Дифференциация букв ‘в-д’ – конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе

Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии на тему “Дифференциация звуков и букв б-д”

Разделы: Логопедия

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • научить детей дифференцировать кинетически сходные буквы “б” и “д” путём выработки чёткой зрительно-моторной координации;
  • активация зрительного анализа и синтеза, внимания и памяти, тактильного восприятия;
  • уточнение пространственной ориентировки;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать логическое мышление, внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
  • совершенствовать навык беглого и осмыслённого чтения;
  • развивать связную речь.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать любовь к природе;
  • правильно выполнять инструкцию учителя;
  • вырабатывать навык самопроверки.

Оборудование:

  • геометрические фигуры (прямоугольник, трапеция, круг );
  • элементы строчных букв для конструирования и трансформации (прописи );
  • индивидуальные зеркала, карандаши, фломастеры, бумага в клетку;
  • листы с заданиями( текст “Бабочка”);
  • свисток;
  • мяч диаметром 6-8 см.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто придумает и назовёт по 3 предмета, схожие по форме с геометрическими фигурами. Назовите эти фигуры (прямоугольник, трапеция, круг).

2. Графический диктант.

Инструкция. У каждого ученика на листах в клетку отмечены две начальные точки.

От первой отмеченной точки провести линию на три клетки вправо, одну клетку вниз, две клетки влево, одну вниз , две клетки вправо, три вниз , три влево, пять клеток вверх. Затем от начальной точки глазами отмерить расстояние: три клетки вниз и одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, одну вниз, одну влево, одну вверх. Что получилось?

Б

От второй отмеченной точки провести ломаную линию: три клетки вправо, четыре клетки вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну вверх, три клетки влево, одну вниз, одну влево, две клетки вверх, одну вправо, четыре вверх. От начальной точки глазами отмерить одну клетку вправо и одну вниз, поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, три клетки вниз, одну клетку влево, три клетки вверх. Что получилось?

Д

Какие это буквы? (Печатные)

3. Уточнение артикуляции звуков, обозначаемых получившимися буквами.

Слайд3. Выделить первый звук в слове белка. (Вопрос: кто это?)

Слайд4.Уточнение артикуляции звука б, глядя на артикуляционный профиль этого звука.( Вопросы: как образуется звук б? Какой это звук?)

Характеристика звука [Б]: согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы.

Слайд 5.Выделить первый звук в слове дятел. (Вопрос: кто это?)

Слайд 6.Уточнение артикуляции звука Д, глядя на артикуляционный профиль этого звука. (Вопросы: как образуется звук Д ? Какой это звук?)

Характеристика звука [Д]:согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у дёсен.

4. Сопоставление звуков, установление сходства и различия пред зеркалом.

Слайд 7.Общее (сходство): оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.

Слайд 8. Различие – место преграды.

Обратить внимание на наличие звука [б] в слове “губы” и звука [д] в слове “дёсны”.

Наблюдение за изменением места преграды при поочерёдном произнесении этих звуков: б-д, д-б

5. Соотнесение звука с буквой. (Мнемонический приём). Слайд 9.

– сравнение строчной буквы Б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх) Буква Б вписывается в силуэт белки;

– сравнение строчной буквы Д с очертаниями дятла (хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при “лечении дерева”, направлен вниз). Буква Д вписывается в силуэт дятла.

6. Заглавные и строчные буквы “б” и “д”. Слайд 10.

7. Физминутка (можно выполнять под музыку). Слайд 11.

Отличительный элемент буквы б – “хвостик”, который направлен вверх. А хвостик буквы “д” – вниз.

Вы будете поднимать правую руку вверх, когда услышите слоги и слова со звуком “б”.

Приседать (руки на пояс), когда услышите звук “д” в слогах или в словах.

Читайте также:
Программа коррекционной работы школы как средство реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ

БА, ДУ, ДЫ, БРО, ДРЫ, ВБО, ЛБЫ, РДА; БАНК, ДОМ, БОТЫ, БАНТ, ДУХИ, КЕДЫ, ЗАБОТЫ, ДВА, ВЕРБА.

8. Конструирование букв “б” и “д” из элементов букв. Слайд 12.

  • Конструирование буквы” б” из элементов о, г.
  • Конструирование буквы “д” из элементов о, j .

Инструкция. Отгадать загадки, выделить первый звук и сконструировать букву (строчную).

Загадки:

1. В сосне дупло. В дупле тепло. А кто в дупле живёт тепле? (Белка)

2. Как называется дом белки? (Дупло)

3. Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

4. Что лечит дятел? (Деревья)

5. Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

6. Какой сарафан у берёзы? (Белый).

9. Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

Детям раздаются карточки со строчными буквами, по-разному расположенными в пространстве. Задача: найти все “правильные” буквы, подчеркнуть их и посчитать, сколько встретилось вам строчных букв Б и сколько букв Д. Тот, кто хорошо справится с этим задание, получит приз (приз – наклейка).

* “Правильной” считается та буква, которая соответствует написанию в алфавите.

10. Подвижная игра для развития внимания.

Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Материал: свисток, мяч диаметром 6-8 см.

Ход игры: Игроки образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Педагог даёт кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: “Руки!” – и тот, к кому обращаются, должен выставить вперёд обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берёт мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, продолжает водить. По окончании игры отмечаются игроки, нашедшие мяч с первой попытки.

11. Письмо. Слайд 13

12. Расположение элементов букв в пространстве. (Учитель-логопед рассказывает откуда и в каком направлении пишутся строчные буквы Б и Д, соотнеся эту схему со “схемой тела” человека). Слайд 14

13. Тренировочные упражнения. Слайд 15.

1. Напиши строчку овалов.

2. Над и под каждым овалом допиши элемент буквы по опорным точкам (проговаривая: б- хвост вверху , д – хвост внизу).

14. Задание №2. Слайд 16.

Прочитай слова, добавляя нужный элемент.

Оант оазар
Оилет руоашка
Гвозоики орошка
Оорога оушно
Раоуга раоота
Оаоушка загаока

Напишите эти слова в тетрадь.

15. Задание №3. Слайд 17. (текст дается для самопроверки, после того, как выполнено задание на листочках. Сравнить свою работу с текстом на слайде, найти ошибки)

На карточках, покрытых плёнкой, дописать фломастером элементы букв “б” и “д” без опорных точек в рассказе “Бабочка”. Текст выполнен строчными буквами.

Волооя поймал оаоочку. Баоочка билась в руках у Волоои. Приоежала Лиоа. Она просила Волоою отпустить оаоочку.

Волооя отпустил её. Баоочка села на оерево, а потом полетела оальше. Лиоа и Волооя оолго люоовались оаоочкой.

Наоо оеречь природу!

16. Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали на уроке? На кого похожи буквы? Чем? Что получилось сделать хорошо на уроке у каждого из вас? (дети отвечают по очереди) А в чем испытывали затруднения? Что и кому было что-то не понятно?

17. Рефлексия. А сейчас я вам предлагаю выбрать картинку-символ, которая выражает ваше настроение. Объясните нам, почему у вас такое настроение в конце урока.

Картинки: туча – настроение хмурое, солнце – настроение весёлое, радостное, дождь – настроение совсем плохое, ветер – настроение переменчивое.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Осень для детей старшей логопедической группы

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Конспект индивидуального занятия по коррекции оптической дисграфии с обучающимся второго класса с ОВЗ (зрительные нарушения). Строчные буквы “В” и “Д”

Конспект индивидуального занятия по коррекции оптической дисграфии с обучающимся второго класса с ОВЗ (зрительные нарушения). Строчные буквы “В” и “Д”

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Конспект индивидуального занятия по коррекции
оптической дисграфии с обучающимся второго класса
с ОВЗ (зрительные нарушения).Строчные буквы”В” и “Д”

Цель: выработать чёткую дифференциацию букв в-д в словах.
Задачи:
коррекционно–образовательные:
– учить различать кинетически и оптически сходные буквы в-д,
– фиксировать внимание на правильном письме этих букв путём выработки чёткой зрительно – моторной координации,
– учить образовывать имена прилагательные от существительных на практическом материале;
– учить согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе;
– находить в словах заданные орфограммы, подбирать проверочные слова к ним,
– закрепить написание словарных слов.
коррекционно–развивающие:
-развивать аналитико-синтетическую деятельность,
– совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза,
– развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, тактильное восприятие; зрительно-пространственные представления.
коррекционно–воспитательные:
– воспитание аккуратности, организованности в работе, умение доводить работу до конца, вызывать положительные эмоции к занятию.

Оборудование: шнурки, образцы письменных букв, пуговицы на липучках, карточки со словами, картинки, таблица с заданием.

Ход занятия
– Сегодня мы продолжим наблюдать за письменными буквами, искать их сходства и различия, потренируемся писать их в словах, не допуская ошибок.
– Чтобы выполнить первое задание и отгадать с какими буквами мы сегодня встретимся, давай разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика « Зимняя прогулка»
(Загибать пальчики по одному или сжимать-разжимать) Раз, два, три, четыре, пять (“Идём” по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. (“Лепим” комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.

– Итак, попробуй догадаться, с какими буквами мы сегодня встретимся. Закрой глаза и постарайся пальчиками отгадать, какую букву я выложила из пуговиц.
На фланелеграфе из пуговиц выложена буква «в».
– Открой глаза и проверь, правильно ли ты отгадал? На что похожа эта буква?
– А теперь рассмотрим, из каких элементов состоит буква «в».
Логопед предъявляет образец письменной строчной буквы.
– Выбери нужные элементы и выложи букву. Проверь себя.
– Попробуй превратить букву «в» в букву «д». Посмотри на образец и переложи пуговицы так, чтобы получилась буква «д». На что похожа эта буква?
Логопед предъявляет образец строчной буквы «д», обучающийся выкладывает букву.
– Давай сравним, похожи эти буквы? Чем они похожи? Чем различаются?
– Выбери элементы и выложи рядом с буквой «в» букву «д».
– Возьми шнурочки и выложи эти буквы на фланелеграфе. Проведи пальчиком по этим буквам, как будто ты их пишешь.
Задание выполняется без зрительного ориентира.
– Встанем, разомнемся и вспомним стихотворение, которое мы учили на прошлом занятии.

Динамическая пауза
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад – вперёд
И совсем не устаёт.
– Посмотри внимательно задание. В словах пропущена буква «в» или «д». Прочитай слова и впиши нужную букву. Стрелочка вверх – буква «в», стрелочка вниз – буква «д»

Слова на карточке: _ым, _ата, са_, _очь, _аза, _ача, _агон, го_, за_о_, _о_а, мо_а, _е_, огоро_, со_а, _роз_, _олна, тра_а, _ _ох, тетра_ь, _оз_ух, _ _ор,
_ _ойка, ме_ _ е_ь, _ _ерь, _о_опа_.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика в стихах

– Среди этих слова найди слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Подбери проверочное слово.
(вода, сова, волна, трава)
– Найди слова с парной согласной в конце слова. Подбери проверочное слово.
(год, завод, дед, огород, дрозд, тетрадь, медведь, водопад)
– Найди словарные слова, написание которых нужно запомнить или проверить по словарю.
(тетрадь, вагон, огород, медведь)
– На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?) К какой части речи они относятся? На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Образуй от этих имен существительных имена прилагательные. Составь словосочетания и запиши их в тетрадь. Подчеркни буквы, написание которых надо запомнить.
(тетрадный лист, вагонные полки, огородное пугало, медвежья берлога)

Комплекс для предупреждения зрительного утомления
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола – выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Если обучающийся не может выполнить последнее упражнение самостоятельно, например обучающийся с ДЦП, учитель использует зрительный ориентир.

– А теперь заполним таблицу. Вспомни, на какие вопросы отвечают имена существительные? Прилагательные?
– В первой колонке картинки, по второй – слова с пропущенными буквами, в третью колонку запиши словосочетание, составив его из двух существительных. Первое слово (картинка) должно стать прилагательным.

А_рес
Домашний адрес

Х_вост
Беличий хвост

Са_
Вишневый сад

_ень
Дождливый день

_жем
Сливовый джем

Сле_ы
Волчьи следы

_аренье
Клюквенное варенье

– Итак, мы закрепили написание букв «в» и «д». Посмотри еще раз на эти буквы. Запомни их написание. Я надеюсь, что ты больше не будешь их путать.

Дифференциация букв «в-д» — конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе

Конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе.

Логопедическая тема : Дифференциация букв «в-д»

Грамматическая тема : образование имен прилагательных от имен существительных.

Лексическая тема : «Деревья».

Цель занятия : учить различать на письме буквы «в-д».

  • Развитие оптико-пространственных представлений детей;
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • Работа над развитием функции словообразования на практическом материале;
  • Уточнение знаний детей о морфологическом составе слова;
  • Уточнение и обогащение словаря детей по теме «Деревья»;
  • Развитие психических функций: внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.
  • «поле» с 9-ю клеточками;
  • наборы геометрических фигур;
  • наборы с элементами букв «в-д»;
  • карточки с изображением наложенных геометрических фигур;
  • карточки с зашифрованным словом;
  • карточки с листьями разных пород деревьев;
  • цветные картинки с изображением деревьев;
  • на доске записаны слоги и слова.

Ход занятия:

Пусть первыми сядут те, в чьем имени есть буква «в» или «д».

  1. Основная часть

1. – Ребята, перед вами «поле» с 9-ю клетками. В правый верхний угол положите треугольник, под него квадрат, справа от него круг, под ним квадрат и т.д.

– Сколько треугольников? Квадратов? Кругов? Какая клеточка осталась свободной?

2. – А теперь вы должны угадать, куда мы отправимся путешествовать? Зачеркните на карточке все одинаковые буквы, а из оставшихся получится слово.

Б А М Л А М Е Б И С И

3. – Сегодня мы будем говорить о деревьях. Посмотрите на картинку, это дерево – кедр. Из каких элементов состоит буква «д»? Сколько элементов? Сложите букву «д» из элементов.

Читайте также:
Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского в подготовительной группе ОНР

– Посмотрите на следующую картинку, это – ива. Из каких элементов состоит буква «в»? Какие это элементы? Выложите букву «в» из элементов.

– Какая по счету буква «д» среди написанных а о д в ф? Какая по счету буква «в»? Назовите соседей?

4. – Давайте, сравним буквы «в» и «д» по элементам. Чем они отличаются? Сделайте из буквы «в» букву «д».

5. – А теперь откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число.

– Перед вами на столе карточки с геометрическими фигурами, наложенными друг на друга.

– Посмотрите внимательно, сколько всего фигур? Сколько треугольников – столько запишите букв «в». Сколько квадратов – столько запишите букву «д».

6. – Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы, если в слове есть буква «в» поднимите ладошку пальцами вверх, если буква «д», то опустите ладошку пальцами вниз.

– Слушайте внимательно: дуб, вяз, лиственница, кедр, верба.

7. – Теперь я скажу слово, а вы запишите букву «д» столько раз, сколько звуков [д] в слове.

– Слушайте внимательно: дупло, кедр, дрозды.

– Сейчас так же запишем букву «в». Слушайте внимательно: ветка, вяз, верба, ива, лиственница.

8. – Посмотрите внимательно на доску. Давайте расшифруем написанные слоги

↓У, ↓ УП, ↑ ЕР, ↑ЕТ, ↑Я, СТ ↑ О.

– Запишите в тетрадь полученные слоги.

Чтобы слоги не грустили, составим слова, добавляя слоги из соседнего столбика

__ЗЫ, __ЛО, __БЫ, __КА, __ЛЫ, __БА.

– Подумайте, что можно объединить в одну группу? Назовите обобщающее слово.

  1. Физкультминутка.

– Я буду называть слова, если в слове есть буква «д» — приседайте, если буква «в» — поднимайте руки вверх.

Ствол, ветка, дерево, дупло, ива, кедр.

10. – А сейчас вы по одному подойдете к доске и вставите пропущенные буквы в слова

↓ере ↑ о, ↑ерба, лист ↑ енница, желу ↓и, и ↑ а.

Перепишите их в тетрадь.

11. – Давайте подберем к деревьям листочки.

Клен – кленовый, кедр – кедровый, береза – березовый, дуб – дубовый. Прочитайте слова, которые образовали, на какой вопрос они отвечают? Какая часть слова помогла образовать новые слова? Найдите общую часть в словах.

  1. Подведение итогов.

– Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Чем отличаются буквы «в» и «д»? Понравилось вам образовывать новые слова?

Зачеркивают одинаковые буквы. Читают слово — ЛЕС.

– Буквы «д» и «в» состоят из 2-ух элементов.

Выкладывают буквы «д» и «в» из элементов.

– Буква «д» 3-я, а буква «в» — 4-я.

– Рядом с буквой «д» находятся буквы «о» и «в».

– Рядом с буквой «в» находятся буквы «д» и «ф».

– У буквы «в» хвостик направлен вверх, а у буквы «д» — вниз.

Реконструируют букву «в» в букву «д».

Прописывают буквы в тетрадь.

– Показывают направление «хвостика».

Расшифровывают слоги, записывают в тетрадь.

Составляют слова: вязы, дупло, дубы, ветка, стволы, верба.

– Вязы, дубы, верба. Это деревья.

Вставляют пропущенные буквы, переписывают слова в тетрадь.

Подбирают картинку с соответствующим листочком. Читают слова.

Ягодкина Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБС(К)ОУ школа №59,
г.Санкт-Петербург

Дифференциация букв ‘в-д’ – конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 2 класса

Автор: Глактионова Екатерина Анатольевна,

учитель-логопед ГБОУ лицея № 389 “Центр экологического образования” Кировского района Санкт-Петербурга

Логопедическая тема: Дифференциация п – т в словах

Грамматическая тема: Образование названий профессий женского рода

Лексическая тема: Профессии.

Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п –т изолированно и в словах

Читайте также:
Звук (Н) - конспект занятия

1) Развитие зрительного восприятия.

2) Развитие зрительного внимания и памяти.

3) Развитие слухового внимания и памяти.

4) Развитие зрительно-пространственных представлений.

5) Развитие конструктивного праксиса.

6) Развитие тактильного восприятия.

7) Развитие фонематического анализа.

8) Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

9) Развитие логического и ассоциативного мышления.

10) Развитие мелкой моторики.

11) Развитие общей моторики.

1) Уточнение и закрепление оптических образов букв.

2) Актуализация кинетического образа графем

3) Уточнение и закрепление артикуляторно-акустических характеристик звуков [п], [т].

4) Закрепление звукобуквенных ассоциаций.

5) Совершенствование графо-моторных навыков.

6) Уточнение словарного запаса по лексической теме «Профессии».

7) Совершенствование навыка образования названий профессий женского рода.

8) Совершенствование навыка списывания

1) Воспитание усидчивости.

2) Воспитание аккуратности

Оборудование: конверты с зашифрованными письмами для орг. момента, изображения строчных букв Т и П, карта города мастеров (поле в клетку 10х 10), предметная картинка «трамвай», бархатная бумага, нитки разной длины для выкладывания букв, индивидуальные карточки с заданиями, мяч, предметные картинки по теме профессии.

I. Организационный момент.

– Что лежит у вас на столах? Откройте конверты. В них письма. Но письма эти не простые, а зашифрованные. Что там нарисовано? (Палочки)

– Количество палочек означает количество ударов, а большие расстояния между палочками – паузу. Если нарисовано 3 палочки, то сколько раз я ударю? (Три)

– Сейчас сядет тот, чей рисунок я отстучу. II III, III I, III II…

II. Основная часть

1. Введение в тему.

1.1 Развитие фонематического анализа.

– Кто нам приносит письма? (Почтальон)

– Какой первый звук в слове «почтальон»? (П) А четвертый? (Т).

1.2 Уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуко [п],[т].

– Охарактеризуйте звук [т]. (Согласный, твердый, глухой). А почему он согласный? Что мешает свободно выходить воздуху? Где расположен язык?

(Аналогично со звуком [п]).

– Чем похожи эти звуки? А чем они отличаются?

1.3 Соотнесение звуков [п], [т] с соответствующими буквами.

– Какой буквой мы обозначаем звук [п]? А звук [т]? Из каких элементов состоит буква П? А буква Т? Почему мы сегодня будем о них разговаривать?

– Чем они похожи? А чем отличаются?

2. Развитие слухового внимания, актуализация словаря по лексической теме.

Логопед рассказывает сказку: Жила-была буква Т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала Торопыжка и однажды сломала одну ножку. Приш-ла она к доктору: «Что мне делать? У меня сломалась нож-ка. Было 3 ножки и была я буквой Т, а теперь у меня только 2 ножки и стала я почти как буква п.» Уж очень не нрави-лось Торопыжке, что ее путали с буквой П, ведь она же – Торопыжка и у нее должно быть 3 ноги. Доктор подумал и сказал: «Я вылечу тебе ножку, если увижу, что ребята не путают буквы П и Т. А помогут мне в этом мои друзья, ко-торые живут в городе мастеров.»

– Ребята, поможем Торопыжке? Давайте отправимся в город мастеров. С некоторыми жителями мы уже познакомились. Давайте вспомним, с кем. Кто нам принес письма? А кто сфотографировал буквы?

3. Развитие логического мышления.

– Вы узнаете, на чем мы поедем, если отгадаете загадку:

Спозаранку за окошком стук, и звон и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

– На чем же мы поедем? (На трамвае). Как называется человек, который водит трамвай?(Водитель)

4. Развитие зрительно-пространственных представлений.

На доске – карта города мастеров. Дети перемещаются по ней по инструкциям.

– Трамвай едет на 1 клетку вверх, 3 клетки вправо и 2 клетки вниз.

5. Закрепление звукобуквенных ассоциаций, развитие конструктивного праксиса, зрительно-пространственных представлений.

– Мы приехали в дом человека, который ткет ткань. Кто это? (Ткач). (Показывает картинку). Ткач – это он, а если она, то – …? (Ткачиха).

Читайте также:
Автоматизация звука (Р) в словах и предложениях - конспект индивидуального логопедического занятия

– Какой звук слышится в этом слове: [п] или [т]? Какую букву напишем? – Сколько у нее ножек?

Логопед раздает бархатную бумагу и нитки.

– Ткачиха ткет ткань, а мы будет ткать из ниток буквы. Посмотрите на нитки. Они одинаковые? (Нет). Как вы думаете, из какой нитки будем выкладывать букву Т? (Из длинной). Почему? (У нее больше ножек). – Справа выложите строчную букву П, а слева – Т.

6. Развитие тактильного восприятия.

– У ткачихи есть мешочек, в котором лежат буквы. Их нужно угадать на ощупь. Логопед подносит детям по очереди волшебный мешочек, в котором лежат контурные изображения букв п-т. Дети ощупывают их с закрытыми глазами.

7. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

8. Уточнение и закрепление кинетического образа букв.

– Мы приехали в дом человека, который учит детей. Кто это? А как мы назовем женщину? Учительница просит запомнить вас, как пишутся буквы. Приготовьте палец. Будем писать буквы в воздухе. Делайте вместе со мной: палка – галка.

– Какая буква получилась? (П). – Давайте еще раз, проговаривайте вместе со мной. Теперь палка – галка – галочка. Какая буква получилась? (Т). Давайте еще раз проговаривайте вместе со мной. Теперь под мою диктовку запишите в тетради. Логопед диктует детям запись букв: п, т, т, п, п, т, п, т.

9. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

10. Развитие зрительного и слухового внимания, буквенного гнозиса.

– Мы приехали в дом человека, который печатает на машинке. Кто это? (Машинист). Какой звук слышится в этом слове: [п] или [т]? – Какую букву напишем? Сколько у нее ножек?

– Машинистка дала вам задание. (Логопед раздает карточки, на которых написаны строчные буквы П и Т). Посмотрите на первую строчку. Синим карандашом обведите по контуру только буквы П. Сколько букв вы обвели?

– Теперь работаем со второй строкой. Обведите по контуру только буквы Т.

– Сколько букв вы обвели? Теперь посмотрите на буквы, написанные на третьей строке. Обведите буквы П синим карандашом, а букву Т – зеленым. По моей команде поменяйте цвета.

11. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

12. Развитие слухового внимания, ассоциативного мышления.

– Мы приехали в дом человека, который играет на рояле. Кто это? Пианист – это он. А если она, то -…Какую букву (П или Т) напишем в этом слове? Сколько ножек у буквы П? А у буквы Т?

– Пианист будет отстукивать мелодию. Если он ударит 3 раза, то вам нужно написать букву…(Т). А если он ударит 2 раза, то букву. (П).

Логопед отстукивает таким образом в определенной после-довательности буквы П и Т. П, П, Т, П, Т, Т, П, П, Т, П.

Проверка: – Прочитайте, какие буквы вы записали.

13. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

14. Развитие зрительного внимания, ассоциативного мышления, звукобуквенного синтеза.

– Теперь мы приехали к человеку, который передает телеграммы. Кто это?

– Телеграфист – это он, а как мы скажем о женщине?

Логопед раздает карточки – телегаммы.

ле2и3ь ги2с скуль23ура

игра3ь но3ы 2ианино

– Телеграфистка передала вам телеграммы, но ошиблась и вместо букв П и Т написала цифры 2 и 3. Как вы думаете, какая буква должна быть вместо цифры 2? Почему? А вместо цифры 3?

Читайте также:
Обучение рассказыванию - конспект логопедического занятия

– Перепишите слова в тетрадь, заменяя цифры соответствующими буквами.

– К какой профессии относятся слова, написанные в первом столбике?

– А во втором? И т.д.

– Напишите названия этих профессий в нужный столбик.

15. Развитие слухового внимания и памяти. Игра с мячом. Образование названий профессий женского рода.

– Давайте вспомним, кто живет в городе мастеров? У кого мы были в гостях? С кем познакомились? (Если дети затрудняются ответить, логопед подсказывает дополнительными вопросами типа «Кто приносит письма?»).

– Какой звук в слове? П или Т? Какую букву напишем? Сколько ножек у буквы?

Далее логопед называет название профессий мужского рода, а дети – женского и наоборот.

16. Развитие звукобуквенного синтеза, закрепление звукобуквенных ассоциаций.

– Вы узнаете, кто еще живет в городе мастеров, если выполните последнее задание. (Логопед раздает карточки, на которых написаны названия профессий и пропущенными буквами Т и П.)

С..оляр, ..рак..орис. фигурис. шах..ер, скри..ач, ..ло..ник, элек..рик, ..ечник, ш..ука..ур, ..родавец, ..оэ..

– Перепишите слова, вставляя вместо точек подходящую букву.

Проверка: обмен тетрадями.

– Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и помогли вылечить Торопыжке вылечить больную ножку.

III. Итог занятия

– Вам понравился сегодняшний урок? Где мы сегодня путешествовали? У кого в гостях вам понравилось больше? Зачем мы отправились в город мастеров? О каких буквах сегодня говорили? Почему важно различать буквы П и Т? Чем отличаются буквы? Все молодцы. Занятие закончено. До свидания.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.
план-конспект урока на тему

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во 2 классе специальной коррекционной школы.

Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

Вложение Размер
6.docx 1000.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во 2 классе специальной коррекционной школы.

Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Цель: Совершенствовать умение детей различать оптически сходные буквы В – Д на письме .

  1. Уточнить написание прописных букв В и Д , выявить сходства и отличия.
  2. Тренировать учащихся в различении букв В и Д в изолированном написании, в слогах, словах и предложениях.
  3. Совершенствовать навык чтения и письма.
  4. Совершенствовать связную речь.
  1. Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
  2. Развивать слуховое внимание и восприятие.
  3. Развивать зрительное восприятие, пространственные представления.
  4. Развивать умение координировать речь с движением.
  1. Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
  2. Формировать толерантное отношение к окружающим людям.

Логопед: Покажите правой рукой левое ухо; левой рукой – правую ногу; правой рукой левый глаз; правой рукой левую руку соседа.

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая .

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно .

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать .

  1. Сообщение темы.

На столе разложены элементы букв – овалы, петли, крючки разных цветов. Перед каждым учащимся лежит лист белой бумаги.

Логопед: Ребята, если вы будете выполнять все мои указания, то сможете правильно назвать тему занятия.

– возьмите синий овал, положите его в правый верхний угол.

– возьмите синюю петлю положите её справа от овала, чтобы она была направлена вниз.

– какая буква у вас получилась? (буква Д прописная, строчная).

– возьмите желтый овал, положите его в левый нижний угол.

– возьмите желтую петлю, положите её слева от овала, чтобы она была направлена вверх.

– какая буква у вас получилась? (буква В – прописная, строчная).

– Кто сможет сказать тему нашего занятия? ( Тема занятия: Различаем буквы В и Д ).

  1. Уточнение сходства и отличия между буквами .

Логопед: Назовите и покажите элемент, которым буквы В и Д похожи. (овал). А петля у них похожа? (Да).

– А чем же тогда буквы отличаются? (у буквы Д петля расположена справа и направлена вниз, а у буквы В – петля слева и направлена вверх).

Логопед: Ребята, отгадайте отгадку.

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

– Какая из букв похожа на дятла? (Прописная буква Д накладывается на дятла). Приклеим дятла – букву Д в тетрадь.

– А на что похожа буква В? (Прописная буква В накладывается на вишенку).

Приклеим вишенку – букву В в тетрадь.

  1. Закрепление связи между звуком и буквой.

Логопед: Ребята, какой звук мы обозначаем буквой В? (Звук [В]).

Дадим характеристику этому звуку. Для этого посмотрим, в каком же домике живет звук [В] (Опора на пособие Буквоград).

– Этот звук согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.

Логопед: Какой звук мы обозначаем буквой Д? (Звук [Д]).

– Согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.

(Опора на пособие «Буквоград»).

  1. Совершенствование процессов фонематического анализа .

Учащимся предлагается сюжетная картинка – коллаж, на которой изображены предметы, в названии которых встречаются буквы В и Д. Учащиеся по очереди подходят к доске, называют какой-либо предмет, определяют, какой звук есть в этом слове, его место (начало, середина, конец), прикрепляют к этому предмету соответствующую магнитную букву.

Определение места звука в слове выполняется при помощи пособия «Кораблик, бегущий по волнам».

  1. Различение изолированных букв.
  1. Написание букв на магнитных досках.
  2. Работа на карточках .

Логопед : Ребята, отгадайте загадку.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

На доске – дерево. Его ветви – ладошки с аппликаторами. Учащиеся подходят к дереву, прижимают ладони к ладошкам – аппликаторам, достаточно сильно нажимая на них. После такого массажа приступают к письменной работе на карточках.

Карточка 1 . На карточке написан алфавит. Учащимся предлагается обвести в кружок букву Д синим карандашом, а букву В – желтым.

Карточка 2 . Учащимся предлагается прописать строчные буквы В и Д по точкам.

  1. Совершенствование процессов анализа и синтеза.

Игра «Лото». Учащимся предлагаются карты лото со словами, содержащими звуки В и Д. Учащиеся называют слова и определяют, какой из заданных звуков есть в слове, затем закрывают картинку соответствующей буквой.

Логопед: Ребята, а теперь запишите буквы в тетрадь в той последовательности, в которой вы выложили их на карте лото.

  1. Совершенствование прослеживающей функции глаза.

Над доской картинка бабушки, которая вяжет. На расстоянии от бабушки – клубочки. Логопед ведет палочкой, к которой прикреплена картинка котенка, от бабушки к клубкам, учащиеся следят за движением котенка.

Котик ниток клубок укатил в уголок,

Укатил в уголок котик ниток клубок.

– Ребята, давайте проследим глазами, не поворачивая головы, за движением котика.

  1. Различение букв В и Д в слогах.

Логопед: Ребята, прочитайте слоги по таблице и составьте из них по два слова. Каждое слово запишите как математический пример.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция

Материалы, собранные в этом разделе, будут полезными для работы с детьми, имеющими частичные нарушения в навыках чтения и письма. Здесь приведены конспекты занятий и НОД, полезные советы по профилактике дисграфии и дислексии.

Педагоги анализируют причины возникновения данных нарушений, приводят конкретные планы и программы вывода ребёнка из затруднительного положения, связанного с освоением чтения и письма. Приводится большое количество специальных дидактических игр, пособий, упражнений, помогающих в решении данных проблем.

Конкретные пути улучшения навыков чтения и письма.

Содержится в разделах:

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога – логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи». При проектировании комплекса дидактических игр и упражнений за основу были взяты методические.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога – логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи». Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ прилагается в следующей публикации. Дисграфия у младших школьников в настоящее время.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция – Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Публикация «Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием. » Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Дифференцированный подход в процессе.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Методики для устранения оптической дисграфии у младших школьников с ОНР Проанализировав работы таких исследователей, как И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, И.Н. Ефименкова, В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева и др, можно понять что причины оптической дисграфии зачастую имеют связь с расстройствами пространственной ориентировки, проблемами временных.

Консультация «Дислексия и дисграфия у младших школьников» Консультация для родителей «Дислекcия и дисграфия у младших школьников». По статистике около 37% учеников младших классов имеют серьезные трудности с обучением грамоте и приобретении навыков чтения. Учителя начальной школы, логопеды и психологи, говорят, что число учащихся.

Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Твердят: «В начале было Слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви – И озаренье, а работа, Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви. Р. Рождественский. Для овладения письменной речью.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция – Консультация «Профилактика дисграфии»

Статья «Консультация «Профилактика. » Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. Вы начинаете.

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения. Дисграфия и дислексия связаны между собой и часто встречаются.

Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции дисграфии во 2 классе «Буквы с и э» Конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе Составила учитель-логопед Сазонова Н.А. Тема: Дифференциация букв С и Э Задачи: научить детей дифференцировать буквы С и Э изолированно, в слогах, в словах, соотносить буквы со звуками и символами для.

Примерное календарное планирование по профилактике дисграфии у воспитанников 6–7 лет с ТНР Календарно – тематическое планирование по профилактике дисграфии на 2021 – 2022 уч. г. 1 полуго дие Даты и название лексической темы Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза Профилактика оптической дисграфии Профилактика артикуляторно – акустической.

План-конспект группового логопедического занятия, направленного на коррекцию оптической дисграфии у учащихся 2 класса с ЗПР

Дифференциация букв И и У на письме и при чтении

Просмотр содержимого документа
«План-конспект группового логопедического занятия, направленного на коррекцию оптической дисграфии у учащихся 2 класса с ЗПР»

План-конспект группового логопедического занятия, направленного на коррекцию оптической дисграфии у учащихся 2 класса с ЗПР

ЦЕЛЬ: «Дифференциация букв И-У на письме, и при чтении»

• закрепление моторного навыка написания букв И, У с опорой на кинетические ощущения
• упражнения в выборе буквы при написании слогов, слов, словосочетаний с опорой на символы; • работа над звукобуквенным, слоговым анализом и синтезом, словообразованием;

• освоение понятия о смыслоразличительной роли букв и, у;
• активизация и обогащение словаря;

*упражнения в правильном чтении и написании слов, словосочетаний с буквами и,у;

*развитие мышления, зрительного восприятия, внимания и памяти.

Оборудование:

1. Демонстрационные карточки с изображением письменных и печатных букв Уу, Ии.

2.Графические символы этих букв,

3. предметные картинки,

4.таблица для игры «Пчелка»,

5.карточки для индивидуальной работы,

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Логопед просит встать детей окало своих мест и предлагает, прежде чем сесть на стул, вспомнить и назвать имена, в которых есть звук «И» (Ира, Инна, Никита, Дима) и т.д.
А есть ли имена, где слышится звук «У» (Уля, Шура, Гуля,
Логопед знакомит детей с героями занятия, Улей и Ирой. Детям предлагается выделить первые буквы в их именах. (И-У). Формулируется тема занятия. «Различай И-У»

Мы будем выполнять тренировочные задания на различение букв и-у на письме.

это Уля это Ира

Логопед проводит артикуляционную гимнастику (с зеркалом) и фиксирует внимание на гармошке. Дети должны сказать какой звук можно произнести при растягивании губ, и назвать звук- «и» когда губу вытянуты трубочкой- произнести звук «У» . Тактильно зафиксировать произнесение «И» и «У».

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Звуки, которые мы произнесли можно обозначить буквами. Растянутые губы, как бы помогают нам написать растянутую на письме из двух коротких палочек букву и, а вытянутые губы трубочкой букву с одной короткой и длинной палочкой с петелькой вниз у

Логопед выставляет на доску изображение элементов букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.

Уля Ира

Логопед предлагает детям записать в тетради имена героев занятия, выделить буквы «И», «У».

Логопед знакомит детей с обозначением букв занятия. «У» -маленький круг, напоминающий форму губ при произнесении этого звука, «И» –параллельной чертой (похожей на положение губ).
Логопед выставляет на доску карточку с изображением кружков и черточек, просит детей записать в тетради соответствующие буквы. Вместо кружков – «У», вместо черточки – «И».

Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У». У «У» длинный «хвостик» внизу, у «И» небольшой хвостик рядом. Детям предлагается расшифровать слова на доске. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».


(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица

Логопед выставляет на доску карточку с пропусками и предлагает детям самостоятельно определить, какую букву следует поставить вместо звездочки.

Игра «Волшебный мешочек» . Уля спрятала в «волшебный мешочек строчные буквы и,у и перепутала их с другими буквами. Найдите их на ощупь. Как вы узнали букву? Запишите в тетради сочетание иу до конца строчки проговаривая его вслух.

Звукобуквенный анализ.

Ира принесла нам письмо. Но открыть мы его сможем, если выполним задание. Логопед раздает ученикам конверты с нанесённой на них сеткой 3х6 клеток). Я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы и или у. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: