Дифференциация Ц-С, Транспорт – конспект фронтального логопедического занятия

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация Ц-С. Транспорт». 1 класс.

Я работаю с детьми с ДЦП, у них наблюдаются огромные трудности при усвоении программы, так как у таких детей, в основном диагностируется дизартрия, то есть органы артикуляции недостаточно сформированы. Подготовка к каждому занятию требует индивидуального подхода. В своем конспекте я постаралась учесть все сложности усвоения материала, и сделать его наиболее упрощенным для восприятия его детьми с ограниченными возможностями.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация Ц-С. Транспорт». 1 класс.

  1. Обучать дифференциации звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.
  2. Развивать навыка звуко-буквенного анализа на словах со звуками [С]-[Ц], расширение словаря по теме «Транспорт», развитие мелкой и общей моторики, внимания.
  3. Воспитывать формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
  • презентация по теме, картинки транспорта, красные, синие и зеленые кружки, конверты с картинками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Ребята, вы все знаете свои имена. Скажите по очереди свое имя громко или тихо. (отвечают и по очереди садятся)

– Ребята, сегодня мы с вами поедем в путешествие в гости к «Ученому» гному. Наш путь будет проходить по разным станциям. В конце нашего пути мы должны попасть на станцию «Буква» где нас будет ждать наш гном. А кто мне перечислит, на чем путешествуют люди? Как назвать одним словом? (транспорт).

2. Основная часть.

– Ребята, а давайте с играем в игру. Попробуйте сами отгадать вид транспорта, на котором мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Пока название нашего транспорта заблокировано, чтобы его разблокировать, вам нужно отгадать загадки.

1. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную…(ракету)

2. Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь. (самолёт)

3. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю…
Отправляюсь я в полет,
Кто же это? (вертолёт)

4. Хоть у этой черепашки
Вместо ног одни кругляшки
И три центнера брони,
А попробуй — догони! (Легковой автомобиль)

5. Вот машина так машина –
Не дымит, не пьет бензина.
На виду у нас у всех
Приподнимет руки вверх
И поедет, но всегда
Лишь держась за провода. (Троллейбус)

6. Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

– Ребята, а поезд какой это вид транспорта? (железнодорожный) Как вы думаете, почему его называют железнодорожным? А кто знает еще какие какие виды транспорта существуют? Почему он так называется? (дети отвечают) Итак, мы сегодня с вами поедем в наше сказочное путешествие на поезде.

3. Артикуляционная гимнастика.

1. Сказка «У дедушки с бабушкой»

2. Работа над дыханием. Игра «Листопад».

4. Продолжение темы.

– Ребята, ну во мы и приближаемся к станции № 1 «Станция Звуковичков». На этой станции живут друзья-помощники нашего гнома? Они хотят нас познакомить со звуками С и Ц. Ребята, давайте узнаем как эти звуки по разному произносятся: Профили и зеркала.

При звуке С — кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная. (согласный, глухой, может быть мягким или твердым)

При звуке Ц — язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)

– Ребята, давайте охарактеризуем звуки С и Ц. С — (согласный, глухой, может быть мягким или твердым) Ц — (согласный, глухой, всегда твердый).

– А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем .

6. Игра «Самый внимательный».

Задание: Ребята, я назову цепочку слогов. Один из вас должен повторить, а другие сказать, правильно он повторил или нет. Все, кто ошибаются, получают штрафную фишку.

Пример: ша-са са-ша-са са-ша-ша-са ца-са ца–са–ца цу-су-ца–цу са-ца ша–са-ца сы–со–сэ

Читайте также:
День Народного Единства - конкурс чтецов (сценарий)

1. Мы продолжаем наш путь. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши». Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:

са-ца-са
Си-си-си – воду ситом не носи!
са-ца-са-ца
Ось–ось ось – на сене сидит пёс.
су-цу-су и т.д.
Усь–усь–усь на лугу гуляет гусь.
Ац–ац–ац – не пойман заяц.
Ец-ец–ец – молодец боец.

2. Ну вот мы с вами приближаемся к станции «Следопыты». На этой станции нам оставили задание, определить место звука в слове. Какое место в слове занял звук? Выдвигаем эту цифру.

Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца, улица, цепь.

Игру «Слово перепутались». (карточки детям)

ЫОС-(ОСА), (СЛОН) – НОЛС (УЛИЦА) – ЦАЛИУ АСИЛ -(ЛИСА), (КОЛЕСО) – ОСЕЛОК (МОСТ) — СТОМ ИСТАК- (ТАКСИ), (ЛИЦО) – ЦОИЛ (ОСА) – ЫОС (ЛИСА) — САИЛ (АИСТ) – СТИА СУМКА – (АКМУС) (САМОЛЁТ) – ЁТЛОМАС (СНЕГ) — ГЕНС (САНИ) — ИНАС (САША) — АШАС

– А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Топотушки». Руки в сторону, если услышите звук С (картинки) Топните, если услышите звук Ц (картинки) Молодцы. Итак, продолжаем наше путешествие и сыграем в следующую игру.

3. Игра«Звук потерялся».

Задание: Повторить слова, вставив тот или иной недостающий звук. Необходимо вставить С или Ц: Зая_ (заяц), _снки, (санки), так_и (такси), коле_о (колесо), ули_а (улица), мо_т ( мост), _апля (цапля), ли_о (лицо), _ирк (цирк), о_ы (осы), _епь (цепь).

7. Пальчиковая гимнастика со стопорами.

Точит кошка коготки, (пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки)
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки.
Ах, какие у нее (поглаживают ладони друг о друга)
Маленькие лапки.
В этих лапках до поры (сжимают пальцы в кулачки)
Дремлют цап-царапки. (поворачивают кулачки вправо-влево).

– Молодцы! (Ученики садятся за парты).

8. Станция «Буковка».

– Ребята, а мы приблежаемся к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц. Назовите мне эти буквы! (эс и цэ) Чем отличается звук от буквы? Ребята, вам надо прописать в тетрадях эти буквы.

– Ну вот, ребята, сегодняшнее наше с вами путешествие подошло к концу. Мы прибыли на конечную станцию. Что нового вы узнали? С какими буквами познакомились? Бывает ли звук Ц мягким?

Презентация «Дифференциация Ц-С»

Валиуллина Юлия Ильдаровна,
учитель-логопед,
специальная школа №4 VI вида,
г. Казань

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ц”
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс)

Тема : Дифференциация Ц-С, транспорт.

Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С на материале слогов и слов;

-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С

-выделение звуков Ц-С из начала, конца и середины слова; развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С

-уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»

-развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: картинный материал по теме, буквы С-Ц, звуковички, телефоны, цифры 1-5, стопоры, карточки, изографы, мяч, зеркала, профили, гном.

План и ход занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в гости к гному «Пиши-читайке». Наш маршрут пройдет по станциям. Конечная цель нашего путешествия станция «Буковка» на которой нас и будет ждать веселый гном. Скажите, а на чем путешествуют люди? Как это назвать одним словом? (транспорт).

Я вам предлагаю отгадать тот вид транспорта, на котором мы с вами отправляемся в путешествие. Название нашего транспорта зашифровано в изографе. Чтобы расшифровать название транспорта, вам нужно найти все буквы, которые спрятались в изографе. (паровоз)

А какой это вид транспорта? (железнодорожный)

Почему он называется железнодорожным?

Какие еще виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный)

Почему он так называется?

  1. Основная часть

Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде,а пока мы едем, давайте сделаем массаж и немножко разогреемся (самомассаж).

Игра на дыхание «Телефон» (Инструкция: набрать воздух через нос и медленно и плавно дуть: не поднимать плечи, не надувать щеки, дуть, держа губы трубочкой)

Как гудит паровоз? У-у-у (петь громко и тихо)

Первая станция на нашем пути: «Станция Звуковичков»

На этой станции живут мальчики-звуковички? Они хотят нас познакомить со звуками С и Ц.

Давайте послушаем и посмотрим, как эти звуки по разному произносятся:

Профили и зеркала.

При звуке С – кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная.(согласный, глухой, может быть мягким или твердым)

При звуке Ц – язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)

Давайте дадим характеристику звуку С и Ц (капелька и кузнечик)

А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем

Быть шофером хорошо, а летчиком лучше.

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.

В небеса мотор вези, чтобы птицы пели.

Наше путешествие продолжается. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши» Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Поисковики»

На этой станции мы будем определять место звука в слове.

Какое место в слове занял звук? Выдвигаем эту цифру.

Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца, улица, цепь, гонец.

Какое было последнее слово? Знаете ли вы значение слова «Гонец»?

( В старину: человек, посылаемый куда-либо со срочным известием)

Молодцы! Мы вновь отправляемся в путь! А по дороге мы с вами поиграем в игру «Слово рассыпалось»

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Хлопушки»

Руки в сторону, если услышите звук С (картинки)

Хлопните, если услышите звук Ц (картинки)

Наше путешествие продолжается! Давайте поиграем, пока будем ехать до следующей станции.

Пальчиковая гимнастика со стопорами

Автобус, троллейбус, машина, трамвай-

О них ты на улице не забывай.

В морях- корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц.

Назовите мне эти буквы! (эс и цэ)

Чем отличается звук от буквы?

Вычеркнуть все буквы С и Ц (на карточках)

На мосту стоит автобус.

Самолет оставил в небе белый след.

Судно встало на якорь у скалы.

(Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга, все ли буквы вычеркнуты.)

Подведение итогов занятия.

Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли на конечную станцию.

Каждое путешествие бывает интересным и полезным. Что нового вы узнали?

С какими буквами познакомились? Бывает ли звук Ц-мягким?

Мной было проведено групповое занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому планированию для учащихся 1 класса. Занятие является логическим продолжением предшествующих занятий по знакомству со звуками С-Ц и закреплением материала, пройденного учителем на занятиях по обучению грамоте.

Тема занятия: Дифференциация Ц-С, транспорт.

Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С на материале слогов и слов;

-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С

-выделение звуков Ц-С из начала, конца и середины слова; развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С

-уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»

-развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.

Учитывая особенности данной группы детей с речевыми диагнозами: 3 человека- дизартрия, ОНР 3 уровня; 2 человека-дизартрия, ОНР 2-3 уровня; 1 человек-НВОНР.

Так как основной диагноз у всех детей – детский церебральный паралич, ход моего занятия был построен с учетом особенностей этих детей.

Для активации мыслительной деятельности детей в орг. моменте я использовала проблемный вопрос, который подвел нас к началу занятия и закреплению лексического материала. Кроме этого, в орг. моменте были реализованы и логопедические задачи: работа по формированию правильного речевого дыхания и силы голоса.

Основная часть занятия посвящена дифференциации звуков С-Ц, где с помощью использования различных форм и методов работы и дидактических заданий мы решали с детьми основные задачи. Материал был построен в соответствии с дидактическими принципами: наглядности, системности, последовательности, от простого к сложному (звук-слог-слово-предложение).

Не отходя от методики, после работы над звуком, мы перешли к букве.

На протяжении всего занятия реализовался принцип дифференцированного обучения и индивидуального подхода: это прослеживается в играх «Повторюши» (детям предложены разные по сложности звуковые сочетания), «Собери слово» (слова разной степени сложности в 2-4 слога), в подборе нестандартного оборудования для пальчиковой гимнастики (стопоры с различным нажимом).

Так как наши дети испытывают затруднение в анализе структуры языковых единиц, на занятии также отрабатывалась слоговая и темпо – ритмическая структура слова.

Учитывая специфику работы нашего учреждения, в занятие были включены здоровьесберегающие технологии и коррекционные моменты: детьми был проведен самомассаж с целью снятие общего напряжения и

напряжения в органах артикуляции, а также физминутка для снятия статического напряжения и для координации речи с движением.

В связи с тем, что в данной группе детей имеются дети с нарушением зрения, материал для них был предложен в увеличенном формате, согласно рекомендациям врача.

В 1 классе нами ведется пропедевтика коррекции дисграфии и дислексии, в связи с чем, детям были предложены задания на формирование орфографической зоркости: изограф и вычеркивание букв из текста. Формирование самоконтроля у детей осуществлялось посредством взаимопроверки письменного задания.

Так как у детей с ДЦП имеются органические нарушения и страдают все познавательные процессы, мы использовались зрительные, слуховые и кинетические виды подачи материала.

В течении занятия виды деятельности менялись, чередовались, с помощью чего нам удалось избежать утомляемости детей и постоянно удерживать их внимание, что обеспечило высокую работоспособность.

Так как дети легкоутомляемы, им предлагались различные виды заданий, которые имели практическую направленность. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками логопеда.

С помощью комплекса упражнений: физминутки, пальчиковой гимнастики со стопорами, игре «Поисковик» и графическим упражнениям была реализована коррекционная деятельность по развитию общей и мелкой моторики.

Занятие прошло в сюжетно – игровой форме, что помогло мне на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию и эмоциональный настрой, а также удерживать внимание и интерес детей с помощью сказочного персонажа.

Для создания благоприятной психологической атмосферы использовала личностно-ориентированную модель взаимодействия: называла детей по имени, выслушивала ответы, использовала тактильный контакт, занятие велось в ровном тоне.

Считаю, что с поставленными задачами дети справились, цели были реализованы в ходе занятия. Дети были заинтересованы, активно выполняли задания, внимание детей удерживалось на протяжении всего занятия.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Елена Сторожинская
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Задачи:

1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ].

2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, развивать чувство ритма и языковое чутьё.

3. Учить выделять из предложения слова с заданным звуком.

4. Упражнять в словообразовании и словоизменении.

5. Повторить словарь по теме «посуда».

6. Тренировать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование и материалы:

2. картинки, в названии которых содержатся звуки [c],[ц].

3. картинки с изображением предметов посуды.

4. счётные палочки

5. карточки с буквами С и Ц.

6. кассы звуков и букв.

Ход занятия:

1. Дифференциация звуков [ c – ц ].

• На доске картинки: автобус, ананас, парус.

Логопед: каким одинаковым звуком заканчиваются эти слова? (с)

Огурец, колодец, палец (ц)

Логопед: звук [ c ] какой? Охарактеризуйте.

Дети: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: охарактеризуйте звук [ ц ], какой он?

Дети: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: чем отличаются звуки?

Дети: когда произносим [ c ], воздух идёт по центру языка, когда произносим [ ц ], язычок сначала «встречается» с верхними зубами, а затем между ними образуется щель, через которую идёт воздух.

2. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ c ]».

Логопед: С, Ц, Ц,С,С; СА, ЦА, ЦЫ, СУ, СЫ; АС, ОЦ, УЦ, ОС; САНКИ, ЦИРК, ОГУРЕЦ, НОС, СУП.

3. Упражнение «Скажи наоборот».

Логопед: если я произнесу слог со звуком [ c ], то вы должны произнести слог со звуком [ ц ], и наоборот:

СА – ЦА, СО – ЦО, СУ – ЦУ;

АС – АЦ, ОС – ОЦ, ИС – ИЦ;

ЦО – СО, ЦИ – СЫ, АС – АЦ, УЦ – УС.

4. Упражнение «Закончи слово».

Логопед: я произнесу начало слова, а вы подумайте какой слог надо поставить в конце и произнесите всё слово:

ЦА (СА): мельни, кузни, поло, умни, колба, актри…

ЦО (СО): коле, коль…

ЦЫ (СЫ): воло, огур…

5. Упражнение «найди лишнее слово».

Логопед: санки, цирк, суп, сок.

Логопед: правильно, почему?

Дети: это слово начинается со звука [ ц ], а остальные слова со звука [ c ].

Логопед: огурец, молодец, нос, палец.

Курица, мельница, лиса, лицо.

Логопед: ребята, давайте немного отдохнём и представим, что мы отправились на прогулку, а заодно вспомним, как надо переходить дорогу.

Дети встают около своих мест.

Я на дорогу выхожу (дети маршируют)

Сперва – налево погляжу (показывают рукой)

Потом – направо и вперёд (показывают рукой)

И ты – умелый пешеход (друг другу).

Ну вот прогулялись, проголодались, а дома нас ждёт обед. А что нам нужно, чтобы приготовить обед и красиво подать его на стол?

6. Дидактическая игра «Назови посуду».

Логопед показывает картинку с изображением предметов посуды, дети называют её, говорят, в каком слове слышам звук [c] или [ ц ] и где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Логопед: а теперь давайте назовём эти предметы, если их будет много:

Сахарница – сахарницы и т. д.

Логопед: а сейчас, давайте назовём эти предметы, если они будут маленького размера (напр. кастрюлька, сковородочка, стаканчик, блюдечко и т. д.)

7. Дидактическая игра «засели домик»

На доске изображения двух домиков с кармашками – вкладышами. Рядом на столе вперемешку картинки, в названии которых встречаются звуки [c],[ц].

Логопед: ребята, надо «заселить» картинки в домики. К доске вызываются два ребёнка. Один собирает картинки со звуком [c] и вставляет в кармашки соответствующего домика, др. собирает картинки со звуком [ц]. Когда дети готовы, проверяют все вместе. Ребёнок показывает картинку, называет её и говорит, где в слове находится звук (с, ц).

8. упражнение «найди в предложении слова со звуками [c],[ц]».

логопед читает предложения:

Лариса идёт на улицу.

У Сони тёплые рукавицы.

В лесу живут зайцы.

Саня поцарапал палец.

Соня купила яйца.

После каждого предложения дети называют слова с искомыми звуками, говорят, какой звук они услышали в данном слове и где в слове он находится (в начале, в середине или в конце).

9. Игры с буквами С и Ц.

• Выложить счётными палочками буквы С и Ц.

• Работа с карточками (у каждого ребёнка две карточки с буквами С, Ц). Логопед называет слово, дети поднимают карточку с соответствующей буквой.

Суп, цирк, цыган, сова.

• Звуко – слоговой анализ слов, чтение, составление из букв разрезной азбуки:

Суп, супы, цып, цыпа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: – дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане; – формировать навыки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Индивидуальное логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [Л-Р]. Цель: Дифференцировать звуки [Л-Р] в слогах, словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: продолжать учить ребенка различать на слух [Р].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН «Дифференциация [В]-[Ф]. Зимующие птицы» Тема: «Дифференциация звуков В-Ф, зимующие птицы» Цели :1. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики 2. Дифференциация звуков В.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группы Составила учитель-логопед МКДОУ ” Детский сад ” Колокольчик” Акчурина Ольга Александровна Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:1. Учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР «Дифференциация звуков [л]-[л`]» Цель: Учить дифференцировать звуки [л] – [л`] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; совершенствовать.

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Занятие №6 «Учим Петрушку говорить». Цели: • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

–>Сайт МАДОУ детский сад № 12 г. Балаково Саратовской области –>

Цель: Дифференцировать звуки С-Ц

Образовательные задачи:

Продолжать учить детей выделять отличительные признаки звуков С – Ц

Коррекционно-развивающие задачи:

– упражнять в различении звуков С, Ц на слух и при произнесении;

– активизировать словарь детей по теме: «Транспорт».

-закреплять умение делить слова на части, ставить ударение;

-закреплять умение ориентироваться в звуковой наполняемости слов;

– развивать логическое мышление.

Оборудование: мольберт, телевизор, воздушный шар с корзиной, магнитофон.

Презентация; плоскостные грузовики.

Колеса с картинками, в названии которых есть звуки Ч, Ц, С; плоскостные лодочки для мальчиков, плоскостные автобусы на девочек; буквы С, Ц; билеты.

Предшествующая работа:

Обогащение словаря по теме: «Транспорт», НОД «Звук и буква С», НОД «Звук и буква «Ц», заучивание скороговорок «Цапля», «Скворец».

ХОД НОД:

1. Орг момент

Логопед: Посмотрите, дети, какой к нам залетел воздушный шар с корзиной. Давайте заглянем в корзину. Что это?

Дети: Это компьютерный диск.

Логопед: Очень интересно, кто нам его прислал. Может быть мы посмотрим, что на этом диске?

2. Основная часть. Объявление темы занятия. Презентация

Логопед: Это нам с вами кто-то прислал электронное письмо (слайд №1)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Это я, Ученая Сова, отправила из леса вам свой воздушный шар. В нем задания,

и если вы всё выполните правильно, то вас ждет сюрприз. Удачи.

Задание №1 (слайд №2) Сравнительная характеристика звуков С -Ц

– Расскажите о звуках С и Ц. Чем они похожи? (согласные, твердые, глухие)

-Чем отличаются? (Рассказать артикуляционные позиции обоих звуков).

-На что похожа буква Ц? (на горшок с цветами)

-Из чего состоит буква С? (из снега и следов)

Задание №2 (слайд №3-6) Отгадывание загадок.

Он усталости не знает,

Целый день себе копает.

У него огромный ковш.

Этим очень он хорош. (Экскаватор)

Замигает синим глазом
И в погоню рвётся сразу. (Полицейская машина)

Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу. (Машина скорой помощи)

Задание №3 (слайд № 7) Выделение 4-го лишнего.

Логопед: Повторите все отгадки. Какое слово здесь не подходит?

(Мотоцикл, так как это не транспорт специального назначения)

Задание №4 (слайд № 8) Д/и «Будь внимательным»

Логопед: На слова со звуком «С» дети изображают полет на самолете, со звуком «Ц» – езду на мотоцикле.

Коса, нос, овца, цыпленок, огурец, космос, пуговица, сабля, цапля, косуля, царевна.

Задание №4 (слайд № 9) Д/и «Починим самосвал» – соотнесение звуков Ц-С-Ч с буквами.

Детям раздаются колеса с картинками. На доске 3 самосвала без колес, в центре каждого

Логопед: Назовите буквы на самосвалах. Посмотрите на картинки на своих колесах и подумайте, какой звук есть в этих словах, подставьте колеса к соответствующему самосвалу.

3. Физминутка.

Логопед: Ребята, а вы хотите покататься на автобусе? Проходите в автобус, но сначала надо купить билеты. Дети 1-го ряда покупают билеты за слова на звук «С», 2-го ряда покупают билеты за слова на звук «Ц».

Выполняют логоритмику Железняковых «Автобус».

Задание №5 (слайд № 10-11) Деление слов на части.

Логопед: Хотите продолжить путешествие? Девочки поедут на автобусе, а мальчики поплывут на лодке.

Слова лодка и автобус поделить на части и поставить ударение.

Задание №5

Детям раздаются индивидуальные карточки мальчикам – лодки, девочкам – автобусы. На карточках по 2 слова, надо вставить пропущенную букву Ц или С.

Задание №6(слайд № 12) Составление рассказа по картине.

Составление небольшого описательного рассказа по картине «Необычная гусеница»

Т. А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками».

4.Рефлексия (слайд №13).

Молодцы, ребята со всеми заданиями справились. Научились различать звуки С и Ц и теперь никогда путать их не будете. Может кто-нибудь хочет рассказать скороговорку с этими звуками? (Дети рассказывают скороговорки «Цапля», «Скворец»). А вот и обещанный Ученой совой сюрприз в корзинке. (Детям раздаются сладкие орешки).

Конспект группового занятия по логопедии с учениками второго класса

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: – Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
– Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по – очереди повторяют:
СА – СА – ЦА
ЦА – СА – СА
СУ – ЦУ – ЦУ
ЦЫ – ЦЫ – СЫ
СО – СО – ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.

6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность ( свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по – очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва – …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С – одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов – синих, душистых – душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] – [Ц]»

Логопедическое занятие

«Развитие речи»

2 класс (вариант 5.2)

Тема : Дифференциация звуков [С] – [Ц].

Цель : выработать чёткую дифференциацию звуков [С] – [Ц] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

1. Коррекционно-образовательные:

а) развивать навыки фонематического восприятия: анализа и синтеза;

б) развитие активного словаря;

в) уточнение и сопоставление звуков в произвольном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;

г) умение дифференцировать звуки на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

2 . Коррекционно – развивающие:

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти; логического мышления.

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи; общей моторики;

в) активировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

г) развивать связную речь.

3. Коррекционно – воспитательные:

а) воспитание речевой активности;

б) воспитывать бережное отношение к птицам, к природе; самоконтроль за речью; усидчивость.

Оборудование : демонстрационные картинка, графические профили звуков, карточки букв С – Ц, кукла, зеркало, схемы слов, тетрадь, карточки с заданиями, текст рассказа «Наши друзья», компьютер, интерактивная доска.

Ход занятия

Организационный момент

-Угадай, кто сегодня к нам пришёл в гости?

– Игра «Чудесный мешочек» – узнай на ощупь (кукла).

– Отгадай ребус, и ты узнаешь, как её зовут.

– Как зовут куклу? (Маша)

– Маше даны задания по логопедии, которые она не может выполнить, просит твоей помощи. Поможешь Маше выполнить задания? А Маша будет сидеть и наблюдать как ты справляешься с заданиями.

Основная часть

Введение в тему:

– Кого ты видишь на картинках? Назови. (Снегирь, цапля)

– Маша не знает как назвать их одним словом? (птицы)

– Какой первый звук в слове Снегирь? (с)

– Какой это звук? (согласный, парный, глухой, твёрдый)

-А в слове Цапля? (ц)

– Какой этот звук? (согласный, непарный, глухой, всегда твёрдый)

– Маша не может составить схему этих слов. Поможешь ей?

-Молодец, Даниил, Маша научилась составлять схему этих слов.

Сообщение темы

-Как ты думаешь, какая тема нашего занятия? (различение звуков [С] – [Ц])

– Да, сегодня мы продолжим работу по дифференциации звуков [С] – [Ц].

А) Выделение и дифференциация звуков [С] – [Ц] в словах

Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков [С] – [Ц] в словах.

– Вместе с Машей уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам.

Звук [ С ]

Звук [ Ц ]

При произнесении звука [С] – кончик упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С… Голосовые связки отдыхают.

Звук [Ц] образуется при слиянии звуков [ТС]. При произнесении звука [Ц] – кончик языка упирается сначала за верхние зубки (звук [Т]), а затем за нижние передние зубки. (Звук [С]) и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки [Т] и [С]. Голосовые связки отдыхают.

– Посмотри, Маша, как Даниил будет выполнять упражнения для язычка. Выполняй с ним вместе:

блинчик — широкий язык на нижней губе

язык выходит гулять — упирается в нижние зубы то снаружи, то внутри

горка — широкий язык упирается в нижние зубы кончиком

катушка — из положения горки выпячивать вперед и откатывать назад

чистим нижние зубы снаружи и изнутри

выметаем мусор — изнутри проводим кончиком по средним нижним зубам снизу вверх

трубочка языком — кладем посередине спичку, зубочистку, съедобную хлебную или сладкую палочку.

– Очень хорошо поработал наш язычок.

Б) Звуковой состав слова.

– А теперь, вместе с Машей, поиграем в игру: «Где находится язычок?»

– Я буду называть слова, если ты услышишь в названии животного звук [С], опускай руку вниз. Почему?

– А если в названии животного будет звук [Ц], то руку поднимай вверх. Почему? (Зависит от положения языка во время произнесения звука).

Соболь, цапля, сайгак, цветоед, росомаха, цветоройка, горностай, цикада, лиса, цеце.

– Ты правильно выполнил это задание. И Маша теперь знает, как правильно держать язык за зубами при произнесении звуков [С] и [З].

В) Пальчиковая гимнастика.

Перед тем, как работать в тетради, необходимо подготовить наши пальчики к письму. Сейчас выполним упражнения с нашими колючими ёжиками «Мальчик – пальчик».

– Где ты был? (большой палец)

– С этим братцем в лес ходил, (указательный)

– С этим братцем щи варил, (средний)

– С этим братцем кашу ел (безымянный)

– С этим братцем песни пел. (мизинец)

Г) Работа в тетради.

Вместе с Машей подбери к словам первого столбика слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.

Чистая курица
Светит столица

Офицер письмо
ценное солнце
Москва на границе

В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет …
.

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

– Перед тобой текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитай его громко. Подчеркни все буквы С снизу, а все буквы Ц сверху. Почему?

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответь на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?

– Кто защищает деревья от гусениц?

– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу.

Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они-то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам. Зимой птиц нужно подкармливать. Сыпать им корм в кормушки.

– Молодцы! Вместе с Машей вы правильно выполнили упражнения.

Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня различали?

– Кто нам помогал это делать?

– Какие задания тебе понравились больше? Почему?

Домашнее задание.

– Ты хорошо отвечал и работал на занятии. Кукле Маше тоже понравилось с тобой работать и учиться. Она уходит домой, благодарит тебя за помощь и даёт тебе такое задание: вот 2 раскраски, дома их закрасить и поймать в кружок предметы, в названии которых есть звуки [С] и [Ц].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: