Дифференциация А-Я – конспект логопедического занятия

«Дифференциация гласных а – я в словах, предложениях»

по коррекции речи учащихся

«Дифференциация гласных а – я

в словах, предложениях»

РГОУ « Алатырская специальная

Чувашия, г. Алатырь,

ул. Дорожная д.17

дом. телефон: 2-85-30

Тема : Дифференциация гласных а – я в слогах, словах, предложениях ( 4 класс)

Цели : 1. Закрепить знания детей о звуковом Составе гласных а – я ; продолжить учить различать а – я в слогах, словах, предложениях устно и на письме.

2. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое мышление.

3. Развивать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми задачами и

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, классная и магнитная доски, предметные картинки, таблички с надписями игровых заданий, речевой материал ( загадки, чистоговорки, тексты).

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай а – я».

Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.

Зарядка для пальцев и кистей рук.

V. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:

I. – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым займет своё рабочее место тот, кто правильно отгадает загадку. За правильный ответ также я буду показывать картину с изображением предмета, о котором говорится в загадке.

1) Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

2) Всегда он в работе, как мы говорим,

а отдыхает, когда мы молчим.

3) Она, как змейка,

в траве мелькает,

4) Само с кулачок,

Тронешь пальцем – гладко,

а откусишь – сладко.

II. – Молодцы, ребята! Все загадки отгадали верно. Вот те предметы, о которых говорилось в загадках ( на магнитную доску вывешиваются предметные картинки с изображением яйца, языка, ящерицы, яблока).

– А теперь посмотрите на эти картинки, ещё раз вспомните слова, называющие их, и скажите, какая гласная повторялась во всех словах – отгадках?

– Правильно, гласная – я – .

– С какой гласной мы её размечаем?

– Правильно, ребята, мы различаем а – я. Это первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы будем различать. (Обращаемся к таблице гласных первого и второго ряда) :

– Ребята, назовите гласные первого ряда, второго ряда. А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных второго ряда.

Чистоговорка:

я – я – я, я – я – я

Все умею делать я.

ё – ё – ё, ё – ё – ё

Глажу с бабушкой бельё.

ю – ю – ю, ю – ю – ю

Вместе с мамой куклам шью.

ю – ю – ю, ю – ю – ю

С папой песни я пою.

е – е – е, е – е – е

Помогаю всей семье.

III. – Сегодня на занятии мы будем учиться различать гласные а – я, выполняя устные и письменные задания. А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай а – я ».

( Название темы вывешивается на доску : « Сегодня на уроке»).

– Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные а – я. В этом вам поможет вот эта табличка ( на магнитную доску вывешивается таблица):

– Сколько звуков в гласной – а – ? ( один ( а ); два ( й, а ))

– Как произносится и слышится согласный перед гласной – а – ?, – перед гласной – я – ? ( твердо, мягко).

– Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных а – я в слогах, словах, т. е. на письме.

( Правило на табличке вывешивается на доску « Сегодня на уроке»:

Если согласный слышится твёрдо, то пишем – а -, если мягко то пишем – я -.

гласные а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).

1.) – Итак, все правила о различении гласных а – я мы повторили, теперь можем переходить к практической части нашего сегодняшнего занятия.

– Но прежде чем выполнять письменные задания, проведем небольшую разминку, игру

« Наоборот». Объясняю правила этой игры – разминки: я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ма – мя.

( учитель – логопед с детьми играют).

– Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? ( с гласной – а –). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).

– С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему? (– я –, мягко).

2.) Игра « Закончи слово»

– Ребята, у меня случилась беда. Из слов, которые я для вас приготовила, выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слов. Первый слог в словах у меня сохранился, а второй слог мы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: ( на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, на, ня, да, ря).

Читайте также:
Ламинированные картинки в работе логопеда

– Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные а – я.

IV. – Давайте, ребята, сделаем зарядку, чтобы наше тело, наши руки и ноги немного отдохнули. Выполняем вместе со мной следующие движения под слова:

Раз – два, раз – два! ( Наклоны туловища).

Замелькали пятки. (Бег на месте).

Как чудесно босиком (Бег на носках и на пятках).

Бегать на зарядке!

Умеют все ребятки (Соответствующее движения).

С носочков встать на пятки,

Вдохнуть и потянуться, (Руки вверх и потянуться).

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так.

Присесть и разогнуться. (Соответствующие движение).

– А теперь зарядка для пальцев рук.

1) «Поздороваться с большим пальцем ».

2) «Мальчик-с-пальчик, где ты был?».

3) «Получился кулачок».

4) Круговые движения кистями рук.

3.) – Ребята, вы очень хорошо справились с предыдущим заданием и правильно составили слова из данных слов. И поэтому я думаю, что и следующую игровую задачу «День рождения» вы обязательно решите.

– Да, да, именно задачу, я не оговорилась. Вы думаете, только по математике решаете задачи. Нет, не только….

– Сейчас вам предстоит решить, кого позвали в гости, и какие подарки они принесли? Слушайте внимательно.

Три девочки: Маша, Оля, Катя ( таблички с именами вывешиваются на магнитную доску) решили отметить свои дни рождения и позвать в гости своих друзей. Имена этих друзей вот на этих карточках. ( карточки с именами разложены на столе учителя – логопеда). Мы с вами должны узнать, кто из них пошёл к Маше, кто – к Оле, кто – к Кате.

– Но чтобы ответить на этот вопрос, надо знать условие задачи, так?! А условие следующее: К Маше пришли гости, в именах которых только гласная –а –; к Оле –только – я –; к Кате –и – а –; и – я -.

( На магнитной доске под табличками с именами трех девочек закрепляются таблички с гласными, о которых говорилось в условии задачи).

– Итак, выбираем гостей….

( трое учащихся подходят к столу с карточками и совершают отбор, после чего зачитывают имена гостей, и все вместе проверяем).

– А теперь в тетрадях образуем три столбика и подписываем гласные: – а – ; – я -; а – я. Я зачитываю отобранные вами имена, а вы записываете их в столбики.

– С какой буквы будем писать эти слова? Почему? ( Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы).

(Учитель – логопед диктует, дети пишут)

– Но это ещё не всё. В гости, да ещё и на день рождения ходят, конечно же, с подарком. И вот следующий вопрос этой же задачи: что подарили Маше, Оле и Кате? Условие остается это же, только слова вы назовёте сами по предметным картинкам. ( Ведётся аналогичная работа, что и при выполнении первого задания).

Карточки с именами: – Зоя, Ксения, Яков, Яким, Оля, Коля, Федя, Лёня.

Предметные картинки: – мяч, яблоко, лилия.

4.) Игра « Подбери слово в предложение»

– Ребята, мы с вами различаем гласные а – я, потому что, сделав ошибку, мы можем изменить значение всего слова, а значит нарушить смысл целого предложения. Сейчас мы будем добавлять в предложение недостающее слово. ( Одно из двух). Эти слова особенные. Можно сказать братья – близнецы и отличаются друг от друга лишь одной гласной, поэтому чтобы правильно поставить слово в предложение, нужно понять значение этого слова.

– Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.

Слова: Предложения:

Он попал в первый ….. .

( слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).

V. – Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?

– Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.

Читайте также:
Речевая карта от 0 до 8 мес (логопедическое обследование в Доме ребенка)

– Молодцы, ребята Вы хорошо работали сегодня. На этом наше занятие окончено.

Конспект группового занятия Дифференциация А-Я
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Конспект группового занятия для второго класса с презентацией

Скачать:

Вложение Размер
k_konspektu_a-ya.pptx 670.44 КБ
konspekt_a-ya.docx 196.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии На тему: Дифференциация букв «А» и «Я» в словах, словосочетаниях и предложениях. Составил: учитель –логопед МОУ «СОШ № 59 им. И.Х. Ромазана» Попова И.А.

Ответьте на вопросы:

Отгадайте загадку: Сам алый, сахарный , Кафтан зелёный, бархатный.

Отгадайте загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, Любят меня детки.

Предварительный просмотр:

Дифференциация букв “А” и “Я” в словах, словосочетаниях и предложениях.

I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.

  1. закрепление знаний о механизме написания букв “а” и “я” , их графических особенностях;
  2. формирование понятия различия букв “а” и “я” ;
  3. закрепление и уточнение словаря;
  1. развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
  2. развитие пространственных представлений;
  3. развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
  4. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков “а” и “я” ;
  5. закрепление навыка синтеза букв “а” и “я” из их элементов;
  6. закрепление правильного написания букв “а”-“я” на письме (словах, предложениях);
  7. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  8. развитие лексики.
  1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

II. План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Объявление темы урока.
  4. Зрительный анализ букв “а” и “я”, определение их сходства и различия.
  5. Развитие умения составления слов из отдельных букв.
  6. Тренировка в составлении словосочетаний.
  7. Физминутка.
  8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  9. Работа на уровне предложения:
  10. Итог урока.
  11. Оценка работы детей.

III. Основные методические приемы:

  1. Показ образца;
  2. пояснение;
  3. объяснение;
  4. использование средств наглядности;
  5. наводящие и подсказывающие вопросы;
  6. педагогическая оценка.

IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.

V. Подготовка конспекта занятия:

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2001.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
  3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
  5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. – М., 1970.
  6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997.

Ход занятия

1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):

– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1

(На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)

– Назовите № квадрата, в котором нарисована:

  1. звезда под флагом (15);
  2. шар под флагом (12);

– Скажите, что нарисовано:

  1. под звездой (5; 8);
  2. над флагом (8;14);

3. Объявление темы урока: см. приложение 2

– Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.

– Какой звук первый в этом слове? (Звук «а»)

– Звук «а» гласный или согласный? ( Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

– Какой буквой на письме обозначается звук «а»? (Буквой “А”).

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.

– Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)

– Звук «я» гласный или согласный? ( Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

– Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы « а» и «я».

4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:

– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква « а »? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

– А буква «я»? ( Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы « а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?

– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы « а» и «я» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы « а» и «я»).

5. Развитие умения составления слов из отдельных букв:

– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г

(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

– Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

6. Тренировка в составлении словосочетаний:

– Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

7. Физминутка:

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

(Детям раздаются карточки с заданием).

– Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

(Дети подчеркивают буквы « а» и «я» карандашами красного цвета.)

9. Работа на уровне предложения:

(Запись на доске)

– Впишите пропущенные буквы « а» и «я» в следующие предложения :

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

На столе леж…л… тр…пк… .

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

(Дети вписывают пропущенные буквы « а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

10. Итог урока:

– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные « а» и «я»).

– Что у них общего? (Гласные)

– Чем буквы « а» и «я» отличаются? ( Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» – мягко).

11. Оценка работы детей.

– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы « а » и « я ».

Дифференциация гласных А-Я

Конспект логопедического подгруппового и индивидуального занятия для детей 1-3 классов по теме: “Дифференциация гласных А-Я”, имеющих нарушения ФФНР,ФНР,ОНР.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у учащихся и плохого разлечения твердых и мягких согласных. Дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой такие как рад-ряд, мишка-мышка и т д. В их восприятии эти слова звучат одинаково.Это грубое нарушение фонематического слуха, фонематического восприятия требует целенаправленной коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных А-Я»

Тема : « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

— губы в спокойном положении;

— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

— голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й , а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й , а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й , а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

стрый

тжелый

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания:

Конспект логопедического занятия по теме: “Дифференциация А – Я”

Конспект логопедического занятия для обучающихся с общим недоразвитием речи 2 класса

Цыба Валентина Павловна

Тема: Дифференциация А – Я.

Повторить понятие о звуках, различать понятие: звук-буква. Учить дифференцировать гласные А – Я в устной и письменной речи.

Учить правильному употреблению в речи прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;

Учить построению связных высказываний, распространению простых предложений.

Учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, словах, в спонтанной речи.

Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;

Воспитывать дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;

умение понимать учебную задачу; устойчивый интерес к логопедическим занятиям.

Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты:

• развитие фонематического слуха;

• расширение активного словаря;

• развитие памяти, внимания;

• развитие учебной мотивации.

• регулятивные: учатся осуществлять контроль за своей деятельностью; учатся принимать и сохранять учебную задачу; осознают важность приобретения знаний; оценивают процесс и результаты;

• познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, структуру знания; формируется умение воспроизводить текст; формируется умение извлекать необходимую информацию из объяснения учителя;

• коммуникативные: формируется умение полно и грамотно выражать свои мысли, соблюдать нормы речевого общения, выступать перед сверстниками;

Оборудование: компьютер: сигналы, игровое полотно, предметные и сюжетные картинки, мешочек с буквами, логопедическая тетрадь.

II. Повторение гласных I ряда.

III Правильная артикуляция А – Я. IV. Игра «Веселые буквы». V. Чтение слоговой таблицы.. VI. Прочитать слова, вставив пропущенную букву А или Я. VII. Списать слова, вспомнить правило правописания ЧА-ЩА. VIII. Физкультминутка

IX. Устно сигналами дифференцируем А-Я. X . Вставить пропущенные буквы. Списать первое предложение. XI . Как зимуют животные

XII . Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

2. Повторение гласных I ряда.

3. Правильная артикуляция А – Я.

А – рот широко открыт. Губы спокойны (не напряжены и не округлены). Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают. Голос дрожит. Звук гласный.

ЙА – й – губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос)

4. Игра «Веселые буквы».

Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатками. Буква А поселилась в комнатке буквы Я. Буква Я заняла комнатку буквы А. Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли их оставить жить так как они хотят.

шл [а] пы, л [а] мки,

земл [а], т [а] желый,

5 Чтение слоговой таблицы.

П п

р а р я

с с

6. Прочитать слова, вставив пропущенную букву А или Я.

П … рус, с … дик, л … пки, м … ски, п …тки, л … мка, р … дом, тр … пки, мор … к, сил … ч, сал ….т, в … лый.

7. Списать слова, вспомнить правило правописания ЧА-ЩА.

Щ-вель, ч-шка, рощ-, нач-ло,

печ-ть, угощ-ть, площ-дь, галч-та.

Раз – нагнулся, два –нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

9. Устно сигналами дифференцируем А-Я.

Слякоть, марки, мякоть, лампа, плачет, прячет, скачет, платит, смятый, грязный, старый, сладкий.

10. Вставить пропущенные буквы , Списать первое предложение.

К деревь … ям прив … зали к… чели. На пол … не б … рсучья нор… .

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе

Марина Захаркина
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

– закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

– познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

– учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, соотносить звуки с буквами, и символами;

– развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

– формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

– развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: «Семья».

– развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

– развивать навыки самоконтроля;

– совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

– воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Ход занятия.

1.Логопед: Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Васильевна, и сегодня я проведу у вас занятие. А помогать мне будет гномик Йак. Он принес вам много интересных заданий. (Логопед достает конверты)

Достает первый конверт.

– Ой посмотрите, что он принес (логопед раскладывает на доске первый ряд гласных).

Логопед. Ребята, посмотрите на цепочку гласных букв и назовите, какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э). А что мы произносили? (звуки)

– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим). Как мы произносим эти гласные звуки? (твердо, решительно, смело).

– Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.

У каждого гласного первого ряда есть «сестренка»буква, которая «живет» во втором ряду.

Логопед. Сегодня мы будем учиться различать с «сестёр» букву «а» и «я».

2. Гномик Йак принес нам эту букву. Это буква «я». (показывает, достает из другого конверта).

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)

– Давайте послушаем звук. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в соединении? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я.

– Обведём контур звуковки красным цветом

– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ([а])

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

-Послушайте,как я произношу: я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.

-Как зовут «сестренку» буквы «а»?

-Как мы произносим «а»? «я»?

Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» — мягко, нежно. Буква «я» — гласная мягкая.

3. Игра «Эхо».

Логопед: Молодцы! Возьмем следующий конверт с заданием.Повторите за мной: ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т. д. Молодцы!

4. Пришло время для следующего задания (достает следующий конверт). Задание произнести правильно и четко слова по картинкам. (Произносим хором).

5.Логопед: Молодцы! Здорово у вас получается!Следующее задание: Игра «На что похожа буква «я». Послушайте стихотворение. (Дети повторяют слова и движения за логопедом).

«Буква «я».

Руку вбок, вперед нога,

Вот какая буква «я».

Я-я – песня кончилась моя.

Я-я – есть у каждого друзья.

Повторить стихотворение хором.

6.Логопед: Молодцы! Следующее задание, открывает конверт. Гномик Йак задал нам задачу.

К каких случаях буква Я обозначает два звука?

(Читаем схему слова «ябллоня»)

– Прочитайте верхнее слово. (яблоня)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ня – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

– Какой согласный стоит перед ним? ([л])

– Назовите 3 слог? ([няяяяя]

Какой гласной образован? ([я])

– Какой согласный стоит перед ним? ([н`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова, в конце слова)

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

Разбор слова Рая (схема готова, слово уже разобрано, детям объясняют разбор и помогают сделать вывод)

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

7. Сказка про букву Я

Логопед: Следующий конверт. Наш гость предлагает вам послушать сказку про звук Я. Отложите в сторону все ненужное и послушайте сказку.

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный – звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

8. Игра на фонематическое восприятие «Прятки».

А вот и последний конверт! Гномик Йак предлагает нам поиграть в игру «Прятки». Но это необычная игра в которую вы все знаете, в этой игре мы будем искать спрятавшийся звук а или звук я. У вас есть карточки с буквами А, которая обозначает звук а и буква Я, которая обозначает звук я. Когда я скажу звук, слог или слово с одним из этих звуков нужно обязательно поднять соответствующую карточку.

Показать карточками «а» или «я»: мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.

9. Итог. Ребята, кто приходил к нам в гости? Какие звуки гномик Йак учил нас различать? Гномику очень понравилось как вы играли. А вам понравилось? А еще наш гость хочет в честь встречи и вашего старания преподнести вам угощение.

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Фронтальное занятие (НОД) в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме «Профессии» (обобщение) Цель: Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику; Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать.

Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ» Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в словах, предложениях. Задачи: I. Закреплять правильную артикуляцию звуков. II. Развивать.

Конспект НОД с использованием ЦОР в подготовительной группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Задачи. Закреплять правильное произношение и различение звуков [П]-[Б]. Закреплять понятия звонкий — глухой согласный. Упражнять в звуко-слоговом.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группы Составила учитель-логопед МКДОУ ” Детский сад ” Колокольчик” Акчурина Ольга Александровна Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:1. Учить.

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Занятие №6 «Учим Петрушку говорить». Цели: • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи. 1класс Данный урок был.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

Занятие «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]» Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ФФНР, ОНР. Тема занятия: «Сюрпризы для Зои и Зины». Дифференциация.

Групповое занятие с учащимися 1-го класса на тему “Дифференциация букв А-Я”

Разделы: Логопедия

Предлагается конспект занятия с учащимися 1-го класса, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. На занятии дети учатся различать буквы А и Я, учатся сравнивать согласные по твердости – мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения. Происходит закрепление знания о гласных.

Цель:

  • учить различать буквы А и Я;
  • закреплять знания детей о гласных:
  • продолжать учить сравнивать согласные по твердости– мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения.
  • Образовательные:

    • дифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах;
    • дифференцировать буквы А и Я в словах;
    • дифференцировать буквы А и Я в предложениях;
    • дифференцировать буквы А и Я в тексте;
    • продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я;
    • обогащать словарь имен существительных, глаголов.

    Развивающая: развивать зрительное восприятие, внимание, память.

    Воспитательные:

    • воспитывать правильную осанку;
    • воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

    Оборудование:

      картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи;
    • карточки со словами;
    • картинки с буквами А и Я;
    • карточки с буквами Я (раздаточный материал);
    • карточки с текстом;
    • таблица с гласными буквами.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?

    II. Основной этап.

    1). Введение в новую тему.

    • Итак, встаньте те, чье имя начинается с гласных звуков. Назовите свои имена.
    • Садитесь. Аня, какой первый звук в твоем имени?
    • Скажите, какая буква стоит в конце этого имени?

    (Логопед выставляет на доске слово Аня)

    – Сколько букв в этом имени?

    – Сколько гласных букв?

    – Назовите первую букву.

    – Какая еще гласная буква есть в этом слове?

    – Сколько слогов в этом слове?

    – Назовите первый слог.

    – Как звучит согласный в слоге ня? (Мягко)

    – Какая гласная буква подсказала?

    – А теперь давайте отхлопаем количество слогов. Какой слог мы произносим громче?

    – Итак, на первый слог мы хлопаем громче, а на второй – тише.

    • Всем известна буква А!
      Буква очень славная.
      И к тому же буква А
      В алфавите главная.
      Куча яблок на прилавке.
      И заметил я, друзья:
      Если б яблоку две лапки,
      Сразу б вышла буква Я.

    – Итак, сегодня мы с вами будем учится различать буквы А–Я.

    На доске висит таблица из 10 букв – вверху буквы А,О, У,Ы,Э, внизу – Я,Ё,Ю,И,Е.

    – Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?

    – Итак, в нашей азбуке живет 10 букв, а звуков только 6. Одна из них буква Я. Эта буква очень хорошая– она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [а].

    – Какие еще буквы обозначают мягкость согласных?

    – Теперь давайте сравним гласные буквы А– Я по написанию. Одинаково ли они пишутся?

    – А теперь давайте сравним по произношению. Воздух у нас свободно выходит, не встречая преграды, рот широко открыт. Эти гласные буквы называются парными, и мы будим сегодня учиться их различать.

    2) Дифференциация букв А и Я в собственной речи и в слогах.

    – Придумайте сначала слова, которые начинаются на звук [а]. А теперь придумайте слова, в которых первой будет буква Я.

    У детей на столах лежат буквы. Один ребенок выходит к доске и становится рядом с логопедом.

    – А теперь я проверю ваше внимание и слух. Мне будет помогать Аня. Хлопните в ладоши, если вы услышите слог со звуком[а]. (слоги: МЯ, ЛА,СА, ТЯ, РА, СЯ.)

    – А сейчас если в слоге вы встретите букву Я, то вы ее поднимите, (слоги: ТА, СЯ, ПЯ, МА, БЯ, ПА).

    3).Дифференциация букв А и Я в словах.

    1. Ha доске написаны слова МАЛ, МЯЛ.

    – Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?

    – Какими гласными буквами различаются эти слова?

    – Мы заменили одну гласную букву другой. Что получилось?

    – Назовите первый согласный звук в слове МАЛ. Как он звучит?

    – Какая буква подсказала?

    – Назовите первый согласный звук в слове МЯЛ. Как он звучит?

    – Какая буква подсказала?

    – А теперь давайте проверим на слух – одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну гласную букву другой, и получилось другое слово.

    – Что обозначает слово МАЛ?

    – Что обозначает слово МЯЛ?

    2. На столе у логопеда лежат картинки с изобраоюениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи.

    – Сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а] встанут с левой стороны – под буквой А. Те, кому попадется слово с буквой Я, встанут с правой стороны – под буквой Я.

    – Куда ты встанешь?

    – Почему ты так решил?

    – Сколько букв в этом слове?

    – Сколько гласных букв в этом слове?

    – Назови первый слог.

    – Как звучит первый согласный?

    – Какая гласная буква подсказала?

    – Назови второй слог.

    – Как звучит второй согласный? – Какая гласная буква подсказала?(ВАЗА)

    Аналогичным образом разбираются другие слова.

    – А теперь давайте подведем итоги. Поднимите те картинки, в названии которых вы напишете букву А. А теперь поднимите картинки, в названии которых вы встретили букву Я.

    – Встаньте пожалуйста из– за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись – покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами).А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.

    5).Дифференциация букв А и Я в словах(письменная работа) На доске висят карточки со словами. Слова: ваза, мяч, аист, рыбы, змея.

    – Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя в тетрадях. В первый столбик вы будите писать прописными буквами слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой Я.

    – А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ты прочитай только первый столбик, (с какой гласной буквой работал), а ты второй, ты прочитай слова только с гласной А, а ты только с гласной Я (логопед называет детей по именам).

    – У меня на доске написано пять слов, а вы написали только четыре. Какое слово вы не написали? (Рыбы)

    6).Дифференциация букв А и Я в предложении.

    – А сейчас давайте посмотрим, знаете ли вы детенышей животных.

    – Молодцы! А теперь давайте запишем предложение. (У утки утята.)

    – Сколько слов в этом предложении?

    – Какое слово стоит первым?

    – С какой буквы мы пишем предложения?

    – Что ставим в конце?

    – В каком слове вы встретили наши буквы?

    – Какие буквы вы встретили?

    – Где стоит буква Я?

    – Как звучит согласный звук перед ней?

    – Правильно. Буква Я обозначает мягкость согласного.

    – Какая еще буква есть?

    – Где стоит буква А?

    – Как звучит согласный звук перед ней?

    – Есть в этом слове еще гласные буквы? Какая?

    – Сколько гласных всего в этом слове?

    – Сколько у нас гласных, столько и слогов.

    7).Дифференциация букв А и Я в тексте.

    – Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.

    Яна пошла гулять. Она увидела полянку. Там росли ягоды. Она их собрала.

    – А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них. Что сделала Яна?

    – Что росло на полянке?

    – Что она увидела?

    – Что Яна сделала с ягодами?

    – Какие слова в этом тексте вы встретили с гласной буквой А?

    – А кто нашел с буквой Я? Какие слова?

    – Почему слово Яна вы повторили два раза?

    – Какую букву мы напишем первую?

    – Какую букву мы напишем последней?

    III. Итог.

    – Давайте вспомним, с какими буквами мы работали? Звук [а] мы обозначаем буквой А, а вот звука я у нас нет, у нас есть только буква Я. Если она стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука. Если же стоит после согласной буквы, то обозначает мягкость согласного на письме.

    – Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались. До свидания.

    Дифференциация букв “и” и “у”.
    план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

    Конспект логопедического занятия по дифференциации букв “и” и “у” на письме.

    Скачать:

    Вложение Размер
    differentsiatsiya_i-u.docx 60.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия для учеников 2 класса.

    Тема: Дифференциация букв « и» и « у».

    Цели: закрепить у детей знания о буквах « и», «у» и их дифференциацию на письме.

    1. Развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис, оптико-пространственные и кинетические представления, слухоречевую память.
    2. Формировать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения.
    3. Формировать грамматически правильную речь, способствовать развитию фразовой речи.
    4. Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику.

    Оборудование: таблица согласных букв, таблица Шульте, картинки с изображением персонажей, слоговые таблицы для расшифровки слов, предметные картинки, индивидуальные таблички-шифровки с пословицей, индивидуальные карточки с текстом-перевертышем.

    1. Организационный момент.

    1.Выработка речевого дыхания

    Детям предлагается сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать ряд согласных букв:

    С В П К Н Ш Л Т Ц Ф Ч Р Г

    2.Работа с таблицей Шульте

    Детям предлагается назвать по порядку и показать цифры от 1 до 12.

    1). Назвать буквы, встречающиеся в таблице.

    – Какое слово можно составит из этих букв? ( Утки)

    ( Один ребенок составляет слово у доски).

    – Кто такие утки? ( Перелетные птицы)

    – Сколько слогов в слове? Назовите первый слог.

    – Назовите второй слог.

    – Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение?

    2). Назовите гласные звуки в слове ([и], [у]).

    3. Повторение артикуляции и характеристика звуков «у», «и»

    – Что общего в артикуляции звуков [и], [у]? (они гласные первого ряда, при произнесении поются, т.к.

    воздух не встречает преграду).

    – Чем же они различаются? ( у них разное произношение: при звуке « и » губы растянуты в улыбке, при звуке « у »- губы вытянуты в трубочку ) .

    II. Основная часть

    1. Соотнесение звуков [и], [у] с соответствующими буквами

    К нам на занятие пришли гости Киска-Ириска и мышка Муся.

    (На доску выставляются картинки кошки и мышки).

    Ребята, как вы думаете, с каким звуком дружит киска Ириска?

    – С каким звуком и буквой дружит Киска – Ириска? (со звуком и буквой «и», потому что в ее имени под ударением слышится звук «и»).

    – С каким звуком и буквой дружит мышка Муся? (под ударением в ее имени слышится звук «у», поэтому мышка дружит со звуком и буквой « и »).

    2. Сравнение букв по начертанию

    Сколько элементов используется при написании буквы « и »? (два элемента).

    Назовите их (две « палочки с закруглением внизу»)

    Сколько элементов используется при написании буквы « у »? (два элемента).

    Назовите эти элементы («палочки с закруглением внизу» и «палка с длинной петлей внизу»).

    – Чем похожи буквы «и», «у»? (обе буквы состоят из двух элементов, первый элемент – «палочки с закруглением внизу» у них одинаковый).

    – Чем различается написание этих букв? (у буквы « и » второй элемент – «палочка с закруглением внизу», а у буквы «у» второй элемент – « палка с длинной петлей внизу»).

    3. Развитие внимания, кинетических и оптико-пространственных представлений

    Детям раздаются карточки, на которых в различной последовательности цветными карандашами написан общий элемент букв «у», «и» и предлагается дописать недостающие элементы, опираясь на цветовые подсказки (« у » – красный цвет, « и » – зеленый).

    4. Развитие фонематического слуха. Задание от Киски-Ириски и мышки Муси.

    Муся и Ириска подобрали для вас картинки, в которых под ударением стоят их любимые звуки [и] или [у]. ( Картинки лежат на партах у детей).

    1)Выделить ударные звуки в словах, обозначающих изображенные предметы.

    2) Записать названия предметных картинок . Нужные буквы подчеркнуть. Предметные картинки к заданию : пирамидка, мишка, лист, телевизор, кукла, тучи, гусь, петух, кубики, сапоги, свитер, машина, груша, картина, гриб, стул.

    Выполнение этого задания с комментированием.

    Муся и Киска-Ириска пришли к нам на занятие сегодня не одни. А кто этот гость вы узнаете, если отгадаете загадку:
    Деревянный озорник
    Из сказки в нашу жизнь проник.
    Любимец взрослых и детей,
    Смельчак и выдумщик затей,
    Проказник, весельчак и плут.
    Скажите, как его зовут?
    ( Буратино)

    6. Совершенствование слогового анализа и синтеза.

    Буратино не случайно попал к нам на занятие. Он не любит учиться, не умеет правильно читать и писать, поэтому, сегодня мы поможем ему справиться с трудностями.

    Буратино собрал портфель для занятия и положил туда различные вещи. Все содержимое портфеля он написал на табличках, но при этом перепутал слоги в словах (на наборном полотне выставлены таблички слов).

    Слова для задания : радитет, каруч, дильбуник, варьбук

    Задание . Разделите слова на слоги. Измените порядок слогов, и вы узнаете, какие вещи лежат в портфеле Буратино. Какие вещи положил Буратино в портфель?

    ( тетради, ручка, будильник, букварь)

    – Сколько слогов в каждом из этих слов?

    – Что не понадобится Буратино в школе? (будильник) . Почему?

    Прямо встал, потом нагнулся.

    Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик отыскать нужно на носочки встать.

    8. Развитие зрительного внимания. Дифференциация смешиваемых букв.

    – Киска-Ириска и мышка Муся дали задание Буратино, но он с ним не может справиться. Давайте поможем ему.

    Детям раздаются карточки с рядами букв, где нужно буквы «у» зачеркнут красным карандашом, а буквы «и»- зеленым.

    Задание. Зачеркните пропущенные буквы « у », « и ».

    У Б Т И Н С У Ю Ч И Я И Э У Д У С Н

    П А В Н У Ф И У Х У Н З И Щ У Г Ф И

    У Ф У Ы А В И О У Р И Л У Д Ж И К У

    – Сколько букв «и» в первом ряду? (3 буквы)

    – Сколько букв «у» в первом ряду? ( 4 буквы)

    – Сколько букв «у» во втором ряду? ( 4 буквы)

    – Сколько букв «и» во втором ряду? (3 буквы)

    – Сколько букв «и» в третьем ряду? (3 букв)

    – Сколько букв «у» в третьем ряду? (5 букв)

    – Сколько букв «у» и «И» во втором ряду? (7 букв)

    9. Дифференциация смешиваемых букв на уровне слов. Развитие звукобуквенного анализа.

    – Буратино хвастался тем, что он справится с любым заданием наших друзей. Но он не смог правильно написать даже отдельные слова.

    Задание. Найдите ошибки в словах, которые написал Буратино, и запишите их правильно. Пропущенные буквы «у» и «и», выделите цветными карандашами (букву «у» – зеленым карандашом, а букву «и»- красным).

    Слова к заданию : картна, грша, кржка, псьма, смка, корзна.

    -Сколько слов вы записали с буквой «И»? (3 слова) .

    -Сколько слов вы записали с буквой «У»? (3 слова) .

    10. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Дифференциация букв «и»- «у» на уровне предложения

    – Очень много ошибок делает Буратино. И все потому, что он не любит трудиться. Но всем хорошо известно, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Жалко, что Буратино не знает эту хорошую пословицу.

    А мы сегодня познакомимся с еще одной мудрой пословицей, но для этого вам необходимо расшифровать таблицу, так как в ней, и «спрятана» новая пословица. Отгадать загадку вам поможет ключ.

    Дети получают индивидуальные карточки с заданием

    Учащиеся читают и затем записывают, пословицу: «Хорошая книга – лучший друг».

    – Почему книгу называют лучшим другом?

    Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
    С тобой интересным бывает досуг,
    Мы время отлично проводим вдвоем
    И наш разговор потихоньку ведем.

    Произнесите пословицу с вопросительной (восклицательной) интонацией.

    Подчеркните буквы « у » и « и » цветными карандашами (букву « у »- красным карандашом, а букву « и »- зеленым).

    11. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания

    – Молодцы ребята, вы справились с трудным заданием. Однако Киска-Ириска и мышка Муся приготовили для вас еще одну очень сложную работу. Я уверена, что и с ней вы справитесь, и покажите Буратино, как хорошо умеете читать.

    Учащиеся получают индивидуальные карточки с текстом.

    Задание . Догадайтесь, как прочитать этот текст. Попробуйте прочитать текст не слева направо, а справа налево. Что у вас получилось?

    ясьтичу тибюл ен онитаруБ

    кобишо огонм теалед нО

    икбишо итэ иливарпси ыМ

    угинк юушорох онитаруБ мирадоп ыМ

    1) Учащиеся поочередно читают по одному предложению.

    2) Каждому учащемуся предлагается записать одно из четырех предложение по выбору логопеда.

    3) Выделить буквы занятия цветными карандашами.

    4) Произнести предложенное предложение с вопросительной (восклицательной) интонацией.

    III. Итог занятия

    – Какие буквы мы учились различать?

    – Почему мы учились их различать?

    1) Найдите в тексте последнего задания слова, в которых встречается буква, состоящая из двух одинаковых элементов.

    2) Назовите слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами.

    Оценка работы учащихся.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация звуков и букв ч – щ в семантическом поле слова «Щучка».

    Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях.

    Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

    Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов.

    Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

    Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш.

    Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

    Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с.

    Дифференциация звуков “С-Ц”

    Урок дифференциации звуков “С-Ц” в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация.

    Индивидуальное занятие “Дифференциация звуков С – С’ в слогах, словах, предложениях”

    Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С’, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику.

    Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш”

    Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]”Дифференциация звуков с-ш”Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки “.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: