Дифференциация букв А-Я – конспект

Дифференциация гласных А-Я

Конспект логопедического подгруппового и индивидуального занятия для детей 1-3 классов по теме: “Дифференциация гласных А-Я”, имеющих нарушения ФФНР,ФНР,ОНР.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у учащихся и плохого разлечения твердых и мягких согласных. Дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой такие как рад-ряд, мишка-мышка и т д. В их восприятии эти слова звучат одинаково.Это грубое нарушение фонематического слуха, фонематического восприятия требует целенаправленной коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных А-Я»

Тема : « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

— губы в спокойном положении;

— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

— голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й , а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й , а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й , а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

стрый

тжелый

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Читайте также:
Некоторые особенности усвоения якутскими детьми русских слов

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания:

«Дифференциация гласных а – я в словах, предложениях»

по коррекции речи учащихся

«Дифференциация гласных а – я

в словах, предложениях»

РГОУ « Алатырская специальная

Чувашия, г. Алатырь,

ул. Дорожная д.17

дом. телефон: 2-85-30

Тема : Дифференциация гласных а – я в слогах, словах, предложениях ( 4 класс)

Цели : 1. Закрепить знания детей о звуковом Составе гласных а – я ; продолжить учить различать а – я в слогах, словах, предложениях устно и на письме.

2. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое мышление.

3. Развивать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми задачами и

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, классная и магнитная доски, предметные картинки, таблички с надписями игровых заданий, речевой материал ( загадки, чистоговорки, тексты).

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай а – я».

Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.

Зарядка для пальцев и кистей рук.

V. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:

I. – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым займет своё рабочее место тот, кто правильно отгадает загадку. За правильный ответ также я буду показывать картину с изображением предмета, о котором говорится в загадке.

1) Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

2) Всегда он в работе, как мы говорим,

а отдыхает, когда мы молчим.

3) Она, как змейка,

в траве мелькает,

4) Само с кулачок,

Тронешь пальцем – гладко,

а откусишь – сладко.

II. – Молодцы, ребята! Все загадки отгадали верно. Вот те предметы, о которых говорилось в загадках ( на магнитную доску вывешиваются предметные картинки с изображением яйца, языка, ящерицы, яблока).

– А теперь посмотрите на эти картинки, ещё раз вспомните слова, называющие их, и скажите, какая гласная повторялась во всех словах – отгадках?

– Правильно, гласная – я – .

– С какой гласной мы её размечаем?

– Правильно, ребята, мы различаем а – я. Это первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы будем различать. (Обращаемся к таблице гласных первого и второго ряда) :

– Ребята, назовите гласные первого ряда, второго ряда. А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных второго ряда.

Чистоговорка:

я – я – я, я – я – я

Все умею делать я.

ё – ё – ё, ё – ё – ё

Глажу с бабушкой бельё.

ю – ю – ю, ю – ю – ю

Вместе с мамой куклам шью.

ю – ю – ю, ю – ю – ю

С папой песни я пою.

е – е – е, е – е – е

Помогаю всей семье.

III. – Сегодня на занятии мы будем учиться различать гласные а – я, выполняя устные и письменные задания. А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай а – я ».

( Название темы вывешивается на доску : « Сегодня на уроке»).

– Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные а – я. В этом вам поможет вот эта табличка ( на магнитную доску вывешивается таблица):

– Сколько звуков в гласной – а – ? ( один ( а ); два ( й, а ))

– Как произносится и слышится согласный перед гласной – а – ?, – перед гласной – я – ? ( твердо, мягко).

Читайте также:
Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

– Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных а – я в слогах, словах, т. е. на письме.

( Правило на табличке вывешивается на доску « Сегодня на уроке»:

Если согласный слышится твёрдо, то пишем – а -, если мягко то пишем – я -.

гласные а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).

1.) – Итак, все правила о различении гласных а – я мы повторили, теперь можем переходить к практической части нашего сегодняшнего занятия.

– Но прежде чем выполнять письменные задания, проведем небольшую разминку, игру

« Наоборот». Объясняю правила этой игры – разминки: я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ма – мя.

( учитель – логопед с детьми играют).

– Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? ( с гласной – а –). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).

– С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему? (– я –, мягко).

2.) Игра « Закончи слово»

– Ребята, у меня случилась беда. Из слов, которые я для вас приготовила, выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слов. Первый слог в словах у меня сохранился, а второй слог мы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: ( на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, на, ня, да, ря).

– Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные а – я.

IV. – Давайте, ребята, сделаем зарядку, чтобы наше тело, наши руки и ноги немного отдохнули. Выполняем вместе со мной следующие движения под слова:

Раз – два, раз – два! ( Наклоны туловища).

Замелькали пятки. (Бег на месте).

Как чудесно босиком (Бег на носках и на пятках).

Бегать на зарядке!

Умеют все ребятки (Соответствующее движения).

С носочков встать на пятки,

Вдохнуть и потянуться, (Руки вверх и потянуться).

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так.

Присесть и разогнуться. (Соответствующие движение).

– А теперь зарядка для пальцев рук.

1) «Поздороваться с большим пальцем ».

2) «Мальчик-с-пальчик, где ты был?».

3) «Получился кулачок».

4) Круговые движения кистями рук.

3.) – Ребята, вы очень хорошо справились с предыдущим заданием и правильно составили слова из данных слов. И поэтому я думаю, что и следующую игровую задачу «День рождения» вы обязательно решите.

– Да, да, именно задачу, я не оговорилась. Вы думаете, только по математике решаете задачи. Нет, не только….

– Сейчас вам предстоит решить, кого позвали в гости, и какие подарки они принесли? Слушайте внимательно.

Три девочки: Маша, Оля, Катя ( таблички с именами вывешиваются на магнитную доску) решили отметить свои дни рождения и позвать в гости своих друзей. Имена этих друзей вот на этих карточках. ( карточки с именами разложены на столе учителя – логопеда). Мы с вами должны узнать, кто из них пошёл к Маше, кто – к Оле, кто – к Кате.

– Но чтобы ответить на этот вопрос, надо знать условие задачи, так?! А условие следующее: К Маше пришли гости, в именах которых только гласная –а –; к Оле –только – я –; к Кате –и – а –; и – я -.

( На магнитной доске под табличками с именами трех девочек закрепляются таблички с гласными, о которых говорилось в условии задачи).

– Итак, выбираем гостей….

( трое учащихся подходят к столу с карточками и совершают отбор, после чего зачитывают имена гостей, и все вместе проверяем).

Читайте также:
Логопедическая дидактическая игра на словообразование (Собери слово)

– А теперь в тетрадях образуем три столбика и подписываем гласные: – а – ; – я -; а – я. Я зачитываю отобранные вами имена, а вы записываете их в столбики.

– С какой буквы будем писать эти слова? Почему? ( Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы).

(Учитель – логопед диктует, дети пишут)

– Но это ещё не всё. В гости, да ещё и на день рождения ходят, конечно же, с подарком. И вот следующий вопрос этой же задачи: что подарили Маше, Оле и Кате? Условие остается это же, только слова вы назовёте сами по предметным картинкам. ( Ведётся аналогичная работа, что и при выполнении первого задания).

Карточки с именами: – Зоя, Ксения, Яков, Яким, Оля, Коля, Федя, Лёня.

Предметные картинки: – мяч, яблоко, лилия.

4.) Игра « Подбери слово в предложение»

– Ребята, мы с вами различаем гласные а – я, потому что, сделав ошибку, мы можем изменить значение всего слова, а значит нарушить смысл целого предложения. Сейчас мы будем добавлять в предложение недостающее слово. ( Одно из двух). Эти слова особенные. Можно сказать братья – близнецы и отличаются друг от друга лишь одной гласной, поэтому чтобы правильно поставить слово в предложение, нужно понять значение этого слова.

– Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.

Слова: Предложения:

Он попал в первый ….. .

( слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).

V. – Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?

– Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.

– Молодцы, ребята Вы хорошо работали сегодня. На этом наше занятие окончено.

Групповое занятие с учащимися 1-го класса на тему “Дифференциация букв А-Я”

Разделы: Логопедия

Предлагается конспект занятия с учащимися 1-го класса, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. На занятии дети учатся различать буквы А и Я, учатся сравнивать согласные по твердости – мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения. Происходит закрепление знания о гласных.

Цель:

  • учить различать буквы А и Я;
  • закреплять знания детей о гласных:
  • продолжать учить сравнивать согласные по твердости– мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения.
  • Образовательные:

    • дифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах;
    • дифференцировать буквы А и Я в словах;
    • дифференцировать буквы А и Я в предложениях;
    • дифференцировать буквы А и Я в тексте;
    • продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я;
    • обогащать словарь имен существительных, глаголов.

    Развивающая: развивать зрительное восприятие, внимание, память.

    Воспитательные:

    • воспитывать правильную осанку;
    • воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

    Оборудование:

      картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи;
    • карточки со словами;
    • картинки с буквами А и Я;
    • карточки с буквами Я (раздаточный материал);
    • карточки с текстом;
    • таблица с гласными буквами.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?

    II. Основной этап.

    1). Введение в новую тему.

    • Итак, встаньте те, чье имя начинается с гласных звуков. Назовите свои имена.
    • Садитесь. Аня, какой первый звук в твоем имени?
    • Скажите, какая буква стоит в конце этого имени?

    (Логопед выставляет на доске слово Аня)

    – Сколько букв в этом имени?

    Читайте также:
    Самомассаж мышц лица, губ

    – Сколько гласных букв?

    – Назовите первую букву.

    – Какая еще гласная буква есть в этом слове?

    – Сколько слогов в этом слове?

    – Назовите первый слог.

    – Как звучит согласный в слоге ня? (Мягко)

    – Какая гласная буква подсказала?

    – А теперь давайте отхлопаем количество слогов. Какой слог мы произносим громче?

    – Итак, на первый слог мы хлопаем громче, а на второй – тише.

    • Всем известна буква А!
      Буква очень славная.
      И к тому же буква А
      В алфавите главная.
      Куча яблок на прилавке.
      И заметил я, друзья:
      Если б яблоку две лапки,
      Сразу б вышла буква Я.

    – Итак, сегодня мы с вами будем учится различать буквы А–Я.

    На доске висит таблица из 10 букв – вверху буквы А,О, У,Ы,Э, внизу – Я,Ё,Ю,И,Е.

    – Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?

    – Итак, в нашей азбуке живет 10 букв, а звуков только 6. Одна из них буква Я. Эта буква очень хорошая– она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [а].

    – Какие еще буквы обозначают мягкость согласных?

    – Теперь давайте сравним гласные буквы А– Я по написанию. Одинаково ли они пишутся?

    – А теперь давайте сравним по произношению. Воздух у нас свободно выходит, не встречая преграды, рот широко открыт. Эти гласные буквы называются парными, и мы будим сегодня учиться их различать.

    2) Дифференциация букв А и Я в собственной речи и в слогах.

    – Придумайте сначала слова, которые начинаются на звук [а]. А теперь придумайте слова, в которых первой будет буква Я.

    У детей на столах лежат буквы. Один ребенок выходит к доске и становится рядом с логопедом.

    – А теперь я проверю ваше внимание и слух. Мне будет помогать Аня. Хлопните в ладоши, если вы услышите слог со звуком[а]. (слоги: МЯ, ЛА,СА, ТЯ, РА, СЯ.)

    – А сейчас если в слоге вы встретите букву Я, то вы ее поднимите, (слоги: ТА, СЯ, ПЯ, МА, БЯ, ПА).

    3).Дифференциация букв А и Я в словах.

    1. Ha доске написаны слова МАЛ, МЯЛ.

    – Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?

    – Какими гласными буквами различаются эти слова?

    – Мы заменили одну гласную букву другой. Что получилось?

    – Назовите первый согласный звук в слове МАЛ. Как он звучит?

    – Какая буква подсказала?

    – Назовите первый согласный звук в слове МЯЛ. Как он звучит?

    – Какая буква подсказала?

    – А теперь давайте проверим на слух – одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну гласную букву другой, и получилось другое слово.

    – Что обозначает слово МАЛ?

    – Что обозначает слово МЯЛ?

    2. На столе у логопеда лежат картинки с изобраоюениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи.

    – Сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а] встанут с левой стороны – под буквой А. Те, кому попадется слово с буквой Я, встанут с правой стороны – под буквой Я.

    – Куда ты встанешь?

    – Почему ты так решил?

    – Сколько букв в этом слове?

    – Сколько гласных букв в этом слове?

    – Назови первый слог.

    – Как звучит первый согласный?

    – Какая гласная буква подсказала?

    – Назови второй слог.

    – Как звучит второй согласный? – Какая гласная буква подсказала?(ВАЗА)

    Аналогичным образом разбираются другие слова.

    – А теперь давайте подведем итоги. Поднимите те картинки, в названии которых вы напишете букву А. А теперь поднимите картинки, в названии которых вы встретили букву Я.

    – Встаньте пожалуйста из– за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись – покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами).А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.

    Читайте также:
    Использование ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

    5).Дифференциация букв А и Я в словах(письменная работа) На доске висят карточки со словами. Слова: ваза, мяч, аист, рыбы, змея.

    – Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя в тетрадях. В первый столбик вы будите писать прописными буквами слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой Я.

    – А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ты прочитай только первый столбик, (с какой гласной буквой работал), а ты второй, ты прочитай слова только с гласной А, а ты только с гласной Я (логопед называет детей по именам).

    – У меня на доске написано пять слов, а вы написали только четыре. Какое слово вы не написали? (Рыбы)

    6).Дифференциация букв А и Я в предложении.

    – А сейчас давайте посмотрим, знаете ли вы детенышей животных.

    – Молодцы! А теперь давайте запишем предложение. (У утки утята.)

    – Сколько слов в этом предложении?

    – Какое слово стоит первым?

    – С какой буквы мы пишем предложения?

    – Что ставим в конце?

    – В каком слове вы встретили наши буквы?

    – Какие буквы вы встретили?

    – Где стоит буква Я?

    – Как звучит согласный звук перед ней?

    – Правильно. Буква Я обозначает мягкость согласного.

    – Какая еще буква есть?

    – Где стоит буква А?

    – Как звучит согласный звук перед ней?

    – Есть в этом слове еще гласные буквы? Какая?

    – Сколько гласных всего в этом слове?

    – Сколько у нас гласных, столько и слогов.

    7).Дифференциация букв А и Я в тексте.

    – Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.

    Яна пошла гулять. Она увидела полянку. Там росли ягоды. Она их собрала.

    – А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них. Что сделала Яна?

    – Что росло на полянке?

    – Что она увидела?

    – Что Яна сделала с ягодами?

    – Какие слова в этом тексте вы встретили с гласной буквой А?

    – А кто нашел с буквой Я? Какие слова?

    – Почему слово Яна вы повторили два раза?

    – Какую букву мы напишем первую?

    – Какую букву мы напишем последней?

    III. Итог.

    – Давайте вспомним, с какими буквами мы работали? Звук [а] мы обозначаем буквой А, а вот звука я у нас нет, у нас есть только буква Я. Если она стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука. Если же стоит после согласной буквы, то обозначает мягкость согласного на письме.

    – Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались. До свидания.

    Конспект занятия «Гласные А — Я»

    Светлана К
    Конспект занятия «Гласные А — Я»

    Тема: «Дифференциация гласных А-Я»

    (для группы детей 6 – 7 лет)

    Составила и провела логопед Кузнецова С. М.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закреплять знания детей о гласных; учить сравнивать согласные по твёрдости – мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями;

    КОРРЕКЦИОННЫЕ: развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание; активизировать словарь детей.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать усидчивость, формировать понятийный аппарат.

    Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов.

    Ход урока:

    • Уточнение пространственно-временных представлений.

    – Какие сегодня число, день недели? Какой идёт месяц? Сегодня мы поговорим с вами о том, как различать гласные звуки и буквы, которые их обозначают.

    Читайте также:
    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

    II. Основная часть

    • Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.

    – Что вы знаете о гласных?

    – Посмотрите на таблицу и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твёрдыми.

    – Сегодня мы будем учиться различать гласные I и II ряда: А-Я. Записали тему в тетрадь.

    • Знакомство с гласной буквой Я.

    Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.

    • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    – Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я?

    -Почему? Какую гласную выберем после твёрдого согласного? А после мягкого?

    • Игра «Скажи наоборот»

    Логопед называет слог с гласной Я, а дети – с гласной А и наоборот:

    Физминутка. «Яблоко»

    Руку протяни, яблоко сорви.

    Стал ветер яблоко качать,

    Трудно яблоко сорвать.

    Подпрыгну, руку протяну –

    Быстро яблоко сорву. Дети декламируют стихи и выполняют движения по тексту.

    • Развитие слухового внимания и памяти.

    – Вы запоминаете слоги, которые я произнесу, повторяете, а потом записываете в тетрадь.

    – Зелёной пастой подчеркните, где согласный звук мягкий.

    ДЯ – ДА – ДА – ДЯ, БЯ – БЯ – БА, ВА – ВА – ВЯ, ГА – ГЯ – ГЯ, СА – СЯ – СЯ – СА,

    • Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Парашютисты».

    – С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на одну из трёх полянок: если в слове – названии картинки – есть буква Я – на полянку с написанной на ней буквой Я, если есть буква А – на поляну с буквой А, а если есть буквы А – Я – на поляну с буквами А – Я.

    Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.

    – Какое слово лишнее? Почему? (Мост.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Яблоко, обезьяна, маяк.)

    • Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

    – Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами А – Я. Сравните слова по трём признакам: написанию, звучанию и значению.

    • Развитие зрительного внимания и звукового анализа.

    – Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами А – Я. Объясните выбор гласных.

    III. Заключительная часть

    – Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда – два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А. Занятие закончено. Молодцы!

    Конспект занятия «Гласные звуки или путешествие Красной шапочки» Конспект комплексного итогового занятия для обучающихся с ТНР в старшей группе Учитель-логопед высшей квалификационной категории Ефремова.

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: – закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; – упражнять в определении места гласного звука в словах;.

    Школа будущего первоклассника. Конспект ООД «Гласные звуки» 1 Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить.

    Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Гласные звуки» Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Задачи: • коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам.

    Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.

    Читайте также:
    Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО

    Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) «Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]» Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И,.

    Логопедический проект «Дом, в котором живут гласные» Пояснительная записка 1. Актуальность. Дети младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи легкой степени, как известно, испытывают.

    Лэпбук «Гласные буквы и звуки» Автор: Гашева Елена Борисовна. Цель: Закрепление знаний по гласным звукам и буквам. Задачи: 1) Закреплять понятия “гласные звуки и буквы”;.

    Проект «Поющие гласные и друзья согласные» (сокращенный вариант) Вид: Проблемно-исследовательская деятельность. Период: Краткосрочный. Цель: Повысить артикуляционные возможности.

    Дифференциация букв А-Я – конспект

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
    Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Ваш персональный менеджер: Екатерина
    Ответственная и отзывчивая!

    Данный конспект поможет научить детей различать буквы А-Я на слух и на письме.

    Бесплатные занятия с логопедом

    Цель – учить различать буквы А-Я на слух и на письме.

    Задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    Совершенствовать знания о гласных первого ряда и образовании гласных второго ряда;

    Учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я;

    Учить дифференцировать буквы А-Я на слух и на письме на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений;

    Закреплять знания о механизме написания букв “а” и “я”, их графических особенностях;

    Пополнять и активизировать словарь.

    Коррекционно-развивающие:

    развивать пространственные представления;

    развивать слуховое внимания, фонематическое восприятие;

    закреплять навык синтеза букв “а” и “я” из их элементов;

    развивать навык фонематического синтеза;

    развивать коммуникативные навыки.

    Коррекционно-воспитывающие:

    воспитывать чувство взаимопомощи;

    воспитывать навык самоконтроля;

    воспитывать адекватную самооценку.

    Оборудование: кукла Аня, таблица гласных звуков, изображения строчных и заглавных прописных букв А-Я, рабочие тетради, карточки с заданиями.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    – Сегодня к нам на занятие пришла девочка с волшебным именем. Зовут ее Аня. Как вы считаете, дети, что особенного в имени нашей гостьи? (то что его можно читать и слева направо и справа налево)

    – Назовите первую букву имени девочки (А), а последняя какая буква? (я).

    – Хорошо. Посмотрите на таблицу гласных. Сколько в ней рядов? (2 ряда гласных) Посмотрите, каким цветом обозначены звуки первого ряда? (красным) Какой из наших звуков есть в этом ряду? (а)

    – Какими цветами обозначены гласные второго ряда? (зеленым и красным) Объясни, почему гласные 2-го ряда обозначены двумя цветами? (потому что они могут обозначать 2 звука)

    – Верно, гласные второго ряда образуются при помощи [й] и гласных первого ряда. Но эти гласные обозначают 2 звука только в тех случаях, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят после -ь- и –ъ-. Какой из нужных нам гласных есть во втором ряду? (я)

    – Дети, вы хотите узнать, сколько звуков обозначает буква Я в словах Аня и Яна? (да)

    – Давайте тогда оденем эти имена в звуковые наряды.

    -Сколько звуков обозначает буква Я в слове Аня? (один)

    – Сколько звуков обозначает буква Я в слове Яна? (два) Почему? (потому что стоит в начале слова.)

    – Молодцы! Итак, гласные А-Я называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать.

    Основная часть.

    «Верно – неверно»

    Поставьте галочки возле верного утверждения, если утверждение неверное, поставьте прочерк.

    Гласные буквы о, а, у, ы, э указывают на мягкость предыдущего согласного,

    Гласные буквы е, ё, и, ю, я указывают на мягкость предыдущего согласного,

    Буква а обозначает гласный звук [а] и указывает на твердость предыдущего согласного,

    Буква я обозначает гласный звук [я] и указывает на твердость предыдущего согласного,

    Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предыдущего согласного

    Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия.

    На доске вывешиваются строчные и заглавные прописные буквы А-Я.

    – Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

    – А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

    – Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обеих буквах есть элемент – крючок)

    – Чем различаются эти буквы?

    Читайте также:
    Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

    – А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.

    (Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).

    Дифференциация букв А-Я на уровне слогов.

    Прослушай, запомни и повтори ряды слогов. По одному ряду каждый по цепочке.

    Мя – ма – мя –мя – ма

    Ба – бя –ба – ба – бя.

    1. Развитие фонематического синтеза.

    – А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

    (коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

    Руку протяни, яблоко сорви.

    Стал ветер яблоню качать,

    Трудно яблоко сорвать.

    Подпрыгну, руку протяну –

    Быстро яблоко сорву.

    Дифференциация букв А-Я на уровне слова.

    Допиши слова, добавив букву А или Я.

    Миш__, рыб__, земл__, трав__, сем__, гор__, мор__, Жен__.

    -Каким цветом мы обозначим согласные, стоящие перед буквами А-Я? Подчеркните их.

    1. Дифференциация букв А-Я на уровне словосочетаний

    – Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

    Дифференциация букв А–Я на уровне предложений.

    Запиши в тетрадь предложения, вставляя пропущенные буквы А-Я.

    Ан__, Кат__ и Ир__ игр__ли в пр__тки.

    – Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).

    – Что у них общего? (Гласные)

    – Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» – мягко).

    – Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».

    Дифференциация Ш – Щ
    тренажёр на тему

    Карточки с заданиями для различения ш – щ.

    Скачать:

    Вложение Размер
    razlichenie_sh_-_shch.docx 19.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дифференциация Ш – Щ.

    1. Задание: «Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы «Ш» или «Щ».

    Обе_ать, _аг, _айба, _апка, пи_ать, мы_ата, у_анка, ре_ать,уго_ать, вра_ать, ды_ать, ме_ать, тре_ать, про_ать, _ахматы, лап_а, _арф, поме_ать, обра_ать, до_атый, возвра_ать, восхи_ать.

    И_у, ме_ок, пи_у, _ум, _ут, _уба, та_у, уго_у, _утка, ми_ень, о_ейник, поме_у, тре_у, _ука, _упать, _ёки, _ётка, _каф, _таб, _ёлкать, за_ёлка, _мель, _ тука, _кола, сгу_ённый.

    1. Задание: «Вставь пропущенные буквы».

    Т___В___Р______ – синоним слова «друг».

    Л___Н________И – весенние цветы белого цвета.

    Р___________А – она бывает берёзовой.

    ___АХ_____Т___ – настольная игра.

    _____П____ВН____К – колючий кустарник.

    О____Й_____К – надевают на шею собаке.

    ____ЁТ_____ – ей чистят одежду, обувь.

    М_______НЬ – в неё нужно попасть.

    К___М_____И – они растут у реки.

    Р_________НИЕ – это есть у задачи.

    У____ЕЛЬ___ – низина между отвесными склонами гор.

    ____Л___П___А – небольшая лодка.

    П__М____Н___К – тот, кто оказывает помощь.

    ____Т____РВ___Л – руль на корабле.

    ___Н___Р___К – его завязывают (обувь).

    _____Н____К – детёныш собаки.

    1. Задание: «Допиши, если нужно, недостающий элемент буквы Щ ».

    На помошь Ване пришёл товариш. Луна освешает рошу. В озере большие леши. Прилетели в рошу красношекие шеглы. Мы наловили ершей и лешей. Птичка верешала, думать мне мешала. Миша и Паша играли со шенком. Тётя Даша угошала Машу. Мне нужны шипцы. Шелестит листва, и шебечут птицы. Берёзовая роша.

    1. Задание: «Вставь в слова нужный слог».

    Гу___ – ту ___ пи___ть – ли ___ть

    Ча ___ – ча___ тре___ть – ре___ть

    Ро___ – поро___ ___вель – ___лфей

    Поме___ть – поме___ть обе___ть – ме___ть

    Наве___ть – ве___ть укро___ть – укра___ть.

    ____лк – ___лк ___тка – ___рстка

    ___ки – ___пот мо___ный – га___ный.

    Пи___ – пи___ поме___ – спе___

    Про___ – про___ уго___ – уку___.

    Пи___ – пи___ ле___ – ер___

    Тре___ – ре___ пла___ – на___

    За___та – за___та ве___ – ва___.

    ___пка – ___йка пу___ – ти___

    ___бет – ___лест вра___ние – ре___ние

    Задание: «Вставь подходящее по смыслу слово».

    Суши мокрые ________________.

    У Даши болит ________________.

    Мы наловили ершей и __________.

    На ______________ шумит народ.

    Шелестит листва, и __________________ птицы.

    Под ___________________ в тиши ходят важные лещи.

    Слова для справок: площади, щека, щебечут, вещи, лещей, кувшинками.

    Я возвращался с охоты и шёл по_______________. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила _________ и стала красться.

    Впереди сидел молодой___________________. Он беспомощно растопырил едва прораставшие ___________________. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей упал перед собакой. Он _________________ своё детище. Каким громадным _____________ должна была ему казаться собака! Он ___________ и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел на ветке…

    Я поспешил отозвать ________________________ пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой ______________.

    (По И.С. Тургеневу.)

    Слова для справок: защищал, роще, пищал, пташки, чудовищем, воробышек, шаги, крылышки, смущенного.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

    Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю.

    Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.

    Материалы Методического совета.

    Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.

    Конспект занятия по коррекции дисграфии.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале “ЛОГОПЕД”

    В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе “слово”, “предложение”, а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п.

    Уровневая дифференциация на уроках математики

    Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. .

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

    Очень помогает на уроках литературы.

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с

    Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр.”Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях.

    Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

    Виктория Чередова
    Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

    Тема: : «Дифференциация Ш, Щ в слогах и словах».

    Цель: Совершенствовать умения различать звуки и буквы Ш, Щ в слогах и словах.

    научить дифференцировать звуки, буквы Ш, Щ в слогах и словах;

    развивать фонематическое восприятие, зрительный гнозис;

    совершенствовать навыки звукового анализа;

    развивать навыки словообразования;

    развивать мелкую и общую моторику;

    Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом и в тетрадях;

    Оборудование: Профили звуков [Ш] и [Щ], раздаточный материал к играм «Светофор», «Звуковая мозаика»; ручки; карандаши;изображения: ящерица, щука, щенок, чашка, клещи, щётка, щипцы, шинель, карточки для индивидуальной работы.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    – Ребята, на прошлом занятии мы изучили букву Щ.

    Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ].

    Нина раз считала вещи:

    Ящик, щётка, плащ и клещи

    Плюс трещотка, два ножа,

    Щит и два карандаша.

    Сколько б было здесь вещей,

    Если б не было клещей?

    – Назовите слова со звуком [щ].

    – Дайте характеристику этому звуку. (это согласный, глухой, всегда мягкий)

    2. Развитие навыка звукового анализа слова:

    Игра «Светофор»

    (детям раздаются карточки с кружочками символизирующими светофо: вначале красный, посередине жёлтый, в конце – зелёный и фишки –автомобили)

    Определите, где находится звук в слове, поставьте фишку на соответствующий кружок (в начале в середине или в конце)

    Клещи, ящик, щётка, щека, плащ, трещётка, камыш.

    – Молодцы, все заметили, что в последнем слове нет звука [щ], а какой звук мы слышим в конце слова камыш?

    – Какой он? (согласный, шипящий, всегда твёрдый, глухой)

    – Чем отличаются звуки: [ш], [щ]? ([ш]- всегда твёрдый, [щ]- всегда мягкий)

    3. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [щ] перед зеркалом.

    Работа с артикуляционными профилями звуков.

    – Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [ш] и [щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

    5. Развитие умения различать звуки [Ш] и [Щ] .

    Игра «Звуковая мозаика»

    (детям раздаётся рабочее поле – квадрат 4на3 клеточки и фишки зелёного и синего цвета)

    Слова: Шар, щавель, шапка, шахматы, щука, шампунь, шалаш, щегол, шум, шерсть, щупальцы, щи.

    (производится проверка с доски)

    6. Пришло время повторить как пишутся буквы Ш и Щ,но для начала подготовим пальцы к работе:

    Пальчиковая гимнастика «Щука»

    Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

    Для лещей, плотвы опасная,

    Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»

    Кто-то там, в воде резвится?

    Чей-то рядом хвост мелькает?

    Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек»)

    Но попалась на крючок –

    Тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы –крючки тянут друг друга)

    Сравнение букв по написанию.

    – Чем отличаются буквы: «ш» и «щ»?

    – Какой элемент у них общий?

    7. Письмо букв, чередуя ш, щ, ш, щ

    – Чем отличается написание буквы Ш и Щ? (они пишутся одинаково, только у буквы Ш нет хвостика)

    8. Письмо слогов с буквами ш и щ:

    Внимательно послушай и запиши слоги. На верхнюю строку слоги с буквой ш, а на нижнюю – слоги с буквой Щ

    Ша, шо, щу, щи, ще, ши, ща, шу, щё, ше, що.

    – Какое правило нужно помнить при написании слогов ЩА, ЩУ?

    9. Письмо слов с буквами Ш и Щ.

    Допиши слова, добавляя слоги с буквой Щ или Ш:

    Ро, ча, ово, кало…., малы…., кле…, ….пка, …нок, ….ка, ….рты, ….вель, ….на,

    Во дворе щенок играл

    Прыгал,бегал и считал:

    Раз – прыжок и три кивка,

    Два – направо голова.

    Три – налево поворот

    И помчался до ворот.

    Вдруг он встал, вздохнул и сел

    И на всех вокруг глядел.

    11. Совершенствование навыка различать звуки в словах [Ш] и [Щ],

    Игра «Что лишнее?»

    Ящерица, щука, щенок, чашка (чашка).

    Клещи, щётка, щипцы, шинель (шинель).

    12. Развитие навыков словообразования:

    Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

    шуба – … шляпа – … шалаш – …

    штора – … шайба – … карандаш – …

    швабра – … плащ – … клещ – …

    13.Самостоятельная работа на карточках:

    Вставь недостающие буквы Ш или Щ

    . ука. елчок кув. ин пры. ик бро. ка кро. ит. орох. епка. епотка пи. ит ка. а пла. горо. ина гру. у вра. ат ь. ёлк за. итник вер. ина

    14. Подведение итогов занятия :

    – О каких буквах говорили сегодня на занятиях? Чем отличаются звуки и буквы Ш и Щ?

    План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

    НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: