Дидактический раздаточный материал по теме: Дифференциация п – б в словах

Дифференциация звуков П-Б
картотека по логопедии на тему

Практический материал для дифференциации звуков Б-П у детей с нарушением речи.

Скачать:

Вложение Размер
b-p.docx 19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [п]–[б]

I. Четко произносить слоги парами.

1. ба – па па – ба

2. ба – па – ба пя – бя – пя

ба – ба – па пя – бя – бя

па – ба – ба бя – пя – пя

II. Четко произносить слова парами.

бас – пас быль – пыль

бар – пар боль – поль

бух – пух бить – пить

бот – пот бук – пук

бел – пел бока – пока

баня – Паня блошки – плошки

блеск – плеск банки – панки

робот – ропот забор – запор

борт – порт балка – палка

бочка – почка барка – парка

башня – пашня бомба – помпа

бравый – правый булька – пулька

бабочка – папочка багет – пакет

брык – прыг болит – палит

баста – паста барин – парень

былинка – пылинка брага – Прага

был – пыл бобы – попы

баба – папа бабка – папка

III. Добавить слог « БА » или « ПА ».

жа… ре… тум… лам… шай…

ли… вер… шля… бом… лу…

шу… сту… ры… ла… тор…

нер… Лю… Ка… гу… тро…

IV. Четко произносить слова и словосочетания.

Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробочка, байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, машина «Победа», пестрая бабочка, белая булка, полный бидон, бобовый суп, альбом Полины, палуба теплохода, пушистая белка, пять бананов, пять букетов, боевой пистолет, грибной суп, плетеная бечевка, белый пух, пестрые бусы, полевые незабудки, пушистый Барбос, пустой барабан, пустая забава, большая перемена, пломба, беспокойный, проба, пробег, беспризорный ребенок, победная песня, беспокойная публика, неприбранное помещение, порхающая бабочка, бесплатный проезд, барабанная дробь, забинтованный палец, побелка, пропущенная шайба.

V. Четко произносить предложения.

Борин папа купил машину «Победа».

У Любы букет полевых цветов.

Букашка ползет по былинке.

Поля была на поле.

Петя и Боря на палубе.

Бочки наполнены водой.

Почки набухли на вербе.

Бублики положили в буфет.

В булочной продают баранки и пряники.

Паша купил бананы.

Паша любит бананы.

Поля помогала Боре варить борщ.

Павел бывал на море.

Павел пел под баян.

Блюдо поставили на буфет.

Беда – в поле лебеда.

Папа купил билет на футбол.

Поля купила билет на балет.

Люба и Поля пошли в лес за грибами.

Грибы забрались под дубы.

Бабушка любит капусту.

По небу плывут белые облака.

У Любы шуба с капюшоном.

Птицы любят арбузы.

Покупатель купил баклажаны и помидоры.

На клумбе распустились пионы.

У Любы байковое платье.

У Любы папочка, а у Поли бабочка.

Около забора будка пушистого Барбоса.

Петя подарил бабушке пестрые бусы.

Папа купил пять бананов.

С дуба на дуб прыгала пушистая белка.

Петя был в парке.

Боре купили барабан.

Бабушка пекла блины.

Папа поймал рыбу.

Ребята пошли на футбол.

Папа купил Любе азбуку.

У папы большая собака.

Собаку зовут Пушок.

У Поли в сачке бабочка.

VI. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

На былинке пылинка, пылинка на былинке.

У быка губа тупа, тупа губа у быка.

С балки упали палки.

У бабы карманы полны бобами.

Утром спозаранку купил баран баранки.

Надел баранки на рога, понес барашкам на луга.

VII. Выучить пословицы.

Попал пальцем в небо.

Либо пан, либо пропал.

Брат сестре – не указ в стряпне.

По воробьям из пушки не стреляют.

Азбука – к мудрости ступенька.

Где нет борьбы, там нет победы.

Рано собрались, да поздно в путь пустились.

Дифференциация звуков [Б], [П], в слогах, словах, фразах.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования»

Методическая разработка

логопедического занятия по теме:

Дифференциация звуков [Б – П] в слогах, словах, фразах.

Цель: Выработать четкую дифференциацию [Б – П] по звонкости и глухости на материале слогов, слов, предложений.

Коррекционно-развивающие:

– закреплять знания детей о согласных звуках и буквах [Б – П];

– учить давать сравнительную характеристику «дежурных» звуков по артикуляции, кинестетическим ощущениям;

– познакомить с основным различительным признаком в звучании глухих и звонких – (громко-тихо);

– развивать фонематический слух, произвольное слуховое и зрительное восприятие;, внимание и память, общую и мелкую моторику.

– совершенствовать графомоторные навыки и ориентирование на листе бумаги.

Коррекционно-образовательные:

– развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, фонематические представления;

– закреплять умение обобщать;

– развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

– развивать навыки самоконтроля;

– воспитывать культуру поведения в работе в паре, индивидуальной и фронтальной;

– работать над развитием умения слушать и слышать друг друга;

– привлечь внимание к языковым явлениям, активизации лексического запаса.

Методы: продуктивный, частично поисковый, наглядности, контроля и самоконтроля.

Приемы: игра, активизация внимания.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Виды учебной деятельности:

Работа с картинками, схемами, в тетради, динамическая пауза, психогимнастика, конструирование.

Оборудование: слоговые таблицы, конверты с предметными картинками «профили», звуков [Б], [П], буквы Б, П, треугольники, квадраты, поощрительные фишки, тетради.

Ход занятия:

Орг. Момент. Вспомните правила работы на логопедическом занятии.

Дети отвечают: Глаза смотрят и все видят. Уши слушают и все слышат. Голова думает, а руки помогают.

Определение темы занятия. Логопед произносит слова, дети повторяют отраженно и отвечают на вопрос.

Чем отличаются слова друг от друга?

Тема сегодняшнего занятия звуки [Б], [П].

Обращение к буквам Б, П «профилем» звуков. Сравнительная характеристика по артикуляционным и акустическим признакам, кинестетическим ощущениям.

Буквы читаем и пишем.

Звуки слышим и говорим.

Звук [Б] – согласный, твердый, звонкий. Голос проснулся.

Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Голос спит

Упражнения 1. «Улыбка» 2. «Хомячок»

3. Чередуем упр-е «Улыбка» – «Хомячок»

1. «Блинчик» 2 «Хомячок»

4. Чередуем упр-е «Блинчик» – «Хоботок»

5. Дидактическая игра «Дразнилки»

Мой слы ба , а вам? – па

1. «Распредели по адресам». Работа с предметными картинками. Логопед описывает предмет, дети узнают его, называют, определяют наличие звука [Б] или [П], местоположение его в слове, кладут в конверт по адресу [Б], [П]. При этом хлопают в ладони. Если в слове звук [Б] – громко, если звук [П] – тихо. Предметные картинки: баранки, пирожки, бублики, пирожное, батон, блины, пряники, печенье, пицца, пончики.

Каким одним словом можно все это назвать? – хлебные или хлебо-булочные изделия.

2. Расшифруй слово. Предлагается набор картинок в определенном порядке. Необходимо по начальным буквам «расшифровать» слово.

Шашки, усы, барабан, автобус.

Шуба. Из элементов букв конструируется буква Б. Составляется схема слова ****

Лиса, ананас, пенал, апельсин.

Лапа. Из элементов букв конструируется буква П. Составляется схема слова ****

7. Динамическая пауза.

– Представьте что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке сначала печатную букву Б, затем печатную букву П.

Развитие мелкой моторики. Изображение пальцами букв.

Ребята, выпрямите кисть левой руки и поставьте ее вертикально, зажмите между пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? – Б.

Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? – П.

Дети работают парами. На карточке написаны слова, обозначающие эмоции:радость, грусть, гнев, злость, восхищение.

А) один читает, другой изображает

Б) Один изображает, другой угадывает (эмоцию загадывают самостоятельно)

8. Работа в тетради «Волшебный диктант». Слова со звуком [Б] обозначить треугольником, со звуком [П] квадратом.

Жаба, липа, лампа, рыба, шайба, репка.

Со словами репка, рыба, составить предложение.

9. Игровые упражнения.

Послушай и сосчитай с помощью фишек сколько слов со звуками [Б], [П]. В булочной у нас баранки: булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, курабье, бисквит, витушки.

Должно быть 10 фишек.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

10. Пароль на выход

Ботинки купили брата.

Паутина плетет паука.

Бутон сидит на пчеле.

1. Какие звуки различали на занятии?

2. Какие задания показались трудными?

3. Какое задание понравилось?

Нарисуйте солнышку рот.

(улыбается – занятие понравилось, грустит – было трудно, скучно)

Логопедия М.М. Флерова Ростов – на – Дону 2001 г.

Логопедия М.И. Руденко Ростов – на – Дону, Феникс 2008

Рабочие тетради Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева.

Основы логопедии Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989

Дифференциация звуков [б]-[п] с графической символикой

Разделы: Логопедия

Цель: научить различать и выделять на слух звуки [п]- [б].
Задачи:

  • учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков.
  • развивать фонематический слух,
  • формировать правила ротового выдоха с учетом данной фонемы;
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность,
  • развивать самоконтроль в произношении смешиваемых звуков.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитать у детей навыки самообслуживания.
  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционные профили данных звуков, зеркала, графическая схема звуков, буквы «П» и «Б», предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

– Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» –«Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка» , «Иголочка», «Лопаточка» – «Иголочка». (под счет)

3. Введение в тему:

Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы скажите какой слышите первый звук?

Балет, бык, бег, белка, банка, банан

Дети: звук [б]

Логопед: пакет, пыль, птица, план, питон, плот.

Дети: звук [п]

4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия:

Логопед: Ребята, неслучайно я задала вам такое задание, сегодня мы посвятим наше занятие звукам [б]- [п], найдем разницу между ними.

– Чему мы будем учиться на занятии?

Дети: Мы будем учиться различать звуки [б]- [п].

Логопед: Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Различай звук [б]- [п].

5. Основная часть занятия.

Логопед: Молодцы! ( на доске таблица «Расскажи о звуке» и профили звуков [п]- [б])

Логопед: ребята вы должны зрительно найти разницу и ощутить ее в произношении, что вы слышите? Что видите при произнесении звука? Что ощущаете? Дайте сравним эти звуки и дадим характеристику звукам [б]- [п].

Дети: Звук [п]: согласный, глухой, твердый, смычный.

Я вижу: губы сомкнуты (в первый момент губы сомкнуты, затем – плавно размыкаются).

Я ощущаю: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Спинка языка опущена.

Логопед: произнесите звук [б], проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

Ребенок: Звук [б]: согласный, звонкий, твердый, смычный.

Я вижу, что в первый момент губы сомкнуты, затем — размыкаются. Щеки слегка «раздуваются».

Я ощущаю, что губы сомкнуты в момент вибрации гортани. Под напором струи выдыхаемого воздуха щеки слегка «раздуваются», а после «взрыва» смычки губы размыкаются. Язык свободно лежит на дне ротовой полости.

Я осязаю вибрацию гортани, грудной клетки в момент смычки губ. Струя выдыхаемого воздуха широкая резкая холодная, направлена вперед.

Логопед: найдите разницу при произнесении звуков [п] и [б] , проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

Дети: разница в том, что при произнесение звука [п] голосовые складки не вибрируют, а при [б] -голосовые складки вибрируют.

Логопед: Запомните разницу! Заполните схемы, пользуясь таблицей «Расскажи о звуке»: в каком положение губы, зубы, язык.
Дети заполняют самостоятельно схемы звуков.

6. Физкультминутка. Действия по тексту.

Катит, катит паровоз,
И вагончики везет.
Вот поезд наш идет,
Колеса стучат.
А в поезде этом
Бобрята сидят.

7. Логопед дает задания:

Задание. «Помоги Незнайке».

Дидактический раздаточный материал по теме: Дифференциация п – б в словах

1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.

2. В игре учить имитировать голоса животных и птиц.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б’] — [П’] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).

4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.

5. Учить составлять предложения по опорным словам.

6. Учить анализировать и сравнивать слова.

7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания (работа с предложением).

Задание 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу» (развитие слухового внимания).

Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц (например, «ку-ку» — кукушка, «мяу» — кошка), а ребенок угадывает, чей это голос.

Задание 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу». Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.

Задание 3. Дифференциация звуков [Б] — [П].

Назвать первый одинаковый звук в словах: батон, булка, баранка.

Назвать одинаковый последний звук в словах: суп, тулуп.

Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [П] и [Б], обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, б, б, п. ; ба, па, по, бу. ; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-ба, ба. ; бу-пу. пу-.

Повтори за взрослым серию слогов:

па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба.

Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:

па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.

Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?

Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):

банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.

Задание 4 Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в названиях.

Подобрать слова со звуками [П] и [Б].

Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).

Задание 5 Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

Почка — бочка, пар — . пот — . пой — . папа — . пашня — . пас — . правый — . палка — .

Задание 6. Дифференциация звуков [Б’] — [П’].

Назвать первый звук в словах: бегемот, белка, бизон ([Б’]).

Назвать первый звук в словах: Петя, первый, пила ([П’]).

Сравнить артикуляцию звуков [П’] и [Б’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б’]»:

бь, пь, пь, бь. ; пя, бя, би, пи. ; береза, белка, писать.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

пя-бя, пи-. ; би-пи, бя.

Повторить за взрослым ряд слогов:

пи-пи-бй, би-би-пй, би-пй-би, пи-бй-пи, пй-би-би, бй-пи-пи.

Задание 7 Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Б’] и [П’], взрослый при этом картинки не называет

белка, береза, петух, бегемот.

Вспомнить загадки на звуки [Б’] и [П’]. (см. темы № 12, 13).

Вспомнить слова со звуками [Б’] и [П’]. определить место звуков в этих словах (в случае затруднения использовать карточку и зеленые кружки с колокольчиком и без).

Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П’]. на звук [Б’] в слове. Какое новое слово получилось?

Составить предложения с этими словами.

Задание 8. Дифференциация звуков [Б] — [П], [Б’] — [П’].

Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие согласные звуки.

Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву из этого слова (Б — П).

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Задание 9. Звуко-слоговой анализ слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба!»

Чтение, списывание слов, предложений:

Тут папа. Тут баба.

Составление предложений по опорным словам (обратить внимание ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения): баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.

Разработка урока по русскому языку на тему “Дифференциация б – п в словах, словосочетаниях и предложениях”

Описание разработки

Цели и задачи:

упражнять в различении б – п по акустическим признакам в устной и письменной речи на базе слов, словосочетаний и предложений;

учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков;

учить соотносить звук с буквой;

развивать навыки фонематического анализа и синтеза;

совершенствовать навык самоконтроля;

развивать слуховое и зрительное внимание,

развивать ассоциативное мышление;

согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

уточнение и активизация словаря;

Оборудование: буквы Б, П, буквы б – п на карточках с недостающими элементами, дидактический материал.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

– Сядет тот,чье имя начинается на согласную букву; на гласную букву (дети садятся) Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными и активными.

Все, что знаем, не скрываем,

Громко, четко отвечаем.

– Сегодня нам понадобятся знания, которые вы получили на прошлом уроке.

II. Основная часть.

1. Актуализация имеющихся знаний.

– О каких звуках мы говорили на прошлом занятии?

– Какие это звуки гласные или согласные?

– Произнесите звук Б. С помощью руки определите, какой это звук звонкий или глухой?

– Произнесите звук П. С помощью руки определите, какой это звук звонкий или глухой?

– Чем отличаются звуки Б-П?

– Какой буквой на письме обозначается звук Б?

– Какой буквой на письме обозначается звук П?

– У вас на столе лежат карточки, на которых написаны дежурные буквы. Некоторых элементов не хватает. Подумайте и допишите их.

2. «Покажи букву». Если услышишь в слове звук «Б»- покажи букву «Б». Если у слышишь в слове звук «П»- покажи букву «П».(у детей буквы из азбуки)

Слова: платок, будильник, забота, сапоги, посуда, помощь, бумага, работа, зоопарк, компот, браслет, крупа, лопата, палуба, каблук, победа, слабость, прибор.

3. Графический диктант.

– ответь на вопрос одним словом. Запишите в тетрадь буквы «б» или «п» и укажите их место в слове.

Кого ловят рыболовы?(б-3)

Какой день начинает рабочую неделю?(п-1)

Какой день после четверга?(п-1)

О каком овоще говорят «Сто одежек, и все без застежек»?(п-3)

Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли -это…?(п-1)

Какое дерево называется белоствольной красавицей?(б-1)

Назови одним словом: стол, стул, диван…(б-3)

4. «Угадай, какая буква спряталась»

(_умага, _улка, _ульдог, _устырь.). Прочитайте получившиеся слова.

5. Разделите лист тетради на два столбика и запишите в первый столбик слова, в которых есть буква «Б», во второй- «П».(слова из задания № 4)

– Какие слова вы записали в первый столбик? Какие- во второй?

6. Прочитайте словосочетания. (Исправьте ошибку).

Возьмите нужную букву и замените в слове.(работа у доски)

7. Работа по карточкам. Добавить слог «ПА» или «БА».

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Тема: Дифференциация б – п в словах, словосочетаниях

упражнять в различении б – п по акустическим признакам в устной и письменной речи на базе слов, словосочетаний и предложений;
учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков;
учить соотносить звук с буквой;
развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
совершенствовать навык самоконтроля;
развивать слуховое и зрительное внимание,
развивать ассоциативное мышление;
согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
уточнение и активизация словаря;

Оборудование: буквы Б, П, буквы б – п на карточках с недостающими элементами, дидактический материал.

Ход занятия:
I. Оргмомент
– Сядет тот,чье имя начинается на согласную букву; на гласную букву(дети садятся) Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными и активными.
Все, что знаем, не скрываем,
Громко, четко отвечаем.
– Сегодня нам понадобятся знания, которые вы получили на прошлом уроке.
II. Основная часть
1. Актуализация имеющихся знаний.
– О каких звуках мы говорили на прошлом занятии?
– Какие это звуки гласные или согласные?
– Произнесите звук Б. С помощью руки определите, какой это звук звонкий или глухой?
– Произнесите звук П. С помощью руки определите, какой это звук звонкий или глухой?
– Чем отличаются звуки Б-П?
– Чем они похожи?
– Какой буквой на письме обозначается звук Б?
– Какой буквой на письме обозначается звук П?
– У вас на столе лежат карточки, на которых написаны дежурные буквы. Некоторых элементов не хватает. Подумайте и допишите их.
2. «Покажи букву». Если услышишь в слове звук «Б»- покажи букву «Б». Если у слышишь в слове звук «П»- покажи букву «П».(у детей буквы из азбуки)

Слова: платок, будильник, забота, сапоги, посуда, помощь, бумага, работа, зоопарк, компот, браслет, крупа, лопата, палуба, каблук, победа, слабость, прибор.

3. Графический диктант.

-ответь на вопрос одним словом. Запишите в тетрадь буквы «б» или «п» и укажите их место в слове.

Кого ловят рыболовы?(б-3)

Какой день начинает рабочую неделю?(п-1)

Какой день после четверга?(п-1)

О каком овоще говорят «Сто одежек, и все без застежек»?(п-3)

Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли -это…?(п-1)

Какое дерево называется белоствольной красавицей?(б-1)

Назови одним словом: стол, стул, диван…(б-3)

4. «Угадай, какая буква спряталась»

(_умага, _улка, _ульдог, _устырь .). Прочитайте получившиеся слова.

5. Разделите лист тетради на два столбика и запишите в первый столбик слова, в которых есть буква «Б», во второй- «П».( слова из задания № 4)

– Какие слова вы записали в первый столбик? Какие- во второй?

6. Прочитайте словосочетания. (Исправьте ошибку.

Возьмите нужную букву и замените в слове.(работа у доски )

7. Работа по карточкам. Добавить слог «ПА» или «БА».

8. Физминутка (с мячом). Замени в слове первый звук на звук «Б», проговори что получилось

Пил- пас- пить- правый-

Порт- Паня- палка- пашня-

Пар- пыль- пока- пел-

Пух- почка- плеск-

9. Составь предложения из слов.( отдельные слова на карточках)

1) Полина, грибы, собирать

2) Бабушка, угостить, внук, пирог

3) Даша, из, букет, цветов, собирать

4) Плывёт, бочка, по, море

Записать в тетрадь первое и второе предложение, подчеркнуть букву «Б»- одной чертой, букву «П» -двумя.

Итог: Сегодня мы учились различать звуки П-Б, соотносить их с буквой .Все ребята справились с заданиями, но особенно хорошо работали…

Акустико-мнестическая афазия ( Сенсорно-мнестическая афазия )

Акустико-мнестическая афазия — это расстройство речи, обусловленное неполноценностью слухоречевой памяти. Характеризуется затруднённым повторением словесной цепочки, сложностями подбора необходимого слова в процессе разговора. Диагностика производится по результатам логопедического обследования, оценки неврологического статуса, проведения церебральной МРТ, исследования мозговой гемодинамики, цереброспинальной жидкости. Коррекция афазии осуществляется на фоне лечения основной причинной патологии, включает логопедические занятия, медикаментозную поддержку, общую реабилитацию (массаж, ЛФК).

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы акустико-мнестической афазии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение акустико-мнестической афазии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Термин «акустико-мнестическая афазия» был введён и широко использовался основателем отечественной нейропсихологии профессором А.Р. Лурия. Отдельные авторы применяют название «сенсорно-мнестическая афазия». Патология относится к задним формам афатических нарушений речи. По данным специалистов в области неврологии и логопедии, изолированная форма афазии практически не встречается, обычно речевые расстройства носят смешанный характер с одновременной дисфункцией 2-3 механизмов. Наиболее часто акустико-мнестическая афазия наблюдается в остром периоде ОНМК. Речевой дефект выражен негрубо, иногда остаётся незамеченным на фоне иной неврологической симптоматики, в ряде случаев ошибочно принимается за когнитивное снижение, расстройство нейродинамики.

Причины

Патология развивается вследствие поражения коры средне-задних отделов средней височной извилины доминантного полушария — 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. Изменения церебральных тканей могут носить ишемический, воспалительный, деструктивный, компрессионный характер. Возможными причинами поражения являются:

  • Инсульты. Наиболее частая причина речевых нарушений. По различным данным, афазия наблюдается у 30-60% пациентов с ОНМК. При ишемическом инсульте мнестическая форма афазии возникает вследствие недостатка кровоснабжения и гипоксии соответствующей области мозговой коры, при геморрагическом инсульте — в результате сдавления тканей излившейся кровью.
  • Черепно-мозговые травмы. Ушиб, размозжение церебральных тканей, образование внутримозговой гематомы приводят к повреждению и гибели нейронов, ответственных за слухоречевую память. Зона повреждения расширяется за счёт посттравматического отёка и воспаления.
  • Внутримозговые опухоли. Первичные и метастатические новообразования в височных отделах головного мозга обуславливают речевые нарушения двумя путями. Инвазивно растущие неоплазии вызывают деструкцию окружающие тканей. Отграниченные опухоли по мере роста начинают сдавливать церебральные структуры и питающие их сосуды.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, церебральные абсцессы с расположением очагов воспаления в области 21, 37 поля приводят к дисфункции ответственных за речь нейронов. Воспалительный отёк, компрессия, дисметаболизм в зоне поражения становятся причиной апоптоза нервных клеток, нарушения межнейрональных связей.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Начальные стадии болезни Альцгеймера, болезни Пика, лейкоэнцефалита Шильдера могут протекать с фокальной дегенерацией, демиелинизацией области средней височной извилины. Возникает прогрессирующая акустико-мнестическая дисфункция, со временем переходящая в смешанную сенсомоторную афазию.

Патогенез

Артикуляция речи, фонематический слух в норме. Патогенетической основой данного речевого расстройства является нарушение слухоречевой памяти. Согласно предположениям, у пациентов повышена тормозимость слухоречевых следов. Клинически это выражается забыванием предыдущих услышанных слов при восприятии новых. Другим патогенетическим аспектом данной патологии считается ограниченность объёма слухоречевой памяти. Дефект негативно отражается на способности к письму, счёту, чтению.

В большинстве случаев поражение задневисочных областей (поле 37) сопровождается нарушением их связи с близлежащими оптико-гностическими структурами затылочной доли. В результате возникают затруднения в соотношении словесного обозначения предмета и его зрительного образа, страдает смысловая сторона речи. Следствием являются клинически наблюдаемые сложности восприятия сказанного и трудности подбора необходимых слов в экспрессивной речи.

Симптомы акустико-мнестической афазии

Типична диссоциация между нарушенной способностью повторить несколько обращённых к пациенту слов и нормальным воспроизведением отдельно сказанного слова. В связи с ограничением слухоречевой памяти больной способен повторить первое и последнее или лишь одно слово из словесной цепочки. Пациент объясняет это проблемой с запоминанием. Ситуация повторяется при повторном прослушивании. Затруднено понимание длинных высказываний, одновременная коммуникация с несколькими собеседниками. Выслушав инструкцию из 5-7 слов, больной улавливает её суть, но может выполнить с ошибками (например, произвести указанное действие другим предметом).

Экспрессивная речь сопровождается сложностями подбора нужного слова, что связано с дисфункцией оптико-гностической составляющей. Возникающая «размытость» значения слов обуславливает большое количество вербальных парафазий — не всегда подходящих по смыслу словесных замен. Аграмматизмы представлены преимущественно несоответствием глаголов, существительных, местоимений в числе и роде. Больной испытывает затруднения при выражении собственных мыслей, описании картинок, составлении рассказа по отдельным частям.

Дисграфия более выражена при написании под диктовку, характеризуется большим, чем в устной речи, количеством аграмматизмов. Больные плохо запоминают диктуемые фразы, часто просят повторить их фрагменты, способны удержать в памяти не более трёх слов одновременно. Дислексия наблюдается при чтении текстов с предложениями значительной длины. Расстройство слухоречевой памяти обуславливает неспособность удержать в голове читаемый текст, что приводит к непониманию прочитанного. Акалькулия выражается в затруднении арифметических действий с многозначными числами, поскольку пациент не может запомнить числа, переносимые из одного разряда в другой.

Осложнения

Афазия препятствует нормальной коммуникации больного с окружающими, лишает возможности полноценного чтения, письма, выполнения арифметических действий. Указанные изменения неблагоприятно отражаются на качестве жизни, уровне социальной адаптации. Пациентов раздражает неспособность точно донести свои мысли до окружающих. Присоединяются переживания по поводу сопутствующих неврологических нарушений в двигательной сфере, инвалидности. На этой почве возможно развитие невротических расстройств (ипохондрии, депрессии), акцентуация негативных черт характера. Ситуация усугубляется, если акустико-мнестическая афазия принимается врачами и близкими за когнитивное расстройство. Отсутствие специализированного лечения приводит к стойкому закреплению речевой дисфункции.

Диагностика

Акустико-мнестическая форма неочевидна, для её выявления при первичной консультации пациента необходимо всестороннее исследование речевой функции. Диагностика осуществляется совместными усилиями целого ряда специалистов: невролога, афазиолога, нейропсихолога, психиатра. Поскольку диагноз «афазия» является синдромологическим, требуется уточнение этиологии процесса. Комплексное обследование больного включает:

  • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе обнаруживается сопутствующий очаговый неврологический дефицит: спастический гемипарез, патология черепных нервов. Большое значение имеет оценка когнитивных способностей. При отклонениях в психическом статусе требуется консультация психиатра.
  • Диагностическое обследование речи. Осуществляется логопедом-афазиологом комплексно. Выявляется вербальная парафазия, аграмматизмы, снижение слухоречевой памяти, дислексия, дисграфия. Оптико-гностическую дисфункцию диагностируют по отсутствию отличительных деталей предмета на рисунках больного: ручки у чашки, носика у чайника.
  • МРТ головного мозга. Позволяет определить морфологический субстрат заболевания. Визуализирует опухолевые процессы, воспалительные фокусы, дегенеративные изменения, зоны ишемии, внутричерепные гематомы, травматические повреждения.
  • Сосудистые исследования. УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиография назначаются при подозрении на цереброваскулярную патологию. Помогают подтвердить изменения церебрального кровотока, окклюзию сосуда, оценить состояние коллатерального кровообращения.
  • Люмбальную пункцию. Производится при наличии клинических данных за нейроинфекцию с целью получения и исследования цереброспинальной жидкости. При проведении лабораторных анализов определяются воспалительные изменения, конкретный возбудитель, опухолевые клетки, признаки кровоизлияния.

Акустико-мнестическая афазия дифференцируется от других речевых расстройств. Активная экспрессивная речь позволяет исключить моторную афазию, при которой речевая продукция резко ограничена. В отличие от акустико-гностической афазии мнестическая форма характеризуется более законченными высказываниями, отсутствием литеральной парафазии, «речевого салата». Тщательное исследование речи дает возможность отличить афазию от нарушений когнитивной сферы.

Лечение акустико-мнестической афазии

Коррекция речевого дефекта проводится на фоне обязательной терапии основной патологии. В зависимости от вида инсульта осуществляется тромболитическая или гемостатическая терапия. При опухоли, гематоме совместно с нейрохирургами рассматривается возможность радикального удаления, радиотерапии. Больным с нейроинфекцией назначается этиотропное антибактериальное или противовирусное лечение. Терапия собственно речевых нарушений включает две составляющие:

  • Логопедические занятия. Задачей логопедической коррекции является расширение объёма оперативной слухоречевой памяти. По возможности занятия начинаются с первых дней заболевания и осуществляются поэтапно с постепенным наращиванием и усложнением. Вначале задания выполняются с опорой на зрительное восприятие, затем проводятся короткие слуховые диктанты. Рекомендовано заучивание и вспоминание речевых рядов, стихов, песен. Трудности подбора слов в речи преодолеваются путём уточнения их смысла, систематизации, сопоставления синонимов и антонимов.
  • Фармакотерапия. Необходима для стимуляции обменных процессов в головном мозге, восстановления утраченных нейронных связей и функций. Производится сосудистыми (винпоцетин), ноотропными (пирацетам), нейрометаболическими (гамма-аминомасляная кислота) препаратами. В лечении афазий хорошо зарекомендовал себя препарат мемантин.

В период реабилитации пациент нуждается в помощи близких. Продуктивное общение возможно при условии снижения темпа речи, исключения длинных сложных высказываний. Поддержание вербального контакта со стороны родных, помощь в выполнении логопедических упражнений на дому способствуют скорейшему восстановлению речевой функции. Эффективно проведение логопедической реабилитации на фоне общеукрепляющих восстановительных занятий ЛФК, массажа, психотерапии.

Прогноз и профилактика

Исход акустико-мнестической афазии во многом зависит от этиологии причинного заболевания, своевременности начатого логопедического лечения. Упорная поэтапная терапия зачастую позволяет восстановить речевую функцию после перенесённого инсульта, ЧМТ, энцефалита. Нераспознанная, оставшаяся без коррекции афазия может претерпевать незначительный регресс, но речевые нарушения переходят в стойкий резидуальный дефект. Наиболее неблагоприятный прогноз имеет афазия опухолевого и дегенеративного генеза. Профилактические мероприятия подразумевают своевременную терапию цереброваскулярных заболеваний, исключение онкогенных воздействий, предупреждение травматизма, укрепление иммунной системы.

Методы и приемы восстановления речевой функции у больных с акустико-мнестической афазией

Лечение афазии – восстановление речи у больных, потерявших речь, ее методики, первоначально заимствовались из опыта обучения глухонемых (сурдопедагогики) и приемов работы с детьми, страдающими периферическими нарушениями речи. Позже были разработаны специальные логопедические приемы для больных с афазией. Хотя сегодня родственники больных, перенесших инсульт, часто не знают, как восстановить речь, а логопеда в больнице нет. Откладывать восстановление речи в долгий ящик нельзя, через полгода уже будет поздно. Надо обязательно найти логопеда в ближайшем Центре коррекции речи, проконсультироваться с ним и сразу после выписки из больницы начать занятия, используя некоторые приемы дома самостоятельно.

Левша или правша?

После установления диагноза перед началом восстановительной работы очень важно знать, какое полушарие головного мозга у пациента доминантно. Иначе говоря, левша он или правша, поскольку доминантным по речи и другой психической деятельности у правшей является левое полушарие, у левшей – правое. По статистике, абсолютные правши – всего 40-42% населения, абсолютные левши – 5-8%. Остальные 50% – переученные с левой руки на правую или скрытые левши. Часто бывает, что у переученных левшей афазия проходит сама собой спонтанно в течение 2-7 дней. При повреждении правого полушария у левшей афазия менее выражена, поскольку функции пораженных зон компенсируются высокими возможностями левого полушария. Речевые расстройства у скрытых левшей при поражении левого полушария проявляются наиболее грубо, так как при переучивании с левой руки на правую, в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной и височных долях. Итак, чтобы определить левша пациент или правша, нужно пройти следующий тест.

Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)
Определить ведущий глаз. Больному предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь левую, правую).
Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).
Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – левая, правая.
Определение величины лона ногтя большого пальца.
На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.
Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.
Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.
Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.
Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.
Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.
Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

На эти вопросы должны ответить врачу ближайшие родственники больного. По тесту можно определить не только ведущую руку (больше половины ответов), но и скрытое левшество, если на три и более вопроса обнаружен левый тип реакции.
Обычно у левшей-афазиков перспективы по восстановлению речи лучше, чем у правшей, так как функции правого полушария в основном остаются сохранными. При поражении теменной и височной доли левого полушария восстановление речи происходит с опорой на планирующую функцию лобной доли левого полушария, что позволяет больному получить мотивацию к обучению. Трудности восстановления речи у левшей возникают лишь при акустико-мнестической и семантической афазии. У левшей практически не проявляется динамическая афазия за счет высокой взаимозаменяемости функций заднелобных отделов головного мозга.

Методы коррекционной работы при афазии
Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.

Коррекция речи при сенсорной афазии
Основной задачей при акустико-гностической (сенсорной) афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Используя сохранные анализаторы (зрительный, моторный) применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.
Упражнения
Работа по восстановлению фонематического слуха (специальные упражнения) ведется по сюжетным картинкам, подписанным снизу. Сначала берутся два слова контрастные по длине, например, машина и дом. «Покажи, где машина, а где дом». Больной соотносит звуковой образ с буквенным.
Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания. Затем берутся картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию (на-сос, за-бор).
На третьем этапе берутся слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (мак-рак) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Затем его просят вставить пропущенные буквы в словах.

Работа по восстановлению звуков длится 2-3 месяца, затем навыки закрепляют в речи, восстанавливая предметную отнесенность слова. Например, выбрать на картинке все деревянные предметы, всю одежду или обувь. Кроме того, восстанавливают возможность аналитического и глобального чтения. Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими. Параллельно ведется восстановление чтения.

Работа при акустико-мнестической афазии
В случае, когда у больного нарушена слухоречевая память, лечение (коррекционная работа) ведется с опорой на зрительные представления о признаках предмета.
Упражнения
На первом этапе работают по восстановлению предметной отнесенности слов. Показывают больному предметные картинки и просят разложить подписи к ним или выбрать из списка предметов нужный. Например, «приехала машина скорой …»; «пошел в продовольственный…» и т.д. Объясняют функциональное назначение предметов, просят выбрать из множества картинок те, которые наиболее соответствуют ситуации, например, семья за обедом или прогулка по лесу. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты из двух-трех слов с опорой на сюжетные картинки. Ведется работа над схемой тела: показать по инструкции части тела у себя и на картинке.
На втором этапе работают над восстановлением ситуативно-обусловленной речи. Пациент выполняет инструкции, указывает на названный предмет, заполняет анкету, ведет ситуативную беседу. Впоследствии больному предлагают повторить серию слов или автоматизированные ряды, например, посчитать до 10, определить и дорисовать недостающий элемент у предмета, например, носик у чайника и т.д.
Также ведется работа по пониманию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, омонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прослушанного текста. Сохранность фонематического слуха и понимания звуко-буквенной наполненности слова позволяют с первых же дней коррекционной работы составлять развернутые письменные высказывания, предотвращая бедность словарного запаса и аграмматизмов.
Вверх
Коррекция речи (лечение) при семантической афазии
Основная задача логопедической работы – устранение трудности в подборе названий к предметам, обогащение лексики и синтаксических конструкций высказывания. Опора делается на сохранные анализаторы: зрение, слухоречевую память, планирующую функцию речи.
Упражнения
Прежде всего, ведется работа по преодолению пространственной агнозии: восстановление схемы тела, преодоление нарушений зрительно-пространственного восприятия, восстановление связи слова с предметным образом. Конструктивно-пространственная апраксия корректируется через обучение последовательности расчленения рисунка на определенные сегменты. Для понимания наименований предметов необходимо сопоставлять различные свойства и функции целой группы слов, разбивая по категориям: мебель, одежда посуда и т.д.
Также определяется общность слов по их корневой части (лес, лесник, лесоруб), по суффиксальным признакам (столик, ножик). Ведется работа над пониманием синонимов, многозначных слов, переносного значения слова, восстановление причинно-следственных связей события, дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел?»), составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснение стойких речевых выражений, интерпретация пословиц, улавливание логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте.
Для преодоления акалькулии больному предлагают решить логические и математические задачи, уточнить разряд числа (десятки, сотни), закрепляют понятия «минус», «плюс», решают арифметические задачи. При зеркальном написании букв акцент делается на восстановление ориентированности больного в разном расположении предметов (левом, правом), откуда надо начинать писать букву, в какую сторону она «смотрит».

Восстановление речи при афферентной моторной афазии
Преодоление речевых трудностей при афферентной моторной афазии опирается на сохранность зрительного и акустического восприятия.
Упражнения
При грубо-выраженной форме сначала ведется работа по растормаживанию речи, по преодолению эмболофразии, выделение первых артикулем в словах. Перед тем как вызывать звук, больной должен «считывать» его с губ, с языка. Эффективнее начинать работу с вызова контрастных звуков: а, к, у. Для лучшего усвоения логопед использует схемы для каждого звука: а – большой кружок, у – узкий кружок, р – волнистая линия и т.д.
После закрепления артикуляционных навыков переходят к произнесению серии звуков, к звуко-буквенному анализу слова, чтобы избежать перестановок и замен звуков в слове. Используются: сопряженная речь, логопед вместе с больным произносят слова, а затем и устойчивые выражения; чтение автоматизированных рядов; чтение и запись под диктовку отдельных звуков; складывание слов из разрезной азбуки.
Затем переходят к отраженному произнесению слов. С помощью диалога работают над ситуативным пониманием речи и вызывают на ответы.
– Ты хочешь есть?
– Есть, да.
– Ты есть будешь?
– Буду.
– Ты будешь суп?
– Буду суп.

Кроме того, ведется работа по восстановлению аналитического чтения и письма.

Работа при эфферентной моторной афазии
Основная задача – восстановление кинетической моторной программы, преодоление инертности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой, восстановление четкости устного и письменного высказывания.
Упражнения
Для этого используются письменные задания, в которых надо выбрать правильную последовательность слогов в слове. Например, Ле (рство, ка), мо (тва, ли). При грубом нарушении чтения и письма начинают работать над складыванием слогов из разрезной азбуки, составляя сначала двух, а затем и трехсложные слова (во-да, со-ба-ка). Для удобства чтения фразы можно переводить из горизонтального положения в вертикальное. Практикуется сопряженное чтение слов с определенной ритмической структурой. Используя сохранную функцию планирования речи, рисуют схему или план слова, фразы, которые позволяют преодолеть трудности переключения с одного слога на другой, персеверации и эхолалию.
Преодоление аграмматизмов достигается путем дописывания окончаний, вставки предлогов, восстановления смысловой структуры слова. При восстановлении экспрессивной речи дается задание закончить фразу: «я поменял постельное …» или рассказать для чего, какой предмет нужен.
Для развития глагольной лексики используется составления какого-либо плана или режима дня: «Я встал, оделся, умылся….» и т.д. Если чтение полностью нарушено, то используются специальные азбуки с картинками: А – арбуз, В – волк и т.д. Восстановление чтение производится параллельно со звуко-буквенным анализом слов. На поздних этапах больному советуют разгадывать несложные кроссворды.

Коррекционная работа при динамической афазии
Главной задачей при этой форме афазии является восстановление программирующей функции речи.
Упражнения
Больному рекомендуют составлять план действий, программу высказывания с опорой на вопросы, схемы, по серии сюжетных картинок с нарастающим действием. Афазик должен уметь определять последовательность действия героя картин, уметь классифицировать предметы на примере группы изображений: мебель, транспорт и т.д. Логопед создает условия для речевой активности, проводит ролевые беседы, обыгрывая ту или иную ситуацию: «Магазин «Одежда» находится справа от аптеки и слева от гастронома, как мне попасть с противоположной стороны улицы сначала в аптеку, а потом в магазин, где нужно купить хлеб».
Также больного учат преодолевать трудности в понимании переносного смысла слов, просят передать просьбу врача, составить рассказ на заданную тему, пересказать текст по предварительному плану.
Активности речи также способствует обсуждение событий дня, быстрое переключение с одной темы на другую: что было накануне, что будет завтра.
Параллельно ведется письменная работа по восстановлению в тексте пропущенных частей речи, правильное использование приставочных глаголов. На заключительном этапе пишется сочинение по серии картинок, составляются заявления, доверенности, письма друзьям.

Читайте также:
Использование прямых (растормаживающих и стимулирующих) методов при восстановлении речи у больных с моторной афазией
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: