Дифференциация согласных П-Т – конспект занятия

Конспект подгруппового логопедического занятия-игры «Дифференциация звуков [П]-[Т]. Буквы Пп,Тт», 2-3 классы

Конспект подгруппового логопедического занятия-игры (2-3 класс)

Тема логопедического занятия:

Дифференциация звуков [П]-[Т]. Буквы Пп,Тт.

Логопедическое занятие разработала

учитель-логопед высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«СОШ №24» ЭМР Саратовской области

Склярова Инесса Васильевна

Тип логопедического занятия : тренировочное

Речевое заключение : ОНР III уровня, НВ ОНР, ФФНР

Приоритетная образовательная область : речевое развитие

Цель: Учить детей различать звуки [П]-[Т] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме

– Формирование умения различать звуки [П]-[Т] (на слух, по артикуляции, написанию)

– Закрепление моторных навыков написания букв П-Т с опорой на кинетические ощущения

– Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

– Уточнение и обогащение словарного запаса детей

– Развитие фонематического восприятия

– Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

– Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

– Расширение представления об окружающем мире

– Воспитание познавательного интереса

– Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

– Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

– Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Регулятивные:

– выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

– осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

– самостоятельное формулирование познавательной цели

– умение структурировать знания

– выбор наиболее эффективных способов решения задач

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

– рефлексия способов действия

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

– Дифференциация понятия звук и буква

– Дифференциация звуков [П]-[Т] на слух, по артикуляции, написанию

– Развитие умения подчиняться разным правилам

– Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

– демонстрационные карточки с изображением букв п, т

– элементы букв п, т из бархатной бумаги для каждого обучающегося

– конверты с нанесенной на них сеткой клеток (4×4)

– звуковая линейка и буквы п, т (4 комплекта)

– изографы «вертолёт», «автомобиль», «трактор»

– зашифрованная запись букв п, т

– зашифрованная запись слов для чтения

– карточки со словарными словами: патиссон, картофель, помидор, транспорт

– карточки для индивидуальной работы

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

а) Игровая ситуация “Буквы П и Б выпали из книжки”

– Ребята, когда я шла на занятие, налетел вдруг сильный ветер, вырвал у меня из рук книгу и перевернул все страницы. Теперь я не могу прочитать слова. Давайте вместе разбираться, что случилось с книгой.

Учитель- логопед читает слова, пропуская первые звуки п и т, дети отгадывают слова: (п)аук, (п)оезд, (п)очка, (п)олка, (т)анк, (т)орт, (т)уфли, (т)ыква.

– Ребята, вы поняли, что произошло со словами? (Дети объясняют, каких звуков не хватало в словах)

б) Игровая ситуация «Сказка про букву т»

– Жила-была буква “т” (показ карточки с рукописной строчной буквой “т”). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква “т” и сломала одну ножку. Пришла она, прихрамывая, к царице Грамматике. “Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!” – жалуется она. “Ничего страшного! Было у тебя три ноги, ты называлась буквой “т”, а теперь у тебя осталась пара ног, ты будешь называться буквой “п” – ответила ей царица Грамматика. Так буква “т” превратилась в букву “п”.

– Среди вас есть такие же Торопыжки, которые путают буквы “т” и “п”. Чтобы вы не путали впредь эти буквы, я вам предлагаю на уроке отправиться в увлекательное путешествие в мир звуков и букв.

II . Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

– Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Т])

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Т])

Читайте также:
Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок Сутеева

Установить различие ….(между звуками [П]-[Т])

Упражняться в написании …(букв П-Т)

– Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Т],

будем упражняться в правильном написании букв П-Т.

– Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели, что нужно делать на уроке? (быть

внимательными, старательными, активными)

III . Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Т] по звучанию и артикуляции

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

Давайте уточним артикуляцию этих звуков:
Звук [п]: губы плотно сжаты, язык свободно лежит во рту, сильная воздушная струя прорывает преграду из губ;
– Раз есть преграда, значит звук [п] согласный.
– Проверим, работают ли голосовые связки, если не работают, значит звук [п] глухой.
Звук [т]: губы разомкнуты, язык за верхними зубами, сильная воздушная струя прорывает преграду между языком и нёбом;
– Раз есть преграда, значит звук [т] согласный.
– Голосовые связки не работают, значит звук [т] глухой.
Итак: мы выяснили, что звуки «п — т» — согласные, твердые, глухие, на письме обозначаются буквами пэ, тэ. (показать буквы)

IV . Актуализация знаний. Сравнение букв п-т по написанию

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

а) Учитель-логопед вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв п, т.

– Попробуем выяснить, чем похожи и чем различаются буквы п – т.

(Учитель-логопед вызывает одного ученика к доске и просит написать букву п и элементы, из

которых она состоит, второй ученик выполняет такое же задание с буквой т.

Учитель-логопед просит третьего ученика сравнить буквы и сказать, какие элементы у них

одинаковые, а четвертого объяснить, чем буквы отличаются друг от друга )

– Буква п имеет пару ножек, состоит из 2-х элементов,

а у буквы т – три ножки, она состоит из 3-х элементов.

– Напишите пальцем в воздухе букву п на счёт: раз – два; т – на счёт: раз – два – три .

– Сконструируйте буквы п и т из элементов (элементы букв вырезаны из бархатной бумаги).

Дети выполняют задание и делают вывод: буква п состоит из 2-х элементов, а буква т – из 3-х

в) Работа с индивидуальными карточками

– На строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах”
план-конспект занятия на тему

Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах.

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса.

Цель: формировать навыки дифференциации согласных, сходных по кинетическим признакам.

  1. Сформировать навыки различения букв в письменной речи, опираясь на кинетические признаки.
  2. Развивать навыки звукопроизносительной дифференциации согласных звуков [п – т]
  3. Учить соотносить и передавать количество однородных элементов с написанием букв п, т
  4. Развивать пространственно – звуковые представления учащихся, зрительное и слуховое внимание, память, связную речь.

Оборудование: схемы букв п, т; слоговые схемы; цифры 2-3; буквы п,т для каждого ученика; индивидуальные зеркала; рабочие тетради учеников.

Логопед . Назовите первые звуки в словах трактор, паровоз ([п, т]). Произнесите перед зеркалом эти звуки. Похожи ли они по звучанию? (Нет?)

Чем они различаются (Артикуляцией)

Дайте характеристику звукам [п], [т]. (Согласные, твердые, глухие)

Что нам помогает прочитать звуки [п – т]. (Буквы п, т)

Логопед. Запишите прописные и строчные буквы П и Т на доске.

Похожи ли они между собой? (Да, у них одинаковые элементы)

Назовите, чем они отличаются? (п состоит из двух элементов , т – из трех)

Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать буквы п и т)

Да, сегодня мы с вами потренируемся в различении букв п, т и выполним ряд заданий. Но сначала послушайте сказку о медвежонке Торопыжке.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но с ним приключилась вот какая беда. Из – за своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать. И получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: « Я хочу конфету», а получается «Я хочу конфепу». Пишет он другу: «Пойдем гулять», а друг читает «Пойдем гуляпь».

Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Звуковичку и рассказал ему о своей беде. А тот у него спрашивает: «Какую букву ты пишешь в начале слова три?» – т, – отвечает Торопыжка.

– Так вот, запомни, – говорит Звуковичок, – что у буквы т три ножки. Слово три поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!

Логопед. Среди вас тоже есть ребята , которые , как Торопыжка, путают буквы т и п. Вот мы и потренируемся различать эти буквы.

Вносятся схемы – палочки (//; ///)

Сколько палочек на первой схеме? (две)

У какой буквы две ножки? ( У буквы п)

Сосчитайте количество палочек на второй схеме. Какую букву можно написать из трех палочек? (Букву т).

Пропишите в тетради буквы п и т по одной строке.

Работа со слоговыми карточками – схемами.

Логопед. Прочитайте слоги, проговаривая вместо палочек нужный звук.

Игра «Покажи букву».

У каждого ученика буквы п и т. Логопед показывает цифру 2 или 3, ученики показывают соответствующую букву.

2, 3, 3, 2, 2, 2, 3, 2, 3, 2, 3, 3, 2.

Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед. Напишите под каждой цифрой соответствующую букву.

2, 3, 2, 2, 3, 2 , 3, 2, 2, 3, 3.

Проверка: на доске записан правильный ряд букв. Один ученик читает свой вариант, дети проверяют и сверяют с записью на доске.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки

Головой слегка киваем,

Руки выше поднимаем.

Мы ногами топ – топ – топ.

Мы руками хлоп – хлоп – хлоп.

Мы ладоши опускаем,

Работа со словом, предложением.

Чтение слов по карточкам – заданиям.

/// анец, // авлин, /// ворог, // альма, ла//ка, жел /// ок, салю ///, гало //, зака ///, сиро//.

Работа в тетрадях.

Логопед. Спишите слова, записанные на карточках, вместо цифры поставьте нужную букву п или т.

3от2а, 2ла3ок, 2ира3, ка2ус3а, 3а2очки, 2ала3ка, 2оворо3, 2лане3а, за2ла3ка.

Работа с деформированным предложением.

Логопед. Из слов, записанных на доске, составьте и запишите предложения, изменив слова по смыслу.

Паучок, плести, паутина.

Катя, стелить, постель.

Пирожки, лежать, на, тарелка.

Листья, лететь, по, ветер.

Зачитайте получившиеся предложения. Все буквы п подчеркните двумя линиями, буквы т – тремя.

Логопедические занятия на тему: “Дифференциация букв п—т”

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв пт. Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема: Дифференциация букв пт.

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • совершенствование способности к переключению внимания;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п (Рисунок 5), т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г)

– Какая буква лишняя? Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г)

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая.)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г)

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая.)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да)

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п.

Учащиеся обводят палочки как букву п. Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т.

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные)

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами.)

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Каток, сапог, новости, копейка, спелый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т.

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т.

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование:

    карточки-опоры с буквами п , т; карточки с буквами п, я, т, ь; предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

I. Организационный момент.

Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

II. Повторение.

На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

– Составьте из этих букв слово. (Пять)

– Назовите согласные из этого слова. (П, т)

– Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

– Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

– Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

– Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

– Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

– Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

  • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
  • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

III. Работа по теме.

1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

– Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

– Сколько значков записали? (Шесть)

– Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

– Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т.

– Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

– Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье.

– Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

– Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

– Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

Логопед убирает картинки или закрывает их.

– Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

– Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

– Какое слово мы не назвали? (Платье)

3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т.

. ихонов . е . я
. е . рова . аня
. е . ухова . амара
. имошенко . авел
. ихомиров . оля

– Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

– Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

– Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

IV. Физминутка.

Потягуну-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся
Маленькими не останемся!
Вот уже растём, растём, растём!

4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

5. Графический диктант.

Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

Коллективная проверка выполнения задания.

IV. Итог занятия.

– Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т.)

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

Материал для проверки

Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв пт” можно дать следующее задание.

– Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

(Логопед пишет на доске слова ПРИГОТОВИТЬСЯ и ПЛАСТМАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т. После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

– Правильно ли Виталик понял доктора?

– Почему вы думаете, что он не понял доктора?

Литература:

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

Конспект занятия. Звуки П,Т,К (подготовительная к школе группа)

  • Сидим дома (19)
  • Практический материал для занятий по развитию речи (1)
  • Родителям о развитии ребенка (3)
  • Развиваем речь ребенка вместе (8)
  • Практический материал для занятий по подготовке к обучению грамоте (2)
  • Игры и игровые упражнения в коррекционной работе (1)
  • Практический материал для автоматизации звуков (10)

Конспект занятия. Звуки П,Т,К (подготовительная к школе группа)

Цель : дифференциация звуков и букв П, Т, К.

Образовательные задачи:

  • закреплять навык четкого произношения звуков П, Т, К и их дифференциации в слогах, словах и предложениях;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе обратного слога;
  • закреплять навык определения согласного звука в конце слова;
  • упражнять в составлении предложений с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени;

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • развивать внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательная задача:

  • совершенствовать коммуникативные качества.

Оборудование: предметные картинки (паук, танк, сноп, самолет, самокат, тыква, капуста, туфли); схема для характеристики звуков; символы для обозначения звуков (демонстрационные и индивидуальные); таблицы с буквами для индивидуальной работы; счетные палочки; демонстрационные буквы на шариках; игрушка « Тутуляк»; портрет игрушки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Проведение коммуникативной игры « Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! ( «Пружинка»)

Топ-топ-топ! (Топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком)

Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед)

1.Постановка цели занятия

Логопед: «А где же Тутуляк? Здесь только его портрет. Наверно, его заколдовал злой Волшебник. Нам надо выполнить задания, чтобы Тутуляк к нам вернулся».

-Мы будем говорить о звуках и буквах П, Т, К.

-Какие это звуки? (согласные)

-Почему они так называются? (когда мы их произносим, во рту есть преграда)

-Что образует преграду? (губы, зубы, язык)

2.Произнесение звуков П, Т, К:

а) звук П – губы смыкаются и размыкаются

б) звук Т – язык толкается в зубы

в) звук К – язык комочком отодвигается назад

Произнесение сопровождается показом работы губ и языка с помощью кистей рук.

3.Проговаривание слоговых рядов:

а) с различной позицией ударного слога

па-па-та ту-ту-ку па-та-та ку-ту-ту

б) проведение игры «Телефон»: каждый ребенок называет один слог из слогового ряда друг за другом

4.Анализ и синтез обратного слога

а) слоги ап, ут, ик (ладошки сложены перед собой – ап; раскрываем ладошки – левая звук «а», правая звук «п»);

-Сколько звуков произнесли? (два)

-Какой первый звук? (а)

-Какой второй звук? (п)

-Сложим ладошки, что получилось? (ап) и т.д.

б) проведение игры «Живые звуки» с демонстрационными домиками:

красный домик – гласный звук

синий домик – согласный звук

Два ребенка называют поочередно гласный и согласный звуки, держа в руках соответствующие домики; остальные дети называют получившийся слог.

в) составление схемы обратного слога из символов

5.Работа с предметными картинками:

а) определение картинок, в названии которых есть звуки П, Т, К

б) определение последнего согласного звука в составе слова (сноп, танк, паук, самолет, самокат) в игре «Поймай звук»;

в) проведение игры «Что изменилось» – запоминание последовательности картинок в ряду и определение изменений в этой последовательности;

г) проведение игры «Назови картинки, которые я показала» – запоминание показанных картинок и называние их.

6.Составление предложений по данному образцу.

Инструкция: «Я говорю про один предмет, а вы – то же самое о нескольких предметах».

Мальчик копает яму. (Мальчики копают яму.)

Девочка покупает конфеты. (Девочки покупают конфеты.)

Папа купает коня. (Папы купают коня.)

Капля капает кап. (Капли капают кап-кап.)

7.Выполнение речевого упражнения: проговаривание скороговорки с изменением темпа.

-Как капают капли? (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)

Как? (плечи поднять, опустить)

Капли капают (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)

Кап-кап (2раза стукнуть по столу ладошками)

8.Подведение итога: о каких звуках мы говорили? (п, т, к); какие это звуки? (согласные).

9.Появление тифлопедагога с Тутуляком и шариками под музыку.

Выполнение логоритмической гимнастики с музыкальным сопровождением: дети маршируют по кругу, сходясь к центру, хлопают в ладоши.

10.Рассматривание шариков и называние букв П, Т, К.

11.Выполнение заданий по таблицам с буквами за мольбертами:

а) упражнение в сличении изображений по принципу сходства и различия: соединение линиями одинаковых букв больших с маленькими;

б) определение пространственных соотношений элементов букв: дописывание незаконченных букв;

в) узнавание контурных наложенных изображений.

12.Выполнение гимнастики для глаз:

Раз – налево (соответствующие движения глазами)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

А теперь нажмем немножко (надавливающие движения

Точки возле своих глаз, указательными пальцами вокруг глаз)

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в «тыщу» раз.

13.Конструирование букв П, Т, К из палочек.

14.Конструирование букв П, Т, К с помощью рук.

15.Проведение игры «Угадай букву»: дети встают друг за другом, каждый пишет пальцем букву (П, или Т, или К) на спине товарища, а тот должен угадать, какая буква была написана.

3.Подведение итогов занятия, какие буквы мы повторяли? (П, Т, К).

Конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы с ТНР «Дифференциация звуков [П]-[Т]»

юлия шишигина
Конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы с ТНР «Дифференциация звуков [П]-[Т]»

[b]Конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы с ТНР

по теме «Дифференциация звуков П-Т,на материале лексической темы «Посуда».[/b]

·Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков Т-П.

-уточнить знания детей о звуках речи, уметь дифференцировать согласные звуки Т-П на слух и по артикуляции;

– формировать слоговую структуру слова одно, двух, трех сложных слов;

– Развивать фонематический слух, восприятие и представления;

-Развивать объём и концентрацию внимания,

-Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).

– Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

-Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.

Оборудование (ресурсы) индивидуальные зеркала, игрушки. буквенное табло, слоговые таблицы, линейки, картинный иллюстративный материал,

1. Организационный этап

Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию.

– Организация внимания. (упр. «Готовы к занятию»)

2. Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Т и П.

Дидактическая задача: Развитие долговременной памяти, повторение пройденного материала. Развитие О. М., соотнесение речи с движением.

*Дети стоят в кругу(«Два замка»)вспоминаем правила:

1.-Звуки ушками мы слышим, звуки голосом поём, в мире звуков мы живём.

2. -Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать, но не умеют пыхтеть и ворчать.

3. -А согласные согласны,всем на свете помогать: губы, зубы, язычок –голос ставят под замок.

3.Вывод и определение темы:

Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Сюрпризный момент: -Посмотрите кто нас встречает. (Самовар) Он услышал свою песенку П-П-П и пришёл с подарками. (Что ещё может пыхтеть)

*Речь с движением «Иван Иваныч самовар…» Д. Захадер

-Это подарочная коробка, будем доставать подарки и выполнять задания.

* Дети достают чайные чашки, игра «Найди пару, чашку и блюдце»:

Сядет тот кто подберёт к чашке блюдце.

-Только чашки не простые, а (звуковые)

-Спойте песенки которые спрятались в ваших чашечках.

(чтение по символам: па, по, пу)

– Как называется чайная посуда из двух предметов, чашка и блюдце. (чайная пара)

-Куда мы можем поставить чайную пару (Использовании в речи предлогов В, На)

– Где хранится посуда у вас дома?

-Давайте посмотрим что еще в подарочной коробке. Здесь разная посуда. Для нее нужно приготовить новые полочки.

У меня есть волшебный молоточек, который сможет нам помочь. Только давайте вспомним что нам поможет спеть песенку молоточка? (язычок и зубки)

Нужно забить все гвоздики упр. «Повтори правильно»

Слоговые цепочки: та-та-ты, ты-ты-та, то-то-та, ту-ту-то. и т. д.

Физ. минутка «Молоток стучал, стучал, гвозди в доску загонял,

Колотил он с толком, получилась полка.»

4. Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

*-Получились три отличные полочки, чем они отличаются? (короткая, длиннее и длинная)

Названия посуды тоже могут быть длинными и короткими. Здесь нам помогут гласные!Учим правило: – Сколько в слове гласных столько и частей (слогов)

-Давайте прохлопаем слово – НОЖ,ЧАШКА, СКОВОРОДА.

Посуда с одной гласной на полочке с одним кружочком ит. д.

Игра «Расставь посуду по полочкам»

Вывод: -Мы узнали что слова могут быть длинными и короткими, а помогают нам –ГЛАСНЫЕ.

6. Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача: выявить уровень усвоения учебного материала.

– Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки?

Кто сегодня был гостем на нашем занятии и приготовил подарки?

Давайте для самовара тоже сделаем приятные подарочки. Красивые звуковые салфеточки.

Упр. М. М. «Украшаем салфетки, звуковыми символами»

Хор.Игра : «Если нравится тебе.»

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

– Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующих занятиях мы узнаем ещё много разных звуков и наши знания нам помогут двигаться дальше.

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Шипящие звуки II подгруппа» для детей средней группы Поезд Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз.

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Свистящие звуки» для детей средней группы Насос Цель. Автоматизация звука с. Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: “Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] – [ш].

Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах» Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и предложениях».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект открытого подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]» (для детей старшего дошкольного возраста) Обучающие.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[В] в слогах и словах» Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Л-В в слогах и словах. Программные задачи: 1. Уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [П] — [Б]» Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме: «Зима». Формирование представлений о труде людей, убирающих город зимой,.

Конспект открытого логопедического занятия «День рождения у Мишутки» для детей средней группы с ТНР Цель: Формирование фонетико – фонематических процессов. Задачи: Активизировать и расширять словарный запас за счет существительных (сказка,.

Дифференциация согласных П-Т – конспект занятия

Продолжить учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от остальных по звуковому составу.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [П] — [Т] — [К].

Познакомить ребенка с употреблением предлога по, закрепить правильное употребление в речи предлогов на, под.

Продолжать учить производить звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных.

Познакомить ребенка с употреблением вопросительного знака в конце предложения, упражнять в чтении предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации.

Задание 1. Взрослый отчетливо произносит ряд слов, а ребенок слушает и называет слово, которое отличается от остальных по своему звуковому составу:

винт — винт — бинт — винт; минута — минута — монета — минута;билет — балет — балет — балет; буфет — буфет — букет — буфет; дудка —будка — дудка — дудка.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни на два (три, четыре. ) раза меньше (больше), чем я». Взрослый хлопает в ладоши несколько раз (ребенок при этом закрывает глаза) и предлагает ребенку хлопнуть на два (три, четыре. ) раза больше (меньше), чем сделал это взрослый.

Задание 3. Дифференциация звуков [П] — [Т] — [К]. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Му-му-му, молока кому? (Корова)

Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух)

Солнышко застлала. (Туча)

Взрослый вспоминает с ребенком артикуляцию звуков [П], [Т], [К], характеристики и обозначение (см. темы № 10, 13, 19).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Закончи слово». Взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает только последний его звук (слог).

П, Т, К: самоле. со. су. ма. като. бан. бин. вено. лиф. биле. бале. вени. ;

КА, ТА, ПА: поч. мар. пар. ли. кас. рубаш.

Задание 5. Подобрать слова к первому слогу:

ПА: -ра, -роход, -ром. ПУ: -ля, -шок. ПЫ: -лить, -тать. ПО: -ля, -сох.

КА: -тя, -ша. КУ: -рить, -рица. КО: -ля, сы.

ТА: -ня, -ся. ТУ: -кан, -есок. ТО: -ля, -ня.

Задание 6. Повторить за взрослым серии слогов:

па-па-та, па-та-па, та-па-па, та-па-та. ;

ка-та-ка, та-ка-ка, та-ка-та, ка-та-та. ;

па-та-ка, ка-та-па, па-ка-та, та-па-ка. ;

Задание 7. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [К], затем — звук [П], потом — звук [Т], разделить слова на слоги, определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок). Придумать с каждым словом предложение.

Задание 8. Заменить звук [К] на звук [Т] в словах. Какие слова получатся? Составить предложения с каждой парой слов:

Коля — Толя, как — . комик — . копить — . кочка — . кучка — . качка — . ; рок — рот, ток — . бок — . брак — . мак —.

Задание 9. Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [П], [Т], [К] (см. темы №10, 13, 19).

Задание 10. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П], [Т], [К]):

коса, торшер, крыша, крыса; труба, трусы, ковер,

троллейбус; паром, пар, Толя, пруды; троллейбус, трамвай, прыгун,трус.

Задание 11. Назвать первый и последний звук в словах:

кошелек, парашют, танк, кот, кубик, торт,

потолок, топот, капот, котенок, тростник.

Задание 12. Самостоятельно подобрать слова со звуками [П], [Т], [К], разделить их на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово.

Задание 13. Выучить скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Паук под потолком, платок под колпаком.

Задание 14. Упражнения для развития координации речи с движениями:

Тики-так, тики-так. Наклоны головы вправо-влево.

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так. Поочередно правой и левой рукой выпи

Так колеса стучат. рисовать перед собой круги.

Токи-ток, ток-ток. Стучать кулачками.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток. Стучать каблучками.

Так стучит каблучок.

Задание 15. Знакомство с предлогом по.

Взрослый: предлагает ребенку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «По чему едет машина? (По дороге) По чему ползет муравей? (По листику.)» Взрослый обращает внимание на предлог по, объясняет его значение и графическое изображение.

Составить предложение из слов, назвать предлог:

трактор, поле, ехать, по;

Вставить в предложение нужный предлог (на, под, по):

Кот спит. тахте. Паук ползет. стене. Толя едет. коне.

Павлик сидит. тополем. Птица сидит. тополе.

Гусеница ползет. дереву. Попугай сидит. ветке тополя. Машина едет. дороге.

Задание 16. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных. Выкладывание схем из кружков.

кто, пихта, тапки, танк, танки, птаха, птахи, кнопка, кнопки.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, зрительный диктант.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:

Кто тут? Тут птаха; Кто тут? Туг птахи. Кто тут? Тут Тима. Кто тут? Тут Том.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематических представлений для детей старшей группы с ОНР 3 ур/ФФНР к лексической теме «Космос»

Занятие приурочено ко Дню космонавтики. Поможет логопеду объединить лексическую тему и фонетическое занятие максимально гармонично. Охватывает большое количество логопедических задач. Надеюсь вашим воспитанникам понравится так же, как и моим!

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематических представлений для детей старшей группы с ОНР 3 ур/ФФНР к лексической теме «Космос».

Лексическая тема «Космос»

  • Дифференциация звуков «с-з», «сь-зь»
  • Закрепление представлений по теме «Космос»
  • Закрепление навыков обратного счета.
  • Обучение звуковому анализу и синтезу
  • Развитие общей, мелкой и речевой моторики.
  • Расширение словарного запаса по теме «Космос
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления.
  • Обучение умению делить слова на слоги.
  • Обучение определению позиции звука в слове.
  • аудиозаписи космической музыки, демонстрационный материал по теме «Космос»: планеты, космические корабли, спутник, скафандр, звезды; разноцветные камешки; раздаточный материал, в виде картинок на с-з, сь-зь. индивидуальные зеркала, символы звуков с-з, сь-зь.

Столы расставить в форме звездолета или ракеты.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в группу и видят столы ,расставленные в форме ракеты, иллюстрации по теме «Космос». Логопед предлагает детям определить самостоятельно тематику занятия, далее объявляет тему занятия : «Сегодня. Мы совершим полет в космос и научимся различать звуки «с-з» и «сь и зь».

2. Психогимнастика, релаксация, артикуляционная гимнастика.

Логопед предлагает детям изобразить, как они наденут скафандры и сесть на свои места в космической ракете, взять зеркала. Включается космическая музыка.

Логопед: Космонавты перед полетом всегда делают гимнастику! Они будут долго находиться в космосе и им предстоит выполнить много заданий! Возьмите космические зеркала и потренируйте свой язычок перед полетом!

Выполняется комплекс для свистящих звуков: «улыбочка», «окошко», «кошка сердится», «почистим зубки», «насос» и пр.

Логопед: «А теперь давайте дадим сигнал ,что мы готовы к взлету!! Отправьте «солнечных зайчиков» в центр управления полетами! Мы готовы! Ответ получен! Мы взлетаем! Идет обратный отсчет!»(Дети считают 10. 9. 8….. Пуск!)

Логопед: «Мы покидаем пределы атмосферы. Начались перегрузки! (дети изображают состояние в условиях перегрузки у космонавтов) А теперь мы вышли в открытый космос и погрузились в состояние невесомости!» (дети изображают состояние невесомости) «Теперь мы можем пристегнуться и принять правильные позы для работы на нашем корабле!!» (Дети садятся ровно).

3. Выделение звуков с-з, сь-зь. Характеристика звуков.

Подбор картинок на заданные звуки. Активизация словарного запаса по теме «космос».

Логопед предлагает детям вспомнить характеристику звуков с-сь. з-зь. Вывешивает символы звуков и раздает «звуковички».

Проводится отбор картинок на заданные звуки.

Логопед: «Посмотрите на доску. Назовите все, что вы видите. В названиях каких космических тел и объектов есть звуки С? З? Сь? Зь?

4. Определение позиции звука в слове.

Логопед « Нами получено первое задание с Земли! Перед вами на столах картинки с изображениями звезды, скафандра, звездолета, Земли. Сатурна, Марса и т.д. вам необходимо определить какой именно звук находится в названии вашей картинки С, Сь, З или Зь, найти «звуковичок», обозначающий этот звук и определить место звука в слове! (задание у каждого ребенка индивидуальное, используется «веселый паровозик» для определения позиции звука. Логопед контролирует работу детей.

5. Физкультминутка. Определение твердости-мягкости звука. Деление слов на слоги.

Логопед: «Нам необходимо размяться. Мы слишком долго летим. Отстегните ваши ремни и ,преодолевая состояние невесомости попробуем выйти с вами в открытый космос! (дети изображая состояние невесомости выходят в центр группы, где логопед предлагает им камешки зеленого и синего цвета) Посмотрите какие красивые метеориты! Синие — обозначают твердые звуки З-С, зеленые — мягкие Зь-Сь! Давайте поиграем? Когда я назову слово с твердым звуком с или з-вы поднимите синий метеорит, если сь-зь –зеленый! (проводится игра)

Логопед : «А теперь нам нужно определить количество слогов в слове и пропрыгать их!»

Марс! (дети подпрыгивают один раз), Земля (два раза) и т.д.

6. Звуковой анализ и синтез слов.

Логопед: «Нами получено последнее задание с Земли! Необходимо составить схему слова «Марс» ! Пристегнитесь, сядьте ровно и приступайте! Используйте «звуковички»!

Дети выкладывают схему слова.

Далее логопед проводит анализ совместно со всеми.

– Сколько звуков в слове?

– Сколько глухих согласных?

– Сколько звонких согласных?

7. Анализ занятия.

– Вам понравилось наше занятие?

– Что вам понравилось больше всего?

– Какую тему мы повторяли?

– Что мы учились делать?

– Что показалось вам сложным?

8. Итог занятия.

Логопед: Нам пора возвращаться на Землю! Приготовьтесь к снижению! Мы приземляемся! Отстегните ремни . В память о нашем полете, центр Управления наградил вас памятными значками. (детям раздаются наклейки «звездочки»).

Маммеева Светлана Павловна,
учитель-логопед ГБОУ Школа №1973,
г. Москва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: