятствии. Ученик читает текст:

Из-за густых туманов птицы теряют дорогу,

разбиваются об острые невидимые скалы.

Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением всего одного звука.

На доске изображение скал. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.

Запишем слова под первой (П) и под второй скалой (Б).

Логопед читает слова, дети определяют, какой звук П или Б в этом слове, и записывают слово в нужное место. Затем изменяют букву П или Б.

Речевой материал

ПОЙ БАЛКА БОРТ ПОЧКА БАЛ ПАШНЯ ПАПОЧКА ЗАБОР

БОЙ ПАЛКА ПОРТ БОЧКА ПАЛ БАШНЯ БАБОЧКА ЗАПОР

Беседа о втором препятствии. Ученик читает текст:

Внезапные холода сковывают воды,

и птицы умирают от голода и стужи.

Преодолеем и это препятствие.

а) Составление слов из букв, данных в беспорядке.

Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать, какая буква «замерзла»П или Б?

По ходу работы логопед задает вопросы каждому ученику:

Какое слово ты составил? Какая буква замерзла? Докажи, что в этом слове звук П (Б).

Почему пишется: в слове ПОЛЫНЬ – мягкий знак в конце слова; в слове БЛИЗКО – после И пишется З, докажи; в слове БЛАГОДАРИТЬ после Л пишется А, после Т – Ь. Докажи.

Почему в слове БРАКОНЬЕР между Н и Е пишется мягкий знак?

Беседа о третьем препятствии. Чтение текста учеником:

Морские бури ломают птичьи перья,

сбивают крылья, уносят далеко от берега.

Сильные ветры приводят к наводнению.

Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выдержать морскую бурю, мы должны записать слова со звуками П и Б в два столбца, под буквой Б и под буквой П. Слева на нашей схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звуки П (Б) на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых звук П (Б) на втором месте и т.д. (Логопед диктует слова вразброс. Дети записывают)

Образец схемы:

1. подуть, проплыл бурный

2. опрокинуть сбрасывать

3. запустил выбрался

4. проплыл отобрать

Слово ПРОПЛЫЛ можно записать и в первую строчку и в четвёртую.

Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста учеником:

Перелетные птицы становятся жертвами

хищных птиц: орлов, соколов, ястребов.

Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б? (Ястреба)

Ястреб. Какой звук слышится в конце этого слова? (П) А какую букву надо писать в конце этого слова? (Б) В конце слова звонкий согласный оглушается, поэтому надо подумать, какую букву надо писать. Какое правило вы знаете? (надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный)

Докажите, что надо писать ЯСТРЕБ (НЕТ ЯСТРЕБА, ЯСТРЕБЫ, ОХОТА ЯСТРЕБИНАЯ).

Диктант слов с последними буквами Б и П и с объяснением их написания.

Речевой материал: дуб, столб, карп, сруб, хлебороб, гриб, хлеб, укроп, залп, суп.

VIII. Подведение итогов занятия.

Конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах

Тарбаева Дарья Владимировна , учитель-логопед
Тюменская область

Коррекционные • формировать дифференцированное произношение звуков [б] – [п]. • развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память, зрительное восприятие • умение соотносить звуки [б] – [п] с соответствующими буквами • учить определять на слух и правильно использовать на письме • закреплять навыки дифференцировании звуков [б] — [п] на слух и в произношении, чтении слогов, слов с буквами, обозначающими данные звуки Образовательные • уточнять словарный запас • учить пониманию определений согласный звук, глухой / звонкий звук Воспитательные • формирование положительной учебной мотивации • умение слушать и выполнять инструкцию

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект индивидуального занятия

Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах

Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [б] – [п].

Оборудование: карта, демонстрационные буквы, картинки колокольчика и наушников, артикуляционные профили звуков [б] – [п],карточки со слоговыми рядами; звуковые символы; карточки со словами, заменитель инновационной методики «Toobaloo» -труба, повязка пирата, камешки марбэл, сундук.

1.Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

Посмотри все ли у тебя готово к занятию. Садись.

На занятии наши глазка внимательно смотрят и всё видят

Наши уши внимательно слушают и всё слышат.

Сегодня мы с тобой отправимся искать клад.Для того чтобы нам найти клад нам нужно отыскать карту .А для этого нам нужно помочь жителям потушить пожар. И они отдадут нам карту

Читайте также:
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

МИСИЯ 1. «Потушить пожар»

Игра мерсибо. Но что бы услышать ты должен проговорить слово.

2. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Учитель: Сейчас , я буду говорить слова, а ты скажите какой слышишь первый звук?

Учитель Балет, бык, бег, белка, банка, банан

Обучающий: звук [б]

пакет, пыль, птица, план, питон, плот.

Обучающий: звук [п]

Итак, сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки [б] – [п]

Произнеси звуки Б и П. А теперь я произнесу, а ты посмотришь, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются)

Положи руку на горло и послушай, дрожит ли оно при произнесении звука Б. Б-Б-Б. (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнеси звук П и послушай, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).Вывод: что Б звонкий, а П глухой.

Мы попали на остров попугаев. И они предлагают тебе с ними поиграть.А для этого записывай слова две колонки

Упражнение «Попугай» я буду проговаривать слоги, в определенной последовательности, а вы будете повторять их за мной.

Работа в тетрадях.

4.Мисия 3 «Почини телевизор»

Игра-Телевизор: Цель- развитие и совершенствование звукового анализа и синтеза

Ход игры: На экране прячется слово .На полотне вывешивается слова на каждую букву. Ребенок должен отгадать слово по первым буквам

Ботинки- баран, очки,тапки , изба,нитки,кошка, икра

Панама – паук, арбуз,ножницы,ананас,мак, аист

Бочка- (картинки -баран, очки, чемодан, кошка, арбуз

Пружина- паук, руль, утка, жук, изба, нос, ананас

(Боты, ботинки, панама, бумага).

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть

Игра « Разведчик ». Поменять букву Б на П и наоборот .

Учитель: Замени букву Б на П.

6.Миссия «Помоги вернуть слоги»

Добавь слоги «БА или «ПА»
Жа- _____ шай- _____
ре- _____ ли- _____
тум- _____ вер- _____
ла- _____ шля-_____
бом- _____ ры- _____
лу- _____ сту- _____
лам- _____ тор- _____
шу- _____ нер- _____

Итог занятия и оценка работы детей.

Характеристика звуков П, Б, чем отличаются эти звуки?

Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие.

Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ – “Время Знаний”
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.01.2022

Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Публикации на логопедические темы

Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

Дифференциация звуков и букв П – Б.

Автор: Теремкова Н.Э. – учитель- логопед детского сада № 68 ОАО «РЖД»

Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе

Цели занятия:

  • Учить дифференцировать звуки Б, П в слогах, словах, фразах.
  • Упражнять в определении позиции оппозиционных звуков Б, П в словах.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной.
  • Упражнять в узнавании букв П, Б среди других, их реконструкции.
  • Закреплять навыки чтения слогов со стечением согласных, слов с пропущенной буквой.
  • Упражнять в составлении предложений к заданной схеме с опорными словами-картинками.
  • Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист с недописанными и неправильно написанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки (лепестки цветов) со словами для чтения, карточки (листья деревьев) со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино.

Раздаточный материал:

Картонные сумочки, карточки для чтения слов с пропущенной буквой, предметные картинки со звуками П, Б.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Запомни и повтори». Назовите звук, который встречается чаще других.

— Белые бараны били в барабаны

— У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.

Дети повторяют скороговорки в медленном и быстром темпе, называют часто встречающиеся звуки.

Введение в тему занятия.

Логопед . Сегодня мы будем учиться различать звуки – П — Б.

Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)

Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию).

Логопед. Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?

Дети . При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

Повторение изученного.

Логопед. Дети, дайте характеристику звуку Б, П.

Читайте также:
Комплекс занятий Система работы с неговорящими детьми

Дети. Звук Б согласный, звонкий, твердый. Звук П согласный, глухой, твердый.

Логопед. Чем отличается один звук от другого?

Дети. Звук Б звонкий, звук П глухой.

Логопед. Прикрепите на магнитную доску фишки, соответствующие называемым звукам (на доске в углу появляется символ звука П – синяя фишка, символ звука Б — синяя фишка с колокольчиком).

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах

Логопед. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слоги. Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? (дети проводят анализ слогов ПУ, ОП, УБ, БЫ, и.т.п.)

Логопед. Поиграем в игру «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах.

Логопед. Проиграем в игру «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.

Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.

Запомните и повторите слово со звуком П.

Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.

Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).

Логопед. Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками (у детей на столах картонные сумки, предметные картинки). Вам бабушка прислала на подарки 100 рублей.

Что хотите выбирайте,

Но товары покупайте

Лишь со звуком Б в названии,

Лишь со звуком П в названии.

Дети отбирают картинки.

Логопед. Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

Выделение слов со звуками Б — П и стихотворного текста.

Логопед. Я получила по почте посылку. Догадайтесь, от кого пришла посылка, прочитав слово по первым звукам названий предметных картинок.

Логопед. Буратино прислал письмо и фотографии (читает письмо): «Ребята, послушайте моё стихотворение, рассмотрите фотографии и назовите, чем меня и моего друга Пьеро угощала в своём чудесном домике Мальвина.

У Мальвины есть баранки

Булки, бублики, буханки

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье

Бутерброды, чай с вареньем».

Логопед . Мальвина угощала Пьеро продуктами, в названии которых звучит звук П, а Буратино – звук Б.

Составьте предложения и расскажите, кого и чем угощала Мальвина.

Слоговой анализ слов. Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Логопед. Буратино в своей посылке прислал картинки с изображением предметов, которые он увидел в домике Мальвины. Назовите предметы, которые могут принадлежать Мальвине (на доске выставляются картинки : бусы, кепка, бант, панама, сапоги, пушка, рубашка).

Дети. Бусы, бант, панама, сапоги.

Логопед. Назовите гласные в слове бант, определите количество слогов. Повторите задание со словом панама, бусы.

Физкультминутка

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

А чтоб ключик нам достать

Нужно на носочки встать

Закрепление оптических представлений о буквах П, Б.

Логопед. Найдите в кассе букву, которая соответствует звуку П, звуку Б.

Дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками — символами звуков.

Логопед. Буратино прислал нам лист, исписанный буквами. Он старался писать буквы, но, вероятно кое-где допустил ошибки. Правильно написанные буквы П, Б обведите красным маркером в кружок. Недописанные буквы допишите, неправильно написанные — зачеркните.

Дети выполняют задание у доски, передавая маркер друг другу.

Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слов и слогов с буквами П, Б, нахождение пропущенной буквы в слове.

Логопед. Я знаю, почему буквы оказались недописанными. Мальвина учила Буратино читать и писать, но он был ленивый ученик и не очень хотел выполнять задания. А вы, ребята, любите учиться?

Логопед. Прочитайте слоги, которые Мальвина написала для чтения на листочках деревьев.

БО, ОП, УП, ПУ, БУ, УБ, СПО, УПС, УМБ, КСО, ПСУ.

Прочитайте слова, которые Мальвина написала на лепестках цветов.

БАНТ, БИНТ, БОТЫ, БОБЫ, БУКЕТ, КУБИКИ.

Логопед. Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б. Что получилось? Какую букву вставили?

Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас

су… , ка…уста, …атон, зу…ы

из…а, …астух, …осуда, са…оги.

Логопед. Перед вами схема предложения.

Составьте предложения к схеме.

Дети. Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.

Логопед. Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б.

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П. Б.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: