Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

Дифференциация звуков [б-п] в сильной позиции

Предлагаю план логопедического занятия по коррекции дисграфии у учащихся с ФФНР во 2 классе.

Конспект коррекционного логопедического занятия во втором классе.

Цель урока: развивать умение дифференцировать на слух звуки [б], [п ] и безошибочно писать слова с буквами Б и П ( звуки [ б-п] в сильной позиции).

Задачи:

  1. Уточнить знание слов-терминов: звук, буква, слог, слово, предложение;
  2. Упражнять в определении характеристик согласного звука с доказательством своего утверждения.
  3. Упражнять в подборе обобщающих слов (овощи, фрукты, ягоды, предметы одежды)
  1. Упражнять в дифференциации парных звонких и глухих согласных в сильной позиции и в установлении верного соответствия звук-буква при выполнении письменной работы.
  1. Вызвать интерес к изучению русского языка.
  2. Формировать мотивацию к совершенствованию навыка безошибочного письма.
  • звук [б] согласный, твёрдый, звонкий,
  • звук [п] согласный, твёрдый, глухой,
  • звук, буква, слог, слово, предложение,
  • предметы гардероба
  • овощи (помидор, капуста, репа),
  • фрукты (банан, яблоко, клубника),
  • карточки с заданиями,
  • предметные иллюстрации с изображением овощей, фруктов, предметов гардероба, картинки для слов-паронимов (почки-бочки, борода-порода, баба-папа),
  • опорные схемы для характеристики звуков [б], [п],
  • элементы письменных букв б и д,
  • раздаточный материал (карточки с зашифрованными словами, карточки со слогами, карточки с пропущенными буквами для игры «Живое предложение»),
  • мяч.

Ход занятия

1. Составьте буквы из элементов.

2.Сравнение характеристик звуков,

1. девочкам хлопнуть, когда услышат[б] или [б , ], мальчикам – когда услышат [п]или [п , ]

1. Назовите предметы, в названии которых есть [п]([б]).

2.Назовите эти предметы общим словом.

Мы в теплицу посадили.
Поливали и рыхлили.
На кустах плоды висят.
Красненьким бочком горят.
Осенью плодов тех сбор.
Это овощ — …

Растёт, зреет, краснеет.

Помидоры очень полезные растения.

Обобщающее слово «предметы гардероба».

2.Чтение слов, подбор обобщающего слова.

3.Соотнесение слов с картинкой.

4. Запись слов в тетрадь.

5.Устно составить предложение с одним из слов.

На доске таблица с недописанными названиями предметов гардероба. У детей карточки со слогами.

тинки
соножки
са ги
нама
шля
фут лка
жама
сы
льто
шу
ру шка
бо бо по
па па бо
ба ба
пи бу па
Во дворе стоят пустые …..
На деревьях распустились …..
Этот букет принёс …..
Во дворе стоит снежная……
У Деда мороза белая …….
У этих собак ценная …….
бочки почки
папа баба
порода порода

1. Впишите в слово на карточке пропущенную букву.

2 Встаньте со своим словом так, чтобы получилось предложение.

. а . а П
ку . ил
. оре
. ара . ан
и
. одарил
. ронзовую
тру . у .

Тимаева Марина Алексеевна,
учитель- логопед,
МБОУ СОШ №64,
г. Нижний Тагил

Дифференциация звуков П-Б
картотека по логопедии на тему

Практический материал для дифференциации звуков Б-П у детей с нарушением речи.

Скачать:

Вложение Размер
b-p.docx 19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [п]–[б]

I. Четко произносить слоги парами.

1. ба – па па – ба

2. ба – па – ба пя – бя – пя

ба – ба – па пя – бя – бя

па – ба – ба бя – пя – пя

II. Четко произносить слова парами.

бас – пас быль – пыль

бар – пар боль – поль

бух – пух бить – пить

бот – пот бук – пук

бел – пел бока – пока

баня – Паня блошки – плошки

блеск – плеск банки – панки

робот – ропот забор – запор

борт – порт балка – палка

бочка – почка барка – парка

башня – пашня бомба – помпа

бравый – правый булька – пулька

бабочка – папочка багет – пакет

брык – прыг болит – палит

баста – паста барин – парень

былинка – пылинка брага – Прага

был – пыл бобы – попы

баба – папа бабка – папка

III. Добавить слог « БА » или « ПА ».

жа… ре… тум… лам… шай…

ли… вер… шля… бом… лу…

шу… сту… ры… ла… тор…

нер… Лю… Ка… гу… тро…

IV. Четко произносить слова и словосочетания.

Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробочка, байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, машина «Победа», пестрая бабочка, белая булка, полный бидон, бобовый суп, альбом Полины, палуба теплохода, пушистая белка, пять бананов, пять букетов, боевой пистолет, грибной суп, плетеная бечевка, белый пух, пестрые бусы, полевые незабудки, пушистый Барбос, пустой барабан, пустая забава, большая перемена, пломба, беспокойный, проба, пробег, беспризорный ребенок, победная песня, беспокойная публика, неприбранное помещение, порхающая бабочка, бесплатный проезд, барабанная дробь, забинтованный палец, побелка, пропущенная шайба.

V. Четко произносить предложения.

Борин папа купил машину «Победа».

У Любы букет полевых цветов.

Букашка ползет по былинке.

Поля была на поле.

Петя и Боря на палубе.

Бочки наполнены водой.

Почки набухли на вербе.

Бублики положили в буфет.

В булочной продают баранки и пряники.

Паша купил бананы.

Паша любит бананы.

Поля помогала Боре варить борщ.

Павел бывал на море.

Павел пел под баян.

Блюдо поставили на буфет.

Беда – в поле лебеда.

Папа купил билет на футбол.

Поля купила билет на балет.

Люба и Поля пошли в лес за грибами.

Грибы забрались под дубы.

Бабушка любит капусту.

По небу плывут белые облака.

У Любы шуба с капюшоном.

Птицы любят арбузы.

Покупатель купил баклажаны и помидоры.

На клумбе распустились пионы.

У Любы байковое платье.

У Любы папочка, а у Поли бабочка.

Около забора будка пушистого Барбоса.

Петя подарил бабушке пестрые бусы.

Папа купил пять бананов.

С дуба на дуб прыгала пушистая белка.

Петя был в парке.

Боре купили барабан.

Бабушка пекла блины.

Папа поймал рыбу.

Ребята пошли на футбол.

Папа купил Любе азбуку.

У папы большая собака.

Собаку зовут Пушок.

У Поли в сачке бабочка.

VI. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

На былинке пылинка, пылинка на былинке.

У быка губа тупа, тупа губа у быка.

С балки упали палки.

У бабы карманы полны бобами.

Утром спозаранку купил баран баранки.

Надел баранки на рога, понес барашкам на луга.

VII. Выучить пословицы.

Попал пальцем в небо.

Либо пан, либо пропал.

Брат сестре – не указ в стряпне.

По воробьям из пушки не стреляют.

Азбука – к мудрости ступенька.

Где нет борьбы, там нет победы.

Рано собрались, да поздно в путь пустились.

Дифференциация звуков [Б], [П]

Оксана Шилова
Дифференциация звуков [Б], [П]

Тема: Дифференциация звуков [Б], [П].

Цель. Дифференциация звуков [Б], [П].

Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать звуки [Б], [П] в слогах, в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги. Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие. Развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти, мышления; развитие координации речи с движением; развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные. Формирование коммуникативных навыков;

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: презентация, собака Бобик и кот Пух, символы звуков [Б], [П], мяч, предметные картинки со звуком [Б] и [П] – батон, пастила, курабье и др., тарелки со звуками и схемами слов на каждого ребенка, презентация.

Ход деятельности.

I. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика

Л: Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

Кто же к нам пришел в гости? (Собака).

II. Основная часть.

Л. : Собаку зовут Бобик. Давайте вместе скажем кличку собаки. Сосчитайте сколько слогов в этом слове. А теперь послушайте я скажу. Какой первый звук в этом слове ([Б]). Какой это звук гласный или согласный? (согласный). Какой это звук твердый или мягкий? (твердый, губки сердятся). Давайте положим ладошки на горлышко и произнесем звук [Б], у вас горлышко спит или работает? (работает) Значит, какой это звук? (звонкий). Как мы обозначим звук [Б]? (Синим кружком с колокольчиком).

У собаки есть друг, посмотрите кто это? (кот) Кота зовут Пух. Сколько слогов в э том слове? Какой первый звук в кличке кота? ([П]). Какой это звук гласный или согласный? (согласный) Какой это звук твердый или мягкий? (твердый, губки сердятся). Давайте положим ладошки на горлышко и произнесем звук [П], у вас горлышко спит или работает? (спит) Значит какой это звук? (глухой). Как мы обозначим звук [П]? (Синим кружком без колокольчика).

Дифференциация в слогах

– Бобик и Пух любят играть в «повторялки». Давайте и мы с вами поиграем, но прежде сделаем упражнение «думающий колпак», чтобы лучше слышать.

– А теперь игра «покажи звук руками»

– А еще Бобик и Пух любят дразниться, игра так и называется «дразнилки»

Пы-па-пы – бы-ба-бы и т. д.

Дифференциация в словах

Л. : На картинки посмотри, четко все их назови, что здесь лишнее скажи!

Игра «4-й лишний»

Бегемот, батон, ботинки, парта

Попугай, пират, бабочка, питон

Брошь, портфель, бутылка, белка

Барабан, булка, павлин, бизон

Л. : Бобик предлагает поиграть в «добавлялки»

Послушайте внимательно первый слог и добавьте второй (ба/па, а затем повторите все слово целиком.

Л. : Ребята, посмотрите кто к нам пожаловал! Да это петушок! Он хочет с нами провести физминутку. Давайте встанем, выйдем из-застолов.

Петушок встает на лапки Утром делает зарядку

Повернулся влево, вправо, приседанья сделал справно

Клювиком почистил пух. и опять на стульчик,- плюх.

Л. : Бобик знает интересную игру «Запомни и повтори».

Слушай внимательно и не зевай, слово со звуком [Б] повторяй.

Л. : А теперь слушай внимательно и не зевай, слово со звуком [П] повторяй.

Л. : Помогите Бобику и пуху купить продукты в булочной

В булочной у нас баранки, булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки и плетенки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье, бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет, пастила есть и щербет

И пирог с начинкой сладкой и полено, и помадка.

Называйте не стесняйтесь, выбирайте, угощайтесь!

Чек со звуком подавай и продукты выбирай!- У меня чек со звуком [Б], я куплю баранки для Бобика.

Л. : Бобик и Пух нашли картинки, давайте поможем им разделить их.

Картинку, в названии которой есть звук [Б] – отдаем собаке Бобику. А картинки со звуком [П] – коту Пуху. (дети выходят и отдают свою картинку нужному животному)

Л. : Пух просит нас помочь ему «починить буквы»

А еще пух не может понять как правильно соединять картинки. Давайте ему поможем.

Картинки в названии которых есть звук [П] соединим с буквой «П»,

а картинки со звуком [Б] – с буквой «Б».

Л. : Бобик и Пух вернулись домой. Где живет Пух? (В доме). А где живет Бобик? (В Будке).

– Давайте украсим Бобику будку.

Звуковой анализ и синтез слова БОБИК.

• Как обозначим звук [Б]? (звук [Б] согласный, твердый, звонкий, обозначаем синей фишкой)

• Какой второй звук в слоге БО? (Звук [О] – гласный, обозначаем красной фишкой)

• Какой первый звук в слоге БИК? (Бь).

• Как обозначим звук [Б]? (звук [Бь] согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой)

• Какой второй звук в слоге БИК? (Звук [И] – гласный, обозначаем красной фишкой)

• Какой третий звук в слоге БИК? (звук [К] согласный, твердый, глухой, обозначаем синей фишкой)

Сколько всего звуков в слове? (5 звуков).

Назовите гласные звуки?

Назовите первый звук в слове?

Назовите последний звук в слове?

III. Итог занятия.

Л. : Бобику очень понравилось, как мы украсили его будку и он нам говорит «СПАСИБО!».

Бобик и Пух благодарят нас за помощь и дарят вам подарки – собственные портреты их нужно обвести по точкам и раскрасить.

Дифференциация звуков [Б], [П], в слогах, словах, фразах.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования»

Методическая разработка

логопедического занятия по теме:

Дифференциация звуков [Б – П] в слогах, словах, фразах.

Цель: Выработать четкую дифференциацию [Б – П] по звонкости и глухости на материале слогов, слов, предложений.

Коррекционно-развивающие:

– закреплять знания детей о согласных звуках и буквах [Б – П];

– учить давать сравнительную характеристику «дежурных» звуков по артикуляции, кинестетическим ощущениям;

– познакомить с основным различительным признаком в звучании глухих и звонких – (громко-тихо);

– развивать фонематический слух, произвольное слуховое и зрительное восприятие;, внимание и память, общую и мелкую моторику.

– совершенствовать графомоторные навыки и ориентирование на листе бумаги.

Коррекционно-образовательные:

– развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, фонематические представления;

– закреплять умение обобщать;

– развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

– развивать навыки самоконтроля;

– воспитывать культуру поведения в работе в паре, индивидуальной и фронтальной;

– работать над развитием умения слушать и слышать друг друга;

– привлечь внимание к языковым явлениям, активизации лексического запаса.

Методы: продуктивный, частично поисковый, наглядности, контроля и самоконтроля.

Приемы: игра, активизация внимания.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Виды учебной деятельности:

Работа с картинками, схемами, в тетради, динамическая пауза, психогимнастика, конструирование.

Оборудование: слоговые таблицы, конверты с предметными картинками «профили», звуков [Б], [П], буквы Б, П, треугольники, квадраты, поощрительные фишки, тетради.

Ход занятия:

Орг. Момент. Вспомните правила работы на логопедическом занятии.

Дети отвечают: Глаза смотрят и все видят. Уши слушают и все слышат. Голова думает, а руки помогают.

Определение темы занятия. Логопед произносит слова, дети повторяют отраженно и отвечают на вопрос.

Чем отличаются слова друг от друга?

Тема сегодняшнего занятия звуки [Б], [П].

Обращение к буквам Б, П «профилем» звуков. Сравнительная характеристика по артикуляционным и акустическим признакам, кинестетическим ощущениям.

Буквы читаем и пишем.

Звуки слышим и говорим.

Звук [Б] – согласный, твердый, звонкий. Голос проснулся.

Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Голос спит

Упражнения 1. «Улыбка» 2. «Хомячок»

3. Чередуем упр-е «Улыбка» – «Хомячок»

1. «Блинчик» 2 «Хомячок»

4. Чередуем упр-е «Блинчик» – «Хоботок»

5. Дидактическая игра «Дразнилки»

Мой слы ба , а вам? – па

1. «Распредели по адресам». Работа с предметными картинками. Логопед описывает предмет, дети узнают его, называют, определяют наличие звука [Б] или [П], местоположение его в слове, кладут в конверт по адресу [Б], [П]. При этом хлопают в ладони. Если в слове звук [Б] – громко, если звук [П] – тихо. Предметные картинки: баранки, пирожки, бублики, пирожное, батон, блины, пряники, печенье, пицца, пончики.

Каким одним словом можно все это назвать? – хлебные или хлебо-булочные изделия.

2. Расшифруй слово. Предлагается набор картинок в определенном порядке. Необходимо по начальным буквам «расшифровать» слово.

Шашки, усы, барабан, автобус.

Шуба. Из элементов букв конструируется буква Б. Составляется схема слова ****

Лиса, ананас, пенал, апельсин.

Лапа. Из элементов букв конструируется буква П. Составляется схема слова ****

7. Динамическая пауза.

– Представьте что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке сначала печатную букву Б, затем печатную букву П.

Развитие мелкой моторики. Изображение пальцами букв.

Ребята, выпрямите кисть левой руки и поставьте ее вертикально, зажмите между пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? – Б.

Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? – П.

Дети работают парами. На карточке написаны слова, обозначающие эмоции:радость, грусть, гнев, злость, восхищение.

А) один читает, другой изображает

Б) Один изображает, другой угадывает (эмоцию загадывают самостоятельно)

8. Работа в тетради «Волшебный диктант». Слова со звуком [Б] обозначить треугольником, со звуком [П] квадратом.

Жаба, липа, лампа, рыба, шайба, репка.

Со словами репка, рыба, составить предложение.

9. Игровые упражнения.

Послушай и сосчитай с помощью фишек сколько слов со звуками [Б], [П]. В булочной у нас баранки: булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, курабье, бисквит, витушки.

Должно быть 10 фишек.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

10. Пароль на выход

Ботинки купили брата.

Паутина плетет паука.

Бутон сидит на пчеле.

1. Какие звуки различали на занятии?

2. Какие задания показались трудными?

3. Какое задание понравилось?

Нарисуйте солнышку рот.

(улыбается – занятие понравилось, грустит – было трудно, скучно)

Логопедия М.М. Флерова Ростов – на – Дону 2001 г.

Логопедия М.И. Руденко Ростов – на – Дону, Феникс 2008

Рабочие тетради Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева.

Основы логопедии Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989

Публикации на логопедические темы

Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

Дифференциация звуков и букв П – Б.

Автор: Теремкова Н.Э. – учитель- логопед детского сада № 68 ОАО «РЖД»

Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе

Цели занятия:

  • Учить дифференцировать звуки Б, П в слогах, словах, фразах.
  • Упражнять в определении позиции оппозиционных звуков Б, П в словах.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной.
  • Упражнять в узнавании букв П, Б среди других, их реконструкции.
  • Закреплять навыки чтения слогов со стечением согласных, слов с пропущенной буквой.
  • Упражнять в составлении предложений к заданной схеме с опорными словами-картинками.
  • Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист с недописанными и неправильно написанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки (лепестки цветов) со словами для чтения, карточки (листья деревьев) со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино.

Раздаточный материал:

Картонные сумочки, карточки для чтения слов с пропущенной буквой, предметные картинки со звуками П, Б.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Запомни и повтори». Назовите звук, который встречается чаще других.

— Белые бараны били в барабаны

— У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.

Дети повторяют скороговорки в медленном и быстром темпе, называют часто встречающиеся звуки.

Введение в тему занятия.

Логопед . Сегодня мы будем учиться различать звуки – П — Б.

Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)

Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию).

Логопед. Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?

Дети . При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

Повторение изученного.

Логопед. Дети, дайте характеристику звуку Б, П.

Дети. Звук Б согласный, звонкий, твердый. Звук П согласный, глухой, твердый.

Логопед. Чем отличается один звук от другого?

Дети. Звук Б звонкий, звук П глухой.

Логопед. Прикрепите на магнитную доску фишки, соответствующие называемым звукам (на доске в углу появляется символ звука П – синяя фишка, символ звука Б — синяя фишка с колокольчиком).

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах

Логопед. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слоги. Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? (дети проводят анализ слогов ПУ, ОП, УБ, БЫ, и.т.п.)

Логопед. Поиграем в игру «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах.

Логопед. Проиграем в игру «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.

Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.

Запомните и повторите слово со звуком П.

Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.

Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).

Логопед. Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками (у детей на столах картонные сумки, предметные картинки). Вам бабушка прислала на подарки 100 рублей.

Что хотите выбирайте,

Но товары покупайте

Лишь со звуком Б в названии,

Лишь со звуком П в названии.

Дети отбирают картинки.

Логопед. Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

Выделение слов со звуками Б — П и стихотворного текста.

Логопед. Я получила по почте посылку. Догадайтесь, от кого пришла посылка, прочитав слово по первым звукам названий предметных картинок.

Логопед. Буратино прислал письмо и фотографии (читает письмо): «Ребята, послушайте моё стихотворение, рассмотрите фотографии и назовите, чем меня и моего друга Пьеро угощала в своём чудесном домике Мальвина.

У Мальвины есть баранки

Булки, бублики, буханки

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье

Бутерброды, чай с вареньем».

Логопед . Мальвина угощала Пьеро продуктами, в названии которых звучит звук П, а Буратино – звук Б.

Составьте предложения и расскажите, кого и чем угощала Мальвина.

Слоговой анализ слов. Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Логопед. Буратино в своей посылке прислал картинки с изображением предметов, которые он увидел в домике Мальвины. Назовите предметы, которые могут принадлежать Мальвине (на доске выставляются картинки : бусы, кепка, бант, панама, сапоги, пушка, рубашка).

Дети. Бусы, бант, панама, сапоги.

Логопед. Назовите гласные в слове бант, определите количество слогов. Повторите задание со словом панама, бусы.

Физкультминутка

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

А чтоб ключик нам достать

Нужно на носочки встать

Закрепление оптических представлений о буквах П, Б.

Логопед. Найдите в кассе букву, которая соответствует звуку П, звуку Б.

Дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками — символами звуков.

Логопед. Буратино прислал нам лист, исписанный буквами. Он старался писать буквы, но, вероятно кое-где допустил ошибки. Правильно написанные буквы П, Б обведите красным маркером в кружок. Недописанные буквы допишите, неправильно написанные — зачеркните.

Дети выполняют задание у доски, передавая маркер друг другу.

Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слов и слогов с буквами П, Б, нахождение пропущенной буквы в слове.

Логопед. Я знаю, почему буквы оказались недописанными. Мальвина учила Буратино читать и писать, но он был ленивый ученик и не очень хотел выполнять задания. А вы, ребята, любите учиться?

Логопед. Прочитайте слоги, которые Мальвина написала для чтения на листочках деревьев.

БО, ОП, УП, ПУ, БУ, УБ, СПО, УПС, УМБ, КСО, ПСУ.

Прочитайте слова, которые Мальвина написала на лепестках цветов.

БАНТ, БИНТ, БОТЫ, БОБЫ, БУКЕТ, КУБИКИ.

Логопед. Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б. Что получилось? Какую букву вставили?

Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас

су… , ка…уста, …атон, зу…ы

из…а, …астух, …осуда, са…оги.

Логопед. Перед вами схема предложения.

Составьте предложения к схеме.

Дети. Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.

Логопед. Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б.

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П. Б.

Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв Б-П»

Цели:

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [п] и [б];
  2. Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками [п] и [б];
  3. Упражняться в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе букв;
  4. Формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
  5. Нормализация речевого дыхания, уточнение и расширение словаря.

Оборудование:

У логопеда: предметные картинки, изображения 2-х мальчиков, элементы букв П и Б, магнитная доска.

У детей: предметные картинки с изображением колокольчиков, элементы букв П и Б, наборы цветных ручек, зеркала.

Предварительная работа:

Дети вместе с логопедом пишут письмо «Королеве правильной речи».

Ход занятия.

1. Qpг. момент

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, но занятие у нас обычное. Давайте покажем, что мы умеем.

2. Артикулярная гимнастика.

-Сначала я предлагаю отправиться в путешествие с веселым язычком. И по ходу его прогулки вместе с ним будем делать все упражнения. Итак, зеркальца перед собой, приготовились.

1) Жил — был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика, затем вторую. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широкий положи
И спокойно подержи.

2) Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика и посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он как маятник старинных часов: вправо, влево. Покачался (2 р) и в домик спрятался.

3) Через минуту непоседа выглянул опять. Увидел, как девочка на качелях качается вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

4) Посмотрел Язычок, а под ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять
По ступенечкам шагать.

Прыгнул он сначала на 1 — ю ступеньку, затем на 2 — ю, на 3 — ю. На 3 — й весело попрыгал: д-д-д.

5) Любопытный был язычок: заглянул в окошко и увидел, как там девочка собралась чистить зубы. Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубки почистить. Чистил он их старательно. Вычистил добела. В это время девочка умылась и ушла. Загрустил язычок, но ненадолго.

6) Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?

Красить комнаты пора
Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем
Маляру мы помогаем.

7) Хорошо потрудился Язычок, увидел он лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка-
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта. Овса поела
И снова за дело.

-Ну вот, ребята, мы вместе с язычком совершили целое путешествие. Вам понравилось? Теперь ваш язычок стал послушным и ловким, но…..

3. Дыхательная гимнастика.

Чтобы речь звучала плавно, Мы дышать умеем правильно: Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом…
Руками хлоп (2 р).
Громко хлопнем: хлоп (3 р).
Руками хлоп (2 р)
Тихо хлопнем: хлоп (3 р).

-Молодцы ребята, после такой разминки хорошо пойдет вся дальнейшая работа.

4. Введение в сюжет занятия.

— Ой, ребята, я чуть не забыла. Помните, мы с вами отправили письмо королеве правильной речи? Так вот сегодня нам пришло ответное письмо, да еще с посылкой. Послушайте, я вам прочитаю: «Здравствуйте ребята. В нашей стране случилась беда. Злая фея похитила и заколдовала звуки [п] и [б]. Теперь жители нашей страны не могут правильно произносить слова с этими звуками. Помогите нам выполнить задания злой феи, чтобы расколдовать звуки [п] и [б]».

5. Беседа по картинкам.

  • Как же трудно обходится без звуков [п] и [б].
  • Давайте поможем жителям страны «Правильной речи».
  • Послушайте, я произнесу 2 разных слова: 1-е слово: … .очка.
  • Что вы услышали?
  • Что мои губки сделали в самом начале? (сомкнулись).
  • 2-е слово: … .очка.
  • Что вы услышали?
  • Что мои губки сделали в самом начале? (сомкнулись)
  • Поняли слова?
  • Помогут вам узнать слова картинки, которые нам прислала королева.
  • Назовите картинки.
  • Назовите 1 -й звук в слове «почка».
  • Произнесите все звук [п] перед зеркальцем.
  • Что делают губки, когда мы произносим звук [п]? (сжимаются, смыкаются).
  • А теперь произнесите звук [п] и ладошкой проверьте звенит ли горлышко? (не звенит) Значит звук [п] глухой.
  • Назовите первый звук в слове «бочка».
  • Произнесите звук [б] перед зеркальцем. Что делают губки? (сжимаются, смыкаются).
  • А теперь произнесите звук и ладошкой проверьте звенит ли горлышко? (звенит) Значит звук [б] — звонкий.

Ребята, какие звуки надо поставить в эти слова? Значит я произносила слова «почка» и «бочка».

  • Вот какие важные эти звуки. Без них наша речь становится непонятной.

6. Упражнение со значками.
Ребята, королева нам прислала для этих звуков значки (каждому ребенку предлагаются две картинки с изображением колокольчиков, один из которых перечеркнут). Сейчас вы их получите. Первое задание злой феи будет связано с этими значками. Я буду называть слова. Если в слове звук [п], какой значок вы покажете?

А если звук [б]? Правильно, звук [п] — глухой, колокольчик не звенит, звук [б]-звонкий, колокольчик звенит. Итак, приготовились (воспитатель называет слова, дети показывают значки).

Молодцы, ребята, какие вы внимательные и сообразительные, справились с таким трудным заданием.

7. Игра «Чьи вещи».
Ребята, королева прислала еще одно задание злой феи.

Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа — Боря. Мальчики перепутали свои вещи. Давайте поможем им разобраться. Названия вещей Павла содержат звук [п], а вещей Бори — звук [б]. Сейчас я вам раздам эти картинки, и вы будете по очереди выходить к доске, называть свои картинки и класть их в корзинку Бори или Павла.

Молодцы, и снова все выполнили задания злой феи.

8. Физкультминутка.
Ребята, вы, наверное, устали после такой работы. Давайте немного отдохнем и покажем нашу разминку. (физкультминутка «Шалтай-Болтай»)

9. Игра «Какая картинка лишняя».
Ну вот отдохнули, пора и за дело приняться. Ведь это еще не все. Злая фея постаралась и еще придумала задание, да какое сложное. Давайте попробуем его выполнить.

  • Назовите эти картинки (бабочка, банан, баран, паук, банка)
  • Какая картинка лишняя?
  • Почему?
  • Давайте еще раз назовем картинки.
  • Молодцы, и с этим заданием вы справились.

10. Конструирование букв из элементов
Нам осталось последнее, самое сложное задание. Если вы правильно его выполните, чары злой феи рассеются и звуки [п] и [б] вернуться назад. Давайте мы попробуем выполнить это задание, но для этого нужно пальчики приготовить к работе.

«Кулачки мы вместе сложим».

Злая фея спрятала на карточках буквы П и Б. Вы должны найти все буквы П и Б на своей карточке и обвести. Но сначала, чтобы не ошибиться давайте вспомним из каких элементов состоят буквы П и Б. У каждого на парте лежат элементы букв. Элементы П — красные, элементы Б — зеленые. Сложите эти буквы у себя на парте, а я на доске. Молодцы.

11. Обведение букв.
Возьмите ручки зеленую и красную и обведите все буквы П — красным цветом, и все буквы Б — зеленым цветом. Будьте очень внимательными, не пропустите ни одной буквы.

А теперь, ребята, подойдите все сюда и давайте вместе посчитаем сколько получилось букв. Всего должно быть 5 букв П, и 6 букв Б.

Молодцы, ребята! Вы справились с самым сложным заданием злой феи. Вы были очень внимательными и сообразительными, старательными и поэтому выполнили все задания злой феи. И если она вздумает и наши звуки похитить, теперь нам не страшны ее чары.

12. Итог.
Давайте на следующем занятии напишем ответное письмо «Королеве правильной речи». В нём расскажем ей как мы справились с заданиями злой феи, а в подарок ей пошлем наше поздравление к Новому году. Я думаю, она будет очень рада и снова нам пришлет письмо.

Занятие закончено. Можете идти.

Карчевцева Елена Сергеевна
учитель-логопед ГБОУ «Школа 2120»
г. Москва

Дисфагия: как решаются проблемы глотания при восстановлении после инсульта пожилого человека?

Дисфагия диагностируется при нарушении работы центров, ответственных за процесс глотания. В результате у 60% постинсультных больных проявляется спастика лицевых мышц, языка, гортани или пищевода. И встает вопрос не только полноценного питания, но и предотвращения таких осложнений, как аспирационная пневмония, которая возникает при попадании жидкости или частиц пищи в дыхательные пути.

В итоге, вместо активного восстановления после инсульта у пожилого человека возникают новые проблемы: по причине недоедания и обезвоживания организма снижается реабилитационный потенциал, появляется риск обструкции дыхательных путей, аспирации и т.д.

Как проводится диагностика, и подбираются методики работы с проблемами глотания после инсульта?

Дисфагия диагностируется несколькими методами. Используются видеофлюроскопия, фиброоптическая эндоскопия, УЗИ, манометрия, пальцевой метод. Главная задача данных методов – определить, на какой фазе глотания у пациента возникают проблемы. Только определив это, можно решать проблему питания, принимать меры безопасности и работать над процессом восстановления функций всех органов, задействованных в процессе. В ситуации, когда после инсульта процесс глотания нарушен, на первое время может быть принято решение о постановке зонда.

Принимается такое решение на основе проведения сертифицированных скрининговых тестов, которые помогают определить, можно ли этого больного кормить через зонд или нельзя, поскольку это может грозить аспирацией. Зонд и трахеотомическая трубка ставятся временно. Не более чем на месяц. Потому что зонд, из какого бы «дружественного» человеческому организму пластика он не был сделан, в результате постоянного контакта может сформировать пролежни в носоглотке, пищеводе, вызвать повреждения слизистой. А постоянное раздражение слизистой оболочки приводит к отделению секретов защитного плана, которые могут мешать процессу занятий с логопедом.

Зонд ставится из соображений безопасности и позволяет решить вопрос с питанием. Если глотание восстанавливается, зонд убирается, и человек начинает глотать сам. Тогда логопедом совместно с диетологом определяется, как именно следует кормить такого пациента – использовать смеси, специально измельченную пищу, загустители (поскольку воду порой проглотить сложнее, чем, например, пюре).

Но если глотание в течение месяца не восстановилось, ставится гастростома – гастростомическая трубка. Она большего диаметра, чем зонд, что позволяет в отличие от зонда свободно кормить больного не только специальными смесями, но еще и более грубой пищей. Важно, что есть возможность ее прочистить.

Иногда гастростома накладывается для того, чтобы облегчить выполнение упражнений по глотанию. Поскольку сделать это с зондом гораздо сложнее. Поэтому гастростома может стоять как всю жизнь, так и столько, сколько нужно, чтобы восстановить процесс глотания.

Методики лечения дисфагии, приобретенной в результате инсульта. Упражнения для восстановления глотательных рефлексов

Заниматься восстановлением процесса глотания у постинсультных больных (проводить занятия на укрепление мышц языка, гортани и т.д. и отслеживать результат) должны только специалисты. Как правило, с этим работают логопеды. Они же на основании результатов тестов и исследований определяют методику восстановления.

Глоток имеет несколько фаз и для понимания, на какой фазе образовались проблемы и с какой частью процесса нужно работать, проводятся специальные исследования и тесты. По результатам тестов, например, может использоваться Ice-терапия, терапия льдом. Лед расслабляет, убирает спастику, которая формируется в мышцах после инсульта и мешает нормально глотать.

В курс занятий, укрепляющих мышцы речевого аппарата, могут входить как отработка простых действий – открыть-закрыть рот, сложить губы или язык трубочкой, имитировать кашель и полоскание горла, произносить с натугой разные звуки, так и более сложные, которые подбираются логопедом под конкретную ситуацию и проблемы пациента.

Когда нужно начинать работать с проблемами глотания? Или результат не зависит от времени начала занятий?

Время восстановления после инсульта глотательных рефлексов зависит от того, насколько оперативно начата работа. С любыми нарушениями лучше всего начинать работать сразу. И чем плотнее занятия со специалистами реабилитационного профиля в течение первых шести месяцев, тем больше шансов использовать все возможности реабилитационного потенциала.

Особенно эффективны первые месяцы, причем в отношении всех проблем и нарушений, приобретенных в результате инсульта. Не только в силу того, что какие-то связи, которые еще не утрачены, можно сохранить в рабочем состоянии. Важно, что еще не сформировались и патологические связи, которые будут мешать восстановлению.

И надо иметь в виду, что ни один специалист не будет делать что-то диаметрально противоположное тому, что уже применялось в восстановлении до него. Он просто будет подключать дополнительные модули и приемы.

Чем больше нарушений проявилось, тем сложнее и дольше длится восстановление после инсульта у пожилого человека. Поэтому чем плотнее занятия с логопедом первые полгода, тем больше шансов на успех, шире возможности и лучше результат.

Можно ли рассчитывать на восстановление после инсульта в домашних условиях глотательных рефлексов при дисфагии?

С учетом выполнения всех рекомендаций врача и интенсивности занятий такое восстановление после инсульта возможно. Хорошие результаты, безусловно, можно получить и амбулаторно, если позволяет состояние пациента, и дома. Главное чтобы занятия шли непрерывно и курировались специалистом-логопедом.

В процессе лечения и восстановления после инсульта в домашних условиях важно помнить о безопасности больного. Следить за правильностью положения тела при питании, соблюдать рекомендации врача о характере и консистенции пищи в рационе пациента, проводить санацию ротовой полости после приема пищи.

Необходимо также, чтобы родные больного активно участвовали в процессе, подбадривали, напоминали, стимулируя закрепление результатов во время самостоятельных занятий при восстановлении после инсульта. В домашних условиях сделать это намного проще. Чувствуя поддержку родных, пациент быстрее идет на поправку и можно рассчитывать на полное восстановление после инсульта самостоятельного глотания.

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: