Дифференциальная диагностика дизартрии – таблица

Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития

Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. Обычно про таких людей говорят: «У него каша во рту!». Нарушается также темп, ритм и выразительность речи, а при тяжелых патологиях ЦНС человек может вовсе утратить способность к говорению.

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

  • неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
  • нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

Средняя степень – непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.
Читайте также:
Методика коррекции заикания

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

7. Взаимодействие специалистов [4]

Рис. 10. Модель взаимодействия специалистов при коррекции речевых нарушений

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевти-ческих произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; создает музыкальный фон в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.
На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, работали над постановкой диафрагмально-речевое дыхание, голоса, просодической стороной речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
Наиболее приоритетными выступают формы взаимодействия специалистов: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ занятий и др.
Обучение педагогов происходит по перспективному плану работы на семинарах, практических и лекционных занятиях, консультациях, педсоветах, путем самообразования без отрыва от основного места работы и, конечно, на курсах повышения квалификации.
Повышение профессиональной компетентности вооружает сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, формирует необходимые умения и навыки, активизирует обмен информацией, практическим опытом, вырабатывает потребность в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании.
Принимая во внимание то, что не у всех воспитателей развито стремление к этому, отбор педагогов для логопедических групп лучше осуществлять на конкурсной основе, с учетом их речевых характеристик, знаний, умений, личностного потенциала (доброта, любовь к профессии, детям, умение работать с родительским контингентом).
Это стимулирует педагогов к повышению профессионализма, своей квалификационной категории.
Организация коррекционно-развивающей образовательной среды включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Оборудуются речевые зоны с зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, подбирается, наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам; сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, развитие зрительной памяти и совершенствование фонематического слуха.
По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, развитие мелкой моторики и др. В логопедическом кабинете в группе для детей устраиваются уголки для кукло-, сказкотерапии, организуется зона для релаксации, психогимнастики.
Логопедические группы, кабинеты логопедов, оздоровительно-компенсирующий центр желательно сосредоточить в одном крыле, что облегчит организационные моменты, повысит результативность работы.
Перегруппировка детей с целью персонализированного, дифференцированного обучения производится с учетом структуры речевого нарушения, степени поражения, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в логопедизации режимных моментов
и занятий. Воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата. Эта работа проводится в виде «Сказок о Веселом Язычке», пальчиковой гимнастики, народных игр, театра теней. Для нормализации мимики лица используется мимическая гимнастика, «экраны настроения», на которых дети с помощью пиктограмм отражают свое настроение. Это пробуждает доброе, заботливое и внимательное отношение к окружающим людям.
Для развития вербальной памяти эффективны зрительные опоры в виде буквенных схем, которые составляются путем выделения первого звука из обобщающего слова, затем – видовых понятий. Преобразование фонем в графемы подсказывает детям «зашифрованные» слова, значительно расширяет объем вербальной памяти, вселяет уверенность в свои силы, повышает самооценку, способствует формированию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализом, грамотой.
Серьезная работа проводится по автоматизации поставленных фонем и практическому овладению навыками словообразования и словоизменения.
Подход к определению последовательности коррекции звукопроизношения может отличаться от традиционного. Сопоставление данных, полученных экспериментально, с результатами традиционной методики показывает его преимущества: сокращение сроков коррекционной работы, снижение энергетических затрат со стороны ребенка и педагога.
С целью профилактики нарушений письменной речи систематически в игровой форме проводится специальная работа, в результате которой дошкольники овладевают правилами русского языка.
На безударную гласную: «если гласная вызвала сомнение – ты ее скорее ставь под ударение». Дети подбирают проверочные слова: дома – дом, поля – поле, вода – воды; река – реки, стена – стены, леса – лес и т. д.;
На оглушение согласных в конце и середине слова: зуб – зубы, флаг – флаги, сад – сады, уж – ужи; кружка – кружечка, будка – будочка и т. д.
Связь логопедии с математикой широко осуществлялись педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Так, например, в процессе ознакомления с математикой можно отрабатывать лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже), величинные понятия (высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий и др.), которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и зачастую обозначаются однозначно (большой – маленький). Слабым звеном являются и временные понятия (быстро – медленно), дети смешивают и такие понятия, как сегодня – вчера – завтра, дни недели, месяцы, времена года).
Часто бывает нарушена и ориентировка в пространстве (выше – ниже, перед – за, под – над, справа – слева, между, из-за, из-под и др.), что затрудняет освоение предложно-падежных конструкций.
Счет, счетные операции, решение задач помогают детям овладеть согласованием числительных с существительными в роде (один кот, одна рыба, одно полотенце и т. д.), числе (один стул, три стула, пять стульев; одно окно, два окна, пять окон; одна булочка, две булочки, пять булочек).
Развитие связной речи, ее просодической стороны (выразительности, тембра, темпа, силы голоса) можно успешно осуществлять через региональный компонент, например, при ознакомлении дошкольников с бытом и историей донского казачества (опыт работы Л. В. Гаврильченко, А. Р. Красиковой, Г. Г.Чебанян). Так например, в центре развития ребенка № 49 «Олененок» г. Ростов-на-Дону имеется участок, оформленный в духе казачьей горницы. Интерьер, предметы казачьего быта помогают донести до сознания детей, кто такие казаки, как они появились на берегах Дона. В повседневной работе возможно расширить представления детей об историческом прошлом казачества, его традициях, образе жизни человека Дона. Дети узнают о широких просторах донской степи, о том, что она раскинулась от Калачской возвышенности на севере до раздольных кубанских степей на юге, от древнего Лукоморья на западе – до полупустынь Калмыкии на востоке.
У Донского края яркая и богатая история. Наш край знал нашествие гуннов, испытал на себе удары Батыевых и Тамерлановых орд. На донской земле ратники Святослава сокрушили хазар, храбрые русичи Игоря перегородили поле красными щитами, прикрыв русскую землю от половцев. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний под предводительством С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева.
Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей детей, которые не только чувствуют колорит речи донских казаков, но и используют его в своей речи. Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – вот те жемчужины народной мудрости, которые легко воспринимаются ребенком, развивают его вербальную память, способствуют речевому развитию. В них отражены юмор, грусть, любовь к Отечеству.
Большую помощь в работе оказывают куклотерапия и сказкотерапия, которые способствуют развитию связной выразительной речи, преодолению имеющихся речевых нарушений, логофобий, предоставляют детям возможность ощутить уверенность в своих силах, раскрепоститься, полюбить театральную деятельность (Г. В. Беденко, Т. Н. Голубцова, А. Р. Красикова, Г. Г. Чебанян, Г. В. Горшкова, Л А. Рудова).
Куклотерапия – это раздел арттерапии, который используется в качестве основного приема психокоррекционного воздействия на куклу как промежуточный объект взаимодействия взрослого и ребенка. Цель куклотерапии заключается в ликвидации болезненных переживаний, укреплении психического здоровья, улучшении социальной адаптации, развитии самосознания, разрешении конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.
Педагоги делятся опытом использования в реальной жизни игрушек, помогающих снять агрессию, способствующих творческому самовыражению, ослаблению отрицательных эмоций; рассматривают такие приемы, как технику психодрамы, прием неигрового типа «Дед Щукарь», технику косвенного внушения, использование дидактической куклы в логопедической работе.
Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, расширяет репертуар самовыражения ребенка, позволяет достигать эмоциональной устойчивости и саморегуляции, корректирует отношения в системе «родитель – ребенок».
Психолог совместно с логопедом и воспитателями занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности ребенка, проводит тренинги уверенного поведения, знакомит педагогов и родителей с технологиями оказания помощи проблемным детям, испытывающим трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, речевая коммуникация и т. д.). Элементы образовательной кинесиологии мозга успешно активизируют потенциальные и компенсаторные возможности ребенка, способствуют преодолению межполушарной асимметрии мозга, коррекции и профилактике речевых нарушений, в том числе и нарушений письменной речи (моторных дисграфий).
Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих дизартрию на фоне общего недоразвития речи (ОНР), помогают нам в дифференциальной диагностике речевых патологий. Технические навыки детей, особенно штриховка, умение регулировать направление, силу нажима, объем движений являются показателем мышечного тонуса ведущей руки. Все занятия изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, конструирование, рисование) носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики руки, планирующей функции речи, но и ориентировке в пространстве, развитию мышления, творчества.
Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физической культуре описаны педагогом-инструктором А. М. Мащиц. Эти занятия оздоравливают детский организм, способствуют постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, артикуляционной моторики, преодолению межполушарную асимметрию мозга, обогащению словарного запаса, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелость, решительность, настойчивость, скромность, самокритичность, отзывчивость, чувство товарищества и др.
Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогают ежемесячные медико-психолого-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики, коррекции речи, обеспечивается преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержание других занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.
Благодаря такому подходу удается наладить преемственность, достичь необходимого взаимодействия всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц, что положительно отражается на качестве работы (96 % выпускников центра развития идут в школу с чистой речью), на одну треть сокращает сроки коррекционной работы, практически сводит к минимуму возможные рецидивы.
Немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений, особенно у детей дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии, имеет грамотный подбор лингвистического материала.
При его подборе необходимо соблюдать следующие требования: прежде всего, он должен быть значимым для воспитанника, востребованным, доступным по содержанию и, главное, соответствовать его произносительным возможностям.
В ходе работы обосновываются подбор и последовательность предъявления лингвистического материала в процессе автоматизации звуков согласно структуре дефекта; уточняются способы овладения навыками словообразования, особенности понимания детьми отношений, существующих между различными элементами лексической системы и проявляющихся в языке в таких категориях, как многозначность, синонимия и антонимия; анализируются закономерность и частота употребления в речи данных лексико-семантических группировок слов.
Изучая закономерности усвоения семантики слова, специалисты опираются на положения современного языкознания: значение каждой лексической единицы определяется ее соотнесенностью с другими единицами того же уровня. При подборе лингвистического материала для коррекции речи учитываются принципы коррекционной педагогики.

Читайте также:
Российская ассоциация дислексии

Дизартрия, ОНР – в чем разница?

Дизартрия часто бывает частью ОНР (общего недоразвития речи), поэтому нередко в заключении врача стоят сразу два диагноза: ОНР 2 степени и дизартрия, ОНР 3 степени и дизартрия, ОНР 2 уровня, стертая дизартрия и т.д.

Дизартрия является расстройством произносительной стороны речи, возникновение которого связано с иннервацией артикуляционного аппарата. Речь пациентов с дизартрией – нечеткая, смазанная, приглушенная.

ОНР диагностируется при общем недоразвитии всех компонентов речи. У больных не развито произношение, словарный запас, фонематический слух и восприятие.

Отличие дизартрии от ОНР состоит в том, что дизартрия может быть изолированным заболеванием (если нарушается только иннервация), либо сопровождаться нарушением фонематического слуха, тогда как для ОНР характерны разные нарушения.

ОНР поддается коррекции достаточно сложно, так как логопед должен решать проблему всесторонне – развивать артикуляцию, фонематическое восприятие и другие нарушенные функции. В то время как дизартрия является скорее медицинской, чем педагогической проблемой, поэтому заниматься её преодолением должен, прежде всего, невропатолог.

Для того, чтобы объединить детей с ОНР в группы для проведения специальной коррекционной работы в соответствии с тяжестью речевого дефекта, логопеды выделяют четыре уровня развития речи: ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня и ОНР 4 уровня.

Что означает речевое заключение «ОНР 3 уровня, дизартрия»

ОНР 3 степени диагностируется при умеренных отклонениях в формировании разных сторон речи (сложные лексические и грамматические единицы). Для данного состояния характерно наличие развернутой фразы, аграмматичной речи, плохо дифференцированного звукопроизношения, отставание от нормы фонетических процессов. Для установления уровня развития речи необходима логопедическая диагностика.

ОНР 2 степени представляет собой грубую форму нарушения речи у детей, которые не могут самостоятельно продуцировать связные, четкие высказывания. Ребенок с ОНР 2 уровня может изъясняться только простыми фразами, допуская при этом вербальные ошибки, аграмматизмы.

Лексический запас у детей с ОНР 2 уровня скудный, навыки словообразования и словоизменения отсутствуют. Отмечается тяжелое нарушение звукопроизношения и фонематических операций. Для определения степени ОНР проводится психолого-логопедическое обследование.

Основными приоритетами коррекционной деятельности при ОНР и дизартрии являются следующие:

  • совершенствовать восприятие речи;
  • расширить словарный запас;
  • формировать распространенную фразу;
  • развивать грамматические языковые навыки.
Читайте также:
Использование игровых упражнений при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР

Коррекция заболевания

Коррекционная работа по преодолению речевой дисфункции может проводиться как в индивидуальном, так и в подгрупповом и групповом формате (в условиях специализированных логопедических ДОУ).

Задачей логопеда в рамках коррекции ОНР 3 уровня и дизартрии является научить пациента справляться со следующими задачами:

  • усваивать грамматические нормы языка;
  • обогатить лексику;
  • совершенствовать фразовую речь;
  • развивать произносительные навыки;
  • подготовиться к обучению грамоте.

Прогноз и профилактика

Дети с диагностированным ОНР третьей степени могут посещать обычные общеобразовательные школы, однако им необходимо заниматься на школьном логопункте. Благодаря правильно организованному речевому режиму, регулярным занятиям с логопедами и точному выполнению их рекомендаций речь ребенка становится правильной и чистой.

Для профилактики отставания в речевом развитии необходимо предупреждать перинатальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы, создавать благоприятную речевую среду и семейную обстановку, в которых растут дети.

Как правило, речевой прогноз при ОНР 2 степени и дизартрии благоприятен. Грамотное коррекционное обучение позволяет постепенно расширить вербальную активность и повысить уровень речевого развития.

Лечение

Построение логопедической работы при ОНР 2 степени и дизартрии предполагает тесный контакт с медицинскими специалистами: педиатрами, детскими неврологами, челюстно-лицевыми хирургами, реабилитологами.

В первую очередь проводятся мероприятия по лечению основного неврологического нарушения: медикаментозная терапия, лечебный массаж, физиотерапевтическое лечение. Открытая ринолалия требует проведения хирургической коррекции деформации лица («заячьей губы», «волчьей пасти»).

Дизартрия и анартрия

Анартрия – отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает её артикуляционный компонент, то есть коррекцию произносимых звуков и слов с помощью языка, глотки, щёк зубов. Пациенты, страдающие анартрией, понимают услышанную роль.

Дифференциальную диагностику дизартрии проводят врачи и логопеды Юсуповской больницы. С помощью современных методов нейровизуализации определяют место расположения очага поражения, который вызвал дизартрию, в головном мозге. Лечением пациентов занимается мультидисциплинарная бригада специалистов высокой квалификации.

Сходство и различие дислалии и дизартрии

Дислалия и дизартрия – две группы речевых нарушений, которые обладают внешней схожестью, поскольку в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Чем отличается дизартрия от дислалии? Различия проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

Читайте также:
Что такое ОНР

У взрослых дизартрия может развиться у пациентов, которые перенесли черепно-мозговую травму, инсульт, страдают новообразованиями мозга, патологией церебральных сосудов или дегенеративными заболеваниями нервной системы.

При дислалиях неврологи не наблюдают грубых поражений центральной нервной системы. В отдельных случаях определяется органическая микросимптоматика. Проявления дизартрии:

  • Фонетические дефекты речи;
  • Неправильность пульса, дыхания;
  • Слюнотечение;
  • Нарушения голоса, выраженные в различной степени.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает фонетическая сторона речи. Сердечная деятельность, дыхание, голос и моторика преимущественно не нарушаются. Только в случаях ринолалии (механической дислалии), когда имеют место анатомические дефекты нёба, появляется назальность (речь с носовым оттенком), нарушается дыхание и голос.

Сравнительная характеристика дизартрии и дислалии

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии проводится после выявления дефектов нёба или других органов артикуляции. При дислалии у детей отсутствуют психические отклонения от возрастной нормы. Иногда имеют место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалии протекают на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встречаются задержки психического развития по органическому типу, иногда олигофрении.

Эмоционально-волевая сфера и характер детей с дислалией не страдают, в то время как у пациентов, страдающих дизартрией, в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки.

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

В 96% случаев дизартрий встречается псевдопсевдобульбарная форма речевого расстройства. По степени поражения: третья, лёгкая степень дизартрии возникает при одностороннем поражении доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины. У пациентов возникают следующие изменения неврологического статуса:

Избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата (чаще языка). Это приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений. Особенно затруднён подъём кончика языка вверх;

Избирательное повышение мышечного тонуса, которое чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка;

Нарушение темпа и плавность произношения.

Дизартрия второй, средней степени тяжести, возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария коры в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Развивается недостаточность кинетического праксиса (неспособность произносить серии звуков речи). Пациент вынужден искать нужный артикуляционный уклад, что замедляет темп и затрудняет плавность речи. Темп речи замедлен, страдает плавность, нарушения произношения звуков неоднозначны, непостоянны. Речь долго остаётся смазанной, нечёткой.

Тяжёлая дизартрия первой степени характерна для поражения нижних отделов премоторных областей коры головного мозга. У пациентов отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. Возникает недостаточность кинетического динамического праксиса. В связи с этим дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем (звуков речи), особенно слов со стечением согласных. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.

Коррекция дизартрии и дислалии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии в Юсуповской больнице проводится на фоне медикаментозной терапии и реабилитации. Неврологи назначают лекарственные препараты, оказывающие ноотропное действие, витаминно-минеральные комплексы. Реабилитологи применяют следующие виды восстановительной терапии:

  • Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • Акупрессуру;
  • Иглоукалывание;
  • Лечебную физкультуру;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Механотерапию.

При органических формах ринолалии устраняются анатомические дефекты:

Изготавливается индивидуальный глоточный обтуратор;

Проводится хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, хейлопластика, велофарингопластика);

Выполняется аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки.

Для устранения назальности при функциональной ринолалии (дизартрии) применяют физиотерапевтические методы лечения и психотерапевтические методики. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии, вызванной расщелиной твёрдого нёба, проводят до операции и после хирургического вмешательства. В дооперационном периоде проводят артикуляционную и дыхательную логопедический массаж (вибрационный массаж мягкого нёба и пальцевой массаж фрагментов твёрдого нёба). На этом этапе работают над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивают силу и гибкость голоса, расширяют словарь ребёнка, воспитывают слуховое внимание и фонематический слух.

Целью работы по коррекции ринолалии в послеоперационном периоде является закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Для этого проводят массаж послеоперационных рубцов нёба, развивают полноценное нёбно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированное ротовой и носовой выдох. Логопеды произношение звуков, устраняют назальный оттенок голоса, работают над ликвидацией пробелов во фразовой речи и лексико-грамматическом строе.

Читайте также:
Если ребенок заикается - рекомендации логопеда

Клиника реабилитации Юсуповской больницы предлагает услуги высококвалифицированных логопедов для взрослых лиц, страдающих дизартрией после перенесенных инсультов головного мозга, черепно-мозговых травм и других заболеваний, которые привели к развитию нарушения речи. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа занятий, позволяющая восстановить речь в короткие сроки. Для того чтобы пройти диагностику и лечение дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Дизартрия

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, вследствие чего происходит нарушение нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате поражения ЦНС.

Дизартрия имеет несколько форм, каждая из которых имеет свою неврологическую симптоматику. Особенность речи детей с дизартрией в том, что их речь звучит «смазано», нечетко, часто нечленораздельно.

Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее лечению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Этиологией дизартрии являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру.

Кроме речевых проблем, при дизартрии так же отмечаются:

  • Недостаточная интеграция в работе двигательно-кинестетических, слухо-зрительных и слухокинестетических систем;
  • Расстройства тонуса мышц (гипертонус, гипотонус или переменный);
  • Нарушения двигательной сферы (гиперкинезы, нарушение координации движений, синкинезии, оральные автоматизмы, такие как сосание, стон, причмакивание)

Степени тяжести дизартрии

Дизартрия у ребенка имеет 3 степени тяжести:

  • Анартрия – это полное отсутствие голоса и речи. Возможны отдельные нечленораздельные звуки.
  • Непосредственно дизартрия. Ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.
  • Стёртая дизартрия. Данный вид заболевания встречается наиболее часто. Ребенок не сильно выделяется среди сверстников, однако при этом достаточно неловок, быстро утомляется в процессе выполнения нагрузок, имеет стойкие расстройства в произношении звуков (по большей части — шипящих и свистящих). При разговоре проблемы с артикуляцией у ребенка выражены неярко, губы двигаются минимально.

Формы дизартрии у детей

По локализации очага поражения головного мозга дизартрия у ребенка может иметь следующие формы:

  • Бульбарная— поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;
  • Псевдобульбарная— обуславливается поражением проводящих систем, обеспечивающих проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга;
  • Подкорковая дизартриясвязана с поражением подкорковых ядер, которые отвечают за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи;
  • Корковая— поражены корковые структуры головного мозга, которые ответственны за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса;
  • Мозжечковая – поражены ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за координированность в работе дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи. Редко встречается изолированно от других видов.

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом. Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга.

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).
Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении). Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске).

Опасность отсутствия помощи специалиста и советы родителям ребенка с дизартрией

Прогноз качества жизни ребенка с дизартрией напрямую зависит от того, насколько рано началась коррекция, насколько качественно, систематично и грамотно она проводилась. Кроме того для того, чтобы прописать маршрут лечения дизартрии, необходима качественная дифференциальная диагностика. Стоит так же отметить, что дизартрия встречается и у детей с нормальным психофизическим развитием, поэтому порой родители могут списать речевые проблемы на возраст ребенка или наследственность. Поэтому родителям, подозревающим у своего ребенка дизартрию, следует как можно раньше обратиться за помощью к профессионалам, не упуская драгоценное время.

Огромная часть успеха в лечении дизартрии у детей зависит и от поддержки близких и родных, регулярных занятий со специалистами, выполнении всех рекомендаций дома.

В случае своевременно начатой терапии, прогноз может быть вполне благоприятным.

Дифференциальная диагностика дизартрии – таблица

В данной статье мы рассмотрим одну из составляющих речи, на которую мало обращают внимание в логопедической работе, больше акцентируясь на фонемах при работе над постановкой речи. Речь идет о просодической организации речи. Она, безусловно, играет второстепенную роль у людей с развернутой, развитой речью, но у ребенка, который только начинает строить и совершенствовать свою речь, она играет первостепенную роль.

Читайте также:
Презентация: Оптическая дислексия и дисграфия

Как известно, просодика изучается многими науками, такими как логопедия, педагогика, психология, медицина, лингвистика, литературоведение, музыковедение и другими, поэтому в литературе встречаются разные подходы к определению объема и содержания понятия «просодика».

Так, например, во многих исследованиях в области психологии и педагогики под просодией авторы понимают совокупность следующих ритмико-интонационных элементов речи:

логическое ударение, соотнесение отрезков речи по длительности, мелодика, интонация, сила голоса, паузация, общий темп речи, ритм, тембральная окраска и тон [1].

Интерес специалистов разных научных областей к просодической стороне речи неслучаен. Ученые сходятся во мнении, что просодические компоненты необходимы для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания, важны для формирования культуры речи и культуры общения [2].

На современном этапе развития логопедии особое значение приобретает проблема формирования просодической стороны речи при дизартрии. Ребёнку с нарушением просодических компонентов речи сложно успешно контактировать со сверстниками и взрослыми, ведь невнятная, монотонная и тихая речь режет слух больше, чем неправильно произнесенный звук. Если нарушение просодических компонентов речи вовремя не выявить, то в дальнейшем оно приведёт к отрицательным изменениям в формировании и развитии личности ребёнка. У такого ребёнка сформируется замкнутость и неуверенность в себе, что приведет к проблемам в обучении, а также к таким проблемам, как боязнь и неуверенность в общении со сверстниками и взрослыми.

Важность просодической организации речи подчеркивалась такими исследователями, как А.Н. Гвоздев, Е.Н. Винарская, М.Е. Хватцев, О.Е. Грибова, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкий и другие.

Целью данного исследования явилось описание формирования просодической стороны речи при дизартрии.

Результаты исследование и их обсуждение

Проанализировав данные онтогенеза, можно отметить, что у ребёнка восприятие и усвоение интонационных средств намного опережают формирование словесной речи. Проявления компонентов просодической стороны речи отмечаются у детей уже с младенческого возраста. При нормальном речевом развитии к старшему дошкольному возрасту ритмико-интонационная сторона речи должна быть в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближено к интонационным моделям у взрослых [3].

В условиях дизонтогенеза просодическая сторона речи может нарушаться по-разному. Мы рассмотрим проблему формирования просодической стороны речи в условиях дизонтогенеза на примере дошкольников с дизартрией, ведь, как известно, основными симптомами дизартрии принято считать расстройство произношения звуков, нарушение голосообразования, а также нарушение компонентов просодической организации речи, например темпа речи, ритма, интонации и других [4].

Л.С. Волкова считает, что это связано с органическим поражением центральной и периферической нервной системы и проявляется в нарушении иннервации мышц артикуляционного и голосообразующего отделов речевого аппарата [5].

На сегодняшний день, не привлекая данные психолингвистики о процессе порождения речи, невозможно определить структуру речевого дефекта при дизартрии. При дизартрии наблюдается нарушение реализации двигательной программы за счет того, что у детей не сформированы операции внешнего оформления высказывания, а именно, как уже говорилось выше, из-за артикуляционно-фонетических, просодических, голосовых и темпо-ритмических нарушений [5].

Нарушения просодической организации речи у детей с дизартрией варьируются от незначительных изменений некоторых акустических характеристик до сложных голосовых расстройств и являются диагностическим критерием при дифференциации сложной дислалии и дизартрии [6].

Так, например, Л.В. Лопатина относит нарушение просодических компонентов речи к главному и наиболее стойкому признаку при дизартрии [6].

После проведения многочисленных исследований Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова в своих работах пишут о том, что нарушение иннервации дыхательных мышц у детей с дизартрией приводит к нарушению у них речевого дыхания. Нарушение дыхания у детей с дизартрией проявляется, прежде всего, в нарушении его ритма и глубины. Мы говорим здесь о ключичном типе дыхания или поверхностном дыхании, неглубоком, частом. Как известно, речевое дыхание является основой звучащей речи и образования голоса. У детей с дизартрией можно наблюдать нарушение координации дыхания и артикуляции. В частности, во время речи дыхание у детей обычно учащается, а после произнесения звука ребенок делает судорожные вдохи, которыми может прерывать фразу или даже слово. Также у детей с дизартрией страдает возможность активного выдоха через рот. Вдох осуществляется через нос, несмотря на постоянно открытый рот. Некоторые дети зачастую прибегают к речи на вдохе, в результате чего у них получается захлёбывающаяся речь. Ребенку как будто не хватает выдоха для того, чтобы сказать слово или фразу, особенно если эта фраза длительная. Нарушение речевого дыхания оказывает влияние на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи. Речь у детей с дизартрией однообразна, монотонна и маловыразительна [6].

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова отмечают, что нарушения голоса – это отличительная особенность ребёнка с дизартрией. Как же проявляются нарушения голоса у детей с дизартрией? Прежде всего нужно сказать о явлениях оглушения или озвончения звонких парных согласных звуков, которые связаны с нарушением вибрации голосовых связок, например при спастичности. Также у детей отмечается общая слабость голоса. Например, чрезмерно тихий голос, глухой, иссякающий во время речи, и это состояние зачастую возникает при паретичности, ослаблении мышц голосового аппарата.

В симптоматике дизартрии выделяется и нарушение тембра голоса. Голос у ребёнка может быть назализован по типу открытой гнусавости, он может быть сдавленный, если у ребенка наблюдается спастичность, монотонный либо форсированный. Также голос у детей с дизартрией бывает чрезмерно высоким, писклявым [7].

В целом, по О.Г. Приходько, голос детей с дизартрией можно описать следующим образом: обычно тихий, часто неравномерный – то тихий, то громкий, монотонный, немодулированный, часто сиплый, хриплый, слабый, затухающий, прерывистый. Данные характеристики голоса могут наблюдаться при разных формах дизартрии и выражаться в различных степенях и сочетаниях.

Также у детей с дизартрией отмечаются слабость или отсутствие голосовых модуляций. Ребенок не может произвольно менять высоту, силу голоса, изменять тембр голоса в начале или в конце предложения. Чаще всего дошкольники с дизартрией не могут модулировать голос даже по подражанию взрослому. Диапазон голоса у детей с дизартрией сужен (в пределах трех-четырех тонов). При рассказывании стихотворных текстов в речи детей наблюдается недостаточная сила голоса (голос тихий, слабый) [4].

Читайте также:
Игровые технологии в коррекции заикания

Вместе с тем следует подчеркнуть, что фраза у детей формулируется нечетко. Нарушение дыхания приводит к изменению ритма речи, неправильности расстановки пауз и смысловых ударений в речевом потоке.

При исследовании восприятия логического ударения дети часто не выделяют в предложении акцентированное, утрированно произнесённое слово. Также дети с дизартрией не могут при самостоятельном произнесении выделить голосом определенное слово во фразе [8].

Г.В. Гуровец доказал, что у многих детей с дизартрией преобладают интонационные нарушения. Так, после обследования дошкольников он сделал вывод: при дизартрии наблюдается сочетание нарушений артикуляции, голоса, мимики, дикции, а также интонационных компонентов речи. Некоторые симптомы проявляются не ярко выраженно, у одних детей преобладают расстройства звукопроизношения, у других – нарушены просодические компоненты речи. Происходит затруднение передачи интонации в восклицательном и вопросительном предложении, при этом речь – монотонна и невыразительна [9].

Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова в своей работе, посвященной дизартрии, также отмечают, что интонация у детей с данным нарушением несколько обеднена. Особенно затруднено воспроизведение повествовательной интонации. У детей можно наблюдать отсутствие пауз между фразами. Дополнительные вдохи детьми делаются в процессе связного речевого высказывания, и в связи с этим возникает необоснованное паузирование [10].

Г.Н. Чиркина считает, что интонационное оформление речи у детей с дизартрией страдает и от нарушения у них мимики, которая облегчает передачу различных видов интонаций.

Как показывает практика, многие дети с дизартрией при выполнении заданий, направленных на восприятие и воспроизведение интонаций, либо нуждаются в помощи логопеда, либо вовсе не способны выполнить задание. Например, задания на изменение интонаций на материале одного и того же предложения вызывают у детей большие затруднения. Детьми допускается значительное количество ошибок, сами ошибки не замечаются [11].

У детей с дизартрией нарушается и темп речи. О.В. Правдина отмечала, что темп речи – это одно из выразительных средств устной речи, зависящее как от скорости произнесения последовательности звуков, так и от частоты и продолжительности пауз между словами и фразами. Нарушение темпа речи у детей с дизартрией обусловлено излишним замедлением или убыстрением речи. Большинство дошкольников говорят быстро. Это явление можно объяснить тем, что у детей еще слабы тормозные процессы и контроль речевой деятельности [8].

В процессе развития речи ребёнка быстрый темп препятствует формированию у него речевых дифференцировок и приводит к закреплению детского неправильного произношения звуков и общей смазанности речи. Замедленный же темп речи О.В. Правдина относит к брадилалии, так как в большинстве случаев он наблюдается единовременно с монотонностью речи, а также нечеткостью и смазанностью произношения звуков [8].

Е.Ф. Архипова указывает на то, что у детей с дизартрией затруднено восприятие ритма изолированных и акцентированных ударов. Также вызывает определенную трудность и воспроизведение ритмов.

Анализируя литературу, можно сказать, что интонационные возможности у дошкольников, страдающих дизартрией, характеризуются следующими особенностями:

● нечётким восприятием и воспроизведением ритмических и слогоритмических структур, мелодических рисунков фраз;

● ограниченными возможностями голоса и логического ударения;

● ошибочным употреблением словесного ударения;

● некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи [12].

Тем не менее в логопедии имеются такие результаты обследования детей с дизартрией, проведенные различными исследователями, например Е.Э. Артёмовой, доказывающие, что есть категории детей, у которых просодическая сторона речи сформирована в полной мере или отмечается нестабильное отклонение от нормы по одному или нескольким просодическим компонентам. У этой группы детей спонтанная речь может быть довольно выразительной, особенно в том случае, если общение с ребенком происходит в какой-нибудь эмоционально значимой для него ситуации, но наблюдаются, к примеру, неточности или грубые ошибки при передаче ритмических рисунков.

При дизартрии нарушения просодической стороны речи крайне разнообразны, специфичны для разных её форм.

Например, бульбарная дизартрия прежде всего проявляется в дисфонии, то есть в нарушении голосообразования. Детям с такой формой дизартрии характерен глухой или гнусавый голос, что приводит к оглушению всех согласных и гласных звуков, а также к их назализации. Характерна диспросодия речи, то есть потеря интонационной окраски речи, ритмико-мелодичной окраски речевого высказывания. При бульбарной форме дизартрии констатируется ограничение движений губ, языка вследствие вялых параличей и парезов. Речь при этом крайне невнятная, смазанная, замедленная.

Для псевдобульбарной формы дизартрии характерны прежде всего яркие проявления спастического паралича в речевой мускулатуре. Из-за гипертонуса мышц нёба у детей наблюдается назализация звуков, то есть гнусавый оттенок голоса. Голос у детей хриплый, напряжённый, происходит частичное озвончение звуков. Из-за спастичности, повышенного тонуса дыхательных мышц дыхание у детей короткое, импульсивное, шумное. При паретической форме псевдобульбарной дизартрии в силу паретичности мышц мягкого нёба у детей также отмечается открытая гнусавость. Речь замедленная, неразборчивая, афоничная, затухающая, со сниженной интонационно-выразительной окраской [12].

Для экстрапирамидной (подкорковой) формы дизартрии характерно то, что мышечный тонус голосового и дыхательного аппаратов постоянно меняется, вследствие чего нет постоянных расстройств фонации. У детей с данной формой дизартрии прежде всего страдает мелодика, интонация и темп речи, утрачивается эмоциональный оттенок речи, речь становится монотонной и немодулированной, а также дизритмичной, в медленном темпе. Во время фразовой речи происходит затухание к концу высказывания, может наблюдаться потеря импульса к речи, то есть появляются внезапные остановки речи, иногда ребенку даже трудно начать говорить.

При мозжечковой форме дизартрии выражена асинхронность дыхания, фонации и артикуляции. Нарушение речевого дыхания выступает как один из симптомов мозжечковой дизартрии. Например, респираторный тремор (дрожание мышц диафрагмы) наблюдается при всех видах произвольного дыхания, особенно необходимого для голосообразования и артикулирования звуков речи. По этой причине речь становится замедленной, толчкообразной, нарушается ударение. Здесь говорится о таком явлении, как скандированная речь, то есть речь с паузами между слогами и между словами. Нарушения дыхания приводят к диспросодии речи. Скандированная речь и диспросодия являются двумя яркими синдромами мозжечковой дизартрии.

У детей с афферентной корковой дизартрией нет нарушений голоса, тембра речи и дыхания, но отмечаются замедленный темп речи, неправильность речи и обилие пауз внутри слов.

Читайте также:
Рекомендации по профилактике и коррекции зеркальных ошибок письма

Данные нарушения просодики связывают с кинестетической артикуляторной апраксией. Ребенок смешивает звуки в речи, не знает, какой звук нужно произнести. Им осуществляется длительный поиск необходимой артикуляционной позы. Поиски артикуляции, безусловно, замедляют темп речи. При эфферентной корковой дизартрии голос у детей достаточно звучный, тембр речи не нарушен. Но у детей развивается кинетическая артикуляторная апраксия. В речи происходит распад ритмических слоговых структур, с превращением их в цепи открытых ударных слогов. При этом нарастает напряженность речи и степень её вокализации, темп речи замедляется [11].

Заключение

Таким образом, проанализировав результаты исследований, которые описывают формирование просодической организации речи у дошкольников с дизартрией, можно сделать вывод о том, что нарушение просодических компонентов речи является ведущим в структуре данного речевого дефекта.

Нарушения просодической организации речи оказывают значительное влияние на речевую активность дошкольников с дизартрией, отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Но просодическая сторона речи играет немаловажную роль не только в речевом развитии ребенка, она также воздействует и на интеллектуальное, эстетическое, физическое и моральное воспитание ребенка. Это является поводом для того, чтобы уделять больше внимания состоянию просодической организации речи дошкольников с дизартрией.

Игры для детей с заиканием: копилка занятий

Время чтения – 12 минут

Опубликовано 7 июн. 2020 г.

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с патологическим состоянием речевых мышц. Выражается частым повторением звуком или их протягиванием, речевыми прерываниями. Причинами часто являются стрессы, инфекции, задержка психического развития.

Дефект речи приводит к комплексами проблемам при взаимодействии со сверстниками, мешает полноценному общению, вызывает немалый дискомфорт. Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.

Эффективность игр при заикании

Для ребят до 7 – 8 лет игра — это учеба, труд, развлечение, попросту говоря — основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.

В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:

  • закрепляются правильные навыки речи и поведения в разных жизненных условиях;
  • новые навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
  • формируется правильное отношение к себе и к окружающим.

Помимо тренировки речи, занятия помогают расширить кругозор, поднять настроение, развить целеустремленность, организованность, сообразительность.

Игры и упражнения на голос и паузы

Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:

  1. Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
  2. Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
  3. Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
  4. На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
  5. «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
  6. «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
  7. «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
  8. «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
  9. «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.

Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».

На развитие речевого дыхания

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

  1. «Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
  2. «Лопнувшая шина». Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
  3. «Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
  4. «Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
  5. «Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
  6. «Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
  7. «Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
  8. «Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.
Читайте также:
Использованием текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Игры и упражнения на развитие темпа речи

Следующие задания учат малышей распознавать быструю и медленную речь, варьировать собственный темп. С разной скоростью произносим:

  • гласные в любой последовательности: а-у-о-и-ы;
  • слоговые ряды с чередованием мягких и твердых гласных (пример: сэ-сы-су-са, зе-зю-зя-зи»);
  • «скороговорки». Например, «У ежа ежата, у ужа — ужата», «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц».

Чистоговорки и скороговорки нравятся детям и поднимают настроение. Сначала выбирайте более простые, постепенно усложняя.

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Разминка

Включает различные маршировки под музыку со сменой направлений. Помогает настроиться на дальнейшую работу.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Расширение диапазона голоса

Следующие игры для детей с заиканием помогают закрепить пройденное и учат варьировать интонацию и тембр голоса, что очень важно для полноценной речи:

  1. Считать от 1 до 10 на различных высотах голоса;
  2. «Теплоход». На звук У произносим звук гудка 3 теплоходов: большого, маленького и среднего в любой последовательности;
  3. Произнести фразу «Я вам приказываю» с разными интонациями: сердито, дружелюбно, равнодушно;
  4. Участвуют 2 человека. Один говорит «Накажу!” с постепенным повышением тембра, а второй говорит «Нет» с понижением.

Подойдут любые упражнения, где нужно подбирать разную интонацию, громкость, скорость речи и ее эмоциональную окраску.

Советы и рекомендации

Помните, что игра должна приносить радость. Ни в коем случае не заставляйте заниматься насильно. Оживляйте упражнения новыми правилами, сочетайте их с чтением, изготовлением поделок, новыми сюжетами.

Создавайте непринужденную обстановку и не сдерживайте двигательную активность. Развитие моторики благоприятно сказывается на улучшении работы речевого аппарата.

Обязательно хвалите ребенка за успехи. Пусть все получится!

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Игровые приемы в коррекции заикания

Светлана Юрчук
Игровые приемы в коррекции заикания

«Игровые приемы в развитии речи дошкольников»

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5–6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

1. Снять мышечный тонус – напрячь кулаки, лицо, ноги, руки. Держись. Напрячься. Расслабиться.

2. Упр на сопротивление (под подбородком давить).

3. Ребенок рождается с правильным дыханием. Раньше с детьми много гуляли, теперь атмосфера не та. Первые сопли появились и пару недель ребенок дышит ртом. Отсюда – частые простуды, затем аденоиды. Вываливается язык и появляется неправильный прикус.

Кто -то наблюдается у ЛОРА, кто -то нет. Выдернули аденоиды – дышит опять через рот. Редко ЛОР скажет о дыхательной гимнастики после удаления аденоидов. Нужно учить дышать.

Дети, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Есть дыхание неречевое, или дыхание физиологическое, а есть речевое. Неречевое осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно и оно позволяет рационально расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идет пауза, за ней продолжительный выдох – источник образования звуков.

Вдох носом, выдох на ладошку, снач 2р., взрослые 4р.

Петь гласные на выдыхе, прибавляя по одной АОУЫЭ

Мы подуем высоко, мы подуем низко, мы подуем далеко, мы подуем близко.

Упр «Фокус» – сдуть ватку с носа.

4. Автоматизация слогов. Отрабатываем слоги с фитнес резинкой. Растягиваем и говорим са-са-са.

Эспандер – со-со-со, я сжимаю колесо.

са-са-са – есть шипы у колеса.

Оса боса и без пояса. (здороваемся с каждым пальчиком).

5. Стих с мячом. На каждое слово передаем мяч «Наша Таня громко плачет».Затем чистоговорка: Карл у Клары украл кораллы 3р. А Клара у Карла украла кларнет 3р. Мячом ведущий меняет направление. (если кто то ошибается – начинаем сначала).

Руками – кулак, ребро, ладонь, хлопок и проговариваем слоги – ра, ро, ру, ры

7. Любит сушки наша Даша,

Сушки – это вам не каша. Муз. «Идем в детский сад»

Читайте также:
Неврологические особенности речевой функции у детей со стертой формой дизартрии

Грушу Гриша грыз на крыше (выделяем 1 слово, затем второе и т. д.) Дирижирую.

8. Формирование гласных звуков у малышей (кукольный театр + буквы)

А – Девочка Аленушка ласковое солнышко,

Воспевает А-А-А, вот и все ее слова.

Э – медведь ревет, не нашел сегодня мед.

У – Самолет летит, самолет гудит

У – я лечу в Москву.

О – Зайчик стонет на лужайке

Зубик заболел у зайки

Зайка стонет о-о-о

Пожалейте- ка его.

И – И поет лошадка

Причеши мне шерстку гладко.

Ы – Рева плачет ы, упала шапка с головы.

Ты не плач и не реви, лучше шапку подними.

9. Звуковой анализ.

Измени первый звук: точка, лук, лак, день, педаль, макет,

Измени последний звук: сыр, сон, сук. Мак, стоп

Измени второй звук: дом-дым, сон, сок, пил, мел

10. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяет уровень развития речи в целом.

Как можно больше игр подбираем на развитие словаря.

«Что в природе происходит?»

Человек легко находи, что в природе происходит

Солнце (что делает) – светит, греет

Птицы (что делают) – прилетают, вьют гнезда, поют

Ветер (что делает) – дует, воет, веет

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

«Что делают эти животные?»

Что животные умеют –

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает…

Кошка – мурлычет, мяукает, крадется, умывается…

«Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди

«Кто может совершать эти движения?»

Кто и что летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Идет – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град

Бежит – человек, животное, ручей, время

Летит – птица, самолет, время. Телеграмма. Ракета. Бабочка. Спутник

«утро, вечер, день и ночь»

Навсегда уходят прочь, Провожать их не спеши

Что ты делал,расскажи:

Что ты делал утром? Вечером? Днем? Ночью?

«Кто кем был раньше?»

Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребенком, шкаф – доской, корова – теленком, велосипед – железом, дуб – желудем, рубашка – тканью, ботинки – кожей, яблоня – семечкой, дом – кирпичем, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребенком.

«Что бывает круглым?» (мяч, шар, колесо, солнце)

Длинным, высоким, колючим.

Игра «Волшебная палочка»(один конец уменьшает, другой увеличивает). Взрослый называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим, в зависимости от конца палочки, которой коснулись до ребенка.

Дом – домик – домище, мост – мостик – мостище, дождь – дождик – дождище, кот – котик – котище.

Для развития пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов. Дети с недоразвитием речи часто опускают предлоги.

11.Игры на усвоение предлогов:

По группе разлетелись осенние листья (снежинки). Предлагается назвать правильно местоположение листика, забрать его и повесить на дерево. Примерные высказывания «Один желтый (оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, полку, гнигу)

12. Закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом произносит одно из родовых понятий.

Рыба – карась, птица – галка, зверь – лиса, цветок – гвоздика, ягода – малина, дерево – клен, одежда – куртка, мебель – кровать, посуда – кастрюля, овощи – капуста.

13. Творческое упражнение на криативность,коммуникацию, воображение «Передай не так как я».Задание: передавать мяч по кругу разным способом, не повторяясь».

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, друзей. Поэтому очень важно, чтобы вы – взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Игровые приемы» Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек,.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Методика обследования состоит из 5 заданий Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей. В качестве лингвистического.

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру.

Игровые приемы развития речи у дошкольников с применением средств ИКТ ИКТ технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности. Аблязова Мунсхон Хурбаевна Воспитатель ГБДОУ.

Игровые приемы в коррекционной работе на этапе автоматизации звуков Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных.

Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.

Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Видео «Игровые приёмы для коррекции звука речи [Л]» Среди детей с трудностями в развитии речи выделяют группу, которую определяют как дети “группы риска по дисграфии (частичное нарушение письма).

Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: