Дифференциация предлогов с пространственным значением – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма «Пространственные предлоги»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи, речевую активность учащихся.

  • познакомить с пространственными предлогами: на, над, под, за, у, к, около, с их грамматическим определением;
  • дифференцировать предлоги с противоположным значением: «над» и «под»;
  • учить соотносить предлог с его схематическим изображением;
  • упражнять в правильном употреблении предлога с существительным;
  • закреплять умение использовать предлоги в устной и письменной речи;

  • развивать пространственные представления, пространственное мышление;
  • развивать зрительную память;
  • развивать звуковую культуру речи;
  • способствовать развитию диалогической и монологической речи;
  • совершенствовать выразительность чтения;
  • развивать мелкую и общую моторику.

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;
  • воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе.

Оборудование: магнитная доска или фланелеграф ( для демонстрации сказки), дерево с предлогами (на, над, под, за, у, к, около), карточки со словами для составления предложений (игра «Живые слова»), схемы изучаемых предлогов, игра «Лото», ромашка с предлогами на лепестках, облако для рефлексии и солнышки по количеству учеников, мяч, конверты с заданиями, коробочки со спичками, ручки и тетради.

1. Организационный момент.

Загадка. Кто на себе иголки носит, а шить не умеет? (Ёжик).

2. Релаксационное упражнение на снятие мышечного напряжения (выполняется 2-3 раза).

Ёжик свернулся в клубочек. (Голову наклонить, подбородок и руки прижать к груди, глаза зажмурить). Ёжик греется на солнышке. (Шея расслаблена, голова откинута назад, глаза открыты, губы принимают положение улыбки, руки широко разведены в стороны) выполнить 2-3 раза.

3. Отработка скороговорки.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа – иголки.

  • Чтение хором.
  • Чтение хором с поочерёдным интонационным выделением каждого из слов.
    А) Кто лежит? Б) Что делает ёжик? В) Где лежит? Г) Что у ежа?
  • Индивидуальное проговаривание с ускорением темпа.
  • Индивидуальные ответы детей с отстукиванием мячом каждого слова.

4. Сообщение темы занятия.

– Как называется короткое слово У? (обращаю внимание детей на скороговорку).
(На доску выставляется дерево с предлогами: над, под, на, за, к, у, около).
– Что это за слова?
– Правильно, эти маленькие слова называются предлогами. Они пишутся отдельно от других слов. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Между предлогом и словом можно вставить ещё одно слово.
– У какой ёлки? (У зелёной, у колючей и т. д.)

5. Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе или магнитной доске.

(Детям даётся инструкция запомнить как можно больше предложений из сказки с изучаемыми предлогами).

Как ёжик и хомяк расставили предлоги.

Жил – был серый ёжик. Ночью он гулял по лесу, а утром ложился спать. Днём солнышко будило его яркими лучами, а мама- ежиха звала его завтракать. Цветы на полянке и листья на деревьях радовались ему. Но однажды…

Проснулся ёжик и видит – всё не так: солнца на небе нет, мамы нет, цветов на полянке нет и листьев на деревьях тоже нет. И решил ёжик пойти поискать их.

Стал он собираться в дорогу. Нацепил на иголки разных грибов, ягод и задумался… Одному страшно идти, надо взять кого-нибудь в попутчики. Не пойти ли мне к белке?- подумал ёжик. У дороги рос старый дуб, в нём жила белочка.

– Эй, белка, где ты? Может под деревом?

Ёжик стал смотреть под деревом, но там были только грибы. Тогда ёжик заглянул за дерево. За деревом он увидел муравья. Ёжик посмотрел вверх и увидел белку на дереве. Но она была очень занята, так как собирала жёлуди и не смогла пойти с ёжиком.

Потом ёжик встретил крота и предложил ему пойти поискать солнце, листья и цветы. Но тот ответил, что ему больше нравится ходить под землёй.

Затем ёжик подошёл к полю и увидел там хомячка. Они подружились и вместе пошли искать маму ёжика.

Шли они шли и попали в дремучий лес. И когда они вошли в него, то сразу поняли, что лес был заколдован. Всё в нем было не так: грибы и цветы росли над деревьями, птицы летали под деревьями. Листья росли под ветками. Ёжик и хомячок расставили всё на свои места: грибы посадили под деревья, птицам помогли подняться в небо, чтобы летать высоко над деревьями. /Дифференциация предлогов над и под/. Листья они повесили на ветви, а цветы посадили на полянке. /Дети выполняют действия с картинками на магнитной доске и на фланелеграфе/.

Около полянки они увидели избушку. /Ученику даётся задание расположить избушку около полянки/. А в ней что-то светило из окошка. Это было солнышко. Они выпустили его на небо. И ёжик увидел, что в домике сидит мама- ежиха. Она очень обрадовалась и сказала:

Читайте также:
Логопедический проект 'Азбука'

– Хорошо, что вы пришли сюда в тёмный лес. Это безграмотный волшебник-недоучка перепутал все предлоги, и поэтому все вещи оказались не на своих местах. А вы с хомячком все предлоги поставили на свои места и теперь у нас всё правильно.

– Вопросы к детям по сказке:

1. Что произошло с ёжиком? 2. Кто и как ему помогал? 3. Что нового узнал ёжик? 4. Какие слова помогли ему найти маму?

6. Работа в тетрадях.

Детям предлагается карточка в конверте №1. Вставьте вместо пропусков один из данных предлогов: на, у, к, над, под, за, около.
1. Белка сидит _____ ветке. 2. Дуб растёт ___ дороги. 3. Ёжик подошёл ___ полю. 4. Муравей спрятался _____ деревом. 5. Крот живёт ______ землёй. 6. Птицы летают ______ деревьями. 7. Избушка стояла ________ полянки. (Проверка задания)

7. Динамическая пауза.

Дети становятся на носочки и тянутся вверх за яблочком. Затем приседают на корточки и собирают грибы под деревьями. Прыгают на лужайке сначала 3 раза на правой ножке, затем 3 раза на левой. ( Можно повторить несколько раз эти упражнения).

8. Игра «Живые слова».

(В конвертах находятся разрезанные карточки со словами. Дети выходят в круг и «превращаются» каждый в какое-нибудь слово, затем из данных слов составляют предложение и становятся по порядку . Потом каждый ученик называет своё слово и получается предложение.

Дети наглядно убеждаются в том, что предлог – это короткое слово, которое пишется отдельно от других слов Уточняется какой по счёту предлог в каждом из предложений). Игра проводится 2-3 раза.

Примерные варианты предложений для игры в конверте:

  1. Бабочка порхает над красивым цветком.
  2. Щенок спрятался под старым диваном.
  3. Около луга течёт глубокая река.
  4. На небе ярко светит солнышко.

9. Составление фигур из спичек.

Вскрывается конверт № 2 с образцами.

Образец № 1 солнце над домом, образец № 2 ель у дороги, образец № 3 гриб под деревом, образец № 4 ваза на столе, образец № 5 дерево за забором, образец № 6 цветок на клумбе.

Дети работают в парах и договариваются между собой кто будет делать домик, а кто солнышко над ним и т. д.

10. Схематическое изображение предлогов.

Знакомство со схематическим изображением изучаемых предлогов.
Составление словосочетаний и предложений с ними.

Цель: учить составлять предложение по картинке, находить в нём предлог и соотносить значение предлога с его схемой.

На доске схемы предлогов: на, над, под, к, за, около/у

и картинки с изображением сюжетов:

1. Солнце спряталось за тучей. 2. Под берёзой растёт гриб. 3. Девочка подбегает к бабушке. 4. Картина висит над диваном. 5. Около дома растёт дерево. 6. На окне стоит ваза.

Инструкция: надо составить предложение по картинке, назвать предлог и найти соответствующую схему, расположить картинку рядом со схемой.

12. Задание «Расшифруй-ка» (в конверте № 3)

Вместо графической схемы необходимо вставить соответствующий предлог.

13. Игровое упражнение с ромашкой «Оторви лепесток».

На каждом из лепестков с обратной стороны написан один из изучаемых предлогов (по количеству детей). Надо составить и записать предложение с данным предлогом.

14. Подведение итогов занятия.

С какими маленькими словами мы сегодня познакомились? Как они называются? Как пишутся предлоги в предложении?

На доске большое белое облако. У каждого ребёнка в конверте есть солнышко. Предлагается каждому ученику разместить своё солнышко в определённом месте в зависимости от того, на сколько ему понравилось занятие:

  • за облаком, если занятие не понравилось
  • над облаком, если занятие очень понравилось
  • под облаком, если занятие не очень понравилось

Пароль на выход. Назови один любой предлог.

Домашнее задание. Предложить детям сделать рисунок к сказке с любым из предлогов.
Как показал опыт работы с детьми, не усваивающими предлоги, введение таких упражнений, использование перечисленных методов и приёмов непосредственно в структуру занятий по развитию грамматического строя речи, способствует осознанию предлога как средства выражения пространственных отношений между предметами, формирует представление о предлоге как отдельном самостоятельном слове, помогает детям выделить предлоги в потоке речи и писать их отдельно от следующего слова, а также помогает раскрыть значение предложного управления и подготавливает учащихся к последующему этапу – дифференциации предлогов, а также различению предлогов и приставок.

Читайте также:
Тренинг для молодых педагогов: Искусство говорить

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация предлогов с пространственным значением»

Занятие проводилось с детьми 6-летнего возраста с диагнозом ОНР. Цель — продолжать закреплять пространственное значение предлогов В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД с использованием конструктора ЛЕГО.

Тема: «Дифференциация предлогов с пространственным значением»

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе.

  • Продолжать закреплять пространственное значение предлогов В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД.
  • Закреплять понятия о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.
  • Продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов.
  • Продолжать развивать фонематические процессы.
  • Активизировать познавательные процессы (восприятие, память).
  • Продолжать обогащение словарного запаса детей.
  • Продолжать учить правильному поведению на занятиях.
  • Продолжать воспитывать чувство коллективизма, умение выслушивать собеседника.

Оборудование : мягкая игрушка, конструктор «ЛЕГО», лазерная указка.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят на ковре.

Логопед: Давайте вспомним: в нашем языке есть слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Назовите примеры.

Дети называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Логопед берет мягкую игрушку (заяц). Детям предлагается внимательно выслушать вопрос логопеда и ответить на него наиболее полно.

– Даша, где сейчас сидит заяц? – Заяц сидит на столе.

– Костя, куда спрятался серый заяц? – Серый заяц спрятался под стол.

– Сережа, откуда спрыгнул веселый заяц? – Веселый заяц спрыгнул со стола.

Какие маленькие слова вы вставили в свои ответы? – НА, ПОД, СО.

Как называются эти маленькие слова? – Предлоги.

Сегодня мы с вами вспомним несколько предлогов, которые имеют пространственное значение.

2. Основная часть занятия.

Логопед предлагает детям выслушать стихотворение, в котором много предлогов. После этого дети должны назвать предлоги, которые они услышали в этом стихотворении.

Ехала машина ПО дороге
И везла зерно Сереге.
Вдруг откуда ни возьмись
НА дорогу вышла рысь.
Рысь ушами повела
И С дороги вмиг сошла.
Дальше ехала машина,
Прокололась ее шина.
Вышел мастер ИЗ машины
И увидел гвоздь он В шине.
Поменял он колесо
И отправился В село.
Там ПОД маленькой горой,
Пруд замерз этой зимой,
А НАД прудом как пушинки,
Тихо кружатся снежинки.
Рядом С прудом дом стоял,
Там Сергей зерно и ждал.
С маленьким, но приключеньем
Добралась машина к цели,
С небольшим, но удивленьем
Оказалось В ней печенье.

Логопед: Какие предлоги вы услышали в этом рассказе? Назовите их.

Далее логопед раздает плато с «ЛЕГО»-элементами разного цвета (слова обозначаются синими фигурами, предлоги – красными, человечек – точкой). Логопед предлагает составить любое предложение из истории про машину, но так, чтобы в нем обязательно был предлог. (Например: Красная машина ехала по дороге.). Дети выполняют задание и называют свои предложения.

Далее логопед просит детей изменить позицию предлога в составленном предложении. Дети меняют место предлога и произносят полученное предложение.

Координация речи с движением.

Мы бежали по дорожке, отдыхали наши ножки.
Хлопали в ладошки мы над головой,
Затем мы также весело топали ногой.
В кармашки мы положим шумные ладошки,
Достанем из кармашков и просто отдохнем.

Затем логопед берет лазерную указку и направляет луч на различные предметы.

Логопед: Скажите, ребята, где находится луч и что он делает.

Лучик «бежит» по столу.
Лучик «сел» на книгу.
Лучик «спрятался» под стул.
Лучик «спрыгнул» со стола.
Лучик «прыгает» над головой.

3. Итог занятия.

– Какие предлоги мы с вами сегодня повторяли?

– Какое значение имеют эти предлоги?

– Какая игра вам понравилась больше всего?

Сероева Ольга Валерьевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Столичная гимназия дошкольное отделение №4

Конспект логопедического занятия по теме “Работа с предлогом “из”. Дифференциация предлогов “с” и “из”

Цели:

  1. Познакомить детей со значением предлога «из».
  2. Учить детей правильно употреблять предлог «из», понимать разницу значений предлогов «из» и «с».
  3. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, память и воображение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) Графическое упражнение «Заколдованные фигуры».

Ребята, перед вами лежат листы с геометрическими фигурами: круги, квадраты и другие. Дорисуйте каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.

2) Работа с сюжетной картинкой.

Посмотрите на картинку:

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле). Где спит медведь? (В берлоге). Птичка? (В гнезде). Лиса? (В норе).

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Птичка?

Читайте также:
Дифференциация звуков (С, Ш) - конспект логопедического занятия

2. Основная часть.

– Какое маленькое слово помогло рассказать, откуда утром вышли звери?

– Сегодня мы будем учиться правильно, употреблять предлог «из». Предлог «из» – маленькое слово.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола). Карандаш? (Из стакана). Книжку? (Из шкафа). Вы все говорили маленькое слово – предлог «из». А сейчас слушайте внимательно!

Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог «из».

Игра «Ответь на вопросы Незнайки».

– Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы для вас. Слушайте внимательно.

  1. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву?
  2. Откуда вышла старушка, если она была в магазине?
  3. Откуда пришёл мальчик, если он был в школе?

Игра «Загадки Незнайки».

– Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгадаете, появится герой сказки.

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок.)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит.)

У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? … (Буратино.)

– Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составляют предложения с предлогом «из»).

Игра «Ромашка».

– Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиграем в неё.

(На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребёнок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинки и предлогом «за».)

3. Дифференциация предлогов «из» и «с».

– Когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), какой предлог мы употребляем? («с»).

– Когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется, какой предлог мы употребляем? («из»).

Упражнение «Волшебный мяч».

– Это мяч волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола). Откуда я достала мяч?

Упражнение «Помоги Незнайке».

– Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему.

  • Мальчик спрыгнул (откуда?) … с дерева.
  • Девочка вылила воду (откуда?) … из ведра.
  • Папа взял книги (откуда?) … со стула.
  • Белочка перепрыгнула (откуда?) … с ветки.
  • Мальчик пил компот (откуда?) … из чашки.

4. Итог.

– С чем познакомились на занятии?

– Придумайте предложения, используя предлог «с» или «из». (Показываю картинку.)

Конспект логопедического занятия «Дифференциация предлогов и приставок»; 4 класс

Конспект логопедического занятия

по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.

Бариева Елена Александровна,

МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

структурное подразделение «Школьное отделение №4»

Конспект логопедического занятия

по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.

Цель: развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

– закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.

– совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

– совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

– совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.

• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

• регулятивные (целеполагание; планирование);

• познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

• коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат); конверты с разрезными предложениями, карточки с упражнением «Где приставка, где предлог?» на каждого ребенка.

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– У вас на партах лежат круг и квадрат. Выполните действия по моей инструкции:

– положите круг на квадрат;

– положите круг у квадрата;

– подержите круг над квадратом;

– положите круг квадрат;

– Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

– Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( На, под …)

– Как называются эти слова? (Предлоги)

– Что такое предлоги? (Это часть речи)

– Какие части можно выделить в слове? (Корень, приставку….)

– На какую часть слова похож предлог? (На приставку)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сообщение темы занятия

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас определяли в словах? (Предлоги и приставки)

— Давайте определим тему нашего сегодняшнего занятия. (Предлоги и приставки)

— Поставим цель нашего занятия. (Научиться различать предлоги и приставки.)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в первом классе - Дифференциация звуков (С) - (Ц)

— Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги.)

Повторение ранее полученных знаний

— Что такое предлог? (Это слово.)

— Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)

— Как пишется предлог с другими словами? (Раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово — признак или вопрос.)

— Что такое приставка? (Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

— Как пишется приставка со словами? (Слитно)

Тренировочные упражнения на различение предлога и приставок

На доске написаны слова.

— Прочитайте и определите слова с предлогами и приставками.

За…деревом, с..горы, на..альбоме, на…столе, за..бежать, с..вернула, на..копать, на..писали.

Логопед: Как это можно сделать?

Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя (Проверяем).

— Назовите из этого упражнения все слова с приставками.

— Назовите слова с предлогами.

Преврати словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой.

Словосочетания написаны на доске.

Образец: – календарь на стене – настенный календарь

повязка на рукаве –

переход под землёй –

камни под водой –

часы на столе –

годы после войны –

плата за работу –

Проверьте: повязка на рукаве – нарукавная повязка, переход под землёй – подземный переход, камни под водой – подводные камни, часы на столе – настольные часы, годы после войны – послевоенные годы, плата за работу – заработная плата.

Физкультминутка «Повторяйте»

Всё за мной вы повторяйте,

Дружно руки поднимайте.

Мы попрыгаем на месте

И потянемся все вместе.

Мы покружимся немножко,

А теперь потопай ножкой.

Игра «Рассыпалось предложение».

Дети делятся на 2 команды и выдаются конверты с деформированными предложениями каждой команде.

– Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

– Правильно. Вы должны будете собрать из слов предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.

МЕДВЕЖОНОК ФОМКА.

медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолёте, в, Фомку

медвежонка, затянули, поместили, сеткой, в, клетку, и Фомка

рвать, сетку, стал, крик, поднял, и, страшный

выпустить, клетку, и, тогда, открыли, решили, его

осторожно, всё, вышел, медвежонок, клетки, обнюхал, обошёл, осмотрел, из

влез, в, кресло, Фомка, окно, и, стал, глядеть, в

ел, кресле, в спал, и, он белый, Фомка

так, Москву, прилетел, в, полярный, медвежонок

— Теперь каждый по очереди прочитает предложение. Назовите слова с предлогами и приставками.

Упражнение «Где приставка, где предлог?» Работа в парах.

Каждой паре я раздам карточки с предложениями; прочитайте их и определите, где стоит приставка, а где – предлог.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Яхта (до) плыла (до) острова.

Машина (по) ехала (по) дороге.

4. Мальчик (до) ехал (до) рощи на автобусе.

5. Коля (с) лез (с) коня.

6. Кот (за) шел (за) дерево.

7. Щенок (под) лез (под) куст.

8. Котенок испугался и (от) прыгнул (от) лягушки.

9. Дима (на) шел (на) тропинке необычную монетку.

10. Солнце (за) шло (за) тучу.

Каждый учащийся читает по очереди предложение вслух, определяя приставки и предлоги.

Учащиеся записывают предложения в тетрадь, выделяя приставки и предлоги.

Еще раз читаем весь рассказ целиком уже из тетради, проверяя себя.

— Ещё раз вспомним, что такое приставка и предлог.

— Как предлоги пишутся со словом? А приставки?

IV. РЕФЛЕКСИЯ

— Ответьте на вопросы:

Что я узнал на этом занятии?

Чему я научился на занятии?

Что мне было интересно?

Оцените свою работу на занятии.

-Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите синий квадрат.

– Кто считает, что справился с работой на все 100%, поднимите оранжевый

– Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите и синий квадрат, и оранжевый.

Наше занятие закончилось.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Читайте также:
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях логопункта

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве

Наталья Постаногова
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.

Р. И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.

Нарушение предложно-падежныхконструкций проявляется в виде следующих ошибок:

пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется мной в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции провела обследование.

Обследование велось в двух направлениях.

Выявление понимания значения предлогов.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Обследование, показало, что в особенности, если дефект включает дизартрический компонент – дети испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Основная форма моей работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально.

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В своей работепридерживаюсь следующих этапов:

Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

Дифференциация предлогов в устной речи детей.

Формирование звуковых грамматических обобщений.

Осознание словесного состава предложения.

В работе над предлогами формирую у детей:

представления о смысловой значимости предлогов;

навык правильного употребления предлогов;

представления о предлоге как отдельном слове.

В работе над смысловым значением предлогов развиваю у детей:

пространственные представления;

умение определять расположение предмета (его изображения,

умение определять расположение предмета относительно другого;

умение узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры;

Читайте также:
Что такое фонематический слух

использование графических схем и графического изображения предлогов.

В работе с детьми уделяю внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове.

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитываю последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала знакомлю и отрабатываю предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. (по Р. И. Лалаевой).

Разнообразные игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

В своей практике я использую уже знакомые, а также разработанные мной различные игры которыми хотелось бы поделиться.

Задачи: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное определённым предлогом; учить выделять предлоги в предложении и составлять предложения с этими предлогами; закрепление понимания и употребления предлогов и предлогов-наречий.

Игра «Солнечный зайчик»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался».Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»

Игра «Зверята»

Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Карточки – схемы предлогов

Играли долго малыши. Никто и не заметил, Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши –страшно и обидно: Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти? И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят.

Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,

Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.

И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.

Просыпаются зверятки,поднимаются с кроваток:

С коврика вскочил лисёнок,

Из корзиночки – ежонок,

Рыженькая белочка вышла из-за печки,

А мишутка маленький выбрался из валенка

Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки

И, увидев своих мам, разбежались по домам!

Деток мамы обнимали,но немножко поругали:

Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Игра «Весёлый поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.

Оборудование : макет поезда; вагончики над каждым из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.

Детям предлагается распределить картинки в соответствии со схемой предлога.

В 1-й вагончик – картинки с предлогом в;

Во 2-й вагончик- картинки с предлогом на;

В 3-й вагончик – картинки с предлогом под;

В 4-й вагончик – картинки с предлогом над.

Игра «забавные круги»

Игра «Найди нужный предлог»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами.Например: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА, ПОД, В и др.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками (по 4-5 сюжета) на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением, карточки – схемы предлогов.

Нужно расположить карточки – схемы предлогов в соответствии с картинкой.

Игра «Зашифруй предложение»

Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения с предлогом.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов, набор фигур для составления схемы предложения.

Дети составляют предложения вместо треугольника подставляют предлог .

Игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: закрепление использования предлогов, предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов,

Предлагается сюжетная картинка. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов по отношению к друг другу.

Затем картинка меняется: тот же набор предметов, но расположение их по отношению друг к другу другое.

Игры с кинетическим песком и предметами – игрушками.

Цель: упражнять детей в умении определять пространственное расположение предметов выраженное предлогами.

Оборудование: лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой материал (формочки, ракушки, камешки марблс, игрушки – киндеры др.);

Читайте также:
Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) – Спб, 1999.

2. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1981.

3. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !999

4. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И. Т. //Методы обследования речи у детей. – М., 1992.

5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997.

6. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб, 1999.

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. – СПб, 1999.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.

Использование нетрадиционных материалов на занятиях по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Лошадка» Материал и оборудование: белый картон с контурным изображением лошадки, вата (ватные диски, белые шерстяные нитки (для хвоста, накладные.

Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Детский оркестр. как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Контрольная работа Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно.

Дыхательные упражнения на логопедических занятиях как профилактическая работа по обеспечению ЗОЖ дошкольника Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное.

Презентация «Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста» В 2-3 года у детей происходит формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3 годам ребенок уже знает от 300.

Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс – одна из самых актуальных проблем в современной отечественной дошкольной педагогике.

Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Юные экологи» СОДЕРЖАНИЕ: 1. Паспорт программы…. Стр. 3 2. Пояснительная записка…. Стр. 4 3. Цель и задачи программы….

Макет «Затонувший корабль» для использования детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по финансовой грамотности Для обогащения предметно-пространственной развивающей среды в рамках проекта “Финансовая грамотность дошкольников” в нашей группе «Почемучки».

Применение криотерапии на логопедических занятиях с детьми 5–6 лет Я уже рассказывала об использовании криотерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями, но не могу, не поделится нашим занятием, которое.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Конспект логопедического занятия “Формирование языкового оформления речевого высказывания. Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении).”
план-конспект урока логопедии (2 класс) по теме

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса, имеющих задержку психического развития. Лексическая тема “Насекомые весной”.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_nasekomye.doc 204 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия.

Логопедическая тема: Формирование языкового оформления речевого высказывания.

Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении).

Грамматическая тема: Предложение. Правописание предлогов со словами.

Лексическая тема: Насекомые весной.

1. Закрепить у учащихся понятие о предложении.

1. Закрепить у учащихся понятие об интонационной законченности предложения.

2. Развитие умений и навыков анализировать предложения.

3. Развивать умение составлять предложение из слов, данных в беспорядке.

4.Закрепить понятие о предлоге.

5. Закрепить умение соотносить предлог с его схемой.

6. Закрепить умение правильно писать предлоги со словами.

7. Развивать орфографическую зоркость.

8. Совершенствовать навыки словоизменения, грамматический строй и навыки связной речи.

9. Познакомить с понятием «Насекомые».

10.Расширить словарный запас по теме: «Насекомые».

11.Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление.

12.Развивать общую моторику.

13.Развивать самостоятельность, самоконтроль.

14.Совершенствовать навыки общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Набор цифр, зеркала, карточки со схемами предлогов, схема предложения на доске, карточки с деформированными предложениями, предметные картинки: муха, пчела, сверчок, комар; пособие «Паутина» – гимнастика для глаз, контуры насекомых, карточки – названия весенних месяцев, сюжетные картинки «Весенние пейзажи» к каждому месяцу; кроссворд, карточки – ребусы «Имена», оборудование для слухового упражнения (стрекотание сверчка, жужжание мухи, писк комара, рой пчел) на магнитофонной плёнке.

Примерные ответы учащихся

А) На рабочих местах учащихся разложены карточки-ребусы «Имена».

-Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место, отгадав ребус с Вашим именем.

Б) – Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы.

На магнитной доске таблички с названием весенних месяцев и с народным названием месяцев. Все таблички перепутаны.

– Переставьте таблички, объясните народное название месяца.

– Расставьте картинки так, чтобы они соответствовали названиям месяцев.

II. Сообщение темы.

– Идёт полным ходом весна. Всё живое просыпается после долгого сна. Мы уже говорили о жизни животных, птиц весной. А сегодня поговорим о…. Отгадайте о ком?

На доске – тема занятия:

– Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» – от слова «насекать». Наука, изучающая насекомых, называется ЭНТОМОЛОГИЯ.

– Сегодня мы поговорим о некоторых насекомых, которые одними из первых появляются весной. Кто это? Узнаете, если правильно выполните мои задания.

А) У каждого учащегося карточка:

– Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово.

– Муха – вредное насекомое, на своих лапах переносит болезни. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью: мыть руки, закрывать пищу от мух.

Включается аудиозапись – Жужжание мухи.

Б) На доске – карточка – шифр.

– Комар кусает не больно. Хуже то, что от слюны, которую он впускает в ранку, начинается неприятный зуд. Н-р, после укуса малярийного комара в организм человека могут попасть возбудители тяжёлой болезни – малярия. Сосут кровь только самки, а самцы питаются соками растений.

Включается аудиозапись – Писк комара.

В) Задание – грамматическая арифметика.

СВЕРЛО – ЛО + ЧОК =

– Сверчок – родственник кузнечика. Чёрного цвета, длинноусый, крупный (2,5 см). Уши находятся в голенях передних ножек. Есть полевые, домовые сверчки.

Включается аудиозапись – Стрекотание сверчка.

Г) Выставляется карточка с картинками: платье, чайник, ежи, лодка, арбуз.

– Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. Какое получилось слово?

– Пчелиная семья – 1 матка, 100 тыс. рабочих пчёл, сотни тысяч трутней. Их дом – улей. Главная польза от пчёл даже не мёд, это опыление цветов.

Включается аудиозапись – Рой пчёл.

– Об этих насекомых сегодня поговорим, будем составлять о них предложения. А чтобы больше узнать о них, я приготовила несколько заданий.

III. Повторение раннее изученного материала.

(работа с набором цифр, схемами предлогов).

– Вспомним, из чего состоят предложения?

– Как пишутся слова в предложении?

– Если я посмотрю в ваши тетрадки, то как я узнаю где начало, а где конец предложения?

– У вас на партах лежат набор цифр, схемы предлогов. Для выполнения 1 задания нам понадобятся только цифры. Я буду произносить предложение 1 раз, а вы должны сосчитать сколько в нем слов, запомнить их и поднять карточку с соответствующей цифрой. Из этих предложений мы узнаем, как выглядят насекомые.

1)Интересен чёрный полевой сверчок.

– Сколько слов в предложении?

– Какое 1 слово? 2 слово? 3 слово? 4 слово?

– Какое слово напишем с заглавной буквы?

– После какого слова поставим точку?

– Назовите слово, стоящее между «интересен» и «полевой».

2)Вредна большая, зелёная, блестящая муха .

– Сколько слов в предложении?

– Какое слово стоит между первым и третьим словом?

3)Пчела украшает весеннюю природу яркой окраской.

– Сколько слов в предложении?

– Какое слово напишем с заглавной буквы?

– Назовите 2-ое слово в предложении.

– А теперь давайте вспомним, какие слова могут находиться в предложении для связи его слов?

– Назовите, какие вы знаете предлоги?

– Как нам доказать, что это действительно предлоги?

– Разложите перед собой схемы предлогов. Сейчас мы узнаем, где прячутся насекомые от нас. Я буду произносить предложение, а вы должны подумать, какой предлог или предлоги в нем спрятались, поднять соответствующую схему.

1) СВЕРЧОК СТРОИТ НОРКУ В ЗЕМЛЕ.

– Как предлоги пишутся со словами?

2) ИЗ БОЛЬШОГО УЛЬЯ ВЫЛЕТЕЛА ПЧЕЛА.

3) НАЗОЙЛИВЫЙ КОМАР ВЬЁТСЯ НАД КУСТОМ.

4) МУХА ПРЯЧЕТСЯ ПОД КОРОЙ ДЕРЕВА ОТ ХОЛОДА.

– Что мы сейчас делали?

– Был ли бы понятен смысл предложений без предлогов?

– Так для чего служат предлоги?

– Что узнали из этих предложений?

IV. Динамическая пауза.

«Дети по лесу гуляли

На листе паук сидит.

Над цветком шмелёк летит.

Под тяжёлой ношей

Спешит муравей хороший.

А бабочки летали,

И от усталости упали».

V. Работа с деформированными предложениями.

– Откройте тетради. Отступите от предыдущей работы 2 строчки, на 3 – напишите число.

– Работу начинаем со 2-ой строки после числа.

Логопед раздает карточки с деформированными предложениями.

– Давайте начнем просматривать строчку глазами, двигаясь слева направо. Как только найдете слово – сфотографируйте его.

– Проверим, складываются ли слова в предложении?

– Сколько слов в предложении?

– Какое слово напишем с заглавной буквы?

– После какого поставим точку?

– Есть ли в этом предложении предлог?

– Как напишем предлог со словом?

– Проартикулируем предложение. Запишем.

– Подчеркните в предложении грамматическую основу.

ПРОВЕРКА: – О чем говорится в предложении?

Б) – Возьмите в руки лист бумаги, согните по линии сгиба. Прочитайте, что у вас получилось.

ЯРКАЯ ПЧЕЛА ЛЕТАЕТ ЦВЕТОК

– Чего не хватает в этом предложении?

– Правильно: нет предлога «НАД» и неправильное окончание в слове «ЦВЕТОК», надо: «НАД ЦВЕТКОМ»

– Слова в предложении должны дружить между собой, между ними должна быть связь.

– Кто осуществляет эту связь?

– Проартикулируйте предложение. Запишите его, чтобы оно соответствовало схеме. Схема на доске:

В) – Прочитайте следующее предложение справа налево.

. аварт течокертс кочревс йовелоП

– Один ученик в построении этого предложения допустил ошибку. Постройте предложение правильно.

– Какую ошибку в предложении вы нашли?

– На обратной стороне листа – 2 схемы предложения.

– Какая из них соответствует этому предложению?

– Обозначьте это предложение крестиком.

ПРОВЕРКА: – Найдите в предложении подлежащее, сказуемое, слово, обозначающее признак предмета.

– Запишите предложение, чтобы оно соответствовало первой схеме.

VI. Гимнастика для глаз. «ПАУТИНА».

Г) – Прочитайте предложение при помощи зеркала и узнаете что-то новое для себя.

СОННАЯ МУХА ПОЛЗЁТ ПО ДЕРЕВУ.

– Есть ошибки в предложении?

– Есть в предложении предлог?

Как напишем предлог со словом?

– Проартикулируем предложение. Запишите в тетрадь.

– Давайте прочитаем все предложения, что записали в тетрадь.

1 ученик читает:

« Пробуждается природа от зимнего сна.

Яркая пчела летает над цветком.

Полевой сверчок стрекочет в траве.

Сонная муха ползёт по дереву».

– Что у нас получилось?

– Зачем оставили строчку наверху?

– Давайте озаглавим текст.

VII. Развитие слухового внимания.

(Упражнение на слуховое внимание и логическое соотнесение).

Логопед предъявляет аудиозапись со звуками насекомых.

– Послушайте, покажите контуры насекомых в том порядке, в котором они записаны на плёнку.

– Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: « Трудолюбивый, как пчела», «Назойливый, как муха» ?

VIII. Итог занятия. Кроссворд.

1. Из чего состоит предложение?

2. Как пишутся слова в предложении?

3. Какая буква начинает предложение?

4.Что мы поставим в конце предложения?

5. Как называется маленькое слово в предложении, которое служит для связи его слов?

6. Чтобы проверить является ли слово предлогом, что мы должны поставить между словами?

IX. Оценка работы учащихся.

X. Домашнее задание.

Тематический кроссворд «Насекомые» с заданием.

Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места.

– Весна. Март, апрель, май.

– Март – протальник, апрель – снегогон (половодье), май – травень.

: Дифференциация предлогов В, ИЗ.

Занятие. (1 класс)

Тема: Дифференциация предлогов В, ИЗ.

Цели:

Закрепить знания о предлогах В, ИЗ, учить обучающихся различать значение предлогов В, ИЗ.

Учить детей пользоваться предлогами В, ИЗ в устной речи.

Учить обучающихся выделять предлоги В, ИЗ в предложениях, составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

Предупреждение устного аграмматизма.

Закрепить употребление существительных в форме родительного и предложного падежей.

Активизация предметного и глагольного словаря.

Оборудование: схемы предлогов В, ИЗ; конверты со схемами по количеству обучающихся, посылка, Колобок, баночка с киндерами, киндеры по количеству обучающихся, сюжетные картинки для игры: “Кто где живёт?”, картинки: собака сидит в конуре, собака выбежала из конуры; кукла сидит в домике, кукла выглядывает из домика, мешочек, ведёрко, коробка; предметные картинки: Молоко – холодильник, Карандаши – стаканчик, Хлеб – хлебница, Сахар – сахарница, Конфеты – конфетница, Рубашка – шкаф; Муз.сопровождение “Бурые медвежата”.

Ход занятия:

I. Орг.момент.

Ритм ГРОМКО – ТИХО – ТИХО. Слушайте и смотрите. Все вместе. Каждый. Все вместе.

Песенки гласных звуков. Слоги с согласным звуком Ф со сменой гласных по линейке с кружочками. ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФЭ, ФИ.

II. Сообщение темы занятия.

– Гном – Грамматей нам прислал посылку. Откроем и посмотрим, что там.

– Ребята, посмотрите, кто это? (Колобок).

– Где был Колобок? (В посылке). Откуда мы его достали? (Из посылки).

– А здесь ещё схемы. Какая это схема? Схема предлога В. А это какая схема? Схема предлога ИЗ.

– Ребята, как вы уже догадались, мы будем различать предлоги В, ИЗ.

III. Повторение изученного материала.

– А теперь давайте вспомним, когда мы говорим предлог В? (спросить двоих).

Если предмет находится внутри чего-то, то мы говорим предлог В.

– А когда мы употребляем предлог ИЗ? (спросить двоих).

Если предмет находится внутри чего-то и оттуда движется или его достают, мы говорим предлог ИЗ.

Если предмет находится внутри чего-то, то мы говорим предлог В.

Если предмет находится внутри чего-то и оттуда движется или его достают, мы говорим предлог ИЗ.

IV. Работа со схемами.

1) – Достаньте схемы предлогов. Где были схемы? В конверте. Откуда достали схемы? ИЗ конверта. Покажите схему предлога В, предлога ИЗ. Поиграем со схемами. Вы должны поднять правильный предлог. А я вас буду путать.

В пенале, из пенала, из холодильника, в холодильнике, в шкафу, из шкафа, из гнезда, в гнезде, в театре, из театра, в школу, из школы, из леса, в лесу,

V. Работа с сюжетными картинками.

1) Давайте поиграем в Игру “Кто где живёт?” (картинки каждому). Каждый из вас должен составить по два предложения: одно с предлогом В, другое с предлогом ИЗ.

Медведь живёт в берлоге.

Белка живёт в дупле.

Лиса живёт в норе.

Собака живёт в конуре.

Медведь вылез из берлоги.

Белка выпрыгнула из дупла.

Лиса вылезла из норы.

Собака выскочила из конуры.

VI. Физминутка. Муз. сопровождение “Бурые медвежата”

Медвежата в лесу жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так.

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так.

Дружно дерево качали.

И из речки воду пили,

Вот так, вот так.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так.

Выше лапы поднимали.

Ходьба на месте вперевалочку

Круговые движения головой поочередно в разные стороны

Наклоны в стороны, руки вперед

Ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед

Прыжки с высоким подниманием колен

VII. Работа в тетрадях.

1) – Составьте предложения по картинкам. Запишите схемы предложений.

Собака сидит в конуре. Собака выбежала из конуры.

Кукла сидит в домике. Кукла выглядывает из домика.

VIII. Работа с предметными картинками.

1) – Достаньте схемы слов. Где были схемы? В конверте. Откуда достали схемы? ИЗ конверта. Составьте предложение по предметным картинкам и выложите схему этого предложения.

Не забудьте: Предлог – это отдельное слово.

Послушайте образец ответа: Грибы – лес. Грибы растут в лесу. Грибы принесли из леса.

Cидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Зайке, мишке, мышке,

Отстукиваем ладошками по столу каждое слово,

Прохлопать в ладоши каждый слог,

На каждое слово загибаем пальчик.

2) – Давайте поиграем с Колобком в прятки. Приглашаю двоих учеников.

– Где Колобок спрятался? (в столе, в ведре, в тумбе, в мешочке)

– Откуда достал Колобка? (из стола,из ведра, из тумбы, из мешочка)

IX. Итог занятия.

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Над какими предлогами работали на занятии?

Заглянем в посылку. Там что-то ещё осталось. Что в посылке? (Баночка). Откуда достали баночку? ИЗ посылки.

Откроем баночку? Киндеры. Где лежат киндеры? В баночке. А это вам сюрприз.

Каждому раздаётся приз – киндер. Откройте. Где лежат витаминки? (В киндере). Откуда вы их достали? (ИЗ киндера).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: