Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий, как средства развития умения узнавать неречевые звуки, различать звуки речи, слоги, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, количество звуков в слове, место звука в слове.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием фонематических процессов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — ЭТО:

  • фонематический слух;
  • фонематическое восприятие;
  • фонематические представления.
  • способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчёт количества звуков в слове.
  • это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Для того, чтобы формирование фонематических процессов у дошкольников проходило в интересной и увлекательной форме, я в своей работе использую самостоятельно – изготовленные игровые пособия. Одно из них хочу представить:

«Фонематический калейдоскоп»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.

Пособие изготовлено в виде панно, на котором расположена тучка (из ткани), к ней на атласных лентах прикреплены капельки («киндер сюрпризы»), наполненные различными сыпучими материалами (крупы, сахар, песок, мука, гвоздики и т.д.); вязанное солнышко, лучики которого также сплетены из атласных лент, закреплены резиночками, которые застегиваются на пуговицы; ёжики (аппликация из ткани), у которого на спине пристегиваются капельки (стеклянные камешки); также изображены цветы (вяжутся крючком), к которым можно пристёгивать бабочек; в центре панно яблонька (аппликация из ткани) с крючками на которые можно вешать яблочки.

«Тучка с капельками» направлена на развитие умения определять не речевые звуки. Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри капельки. Можно сделать пары капелек с одинаковым наполнением, ребенку предлагается найти капельки, которые звучат одинаково.

«Солнце с лучиками», «Ёжик с капельками на спине», направлены на развитие умения определять количество слогов в слове. Ребёнок на каждый слог слова застегивает (отстёгивает) лучик, или прикрепляет (снимает) капельку.

«Яблонька» — на развитие умения определять количество слов в предложении. Проговаривая слова в предложении, ребёнок на каждое слово снимает с яблоньки яблочко. Сколько яблочек снял, столько слов в предложении.

«Бабочки на цветах» — определение места звука в слове (начало – середина – конец).

Необходимо найти звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок садит бабочку на первый цветок, если в середине на второй цветок, если в конце – на третий. Цвет бабочки меняется в зависимости от заданного звука: гласный – красная бабочка, согласный твёрдый – синяя, согласный мягкий – зелёная.

Из опыта работы могу заметить, что использование различных игровых пособий, способствует повышению познавательной и речевой активности дошкольников.

Изучение влияния дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабля А. А.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного развитию фонематического слуха посредством включения в учебный процесс дидактических игр . Представлен анализ литературных источников, раскрывающих взгляды на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабля А. А.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте полезны экскурсии, которые могут показать реальную жизнь уже не в игре.

Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина», а успешному восприятию сложных тем с экономическим содержанием – книга Л.В. Кныше-вой «Экономика для детей, или как Миша стал бизнесменом» [1].

Кроме того, свою роль играют «рабочие» листы – авторские разработки -листы с заданием по теме обсуждаемого занятия.

Роль родителей в экономическом воспитании необходима и важна. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности, ведь семья – это реальная экономика.

Экономическое воспитание и образование по данным материалам осуществляется в детском саду № 550 (МАДОУ ЦРР № 550 «Академия Успеха» г. Екатеринбурга).

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее 5 лет, т.к. это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру окружающему детей, воспитывает положительные черты характера.

Читайте также:
Письмо об организации работы логопедического пункта

Все предлагаемые материалы представляют собой теоретически обоснованную систему научных занятий.

Теоретические и фактические знания усваиваются через выработку практических навыков, что приносит положительные результаты в формировании экономических представлений у детей дошкольного возраста.

1. Кнышева Л.В. Экономика для малышей, или как Мишка стал бизнесменом. – М., 1995.

2. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПб., 2001.

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного развитию фонематического слуха посредством включения

* Студент кафедры Педагогики, образовательная программа «Педагогика и методика начального образования».

в учебный процесс дидактических игр. Представлен анализ литературных источников, раскрывающих взгляды на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова фонематический слух, дидактическая игра.

Важным условием для всестороннего развития ребенка является речь. Чем богаче и правильнее она сформирована, тем легче ребенку высказывать свои мысли, познавать окружающую действительность, находить общий язык с окружающими. Поэтому необходимо заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. В процессе развития речи нужно предупреждать и исправлять все нарушения, которые отходят от общепринятых норм языка.

Перед дошкольным учреждением стоит одна из главных проблем – развитие речи ребенка. Она включает в себя: умение четко произносить звуки и различать их; владеть артикуляционным аппаратом; правильно строить предложения и многое другое. Фонематический слух является одной из составляющих правильно развитой и сформированной речи.

В литературе имеется достаточно определений того, что понимается под понятием «фонематический слух». Это: «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» [4, с. 36]; «тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» [8, с. 51]; «умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке или в словах близких по звучанию, но разных по смыслу» [2, с. 70]. Как видно из приведенных определений все авторы рассматривают фонематический слух как часть естественного физиологического слуха, который позволяет соотносить слышимые звуки с их эталонами.

Как указывает Л.В. Бондарко, если бы фонематический слух не формировался достаточно рано, ребенок не мог бы понимать обращенную к нему речь окружающих его взрослых [2, с. 71]. Гербова В.В. [5, с. 71] отмечает, что в основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки фоне-магического восприятия, благодаря которым развиваются умения и навыки языкового и звукового, а в дальнейшем и звукобуквенного анализа и синтеза. Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Вместе с тем, как указывает учебник «Логопедия» [6, с. 96], нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом грамматических сторон, тормозит развитие связной речи, а, следовательно, вполне возможно торможение и других процессов в развитии дошкольника в целом. Следовательно, одной из задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие фонематического восприятия.

Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то её применение в процессе развития ребёнка является необходимым.

Об использовании игры в процессе обучения детей написано большое количество работ. В частности Е.А. Репринцева [9], проанализировав большой объем источников классиков педагогической мысли, проследила развитие идей и подходов к пониманию игры как феномена, ее возможности в становлении личности ребёнка и освоении им комплекса функций взрослого человека.

Игра, как отмечается в учебном пособии «Психология» [3, с. 256], это один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, соответствующие его возрастным особенностям, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.

Одним из видов игр, используемых в процессе обучения детей, является дидактическая игра. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся [1, с. 4].

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста [10, с. 34]. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям окружающей жизни, способствует их всестороннему развитию.

Для определения влияния дидактической игры на развитие фонематического слуха нами был проведен эксперимент. Он проводился на базе НДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 246 ОАО «РЖД» г. Уссурийска с детьми среднего дошкольного возраста в количестве 31 человек. Эксперимент проводился в несколько этапов.

На первом, констатирующем этапе мы поставили перед собой цель выявить уровень развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста. Для этого использовались диагностические задания из методического пособия «Мониторинг в детском саду», подготовленного коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена [7].

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием здоровьсберегающих технологий

Первое диагностическое задание «Определи место звука в слове» заключалось в том, что дошкольники должны были подобрать картинки с одним и тем же звуком в начале, середине и конце слова. Второе диагностическое задание «Подбери слово с заданным звуком» заключалось в том, что дошкольники должны были устно подобрать слова с заданным звуком в определённом месте в слове. Это задание несколько сложнее первого, так как

перед дошкольниками не было подсказки в виде картинок. В этом задании они могли руководствоваться только своими знаниями и умениями.

В ходе проведения диагностических заданий нами было выявлено, что у детей со средним уровнем развития фонематического слуха возникли особые сложности при выполнении второго задания – самостоятельном подборе слов с указанным звуком в той или иной части слова. При низком уровне развития фонематического слуха у детей возникли сложности при выполнении как первого, так и второго заданий. Воспитанники путались в определении места звука в слове, не могли точно выделить звук, на выполнение задания уходило больше времени, чем обычно требуется ребёнку среднего дошкольного возраста.

Таким образом, можно увидеть, что уровень развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста (в данной экспериментальной группе) в основном находится на среднем уровне. Это свидетельствует о том, что необходимо проводить работу, способствующую развитию фонематического слуха.

Данная работа проводилась на втором, формирующем этапе эксперимента. Целью данной работы является развитие фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста. Для этого с воспитанниками проводились дидактические игры, построенные с учетом особенностей развития психических процессов, возраста детей, степени и характера общего речевого уровня детей.

Занятия с использованием игр и упражнений проводились каждый день в первой половине дня. За каждую неделю было разучено не менее пяти игр, направленных на развитие фонематического восприятия и на развитие слухового внимания и памяти, а также повторялись ранее изученные игры. Дидактические игры проводились в естественных условиях, не нарушая режима детей.

В процессе проведения дидактических игр нашей главной задачей являлось создание условий, при которых дошкольники смогли бы продвигаться по собственному пути; развивали умение мыслить самостоятельно и нестандартно.

Для проведения формирующего этапа эксперимента группа была поделена на две части (16 и 15 человек). С воспитанниками первой подгруппы в количестве 16 человек дидактические игры проводились дополнительно. Они были включены в экспериментальную группу. С дошкольниками второй подгруппы в количестве 15 человек дидактические игры проводились в рамках обычного графика. Они составили контрольную подгруппу.

Каждую выбранную нами дидактическую игру мы старались применить 2-3 раза в течение всего периода формирующего этапа эксперимента через промежуток времени не менее 2 дней. Таким образом, дошкольники не могли просто заучить правильные ответы и запомнить правильные дей-

ствия. Повтор игры через данный промежуток времени способствовал не только очередной проверке дошкольника в развитии фонематического слуха, но и способности ребёнка найти новое решение поставленной педагогом уже немного знакомой игровой задачи. Всё это в системе способствовало обогащению знаний и умений ребёнка.

В ходе проведения дидактических игр нами было выявлено, что далеко не все из них легко и быстро воспринимались детьми. Так, например, «Назови первый звук в слове», «Подбери похожие слова», «Поймай звук», «Какой звук есть во всех словах» на протяжении всего периода работы могли проводиться только с помощью активного вмешательства воспитателя. Дети не всегда, либо на короткий промежуток времени, могли играть в данные игры. Без помощи воспитателя эти дидактические игры проводились короткое время, имели нелогичное завершение и следом быстрое переключение на другую игру, чаще всего подвижную. Поэтому мы большее внимание уделяли на предотвращение данных ситуаций.

Остальные же дидактические игры при повторном занятии уже не требовали столь активного вмешательства педагога. У дошкольников возник интерес, на их проведение дети тратили немного больше времени, чем на указанные выше. Особый интерес и быстрое самостоятельное проигрывание было отмечено в таких дидактических играх, как: «Магазин», «Скажи как я», «Найди предметы». Воспитанники к концу третьей недели могли играть в данные игры при пассивном участии воспитателя. Они самостоятельно могли правильно задавать правила друг для друга и контролировать ответы друг друга.

К концу данного этапа исследования дошкольники познакомились, изучили, самостоятельно могли использовать все предложенные им игры. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу о правильности выбора данных дидактических игр как средства развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.

На третьем, контрольном этапе эксперимента целью явилось следующее – проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по использованию дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Из полученных результатов видно, что использование дидактических игр по развитию у детей фонематического слуха является эффективным средством формирования и развития фонематического слуха у детей 4-5 лет. Дети стали более внимательными, повысилась работоспособность. Они с интересом слушают, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Полученные знания

дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности, играх, самостоятельной деятельности. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

Читайте также:
Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что разработанный нами комплекс дидактических игр по развитию уровня фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста как фактора подготовки детей к школе в повседневной жизни достаточно эффективен.

Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых приемов, игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной работе по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста. Использование предложенной нами серии дидактических игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.

3. Венгер Л.А. Психология: учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 254 с.

5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999. – 156 с.

6. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

7. Мониторинг в детском саду: методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2010. – 592 с.

8. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.

9. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребенка: от прошлого – к настоящему: учеб. пособие. – Курск: Изд-во Курского гос.ун-та, 2004. – 264 с.

10. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 34 с.

«Формирование фонематических представлений через дидактические игры у дошкольников»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Формирование фонематических представлений

через дидактические игры у дошкольников»

подготовила учитель-логопед

ГДОУ ЛНР «Ясли- сад

комбинированного вида №40

»Алые паруса»

Сомова Ольга Владимировна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

. Фонематические нарушения могут носить первичный или вторичный производный характер, а также вести к нарушению грамматической, лексической стороны речи, то есть и связной речи в целом. Поэтому развитие этих функций имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе.

Разработка эффективных методов преодоления нарушения фонематических функций, является одной из актуальнейших задач современной логопедии.

Перспективным в этом отношении представляется использование ведущей для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что «игра – основное условие развития дошкольника, позволяющее ему проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития». Игра значима для развития речи дошкольников. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются дидактические игры. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Домашние животные, Домашние птицы

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при использовании дидактических компьютерных игр.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования дидактических игр в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;

игра практически сводит на нет пассивность ребенка;

занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование дидактических игр оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников с нарушениями речи, используя дидактические игры.

Задачи работы:

1. Посредством дидактических игр обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии :

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов :

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (з)

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Использование дидактической игры при формировании фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Надежда Войнова
Использование дидактической игры при формировании фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» .

В. А. Сухомлинский.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза является одной из важнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического слуха.

Я в своей работе очень много времени уделяю формированию фонематических процессов, использую разные приемы и дидактические игры на развитие фонематического слуха. Чем лучше будут развиты фонематические процессы, тем быстрее будет проходить коррекция речи ребенка.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического слуха не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Многие исследователи подчёркивали роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Это исследования психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки детей к обучению грамоте (А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова и др.). Это выражено в положениях дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А Флёрина, Ф. А. Сохин, концепции о развивающем влиянии игр (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.).

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

От понимания, особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова – как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи.

В работах перечисленных авторов проблема формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Формирование фонематического слуха очень важно, так как его несформированность приводит к недостаткам усвоения письма, т. е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического слуха, легче корректируется и звукопроизношение детей.

Перспективным в преодолении нарушений речи, представляется использование ведущей для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что «игра – основное условие развития дошкольника, позволяющее ему проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития». Игра значима для развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей.

Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определенные звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать.

Некоторые игры, которые я использую в своей работе:

1. Игра «Интересный кубик». Цель- определение места звука в слове.

Ребенку предлагается бросить кубик и назвать ту картинку, которая выпала. Определить где стоит заданный звук (начало, середина, конец слова).

2. Игра «Волшебный цветочек». Цель – подобрать слова на заданный звук. Ребенок составляет ромашку только из тех лепестков, на которых картинки с заданным звуком.

3. Игра «Цепочки слов». Можно проводить с подгруппой детей. Дети называют по очереди слова на заданный звук в начале слова (середине, конце). Кто больше назовет слов.

4. Игра «Магазин». Приходим в магазин и покупаем продукты на заданный звук. Определяем позицию звука в слове.

Роль фонематических процессов в развитии речи детей дошкольного возраста 1.1. Развитие фонематического слуха в онтогенезе. Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом.

Роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников в формировании фонематических процессов В соответствии с требованиями ФГОС ДО возросла роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Игры вызывают устойчивый интерес к.

«Звукозаврики». Дидактическое пособие для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста Цель. Развитие у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха и фонематического восприятия. Описание. Вот таких «Звукозавриков».

Дидактическое пособие «Звуковой конструктор» для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста Я представляю вашему вниманию пособие «Звуковой конструктор». Пособие выполнено на основе кубиков блочного конструктора. На 2 грани блоков.

Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Тема моей методической разработки «Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у старших дошкольников».

Конспект мастер-класса «Применение дидактических игр в формировании фонематических процессов у детей с использованием ИКТ» Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ № 105 Деулина Ирина Александровна Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном.

Конспект проведения дидактической игры по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста «4 времени года» Название: «4 времени года» Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе. Материал:.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Судоку» Дидактическая игра для детей старшего возраста «Судоку» Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления;.

Использование дидактических игр в формировании числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Технология проведения исследования.

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: Педагогика

Читайте также:
Рабочая программа по развитию речи у неговорящих детей 2-4 лет

Дата публикации: 02.05.2019 2019-05-02

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Семенова, А. В. Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58592/ (дата обращения: 18.01.2022).

Касаясь разных проблем общего воспитания и обучения подрастающего поколения, педагоги и общественные деятели прошлого времени (Т. Мор, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др. — в Западной Европе; М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др. — в России), важное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.

У человека, с самого раннего возраста, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Проанализировав различные литературные источники, мы определили, что фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Одной из сторон коррекции ФФНР является развитие фонематических процессов.

Следует предположить, что развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР возможно с помощью дидактической игры. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического восприятия.

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста — писала Н. К. Крупская, — игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания». [1; 478]

В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого — одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. [2]

В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Эти этапы взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учетом принципа «от простого к сложному».

1 этап работы. Узнавание неречевых звуков.

2 этап работы. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе, тембру.

3 этап работы. Различение слов близких по своему звуковому составу.

4 этап работы. Дифференциация слогов. Постепенно в течении этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.

5 этап работы. Дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.

6 этап работы. Развитие навыков элементарного звукового анализа, затем — сложного (умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).

Использование игр и игровых упражнений по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. [3]

Мною было проведено обследование на базе МДОБУ детский сад № 17 «Жемчужинка», комбинированного вида. В исследовании участвовала 2 группы детей, состоящая из 20 ребят старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В ходе проведения обследования в двух группах было выявлено, что у исследуемых детей 0 % имеющих высокий уровень фонематического развития. Средний уровень развития фонематического восприятия имеет всего 40 % детей. Большинство детей имеют низкий уровень развития фонематического восприятия, это составляет 60 % детей.

После проведения коррекционной работы в экспериментальной группе показатели увеличились. Во второй группе не проводились коррекционные занятия — уровень развития фонематических процессов остался на прежнем уровне.

Таким образом, можно сделать вывод, что для улучшения развития фонематических процессов необходимо проведение коррекционных занятий. А так ка в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка, то всю коррекционную работу стоит преподносить как игру.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  1. Селиверствов В. И., Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. // Хрестоматия по логопедии в 2 т. Т.2. /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Силеверстова. — М.,1997.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.// Книга для воспитателя детского сада. Изд.2-е. — М.,1991.
  3. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов дефектолог. фак. пед. институтов — М.
Читайте также:
Консультация логопеда для родителей (Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения)

Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

Актуальность данной темы обусловлена тем, что поступление ребёнка в школу является одним из самых важных этапов в жизни.

Бесплатные занятия с логопедом

Исходя из целевых ориентиров ФГОС дошкольник на этапе завершения дошкольного образования должен уметь выражать свои желания, эмоции и мысли с использованием речи. Владеть устной речью и уметь ее применить в различных ситуациях, строить и использовать по назначению речевые высказывания в ситуациях общения, уметь выделять звуки в словах, и конечно же, у ребёнка должны быть сформированы предпосылки к обучению грамоте.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что поступление ребёнка в школу является одним из самых важных этапов в жизни. Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста овладели грамотной устной, а в дальнейшем и письменной речью. Создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, которая содержит в себе два компонента: фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, которая формируется в период от года до 4-х, звуковой анализ – вторая ступень (после 4-х). Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Формирование фонематического восприятия не должно ослабевать на протяжении всех возрастных этапов. Исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, подтверждено, что звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Д.Б. Эльконин писал: “От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии”. В результате анализа и обобщения научной и методической литературы, а также используя практическую деятельность, был разработан и реализован проект: Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР «Играйка-различайка». Содержание и направление работы охватывает развитие артикуляционной моторики, звуковой стороны речи через дидактическую игру во взаимодействии с родителями и педагогами. Выполнение проектных мероприятий позволит:

Детям – полностью развить навыки фонематического восприятия;

Родителям – повысить интерес к использованию дидактической игры в оказании логопедической помощи ребёнку в условиях семьи; осознать значимость проблемы ребёнка и своего участия в ее решении;

Педагогам – усовершенствовать педагогическое мастерство, приняв проектный метод как вид профессиональной деятельности; преодолеть барьер в общении с родителями, сделав их участниками коррекционно – развивающего процесса. После проведённой комплексной работы у детей произошли значительные изменения в состоянии двигательных функций и речевых возможностей детей. Улучшились показатели состояния артикуляционной моторики – движения стали более точными, координированными, более полными по объему. Все это не могло не сказаться на состоянии звуковой стороны речи. Благодаря тому, что артикуляционные движения стали точными по траектории, полными по объему, работа отдельных групп артикуляционных мышц более координированной у детей, значительно улучшились показатели состояния их звуковой стороны произношения. Выполняя задания, дети экспериментальной группы перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, также стали хорошо воспроизводить слоговые цепочки. Не составило трудности выполнение заданий на выбор слов с заданным звуком. Дети стали свободно отличать дефектное произношение звуков. У родителей повысился интерес к использованию дидактической игры в логопедической помощи ребёнку в условиях семьи. Педагоги усовершенствовали педагогическое мастерство, приняв проектный метод, как вид профессиональной деятельности и преодолели барьер в общении с родителями, сделав их участниками коррекционно-развивающего процесса. Проанализировав состояние фонетико-фонематического развития воспитанников и применяемые в практической деятельности виды и объем работ, их организационные формы, сделан вывод о необходимости более широкого использования именно дидактических игр. Своевременная коррекция звукопроизношения и формирования фонетических процессов будет профилактикой вторичных нарушений, что немаловажно для успешного обучения ребёнка в школе. Работа по данному проекту продолжается, пополняется методическим материалом по самообразованию. Разработана и апробирована картотека игр и упражнений «Играйка-различайка» для развития фонематического восприятия дошкольников для педагогов, которые используют данные игры в образовательной деятельности, в режимных моментах. Для родителей введена новая форма работы «Педагогическая гостиная», в рамках которой проходят мастер-классы: «Играем вместе», «Игры своими руками», разработан цикл семинаров «Работа над ошибками», где проводится система игровых упражнений по развитию у дошкольников фонематического восприятия.

  1. Бондаренко А.К. « Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
  2. Волкова А.Г.«Альбом для исследования фонематической сторон речи дошкольников» Санкт-Петербург.,2006г.
  3. Миронова Н.М «Развиваем фонематическое восприятие», М., 2008г.
  4. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
  5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребѐнка говорить и читать» конспекты занятий и индивидуальные альбомы I,II,III период. М ,2008г. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:23, дипломная работа

Читайте также:
Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников
Описание работы

Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:
1) подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
2) строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического
слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………
1.1. Психологические особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста …………………………..
1.2. Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………..
1.3. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
фонематического слуха у детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………………………….
2.1. Уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по данным констатирующего этапа исследования………………………………………………
2.2. Организация педагогических условий использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов по данным контрольного этапа исследования…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом 25.11.10.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра дошкольной педагогики и психологии

На правах рукописи

Горянина Светлана Васильевна

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специальность 050708 Дошкольная педагогика и психология

ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии

Работа допущена к защите

«___» _________________ 2010 г.

Зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии

кандидат педагогических наук, доцент

Работа защищена «__»_________________ 2010 г.

Глава 1. Теоретические основы развития фонематического

слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию

фонематического слуха у детей старшего дошкольного

Введение

Актуальность исследования обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно произносить все звуковые единицы родного языка, поэтому важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Фонематический слух — это способность дифференцировать звуки речи, опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев[15], В.И. Бельтюков, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно, а формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Первичный фонематический слух становится предпосылкой для более высоких его форм.

Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения, но недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть, производить анализ звуковой стороны слова. Необходимо разрешить противоречия, возникшие между необходимостью учить специальным действиям по анализу звуковой структуры слов, которые Д.Б. Эльконин [57] назвал фонематическим восприятием. Исходя из этого, в формировании фонематического слуха у детей дошкольного возраста основной акцент делается на ориентацию на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий.

Согласно периодизации детства, разработанной Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным[57], А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая. Разработкой дидактических игр по формированию фонематического слуха занимались: Ф. А. Сохин[40], Г. А. Тумакова [45], М Ф. Фомичева[52], А. С. Фельдберг, В. В. Гербова, Г. С. Швайко, А. И. Максаков [31] и другие.

Педагогика ежедневно пополняется не только новым содержанием, но и новыми методами, технологиями и воспитатель не в силах уследить за ними, тем более освоить и использовать в повседневной практике.

В результате педагогические возможности воспитателя ограничены и статичны в рамках знаниевого подхода. При переходе на деятельностный подход, опора делается на преобразование воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в его субъекта. Новые стратегические ориентиры развития общего и дошкольного образования обусловили необходимость поиска таких подходов к практике развития фонематического слуха у старших дошкольников, которые формируют готового к обучению грамоте и письму в школе ребенка, в связи с этим актуализируется проблема исследования влияния дидактических игр и на развитие фонематического слуха у дошкольников.

Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников внесли: А.К. Бондаренко[3], Е.И. Тихеева[44], К.Д. Ушинский, А.П. Усова[47], Л.С. Выготский[10], Д.Б. Эльконин[56], Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина[43], Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М.Монтессори, Ф. Фребель и др. Они характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Читайте также:
Конспект НОД 'Путешествие в город игрушек'

Проблема дидактических игр в педагогической теории не нова и рассматривалась с различных позиций:

– Е.И. Тихеевой, основоположника развития методики развития речи, которая рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах[44].

Детей легче обучить в игре отмечают и доказывают в своих работах известные педагоги: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева[44], Е.Н. Водовозова, А.П. Усова[47]. Психологические исследования, проведенные под руководством А.Н. Леонтьева[26], А.В. Запорожца[38], З.М. Богуславской подтверждают что ощущение, восприятие, память, внимание и другие психические процессы наиболее успешно развиваются в игре.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, воспитатели не используют все возможности дидактической игры в процессе развития фонематического слуха у дошкольников.

Анализ исследований по развитию фонематического слуха у старших дошкольников позволил сформулировать проблему нашего исследования: при каких условиях дидактические игры обеспечивают эффективное развитие фонематического слуха у старших дошкольников.

Проблема определила цель нашего исследования: теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Тема нашего исследования: «Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.

В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:

  1. подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
  2. строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:
    1. на развитие фонематического восприятия;
    2. на развитие фонематических представлений;
    3. на развитие элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.
  3. в процессе руководства дидактическими играми использует в работе с дидактическими играми следующие педагогические приемы:
      • метаграммы, анаграммы, логогрифы.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

      1. Рассмотреть понятия «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «звуковой анализ слова», «дидактическая игра» применительно к старшему дошкольному возрасту.
      2. Выявить значение дидактических игр, в развитии фонематического слуха у старших дошкольников.
      3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия необходимые для развития фонематического слуха у старших дошкольников.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используются следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового и практического опыта педагогов, формирующий эксперимент, анализ полученных данных, методы математической обработки полученных результатов.

Практическая значимость исследования состоит в экспериментальной проверке условий формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Перспективный план работы по использованию дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста может использоваться воспитателями детского сада.

База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Уссурийск.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития фонематического

слуха у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Психологические особенности развития

фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков письма и чтения служит определенный (достаточно высокий) уровень развития фонематического слуха.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Первым ввел понятие «фонема» Л.С. Выготский, доказывая, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Он говорил, что фонема – это не просто звук, а значащий звук, различающий смысл. Обратив внимание и на восприятие фонем, Л.С. Выготский считал, что «овладение фонемой происходит в условиях восприятия других фонем и в соотношении с ними. Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи есть восприятие чего-либо на фоне чего-то. Всякая фонема воспринимается и воспроизводиться как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи»[10].

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя три речевые операции:

1.Способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3.Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: